Осенний календарь своими руками: Осенний календарь своими руками — kak.hepcinatvp.ru – как сделать КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ… | Страна Мастеров

Содержание

Осенний календарь своими руками — kak.hepcinatvp.ru

Чтобы осень стала полноправной хозяйкой классной комнаты или праздничного зала, предлагаю интересные идеи осеннего декора школы и детского сада. Присоединяйся: грандиозный осенний бал начинается!

Содержание статьи:

Оформляем сцену праздничного зала

Чтобы осенний праздник удался на славу, непременно позаботься о сцене — основном объекте внимания юных зрителей.

Деревья из органзы и картона, украшенные разноцветной листвой; бумажные грибочки; журавлиный ключ «в небе»; корзинки с яблоками, грушами и, конечно же, главная виновница торжества — прекрасная девочка Осень — эти атрибуты помогут Тебе создать особую атмосферу в праздничном зале и приковать восхищенные взгляды к сцене.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Легкое платье Осени можно украсить гроздьями рябины, листьями, а голову лучше украсить осенними цветами: бархатцами, подсолнухами, астрами.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Цветные зонтики, плачущие облака, декоративные тыквы и мягкие игрушки качественно дополнят картину. Смотришь и глазам своим не веришь — словно попал в осенний лес…

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Очень интересными и по-осеннему теплыми выходят композиции из гардин и тюля.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Осенние фонарики

Осенние фонарики создадут в зале таинственную, сказочную атмосферу и покроют стены всевозможными узорами — идеальное решение при подготовке вечера для старшеклассников. Однако и малыши с удовольствием будут любоваться мерцающими огоньками, «рассыпанными» на подоконниках, столах или полу.

Изготовить осенний фонарик очень просто: обклей небольшую банку листьями, перевяжи горлышко шпагатом, а внутрь положи электронную свечу. Фонарик готов дарить Тебе свое волшебство!

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Если же в Твоем распоряжении — большой стеклянный сосуд, считай, что Тебе повезло. Обклей его снаружи осенними листьями и на треть наполни водой. Помести внутрь камешки, несколько цветочков без стеблей и маленькую свечку. Отныне вечно можно смотреть не только на огонь и воду, но и на Твой оригинальный подсвечник.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Твоим друзьям непременно понравятся и бумажные фонарики. Распечатай схемы абажуров и вырежи цветочные узоры с помощью канцелярского ножа. Склей из заготовок цилиндры и помести внутрь электронную свечу.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Фонарик из тыквы — отличное украшение к Хэллоуину.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Большая свеча, окруженная початками кукурузы или палочками корицы, создаст свой неповторимый колорит и заставит затаить дыхание каждого, кто зайдет в зал. Однако не забудь о технике безопасности! Лучше всего поместить такие свечи на керамическую подставку.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Гирлянды из осенних листьев

Какой же осенний праздник без листьев? Именно они дарят нам ощущение праздника и создают волшебное осеннее настроение.

Украсить классную или игровую комнату бумажными листьями очень легко. Распечатай следующие шаблоны на цветной бумаге и подвесь в ряд на ярких нитях — гирлянда готова!

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Веселую атмосферу осеннего леса можно создать с помощью фетра. Смотри, какие яркие и изящные листочки выходят! Не забудь только прошить их золотыми и серебряными нитями.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Гирлянду, замечательную занавеску или мобиль можно создать и с настоящих листьев. Высуши листочки под прессом и покрой слоем воска. Подвесь на цветные нитки, чередуя с бусинками.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

А какую невероятную палитру красок создают витражи из осенних листьев! Бумага для выпечки, клей ПВА, скотч и цветные листочки помогут превратить класс в настоящую лесную поляну.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Интересно выглядят различные гирлянды из бумаги, мешковины, шишек и других природных материалов.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Осенние букеты и венки из природных материалов

Теплые, полные ярких красок осенние композиции — неограниченное поле для творчества. Изготовь стильный венок на двери классной комнаты или создай осенний букет для рабочего стола любимого учителя — и красавица-осень надолго поселится в Твоем классе.

Высушенные листья, веточки шиповника и брусники, осенние цветы и плоды, шишки и желуди, а вместо вазы — березовый пенек или тыква — разнообразие осенних букетов впечатляет. Выбирай композицию на свой вкус и радуй одноклассников уникальными осенними украшениями.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Ярким дополнение осеннего декора станет венок из природных материалов. Основу сделай из тоненьких веточек, пенопласта, листьев или колосков. А вот украсить композицию можно чем угодно — сезонными фруктами, каштанами и желудями, маленькими тыквами, шишками и еловыми ветками, кленовыми или дубовыми листьями.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Внимание! При изготовлении основы плотно скрути ветви, сформировав из них круг. Скрепи проволокой, скотчем или шпагатом в нескольких местах. Детали венка прикрепляют с помощью термоклея, зубочисток, двустороннего скотча.

Траву, листья, колоски можно вплести в основу венка, а вот яблоки, желуди, каштаны уместно предварительно нанизать на проволоку и обмотать венок по спирали.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Изысканным украшением интерьера станет венок из физалиса. Его хрупкие, яркие фонарики заставят Тебя забыть об осенней хандре.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Оглянись вокруг, присмотрись внимательнее к осенним дарам и Ты поймешь, что ничего покупать не нужно, — природа сама позаботилась, чтобы каждый дом, школа или детский сад превратились в волшебные осенние замки. Не ленись, выдумай идею и вперед — творить прекрасное!..

Чуть не забыл! Коллективная поделка из природного материала — предмет гордости любого класса или группы. Чудно было бы украсить интерьер нарядным домиком и поселить в нем причудливых лесных зверей.

Идеи осеннего оформления детского сада и школы

Веселого творчества!

