Недоношенные дети во сколько начинают ходить: Когда начали ходить ваши недоношенные детки? — запись пользователя Helena (id1434081) в сообществе Детские болезни от года до трех в категории Физическое развитие – dlya-nedonoshennyh-detei — запись пользователя Венера (Venera22061985) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Недоношенные малыши

Когда начинают ползать и ходить недоношенные дети?

Появление на свет малыша – процесс ложный, зависящий от слишком многих факторов. Иногда на свет появляются недоношенные малыши, которые требуют постоянного ухода и заботы со стороны родителей. Естественно, сначала они развиваются немного медленнее, чем доношенные дети.

Недоношенными считаются дети, чей срок развития в утробе матери не доходит до положенного срока сорока недель. Обычно они отстают в развитии, причем примерно настолько, насколько они раньше родились. То есть, если малыш родился примерно на месяц раньше положенного срока, то он будет отставать от своих сверстников в развитии ровно на месяц. Если есть задержки в развитии то, можно обратиться к врачу. На сегодняшний день существует много методов коррекции развития малышей.

Степень замедленности развития малышей зависит оттого, сколько веса ему не хватает. Наиболее медленно развиваются дети, чей вес составляет всего килограмм — полтора. Эти дети очень быстро устают, почти не плачут и слабо питаются.

Развитие детей, которые весят от одного до двух килограммов, полностью восстанавливается примерно на втором месяце жизни – они хорошо питаются, бодрые и активные.

Недоношенные дети часто страдают от избыточной подвижности суставов, неразвитости мышечных волокон, что может приводить к неправильному положению частей тела, например головы. Это существенно отодвигает срок того, когда малыш начинает ползать и ходить.

В шесть-девять месяцев у таких детей только появляются движения, которые можно считать подготовительными. Примерно с девятого по двенадцатый месяц появившиеся раньше срока детки начинают ползать. Возможно, они будут пытаться ходить, но только не свободно, придерживаясь за предметы. К 12 месяцам они уже хорошо сидят. В период от года до полутора лет ребенок полностью осваивает умение ходить.

Чаще всего у недоношенных детей возникают проблемы в формировании скелета, потому необходимо, чтобы до года ребенок регулярно проверялся у ортопеда. При правильном формировании опорно-двигательной системы к двум годам разница в развитии доношенного и недоношенного ребенка будет трудно различимой.

Мы в Telegram! Подписывайся! Читай только лучшее!

Развитие навыков недоношенного — Здоровье вашего малыша

А что он умеет? или развитие навыков недоношенного ребенка.

 

Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.

 

В чем их отличие?

Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоно­шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно­шенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружа­ющие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, хо­дить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У дли­тельно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.

Для контроля за нервно-психическим развитием недоно­шенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные пока­затели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жиз­ни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.

 

что мы можем?

Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц. 

Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голо­ву, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.

Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой —  при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.

Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.

Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.

Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5.5-6 месяца жизни.

Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.

Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.

Ребенок долго занимается игруш­ками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно про­износит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свида­ния», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Действу

Недоношенный ребёнок — Википедия

Недоношенный ребёнок — ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоконедоношенные», с очень низкой массой тела) и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные», с экстремально низкой массой тела). Следует помнить, что разделение на степени недоношенности с учётом весовых параметров не всегда соответствует истинному концептуальному возрасту ребёнка. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Частота преждевременных родов вариабельна, однако в большинстве развитых стран в последние десятилетия достаточно стабильна и составляет 5—10 % от числа родившихся детей. Причины недонашивания можно разделить на три большие группы:

  1. Социально-экономические и демографические. Отсутствие или недостаточность медицинской помощи, плохое питание беременной женщины, профессиональные вредности (работа на конвейере, наличие физических нагрузок, положение стоя большую часть рабочего дня), вредные привычки, нежелательная беременность и т. д.
  2. Социально-биологические. Преждевременные роды чаще встречаются у первородящих женщин в возрасте до 18 и старше 30 лет, при возрасте отца более 50 лет. Имеет значение акушерский анамнез: искусственное прерывание беременности (особенно криминальное или протекавшее с осложнениями), беременность, наступившая вскоре после родов (менее 2—3 лет).
  3. Клинические. Наличие у беременной хронических соматических, гинекологических, эндокринологических заболеваний. Патология беременности: поздний гестоз, острые инфекционные заболевания, перенесённые во время беременности, оперативные вмешательства, физические травмы (особенно живота).

Патология новорождённого: внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные аномалии. Выживаемость недоношенных детей непосредственно зависит от срока гестации и массы тела при рождении. Группа детей с массой тела менее 1500 г и ниже (менее 30-31 недели гестаций) составляет менее 1 % от живорождённых, но 70 % случаев смерти новорождённых детей. Такие дети за счёт укороченного периода пребывания в утробе матери не успели достаточно подготовиться к условиям внеутробного существования, недостаточно накопили запасов питательных веществ.

Основные симптомы преждевременных родов[править | править код]

Преждевременные роды являются следствием ряда проблем и им, как правило, предшествуют выраженные симптомы[1], а именно регулярные схватки с частотой 4 и более сокращений в час, которые в отличие от ложных схваток сопровождаются резкими болями, как при настоящих родах и раскрытием шейки матки. Если схватки ещё не начались, но у беременной есть кровяные выделения умеренного и обильного характера, а также сильное давление в области таза, брюшной полости или боль в спине, это тоже может указывать на предстоящие роды, но на данном этапе врачи ещё могут предотвратить начало родов, если шейка матки не начала раскрываться. Также причиной недоношенности может стать разрыв плодного мешка, что приводит к отхождению околоплодных вод или проникновение вирусной инфекции в матку, представляющую угрозу для плода и матери, в таких случаях преждевременные роды необходимо проводить как можно скорее, чтобы сохранить жизнь ребёнку. Иногда шейка матки может раскрываться без сопровождающихся болей, в таком случае преждевременные роды наступают внезапно и бессимптомно.

Для избегания угрозы преждевременных родов, женщине при обследовании проводят мониторинг шейки матки и сокращения матки, чтобы при выявлении каких-либо отклонений, способных потенциально вызвать преждевременные роды, провести профилактические меры[2].

Способность ребёнка выжить после рождения напрямую зависит от того, сколько недель он развивался в утробе матери ещё будучи плодом и на сколько его органы развиты, чтобы поддерживать жизнь плода вне матки. Не существует чёткой планки, определяющей с какого момента плод сможет выжить после рождения, так как плод с низким весом, испытывающий трудности с ростом и развитием из-за осложнений беременности и ведения нездорового образа жизни матери заведомо имеет меньше шансов выжить самостоятельно. Однако по статистике с 2003 по 2005 год, дети, 20-35 % из родившихся на сроке 23 недели беременности при должном врачебном уходе выживали. Если роды происходили на 24 и 25 неделе, то выживаемость составляла 50-70 %, а на 26 и 27 неделях — свыше 90 %[3]. Таким образом порог выживаемости плода принято считать 22 неделей, с начала которой шанс выживаемости повышается на 3-4 % с каждым следующим днём и 2-3 % с каждым днём после 24 недели. После 26 недель жизнеспособность плода при врачебном уходе считается уже высокой[4].

На данный момент известен случай рождения девочки на сроке 21 неделя и 4 дня[5] — она выжила и к возврату двух лет была полностью здорова. По данным на 2006 год, самыми недоношенными и выжившими детьми за историю наблюдений считались Джеймс Элгин Джилл, родившийся в Оттаве, Канаде 20 мая 1987 года на 21 неделе и пятом дне[6][7], и Амилия Тейлор, родившаяся 24 октября 2006 года во Флориде на 21 неделе и шестом дне[8][9]. При рождении рост Тейлор составлял лишь 22.86 см, а вес — 283 грамма, из-за чего девочка страдала от нарушения работы пищеварительной системы, имела проблемы с дыханием и пережила мозговое кровоизлияние[8]. Тейлор была выписана из больницы в феврале 2007 года[8]. По состоянию на 2013 год, девочка была ниже сверстников, имела нарушенные пропорции тела и имела отставание в умственном развитии[10].

Самый ранний гестационный возраст, при котором шанс ребёнка выжить составляет 50 % , называется пределом жизнеспособности, и отсчитывается с 24 недели, к которой как правило врачи-акушеры предпринимают меры по сохранению жизни ребёнка[11][12], однако в истории наблюдений были задокументированны случаи, когда дети выживали и на 22 неделе[13]. Однако подобные данные нельзя рассматривать, как точные, так как в некоторых случаях из-за задержки развития плода, врачи могут ошибочно принять это, как за более ранний срок беременности[14]. Вопрос об оказании помощи детям, родившимся до 24 недели, был и остаётся источником многочисленных дискуссий. Одни придерживаются мнения, что каждый ребёнок, способный дышать после рождения, имеет право на жизнь, а значит и врачебный уход; противники же сетуют на то, что даже если ребёнок с гестационным возрастом ниже 24 недель и выживет, то процесс инвалидализации будет настолько сильным, что он будет обречён в будущем на тяжёлые психически и физические отклонения и значит, пытаться сохранить этим детям жизнь с этической точки зрения менее гуманно. Также способность к выживанию плода становилась источником дискуссии с абортами, которых в некоторых странах позволяют делать до 24-х недель[15].

В СССР и России ребёнком считался недоношенным, если родился после 28 недель гестации, раньше данного срока, ребёнок считался выкидышем и если смог выжить в течение первой недели, то записывался, как недоношенный. Однако с 2012 года в России стала действовать норма, по которой медицинский уход должны получать все недоношенные дети, весом от 500 граммов[16].

Таблица, показывающая перинатальное развитие плода и его степень жизнеспособности по неделям
Таблица жизнеспособности плода по неделям 21 и меньше 22 23 24 25 26 27 30 34
Шанс выживаемости[4] 0 % 0-10 % 10-35 % 40-70 % 50-80 % 80-90 % >90 % >95 % >98 %

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют специальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Новорождённый в кувезе

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим и влажность окружающей среды. Сразу после рождения ребёнка необходимо поместить в среду с температурой воздуха от 34 до 36,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура) и влажностью более 70 %. К концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Для соблюдения всех этих условий недоношенного ребёнка необходимо поместить в кувез (инкубатор для выхаживания новорождённых), куда обычно помещают детей с массой до 1500 г. Современные инкубаторы имеют двойные стенки, тепловую завесу во избежание потери тепла при открытии дверок инкубатора, встроенные весы, монитор концентрации кислорода, отдельные модели оснащаются веб-камерами. Оптимальный вариант — инкубатор-трансформер, который может использоваться и как инкубатор, и как реанимационный стол. Также тепловой режим можно поддерживать с помощью источников лучистого тепла, которые размещаются над пеленальным столом, либо матрасиков с подогревом при нахождении ребёнка в кроватке. Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Для этой категории пациентов разработаны специальные адаптированные смеси, так называемые преформулы. В последнее время уделяется большое внимание обогатителям (фортификаторам) грудного молока, которыми обогащают нативное грудное молоко. Детям, родившимся до 33—34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введённый в желудок, каждые 3 часа. Помимо этого необходимы мониторы слежения за жизненно важными функциями организма, инфузоматы, лампы/матрасики фототерапии, специализированное лабораторное оборудование.

В СССР первое отделение реанимации для недоношенных детей было открыто в 1975 году в Детской объединённой больнице № 10 Свердловского РЗо г. Москвы (ныне Городская больница № 8. В настоящее время практически во всех регионах России построены современные перинатальные центры, в которых имеется самая современная медицинская аппаратура для выхаживания недоношенных детей.

Последствия экстремальной недоношенности. Данная девочка страдает от серьёзных нарушений зрения, слуха и дыхания.

Любая недоношенность негативно сказывается на дальнейшем развитии ребёнка, но зависит напрямую от того, на сколько ребёнок родился недоношенным: ребёнок, родившийся на 25 неделе, имеет многократно бо́льшие шансы стать инвалидом, чем 35-недельный. Но у всех детей, появившихся раньше срока, многократно повышен риск младенческой смертности в течение первого года жизни, а риск перинатальной смертности повышен многократно. В результате каждый год по всему миру умирает 500 000 младенцев[17], что составляет 10 % от всех перинатальных смертей. В странах с развитой медициной недоношенные дети становятся причиной 25 % от всех смертей[18].

Несмотря на то что после 22-й недели шансы ребёнка выжить быстро повышаются и достигают 80 % к 25 неделе, дети, родившиеся на 7-м месяце беременности, крайне редко развиваются нормально[19], без заболеваний и отклонений. Последствия если и проходят, то не раньше подросткового возраста[20]. Учёные вели подробное наблюдение за детьми до 6 лет, родившимися между 22 и 25 неделями, и выявили, что 46 % из них имели инвалидность от средней и тяжёлой степени, в частности дети страдали детским церебральным параличом, проблемами со зрением, слухом и отставали в умственном развитии от своих сверстников. Другие 34 % имели инвалидность лёгкой степени, а остальным 20 % инвалидность не была установлена[21]. Большинство таких недоношенных детей получили повреждения мозга той или иной тяжести, а последствия недоношенности могли проявляться через годы после рождения[20]. Длительные исследования выявили, что человек, родившийся преждевременно, имеет высокий риск иметь ДЦП, умственную отсталость, расстройства психологического развития, поведения и эмоций, нарушения зрения, слуха и эпилепсию[22]. Экстремально недоношенные дети могут страдать диспропорцией частей тела (преобладание мозгового черепа над лицевым, наличие мягких костей и ушной раковины, выраженное пучеглазие, родничок у недоношенных очень долго не зарастает). Также недоношенных сопровождает проблема с развитием подкожно-жирового слоя, из-за чего такие дети быстро замерзают и перегреваются, а также страдают от недоразвития лёгких из-за недостатка гормона сурфактанта при рождении и плохой работы печени, проявляющейся ядерной желтухой. Помимо этого, недоношенные дети подвержены повышенному риску инфицирования[23]. Тесты на IQ показали, что 41 % детей, родившихся на 7-м месяце беременности, имели худшие показатели по сравнению с их здоровыми сверстниками и имели проблемы с обучением[21]. С другой стороны, люди, появившееся на свет преждевременно, почти также часто поступают в средние и высшие учебные учреждения, как и их здоровые сверстники[22]. При этом ранние преждевременные роды могут негативно влиять на переходный возраст и повысить шанс подростковой депрессии[24], так как у таких детей может замедляться процесс миелинизации лобной доли мозга, отвечающей за мотивацию, удовлетворение, кратковременную память и зрение[25]. Исследования подростков, родившихся недоношенными, показали аномалии в мозговом развитии, а именно недостаток серого вещества в височном отделе мозга и мозжечке[26]. Такие люди, рождённые экстремально недоношенными, вероятно, на протяжении остальной жизни будут требовать помощь физиотерапевтов, трудотерапевтов и логопедов[20]. Такие люди, будучи взрослыми, могут страдать от генитального инфатилизма; у женщин нарушен менструальный цикл и имеются проблемы с зачатием[23].

Переношенный (postmature) — термин, применяемый по отношению к детям, рождённым после 42 недель беременности (начиная от первого дня последней менструации). Рождение переношенного ребёнка может быть связано с наличием у матери сахарного диабета или наличием у плода анэнцефалии[27].

Сопутствующие заболевания и состояния[править | править код]

  1. Saigal S., Doyle L.W. An overview of mortality and sequelae of preterm birth from infancy to adulthood (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 2008. — Vol. 371, no. 9608. — P. 261—269. — ISSN 0140-6736. — doi:10.1016/S0140-6736(08)60136-1. — PMID 18207020.
  2. Urquhart, C; Currell, R; Harlow, F; Callow, L. Home uterine monitoring for detecting preterm labour. (англ.) // The Cochrane database of systematic reviews : journal. — 2015. — 6 January (vol. 1). — P. CD006172. — doi:10.1002/14651858.CD006172.pub3. — PMID 25558862.
  3. ↑ March of Dimes —> Neonatal Death Retrieved on November 10, 2014. In turn citing:
    • Tyson J.E., Parikh N.A., Langer J., Green C., Higgins R.D. Intensive care for extreme prematurity—moving beyond gestational age (англ.) // The New England Journal of Medicine : journal. — 2008. — April (vol. 358, no. 16). — P. 1672—1681. — doi:10.1056/NEJMoa073059. — PMID 18420500.
    • Luke B., Brown M.B. The changing risk of infant mortality by gestation, plurality, and race: 1989-1991 versus 1999-2001 (англ.) // Pediatrics : journal. — 2006. — December (vol. 118, no. 6). — P. 2488—2497. — doi:10.1542/peds.2006-1824. — PMID 17142535.
    • The American College of Obstetricians and Gynecologists. ACOG Practice Bulletin: Clinical Management Guidelines for Obstetrcian-Gynecologists: Number 38, September 2002. Perinatal care at the threshold of viability (англ.) // Obstetrics and Gynecology (англ.)русск. : journal. — 2002. — September (vol. 100, no. 3). — P. 617—624. — PMID 12220792.
  4. 1 2 (). What are the chances that my baby will survive?. [ONLINE] Available at: http://www.spensershope.org/chances_for_survival.htm Архивная копия от 9 августа 2018 на Wayback Machine. [Last Accessed 14 November 2012].
  5. ↑ Two-Year Neurodevelopmental Outcome of an Infant Born at 21 Weeks 4 Days Gestation
  6. ↑ Powell’s Books — Guinness World Records 2004 (Guinness Book of Records) by (неопр.). Дата обращения 28 ноября 2007.
  7. ↑ Miracle child (неопр.). Дата обращения 28 ноября 2007.
  8. 1 2 3 Most-premature baby allowed home, BBC News (21 февраля 2007). Дата обращения 5 мая 2007.
  9. ↑ Baptist Hospital of Miami, Fact Sheet Архивировано 26 марта 2009 года. (2006).
  10. Kirkey, Sharon. Fate of the fetus: As politicians debate, science reveals more and more about what happens during pregnancy, Postmedia News (29 марта 2013). Дата обращения 5 июня 2013.
  11. Kaempf J.W., Tomlinson M., Arduza C., Anderson S., Campbell B., Ferguson L.A., Zabari M., Stewart V.T. Medical staff guidelines for periviability pregnancy counseling and medical treatment of extremely premature infants (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 117, no. 1. — P. 22—29. — doi:10.1542/peds.2004-2547. — PMID 16396856. — in particular see TABLE 1 Survival and Neurologic Disability Rates Among Extremely Premature Infants
  12. Morgan M.A., Goldenberg R.L., Schulkin J. Obstetrician-gynecologists’ practices regarding preterm birth at the limit of viability (англ.) // Journal of Maternal-Fetal and Neonatal Medicine (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 21, no. 2. — P. 115—121. — doi:10.1080/14767050701866971. — PMID 18240080.
  13. ↑ Preemie in hospital longer | CTV News
  14. James SD. Life at 21 weeks:Immature Lungs and a Handful of Fragile Skin and Pain (неопр.). ABC News (2007). Дата обращения 16 декабря 2008.
  15. Arzuaga B.H., Lee B.H. Limits of Human Viability in the United States: A Medicolegal Review (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — 2011. — Vol. 128, no. 6. — P. 1047—1052. — doi:10.1542/peds.2011-1689. — PMID 22065266.
  16. ↑ Жизнь начинается то … 500 граммов
  17. ↑ theis Reducing Perinatal and Neonatal Mortality (неопр.). Child Health Research Project Special Report (1999).
  18. Mathew T.J., MacDorman M.F. Infant Mortality Statistics from the 2003 Period Linked Birth/Infant Death Data Set (англ.) // National Vital Statistics Reports : journal. — 2006. — Vol. 54, no. 16.
  19. Jarjour, I.T. Neurodevelopmental Outcome After Extreme Prematurity: A Review of the Literature. (англ.) // Pediatric neurology : journal. — 2015. — February (vol. 52, no. 2). — P. 143—152. — doi:10.1016/j.pediatrneurol.2014.10.027. — PMID 25497122.
  20. 1 2 3 Saigal S., Doyle L.W. An overview of mortality and sequelae of preterm birth from infancy to adulthood. (англ.) // The Lancet : journal. — Elsevier, 2008. — Vol. 371, no. 9608. — P. 261—269. — doi:10.1016/S0140-6736(08)60136-1. — PMID 18207020.
  21. 1 2 Extreme preemies face long-term disabilities (неопр.).
  22. 1 2 Moster D., Lie R.T., Markestad T. Long-Term Medical and Social Consequences of Preterm Birth (англ.) // New England Journal of Medicine : journal. — 2008. — Vol. 359, no. 3. — P. 262—273. — doi:10.1056/NEJMoa0706475. — PMID 18635431.
  23. 1 2 Недоношенные дети
  24. ↑ Depression linked to premature birth, The Age (4 мая 2004). Дата обращения 16 декабря 2008.
  25. Böhm B., Katz-Salamon M., Institute K., Smedler A.C., Lagercrantz H., Forssberg H. Developmental Risks and Protective Factors for Influencing cognitive outcome at 5,5 years of age in very-low-birthweight children (англ.) // Developmental Medicine & Child Neurology (англ.)русск. : journal. — 2002. — Vol. 44, no. 8. — P. 508—516. — doi:10.1017/S001216220100247X. — PMID 12206615.
  26. Spencer M.D., Moorhead T.W., Gibson R.J., McIntosh A.M., Sussmann J.E., Owens D.G., Lawrie S.M., Johnstone E.C. Low birthweight and preterm birth in young people with special educational needs: a magnetic resonance imaging analysis (англ.) // BMC Medicine (англ.)русск. : journal. — 2008. — 30 January (vol. 6, no. 1). — P. 1. — doi:10.1186/1741-7015-6-1. — PMID 18234075. публикация в открытом доступе
  27. ↑ [Мир словарей, Медицинский словарь]

Глубокая недоношенность, или у кого есть право на жизнь — Рамблер/женский

СодержаниеСтатистика по самым маленьким: радостная или печальная?Самые маленькие дети в миреИтоги масштабного исследованияКак это удается: выходить самых маленьких?Что важнее всего в исходе болезней недоношенных?Недоношенный ребенок: перспективы развития медицины

Еще каких-то 7 лет назад этих крошечных младенцев называли «живорожденный плод». Теперь же их называют глубоко недоношенными новорожденными. Кто это? Эти детишки, которые родились на свет очень рано, едва перешагнув за рубеж половины положенного срока внутриутробного развития. А что же было раньше? Имели ли такие крохи шансы на жизнь, или они стали выживать совсем недавно? Что ожидает их будущем? Постараемся ответить на все эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Статистика по самым маленьким: радостная или печальная?

По данным Росстата в России ежегодно рождается недоношенными чуть менее 5% детей. В это число входят младенцы, рожденные ранее 37 полных недель беременности. С 2012 года врачи нашей страны стали спасать и выхаживать малышей, родившихся в сроке 22 недели беременности и старше, и весом более 500 грамм.

Сначала это казалось невозможным, но стало ежедневной практикой неонатологов, реаниматологов, квалифицированных медицинский сестер и других специалистов, выполняющих поистине «ювелирную» работу. Она не стала для них рутиной за эти годы и никогда не станет, потому что недоношенный ребенок — большая загадка, разгадать которую пытаются врачи всего мира. Эти люди ежедневно совершенствуют свое мастерство, обмениваются опытом выхаживания и лечения самых маленьких жителей нашей планеты.

Однако вместе с научным прогрессом и возрастающим числом выживающих младенцев у нас появились новые проблемы. Они касаются тяжелых инвалидизирующих болезней, которые сопровождают многих выживших глубоко недоношенных детей их последующую жизнь. Наверняка, каждый медицинский работник, принимающий участие в выхаживании глубоко недоношенного ребенка задавал себе вопрос: «Что я делаю: спасаю жизнь человеку или обрекаю на тяжелые испытания, а порой и страдания, ребенка и всю его семью?»

Есть ли ответ на этот вопрос? Наверное, нет. Никогда нельзя заранее предсказать исход у недоношенного ребенка, несмотря на то с каким весом он родился: 600 г или 2000 г. Однако с каждым годом растет число детей, родившихся с экстремально-низкой массой тела (до 1000 г), которым удается «догнать» своих доношенных сверстников и стать полноценными членами общества.

А ведь совсем недавно срок 28 недель был тем сроком, с которого только начинали выхаживать младенцев. Дети, которые рождались раньше этого срока, регистрировались в ЗАГС только в том случае, если им удавалось прожить больше 7 суток после рождения.

Сейчас же дети, рожденные в сроке от 22 недель — полноправные члены общества и у каждого 500-граммового малыша есть свидетельство о рождении. Более того, сейчас даже разработана и продается одежда для недоношенных детей, крошечные подгузники, малюсенькие пустышки. На первый взгляд кажется, что эти вещи предназначены для кукол, но на самом деле для самых настоящих детей.

Самые маленькие дети в мире

Если ли среди недоношенных детей свои рекорды? Конечно, есть. Одним из самых маленьких детей, которым удалось выжить, несмотря на малый срок гестации и вес при рождении, является Румаиса Рахман. Хоть ее вес при рождении составлял всего 244 грамма, она родилась на 26 неделе беременности. Ее сестра-близнец при этом имела вес более 500 грамм. Сестрички родились в медицинском центре Университета Лойола в Мэйвуде, штат Иллинойс. Это произошло в 2004 г. Сестры выжили, однако им потребовалась лазерная коррекция зрения.

Немногим больше вес при рождении имел Том Тамб, который родился с весом 269 г в Германии в 2009 году. Преждевременные роды произошли на 25 неделе беременности. Благодаря достижениям современной медицины мальчика удалось выходить, и он жив до сих пор. С таким же весом как у Тома в 2013 г родилась Мелинда Стар Гвидо в Лос-Анджелесе. Роды были оперативные на 24 неделе беременности. Для ее выхаживания было затрачено много времени и сил.

Есть среди недоношенных детей и знаменитые личности. Уинстон Черчилль родился на 7 месяце беременности. Знаменитый русский полководец Александр Суворов родился недоношенным, и бабки-повитухи держали его в дрожжевом тесте, чтобы выходить. Василий Иванович Чапаев тоже родился семимесячным и помещался в рукавичку, а купали его и вовсе в деревянной кружке. Помимо этих знаменитых людей в числе рожденных раньше срока числятся талантливые Марк Твен, Альберт Эйнштейн, Чарльз Дарвин, Дмитрий Менделеев и многие другие выдающиеся личности. Кто знает, сколько их еще будет впереди!

Историй выхаживания недоношенных со счастливым концом очень много, и их число растет. Но вместе с тем ежегодно увеличивается число детей, имеющих тяжелые заболевания, возникшие именно по причине крайней незрелости организмов недоношенных малышей. За период с 1936 по 2010 г в мире официально зафиксировано всего 110 случаев выживаемости среди детей, родившихся с весом менее 400 г. Многие из этих детей имели и имеют серьезные проблемы со здоровьем и с обучением, большинство отстают в физическом развитии от своих доношенных сверстников.

Итоги масштабного исследования

В 2010 году в США были подведены итоги масштабного анализа летальности и заболеваемости недоношенных детей. Были проанализированы истории детей, родившихся в сроке 22-28 недель гестации с весом при рождении от 401 до 1500 г. Анализ показал, что на сроке 22 недели выжили всего 6% младенцев, инвалидность в этой группе составила 100%. На сроке гестации 28 недель выжило 92% детей, инвалидность в этой группе составила 43%.

Был проведен анализ по заболеваемости всех недоношенных детей. Некоторые его итоги следующие:

93% детей перенесли респираторный дистресс-синдром различной степени тяжести. У 68% малышей впоследствии был выставлен диагноз бронхолегочной дисплазии — хронического заболевания легких недоношенных детей. Около половины детей (46%) имели открытый артериальный проток. Это очень частая патология сердца недоношенных детей, осложняющая течение других тяжелых состояний. Более 80% детей было проведено фармакологическое закрытие данного протока, 27% детей потребовалось хирургическое вмешательство по закрытию протока. 16% детей имели внутрижелудочковое кровоизлияние (ВЖК) различной степени. У некоторых детей ВЖК приводит к формированию гидроцефалии, часто ассоциированной с инвалидностью. 11% детей имели некротический энтероколит. Это тяжелое заболевание кишечника, при котором нередко приходится оперировать ребенка и удалять часть поврежденной тонкой кишки. 36% детей перенесли поздний неонатальный сепсис. Это тяжелый инфекционный процесс, который вызван комбинацией многих факторов. Ведущим фактором является крайняя незрелость иммунной системы недоношенных детей. Как это удается: выходить самых маленьких?

Еще не прошло и 10 лет, как врачи стали бороться за жизнь самых маленьких пациентов. Что же такого появилось в арсенале современной медицины, что позволяет совершать невозможное? Вот лишь некоторые достижения современной неонатологии и реаниматологии:

Сурфактант — это то «спасительное лекарство», которое помогает незрелым легких начать выполнять возложенную на них функцию. У глубоко недоношенных младенцев отмечается его дефицит, из-за чего легкие слипаются на выдохе, нарушая газообмен. Введение сурфактанта извне помогает ребенку наладить процесс альвеолярной вентиляции. Вводится сурфактант недоношенным детям по показаниям. Но есть одно «но»: сурфактант помогает ребенку выжить, но он не спасает от формирования бронхолегочной дисплазии, ведь в причинах развития этого заболевания лежит крайняя незрелость легких, а не только дефицит сурфактанта. Респираторная терапия — искусственная вентиляция легких (ИВЛ), использование методики СРАР (спонтанного дыхания с постоянным положительным давлением в легких), щадящая кислородотерапия. Разработка методик респираторной терапии, ее ежегодное совершенствование и обмен опытом позволяют достигать все лучших результатов. Кувезы и другая аппаратура для выхаживания (тоненькие внутривенные катетеры и линии, инфузионные насосы, зонды для питания и др.)— хоть и отдаленно, но они помогают воссоздать для малыша условия, близкие к внутриутробным. Что наиболее важно: оптимальная температура и влажность, физиологичная поза, постоянное поступление питания и жидкости в организм. Медикаментозное закрытие открытого артериального протока. Мало кто знает о том, что внутривенный аналог знаменитого Нурофена, спасает многие детские жизни и помогает закрыться открытому артериальному протоку без операции. Совершенствование методик ухода за малышом — это то, что не менее важно, чем дорогая специализированная аппаратура. Сюда относится следующее: питание грудным молоком или специализированными смесями, дотация питания специальными добавками, щадящий ход, метод «кенгуру», привлечение родителей к уходу, развивающий уход и многое другое. Что важнее всего в исходе болезней недоношенных?

Это очень сложный и очень важный вопрос, волнующий каждого врача и каждого родителя маленького «торопыжки». Будет ли он видеть и слышать? Сможет ли малыш говорить и общаться? Будет ли он ходить в школу, научится ли читать? Будет ли он ходить вообще? Сможет ли он в будущем получить профессию и устроиться на работу?

Как мы видим, больше всего волнует именно неврологический прогноз. Может быть, есть статистические данные относительно неврологических исходов у недоношенных с экстремально-низкой массой тела при рождении (менее 1000 г)? Да, они есть. Вот лишь некоторые из них:

До 70% детей, рожденных с экстремально-низкой массой, тела имеют трудности в усвоении школьной программы. В школе трудности чаще возникают с письмом, счетом, чтением, освоением мелкой моторики. 20% этих детей обучаются в специализированных школах. У 5 годам у многих детей с ЭНМТ отмечаются поведенческие нарушения, трудности с восприятием информации (в том числе устной речи), дефицит рабочей памяти. До четверти детей имеют проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Около половины детей с ЭНМТ при рождении имеют нарушения координации движений. К полутора годам около 40% детей имеют задержку речевого развития. К подростковому возрасту почти у 11% детей остаются нарушения речи. У недоношенных с ЭНМТ при рождении подмечены и такие интересные особенности как измененная реакция на боль (повышенная чувствительность), застенчивость, тревожность, нарушение пищевого поведения, затрудненная адаптация в обществе, частая недооценка своих способностей. Более 40% глубоко недоношенных новорожденных имеют проблемы со зрением к возрасту 5 лет (косоглазие, близорукость, амблиопия и даже слепота). Ведущей причиной данных проблем является ретинопатия недоношенных. Почти половина детей, родившихся с весом менее 1500 г к возрасту 8 лет имеют различные нарушения слуха. Чем меньше вес ребенка при рождении, тем выше риск его инвалидизации по слуху. От 1,5 до 9% детей с ЭНМТ нуждаются в применении слухового аппарата. До 44% детей с ЭНМТ перенесшие внутрижелудочковое кровоизлияние (ВЖК) 3-4 степени (11% от всех детей с ЭНТМТ), имеют проявления церебрального паралича. 90% детей, перенесших ВЖК 4 степени, имеют грубые неврологические расстройства. Юноши, родившиеся глубоко недоношенными, реже получают высшее образование и меньше зарабатывают в будущем по сравнению со сверстниками, родившимися доношенными. Недоношенный ребенок: перспективы развития медицины

И все-таки: что представляет из себя выхаживание глубоко недоношенных младенцев? Это борьба за жизнь или трагедия семьи? Где та грань, которая разделяет два этих понятия? Кто может взять на себя ответственность за принятие решения о выхаживании младенца?

В нашей стране по действующему законодательству выхаживаются все живорожденные дети, которые появились на свет в сроке 22 недели и позже и с весом 500 г и более. Это распространяется на всех живорожденных детей независимо от того, в каком состоянии они родились. Меньший вес допускается для детей из двоен или троен такого же раннего срока. Этих же критериев придерживается еще одна европейская страна — Турция.

Другие страны придерживаются несколько другой тактики. Активная реанимационная помощь применяется к детям, рожденным в сроке 24 недели и более. Малышам, родившимся в 22-23 недели проводится лишь обычная поддерживающая терапия. Активно выхаживаются эти младенцы только после информированного согласия родителей на выхаживание, которым объясняются все возможные исходы их родившихся детей.

Есть две основные причины такого решения.

Во-первых, обсуждается вопрос гуманности всех проводимых реанимационных мероприятий по отношению к ребенку и его семье. Мало его просто выходить: важно дать ему шанс на достойную жизнь и здоровье. А в отношении столь критичных сроков вопрос о здоровье на данный момент остается очень сложным. Во-вторых, выхаживание каждого ребенка с ЭНМТ при рождении является очень затратным мероприятием. Причем материальные затраты касаются не только реанимационной помощи, но и всего последующего наблюдения детей, а также абилитации и реабилитации.

Что будет дальше? Однозначно, что в ближайшем будущем мы не сдвинем сроки живорождения и не начнем выхаживать еще меньших младенцев. А будем ли мы придерживаться тактики большинства европейских стран, пока неизвестно.

Сейчас очень важно продолжать дальнейшие исследования в отношении выхаживания недоношенных младенцев, изучать их прогнозы, обмениваться опытом и совершенствовать уже имеющиеся знания и умения. Кто знает, может через несколько лет выхаживание и здоровое будущее у крохотных младенцев будет обычным явлением, и эти дети будут не просто получать право на жизнь, а они получат и жизнь, и достойное будущее.

Пройдите тестCклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниямСклонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.

Правда и мифы о недоношенных детях. Новости. Первый канал

Заблуждение и предубеждение завладевают большинством из нас, когда речь заходит о недоношенных детях. Мы почему-то уверены, что ребёнок, родившийся до срока, никогда уже не станет таким, как все. Да, требуются каждодневные усилия родителей и врачей, иначе беда. Но если сделано всё, то получается абсолютно нормальный человек. У кого повернётся язык назвать недоноском, к примеру, знаменитого хоккеиста Александра Рагулина.

Репортаж Полины Крикун.

У мальчика Тимоши детский церебральный паралич. Он родился на месяц раньше срока. Шея ребенка была обмотана пуповиной, сильнейшая внутриутробная гипоксия, которую не разглядели врачи, стала причиной недуга.

Еще в роддоме Алексею и его жене намекнули, лучше оставить ребенка. Его уже не выходить — вылечить ДЦП очень сложно. Но они решили бороться. Сейчас собирают деньги на лечение за рубежом. Если не хватит собственных и тех, что собрали в Интернете, они даже дом продадут, но поставят Тимофея на ноги.

Однако подобных историй единицы. В отделении для новорожденных одной из больниц Екатеринбурга каждый месяц пять-шесть малышей остаются без родителей. Как правило, взвесив все за и против, от недоношенных детей отказываются.

Ирина Беляева, заведующая отделением для недоношенных детей научного центра здоровья детей РАМН: «Где-то к 14-18 месяцам до 40-50% этих детей имеют высокий риск инвалидизации. Это ДЦП, это умственная отсталость, слепота, глухота».

Малютка весом чуть меньше двух килограммов, она родилась всего на шестом месяце. Мама даже не назвала дочку перед тем, как оставить ее в роддоме. Хотя шанс на то, что девочка вырастет здоровым человеком, довольно велик.

Анжела Карпова, и.о. заведующего отделением новорожденных детской больницы №5 Екатеринбурга: «Если ребенок растет возле мамы, даже очень тяжелый, он выхаживается гораздо лучше, чем ребенок, от которого отказалась мать».

В старину бабушки-знахарки клали недоношенного младенца в валенок, а валенок ставили на печь, в самое теплое в избе место.

Конечно, сегодня никто никого на печь уже не кладет, а место валенка заменил кювез, инкубатор. Здесь для ребенка создаются все условия, подобные утробе матери: тишина, повышенная температура и темнота.

Маленькая Машенька уже больше двух недель живет в таком кювезе. По трубочкам поступает питание и кислород. Для Марины рождение дочки за 10 недель до положенного срока стало огромной неожиданностью. Четверо старших детей появились на свет вовремя.

Недоношенный не значит, больной, говорят врачи. Просто на маленьком сроке жизненно важные органы ребенка еще недоразвиты… Кого-то можно выходить, а кто-то на всю жизнь останется инвалидом.

Тарана и Султана, едва выписавшись из больницы, сразу пошли на реабилитацию. Недоношенным детям она нужна как воздух. Массаж, плаванье, физкультура — все это, уверяют врачи, даст результат уже через год. Главное, заниматься надо с самого раннего возраста.

Димке — пять лет. И он мечтает стать футболистом или летчиком. По всем показателям пройдет, уверена мама. Здоровый, закаленный. Но когда малыш появился на свет, он был на волосок от смерти. Настя родила двойню на полтора месяца раньше срока. Один ребенок родился мертвым. Второго с трудом выходили в реанимации.

Тогда врач сказал Насте, чаще выживают дети, которых ждут и любят. И девушка поверила. Вскоре маленького Димку выписали домой. Сейчас он ни в чем не уступает сверстникам. И уже точно можно сказать, последствия недоношенной беременности на этом мальчугане уже не скажутся.

Ведущий: Об особенностях детей, которые пришли в этот мир не совсем естественным путем, слегка поторопились или чуть-чуть запоздали, мы поговорим с доктором медицинских наук, руководителем коррекционного центра НИИ педиатрии Еленой Кичищян. Раньше к недоношенным детям относились как к однозначно ущербным. Антибиотики им давали. В чем была ошибка?

Гость: Ну, я, во-первых, возражаю против слова «ошибка», потому что сразу скажем, что недоношенность не является физиологическим состоянием. Но в любом случае он появляется на свет с органами системы, которые не готовы к функционированию. И поэтому у него колоссальный риск того, что он заболеет инфекцией, вокруг нас масса инфекций. Поэтому ему дают антибиотики, ничего в этом такого катастрофического нет.

Ведущий: Один родился в девять месяцев, полностью созревшим, другой — в семь. Вот они от момента появления на свет развиваются одинаково?

Гость: Нет. И об вот это должны обязательно знать родители. Незрелость недоношенных детей изменяется постепенно. Самая главная проблема — это проблема глаз. Потому что глубоко недоношенные дети, попадающие в яркую среду, в обилие кислорода, которого нет внутриутробно, сосуды глаз, если можно так сказать, сгорают. И возникает отслойка сетчатки и полная слепота. Что можно лечить в начальных стадиях. И второе, это нервная система. То есть незрелость нервной системы, которую ребенок может преодолеть, а может не преодолеть. И тогда и формируется умственная отсталость или двигательные нарушения.

Ведущий: У недоношенных детей, повзрослевших, есть какой-то повышенный риск каких-то болезней?

Гость: Если недоношенный ребенок прошел первые два-три года, и он прошел их под правильным наблюдением, то в принципе они ничем не отличаются. Они так же могут учиться, они так же могут заниматься спортом и так далее. У них есть некоторые особенности восприятия, которые проходят постепенно.

Ведущий: Если делать все правильно и никаких осложнений нет, к какому возрасту пройдет отставание в развитии, все эти особенности улетучатся?

Гость: Если ребенок родился, например, на 32-й неделе, то есть примерно 7 месяцев, то к полутора годам он может быть вполне как остальные дети. Дети же более маленькие, которые родились на 6-м, на 5-м месяце, то есть это редкие, эксклюзивные дети, они к трем годам достигают примерно своих сверстников, иногда даже чуть позже.

Ведущий: Обратная ситуация. Проходит сорок недель беременности, а ребенок никак не хочет рождаться. В чем опасность переносить малыша?

Гость: Перезревает плацента, которая питает ребенка, и ребенок перестает получать питательные вещества и, соответственно, у него нарушается функционирование его мозга. За это в основном волнуются. Поэтому как бы решение таково: ждут до 44, до 43 недель, и после этого обязательно стимулируют роды для того, чтобы не допустить перезревания плаценты. Ну, в принципе сама по себе переношенность значительно меньше влияет на исход развития ребенка, нежели, конечно, недоношенность.

Ведущий: Сейчас очень модно без показаний рожать кесаревым сечением. Разрезали, достали, никаких тебе мучений. Чем это может обернуться для ребенка?

Гость: Я скажу так. В последствиях ничем. А вот в первый период, в так называемый период адаптации ребенка, может. В любом случае, кесарево — это вынужденная мера, очень важная, нужная, но вынужденная мера. И когда выбор стоит, что не хочу испытывать боль, то это слишком эгоистично для такого процесса, как будущее родительство, я бы так сказала.

Особенности развития недоношенного ребенка. Как оно происходит по месяцам?

Ребенок, появившийся на свет раньше срока, требует к себе бережного отношения и много внимания. Для родителей забота о малыше является вопросом жизни и смерти.

Состояние здоровья и развития таких детей во многом зависит от степени их недоношенности, уровень помощи, оказанной медработниками, а также стойкости и любви родителей.

Особенности

Дети, родившиеся недоношенными, отличаются некоторыми особенностями по сравнению с доношенными малышами. Родителям нужно знать о них:

  • часто дети рождаются слабыми и не могут самостоятельно дышать и получать пищу;
  • первые недели жизни ребенок проводит в специальном инкубаторе – кувезе, питание и кислород получает через трубочки;
  • некоторые органы ребёнка могут быть еще не до конца сформированы;
  • такие дети находятся под пристальным присмотром неонатологов, которые контролируют все процессы жизнедеятельности малыша;
  • иммунитет очень слаб, малыш остро реагирует на инфекции; медработники и молодые родители должны хорошо следить за гигиеной.

Недоношенные дети требуют особого ухода. При правильной заботе из них вырастают вполне здоровые мальчики и девочки. Они практически не отстают в развитии, однако развиваются по своей схеме. Природой им заложена задача в будущем догнать, а когда и перегнать своих доношенных сверстников. Поэтому в первый год жизни дети, родившиеся раньше срока, увеличиваются в весе и росте быстрее, чем доношенные детки.

к оглавлению ↑

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Возраст Диапазон прибавки веса у девочек, гр Диапазон прибавки веса у мальчиков, гр Средняя прибавка роста, см
1 месяц 400-900 400-1200 3-3,5
2 месяца 400-1300 400-1500 3-3,5
3 месяца 500-1200 600-1300 3-3,5
4 месяца 500-1100 400-1300 2,5
5 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
6 месяцев 300-1000 400-1200 2,5
7 месяцев 200-800 200-1000 1,5-2
8 месяцев 200-800 200-800 1,5-2
9 месяцев 100-600 200-800 1,5-2
10 месяцев 100-500 100-600 1
11 месяцев 100-500 100-500 1
12 месяцев 100-500 100-500 1
к оглавлению ↑

Шкала

Неонатологи выделяют 4 степени недоношенности детей:

  1. 1 степень-слегка недоношенные дети – рождаются на 35-37 неделе с весом 2000-2500 грамм;
  2. средне недоношенные – рождены на 32-34 неделе с весом 1500-2000 грамм;
  3. глубоко недоношенные дети – появляются на 29-31 неделе беременности, их вес составляет 1000-1500 грамм;
  4. экстремально недоношенные – рождаются раньше 29 недели и их вес составляет меньше 1000 грамм.

Важно! Степень недоношенности ребенка определяют не только по его весу, а еще по степени развития органов. Иногда бывает, что дети с весом 2000 грамм рождаются значительно зрелей тех, что родились с массой 2500 грамм.

В первый год жизни разница в развитии с доношенными детьми составляет примерно 1-3 месяца. Это зависит от степени недоношенности крохи, а также генетическая предрасположенность ребенка. Примерно к 6 месяцам они начинают догонять своих сверстников.

Что и во сколько должны уметь умеренно недоношенные новорожденных по месяцам до года, когда начинают держать голову самостоятельно:

  • 1 месяц. Малыш плохо набирает вес. На данный момент у него плохо развиты сосательный и глотательный рефлекс.
  • 2 месяц. В это время ребенок начинает концентрировать свой взгляд на некоторых предметах и звуках.
  • 3 месяц. Малыша постепенно начинают выкладывать на животик. Пробует поднимать головку. В этом возрасте для ребенка очень важны сон и еда. Масса его удваивается. Ребенок реагирует на прикосновения, начинают появляться мимические реакции, но пока он не улыбается. Может фиксировать взгляд на маме. В этот месяц важно следить чтоб кроха не поворачивал голову в одном направлении и временами менять его положение.
  • 4 месяц. Начинает хватать игрушки, поднимает и держит головку, а также появляются первые звуки- все, что он должен уметь в 4 месяца.
  • 5 месяц. Ребенок точно определяет источник звука, поворачивает к нему голову. Появляются первые улыбки. Умеет держать игрушку в руке.
  • 6 месяц. Кроха сам делает попытки переворачиваться со спины на животик. Во время общения узнает близких, оживляется, дергает конечностями, гулит.
  • 7 месяц. К этому моменту ребенок умеет хорошо держать игрушку, переворачивается на живот, когда начинает пытаться ползать по-пластунски. В этом возрасте начинает прорезываться первый зубик.
  • 8 месяц. Это время, когда малыш пытается самостоятельно сидеть и стоять на четвереньках, начинает раскачиваться. Сейчас он проявляет интерес к общению, понимает просьбы что-то показать. Ему нравятся стихи, потешки, песни.
  • 9 месяц. Ребенок уверенно сидит, пробует ползать. Появляются попытки самостоятельно стоять. В речи появляются первые звуки.
  • 10 месяц. Малыш сам уверенно стоит и начинает передвигаться возле опоры. Однако отдает предпочтение ползанью. Уже способен быстро реагировать на звуки и знает свое имя.
  • 11 месяц. В этом возрасте ребенок продолжает активно ползать, хотя уже умеет передвигаться с помощью опоры и делать несколько шагов без поддержки. Хорошо идет на контакт с родными. Интересуется кубиками и пирамидками.
  • 12 месяц. Ребенок может самостоятельно пойти. К этому времени он догоняет своих доношенных сверстников в физическом развитии.

      

к оглавлению ↑

Что должны уметь малыши 3 и 4 степени с рождения до года?

Эти дети отличаются в своем развитии не только от доношенных детей, но и от умеренно недоношенных. Хорошо это видно в первые месяцы жизни. В это время ребенку особенно нужна медицинская поддержка и забота родителей. При правильном отношении к году малыш практически не отличается от других детей.

  • 1 месяц. Глубоко недоношенный ребенок в первый месяц находится под пристальным присмотром медиков. Он находится в кувезе, получает питание и кислород с помощью специальных трубочек.
  • 2 месяц — если ребенка уже выписали, в это время он должен учиться сосать и глотать, что на данный момент он может плохо уметь.
  • Что должен уметь в 3 месяца? Малыш начинает лучше набирать вес. Пытается концентрироваться на звуках и окружении.
  • 4 месяц. Если малыш чувствует себя хорошо, его можно начинать выкладывать на живот. Он пытается немного приподнимать голову и поворачивать ее, чаще всего в одну сторону. Родителям нужно обратить внимание на это и периодически поворачивать его в другую сторону.
  • 5 месяц. Что должен уметь к 5 месяцам глубоко недоношенный малыш? Начинает самостоятельно и уверенно держать головку.
  • 6 месяц. Кроха пытается схватить игрушку. Это время, когда он начинает улыбаться. Сам пытается повернутся на животик.
  • 7 месяц. Самостоятельно переворачивается на живот. Развивается двигательная активность – дергает ручками и ножками. Узнает родных, семимесячный малыш издает звуки – «гулит».
  • 8 месяц. Хорошо держит в руке игрушку или другие предметы. Пытается немного ползать.
  • 9 месяц. Ребенок пытается самостоятельно сидеть, становится на четвереньки.
  • 10 месяц. Уверенно сидит. Говорит первые простые слоги. Пытается ползать. Начинает прорезываеться первый зубик.
  • 11 месяц. Кроха пытается стоять с поддержкой родных или помощью опоры. К концу месяца у него это должно получаться.
  • 12 месяц. Хорошо стоит, держась за опору. С ее помощью пытается передвигаться. Но пока не совсем получается. Самостоятельно ходить ребенок начинает ближе к 14-16 месяцам. Примерно к полутора годам малыш догоняет своих сверстников и мало чем от них отличается.
к оглавлению ↑

Как развиваются после 1 года: этапы

После года недоношенный ребенок внешне мало отличается от своих сверстников, но психоэмоциональное развитие будет отставать. Новорожденные, которые родились раньше срока, имеют свои особенности адаптации даже после года.

Врачи отмечают такие особенности:

  1. более позднее формирование речевого аппарата, неправильное произношение звуков, возможно, будет необходимость обратиться за помощью к логопеду;
  2. дети более плаксивы, капризны;
  3. хуже происходят процессы познания окружения и запоминания информации;
  4. недоношенному ребенку сложнее принять что-то новое, привыкнуть к новым людям.

Внимание! Полная зрелость недоношенного ребенка формируется обычно в 2-3 года. Раньше этого срока родителям не стоит паниковать. Но если этого не происходит к 3 годам необходимо обращаться за помощью к специалистам.

к оглавлению ↑

Рекомендации родителям

Малыш, который родился раньше срока, требует к себе особого внимания. Каждый набранный грамм – маленькая победа. Родителям необходимо строго контролировать вес малыша. Для этого может понадобиться приобрести электронные весы и взвешивать ребенка каждый день.

Выписывая недоношенного ребенка, врачи дают ряд рекомендаций по поводу ухода и питания малыша. Родителям следует четко придерживаться инструкций. Также следует помнить, что ребенок развивается по своей схеме, в зависимости от его степени недоношенности.

Не стоит слишком переживать за то, что ребенок немного отстает от сверстников и равняться на них. Малышу понадобиться больше времени для развития навыков, а родителям стоит набраться терпения и окружить ребенка заботой и любовью.

к оглавлению ↑

Полезное видео

Из этого ролика можно подробнее узнать об особенностях развития ребенка, рожденного раньше срока:

      

к оглавлению ↑

Заключение

Недоношенность – не патология, а лишь некая особенность ребенка. Уход за такими детьми немного отличается от ухода за другими детьми. Однако, соблюдая рекомендации медиков, есть возможность быстро преодолеть эти сложности и уже через несколько месяцев все тяжести забудутся.

      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *