Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»
Конспект занятия для детей 5-6 лет.
По теме: «Осень. Приметы осени.»
Цель: Уточнить и расширить представления об осени и ее приметах.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
— уточнить и активизировать словарь по теме;
— учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
— учить образованию глаголов ед. и мн. числа;
— учить согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа настоящего времени;
— учить образованию падежных окончаний существительных.
Коррекционно-развивающие:
— развивать фонематический слух, мелкую моторику;
— развивать зрительное восприятие и графические навыки;
— развивать связную речь и координацию речи с движением.
— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитательная:
— формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
— формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетные картины: «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов. Листы бумаги, цветные карандаши. Осенние листья.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Скучная картина. Тучи без конца. Дождик так и льется, Лужи у крыльца…
Чахлая рябина мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце света и тепла!
— Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на дорогах лужи и грязь, а люди надели куртки и ботинки, о каком времени года идет речь? (Ответы детей.)
2. Объявление темы.
— Сегодня мы отправляемся в гости к Госпоже Осени. А Госпожа Осень приготовила для нас сложные задания. Нам предстоит выполнить все задания Осени. Вы согласны? (Ответы детей.)
Вводная беседа.
— Послушайте пожалуйста внимательно, что же такое осень.
Осень. Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Это время называется «Золотой осенью». До сильных морозов еще далеко, а с деревьев уже начинают постепенно опадать листья. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит мало и греет слабо. На небе темные, серые тучи. Моросит холодный дождь. Холодный ветер срывает желтые и красные листья с веток деревьев, и они падают на землю. Земля похожа на красивый разноцветный ковер. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают далеко на юг (в теплые края). На улицу не выйдешь без зонта -промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья»
Зашумела листьями -поднимают руки и качают ими.
Осень золотая, закружила в воздухе,- плавно опускают через стороны руки, вращая Листочками играя.
Вот листок березы,- поочередно загибают пальчики, начиная с мизинца.
Вот листок рябины,
Вот листочек тополя,
Вот листок осины.
А кленовый листок -кладут руки на колени.
Нам под ноги сразу лег.
Только елочки стоят,-сгибают и разгибают пальчики обеих рук.
Ронять иголки не хотят.
Рассматривание картин («Осень в сентябре, октябре, ноябре»)
— Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Какой можно назвать осень в сентябре? (ранняя, золотая)
— Какой можно назвать осень в октябре? (дождливая)
— Какой можно назвать осень в ноябре? (поздняя)
Гимнастика для глаз
«Вот стоит осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева — сосна, справа -дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой — открой
И скорей бегом домой!
— Ребята! Госпожа Осень прислала нам картинки, на которых нарисована осень. Госпоже Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она хочет, чтобы вы рассказали, все, что о ней знаете.
— Что вы можете сказать про солнце осенью?(греет плохо, солнечных дней стало меньше)
— А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)
— Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
— Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)
— Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
— С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
— Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
— Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
— Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
— Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)
— Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
— Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Физкультминутка
Прошагать стихотворение «Осень». На каждую строчку четыре шага в такт.
Осень в гости к нам пришла,
Деток радует она:
Разукрасила наш сад,
Подарила листопад.
Игра «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? -дождливая,
Если дует ветер — ветреная,
Если на улице холодно, какая погода? — холодная,
Если пасмурно — пасмурная,
Если сыро — сырая,
Если хмуро — хмурая,
Если по небу плывут серые, темные облака — облачная.
Если солнечно — солнечная,
Если ясно — ясная.
Игра «Подбирай, запоминай». Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными.
Осень (какая?)
Небо осенью (какое?)
Дождь осень (какой?)
Солнце осенью (какой?)
Листья осенью (какие?)
— Ребята! Госпожа Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (овощи, фрукты, ягоды, грибы).
Игра «Дружные слова».
Развитие фонематического слуха. Подбери слова, похожие по звучанию.Листочки- грибочки
Помидор- мухомор
Птички- синички
Листопад- снегопад и т.д.
3. Итог занятия.Рефлексия.
Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?
Спасибо всем большое, за то, что вы так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем (дети хлопают в ладони).
План-конспект занятия (1 класс) по теме: Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие на тему «Осень»
ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курск
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «ОСЕНЬ»
Подготовила тьютор Гридина Ю.В.
Целевая аудитория: дети с умственной отсталостью, с глубокой умственной отсталостью.
Цели и задачи:
- Развивать мелкую моторику и координацию движений мышц кистей рук
- Развивать речь
- Формировать представление о времени года осень
- Закрепить умение различать цвета
- Закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения
- Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца
Оборудование:
- Плакат «Осень в парке»
- Разрезные картинки
- Пластилин
- Трафареты листьев
- Игрушки – овощи и фрукты
- Игрушка – грузовик
- Игрушка – шнуровка Ёжик
- Листья засушенные
- Цветные карандаши
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика.
Мы сегодня будем много говорить и нам нужно подготовить наш язычок, чтобы он хорошо помог нам проговаривать слова.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
Вот и осень пришла –
Нам дары принесла.
Мы в лес пойдём –
Грибы-ягоды найдём.
Шли мы, шли
И орешки нашли.
- ОРЕШКИ
Словно белки мы без спешки,
ловко щёлкаем орешки.
(рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки»)
Дальше шли и в лес пришли.
А в лесу, под кустом, на каждой кочке
Манят нас к себе грибочки.
- ГРИБОК
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
(улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), удерживать в таком положении 5-10 секунд)
Налетел вдруг ветерок,
Закружил листочки.
- ВЕТЕРОК
Сдуть листочки со стола.
Пальчиковая гимнастика
Деревца качаются и веточками шелестят (локти на столе и пальцами пошевелить и наклонять из стороны в сторону)
Листочки под ногами шуршат (ладошки потереть одна о другую)
Дождик стучит в окошко (пальчиками постучать по столу перебирая по очереди каждым)
— Послушай стихотворение, и ты узнаешь, о каком времени года мы будем сегодня говорить.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся. (М. Ходякова)
— Какое время года описано в стихотворении?
— Посмотри, какого цвета стоят деревья?
— А как называются эти деревья?
— Осенью листья на деревьях меняют цвет с зелёного на жёлтый и красный, некоторые листики бывают сразу двух и трех цветов. А потом листики с деревьев опадают.
— Посмотри, у нас на стене висят осенние листики. Какого они цвета?
— А вот один листочек рассыпался на части. Давай его соберём и посмотрим, какой он красивый.
Задание: собрать кленовый лист из частей.
— Молодец, хорошо получилось собрать листок.
— А теперь посмотри на эти листочки. Они все одинаковые? Чем они отличаются? А какой листочек лишний?
Задание: выбрать из одинаковых листов лишний (кленовые листья и лишний березовый).
Физминутка Бобры.
Три строителя бобра
Трудились с самого утра. (Руки вытянуть перед собой, движения крест-накрест)
По ручью сплавляли брёвна, (Волнообразные движения руками)
Их укладывали ровно, (Хлопки вытянутыми вперёд руками)
Плотно доски подгоняли, (Руки вытянуть перед собой ладонями вниз, постукиваем ребрами ладоней друг о друга)
Ровно гвозди забивали. (Стучим кулаком о ладонь другой руки)
За труд благодарим бобров! (Пожимаем свои руки)
Мост через ручей готов! (Показываем «мост» — сцепляем пальцы в замок и поднимаем их над головой)
— А ещё осенью собирают урожай в садах и на огородах. Посмотри, какие из осенних плодов собирают в саду, а какие на огороде.
Ученик называет предлагаемые плоды.
Задание: выбрать плоды, которые собирают на огороде и в саду осенью и разложить в разные корзинки. На выбор предлагаются:, груша, яблоко, тыква, картофель, капуста, свёкла.
Ученик называет плоды и сортирует.
— Молодец, ловко ты выбрал дары осени.
— Садоводы собрали большой урожай яблок. Посмотри, сколько яблок привез нам грузовик. Какого они цвета?
Задание: рассортировать яблоки по цвету в две коробочки.
— Нам надо разобрать яблоки по разным ящикам. Вот у нас два ящика. В один то сложи жёлтые, а в другой – красные.
— Посчитай, сколько у тебя получилось красных яблочек, а жёлтых сколько?
-А каких яблок получилось больше?
— Каких яблок получилось меньше?
— А теперь давай нарисуем яблочко с помощью пластилина.
Задание: на листе бумаги нарисован контур яблока и необходимо его выложить внутри пластилиновыми жгутиками.
— Не только люди собирают урожай в садах и огородах осенью. Животные тоже запасают на зиму плоды. Белки собирают орешки и грибы. Мышки собирают зернышки. А к нам пришел Ёжик. Он на свои иголки нанизывает яблочки, грибы, ягоды. Давай поможем ему собрать грибы.
Задание: шнурком прикрепить грибы на спинку ёжика.
— Молодец, ты хорошо помог Ёжику собрать грибы в запас.
Заключение
— Вот какая осень волшебница. Листья раскрасила яркими красками, Плодами в садах и огородах всех одарила. И готовит всю природу к зимнему сну. Давай посмотрим на наши картины и вспомним стихотворение, с которого начали занятие.
— Ты сегодня молодец, хорошо поработал, и осень припасла подарок и для тебя.
Коррекционно-развивающее занятие по окружающему миру «Золотая осень»
Конспект коррекционного занятия
по предмету: «Окружающий мир»
с детьми младшего школьного возраста
«Золотая осень»
Тема: «Золотая осень»
Цель: Расширить и обобщить знания детей об особенностях осеннего времени года.
Задачи:
Образовательные задачи:
-Закрепить представление детей об осенних изменениях в природе;
-Формировать двигательные умения и навыки;
-Способствовать овладению детьми познавательных эталонов;
-Развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики;
-Расширять словарный запас;
2. Коррекционно-развивающие задачи:
-Развитие целенаправленного внимания «Чего не хватает»
-Коррекция восприятия и памяти на основе упражнений в узнавании, различении
-Развитие положительных эмоций
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру;
-Проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма;
-Воспитывать просодические компоненты речи (ударение, изменение по падежам)
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска, ноутбук, колонки, канцелярские принадлежности (листочки, цветной картон, клей-карандаш), иллюстрации «Времена года», наглядно-познавательный материал «Осенние овощи»
Словарная работа
Листопад.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций «Времена года», тематические прогулки, сбор осеннего гербария.
Ход занятия:
Организационный момент
Эмоциональный настрой детей на занятие.
В: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно! Так давайте же сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.
Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Оля с Юлей; Саша с Ритой, а Гуля со мной обменяемся улыбками. Теперь посмотрите на меня и улыбнитесь.
Коррекционно-развивающее упражнение на развитие целенаправленного внимания «Что лишнее?»
Ребята, прежде чем продолжить наше занятие давайте вместе дружно еще раз вспомним одно из правил поведения на занятии.
Д: На занятии я сижу,
Не шумлю и не кричу
Руку тихо поднимаю,
Если спросят -отвечаю.
(Все хором)
В: Молодцы, все знают, как надо себя вести на занятии.
2. Основная часть
1.Введение в тему
А теперь внимательно слушаем, не выкрикиваем, а поднимаем руки и даем полный ответ.
-Ребята, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь я елочек и сосен,
Потому что называюсь я … (осень)
-Молодцы! Конечно это осень.
Воспитатель выставляет сюжетную картину «Осень»
2. Беседа
—Ребята, какие еще вы знаете времена года?
-Что идет после осени?
-Что идет перед осенью? И т.д.
Дерево на доске.
За правильные ответы вы получаете осенние листочки, которыми мы будем украшать наше дерево. В итоге занятия мы увидим, какое красивое, осеннее дерево у нас получилось. Ребята, скажите сейчас какое время года? А по каким признакам вы узнаете, что сейчас время года-осень?
Ребята, какие признаки осени вы знаете?( Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края . Животные готовятся к зиме.
(Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. А люди собирают урожай, 5 листочков на деревце)
3.Обращение к наглядно-иллюстративному материалу. Актуализация знаний детей.
А сейчас мы посмотрим с вами на осенний лес!
(Презентация)
Беседа:
Молодцы! А теперь отгадайте загадку:
Его весной летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки упали все рубашки.
Что это? (лес)
-Почему сказано: «Весной и летом мы видим одетым?»
-Почему говорится: «упали все рубашки?» Что имеется ввиду?
-Вы догадались, о чем загадка?
-Как называется явление в природе, когда опадают листья? (хором-листопад.Словарная работа)
-Почему листопад бывает осенью? (Осенью дует холодный ветер. Он срывает с листьев желтые листья. Они кружатся и падают на землю. (слайд) Как это называется (листопад)
4.Физкультминутка «Осенние листочки».
Использование ТСО (фонограмма легкой музыки)
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, с началом музыки бегают врассыпную, выполняя движения)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия листиков в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, «летают», снова тихо садятся. Листья собирают в букет.
В: Ребята, давайте, и мы с вами сделаем листопад.
Возьмите листочек, положите его на ладонь и тихонько подуйте на него. Молодцы! А теперь с силой подуйте на него (вспомним дыхательную гимнастику). Вот такой листопад у нас получился и т.д.
Пазлы
В:Ребята, ветер так сильно дул, что разорвал листочки и т.д.
Собираем пазлы.
В:Молодцы ребята! Все справились с заданием, правильно собрали. Саша и Рита? (ответ детей: листики)
5.Игра, направленная на грамматическое совершенствование строя речи детей
«Подскажи словечко»
(Изменение по падежам)
Мы ждали…(осень)
Долго не было…(осени)
Мы рады…(осени)
Мы одеваемся тепло…(осенью)
Мы поем песни об… (осени)
Мы любим…(осень)
В: Ребята, мы с вами хорошо поработали, вспомнили приметы осени, разгадали загадку. Давайте немножко отдохнем.
6.Смена деятельности детей и настрой их на дальнейшую работу путем релаксации
Закройте глаза. (фоном включается спокойная композиция)
Представьте себе, что вы нежитесь на мягкой травке. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно свежим, осенним воздухом. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете. Отдыхают ваши руки, ваши ноги.. (пауза, поглаживание детей).
Отдыхают ручки у……, отдыхают ножки у……
Приятное теплое осеннее солнышко греет все ваше тело. Ваше дыхание совершенно спокойно, руки , ноги и все тело расслаблено, чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы наслаждаетесь отдыхом, который принесет вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя усталость и медленно откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими и у вас бодрое настроение.
7.Закрепление знаний
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Надо куртки, шапки надевать?
-Молодцы! все знаете об осени.
В:Наше дерево опять получает осенние листочки.
9. Индивидуальная работа детей
Ребята, давайте послушаем стихотворение, которое сегодня Гуля приготовила для нас.
Слушаем стихотворение.
В:Молодец Гуля! Вот еще листочек и мы крепим его к нашему дереву.
10. Итоги занятия
Посмотрите ребята, какое большое, красивое осеннее дерево у нас получилось.
Наше дерево мы украсили благодаря вашим знаниям и правильным ответам сегодня. Оно будет украшать класс!
11.Рефлексия (обратная связь)
-О каком времени года мы сегодня говорили?
-Что бывает осенью? (сбор урожая, отлет птиц и листопад)
-Понравился ли вам наш листопад?
-Как вы думаете почему листопад только осеннее явление природы?
Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить четко, полным ответом и дружно украшали наше дерево.
На следующем занятии мы поговорим о том, как люди собирают урожай осенью и готовятся к зиме. Спасибо вам, ребята! Сегодня все молодцы!
Методическая разработка: Конспект развивающего занятия Приметы осени» (для детей 5-6 лет)
МБУДО Тёмкинский Дом творчества
КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
«Приметы осени!»
09.10.2019.
Подготовила и провела педагог дополнительного образования
Зубарева Юлия Анатольевна
Целевая аудитория: обучающиеся творческого объединения «Фантазия»-1 (5-6 лет)
Цель: Формирование представлений детей об изменениях в природе осенью
Задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе
-расширять знания о таком времени года, как осень
-развивать познавательную активность и эмоциональную отзывчивость
Оборудование и материалы: трафареты листьев, краски, вырезанные из плёнки «лужи» и листья разных деревьев
Предварительная работа:
Обучающимся было предложено прийти на занятие в праздничной одежде, с осенними листьями
Ход занятия:
Педагог:
-Ребята, а знаете ли вы -какое время года наступило? …
Вот небо, серое от туч,
Пробил случайно солнца луч.
И всё покрылось позолотой:
Лес, поле, речка и болото.
Но, скрылся лучик и как прежде
Я в тёплой кутаюсь одежде.
Стемнело очень рано, в восемь…
Но что поделать, это -… (осень)
А как вы догадались? Какие приметы говорят о том, что наступила осень?
Обучающиеся:
-Стало холодать -Листья с деревьев падают
Педагог:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далеки
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
Послушайте рассказ об осени и помогайте мне, отвечая на вопросы:
Весной солнце меньше греет, чем летом, оно уже не такое яркое. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Листья окрасились в какие цвета? (жёлтый, оранжевый, красный)
Перелётные птицы собираются улетать в тёплые края. Какие птицы?
(ласточки, журавли, дикие утки и гуси).
Звери начинают менять летнюю шерсть на зимнюю. Белка и заяц изменяют и цвет своей шубки. С какого на какой? Зачем?
Осенью у людей много работы. Что мы делаем осенью в огороде? (мы собираем урожай овощей и фруктов)
И в саду и в огороде
Осень наступила.
Все поспело, все созрело,
Что на грядке было.
А что растет на грядке — дети знают и загадки отгадают.
1.Он растет в земле на грядке.
Вкус его совсем не сладкий.
Если попадет под нос,
Слезы от него прольешь!
Острый сочный друг.
Кто же это? ( Это лук!)
2.Он зеленый, вкусный, сочный.
И хрустит приятно очень.
Говорим мы красовЕц, ароматный …(.Огурец)
3.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая! (Морковь)
4.Листья собраны в кочан В огороде у сельчан. Без нее во щах не густо. Как зовут ее? (Капуста)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Педагог:
На грядках созрели овощи, а в саду осенью тоже много вкусного А какие фрукты вы знаете?
Загляни в осенний сад Чудо — мячики висят. Красноватый, спелый бок Ребятишкам на зубок. (Яблоки)
Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала… (Груша)
Нужно поскорей убирать урожай, ведь скоро пойдут дожди…
Дождь идет по всей земле,
Мокрая дорога.
Много капель на стекле,
А тепла не много
Спят березы в серебре,
Ярче зелень сосен
Потому, что на дворе
Осень, осень, Осень!
А где дождь, там и лужи. Ребята, давайте посмотрим, умеете ли вы перепрыгивать через лужи
Динамическая пауза «Через лужи» На полу раскладываются вырезанные из прозрачной плёнки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть
Педагог:
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Выполни задание: Обведи по трафарету и раскрась осенний лист
Педагог:
Какие яркие и красивые листья у вас получились! Молодцы!
Подвижная игра «Листья»
На полу разбросаны листья разных деревьев (берёзы, дуба, клёна, рябины). Под музыку дети собирают одинаковые листья в кучки. Затем нужно определить — какому дереву принадлежат опавшие листья.
(Обучающиеся рассматривают листья и определяют — какому дереву они принадлежали)
Педагог:
Ребята, вы много нового узнали на сегодняшнем занятии. Поработали, поиграли, повеселились. Но наше занятие подходит к концу.
Рефлексия:
-какое время года наступило?
-вы любите это время года?
-что вам больше всего понравилось на занятии?
До новых встреч!
Источники:
-https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/1371-zagadki-pro-osen-dlya-detej-s-otvetami.html
-https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ovoshhi-s-otvetami.html
-https://po-ymy.ru/veselye-zagadki-pro-yabloko.html
-https://po-ymy.ru/zagadki-pro-poleznuyu-i-sochnuyu-grushu-dlya-detej.html
Развивающее занятие по теме «Осень»
Конспект развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Осень»
Цель занятия: формировать представление о временах года.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать мышление, слуховое внимание, память, фразовую речь.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к изменениям в природе,
Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу во время занятия.
Оборудование: картинки с изображением осени, презентация, плаката, схемы.
Ход занятия
Вводная часть: игра «Приветствие»
Дети входят в кабинет и здороваются.
Педагог: — Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся и поприветствуем друг друга. Я начну, а вы продолжите:
— Миша, я очень рада видеть тебя…(дети продолжают по цепочке)
-У вас хорошее настроение? (ответы детей)
-У меня тоже. Сегодня утром пришло письмо, вы хотите узнать от кого оно? Тогда послушайте внимательно загадку:
«Несу я урожаи, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю, я не касаюсь сосен
И ёлочек, я…» (Осень)
Дети:- Осень.
Педагог: — Правильно, это осень. А как вы догадались? (ответы детей по тексту загадки). — Молодцы! Давайте прочитаем, что пишет нам осень: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в осеннее путешествие».- Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: — Хотим.
Основная часть:
Беседа по теме с демонстрацией презентаций, плакатов, природного материала.
Педагог: — Давайте проверим , все ли готовы к путешествию:
Сколько времён года вы знаете? Назовите их по порядку.
Какое сейчас время года?
А осень ранняя или поздняя? Почему?
А какое время года было перед осенью? (ответы детей)
Педагог: — А сейчас мы сыграем в игру «Подумай и ответь правильно», становитесь в круг. Я буду задавать вопросы, и бросать мяч, а вы должны поймать его, ответить на вопрос и вернуть мяч обратно. Вы готовы?
Игра:
Ветер что делает? (дует, стонет, воет)
Дождь что делает? (идёт, моросит, льёт, капает)
Листья осенью что делают? (желтеют, кружатся, летят, опадают)
Осенью трава что делает? (вянет, желтеет, засыхает)
Педагог: — Мне понравились ваши ответы, и мы можем отправляться в осеннее путешествие.
— Начинаем наше путешествие. На столе лежат картинки, выберите одну и расскажите, что происходит осенью с тем, что нарисовано на ней:
Солнце
Небо
Деревья
Птицы
Звери
Люди
Что можно сказать про солнце осенью? (светит, но не греет, солнечных дней мало)
Какое небо осенью? (хмурое, дождливое, пасмурное, серое)
Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, опадают, стоят голые, засыпают)
Как называют явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)
Птицы осенью что делают? (улетают в тёплые края) Почему?
Как называют этих птиц? (перелётными) Назовите их. (ласточки, грачи, скворцы)
Все птицы улетают в тёплые края? Насекомые осенью что делают? (прячутся под кору деревьев, коряги, старые пни)
Звери осенью что делают? (готовятся к зиме. Медведь, барсук, ёж ложатся спать; заяц лиса, белка меняют шубы. Белка готовит запасы на зиму)
Погода осенью, какая? (ветреная, холодная, дождливая, иногда падает снег)
Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлёт птиц, листопад)
Педагог — Молодцы! Предлагаю вам отдохнуть и прогуляться по осеннему лесу.
Физминутка «Листопад»
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на носочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения рук вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).
Заключительная часть:
(Педагог предлагает детям сесть на свои места)
-Наше путешествие подошло к завершению, мы говорили с вами о признаках осени. Кто хочет составить рассказ про осень? А чтобы вам было легче рассказывать и ничего не забыть, можно пользоваться картинной схемой.
(ответы детей детей)
— Мне понравились ваши ответы.
— Занятие окончено.
План-конспект занятия на тему: Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень — золотая».
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень — золотая».
Цели:
- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».
- Упражнять детей в практическом употреблении существительных единственного и множественного числа.
- Развитие мелкой моторики.
Ход занятия.
- Организационный момент:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
— Ребята, как можно узнать, что наступила осень?
(Моросит дождь, листья опадают, дует ветер, птицы собираются улетать на юг, люди надели теплые курточки, сапожки…)
- Речевая зарядка:
-Ща-ща-ща – Маша ходит без плаща.
— У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась.
3. Дидактическая игра «Один-много»
Ветка — ветки; туча – тучи; лужа — лужи; дерево – деревья; лист – листья; дождь – дожди; цветок – цветы.
4.Рассмотри картинки с изображениями осени и лета. Назови приметы этих времен года.
Летом ярко светит солнце, а осенью идут дожди.
Летом дети купаются, а осенью идут в школу.
Летом собирают ягоды, а осенью урожай.
Летом деревья зеленые, а осенью желто-коричневые.
5. Физминутка
Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели
6. Развитие связной речи (составление рассказа по картине)
— Кого ты видишь на картине ? – Где сидит щенок?
-Какой щенок? Подберите слова определения. (Маленький, грустный, одинокий, печальный, больной..)
— О чем бы вы спросили щенка?
— Что у щенка болит? Как вы догадались? А почему щенок простудился?
— Какое время года изображено на улице? Почему вы так считаете?
— На улице тепло или холодно? Тихо или ветрено? Сухо или сыро?
— Какого цвета листья? С какого дерева упали эти листья?
— Что нужно надевать, когда выходишь на улицу в дождь? Что нужно брать с собой? Вы видите эти предметы на картинке? Назовите их.
7. Упражнение «Исправь ошибку».
Дети осенью носят легкую (теплую) одежду.
На деревьях распускаются (опадают) листья.
Дикие животные не делают (делают) запасы корма.
8. Коллективная работа « Осенний лес»
— Ребята, у каждого из вас на столах лежат листики, клей, кисточки и макеты деревьев. Вам нужно аккуратно приклеить листики на крону макета дерева. После этого приклеить макет дерева на полянку.
9. Итог занятия:
— Ребята, вы сегодня все очень хорошо работали на занятии.
— Всем спасибо!
Конспект занятия по развитию речи «Осень»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
«Осень»
к разделу
«Лексические темы»
Автор:
Тимофеева марина михайловна
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
детского клуба «Огонёк»
Оренбург
2015
Открытое занятие
Тема: «Осень»
Дата: 12.11.15 г.
Педагог: Тимофеева М. М.
Цель занятия: Активизация словаря и закрепление знаний детей по теме «Осень».
Задачи:
Обучающие:
Расширять словарный запас по теме.
Закрепление знаний детей об основных признаках и явлениях осени.
Закрепление знаний о предлогах на, с.
Развивающие:
Развитие речевого дыхания.
Развитие общей и пальчиковой моторики.
Развитие навыка образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного.
Вид занятия: комбинированное.
Материалы к занятию для обучающихся: тетради, цветные карандаши.
Материалы к занятию для педагога: карточки масок с разными мимическими настроениями, корзинка с осенними листьями,
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на своём занятии. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Теперь первым сядет тот, кто у кого имя начинается на гласный звук. А сейчас сядет тот чьё имя начинается на согласный звук.
-Сначала, каждый из вас, вытянет карточку из «Театра настроений», и покажет такое настроение и выражение лица, как на картинке.
— Вот вы и засмеялись, повеселели! Какие интересные выражения лиц у вас получились. Теперь можно начинать занятие с хорошим настроением.
2. Объяснение нового материала.
Педагог: Ребята, какое время года сейчас за окном?
Учащиеся: Осень.
Педагог:
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
— Сегодня тема нашего занятия «Осень». Наступила осень! Долго ещё будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Осенью природа замедляет своё развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в тёплые края, погода становится всё холоднеё, ближе к концу осени выпадает первый снег.
— Посмотрите, ребята, у меня в корзинке лежат осенние листочки. С какого дерева они упали?
Учащиеся: С дуба, с берёзы, с клёна.
Педагог: Как называются эти листочки?
Учащиеся: Дубовые, кленовые, берёзовые.
Педагог: Какого они цвета?
Учащиеся: Жёлтого, коричневого, красного, оранжевого.
Педагог: Правильно ребята. У меня в корзинке осенние листья разных цветов. Сейчас мы с вами будем осенним ветром. Каждый из вас выберет себе лист и будет на него дуть.
Учащиеся дуют на листочки, вырабатывая плавный продолжительный выдох.
3. Практическая часть.
Педагог: Ну вот, все листочки разлетелись, и мы продолжаем занятие.
Сей час мы с вами встанем в круг и поиграем в игру. А называю слово — предмет, кидаю вам мяч, а вы называете это слово – предмет ласково и кидаете мне мяч обратно.
Учащиеся:
— Ответы детей.
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
Туча- тучка
Педагог: Ребята, теперь откройте свои тетради. Что вы там видите?
Учащиеся: Картинку, на которой падают листочки.
Педагог: Возьмите цветные карандаши и обведите осенние листочки по точкам и дорисуйте контур за художником. Карандаши, какого цвета вы возьмёте?
Учащиеся: Жёлтые, зелёные, красные, коричневые, оранжевые.
Учащиеся выполняют упражнения в тетради.
Педагог: А давайте соберем для осени букет из листьев?
Вспомним, как это делать.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем
Учащиеся выполняют упражнения на развитие пальчиковой моторики.
Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, что вы там видите?
Учащиеся: ответы детей.
Педагог: Правильно, это осенний день. Назовите признаки осени по картинкам-символам.
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог: Ребята, молодцы. Все справились с заданием. А сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Посмотрите на картинку, что вы видите?
Учащиеся: Схему предложений.
Педагог: правильно. Какие предлоги обозначают схемы , .
Учащиеся: На, с.
Педагог: Ребята, по цепочке составляем предложения по схеме.
Учащиеся: (ответы детей).
4. Закрепление нового материала.
Педагог: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами говорили про осень. Давайте вспомним, что происходит осенью в природе?
Учащиеся: Ответы детей.
5. Подведение итогов.
— Ребята, вы прекрасно сегодня поработали. Молодцы! И поэтому я хочу вам на память об этом занятии подарить осенний листик. (Приложение 3.)
— Занятие закончилось.
Литература:
Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий/ Т. Ю. Бардышева. – М.: Эко Пресс, 2013. -160 с.
Батяева, С. В. Большой альбом по развитию речи./ С. В. Батяева. – М.: РОСМЭН, 2014. – 280 с.
Коноваленко, В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием: 1, 2, 3 период. Пособие для логопедов./ В. В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001. – 48 с.
Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
Интернет-ресурсы:
http://vk.com/logopedsfera — Развитие речевого дыхания.
http://festival.1september.ru/articles/507643/
http://www.slavkrug.org/
Приложение№1
Приложение №2
Приложение№3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6