Можно ли детям смотреть телевизор
Можно ли детям смотреть телевизор? С какого возраста можно смотреть телевизор, мультики на DVD и развивающие видеопрограммы? Влияет ли просмотр телевизора на зрение и развитие детей? Каким требованиям должны соответствовать детские мультики и видеопрограммы?
На современных «развивающих программах для детей» и мультиках часто ставится возраст от нуля, т.е. с рождения ребенка, с 3 месяцев или рекомендуемый возраст в 1-2 года. Так ли это? Нужен ли телевизор и видеопрограммы младенцам? С какого возраста телевизор полезен для ребенка?
Точные, научно доказанные, обоснованные и истинные ответы на эти вопросы мы можем получить с Вами не в рекламе и не у разработчиков видео и мультиков «для самых маленьких», получающих от их продажи сотни миллионов долларов в год, а у физиологов, врачей и ученых-психологов. Именно эти специалисты ответят на наш вопрос не голословно, а фактами.
Мнение Всемирной Организации Здравоохранения однозначно: должен быть введен категорический запрет демонстрации телепродукции и видеопрограмм детям до трехлетнего возраста с целью сохранения их здоровья как физического, так и и психического. Это мнение поддерживают и многие общественные организации родителей по всему миру, призывающие не покупать видеопродукцию для детей до трех лет. По словам Сюзан Линн из Гарвардского университета, представителя одной из таких организаций, «малыши развиваются в общении с мамой, а не с экраном». И это мнение подтверждается всеми исследователями!
Влияние телевидения на детей раннего возраста.
Чем же так опасен просмотр телепередач или видеопрограмм младенцами и детьми раннего возраста? Что происходит с малышом, когда он смотрит мультик по телевизору или «развивающий диск» на экране компьютера?
Первая причина – физиологическая.
Мы знаем, что в течение первых лет жизни ребенка глаз интенсивно растет. Зрительный анализатор созревает лишь к трем – пяти годам. И поэтому в первые годы жизни малыша его зрение очень уязвимо.
Для того чтобы четко увидеть изображение, зрительная система ребенка напрягается. Это происходит неосознанно и незаметно, и никак не зависит от нашей воли, расстояния до телевизора, освещения и других факторов. При рассматривании постоянно движущихся изображений на экране глаз ребенка постоянно напрягается. И если такое напряжение происходит часто или длительное время, то компенсаторные возможности органа зрения уже не могут сдержать последующих нарушений.
Выводы всех физиологов и врачей очень просты и категоричны. До двух, а лучше до трех лет детям вообще не рекомендуется смотреть телевизор и компьютерные видеопрограммы. Причем объясняется это не только нагрузкой на глаза, но и перегрузкой центральной нервной системы, которая в дальнейшем очень незаметно и постепенно приводит к гиперактивности ребенка, синдрому дефицита внимания, отставанию в развитии речи и другим серьезным нарушениям.
Такую опасность имеют не только просмотр видеопрограмм или мультиков в раннем возрасте, но и просмотр рекламы, особенно во время кормления. Ребенок отвлекается на мультфильм, рекламу, мелькание ярких картинок на экране, и в это время легко можно его накормить. Но этим наносится колоссальный вред уже не только зрению и нервной системе, но и пищеварительной системе малыша. Причем последствия видны не сразу, а проявляют себя через несколько лет!
Вторая причина – психологическая.
Многие мультфильмы и телепередачи не рекомендуется смотреть не только малышам до 3 лет, но и старшим детям. Почему? Вы увидите наглядный ответ на этот вопрос в этом видеоролике. Когда я своими глазами увидела эффект 25-го кадра в детском мультике, то была потрясена!!! Ведь это мы не видим при простом просмотре, но это закладывается в подсознание! Этот ролик нужно смотреть всем мамам, бабушкам, педагогом!
(Увы, как всегда это бывает, ролик уже вне доступа в сети, т.к. кому-то невыгодно, чтобы мы знали истину).
По данным ЮНЕСКО, сейчас количество времени, проведенное дошкольниками у экрана, превышает количество времени их общения со взрослыми в семье. И это понятно! Ведь когда ребенок у экрана телевизора или компьютера – это удобно нам, взрослым. Малыш занят, вроде бы смотрит что-то познавательное (написано на коробке, что даже развивающее), не пристает с вопросами, не надо за ним убирать игрушки, не надо оттирать от стола краски и пластилин, можно в это время заняться своими делами и отдохнуть в конце концов и т.д. Да, это удобно! Очень удобно!
Но результат этого удобства печален. Вот последствия.
- Отставание в развитии речи. А ведь именно речь определяет успех любой деятельности чеповека как существа общественного, социального! Без речи не выразишь свою мысль, не аргументируешь свое мнение, не договоришься и не задашь вопросы и т.д. Речь развивается только в живом общении с людьми! Когда ребенок смотрит видео, он увлечен постоянно сменяющимися картинками и не слышит текста!!! Это доказано в многочисленных экспериментах. В последние десятилетия количество детей с серьезными нарушениями речи возросло более чем в шесть раз!!! Малышу нужно общение с мамой в творческой деятельности – лепке, игре, рисовании, труде, на прогулке и дома! И экран никогда не сможет заменить этого общения!
- Внутренняя пустота и постоянная потребность в новых «гиперстимуляциях» ввиде новых картинок, игр, мультиков с экрана.
- Гиперактивность, неспособность сосредоточиться, невозможность воспринимать информацию на слух, синдром дефицита внимания, рассеянность.
- Отсутствие интереса к творческой деятельности – малышу неинтересно самому придумывать игры с игрушками, слушать сказки, конструировать сказочные города, рисовать. Он становится заложником всё новых и новых стимуляций с экрана. Ведь намного проще нажать кнопку и пассивно ждать, чтобы тебя развлекали, чем самому активно действовать. Но в жизни побеждают только активные люди! Не уверены? Прочитайте книгу «Берись и делай» Ричарда Брэнсона, и Вы поймете что даже к миллионерам успех приходит не просто так. Ждать бесполезно, надо действовать! А ребенок, сидящий у экрана, привыкает не действовать, а ждать!!!
- ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО! После просмотра мультиков и фильмов со сценами агрессии повышается агрессивность детей. Это научно доказано психологами.
Почему же в нашей стране свободно распространяются эти программы для самых маленьких от нуля до трех лет — как зарубежные, так и отечественные их аналоги? Ответ прост – в России нет экспертизы на развивающую видеопродукцию для детей и младенцев, а соответственно, никто не оценивает реальную пользу данной продукции и ее качество. Поэтому можно выпускать и рекламировать что угодно.
Сколько времени можно смотреть телевизор ребенку?
По рекомендациям окулистов, продолжительность просмотра телевизионных передач или видеопрограмм для детей трех – семи лет не должна превышать 30 минут. Это безопасная продолжительность просмотра. Максимально допустимая продолжительность просмотра – 40-50 минут в день с перерывом. Максимально допустимая длительность – это редкость, а не обычный режим просмотра телевизора или видео!!!
Почему зарубежные мультфильмы не учитывают этой рекомендуемой для малышей длительности просмотра?
Главное для производителей детских мультфильмов – это обеспечить хороший прокат, а значит, и прибыль. Прибыль может дать либо длинный полнометражный мультик либо серия мультиков. Короткие мультфильмы (которые соответствовали бы особенностям восприятия ребенка и гигиеническим нормам) выпускать невыгодно, а себе в убыток их никто не будет делать для массового проката.
На каком расстоянии от глаз должен быть экран телевизора?
Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана – 21 дюйм и больше. Чем больше экран, тем больше должно быть расстояние до него от глаз ребенка. При этом не имеет значение характеристика экрана – плоский он или обычный, плазменный или жидкокристаллический.
Влияет ли освещение комнаты на нагрузку глаз и их утомляемость при просмотре телевизора?
Да, влияет. Если ребенок смотрит телевизор или видео вечером, то надо обязательно включать освещение в комнате. При просмотре телевизора в темноте возникает яркий контраст между освещенностью помещения и экрана, и глаза быстрее утомляются. Телевизор нужно смотреть сидя! Это также важно для меньшего утомления глаз.
Что такое «развивающий мультфильм»? Все ли «развивающие» видеопрограммы развивают ребенка или как не отдать деньги зря! Что нужно знать, чтобы развивать малыша, или о чем не всегда пишут производители? Об этом в продолжении нашего разговора завтра.
А как в Вашей семье решается вопрос с просмотром телевизора и видео детьми? Приглашаю поделиться в комментариях.
Продолжение статьи здесь — http://rodnaya-tropinka.ru/deti-i-televizor/ Вы узнаете:
- Каждый ли «развивающий мультфильм» действительно развивает?
- Что такое «развитие» по отношению к дошкольникам?
- Что нужно знать, чтобы развивать малыша?
- Каковы признаки переутомления ребенка от просмотра телевизора? Почему дети с удовольствием смотрят рекламу и мультики?
- Как отучить ребенка от телевизора, если малыш просто «прилипает» к нему и постоянно требует новых серий мультфильмов?
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Почему детям до 2 лет нельзя смотреть телевизор и играть с гаджетами. Наш ребенок.
Содержание:
Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после двух или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2 лет (и чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?
К содержанию
Рекомендации российских психологов
Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «До 3 лет у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама — все равно! В этом возрасте не важен контент — важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием.
Дети смотрят не фильм — у них восприятие чисто сенсорное, и это очень опасно, потому что в момент просмотра блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Кроме того, ребенок оказывается лишен тех видов деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности — предметной деятельности».
Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США. Детей 6, 12 и 18 месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный порядок кадров.
Но и это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2 лет не может понять, что именно происходит на экране, и запомнить это — а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы.
Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина:
«Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2 лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается».К содержанию
Телевизор и зрение ребенка
Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему — просмотр телевизора может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно негативно влияют рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками. Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда.
Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)»
К содержанию
Мнение Американской академии педиатрии
Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации.
- Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
- Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
- Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране, и окружающим миром. И хотя дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
- Ребенок младше 2 лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
- Детям от 2 до 5 лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в комнате, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов.
К содержанию
Телевизор и способности к обучению у ребенка
Почему важно продержаться без телевизора хотя бы до 2 лет? «Высаживание» перед телевизором с раннего возраста может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, — рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду!
Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речи, кратковременной памяти и способности к чтению, а также влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается».
К содержанию
Влияние видеопросмотра на развитие детей: научные исследования
В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4 часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта.
В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети начиная с 5 лет) увеличивал вероятность судимости и развития асоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30%.
В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3 лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования».
Можно ли детям смотреть телевизор?
Телевидение стало неотъемлемой частью жизни современного человечества. Телевизор развлекает нас, дает дополнительное образование, передает информацию — всех функций не перечислить. И у родителей возникает вопрос: с какого возраста можно позволять ребенку смотреть телевизор?
Для многих родителей телевизор стал своего рода няней — посадил ребенка на диван, включил «мультики» — и у тебя час-другой свободного времени. Однако за такую уловку приходится дорого платить.
Несмотря на то, что на современных мультфильмах часто ставится возраст от нуля, т.е. с рождения ребенка, это совсем не означает, что ребенка можно усаживать перед телевизором с рождения или с того момента, как он научится самостоятельно сидеть. психологи и медики говорят, что телевизор должен появиться в жизни ребенка в возрасте не младше трех лет. Именно с этого возраста просмотр чудо-ящика не нанесет глобального вреда здоровью малыша.
Чем опасен просмотр телепередач или видеопрограмм младенцами и детьми младшего возраста?
У маленьких детей зрение очень уязвимо. Каким бы суперсовременным и безопасным с точки зрения производителя не был бы экран, это всегда — искусственная картинка, и чтобы увидеть ее, сложить в единое целое постоянно движущееся изображение, ребенку приходится сильно напрягать зрение. Ни ребенок, ни родители не замечают этого, но это происходит — излишний приток крови к глазам, напряжение глазных мышц. Придет время — все это аукнется проблемами со зрением. Но, кроме глаз, происходит и перегрузка нервной системы. Ребенку приходится прилагать большие усилия для того, чтобы понять, что происходит на экране. У телевизора не попросишь повторить, он не даст разъяснений, не сменит темп и тон речи. Если живой человек подстраивается под особенности восприятия ребенка, то в случае с бездушной техникой, ребенку приходится подстраиваться под телевизор. Многие родители обращают внимание на то, что после длительного просмотра телепередач или дисков маленькие дети уходят от телевизора как будто оглушенные, с осовевшим затуманенным взглядом, плохо реагируют на словесное обращение, перестают понимать, что говорят родители. Это — прямое следствие переутомления нервной системы. Результат — неуправляемое поведение, истерики, нарушения сна, повышенная возбудимость.
Длительный просмотр телевизора отрицательно влияет и на психику. Ничто, никакая техника не в состоянии заменить ребенку общения с родителями. Ребенок развивается, когда идет активный обмен информацией с двух сторон — он спросил — ему ответили. Но с телевизором идет только одностороннее общение. Ребенок не имеет возможности спросить у него: почему так? Он не получит обстоятельного разъяснения на свои вопросы, эмоционального отклика, его ставят перед фактом, не спрашивая о его чувствах и желаниях. Но самое главное — ребенок, сидя перед телевизором, является пассивным наблюдателем, а, значит, он не развивается. У детей, слишком много времени проводящих перед телевизором и в результате не дополучающих обычного живого человеческого внимания от родителей, бабушек и дедушек, наблюдается задержка речи, психомоторного развития, зато нередко диагностируется синдром дефицита внимания, неспособность концентрироваться. Не участвуя в живом разговоре, ребенок не учится правильно строить речь, выражать чувства и эмоции. Дети не получают навыков созидания. Вместо того, чтобы клеить аппликации, вырезать снежинки из бумаги или собирать пирамидки, они просто сидят на диване, не занятые никаким полезным делом.
Более того, многие дети начинают подражать в поведении мультяшным персонажам, перенимают их ужимки, манеру поведения, стиль общения. А сейчас большое количество мультипликационных фильмов включают агрессивное поведение персонажей, отвратительную лексику, искаженные до неузнаваемости образы, бьющие по нервам звуковые эффекты.
Все, сказанное выше, относится не только к мультфильмам. Так называемые развивающие игры и программы, телепередачи «для самых маленьких», невинные на первый взгляд планшетные игры и даже реклама — все это, любой продукт из этой категории оказывает отрицательное влияние на ребенка.
Вместе с тем движущееся изображение является мощным стимулятором центральной нервной системы. Ребенок подсаживается на мелькающие образы, перестает воспринимать тесты. Неспроста говорят о том, что у современного поколения молодежи клиповое сознание — люди привыкают к зрительным образам, им для восприятия информации уже не достаточно текста, нужен постоянно сменяющийся видеоряд. Поэтому книги утратили популярность. Молодежи неинтересно их читать, трудно складывать картинку самому — ведь привыкли к готовым иллюстрациям. Так в людях гаснет творческое начало.
Сколько времени в сутки без вреда для здоровья и психики можно смотреть телевизор? Для детей от трех до семи лет это не более получаса или пятьдесят минут в день с перерывом.
Расстояние от положения ребенка до экрана должно быть не менее трех метров, при этом, чем больше экран, тем дальше от него должен находиться ребенок. И не покупайтесь на обещания производителей сверхбезопасных ультрановых технологий — они придумают что угодно, чтобы сбыть свой товар. Нет безопасных экранов.
В темное время суток в комнате, где работает телевизор, обязательно должно быть включено освещение, чтобы снизить контрастность между экраном и комнатой.
Нельзя допускать, чтобы ребенок принимал пищу во время просмотра телевизора.
Конечно, телевизор нельзя воспринимать как однозначное зло. Телевидение дает нам массу полезного, и вопрос вреда и пользы упирается в количество времени, проведенного в его обществе, и качество того, что мы смотрим.
Азбука воспитания
Ребенок и телевизор (планшетник, ноут, монитор компьютера) — запись пользователя Fabiana (Fabiana) в сообществе Развитие от рождения до года в категории Меры предосторожности
большая разница телепередачаДавно собирала интересную информация на эту тему. Порой от фото в ленте, где 3-4месячный малыш лежит в обнимку с планшетником и мультиками, а в комментариях десятки сумасшедших радуются как здорово малыш смотрит мультик , у меня волосы шевелятся даже в самых неприличных местах. при том, что их там нет. И вот решила написать. Написать без своих комментариев типа "Стало нынче модно гробить детям не только позвоночники в слингах, но и зрение с психикой планшетами и телеком, еще в младенчестве". Просто инфа, пусть каждая мама прочтет и оценит, насколько ей безразлично здоровье ее ребенка.
Источники самые разные, конечно это не пустые слова из новостных изданий, которые чаще всего пишутся как дополнение к рекламе какого-то "волшебного средства для зрения". Начнем с ВОЗа:
Требования ВОЗ к организации телепросмотра для детей:
Младенцы и ранний возраст — 0-3 года - ЗАПРЕТ
Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день
Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день
Старшие школьные возраста (11 — 18 лет) — 1-3 часа в день
Физиологические последствия телепросмотра в раннем возрасте:
Недоразвитие корковых отделов мозга
Нарушение зрения и зрительного восприятия
Проблемы с крупной и мелкой моторикой
Нарушение осанки
Недоразвитие мышечной массы
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
Синдром дефицита внимания
Гипераивность, агрессивность
Несформированность границ своего «я»
Аутизация, нарушения общения"
Существуют официальные рекомендации ВОЗ относительно того, когда и сколько ребенку можно смотреть телевизор без ущерба для здоровья и развития. К телевизору ребенка безопасно подпускать с 3 лет! Что в реальности? В реальности ребенка приобщают к телевизору с года, 93% детей в возрасте 3-5 лет проводят перед экраном 4 часа в день. А 75% школьников проводят у телевизора ВСЁ свободное время. ""Малышам вредно смотреть телевизор – его просмотр подвергает детей риску агрессивного поведения, установили американские психологи. Ранняя детская агрессия не только негативно сказывается на психическом здоровье ребёнка, но и затрагивает поведенческие нормы, повышая вероятность совершения преступлений до совершеннолетия, насилия по отношению к окружающим и рецидива криминального опыта во взрослом возрасте.
К факторам, влияющим на детскую агрессию, относятся родительское воспитание, криминальная обстановка в районе, где проживает ребёнок, и воздействие средств массовой информации, говорят специалисты. После музыки, малыши в возрасте от нескольких месяцев до трёх лет больше всего подвергаются действию телевидения.
И на эту возрастную группу просмотр передач по ТВ плохо влияет, затрагивая детское познавательное и поведенческое развитие, считает группа американских экспертов, объединившая специалистов из Университета Олбани, Университета штата Нью-Йорк и школы общественного здравоохранения и тропической медицины при Тулейнском университете Луизианы /Tulane University/.
Педиатры проанализировали данные о свыше 3 тыс. детей, рождённых в 1998-2000 году в 20 крупных американских штатах, чтобы изучить ассоциацию воздействия телевидения на детское поведение. Родители малышей регулярно опрашивались, начиная с рождения ребёнка до достижения им трёхлетнего возраста. Другие факторы, влияющие на поведенческие нормы, также были рассмотрены, как и признаки агрессии у детей. Около 65% матерей сообщили, что их 3-летний ребёнок проводит у экрана телевизора более двух часов в день. Было доказано, что даже небольшое количество времени просмотра телевизионных программ отрицательно сказывается на поведении маленьких детей, приводя к развитию агрессии. "Мнение доктора Комаровского тоже нельзя оставить без внимания:
"... Две главные причины, по которым с медицинских позиций телевизор - зло:
1. Отрицательное влияние на орган зрения. Глаз - один из наиболее быстроменяющихся органов, и повышенные нагрузки на него способствуют риску дискоординации в отношении и остроты зрения, и цветоощущения, и движения глазных яблок, и величины зрачков.
2. Специфическая и до конца не изученная способность мерцающего изображения провоцировать судороги.
Вне всякого сомнения, вредность телевизора для здоровья часто преувеличивается, хотя еще никто и не сказал, что это полезно. Тем не менее, и это, пожалуй, главное - телевизор никак не может рассматриваться в качестве явления положительного. Как это ни печально, но для основной массы родителей телевизор является средством нейтрализации ребенка, от которого иногда очень хочется отдохнуть. И здесь особенно важны исповедуемые семьей принципиальные основы образа жизни. Трудно убедить ребенка в том, что гулять хорошо, а телевизор плохо, если родители выходной проводят перед экраном, если любые достижения литературы усваиваются лишь после их экранизации и т.д. Я уже не касаюсь влияния телевизора на психику, на способность к обучению, на формирование мировоззрения и т.д. Неудивительно, что воздействие телевизора на интеллект, способность мыслить и обучаться, на представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, зачастую намного превосходит влияния всех мам, пап, бабушек и дедушек вместе взятых. И чем раньше ребенок начнет общаться с телевизором, тем большее значение он (телевизор) будет для него иметь - полная аналогия с алкогольной, никотиновой, наркозависимостью - даже термин специальный придумали - телемания. А чем большее значение имеет телевизор, тем меньшее мама с папой. Если мама с папой "алкоголики, тунеядцы, дебоширы" - так, может, это и к лучшему. Но если родители нормальные люди, желающие добра своему ребенку, то... выводы очевидны."Игорь Азнаурян
Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор»"Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками, он отвлекается на них, в этот момент ребенка легко накормить. Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда.
Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 мин. в день.
Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40--50 минут в день; с 7 до 13- не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов).
Телевизор нужно смотреть только в положении сидя; в вечернее время - с включенным дополнительным освещением в комнате, ни в коем случае не в темноте. Иначе создается большая разница между освещенностью экрана и общей освещенностью в комнате, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы и приводит к зрительному утомлению, а это влияет и на общее состояние ребенка.
Расстояние до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Размер экрана 21 дюйм и более. При увеличении размера экрана должно пропорционально увеличиваться и расстояние до него.
Тип телевизора (обычный, "плоский" экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка.
При просмотре телепередач на большом проекционном экране решающее значение имеет размер экрана и то расстояние, с которого ребенок смотрит на него. Если это расстояние превышает 4--5 м, то время просмотра можно увеличить до 2-2,5 часов в день. Если размер проекционного телевизора небольшой и расстояние до него меньше трех метров, то принципиальной разницы между ним и обычным экраном нет.
Родителям необходимо помнить, что зрение у детей снижается постепенно, и часто они не замечают этого. Поэтому даже при отсутствии жалоб необходимо своевременно (1 раз в год) показывать ребенка детскому офтальмологу. Это даст возможность выявить возможную патологию на ранних стадиях и вовремя начать лечение. "
Детский психолог, монтессори-педагог центра «Вершина» Ирэна Пахомова. (полная статья по ссылке)
"Рассуждая о развивающей пользе телевизора для маленьких детей, родители выдают желаемое за действительное. Да, ребёнок «в курсе» - он, как и сверстники, знает, кто такие смешарики и прочие телепузики, погружаясь в яркий мир мультфильмов. Но зато сколько в это время он теряет для своего развития, сколько нужного в это время не сформируется!
Дело в том, что до трёх лет в мозге человека формируются эмоциональная сфера, фантазия, творческие способности и самое главное – мышление, в том числе абстрактное, и внутренняя речь. Заполнишь пространство ребёнка в это время мельтешением готовых образов и звучащими «сами по себе» речевыми шаблонами – развитие начинает отставать. Причём по всем направлениям! Например, специалисты невооружённым глазом видят у малышей недоразвитие речи. Казалось бы, телевизор снабжает слух правильной речью – слушай и запоминай. На деле речь формируется только тогда, когда ребёнок сам участвует в диалоге, сначала с трудом, а потом всё легче называя предметы, формулируя свои мысли. Телевизор в избытке предоставляет речевые шаблоны, но их пассивное восприятие ребёнком попросту засоряет мозг – ведь отвечать, объяснять и рассказывать телевизору ничего не надо. "Телевизор и дети
"В 1998 году одна из ведущих ученых Англии Селия Вард опубликовала результаты своих исследований о влиянии телевидения на воспитание детей. Она установила, что если родители надеялись на электронные средства как на нянь, то в 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития. Если дети продолжали смотреть телевизор и слушать приемники и пластинки, то у большинства из них в трехлетнем возрасте наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). Но, если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.
Психологи установили, что лучше, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга) не смотрел телевизор вообще.
Для детей моложе 2-х лет, утверждают американские педиатры, опасность просмотра телевизора может быть чисто физической. В коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора.
«Телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка, - таково мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействия мозга и телевидения. – Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка – тихое общение с матерью или отцом». "
Шикарный и очень информативный пост на эту тему
"В этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильма, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность. Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, это предметная деятельность в раннем возрасте, ситуативная – общение опосредованное предметное – всего этого нет. И этого ребенку, вроде бы как и не нужно становится. И тогда, его подсадить можно на что угодно. Поэтому тут содержание фильма не столь важно – его художественные особенности и т.д. Тут главное дать понять родителям – ЛЮБОЙ просмотр любых мультфильмов ВРЕДНО. "
Еще одна очень интересная статья. Очень советую почитать! http://www.babyblog.ru/user/Anchi/3170743
"Думайте сами, решайте сами.." (с) губить или не губить
Как дополнение, реальный отзыв местной мамы:
условия для просмотра и влияние на здоровье
Большинство детей привлекают яркие картинки в телевизоре, и родители часто бьют тревогу по этому поводу, пытаясь ограничить просмотр телевизора и занять детей другими активностями. В детсадовском возрасте малышей невозможно оторвать от просмотра мультиков или развлекательных передач, и это нередко провоцирует проблемы со зрением, сном. Разберемся, с какого возраста родители могут разрешать ребенку смотреть телевизор, сколько часов в день можно находиться перед экраном и как далеко нужно сидеть от монитора, чтобы предотвратить негативные последствия.
Когда детям можно разрешать просмотр телевизора
Малышам в соответствии с возрастом разрешается смотреть мультфильмы, передачи про животных, развивающие каналы, которые способствуют умственному развитию ребенка. Но стоит оградить от просмотра рекламы, взрослых передач и фильмов, поскольку у детей формируется негативное восприятие мира. При просмотре телевизора с грудного возраста в дальнейшем может развиваться дальнозоркость, астигматизм, косоглазие и прочие проблемы со зрением.
Педиатры не рекомендуют детям просмотр телепередач, особенно до 6-7 лет, поскольку так нарушается нормальное функционирование и развитие нервной системы. При постоянном просмотре телевизора фоновый шум негативно отражается на детской психике. Родителям необходимо четко нормировать ежедневный просмотр телевизора ребенком, позволяя смотреть только передачи, предназначенные для определенного возраста.
Потенциальные последствия просмотра телевизора для детей
В младшем и дошкольном возрасте могут наблюдаться такие негативные последствия для здоровья:
- замедленное развитие речевого аппарата. Доказано, что при частом просмотре телевизора у ребенка уменьшается словарный запас, поскольку мама меньше разговаривает с малышом, а дети склонны усваивать новые слова именно от мамы. Если мать оставляет малыша за просмотром ТВ и не общается с ним в достаточной мере, тогда у ребенка наблюдается замедленное развитие речи, он медленнее начинает воспринимать устную речь;
- негативное воздействие на зрение. Если с грудничкового возраста малыш много смотрит телевизор и находится близко от экрана, повышается риск развития близорукости. Длительное нахождение перед монитором, громкие разговоры приводят к повышенной утомляемости, перенасыщению нервной системы, уменьшению остроты зрения;
- отсутствие интереса к чтению развивающих книг. В семьях, где родители часто смотрят телевизор в активном или фоновом режиме, дети впоследствии уделяют меньше внимания чтению;
- снижение активности и избыточный вес. Если младенец или дошкольник много времени на протяжении дня проводит перед монитором, он не занимается активными играми, вследствие чего появляется избыточный вес.
Влияние телевизора на здоровье ребенка
Основные причины, по которым родители должны ограничивать просмотр телевизора детьми – психологические и физиологические. Относительно физиологии влияние на зрение предельно негативное. Зрительные анализаторы у малышей полностью формируются только к 5-6 годам. При постоянном мелькании кадров ребенок пытается сосредоточить взгляд, напрягая глаза. При постоянном просмотре телевизора такое перенапряжение может дать о себе знать не сразу, а в школьном возрасте, когда у ребенка может резко упасть острота зрения.
Невропатологи рекомендуют полностью ограничить просмотр телепередач до 3 лет по причине чрезмерного психологического влияния. При просмотре взрослых передач малыш пребывает в нервном напряжении, психика находится в состоянии чрезмерной активности, после чего требуется длительное время для успокоения. Постепенно это провоцирует гиперактивность, некорректное или замедленное развитие речи. При просмотре недетских передач происходит психологический диссонанс, меняется восприятие мира в негативную сторону, малыши становятся агрессивными.
С какого возраста детям разрешается смотреть телевизор
Идеально, если родители впервые позволят ребенку смотреть мультики в два или три года. Рекомендуется ограничивать пребывание у экрана – не более получаса в день. В свободное время рекомендуется общаться с детьми, занимать их активными играми, учиться рисовать, лепить, складывать конструкторы и пазлы.
Родители, которые хотят обеспечить детям нормальное развитие и оградить от негатива, следует как можно меньше разрешать ребенку смотреть детские и взрослые передачи. Малыши, которые смотрят ТВ в ограниченном количестве, проявляют больше интереса к познанию мира, общению со сверстниками, прочим полезным активностям.
Какие передачи можно смотреть детям и в каком объеме
Идеальны для малышей развивающие телепередачи, мультики с познавательным уклоном. Выбирать передачи необходимо в соответствии с возрастной группой, рекомендуется совместный просмотр телевизора с родителями. Так мама или папа могут комментировать происходящее на экране, объяснять некоторые моменты. Нежелательно оставлять ребенка одного перед экраном телевизора.
Окулисты рекомендуют родителям ограничивать просмотр ТВ по времени – не более 30 минут в день. Если ребенок хочет посмотреть несколько серий мультфильма, следует сделать перерыв, то есть включать его через день. По мере роста ребенка можно увеличивать время нахождения перед экраном – в 5-6 лет допускается просмотр на протяжении полутора часов, с 7-летнего возраста – два часа в день. Для предотвращения перенапряжения рекомендуется разбивать это время на несколько сеансов.
Условия для просмотра телевизора
При просмотре телепередач или мультиков ребенок должен находиться от экрана не ближе 3 метров. Следует учитывать размер экрана – чем он больше, тем больше расстояние от монитора нужно соблюдать. Такое условие должно соблюдаться вне зависимости от типа экрана – плоского или стандартного.
Малышам не рекомендуется смотреть телевизор в темной комнате, следует избегать чрезмерного контраста между темнотой и яркой мигающей картинкой. Оптимален просмотр телевизора при дневном освещении. Перед сном не рекомендуется длительное время смотреть ТВ, поскольку ребенку нужно готовиться ко сну и успокаиваться.
Какими активностями можно заменить просмотр телевизора
Родителям рекомендуется соблюдать баланс между подвижными играми и просмотром ТВ. Следующие активности помогут всесторонне развивать малыша:
- прогулки на свежем воздухе. Для детей и взрослых рекомендованы ежедневные прогулки на свежем воздухе в течение нескольких часов. Если семья живет за городом, можно постепенно находить для малыша полезные занятия во дворе или на огороде;
- чтение развивающих книг. Мама или папа должны в достаточном количестве читать ребенку сказки, развивающие книжки, полезную литературу;
- интерактивные игры на гаджетах. На смартфонах или планшетах можно установить интерактивные игры для малыша для развития внимания, мелкой моторики, концентрации. Показывать ребенку такие игры можно с двухлетнего возраста;
- рисование мелками, красками, пальчиками. Такие игры заинтересуют и увлекут малыша, что он и не вспомнит о просмотре телевизора;
- общение с малышом. Родителям желательно по максимуму общаться с ребенком, комментировать свои действия, объяснять непонятные вещи.
Итак, мы рассказали, с какого возраста малышам можно смотреть телевизор, какие условия должны обязательно соблюдаться для предотвращения негативных последствий. Родители должны непременно следить за тем, что смотрят дети по телевизору, контролировать время, проведенное перед монитором. После просмотра можно обсудить увиденное и услышанное, прокомментировать или пересказать. При обнаружении зависимости следует ограничить нахождение малыша перед экраном, занять его другими развлечениями и играми.
Дети и телевизор: что и сколько смотреть?
Psychologies: Почему телевидение так завораживает детей?
Александр Венгер: Виртуальное изображение на какое-то время уводит ребенка от реальности. В кинотеатре дети осознают, что переживают нечто внешнее по отношению к ним, ограниченное во времени и пространстве, ведь поход туда — это всегда ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал, присутствие других зрителей. А перед телевизором ребенок сталкивается с потоком разрозненных изображений, оставаясь в привычной обстановке. Ему труднее отстраниться от происходящего на экране — и завораживающий эффект усиливается.
Какое действие телепередачи оказывают на ребенка?
До 3–4-летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно до семи лет. С 4 до 7 преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими.
После семи они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представления о времени и пространстве, и они учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются к 10–11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста дети могут сами выбирать программы, которые будут смотреть, а также сами делать перерывы в просмотре передач.
В младшем подростковом возрасте (12–13 лет) телевидение успевает им несколько поднадоесть, и они переключаются на видеоигры. Очень важным становится содержание изображений, наступает новый этап идентификации. Отождествляя себя с видео- и телегероями, дети предпочитают персонажей, которые поддерживают их эго: мальчики — сильных и мужественных, девочки — красивых и соблазнительных. В этот период родителям вновь важно проявить особое внимание к выбору и обсуждению телепрограмм.
С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых?
Примерно с семи лет они могут делать это самостоятельно, но вполне допустимо и года в четыре посадить ребенка одного смотреть кассету с мультфильмами. Если в выходные он проснулся рано, а родителям еще необходимо поспать, нет ничего страшного в том, что он посмотрит мультфильм или детскую телепередачу, хотя постоянно использовать телевизор вместо няни, конечно, не стоит. Родителям нужно направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир, и телевидение не должно быть исключением из этого правила.
Какие передачи выбирать?
Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются специально для детей).
Родителям важно понимать, что есть передачи, полезные для развития ребенка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные — бесполезные, но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят того, чтобы портить из-за них отношения с ребенком.
Как установить «квоту на просмотр»?
С самого начала родителям следует договориться с ребенком, сколько времени он будет смотреть телевизор в течение дня, недели. Сосредоточьте внимание не на времени просмотра, а на содержании передач. Это поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным зрителем. Пересматривайте договоренности раз в 2–3 недели.
В обсуждении программы и времени просмотра — только в выходные дни, по полчаса ежедневно или как-то иначе — решающим должно быть слово родителей. Когда ребенок подрастет и будет готов сам выбирать программы, важно по-прежнему вместе обсуждать, что именно стоит смотреть.
Что делать, чтобы они соблюдали установленные правила?
Невозможно постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают. Разумный выход — приучать к определенным правилам как можно раньше, пока он еще маленький, тогда не придется потом применять «санкции». Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра.
Телевизор в детской: опасно ли это?
Детская не место для телевизора. Включенный приемник превращается в привычный фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению — что необходимо для формирования собственного образа мыслей.
Ему нравятся глупые передачи. Что делать?
Родители имеют право запрещать какие-то передачи. Но то, что взрослые считают полной ерундой, не обязательно ерунда для ребенка. Прежде чем запрещать передачу, посмотрите ее вместе: это даст ребенку возможность объяснить, что именно ему в ней нравится, а вам — с чем вы не согласны.
Запрещать, просто заявляя, что программа вас не устраивает, неэффективно. Если вы аргументируете свою позицию, то и ребенок будет учиться объяснять свою. Так вы поможете ему сформировать собственное суждение и умение его отстаивать.
Как поступать с рекламой?
Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С 3–4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с 7–8 способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов. Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама. Семилетние и даже пятилетние уже вполне способны понять, что вещь не становится лучше от того, что ее показали по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в простой и понятной форме преподать ребенку первые познания из области экономики.
Предусмотренная пауза
«Примерно в феврале каждого года я тайно что-нибудь вывинчивал из аппарата, — рассказывал писатель Симон Соловейчик в книге «Педагогика для всех» (Первое сентября, 2000), — увы, сломался! И некогда вызвать мастера, и нет денег на починку, и возникали всякие трудности, пока дети не привыкали жить без телевизора и не приходили в себя: они опять начинали читать книжки, гулять во дворе, у них снова появлялись друзья, и отметки становились получше… Месяца через два-три, после глубокого отдыха семьи, телевизор приводили в порядок (если я помнил, куда спрятал деталь и куда ее надо поставить), и наступало счастье — телевизор работает!»
Как быть с драматическими информационными сюжетами?
Телевыпуск новостей — программа для взрослых и по форме, и по содержанию. В идеале до 7–8 лет детям лучше не видеть информационных программ, особенно когда происходят страшные события. Но если ребенок все же увидел репортаж с места трагических событий и переживает, постарайтесь создать у него ощущение защищенности: сядьте рядом, обнимите. Говоря об увиденном, объясняйте, что происходило на экране, делайте акцент на усилиях, предпринимаемых для спасения людей.
Как относиться к любовным сценам, эротике и сексу?
Эротические фильмы требуют эмоциональной и сексуальной зрелости. В идеале детям до 16 лет не стоит их смотреть. Если же при просмотре фильма, предназначенного для всех категорий зрителей, ребенок начинает задавать вопросы или смущается из-за какой-то любовной сцены, это хороший повод поговорить с ним о сексуальности.
Не тормозит ли телевидение их культурное развитие?
Пожалуй, главная вина телевизора в том, что он отнимает у детей время от развивающих игр. Детям необходимо выражать в действии свои воображаемые представления, а телевидение предлагает им пассивно воспринимать чужие.
Значит, все-таки оно вредит?
Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою «работу ребенка», в них нет ничего плохого, утверждал английский психоаналитик Дональд Винникотт. Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным. Задача родителей — помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу. И, возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения культуры, имеет свою оборотную сторону…
Книга на тему
- «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания». Под редакцией Анны Варги. О.Г.И., 2006.
Об эксперте
Александр Венгер — детский психолог, доктор психологических наук, автор нескольких книг, в том числе — «Психологическое консультирование и диагностика» (Генезис, 2004).
Читайте также
«Сложная программа» — одновременно и мечта, и кошмар многих родителей. Они хотят, чтобы ребенок получил максимум знаний, при этом всерьез опасаются, что он не потянет нагрузку, и, чтобы его подстраховать, готовы делать уроки вместе с ним… В результате страдают все, в первую очередь — несчастный школьник. Значит ли это, что надо пускать дело на самотек? Вовсе нет. Но мотивировать ребенка учиться надо правильно.
Каждый из нас испытывает экзистенциальную необходимость в близости с другим человеком — и обязательно взаимной. Но, когда из отношений уходит любовь, мы страдаем и… зачастую остаемся вместе, находя все новые и новые причины, чтобы ничего не менять. Страх изменений и неопределенности настолько велик, что нам кажется: лучше оставить все как есть. Как мы сами для себя оправдываем такое решение?
есть ли место телевидению в детском досуге
Можете представить досуг без просмотра телевизионных передач, сериалов и мультфильмов? У голубых экранов дошкольники, подростки и взрослые проводят много свободного времени, забывая о прелестях живого общения. Часто родители с помощью телевизора на долгое время занимают внимание беспокойных малышей, используя свободные часы для отдыха или выполнения домашних дел. Они считают, что совмещают приятное с полезным: кроха получает новые знания, а мама может расслабиться. Так ли это на самом деле? С какого возраста можно смотреть телевизор ребенку и сколько времени допускается тратить на это занятие?
Влияние TV на детей
Утверждение, что телевидение несет исключительно вред, в корне неправильное. Многие современные каналы дорожат репутацией и с предельным вниманием относятся к выбору шоу и фильмов для трансляции. На них можно увидеть познавательные программы и документальные фильмы, способствующие общему развитию и расширению кругозора. Существуют специальные детские каналы, где показывают интересные мультфильмы, киноленты о животных, передачи с творческим уклоном и увлекательные подростковые сериалы. Можно ли малышам смотреть телевизор? Если ребенку уже исполнилось более 12 месяцев, родители вправе познакомить его с этим чудом технического прогресса.
Можно ли смотреть ребенку телевизор дозировано и недолго? В подобном досуге имеются плюсы. Главное грамотно распределить время и подобрать подходящие возрасту продукты кино и мультиндустрии. В чем же достоинства раннего знакомства телевизора и детей?
- Исследования показали, что многие ребята лучше усваивают информацию, которую увидели, чем прочитанную или услышанную. Они быстрее запомнят, как приготовить пирог, поймут, как растет дерево, если понаблюдают за процессом на экране.
- Общеобразовательные телепередачи о животных, географии или природе вызывают у ребенка желание получать новые знания. Если дошкольник увлечен познавательными фильмами, его интерес к ним будет с возрастом только увеличиваться. Это положительно сказывается на расширении кругозора.
- Если дети смотрят по телевизору обучающие фильмы и передачи, им проще вникнуть в школьную программу и легче учиться в старших классах.
Кроме того, просмотр ТВ станет отличной альтернативой скучному сидению на одном месте или агрессивным компьютерным играм.
Вред телевизора для детей
У каждой медали есть 2 стороны. Негативных последствий от чрезмерного сидения перед экраном гораздо больше, чем положительных. Многие родители прекрасно знают, насколько вреден просмотр череды мультфильмов для неокрепшей детской психики. Для тех, кто сомневается во вреде телевидения, наберется достаточно убедительных пунктов в списке. Почему нельзя детям смотреть телевизор?
- Снижается физическая активность, в результате кроха набирает лишний вес, имеет неприятности с позвоночником и практически не расходует энергию.
- Замедляется развитие мозга: ребенку не нужно логически мыслить, развивать воображение и анализировать – за него это делают вымышленные персонажи.
- Негативно сказывается на работе нервной системы. После длительного просмотра ТВ, ребенок перевозбужден: у него бессонница, беспричинные истерики и плохое настроение.
- Провоцирует на поступки, опасные для здоровья крохи и окружающих.
- Вредит зрению и снижает двигательную активность глаз.
- Плохо влияет на развитие речи. Отсутствие живого диалога препятствует нормальной работе речевого центра ребенка.
Можно ли маленьким детям смотреть телевизор? Это зависит от возраста крохи и сознательности его родителей. Полностью изолировать малыша от экрана не получится, но ограничить и регулировать количество телевидения в его жизни вполне возможно. Не перекладывайте воспитание на чудо техники – его влияние на кроху принесет плохие плоды.
С какого возраста и сколько можно смотреть ТВ
Медики и ученые единогласно заявляют, что родители должны строго контролировать, что и в каком объеме смотрит их сын или дочка. Большинство специалистов в вопросе: «Можно ли младенцу смотреть телевизор?» сходятся во мнении, что это недопустимо. Никакого осознания происходящего на экране у детей первых месяцев жизни нет. Для грудничка происходящее – череда звуковых и световых раздражителей, возбуждающих неконтролируемые эмоциональные всплески. Почему нельзя смотреть телевизор детям до года? Бытует мнение, что мерцающее изображение может вызвать судороги, а влияние непрерывно работающего прибора на кроху сравнивают с воздействием пассивного курения. Как телевизор влияет на грудного ребенка? Он слишком перегружает и истощает нервную систему младенца и становится одной из причин ухудшения зрения в раннем возрасте. Грудничок не может справиться с огромным объемом информации, его эмоциональное состояние нестабильно, он теряет сон и постоянно капризничает.
С какого же возраста детям можно смотреть мультики и телепередачи? Чем позже малыш познакомится с голубым экраном, тем меньше вероятности возникновения опасной зависимости – телемании. Взрослые понимают, если в доме есть телевизор, совершенно исключить его просмотр не удастся. Сколько же в норме ребенок может провести за ТВ в день? В зависимости от возраста установлены рамки:
- грудной ребенок и телевизор – несовместимые понятия!
- от 12 до 18 месяцев – 15-20 минут;
- в 2 года – 2-3 сеанса по 20 минут;
- от 3 до 4 лет – 2 киносеанса по полчаса с перерывом не менее 2-3 часов;
- 5-6 лет – каждый из 2 просмотров по 40 минут с перерывом в 1-2 часа;
- с 7 до 10 лет – разрешено смотреть фильмы продолжительностью 90 минут.
Сколько можно смотреть телевизор ребенку 10 лет? С этого возраста разрешается тратить на просмотр передач до 3-х часов. В это время должна входить и работа за компьютером, и игры на телефоне или игровой приставке.
Как отучить от телевидения
Сколько можно детям смотреть телевизор? Немного! Но лучше заменить праздное сидение перед телевизором полезными для здоровья и общего развития занятиями:
- прогулками на свежем воздухе;
- чтением;
- постоянным общением;
- рисованием, лепкой, раскрашиванием;
- настольными и интерактивными играми;
- походом в гости к бабушке или друзьям.
Негативное влияние телевизора на ребенка будет минимальным, если и родители смогут отказаться от бесконечного просмотра телесериалов или современных ток-шоу, ведущие и участники которых не стесняются в выражениях. Лучше посмотрите вместе красочный мультик, развивающую передачу о друзьях наших меньших или фильм на реальной основе о загадках природы.
Вам может быть интересно: Развитие речи у детей раннего возраста Алкоголь и беременность Развитие ребенка в 2 месяца