Новорожденные по месяцам – прибавка в весе и увеличение роста, норма и отклонения, календарь и схема основных навыков в разном возрасте, мнение доктора

Содержание

Развитие новорожденного ребенка по месяцам: как развивается младенец до года

В этой статье:

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Малыш растет

Малыш растет

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками. Подробнее о 1 месяце новорожденного →

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа». Подробнее о втором месяце жизни новорожденного →

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус. Подробнее о третьем месяце жизни новорожденного →

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба». Подробнее о развитии 4 месячного ребенка →

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими. Подробнее о развитии 5 месячного ребенка →

Рост малыша от 1 до 12 месяцев

Рост малыша от 1 до 12 месяцев

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п. Подробнее о развитии 6 месячного ребенка →

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки. Подробнее о развитии 7 месячного ребенка →

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки. Подробнее о 8 месячном ребенке →

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям. Подробнее о развитии 9 месячного ребенка →

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д. Подробнее о режиме дня 10 месячного ребенка →

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

Полезное видео о новорожденных детях

Советуем почитать: Как лечить насморк у грудничка и что делать, если у 6 месячного ребенка появились сопельки

Уход за ребенком от рождения до года по месяцам

С рождением малыша каждая мама должна правильно ухаживать за своим ребенком. И это естественно, потому что здоровье детей с момента зачатия и до сознательного возраста целиком зависит от родителей.

Конечно, правильный уход за новорожденным ребенком с самого рождения потребует определенных знаний и навыков. Все мероприятия по уходу можно разделить на ежедневные и еженедельные. Но, конечно, любые процедуры, в которых нуждается малыш, можно проводить и чаще.

Ежедневный уход за ребенком

Умывайте личико малютки каждое утро теплой кипяченой водой. Протирать можно и рукой, но лучше воспользоваться обычной ватой.

Уход за глазками

Обработайте малышу глаза при помощи ватного диска, предварительно смоченного в кипяченой воде. Если заметили, что глаза стали загрязняться больше обычного, то примените раствор фурацилина. Промывание проводится строго от наружного угла глазика к внутреннему. Обязательно для каждого глаза применяйте новый ватный диск.

Берегите органы зрения вашего малыша с самых ранних лет. Избегайте воздействий очень яркого света, не разрешайте смотреть на солнце, осторожно обращайтесь с фотовспышкой. Не подвергайте глазки крохи резким перепадам света, а ночью пользуйтесь настольной лампой или торшером под зеленым абажуром.

См статьи по теме:

Подмывание и купание

Новорожденных следует подмывать после каждого испражнения в проточной воде, а не в тазике или в ванночке. В противном случае в мочеполовые пути может попасть инфекция.

Девочек обязательно подмывают рукой спереди назад под теплой струей. Перед началом этой процедуры, обязательно проверьте температуру воды. После подмывания на пеленальном столе чистой пеленкой промокательными движениями осушите кожу ребенка. Складочки смажьте ватным тампоном, смоченном в стерильном растительном масле или детском креме.

См статьи по теме:

Видео: Как купать младенца Мастер класс

Ежедневный уход за ребенком до года проводится по утрам.

Еженедельный уход

Уход за носиком

Носовые ходы у новорожденного очень маленькие, поэтому даже незначительное засорение вызывает затрудненное дыхание. Ходы могут забиваться волосками от одеяла и одежды, пылью, раздражаться сигаретным дымом. Прочищайте их с помощью жгутика из стерильной ваты.

Смочите  в стерильном вазелиновом или растительном масле и вводите в носовой вход не более чем на один сантиметр вращательными движениями. Для левого и правого носовых ходов используйте разные жгутики. Иногда ребенок сам может справиться с такой проблемой частым чиханием. Вы должны следить за чистотой воздуха и не допускать его загрязнения.

Читаем также: Как и с помощью чего почистить ребенку носик?

Уход за ушками

Внимательно относитесь к органам слуха и прочищайте ушные раковины. Если видно выделение серы – не паникуйте, это нормальный процесс. Вместе с ней из наружного уха удаляются микроорганизмы ипыль, то есть проходит процесс самоочищения. Дабы не возникли серные пробки, следует удалять излишек серы снаружи слухового прохода чистой ватной палочкой. Но при этом не проникать в него глубоко, чтобы не поранить нежную кожу и не травмировать барабанную перепонку.

(Подробнее об уходе за ушами новорожденного)

Уход за ногтями

Обрезайте малышу ногти. Некоторые новорожденные появляются на свет уже с таким «маникюром», что при активных движениях могут себя поцарапать. У грудничков ногти растут быстро, поэтому их следует часто обрезать, иначе они ломаются и загибаются. Но не нужно стричь очень коротко, это причинит ребенку боль. Пользуйтесь безопасными ножницами или маленькими детскими щипчиками. При обрезании нажмите на подушечку пальца, чтобы случайно не задеть кожу. Если все-таки произошло ранение, приложите к ранке стерильный бинт и подержите до остановки кровотечения. Удобно стричь ногти малютке, когда он спит и полностью расслаблен.

(Подробнее: Уход за ногтями ребенка — Как подстричь ногти новорожденному ребенку)

Видео: Уход за ребенком до 3-х месяцев

Не забывайте

Уход за ребенком от рождения до года – очень важный момент, где на первом месте стоят гигиена и чистота. С самых первых дней обращайте внимание на пупочную ранку, ежедневно обрабатывайте и не допускайте в нее попадание микробов.

Комната, где живет малыш, должна быть светлой, теплой и чистой. Каждый день проводится влажная уборка и проветривание помещения. Чистая и проветренная комната — это залог хорошего развития вашего ребенка!

Ежедневно осматривайте кожные покровы ребенка. Если заметны покраснения в зоне ягодиц, паха, шейных складках или подмышечных впадинах, возможно, это опрелости, возникшие из-за перегрева кожи. В этом случае используйте специальные крема или косметические средства, делайте ребенку воздушные ванны на 15-20 минут после смены подгузника.

См статьи по теме:

Ухаживать за малышом – ответственно и непросто. Уход за ребенком индивидуален и имеет отличия у разных малышей в одном возрасте.

Помните, что самое главное, в чем он нуждается – это забота и любовь родителей и тогда точно все будет хорошо.

Читаем далее по теме ухода и гигиены:

Медсестра роддома рассказывает как ухаживать за младенцем

Видео: Уход за новорожденным малышом до года

https://www.youtube.com/watch?v=0D8htBdmqpE

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

таблица режима до года, график от 0 до 12 месяцев

Доказано, что режим дня, то есть распределение времени на сон, бодрствование, кормление и гигиенические процедуры, жизненно важен для маленького ребенка. Точное соблюдение распорядка обеспечивает полноценное физическое и психическое развитие детей. Однако не все мамы могут правильно составить его, так как незнакомы с нормами сна и бодрствования ребенка до года.

Правильный режим – главное условие для полноценного развития маленького ребенка

Правильный режим – главное условие для полноценного развития маленького ребенка

Преимущества поддержания режима сна

Несмотря на индивидуальное составление режима для каждого ребенка, в его основе лежат единые требования. Например, правильным считается, если младенцев кормят сразу после пробуждения, затем идет активное бодрствование до следующего укладывания, то есть на сон приходится основная часть времени.

Доктор Комаровский советует подобрать такой режим сна, чтобы малыш мог спать дольше часа. По мнению доктора, сон ребенка до года должен выстраиваться по месяцам, так как для каждого периода есть свой биоритм.

Последствия отклонения от нормы

Педиатры говорят, что эпизодические отклонения от режима неопасны. Постоянные его нарушения приводят к плаксивости, раздражительности, беспокойству, негативно влияющим на психику грудничка.

Важно! На основе рекомендаций детских специалистов нетрудно составить подходящий режим сна ребенка до года по месяцам. Это нужно не только младенцу, но и родителям, так как упорядочивается жизнь всей семьи.

Режим дня для ребенка до года

Составляя распорядок дня по месяцам, надо включать обязательные структурные элементы:

  • режим питания;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • сколько нужно спать, и какова продолжительность сна;
  • развивающие занятия для формирования возрастных умений и навыков;
  • самостоятельные игры.

К сведению. В первые месяцы после рождения при условии, что новорожденный здоров и развивается в соответствии с медицинскими показателями, он большую часть времени спит. По мере взросления продолжительность сна постепенно сокращается, а период бодрствования увеличивается.

Как правильно разработать график дня ребенка

Правильно разработать график дня ребенка помогут следующие правила:

  • Индивидуальный подход, так как, несмотря на средние нормы сна и бодрствования, желателен учет особенностей, привычек крохи и личных биоритмов.
При составлении графика дня нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка

При составлении графика дня нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка

  • Введение необходимых ритуалов, которые помогают засыпанию, хорошему аппетиту и безболезненному переходу от одного вида деятельности к другому.
  • Гибкость, так как любой распорядок дня требует коррекции. Наблюдения за самочувствием и настроением подрастающего ребенка помогут маме сделать необходимые поправки в режиме.

Способы приучения младенца к распорядку дня

Часто родители задают вопрос, как приучить младенца к распорядку дня. Советы специалистов не новы, но требуют усилий от всех домочадцев. Главный способ соблюдения распорядка – выработка привычек, на этой основе все режимные процессы проходят без труда:

  • Привычка быстро засыпать. Лучше всего укладывание проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате.
  • Привычка своевременного питания вырабатывается, если не подкармливать ребенка между приемами пищи и не перекармливать, так как с тяжелым ощущением в животике трудно вовремя заснуть.
  • Соблюдение ритуалов в одно и то же время (купание, прогулки, любимая игрушка на ночь, мамина колыбельная) – основа приучения к правильному распорядку.

Норма сна и бодрствования ребенка

Педиатры напоминают, что временем бодрствования (ВБ) считается промежуток дня, когда кроха не спит. В него входят не только игры и занятия с малышом, но и кормление, гигиенические процедуры, укладывание.

К сведению. Время бодрствования ребенка по месяцам увеличивается по мере взросления и развития, время и количество периодов сна сокращаются. Кроме того, нужно учитывать психологические особенности малышей, так как одни детки способны бодрствовать дольше своих сверстников, другим, в силу слабости нервных процессов, необходим более длительный дневной сон.

Нормы сна и бодрствования малыша легко определяются по его поведению

Нормы сна и бодрствования малыша легко определяются по его поведению

Главным критерием для выделения норм сна и бодрствования всегда остается поведение ребенка. Если он быстро засыпает и просыпается в хорошем настроении, спит отведенное время, активно играет, то сам регулирует свои циклы сна и ВБ. Мама, прислушиваясь к ребенку, понимает, сколько надо времени выделить на тот или иной процесс.

Таблица бодрствования ребенка до года по месяцам

Данные, разработанные специалистами на основе особенностей детей разного возраста, могут служить ориентиром тем родителям, у которых возникают вопросы по организации бодрствования. Доктор Комаровский, рассказывая о бодрствовании ребенка по месяцам, рекомендует максимально насыщать его, так как приятная усталость от активных действий настраивает ребенка на продолжительный крепкий сон. Хорошо помогают купание перед сном, игры в воде, общение, прогулки, развивающие занятия.

Время бодрствования по возрасту ребенка

ВозрастВремя бодрствования
новорожденный50 – 60 минут
1 месяц1 час – 1 час 15 минут
2 месяца1 час 15 минут – 1 час 20 минут
3 месяца1 час 20 минут – 1 час 35 минут
4 месяца1 час 45 минут – 2 часа
5 месяцев2 часа – 2 часа 15 минут
6 месяцев2 часа 15 минут – 2 часа 30 минут
7 месяцев2 часа 45 минут – 3 часа
8-10 месяцев3 – 4 часа
11-12 месяцев3 часа 30 минут – 4 часа 30 минут

Если малыш бодрствует дольше запланированного и реагирует на все позитивно, то можно увеличивать ВБ.

Чем заняться во время бодрствования

Многих мам беспокоит вопрос, чем занять ребенка во время активного бодрствования. В педагогической практике есть разные игры, которые помогут не только наполнить день малыша разнообразной деятельностью, но и развить необходимые для его возраста знания, умения и навыки.

Активная деятельность и общение со взрослым разнообразят часы бодрствования малыша

Активная деятельность и общение со взрослым разнообразят часы бодрствования малыша

От 0 до 2 месяцев

С самого рождения желательно приучать кроху к самостоятельному бодрствованию. Новорожденный, живущий по оптимальному режиму, активно бодрствует после крепкого сна и полноценного кормления. Однако в этом возрасте он не умеет самостоятельно передвигаться. Задача взрослого – правильно организовать бодрствование. Можно начать общение с грудничком в кроватке, ласково обращаясь к нему, звеня погремушками, своим голосом вызывая ответные голосовые реакции. Затем, взяв кроху на руки, пройтись по комнате, привлекая его внимание к окружающим предметам, игрушкам. Развивающий материал стоит чаще менять, чтобы разнообразить впечатления малыша, например, яркие картинки на стенах, игрушки на полках.

Совет. Примерно с двух месяцев у младенца начинается комплекс оживления (движения ручками и ножками, касание предметов, попытки переворачиваться, гуление), поэтому кроватка должна быть достаточно свободной.

От 2 до 6 месяцев

В следующем возрастном периоде, от 2 до 6 месяцев, грудничок развивается в осязательной деятельности. Задача родителей – подобрать игровой материал. Главный навык для развития – хватательный, поэтому игрушки должны быть удобными для захватывания: погремушки с длинной ручкой, развивающий коврик, дуга с подвесками.

Если грудничок осваивает ползание, то надо помочь ему овладеть навыком. Хорошим стимулом к ползанию могут стать подвижные игры «Доползи до игрушки», «Где мишка?»: показать игрушку и предложить ее взять, отодвигая постепенно все дальше и дальше.

Важно! Активизировать ребенка в играх должен взрослый. Для деток, которые затрудняются в ползании, подходит такой прием: подставить руку под ступни малыша и слегка подтолкнуть в направлении игрушки.

Бодрствование ребенка от 2 до 6 месяцев должно включать разные виды игр

Бодрствование ребенка от 2 до 6 месяцев должно включать разные виды игр

В полгода полезно развивать моторику, предлагая грудничку пальчиковые игры, как стимул для развития мышления и появления первых слогов. Хорошо подойдут старинные игры «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка», чтобы малыш поочередно сгибал и разгибал пальчики в соответствии со словами.

От 6 до 12 месяцев

Во второй половине года нужно предоставлять грудничку больше возможностей для познания окружающего мира. Основой деятельности становятся манипуляции с предметами: ребенок хватает их, бросает, стучит. Важно вовремя приобрести развивающие игрушки (кубики, молоточки, вкладыши, пирамидки, звучащие погремушки).

К сведению. Возраст 6-12 месяцев – время развития моторики и основных движений. Детки стараются активно ползать, пытаются вставать и делать первые шаги. Поэтому родительское внимание в этот момент чрезвычайно актуально. Развивать такие стремления можно с помощью подвижных игр и моторных игрушек: машинки, всевозможные каталки, мячи, ходунки, прыгунки.

Психологи рекомендуют помогать крохе осваивать доступные спортивные снаряды, например, влезать на небольшую горку и скатываться с нее, подниматься и спускаться по детской лесенке с помощью взрослого, самостоятельно садиться на скамеечку.

Полезны занятия на развитие речи, которые помогают малышу усваивать активный словарь, например, игра в «чудесный» мешочек, в котором лежат мелкие зверушки (кошка, мишка, собачка), рассматривать куколку, выгружать из машинки игрушки по просьбе мамы.

Важно! Игра должна сопровождаться речью взрослого: забавными стишками, песенками, потешками. Можно приобрести детские книжки или использовать аудиозаписи.

Во второй половине года у ребенка активно развиваются двигательные и речевые навыки

Во второй половине года у ребенка активно развиваются двигательные и речевые навыки

Составить график дня для ребенка нетрудно, если следовать рекомендациям специалистов. Главное, чтобы родители не ленились вовремя проводить режимные процессы, были активны сами, стремились создать все условия для бодрствования деток.

Видео

продолжительность и фазы, таблица до 1 года

Молодым родителям важно понимать, как должен проходить период отдыха у грудничка. Сон для новорожденного – время, когда организм отдыхает и набирается новых сил, во сне младенцы растут. Как понять, сколько должен спать новорожденный? Стоит ли вводить специальный режим, и какие есть у ребенка фазы сна? Со всеми этими важными вопросами сталкиваются мамы и папы.

Сон в первые дни жизни занимает почти целый день

Сон в первые дни жизни занимает почти целый день

Продолжительность сна младенцев

Дети рождаются слабыми, поэтому первые недели их жизни уходят на то, чтобы накопить силы, требующиеся для развития. Находясь в утробе матери, ребёнок привыкал к водной среде. При рождении он оказывается в другом пространстве, с другим атмосферным давлением, к которому приходится привыкать заново. Взрослым людям окружающий мир кажется простым: воздухом легко дышать, давление атмосферного столба остается незамеченным. Новорожденным для того, чтобы дышать и делать простые движения, приходится прилагать много усилий. Поэтому первые дни жизни малыш больше спит, набирается сил и привыкает к миру. В первый месяц длительность отдыха намного больше периода бодрствования: спят малыши около 20 часов, в остальное время питаются. В дальнейшем младенец спит все меньше, будет появляться больше сил для изучения окружающего мира.

Продолжительность сна по месяцам до года

Сон грудничка первое время зависит от того, сколько времени прошло от его рождения. Далее продолжительность сна у новорожденных по месяцам меняется:

  • Сон новорожденного первые 2 недели жизни занимает почти целые сутки (20-22 часа). Спит он в это время перерывами, поскольку кроха пока не понимает, когда наступает день и ночь. Днем грудной малыш спит подряд 2-3 часа, ночью немного дольше. Он периодически просыпается, чтобы подкрепиться. Если не будет получать молоко каждые 3-4 часа, ему не будет хватать сил, поэтому частые пробуждения – норма.
  • В течение следующих нескольких недель продолжительность отдыха медленно снижается до 16-18 часов в сутки. Малыш привык к обстановке и может обойтись в ночное время без кормления около 6 часов. Днем после кормления он не станет сразу засыпать. Теперь будет изучать окружающий мир, только после этого утомляться.
  • Сон у грудничков по месяцам начинает меняться с третьего. К концу этого срока малышу достаточно высыпать в сутки 15-16 суммарных часов.
  • В период до полугода наступает переход на ночной отдых, но ему все еще нужны перерывы на отдых в дневное время. В общей сложности на отдых также будет уходить около 15 часов, из которых 8-10 – в ночной период, остальные разбивается на короткие сны у грудничка днем по 1-1,5 часа.
  • В течение следующих 3 месяцев (с 6 до 9) общее время отдыха сокращается до 12 часов в сутки. Большую часть времени кроха отдыхает по ночам. Днем требуется отдых в дообеденное время и во второй половине дня по 1-1,5 часа.
  • С 9 месяцев и до года детям достаточно 10-11 часов на отдых, в которые входят два коротких перерыва на отдых днем. Родители стараются наладить режим дня крохи и не нарушать его.
Режим до года меняется каждые 2-3 месяца

Режим до года меняется каждые 2-3 месяца

Как организовать сон ребенка

Сколько будут спать дети, зависит и от родителей. Сон у новорожденных по ночам можно сделать продолжительнее, вводя со 2-3 месяца приблизительный режим. Постепенно груднички привыкают к распорядку и быстрее переходят на ночное время отдыха. Для введения режима родители делают следующее:

  • Стараются соблюдать ежедневно одно и то же время, когда укладывают малыша на дневной отдых.
  • Период бодрствования перед сном немного удлиняют, чтобы утомить кроху.
  • Чтобы ночью грудничок спал крепко, его купают, кормят, общаются с ним, иногда гуляют. Все эти действия важны для грудничков для сна.

Внимание! Затягивать с периодом бодрствования не стоит, в противном случае грудничок будет капризничать и труднее засыпать.

Начиная с полугода, дети лучше схватывают распорядок дня – это идеальное время для введения более четкого режима. Многие родители в этот период стараются приучить малыша к процедурам:

  • По утрам мама умывает его.
  • По вечерам купает в ванночке.
  • Все процедуры сопровождаются повторяющимися словами, песнями, чтобы срабатывала реакция на знакомые действия.
Ребенка начинают приучать к режиму с полугода

Ребенка начинают приучать к режиму с полугода

Сон ребенка в 1й год

Сон по месяцам у новорожденного родители могут отслеживать по краткой таблице.

Интервалы сна до года

ВозрастВ целомНочью
2 недели от рожденияОколо 20 часов с пробуждением каждые 3-4 часа
2Около 18 До 5
Около 16До 6
С 3 месяцев до полугодаОколо 17До 7
С полугода до 9 месяцев12До 9
С 9 месяцев до года11До 10

Ночное время

Первое время кроха будет спать почти круглые сутки. Периоды на ночной и дневной отдых не разделяются. С 3х месяцев, когда у грудничков налаживается ночной сон, интервалы между кормлениями также увеличиваются. Ночью малыш может обходиться без кормления дольше. Постепенно дети начинают спать непрерывно по ночам, к году продолжительность ночного отдыха в общей сложности уменьшается до 10 часов.

Дневное время для отдыха

Дневной отдых формируется у грудничков с 3-х месяцев, когда в этот период они больше отдыхают ночью. До полугода дети спят небольшими интервалами трижды в день. С 6-9 месяцев требуется дневной отдых дважды за день. Постепенно к году родители могут вводить 1 перерыв на отдых.

Фазы сна у грудничков

Сон взрослого человека содержит около 6 фаз. Когда детям еще нет года, у них различают только две фазы:

  1. Глубокий. Дети в этот период расслаблены, отдых организма происходит именно сейчас.
  2. Поверхностный. Малыш продолжает отдыхать, но это сопровождается телодвижениями: может приоткрывать рот, открывать глаза, менять выражение лица. В этот период детей легко разбудить, они сами часто просыпаются от собственного прикосновения руки или вздрагивания.
После года у детей становится больше фаз

После года у детей становится больше фаз

Воздействие фаз

Большую часть детского сновидения занимает глубокая фаза (60%), остальное – поверхностная. За весь период отдыха эти фазы поочередно сменяют друг друга каждые 20-30 минут. У детей до полугода цикл смены фаз составляет около 50-60 минут: 30/40 минут глубокий сон и 20 минут – поверхностный. До года этот цикл увеличивается до 70 минут.

После года у детей постепенно будут добавляться другие фазы. Чтобы не нарушать их, родители соблюдают тишину и переходят на приглушенное освещение (задергивают шторы, включают ночник).

Если малыш путает день с ночью

Для здорового развития грудничок спит положенное количество часов в ночное и дневное время, но бывает, что он будто бы путает время суток. Причины, почему это происходит, могут быть разными:

  • Сложности с ночным сном бывают, когда у ребенка плохой и беспокойный дневной сон – часто просыпается. Он не успевает отдохнуть, перевозбуждается и беспокойнее спит по ночам.
  • Крепкий детский отдых возможен в комфортных условиях. Если у малыша мокрые пеленки, слишком жаркая одежда, сухой воздух в помещении – все это может повлиять на беспокойство. От этого сдвигаются ночные часы отдыха.
  • Недостаток свежего воздуха может помешать уснуть. Перед сном стараются проветривать помещение.
  • Прогулка на улице своевременно утомляет грудничка и помогает крепче заснуть. В зимнее время мороз способствует глубокому сну, в летний период дети быстрее утомляются от жары.
  • Причина беспокойств может крыться в болях в животе.
Чтобы малыш крепко спал ночью, мама предусматривает возможный дискомфорт

Чтобы малыш крепко спал ночью, мама предусматривает возможный дискомфорт

Как наладить сон

Чтобы дети развивались соответственно своему возрасту, им нужен отдых. Проблемы с засыпанием и крепким сном родители могут предусмотреть заранее.

Часто дети привыкают спать с мамой и без ее присутствия ощущают страх. Отдых в детской кроватке будет спокойнее. Здесь малыш комфортно себя чувствует. Чтобы организовать спокойный отдых, мама старается перед сном удовлетворить все потребности малыша.

Когда малыша укладывают спать, родители остаются рядом и разговаривают с ним. Он спокойнее засыпает, когда чувствует близость родителей. Родители могут уйти, когда убедятся, что малыш крепко спит, оставить дверь открытой. В случае, если он начинает кричать и плакать, реагируют сразу.

Начиная с рождения и до года, период сна у детей плавно меняется каждые пару месяцев. Родители ориентируются на приведенную выше норму по времени, но это не обязательное количество часов, у всех оно может отличаться. Постепенное введение режима позволяет переводить ребенка сперва на ночной отдых, затем выравнивает ежедневный режим.

Видео

Развитие новорожденного по месяцам

Знать примерные нормы развития новорожденного по месяцам важно каждой маме. Этот «календарь  развития» не только покажет, правильно ли развивается малыш, но и поможет понять, на что в первую очередь надо обратить внимание в каждый месяц его жизни.

Здравствуйте, дорогие читатели «Родной тропинки». В этой статье я даю очень краткий схематичный календарь основных достижений в развитии малыша на первом году жизни. Подробнее об играх и упражнениях с ребенком, об основных направлениях его развития, о  гимнастике, о помощи малышу в овладении ползанием, ходьбой, речью Вы найдете практическую информацию по месяцам и интересные советы специалистов в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года».  

Календарь развития новорожденного по месяцам.

Первый месяц жизни.

10-15 дней

  • Следит глазами за медленно движущейся игрушкой (игрушка движется горизонтально).

20 дней

  • Может зафиксировать свой взгляд на подвешенной игрушке или на лице мамы, которая с ним в этот момент разговаривает.

1 месяц.

  • Появляется первая улыбка.
  • Малыш уже может плавно следить взглядом за движущейся игрушкой. Следит за игрушкой, которая двигается вертикально.
  • Он реагирует на звук колокольчика.
  • Поднимает головку на несколько секунд, лежа на животе.
  • Переводит взгляд с одного объекта на другой.

2 месяца

  • Ребенок длительно улыбается, когда с ним разговаривают.
  • Он следит за разговаривающей и медленно передвигающейся вокруг кроватки мамой. Малыш прислушивается к ее голосу, пению, звукам.
  • Он поворачивает головку на звук музыкальной игрушки или вслед за движением предмета.

3 месяца

  • Малыш отвечает на обращенные к нему реплики улыбкой, звуками и движениями рук и ног.
  •  Наталкиваясь на низко висящую игрушку, ребенок пробует ее захватить и ощупать.

4 месяца

  • Младенец по звуку может определить расположение предмета.
  • Он находит маму, слыша ее голос (отыскивает источник звука).
  • Во время бодрствования ребенок много радуется. Радуется он и тогда, когда узнает маму: улыбается, издает громкие звуки, делает движения ручками и ножками. Радостное состояние становится более длительным и выразительным.
  • Малыш целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее и удерживает, манипулирует ей. Ощупывает низко висящую игрушку двумя руками. Ищет выпавшую из руки игрушку.
  • Малыш придерживает руками грудь матери или бутылочку.
  • Ребенок поворачивается на бок.
  •  Малыш начинает гулить.

5 месяцев

  • Малыш узнает близких людей и по-разному на них реагирует.
  • Он хорошо различает интонацию обращенной к нему речи (радостный тон голоса или мама журит его или мама строго разговаривает спрашивает и т.д.)
  • Ребенок певуче гулит – певуче тянет длительно гласные звуки. Гуление происходит часто и подолгу, когда ребенок в хорошем самочувствии.
  •  Малыш поворачивается со спины на живот.
  • Если его держать под мышки в вертикальном положении, то он упирается ногами в твердую поверхность.
  • Ребенок берет игрушку из рук взрослого из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у мамы). Он пытается дотянуться до удаленного предмета.
  • Малыш реагирует на новую обстановку и незнакомые условия: может перестать улыбаться, увидев чужого взрослого или даже заплакать.
  • Малыш длительно лежит на животе, опираясь ладошками.

6 месяцев

  • Малыш произносит слоги (ба, ма, па и т.п.)
  • Он любит заниматься с предметами разного звучания, цвета, формы, фактуры (мягкие, шершавые, твердые, шероховатые и т.д.).
  • Ребенок поворачивается с живота на спинку.
  • Малыш начинает по звучанию узнавать свое имя.
  • Ребенок уже может не просто взять игрушку из рук взрослого, но и поднять ее, лежа на спине, на животе, на боку, держать и рассматривать ее, перекладывать из одной руки в другую, бросать.

7 месяцев

  • Ребенок подолгу лепечет.
  •  Самостоятельно, активно и подолгу ползает.
  • Сначала по показу мамы, а потом только по ее словесной просьбе выполняет действия: стучит погремушкой, катает мяч, вынимает из коробки предметы и вкладывает обратно, перекладывает игрушку из одной ручки в другую.

8 месяцев

  • Ребенок громко говорит различные слоги в перекличке со взрослым.
  •  По просьбе мамы малыш выполняет заученное движение («ладушки» и т.д.).
  • Ползает много, быстро и в разных направлениях.

9 месяцев

  • Малыш повторяет разные слоги и звуки, подражая маме. Подражает не только звукам, но и интонации взрослого. «Репертуар» слогов постоянно растет.
  •  Когда мама спрашивает: « Где…» он отыскивает названный предмет. Может найти предметы, находящиеся в разных местах комнаты.
  • Ребенок может по просьбе мамы выполнить простые движения – «дай ручку», «до свидания – пока — пока» (помахать ладошкой) и т.п.
  • Ребенок переступает вдоль бортика кроватки или вдоль другой опоры, придерживаясь ручками, пытается перелезть через валик.
  • Каждую игрушку использует по-разному в зависимости от ее свойств: нажать на клавиши или покатать, вынуть и вложить обратно и т.д.

10 месяцев

  • Малыш произносит много разных слогов самостоятельно и в перекличках с мамой, подражая ей.
  • Он уже знает по имени самых близких людей, например, братика.
  • Если его попросить дать игрушку («дай лялю»), то он ее подает.
  •  Ребенок начинает играть со взрослым в простые игры – «догоню-догоню», «прятки» (прячется за своими ладошками или надевает на себя прозрачный платочек, когда мама ищет его и спрашивает «Где же Катенька?»).
  • Малыш берет игрушку из любого положения (и сбоку, и над головой), дотягивается до нее, обследует ее, пробуя и на зуб.
  • С удовольствием играет с развивающими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики – снимает и надевает детали, открывает и закрывает, перебирает крупные бусы на толстой леске, расстегивает кнопки и т.д.

11 месяцев

  • Малыш произносит первое детское слово –  «мама», «ав-ав», «дай» или другое.
  • Он может по просьбе взрослого выполнить знакомое ему действие, например, покачать куклу, покатать мячик.
  • Ребенок учится ходить, придерживаясь за предметы и переходя от одного предмета к другому. Ходит при поддержке за обе руки, приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, свободно встает и опускается.

12 месяцев

  • Малыш понимает несколько имен близких людей ( «Где Ваня?»),
  • знает названия нескольких предметов («дай кису, часы тик-так, собачку ав-ав»,
  • знает названия нескольких действий (иди, сядь, встань, дай ручку, сделай ладушки, до свидания, покачай, покорми, потанцуй и т.п.
  • Ребенок очень легко подражает слогам и простым словам, произносимым мамой. Он начинает говорить  первые слова (в пределах 10 слов).
  • Малыш играет с кубиками и может сделать башенку, поставив кубик на кубик. Катает шарик. Любит мять бумагу, гладить, вкладывать т.е. действовать с предметами.
  • Ходит самостоятельно без поддержки и помощи взрослого в разных направлениях, не присаживаясь.

Нужно помнить, что календарь развития новорожденного по месяцам у разных детишек отличается. И поэтому отставание или опережение на неделю этих показателей не является критичным. А вот если прошло более 15 дней, а умение не появилось, то необходимо более внимательно понаблюдать за малышом. И обязательно играть с ним в игры, направленные на развитие данных умений.

Много полезной и интересной информации о  развитии ребенка в первый год жизни Вы можете найти в рубрике «Развитие малыша от рождения  до года». В этой рубрике Вы найдете подробное описание развития ребенка в каждый месяц первого года жизни, развивающие игры и упражнения с малышом, мамин массаж с потешками и много другое. По теме развития ребенка Вы можете почитать :

Развитие ребенка в раннем возрасте: основные показатели развития ребенка от рождения до трех лет. Эти показатели обязательно нужно знать каждой маме, чтобы вовремя заметить возможные проблемы в развитии малыша и помочь ему.

Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для умывания, переодевания, кормления, пробуждения, игры, укладывания спать.

Тексты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье мамы и малыша.

Пестушки: русские традиции пестования младенцев.

Колыбельные для малышей: как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

как меняется ребенок за 1 месяц жизни

Фото 1

Рождение малыша – это не только счастье, но и хлопоты.

Молодые родители очень беспокоятся по поводу физического и психологического здоровья своего ребенка.

Им важно знать особенности развития новорожденного по неделям. Это поможет вовремя выявить и устранить отклонения.

Особенности первых дней после рождения

Первые недели после рождения самые тяжелые и ответственные. Малыш привык находиться в утробе матери и появление на свет для него – определенный стресс. Ребенок начинает приспосабливаться к новым условиям жизни.

У младенца повышена чувствительность кожи, недоразвит желудочно-кишечный тракт, не сформирована иммунная система, имеются определенные особенности функционирования органов дыхания. Неправильное обращение и уход за ребенком, могут вызывать нарушения в работе организма.

Родителям следует облегчить и ускорить процесс адаптации новорожденного, для этого специалисты советуют:

Фото 2

  • мыть руки перед тем, как брать малыша;
  • регулярно выполнять влажную уборку комнаты;
  • очищать предметы ухода;
  • стирать белье и одежду специальным детским порошком, а затем проглаживать утюгом;
  • исключать контакты малыша с заболевшими людьми;
  • не оставлять ребенка без присмотра;
  • ухаживать за пупочной ранкой;
  • чаще общаться с малышом, держать его на руках. Для новорожденных очень важен телесный контакт с матерью;
  • следить за тем, чтобы на коже не возникало высыпаний, опрелостей;
  • не курить в квартире, в которой находится новорожденный;
  • не допускать контакта младенца с птицами и животными;
  • не заниматься самолечением малыша;
  • соблюдать режим кормления и сна;
  • поддерживать в помещении оптимальный микроклимат (температуру, влажность).

Новорожденным считается ребенок до месячного возраста. С момента появления на свет малыш начинает активно расти и развиваться.

Основные этапы развития грудничков до года

Груднички развиваются поэтапно. С каждым месяцем происходят определенные изменения во внешности, появляются новые умения, способности. Процесс взросления, приобретения навыков у каждого малыша проходит по-своему.

Педиатры отмечают, что дети разного пола имеют некоторые отличия в развитии.

Несмотря на то что каждый ребенок индивидуален, прослеживаются такие закономерности:

Фото 3

  • масса тела и рост девочек меньше, чем у мальчиков. Так, длина тела новорожденных представительниц женского пола составляет примерно 49,5 см, а мужского – 50,4 см. Вес девочек равен 2,8-3,8 кг, мальчиков – 3-4 кг;
  • в физическом и психическом развитии, мальчики отстают от девочек примерно на 2-3 недели;
  • хоть лица слабого пола рождаются более миниатюрными, костный скелет у них формируется раньше.

Выделяют такие основные направления развития грудничков до года:

  • физическое. Предполагает увеличение веса, роста, укрепление мускулатуры, внешние изменения;
  • когнитивное. Заключается в формировании у малыша способности к размышлению и аргументированным действиям;
  • языковое. Предполагает становление осознанной речи. Вначале ребенок издает различные звуки, потом пытается повторять слова и интонацию взрослых. Со временем у малыша формируется определенный словарный запас, он начинает выражать свои мысли при помощи осознанной речи;
  • двигательное и сенсорное. Заключается в том, что младенец учится ходить, познавать мир;
  • эмоциональное и социальное. Состоит в развитии способностей выражать эмоции, умений общаться со взрослыми и детьми.

Родителям важно учитывать особенности и способности малыша и стимулировать его всестороннее развитие.

Развитие по неделям

Каждую неделю родители замечают определенные изменения во внешности новорожденного, в его физическом и психоэмоциональном состоянии. Развитие ребенка после рождения по неделям приведено в таблице.

Возраст малыша Физические параметры, изменения Навыки и умения
Первая неделя жизни Лицо может быть несимметричным, синеватым либо красноватым, опухшим. Окружность головы составляет 32-38 см. Форма головы зависит от особенностей протекания родов. При ягодичном предлежании макушка немного приплюснута, а затылок выдающийся. Тонус мышц повышенный.

Потовые железы недоразвиты. Тело покрыто пухом.

Родничок имеет диаметр 1-3 см. Сердце бьется с частотой 100-175 ударов в минуту.

Нормальная масса тела – 2,8-4 кг. Первые дни малыши теряют около 7% веса. Вскоре начинается набор массы.

Рост варьируется в пределах 45-55 см. Длина тела за неделю особо не изменяется.

Опорожнение кишечника происходит 2-5 раз в день, мочевого пузыря – 4-6 раз в сутки.

В еде детский организм нуждается каждые 2-3 часа. Большую часть времени ребенок проводит во сне.

Органы зрения развиты слабо. Малыш видит лишь крупные предметы.

У недельного малыша наблюдаются такие рефлексы:
  • Защитный. При выкладывании на живот ребенок поворачивает голову в сторону.
  • Рефлекс Моро. При внезапном громком звуке, резком перемещении малыш выгибает спину, кричит.
  • Поисковый.
  • Рефлекс Бабинского. Если надавить на подушечку стопы, то младенец согнет ноги в коленях и расставит пальцы веером.
  • Сосательный.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцев вдоль линии позвоночника, то малыш выгнет спину дугой.
  • Хватательный.
  • Хоботковый. Если прикоснуться к губам малыша, то он вытянет их вперед.

Умения и навыки малыша:

  • Непроизвольно смыкать пальцы.
  • Различать свет и темноту.
Вторая неделя Цвет кожи приобретает естественный здоровый вид. Сходит припухлость с лица. Голова принимает правильную форму. Тело находится в состоянии гипертонуса, расслабляется лишь во время глубокого сна. Кожа начинает шелушиться. Все движения рефлекторные, хаотичные, непроизвольные. Отрастают ногти.

Прибавка в весе составляет 150-250 г. Заживает пупочная ранка.

В кормлении ребенок нуждается каждые три часа. Ночной сон становится более спокойным.

После еды младенца мучают кишечные колики.

Помимо существующих рефлексов, у малыша появляются новые:
  • Опоры. Когда стопы прикасаются к твердой поверхности, ребенок сгибает, а затем выпрямляет ноги.
  • Ходьбы. Если наклонить младенца вперед, он начнет перебирать ногами.
  • Ползания. Если ребенка положить на живот, он попеременно будет сгибать и разгибать ноги.

Умения и навыки:

  • Способность фокусировать взгляд на расстоянии 20 см.
  • Интерес к ярким и движущимся предметам.
  • Поворачивание головы на звук погремушки.
  • Появление мимики.
  • Умение различать папу и маму по запаху.
Третья неделя Движения становятся менее хаотичными. Малыш учится контролировать мышцы. Его активность повышается. У него прорезается громкий требовательный плач, обостряется обоняние, развивается чувство равновесия. Ребенок набирает около 200 г. Рост увеличивается на 1 см. Начинает устанавливаться режим дня. Ночной сон и периоды бодрствования становятся более продолжительными. Ребенок может удерживать головку около 5-15 секунд. Он изучает окрестности. Может лежать на животе. Хватает за пальцы взрослого. Оборачивается на звук. Издает булькающие, воркующие звуки. Он может неосознанно улыбаться.

Малыш замирает от незнакомого звука. Он улавливает эмоции родителей. Может фиксировать взгляд на расстоянии 0,5 м. Реагирует на голос, распознает интонацию.

Месяц Ребенок находится на 6-7 разовом кормлении. Становится более активным и эмоциональным. Укрепляется вестибулярный аппарат. Умения и навыки месячного малыша:
  • Поднятие и фиксация головы около 5 секунд.
  • Задержка взгляда на неподвижном предмете в течение длительного времени.
  • Повороты головой в разные стороны, лежа на животе.
  • Издавание новых звуков: гуления, чмокания.
  • Узнавание матери по лицу.
  • Осознанное выражение эмоций.
  • Плач с разными интонациями.
  • Улавливание эмоций родителей.
  • Активная реакция руками и ногами на звук.

Родителям важно сопоставлять нормативное развитие новорожденного по неделям с фактическим. Если у малыша имеются определенные отклонения, то стоит сообщить об этом педиатру на плановом осмотре. К концу четвертой недели ребенок вырастает на 4 см и поправляется примерно на 600-800 г. Параметры тела детей разных полов приведены ниже в таблице.

Пол Рост, см Вес, кг Окружность груди, см Окружность головы, см
Девочки 51-56 3,5-4,6 33,0-39,0 33,0-40,1
Мальчики 52-57 3,6-5,0 33,3-40,2 33,8-40,8

Есть малыши, которые хорошо развиваются одновременно в разных сферах. Но некоторые дети могут прогрессировать, к примеру, в языковом направлении и отставать в сенсорном и двигательном.

Совет по уходу за младенцем

Важно правильно ухаживать за новорожденным. Это позволит вырастить здорового ребенка. Особенно внимательно нужно относиться к недоношенным детям.

Фото 4Педиатры рекомендуют еще до родов подготовить для малыша:

  • необходимые вещи. К ним относятся пеленки, распашонки, теплое и тонкое одеяла, кофточки, шапки, носочки, плед, постельное белье. Стоит приобрести комплект подгузников;
  • аптечку. В нее должны входить: детский крем, влажные салфетки, перекись водорода, вата, средство для промывания носа, цинковая мазь, масло для кожи, марганцовка, целебные травы (череда, ромашка, пустырник), жаропонижающие препараты, присыпка.

Матери не стоит забывать и о себе, ей потребуются такие средства:

  • молокоотсос;
  • крем от трещин на сосках;
  • специальные прокладки для послеродового периода;
  • бандаж для более скорого приведения в норму мышц живота.

Советы по уходу за новорожденным:

Фото 5

  • каждое утро начинать с промывания носа и глаз. Для этого следует использовать кипяченую воду и кусочек ваты;
  • ежедневно обрабатывать пупочную ранку. Оптимальное средство должна посоветовать патронажная сестра. Обычно используют перекись водорода, зеленку. Важно следить за тем, чтобы пупочная ранка не воспалялась;
  • менять подгузники каждые 3-4 часа и после опорожнения кишечника. В день обычно уходит около 10 памперсов. Перед тем как одевать новый подгузник, необходимо подмыть ребенка;
  • ежедневно гулять с малышом. Первое время надо выбирать нелюдные места: у малыша слабый иммунитет и он может легко заразиться инфекционно-вирусной болезнью. Свежий воздух полезен для новорожденного. Если на улице ливень, то можно поставить люльку на балконе. Начинать прогулки следует с 15 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 2 часов;
  • кормить новорожденного можно по его требованию либо по графику. Некоторые педиатры отмечают, что с недельного возраста уже стоит приучать ребенка к режиму. Это дисциплинирует младенца, исключает перекармливание или недокармливание;
  • каждый вечер стоит купать ребенка в детской ванночке, в кипяченой воде. Температура воды должна составлять около +37 градусов. Можно добавлять в ванну травяные отвары для заживления пупочной ранки и улучшения качества кожных покровов. Мыло допускается использовать раз в неделю. После купания кожу следует обрабатывать маслом или кремом;
  • после водных процедур нужно подстригать ногти. После распаривания они будут более мягкими, поэтому обрезать их будет проще;
  • укладывать спать ребенка только в положении на боку. Важно следить, чтобы он не переворачивался на спину: в случае рвоты или срыгивания он может захлебнуться;
  • на ночь пеленать младенца. В утробе матери ребенку было тесно и тепло. Пеленки обеспечивают создание похожих условий;
  • для сна стоит использовать не кровать, а люльку;
  • каждый вечер следует проветривать комнату, в которой находится новорожденный.

Родителям нужно помнить следующее:

  • красноватый или желтоватый оттенок, сухость кожи в первые недели жизни малыша – это нормальное явление, связанное с адаптацией организма к внешней среде;
  • дети могут срыгивать после кормления. Это связано с тем, что их желудочно-кишечный тракт еще находится на стадии развития. Нормой считается одно-два не обильных срыгивания после каждого кормления. Для этого после кормления рекомендуется несколько минут держать ребенка вертикально;
  • у малышей первые несколько месяцев возникают колики. Повышенное газообразование доставляет сильный дискомфорт. Чтобы улучшить самочувствие, требуется выполнять специальный массаж живота. Важно следить за тем, чтобы во время прикладывания к груди ребенок захватывал сосок с ареолой;
  • многих новорожденных мучает икота. Она появляется из-за попадания воздуха в ЖКТ. Чтобы убрать икоту, нужно сделать массаж живота или подержать ребенка столбиком;
  • периодический кашель, чихание – это не признаки простуды, а естественный процесс очистки горла и носа.

Видео по теме

Календарь развития новорожденного в первый месяц жизни:

Таким образом, после появления на свет, малыш начинает адаптироваться к новым условиям жизни. Его развитие проходит в ряд этапов. Чтобы ребенок вырос здоровым, нужно правильно за ним ухаживать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *