Адаптация в детском саду. Часть I
Подарок к первому сентября мамам, чьи дети сегодня первый раз пойдут в садик или ясли =)По поводу детского сада вообще, возраста с которого стоит туда идти я уже писала раньше начало и продолжение, а сегодня кое-что об адаптации.
Как выглядит адаптация?
Это не только очевидный момент привыкания ребенка к саду – насколько добровольно он туда идет, насколько спокоен и весел в саду и насколько сильно и долго виснет на маме, когда она пришла его забирать. Адаптационные процессы затрагивают все сферы жизни – аппетит, ночной сон, утомляемость, восприимчивость к новой информации, психическая лабильность, гибкость реакций, устойчивость к раздражителям. Ребенок может вполне весело проводить время в саду, с радостью бежать туда после выходных, но дома стать капризным, раздражительным, «тормозным» — это тоже форма адаптации.
Родители должны понимать, что адаптация это не зло с которым нужно бороться, не проблема, это её решение, позитивный процесс подстройки человека к новым условиям. Поскольку это процесс он должен проходить некие стадии, вы регулярно должны видеть движение. Если процесс никак не меняется на протяжении 2-3 недель значит есть проблема, механизм адаптации не справляется со своей задачей.
Хочу заметить, что к большому сожалению родителей определить заранее как у ребенка пройдет адаптация невозможно. Дети активные, оптимистичные, общительные тяжело проходят этот период не реже чем нежные и пугливые мамсики. Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей по которым можно дать верный прогноз чего же ожидать родителям в этот период.
Хотя в целом разумеется дети, предварительно находившиеся в более стабильной обстановке имеют преимущества в адаптации перед детьми, чья жизнь на данный момент и без сада сложна. Так же более защищены от внешних обстоятельств и перемен дети воспитуемые в принципах доверия, свободы, принятия… в общем в том самом о чем уже не первый год говорится в этом блоге =)
Адаптация бывает разная, ооочень разная. В целом можно сказать, что у человека, и у ребенка в частности, активный адаптационный период к изменениям подобного масштаба длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточный (не заметный невооруженному взгляду) период.
Внутри этих 2-х месяцев у разных детей процесс может протекать по-разному, но можно условно, очень приблизительно выделить некоторые основные группы.
Активная адаптация.
Ребенок с первого дня нервничает, переживает, бурно реагирует на уход родителя, на то что завтра снова в садик. Хоть такая адаптация и пугает маму, но это вполне нормально. Бурная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса может длиться до 2-х недель (т.е. где-то от первого дня до 14 накал страстей должен начать падать).
Отложенная адаптация
Первые дни (от 3-х дней до 3-х недель) ребенок добровольно и даже радостно, бегом, забыв поцеловать маму уносится в группу. Счастливая мама расслабилась, успела погордится стойкости и психической стабильности своего чада, похвастаться знакомым и родственникам и тут – бац!- в одно прекрасное утро у ребенка скандал и рев как у других был в первый день и далее по полной программе.
По моим умозрительным наблюдениям где-то около 35-40% детей адаптируются именно таким образом.
Пассивная адаптация
Самый коварный вариант, потому что многие родители не соотносят его с детским садом и вместо того, что б помочь ребенку адоптироваться изменения в его состоянии объясняют другими, ложными причинами и борются с ними.
При пассивной адаптации приспособление к новым условиям идет не за счёт психического ресурса, а за счет соматического – поход в сад и все что с ним связано может не вызывать у ребенка никакого негатива и даже наоборот только позитив, но появятся изменения в других, напрямую не связанных с садиком областях. Аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами и в саду, обязательно интересуйтесь был ли у ребенка стул и какой).
И при активной и при отложенной адаптации вполне могут встречаться элементы пассивного соматического реагирования.
Проваленная адаптация.
Адаптация это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Но надо понимать, что не ко всем условиям человек может адоптироваться и виновен тут не организм и не протекание самой адаптации, а внешние обстоятельства к которым приходится приспосабливаться. В таком случае бессмысленно сосредотачиваться на процессе адаптации, надо менять условия к которым ребенок адаптируется.
Если состояние ребенка плохое (нарушен эмоциональный фон, не меняется интенсивность негативной реакции на сад и\или есть общая соматическая реакция — нарушен аппетит, сон и т.п.) и никак не меняется на протяжении 2-3 недель значит в адаптации есть проблема – нагрузка на этот конкретный организм, эту конкретную психику выше, чем его способность подстроится. Тут обратится к другим методам, к профессиональной помощи.
Если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев значит надо в корне менять условия, это показатель того, что адаптация к предложенным условиям не возможна. Или ребенку не подходит конкретно этот сад (методы, кол-во детей в группе, режим и т.п.) или не подходит сад вообще (в этом возрасте или в принципе)
Быстрая адаптация.
Адаптация, которой не было, быстро, гладко без проблем. В теории бывает, на практике не видела и не слышала о таком никогда. Бывает более легкая или более сложная адаптация, но что б ребенок с первого дня без каких-либо трудностей пошел в сад и так бы в него и проходил весь год – это феномен. Скорее всего это или отложенная адаптация или пассивная.
_________________________________
Как уже говорилось выше, нормальная адаптация, не зависимо от того какого она типа, занимает до 2-х месяцев (т.е. может занять 1 неделю, 3, 5, а может 2 месяца).
За это время от своей острой фазы ребенок должен перейти к полной адаптации. Это не значит что он будет счастлив ходить в сад. Адаптированность к условиям и получение от них удовольствия – две большие разницы и не всегда они напрямую связаны.
Пропуски сада по болезни влияют на эти сроки. Каким именно образом зависит от того в какой момент прервалось хождение в сад. Начинать все за ново после выписки обычно не приходится, хотя конечно некоторый регресс есть.
О том, как помочь ребенку адаптироваться, что делать и не делать – тут.
Про детский сад — Счастье в мелочах — LiveJournal
В апреле прошлого года, буквально через пару недель после того, как мы переехали, я поставила обоих детей в очередь в детский сад. При этом даже не надеясь в ближайшие года три, что подойдет наша очередь. А тут оп – и ровно через год в апреле (месяц назад, т.е.) я случайно узнаю, что Кирилл зачислен в нашу школу-детский сад, которая находится у нас во дворе. Неожиданно… И я как-то даже растерялась. Потому что… Постараюсь рассказать, почемуЯ не считаю, что детский сад социализирует ребенка, помогает его развивать, учить общению и т.п. Ребенка формирует окружающая его обстановка, люди, с которыми он общается. А как я могу знать, каким образом воспитатель общается с детьми в группе? А что вообще она за человек? Какие у нее жизненные ценности, приоритеты? Чему она сможет научить моего ребенка, какие навыки привить, что заложить в его светлую голову? Именно эти вопросы волнуют меня больше всего.
Кирилл абсолютно нормально общается с детьми на детских площадках, никого не шугается, делится игрушками, но и сам при этом может отобрать у кого-нибудь из детей то, что ему надо) В общем, в плане социализации я за него не переживаю нисколько.
Очень хорошо про детский сад написала Петрановская в своей книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»:
Искать ответ на вопрос «необходим ли на самом деле детский сад ребенку для развития» нет смысла. Программой развития ребенка такая искусственная форма воспитания не предусмотрена. Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов. И возникли они не как форма «дошкольного образования, развития и социализации», а просто как детохранилища – чтобы отпустить матерей к станкам и кульманам. Да, старшее поколение не представляет, как можно иначе, но история человечества однозначно утверждает, что вполне можно.
Другая крайность – представлять детский сад каким-то безусловным злом. Он становится злом, если неизбежен и обязателен для всех, как становится злом любое насилие над интимной, семейной сферой жизни. Но как услуга и возможность он злом не является, и если у семьи есть необходимость отдать ребенка в детский сад – ничем непоправимым и ужасным это не обернется, при условии, что услуга эта качественная, что в данном случае означает: ребенок в саду будет чувствовать себя хорошо. Не «социализирует-ся» или «подготовится к школе», а просто будет чувствовать себя хорошо, что бы это ни значило для вашего конкретного ребенка. Условием этого, как мы уже понимаем, может быть достаточная защита и забота со стороны взрослого, готовность садика и воспитателей отвечать на потребности детей, учитывать их чувства и состояния.
***
А как же «социализация» и «подготовка к школе»? К сожалению, на постсоветском пространстве у этого слова часто есть и еще один, довольно зловещий смысл: заранее «обтесать» ребенка под функционирование в качестве «воспитанника учреждения». Приучить его терпеть стресс от пребывания в большой группе без своего, защищающего взрослого, натренировать на отключение от собственных чувств и потребностей ради того, чтобы не выбиваться из группы. Неслучайно в устах учителей начальной школы «ну, вы же в сад не ходили» звучит часто как претензия: почему ребенок не обтесан заранее, почему он слишком ребенок, слишком живой. И вот такая «социализация», даже если она неизбежна, пусть случится как можно позже, когда у ребенка будет больше ресурсов, чтобы сохранить себя в любых условиях. Когда нам показывают «детсадовского» ребенка, который быстро привык к школе, в отличие от домашнего, который то плачет, то нарушает правила, то отказывается туда идти, это на самом деле значит только одно – весь тот стресс, который сейчас переживает домашний, его садовский сверстник пережил несколько лет назад – будучи младше и беззащитнее. Тогда, может, будем сразу из роддома в армию отдавать – пусть уж привыкнет, зато потом будет легко?
И еще один немаловажный момент – взаимодействие Кирилла и Миши. Наконец-то Миша входит в тот возраст, когда уже более-менее может играть с Кириллом. Они общаются, дерутся, бегают друг за другом, хохочут и так по кругу. И как они будут друг без друга целыми днями? Я вижу, какой мощный толчок в развитии Кирилл дает Мише. Они ведь сейчас друг другу самые близкие друзья.
О, чуть не забыла! Еще минус сада – дети болеют. Часто. Очень часто. И никуда от этого, увы, не деться.
Тем не менее, не смотря на все эти огромные минусы, я все-таки попробую начать водить Кирилла в сад. Глупо было бы отказаться сразу, не походив ни дня. А вдруг Кириллу понравится?
Сад здесь новёхонький, со свежим ремонтом, красивой мебелью, бассейном. Посмотрим.
Но если Кирилл категорически будет отказываться туда ходить, настаивать я не буду. Значит, это просто не наша тема.
Сразу стоит сказать, что это только лишь мое сугубо личное мнение. Никому его не навязываю. Каждая мама знает, что для ее ребенка лучше. Есть дети, которые сами рвутся в сад и которых вечером оттуда не забрать. Для таких сидение дома, конечно, ад. Все мы разные, и это хорошо!)
Раньше я думала, что когда дети начнут ходить в сад, у меня начнется совсем другая жизнь – свободная и беззаботная)) Сейчас понимаю, что дело-то совсем не в том, чтобы отдать ребенка куда-то и остаться одной. А в том, что свободной и беззаботной жизнь может быть и рядом с детьми, просто дети должны подрасти. Вот Кирилл уже дорос до того возраста, когда я могу брать его с собой везде и всюду, и он не будет мне мешать, не будет постоянно ныть и капризничать, а наоборот – будет стараться мне во всем помогать. Он сейчас и он же год назад – два абсолютно разных ребенка! Дети растут, и с ними становится намного проще) Вот самый главный секрет)
Адаптация к детскому саду — запись пользователя Анастасия Яркина (nastundelsh) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Детские сады, клубы, центры
У нас дочь в августе пойдет в детский сад, поэтому меня сейчас особо интересует тема адаптации. Как сделать, чтоб она прошла максимально мягко и быстро?
Недавно слушала прямой эфир детского нейропсихолога Валентины Паевской об адаптации к детскому саду, хочу поделиться, что для себя отметила:
✅Научитесь прощаться с ребенком. Не убегайте не заметно, когда он отвлекся. Придумайте свой ритуал!
✅ Плач при расставании - это нормально. Ребенок не хочет уходить от мамы, но зайдя в группу увлекается и успокаивается.
✅Плач при встрече - это тоже норма. Значит ребенок вам доверяет, отдает на "контейнирование" свои негативные эмоции. Нужно воспринимать максимально спокойно!
❌Плохо, если ребенок вас игнорирует. Вы пришли забирать его, а он делает вид, что вас не видит. Помахал, улыбнулся, крикнул, что надо доиграть - отлично. Заметил - но делает вид, что вас нет - плохо.
Подготовку к садику лучше начинать заранее. По Паевской одним из важных пунктов является режим.
✅Ребенку будет легче при адаптации, если его ритм жизни будет схож с тем, к которому он привык. Подъем, обед, сон - важные точки.
✅Первую неделю - оставлять не дольше 2 часов.
✅На сон оставлять рекомендуется не раньше четвертой недели.
❌Ребенка младше 4 лет не рекомендуется оставлять в садике до вечера. Лучше забирать не позже, чем через час после сна.
✅Приучайте ребенка по возможности к самостоятельности. Пусть пробует одеваться, обуваться, мыть и вытирать руки. Научите ребенка вытирать попу - это такой важный момент границ, тело ребенка должно быть в его распоряжении.
✅Хорошо, если ребенок дома будет знакомиться с пищей, которая ему встретится в садике.
Паевская считает, что для успешной адаптации важна именно предадаптация - все то, что вы проделываете дома ещё до садика.
✅Познакомьтесь с воспитателем. Если есть возможность, сходите на вечернюю прогулку в садик. Можно во время ремонта занести что-нибудь к чаю и пообщаться с воспитателем, ребенок осмотрит несколько минут группу в присутствии мамы, и уже будет знаком с эти пространством. Ему будет легче потом остаться здесь без мамы.
✅ Почаще объясняйте ребенку, что в садике дети не живут. Они играют, занимаются, но вечером их обязательно заберут домой! Можно прогуляться вечером вокруг садика, чтоб ребенок своими глазами увидел, как за детьми приходят родители.
Главное, уверенность родителей, что все будет хорошо - "несадиковских" детей, по мнению Паевской, не бывает.
А вы готовитесь к детскому саду?
Как проходила адаптация у вас?
Сейчас в процессе перечитывания книги Анны Быковой "Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад". Скоро сделаю пост с важными и запомнившимися моментами 😊
Ребенок идет в детский сад. Ошибки родителей, признаки успешной адаптации и чек-лист
Нина Ливенцова, детский психолог
В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.
Самые распространенные ошибки
Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.
1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.
2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).
3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.
4. Неподготовленность ребенка к режиму.
5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.
6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).
7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.
8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.
9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.
10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.
11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.
Можно дать с собой в садик игрушку. Источник
12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).
13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).
14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.
15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.
16. Какие-то негативные родительские установки о садике.
Как понять, что адаптация закончилась благополучно
Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.
Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.
Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.
Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.
Как понять, что ребенок не может адаптироваться
- Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
- Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
- Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
- Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).
Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.
- Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
- Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
- Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).
Также обратите внимание на свои тревоги.
К чему нужно быть готовым
Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.
- Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.
В период адаптации проводите с ребенком больше времени. Источник
- Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
- Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.
Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.
Резюме
Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.
Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.
Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.
Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.
И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!
На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→
Обложка поста: unsplash.com