Календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Перспективный план-программа по кружковой работе по пластилинографии для средней, старшей и подготовительной групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективные планы по изо для средней, старшей и подготовительной группыПланы разработаны с опорой на методические материалы Т.Н.Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» (по программе «Радуга»), «Занятия по изобразительной деятельности в д…
Перспективное планирование работы по развитию речи на тему «Работа со сказкой с средней, старшей и подготовительной группе»Перспективное планирование разработано на основе русских народных и литературных сказок. В планировании представлена работа со сказкой на месяц, как в первую, так и во вторую половин…
Перспективное планирование по трудовой деятельности II младшая, средняя, старшая и подготовительная группы.Прослеживание трудовых навыков по возростам согласно сезону….
Планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в средней, старшей и подготовительной группах.Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других дете…
Перспективный план работы по пожарной безопасности с детьми средней, старшей и подготовительной группыперсективный план работы по пожарной безопасности с детьми средней, старшей, подготовительной группы…
Отчёт по кружковой работе по пластилинографии в средней группе«Весёлый комочек»С сентября по май в средней группе детского сада работал кружок по пластилинографии. Была составлена программа, работы кружка «Весёлый комочек» (пластилинография) с детьми среднего (4…
Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в средней, старшей и подготовительной группе.Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию в средней группе № Название развлечения Программное содержание Время проведения Ответственный 1. Кораблики. Тампонирование. Закреплять умение раб…
№ | Название темы | Форма проведения | Цели | Методы и приемы организации | Средства |
1 | Знакомство детей с пластилинографией | НОД |
| Словесный Наглядный Беседа, показ образцов,объяснение, устное изложение | Иллюстрации по пластилинографии Детские работы (образцы) |
2-3 | Петушок с семьей | НОД | 1.Закрепить знания детей о домашних птицах, оих внешнем облике, повадкам. 2. Развивать умение детей делать фон для работы, использовать приемы лепки(раскатывание, круговыми и прямыми движениями,сглаживание, сплющивание) 2.Развивать внимательность 3.Воспитывать интерес к домашним птицам. | Наглядно-словесный, рассматривание иллюстраций, чтение загадок, чтение стихотворения «Петух» В. Стоянов. Подготовка фона | Игрушки: курочка, цыплята, пшено Картон светло-зеленого цвета 1/2 стека, доска, пластилин, салфетки |
1.Развивать умения детей лепить петушка. Упражнять детей лепить объекты из отдельных деталей. 2.Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов 3.Воспитывать любовь к домашним животным | Сравнительный анализ внешнего облика петуха и курицы. Показ воспитателем техники выполнения образца, объяснение Практический работа по образцу, показ воспитателем образца техники выполнения работы | Игрушки: курочка, цыплята, пшено Картон светло-зеленого цвета 1/2 стека, доска, пластилин, доска для лепки, салфетки | |||
4-5 | Змейки | НОД | 1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, места их обитания. Учить подготавливать фон, для работыиспользуя приемы лепки примазывания, приплющивания и т.д. 2.Развивать световосприятие, 3.Воспитывать усидчивость | Словесный: беседа о пресмыкающихся; наглядный: рассматривание иллюстраций; практический: подготовка фона | Иллюстрации «пресмыкающиеся» игрушки: змея, пластилин картон |
1Формировать умения лепить туловище змеи из пластилина 2-х цветов — посредствам перекручивания между собой. 2.Закреплять умение украшать объект узором, используя навыки скатывания, расплющивания 3.Воспитывать аккуратность | Словесный (беседа, устное изложение) наглядный (показ воспитателем, работа по образцу), практический (работа с фоном, выполнение работ) | Картон желтого цвета1/2, пластилин, стека, доска, салфетки | |||
6. | Разные деревья осенью | НОД | 1.Развивать умения передавать в работе характерныеособенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. 2.Расширять знания детей лепить деревья, используя приемы лепки раскатывания круговыми и прямыми движениями, сглаживания,сплющивания 3.Воспитывать интерес к природе | Словесный (беседа, устное изложение, наглядный (показ иллюстраций, показ воспитателем образца, работа по образцу), практический выполнение работ, подготовка фона | Плотный картон синего цвета 1.2, набор пластилина. Салфетка для рук. Репродукции картин художников по теме |
7. | Осенние листочки | НОД | 1.Развивать умения детей изображать листья, используя пластилин. 2.Продолжать формировать желание детей лепить листья, используя ранее изученные приемы лепки 3. Развивать интерес к изобразительной деятельности. 4.Воспитывать умение аккуратного использования пластилина в своей работе. | Словесный наглядный, игровой беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, показ образца, объяснение | Цветной картон, набор пластилина, стеки, салфетки. |
8-9. | Совушка-сова Большая голова | 1.Расширять представления детей о лесной птице – Сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни 2.Формировать умение детей лепить аккуратно. 3.Воспитывать интерес к обитателям леса | Игровой (сюрпризный момент), наглядно-словесный. Загадывание загадки, рассматривание иллюстраций, беседа | Предметные картинки: «Птицы»; Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска, | |
НОД | 1Развивать умения изображать сову из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки скатывания, расплющивания, деления на части при помощи стеки 2.Развивать творческое воображение 3.Воспитывать усидчивость, интерес к занятию | Практический выполнение работ, наглядно-словесный беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу | Картон фиолетового (синего) цвета. Пластилин, доска, стека, салфетки | ||
10-11. | Бабочки | 1.Расширять знания и представлениядетей об особенностях внешнего вида бабочки. 2Углублять знания детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» одни цвет в другой на границе их соединения.. Познакомить с симметрией на примере бабочки 3.Развивать любознательность 4.Воспитывать бережное отношение к природе | Игровой, наглядно-словесный беседа рассматривание иллюстраций | Иллюстрации «Насекомые» | |
НОД | 1.Развивать умение детей раскатывать колбаски или шарики, составлять из них узор, повторяя его на каждом крылышке 2.Развивать моторику рук 3.Воспитывать любовь к природе, аккуратность | Наглядно-словесный, рассматривать иллюстраций, беседа; практический выполнение работ | Картон голубого цвета ½, пластилин, стека, доска,салфетки | ||
12. | Душистый снег | НОД | 1.Формировать умения детей изображать ветку цветущего дерева, с помощью пластилина. Закреплять умения детей использовать приемы лепки, создавая объемное изображение ветки цветущего дерева на картоне 2.Расширять знания детей о природе. | Словесный, загадывание загадок, наглядный, рассматривание иллюстраций, практический | Иллюстрации: «Цветы»,картон синего или фиолетового цвета1/2, пластилин, стека, доска, салфетки |
13. | Одуванчики – цветы, словно солнышко желты | НОД | 1Формировать способность создавать образы растений в нетрадиционной техники исполнения -пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином (сглаживания, сплющивания,раскатывания круговыми и прямыми движениями) 2.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. 3.Развивать пространственные представления 4. Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе. | Словесный, (показ, объяснение, устное изложение), наглядный, рассматривание цветка, показ образца, практический (выполнение работ детьми) | Картон синего цвета ½, Пластилин доска, стека, салфетки, иллюстрация с изображением одуванчика |
14. | Червячок в яблочке | НОД | 1.Продолжать углублять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах. 2. Формировать интерес детей к занятию. | Игровой, наглядный, рассматривание муляжей «Фрукты», словесный, чтение загадок, практический вы выполнение работ по образцу | Картон с силуэтом круга, Пластилин, стеки, доски, салфетки, муляжи «Фрукты» |
15-16 | Божьи коровки на ромашке | НОД | 1.Развивать способность различать цветы: ромашка, василек 3.Формировать умение раскатывать колбаски и выкладывать ими серединку ромашки, слегка прижимая к картону 4.Развивать желание лепить самостоятельно. 5.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру | Игровой, наглядно-словесный беседа, рассматривание иллюстраций, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу | Иллюстрации: «Цветы и насекомые» |
1.Обобщять представления детей передавать особенности внешнего вида божьи коровки, используя ранее изученные приемы лепки(раскатывания, сглаживания, сплющивания). Закреплять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых. 2.Развивать творческие способности у детей. 3.Воспитывать интерес к окружающему миру, формировать бережное отношение к насекомым | Практический, наглядно-словесный выполнение работ, выполнение работ детьми по образцу, беседа | Силуэт ромашки из плотного картона, пластилин, стека, спичка | |||
17. | Живые яблочки на ветках | НОД | 1.Расширять представление детей о зимующих птицах, об условиях их обитания о роли человека в жизни птиц. 2.Формировать умение изображать снегирей из отдельных деталей, на горизонтальной поверхности, с помощью пластилина используя, имеющиеся приемы лепки (раскатывания, сплющивания и т.д.) 3.Углублять знания детей о зимующих птицах. | Игровой; словесно-наглядный Рассматривание иллюстраций, беседа, показ, объяснение воспитателем | Предметные картинки: «Птицы», «Фрукты» |
18. | Фрукты в вазе | НОД | 1.Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Учить предавать особенности фруктов способом пластилинографии – создания объемного изображения на листе картона 2.Углублять представления о фруктах. 3. Воспитывать усидчивость. | Наглядный (рассматривание образца, показ), словесный беседа, объяснение техники выполнения воспитателем; практический выполнение работ детьми | Цветная бумага, фольга, кусочки различных фруктов, пластилин, стеки |
19. | Волшебная корзиночка | НОД | 1.Развивать умения создавать лепную картину с выпуклым изображением корзины с овощами. Сформировать у детей обобщённое представление об овощах. Развивать умение лепить корзину с овощами, из нескольких деталей, стараясь четко передать сходство с настоящими овощами 2.Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой, изображаемой, 3.Воспитывать усидчивость | Практический, наглядно-словесный Выполнение работ, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу | Муляжи, иллюстрации овощей, силуэт корзинки. Пластилин, стеки, доски. |
20-21. | Кашалотик-кашалот | 1.Дать детям представление о разнообразии животного мира, познакомить с большим представителем водной среды 2. Формировать умение детей лепить кашалота,скатывая шарик, сплющивая его и придавая ему слегка вытянутую форму 3. Воспитывать интерес к морским обитателям | Игровой, наглядно-словесный рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу | Предметные картинки: кит, бегемот, слон, медведь Картон голубого цвета ½, пластилин, доска для лепки | |
НОД | 1.Формировать умения передавать форму, характерные детали внешнего вида, животного способом пластилинографии- создавать выпуклые изображения на листе картона 2.Развивать у детей композиционные навыки, 3.Воспитывать усидчивость | Игровой, наглядно-словесный, практический рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем, выполнение по образцу | Картон голубого цвета ½, пластилин, доска для лепки, салфетки, иллюстрация с изображением кита | ||
22-23. | Осьминог | 1. Познакомить детей с представителями морского дна, рассказывать об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде 2.Продолжать формировать умение придумывать композицию, посторонние изображения. Расширять умение детей как создавать фон для будущего осьминога, используя пластилин (размазывание, сплющивание) 3.Воспитывать интерес к морским обитателям | Наглядный рассматривание иллюстраций, словесный, чтение, рассказы Г.Снегирева «Домик осьминога» | иллюстрации с подводными обитателями | |
НОД | 1.Развивать желание детей из кусочка пластилина скатывать шарик, сплющивать его в центре основы со смещением вверх, придавая ему слегка вытянутую форму 2.Развиать воображение 3.Воспитывать самостоятельность | Наглядный, рассматривание иллюстраций словесный показ, объяснение, беседа практический выполнение работ | Картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки, иллюстрация с изображением осьминога | ||
24. | Подводный мир | НОД | 1.Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. 2Углублять знания создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. 3.Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения, использовать бросовый материал. 4.Воспитывать любознательность, интерес ко всему окружающему | наглядно-словесный, практический рассматривание иллюстраций, показ, объяснение, беседа | Пластилин, стеки, доски, салфетки, иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. |
25. | Разные коты | НОД | 1. Формировать навыки предавать строение фигуры кошки, разные положения туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей,используя приемы лепки (раскатывания, сплющивания, сглаживание) 2.Развивать любознательность 3.Воспитывать любовь к животным бережное отношение к братьям меньшим. | Игровой, наглядно-словесный показ, объяснение, беседа, рассматривание иллюстрации | Иллюстрации с изображением разных пород кошек, игрушки: кошки |
26-27. | Три поросенка | НОД | 1.Закрепить и расширить знания детей об особенностях внешнего вида поросенка 2.Развивать мелкую моторику 3.Воспитывать аккуратность | Игровой, словесный, загадывание загадок о животных наглядный, рассматривание иллюстраций, беседа, показ воспитателем | Игрушки: поросенок, иллюстрации: «Домашние животные» |
1.Продолжать формировать умения расплющивать шарик в любом месте основы, сглаживания ножек и туловища и закручивать спиральку 2.Развивать мелкую моторику рук 3.Воспитывать интерес к занятию | Наглядный показ, объяснение Практический выполнение работ, подготовка фона | Картон зеленого цвета, пластилин, стека, доска, салфетки | |||
28-29. | Лебеди | 1.Развивать желание детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, создавая выпуклое изображение предмета 2.Развивать умения и навыки детей скатывания, расплющивания, разглаживания. 3.Воспитывать интерес к занятию | Игровой, словесный, слушание песенки«Лебедь», беседа наглядный, рассматривание иллюстраций: «птицы» | Статуэтки «Лебедь», картины из серии «Птицы», картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки | |
НОД | 1Формировать умение детей преобразовывать шар в овал, расплющивать его, сохраняя исходную форму. Скатывать колбаску с заостренным концом, выгнуть дугой. 2. Развивать навыки пластилинографии 3.Расширять представление детей о повадках лебедя. | Наглядный показ воспитателем, выполнение работ по образцу, словесный беседа практический | Картон голубого цвета 1/2, пластилин, стека, доска, салфетки | ||
30 | Пингвины на льдинке | НОД | 1.Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной природной хоны – пингвином 2.Обогощять умение делать заготовки для фона из колбасок и шариков, путем раскатывания круговыми и прямыми движениями 3.Развивать творческое воображение 4.Воспитывать любовь к животным | Наглядный, рассматривание игрушки и иллюстрации, словесный, чтение стихов, загадки С.Маршака «Пингвин» | Игрушки: пингвин, иллюстрации из серии: «Животные севера», пластилин, трафареты |
31-32. | Снеговик | НОД | 1.Продолжать формировать желание создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной поверхности 2.Закреплять умение лепить снеговика, используя разные приемы лепки(раскатывание круговыми движениями, сглаживание) 4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года | Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (показ, рассматривание иллюстраций показ воспитателем техники выполнения образца, выполнение по образцу, игровой | Предметные картинки о зиме, иллюстрации «Снеговик» |
1.Продолжать формировать навыки детей изображать снеговика, передавать особенности внешнего вида (строение туловища, головы, рук), лепить объекты из отдельных деталей 2.Закреплять навыки раскатывания, сплющивания 3. Воспитывать умение детей получать удовольствие от проделанной работы | Словесный (беседа, устное изложение), наглядный показ воспитателем техники выполнения работы, выполнение по образцу, практический индивидуальная работа детей | Плотный картон голубого (синего) цвета ½, набор пластилина, белая яичная скорлупа, салфетки для рук, стека, игрушка «Снеговик» | |||
33-34. | Мишка-косолапый | НОД | 1.Дать детям представление об образе жизни буровых медведей, о том, как приспоблены к жизни в природных условиях 2.Продолжать учить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). 3.Воспитывать аккуратность в работе | Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (показ, объяснение, выполнение по образцу, исполнение воспитателем), игровой | Иллюстрации диких животных. Предметные картинки |
1.Продолжать развивать умение детей изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали 2.Закреплять умение аккуратно соединять части в единое целое путем промазывания, сглаживания 3Углублять знания детей к обитателям леса | Словесный беседа, изложение), наглядный показ образца, показ воспитателем техники выполнения работы, практический выполнение работ | Плотный картон зеленого цвета ½, набор пластилина, салфетка для рук, стека | |||
35. | Ежик | НОД | 1.Закреплять познавательный интерес к природе 2.Развивать желание детей лепить ежа, старясь передать точную форму, изображения мелких деталей объекта, используя ранее изученные приемы лепки (сглаживание, раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание) 3.Воспитывать интерес к диким животным | Словесный (беседа, устное изложение), наглядный (рассматривание иллюстраций), игровой (физкультминутка), практический (подготовка фона, выполнение работ детьми, использование бросового материала) | Иллюстрации с изображением ежа, игрушка еж, пластилин, плотный картон зеленого цвета ½.Простой карандаш, стека, иллюстрация с изображением ежа. Половинки зубочисток. |
36. | Чему мы научились за год? | НОД | 1.Формировать умения, навыки изобразительной деятельности. Закрепить знания, полученные в ходе занятий. 2.Углублять знания делать выводы, получать удовольствие от полученных результатов | Словесный (беседа, устное изложение) наглядный практический (выполнение работ детьми) | Пластилин, стека, картон, иллюстрации |
Методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Перспективный план кружка «Мастерская пчёлок» нетрадиционный метод лепки – пластилинография старшая группа
Перспективный план кружка «Мастерская пчёлок»
с детьми старшей группы
нетрадиционный метод лепки – пластилинография
Подготовила:
воспитатель
I кВ.кат.
Габдулхаева Т.А.
Пояснительная записка
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах в продуктивных видах так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность данной проблемы определила тему кружковой работы «Нетрадиционный метод лепки – пластилинография.
Цель кружка: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Общие задачи пластилинографии
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
2. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Особенности используемого материала
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
— долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
— в состав пластилина входят жировые компоненты, по этому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
- При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
- Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
- Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать: пластилин соответствующего цвета, плотный картон, стека, доска для лепки, тканевая салфетка для рук
Перспективный план составлен с учетом возрастных физиологических, психологических познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Количество занятий в неделю: 2 | Количество детей: 8 |
Среда 16.05-16.30 Пятница 16.05-16.30 |
|
Октябрь
1-2 недели
Тема: «Листья кружатся»
Цель: ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
3-4 недели
Тема: «Урожай собирай и на зиму запасай!»
Цель: Учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание, фантазию, эстетическое восприятие. Расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Ноябрь
1-2 недели
Тема: «Грибы-грибочки выросли в лесочке»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии; формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет; напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространство выделенное контуром. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
3-4 недели
Тема: «Волшебные зонтики!»
Цель: учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к пластилинографии.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, Дождик, поливай
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),
Будет хлеба каравай
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).
Будут булки
Будут сушки,
Будут пряники,
Ватрушки. (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке
Декабрь
1-2 недели
Тема: «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик»
Цель: продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии — скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем! Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.
3-4 недели
Тема: «Игрушка новогодняя»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии — скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.
Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх
Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши.
Сладости, игрушки. Вертим кистями.
Январь
1-2 недели каникулы
3-4 недели
Тема: «Волшебная снежинка»
Цель: Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Пальчиковая гимнастика «Снег»
Снег зимой летает опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами
Тихо отдыхает. сжимаем и разжимаем пальцы рук
Я его жалею и в ладонях грею. Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок», дуем на руки
Февраль
1-2 недели
Тема: «Сердечки»
Цель: Познакомить с обратной пластилинографией (витражная) — изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура), использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Раз, два, три, четыре! хлопают в ладоши
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! хлопают в ладоши
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я поочередное поглаживание-
Вот и вся моя семья! массаж всех десяти пальцев
3-4 недели
Тема: «Кораблик для папы»
Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.
Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества»
Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. потом сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки – Приподнять безымянные пальцы,
Очень славные мальчишки! другие крепко прижать к столу.
Приподнять мизинцы.
Хлопнуть ладонями по столу.
Март 1-2 недели Тема: «Блюдце и чашка» Цель: Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно-гигиенические навыки, правила культурного поведения. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Раз, два, три, четыре, Удары кулачками др. о друга. Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой. Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Загибают пальчики, Мы посуду перемыли: начиная с большого. Только чашку мы разбили, Одна ладонь скользит по другой. Ковшик тоже развалился, Загибают пальчики, Нос у чайника отбился. начиная с большого. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга. 3-4 недели Тема: «Ромашки» Цель: Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах Пальчиковая гимнастика «Цветы» Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. Считать ромашки лепестки. Апрель 1-2 недели Тема: «Пасхальное яйцо» Цель: Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории. Пальчиковая гимнастика «Грачи» Мы лепили куличи. «Лепить пирожок» Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями» Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди А второй ему помог. на одной руке. Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке. Выходи грачей считать. 3-4 недели Тема: «Бабочка красавица!» Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект — «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином — отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе. Пальчиковая гимнастика «Бабочка» Ах, красавица какая- Эта бабочка большая! Над цветами полетала- И мгновенно вдруг пропала. Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы. Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки. Май 1-2 недели Тема: «Подсолнух – солнечный цветок!» Цель: Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук; расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе. Пальчиковая гимнастика «Подсолнух» У подсолнуха ладонь о-го-го! показать левую ладонь Сто семян в ладони щедрой у него постучать пальцами В тесноте, да не в обиде все сидят, сжать ладони в плотный кулак С ясным солнышком о лете говорят. поднять обе руки наверх, растопырить пальчики Оформление выставки «Пластилиновые чудеса» — галерея лучших детских работ |
|
Список использованной литературы:
- Программа «От рождения до школы» подредакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 -304с.
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003 – 96с.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с
- http://stranamasterov.ru/node/41388
План работы кружка по пластилинографии. «Волшебный пластилин»
Подготовила
воспитатель группы «Колобок»
МКДОУ Д/с№5 «Берёзка»
Кузьминова С. В.
Пояснительная записка
Развивать руку ребёнка необходимо с раннего детства. Проблема развития мелкой моторики рук на занятиях по продуктивным видам деятельности очень актуальна. Это способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук; совершенствует координацию движений, точность выполняемых действий. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами: карандаш, кисть, ножницы, стека; учатся управлять ими. Работая с пластилином, дети могут выплеснуть негативные эмоции и закрепить позитивные через лепку. Учитывая важность развития ручных умений, был организован кружок художественной направленности: «Волшебный пластилин
Пластилинография – это новый жанр в изобразительной деятельности.
Основной материал – пластилин. Основным инструментов в пластилинографии являются руки. Поэтому, уровень умения ребёнка зависит от владения собственными руками.
Пластилин – мягкий материал, способный принимать любую форму. Заниматься лепкой можно уже в младшем дошкольном возрасте. Дети с удовольствием и интересом учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии.
Задачи:
Учить передавать простые образы предметов, явлений окружающего мира, посредством пластилинографии;
Учить основным приёмам пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание;
Учить работать на заданном пространстве;
Учить понимать задачу, слушать речь воспитателя, действовать п образу, затем по словесному указанию;
Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, глазомер;
Развивать внимание, память, речь, мышление, изобразительную деятельность детей. Развивать сюжетно-игровой замысел, интерес к процессу и результату работы;
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сопереживать персонажам сказок, желание помогать им. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Этапы кружковой работы с детьми:
опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;
изучение методических рекомендаций;
создание условий для проведения кружковой работы;
подведение итогов.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному.
2. Доступность.
3. Системность знаний.
4. Воспитывающая и развивающая направленность.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Перспективное планирование нерегламентированной деятельности
средняя группа
МесяцТема занятия
Программное содержание
Сентябрь
1.«Воздушные шары»
Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость. Развивать мелкую моторику рук.
2-3. «Бусы»
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Закреплять знания о цвете.
4 «Божья коровка»
Учить детей, надавливать указательным пальцем на заранее разложенные пластилиновые шарики, прикрепляя их к основе. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать.
Октябрь
1 «Овощи для засолки»
Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности. Развивать мелкую моторику.
2 «Созрели яблочки в саду»
Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
3 «Витамины в баночке»
Учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики «в баночку». Продолжать обучать детей приему – надавливания. Воспитывать у детей отзывчивость, умение сочувствовать персонажу.
4 «Мухомор»
Продолжать учить детей самостоятельно раскладывать готовые пластилиновые шарики на ограниченном пространстве. Развивать согласованности в работе обеих рук. Воспитывать желание работать самостоятельно.
Ноябрь
1 «Птичка»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
2 «Падают. Падают листья»Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина – отщипывать кусочки жёлтого, красного цвета, прикладывать к фону и прикреплять, прижимать. Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисть руки.
3 «Клубочки»
Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.
4 «Вырастала ёлка»
Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели, посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
Декабрь
1 «Пушистая ёлочка»
Учить детей через приём размазывания в разные стороны пластилиновых шариков создавать изображения «хвоинок». Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска. Развивать согласованности в работе обеих рук.
2 «Лепим Снеговика»
Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
3 «Лепим Снеговика» (продолжение)
Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, располагая шарики-снежинки по всему листу. Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки. Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения.
4 «Украсим ёлочку»
Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Развивать цветовосприятие. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
Январь
1 «Украсим чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Закрепить знания о цветах.
2 «Пуговицы для платья»
Упражнять в лепке пальцами, выравнивание, сплющивание. Развитие умения отражать в лепке простые предметы (силуэты платьев, рубашек). Координировать работу глаз и рук.
3 «Шубка для ёжика»
Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине. Обучение скатыванию и примазыванию. Формирование интереса к созданию коллективной композиции. Воспитание любви к животным.
Февраль
1 «Покормим птичек»
Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (хлебными крошками) и занимать определенное пространство работы (кормушку); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями; воспитывать бережное отношение к птицам.
2 «Украсим торт»
Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность.
3 «Апельсин»
Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение предмета. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете
4 «Мимоза»
Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветков мимозы; закрепить приёмы отщипывания и кругового раскатывания. Развивать умение находить место своей работе на общем фоне.
Март
1 «Бусы для мамы»
Упражнение в скатывании комочков круговыми движениями пальцев, сплющивании. Развитие мелкой моторики. Развитие речи детей.
2 «Мышка-норушка и золотое яичко»
Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. Развивать сюжетно-игровой замысел.
3 «Украсим туфельку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
4 «Глазки для светофорика»
Продолжать учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями, сплющивая шарик, сдавливая его ладонями. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Апрель
1 «Солнышко лучистое»
Продолжать учить детей в процессе лепки находить сходство с реальными предметами (солнцем); упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями; развивать эстетическое восприятие.
2 «Верба»
Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём отщипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.
3 «Улитка, улитка выпусти рога».
Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик). Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
4 «Домик с заборчиком»
Подводить детей в процессе лепки к изображению реальных предметов (столбиков для заборчика); закрепить приём раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, развивать эстетическое восприятие.
Май
1 «Цветик-семицветик»
Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому. Закреплять знания об основных цветах спектра.
2.«Ягодка – малинка».
Закреплять с детьми приёмы лепки: деление куска на части, учить работать аккуратно, развивать речь, воображение.
3.«Радуга-дуга»
Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
4. «Ветка берёзы с серёжками»
Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение серёжек и листьев берёзы; закрепить приёмы прямого и кругового раскатывания, сплющивания; воспитывать интерес к природе.
Предполагаемый результат:
Построение занятий кружка «Волшебный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы, к концу года, которого дети:
1. Реализуют познавательную активность.
2. В интересной форме обогатят свой словарь.
3. Познакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
4. Сенсорное развитие одно из основных в работе с детьми по пластилинографии.
5. У детей сформируются тактильные и термические чувства пальцев.
7. На занятия кружка способствуют реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
8. У ребенка разовьется умелость рук, укрепится сила рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Литература:
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средний возраст.
2. С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики».
3. Абрамова Л. П. Пальчиковые игры. — М.: Карапуз, 2003.
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Средний возраст – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА: Творческий центр «Сфера»,2007.
5. И. О. Шницкая «Аппликация из пластилина» Д.:Феникс, 2008
Перспективный план кружковой работы «Пластилинография»
Перспективное планирование кружка
«Весёлый комочек»
(пластилинография)
с детьми среднего дошкольного возраста.
Составила: Астафьева А.А.
2014-2015г
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Актуальность.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Природа наделила человека зрением — бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Программа работы кружка пластилинографии «Весёлый комочек» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Цель работы:
развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
закреплять умение работать на заданном пространстве;
закрепить приёмы лепки;
развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
развивать внимание, памяти, речи, мышления;
развивать зрительно-моторную координацию;
воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
Научность.
Доступность.
Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы кружковой работы с детьми:
• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;
• изучение методических рекомендаций;
• создание условий для проведения кружковой работы;
• подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Средняя группа (второй год обучения).
Количество детей- 10
№
Тема занятия
Задачи
Сентябрь
«Воздушные шары»
Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать эстетическое и образное восприятие.
«Бусы для Люси»
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
Закреплять знания о цвете.
Развивать чувство ритма.
Октябрь
«Чудо-грибочки»
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
«Осеннее дерево»
Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
Ноябрь
«Птичка»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
«Ёжик»
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность в работе.
Декабрь
«Снеговик»
Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
«Украсим ёлочку новогодними игрушками».
Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
Развивать интерес к работе.
Январь
«Украсим Кате чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Закрепить знания о цветах.
«Рыбки в аквариуме»
Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
Февраль
«Украсим торт»
Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
Вызывать радость от проделанной работы.
Развивать согласованность в работе обеих рук
Воспитывать аккуратность.
«Мышка-норушка и золотое яичко»
Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
Развивать сюжетно-игровой замысел.
Март
«Веточка мимозы в подарок маме»
Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
«Украсим туфельку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Апрель
«Самолёт летит»
Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
Закрепить знания о голубом и синем цветах
«Разноцветный светофорчик».
Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
«Черепаха»
Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Май
«Цветик-семицветик»
Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
Закреплять знания об основных цветах спектра.
«Радуга-дуга»
Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.