понятие, плюсы и минусы методики
Плюсы методики
Выделают как минимум 5 важных достоинств данной методики.
- Способность быстро вычислять в уме.
На практике это умение полезно не только на уроках в школе, но и в обычной жизни. Например, при походе в супермаркет за покупками.
- Она развивает мышление и мелкую моторику.
Перебирание косточек счет – это массаж и развитие детских пальцев. В свою очередь мелкая моторика рук стимулирует умственную активность.
- Хорошая память.
Натренировав память в математических расчетах, школьник будет легко запоминать материал по другим учебным предметам.
- Мотивация к получению знаний.
Освоив непростой метод вычислений, узнав много интересной информации, ребенок приобретет уверенность в своих успехах. Начнет интересоваться другими науками. Так можно подстегнуть интерес малыша к учебе.
- Внимательность и сосредоточенность.
Концентрируясь на каждом занятии ментальной арифметикой, ученик приобретает важное умение слушать и слышать учителя. Что полезно и в школе и в подготовке домашних заданий.
Пара минусов
В каждой бочке меда найдется капля дегтя, так и у чудо-методики есть недостатки.
- Решая, обучающийся торопится и ошибается
Это явление временное, с каждым днем, тренируясь, дети разовьют навык до автоматизма. А в начале в пылу азарта они торопятся решить всё быстрей, поэтому иногда ошибаются.
- В ходе занятий возможны перегрузки.
Несмотря на то, что метод интересный и необычный – это сложный умственный труд. Поэтому в тренировках нужна мера и режим. Долгие занятия могут отбить у детей интерес к счету надолго. Лучше немного недодавать, чтобы ребенок с нетерпением ждал следующего урока.
Особенности обучения ментальному счету и первые результаты
Если занятия проводятся с детьми раннего возраста от 4 лет, то информация преподносится в игровой форме. Цель первых дней – увлечь ребенка миром чисел, мотивировать его к дальнейшим упражнениям.
Заметные результаты появляются не сразу, примерно месяца через 3 после старта. Уроки проводятся каждую неделю, кроме того ежедневно ученик должен выполнять небольшие задания на дом. Полное освоение методики происходит к концу 2-го года тренировок.
Первый год занятий посвящается сложению и вычитанию, на втором году задача усложняется – дети учатся делить и умножать в уме.
Решив отдать свое чадо в класс по обучению ментальной арифметике, не поленитесь побеседовать с педагогом. Проведя тесты, он подскажет, готов ли малыш к математическим занятиям, есть ли у него задатки в этом направлении. Чтобы в будущем ваш ребенок смог достичь больших результатов и успешно окончить школу, прогрессивная методика ментальной арифметики – хороший помощник.
Математика «ментальная арифметика»: плюсы и минусы изучения
И снова всем привет! Блог досугового центра «Подсолнух» продолжает свою работу. Математика и ментальная арифметика — вот тема нашего разговора.
В одной из прошлых статей мы обмолвились о плюсах и минусах ментальной арифметики.
Заранее заметим, что всё сказанное ниже — мнения различных людей. Несмотря на то, что арифметика — область технически точная, её применение детьми из разных семей, с разными способностями и в разных обстоятельствах никак одинаковым быть не может.
Поэтому и относитесь к этим плюсам и минусам как к отзывам о применении. На доказательства они не тянут.
Плюсы и минусы изучения математики как ментальной арифметики
Плюсы таковы:
- развитие воображения и логики. Ребёнок изучает счёт на соробане, современном аналоге счётов, а затем переходит к чисто умственным вычислениям. В уме он двигает те самые кости соробана, рассчитывает комбинации, делает выкладки и т. п.;
- разделение мозга на творческое и логическое полушария — всего лишь теория без достаточного количества доказательств. Однако если это так, то ментальная арифметика побуждает к развитию оба полушария мозга;
- улучшает память: ведь данные вычисления это постоянная её тренировка;
- тренировка концентрации внимания;
- развитие математических способностей и умения считать в уме.
А вот что некоторые люди считают минусами:
- спешка при решении задач в уме поначалу приводит к ошибкам. Да, это случается. Однако важно понимать, что чем больше ребёнок тренируется, чем меньше будет ошибок, как и при обычном счёте;
- перегрузка ребёнка излишним количеством ментальных операций с числами. Это действительно интеллектуальный труд. Чтобы избежать этого, нужно дать ребёнку достаточное количество времени за соробаном и не гнать его в умственные вычисления.
Первые результаты работы будут видны после 2-3 месяцев работы над ментальной арифметикой. Полное же освоение технологии происходит обычно через пару лет. Если вам кажется, что это долго, — напомним, что многие из нас и за 10 лет в школе не смогли научиться быстро и правильно считать.
Эти результаты действительны для детей младшего школьного возраста: они наиболее восприимчивы к таким вещам. Если ребёнок взрослый — 16 или 18 лет, — его можно научить ментальной арифметике, но за более долгий срок.
Присоединяйтесь к нам и считайте правильно и быстро!
Смотрите также
Ментальная арифметика: за и против
Ментальная арифметика: за и против
̶ Как сделать так, чтобы от ментальной арифметики была максимальная польза, особенно если Ребенок изучает МА до школы?
В каком бы возрасте ребенок ни начал изучение Ментальной арифметики, залог успеха – выполнение рекомендаций преподавателя и регулярность тренировок. Это «рецепт» для любых занятий, не правда ли?
Практика показала, что старшие дошкольники (5-6 лет) получают от занятий МА наибольший развивающий
̶ Этот вопрос задавали некоторые родители дошкольников. Особенно остро он прозвучал из уст мамы первоклассника, который отзанимался ментальной арифметикой примерно три года. Оказалось, что, придя в 1й класс, ребёнок не хотел или не мог усваивать традиционный метод счета. Возникли проблемы: ребёнок выдаёт правильный результат счета, но не может объяснить его традиционным методом, т. е. не может расписать последовательно пример, как того требуют правила начальной общеобразовательной школы.
Содержание курса Ментальной арифметики не противоречит традиционной общеобразовательной программе по математике, а дополняет её. Согласитесь, странно было бы услышать, что человек, умеющий быстро бегать, разучился ходить шагом, или что шахматист, виртуозно просчитывающий партию на несколько ходов вперёд, не может решить арифметическую задачку в два действия. Изучая иностранный язык, мы не теряем навыков родной речи.
Не зная лично ребёнка, мама которого задала вопрос, трудно установить причину возникшей проблемы. Можно лишь предположить возможные варианты. Например, первоклассник не понял поставленной учебной задачи: выстроить логическую цепочку по данному учителем образцу. Или ребёнку попросту надоели однообразные действия, целесообразности которых он не понимает, так как результат уже известен. Возможно, ученик тяготится низким темпом выполнения задания, так как привык к скоростным упражнениям. В любом случае, хочется предостеречь родителей от попыток переносить особенности своего ребёнка на всех его сверстников и представлять индивидуальные трудности как проблемы методики в целом. Многолетний опыт учителей начальных классов, которые наряду со школьными предметами преподают и Ментальную арифметику, показывает, что успеваемость занимающихся МА детей повышается, причем не только по математике.
Задача курса математики начальной школы не сводится к обучению вычислениям. Потому и предмет называется не Арифметика, а Математика. Кроме решения примеров, первокласснику предстоит научиться моделировать и решать задачи, получить первоначальные геометрические представления, развивать логику и абстрактное мышление. Навыки, приобретённые на занятиях Ментальной арифметикой, – способность концентрироваться на поставленной задаче, умение работать со значительным объемом информации, высокая для своего возраста умственная трудоспособность – помогут усвоению программы, а не затруднят его.
Возможно, родители считают, что их ребёнку проще жить в детском коллективе, если он «как все»: не выделяется ни темпом психического развития, ни кругозором, ни интеллектом, ни интересами и предпочтениями… В таком случае Ментальная арифметика, конечно, не выполняет задачи «усреднения» детей.
̶ Насколько верно обучать дошкольника счету на Абакусе? Усвоит ли он правильно состав числа до 10, например, если «5» — это одна «косточка» (бусина), а не 5,6,7,8,9?
Математика, каким бы «способом» её ни изучать, всё равно доказывает, что 2х2=4.
Состав числа 10, имея в виду сумму двух натуральных чисел, с «косточкой» или без «косточки», неизменен: 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5. Никакого «другого», «неправильного» состава усвоить невозможно.
Как методически организовать это «усвоение»? Можно загибать пальчики, манипулировать кубиками и счетными палочками. Можно обучать детей, опираясь на теорию множеств, используя числовую прямую, измеряя величины… Можно в качестве инструмента счёта использовать хорошо известные русские счёты или абакус. Вопрос в том, к какому результату мы стремимся.
Если наша цель – добиться, чтобы ребёнок научился выполнять простейшие вычисления в пределах 10, загибание пальчиков и заучивание наизусть таблиц сложения вполне подойдёт.
Если родители понимают, что, обучая чему бы то ни было, педагог решает задачу интеллектуального развития ребёнка и вооружает ученика общеучебными компетенциями, то подход к выбору методики меняется. Одним из критериев становится понимание того, что в современном мире недостаточно владеть некоей ограниченной суммой базовых знаний – необходимы умения быстро ориентироваться в лавине новой информации, в условиях цейтнота принимать решение, учитывающее множество недоопределённых факторов. И формирование таких навыков нельзя отложить до некоего «взросления». Предпосылки успешности надо создавать с детства. Потому дальновидные родители обычно интересуются развивающими методиками обучения, одной из которых и является обучение Ментальной арифметике. Взвешивайте «за» и «против» – выбор за Вами!
Ольга Федоровна Казакова
Плюсы и минусы японского метода «ментальной арифметики»
Сегодня, в сфере детского образования, во всём мире наблюдается ажиотажный спрос на японский метод «ментальной арифметики». Психология детей раннего развития получила мощнейший толчок в сторону гениального ребёнка. Ещё вчера, достаточно популярной была тема одарённых детей, в плане развития конкретного таланта. О детской гениальности говорили мало, считая это вершиной развития таланта ребёнка. Проскакивали книги о «меленьких гениях», но сама тема гениальности человека, считалась прерогативой взрослых людей.
Так было до возникновения в мировом пространстве «ментальной арифметики». Связь, между особой арифметикой на специальных счётах (абакусах) и гениальностью ребёнка, первыми заметили вездесущие японцы. Само слово «абакус», латинского происхождения, означающее «счётная доска». Эта «доска» первоначально была изобретена в Китае, где получила название «абак» (поэтому латинское – «абакус»). Перекочевав в Японию «доска» стала «соробан». В тексте я использую китай-латинский вариант. Японцы являются новаторами в развитии детской психики. То они повсеместно в садиках тренируют у детей правое полушарие мозга по методу Макото Шичиды. То вдруг, до конца не поняв явление, переключились на «ментальную арифметику». В Японии наблюдается явная тенденция создания нового человека феноменальных возможностей.
Техника счёта на японских абакусах имеет давнюю историю. Пишут о том, что абакусы появились две тысячи лет тому назад. Действительно в то время когда по земле ходил Иисус Христос, арифметика на абакусах была революционным событием. Упражнения на абакусе могли делать только очень просвещённые люди, поскольку сама техника счёта имела достаточно сложную схему. Поэтому в то время, арифметика на абакусах не получила всемирного распространения. В Риме, в самом начале новой эры, пользовались римскими цифрами. Потом римские цифры были заменены боле простыми арабскими. Что-то наподобие абакусов появилось в начале 20-го века, когда в простой арифметике стали использовать бухгалтерские счёты. Бухгалтерские счёты имели ограниченную возможность и вскоре были заменены на механические арифмометры, а потом появились современные калькуляторы. Наступила эра компьютеров, и проблема счёта перестала волновать людей. Сегодня в любом IT-и устройстве (компьютер, ноутбук, мобильный телефон, смартфон) есть часы и калькулятор.
Возникает вполне закономерный вопрос: « Зачем в мире электронной цифровой техники возвращаться к древним японским абакусам (соробанам), имеющим сложную технику счёта?» Действительно, на калькуляторе значительно проще, быстрее и надёжнее считать, чем все арифметические операции выполнять на бухгалтерских счётах, не говоря уже о более сложном абакусе.
В мире компьютерных технологий никто бы не говори об абакусах, если бы японские новаторы не вышли на развитие феноменальной памяти в детской психике. Решали арифметические задачи на сложных абакусах и в качестве побочного эффекта, получили феноменальную память. И пошёл по миру гулять метод японского устного счёта. Не столько счёта, сколько развития феноменальной памяти. У обычного ребёнка при устном счёте, задействовано только левое полушарие мозга. А вот у ребёнка прошедшего обучение по программе «ментальной арифметики», при операции счёта на абакусе работают одновременно оба полушария мозга. Левое считает, а правое в это время «видит» воображаемую картинку этого счёта. Когда вы такому ребёнку даёте задание 85+97+43, то он не считает всё это логически, а мгновенно (интуитивно) «видит» на воображаемом абакусе, как «пляшут» косточки на счётах и в результате мы имеем феноменальный ответ. Скажу больше, при таком устном счёте, формируется феноменальная память, и ребёнок выходит на уровень гения в своих умственных возможностях.
Здесь необходимо дать существенное пояснение, в плане непосредственной работы с абакусом, иначе многие умные родители, вместе с педагогами и психологами, до конца не понимают, что они могут получить в результате. Я сам в Интернете встречал ошибочное мнение о том, что после трёх месяцев занятий, улучшилась успеваемость ребёнка. Успеваемость может и улучшилась, но до феноменальной памяти ещё далеко. Лучше и быстрее научить ребёнка работать с калькулятором, чем дружить с абакусом. Это для всех тех, кто хочет вырастить умного ребёнка с доминантой левого полушария мозга. Если вы хотите развить в детской психике феноменальную память, то знать ребёнку как работать с абакусом, является всего лишь начальным этапом обучения. Необходимо долго и упорно тренировать, тренировать и ещё раз тренировать мозг ребёнка в устном счёте на абакусе.
Поймите тонкость момента. Феноменальная память формируется в детской психике очень долго (от шести месяцев и до двух лет). Не главное для ребёнка научиться общаться с абакусом. Лучше всего привить у ребёнка интерес к этому занятию. Дело в том, что однотипные упражнения ребёнку быстро надоедают. Он вначале теряет интерес, после чего начинает испытывать стресс, если мы его заставляем заниматься тем, что ему давно знакомо (не имеет новизны). А заниматься на абакусе, повторяю, придётся минимум шесть месяцев, для того чтобы два полушария вышли на когерентный (слаженный) режим работы. Поэтому родителям вместе с психологами, должны проявить незаурядные способности для того чтобы на занятиях с абакусом, держать психику ребёнка на пике его интереса.
Кстати, часто в Интернете вместо «ментальной арифметики» (умственного счёта), можете увидеть «ментальную математику», что не совсем верно, так как в «математику» входит: арифметика, алгебра и геометрия. Если вы в центре раннего развития будете говорить о «ментальной математике», то тренер по работе с абакусом вас поправит и скажет о том, что речь идёт не о «математике», а только об «арифметике».
Из всего этого вышесказанного, вытекают три достаточно глубоких минуса при занятии ребёнка на абакусе. О первом минусе я уже говорил. Это длительное время для того чтобы выйти на феноменальный формат памяти. Есть ли у вас терпение, время и деньги, для того чтобы вырастить будущего гения? Если вы будете три-пять месяцев заниматься с ребёнком на абакусе, а потом всё забросите, то живя в «интелобусе» (интеллектуально-обучающей среде), ваш ребёнок достаточно быстро перейдёт на слабо-эффективную аналоговую память.
Второй минус, широко сегодня пропагандируемой «умственной арифметики», значительно сложнее первого. Связан он с тем, что сама техника счёта на абакусе очень сложная. Поэтому ею советуют заниматься с четырёх лет. И это те центры, которые рассчитывают на детей вундеркиндов. Другие, более осторожные центры, предлагают заниматься «умственным счётом» начиная с пяти лет. В пять лет ребёнок уже способен осознавать сложную инструкцию по технике исполнения и быть более внимательным к самому процессу обучения.
Но с увеличением возраста ребёнка возникает другая проблема. Если в три года, развивая разговорную речь, ребёнок лишь только начинает обучаться интеллектуальной памяти. То в четыре, а тем более в пять лет, эта память уже достаточно развита. При занятиях на абакусе приходиться тратить больше усилий для того чтобы переформатировать сознание с левополушарного центрирования мозга (свойство интеллектуальной памяти), на когерентную работу двух полушарий (феноменальная память). Чем слабее у ребёнка интеллектуальная память, тем быстрее он выйдет на феноменальный результат. Самый быстрый результат мы получаем у детей больных аутизмом, которые не разговаривают до четырёх лет. В четыре года такого ребёнка обучаем работе с абакусом и буквально через месяц-два, можно выйти на феноменальный результат.
Это говорит о том, что ранним восприятием разговорной речи, мы развиваем интеллектуальную память в психике ребёнка и тормозим феноменальные возможности будущего гения. Запомните, все гении имеют феноменальную память в том направлении, в котором они работают. Годами, а то и десятилетиями они тренируют свои два полушария мозга работать в когерентном (голограммном) режиме. Это не значит то, что у гения феноменальная память во всём. Гений шахматист может быть профаном в бытовых вопросах. Но как только он садится возле шахматной доски, включаются его феноменальные возможности. Он не думает. Он интуитивно чувствует разворачивание событий на шахматной доске.
Шахматист- любитель усиленно думает над очередным ходом. Шахматист, достигший уровня мастера, в процессе обдумывания, включает интуитивный опыт. А шахматист-гений — феноменально «видит» всё поле сражения. Из этого следует гениальный вывод. Прежде чем учить ребёнка шахматной игре, научите его два полушария мозга работать феноменально, например, упражняясь на абакусе. И уже на этом феноменальном базисе, учите ребёнка с гениальной возможностью шахматной игре. То же самое касается будущего гениального футболиста. Для того чтобы феноменально видеть поле и интуитивно чувствовать ситуацию, прежде всего необходимо научить два полушария мозга, работать в сверхбыстром (феноменальном) режиме.
Третий минус «ментальной арифметики» ещё сложнее двух первых. Большинство центров «ментальной арифметики» предлагают три возрастные категории: а) от 4 до 8-ми лет, б) от 8 до 12-ти лет и в) взрослый вариант. Как я уже говорил выше, переформатировать память в психике ребёнка в четыре-пять лет довольно сложное задание. Если взять ученика школы (8-12-ть лет), то в его мозгу уже доминирует левое полушарие мозга. Сделать из однополушарного ученика, двуполушарного, значительно сложнее в 12-ть лет, чем в четыре года. А у взрослого человека, живущего в интеллектуально насыщенной среде, вообще отсутствует возможность двуполушарной работы мозга. Процесс переформатирования может затянуться на годы.
Спрашивается в задачнике: «Зачем ученику школы, а тем более взрослому человеку, такой длительный процесс переформатирования сознания?» В рекламе центра «ментальной арифметики» вы можете встретить то, что феноменальная память (а некоторые говорят даже о фотографической памяти), позволят; значительно увеличить объём запоминаемой информации и ускорить сам процесс запоминания: стихов, алгебраических формул, физических законов, исторических событий и т.д. Но ни один центр не даст вам гарантии того, достигните вы такой памяти или нет. Технологию по развитию феноменальной памяти вы получите, но когда выйдете на приемлемый результат, не знает никто. И выйдете ли вообще?
Это один аспект минуса развития феноменальной памяти для человека в возрасте. Второй аспект третьего минуса связан с реализацией феноменальной памяти в условиях, когда кругом все люди имеют интеллектуальную память. Допустим, человек прошёл курс «умственного счёта» и вышел на формат феноменальной памяти. Что дальше? А дальше – «один в поле воин». Все люди живут в «интелобусе» (интеллектуально-обучающей среде) и после средней школы получают аттестат именно интеллектуальной зрелости. Теперь в это море интеллектуальных людей попадает человек с феноменальной памятью. У такого человека два пути. Оставить это море интеллектуалов и жить на необитаемом острове, совершенствуя свои феноменальные возможности. Йоговские гуру так и делают. Достигая йоговской зрелости, они уходят высоко в горы, где в одиночестве доводят до совершенства своё феноменальное здоровье. Потом спускаются с гор и создают свою йоговскую школу. Второй вариант более простой. Быть как все и лишь только изредка использовать свои феноменальные возможности.
Вывод напрашивается сам собою. Наше современное общество людей в мировом масштабе, ещё не готово нашествию расы гениальных людей. Объясняю, гениальный человек – это тот, в психике которого в полной мере сформирована феноменальная память и его два полушария мозга работают когерентно. Это человек нашего ближайшего будущего. Сегодня нет социальных условий (садиков, школ, вузов) для развития гениальных людей. Мы ещё не выросли из «интеллектуальных штанишек» чтобы говорить о человеке новой формации.
Для меня, как разработчика феноменально памяти одарённых детей, все эти три минуса покрывает большой плюс. Мне приятно видеть то, что наконец-то японские новаторы затронули тему детской гениальности, связанной с развитием феноменальной памяти. Раньше, среди японских педагогов-новаторов была популярная тема развития правого полушария мозга у детей. С приходом детей Индиго, центр восприятия детской гениальности сместился в сторону феноменальных детей. И в японском менталитете «прорвало». Они взяли старинный «абакус» («соробан»), и вышли на гениальный формат развития феноменальной памяти в психике ребёнка. Все учёные педагоги мира, стали ясно понимать то, что в самой передовой стране (в части детского образования) под названием Япония, идёт поиск формата человека нового сознания. В Интернете появилось много статей и видеороликов о чудо-детях (чудо-полиглотах, чудо-счётчиках) с феноменальной памятью. Японцы стали ездить по миру в поисках таких детей, для того чтобы выйти на новую концепцию феноменально-одарённых детей в своей стране. Задача ставилась, не только предложить новую концепцию гениальных детей, а и выйти на технологию развития феноменальной гениальности.
В то время когда японские дети упражнялись на абакусах, в западном мире широкое распространение получила «квантовая психология». Всё чаще стали появляться статьи о квантовой работе мозга в режиме «суперпозиции» (резонанс двух полушарий). Это когда левое полушарие считает, а правое видит то, что считает. И между этими двумя моментами нулевое (квантовое) время или интуитивное (мгновенное) восприятие ситуации. Самоё интересное то, что эти квантовые моменты в работе нашего мозга, мы наблюдаем не только при феноменальном счёте на абакусе, а и при запоминании большого количества информации у детей-полиглотов, при технике быстрого (интуитивного) чтения, при фотографической наблюдательности и при восприятии психической энергии у йогов.
Большой плюс японского метода «ментальной арифметики» состоит в том, что это «первые ласточки» глобального прорыва в новое качество сознания. Интеллект умных людей уже не устраивает. В век информационного бума, интеллектуальная память стала слишком примитивной в сравнении с феноменальной. Креативным сознанием японцы переболели вчера. Сегодня на повестке дня, развитие феноменальной памяти на базе старинной японской методики под названием «счёты на соробане». «Ментальная арифметика» уже завоевала мир своей оригинальностью. Появились дети чудо-счётчики. На различных уровнях проводятся ментальные соревнования. Такое впечатление, что мир разделился на «гениев-менталов» и всех тех, которых мы называем «интеллектуалами». Нетрудно предвидеть то, что завтра в системе детского, а потом и школьного образования, произойдёт революционный переворот. Передовые страны станут отказываться от интеллектуального образования и перейдут на формат феноменального ума. Выращивать гениев в своей стране, станет первостепенной задачей всей нашей цивилизации. Появятся школы гениев, где «ментальная арифметика» займёт своё достойное место, при получении аттестата феноменальной зрелости.
Автор: Александр Гален, г. Киев, разработчик проекта «Дети чудо-цветов».