Читай также:

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter



Источник: pustunchik.ua

Читайте также

как сделать КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ… | Страна Мастеров



Поделиться:

Учительница попросила сделать календарь природы для деток…
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала…
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета…
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое…

Для начала взяла вот отсюда http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post306624416 картинки дерева в разное время года, увеличила их и разбила на части, выбрала нужные мне и распечатала каждую часть на листе А4.
ничего страшного, что картинки не совсем совпадают, всё легко можно обрезать и наложить друг на дружку. Приклеила на лист обоев…

Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  

Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...

потом вот здесь  http://www.liveinternet.ru/users/vsjo_dlja_doshkoljat/post278963844 нашла картинки с 12-ю месяцами. Распечатала их в размере 6см на 8см, это 9 штук на одном листе А4.
Приклеила вырезанные картинки братьев- месяцев по краям будущего плаката….
 Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
 Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...  Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...

Потом приклеила надпись «календарь природы» , распечатанную на листе А4
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
  Потом  обклеила весь будующий плакат СКОТЧЕМ, для прочности !!!

 Потом распечатала картинку —  круг с  времёнами  года.  (Каждое это  изображение  печатала на отдельном  листе А4….)
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...

 Вырезала полукруги, соединила, приклеив их на картон…. Обклеила круг СКОТЧЕМ!!!
Приделала стрелочку из проволоки, на которую нанизала мелкие бусинки. Стрелочку дети будут перемещать в соответствии с месяцем года.
Этот круг приклеила скотчем   в центре календаря на  дерево . 

Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...

Потом  распечатала вот этот шаблон термометра на листе А4.. 
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
вырезала, приклеила на картон, обклеила скотчем….
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
обычным дыроколом проделала дырочки в верху и в низу , протянула красную и синюю нитки .
Нитки пожно перемещать так, как будто поднимается или опускается по шкале в зависимосте от температуры воздуха  окрашеный спирт в настоящем градуснике. 
приклеила готовый градусник на плакат скотчем  так, чтоб  можно было перемещать нитки …
 Полукруглые картинки и термометр нашла вот здесь http://dfiles.ru/files/dnsoqui86
 Ещё  на листе А4  распечатала вот такой показатель природных явлений….
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...
вырезала, приклеила на картон, обклеила скотчем и  приделала стрелочку из проволоки, на которую нанизала мелкие бусинки. Стрелочку дети будут перемещать в соответствии с природным явлением, которое будут наблюдать текущим днём…
 
Учительница попросила сделать календарь природы для деток...
За один вечер получился у меня вот такой календарик . Размер: 50см на 60см
Сделать это пособие совсем не сложно . Хочу рассказать, как я его делала...
Так как рисовать не умею совсем, я использовала распечатанные картинки из интернета...
Клеила всё на лист обоев, сложенный втрое...

 
ну вот и всё…. 
Сделала календарь природы намного быстрее, чем объясняла как его делать…
 Такое  развивающее пособие можно смастерить и для маленьких деток, которым будет очень интересно рассматривать картинки, изучать времена года и вертеть стрелочки….
Очень надеюсь, что эта запись будет для кого-то полезной…
Спасибо за внимание. Заходите в гости https://stranamasterov.ru/blog/315411 .

Календарь природы для детского сада: содержание и оформление

Календарь природы в детском садуДетский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Для младших деток это один стенд, для старших – другой. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении ребят с природой и погодой.

Календарь природы для детского сада – зачем он нужен?

Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным. Основные функции календаря:

  • Формирование у детей представления об экологии.
  • Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
  • Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
  • Воспитание трепетного отношения и любви к природе.

СолнышкоПредставление о том, каким должен быть природный уголок, у каждого воспитателя свое. Но не стоит забывать о том, что дети должны узнать максимум нового и в понятной для себя форме. Дополнением к календарю станет уголок живой природы, где вы можете разместить комнатные растения (фикус, примула, фиалки, хлорофитум и прочие) и показывать ребятам, как за ними правильно ухаживать. Там же можно завести небольших и неприхотливых животных: рыбки, свинки, попугаи, хомячки, мышки, черепашки. Дети смогут наглядно следить, как в зависимости от времени года и погодных условий ведут себя представители флоры и фауны.

Самая большая трудность у педагогов обычно связана с оформлением календаря в уголке природы. Вопросы о том, какую информацию туда разместить, как ее правильно подать, как рассказать воспитанникам о том, что они видят.  Сейчас в магазине можно встретить большое количество уже готовых календарей природы для детского сада, которые содержат все необходимое. В итоге все варианты делятся на 2 возрастные группы: для младшей группы и средней/старшей группы.

Календарь природы для младшей группы

Для детей 3-4 лет выделяют несколько типов календарей природы: наблюдение за ростом и развитием животных, за птицами, за сезонными изменениями в природе. В календаре про птиц размещаются фотографии разных птичек, которые прилетают на кормушку – со многими из них дети знакомятся впервые.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет ребятам ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. Очень часто он оформляется в виде часов со стрелкой. Педагогу необходимо провести наблюдения для них в начале и конце каждого сезона. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые из них (солнце, дождь, ветер, метель) и прикрепить к стенду. При этом в календаре может присутствовать несколько секторов:

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима. Календарь природы для детского сада стоит в любом случае оформить с этим сектором, ведь в младшей группе как раз начинает появляться представление у деток о том, что такое холодно, жарко, ветрено, относится это к весне или осени, зиме или лету, улетают птицы или возвращаются.
  • Природные явления и температура: дождь (сильный и слабый), снег, метель, ветер, солнце, туман, град, иней, лед и прочее; шкала температуры с движущимся по ней элементом.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Календарь природы

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.


Календарь природы для детского сада средней и старшей группы

Если с малышами 3 лет воспитатель наблюдает за каждым явлением природы отдельно, то с 4 лет дети способны воспринимать по 2-3 явления одновременно. Например, не только дождливую погоду, но и ветреную погоду при этом, или не просто распускание листьев на деревьях, но и их опадание при порыве ветра. Календарь природы при этом может быть усложнен или дополнен.

Скажем, месяцы с праздничными днями могут быть заполнены соответствующими флажками или картинками: «8 марта», «Новый год», «Пасха» и прочие. Теперь можно не только помечать день недели, в который ребята сегодня пришли в детский сад, но и указывать наступившее число, месяц и год.

Календарь природы и погоды

Производители календарей стали выпускать и довольно современные их модели, которые содержат магниты и могут выступать в роли доски для смываемых маркеров. Дошколята, уже освоившие буквы и цифры, могут вносить в него свои заметки или изображать увиденное рисунками – или это делает педагог. Получается своеобразный дневник наблюдей, который можно ежедневно обсуждать вместе с воспитанниками. Стили календарей могут быть самыми разными: мультяшные, спортивные, однотонные, забавные, с изображением детей, зверей, растений или красивой природы на фоне.

Делаем календарь природы для детского сада своими руками

Если средств на покупку готового календаря нет или фантазия бурлит так, что хочется реализовать свои задумки в его создании, то при затрате времени около 5-6 часов, можно сделать уголок природы своими руками. Приведем несколько интересных вариантов.

Пожалуй, наиболее практичным календарем будет тот, у которого износостойкая основа и прекрасная цепкость. Прекрасный вариант – прямоугольный коврик. На него вы сможете при помощи булавок цеплять картинки и украшения. Минус такого календаря – не самая высокая безопасность. Поэтому оптимальнее применить его в старшей группе детского сада. Каждое время года пусть будет оформлено отдельно.

Самодельный календарь природы

Наступила весна – можно развесить соответствующие фотографии (даже самих деток), вырезанные из журналов или открыток картинки. В интернете вы найдете и изображения погодных явлений для этого времени года. Из цветной бумаги можно сделать «часы» дней недели и времени суток. Либо это могут быть просто картинки, которые выбираются при помощи флажков.

Еще один неплохой вариант – фанерная основа или из ПВХ. Тогда работать будет безопаснее. Самоклеящаяся бумага позволит как украсить стенд, так и правильно его оформить. Попросите творческих родителей принести из дома тематические открытки или изготовленные вручную интерактивные элементы. Движущийся показатель термометра может быть сделан из замков красного и синего цвета. Пусть они смыкаются по середине, а выше и ниже ее распишите показатели градусника с оригинальной шкалой.

Простой календарь природы для ДОУ

Интересным будет и упрощенный вариант природного календаря. Времена года расположите по часовой стрелке, обозначив их свойственными погодными условиями. В центр разместите стрелку. Можно прикрепить к основе 4 файла и вставить в них изображения с временами года, а сверху при помощи самоклеящейся бумаги или двустороннего скотча цеплять изображения животных, погодных явлений, температуры и прочего.

Самодельный календарь природы и погоды

Оформив календарь природы для детского сада, вы позволите своим воспитанникам познать окружающий мир в его проявлениях в виде осадков, понижения и повышения температуры, просыпающихся и засыпающих животных и цветов. Сделайте или купите такой стенд, который будет понятен детям. Пусть они будут вовлечены в процесс максимально: сами рассказывают о том, что видят и чувствуют, отвечают на вопросы, какую картинку и куда нужно разместить. Развивайте ребят – это будущее!

Народный календарь. Сентябрь.

Даты народного календаря на сентябрь

5 сентября – Луппа —  брусничник

У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.

Убирают овес и лен. Улетают журавли.
Если журавли летят низко, то зима будет теплой, если высоко – то холодной. Если журавли летят низко, быстро, молчком – скоро  будет ненастная погода.

Поиграем в словесную игру «Кузовок».
Возьмите коробку – это будет наш игровой «кузовок». Бруснику собирают в корзинку или в кузовок. А у нас кузовок будет особенный: «Вот кузовок, кладём туда слова на –ок». По очереди называем слова, которые заканчиваются на –ок (замок, грибок, лепесток, колобок, гребешок, воротничок, утюжок, сапожок, литок). Кто ошибется  или не сможет придумать слово – кладет в кузовок свою вещь. В конце игры свою вещь надо отыграть – выполнить задание: загадать загадку, спеть песенку, сплясать по веселую музыку и т .п.

Грамматическая игра со словами – «Морс». Морс из брусники как называется – догадайся (вспомни, если малыш его уже пил ) — ? (Брусничный! Правильно!). А из черники? (Черничный) А из клюквы? А из малины? А из смородины? Догадайся, какой морс я больше всего люблю? (малыш догадывается: «Клюквенный? Нет? Черничный? Нет? и  так далее). В игре закрепляется умение образовывать прилагательные от существительных и развивается языковое чутье.

7 сентября. Тит и Варфоломей

Святой Тит последний гриб растит.

Раньше говорили так: «Кто пораньше встаёт – тот грибов наберет. А сонливый да ленивый идут после за крапивой». И так – «Не всякий гриб в лукошко кладут». Познакомьте малыша со съедобными и ядовитыми грибами. И прочитайте замечательную осеннюю сказку о грибах.

Храбрый опенок.
Э. Шим

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!
Под темными елками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной березы вырос еще один гриб-опенок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы и ну — смеяться: — Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмет, никто тебе не поклонится! Опенок тряхнул кудрями и отвечает:
— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж темных елок, собирают дедов боровиков. А в лесу холоднее становится. На березах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студеная роса на мох ложится.
И от этой студеной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опенку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато легкая — взял да и повыше перебрался, на березовые корни. И опять грибников ждет.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опенка по-прежнему не глядят.
Еще холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опенка тоже дождем заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на березовый пенек. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники все равно не замечают Опенка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опенку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнет.
На непокрытую голову Опенка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опенок и тут не оплошал: взял да и прыгнул в березовое дупло. Сидит под надежной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти. Увидели Опенка да так-то обрадовались: — Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог! И низко-низко поклонились Опенку.

Интересно рассказать детям про грибы Вам поможет статья «Грибы в сказках, рассказах, познавательном видео для малышей». 

8 сентября. Наталья —  овсяница

В этот день в одних районах закашивают овес, в других его уже убрали. Дома можно испечь овсяное печенье и сварить овсяную кашу.  В этот день варили овсяный кисель и пекли блины.

Поиграем в этот день в игру «Овёс». Все игроки берутся за руки и поют или ритмично приговаривают на каждый шаг по кругу: «Кто хочет знать, как сеют овёс? Мой батюшка сеял так…» И показывают движения. «А потом отдыхал вот  так» (встать, сложив руки). Вместе приговариваем: «Овёс! Овёс! Чтобы ты рос!»

Следующий куплет – «Кто хочет знать, как жнут овес? Мой  батюшка жинал его вот так! (показ жеста) А потом отдыхал вот так! (показ жеста). Овёс, овёс, чтобы ты рос!»

В следующем куплете проговариваются слова: «Кто хочет знать, как вяжут овёс», затем «Как молотят овёс».

Так в игре проговаривается последовательность выращивания овса (сеять – жать – вязать – молотить) и дети уточняют представления об окружающем мире.

10 сентября – Скирдницы

«Красно поле снопами, а гумно – скирдами». В этот день снопы убирают в скирды, люди спешат убрать хлеб перед сезоном осенних дождей.

В этот день давайте заготовим соломку для поделок или попробуем сделать небольшие поделки вместе с детьми из заранее заготовленной соломы.

Как заготовить соломку?

После уборки хлеба по обочинам полей остаются колоски. Их можно срезать и получить из них соломку. Для соломки можно использовать и травы – мятлик, лисохвост, тимофеевку.

Как сделать соломку:

— У каждого колоска отрезаем верхушку —  метелку  (колосок), снимаем верхний слой с листьями. Нарезаем на стебли нужной длины.

— Готовую соломку держим на солнце 2- 3 дня.

— Запариваем соломку в тазу или большой кастрюле горячей водой (длительность от 5 минут до  1-2 часов).

— Даем воде стечь. Игрушки и поделки делаем только из влажной соломы, в процессе работы ее можно смачивать.

В видео Вы более подробно увидите,  как подготовить соломку к работе и как сплести из нее колокольчик для украшения интерьера:

  Колокольчик из соломы

Очень подробный пошаговый мастер-класс о подготовке соломки к аппликации и изготовлению панно из соломки с малышами и детьми постарше Вы найдете в статье «Панно из соломки с детьми: пошаговая инструкция и мастер-класс». 

13 сентября. Куприян

С Куприяна начинают дергать корнеплоды (кроме репы) и выкапывают картошку.

Поиграйте на прогулке  в подвижную игру «Картошка». А после прогулки сделаем картофельные игрушки.

Мы с удовольствием играли в эту игру еще во время моего детства. Все встаем в круг и бросаем друг другу мяч. Мяч нужно отбивать друг другу. Если игрок не отбил мяч – то он садится на корточки и становится «картошкой». Чтобы выбраться из круга и снова встать на ноги «картошке» надо поймать мяч, который перебрасывают другие игроки. Мяч можно ловить, только из сидячего положения. Если «картошка» поймала мяч, она снова становится игроком.

Картофельные поделки. Рассмотрите с детьми разные по форме картофелины. Часто встречаются картофелины очень причудливой формы, похожие на разные предметы и зверюшек. Их можно использовать для изготовления картофельной игрушки.

В картофельных игрушках как  в конструкторе соединяются друг с другом картофелины разного размера (например, маленькая – это голова, а  большая – это туловище), половинки картошки (для устойчивости поделки). Картофелины соединяются в игрушке с помощью спичек (зубочисток, коротких палочек). Например, в картошку можно воткнуть палочки – ножки, и получится зверек. В поделках обращаем внимание на глазки картофеля. Их можно использовать как глазки игрушки.

14 сентября. Симеон Столпник. Семён – летопроводец (провожает лето).  16 сентября – Василиса. Василиса – со льнами торопися

С этого времени наступает бабье лето.

Если в этот день теплая погода, то и зима будет теплая. Если гуси улетают в этот день, то жди ранней зимы.

В Семенов день справляли Осенины – первую встречу осени.

С этого дня начинались работы в избах при огне. Гасили старый огонь, а утром добывали новый огонь. С этого дня начинали сушить  и мять лен. К Семенову дню старались завершить старые дела и начать новые дела, начинали убирать корнеплоды, заканчивали посев озимых культур.

Мальчиков после  трех лет (вышедших из раннего возраста) постригали и сажали на коня в торжественной обстановке. Прядь волос с их головы состригали с молитвой и ее потом хранили. Крестный отец держал повод коня и обводил ее кругом по двору. Отсюда пошел обычай дарить мальчикам деревянного коня — качалку как  традиционную мальчишескую игрушку.

Раньше знания об окружающем мире передавались детям из народных игр. Давайте и мы расскажем и покажем нашим детям, как много работы нужно сделать людям, чтобы получить льняную ткань. Покажите дома или в магазине льняную салфетку или скатерть. Расскажите о льне – Вам поможет рассказать об этом детям в занимательной форме статья «Как рубашка в поле выросла», и поиграйте в народную игру о выращивании льна «Ленок». В этой игре по ходу пения мы изображаем действия, о которых поется в песне.

Лён мой зеленой
  При горе, при крутой,
  Уж я сеяла, сеяла ленок, (изображаем, как сеют лен)
  Уж я, сеяв, приговаривала,
  Чеботами приколачивала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 
  Лён мой зеленой
  При горе, при крутой,
  Я полола, полола ленок, (изображаем, как мы пололи лен)
  Я, половши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я дёргала, дергала, лён, (изображаем, как дергают лен и т.д.)
  Уж я, дёргав, приговаривала
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

 Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я стлала, стлала ленок,
  Уж я, стлавши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

 Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я мочила, мочила ленок,
  Я, мочивши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

 Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я сушила, сушила ленок,
  Я, сушивши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я мяла, я мяла ленок,
  Уж я мявши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
    

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я трепала, трепала ленок,
  Я, трепавши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Я чесала, чесала ленок,
  Я, чесавши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.
 

  Лён мой зеленой
  При горе при крутой,
  Уж я пряла, я пряла ленок,
  Уж я, прявши, приговаривала,
  Ты удайся, удайся, мой лён,
  Ты удайся, мой белый ленок.

 

17 сентября. Луков день.

Начинают выкапывать лук из гряд.

Загадайте загадки про лук: «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слёзы проливает».

Прочитайте армянскую народную сказку  «Отчего лук горький?» и обсудите ее с детьми.

«В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему.
Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

— Послушай, голопуз, — обратился он к Арбузу, — ты слышишь, Подорожник снова пыхтит.
— Нелегко бедняге, — отозвался тощий Арбуз.
— Какой бедняга? Просто нахал, — возмутился Лук, — не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки.
— Нелегко ему, — вздохнул Арбуз.
— Заладил: нелегко, нелегко, — рассердился Лук.

Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошёл до беседы:

— Как ты сумел пробиться из твёрдых кочек, Подорожник?
— Я довольствуюсь малым и много тружусь, — еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещё в земле.
— Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях?
— Сила духа крепнет от борьбы, — ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб.
— От борьбы, говоришь? А чем ты силён?
— Врагами силён! – ответил Подорожник звонко.

Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил:

— Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом?
— Самое трудное – не обидеть другого.

Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твёрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» — ужаснулся Лук и закричал:
— Же-ле-зо! Сюда!!!
Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всё сильнее.
Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле.
— О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как сон.

Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника.
Рядом вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлённой и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах.

Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни».

Почему так говорят: «Лук – от семи недуг»? (то есть от разных болезней помогает).

Из луковой шелухи можно сделать аппликацию с помощью клея ПВА. Для этого шелуху  нужно запарить в горячей воде (подержать в ней 15 минут)  и прогладить затем горячим утюгом. Цвет шелухи изменится. Можно шелуху прокипятить.

На основу – картон наносится рисунок. Кусочки шелухи намазываются клеем ПВА и наклеиваются на основу в соответствии с рисунком.  Можно наклеить кусочки на очень тонкую бумагу, дать высохнуть. А потом по изнаночной стороне вырезать нужные силуэты. Детям понадобится помощь взрослых при такой работе.

Подробный мастер-класс об изготовлении поделки  из луковой шелухи с детьми дошкольного возраста Вы найдете в статье «Поделка из луковой  шелухи: мастерим с детьми». 

21 сентября. Рождество Богородицы.

Это вторая встреча осени, встречали в этот день Матушку Осенину с овсяным хлебом и песнями.

Можно отметить с малышами праздник урожая.  В этот день ходим в гости, угощаемся овощами и пирогами. Говорим об овощах и фруктах, вместе делаем простой салат и интересные блюда из даров осени и  украшения для овощных блюд.

К празднику урожая можно вместе с детьми сделать осенние открытки и подарить их гостям и близким, друзьям. Простые техники выполнения осенних открыток Вы найдете в статьях  «Осенние открытки своими руками», «Открытка: кленовый лист».

23 сентября. Петр – Павел – рябинники

Этот день – именины рябины.

С этого дня срывали ягоды рябины – после заморозков она становилась более сладкой. Часть ягод оставляли на дереве для разных птиц.

Если рябины в лесу много – осень дождливая, если мало – сухая.

Когда-то раньше люди украшали рябиной зимние окна: клали ветки между двойными рамами до весны. Люди верили, что рябина защитит их от злых сил.  Можно и сейчас попробовать это сделать на даче.

В честь праздника – рябинника поводите с детьми хоровод «Рябинушка».

Идем по кругу:

«Вот и осень наступила,
Сад стал золотистым.
И рябинушка надела
Красные мониста.

Выполняем танцевальные движения:
А надев убор красивый,
Всех нарядней стала.
С нами яркая рябина
Вместе заплясала.

Свои ветки опустила (наклон вперед – поклон земле),
В пояс поклонилась,
Золотистою листвою
С ветром закружилась (кружение на месте).

Мы с рябиной во долине
Лето провожали
И осенним вечерочком
Дотемна гуляли».

 

Сделайте в этот день с детьми   традиционные русские женские бусы из рябины – нанизывайте ягоды на иголку с ниткой, соедините в бусы. Когда бусы полностью высохнут, то можно покрыть лаком.  Для бус можно использовать и ягоды боярышника, шиповника, кизила.

Прежде чем делать бусы, поговорите с рябинкой и аккуратно возьмите у нее ягодки.

  Из этого короткого видео Вы узнаете много интересного о рябине и о том, как к ней раньше относились люди.

Видео «Рябиновые бусы – древний женский оберег».

В день рябинника также можно сделать с детьми замечательную поделку в технике квиллинг — панно или  открытку «Рябина». Вам поможет мастер-класс на этой странице. 

27 сентября. Воздвиженье

Этот день – третья встреча осени. В этот день с детьми можно отметить день капусты. Раньше говорили так: «На Воздвиженье первая барыня – капуста», ее срубали и завершали уборку урожая.

Срубают капусту и приступают к заготовке квашеной капусты на зиму. Даже название такое было – «капустные вечера». Работу делали сообща, дружно, с песней. Хозяйки пекли пироги с капустой к чаю.

Давайте поиграем в народную игру «Капуста». На середину комнаты или игровой площадки положите разные вещи (это будет наша капуста). Выбираем хозяина огорода, который будет сторожить «капусту» от волков, синиц, бобров, куниц, зайцев и медведей ( то есть будет сторожить  наши положенные в середину вещи от нас — игроков). Все игроки приговаривают или поют:

«Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый».

После этих слов все игроки стараются забежать в «огород», быстро схватить  «капусту» и убежать. Если хозяину удалось запятнать игрока – он из игры убывает. Кто больше всего унес капусты – тот стал самым ловким и побеждает.

Говорят, что в этот день медведь  в берлогу залегает на зиму.

Поиграйте в игру «Медведь»

В одной стороне комнаты или игровой площадки нарисуйте линию – это дом, в котором мы будем прятаться от медведя. С другой стороны площадки линией обозначьте берлогу медведя. Выбираем, кто будет медведем, и начинаем играть. Изображаем, как будто мы осенью собираем грибы и ягоды в корзину. Медведь изображает, как будто он спит в берлоге. Говорим хором слова:

«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит».

На слово «глядит» медведь просыпается и догоняет игроков. Его задача – запятнать их рукой. Игроки должны успеть убежать от медведя в «дом».

28 сентября. Никита – гусепролёт

С этого дня начинают собирать с грядок репу. Дикие гуси улетают в эти дни на зимовку в дальние страны.

Расскажите ребенку, чем отличаются клин и вереница – см. статью «Осень: русские традиции».

 

Поиграйте на прогулке в  подвижную народную игру  «Гуси».

Выбираем площадку и чертим палочкой на земле линию. Сбоку площадки чертим линию, за которой будет прятаться волк. С одной стороны площадки чертим линию, с которой начнут лететь гуси. С другой стороны площадки – линию, где будет их  «дом», куда им надо перелететь к хозяйке.

Выбираем, кто будет волком, кто хозяйкой, а кто – гусями. Гуси становятся в линию с одной стороны площадки, волк притаился с другой стороны площадки.

Хозяйка зовет гусей:
— Гуси- гуси!
Гуси отвечают:
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите!
— Нам нельзя!
Серый волк
Под горой
Не пускает нас домой!
— Так летите как хотите,
Только крылья берегите!

Гуси должны перебежать с одной стороны площадки на другую – в свой дом, откуда их звала хозяйка. Волк их ловит.
Если волк поймал гуся, то этот игрок становится волком в следующей игре.
Сделайте из бумаги гусей, которые умеют летать, двигать крыльями. Можно сделать целое панно – гуси, улетающие в теплые края. Как сделать гуся просто в несколько движений Вы узнаете из этого видео

С малышами в этот день можно инсценировать сказку про репку, которую начинают убирать с огорода в эти дни.

Игровой календарь из фетра. — календарь природы в детском саду своими руками — запись пользователя Катюша-колобуша (id1361577) в сообществе Рукоделие в категории Развивающие игрушки

Делюсь новым шедевром нашего с мамой совместного творчества. В основном её, конечно, я лишь идейный вдохновитель и фотограф :)) Это бесконечный обучающий календарь. Идея не наша, (взята у Lula Booo и ммм♥mobile), но как обычно, нами доработанная и дополненная. (По принципу "Кради как художник":)

Дальше много фото.

В этом календаре не только числа, месяцы и дни недели. В нем есть так же погода, напоминания о важных событиях, делах и занятиях, таких как гимнастика или бассейн, праздники, дни рождения и в добавок, по краям календаря можно развешивать признаки времен года.

И вот сейчас, в ожидании весны мы каждый день наблюдаем за погодой, деревьями. Ясна очень ждет, когда появятся первые насекомые, чтобы на календарь можно было повесить бабочек вместо сосулек:)

Ну и остальные детальки по сезонам:

В начале каждого месяца все числа нужно расставить в правильном порядке. Расположить по местам напоминалки для праздников, рамки для дней рождения с фотографией и т.д.. Вот детальки:

В нашем списке регулярных еженедельных дел - гимнастика, бассейн, занятия английским, поливка цветов и иногда катание на лошади, они у нас расположены на специальном поле напротив дней недели.

Есть ещё значки для обозначения приема у врача, дальней поездки и заготовки подарков. Их мы ставим на конкретное число.

А для наблюдения за погодой мама сделала во такие детальки. Их мы вешаем в верхнем правом углу календаря каждый вечер.

Ну и ещё несколько фотографий:)

Значки с числами сделаны в виде кармашков. В них можно вставлять записочки (с заданиями или напоминаниями, например).

Вот такой поучился календарь. Пока что Ясне трудно дается понимание последовательности дат и дней недели, но, мы занимаемся каждый день, так что, надеюсь, скоро будут результаты.

дерево по дате рождения и году

Народный осенний календарь. Часть 2. Октябрь.

Народный осенний календарь русских традиций, игр и забав с детьми. Часть 2. Октябрь. 

Ваши дети после первой части игр народного календаря уже знают, чем отличаются вереница и стая птиц, что такое  «рябинник» и как делать картофельные игрушки, умеют играть в интересные народные игры, делать  из бумаги фигурки гусей и могут рассказать, как рубашка в поле выросла. Обо всем этом мы говорили в первой части календаря. И не беда, если Вы не сделали этого  в сентябре! Праздник капусты или рябинник можно устроить в любой выходной, когда вся семья в сборе и готова к интересному досугу. А сегодня мы продолжим осенний календарь интересных игр и затей вместе с детьми.

Даты народного календаря на октябрь

1 октября. Арина – журавлиный лёт

  • Если на Арину журавли летят – то на Покров будет первый мороз. Если не видно летящих журавлей в этот день – то раньше 2 ноября не будет ни одного мороза.
  • Журавлям вслед кричали: «Колесом дорога!», чтобы их весной назад воротить.

Давайте поиграем в этот день в игру «Журавли летят».

Все садятся в круг и кладут на стол руки (ладошками вниз). Если ведущий назвал  то, что летает, то надо поднять руки над столом. Если же он назвал то, что не летает – то руки поднимать нельзя.

Кто ошибся – получает фант (Забираем у игрока, допустившего ошибку,  одну его вещь, которую он потом отыграет, выполнив задание – например, загадает загадку, прокукарекает, споет песенку, попрыгает 10 раз на одной ножке – задания должны быть простыми).

Например, водящий говорит:

—  Журавли летят!

 Игроки поднимают ладошки над столом и отвечают: «Летят».

Дальше водящий вперемешку называет то, что летает и что не летает: гуси летят, утки летят, воробьи летят, мухи летят, щуки летят, совы летят, орлы летят, жуки летят, сороки летят, вороны летят, галки летят, лебеди летят, соколы летят, цапли летят, журавли летят, дубы летят.

Если игрок ошибся, то можно его подразнить так: «Дуб летит, а на нем Маша (имя ребенка) сидит» и забрать фант.

Игра заканчивается тогда, когда игроки утомятся, потеряют внимательность и станут часто ошибаться. Тогда начинается отыгрывание фантов из игры.

Сделайте с детьми из бумаги журавликов в технике оригами: 

2 октября – праздник мёда

«Зосима – заступник пчел, лакомый стол». 10 октября – Савватий – пчельник.

В эти дни готовят ульи к зиме, собирают мёд: «Улья в погреб ставь, праздник мёда правь».

В праздник мёда можно приготовить медовое угощение, поблагодарить пчелок за их труд, вспомнить, как летом мы наблюдали работу пчел на лугу и поиграть в игру «Ласточка и пчелы».

Выберите сначала гнездо ласточки – оно должно быть на возвышении (на крыльце, скамейке, если играете дома – то на диване, стуле, горке и т.п.). Выбираем считалкой или жребием, кто будет ласточкой.

Игрок – «ласточка» садится в свое гнездо. Остальные игроки – пчелы, они летают по лугу и говорят хором:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум,

Зум, зум, зум! (пчелы летают, ласточка сидит в своем «гнезде»).

Ласточка встанет,

Пчелку поймает! (на эти слова ласточка вылетает из гнезда и ловит пчел).

Пойманный игрок становится ласточкой и игра повторяется снова.

Обсудите с детьми пословицы: «Яблоньку за яблочки хвалят, а пчёлку – за медок», «Сладок мёд, да не по две ложки в рот».

Интересно рассказать малышам о пчелах в день пчел поможет  детская познавательная телепередача моего любимого телеканала «Радость моя» — «Шишкин лес»:

В ней Ваши малыши увидят и пчел, и ульи, и соты и узнают много интересного.

14 октября – Покров. Первое зазимье

На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима.

  • С покрова конопатили – утепляли свои дома – избы. Затыкая щели, хозяева приговаривали: «Батюшка Покров! Покрой наш дом теплом, а хозяина – добром!». Можно эти слова приговаривать и сейчас, когда Вы утепляете окна и готовите дом или дачу к холодной зиме.
  • В Покров — последний сбор грибов – груздей и рыжиков.
  • С этого дня  во многих районах начинались Покровские ярмарки.

Давайте и мы поиграем с детьми в веселую игру —  ярмарку – «Где был, Иванушка? – На ярмарке».

Инсценируем эту песенку по ролям: один человек выполняет роль Иванушки, другие его спрашивают. Затем все изображают как клюет курочка, как идет уточка и далее по тексту песни.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Курочку.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Уточку.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт

   Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Барашка.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт

   Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

   Барашек на лугу травку жуёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Коровушку.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт

   Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

   Барашек на лугу травку жуёт.

   Коровка детям молоко даёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

15 октября – Киприян и Устинья 

Девушки сидят с прялкой или шитьем, поют песни. Познакомьте девочку  в этот день с простыми, но очень оригинальными вышивальными швами  — с оплеткой шва «вперед иголку».

Шов «вперед иголку»  выполните яркими нитками. А для его оплетки возьмите нитки тоже яркие, но контрастные основному шву. Оплетка делается очень просто, но при этом эффектна. Ей можно украсить кукольную одежду. Примеры разных оплеток Вы видите на картинке ниже. Можно придумать и свои варианты.

На первых этапах Вы делаете шов, а ребенок его оплетает по узору одним цветом или двумя цветами. Затем малышка сможет сама выполнить всю работу. 

Поиграем в «нитку и иголку».

Один игрок – это иголка. Другие встают за ним в затылок и держатся друг за друга. Они  — нитка. Нитке нужно не оторваться от иголки, когда иголка бежит вперед. Иголка передвигается по-разному: вперед, вправо, по кругу, змейкой. Нитке нужно крепко держаться друг за друга и следовать за иглой. В игру можно играть как вдвоем (один человек – иголка, другой – нитка), так и большой группой.

18 октября. Харитины – первые холстины

В этот день солнце скатывается вниз, женщины садятся за ткацкие станы и начинают ткать.

Покажите ребенку основные приемы ткачества – переплетения ниток – на примере переплетения полосок бумаги. Примеры разных узоров переплетения полосок бумаги, которые используются в дошкольной педагогике очень давно, уже больше века, Вы найдете в статье о системе развивающих  игр и занятий для детей Ф.Фребеля.

Как правильно плести вместе с детьми коврики из полосок бумаги и как на их основе можно сделать оригинальную открытку на любую тему, Вы узнаете из этого [urlspan]видео.[/urlspan]

19 октября. Фома – позимний

Все слышали поговорку «Говорят про Ерему, а он про Фому». Да, это тот самый Фома упоминается в этой поговорке! Песня про Фому и Ерему известна до сих пор, она попала в сборники фольклора, была запечатлена на лубочных картинках.

В этот день можно посмотреть с ребенком мультфильм «Про Фому и про Ерему» и прочитать про них небылицу в стихах.

Небылица про Фому и Ерему

Встретились однажды Фома и Ерема.

Стали они обниматься, друг перед другом выхваляться:

-Ты где прошлым летом был?

-Из деревни в лес дрова возил.

-А я ведром муку сеял, тесто месил,

А из реки домой решетом воду носил.

Говорит Ерема сердито:

-Как запряг я лошадь в корыто,

А потом поехал косить,

Чтоб корову зимою кормить.

А в телеге белье я стираю,

Песни пою, и беды не знаю.

Улыбнулся Фома лукаво:

-Эко ты сочиняешь, право!

Вот однажды зимой я из дома вышел:

Зеленеет трава, спеют дыни на крыше.

Через день уж гляжу: налетели метели,

Снег, мороз, и куда-то грачи улетели…

Ох, и славное выдалось лето!

Белым инеем ветви деревьев одеты,

Можно запросто так босиком ходить,

В речке купаться, да рыбу удить.

А Ерема глядит на Фому да вздыхает:

-Ох, Буренка, коровка моя, все хворает,

Раньше чаем меня сладким поила,

По сто литров старуха, бывало, доила.

Что с коровкою стало, не пойму я пока,

Вместо сладкого чаю дает молока.

-И в моем хозяйстве не ладно,-

Отвечает Фома досадно,

-Раньше свиньи неслись по утрам,

По десятку яиц собирал уж я сам.

Куры хрюкали, травку щипали,

По полдня все в болоте лениво лежали,

А теперь, раскудахтались смело.

Не пойму я никак:в чем же дело?

Повздыхали Ерема с Фомою

Над нелепой такой кутерьмою,

Распрощались они, разошлись по домам,

И осталась от них небылица одна.

Вы, ребята, ее поскорее прочтите,

И ошибки Фомы и Еремы найдите,

Разгадайте, что-правда, что-нет,

Верю, верным ваш будет ответ.

Придумайте свои небылицы Фомы и Ерёмы.

21 октября – Трифон и Пелагея

С Трифона – Пелагеи всё холоднее.

Раньше говорили так: «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет». И мы тоже начнем готовить зимнюю одежду, ведь скоро станет очень холодно.

  • Вырежете из бумаги силуэт рукавиц и шубы и украсьте линией орнамента (можно сделать орнамент по всей рукавичке, а можно – только по ее части). Орнамент можно сделать и по подолу шубы и манжетам. Орнамент можно нарисовать (для более старших детей) или выполнить в технике аппликации. Выполняя орнаментальную полосу, малыш будет учиться располагать элементы в последовательности в строгом порядке их чередования.
  • Можно объединить детей в пары и дать задание паре детей украсить пару рукавичек для Снегурочки – она уже готовится к нам прийти зимой.   Каждый ребенок  делает одну рукавичку из пары. Это задание сложное и доступно детям с 6 лет. Научите детей предварительно договариваться друг с другом перед работой, обговорить, как они будут украшать рукавички, какой формы, цвета, размера детали возьмут. Ведь рукавички должны получиться совсем одинаковые.
  • Можно загадать друг другу разные орнаменты для продолжения и угадывания принципа его построения. Вы выкладываете орнамент из фигурок, а ребенку нужно угадать закономерность в его составлении и продолжить ряд. Сначала чередуйте фигуры по одному признаку. Например, по цвету: красный квадрат —  желтый квадрат – красный квадрат – желтый квадрат (или аналогичено по форме или размеру). Затем начинайте сочетать в одном орнаменте два параметра, например, размер и цвет.

25 октября. Пров

В этот день люди  наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и об урожае. Очень советую почитать книги Левитана «Малышам о звездах и планетах» и любое их современное переиздание этого автора. И сами многое узнаете, и детям много интересного сможете рассказать и показать в занимательной форме.

Расскажите детям о Солнечной системе, а поможет Вам в этом моя любимая познавательная телепередача для дошкольников телеканала «Радость моя» — «Шишкина школа» —

Солнечная система.

Планеты — гиганты

Плутон и кометы.

До встречи на следующих страничках нашего осеннего календаря детских игр, забав и народных традиций.

Продолжение календаря народных игр и забав и традиций в следующей статье из цикла «Народный календарь» — «Народный календарь: Ноябрь» — народные традиции и обычаи, идеи для поделок, видео, задания для детей.

Дополнительные материалы к народному календарю на октябрь для игр, занятий, прогулок с детьми

Интересно рассказать детям об осени Вам помогут статьи сайта:

— 20 идей для интересных осенних игр с малышом

— Золотая осень :  стихи об осени для детей в заданиях, картинках и видео

— Как звери к зиме готовятся. Часть 1: речевые логические задачи, рассказы, сказки, стихи в картинках, опыты, пальчиковый театр и инсценировки-диалоги для детей

— Как звери к зиме готовятся. Часть 2:  рассказы в картинках, речевые упражнения, пальчиковый театр.

— Логические задачи для детей об осени

— Пословицы про осень: пословицы о ранней осени, золотой осени, поздней осени, про осенние месяцы

— Сочиняем сказки с детьми: осенние сказки

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *