Правополушарные дети особенности – Нет никакого правополушарного развития! — запись пользователя Ольга (Chochara13) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Макато Шичида

Содержание

Правополушарные дети: особенности развития и обучения

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Каникулы зимние у школьников закончились, потому мы снова в учебном строю. И тема сегодня больше школьная, так как коснёмся мы тех детей, что встают с левой ноги, пишут левой рукой, подглядывают левым глазом и подслушивают левым ухом.

Те родители, у которых в семье правополушарные дети, не понаслышке знают, что это такое. И несмотря на то, что сегодня таких ребяток можно встретить довольно часто, так как уже давно всем стало понятно: «лучше не переучивать», трудности в обучении и проблемы в школе у них ещё пока ого-го какие!

Кто они, правополушарики?

Итак, левшами мы зовём тех людей, у которых доминирует правое мозговое полушарие. Это значит, что природа их задумала таким образом, что левые рука-нога у них ведущие, левые глаз-ухо в принципе тоже. В отличие от тех, кто привык действовать левой частью мозга и мыслить логически, детки с особенно развитым правым полушарием мыслят пространственно и преимущественно через образы.

руки-левши

Они очень активно пользуются интуицией и эмоциями, цепочку выстраивают от общего к частному, то есть не как мы привыкли, собирая из деталей нечто большее, а наоборот – сначала левша воспринимает всё целиком, а лишь потом познаёт детали. Чтобы что-то понять, таким детям важно прочувствовать, глазами «пощупать» и образно представить.

Это интересно! По различным данным правополушарных людей насчитывается порядка от 1 до целых 30% от всего земного населения.

Во времена СССР не было других путей, как воспитывать правополушарных: их активно переучивали владению правой рукой-правой ногой, так как в советских школах в левой руке канцелярскую ручку никто не держал.

Вся округа, начиная с бабушек и мам и заканчивая педагогами, ненавязчиво раз за разом прикладывали все предметы исключительно с правой стороны, даже левую руку особо непослушным привязывали да забинтовывали, «чтобы неповадно было». В результате, как оказалось, поимели много переучек с неврозами, заиканием и нарушениями в развитии на этой почве, в том числе с физиологическими отклонениями.

На заметку! Если верить медицинской статистике, каждый третий заикающийся – это бывший левша, которого решили переучить.

Сегодня современный мир смирился с тем, что рождаются дети разные, и уже давно никто не удивляется, что есть те, у которых левая половина тела значительно активней правой. Более того, все убедились, что правополушарные — это прирождённые творческие личности, которые отменно рисуют, лепят и поют. Среди них куча художников, артистов и музыкантов, потому как такие люди богаты на интонации, жестикуляцию и воображение.

мальчик-левша

Но, увы, школьное обучение не состоит только из рисования, трудов и пения. Творческим правополушарным ученикам приходится решать логические задачки и писать грамотно сочинения.

К сожалению, правополушарные дети заведомо входят в группу риска и менее успешны в школе, потому как вынуждены обучаться не на своём языке, а учатся воспринимать левополушарную подачу учебного материала. Ведь все учебные программы выстроены на принципах из частного к общему: «сначала буква, затем слог и только потом слово». Вот тут-то из-за  особенностей мыслить наоборот и начинаются проблемы в школе.

Какие у левшей бывают трудности?

Правополушарные – это вовсе не значит, что они какие-то не такие. Они нормальные! Более того, даже с хорошо развитым интеллектом, во многих случаях зашкаливающим за средние показатели. Если бы не одно но: в силу своих особенностей они почему-то немного по-другому видят наш интенсивно развивающийся мир, полный знаков, символом, логических умозаключений и абстрактности.

грустный-школьник

Вернее, не готовы его таким видеть. И если родители ещё как-то с ними в начальной школе справляются, учатся они «через пень-колоду», то при переходе в среднее звено проблемы обостряются.

Вот лишь несколько их особенностейлевшей, которые мешают им учиться.

Образное мышление

Да, они готовы «глотать» эти самые образы целиком, но абсолютно не интересуются деталями. Потому плохо списывают на русском языке тексты, допуская часто пропуски букв, предпочитают зеркальное письмо. Вообще, для правополушарных учеников письмо – настоящая мука.

И с математикой такая же история: ребёнок быстро даст правильный ответ, но попроси его разложить решение задачки на отдельные несложные действия – сразу ступор!

Импульсивность

В диагнозе таких детей чаще встречаются гиперактивность и дефицит внимания, потому в текстах они проглатывают слова, не готовы выделять смысл прочитанного. Они смогут пересказать Вам дословно то, что только что прочитали, но не требуйте от них ответов по существу. Краткий пересказ – это не их конёк! По той же причине правила и определения для заучивания даются им с трудом.

Эмоциональность

эмоциональный-ребенок

Реагируют на стресс левши быстрее ракеты, потому, когда такой правополушарный ребёнок переживает, это стразу заметно в его школьном дневнике. К удивлению педагогов он вдруг в один миг забывает то, что знал лучше всех, превращаясь в малосообразительного и уходя далеко в себя.

Когда правополушарик находится на эмоциональном взлёте, он готов свернуть горы, а если уж не захочет чего делать, всякий его родитель Вам скажет: не поможет ни кнут, ни пряник! При этом физиологические стрессы для левшей проходят менее заметно, нежели для правшей.

Творческая зависимость

Они лучше двадцать пять раз просидят на уроке рисования, чем один – на математике. Потому неудивительно, если в ожидании сидящего над учебником ребёнка Вы вдруг по приходу домой обнаружите кучу нарезанной цветной бумаги, комочки пластилина и развешанные сохнуть рисунки акварелью.

Из-за отсутствия что-то поделать руками на уроке они начинают «улетать в облака», активно подключая для высокого полёта свою бурную фантазию. Так что в старшей школе для левшей тестовое ЕГЭ – это действительно настоящее испытание.

Всё ли настолько плохо?

Правополушарный ребёнок – это отнюдь не диагноз, это простая предрасположенность. К слову, помимо того, что такие детки – прирождённые творцы, они ещё обладают хорошим чувством ритма и довольно успешны на физкультуре, в особенности в командных играх. Они зачастую прекрасно ориентируются в пространстве, потому родители левшей редко переживают, как ребёнок один доедет из школы до дома.

дети-на-физкультуре

Сделать процесс обучения левши легким помогают некоторые приёмы, которые психологи советуют педагогам:

  • не стоит допускать стрессов, загоняющих правополушарика в угол, откуда его потом трудно доставать,
  • чтобы достучаться до левши, придётся разнообразить свой словарный запас и насытить речь яркими образами,
  • нужно взять за правило знакомить с чем-то новым сначала во всём комплекте, а потом разбирать по частям,
  • скучные для правополушарного ребёнка правила и определения лучше учить через эмоции и жизненные примеры, например, выучить таблицу умножения можно прямо в продуктовом магазине, отправившись за покупками,
  • попробуйте побольше использовать в домашних занятиях творчества, например, где можно — подчёркивать и выделять цветными карандашами,
  • научитесь мотивировать наглядно, например, поощрительными наклейками, покупать тетрадки с красивыми обложками и пеналы с любимыми героями,
  • старайтесь пользоваться упражнениями для синхронизации обоих полушарий, например среди таковых — музыкальные занятия аккордеоном и фортепиано, когда при слушании музыки работает правое полушарие, а при считывании нот подключается левое, да и левой руке с правой приходится «договариваться», а ещё можно танцевать и плавать.

Как мне кажется, воспитание правополушарного ребёнка – занятие хоть и трудоёмкое, но до жути должно быть интересное, ведь куда ни кинь – везде одно творчество! Главное — не загонять правополушарика в угол, указывая, что и как делать, уж очень они этого не любят!

руки-в-краске

Если Вам тоже есть что рассказать об особенностях правополушарных детишек, то ждем комментариев.

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы не пропустить ничего важного и интересного)

Ваша «ШколаЛа»

Нет никакого правополушарного развития! — запись пользователя Ольга (Chochara13) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Макато Шичида

Наконец-то удалось лично встретиться с реальным ученым, который действительно занимается изучением мозга. Я говорю о Сергее Вячеславовиче Савельеве. В воскресенье была презентация его новой книги "Нищета мозга", на которой присутствовал сам профессор. Я лично с ним не встречалась, но моя подруга ЕкатеринаWit ездила на эту презентацию и по моей просьбе, специально задала ему вопрос относительно достоверности теоретической основы методики Макато Шичиды, якобы направленной на развитие правого полушария.

Так вот, человек, который реально занимается изучением реального человеческого мозга на реальных людях, а не псевдонаучной психологией, даже слушать не захотел о том, что какая-то там методика раннего развития детей способствует целенаправленному развитию ИМЕННО правого полушария.

Савельев ответил кратко, так как не хотел тратить время на эту "ерунду", что, мол, нет вообще никакой разницы в функциональном плане между левым и правым полушарием (имеется в виду творческое и аналитическое различие), что это бред, придуманный теоретиками-психологами ради того, чтобы дурить головы молодым и энергичным родителям (о творческом развитии, образном мышлении, фотопамяти и пр.). Развитие происходит планомерно, развиваются те области мозга, которые отвечают за ту или иную функцию организма, и если демонстрировать ежедневно огромное количество карточек, то будет развиваться зрительные области (и все), если делать упор на физическое развитие - то моторные и т.д. Мозг не может "фотографировать" информацию, откладывая ее "на потом". Он ее ВСЕГДА анализирует - так уж устроен этот орган! А то что не анализируется (быстро промелькнувшее) остается где-то в подсознании без возможности в будущем это как-то оттуда извлечь (если только в состоянии гипноза). Зачем приучать ребенка к просмотру бессмысленных карточек? Это лишь привычка без эффекта правильного и своевременного развития.

Вообще, раннее развитие - довольно опасная вещь. Профессор говорит об этом не в одном интервью и выступлении, а точнее - у нервных клеток есть свой ресурс, и если его использовать интенсивно с малого возраста, то ко времени, когда он действительно может понадобится (работоспособный возраст), он может оказаться исчерпан.

К сожалению, профессор не захотел углубляться в тему и объяснить поконкретнее механизмы работы мозга, и в частности, реагирования различных его областей непосредственно на определенные занятия по методике. Он лишь ограничился тем, что любая методика, которая пропагандирует правополушарное развитие - абсурдна в корне (точнее в своей теоретической основе), и далее рассуждать по данному глупому вопросу он не намерен.

Когда я пыталась разобраться, на каких же исследованиях базируются теоретические выкладки о развитии именно правого полушария, мне последователи методики так и не смогли дать вразумительного ответа, а тезисы Савельева, на которые я ссылалась - опровергали, как пафосные и недоказуемые. Ну, извините, в популярных интервью профессор не обязан раскладывать все по полочкам и предоставляет гистограммы своих исследований на человеческом мозге, но если, после 30 лет научной деятельности он говорит, что это абсурд - я лично склонна ему верить!

Любителям различных эффективных методик воспитания полноценного и всесторонне развитого ребенка возможно лучше обратиться к забытым отечественным гениям в области педагогики, таким как, например, Венгер Л.А., а не гнаться за модными зарубежными теоретиками-бизнесменами, преследующими цели воспитать отличных усердных, грамотных, но исполнителей, а не самостоятельно думающих, получающих знания из собственного, а не опосредованного путем плоскостных изображений, опыта членов общества.

Подводя итог моему опусу, хочу подчеркнуть тут, в чем же мораль моего неприятия данной методики, теперь вот и поддержанная таким крупным ученым - Мамы, не насилуйте детей ранним развитием, опирающимся на карточки и другую макулатуру, не тратьте кучи денег на демонстрационный материал, не составляйте в ущерб естественному развитию многоступенчатые ТН и ТЗ для годовасиков и полугодовасиков.

Пусть дети познают мир максимально естественно, а вы только направляйте их, предлагайте интересные игры, отвечайте на вопросы, общайтесь на отвлеченные (не научные) темы и даже не заметите, как вырастите умных, думающих, жаждущих знаний и в высшей степени самореализованных счастливых детей)

Желаю всем родителям неограниченного запаса терпения и любви!

интенсивный путь развития

Развиваем левое полушарие мозга у детей. Левополушарные и правополушарные дети: особенности развития

В этой статье:

О том, что человеческий мозг разделён на правую и левую части и за что каждая из них отвечает, было известно ещё давно. Но детальные исследования в этом направлении стали вестись относительно недавно по историческим меркам. И доселе обычные факты засияли в совершенно ином свете. Однако обо всём по порядку.

Напротив, испытуемые с синдромом Уильямса, которые имеют очень чувствительный слуховой аппарат, демонстрируют хорошее слуховое восприятие и замечательный интерес к музыке, проявляющийся необычайными музыкальными способностями; они очень легко учатся. Можно ли использовать музыку в качестве терапии при лечении определенных заболеваний?

Мы говорим о знаменитом «эффекте Моцарта», чтобы описать музыку как отличный инструмент, который может положительно изменить эмоциональное, физическое и психическое состояние. Помощь музыки, способной модулировать эмоции и уровень возбуждения индивида, также способствует не только как модулятор напряжения и настроения при синдроме тревоги и депрессии, но и как форма терапии в лечение коммуникативных расстройств, таких как аутизм или инвалидность в результате глухоты, а также при нарушениях движения, таких как болезнь Паркинсона.

Налево – направо, или Смена караула

Немного о работе мозга. Учеными доказано, что правое полушарие мозга отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. Последние тысячелетия упор в развитии детей делался в основном на левое полушарие. На тот период времени это было полностью оправдано: древнему человеку надо было понять природу вещей глубже, чем предлагают галлюцинации объевшегося мухоморами шамана.

Творчество уже выяснило, что это не врожденный дар, его нужно развивать, обучать и вдохновлять. Методы для этого так много, и некоторые из них уже видели их, но разные — когда вы должны стараться обучать творчеству детей, вам приходится прибегать к правильному поведению при работе с ними.

Разница между правым полушарием и левым полушарием

Наш мозг состоит из двух полушарий, которые обрабатывают информацию независимо, но функционируют взаимодополняющим образом. Левое полушарие логично, конкретно, рационально, одновременно сталкивается с одним предметом и обрабатывает информацию линейным образом, выполняет последовательные операции, является полушарием языка, математическим исчислением, классификацией и рассуждениями, использует старые решения новых проблем. Правое полушарие является инстинктивным, духовным и мистическим, одновременно объединяет разные входы и воспринимает и думает целостным образом, представляет собой полушарие дизайна, музыки и искусства, восприятия и синтеза, использует новые решения старых проблем.

И сейчас большинство родителей по инерции обучают своих отпрысков по программам, которые развивают именно левое, логическое полушарие. И почти напрочь забывают о такой же важности правого, считая, что летать в облаках и строить воздушные замки в жизни совершенно не нужно. В принципе, так и есть. Но у этого процесса есть и обратная сторона: современные дети очень рано взрослеют и даже стареют именно в этом ментальном плане.

Творчество — одно из немногих качеств, которое использует оба полушария, использует левые, чтобы собирать информацию и анализировать их, а также право передавать идеи, инкубировать информацию, избавляться от ассоциаций и развивать интуиции. Затем снова левые оценивают возможные решения и реализуют их. Причина, почему, когда вы хотите, хорошо играть в игры, чтобы соединить два полушария. Короче говоря, у полуплоскостей есть полушария, которые сообщают более эффективно, и оба участвуют: они могут вырабатывать очень много идей или гипотез из любого предлагаемого стимула и легко чередуются с предлагаемыми решениями.

Отключённое или практически полностью задавленное воображение создаёт вместо творческой личности серый винтик в глобальном механизме. Это можно сравнить с тем, если бы человек ходил в спортивный зал и тренировал только одну половину тела. Чем такое кончится, не трудно догадаться. Но в обучении данная патология, к сожалению, уже давно стала нормой.

Не предполагайте, что ребенок слушает

Никакое учение не будет действительным, если мы не уверены, что ребенок слушает и понимает, что мы хотим сказать. Первое, что нужно сделать, — установить физический и визуальный контакт с ребенком, а затем объяснить, почему это неправильно делать или не делать что-то и показывать последствия.

Обучите ум вашего ребенка наблюдать и анализировать реальность с помощью сравнений

Вдохновляясь окружающей средой, полезно стимулировать ребенка наблюдать и анализировать то, что он видит, используя сравнения и помогая ему связывать понятия, близкие друг к другу. Только таким образом можно обучить творчество.

Вы должны заставить его почувствовать, что вы почитаете и доверяете ему
Ребенок должен чувствовать себя ценным. Потому что нужно доверять ему, чтобы они тоже были уверены в своих способностях. Мы должны помогать им делать то, что они способны сделать, предлагая проблемы, которые они могут преодолеть, с небольшими усилиями.

Из реальной жизни можно привести такой пример: в США учёные отслеживали детей с очень высоким IQ, а когда эти дети выросли, их собрали в одну группу и поставили задачи по фундаментальным разработкам в различных отраслях, но эта затея потерпела полный крах. А секрет прост и сложен одновременно: левое полушарие мозга может работать только с уже известной информацией и никогда не заменит собой правого, творческого. То, чего до этого не было, ему недоступно.

Это стимулирует его врожденное любопытство и желание испытать новинку

Страхи родителей могут блокировать любопытство ребенка. Маленькие, слишком бомбардированные предупреждениями, устали от действий. Вместо этого необходимо поощрять их экспериментировать, предоставляя им все возможные инструменты, чтобы они не пострадали. И если трудно представить это как вызов.

Часто родители говорят фразы, которые сообщают о недоверии и грабеже ребенка в роли, которую потом будет трудно избавиться. Это одна из самых больших ошибок, если вы хотите. До 1980-х годов многие ученые полагали, что структура мозга генетически определена и уже завершена во время родов. Мы не только учитывали роль опыта развития мозговых структур, но и активную роль ребенка в его развитии мозга посредством взаимодействия с окружающей средой. Ряд исследований на животных и использование новых неинвазивных методов для изучения развития мозга человека дали неожиданные результаты.

Однако с развитием информационной эры ситуация стала меняться в лучшую сторону. И на развитие у детей функций правого полушария мозга специалисты по педагогике и психологии стали выделять всё больше и больше внимания. Прорывом можно считать введение шкалы так называемого эмоционального интеллекта — EI (Emotial Intelligence). Не последним примером в этом отношении стали люди, которые добились успеха в плане научных открытий в различных областях.

Во время развития плода развивающиеся нейроны мигрируют, чтобы родить различные области мозга, тем самым создавая основную структуру мозга. Но развитие мозга будет завершено в течение первых нескольких лет жизни. Первыми областями мозга для достижения полного развития являются мозговой ствол и мезенцефалия; они регулируют основные физические функции выживания, так называемые автономные функции. Области, которые развиваются, наконец, являются лимбической системой, где происходит эмоциональная регуляция, и корой головного мозга, которая позволяет абстрактное мышление.

Приручаем вдохновение, или Найти ваш баланс

Делать одно и то же в надежде получить другой результат – верный признак шизофрении, но именно так поступает основная масса людей в вопросах воспитания и развития своих детей. Причём, что примечат

Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей

Специфика обучения правополушарных и левополушарных детей

Поэтапное создание ситуации успеха на уроке

Оптимальные психолого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны создаваться с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Мотивационный этап (установка на предполагаемую деятельность). Учитель ставит перед собой задачу сформировать в учениках мотив достижения. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: «пятерка любой ценой». Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Мотивационный этап

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Пространственная организация

Рабочая полусфера — левая

Рабочая полусфера — правая

Цветовая организация

Светлая доска — темный

мел

Темная доска — светлый мел

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности

Гештальт (образы). Контекст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритм

Детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке

Формирование мотивации

Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании

Особенности сенсорного восприятия. Познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, запускает движения глаз в противоположную сторону, так что движения глаз можно рассматривать как показатель относительной активности двух полушарий. Можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера. Именно в этой полусфере им легче сконцентрировать внимание и воспринимать информацию.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — снижение интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не .воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителе воспринимается учеником как агрессия по отношению к нему — возникают раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для лучшего восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска — темный мел. А посадить их необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 32%. Для левополушарных учащихся наиболее важна правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Операционный этап (обеспечение деятельности). Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Обычно учителя предпочитают абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, что развивает навыки левого полушарий И большинство учебников отражает эти характеристики: информация в них преподносится логично, последовательно и в абстрактной форме. Учащихся же ставят перед необходимостью самостоятельно связывать информацию с реальностью.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться ими плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Операционный этап

Правополушарне учащиеся

Левополушарные учащиеся

Восприятие материала

Целостное. Интонационная сторона речи. Визуалы(зрительное)

Дискретное (по частям).Смысловая сторона речи.

Аудиалы(слуховое)

Переработка информации

Быстрая. Мгновенная

Медленная.

Последовательная

Интеллект

Невербальный. Интуитивный

Вербальный. Логический

Деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории

Эмоции

Экстравертированнось. Отрицательные (страх, печаль, гаев, ярость)

Интровертированность. Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)

Память

Непроизвольная

Наглядно-образная

Произвольная

Знаковая

Мышление

Наглядно-образное. Оперирование образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное. Трехмерное (в пространстве)

Абстрактно-логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двумерное (на плоскости)

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь и не имеют успеха в свободной конверсации. Если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако их точность в употреблении слов и применении правил обычно выше, чем у их правополушарных одноклассников. Тем не менее левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны- ,необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ученику включиться в работу, стимулировать его деятельность.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Учитель оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Выбирая методы проверки знаний учащихся, также необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволит левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Результативный этап

Правополушарные учащиеся

Левополушарные учащиеся

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски

Высокий самоконтроль речи. Высокий самоконтроль изложения материала

Характерные ошибки

Ударные гласные.

Ошибки в словарных словах. Пропуски букв, описки.

Имена собственные пишут со строчной буквы

Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака

Написание лишних букв

Замена одних согласных другими Падежные окончания

Методы проверки

Устный опрос. Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ)

Решение задач. Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дадут им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Есть несколько факторов, представляющих риск для учащихся с отличающимися учебными предпочтениями: неспособность к обучению, негибкость учебного, стиля и ограниченность набора обучающих стратегий. Учебники обычно ориентированы на один стиль обучения и часто на полушарную модель автора. В то время как для многих детей необходимо использовать набор учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.

Учителю при разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие, у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.

После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил иногда делают ошибок в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой «врожденной грамотностью», которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил, а используя опору на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово, на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается «врожденная грамотность». Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок не любят.

Педагог-психолог Максименко И.В.

Рекомендации педагогам

Школьная неуспеваемость с точки зрения психологии обусловлена рядом внешних и внутренних факторов:

  1. Неравномерное созревание мозговых зон.

  2. Недостаточная зрелость, психических процессов.

  3. Несоответствие психолого-педагогических методик обучения психофизиологическим особенностям ребенка.

Основы функциональной специализации полушарий мозга является врожденной, однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной симметрии.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга.

— отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий- смешанный тип.

— доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

— доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

К односторонним представителям (правополушарным и левополушарным) принадлежат чуть меньше половины людей. Большая часть относится к равнополушарным людям.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное линейное, символическое, основано на реальности вербальное

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Анализирует от части к целому. Переживает реальность после чтения. Любит смотреть фильм после чтения книги.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное, ориентировано на фантазии, невербальное, вневременное, аналоговое

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении. Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Переживает реальность до чтения. Любит смотреть фильм до чтения книги.

 ЧТЕНИЕ

Последними исследованиями достоверно установлено, что чтение задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы, называемые языком, а правое находит значение декодируемому.

Основные методы учителей в научении чтению рутинно используют только левополушарный подход. Таким образом, не удивительно, что отстающими учениками в чтении оказываются правополушарными.

МАТЕМАТИКА.

Когда классу предоставляется выбор возможных ответов, правополушарные ученики склонные к догадкам, (имеют больше шансов). Полагаясь на интуицию, они часто находят правильный вариант. А доказательства может дать только “левый” мозг. Примеры этого имеются на всех образовательных уровнях. Младшие проверяют вычитание сложением двух меньших чисел. Ученики старших классов могут проверять ответ, помещая его в уравнение. Интересно, что левополушарные ученики действительно любят проверки своих работ, в то время как половина правополушарных находят, что это не интересно, и их нужно заставлять это делать.

Благодаря пространственной природе геометрии многие правополушарные ученики, считающиеся слабыми, будут блистать в сравнении с их левополушарными товарищами. Напротив, алгебра требует логически последовательного мышления, что является преимуществом левого полушария.

Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся. Создать оптимальные психолого –педагогические условия для реализации потенциальных возможностях ребенка, с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Правополушарные учащиеся

Рабочая полусфера — левая.

Светлая доска — темный мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • контекст

  • связь информации с реальностью, практика

  • творческие задания

  • эксперименты

  • музыкальный фон

  • речевые и музыкальные ритмы

  • работа в группах

  • схемы, таблицы, карточки

  • ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:

Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (собственный развернутый ответ).

Лвополушарные учащиеся

Рабочая полусфера — правая

Темная доска — светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • детали

  • абстрактно-линейный стиль изложения информации

  • тишина на уроке

  • работа в одиночку

  • многократное повторение

  • задание на поиск ошибок

  • задание в символах

Методы проверки:

Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа).

У многих преподавателей возникает вопрос “Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному учащемуся?”. Ответ очень простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей. Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.

Подход в обучении с учетом психофизиологии

Математика

Левополушарные. Анализ, вневременные задания, работа в одиночку, доказательство теорем, оперирование знаками на плоскости, задание в символах, алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости, многократное повторение

Правополушарные. Синтез, здание на время, работа в группе, формулировка теорем, оперирование пространственными связями, задание в картинках, геометрия (пространственное мышление), схемы, таблицы

Словесность

Левополушарные. Анализ рассказа, разбор слов и предложение по составу, обучение других, применение правил понятийное понимание слов

Правополушарные. Сочинение составление слов и предложений из частей, чтение-нахождение взаимосвязи пересказ, чтение по ролям, инсценировка, творческие работы

Иностранный язык

Правополушарные. Рационально-логический способ изучения, освоение словарного запаса (иностранного языка) посредством изучения слов, усвоение правил и грамматических конструкций, обучение других, лингафонная система, восприятие на слух, сопоставление текстов, дробление текстов и слов на части, проверка после урока деятельность требующая отсроченной реакции.

Левополушарные. Интуитивный способ изучения, освоение словарного запаса (иностранного языка) методом образного представления и конкретные ситуации, ролевые игры, работа с наглядностью фильмами и карточками, деятельность требующая быстрой реакции, задание на правописание, интервью, синтез текстов и слов предложенных частей

Естественные науки

Левополушарные. Аналитическая работа, логические задания, выявления различий, выделение деталей, создание категорий, обобщение, многократное повторение, алгоритм

Правополушарные. Мозговой штурм, просмотр фильмов, предсказание результатов, творческие задания, выявление сходств, сопоставление фактов, выделение сути, выделение важных моментов, использование речевых и музыкальных ритмов, экскурсии, походы, путешествия

В соревнованиях

Левополушарные. Индивидуальная борьба, рассчитывает только на свои силы

Правополушарные. Командная борьба, обостренное чувство честной борьбы, “один за всех и все за одного”.

Перцептвное пространство

Левополушрные. Получать информацию с правой стороны

Правополушарные. Получать информацию с левой стороны

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.

Ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий

Педагог-психолог Максименко И.В.

Правополушарные и левополушарные особенности у детей

Актуальные темы

Правополушарные и левополушарные особенности у детей. В какой кружок или секцию отдать ребенка?

Люди делятся на три типа по полушарному принципу: с развитой правой или левой частью головного мозга, и относительно равным развитием обеих частей мозга.

Современные ученые пришли к выводу, что такое различие детей определяет их способности и склонности, а также успехи в каком-либо виде деятельности. И для того, чтобы была польза от занятий,и ребенок смог достичь высот, необходимо учитывать этот факт.

Много проблем и конфликтов случается тогда, когда у родителей и ребенка несовпадение полушарности головного мозга. В таких случаях ссоры и непонимание часто случаются из-за того, что родители хотят, чтобы ребенок шел по их стопам, выбрал ту же профессию или воплотил в жизнь их мечту, например, связанную с науками или занятием спортом или музыкой, а у ребенка никак не получается. При этом, бывает так, что они не замечают того, что у их сына или дочери другие способности, связанные с развитием полушария мозга. Бывают случаи, когда ребенка по принуждению заставляют заниматься тем, к чему у него нет ни желания, ни склонностей, ни способностей. Он даже ,возможно, усердно занимается, чтобы не расстроить родителей. Но все это может вызвать у ребенка ряд заболеваний на нервной почве и психосоматику, постоянные болезни. Поэтому, прежде, чем отдать ребенка в какую то секцию или кружок, необходимо понять, какое полушарие у него преобладает. Для этого есть специальные тесты и методы, которыми вы можете воспользоваться сами или обратиться за помощью к психологу.

Если вам трудно самим определить, какое полушарие ведущее у вашего ребенка, приходите к нам в центр и мы вместе определим и подберем занятия и упражнения, а также направление в развитии ребенка, учитывая его природные особенности.

Особенности мозга являются врожденными, а не приобретенными, поэтому их надо учитывать в процессе обучения и воспитания детей.

Консультация по телефону

Занятия спортом левополушарных и правополушарных детей:

К занятиям спортом больше склонны дети с развитым левым полушарием. Они осознанно хотят заниматься спортом, выполнение однотипных физических действий не вызывает у них никакого протеста и скуки.

Детей с правым полушарием спорт в большинстве случаев не привлекает в силу склада их ума, они предпочитают танцы, театральные кружки, но при при желании и других внешних обстоятельствах, они также смогут достичь хорошей спортивной формы.

Родителям нужно понимать, что у левополушарного ребенка гораздо больше шансов достичь высот в спорте, а у правополушарного — в творчестве и искусстве.

Те дети, у которых больше развито левое полушарие, значительно легче могут запоминать и повторять мысли и суждения, они хорошо обучаются иностранным языкам. Речь у них грамотная и развитая. Также в умственной деятельности они склонны к обобщению и абстракции. Когда у ребенка больше развито левое полушарие, он легче усваивает логическую информацию и таким детям очень важно соблюдать правила, давать оценки своим и чужим высказываниям. Они легче усваивают новый материал на уроке, если учитель преподносит его в логически выстроенной форме, четко, в виде таблиц и формул, символов и условных обозначений, поэтому они достигают больших успехов в точных науках — математике, физике и т.д. У них хорошая память, им легко запомнить с первого раза новое определение, понятие или отрывок из незнакомого текста. Для таких детей хорошо, когда у них есть план своих действий. Нужно им помочь на первых порах и сделать его вместе.

Дети с развитым правым полушарием головного мозга склонны, как правило, к образному (художественному) мышлению, отличаются развитым воображением. Правополушарные дети быстро схватывают противоречивые понятия, они воспринимают их бессознательно, так как у них более развиты чувства и интуиция. Их речь более эмоциональна, дополняется жестами и голосом. Они обычно не стесняются проявлять свои чувства и эмоции. Дети такого склада ума — прирожденные гуманитарии, предпочитают творческую деятельность и в дальнейшей жизни выбирают профессию, также связанную с творчеством. Из них получаются хорошие аналитики, актеры, художники, писатели.

При решении какой-либо задачи на уроке дети с развитым правым полушарием хорошо делают это только в том случае, если задача рассматривается на примере бытовых примеров.

В основном, правополушарное развитие ребенка характерно для девочек, но это не всегда так. Развитость правого полушария у них определяется примерно к 5 годам. У мальчиков, примерно до 8 лет, активными являются оба полушария. Взрослея, они чаще становятся левополушарными.

Записаться на прием в кабинете

Задача родителей и учителей — способствовать гармоничному развитию детей. Для этого необходимо развивать не только имеющиеся у них от природы способности, но и подбирать игры и задания, способствующие проявлению активности обеих частей головного мозга — и правой, и левой. Это может быть рисование одновременно и левой, и правой рукой или выполнение привычных бытовых действий противоположной рукой, также есть специальные игры и упражнения, развивающие оба полушария головного мозга.

В зависимости от микроклимата в семье, предпочитаемых игр, развивающих и учебных занятий, центры головного мозга, отвечающие за различные виды деятельности, развиваются в разной степени, какие-то быстрее, какие-то медленнее. И конечно же, это отразится на способностях ребенка и на том, чем он будет заниматься во взрослой жизни.

 

Упражнения для развития памятиСеливерстова Наталья Александровна
частный психолог, психотерапевт 44 года

Дипломированный специалист, действительный член Ассоциации детских психологов, опытный практикующий психолог

Работаю детским и семейным психологом более 15 лет

Исследование влияния правополушарности на развитие школьника

Цель

Исследование влияния правополушарности на развитие школьника.

Описание

Левшество, или правополушарность является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга социальных проблем.

Медицинские факты говорят о том, что если оба родителя правши, то вероятность появления на свет правополушарного ребенка составляет 2%, если один из родителей левша – 17%, а у леворуких родителей левши рождаются в 46% случаев. В мире насчитывается примерно 9–17% левшей, в нашей стране – почти 25%.

Сегодня левшей условно делят на 2 группы – естественных и компенсаторных. У первых левшество заложено генетически. Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга в случае родовой травмы, проблемы беременности, болезни на раннем этапе развития ребёнка и т. д.

В настоящее время исследования учёных показали, что возможности людей, которых обычно называют левшами – не аномалия, а норма.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть современные подходы к исследованию феномена правополушарности человека.
  2. Установить закономерности развития левшей.
  3. Выявить особенности и степень влияния правополушарности на развитие школьников, их социальную адаптацию.
  4. Проанализировать особенности взаимодействия правополушарных людей в обществе.

Гипотеза исследования: Правополушарные люди имеют психологические особенности, отличающие их от левополушарных, что может явиться причиной трудностей их социальной адаптации.

Есть мнение, что дети с доминированием функций правого полушария мозга часто имеют трудности в обучении из-за того, что они нуждаются в видении материала в целом, а им с первых уроков предлагают отдельные знания, связывать эти детали, находить различия между ними. Всё это изначально не свойственно правополушарникам, и с первого класса они часто попадают в группу учеников, имеющих трудности в обучении.

Для того чтобы выяснить, как влияет леворукость на развитие школьников и на их адаптацию в коллективе, была исследована группа старшеклассников параллели 10 классов школы № 1516 города Москвы. Было протестировано 52 учащихся, имеющих 1-ю группу здоровья по данным медицинских карт и добровольно согласившихся принять участие в исследовании, – 26 девушек и 26 юношей.

Для выявления признаков скрытого левшества использовались 4 стандартные пробы (ведущие рука, нога, глаз, ухо). Для определения ведущей руки был использован тест А.П. Чуприкова. Для определения типа темперамента – тест Айзенка. Для определения физиологических и психологических характеристик учащихся использовалась методика В.Н. Бузиной и Э.Ф. Вандерлика «Краткие Отборочные Тесты. Опросник диагностики интеллекта (IQ)». Для определения логического мышления – тест М. Войнаровского.

В процессе проведенного исследования выявлено 14 правополушарных школьников из 52 учащихся, следует отметить, что большая часть из них − девочки – 11 человек.

При опросе правополушарной группы школьников установлено, что все они предпочитают пользоваться левой рукой при письме или в быту, их никогда не пытались переучить ни дома, ни в общественных организациях. Подавляющее большинство обследованных левшей являются естественными. Из 14 учащихся пять человек имеют правополушарных родственников, четыре ученика отметили, что левшами были их папа или мама, но в процессе обучения и воспитания они (родители) были переучены писать и осуществлять другие действия правой рукой. Остальные учащиеся, по-видимому, имеют компенсаторный вид левшества.

В результате установлены особенности развития леворуких школьников и специфика их адаптации в коллективе.

Результаты

1. Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что левшество является разновидностью нормы.

2. В результате анализа адаптированных тестов в параллели 10-х классов выявлено 27% правополушарных учеников (результаты близки к статистическим: в России около 25% правополушарных детей), причём девушки среди них преобладают.

3. Правополушарные школьники практически не отличаются от левополушарных по основным показателям познавательной интеллектуальной способности, концентрации и объёму внимания.

4. У левшей лучше развита краткосрочная механическая память и ассоциативное мышление, что может явиться причиной их уникальной индивидуальности и нестандартности. Этот факт подтверждает выдвинутую гипотезу.

5. Правополушарные – неоднородная группа, поэтому делать вывод об их неуспешности в учёбе неверно.

6. Левшество является особенностью биологической конструкции индивида, и поэтому нельзя лечить или переучивать левшей.

7. Родителям и педагогам стоит учитывать степень развития полушарий мозга у обучающихся, что поможет скорректировать особенности их обучения и воспитания.

Перспективы использования результатов работы

Планируются дальнейшие исследования разных возрастных групп учащихся.

Особое мнение

«Исследования в области физиологии и психологии мне понравились. Организация конференции «Старт в медицину» прошла на высоком уровне, понравились музеи и работы других участников»

«Левополушарные», правополушарные» — кто они? — Статьи — Каталог статей

В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека левое долгое время считалось преобладающим, доминантным.

При доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оставалась правая рука.

Почему левое полушарие было главенствующим, да потому, что в нём сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также ведущей правой руки.

Но развитие науки показало, что и правое полушарие, не освобождено от забот: подсознательные интегрирующие психические процессы, практически наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление – всё это по его ведомству.

Правое полушарие обладает способностью регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания, а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.

У каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить об активности того или иного полушария.

Среди «левых» или «левопулашарных» много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко это люди подчёркнуто рациональны и рассудительны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна. Характерны заострённое чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. «Левополушарные» подчёркнуто последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире.

А каковы же «правополушарные», среди которых много художников, артистов, музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, проглатывание окончаний.

В начале обучения чтению и письму они могут читать или писать «наоборот» (справа налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Им удобнее диктовать текст, чем писать, В то время как «левополушарным» легче писать, чем диктовать. Как правило, «правополушарные» целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как впрочем, приходить в состояние гнева и ярости.

Но не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся учёные – исключительно левополушарные. Гениальный Эйнштейн в возрасте 4-х лет ещё не умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике. Зато потом он создал теорию относительности, всплеск гениальности, особого нетрадиционного видения мира и его законов.

И в жизни он не был «застёгнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался как художник, играл на скрипке, вёл себя крайне непринуждённо, широко пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. При вскрытии его правое полушарие оказалось значительнее больше левого.

Даже среди композиторов-классиков, как показали специальные исследования музыковедов – есть правополушарные и левополушарные, несмотря, что музыкальный центр расположен преимущественно в правом полушарии.

К «правополушарным» отнесены Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шумен, а к «левополушарным» – Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Шестокович.

При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребёнок произносит первые слова – одно из полушарий начинает «леветь».

Следующим толчком к активизации левого полушария, или, точнее, её выражением, будет проявление у ребёнка чувства «Я» осознания себя. В это время, в 2 года, максимально выражено упрямство. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее.

Что из этого следует? А то, что 2 года – самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «Я». Ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и физиологические корни. Набраться терпения, одновременно необходимо представить больше возможностей, эмоционально  двигательной разрядки негативных чувств в играх детей.

В последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и писать. Здесь опять впереди – мальчики: уже к 6-ти годам левое полушарие у них может быть активнее, чем у девочек. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин.

Бывают случаи, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно-одарённых мальчиков дифференциация мозга идёт по такому же пути, как у девочек. У них дольше сохраняется «правополушарная» специализация мозга: и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму может привести к перенапряжению ещё неокрепшего, а тем более не доминирующего левого полушария. Его утомление, в свою очередь, ещё больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения, и тех математических понятий, которые связаны с присущему левому полушарию функциями. А пока, до школы, особенно не допустимо раннее (тем более насильственное обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни, или сейчас не выговаривают ряд звуков). Это означает, что у них, как у большинства тех, кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. А родителям следует знать, что надо повременить со своими требованиями. А когда дойдёт дело до школы, не ругать и не наказывать детей, что, они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее. Не требовать нужно, а помогать, хвалить – пусть даже за небольшие успехи (которые появятся при бережном нашем отношении). Нужно не поддаваться и давлению некоторых не в меру ретивых («левополушарно» ориентированных учителей), которые требуют от родителей «нажать», «принять незамедлительные меры». Что нам дороже, наконец? Всё-таки психическое здоровье детей, школьные результаты, которых (даже при «правополушарной» направленности) непременно выправятся, если, конечно, мы не доведём дело до той стадии, когда «загнанная лошадь больше не тянет».

И зачем же множить число детей-невротиков?! Их и так более чем достаточно: это мы видим уже к концу первого, началу второго класса. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – В ВАШИХ РУКАХ. Это не метафора, а реальность, воодушевляющая или грозящая, в зависимости от того, как мы будем вести себя с детьми.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о