Принципы вальдорфской педагогики: Вальдорфская школа: система образования, принципы педагогики – история методики и ее суть, методы реализации и использование в современной педагогике, достоинства и недостатки системы

Принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогике



В данной статье рассматриваются условия формирования основополагающих идей Вальдорфской педагогики, отличия и схожесть основных принципов реформаторской и Вальдорской педагогики, анализируются основные положения организации образовательной среды школы Вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера.

Ключевые слова: Вальдорфская педагогика, антропософия, образовательная среда

Начало второго тысячелетия характеризуется сложными процессами развития всех типов школ в Российской Федерации, что детерминирует усиление интереса со стороны российских ученых к прогрессивному педагогическому наследию конца XIX — начала XX века, опыту, накопленному в школах Д. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера и других известных педагогов — реформаторов.

Рудольф Штайнер (1861–1925 гг.) является одним из наиболее значимых реформаторов немецкой педагогики и школы. Сфера его научных интересов обширна: философия, социология, естествознание, химия, математика, архитектура, скульптура, живопись, поэзия. Штайнер — не только выдающий ученый, философ, исследователь творчества Гете, активный общественный деятель, автор значимых трудов в области философии, теории и практики педагогической науки, но и, в первую очередь, основатель антропософии.

Вальдорфская педагогика возникла в период расцвета реформаторского движения в конце XIX — начале XX веков странах Западной Европы, в Германии же она получила самое широкое распространение и признание. Как отмечает Л. В. Образцова, для данного периода характерно возникновение и развитиее широкого общественно — педагогического движения, которое выступает за реорганизацию народного образования, не соответствовавшего требованиям своего времени [1: 49]. По мнению педагогов — реформаторов, место старой системы образования должна была занять ориентированная на целостное, всеобщее, подлинно человеческое живое и жизненное начало система [2: 33]. Единство реформаторской и Вальдорфской педагогики состоят в следующих положениях:

‒ критика старой системы образования и культуры, обновление культурной и социальной среды, в котором основное место занимает образование и воспитание;

‒ основу педагогической науки должны составлять потребности ребенка, а не взрослого сообщества;

‒ искусство и художественное творчество служит главным инструментом воспитательного процесса.

‒ воспитание должно не только способствовать развитию умственных способностей, но и представлять собой целостную систему всестороннего образования сердца, ума и воли.

Несмотря на неоспоримое сходство идей реформаторской и Вальдорфской педагогики по многим проблемам, касающихся философских и антропологических основ педагогического учения, в отношении конкретных деталей организации образовательной среды школы Штайнер имел свое собственное, отличное от других реформаторов школы, мнение. Благодаря данной позиции, Рудольфу Штайнеру удалось создать единую, целостную, апробированную им модель школы, существующую и в настоящее время, вне зависимости от ее месторасположения, времени создания, материальных условий, изменения локальных потребностей ребенка в сфере образования.

Образованию и воспитанию, по Штайнеру, принадлежит ведущая роль в решении социальных проблем. Осенью 1919 года, когда Штайнер выступал против школы как государственного института, имбыла открыта первая Свободная Вальдорфская школа.Штайнер назвал ее «свободной», желая особо подчеркнуть полную ее независимость от государства.

Основным отличием Вальдорфских школ от государственных, по нашему мнению, является свобода выбора содержания образования, организационных форм и методов учебно-воспитательной работы, сотрудничества с родителями. Данные школы имеют право проводить экспериментальную работу, выдвигать, проверять на практике, исследовать свои оригинальные концепции воспитания. В этих школах нет отметок в баллах, второгодников, традиционных форм наказания и поощрения, из данных школ никогда никого не исключают. В процессе творческой учебной, художественной и трудовой деятельности основное внимание в них, в первую очередь,. уделяетсяне только развитию интеллекта, но и воспитанию чувств, воображения, фантазии и воли ребенка

Центральное место в Вальдорфской педагогике занимает формирование личности и компетентность учителя, который в своей деятельности должен исходить из позиции уважения свободы другого человека. Изначально учитель, который хочет работать в Вальдорфской школе, сам должен быть свободной творческой личностью. Ведь только при этом условии он успешно сможет взаимодействовать с другими людьми, мысли и желания которых будут созвучны его собственным. Только в этом случае, учитель, полагал Штайнер, будет иметь возможность воплотить свои педагогические идеи и наработки в жизнь.

Особое место в педагогическом наследии основателя антропософии занимала проблема образовательной, художественно-творческой среды школы.

Образовательную среду, отмечал Рудольф Штайнер, можно охарактеризовать как совокупность психолого-педагогической реальности, сочетающую уже сложившиеся исторические влияния и намеренно созданные педагогические условия и обстоятельства, которые направлены на формирование и развитие личности ученика.

Рассматривая педагогическую технологию создания образовательной среды в Вальдорфской педагогике, можно, выделить следующие концептуальные принципы ее формирования:

‒ природосообразность (данное понятие было введено в философско-педагогический оборот еще Аристотелем, разработано Я. А. Коменским, особо, по своему, оно интерпретировалось в трудах Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского) под которой Штайнер понимал опережающее и определяющее обучение развитие по заранее заданной и генетически детерминированной программе;

‒ свободные воспитание и обучение;

‒ спонтанное свободное развитие природных задатков;

‒ приспособление процесса воспитания и обучения к ребенок, а не его к ним;

‒ прохождение всех основных, необходимых для успешного развития ребенка, этапов процесса обучения в присущем ему индивидуальном темпе;

‒ осуществление воспитания определенных качеств личности в процессе обучения;

‒ соблюдение культа нормативных требований экологии здоровья;

‒ культивирование в школе всех видов творчества, развитие индивидуальности творческой личности средствами искусства;

‒ использование следования, подражания положительным примерам в учебе как средства обучения;

‒ единство развития ума, сердца и руки;

‒ опора на авторитет педагога;

‒ содружество и сотрудничество педагогов и учащихся [См.: 3: 225].

Осуществляя анализ педагогических находок, которые Штайнер ввел в образовательный процесс Вальдорфских школ, следует обратить особое внимание на ихотличительные признаки от многих других школ реформаторского движения:

‒ учебный план Вальдорфских школ предполагает иную возрастную ориентацию, на изложении сущности которой мы более подробно остановимся ниже;

‒ классный учитель (наставник) в Вальдорфских школах преподает все учебные предметы до восьмого класса включительно; в старших же классах он ведет в своем классе основной цикл учебных предметов;

‒ художественное творчество является одним из важнейших компонентов формирования образовательной среды. В своей деятельности Штайнер руководствовался принципом красоты и художественного образности в обучении и воспитании личности, указывая, что все силы души, мысли, чувства, волеизъявления ребенка составляют единое целое и должны рассматриваться в совокупности, что способствует гармоничному развитию личности ребенка.

‒ Вальдорфские школы не допускают второгодничества, отметок, экзаменов, жесткого учета успеваемости. Ситуация переростка в классе, подчеркивают учителя Вальдорфский школ, представляет собой антигуманный акт по отношению к ребенку, который наносит вред не только ему самому, но и другим учащимся данного класса. Штайнер утверждал, что наличие системы отметок в баллах порождает у учащихся ненужное волнение, депрессию, приводит к попыткам обмана, разочарованию. Учителю достаточно своевременно, то есть в каждом полугодии, подробно информировать родителей об успехах детей в усвоении учебного материала и достижения ими определенного уровня воспитанности на родительском собрании.

‒ воспитание стойкости, мужества в преодолении жизненных невзгод, умения во всем полагаться, прежде всего, на свои силы, самостоятельно искать выход из любой трудной ситуации, будучи уверенными, что в особо сложной ситуации можно рассчитывать на помощь учителей, родителей, товарищей.

‒ преподавание «по эпохам», где главной особенностью в Вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, блоками, при котором в процессе занятий учитывается ритм дня, недели, года; продолжительность преподавания учебных предметов по «эпохам» (3–4 недели). Благодаря такому распределению материала жизненные силы ребёнка находятся в оптимально сбалансированном состоянии, учащиеся испытывают чувство удовлетворения, поскольку за каждый из этих периодов они без перегрузок достигли определенных успехов;

‒ преподавание двух иностранных языков, начиная с первого класса, с использованием специальной методики, гарантирующей каждому школьнику хороших результатов;

‒ совместная работа учителей и родителей.

Вернемся к более подробному рассмотрению учебного планирования в Вальдорфских школах с учетом соблюдаемой в них возрастной периодизации, на что обратил внимание еще Карл Штокмайер в монографии «Рудольф Штайнер о преподавании в Вальдорфской школе. Сборник источников для работы школьной педагогической коллегии» [4: 22]. Как уже отмечалось выше, Штайнер утверждал, что первые восемь классов все предметы должен вести один классный учитель, так как такое положение способствует развитию педагогической свободы учителя, вследствие чего учебный материал усваивается ребенком более органично.

В первом и во втором классах дети учатся читать и анализировать прочитанное, писать, рисовать, получают начальные арифметические представления, обучаются пению, музыке, эвритмии, английскому или французскому языкам.

В третьем и четвертом классах основное внимание в процессе обучения уделяется чтению, рассмотрению форм языка, работе с красками, музыке, эвритмии, арифметическим действиям: сложению и вычитанию, работе с данными таблицы умножения, изучению растительного и животного мира, окружающего школьника.

В пятом и шестом классе формируются представления о весе, механике, представления о растениях, животных, метеорологических и климатических понятиях, географии, об арифметических пропорциях.

В седьмом и восьмом классах на первое место в процессе обучения выдвигаются языковые проблемы вплоть до стихосложения, версификации, поэтических форм.

В седьмом классе: закрепляются представления о пути, проходимом пшеничным зерном, посаженным в почву, до изготовления из созревшего зерна готового хлеба.

В восьмом классе изучаются ремесла, растительный мир, основы метеорологии, география, история, геометрия на основе рисования, счет в торговом деле, ведение простой бухгалтерской книги, рисование с перспективой, начала алгебры, астрономии и системы Коперника.

Кроме этого школьники изучают дополнительные, в соответствии с предложенным им выбором, иностранные языки, черчение, планы, карты, математические уравнения, конические сечения, практическую геометрию, нивелирование, строительное искусство, начала химии, техники, представления, основы делового стиля, элементы бухгалтерии, основы антропософского мировоззрения, человека как существа телесного, душевного, духовного, условия оказания первой помощи при несчастных случаях.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что Вальдорфская педагогика представляет собой целостную систему, основанную на антропософской концепции Штайнера о человеке как высшем эволюционном продукте духа. Обучение и воспитание в Вальдорфских школах организационно и методически базируется на его взглядах об оптимальных путях свободной и естественной реализации себя человеком в жизни. Отличительной чертой данной педагогики является то, что она базируется оригинальной философской концепции, обоснованной Рудольфом Штайнером,его взглядам на процесс познания человеком окружающей реальности, содержание образования, смысл и цели обучения, задачи воспитания.

Следует отметить, что обучение и воспитание в Вальдорфских школах способствует развитию мышления, чувств и воли («трех душевных сил») в особом, только им присущем режиме на всех возрастных ступенях, где особое внимание обращается на недопустимость искусственного стимулирования опережающего возрастной барьер развития интеллекта. Существенным в Вальдорфской педагогике является антропософский тип мышления и подход к действительности, педагогические технологии, выработанные в ходе ее развития: образность преподавания, особый ритм школьных занятий, системности и концентрации внимания в процессе обучения, которые имеют в нем производное и подчиненное значение. К учителям Вальдорфских школ предъявляются высокие требования подготовки к преподаванию всех учебных предметов в своем классе в течение первых восьми лет обучения и одного из их циклов в старших классах. Они должны иметь антропософское мировоззрение, относиться к определенному психическому типу личности.

Вальдорфская педагогика не является полностью замкнутой на антропософской концепции системой. Она открыта для изучения педагогами других типов учебных заведений посредством организации учителями вальдорфских школ еженедельных экскурсий, ежемесячных вечеров и праздников для всех желающих, диалога и дискуссий с представителями других направлений педагогической теории и практики, положительного отношения к критике, публикаций по антропософско-педагогической проблематике. Ее можно отнести к «самовоспроизводящейся» системе в рамках поликультурного образовательного пространства не только Германии, но и многих других стран мира, в том числе и России.

В данной статье мы рассмотрели условия формирования основополагающих идей Вальдорфской педагогики, отличия и схожесть основных принципов реформаторской и Вальдорфской педагогики, а также основные принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера.

Литература:

  1. Образцова Л. В. Гуманистическая педагогика и школа Германии конца XIX- начала XX века (1870–1933). Монография. —Пятигорск: М-во образования и науки Рос. Федерации, Пятигор. гос. лингвист. ун-т., 2004. — С. 49.
  2. Вальдорфская педагогика: Антология / Сост. А. А. Пинский и др.; Под редакцией А. А. Пинского. — М.: Просвещение, 2003. — С. 33.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — С. 225
  4. Карл Штокмайер Е. А. Учебный план Вальдорфской педагогики // Воспитание к свободе. Альманах Вальдорфской педагогики. Рождественский выпуск. — 1993. — № 94. — С. 22.

Основные термины (генерируются автоматически): Вальдорфская педагогика, школа, класс, Рудольф, образовательная среда, процесс обучения, учебный материал, образовательная среда школы, Вальдорфская школа, антропософская концепция.

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская методика развития детей является альтернативной педагогической системой, основанной на чувственно-сверхчувственном познании, образном мышлении и сопереживании. Основателем данной методики стал Рудольф Штайнер. Своё название методика получила от названия немецкой сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, что в Штутгарте, хозяин которой первым подал прошение об открытии школы, где обучение детей проводилось по системе Штайнера.

Особенности Вальдорфской педагогики

Особенностью Вальдорфской методики является то, что обучение ребёнка идёт по принципу «неопережения», то есть ребёнка не стараются развивать быстро, делать из него вундеркинда. Ребёнок сам познаёт азы обучения, когда захочет и когда сможет – нужно лишь предоставить все возможности для его развития. При обучении ребёнка нужно использовать недоделанные игрушки и иные пособия, которые будут вызывать у ребёнка интерес их доделать – таким образом, у него будет развиваться фантазия и самостоятельность. При этом знания должны подаваться блоками или «эпохами» по нескольку дней, но иметь в себе три составляющих: духовную (работает мышление), душевную (преподавание музыки и танцев) и креативно-практическую (обучение творчеству: лепке, рисованию, мастерству поделок из дерева, шитью и пр.).

Ритм всех занятий подстраивается под главную тему изучения. К примеру, если в блоке главным предметом идёт математика, то и в других составляющих должен в какой-то степени присутствовать математический компонент. В итоге, когда каждый блок занятий заканчивается, у ребёнка появляется удовлетворение от того, что он что-то узнал или достиг за данный период.

Занятия с детьми разного возраста

Ритмы занятий подбирают под возраст детей. Если взять историю, то её делят на несколько периодов и изучают каждый период в том возрасте, когда он наиболее понятен ребёнку (например, средневековье с его рыцарями и прекрасными дамами проходят в период полового созревания, в 7-ом классе). И при этом в каждом предмете сохраняется творчество, то есть при изучении средневековья дети обязательно ставят спектакли на эту тему, поют песни, посещают экскурсии по историческим местам и так далее.

Основным принципом обучения по Вальдорфской методике является «душевная экономия». Данный принцип заключается в том, что при обучении нужно развивать ту деятельность, которая поддаётся ребёнку без внутреннего сопротивления и стресса. К примеру, с момента смены зубов до полового созревания делается упор на развитие памяти и образного мышления, а после полового созревания развивают уже абстрактное мышление.

До 12 лет по методу Вальдорфской педагогики отвергается «наглядное обучение», поскольку формирование понятий происходит у ребёнка после этого возраста. Альтернативой наглядному обучению здесь служит обучение в сопровождении чувств, то есть чувства – это опора для памяти, так как эмоциональная память считается одной из самых долговременных. Целью обучения является привитие ребёнку знаний за счёт эмоций и преодоления безучастного отношения к познавательному процессу. До 12 лет у ребёнка очень хорошо усваиваются знания, связанные с ритмом, к примеру, прекрасно заучиваются стихотворения и таблица умножения.

При обучении у ребёнка важно вызвать интерес к происходящему вокруг, и для каждого возраста существуют свои интересы и дисциплины, которые ребёнок легко усваивает. Например, дети дошкольного возраста любят играть, слушать сказки, подражать чему-либо, и как следствие, познавательный процесс должен совпадать с его интересами, и обучение должно происходить в подражательно-игровой форме.

Примерно такой же тактики нужно придерживаться и в возрасте 9-12 лет. В 12 лет наступает кризис, и ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира и начинает видеть вещи в реальности. Исходя из этого, с этого возраста нужно начинать обучать ребёнка более реалистичным наукам – таким, как история, география, биология. Кроме того, при воспитании детей нужно стремиться к равновесию воли, чувств и мышления. При этом волю воспитывают в раннем возрасте, чувства – в средней школе, а мышление развивают в старших классах.

Требования Вальдорфской методики к педагогам

Что касается педагога, который проводит обучение, то он должен постоянно повышать квалификацию, следить за своей речью и поведением. Учитель должен объединять коллектив, в котором рекомендуется обучать ребёнка по Вальдорфской методике, быть в нём авторитетом, а затем привязанность к самому себе переводить в привязанность к знаниям и школе.

При обучении важно чередовать активное и созерцательное, так как при постоянном активном обучении самочувствие ребёнка может ухудшиться и интерес к образованию пропадёт. Поэтому нужно чередовать активный познавательный процесс с какими-либо интересными историями, которые рассказывает преподаватель, а истории должны быть такими, чтобы возбудить положительные эмоции и развить свежий интерес к занятиям.
Важно также при обучении ребёнка обращать внимание на социальную среду вокруг него, поскольку обучение будет успешным только тогда, когда ребёнку ничего не мешает и не подавляет извне.

Подходить к обучению следует индивидуально, с учётом характера ребёнка. Не следует в классе сажать темпераментного ребёнка с тихим и робким учеником, поскольку у последнего могут развиться комплексы и пропасть интерес к обучению. Наоборот, нужно сажать детей одного и тоже темперамента вместе, чтобы каждый их них смог посмотреть на себя со стороны, а свои успехи в знаниях сравнивать лишь со своими же знаниями в прошлом. При этом ребёнок не подвергается стрессам, а личность его не обесценивается.

Недостатки Вальдорфской педагогики

Негативным моментом в методике Вальдорфской школы является то, что в основе всех знаний по Штайнеру лежит собственное чувственно-сверхчувственное переживание обучаемого, а не изучение наук, требующих логики, анализа, техники и эксперимента. Кроме того, учение Штайнера постоянно аппелирует к несуществующим понятиям, таким как «эфирные тела», «астральные тела», «высшие духовные тела», к которым восходит ребёнок по мере обучения, что некоторые исследователи считают не совсем нормальным явлением, и если доносить такие мысли до интеллекта ребёнка, то это может сказаться на его психическом самочувствии.

Так что пользоваться данной методикой в первозданном виде лучше не стоит. Кроме того, в Вальдорфских школах весьма негативное отношение к применению лекарственных препаратов (там предпочитают гомеопатию), что может негативно отразиться и на физическом состоянии ребёнка.

Самарская Вальдорфская школа

Принцип разносторонности образования — идея возможно гармоничного сочетания в образовательном процессе факторов развития мыслительных, эмоциональных и волевых функций личности; в частности, это означает наличие относительно большого удельного веса, в учебном плане, предметов эстетического и практически-прикладного циклов.

Принцип педоцентризма — в отборе содержания и методов образования школа ориентируется, в первую очередь, на ребёнка: на актуальное состояние детей и ближайшие перспективы их развития; ребёнок должен чувствовать свою вовлечённость в образовательный процесс — он учится с интересом и хочет ходить в школу. Идея развития на основе гётевского понимания органического метаморфоза — процесс развития ребёнка идёт, во-первых, не линейно, но ступенчато; во-вторых, в этом процессе происходят существенные превращения одних качеств в другие.

Принцип возрасто-сообразности — тесно связан с принципом педоцентризма; требует. постоянной соотнесённости отбора материала, дидактики и методики обучения с психолого- педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития.

Идея педагогики переживания — тесно связана с первым принципом — в плане увязки познавательной и эмоционально-волевой проработки детьми осваиваемого материала; в сочетании с гётевско-штайнеровскими идеями естественнонаучного приводит к тому, что традиционная центральная опора на понятие сменяется ведущей ролью образа — в начальной школе — и, далее, содержательного феномена; также приводит к требованию художественного подхода и стиля в обучении, в т.ч. и по предметам когнитивного цикла. Идея “переживания в обучении” является одной из основополагающих в плане реализации принципа единства обучения и воспитания). 6. Принцип культурной насыщенности и культурной соотнесённости (всякая вальдорфская школа — органическое сочетание идеальных принципов вальдорфской педагогики с духовными, историческими, социальными, культурными условиями своего места и времени, что определяет наполнение и видовую реализации этих принципов.

Принцип жизненной, практической направленности обучения — теоретическое обучение должно постоянно связываться с окружающими жизненными реалиями. Принцип общечеловеческого подхода в образовании, неконфессиональности, светскости.

Идея свободы — конечная цель школьной педагогики — мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.

Названные выше принципы и идеи связаны со следующими дидактическими, методическими, организационно-педагогическими особенностями вальдорфской школы:

  • Наличие специально подготовленного классного учителя как важнейшего субъекта образовательного процесса в начальной и основной школе.
  • Преподавание “по учебным эпохам” (циклам “погружения”, примерно месячным) в форме так называемого “главного урока” (ежедневный первый сдвоенный урок, имеющий особую структуру: ритмическая часть — основная часть — рассказ).
  • Обучение без балльных оценок (даются текущие и годичные качественные оценки состояния и результатов образования ребёнка — исходя, в первую очередь, из развития именно этого ребёнка).
  • Обучение без стандартных учебников.
  • Специальная методика организации работы детей с учебными тетрадями. Большая роль метода “обучения на узловых примерах” (связан с феноменологическим подходом к обучению; задача учителя — отбор центральных, узловых содержательных примеров в каждом предмете, феноменов или “экземпляров”, которые вбирают в себя разнородные учебные материалы).
  • Ритмическая организация обучения и жизни школы в целом (в соответствии с природно- человеческими ритмами, циклами жизни: год — месяц — неделя — день — урок).
  • Наличие структуры внутришкольного управления.

Вальдорфская педагогика Википедия

Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1]педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.

Вальдорфская педагогика основывается[1][2][3] на выделившемся из теософии[4] религиозно-мистическом[4][5][6][7] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.

Эксперт по Вальдорфской педагогике В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии»[3].

Вальдорфские школы являются общеобразовательными[8]. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9]

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах[10], и 1857 детских садов в 65 странах[10], признанных Международным форумом вальдорф / штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[11]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ) (Германия)[12][13][14][15].

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[16]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[17][18][19].

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[20][21]. Некоторые критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[22][23][24]. Религиоведами[источник не указан 2270 дней], а также некоторыми критиками[24] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.[источник не указан 2211 дней][значимость?]

Согласно программному документу Европейского совета вальдорфского образования, формообразующим принципом вальдорфской педагогики является антропософия[25].

Штайнер стремится подчинить педагогику не конъюнктурным требованиям «позднеиндустриального демократического общества достижений», а потребностям развития ребёнка.[26] Эти потребности рассматриваются им в свете его антропософских гипотез о триединстве человека, его четырёх сущностях и учения о темпераментах.[

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *