Почему нельзя детей бить по голове – Секрет подзатыльника. Как мы бессознательно бьем по самому больному месту | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Содержание

Детей бить нельзя! — Солнечный Город

Воспитание детей – сложный и многогранный процесс, который вызывает множество разногласий и среди родителей, и среди квалифицированных специалистов. Практически все из них сходятся во мнении, что добиться положительных результатов невозможно без наказаний. Тем не менее, уровень строгости родителей и способы, которыми допустимо добиваться послушания ребенка, остаются предметом постоянных споров.

К сожалению, многие взрослые до сих пор считают приемлемой мерой наказания физическое насилие. При этом встречаются и довольно плачевные случаи, когда желание привить ребенку определенные нормы поведения приводят к серьезным нарушениям психики и мешают нормальному эмоциональному развитию личности. На сегодняшний день для детских психологов и психотерапевтов актуальным остается вопрос, как объяснить, что детей бить нельзя.

Почему детей нельзя бить?

Почему детей нельзя бить?

Для того чтобы разобраться, почему нельзя бить детей, следует понять, чем же в действительности является физическое наказание для обеих сторон воспитательного процесса. Какие эмоции при этом испытывает и ребенок, и сами родители? Являются ли они созидающими для становления личности или же, наоборот, запускают негативные процессы?

Физическое наказание: причины строгих мер

Физическое наказание: причины строгих мер

Каждый раз, когда родитель демонстрирует свою силу, он тем самым признается в собственной несостоятельности. Подобная агрессия вызвана невозможностью или же нежеланием взрослого искать более сложные, но в то же время правильные пути влияния на ребенка. Чтобы понять причины плохого поведения детей, выяснить глубинную суть вопроса, а затем решать возникшую проблему на глобальном уровне, нужно потратить немало времени и сил.

Для неопытного воспитателя подобные процессы довольно трудоемки – придется искать подход к подрастающему поколению методом проб и ошибок, встречаясь с протестами, недовольством и, возможно, даже агрессией ребенка

. При этом положительные результаты могут быть заметны не сразу, ведь детям необходимо время для осознания собственной неправоты.

Что же происходит, если при проступке или непослушании сразу применить физическое наказание, например, ударить провинившееся чадо по рукам или шлепнуть по попе? В большинстве случаев наблюдается «успех» — ребенок прекращает вести себя плохо, и родитель празднует свою «победу». На самом же деле в детском сознании и подсознании в этот момент происходит множество психологических процессов, которые могут привести к серьезным проблемам в будущем.

Какой вред приносят ребенку телесные наказания?

Какой вред приносят ребенку телесные наказания?

Физический вред от телесных наказаний напрямую зависит от уровня применяемой силы. К счастью, большинство родителей, которые не понимают, почему детей бить нельзя, все же не преступают разумные границы в воспитательных целях. Тем не менее,

даже легкий удар способен нанести серьезный ущерб ребенку, и чем он младше, тем хуже будут последствия. Если для взрослого подзатыльник может стать безобидной шуткой, то для детей подобные удары нередко оборачиваются травмами. При этом многие физические увечья незаметны невооруженным взглядом.

Если отвлечься от тяжелых случаев родительского насилия, можно увидеть миллионы пап и мам, которые ограничиваются практически безболезненными, но «обидными» физическими наказаниями. У них в голове возникает закономерный вопрос, почему нельзя бить детей по рукам или по попе, если это не вредит здоровью, но дает неплохие результаты в плане воспитания. И именно с этого момента начинается эмоциональное насилие, которое порой даже хуже физического.

Воспитание силой – эмоциональный вред

Воспитание силой – эмоциональный вред

Существует сразу несколько моральных причин, почему нельзя бить детей. Эти простые истины известны каждому родителю, но мало кто задумывается о них всерьез. Именно глубокое понимание следующих фактов может стать первой ступенью к переосмыслению своего общения с ребенком:

  1. Дети в любом случае слабее взрослых, и применяя физическую силу, родители каждый раз напоминают им об этой закономерности. Постоянно чувствуя себя слабым, ребенок становится трусливым, замкнутым, ощущает свое бессилие и беспомощность. При частых физических наказаниях дети привыкают к чувству унижения со стороны окружающих, что также сказывается и на их общении со сверстниками. «Кто сильнее – тот и прав» — именно такой постулат вкладывают родители в головы своим детям при физическом насилии.
  2. С рождения для каждого из нас родители являются самыми близкими людьми. Отношения с ними должны быть построены на доверии
    , чтобы в случае какой-либо неприятности ребенок обратился за помощью именно к папе или маме. Если же от них самих исходит угроза, то ни о каких доверительных разговорах не может идти и речи! Таким образом, ребенок чувствует себя беззащитным. Кроме того, он может сдержать в тайне действительно серьезную проблему, о которой взрослым следовало бы знать.
  3. Если ребенок привык постоянно получать «по шапке» за любой свой проступок, рано или поздно он начнет скрывать все свои оплошности. Несколько раз удачно обманув взрослых, он посчитает это наиболее подходящим способом избежать наказания. Таким образом, физическое насилие приведет не к улучшению, а к ухудшению поведения.
  4. Непосредственно после телесного наказания ребенок уж точно не будет испытывать приятные эмоции. Наоборот, в нем зародится злоба, обида, негодование, ненависть. При этом все эти чувства будут направлены именно в сторону родителей.
    Даже если со временем ребенок успокоится, какая-то часть неприязни все равно останется в его подсознании
    .

Насилие в детстве: что ждать во взрослом возрасте?

Насилие в детстве: что ждать во взрослом возрасте?

Все хорошее и плохое, что мы видим и чувствуем в детстве, наносит отпечаток на всю нашу дальнейшую жизнь. Телесное насилие со стороны родителей – это одна из самых распространенных причин психических и неврологических заболеваний во взрослом возрасте. Также и физическое развитие ребенка может свернуть в неправильное русло при частом рукоприкладстве «воспитателей».

На вопрос, почему нельзя бить ребенка по голове, недавно подробно ответили американские ученые. Проведенные ими исследования показали, что люди, постоянно получавшие от родителей подзатыльники и оплеухи, во взрослом возрасте не могут похвастаться высоким интеллектом

. Более того, в некоторых участках их головного мозга уровень серого вещества упал до критической отметки! Это приводит к физическим и умственным отклонениям. У пациентов, которых воспитывали без строгих наказаний, подобные нарушения не обнаружены.

Также статистические данные указывают на то, что ребенок, которого бьют в семье, во взрослой жизни более склонен к сердечнососудистым заболеваниям, разным формам диабета, ожирению, гепатиту, артриту и общим физическим недомоганиям.

Что же касается моральных принципов взрослых, чье детство прошло в агрессивной среде, то здесь также заметны серьезные отклонения. Они больше склонны к наркотической и алкогольной зависимостям, чаще совершают преступления. Но что хуже всего, они переносят модель поведения родителей в собственные семьи. Таким образом, получается замкнутый круг из взрослых, которые не понимают, почему нельзя бить ребенка по попе, даже при отсутствии других аргументов в споре.

Как воспитать ребенка без физических наказаний

Как воспитать ребенка без физических наказаний

Вести себя с ребенком сдержанно, спокойно реагировать на его промахи, неудачи или явные капризы, находить нужные слова для объяснения своей правоты – всем этим вещам придется учиться не один месяц, постоянно совершенствуя свои педагогические таланты. Тем не менее, именно такой подход к воспитанию детей гарантирует им гармоничное развитие, жизнерадостность и счастливую жизнь в социуме.

Для начала, чтобы упростить себе задачу, нужно мысленно разграничить плохие поступки своего малыша на нестрашные (которые можно спокойно обсудить на досуге) и критичные (которые требуют немедленной реакции со стороны родителей). Как только вы начнете оценивать действия ребенка по такому принципу, вы поймете, что во вторую категорию попадает совсем немного ситуаций. К ним можно отнести:

  1. Сознательную(!) порчу имущества, воровство.
  2. Прогулы занятий.
  3. Случаи, опасные для жизни или здоровья самого ребенка или окружающих.
  4. Откровенную ложь родителям.

Если проступок не попал в одну из этих категорий, то это просто шалость или случайность, и можно спокойно объяснить своему ребенку, что так поступать неправильно. Пусть дети научатся нести ответственность за свои действия. Двойка по математике? Нужно исправить. Испачкал штаны? Нужно постирать. Такие причинно-следственные связи понятны ребенку, и они не воспринимаются как наказания. А вот если за плохую оценку или грязную одежду устроят трепку, не выйдет ни полезных выводов, ни пользы, ни исправления.

Как наказывать ребенка, не прибегая к насилию

Как наказывать ребенка, не прибегая к насилию

Отсутствие физического насилия не значит, что следует полностью исключить наказания из воспитательного процесса.

Если ребенок действительно совершил серьезный проступок, родители обязаны принять соответствующие меры. Кроме устранения вреда (как в случае с грязными штанами), можно также использовать следующие способы влияния на поведение:

  • Лишить удовольствия. В этом случае вы должны понять, что больше всего нравится вашему ребенку в сфере развлечений. Может для него станет неприятным запрет смотреть телевизор или играть в компьютерную игру? Или же провинившемуся чаду следует посидеть пару дней без футбола или любимой куклы? Каждый родитель наверняка найдет такой рычаг давления без особого труда.
  • Расстроиться, обидеться. Многие дети не отдают себе отчет, что своим плохим поведением они могут сделать неприятно близким людям. Иногда достаточно просто продемонстрировать, как маму или папу расстроил недавний проступок, и ребенок сам попросит прощения и поймет все свои промахи.
  • Приобщить к хозяйственным делам
    . Если в глубоком детстве мытье посуды и подметание пола может вызывать интерес, то уже в подростковом возрасте домашние хлопоты станут настоящим наказанием. Недельное дежурство на кухне позволит подрастающему поколению многое переосмыслить.

Почему нельзя бить детей? Последствия ударов по голове

Мой муж – отчим для сына от первого брака. За малейший проступок муж бьет моего сына, особенно часто по голове. Когда я говорю, что нельзя бить детей, он отвечает, что если его не воспитывать, то он вырастет плохим человеком. А мне его так жалко: сын не такой плохой, иногда делает что-то не так, но он же ребенок. Он уже так боится мужа, что когда его видит, начинает дергаться и немного заикаться. Это ненормально! Как объяснить мужу, почему нельзя бить детей? И особенно, почему нельзя бить детей по голове?

Да, вы правильно догадываетесь: детей бить нельзя и, конечно, их нельзя бить по голове. Удары по подзатыльнику наносят самый большой урон человеку, не только ребенку, но даже взрослому. Это запрещенный удар даже в боях без правил. Удары по голове могут существенно затормозить развитие ребенка. Вот здесь очень интересная статья врача невролога на эту тему, прочтите её внимательно, чтобы понимать, что бить ребенка по голове – это не воспитывать его, а лишать будущего.

Почему нельзя бить детей? Последствия ударов по голове

Почему нельзя доказать мужу, что бить по голове ребенка нельзя?

К сожалению, скорее всего вы не сможете переубедить мужа, что он не прав. Потому что он бьет детей по голове из-за собственных фрустраций. А воспитание – это лишь повод, чтобы побои имели какую-то причину в его же собственных глазах. Ему гораздо легче объяснить свою жестокость тем, что ребенок что-то не так сделал, чем признать свою собственную склонность к садизму.

Подробнее узнать о том, почему муж так поступает и как найти с ним общий язык, вы сможете на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Почему нельзя бить детей? Последствия ударов по голове
Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях. Добавить комментарий

Бить ребенка последствия. Почему нельзя бить детей по лицу. Что делать с непослушным малышом

Мой муж – отчим для сына от первого брака. За малейший проступок муж бьет моего сына, особенно часто по голове. Когда я говорю, что нельзя бить детей, он отвечает, что если его не воспитывать, то он вырастет плохим человеком. А мне его так жалко: сын не такой плохой, иногда делает что-то не так, но он же ребенок. Он уже так боится мужа, что когда его видит, начинает дергаться и немного заикаться. Это ненормально! Как объяснить мужу, почему нельзя бить детей? И особенно, почему нельзя бить детей по голове?

Да, вы правильно догадываетесь: детей бить нельзя и, конечно, их нельзя бить по голове. Удары по подзатыльнику наносят самый большой урон человеку, не только ребенку, но даже взрослому. Это запрещенный удар даже в боях без правил. Удары по голове могут существенно затормозить развитие ребенка. очень интересная статья врача невролога на эту тему, прочтите её внимательно, чтобы понимать, что бить ребенка по голове – это не воспитывать его, а лишать будущего .

Почему нельзя доказать мужу, что бить по голове ребенка нельзя?

К сожалению, скорее всего вы не сможете переубедить мужа, что он не прав. Потому что он бьет детей по голове из-за собственных фрустраций . А воспитание – это лишь повод, чтобы побои имели какую-то причину в его же собственных глазах. Ему гораздо легче объяснить свою жестокость тем, что ребенок что-то не так сделал, чем признать свою собственную склонность к садизму.

Подробнее узнать о том, почему муж так поступает и как найти с ним общий язык, вы сможете на бесплатных онлайн лекциях по

Такая сложная проблема как физическое наказание имеет множество причин и последствий. Наказывать детей, наверное, нужно в некоторых случаях, но ведь можно легко обойтись и без рукоприкладства. Многие родители, которые применяют такой вид наказания, аргументируют свои действия тем, что их в детстве тоже били и ничего плохого не случилось. Такая сомнительная «семейная традиция» похожа на средневековую экзекуцию и ни к чему хорошему не приведет.

Основные причины применения физического наказания

Жестокость по отношению к своим детям не имеет ничего общего с воспитанием, по крайней мере, с ожиданием положительного результата. Родители даже не задумываются, что их ребенок не просто получает ремня или подзатыльник. В такие моменты в детях воспитывается обида, страх, ненависть, злость и желание отомстить. Современные папы и мамы ведут себя так по отношению к своим детям по нескольким причинам:

Плохая наследственность

Чаще всего эти родители в детстве тоже постоянно подвергались физическому насилию со стороны взрослых. У них остались детские обиды, которые теперь вымещаются на своих малышах. Большинство пап и мам даже не пытаются задуматься о других способах и методах воспитания. Этот метод они считают наиболее действенным и единственно правильным.

Нежелание родителей заниматься воспитание детей.

Вырастить доброго, послушного, воспитанного и образованного ребенка – это тяжелый и кропотливый круглосуточный труд. Многие родители не готовы часами беседовать и играть со своим малышом, читать с ним книжки, рисовать, учить петь или танцевать. У таких взрослых нет желания заниматься своими детьми. Им гораздо проще ударить ребенка, чем поговорить по душам.

Неграмотность в процессе воспитания

Большинство родителей применяют физическое наказание, когда словесные аргументы заканчиваются. Такие мамы и папы просто не умеют воспитывать детей и не пытаются заняться самообразование в этом вопросе. Они не знают, как вести себя с активным ребенком, который просто требует к себе больше внимания. Незнание элементарного в вопросах воспитания приводит родителей к безысходности, а потом и к ремню.

Родители-неудачники

Такая категория людей постоянно ощущает на себе чье-то влияние и давление, а иногда и унижение. Это может быть кто-то из руководст

5 веских аргументов, чтобы забыть о физическом наказании ребенка раз и навсегда (Подзатыльники тоже считаются)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не секрет, что физический метод воспитания до середины прошлого века считался нормой. Позднее, опираясь на мнения психологов и педиатров, многие страны стали законодательно запрещать телесные наказания детей. Недавно такой запрет был введен в Японии. Тем не менее дискуссии на тему «можно ли поднимать руку на ребенка» не утихают до сих пор, хотя многие научные исследования доказали неэффективность подобных мер.

Мы в AdMe.ru решили выяснить, почему физическое воздействие на ребенка имеет мало общего с воспитанием и к каким последствиям может привести подобное поведение родителей.

1. У ребенка может выработаться психология жертвы

5 веских аргументов, чтобы забыть о физическом наказании ребенка раз и навсегда (Подзатыльники тоже считаются)

В детях, которых физически наказывали в детстве, может сформироваться неверная реакция на агрессию. Регулярные физические наказания могут привести к тому, что впоследствии человек станет невольно тянуться к тем, кто будет плохо с ним обращаться.

В подтверждение этого американские ученые даже провели специальный эксперимент под названием «Природа любви», чтобы выяснить, как дети реагируют на проявления агрессии со стороны родителей. Исследования показали, что если в детстве на ребенка поднимают руку, то во взрослом возрасте подобное обращение будет для него нормой и даже синонимом любви, потому что другого примера он не видел.

2. Обратный случай: он может вырасти агрессором

5 веских аргументов, чтобы забыть о физическом наказании ребенка раз и навсегда (Подзатыльники тоже считаются)

Выработанная психология жертвы — не единственный возможный сценарий. У тех детей, которых били в раннем возрасте, может развиться психология агрессора, и в дальнейшем они будут срывать свою злость на тех, кто слабее. Не надо думать, что, практикуя физические наказания, родители растят сильную личность, способную постоять за себя.

На самом деле такой человек во взрослой жизни будет проявлять агрессию только к тем, кто не сможет дать ему сдачи. А вот ответить тому, кто сильнее или даже равен ему, он будет не в состоянии, поскольку эта фигура будет для него равна родительской. Таким образом, чаще всего жертвами агрессоров оказываются их дети, близкие и подчиненные.

3. У ребенка может притупиться восприятие более тонких эмоций

Часто сторонники физического воздействия на детей исходят из странных представлений о том, что ребенок менее разумен и восприимчив, поэтому он может понять только такую форму воспитания. На самом деле эмоциональная восприимчивость детей очень высока, и в этом смысле они намного чувствительнее взрослых. Пока ребенок не может говорить, он должен уметь считывать множество чужих эмоций, чтобы просто выжить. Поэтому он прекрасно распознает и агрессию, и нелюбовь, и отлично различает все оттенки чувств. Во взрослом возрасте подобные тонкие эмоции часто заслонены рассудком и саморефлексией.

Так вот, если малыш привыкнет к тому, что его бьют, когда он сделал что-то плохое, у него может притупиться или совсем исчезнуть распознавание и восприятие более тонких родительских эмоций. Порог его чувствительности поднимется, и тогда действительно может возникнуть ситуация, что ребенок будет понимать только шлепки и подзатыльники, ведь родители сами приучили его к такому восприятию. Но это не метод воспитания, а лишь агрессия взрослого. Ребенок зачастую вообще не может понять, почему его бьют; он просто испытывает страх, и все.

4. У детей, которых били в детстве, часто

Секрет подзатыльника. Как мы бессознательно бьем по самому больному месту | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология

Травмы головы и связанные с ними нарушения — в большинстве своем предмет изучения травматологов, нейрохирургов, неврологов, специалистов из области спортивной медицины либо медицины катастроф, криминалистов или судмедэкспертов. Мы коснемся лишь частных случаев — многим кажущихся безобидными подзатыльников, шлепков или ударов кулаком по затылку. Каков механизм травмы, возможные последствия: от легких до необратимо тяжелых нарушений.

7 35891 1 Мая 2014 в 03:34

Автор публикации: Дмитрий КРАН, врач высшей категории.

Травмы головы и связанные с ними нарушения — в большинстве своем предмет изучения травматологов, нейрохирургов, неврологов, специалистов из области спортивной медицины либо медицины катастроф, криминалистов или судмедэкспертов. Понимание различных вариантов возможных нарушений требует глубоких знаний в области анатомии, неврологии, физиологии, законов гидродинамики. Мы коснемся лишь частных случаев — многим кажущихся безобидными подзатыльников, шлепков или ударов кулаком по затылку. Каков механизм травмы, возможные последствия: от легких до необратимо тяжелых нарушений.

Кто именно склонен к насилию и почему, нам известно из базового тренинга по системно-векторной психологии. Этот вопрос подробно разбирается уже на вводных, бесплатных лекциях. Это представители анального вектора. Вектор формирует психику человека, наделяет ее особыми желаниями, которые требуют своего наполнения независимо от того, осознает ли их индивид или нет. Жизнь его проходит строго в фарватере этих желаний, которые влекут его к наполнению радостями, такими, какими он их видит через свою призму.

К сожалению, наполнение и реализация без четкого осознания и различения своей аутентичности доступны далеко не всем, а без системных знаний подобны путешествию по пересеченной местности без малейшего представления о цели и без каких-либо карт и системы указателей. Отсюда многие обречены впадать в тяжелые негативные состояния. Они очень тяжело и драматично переживаются ими самими и рано или поздно, разрушив все барьеры, выплескиваются на окружающих. Даже самые незначительные фрустрации, сохраняясь на протяжении времени, имеют тенденцию к накоплению. Практически всегда являясь скрытыми от самого человека, достигнув пика, вырываются наружу деструктивным действием. В лучшем случае по отношению к неодушевленной части его окружения, но чаще в адрес ближнего.

 

Накопилось!

Фрустрации от нереализации желаний в анальном векторе накапливаются по нарастающей и сами по себе не исчезают. Как мы знаем из тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, латентный садизм имеет место именно здесь. При известных условиях он может проявить себя в легкой либо достаточно грубой форме на пике нехваток, когда утрачены все доступные формы и способы самоограничения и сдерживания. От невинного, на первый взгляд, но регулярного вербального садистирования, прилюдного оскорбления, навязывания чувства вины уровень возрастает до прямого физического воздействия: болезненное сжатие запястья или локтя, грубое одергивание за руку перерастает со временем в удары по спине, избиение и как апофеоз — удар жертвы кулаком по затылку или удушение.

Безобидный подзатыльник как элемент физического назидания глубоко укоренен в нашем коллективном сознании. Было бы неправильно утверждать, что рукоприкладством, особенно в адрес своих детей, занимаются исключительно люди с анальным вектором, скорее как главная тенденция — это так. Кожники тоже очень любят давать подзатыльники, но подзатыльники у них легкие. Битые кожники также имеют тенденцию бить свои детей, но далеко не всегда. Анальник, и мужчина, и женщина, бьет со всей силы своей фрустрации. А у других практически не возникает желаний физического наказания даже за серьезные проступки. В распространенной фразе: «Подзатыльник — традиционный способ передачи информации от поколения к поколению» — следовало бы заменить «традиционный» на «ущербно-садистский», с которым мы сталкиваемся повсеместно.

Так ли это опасно?

В доступной форме разберем, что случается при ударе по затылку. Для этого необходимо вспомнить анатомию.

Два полушария головного мозга, мозжечок и продолговатый мозг расположены в черепе и фиксируются в нем сложной системой соединительно-тканных оболочек, образующих структуры поддерживающих и охватывающих отделы мозга с разных сторон связок и наметов. Одновременно тонкие, но прочные, они жестко фиксированы к костям черепа, образуют систему венозных синусов, которые участвуют в кровоснабжении мозга.

Левое и правое полушария головного мозга отделены одной из таких оболочек, которая получила название фалькс (falxcerebri— лат.) Из своего основания, где расположен венозный синус, она как бы врастает между полушариями с внутренней поверхности черепа, огибая своим тонким краем, упирается в мозолистое тело на всем протяжении, от лобной до затылочной части. Мозолистое тело (corpuscallosum— лат.) содержит множество нервных волокон, обеспечивающих межполушарные связи, объединяя в единую систему функции правого и левого полушария.

В затылочной части мозжечок отделен от больших полушарий своими оболочками, т. н. наметом мозжечка, который с обеих сторон охватывает своим тонким краем стволовые структуры мозга, в которых расположены самые древние жизненно важные центры — сосудодвигательный и дыхательный. Все это вместе заключено в твердую мозговую оболочку, которая обильно снабжена сосудами и прилежит к внутренней поверхности черепа.

Большое затылочное отверстие, через которое выходит спинной мозг, окружает основание продолговатого мозга со всех сторон чуть ниже сосудодвигательного и дыхательного центров. Между мозгом и краями отверстия имеется около сантиметра свободного пространства.

Как известно, мозг практически на 80 % состоит из жидкости. Как будет вести себя, например, воздушный шарик, наполненный водой, если по нему шлепнуть с одной стороны? Гидравлическая волна передаст удар на контралатеральную (противоположную) сторону, которая, адаптируясь под нее, выгнется наружу. Это схематичная аппроксимация позволит легче понять более сложную динамику процессов, возникающих в голове при ударе по затылку.

Для полной картины необходимо учитывать много факторов. Размер черепа (детский, взрослый), его характеристики упругости, сопоставимость массы предмета и площади поверхности, вызвавшей травму, с размерами черепа (удар широкой ладонью по голове ребенка или удар небольшим и легким предметом по черепу взрослого либо крупным и тяжелым) — эффект во всех случаях будет разный.

При ударе по неподвижной голове большим широким предметом с преобладающей контактирующей поверхностью наибольшие повреждения, как правило, возникают по типу противоудара, на контралатеральной стороне. Если мы сталкиваемся с ударом движущейся головой о неподвижный небольшой предмет небольшой массы или даже поверхность, то повреждения локализуются в месте удара. Так различаются инерционная и импрессионная травмы. Они имеют разную патоморфологию распространения направления и движения ударной волны через кости свода черепа на головной мозг, а также разницу в локализации очага повреждения.

Рис. 1.

Подзатыльник в воспитательных целях

Не вдаваясь в детальные механические и гидродинамические подробности каждого вида травмы, нам для понимания далеко не безобидности подзатыльников детям (не говоря уже о грубом ударе кулаком при известных обстоятельствах) достаточно рассмотреть инерционный вид травмы.

Ударная энергия при шлепке с размаху по затылку не исчерпывается в месте удара, но передается через кости черепа на весь объем головного мозга и, сформировав волну, чаще наносит повреждения контралатерально в лобных долях либо, при очень сильном ударе, в области основания продолговатого мозга и ствола. Последнее случается, особенно если удар пришелся не напрямую по затылочной кости, а чуть ниже ее, слегка под основание черепа. В результате мгновенного кратковременного дислокационного синдрома происходит жесткое смещение затылочной кости по отношению к продолговатому мозгу и возникает грубая травма, повреждающая сосудодвигательные и дыхательные центры. Человек просто «выключается». Такой удар еще называют «удар палача», он абсолютно запрещен во всех видах единоборств, ибо приводит в большинстве случаев к летальному исходу. Если внимательно присмотреться, как крупные млекопитающие хищники убивают свою жертву, особенно невысокой комплекции, то мы увидим, как они, зажав зубами основание черепа, быстро стараются сломить и травмировать шею именно в этом месте, горло и сосуды шеи также являются целью, но тут жертва гибнет не так скоро.

Рис. 2. Передняя черепная ямка (Ф. Неттер. Атлас анатомии человека. М. 2003).

В другом случае гидродинамическая волна, распространяющаяся по направлению к лобным долям, также формирует в определенном смысле кратковременный феномен дислокационного синдрома головного мозга. Как несложно догадаться, волна может быть разной силы и амплитуды, что зависит от меры упругости затылочной кости и силы удара.

В раннем детском возрасте кости черепа более податливы и эластичны. Ударная волна на противоположной от удара стороне в области лобной ямки смещает основание мозга вместе с прилежащими к нему обонятельными луковицами, расположенными на решетчатой кости. От этих луковиц отходят мельчайшие обонятельные нервные волокна, оканчивающиеся рецепторами в носовой полости. Они проходят в носовую полость через множество отверстий в решетчатой кости, жестко фиксированной вместе с костями черепа. Гидродинамический удар, обладая достаточной силой, способен вызвать нарушение их целостности, либо частичное, либо полное.

Рис. 3. Повреждение обонятельных нервов у края решетчатой кости (Ф. Неттер. Атлас анатомии человека. М. 2003).

Разрыв этих волокон ведет к необратимой утрате связи наружных рецепторов с обонятельными нейронами, расположенными в луковицах. Регулярные удары, подзатыльники со всей силы и прочее «воспитание», как его себе представляют фрустрированные анальные родители, повышают шанс микротравм. Факт заметного снижения или полного отсутствия обонятельной чувствительности у детей может обнаружиться далеко не сразу. Даже если решают обратиться к врачу, мало кто из медиков догадывается о возможных причинах, да и родители не видят связи.

 

Последствия?

Не такой часто распознаваемый вид повреждений, но тем не менее встречающийся — это повреждение переднего колена мозолистого тела о край фалькса. Мозолистое тело — это по сути плоский и широкий по протяженности канал, соединяющий два полушария. Волокна, расположенные в его переднем колене, в частности, обеспечивают межполушарные связи лобных долей мозга, которые, как известно, играют важную роль в интеллектуальной деятельности. Значение межполушарных отношений еще не изучено досконально, хотя в этой области публикуется много научных работ.

Рис. 4. Повреждение колена мозолистого тела (Ф. Неттер. Атлас анатомии человека. М. 2003).

Эти связи имеют отношение к двигательной и психоинтеллектуальной сфере, как принято считать в академической психоневрологии, к эмоционально-личностным особенностям, формируемым в подростковом возрасте (Н. А. Куликова 2000). Также они обеспечивают вербальную и коммуникативную функции (Д. М. Цапарина, А. Н. Шеповальников. 2004), в целом формируя интегративную деятельность головного мозга человека. При достаточно резком ударе по затылку внутренний край серпа (фалькса) может частично повреждать волокна мозолистого тела. Подобные факты существуют, но последствия этих травм подробно не изучены.

Нельзя обойти вниманием микроконтузионные очаги в лобных долях как еще один вид повреждений, способных возникнуть вторично в результате контрудара.

Рис. 5. Очаги повреждений в результате контрудара в лобных долях.

Для объяснения этого явления наиболее распространена кавитационная теория (A. Gross, 1958), в основе которой лежат законы гидродинамики. Кавитация связана с нарушением непрерывности жидкости и образованием внутри самой себя вакуумных полостей, пустот, с возникновением в них отрицательного давления. Каждая полость формируется из ядра, растет до конечных (критических) размеров, после чего схлопывается. Цикл длится несколько миллисекунд. При схлопывании пузырьков возникает перепад давления, способный достичь 4000 атм, или ~4*10(8) Па (Б. М. Яворский, А. А. Детлаф, 1979.)

Рис. 6. Механизм формирования кавитационных пузырьков (F. Unterharnscheidt, J. T. Unterharnscheidt, 2003. Boxing: MedicalAspects).

Силы кавитации настолько велики, что способны вызвать разрушение бетонных конструкций разных гидротехнических сооружений, повредить гребные винты морских судов. Это явление развивается при движении твердых тел в относительно подвижной жидкости, как в замкнутом, так и в незамкнутом объеме. Головной мозг вместе с ликвором и кровью составляет основу содержимого внутри черепа, по относительной плотности они близки друг к другу и имеют значительное содержание воды. Возникновение кавитации в зоне противоудара связано с отрицательным давлением в этой области, которое случается при оттеснении мозга от внутренней поверхности черепа в направлении удара. Наиболее выраженные повреждения при ударе по затылку возникают ближе к границе мозга, т. е. в коре лобных долей. Морфологически это разрушение целостности капилляров, мелкие кровоизлияния, гибель клеток коры. Несложно догадаться, к чему приводят такие «воспитательные» воздействия на формирующийся и развивающийся мозг ребенка.

 

Итог

Как уже было написано выше, у лиц с анальным вектором чувство неудовлетворенности и фрустрации растет и копится. Как правило, оно направлено на того, за счет кого им не удается удовлетворить свои желания. В большинстве своем это недовольство сначала носит как бы безобидный характер упреков, навязывания чувства вины, затем постепенно достигает прямых обвинений. Постепенно от обвинений на повышение они переходят к прямым действиям — грубо сжав руку, могут резко одернуть ее. Затем удар по спине, на котором они тоже не останавливаются.

Утратившие социальную реализацию такие мужья всю обиду и недовольство направляют на жен, всегда находя для себя «веский» повод для обвинений либо снова и снова припоминая супруге какие-нибудь надуманные им самим ее «грехи». Заканчивается все ударом кулака по затылку, они вкладывают в него всю накопленную годами обиду и неконтролируемый гнев, последствия которого предсказуемы из описания выше. Из тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана становится ясно, что избивают своих жен только анальные мужья с гомосексуальной фрустрацией.

Безусловно, физические наказания медленно и неуклонно уходят в прошлое, но все еще многие родители отстаивают свое «право» на подзатыльник. Часть из них пребывает в иллюзии, что это старый и действенный метод воспитания и воздействия там, где не помогает окрик, которым пользовались еще их прадеды. Анальный родитель чаще всего свято уверен, что рукоприкладство — метод воспитания, от которого «еще никто не умирал», и оно лишь на пользу. Сделает человека из этого лодыря! Об этом сегодня не стесняются заявлять многие во всеуслышание в массмедиа, либо прямо, либо деликатно оформляя свои убеждения внешне, но внутри оправдывая далеко не только подзатыльники.

Другая часть анальных родителей вроде бы искренне старается избежать рукоприкладства, но на практике это у них не всегда получается. Никакие способы воздействия, уговоров, осознания возможных драматических последствий даже незначительных травм головы, изложенных в этой статье, не помогут им освободиться от тщательно сдерживаемых деструктивных импульсов, за исключением глубокого осознания себя, своей природы и характера желаний.

В каком-то смысле мы всегда бессознательно знаем, каким образом бить или воздействовать по самому чувствительному месту представителя того или иного вектора. Звуковику часто орут в ухо, кожника бьют, оральнику дают по губам. Анальники «забивают» детей и жен ударами по затылку и хребту. Постепенно, не сразу. И конечно, неосознанно, но так, что это непременно приводит к результату. Женщины и дети болеют, начинают испытывать определенные проблемы.

Авторитарный супруг длительное время может совмещать физическое «воспитание» с настойчивыми обвинениями. Жены таких могут испытывать ничем не объяснимую депрессию, головные боли, повышенную утомляемость, эпизодические головокружения на протяжении длительного времени. Женщина обращается к врачу со своими жалобами, но далеко не всегда возможно различить на снимках МРТ последствия травм головного мозга, а на прямой вопрос «Были ли у вас травмы головы?» ответ зачастую отрицательный.

На тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана показывается весь механизм подобных отношений, который в случае отношений между мужчиной и женщиной можно назвать сговором. Вырваться из этого жизненного сценария можно только путем его понимания, осознания.

Когда жертвами насилия становятся дети, это влечет еще более тяжелые последствия. Нужно отдавать себе отчет, что времена физических наказаний безвозвратно прошли. Общий уровень интеллекта по степени развитости у наших детей не сравнить с предыдущими поколениями, и если советский радиоприемник стукнуть со всей силы, чтобы он стал работать, было нормально, то новейший электронный прибор от такого воздействия просто разобьется. Не замечает этого сегодня только слепой.

Социальный спрос на полноценных членов общества с потенциально высокими интеллектуальными способностями также растет прямо пропорционально темпам нашего развития. Использовать как пример для подражания архаичные методы «воспитания», которые были распространены в средневековой деревне, оправдывать свой латентный садизм, начинающийся с «безобидных» упреков и практически всегда заканчивающийся физическим насилием и травматической болезнью мозга, недопустимо.

Хотелось бы верить, что материал, изложенный в статье, поможет осмыслить возможные опасные последствия черепно-мозговой травмы как активным сторонникам подзатыльников и шлепков, так и пассивно оправдывающим своих супругов жертвам. Чтобы не довести ситуацию до крайних и необратимых последствий, правильно будет задуматься уже на стадии регулярных упреков и эпизодических подзатыльников. Насилие будет только прогрессировать. Разобраться в причинах подобной ситуации можно уже на самых первых бесплатных онлайн занятиях в рамках тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Список литературы:

  1. Попов В. Л. Черепно-мозговая травма: Судебно-медицинские аспекты. Л. 1988. http://www.twirpx.com/file/782488/
  2. Цапарина Д. М., Шеповальников А. Н. 2004. Роль межполушарного взаимодействия в процессе опознания ошибок в предъявляемом на слух вербальном материале. http://leadserv.u-bourgogne.fr/files/publications/000453-the-role-of-hem…
  3. КуликоваН. А. 2000. Исследование связей межполушарных взаимодействий с некоторыми показателями эмоционально-личностной сферы детей 10–12 лет. http://www.dissercat.com/content/issledovanie-svyazei-mezhpolusharnykh-v…
  4. Неттер Ф. Атлас анатомии человека. М. 2003.
  5. Доброхотова Т. А., Насруллаев Ф. С., Брагина Н. Н. и др. Особенности психопатологической картины ЧМТ у детей// Актуальные вопросы нейротравматологии. М. 1988.
  6. Ковязина М. С., Балашова Е. Ю. 2008. О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательной сфере при нормальном и отклоняющемся развитии. http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/312/image/312-173.pdf
  7. Pearsall J., 1972.Cavitation and multiphase flow laboratory. http://deepblue.lib.umich.edu/bitstream/handle/2027.42/5297/bac3433.0001…
  8. Яворский Б. М., Детлаф А. А., 1979. Курс физики.
  9. Unterharnscheidt F., Unterharnscheidt J. T., 2003. Boxing: Medical Aspects. http://books.google.ru/books?id=-Vk9C_Cgo20C&printsec=frontcover&hl=ru&s…

Автор публикации: Дмитрий КРАН, врач высшей категории.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Можно ли бить детей по попе, по рукам в целях воспитания

И все-таки вы сомневаетесь: можно ли бить детей? Многие психологи в интернете придерживаются мнения, что нельзя. Но приходится верить на слово — никто не утруждает себя объяснениями, почему это так.

1 1932 25 Апреля 2019 в 19:06

Автор публикации: Евгения Астреинова

Старый дедовский ремень, проверенный временем подзатыльник и просто шлепок по пятой точке — соблазн воспользоваться этими средствами привлекает многих родителей. Почему?

— Иногда просто не выходит унять ребенка другим способом.

— Многие утверждают, что выросли нормальными людьми именно благодаря физическим наказаниям.

— Советчики уверяют, что, если не наказывать вовремя, ребенок вырастет неуправляемым.

И все-таки вы сомневаетесь: можно ли бить детей?

Многие психологи в интернете придерживаются мнения, что нельзя. Но приходится верить на слово — никто не утруждает себя объяснениями, почему это так.

В этой статье вы получите развернутый ответ на вопрос, как именно физические наказания влияют на развитие малыша. Сможете принять осознанное, обоснованное решение, насколько оправданы такие последствия.

Можно ли бить детей в целях воспитания: что происходит при физическом наказании

До пубертата развитие малыша полностью зависит от окружения. С мамой у него особая психологическая связь: от нее он получает чувство защищенности и безопасности. Это базовое условие, без которого развитие ребенка нарушается.

При физических наказаниях любой малыш утрачивает чувство защищенности и безопасности. И получает гарантированную психологическую травму.

Последствия зависят от врожденных качеств и свойств, заложенных в нем природой. Примеры рассмотрим ниже. Но бывает ущерб, который в одинаковой мере срабатывает для каждого.

Можно ли бить детей по голове

Например, широко известный подзатыльник. На первый взгляд невинное наказание. Речь не идет о том, чтобы нанести всерьез черепно-мозговую травму! Так, просто поучить, на место поставить, чтоб не зарывался. Но редко кто бывает в курсе последствий такого наказания.

Кости черепа у малышей еще податливы и эластичны. Ударная волна смещает основание мозга вместе с прилежащими к нему обонятельными луковицами. Утрачивается связь наружных рецепторов с обонятельными нейронами. Подробно этот механизм описан в статье Секрет подзатыльника. Как мы бессознательно бьем по самому больному месту.

Последствия такой травмы редко обнаруживаются сразу. Как это отразится на судьбе ребенка?

Запахи до сих пор играют огромную роль в нашей жизни. Подходящего партнера мы сначала «унюхиваем» именно по запаху, и только потом к нему возникает ничем не объяснимая симпатия. Ранжирование (попытка занять свое место в обществе) тоже происходит на запахах.

Битый по голове малыш, став взрослым, испытывает серьезные трудности с выбором подходящей пары и с тем, чтобы состояться в обществе. Конечно, ни один заботливый родитель не желает таких последствий.

Можно ли бить ребенка по губам

Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:

  1. Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.

    Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.

    Можно ли бить детей картинка

    Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри. Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб.

  2. Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии. Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость!

    Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика.

    Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям. Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться. И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное. Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово. Как реагировать родителям?

Можно ли бить детей по рукам

Чаще других по рукам получают те ребята, у которых с рождения особо «хаптильные» ручки. Они хватают все, до чего могут дотянуться. В возрасте около года стартует ходьба, и маме становится непросто. Такой малыш исследует мир именно тактильным образом: любую вещь ему надо схватить, потрогать, пощупать.

Речь о ребятах с кожным вектором. Кожа — их сверхчувствительная зона. Любые прикосновения они чувствуют в разы ярче других. Они шустрые, подвижные, юркие, им не сидится на месте. Их притягивает и интересует все новое.

Такой малыш любит, когда его гладят, чешут, делают массажики. При физическом наказании маленький кожник испытывает мучительную боль, психический сверхстресс. Когда взрослые пытаются его шлепать и вообще бить любым образом — эта боль на порядки выше, чем у остальных.

Последствия физических наказаний для кожных малышей

При сверхстрессе мозг вырабатывает опиаты, чтобы погасить невыносимую боль. Боль — опиаты — внутреннее равновесие. Если физические наказания повторяются,со временем ребенок становится зависим от опиатов. Ведет себя провокативно: как специально «нарывается» на шлепки или ремень. Только после битья успокаивается — получил разрядку, свою дозу опиатов.

Это делает невыносимой жизнь в семье, но не только. Битый кожный малыш получает колоссальный ущерб для будущей судьбы:

  • Возникает стремление к покраже, воровству (иногда клептомания). Это связано с тем, что социальная роль такого человека во взрослом возрасте — добытчик. Чтобы сохранить себя в условиях сверхстресса, психика слишком рано «запускает» процесс выполнения взрослой роли. Но добыть, заработать ребенок еще не может и начинает воровать.

  • Скрытое стремление получать боль деформирует весь жизненный сценарий. Девочка с такой психологической травмой неосознанно выбирает в партнеры потенциальных садистов или другие варианты неблагополучных отношений, в которых страдает. У нее складывается сценарий на неудачу в парных отношениях. У мальчиков сценарий на неудачу проявляется в социальной реализации. При высоких амбициях такой человек патологически не способен достичь своих целей.

Мифы и легенды по поводу битья

Кожные ребята получают не только «по рукам». Часто взрослые не знают, как их унять и успокоить: малыш выглядит невменяемым, гиперактивным. Большинство вопросов — можно ли бить ребенка по попе, можно ли бить детей ремнем и каким-то еще образом — задают именно родители кожных малышей. Они пытаются найти хоть какие-то приемлемые формы наказания.

Но компромиссов тут нет: все кожные покровы такого ребенка имеют сверхчувствительность. Форма физического наказания не играет роли. Если вы не хотите нанести непоправимый ущерб развитию и судьбе ребенка — бить его нельзя.

Есть еще одна родительская попытка найти компромисс: взрослые часто спрашивают, можно ли бить ребенка по попе рукой или лучше ремнем и другими предметами. Бытует легенда, что боль не должна наноситься именно рукой близкого человека, а неживым предметом — не так страшно. Наверняка вы уже поняли, что это тоже беспочвенный миф. Боль — это всегда утрата защищенности и безопасности. Какие последствия это наносит хаптильному шустрику вы уже знаете. А другим малышам?

Последствия физических наказаний у разных малышей

Совокупные последствия зависят от полного врожденного набора векторов. Например:

  • Обладатели зрительного вектора имеют огромный эмоциональный диапазон. У них переменчивое настроение, близко стоят слезы. Если физически наказывать таких ребят — они страдают страхами и фобиями, становятся истеричными и тревожными.

  • Обладатели звукового вектора погружены в себя, это природные интроверты. Взрослые могут срываться, когда такие малыши попросту их не слышат, приходится многократно все повторять. Когда звуковик утрачивает чувство защищенности и безопасности — он уходит в себя еще глубже. Вплоть до потери контакта с внешним миром и психических заболеваний (шизофрения, аутизм). Особенно сильно на него влияет крик, которым частенько сопровождаются наказания. Он наносит непоправимый ущерб психике из-за особой чувствительности ушек маленького звуковика.

  • Неторопливые, обстоятельные носители анального вектора от природы самые послушные и лояльные дочки и сыновья. Но когда они растут в некомфортном для себя ритме (их торопят, обрывают, подгоняют), то они бывают упрямыми, обидчивыми, спорщиками. И по этой причине попадают под горячую руку взрослых. При физических наказаниях у них формируется очень тяжелый жизненный сценарий: обида на мать. И уже взрослый человек видит весь мир в черном цвете: обижен на всех, думает, что ему везде недодали, не уважают, не ценят.

Любой малыш получает психологические травмы от битья. У современных ребят объем психики намного больше, чем у предыдущего поколения. И восприимчивость к любому воздействию намного тоньше. Так можно ли родителям бить своих детей? Просто знайте, что сегодня битые дети — это убитое будущее.

Как воспитывать без ремня, крика и шлепков

Психологические знания позволяют идеально вырастить развитых и реализованных членов общества. Например, при понимании, что перед вами маленький кожник, у вас не будет вопроса, можно ли бить ребенка по лицу или рукам. Вы будете точно понимать последствия боли и унижения. У вас будет альтернатива — точное знание, как правильно воспитать такого малыша.

В каждом векторе свои нюансы. Курс тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает гарантированные результаты, когда проблемное поведение малышей уходит навсегда и без всякого насилия. Начать можно с бесплатных вступительных онлайн-лекций:

«Я ЕЕ ПОРОЛА. Обожая свою дочь, я не могла ничего с собой поделать. Мой мозг застилала пелена. После я рыдала, обнимала ее, просила прощения, ощущая глубочайшее чувство вины. Но все повторялось. Результат получила после первого раза. Я прекрасно понимаю свою чудную девочку! И конечно же, и пальцем ее никто не трогает. И даже в перерыве между тренингами родила еще одну)) »

Анастасия Б., Пенза

«Я перестала физически наказывать сына, и он перестал меня бояться. Перестала кричать на него. И он ОТКРЫЛСЯ мне. Мы часто разговариваем, и он не вызывает у меня раздражения. Наоборот. Я люблю своего сына. Не потому, что он что-то делает или не делает, а потому, что он просто есть…»

Екатерина П., Луганск, Украина

Автор публикации: Евгения Астреинова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

«Есть только один точный рецепт воспитания – не надо бить детей по голове»

Мама и работа

Вопрос: Ребенку 2, 5 года и он всегда плачет, когда мама уходит. Нормально ли это? Можно ли это как-то смягчить?

Ответ: Ребенок в два с половиной года и должен быть недоволен, что мама уходит, это нормально. Любой ребенок до 3-4 лет хочет, чтобы мама всегда была рядом. Он имеет право расстроиться. Тут нет ничего страшного, ведь вы потом утешите его, когда придете. Можно начать готовить его к этим расставаниям заранее, понемножку. Но важно, чтобы эта доза была ему посильна. Например, если мама уедет на месяц в командировку – это для двухлетнего ребенка уже будет чересчур.

Вопрос: Я работающая мама, сыну 4 года, я вышла на работу, когда ему было два. Сын хочет, чтобы я проводила с ним все свое свободное время. А когда? В будни работа, в выходные надо прибраться и в магазин сходить. Можно ли как-то повысить качество времени, которое я провожу с ребенком?

Ответ: Это проблема всех работающих мам – и работать надо, и ребенку вы нужны. Здесь надо не столько качество времени повышать, сколько помочь ребенку осознать и пережить его чувства по поводу того, что вы уходите. Надо пожалеть его за то, что он скучает. Давать ему какие-то ваши вещи, чтобы он мог ходить в вашем халате, например. Оставлять для него какие-то сюрпризики, записочки, приносить подарочки. Все это облегчит для него разлуку.

Вопрос: Может ли быть, что я травмирую своего ребенка тем, что я работаю?

Ответ: Ну конечно, мы травмируем детей каждый день. Тем, что мы ходим на работу, тем, что не разрешаем мультики и так далее. Мы вообще все постоянно травмируемся, это не конец света. И дети, пока растут, все время травмируются. Весь вопрос в том, чтобы это были микротравмы. Если вы не теряете контакт с ребенком – то ничего страшного. Он может это пережить и постепенно адаптироваться.

Братья и сестры

Вопрос: У меня двое детей, сыну год, а дочке три. Я с ними дома одна практически 24 часа в сутки. Дочка все время просит, чтобы я с ней поиграла. То есть она с утра до вечера прилипает буквально к ноге и ждет, когда я освобожусь. Получается, что я ей все время отказываю — мне ведь нужно и обед приготовить, и сына покормить. Как быть?

Ответ: Эта ситуация знакома многим, она связана с урбанизацией, в результате которой мамы с детьми оказались запертыми дома. Никогда в жизни молодую мать с ребенком или двумя не оставляли одну. У богатых была прислуга, у бедных – большая семья. А сейчас мы ребенка на улицу одного не выпускаем. Семьи стали маленькие – мама одна, папа на работе. И получается адская ситуация – ребенку дико скучно, он хочет с вами играть, потому что больше не с кем. А мама не может себе позволить играть, ей некогда. Кроме того, ей это тоже дико скучно. Для взрослой женщины неестественно играть в игры трехлетки. Вам надо подумать, как найти ей общество других детей. Ну, например, договориться с подругами, что ваши дети будут по очереди приходить играть то в одну семью, то в другую.

Вопрос: У меня два сына, 3 года и 8 лет. Маленький – забияка и все время провоцирует старшего. Как реагировать родителям – вмешиваться или пусть сами разбираются ?

Ответ: Если вы начнете вмешиваться, то вы так и будете разбираться в их отношениях до совершеннолетия. Если это не входит в ваши планы, то лучше избегать роли третейского судьи. Жалейте пострадавшего и все.

Бабушки и другие родственники

Вопрос: Бабушка часто говорит моей трехлетней дочке неприятные вещи: «Ты такая некрасивая, когда плачешь» или «Какие же у тебя жиденькие волосы» или «Твой братик лучше, потому что он хорошо ест». Насколько бабушка может травмировать ребенка такими высказываниями?

Ответ: Зависимость детей от бабушек и дедушек на порядок меньше, чем от родителей. Если бабушка просто чудовище и ребенку с ней плохо – тогда да, не надо оставлять ребенка с такой бабушкой. Если бабушка «косячит» по мелочам и при этом ребенок доволен – ничего страшного.

Вопрос: Дочери 11 лет, ее окружает много родственников. Я стала замечать, что она пытается угадать, каких эмоций от нее ждут. Даже если ей что-то не нравится, она говорит бабушке: «Ой, как это мило, я давно об этом мечтала». Получается, что ее настоящую я в последнее время практически не вижу. Можно это так оставить или нет?

Ответ: К сожалению, это сейчас довольно частое явление. Когда в семьях все построено на эмпатии, сочувствии, то чувствительные эмпатичные дети попадают в ловушку, потому что они не хотят огорчать взрослых. Но при этом они чувствуют, что их настоящие чувства и эмоции как бы запрещены. Хорошо, если они могут общаться со сверстниками и там получают более здоровую коммуникацию. Если же и со сверстниками тоже нет здоровых отношений, я бы подумала про какие-то лагеря с психологическим компонентом – ролевые игры, чтобы научиться осознавать свои чувства. Ей нужна помощь извне.

Подростки и отсутствие мотивации

Вопрос: Сыну 14 лет, он учится в 9 классе. У него идет полный отказ от школы – неинтересно, не хочу, прогулы и так далее. Его не интересует ничего, кроме компьютера и прогулок с друзьями. Он даже не может сказать, что он будет делать после 9 класса. Как быть?

Ответ: 14 лет? Никак. 9 класс не у вас, а у ребенка. Надо решить, куда идти дальше? Надо. Задайте ему этот вопрос. Вопрос задали – родительский долг выполнили. Пусть подумает, у него еще есть время. Чем больше будете думать вы за него, тем меньше будет думать он. Сказать ему: «Дорогой, тебе 14 лет, как ты решишь, так мы и сделаем». Поздно за него решать эти вопросы.

Вопрос: Моей старшей дочери 13 лет. Она совершенно не хочет ничего делать, ни уроки, ничего. Никакой мотивации у нее нет.

Ответ: Ну кто в 13 лет хочет делать уроки? У ребенка есть право не хотеть. Честный разговор начинается тогда, когда мы признаем за ребенком это право. Не хотеть делать уроки, не хотеть ходить в скучную школу – это нормально. Не надо стараться его замотивировать на все это. Надо присоединиться к нему, сказать – я понимаю, как ты не хочешь. А дальше мы можем помочь ребенку научиться «глотать лягушку». Как помочь? Например, рассказать, как вы сами справляетесь с делами, которые делать не хочется. Или дать что-то вкусненькое, чтобы подсластить пилюлю.

Вопрос: Моей дочери-подростку как будто ничего не нужно. Вот мы собирались куда-то поехать, я говорю: «Давай, сделаешь уроки и поедем». Проходит пять часов, ничего не сделано. Дочь равнодушно говорит: «Ну ладно, не поедем». Даже угроза отобрать телефон не работает: «Ну ок, ладно, забирай».

Ответ: Отказ от всех притязаний и желаний — это крайняя форма протеста для ребенка. Часто это говорит о том, что ребенок чувствует себя слишком уж под контролем, слишком много от него ожидают. И тогда нужно просто отойти, сказать: «Это твоя жизнь, ты живешь ее, как хочешь, если что – кричи».

Вопрос: Ребенку 12 лет. Кажется, что сейчас его интересуют только компьютерные игры. Что делать – ограничивать, не ограничивать или убрать совсем?

Ответ: Весь вопрос, как мне кажется, в том, общается ли он со сверстниками в реале или нет. Есть ли у него приятели во дворе? Играет ли он в футбол? Если нет, я бы подумала про то, чтобы добавить в его жизнь какого-то живого общения. Придумать ситуацию, когда он откроет для себя игру со сверстниками. В деревню увезти, например. Чтобы он понял, что в жизни еще что-то бывает, что можно просто гонять в футбол. Расширить его видение.

Вопрос: Ребенок хочет только лежать на диване с телефоном. И все. Как выводить его из этого растительного состояния?

Ответ: Так проявляется его отказ жить по вашим правилам. Когда вы – активное начало, вы – источник всех мотиваций, желаний, решений. Чем больше вы вокруг него прыгаете, тем больше он закрывается. Оставьте его, дайте ему понять, что вы не будете его оттуда выковыривать. Знаете, меня часто спрашивают, как пережить подростковый возраст ребенка. Так вот, у меня есть три совета родителям – секс, работа, алкоголь (смех в зале). Займитесь собой, своими делами.

Вопрос: Но вы ведь понимаете, мы боимся, что ребенок так и пролежит всю жизнь на диване.

Ответ: Я понимаю, что вы боитесь. Но чем больше вы боитесь, тем больше они лежат. Это механизм созависимости. Когда человек чувствует, что кто-то живет его жизнью и слишком переживает за него, он начинает отстаивать свою субъектность. Хорошо, если активно, когда он говорит: «Да пошли вы!» А когда на активное сопротивление сил нет, он начинает отстаивать себя пассивно. Замыкаясь и закрываясь.

Вопрос: Если мы оставим ребенка в покое, не будем приставать к нему с неприятным, не получится ли так, что вырастет человек, который не сможет бороться с трудностями? В каких ситуациях нужно настоять, преодолеть, а где можно расслабиться и сказать — не хочешь, не надо?

Ответ: В жизни всегда есть что-то, что нужно преодолевать – дойти до дома, когда устал, выйти на улицу, когда холодно, дождаться маму с работы. То есть тепличных условий все равно не получится. Поэтому странно их создавать искусственно. Жизнь и так состоит из трудностей, никуда не денешься. Если он способен преодолеть – поддержите его. Если нет – отстаньте.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *