Примеры абакус – Ментальная арифметика – что это такое? Как научиться ментальной арифметике в домашних условиях?

Ментальная арифметика как инструмент для развития психических процессов ребенка

Л.В.Рябушенко, педагог-психолог высшей квалификационной категории, ГБОУ Школа имени Маяковского, г.Москва

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский

Аннотация. В статье рассмотрены способы развития психических процессов ребенка, представлены данные международных исследований влияния ментальной арифметики на память, внимание. Приведены результаты исследований психических процессов детей в школе г.Москвы. Кратко изложена суть методики ментальной арифметики и результаты, которые можно получить, занимаясь по этой методике.

Основные термины: «Ментальная арифметика», методика «Ментальная арифметика» развитие памяти, развитие внимания, школьники, дошкольники, сложение, абакус, психические процессы, развитие воображения, мелкая моторика.

Между пальцами рук и развитием психики существует совершенно определенная связь. И она является настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук уже давно рассматривают как мощный физиологический стимул развития психических процессов и речи детей.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое, и психическое развитие находится в пределах нормы. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать развивающие игры и упражнения. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией и навыками, нужно превратить обучение в игру.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками;
  • песочная терапия;
  • вырезание ножницами;
  • работа с бумагой, оригами;
  • плетение, лепка.

В настоящее время появился еще один способ для развития мелкой моторики. И связан он со счетом на древнем китайском инструменте – Абакусе. С помощью абакуса в Китае, Японии, Индии, Канаде и европейских странах, а с недавнего времени и в России, дети учатся считать. Результатом обучения является не только быстрый счет в уме, но и всестороннее развитие.

Познакомимся поближе с Ментальной арифметикой. Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая способствует раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

С помощью ментальной арифметики дети могут выполнять в уме математические операции любой сложности — от сложения и вычитания до возведения в квадратную степень и извлечения квадратных корней — без использования калькулятора, компьютера, карандаша и бумаги.

Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике»

Рисунок 1. Абакус

— счет на абакусе (рис. 1). Абакус используется на начальных этапах занятий ментальной арифметикой. В дальнейшем действия происходят в уме, на ментальном образе абакуса.

Кроме этого, дети считают и другими способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе. Используются программы счета, программа «Электронный абакус», ментальная карта (графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). После некоторого периода обучения ребенок начинает считать на воображаемом абакусе, что способствует увеличению объема запоминания. Веселые интересные задания, в том числе на скорость, позволяют подолгу не отвлекаться и научиться концентрироваться. Счет воспринимается как интересная игровая деятельность. Это рождает желание учиться дальше, получать результаты, что в дальнейшем перерастает в устойчивое позитивное отношение ко всему процессу обучения.

Изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи, тем больше наши возможности.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро перерастают в основные черты личности и играют большую роль в формировании успешного будущего.

Вот некоторые данные международных исследований: университеты Великобритании в 2007 году провели исследование среди 3185 детей в возрасте от 7 до 11 лет. [4].

В результате систематических занятий дети значительно улучшили показатели не только по математике, но и по другим дисциплинам. Исследование влияния ментальной арифметики на память детей, проведенное в Китае, [5] зафиксировало значительное улучшение визуальной памяти участников. В исследовании «Оценка памяти учащихся после курсов ментальной арифметики», проходившем в Индии с 2002 по 2004 гг., приняло участие 50 детей в возрасте от 5 до 12 лет. [6]. Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшились зрительная и слуховая память, повысилась концентрация и внимательность.

Исследования зарубежных коллег впечатляют. Мы добавили методики ментальной арифметики к своему многолетнему опыту по развитию памяти, внимания и воображения. В настоящее время она стала базовым инструментом одной из наших программ. В этой статье наши скромные, но, надеемся, многообещающие результаты за год.

В исследованиях приняли участие дети начальной школы и дошкольных отделений Школы имени В.А.Маяковского г.Москвы. Для работы были отобраны дети, имеющие низкий уровень развития памяти и внимания в своей возрастной категории. Были выделены экспериментальная и контрольная группы в каждом из двух возрастов 4-5 лет, и 7-8 лет. В экспериментальной группе занятия по развитию памяти, внимания, воображения проходили с использованием счет «Абакус» и традиционных методик, в контрольной группе использовались только традиционные методики.

Перед проведением занятий всем ребятам было предложено пройти диагностику. Были использованы методики: «Исследование операционных характеристик деятельности и запоминания» Пьерона-Рузера, «Определение объёма кратковременной зрительной памяти», «Оценка оперативной слуховой памяти», методика М.Когана «Опосредованное запоминание», таблицы Шульте [3]. Через 8 месяцев занятий диагностика была проведена повторно. Все дети из экспериментальной группы демонстрировали улучшение своих показателей на 12-18% выше, чем дети из контрольной группы.

Кроме этого, ребята из экспериментальной группы (школьники) по словам учителя улучшили свои учебные результаты, стали более уверенными в себе, мотивированными к учебе, и гораздо более внимательными на уроках. Можно также говорить о проявлении инициативы и высказывании оригинальных, отличных от других школьников, мнений на различные темы.

Рисунок 1. АбакусДошкольники из экспериментальной группы также имели больший в сравнении с контрольной группой процент изменений в положительную сторону, хотя и не такой высокий, как школьники
(6-8%) – в развитии слуховой, визуальной и опосредованной видов памяти.

У дошкольников отмечается большой интерес к выполнению вычислительных заданий, стремление выполнить больше заданий, чем предложено. Можно прогнозировать устойчивый интерес к математике в школе, а также высокий уровень учебной мотивации.

Таким образом, МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА, как базовый инструмент в развитии психических процессов способствует:

  • развитию визуальной памяти и воображения;
  • улучшению внимательности и концентрации, наблюдательности и восприятия на слух: ребенок учится концентрироваться на занятиях, поэтому в дальнейшем, на обычных уроках никогда не упустит того, что говорит и показывает учитель. Благодаря высокой концентрации ребёнок схватывает и запоминает мелочи, которые другие даже не заметят.
  • развитию творческого мышления, пространственного воображения: развивается образное мышление, а вслед за ним – пространственное воображение. В дальнейшем ребенок может с легкостью представлять в уме схемы и мысленно простраивать плоскостные и пространственные задачи, а это улучшает способность выражать идеи графически, создавать планы проектов и чертежи и т.д.
  • развитию уверенности в собственных силах и мотивации к обучению: ребенок понимает, что он умеет то, что не умеют другие, это дает ему уверенность в себе. Это поможет ему достичь успехов в самых разных сферах.
  • успехам в учебе: отвлечение на посторонние предметы и звуки становится значительно меньше, ребёнок может даже в сложных внешних условиях сконцентрировано заниматься нужным делом. Кроме этого на запоминание стихов и правил нужно меньше времени.

Домашние задания по школьным предметам ребенок сможет выполнять намного быстрее, благодаря комплексному развитию интеллектуальных и умственных способностей

Ключевыми отличиями наших занятий по ментальной арифметике являются включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга.

Развитые интеллектуальные способности детей являются прочной основой для успешной учебы и творческого развития.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций /Л. С. Выготский -М.: Просвещение, 1960.
2. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/archive/149/41625/
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: Изд. АПКиПРО РФ, 2000.
4. Lynn R., Irwing P. (2008) Effect of Abakus trainig on the intelligence of Sudanese children. // Personality and Individual Differences. November 2008, Pages 694–696
5. Min-Sheng Chen, Chang-Tzu Wang. Effect of mental abacus training on working memory for children. // Journal of the Chinese Institute of Industrial Engineers 09/2011; 28(6): 450-457
6. Bhaskaran M., Sengottaiyan A., (2006). Evaluation of Memory in Abacus Learners. Indian J Physiol Pharmacol, 50 (3), 225-233

Читать онлайн «Ментальная арифметика. Самоучитель» — автор Ольга Фуст

Ментальная арифметика. Счет на абакусе. Сложение и вычитание

Полное руководство со схемами счета на абакусе. Знакомство с абакусом. Простое сложение и вычитание. Методы «помощь брата», «помощь друга», упрощенные методы счета.

От автора

Считать на абакусе не сложно.

Сложно сформировать устойчивый навык.

Это требует времени, усидчивости, терпения, ежедневных тренировок.

Когда вы начинаете считать, сначала будете медленно производить операции, вспоминать формулы, составы чисел.

Постепенно, скорость увеличится.

Занимайтесь по 15—20 минут каждый день и навык сформируется.

На это может уйти много времени. У детей — год.

У взрослых — полгода.

Дополнением к этой книге является задачник с примерами на все правила.

Вооружившись самоучителем и задачником, вы возьмете арифметическую высоту!

С уважением, Ольга Фуст https://vk.com/olgafust

Введение

Уважаемые коллеги!

Перед вами книга — самоучитель счету на абакусе.

Книга будет полезна преподавателям, родителям, которые хотят самостоятельно изучать ментальную арифметику дома с ребенком или взрослым, которые желают обучиться счету.

Для того, что бы освоить абакус вам нужно:

внимательно читать теоретическую часть,

следить за постановкой рук на абакусе,

выполнять практические задания.

В книге 4 части:

знакомство с абакусом, простое сложение и вычитание,

метод «помощь брата»,

метод «помощь друга»,

упрощенные методы счета.

Каждый урок состоит из двух частей:

текстовой части, где сделан разбор формул.

практического задания, где вам нужно применить полученные знания и посчитать примеры на абакусе.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Для удобства восприятия, в книге много графических схем хода решения примеров на абакусе.

В первой части схемы набрано исходное число и вертикальными стрелочками обозначено движение косточек.

Горизонтальная стрелочка обозначает переход к ответу.

Во второй части схемы набран результат решения.

Рис.1 Условные обозначения Таб.1 Условные обозначения

ЧАСТЬ 1 МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Урок 1. Знакомство с абакусом

Давайте познакомимся с устройством абакуса и правилами набора чисел на нем.

Ведь, для того, что бы научиться считать ментально, нужно сначала научиться производить арифметические действия на абакусе.

Строение абакуса

Абакус — это специальные счеты, которые придумали в Китае, а потом в Японии упростили их строение так, что любое число на них можно отложить единственно возможным способом.

Абакус состоит из рамки, спиц, на каждой из которой по пять косточек.

Косточки разделены перекладиной, которая делит их на верхние и нижние: небесные и земные.

Рис.2 Строение абакуса

Разрядность абакуса

Абакусы бывают разной разрядности: 5, 13, 17 разрядов. Бывают и другие, но для работы с детьми используются в основном эти три вида абакусов.

5–ти разрядные абакусы — можно использовать для обучения младших дошкольников (дети 4–5 лет).

Для старших дошкольников и школьников удобно использовать 13–ти разрядные абакусы. Их хватает для обучения сложению и вычитанию.

Для обучения умножению и делению подходят 17-ти разрядные абакусы.

Можно и на сложение, вычитание использовать 17-ти разрядные абакусы.

Какие абакусы используются на занятиях?

Учителем используется демонстрационный абакус, его размер 70х30см.

Рис.3 Демонстрационный 13-ти разрядный абакус для учителя

У детей настольные ученические маленькие абакусы размером 21х6 см.

Рис.4 Вид абакуса ученического 17–ти разрядного

Нулевое положение абакуса

Нулевое положение абакуса — это когда не набраны числа на нем. Что бы вернуть косточки в нулевое положение пользуются 2 способами:

1 способ

Абакус поднимается в вертикальное положение, опускается обратно на стол, земные косточки вернулись в нулевое положение.

Что бы вернуть небесные косточки в нулевое положение: Указательный палец ставим на разделительную перегородку и проводим по ней.

2 способ

Щепотью захватываем разделительную перегородку и проводим по ней. Косточки встают на свои места.

Урок 2. Домики состава чисел 5 и 10

Счет на абакусе опирается на состав чисел 5 и 10,а домики как раз предназначены для изучения состава этих чисел.

С помощью такого изображения, формируется представление о математическом понятии «сумма», как объединении двух слагаемых.

Домик — это числовая игра.

Воображаемый дом с пятью этажами и крышей. На каждом этаже есть две квартиры. В них живут жильцы, а на крыше — хозяин, в данном случае число 5 или 10. На каждом этаже живет столько жильцов — чисел, сколько обозначает число –хозяин на крыше.

Рис.5 Домики состав числа 10 и состав числа 5

Как пользоваться домиками?

На занятии преподаватель демонстрирует алгоритмы последовательности «заселения» домика, рассказывает правило:

в первом столбике числа в прямом порядке, во втором — в обратном.

Дети расселяют жильцов по квартирам–окошкам и запоминают правила сложения и вычитания.

Урок 3. Правила набора чисел на абакусе

Вычисления на абакусе

Все вычисления на абакусе производятся большими и указательными пальцами обеих рук. При наборе земных косточек мы поднимаем их большим пальцем, опускаем указательным.

Небесные косточки мы опускаем и поднимаем только указательным пальцем.

Для быстрой записи ответа в руке необходимо держать карандаш. Посчитали — записали.

Если необходимо набрать число, состоящее из небесных и земных косточек одновременно — пользуемся двумя пальцами.

Счет на абакусе ведется справа налево.

На первой спице расположены единицы.

Каждая земная косточка обозначает 1 единицу.

Небесная косточка обозначает 5 единиц.

На первой спице мы можем набрать 9 единиц.

На второй спице расположены десятки.

На третьей спице сотни.

На четвертой спице тысячи и т. д.

Числа на двух спицах набираются одновременно двумя руками.

Числа на трех спицах набираются так же одновременно двумя руками.

Упражнение «Цепочки»

Для тренировки пальцев можно использовать упражнение «цепочки».

Большими пальцами обеих рук поднимаем поочередно земные косточки при этом свободная рука придерживает абакус, чтобы он не скользил по столу.

Затем указательными пальцами поочередно опускаем земные косточки, так же придержива

Исследовательская работа на тему «Ментальная арифметика. Абакус.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №16 «ЛАНДЫШ»

hello_html_m29e7e616.gif

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему:

«МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА. АБАКУС.»

Выполнила:

Воспитанница группы №5

Татарникова Полина (7 лет)

Руководитель работы:

Тюрина О.Н.

hello_html_m6836b4d6.jpg

Арзамас

2019

Содержание

Введение.

Как-то раз, при просмотре телепередачи «Удивительные люди» я увидела девочку, которая прибавляла и вычитала в уме очень большие числа, буквально за секунды. Мне стало очень интересно, как это у нее получается. В передаче озвучили, что обучают этим умениям при помощи ментальной арифметики.

И мне захотелось узнать все о ментальной арифметике.

Тема исследования: «Ментальная арифметика. Абакус.»

Цель работы: выяснить, что такое ментальная арифметика.

Задачи работы:

  1. изучить историю ментальной арифметики;

  2. научиться считать на абакусе;

  3. выявить результативность применения абакуса.

Объект исследования – ментальная арифметика.

Предмет исследования–счеты, абакус.

Гипотеза: предположим, что ментальная арифметика развивает умственные способности ребенка.

Методы исследования: поиск в сети Интернет, изучение литературы, практическая работа по освоению абакуса, решению примеров с помощью абакуса,

1.Теоретическая часть.

1.1. История арифметики.

Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.

Арифметика изучает числа и действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящие к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел.

Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос) — число.

Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.

Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Арифметика возникла из повседневной жизни людей.

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.

Основной объект арифметики – число. 

1.2. Первые устройства для счета.

Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов.

hello_html_4aec3f96.jpg

Потом появилась торговля. И древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком.

Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.

hello_html_m767e469d.jpg

1.3. Абакус.

Слово «абак» (абакус) означает счётная доска.

Давайте рассмотрим современный абакус…

Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют.

Счеты состоят из:

  • рамки;

  • разделительной полосы;

  • верхних косточек;

  • нижних косточек.

hello_html_397617cb.jpg

Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:

Например, чтобы отложить пример: 9-4=5, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку) и поднять 4 нижние косточки. Затем опустить 4 нижние косточки. Так мы получаем требуемое число 5.

1.4. Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей детей от 4 до 14 лет. Основа ментальной арифметики – это счёт на абакусе. Ребенок считает на счетах обеими руками, делая вычисления в два раза быстрее.

Ментальность — это мыслительная способность человека.

Есть предположение, что ментальная арифметика позволяет задействовать оба полушария головного мозга человека, выполняя вычисления различной сложности. 

Использование абакуса заставляет работать левое полушарие — развивает мелкую моторику и позволяет ребенку наглядно увидеть процесс подсчета. Навыки тренируются постепенно с переходом от простого к сложному. В итоге к концу программы ребенок может в уме складывать, вычитать, умножать и делить трех-, четырехзначные числа.

Поэтому я решила пойти на занятия в школу ментальной арифметики. Так как мне очень хотелось научиться быстро учить стихи, развить свою логику, развить целеустремленность, а также развить некоторые качества своей личности.

hello_html_m6836b4d6.jpg

2.Практическая часть.

2.1. Как я применяла абакус.

Мои уроки ментальной арифметики проходят в классе, оборудованном компьютерами, магнитно-маркерной доской и большим учительским абакусом.

Обучение построено так: один раз в неделю 2 часа я занимаюсь в группе, где присутствует 4 человека. На уроках мы пользуемся абакусом (счетами). Передвигая пальчиками (мелкая моторика) косточки на счетах, учимся выполнять арифметические операции.

В1 месяц обучения я:

  1. познакомилась со счетами. Научилась правильно пользоваться руками при счёте: большим пальцем правой руки поднимаем костяшки на абакусе, указательными пальцами опускаем костяшки.

  2. Научилась считать элементарные примеры с единицами.

hello_html_m66d04b19.jpg

Во 2 месяц обучения я:

  1. научилась считать двухэтапные примеры с десятками. На второй спице от крайней правой расположены десятки. При счёте с десятками используем большой и указательный пальцы правой руки.

  1. Научилась считать трехэтапные примеры с десятками.

hello_html_63acafa9.jpg

В3 месяц обучения я:

  1. решала на абакусе примеры вычитания и сложения с единицами и десятками-трехэтапные.

  2. Решала примеры вычитания и сложения с сотнями — трехэтапные.

hello_html_m7fa4069.jpg

    1. Результаты эксперимента.

Я занималась по 2 часа в неделю и по 5-10 минут в день самостоятельно в течение 3 месяцев.

Заключение.

Из различных источников информации я узнала, что ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах (абакус).

Меня заинтересовали логические задачки, кроссворды, игры на нахождение отличий. Я стала усидчивей, внимательной и собранной. У меня улучшилась память.

Ментальная арифметика — это возможность быстро считать и быстро мыслить!

Цель ментальной арифметики – развитие интеллектуальных и творческих способностей, а это пригодится и будущим математикам, и гуманитариям!

Список литературы

  1. Александрова Л.Л. Ментальная арифметика сборник задач / Александрова Л.Л. – Кр.: Пифагорка, 2016 – 60 с.

  2. Youtube.com Ментальная арифметика. Маленькие гении.

  3. www.pifagorka.ru

  4. http://www.mentalskills.ru/mental-arithmetic-history

Ментальная арифметика для детей в домашних условиях

Ментальная арифметика для детей. Ментальная арифметика в домашних условиях. Ментальная математика. Простое сложение и вычитание. Скачать примеры бесплатно. Обучение ментальной математике для взрослых онлайн скачать бесплатно. Примеры действий на абакусе. Вспомогательные бусинки (братья и друзья). Соробан.

В последние годы всё большую популярность набирает ментальная арифметика. Сегодня мы узнаем, что из себя представляет данная  методика, и постигнем её азы.

Что такое ментальная арифметика?

 

         Ментальная арифметика – это методика обучения детей от 4 до 12 лет счёту в уме больших чисел (в том числе и пятизначных), зародившаяся в Японии в V веке до н.э. Кроме математических способностей  менар (ментальная арифметика)  способствует развитию межполушарного взаимодействия, логики, воображения, концентрации внимания и аналитического типа мышления.

На занятиях в студиях дети занимаются не только математикой, но и другими  общеразвивающими дисциплинами. Кроме того, материал преподносится в игровой форме так, чтобы увлечь каждого ребёнка.

 

Особенностью обучения математике по древне японской системе является использование на занятиях абакуса.

 

Что такое абакус (соробан)?

Абакус (соробан) – японские счёты. От русских их отличают вертикальный вид и деление на два поля.

Приобрести подобные счёты  можно на сайте Алиэкспресс.

В подсчёте на абакус задействованы  обе руки, что  гарантирует развитие межполушарной связи  и мелкой моторики рук.

 

Как работать с абакусом?

 

Сложение и вычитание на абакусе ведётся большим и указательным пальцами.

Так, нижние косточки  (друзья) прибавляются большим пальцем, а вычитаются – указательным. А вот с  верхними косточками работают лишь указательные пальцы.

 

Упражнение с абакусом: попробуйте перебирать косточки пальцами на счётах, используя вышеуказанные правила, на всех вертикальных палочках.

 

Каждое число на японских счётах обозначается особым положением косточек:

 

 

 

 

 

Задание для закрепления материала:

Простые примеры для детей:

 

 

 

 

 

Задание для закрепления материала: 

Вспомогательные косточки (братья и друзья)

 При нехватке косточек воспользуйтесь верхней косточкой (помощь брата) или косточкой из следующего стержня (помощь друга).

Верхнюю косточку (помощь брата) применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3.

Косточку из следующего стержня (помощь друга) применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5.

 

 

Обозначение чисел от 11 до 20:

 

 

 

 

Видео-уроки:

 

 

 

 

 

 

 

Возможно, Вам будет интересно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *