Первую свободную вальдорфскую школу создал: Вальдорфская школа: система образования, принципы педагогики

Содержание

основы и принципы вальдорфской педагогики, цель, плюсы и минусы воспитания вальдорф

История вальдорфской педагогики 

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, позволяющий ребёнку развиваться в индивидуальном темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников табачной компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. По мнению сотрудников, в германских школах оно в то время строилось на заучивании материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. 

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к мнению своих сотрудников и загорелся идеей создать новую уникальную школу, которая будет соответствовать возрастным особенностям детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения своей идеи Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер приступил к разработке первой программы и принципов вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников табачной фабрики, впоследствии вальдорфские школы получили широкое распространение в стране и далеко за её пределами.

Суть вальдорфского метода

Основная идея вальдорфской методики воспитания заключается в том, чтобы предоставить ученику возможность развить способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без страха и стресса, не ожидая какой-либо оценки своих действий (положительной или отрицательной). 

Сущность вальдорфской педагогики состоит в том, что обучение проходит без принуждения и с интересом к раскрытию уникальной личности ребёнка. Большое внимание в вальдорфских школах уделя

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Э. О. Скляренко

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

По всему миру работают штайнеровские, или вальдорфские, школы. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде. Размах вальдорфского движения огромен. Только в 14 странах Европы насчитывается 600 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфская система образования базируется на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Рудольф Штайнер (1861-1925) — пример Учителя как в обычном, так и в духовном смысле. В 20 книгах и 6000 лекциях им затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Объединением человеческого и стоящего за ним духовного знания он основал Антропософию (Человеко-знание), которая предлагает человеку сознательные духовно-научные методы достижения познаний высших миров.

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Антропософия (от греческих слов «антропос» — «человек» и «софия» — «мудрость»). Это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.п.).

Главная задача антропософской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше «вложить» в голову ребенка.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс, возник в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.), в связи с возникшим в то время, в условиях послевоенного кризиса, поиском новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы «Вальдорф Астория», которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако, сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, являющемуся для нее принципиальным, социологические исследования показывают, что наличие детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок. «Вальдорфские родители» — это в основном люди с высшим образованием, юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ, число которых за последние двадцать лет резко возросло.

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

Характерные особенности вальдорфской школы:


  • 1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, — классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
  • 2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни — с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
  • 3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными «мягкими» материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения — эвритмию.
  • 4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков. В то время, когда ночи долгие, а дни короткие, когда рано темнеет, когда еще не выпал снег, когда природа готовится к зимнему сну, а солнца почти никогда нет на небе — в такой вечер дети выходят на улицу с бумажными фонариками, внутри которых горят маленькие свечки, чтобы этим шествием напомнить людям, что зима не будет длиться вечно, что солнце скоро вернется и что на земле снова будет светло.
  • 5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
  • 6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
  • 7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
  • 8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.

Метод преподавания

Подача материала начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, — вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.

Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями: самодисциплины; свободного, независимого, аналитического и критического мышления; благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.

Циклическая сущность программы

Чтобы привести пример и показать циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, давайте возьмем геометрию. В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение, переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке «Рисование форм». Таким образом первые четыре года разными способами они вовлекаются в суть геометрии, хотя, конечно, это слово им не называется. Также это слово может не называться им и в пятом классе, когда они обнаруживают великолепные вещи, которые они могут сделать с помощью окружностей на бумаге цветными карандашами. Из пересечения окружностей, линий возникают цветы, кристаллические структуры и собственные композиции. То, что появляется из художественного упражнения, это и есть урок геометрии. В шестом классе приходит точность. Разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности. В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом. — «Да, это мы уже делали!», — говорят дети — «Да, я знаю, как построить здесь равнобедренный треугольник. Это легко!» Наша цель — вплести нити опыта в ткань жизни самого ребенка. И тогда доказательства становятся осмысленны и радостны. Учебный план вальдорфской школы работает успешно из-за своего усиленного внимания к особенностям каждого возраста ребенка и его уникальности. Даже небольшие изменения в развитии ребенка отражаются в программе, которая не только перечисляет, какой материал дается детям, но и то, как он дается».

Подходы и методы Вальдорфских школ

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по истине экологическим.

Одним из наиболее широко распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что эта школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в высшую школу или университет.

Да, в ребенке сохраняется непосредственность, детскость, да он будет учиться без страха. Причиной такого мнения, которое было широко распространено и на Западе лет тридцать назад, является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель. На детей не оказывается никакого давления. Их не оставляют на второй год. Отметок нет. Все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо. Как правило, дети любят свою школу и с удовольствием учатся. А если ребенку хорошо, тогда в таких условиях невозможно осуществить многотрудную работу по подготовке в университет, которую следует начинать уже чуть ли не с дет сада… Таково общее мнение, которое прочно владеет сознанием многих педагогов и родителей…

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Всё оглавление (в отдельном окне)

Статья по теме: Вальдорфская школа

Вальдорфская школа

Вальдорфская школа – это система образования, где цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни.

Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Программа этих школ нацелена более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. В странах Европы насчитывается 400 вальдорфских школ, они есть в Северной Америке и других частях света.

Вальдорфской педагогике в России — уже более 10 лет. Первые вальдорфские импульсы начали приходить к нам в самом конце 80-х годов. 

Создание таких школ в Москве проходило  в конце 91-начале 92 гг. Эта цель была достигнута. Московская Свободная вальдорфская школа была открыта как негосударственное образовательное учреждение — 1 сентября 1992 года (4 класса, 2 детсадовских группы). Ядро учительского коллектива составили первые выпускники Московского вальдорфского учительского семинара.

Тогда же, в 1990 — 92 годы, были основаны школы в Жуковском, Казани, Петербурге, Рязани, Самаре, Ярославле и др. городах, расширялась география детсадовских групп. В 1992 году открылся Петербургский вальдорфский учительский семинар (под руководством Н.Петерсена).

Вся эта работа шла в тесном взаимодействии с зарубежными коллегами.

Вальдорфская система образования на Антропософии (или духовной науке), которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером.

Антропософия (от греческого «антропос» — человек, «софия» — мудрость) – это разновидность теософии (учения о единении человеческой души с божеством), которая ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмия, музыка и т. п.).

Вальдорофская школа предполагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него.

Уже на стадии дошкольного воспитания в начальной школе закладывается фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в средней школе.

Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14 – 18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного руководителя. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог  в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. Выпускники вальдорофских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями.

