Полушария большого мозга соединены между собой с помощью – 12. Строение и функции долей больших полушарий головного мозга. Функциональное назначение подкорковых узлов.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Большие полушария головного мозга

Самый крупный отдел головного мозга – большие полушария – правое и левое. Левое полушарие управляет правой половиной тела, правое – левой. Полушария имеют кору. Поверхность коры очень велика благодаря наличию извилин и борозд. Борозды разделяют большие полушария на доли: лобную, теменную, височные и затылочные.

Кора полушарий — слой серого вещества (от 1 до 5 мм), покрывающий полушария большого мозга. Она является высшим отделом ЦНС, регулирующим и координирующим все жизненно важные функции организма при его взаимодействии с окружающей средой, а также осуществляющим высшую нервную деятельность.

Кора составляет в среднем 44% от объёма полушарий, ее поверхность — до 1 670 см2.

Характерной особенностью строения коры является горизонтально-вертикальное распределение составляющих её нервных клеток по слоям (пирамидам).

Области коры взаимодействуют как между собой, так и с подкорковыми структурами (таламусом, базальными ядрами, стволом мозга, спинным мозгом и др.). Благодаря такой организации, кора может участвовать в регуляции и координации всех функций организма.

Помимо коры, в глубине каждого полушария имеются скопления серого вещества в виде отдельных ядер. Эти ядра находятся в толще белого вещества, ближе к основанию мозга и называются подкорковыми ядрами, или базальными.

Они получают информацию об активности двигательной системы, управляют движениями и регулируют мышечный тонус.

Подкорковые ядра характеризуются множественными афферентными и эфферентными связями с корой больших полушарий, средним и промежуточным мозгом, лимбической системой и мозжечком.

Мозолистое тело — образование, представляющее собой совокупность нервных волокон, соединяющих кору полушарий большого мозга. Функция мозолистого тела — обмен информацией между полушариями и координация их целостной работы.

Боковые желудочки — это парные полости, заполненные спинномозговой жидкостью (ликвором) и расположенные в белом веществе полушарий. В жедудочках головного мозга синтезируется спинномозговая жидкость. Известно, что объём боковых желудочков увеличивается с возрастом. Нарушение оттока ликвора из желудочков проявляется гидроцефалией. 

Зоны коры полушарий. Участки коры полушарий большого мозга подразделяются на зоны, каждая из которых выполняет определённые функции. Так, в затылочной доле находится зрительная зона. В височной — слуховая и обонятельная, а также поле, ответственное за запоминание слов и формирование сновидений. В теменной доле лежит зона кожно-мышечной чувствительности; здесь также формируются субъективные представления об окружающем пространстве. Лобные доли имеют связи с лимбическим отделом мозга, поэтому зоны, расположенные здесь, отвечают за составление программ поведения.

Помимо прочего, у человека есть специализированные структуры — речевые центры. Это зона Брока — моторный центр речи и зона Вернике, или слуховой центр речи, отвечающий за понимание речи.


Распределение функций по областям мозга не является абсолютным. Установлено, что практически все области мозга имеют нейроны, реагирующие на различные раздражения. Сигналы поступают в каждое полушарие с противоположной стороны тела.

У человека существует специализация полушарий. У людей с более развитой правой рукой доминирует левое полушарие, у левшей же, наоборот, правое. Левое полушарие ответственно за осуществление математических операций и процесса мышления (абстрактно-логический тип мышления). Правое полушарие — за узнавание людей по голосу, восприятие музыки, художественное творчество, то есть оно участвует в процессах образного мышления (пространственно-образный тип мышления).

Борозды — углубления между складками коры полушарий (извилинами). Крупные борозды делят полушария на доли.

Боковая (латеральная) борозда отделяет лобную долю от височной. Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной. Впереди от неё лежит предцентральная борозда, сзади — постцентральная. От постцентральной борозды в сторону затылочной доли направляется продольная межтеменная борозда. Это только некоторые из многочисленных борозд коры полушарий большого мозга.

Крупные борозды делят полушария на доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Своё название доли получили по месту расположения в полости черепа, так как примыкают к соответствующим костям черепа. Ещё одна —

островковая доля — заложена в глубине латеральной борозды, отделяющей височную долю от лобной и теменной.


Извилины — складки полушарий большого мозга. Большое количество мозговых извилин значительно увеличивает площадь полушарий, что принципиально отличает мозг человека от мозга других млекопитающих.

Чувствительные и двигательные центры. В коре головного мозга располагаются центры, регулирующие выполнение определенных функций. Значительную часть каждого полушария занимают чувствительные и двигательные центры, ответственные за подконтрольные сознанию движения тела в пространстве и восприимчивость организма к различным раздражителям.

Чувствительные центры. Зона коры, куда проецируется какой-либо вид чувствительности, называется первичной проекционной зоной. Затылочные доли связаны со зрением, височные — со слухом. Кожная чувствительность, чувства холода и тепла проецируются в постцентральную извилину теменной доли коры. В верхней ее части находится проекция кожной чувствительности ног и туловища, ниже — рук и совсем внизу — головы. Обонятельная зона коры находится в лимбической системе мозга. Проекция вкусового анализатора, по-видимому, находится в лимбической системе или теменной доле коры.

Величина проекционных зон отдельных участков кожи неодинакова. Так, например, проекция кожи кисти рук занимает в коре большую площадь, чем проекция поверхности туловища.


Проекции частей тела человека на область коркового конца чувствительных анализаторов (слева). Проекции частей тела человека на область коркового конца двигательного анализатора (справа).
Двигательные центры. Движения возникают при раздражении коры в области передней центральной извилины. Электрическое раздражение верхней части извилин вызывает движение мышц ног и туловища, средней — рук, нижней — мышц лица.

Величина корковой двигательной зоны пропорциональна не массе мышц, а точности движений. Особенно велика зона, управляющая движениями кисти руки, языком, мимической мускулатурой лица.

Большие полушария подразделяются на лобные, теменные, затылочные и височные доли. В лобных долях находятся моторные зоны, здесь формируются сложные программы поведения. В теменных долях находятся зоны кожно-мышечной чувствительности, в затылочных – зрительные зоны, в височных – слуховые зоны. Речевые центры у всех правшей и у многих левшей находятся в левом полушарии. В коре больших полушарий завершается аналитико-синтетическая работа мозга.

< Предыдущая страница «Головной мозг»

Следующая страница «Вегетативная (автономная) нервная система» >

Большие полушария головного мозга — урок. Биология, Человек (8 класс).

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из двух полушарий (правого и левого), соединённых мозолистым телом. Нижняя поверхность полушарий называется основанием мозга.

Развитые большие полушария мозга у человека покрывают весь средний и промежуточный мозг.

Такие психические функции, как память, речь, мышление, творческие процессы, личностные качества, связаны именно с большими полушариями мозга. Функции левого и правого полушарий неравнозначны. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.


Ucheny-e-vy-rastili-kopiyu-chelovecheskogo-mozga.jpg

 

Серое вещество образует кору головного мозга.

Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).
Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Кора больших полушарий головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов) толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Площадь поверхности коры составляет около \(2000\)–\(2500\) см² (это связано с наличием большого количества борозд и извилин). Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Глубокие борозды делят каждое полушарие на \(4\) доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Между бороздами расположены складки коры полушарий — извилины.

 

assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga.jpg

 

Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделённые от теменных долей глубокой центральной бороздой. Их масса составляет около \(50\) % массы головного мозга.

 

В лобные доли приходит информация обо всех ощущениях. Здесь происходит её суммарный анализ и создаётся целостное представление об образе. Поэтому эту зону коры называют ассоциативной, именно с ней связана способность к обучению. Если лобная кора разрушена, то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между изображением буквы и звуком, который она обозначает. Обучение становится невозможным.

В височных долях расположены слуховые центры, а также центры вкуса и обоняния.

В затылочной доле расположены зрительные центры.

 

В коре больших полушарий различают следующие чувствительные и двигательные зоны:
– двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
– зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
– зрительная зона расположена в затылочной доле;
– слуховая зона расположена в височной доле;
– центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей.

assotsiativnye-zony-kory.jpg

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

http://school-collection.edu.ru

http://up-image.ru/assotsiativnye-zony-kory-golovnogo-mozga

Строение больших полушарий мозга — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ

второе высшее образование «психология» в формате MBA

предмет: Анатомия и эволюция нервной системы человека.
Методичка «Анатомия центральной нервной системы»

10.1. Общий план строения конечного мозга
10.2. Стриопамидарная система
10.3. Миндалевидное тело
10.4. Лимбическая система
10.5. Мозолистое тело
10.6. Желудочки мозга

10.1. Общий план строения конечного мозга
Конечный мозг представлен двумя большими полушариями. Большие полушария — самая большая часть головного мозга человека. В норме полушария относительно симметричны и соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), по которому происходит передача информации из одного полушария в другое. В состав каждого полушария входят базальные ядра, желудочек, белое вешество и плащ, образованный корой.
В соответствии с филогенезом выделяют обонятельный мозг, базальные ядра и кору полушарий (рис. 10.1)

Рис. 10.1. филогенетическая классификация образований больших полушарий

В состав обонятельного мозга, как наиболее филогенетически древней части, входят: обонятельная доля, парагипокампальная извилина, зубчатая извилина, сводчатая извилина, крючок.

В каждом полушарии выделяют четыре доли:
лобная, теменная, височная и затылочная.

В полушарии выделят три поверхности:

нижнюю, медиальную и верхнелатералыгую.

Выделяют также и три полюса (самые выступающие части полушарий):
лобный, затылочный и височный.

В каждом полушарии находится латеральный желудочек, являющийся полостью полушария и заполненный ликвором. В каждом из желудочков выделяют передний рог, расположенный в лобной доле, задний рог, расположенный в затылочной доле, нижний рог в толще височной доли и центральную часть. Боковые желудочки через отверстия сообщаются с полостью III желудочка, куда и оттекает ликвор.

Серое вещество больших полушарий представлено так называемыми базальными ядрами: скоплением нервных клеток в глубине полушарий.

10.2. Стриопамидарная система
В ядрах больших полушарий, или базальных ядрах, выделяют хвостатое ядро, чечевицеобразное, ограду и миндалевидное ядро. Между ядрами расположены капсулы белого вещества. Первые три из перечисленных ядер относятся к полосатому телу (соrpus striatum) (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Схема строения базальных ядер

Учитывая функциональные и филогенетические особенности строения базальных ядер, бледный шар выделен в отдельную морфологическую единицу (бледный шар представляет собой филогенетически более старое образование), поэтому хвостатое и чечевицеобразное ядра принято именовать с гриопаллидариой системой.

Ядра стриопаллидарной системы получают топографически упорядоченные проекции от всех нолей коры и через таламус оказывают влияние на обширные области лобной коры. Иными словами,

полосатое тело обеспечивает подготовку движений, а моторная кора — их точность и экономичность. Хвостатое ядро имеет головку, тело и хвост. Чечевицеобразное ядро по форме сходно с чечевичным зерном, связано с хвостатым ядром. В нем выделяют три ядра: скорлупу, медиальный и латералный бледный шар. Головка хвостатого ядра и скорлупа являются филогенетически более новыми образованиями, относятся к neostriatum.

Бледный шар
Бледный шар (является филогенетически более старым образованием. Его дорсальная часть вовлечена в «экстраиирамидный моторный цикл» управления позой и инициации движений. Он связан нервными путями с двигательной корой, красным ядром и мозжечком.

Ограда
Ограда  — тонкая пластинка серого вещества, расположена латеральное от скорлупы и отделена от нее наружной капсулой. Ограда связана с дорсомедиальным таламусом и миндалевидным телом.

10.3. Миндалевидное тело
Миндалевидное тело, или просто «миндалина», располагается в толще височного полюса полушария. Различают базально-латеральную часть и корково-медиальную часть. Первая имеет отношение к формированию памяти, интеграции вегетативных реакций при стрессе и др., вторая — принимает участие в формировании концевой полоски, связана с сексуальными запахами и половым поведением. Переднее миндалевидное поле расположено вблизи переднего продырявленного вещества, здесь заканчивается латеральный обонятельный тракт и начинается диагональная полоска Брока; активирует реакции защиты, страха и агрессии. Таким образом, миндалевидное тело оказывает влияние на некоторые вегетативные функции и эмоциональное поведение человека.

Миндалевидное ядро входит в состав лимбической системы. Центры этой системы объединяют нейроны базальных ганглиев, коры и промежуточного мозга. Эксперименты на животных показывают, что повреждения амигдалы вызывают нарушение реакций избегания, при этом снижается интенсивность переживания животными страха.

10.4. Лимбическая система
Вначале под лимбом понимали лишь краевую зону коры полушария, расположенную в виде кольца на границе со стволом мозга, и относили к нему поясную извилину, перешеек и гиппокампальную извилину. Позднее к лимбической системе стали относить и другие структуры обонятельного мозга: парагиппокампальную извилину вместе с крючком, обонятельную луковицу, обонятельный тракт, обонятельный треугольник. К лимбической системе также относят ряд подкорковых структур, таких как миндалевидные ядра, ядра прозрачной перегородки (септальные), переднее таламическое ядро и др. Выявлены мощные связи гиппокампа с сосцевидными и септальными ядрами посредством свода, а с миндалевидными ядрами — с помощью концевой (терминальной) полоски, которые замыкают структуры лимбической системы в круг Пейпеца (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Схема круга Пейпеца:

Основными элементами этого круга являются: поясная извилина — перешеек — гиннокамп — свод — сосцевидные тела — сосцевидно-таламический пучок — переднее ядро таламуса — поясная извилина (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Элементы лимбической системы и мозолистое тело:

Основным входом в лимбическую систему является обонятельный тракт, однако она получает ин-формацию и от остальных анализаторов, а также от лобной коры. Лимбическая система контролирует эмоциональное поведение, сон, бодрствование, сексуальное поведение, а также процессы на-учения и память, играет значимую роль в мотивации поведения.

Наиболее важную роль в процессах памяти играет гиппокамп. У людей с тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа процессы научения серьезно нарушаются. После повреждения гиппокампа они не могли хранить в памяти то, о чем узнавали; они неспособны были даже вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели. Но память о событиях, имевших место до болезни, у них, по-видимому, полностью сохранялась. Эксперименты с имплантацией электродов в гиппокамп крыс выявили, что у этих животных гиппокамп играет важную роль в усвоении «пространственной карты» окружающего мира.

10.5. Мозолистое тело
Мозолистое тело представляет собой массивный тяж поперечных волокон, который соединяет новую кору двух полушарий и позволяет ей интегрировать, с одной стороны, ощущения от парных структур нашего организма, а с другой стороны — ее ответные реакции. Волокна мозолистого тела расходятся к коре полушарий в виде веера и образуют лучистость мозолистого тела, которая спереди переходит в лобные щипцы, соединяющие кору лобных долей. А большие по размеру затылочные щипцы — в кору затылочных долей. На верхней поверхности мозолистого тела располагаются структуры, являющиеся частью обонятельного мозга.
Белое вещество больших полушарий представлено нервными волокнами, идущими во всех направлениях и формирующими проводящие пути конечного мозга. Выделяют ассоциативные волокна, связывающие участки мозга в рамках одного полушария. Среди них выделяют короткие, связывающие соседние извилины, и длинные волокна. Комиссуральные волокна идут из одного полушария мозга в другое, наибольшее количество таких волокон в мозолистом теле. Проекционные волокна связывают мозговую кору с нижележащими отделами ЦНС до спинного мозга включительно.

10.6. Желудочки мозга
В каждом полушарии находится латеральный желудочек, заполненный ликвором. В каждом из желудочков выделяют передний рог, расположенный в лобной доле, задний рог, расположенный в затылочной доле, нижний рог в толще височной доли и центральную часть. Боковые желудочки через отверстия сообщаются с полостью III желудочка, куда и стекает ликвор.

Все лекции по предмету: Анатомия и эволюция нервной системы человека

Большие полушария головного мозга

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из конечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом.

Большие полушария головного мозга разделены по средней линии глубокой вертикальной щелью на правое и левое полушария. В глубине средней части оба полушария соединены между собой большой спайкой — мозолистым телом. В каждом полушарии различают доли: лобную, теменную, височную, затылочную и островок (рис. 6).

Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами. Наиболее важны три глубокие борозды: центральная (роландова), отделяющая лобную долю от теменной; боковая (сильвиева), отделяющая височную долю от теменной, и теменно-затылочная, отделяющая теменную долю от затылочной на внутренней поверхности полушария.

Каждое полушарие имеет верхнебоковую (выпуклую), нижнюю и внутреннюю поверхность.

Каждая доля полушария имеет мозговые извилины, отделенные друг от друга бороздами. Сверху полушарие покрыто корой — тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток.

Кора головного мозга — наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток — проводников. Из-за образования мозговьгх извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см2, причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 — на видимой поверхности полушарий.

Рис. 6. Большие полушария головного мозга:

а — верхнебоковая поверхность: 1 — нижняя лобная извилина; 2 — средняя лобная извилина; 3 — верхняя лобная извилина; 4 — передняя центральная извилина; 5 — центральная (роландова) борозда; 6 — задняя центральная извилина; 7 — верхняя теменная долька; 8 — нижняя теменная долька; 9 — надкраевая (супра-маргинальная) борозда; 10 — угловая (ангулярная) борозда; 11 — теменно-затылочная борозда; 12 — нижняя височная извилина; 13 — средняя височная извилина; 14 — верхняя височная извилина; 15 — боковая (сильвиева) борозда; — внутренняя поверхность: 1 — парацентральная долька; 2 — центральная борозда; 3 — поясная извилина; 4 — мозолистое тело; 5 — теменно-затылочная борозда; 6 — клин; 7 — шпорная борозда; 8 — язычковая извилина; 9 — извилина гиппокампа (парагиппокамповая извилина)

Каждая доля мозга имеет различное функциональное значение.

 

Лобная доля

Лобная доля занимает передние отделы полушарий. От теменной доли она отделяется центральной бороздой, от височной — боковой бороздой. В лобной доле имеются четыре извилины: одна вертикальная — прецентральная и три горизонтальные — верхняя, средняя и нижняя лобные извилины. Извилины отделены друг от друга бороздами. На нижней поверхности лобных долей различают прямую и орбитальную извилины. Прямая извилина залегает между внутренним краем полушария, обонятельной бороздой и наружным краем полушария. В глубине обонятельной борозды лежат обонятельная луковица и обонятельный тракт. Лобная доля человека составляет 25 — 28% коры; средняя масса лобной доли 450 г.

Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления. В извилинах лобной доли сконцентрировано несколько функционально важных центров. Передняя центральная извилина является “представительством” первичной двигательной зоны со строго определенной проекцией участков тела. Лицо “расположено” в нижней трети извилины, рука — в средней трети, нога — в верхней трети. Туловище представлено в задних отделах верхней лобной извилины. Таким образом, человек спроецирован в передней центральной извилине вверх ногами и вниз головой (рис. 7).

Передняя центральная извилина вместе с прилегающими задними отделами лобных извилин выполняет очень важную в функциональном отношении роль. Она является центром произвольных движений. В глубине коры центральной извилины от так на зываемых пирамидных клеток — центрального двигательного нейрона — начинается основной двигательный путь — пирамидный, или кортико-спинальный, путь. Периферические отростки двигательных нейронов выходят из коры, собираются в единый мощный пучок, проходят центральное белое вещество полушарий и через внутреннюю капсулу входят в ствол мозга; в конце ствола мозга они частично перекрещиваются (переходя с одной стороны на другую) и затем спускаются в спинной мозг. Эти отростки заканчиваются в сером веществе спинного мозга. Там они вступают в контакт с периферическим двигательным нейроном и передают ему импульсы из центрального двигательного нейрона. По пирамидному пути передаются импульсы произвольного движения.

Рис. 7. Проекция человека в передней центральной извилине коры головного мозга

В задних отделах верхней лобной извилины располагается также экстрапирамидный центр коры, тесно связанный анатомически и функционально с образованиями так называемой экстрапирамидной системы. Экстрапирамидная система — двигательная система, помогающая осуществлению произвольного движения. Это система “обеспечения” произвольных движений. Будучи филогенетически более старой, экстрапирамидная система у человека обеспечивает автоматическую регуляцию “заученных” двигательных актов, поддержание общего мышечного тонуса, “готовность” периферического двигательного аппарата к совершению движения, перераспределение мышечного тонуса при движениях. Кроме того, она участвует в поддержании нормальной позы.

В заднем отделе средней лобной извилины находится лобный глазодвигательный центр, осуществляющий контроль за содружественным, одновременным поворотом головы и глаз (центр поворота головы и глаз в противоположную сторону). Раздражение этого центра вызывает поворот головы и глаз в противоположную сторону. Функция этого центра имеет огромное значение в осуществлении так называемых ориентировочных рефлексов (или рефлексов “что такое?”), имеющих очень важное значение для сохранения жизни животных.

В заднем отделе нижней лобной извилины находится моторный центр речи (центр Брока).

Лобный отдел коры больших полушарий принимает также активное участие в формировании мышления, организации целенаправленной деятельности, перспективном планировании.

 

11. Асимметрия полушарий большого мозга.

Передний мозг, представляющий самый массивный отдел головного мозга, разделен по средней линии глубокой вертикальной щелью на правое и левое полушария. Оба они соединены между собой с помощью мозолистого тела. В каждом полушарии выделяют доли: лобную, теменную, височную, затылочную и островок. Каждая доля мозга имеет функциональное значение. Левое и правое полушария выполняют разную функцию, но совместно обеспечивают целенаправленное поведение.

Учение о межполушарной асимметрии возникло более 100 лет назад. В 1860-х годах французский исследователь П. Брока установил, что повреждение определенного участка коры вызывает афазию или расстройство речи. Этот участок находится у края лобной доли левого полушария, назван зоной Брока (зона 1). Она контролирует осуществление речевых реакций.

В 1874 г. немецкий исследователь К. Вернике обнаружил в левом полушарии сенсорный (зона 2) центр речи, поражение которого ведет к расстройству понимания речи. Центр Вернике расположен в височной доле. У человека с пораженным центром речь беглая, бессмысленная, а сам больной не замечает этого дефекта.

После рассечения комиссурных связей двух полушарий каждое из них функционирует самостоятельно, получая информацию только справа или слева. Если больному с расщепленным мозгом предъявить в правую половину зрительного поля какой-либо предмет, то он может его назвать и взять правой рукой; то же самое со словом, т.е. используется левое полушарие. В данном случае он не отличается от нормального человека. Дефект проявляется, когда стимулы возникают на левой стороне тела или в левой половине зрительного поля. Предмет, изображение которого проецируется в правое полушарие, больной назвать не может. Хотя он правильно выбирает его среди других. Т.е. правое полушарие не может обеспечить функцию называния предмета, но оно узнает предмет.

3 зона – моторная, расположена в передней центральной извилине правого и левого полушария. Это зона управляет мышцами лица, конечностей и туловища.

Правое полушарие контролирует и регулирует сенсомоторные и двигательные функции левой половины тела, а левое полушарие – правой половины тела. С правым полушарием связаны музыкальные способности. Левое полушарие – речевое, обрабатывает информацию аналитически и последовательно, правое – одновременно и целостно. Человек с превалированием левополушарной функции тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присущи двигательная активность, целенаправленность. Правополушарный человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен, неразговорчив, но тонко чувствует и переживает.

Асимметрия функций больших полушарий является генетически предопределенной. Она выражается в преимущественном участии левой и правой половины мозга в качественно различном анализе внешних раздражителей.

Функциональная асимметрия может усиливаться при направленном вмешательстве за счет формирования устойчивой доминантной установки, но переучивания генетически запрограммированных асимметрических форм движений.

Исследование функциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями, и доминантность левого полушария формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, возникает поражение речевой области левого полушария, то у него развивается афазия, и через год речь восстанавливается. И тогда центр речи перемещается в зону правого полушария. Такая передача речевой функции от левого полушария правому возможна лишь до 10 лет.

Специализация правого полушария в функции ориентации в пространстве возникает также не сразу: у мальчиков в возрасте от 6 лет, а у девочек – после 13 лет.

Д. Кимура полагает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария. Позже данная функция у руки была передана голосовой мускулатуре.

Левое полушарие превосходит правое также и в способности понимать речь, хотя эти различия менее выражены. Согласно моторной теории восприятия главным компонентом распознавания речевых звуков являются кинестезические сигналы, возникающие от мышц речевого аппарата при восприятии речевых сигналов. В этом особая роль принадлежит моторным системам левого полушария.

Речевые функции у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5% лиц речевые центры – в правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, также как и у праворуких – в левом полушарии. У 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии.

Рис. 7. Проекция человека в центральных извилинах.

Функциональная асимметрия обнаружена не у всех людей, примерно у одной трети она не выражена, т.е. полушарии не имеют четкой функциональной специализации.

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:

  1. Моторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.

  2. Сенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.

  3. Психическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Соотношение активности двух полушарий может быть различным. На этом основании И.П. Павловым были выделены специфические человеческие типы внешней нервной деятельности (ВНД): художественный, мыслительный и средний.

Художественный тип людей характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. У них преобладает «правополушарное» образное мышление. У человека мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система над первой, т.е. доминирует «левополушарное» абстрактное мышление.

  1. При рассечении мозолистого тела происходит раздвоение личности. Выстраиваются две модели поведения на одну и ту же ситуацию. В процессе эволюции у человека происходит разделение функций правого и левого полушарий. Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на 5 г. больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление. Правое – узнавание предметов, цвет, форму, различение голосов.

Сознание человека базируется на совместной деятельности двух полушарий, хотя одно из них является доминантным. Левое полушарие принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики. Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления. Правое полушарие следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левое анализирует эти изменения, оно ответственно за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее. В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве. В левом полушарии данная информация соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения.

В левом полушарии находятся два центра: центр Брока и центр Вернике. Центр Брока располагается в лобной доле левого полушария. Он прилегает к двигательной зоне коры. Это – моторный центр речи, управляющий мышцами языка, челюстей и глотки, благодаря чему произносятся звуки. Если этот центр поврежден, возникает афазия, затрудняются и двигательные акты. После инсультов этот центр парализуется, при этом понимание речи, чтение и письмо не нарушаются, и больной осознает свой дефект.

Центр Вернике расположен в верхнезаднем участке левой височной доли. Это – сенсорный центр речи, который отвечает за понимание речи, ее осмысливание. Именно в этой зоне расположен основной нервный субстрат, который определяет построение устной речи, ее форму, смысл и содержание. При ее повреждении возникает афазия Вернике, когда понимание речи сильно затруднено, речь беглая, бессмысленная, чтение, письмо нарушены, и больной не осознает бессмысленность своей речи.

Центр Брока и центр Вернике соединены между собой нервными волокнами, образуя дугообразный пучок. Вначале в зоне Брока под влиянием приходящих импульсов строится детальная и координированная программа локализации – как и в какой последовательности должны действовать мышцы губ, язычка и глотки. Отсюда импульсы поступают в моторную зону коры, которая управляет деятельностью всех мышц. Из моторной зоны импульсы поступают к соответствующим мышцам. Звучание слова улавливается слуховой зоной коры, но чтобы понять смысл, необходимо, чтобы сигналы обязательно прошли через зону Вернике, которая прилегает к слуховой зоне височной области. Здесь звуки истолковываются как речь. Если же слово воспринимается не через звук, а глазами (при чтении), то в этом случае информация из первичной зрительной коры также должна поступать в центр Вернике. Поскольку устная речь возникает в процессе эволюции раньше, чем письменная, дети начинают говорить и понимать речь раньше, чем научатся читать и писать.

Дислексия – нарушение у детей способности к чтению. Это может быть результатом перенесенных травм, особенно до 1-го года жизни, и как результат нарушения зрительно-пространственного восприятия. Они не могут воспринимать слова как целое. Они не могут отличать схожие слова, теряются, если их просят произнести незнакомое слово. Чаще всего у таких детей нестабильность глазодоминанты. У большинства людей один глаз, так же как и рука, является господствующим. Нестабильность глазодоминантности может привести к нарушению движения глаз и тогда человеку очень трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.

Глазодоминантная нестабильность может быть следствием нестабильности контроля со стороны полушарий головного мозга, когда ни одно из них не берет на себя доминантную роль контроля за движением глаз.

Девочки начинают говорить и читать раньше мальчиков. У мужчин поражение левого полушария вызывает афазию в 3 раза чаще, чем у женщин, и приводит к существенному ухудшению вербальной способности. У женщин специализация полушарий выражена в меньшей степени. Это закладывается в пренатальном (дородовом) периоде. Уже на 3-ем месяце внутриутробного развития у плода мужского пола значительно возрастает концентрация мужского полового гормона тестостерона. У женского плода он образуется в меньших концентрациях, поскольку поступает из организма матери. Тестостерон влияет на скорость развития полушарий, как бы замедляя рост левого полушария и способствуя быстрому развитию правого полушария, ответственного за пространственную способность.

Патологические изменения I и II сигнальной системы.

У человека в отличие от животных могут быть специфические формы проявления неврозов, и это зависит от того, какая сигнальная система вовлечена в патологический процесс.

  1. Истерия – преобладает I сигнальная система. Вокруг всё раздражает, наблюдается повышенная чувствительность к внешней обстановке, к раздражителям, которые являются для всех окружающих подпороговыми, а для больного – пороговым или же сверхпороговым, когда формируется сильный процесс возбуждения, доходящий до истерики. В результате может произойти перенапряжение силы возбуждения. Все это отрицательно влияет на умственную и физическую работоспособность, на все виды внутреннего торможения.

  2. Психостения – преобладает II сигнальная система. Люди разочарованы в жизни, бедны в эмоциях, склоны к пустому мудрствованию. Их замыслы бесплодны, нереальны, оторваны от жизни.

  3. Невростения – в нервный процесс в равной степени вовлечены I и II сигнальные системы. В этом случае для человека характерны вялость, слабость, депрессия, от которых он не может избавиться.

Условия устранения неврозов и восстановление работоспособности корковых клеток:

  • устранение факторов, вызывающих невроз;

  • тренировка процессов возбуждения и торможения;

  • прием лекарственных препаратов;

  • сон и отдых. Соматические клетки восстанавливаются через 6 часов, нервные – через 11 часов. Учитель должен учитывать типологические особенности ВНД, на основе которого и должен определяться индивидуальный подход к процессу воспитания и обучения. Все это позволит устранить перенапряжение нервных процессов и правильно определить объем и характер работы, особенно для холериков и меланхоликов.

Функции больших полушарий головного мозга: нервная деятельность

Конечный отдел является самой массивной частью головного мозга – у обычного человека он занимает около 78% от общей массы органа. Его делит на две части центральная борозда, в глубине которой располагается большая спайка – мозолистое тело.

Несмотря на сложное строение, конечный мозг является взаимосвязанной системой, отвечающей за эмоции, планирование, память, принятие решений, движения конечностями и восприятие информации из окружающей среды. Эти и другие функции он осуществляет при помощи развитой сети клеток коры больших полушарий головного мозга. Чтобы понять функции больших полушарий головного мозга, нужно сначала разобрать их структуру.

Доли коры мозгаДоли коры мозга

Строение больших полушарий

Поверхность конечного отдела ЦНС покрывает кора, которая занимает около 44% объема больших полушарий. Площадь этой структуры у обычного человека примерно равна 2200 см², причем большая ее часть залегает в глубоких бороздах или как их еще называют – мозговых извилинах. Благодаря наличию борозд и извилин площадь коры значительно увеличивается.

Величина и форма извилин зависит от индивидуальных особенностей человека – как известно головной мозг различных людей и даже полушария одного индивида между собой визуально отличаются. Это явление среди специалистов носит название «функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Согласно наблюдениям такая особенность сказывается на психике человека: например, некоторым людям легче дается изучение точных наук, а другие больше используют творческий подход при решении насущных проблем.

В коре происходит подготовка к осознанным движениям, формируется речь, происходит мышление и запоминание наиболее значимой информации. Также она отвечает за условные рефлексы – приобретенные ответные реакции организма на перемены.

Кора формируется из скопления тел нейронов, которые формируют ее слои. С их помощью большие полушария осуществляют свои функции. Количество слоев коры на разных участках не равнозначно: в зависимости от места расположения зоны и ее типа их может быть от 2 до 6.

Специалисты выделяют в коре на 4 вида поверхностей: древнюю (палеокортекс), старую (архикортекс), новую (неокортекс) и промежуточную кору, которая состоит из промежуточной древней и промежуточной старой коры.

По последним подсчетам количество нейронов коры варьируется в пределах 10-14 млрд. единиц. Они связаны между собой при помощи синапсов – специальных связей, которые позволяют моментально передавать импульсы от одного нейрона к другому. Передача сигнала по синапсу происходит химическим путём с помощью активных химических элементов или электрическим путём, посредством прохождения ионов.

Под корой располагается белое вещество. Его формируют скопление пучков аксонов нейронов коры, которые покрыты миелином. Химическое строение оболочки отростков нервных клеток позволяет передавать импульс между нейронами в 5—10 раз быстрее, чем по немиелинизированным связям.

Ниже белого вещества, в стволе располагаются центры бессознательных рефлексов и контролирующие структуры внутренних органов и систем органов.

Участки полушарий

Всю поверхность коры больших полушарий условно делят на несколько зон. Каждая из них выполняет определенные функции. Границы зон обозначены наиболее выдающимися извилинами.

Зоны не являются какими-то отдельными участками мозга, в которых происходят только конкретные психические и физиологические процессы, так как они постоянно взаимодействуют между собой, что подтверждается многочисленными исследованиями в области психики.

Топографически выделяют следующие участки коры полушарий:

  • Затылочная. Отвечает за восприятие и хранение данных получаемых от органов зрения.
  • Височная. Ее функции основаны на восприятии, анализе и воспроизведении речи и звуков, понятием слуховой информации, и данных поступающих от органов вкуса и обоняния. Участвует в запоминании информации, а именно накапливает ее.
  • Теменная доля БП головного мозга. В этой зоне располагаются функциональные центры анализатора окружающей среды. Она отвечает за расположение частей тела в пространстве.
  • Лобная. Является самым большим участком, с помощью которого мозг выполняет следующие функции:
  1. движение и регуляция направленных действий;
  2. письмо;
  3. речь, а именно выговор отдельных звуков, тембр, интонацию;
  4. программирование сложных поведенческих реакций, принятие решений, планирование, анализ полученного результата, а также спонтанного поведения;
  5. лобной зоне располагается обонятельный нервный центр.

Таким образом все зоны: теменная, затылочная, лобная и височная, занимаются восприятием информации из окружающей среды, а также определяют поведение человека во время наиболее значимых изменений.

Некоторые участки могут выполнять сразу несколько функций. Это становится особенно заметно при повреждении соответствующих зон мозга в результате ЧМТ – со временем их функция частично восстанавливается, так как соседние берут на себя работу утраченных центров.

Функции

Основная функция коры больших полушарий головного мозга заключается в воспроизведении и накоплении информации, полученной в процессе обучения. Также в ней проходят все высшие психические процессы, такие как мышление, речь и память.

Согласно исследованиям в области нейропсихологии правое и левое большие полушария головного мозга занимаются немного разной работой. Так, правая часть отвечает за чувственное, образное восприятие, запоминание изображений, музыки и их воспроизведение по памяти.

Эту информацию также использует левое полушарие, которое занимается осмыслением, логическим объяснением и «критикой» работы правой части.

Функции правой части мозга остаются на уровне восприятия поступающей информации посредством анализаторов чувственно-образных свойств и рецепторов, минуя их физические качества. Например, оно отвечает за распознавание условных и буквенных символов без их осмысления.

Более высокий организационный уровень, где происходит анализ и оценка содержания знаков, связан с работой левого полушария.  Его функция заключается в определении причинно-следственной связи, взаимодействии произошедших событий между собой, обработке и осмыслении поступающей информации, которая поступает из окружающего мира с помощью слов, звуков, речи.

Функции каждого из полушарийФункции каждого из полушарий

Левое полушарие

Каждое из полушарий головного мозга одинаково значимо для выполнения основных функций нервной системы человека и его умственных способностей. Например, такое понятие, как «аналитический склад ума», не зависит от размера конкретной части мозга – каждый может изучать точные науки и достигнет в них успеха.

Левое полушарие принимает участие в осуществлении следующих функций:

  • логическое решение;
  • усвоение иностранных языков;
  • управление произношением слов;
  • способность читать, писать, запоминать фразы.

В левой половине располагаются нервные центры, с помощью которых человек может воспринимать буквенное значение сказанного.

Моторные функции левого полушария головного мозга сводятся к тому, что оно управляет конечностями правой стороны тела. То есть при поднятии правой руки или ноги приказ отдает левая половина мозга.

Правое полушарие

Долгое время считалось, что правое полушарие больше развито у женщин, но это в коре неверно. В качестве аргумента приводилось то, то слабый пол более эмоционален по сравнению с противоположным, а, как известно, именно такое проявление психики является основной функцией этой стороны мозга. Также оно отвечает за интуицию, оценку, воспроизведение и передачу невербальной информации.

Согласно психологии, те люди, которые часто «работают» правым полушарием, отличаются тонким восприятием музыки, живописи и других видов искусств, несмотря на то, что за обучение этим способностям отвечает левая сторона.

К другим функциям, которые осуществляет правое полушарие головного мозга относятся воображение, визуализация и понимание иносказательных определений. Оно также отвечает за привлекательность, паронормальное восприятие информации, фантазии, религию и мечты.

По аналогии с левой частью, правое контролирует движения конечностями с левой стороны тела.

Нервная деятельность больших полушарий

Еще одной функцией, которую выполняют структуры коры, является осуществление высшей нервной деятельности человека. Она осуществляется с помощью нейронов. Например, ярким проявлением этой особенности является способность человека к обучению и получению информации из разных источников.

Конечный отдел ЦНС играет большую роль в приспособлении организма к окружающей среде – именно в нем посредством образования многочисленных синоптических нервных связей формируются условные ответные реакции организма в ответ на внешние изменения.

Эти рефлексы, приобретаемые в течение жизни человека, строятся на базе безусловных рефлексов под воздействием определенных факторов. Условные рефлексы у человека могут сформироваться как на своем, так и чужом опыте, например в процессе обучения и усвоения стороннего материала. Ярким примером этому служит обучение в школе, где ученики получают необходимые знания из учебников.

В глобальном смысле функции высшей нервной деятельности принято отличать от работы всей нервной системы, так как она отвечает за слаженную работу различных частей тела между собой. Функционирование высшей нервной деятельности ЦНС связывают с нейрофизиологическими процессами, которые происходят в коре и ближайших к ней подкорковых структурах.

Полушария Большого мозга. Биология 8 класс Сонин, Сапин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
    • Казахский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • О

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *