Основное содержание сюжетно ролевой игры детей составляет: 1.1. Общая характеристика сюжетно- ролевой игры – Сюжетно-ролевая игра в структуре игровой деятельности дошкольников

Статья (старшая группа) по теме: «Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»

«Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»

  1. Нужно ли учить детей играть.

Педагоги и психологи с тревогой говорят о том, что игра уходит из жизни ребенка. Дома играть не с кем: родители заняты или не умеют и не хотят играть, а в детском саду — занятия, кружки, секции… Когда же играть?

У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник — компьютерные игры. При всех их достоинствах нельзя не заметить: в большинстве случаев это «стрелялки», смысл которых в «уничтожении врага». Какие же качества личности воспитывают такие игры у детей? Не удивительно, что нарастание агрессивности, повышенный уровень тревожности стали побочными эффектами видеоигр.

Известный исследователь детских игр Е.О. Смирнова нынешнее состояние игровой деятельности дошкольников сравнивает с экологическим бедствием — разладился механизм передачи игры. А значит, нужно помочь детям, ведь игра — это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха (из «Декларации прав ребенка на игру», принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 г.).

В значительной степени решить эту проблему могут воспитатели детского сада, но только если они сами умеют играть и выделяют для игры время и место.

Игра — специфически детский вид самостоятельной деятельности дошкольника. Если это так, то что лучше — влиять на игру или в нее не вмешиваться? С дискуссии по этому вопросу начинаем обсуждать проблему руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

  1. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте.

Воспитатели высказывают разные мнения. Одни убеждают: «Нас никто в детстве не учил играть, а мы до сих пор помним, какие интересные игры были во дворе». Другие — с таким же энтузиазмом — доказывают обратное: «Если воспитатель не учит малышей играть, то они и не играют или делают это очень примитивно, а значит, не происходит их полноценное интеллектуальное и социальное развитие, задерживается физиологическое созревание».

Методист, включаясь в дискуссию, объясняет: игра, как и любой другой вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть, поэтому нельзя согласиться с тезисом «Нас никто не учил играть!». Нас всех учили, вернее, мы сами учились, подражая старшим ребятам из дворовой команды. Действительно, разновозрастное детское сообщество дает множество образцов для подражания, а в группе детского сада, в которой находятся дети одного возраста и с примерно одинаковым уровнем развития игровых умений (к сожалению, чаще с низким), роль умелого партнера по игре должен взять на себя воспитатель.

Вопросы к педагогам.

Что значит «руководить игрой»?

  • Надо научить детей ставить игровые цели.
  • Необходимо помочь им в составлении ее сюжета, содержания.
  • Следует показать образцы выполнения игровых действий  и правил, соответствующих роли.
  • Необходимо помочь детям выстраивать взаимоотношения со сверстниками в игре.

Зачем руководить игрой?

Чтобы поднять уровень развития детей на более высокую ступень, ведь игра создает оптимальные условия для полноценного и своевременного психического развития каждого ребенка, и разумное, осознанное руководство играми поможет обогатить эту еятельность, а значит, будет стимулировать его развитие.

Как руководить игрой?

Своеобразно, не прямо, без нажима, косвенными способами, с учетом детских интересов. Лучший способ — включаться в игру в качестве равноправного партнера, но он эффективен только в том случае, если дети принимают воспитателя в таком качестве.

Доигровой этап. Его цель — выявить игровые предпочтения детей; создать материальные условия для игры, обеспечить формирование знаний, необходимых для содержательной игры.

Управление процессом игры. Цель — научить ставить игровые цели, помочь овладеть игровыми действиями в соответствии с выбранной ролью, научить ролевому взаимодействию.

Важнейшая характеристика сюжетно-ролевой игры — ее самодеятельный характер. Именно такие игры являются ведущей деятельностью на этапе дошкольного возраста. Поэтому так важно выявить игровые предпочтения детей. Сделать это можно одним способом — незаметно наблюдая игры детей, что поможет педагогу узнать, во что играют дети; кто с кем играет; кто какие сюжетные игры выбирает; какие действия выполняют; как дети общаются; как долго играют; кто инициатор игры; кого в игру не принимают. Анализ полученной информации позволяет целесообразно выстраивать в систему работу, направленную на развитие игровой деятельности детей.

Основная задача руководства играми старших дошкольников — развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.

  1. Основное содержание сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

У дошкольников старшей группы детского сада развивается содержание игры. В играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, купает и одевает его, но и воспитывает, читает ему книжки, ведет к врачу. В свою очередь, врач не только ставит градусник, дает таблетки, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

К началу пятого года жизни, когда ребенок уже овладел основами ролевого поведения, педагогу важно научить его развертывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого ребенку необходимо показать, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями. Например, врач может взаимодействовать не только с пациентом (или несколькими пациентами), но и с медсестрой, поваром, другим врачом. Для того чтобы ребенку открылась возможность множественных ролевых связей в игре, педагог может организовать, к примеру, следующую игру.

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре начинает выделяться подготовительный период.

Сначала в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности они уже начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим ребят, поспим, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных товарищеских отношений в игре. Потребность в сговоре у детей появляется в связи с развитием игры.

У детей старшей группы возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Почти всегда дети в подготовительный период готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, сооружают постройки и т. д.).

С возрастом увеличивается и количество участников игры. У старших дошкольников могут участвовать в игре от 3 до 5 человек.

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

В игре ребенка данного возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который плохо выполняет роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игровые группировки. Но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних», примером может служить обособление в игре мальчиков и девочек. В таких случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих: осудить проявление резкости, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д.

В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Литературные источники:

  1. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова, Ростов н/Д; «Феникс» 2008
  2. «Дошкольное воспитание» № 4,  2005, стр. – 58, 119.

Статья (старшая группа) на тему: Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Сюжет

– главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры

– это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят

задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и от-дельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства.

— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства.

— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) ;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве; воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего гармоничного развития. При этом центральную роль в полноценном развитии личности дошкольника играет общение

Организация сюжетно-ролевых игр

Введение.

В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.

На Российском совещании «Современное начальное образование. Проблемы и перспективы» поднимались проблемы, касающиеся работников дошкольных учреждений. Отмечалось, что 30-40% первокласников не справляются с программой начальной школы. Причина очевидна: эти дети не готовы к обучению в школе. И дело не в том, что они не читают и не пишут (именно это ставится часто критерием оценки готовности к школе), а в том, что эти дети недостаточно играли в детском саду. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть вся необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности»

Наличие в дошкольных образовательных учреждениях многочисленных инновационных программ и технологий, их непродуманные внедрения в работу ДОУ часто способствует повышению максимальной нагрузки на ребёнка – дошкольника. Это происходит от того, что игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра- способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в сюжетно — ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Сюжетно — ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

Таким образом, понимания значимости педагога при организации сюжетно- ролевых игр, видение проблемы грамотной организации игровой деятельности в дошкольных учреждениях поступило желание изучить вопросы руководства сюжетно-ролевыми играми в дошкольном учреждении как в психолого-педагогической литературе, так и в практической игровой деятельности ДОУ.

Глава 1.
Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.

1.1. Общая характеристика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре — одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло — «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки — «скальпеля» — сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное — в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

1.2. Структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил — и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры — действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли стан

1.Значение и функции сюжетно-ролевой игры

 

                  «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе когда вырастет. Поэтому воспитатние будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»          

                                                                                              А.С. Макаренко.

               Сюжетно-ролевые игры

это своеобразное соревнование по

решению задач взаимодействия людей.

Дети примеряют на себя самые разнообразные роли и учатся

 выстраивать как можно более правильно отношения, учатся 

логически и рационально мыслить, а также правильно реагировать

на определенную ситуацию.

                                                                           

Отличительными чертами ролевых игр     наличие вымышленной ситуации,                                  

сочетание     четко заданных правил с интерпретацией.     

Наличие  «инвентаря» — игровых наборов и ролевых     костюмов.                                                                                                                      

                           Функции  ролевой  игры.

              1. Деятельная функция.

Игра – это в любом случае реальная деятельность.

В  одной сюжетно-ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности.

             2. Социокультурная функция

Сюжетно-ролевая игра является эталоном культурных ценностей, 

  в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей,

общечеловеческие и социальные нормы. Полноценная игра не может быть

организована без соблюдения всех этих правил.

 

           3. Коммуникативная функция.

Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок

учится устанавливать новые отношения и связи в связи с достижением своей цели.

Никакую игру нельзя представить себе без общения. 

Это отличное средство для терапии замкнутых детишек.

 

            4. Функция самореализации.

У любой игры есть своя цель, ее можно достигнуть,

только лишь применив все свои знания и навыки.

            5. Защитная (коррекционная) функция.

В ходе игры дошкольники могут научиться видеть и решать свои проблемы.

 

          Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер)

 одновременное овладение ребенком двойной системой средств ее построения.

Ребенок должен научиться не только совершать  условное игровое действием, но и обозначать

воображаемое явление или событие.

                Формирование игровой деятельности

предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение.

Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым,

где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

 

                        Процесс игры

Построение сюжета игры  представляет собой  постоянный переход

из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно.

Такие поясняющие  действия органично входят в процесс игры, выполняя функции

планирования ребенком индивидуального плана развертывания сюжета и согласования их

с намерениями других играющих.

Указанные способы  постепенно изменяются (усложняются) на протяжении всего дошкольного детства

 

                Три основных способа построения сюжета

 

1)   обозначение и развертывание действий с предметами в игре.

2)   ролевое поведение

Реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции.

Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли.

3)  сюжетосложение (игра-фантазирование),

Заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций,

характеризующихся сложным и многообразным содержанием, и  которые

могут строиться различным образом.

 

Сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого.

Взаимодействие детей в разновозрастных группах затруднено, 

функция передачи способов игры переходит  ко взрослому,

который и демонстрирует ребенку образцы игровых действий.

Успешность подобных культурных воздействий может быть успешна

только в том случае, если взрослому удастся сохранить естественность детской игры.

 

                           Виды взаимодействия взрослых и детей в разных играх.

1) Игры с параллельными действиями играющих,

Цель игры – выполнение действий по сигналу взрослого.

Это является очень важным для формирования у детей способности

к соблюдению элементарного правила, поэтому сюжет игры должен быть предельно прост

 Сигнал должен быть краток и не должен содержать стихотворных форм длиннее двустишья.

            Структура  игры:

·         взрослый подаёт определенный сигнал,

·         дети параллельно выполняют заранее оговоренные действия,

в чем и заключается выполнение правила игры.

 

2) Игры с поочередными действиями играющих

 

Эта прототипическая игра закладывает предпосылки для других,

основанных на более сложных схемах, формах совместной деятельности.

Дети осуществляют  простейшее взаимодействие, основанное на слаженном

повторении партнерами своих действий.

Содержание этих действий может быть самым разнообразным,

например, ребенок толкает плечом другого, и смеется, когда он толкает его в ответ.

 

3) Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре

             Роль  ведущего  выполняет  ребенок.  Для  формирования  у него этой

  способности  необходимо предлагать детям игры понятного им содержания

и со все усложняющейся структурой.

Первоначально, игра также проигрывается со взрослым, для того, чтобы дети

запомнили основные правила игры. Затем,  выполнив в одном цикле роль ведущего,

взрослый предлагает детям самостоятельно выбрать ведущего в следующем цикле игры.

Для выбора он предлагает использовать жеребьевку

 

                4) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре.

 

 

 

«Особенности организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах»

«Особенности организации

сюжетно-ролевой игры»

Возрастная

группа

Задачи,

результат

Особенности планирования

Этапы и содержание работы

Предметная игровая среда

первая младшая

Если дети в самостоятельной игре разворачивают цепочки из 2-3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать. Что самые прстые игровые умения у них сформированы.
Познание окружающего мира через предметную среду. 

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществ- лению действий с п. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры с

Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом. Основное содержание игры -действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.

Для решения этих задач предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны

Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей

вторая младшая

способствовать возникновению игр на темы наблюдений изокружающей жизни, литературных произведений;

в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками; в  совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку; поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками; учить детей использовать в играх строительный материал.

воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.

При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи

Знакомить детей с разнообразием игровых целей;Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых. Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

во второй младшей группе еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются

средняя

 переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых.Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

старшая

развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;

развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;

учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;

учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.).

Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры

подготовительная

развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры; — развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, просмотра телепередач; — учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия; — учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать умение использовать предметы-заместители

Педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры (преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными). При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес. Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.

дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом.

Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных. Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, бросового материала — чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели — мягкие игровые модули. В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о