Характерные особенности вальдорфского обучения:

  • Обучение в школе начинается с 7 – летнего возраста и рассчитано на 11 – 12 лет;
  • На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все восемь лет школы;
  • Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию;
  • В школе часто устраивают праздники, посвященные каким – то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни, стихи, ставят спектакли, шьют костюмы, готовят подарки друг другу и родителям;
  • В конце каждой четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти;
  • В вестибюле устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что научились делать дети;
  • Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам;
  • Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки;
  • Подача материала начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, — вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это позволяет им самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Этот подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. Каждая школа административно независима. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственная цель такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация – эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

Список использованной литературы:

  1. http://www.iws.baikal.ru/info/pedagogy/qa/
  2. http://www.razumniki.ru/valdorfskaya.html
  3. http://www.ref.by/refs/62/13323/1.html
  4. http://www.semya-rastet.ru/razd/valfdorskaja_pedagogika/
  5. http://www.1060.ru/

О вальдорфской педагогике — Вальдорфская школа

Вальдорфская педагогическая система возникла в Германии после Первой мировой войны. Основные идеи новой педагогики выдвинул Рудольф Штайнер, который, как философ и ученый, был довольно тесно связан с русской культурой. Штайнер предложил создать школу, преподавание в которой будет осуществляться не просто с учетом особенностей развития ребенка, а в полном соответствии с ними, в свободе от требований по воспитанию и обучению, диктуемых государственной системой в соответствии со своими потребностями, прежде всего учитывающими интересы общества, а не личности. Идею создания такой свободной школы подхватил Эмиль Мольт, директор сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте. Эмиль Мольт часто слышал от работников своей фабрики жалобы на рутину в школах, безынициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Как человек прогрессивно настроенный, ищущий выходы из социальных тупиков своего времени, Мольт не остался в стороне, и в 1919 году была учреждена первая школа подобного типа. Она стала называться «Свободная вальдорфская школа» и дала название всей педагогической системе – вальдорфская педагогика.

Основная задача вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности, способной через индивидуальный, творческий подход к жизни преодолевать схематизм, однотипность поведения, принятые за основу тем или иным человеческим сообществом.

Поставленная задача определяет и спецефичность средств воспитания и обучения – все они призваны пробудить в человеке скрытые природные задатки. Прежде всего это занятия различными видами искусства – живопись, рисование, лепка, музицирование, театр; феноменологический подход в изучении предметов общеобразовательного цикла; проектная деятельность различной направленности; занятия ремеслом – шитье, вышивание, изготовление игрушек, плетение из лозы, работа с деревом, камнем и так далее. Развитие творческой фантазии выдвигалось Рудольфом Штайнером в ряд основных положений педагогической деятельности вальдорфской школы.

Начиная с конца 20-х годов прошлого века вальдорфские школы стали появляться и в других странах Европы. В годы тоталитарного национал-социалистического режима эти школы подверглись запрету. После Второй мировой войны они распространились по всему миру.

Сегодня вальдорфская педагогика – международное педагогическое движение, включающее в себя детские сады, школы, семинары и высшие школы по подготовке воспитателей, учителей, социальных и лечебных педагогов. В мире насчитывается около 1000 школ, 2000 детских садов и 500 лечебно-педагогических инициатив. Опрос, который был проведен среди выпускников вальдорфских школ, показал, что среди них не нашлось ни одного безработного. Средний экзаменационный балл выпускников вальдорфских школ выше среднестатистического. Также опросы показывают, что выпускники вальдорфских школ приспособлены к жизни лучше своих сверстников и быстрее могут найти работу или учебу. По своей внутренней сущности вальдорфская педагогическая система оказалась интернациональна. Она воспитывает открытость к миру, уважение к многообразию культур и людей, способна принимать различные формы в зависимости от окружающей культурной среды. 

Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными?

Сокращенный перевод с английского А. Л. Дворкина.

1. Рудольф Штайнер и антропософия

Вальдорфские школы – одна из наиболее заметных форм деятельности «Антропософского общества», которое шведский исследователь Свен Ове Ханссон назвал «самой удачливой оккультной религией в Европе» . Другие исследователи называют его «самой развитой современной формой западного эзотеризма» и «высокоорганизованной оккультной группой» .

Антропософия зародилась в период духовной сумятицы, которая царила в Германии в начале ХХ в. В то время экзотические и оккультные религиозные группы плодились как грибы, то есть ситуация была похожа на взрывоподобное распространение культов «Нью эйдж» в 60-е годы в США. «Антропософское общество» было создано Рудольфом Штайнером (1861–1925 гг.), ранее возглавлявшим германское отделение теософии, но отколовшимся от него и сформировавшим секту, которая последовала за его личными откровениями о «духовном мире». Секта достигла периода зрелости во время социального и политического кризиса, переживавшегося Германией во время Первой мировой войны и после нее.

Деятельность секты включает в себя антропософскую медицину (в Европе у секты есть собственные больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община». Однако самой эффективной программой распространения теософии являются ее вальдорфские школы.

Их число иллюстрирует размеры успеха. По всему миру существуют более 500 школ, в том числе около 125 в США. Число вальдорфских школ постоянно растет. Хотя чаще всего их называют вальдорфскими в честь первой такой школы, разработанной Штайнером в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория», их также называют штайнеровскими школами, а в некоторых частях Европы – просто «свободными школами».

2. Учение

Согласно учению Штайнера, Христос – это солнечный бог, пришедший на землю не для того, чтобы искупить человечество от греха, но чтобы помочь роду людскому найти правильный баланс между влияниями зороастрийских богов света и тьмы – Люцифера и Аримана. В откровениях Штайнера обычно смешиваются религиозные, научные и исторические аспекты. Его версии истории включают в себя главы о погибших континентах Лемурия и Атлантида, которые, как он утверждает, он прочел посредством «ясновидения» в мифических «хрониках акаши».

Часть центральных концепций Штайнера: реинкарнация, карма и многобожество – почерпнута им из индуизма через теософию. К ним он подмешал двух богов из дуалистического зороастризма и поместил эту смесь в рамки геоцентрической космологии средневековой Европы, согласно которой человечество занимает ступень в космической иерархии непосредственно под девятью чинами сверхъестественных существ. Объединяющим принципом штайнеровской системы является оккультная доктрина соотношений, выраженная в формуле «что наверху, то и внизу». Семь планет соотносятся с семью историческими эпохами, двенадцать созвездий зодиака – с двенадцатью частями человеческого тела, четыре стихии – с четырьмя типами человеческого темперамента, и т. д., до мельчайших деталей. Эти магические соотношения характеризуют Космос как единую живую духовную сеть бытия.

Мистическое мироощущение Штайнера глубоко пессимистично. В числе прочего он предсказал воплощение темного бога Аримана в начале ХХ в. В этом отношении антропософия весьма смахивает на псевдохристианские хилиастические секты.

После Первой мировой войны, когда Штайнеру не удалось убедить глав правительств разных стран мира воспринять его утопическую политическую систему, Штайнер разработал образовательную схему, чтобы антропософия по меньшей мере могла бы начать процесс повышения эволюционного уровня душ, которые будут воплощены в будущих поколениях. Как и другие лидеры сект, Штайнер безапелляционно утверждает, что его откровения являются единственной истиной и что все остальные традиции и типы знания ошибочны.

3. Привлекательные черты вальдорфских школ

Каким же образом и почему не имеющие никакого отношения к антропософии родители посылают своих детей в школы, распространяющие эти столь необычные идеи? Вальдорфские школы проводят дни открытых дверей для родителей, однако сектантская идеология остается незамеченной. Ее можно заметить только если знать, где искать. Посетитель видит лишь прекрасные декорации и громадный энтузиазм каждого сотрудника школы. Цвета, освещение и художественное оформление тщательно подобраны с вниманием к человеческим ощущениям. Стены покрашены в мягкие пастельные тона, причем используется специальная фресковая технология, производящая так называемый эффект мерцания. Стены украшают репродукции великих произведений искусства, а также рисунки учеников школы и собрания красивых природных объектов, которые меняются по мере смены времен года. В изучение каждого предмета включены искусство устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому не удивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, также как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей.

4. Обман

Помимо соблазнительной красоты, вальдорфские школы для привлечения детей из неантропософских семей используют сознательный и заранее разработанный обман относительно своих целей и своей организации. С самого начала Штайнер планировал пользоваться услугами «внешних» для его секты людей путем систематического сокрытия целей школ и содержания их учебных планов. В 1920 г., пытаясь получить государственное лицензирование для своей школы, он написал:

«Мы должны создать условия, чтобы нам это удалось… А для того, чтобы сделать то, что мы хотим, по меньшей мере необходимо беседовать с людьми, не потому, что нам это приятно, но потому, что нам это необходимо, – и попросту одурачить их» .

Поскольку вальдорфцы используют христианскую символику, неудивительно, что посетители принимают их школы за христианские. Родители-христиане или те, кто хотел бы дать своим детям достойное образование в христианской традиции, могут выбрать вальдорфские школы именно из-за этого, также как и многие некатолики предпочитают посылать своих детей в католические школы. Помимо этого, вальдорфские учителя рассказывают, что в предмете «духовная история человечества» помимо христианства изучаются и другие религии как неотъемлемая часть этой истории. Но захотели бы эти родители записать своих детей в вальдорфские школы, если бы они знали о странных верованиях их основателя, о принципах, которыми руководствуются учителя, и о том, насколько эти странные верования и эти принципы влияют на каждый предмет, преподаваемый в школе? Конечно, учителя будут утверждать, что, несмотря на их личную веру в религиозное учение Штайнера, в школах они профессионально используют только его педагогические наработки. Но мы знаем, что это не так.

Если антропософа спросить об оккультных учениях Штайнера, он ответит вам весьма уклончиво. Однако педагогика основана на всем наследии Штайнера без исключений. Соответственно государственные педагогические инстанции, рассматривающие вопрос о лицензировании вальдорфских школ, должны рассматривать всю полноту писаний создателя системы. Мировоззрение Штайнера можно обнаружить в его книгах, изданных антропософскими издательствами и продающихся, в частности, в вальдорфских школах. Если на основе этих доктрин составить своего рода «символ веры» и попросить родителей подписаться под ним, то вряд ли антропософские школы смогут похвастаться большим количеством учеников: в каждой из них будет лишь по десятку детей местных антропософов.

Антропософских учебников как таковых не существует. Но если родители захотят провести расследование, они смогут найти написанные Штайнером книги, в которых содержатся оккультные, религиозные, псевдонаучные и расистские высказывания, типичные для Германии 20-х годов. Тем не менее учителя-вальдорфцы убеждали авторов этого текста в том, что их школы внеденоменационны и нерелигиозны. Они признали лишь то, что некоторые из учений Штайнера «довольно сложны».

Мы не знаем, какие материалы предоставили антропософы руководству образовательных округов городов Милуоки и Детройта , но вальдорфская школа в Сан-Франциско предоставила в распоряжение авторов документ, в котором содержались следующие обманные утверждения:

«Какое количество антропософии и Штайнеровских идей преподается детям в вальдорфских школах?

Ни капли. В день, когда Рудольф Штайнер открыл первую вальдорфскую школу, он твердо заявил: «Мы совершенно не намерены преподавать растущим человеческим существам наши идеи и содержание нашего мировоззрения. Нашей целью не является образование ради какой-либо особой догмы». Хотя существует всемирное «Антропософское общество», члены которого неизбежно поддерживают вальдорфские школы, не существует абсолютно никакой связи между школами и обществом.

Являются ли школы религиозными?

Если это означает присоединение к той или иной деноминации или секте, то мы отвечаем НЕТ. Однако школы можно назвать «религиозными» в более возвышенном смысле этого слова и к тому же они основаны на христианской перспективе западной цивилизации».

Сравните это высказывание с тем, что Штайнер говорил на закрытых конференциях учителей первой вальдорфской школы:
«Вы, сотрудники, работающие в вальдорфской школе, должны помогать поддерживать нам все движение… Вальдорфская школа может поместить себя на самую широкую основу и таким образом сделаться столпом и утверждением всего Антропософского Движения».

То, что эта политика продолжается до сегодняшнего дня, неопровержимо доказывается словами современного антропософского писателя Гилберта Чайлдза: «Вальдорфские учителя должны быть в первую очередь антропософами и лишь во вторую – учителями».

«…Никогда нельзя забывать, и это нужно подчеркивать вновь и вновь, что все содержание преподавания и педагогические методы в школах Штайнера направлены на развитие в каждом ребенке осознания того, что дух является основой для всего существующего».

Художник, писатель и бывший преподаватель вальдорфской школы М. С. Ричардс так пишет о религиозной природе вальдорфских школ: «Можно сказать, что у вальдорфского образования есть скрываемое от «внешних» предназначение. Ее программа описывается в терминах, общих для всех средних школ: арифметика, письмо, чтение… Но в штайнерианских школах содержание всех этих предметов троично – они художественны, познавательны и религиозны».

5. Антропософия в программе школ

Эта противоречивая позиция оказывает двоякое влияние на преподавание:

1) через прямое преподавание вероучения, причем более ревностные учителя занимаются им больше, чем другие;

2) через исключение из преподавания информации, которая противоречит вероучению.

Верования секты просачиваются в школьную программу из-за энтузиазма учителей, считающих необходимым доносить эти «факты» до школьников. Часто попросту из-за невежества они принимают на веру идеи Штайнера относительно данного предмета, даже не осознавая, что весь остальной мир думает иначе. Штайнер говорил: «Вы должны заставить детей осознавать, что им дают объективную истину. И если это иногда выглядит похожим на антропософию, то в этом не вина антропософии. Просто вещи устроены таким образом… Так или иначе познающий истину неизбежно станет антропософом».

В других случаях учителя верят, что доктрины секты являются самым передовым научным знанием, и им предоставлена особая привилегия преподносить его школьникам. Например, в предмете «физиология», который преподается в 6-м классе вальдорфских школ, имеются уроки о «двенадцати чувствах» и их соотношении со знаками зодиака. В качестве объективных исторических данных приводятся, например, штайнеровские «пост-атлантические эпохи», последняя часть его чтения «хроник акаши», содержащие данные об «эволюции земли». Уроки искусства состоят из копирования рисуемых учителем на доске иллюстраций и в штайнеровских акварельных медитациях на «чистом цвете», исполняемых в технике «влажным по влажному». Много времени проводится в повторяющемся геометрическом черчении, предназначенном для того, чтобы ученики оценили «свойства чистых цифр».

Любые знания, которые противоречат весьма своеобразным доктринам Штайнера, просто исключаются из процесса обучения. Например, Штайнер утверждал, что сердце не качает кровь, и поэтому, хотя вальдорфские ученики могут рисовать весьма изящные диаграммы человеческой системы кровообращения, им никогда не объяснят, как она работает. Штайнер учил, что свет является чистым духом и что Ньютон был не прав: свет нельзя разложить на составные цвета. Выпускники вальдорфских школ вряд ли будут иметь ясное представление о световом спектре, несмотря на то, что они пройдут курс физики как в начальной, так и в средней школе.

Постоянно работающие в вальдорфских школах учителя являются убежденными антропософами, считающими задачей своей жизни сохранение и распространение штайнерианского мировоззрения. Над центром классной доски, где в католических школах обычно помещено распятие, вальдорфские учителя часто помещают изображение солнца. Также мы видели на этом месте изображение танцовщика, левая рука которого согнута под прямым углом вверх, а правая – под прямым углом вниз. Это – изображение знака бога-солнца – свастика.

Вальдорфские занятия всегда начинаются с молитвы. Вот стишок Штайнера, который ежедневно произносится перед занятиями в классах с 1-го по 4-й:

«Любящие лучи солнца,
Дайте мне свет дня.
В своих членах я ощущаю
Духовную силу души.
В ясном сиянии солнечного света
Я поклоняюсь, о Бог,
Власти человеческой силы,
Которую Ты столь благодатно
поместил в мою душу».

Для неинформированного человека это может выглядеть как общая молитва, приемлемая для любой деистической религии. Однако для того, кто знает, что антропософы почитают бога-солнце, этот текст выглядит совсем по-другому.

В Милуоки, где городская образовательная комиссия приняла решение субсидировать вальдорфскую школу как альтернативное частное образовательное заведение, «заслуженный» вальдорфский учитель Бетти Стели сообщила, что им удалось оставить все молитвы , лишь заменив слово «Бог» словами «внутренний свет». Однако использование слова «Бог» в проводимых в классе вальдорфских молитвах было введено в 20-е годы как сознательное приспособление к общественному мнению. В антропософских писаниях обычно употребляется слово «боги», а не «Бог». Все эти перемены находятся в полном согласии с проводившейся Штайнером политикой маскировки. Как он советовал еще в 20-х годах, «что касается всех этих вещей, то тут важнее всего их внешняя форма. Никогда не называйте это стихотворение молитвой, но «открывающим занятия стишком». Проследите, чтобы внешние люди никогда не слышали выражение «молитва», исходящее из уст учителя. Это вам поможет на долгом пути преодоления предрассудка, что вальдорфская школа является антропософской».

Все вальдорфские школьники обязаны проходить два особых предмета, которые являются чисто антропософскими духовными упражнениями: живопись и эвритмия. Школьники проходят живопись каждый год в течение всего процесса обучения, но на этих уроках они разучивают только одну технику: штайнеровский метод акварельного письма по влажной поверхности. Вальдорфские школьники разучивают и используют иные способы рисования в ходе занятий по другим предметам, но занятия живописью выделяются особо. Все школьники пишут одни и те же картинки. Вальдорфские занятия живописью не имеют ничего общего с творчеством или самовыражением. Их тайная задача – воздействовать на подсознание школьников путем медитации на чистый цвет и символические образы.

Эвритмией все школьники занимаются дважды в неделю. Как и живопись, это духовное и «целительное» упражнение. Эвритмические позиции представляют согласные (12, что соответствует знакам зодиака), гласные (7, что соответствует семи планетам), музыкальные ключи (12), интервалы (7) и геометрические фигуры. Человеку внешнему все эти позиции кажутся абсолютно бессмысленными, но посвященные верят утверждению Штайнера, что эвритмия – это подлинный язык ангелов.

Одной из наиболее очевидных сектантских характеристик вальдорфских школ является отвержение ими всех внешних идей как в педагогике, так и в преподающихся там предметах. У вальдорфцев есть их собственные методы, которые они восприняли от своего учителя. Поскольку Штайнер уже мертв, никакие изменения или дополнения не допускаются.

Вальдорфские учителя проходят обучение только в вальдорфских институтах по подготовке и обогащению педагогов. Они не обучаются в педагогических институтах и не входят в региональные или национальные учительские организации. Вальдорфские школьники изолированы в равной степени. Например, обучающихся точным наукам вальдорфских школьников в Сан-Франциско не водят на экскурсии в «Эксплораторий» (всемирно известный научный музей в Сан-Франциско, где можно все трогать руками и проводить какие угодно опыты), так как научная экспозиция музея противоречит «откровениям» Штайнера.

Школьникам начальных классов вальдорфских школ не позволяют даже прикасаться к компьютеру. «Внешним» это объясняется тем, что ребенок не должен пользоваться механизмами, принцип действия которых ему непонятен. Подлинная же причина в том, что компьютеры считаются воплощением духа зла Аримана. Это хороший пример того, как тайные доктрины оказывают разрушительное влияние на содержание учебных программ.

6. Милуоки

Руководство американских городов Милуоки и Детройта начало финансировать вальдорфские школы, которые были оформлены как государственные «альтернативные» школы. Но для получения этого статуса вальдорфцы должны были нанять значительное количество учителей «со стороны».

Однако позволить преподавать в своих школах людям, не разделяющим их религиозную доктрину, вальдорфцы не могли. Для разрешения этой дилеммы они немедленно подвергли учительский состав религиозной индоктринации. По словам «заслуженного» вальдорфского учителя Бетти Стали, учителя изучали биографию Рудольфа Штайнера, развитие ребенка, основы вальдорфской учебной программы и ее соотношение с развитием ребенка, четыре темперамента, важность для учителя занятий развитием своей внутренней жизни через групповые упражнения и процесс самотрансформации через искусство.

Первый настораживающий признак – это то, что биография основателя была помещена на самый верх списка. Остальные предметы являют собой типичный пример использования сектой привычных названий, под которыми они подразумевают нечто совершенно иное. Например, когда антропософы говорят о развитии ребенка, они имеют в виду 3 штайнеровских семилетних цикла (мистическое число), в ходе которых душа ребенка постепенно перевоплощается из духовного мира и «физическое», «эфирное» и «астральное» тела входят в то, что главный антропософ называет должными отношениями между собой, для того, чтобы смогло воплотиться «внутреннее Я», доселе балансировавшее между смертью и новым рождением. Под ссылкой на четыре темперамента имеется в виду увлечение Штайнера средневековой физиологией. Вальдорфские учителя классифицируют личности на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков и относятся к детям соответственно их типам. Групповые упражнения на самом деле являются медитативными практиками Штайнера. Стали сообщила, что новые учителя восприняли доктрину Штайнера с энтузиазмом.

7. Выводы

Вальдорфские школы созданы для того, чтобы распространять учения Рудольфа Штайнера, а эти учения бесспорно являются религиозными. Итак, любая вальдорфская школа по определению – религиозная школа. Утверждение, что прошедшие религиозную подготовку вальдорфские учителя могут оставлять свои религиозные убеждения на пороге классной комнаты, является очевидной ложью. Ввиду того, что антропософия является тоталистской системой, мы глубоко сомневаемся в том, что внерелигиозные государственные школы могут использовать педагогику Штайнера.

Журнал «Free Inquiry». Весна 1994 г. Vol. 14, № 2.

Источник: Центр сщмч. Иринея Лионского

Что такое вальдорфская педагогика? | Обучение

Вальдорфская педагогика — это альтернативная педагогика, ориентированная на личные качества ученика. В такой школе учитель ведёт все уроки с первого класса до восьмого.

Но почему, ведь в обычной школе всё по-другому?

По мнению Р. Штайнера, основателя вальдорфской педагогики, для младшей и средней школы важнее не предмет, а личность учителя. Ведь в этом возрасте учитель является авторитетом в глазах ребёнка, поэтому все задания выполняются из-за уважения к нему, а не потому что так надо. А ведь правда, в этом возрасте мы любим не сам предмет, а то, как этот предмет рассказывает нам наш преподаватель.

Одна из задач вальдорфской школы — это организация школьной программы на основе реальных потребностей жизни.

Рудольф Штайнер, основатель вальдорфской системы обучениеРудольф Штайнер, основатель вальдорфской системы обучения
Фото: ru.wikipedia.org

В обучении детей основным предметам отводятся утренние часы. В вальдорфской школе нет расписания уроков и звонков, как принято в обычной школе со стандартной системой обучения. Здесь всё намного проще. Два первых часа занятий посвящается одному предмету в течение 5−6 недель, пока не завершится определённая часть курса. Только после этого начинается изучение нового предмета. Исключением являются лишь уроки иностранного языка.

Изучение новых языков — английского и французского — начинается в основном с младших классов. С самого начала обучения ребёнок начинает говорить на чужом ему языке. Слово из этого чужого языка связывается с предметом, который перед ним, а не с переводом. Время для изучения иностранного языка отводится между 10 и 12 часами дня. Что такое вальдорфская педагогика?Фото: Depositphotos

Также большое внимание уделяется художественно-эстетическому образованию. Ученики знакомятся с живописью, рукоделием. Занимаются садоводством и вырезкой по дереву или металлу. Вместо обычной физкультуры у них эвритмия — это когда звуки музыки, образы передаются через движения тела. Это могут быть как дикие танцы, так и полное спокойствие и умиротворение. Причём это не зависит от гендерной принадлежности ученика: все эти навыки получают как девочки, так и мальчики.

Для чего же это? Так через практические занятия происходит не только знакомство с искусством, но и развивается волевая культура ученика.

Примерно первые два года обучения они пишут обычным карандашом, так как это материал, дарованный природой. Но когда произойдёт сформирование кисти руки у всего класса, тогда они переходят на ручки. Но не на такие, какими пишет ученик в общеобразовательной школе, т. е. шариковые, а на перьевые. Благодаря такому письму у учеников вальдорфской школы рука меньше устаёт от написания, а их почерку могут позавидовать многие. Кроме того недавно было доказано, что такое письмо хорошо влияет на развитие мозга и позвоночника. Что такое вальдорфская педагогика?Фото: Depositphotos

Да и вообще у учеников такой школы больше мотивации, они любят и хотят учиться. Вальдорфская педагогика на данный момент актуальна в современном обществе. Именно поэтому с каждым годом количество таких школ увеличивается.

Вальдорфское образование Википедия

Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — альтернативная[1] педагогическая система, основанная на антропософских представлениях.

Вальдорфская педагогика основывается[1][2][3] на выделившемся из теософии[4] религиозно-мистическом[4][5][6][7] учении Рудольфа Штайнера — антропософии.

Эксперт по Вальдорфской педагогике В. К. Загвоздкин заявляет, что антропологический педагогический подход Р. Штайнера противопоставляет себя традиционализму и прагматизму, использует язык «антропософской антропологии»[3].

Вальдорфские школы являются общеобразовательными[8]. В младших классах отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников[9].

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (март 2017) в мире насчитывается 1092 вальдорфские школы, находящихся в более 70 странах[10], и 1857 детских садов в 65 странах[10], признанных Международным форумом вальдорф / штайнеровских школ (Гаагским кругом), Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования[11]. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на её использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (СНВШ) (Германия)[12][13][14][15].

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения[16]. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ[17][18][19].

В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей[2], не преподаётся детям ни отдельным предметом, ни как религиозное верование[20][21]. Некоторые критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение[22][23][24]. Религиоведами[источник не указан 2440 дней], а также некоторыми критиками[24] централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение[источник не указан 2381 день][значимость?].

Государственных школ в духе Вальдорфа растет

Продолжительность: 2:46 мин.

Примечание редактора: Осенью 2010 года школа K-8, вдохновленная Джоном Морсом Уолдорфом, переехала в новое здание и сменила название на школу K-8, вдохновленную Элис Бирни Уолдорф. Директор школы Шерил Эйнинг также вышла на пенсию.

Барбара Уоррен всегда думала, что ей предназначено стать учителем, но после десяти лет работы в начальной школе с низким доходом в Сакраменто, Калифорния, она была почти готова бросить ее.

Однако примерно в то же время школьный округ решил преобразовать школу в программу Waldorf Magnet. Поэтому вместо того, чтобы сдаться, она начала трехлетнюю программу обучения учителей в соседнем колледже Рудольфа Штайнера. «Это было для меня спасением», — говорит Уоррен. «Я нашла недостающий элемент. Мне больше не нужно было просто преподавать учебный план; я должен был учить детей».

Хотя первоначальные планы преобразования округа встретили сопротивление со стороны некоторых родителей и учителей в школе, Уоррен продолжила путь Вальдорфа и закончила курсы.Во время обучения она и восемь других учителей из ее первоначальной школы разделились, чтобы основать школу методов Джона Морса Уолдорфа, которая открылась в жилом районе Сакраменто в 1997 году.

Эта школа K-8, одна из первых государственных школ вдохновила По методам Вальдорфа, включает в уроки музыку, искусство и движение и предлагает обучение, ориентированное на учащихся, и то, что в государственных школах называют циклом, процесс, в котором учитель следует за своим классом, в идеале, с первого по восьмой класс.

Более 12 лет спустя, несмотря на сокращение бюджета и возможное закрытие государственных школ в округе, Джон Морс процветает. Программа, которую районные администраторы хвалят как достойную повторения, включает план развития, поддерживаемый местными родителями, многие из которых ищут альтернативу традиционному государственному образованию.

Рост с Waldorf

Вальдорфский подход к образованию начался в 1919 году в Германии, когда владелец сигаретной фабрики Waldorf-Astoria попросил философа-эзотерика Рудольфа Штайнера открыть школу для рабочих детей.Сегодня существует тысяча школ Waldorf в 91 стране, в том числе 159 в Соединенных Штатах, где Waldorf растет особенно быстро.

Традиционные вальдорфские школы являются частными, но количество государственных школ, вдохновленных методами Штайнера, растет, отчасти благодаря принятию Закона «Ни одного отстающего ребенка» и движению чартерных школ. В Соединенных Штатах насчитывается около 44 государственных школ, созданных в стиле Уолдорфа, большинство из которых являются чартерными школами K-8, расположенными на Западе.

Требования NCLB обязывают учащихся сдавать экзамены по чтению и математике на уровне своего класса, что может привести к сокращению школами количества учебного времени, посвященного искусству. Но вальдорфские методы, в отличие от традиционного государственного образования, поощряют темп обучения, определяемый самими учащимися, и интеграцию искусств в уроки.

Несмотря на растущий интерес и поддержку государственных школ, основанных на подходах Вальдорфа, движение имеет своих противников. Духовное измерение философии Вальдорфа вызвало споры и спровоцировало как минимум один судебный процесс, в котором утверждается, что религия может быть включена в школы.

Философия происходит от идеи Штайнера под названием антропософия, которая включает в себя концепцию невидимого мира с ангелами, парящими над повседневной жизнью (и классом), а также приверженность развитию внутреннего «я» для служения обществу. Однако государственные школы, вдохновленные Вальдорфом, не обучают студентов антропософии и не включают духовную практику в учебную программу.

Тем не менее, даже родителей, знакомых с этим противоречием, привлекает уникальный подход школы к преподаванию и обучению.Школа Джона Морса, имя которой было названо в продолжающемся судебном процессе против округа, утверждающего, что религия преподается в классе, по-прежнему может похвастаться списками ожидания для каждого класса. И по мере того, как методы Вальдорфа стали более доступными и понятными, все больше учителей присоединились к чартерным школам, специально вдохновленным методами Вальдорфа, или переняли некоторые из его подходов для своих собственных классов в традиционных государственных школах.

«Вальдорфское образование становится заразительным», — говорит Бетти Стейли, ветеран вальдорфского образования, обучавшая учителей государственных школ в колледже Рудольфа Штайнера.«Многие люди считают, что в образовании должен быть другой путь».

Как работает Уолдорф

Учительница Джона Морса Барбара Уоррен, которая преподавала в первом классе в прошлом году, начинает каждый учебный день с одного и того же распорядка: она пожимает каждому ученику руку и смотрит каждому ребенку в глаза перед тем, как он или она войдет в класс. Одним недавним весенним утром она спросила нескольких детей об отсутствии зубов, а затем успокоила нервного студента.

«Хорошо», — говорит Уоррен студентам, когда они успокаиваются.»Мы готовы, мои милые?»

Типичный вальдорфский класс начинается с основного урока, который длится до двух часов и является наиболее академической частью дня. В своем первом классе Уоррен чередует преподавание букв в течение одного месяца и чисел в следующем — подход, разработанный для формирования у учащихся долговременной памяти.

Каждой цифре и букве, которые изучают студенты, соответствует стихотворение, песня и движение. Например, когда они узнают о числе шесть, первоклассники образуют круг в задней части класса, а Уоррен рисует мелом соты (шестигранный шестиугольник) на полу.Она рассказывает историю о занятой пчеле. Затем ученики по очереди ходят вокруг меловой фигуры, в то время как остальная часть класса выкрикивает число, кратное шести, вплоть до 72.

В коридоре те же ученики говорят о улье, которое у них есть на территории кампуса. В семь лет они серьезно интересуются пчелами, и этот интерес подпитывает их уроки математики. Согласно методу Вальдорфа, идея состоит в том, чтобы охватить детей на уровне их развития, вдохновляя их воображение, а не просто способствовать механическому запоминанию таблиц умножения.

В этом классе нет учебников. Вместо этого, когда ученики сидят за партами, они используют учебники, которые они создают и иллюстрируют по каждому предмету. В своих учебниках по математике они рисовали шестиногих пчел. Позже они садятся за стол и машут руками, чтобы сказать Уоррену, что знают числа, которые в сумме составляют 20.

Через два часа урока математики они все еще сосредоточены и энергично выполняют задачу.

Самое время учиться

Вальдорфское образование делит детство на три семилетние стадии развития: первая стадия, от рождения до семи лет, — это имитация, когда детей поощряют учиться посредством игры и движения.Второй этап развития, от семи до 14 лет, — это воображение, когда студенты учатся через изображения, искусство и рассказы. На этом этапе, когда считается, что эмоции учеников развиваются, практикующие Вальдорф считают, что стабильные отношения с одним учителем являются ключевыми. Третий этап (с 14 до 21 года) — это вдохновенное мышление, когда учащиеся становятся интеллектуально вовлеченными, им предлагается анализировать информацию и мыслить критически.

Метод Вальдорфа предполагает, что учителя рассчитывают время обучения так, чтобы оно совпадало с подготовкой ребенка к обучению.Например, они учат письму перед чтением, что иногда приводит к тому, что ученики начинают читать уже в третьем классе. «Мы воздерживаемся от интеллектуализации ребенка до тех пор, пока не придет время», — говорит учитель шестого класса Крис Ветстон.

В исследовании «Учимся у Рудольфа Штайнера: актуальность вальдорфского образования для реформы городских государственных школ», опубликованном в 2008 году в журнале Encounter: Education for Meaning and Social Justice, исследователь Ида Оберман пришла к выводу, что подход Вальдорфа успешно заложил основу для будущих ученых, сначала привлекая студентов через интегрированные уроки искусств и прочные отношения вместо того, чтобы готовить их к стандартным тестам.

При оценке четырех государственных школ Калифорнии, использующих методы Уолдорфа, Оберман обнаружила, что во втором классе учащиеся тестировались ниже своих сверстников по языковым искусствам и математике, но к восьмому классу они соответствовали или тестировались выше своих сверстников по тем же предметам. Наблюдатели отмечают, что второклассники приобретают любовь к учебе благодаря занятиям в классе, ориентированным на детей, которые окупаются академически в более поздних классах. Оберман говорит, что Джон Морс также успешно следовал стандартам штата Калифорния, обучал и удерживал учителей на впечатляющем уровне.

Учитель как член семьи

Наряду с интеграцией искусств и вниманием к развитию каждого ученика, отношения считаются решающим фактором успеха в философии образования Waldorf. Учителя в значительной степени полагаются на связь, которая возникает между ними и их учениками, когда они вместе переходят от первого класса до выпускника восьмого класса. В течение этого времени ученики и их семьи вынуждены преодолевать конфликты с назначенным учителем, и даже если такие проблемы неизбежно возникают, ученики редко переходят на другого учителя.

В компании John Morse Крис Ветстон занимается в текущем классе шесть лет. Он говорит, что они стали как одна семья, что дает ему возможность вмешиваться на раннем этапе, когда межличностные конфликты между учениками начинают назревать. Это также дает ему преимущество, поскольку он работает над развитием индивидуального характера каждого ребенка. Родители описывают это как дар иметь другого взрослого, который знакомится с их детьми на протяжении многих лет и принимает активное участие в их развитии.

«г.Уэтстон был лучшим учителем на свете, — говорит 22-летний выпускник Джона Морса Лайал Маалуф. — Я любил Джона Морса. Эти годы до сих пор считаются одними из лучших в моей жизни. Я заложил там прочный фундамент ».

Еще больше стартапов на пути

В сентябре прошлого года в Сакраменто открылась первая государственная средняя школа, вдохновленная Уолдорфом, Школа искусств и наук Джорджа Вашингтона Карвера. В рамках районного плана реформирования малых школ Карвер взял на себя обанкротившуюся среднюю школу в бедном районе на окраине города.Местные дети вместе со студентами Джона Морса и частной школы Уолдорфа составляют студенческую часть средней школы. (В этом районе также есть частная Вальдорфская средняя школа, которая позволила местным учащимся, участвующим в программе, продолжить традиционный вальдорфский образовательный курс от детского сада до окончания средней школы.)

С педагогическим колледжем Рудольфа Штайнера в этом районе. и многие местные родители, знакомые с начальными школами Вальдорфа, новая средняя школа получила раннюю и восторженную поддержку.Тем не менее, сторонники и участники школы считают Карвера экспериментом, потому что адаптация методов Уолдорфа к государственной средней школе — неизведанная территория для них.

В почти зеркальном отображении утреннего распорядка Джона Морса учителя в Carver каждый день встречают своих учеников у дверей, пожимают им руки и смотрят им в глаза. Учителя включают искусство в учебную программу, а ученики создают свои собственные учебники по каждому предмету. Используя классический вальдорфский подход к развитию, ученики изучают драматическое искусство в девятом классе, чтобы отразить свое эмоциональное состояние.

Другие методы, используемые в вальдорфских школах, такие как зацикливание и ежедневный основной урок, не так практичны в старших классах, поэтому учителя интерпретируют эту тактику еще шире. Директор школы Джорджа Вашингтона Карвера Аллегра Алессандри, проработавшая в частных школах Уолдорфа в течение 20 лет, говорит, что они адаптируют цикличность так, чтобы у каждого ученика был один и тот же классный руководитель в течение четырех лет, чтобы создать прочную связь с этим человеком. Осенью 2009 года ученики девятых и десятых классов начнут двухгодичный вальдорфский базовый класс, который объединяет такие предметы, как история искусства, поэзия, искусство, драма и садоводство.

«То, что мы делаем, привлекая Waldorf к государственному сектору, развивает движение за реформы, — говорит Алессандри, который был основателем новой средней школы. «Мы меняем то, как округ смотрит на обучение, и на то, как он смотрит на успех».

Малаика Костелло-Догерти — старший редактор Edutopia.

Перейдите к разделам «Вальдорфские методы, которые можно использовать в классе» и «Учебные материалы, вдохновленные Уолдорфом».

Ассоциация вальдорфских школ Северной Америки владеет зарегистрированным знаком обслуживания Waldorf для образовательных услуг.AWSNA утверждает, что ее знак обслуживания следует использовать только в названии школ, учреждений или организаций, которые получили явное разрешение от AWSNA представлять себя с Waldorf в своих именах или субтитрах. Инструкции по присоединению к AWSNA можно получить в ассоциации.
.

5 фактов о школах Waldorf

Вот пять фактов о школах Waldorf, которые следует учитывать при выборе частной школы K-12 для вашего ребенка.

Изучая варианты начальной школы, найдите время, чтобы узнать об образовании Waldorf. Вальдорфские школы, или школы Штайнера, как их часто называют, зародились в трудах и философии австрийского философа и социального реформатора Рудольфа Штайнера (1861-1925). Чтобы поместить Штайнера в какой-то контекст, представьте его как североевропейский эквивалент доктораМария Монтессори.

У этих двух замечательных людей есть нечто общее, что в конечном итоге приведет к созданию образовательных движений, основанных на их философии и подходах: а именно, что дети из менее привилегированных слоев общества были способны достигать тех же уровней успеваемости, что и дети из более привилегированных семей. Ключом к успеху был их подход к обучению детей, а также их настойчивое требование не использовать традиционные способы обучения детей.Вдобавок и Монтессори, и Штайнер настаивали на полном контроле над своими школами. Никакое вмешательство государства или местного правительства не допускается.

Мария Монтессори основала свою школу в беднейшем районе Рима, потому что она была убеждена, что каждый ребенок, независимо от его социального положения, способен учиться. Доктор Монтессори внимательно наблюдала за детьми в своей школе и записала результаты своего эксперимента.

Рудольф Штайнер, как доктор.Монтессори получил докторскую степень. Он получил степень доктора философии в Ростокском университете в 1891 году и основал свою первую школу для детей фабричных рабочих в 1919 году.

Сегодня вальдорфские школы предлагают альтернативу традиционным школам K-12. Если во многих традиционных школах преподаются предметы, то в вальдорфской школе предметы преподаются. В вальдорфских школах искусство является частью каждого преподаваемого предмета.

Вот пять фактов о школах Вальдорфа, которые помогут вам найти подходящую школу для вашего ребенка.

1. Вальдорфские школы есть по всему миру.

Своими исследованиями в области детства и человеческого развития Рудольф Штайнер основал движение, известное как Вальдорф. Его первая школа была открыта для детей фабричных рабочих на сигаретной фабрике в послевоенной Германии в 1919 году. Название Вальдорф произошло от сигаретной компании Waldorf-Astoria, которой владел Эмиль Молт. Молт попросил Штайнера читать лекции своим заводским рабочим об образовании, а затем основать школу для их детей.Затем школы Штайнера были основаны в других европейских странах. В настоящее время во всем мире существует более 1000 вальдорфских школ.

В отличие от школ Монтессори, в которых есть многоуровневые классы, вальдорфские школы обычно являются школами K-12. Метод Штайнера предусматривает три уровня образования в соответствии с естественным ростом и особенностями развития ребенка. Учитель Монтессори ведет класс для детей разных возрастов. Учительница из Вальдорфа остается со своим классом несколько лет, как правило, семь лет.

2.Обучение, ориентированное на ребенка и учителя, является отличительной чертой вальдорфского образования.

Обучение в вальдорфских школах ориентировано на ребенка и проводится под руководством учителя. Ориентация на ребенка — это то, что разделяет вальдорфские школы с Монтессори и другими прогрессивными школами. Там, где Мария Монтессори создавала материалы для своих учеников, чтобы они могли работать, открывать и учиться, Вальдорф зависит от учеников в развитии их воображения, создавая свои собственные материалы. Искусство интегрировано в каждый урок и задание в классной комнате Waldorf.

Еще одна особенность Вальдорфа состоит в том, что учитель перемещается или растет вместе с классом с 1-го по 8-й классы. Другими словами, в те важные годы становления в классе есть один и тот же учитель. В отличие от классов Монтессори, где учитель является наблюдателем, вальдорфский учитель внимательно направляет и направляет своих учеников.

«Восходящая спираль знаний» объясняет учебную программу Вальдорфа и способы ее преподавания. Когда мы оцениваем вальдорфскую школу для наших детей, важно понимать, что вальдорфские школы — это прогрессивные школы.Вы не найдете учителей, преподающих тест или выставляющих оценки ученикам. Такой подход не укладывается в философию образования Штайнера.

Еще одно замечание: Штайнер был философом. Очень эрудированный и выдающийся философ. Действительно, он разработал свою собственную философию, известную как антропософия. Хотя антропософия как таковая не преподается в классах Вальдорфа, она лежит в основе всего, что происходит в классе. Вы заметите положительный эффект, который такой подход приносит во все занятия вашего ребенка.Идеи и факты не ограничиваются образовательными бункерами. Они интегрируются в учебную программу по горизонтали и вертикали с течением времени. Вам может понадобиться несколько минут, чтобы понять концепции Вальдорфа, как это определенно произошло со мной. Моя старшая дочь училась в вальдорфской школе. Это был замечательный опыт, открывший ее разум на многие вещи.

Еще одно замечание: вальдорфские школы не являются сектантскими и неконфессиональными.

3. Каждая школа Waldorf является собственным юридическим лицом.


Вальдорфские школы находятся в частной собственности и под управлением. Вальдорфские школы — это не франчайзинговая компания. Каждая школа Waldorf находится в индивидуальном владении и управлении. Большинство школ не являются коммерческими организациями, управляемыми попечительским советом. Уникальным аспектом управления вальдорфской школой является то, что учителя управляют всем изо дня в день. Родители также активно участвуют в жизни школы. Все настоящие вальдорфские школы авторизованы и аккредитованы Ассоциацией вальдорфских школ Северной Америки.

Программы подготовки учителей Waldorf доступны в нескольких местах по всей стране. Эти программы обычно рассчитаны на срок от одного до трех лет в зависимости от опыта и достижений обучаемого. В последнее время для учителей Waldorf было больше вакансий, чем для соискателей.

4. Вальдорфские школы — прогрессивные школы.

Вальдорфские школы считаются прогрессивными школами. Как и в школах Монтессори, в вальдорфской школе вы не найдете регламентированной традиционной учебной среды.Классы соответствуют традиционной структуре оценок. Подход Вальдорфа означает, что один и тот же учитель будет работать в классе с 1-го по 8-й класс.

Ценность преемственности учителей в условиях Вальдорфа огромна. Та же группа детей, которую так хорошо знает учитель, поднимается вместе с ней на следующий уровень. Невозможно приспособиться к новому, незнакомому учителю. Вместо этого с помощью этого знакомого и надежного руководства добавляются дополнительные уровни знаний.

5. В вальдорфских школах искусство интегрировано в учебную программу.


Учебная программа Waldorf делает упор на искусство и развитие детского воображения. Музыка и художественная форма, присущая вальдорфским школам, известная как эвритмия, являются неотъемлемыми частями учебной программы, сосредоточенной на основных предметах. Английский язык и письмо, поэзия, драма, история, иностранные языки, математика, география и естественные науки — все это компоненты учебной программы средней школы Вальдорфа.Курсы AP и подготовка к SAT — это не то, что вы найдете в средней школе Вальдорфа. Молодой человек, привыкший к открытиям и обучению, — типичный выпускник Вальдорфа.

Одним из элементов вальдорфской учебной программы, который обычно не встречается в других школах, является Евритмия. Рудольф Штайнер создал это перформанс, которое также используется в терапии движений. Это неотъемлемая часть учебной программы Waldorf и дополняет компонент гимнастики.Эвритмия — это греческое слово, означающее гармоничный ритм .


Как обстоят дела у студентов Вальдорфа с поступлением в колледж?

Я знаю, о чем вы думаете. Мой ребенок проучился в этой школе 12 лет, и я считаю ее замечательной и очень много сделала для моего ребенка. Но у нее нет результатов по SAT. Она не проходила курсы повышения квалификации и не сдавала экзамены. Не беспокойся. Колледжи основывают свои решения на гораздо большем, чем стандартные тесты. Помните: приемные комиссии колледжей ищут абитуриентов, которые могут мыслить критически, знают больше, чем просто факты, и которые могут внести свою уникальную индивидуальность в сообщество колледжа.

Среди известных выпускников Уолдорфа — Кеннет Шено, бывший генеральный директор American Express, Дженнифер Энистон и Сондра Баллок, актрисы, и это всего лишь три.

Вопросы? Свяжитесь с нами через Facebook. @privateschoolreview

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *