Мозаика из семян на пластилиновой основе – продолжать учить детей выполнять мозаику из природного материала на пластилиновой основе, симметрично располагать семена по рисунку.

План-конспект урока по технологии по теме: Мозаика из семян.

Тема урока :  Мозаика из семян.

1 класс. Технология.

Цель – Познакомить с новой техникой аппликации — мозаикой с использованием круп и семян; научить приему приклеивания семян на бумажную основу, выполнять мозаику-поделку «Собачка».

Материалы и оборудование:

У каждого ребенка на парте: Манная и гречневая крупы, семена подсолнечника, клей ПВА, картон матовый, пластилин, копировальная бумага, карандаш.

Инструменты: ватная палочка или кисточка для клея.

Организация рабочего места: клеенка, бумажные салфетки или тряпочка для рук, контейнер для мусора.

Ход урока:

Вступительная беседа.

Мы уже начали увлекательное путешествие, которое открывает нам тайны природы. Но впереди еще много открытий. (Хорошо читающий ученик читает название урока: Мозаика из круп и семян).

Мозаика — одна из видов аппликации. Как искусство мозаика известна давно. Изображение составляется из отдельных кусочков мрамора, стекла, цветных камней. В качестве исходного материала при изготовлении мозаики часто используются семена деревьев и цветов, различные крупы. Для мозаики подойдут  крупы (греча, рис, пшено, манка),  зёрна (горох, чечевица, бобы, кукуруза, пшеница, овес), специи (зернышки перца, семена кунжута, гвоздика), семена (подсолнуха, тыквы,  арбуза).

Посмотрите какие красивые и оригинальные работы сделаны детьми из круп и семян. (показ работ, сделанных учениками). Сколько возможностей дарит нам природа. Многие из нас даже не задумывались, что можно творить шедевры из обычных круп, семечек или специй. Такие простые природные материалы превращаются в оригинальные картины.

Практическая часть.

Сегодня и мы с вами потрудимся над созданием мозаики из круп и семян. Сделаем собачку из семян подсолнечника манной и гречневой крупы (ее понадобилось совсем немного).

Для работы нам понадобятся: 

  1. Лист плотной тонированной бумаги или матового картона (глянцевый не подойдет, к нему плохо приклеивается крупа и остаются следы от пальцев и клея).
  2. Клей ПВА (берите для этой работы густой)
  3. Кисть для клея
  4. Семена подсолнечника, гречневая крупа, манная крупа.

Ход работы.

1. На бумаге с помощью копировальной бумаги нарисуем контур предмета-собаки

2. Наносим клей на отдельный участок- хвост. Щедро насыпаем манную крупу на участок, покрытый клеем. Разравниваем ладошками крупу…

3. Глазки и носик, ротик  сделать из пластилина.

4. Смажем клеем остальную часть рисунка.

5. Мордочку и лапки выложим гречневой крупой. Остальные детали — семенами подсолнечника.

6. Вот какая красота получилась! 🙂

Показ слайдов аппликация из семян.

Несколько советов:

  1. Наклеивайте крупу не на весь рисунок сразу, а по частям.
  2. После того как посыпали крупой участки изображения, слегка прижмите его ладонью.
  3.   Ссыпать крупу с работы можно минут через 10, как вы ее насыпали.
  4. После наклеивания риса лучше дать работе несколько часов просохнуть, положив лист с крупой под пресс (достаточно несколько толстых книг).
  5. Если есть такие детали, которые нужно выделить (например, крыло у цыпленка), наклеивайте на них крупу в первую очередь, оставляя небольшой промежуток (2-3 мм) вокруг.

Рефлексия

Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

Вам нравиться? Что именно? Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Всем спасибо!

Конспект урока технологии по теме «Мозаика из семян растений на основе пластилина»

Урок технологии во 2 классе по УМК «Школа России»

Школа: МОУ «Семибугровская ООШ» Класс: 2 Учитель: Шудирова Лилия Тулебаевна

Тема : « Мозаика из семян растений на основе из пластилина».

Цели:

1.Повторить свойства пластилина. Познакомить с техникой использования пластилина для изготовления мозаики из семян растений. 2.Научить составлять мозаику из семян растений способом вдавливания их в пластилиновую основу. 3. Актуализировать знания о подводном мире. Развивать фантазию и воображение, а также мелкую моторику рук.

Оборудование: для учителя: готовая поделка для демонстрации, иллюстрации с изображением подводного мира морей, океанов, панно «Этот удивительный подводный мир»; для обучающихся: пластилин, картон, семена растений, тряпочка для рук.

Ход урока:

1.Организация урока. 1.1.Приветствие. 1.2. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2.Сообщение темы урока. Сегодня на уроке, ребята, мы научимся делать мозаику по контурному рисунку, составлять её будем из различных семян растений и, если будем работать аккуратно и слаженно, попытаемся выполнить панно « Этот удивительный подводный мир».

3.Изучение нового материала. 3.1. Встреча с жителями подводного царства. Жемчужница. Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я, Жемчужница, рада вас видеть в нашем подводном царстве! Знаю, привело вас сюда желание узнать как можно больше об обитателях голубых просторов. Добро пожаловать! Первый морской конёк. Здесь вы встретите много диковинных растений и таинственных живых существ. Второй морской конёк. Наш подводный лес — край загадок и чудес. Чтобы в лесу не заблудиться, надо дружно потрудиться. Готовы ли, ребята к такому путешествию?

Дети: Готовы! Морская Звезда: Что случилось? Почему в нашем подводном царстве так шумно? Жемчужница: Успокойся, Морская Звезда. Эти ребята – наши друзья. Они уже прочитали много книг о подводном мире, но хотят знать ещё больше. Давай им поможем. Морская Звезда: Ребята, морские владения в 2, 5 раза больше суши. И человека давно влекут тайны глубин, и, может быть, настанет тот день, когда он построит себе жилища под водой. Представим себе это на минутку. Под водой города и посёлки. На грядках – капуста и огурцы, в лесах – ежи и лисицы, у домов – разгуливают петухи, собачки, бычки. И для умелых рук всё найдётся: игла, пила, молот. Весело будут сиять солнце и луна, щебетать ласточки. А если враг нападёт – найдутся у них мечи и сабли.

Учитель: Спасибо, Морская Звезда, за интересный рассказ, но мне показалось, что рассказ был с секретом. Ребята, вы не догадались, в чём секрет рассказа? Каких обитателей моря упомянула Морская Звезда?

( Растения: морская капуста и морской огурец; рыб: лису, бычка, петуха, собачку , пилу, молот, меч, саблю, солнце, луну, ласточку.) А сумеете ли вы найти их на рисунках, которые я подготовила. И это задание вам оказалось по плечу. Молодцы, ребята!

3.2

. Словесно-иллюстративный рассказ по выполнению мозаики.

Ну, и наконец, мы подошли к главному нашему заданию: выполнению мозаики. Мозаика- это изображение или узор, выполненный из цветных камней, кусочков цветного стекла, керамических плиток и т. д. Мозаику используют для украшения зданий как изнутри, так и снаружи.

3.3. Ознакомление с порядком работы.

1. Обведём на картон шаблон, который я вам дам. Вырезаем его по контуру. Затем шаблоны кладёте на стол учителя. 2. Налепим на картон слой пластилина толщиной около полусантиметра. Вы знаете, что пластилин перед работой надо слегка размять, чтобы он разогрелся. 3. Аккуратно выложим контур семенами. 4. Заполним всю плоскость изображения, используя, если надо семенами другого цвета. 5. После окончания работы протираете руки тряпочкой или влажной салфеткой. 6. Готовое изделие принесёте учителю.

4.Физкультминутка.

Грациозно, плавно рыбки закружились, А потом с волною весело резвились.

4.Практическая работа учащихся.

Целевые обходы учителя: * Контроль организации рабочего места. * Контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения правил безопасной работы. *Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. * Контроль объёма и качества выполненной работы.

5. Итог урока. 1. Оформление панно « Этот удивительный подводный мир» изделиями, сделанными детьми.

Ребята, вы старались, и каждый из вас творчески подошел к работе и в итоге мы получили вот такой результат — красивое панно. У нас был план: составить мозаику, при работе каждый из вас фантазировал, творил, а результат вот он!

2. Беседа по вопросам:

— Что нового узнали на уроке? — Понравилось ли вам выполнять мозаику? — Какая из работ вам понравилась больше всего и почему? — Какие трудности испытывали в работе?

3. Выставление оценок за выполненное изделие.

Отзывы коллег об открытом уроке технологии, проведенного в 2010-2011 учебном году ( протокол № 5 заседания МО учителей начальных классов ):

1. Кравцова Е.Н., учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов:

С первых минут урок дети были вовлечены в активную познавательную деятельность, когда после сообщения темы и задач урока, со своими сообщениями о подводном мире выступили ученики, получившие опережающие задания. Учитель выступил организатором учебного процесса, объяснив порядок и цель работы (создание коллективного панно), а дети выполняли всю работу сами, творчески подойдя к технологии выполнения мозаики (каждый по-своему). На протяжении всего урока учитель старалась «удержать» линию формирования УУД. Спасибо за урок!

2. Доштамбаева И.Ж., учитель начальных классов:

Урок понравился. Дети узнали много нового и интересного про жителей подводного царства. Каждый этап урока был продуман учителем. Учащиеся плавно переходили с одного вида этапа на другой. Во время практической работы Л.Т. осуществляла целевые обходы: контролировала правильность выполнения работы и соблюдение правил безопасности, оказывала помощь учащимся, испытывающим затруднения, и в итоге все дети получили удовлетворение: их работы появились на коллективном панно «Этот удивительный подводный мир».

3. Топаева К.К., учитель начальных классов:

Прекрасный урок! Дети показали умение работать с семенами разных растений, умение фантазировать, подходить к делу творчески. Это, конечно результат кропотливого труда учителя. Спасибо за урок!

4. Чембергенова Н.Н., учитель начальных классов:

Мне очень понравилось, как Л.Т. ввела учеников в тему: подготовленные дети показали познавательную сценку «Жители подводного мира в гостях у детей» в костюмах Морской звезды, Жемчужницы, Морских коньков. Этот этап урока нацелил детей на работу. Такие уроки усиливают интерес учеников к познавательной деятельности, воспитывают прилежание и креативное отношение к любому труду.

5. Исалимова Л.И., учитель начальных классов:

Урок цели достиг. На уроке наблюдалось умение детей работать со справочным материалом. Как всегда, Л.Т. и на этом уроке использовала краеведческий материал. Выполненное совместно красивое панно вызвало радость труда, нацелило на самостоятельное изучение подводного мира.

Пластилиновая мозаика из семян

mozaika_plastelin_semena2

Очень интересные поделки можно сделать с детьми из различных семян. Мы с малышом взяли баночку из-под кофе и облепили пластилином крышечку. Между прочим, это очень полезное занятие для развития маленьких пальчиков.

После того, как пластилин нанесен ровным слоем на крышечку, можно начинать украшать ее. Для декорации вам понадобятся различные семена. У нас были семена тыквы разного размера и арбуза. Однако здесь можно использовать любые другие семена. Предложите ребенку для начала выложить семена по краю крышки. Можно чередовать семена – отличная игра «продолжи ряд». Самые маленькие творцы пусть берут по одному зернышку и просто вдавливают в пластилин. А детям постарше можно нарисовать схему узора на листе, и пусть они повторят с семенами на пластилиновой основе. Вот что у нас получилось:

 

mozaika_plastelin_semena2

mozaika_plastelin_semena3

mozaika_plastelin_semena4

mozaika_plastelin_semena5

Технологическая карта урока технологии «Мозаичная композиция из семян (камешек, бусин) на пластилине» (2 класс)

Эмоционально — положительный настрой на работу.

Вот звенит уже звонок

Начинается урок.

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

А теперь за парты сели

На меня все посмотрели.

Проверим готовность к уроку, я называю необходимые принадлежности, а вы глазками проверяете их наличие. ( Учебник на подставке, подкладной лист, картон, шаблоны, стек или острая палочка, коробочки с материалами, тряпочка)

Проверка готовности к уроку. Эмоционально-положительный настрой на работу.

(Видеть вас мы очень рады! Здравствуйте!)

Проверка необходимых принадлежностей к уроку.

II

Актуализация знаний, постановка темы и целей урока.

Вопросы кроссворда:

1. Создание фигуры при помощи сгибания и различных складок.

2.Соединение отдельных деталей в выразительную картину.

3. При работе с этим инструментом необходимо соблюдать ряд правил: хранить в чехле, не работать с ослабленным креплением, подавать кольцами вперед…

4.Изображение, возвышающееся менее чем на половину своего объема.

-На экране представлен кроссворд. Разгадав его мы сможем проверить ваши знания о ранее изученном и установить тему нашего сегодняшнего урока.

-Кто догадался, какова тема урока?

-Что вы об этом знаете?

— Какие техники вам еще известны?

-Какова цель нашего урока?

-Каковы особенности этой техники?

— Сейчас мы и проверим ваши предположения

И

О

2К

О

М

П

О

З

И

Ц

И

Я

А

3Н

О

Ж

Н

И

Ц

Ы

К

4Б

А

Р

Е

Л

Ь

Е

Ф

Мозаика Ответы детей

Вышивка, вязание, лепка, оригами…

Познакомится с новой техникой – мозаикой и применить ее в своей работе.

Мозаика состоит из мелких деталей, которые необходимо тщательно подбирать друг к другу, чтоб получилась композиция.

III

Открытие нового материала

Для знакомства с новым видом творчества предлагаю просмотреть презентацию

Слайд 1. Изображения, составленные из отдельных кусочков стекла, мрамора, бумаги или из мелких камешков, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга называются мозаикой.

Слайд 2. Во время раскопок в Древней Азии были обнаружены мозаики из раковин и лазурита, которые изображали военный поход и сцены из мирной жизни. Их возраст – около 4600 лет.

Слайд 3. В России мозаику, после периода её упадка возродил в середине 18 века М. В. Ломоносов. Он организовал смальтоварение.

Смальта — это кубики стекла различных оттенков. Михаил Ломоносов провёл более 4000 опытов со смальтой для выявления многочисленных оттенков этого сплава. Так же он подготовил группу учеников и лично набрал несколько мозаик.

Слайды с 5 – 8 работы мастерской М.В. Ломоносова

Изготовление мозаики – долгий и кропотливый труд. Ни один мастер не стал бы тратить на него время и силы, если бы не видел в этом особый смысл. Как вы думаете, почему мозаику до сих пор не заменили «быстрыми» и менее трудоемкими технологиями – где росписью красками, где аппликацией?

Всё становится понятным, если вспомнить, где используется мозаика. Сотни лет она применяется для украшения зданий (как изнутри, так и снаружи).

Краска давно бы стерлась и смылась дождями, а яркие самоцветы или кусочки стекла крепко держатся на прочном клее, не смываются и не выгорают!

Из мелких кусочков можно сложить настоящие живописные многоцветные полотна. Другой технологии с такими же возможностями нет!

-Как вы поняли из сообщения, что же такое мозаика?

— Почему процесс изготовления мозаичных работ называют долгим и кропотливым трудом?

-Какими качествами должен обладать человек, выполняющий большую мозаичную работу?

— Какую цель ставили в начале урока?

-Чего уже удалось достичь?

— Какая часть работы осталась?

Сделать настоящую мозаику непросто, поэтому поучимся выполнять её, используя упрощенные варианты. Легче всего составить мозаику из мелких камешков, бусин или семян растений. Самый простой способ — вдавливать их в пластилин.

В мозаичном изображении кусочки материала расположены не как попало. Они выстраиваются в линии, подчеркивающие контуры всей формы и рисунок внутри её элементов.

Сообщение ученика

— Мозаика — в переводе с французского, изображение или узор, выполнение из кусочков одного или различного материалов.

В древнем Риме богатые горожане украшали полы и стены своих домов мозаиками из пластинок цветного камня.

Мозаики необыкновенной красоты были созданы в Византии. Они служили частью живописного убранства храмов. Изображения выполнены из кусочков разноцветного стекла —смальты. Кубики не правильной формы образовывали неровную поверхность. Поэтому свет, отражающийся от неё, создавал волшебное мерцающее сияние.

Мозаику можно сделать из обрывных кусочков бумаги, из газетных комков, из ватных шариков, из яичной скорлупы, из кусочков поролона, из перьев и другого материала

Изображение составленное из мелких кусочков стекла, бумаги или камушек между которыми есть небольшое расстояние.

Работа состоит из мелких кусочков, которые нужно терпеливо сложить в одно изображение

Трудолюбие, фантазия, усидчивость, терпение.

Познакомиться с новой техникой – мозаикой и применить ее в своей работе.

Познакомились с мозаикой.

Выполнить мозаику самим.

IV

Этап организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения

Анализ образца

Выставка работ учащихся прошлых лет

Работа с учебником.

Стр. 122-124

Составление плана работы

Определим порядок работы.

Откройте учебник и попробуйте самостоятельно определить этапы работы по изготовлению мозаики

Дети по учебнику знакомятся с порядком работы

Этапы работы.

1.Налепить слой пластилина на картон.

2. Нарисовать стеком контур изображения

3.Выложить контур кусочками материала, располагая так, чтобы не нарушился рисунок элементов, был выразительным.

4. Заполнить всю плоскость изображения в соответствии с замыслом.

V

Физминутка

— Предлагаю вашему вниманию критерии, по которым будет оценена ваша работа.

— А чтобы дальше так же весело продолжить нашу работу, давайте поиграем.

Игра называется «Как живёшь?». На каждый мой вопрос вы будете хором отвечать:

«Вот так!»

и повторять те действия, которые я буду вам показывать.

Давайте попробуем.

Аккуратность, точность, оригинальность. Желание

— Как живёшь? — Вот так!

(С настроением показ большого пальца).

— А плывёшь? — Вот так!

(Любым стилем).

— А бежишь? Вот так!

(Согнув руки в локтях, притопнуть поочерёдно ногами).

— Вдаль глядишь? — Вот так! (< Козырёк » или «биноклем»).

— Ждёшь обед? — Вот так! (Поза ожидания: подпереть щёку рукой).

— Машешь вслед? Вот так! (Жест понятен).

— Утром спишь? — Вот так! (Ручки под щёчку).

— А шалишь? (Надуть щёки и хлопнуть по ним кулачками — тут уж никак не скажешь: «Вот так! »

VI

Самостоятельная работа

Организующая помощь учителя детям по мере необходимости.

*Контроль и оценка уровня овладения новым приемом работы

— Итак, за дело!

Выполнение работ

Самоконтроль при выполнении работы. Отслеживание порядка на рабочем месте.

VII

Рефлексия

Подведение итогов работы

Выставка и самоанализ

-Какую цель ставили в начале урока?

-Смогли ли ее достичь?

-Все ли удалось?

— Понравилось вам работать в этой технике? Кто из вас был творцом, художником? Все!

-Что на уроке было наиболее интересно? Что трудно? Всё ли у вас получилось?

— На следующем уроке мы продолжим выполнять мозаику, но уже на картоне с помощью цветной бумаги и клея. Что нужно будет принести на урок?

-Спасибо за активное участие на уроке.

Познакомиться с новой техникой – мозаикой и применить ее в своей работе.

Да.

Ответы детей.

Сделай МИР ЯРЧЕ| Сделай МИР ЯРЧЕ

цветы из семянДетям всегда нравится работать с пластилином. Пластилин — удивительный материал, предоставляющий массу возможностей. Сегодня расскажу об аппликации (мозаике) на пластилине с помощью семян. В конце лета и осенью мы имеем возможность побаловать себя сладкими и сочными арбузами, ароматными дынями. Съев всё самое вкусное, не выкидывайте семечки, а промойте и высушите их — это отличный материал для занятия с детьми.  Для работ подойдут семена: подсолнечника (семечки), арбузные, дынные, тыквенные, огурца, лимона, апельсина, фиников, персика, абрикоса, яблока и другие.

Занятия с пластилином развивают мелкую моторику пальцев рук, а включив в занятия семена, можно добавить такие развивающие моменты, как (для плоских работ):

1. повтори по образцу — вы  предлагаете готовую работу, а ребенок копирует её.  Или вы рисуете рисунок на бумаге, а ребенок выполняет с помощью семян на пластилине. Разрешите ребенку придумать  задания и для вас.

2. продолжи узор — вы начинаете выкладывать определённый узор и предлагаете ребенку продолжить  его.  Узор можно выкладывать разными семечками по форме и по цвету. Используйте разные формы — круг, квадрат, треугольник для расположения узора.

3. выложи букву/цифру — при изучении цифр и букв, необходимо, чтобы ребенок запомнил её графическое изображение, а выкладывая буквы/цифры семенами на пластилине вы можете добиться желаемого результата.

мозаика из семян

Не только плоские, но и объемные работы можно выполнять из пластилина с семенами. Предложите ребенку пофантазировать, что или кого можно сделать из семян разных растений. В школе, на урок технологии  дети принесли в основном арбузные семена и семечки подсолнечника, и, практически в один голос ответили — ёжика. Конечно, мы обсудили и другие варианты, но все (кто делал объемную работу) сделали ежей. Из семян тыквы или лимона (апельсина) можно сделать барашка или одуванчик. Из семян арбуза можно сделать сову или шишку. Используя сочетания разных семян можно сделать цветы. На втором занятии мы с ребятами сделали цветы и решили собрать общее панно. Но, наступили каникулы, и работа пока осталась незаконченной.

ежики из пластилина и семян

Дома, с дочкой, так же занимались лепкой из пластилина  с семенами. Дочка сразу сказала, что будет делать только цветы. И мы решили собрать букет цветов и подарить воспитательнице в садике. Разложила я семена перед ней, она придвинула к себе семечки, вспомнила, что их можно щёлкать и спросила, а как они растут. Тут пришлось нам отвлечься от занятия, в интернете подобрав красивые фотографии подсолнуха, показала и рассказала, как вырастает такой красивый цветок всего из одного маленького семечка. Тут дочь постановила, будем делать подсолнух. И мы принялись за дело.

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

Для изготовления подсолнуха нам понадобилась крышечка, пластилин, жёлтая бумага и семечки.

поделки из природного материала

подсолнух своими руками

Из жёлтой бумаги вырезаем лепестки, вставляем по краю крышки и закрепляем пластилином. Затем всё дно заполняем пластилином. Теперь вставляем семечки по краю, плотно друг к другу (тут ещё раз посмотрели на фото подсолнуха). Дочки надолго не хватило, пришлось доделывать подсолнух маме. Сделали и маленький подсолнушек с арбузными семенами, а так же цветы из абрикосовых и финиковых косточек, ну и конечно и из арбузных.

как сделать панно из мозаики своими руками

поделки из семян растений

Теперь сделаем панно. Чтоб работа смотрелась эффектнее и аккуратнее, нужно оформить панно в раму.

панно из природного материала

Я взяла коробку от конфет с широкими, объемными стенками и отрезала крышку. Линию среза пришлось немного подкорректировать скотчем. На дно коробки приклеиваем лист цветной бумаги. Я решила дополнить работу сухими травинками и положила их на дно, закрепила клеем. Здесь лучше подойдет горячий клей или ПВА. Я пользовалась горячим клеем-пистолетом. Затем, поверх травинок, приклеиваем наши оригинальные цветы из семян. Если нужно, добавляем какие-либо элементы, веточки, травинки, цветочки и т.п. А к нам на панно из природного материала прилетела красавица бабочка из фантиков от конфет. Как сделать бабочку я рассказывала тут.

панно из семян

Дочке очень понравилось «утапливать» семена в пластилине, она попросила сделать что-нибудь ещё с семенами. На следующий день мы принялись делать красивую вазочку. Пустую пластмассовую баночку облепили пластилином (брали 3 цвета), затем я попросила дочку пальчиками «размазать» неровности и у нас получилась оригинальная расцветка вазочки. Дочка делала по образцу, сначала я сделала простой цветок из арбузных семечек, потом она повторяла данный цветок арбузными семечками и семенами лимона. В пустые места наклеили по три семечки. Какие цветы поставим в вазу, спросила дочь? Взгляд сразу упал на необычные цветы из пуговиц, которые стояли на кухне. Вот что из этого получилось.

ваза из пластилина и семян

Мозаика из семян хорошо развивает воображение и моторику рук.

поделки из семян арбуза

Мозаикой из природного материала можно украшать фоторамки, вазы, цветочные горшки. Попробуйте и Вам понравится!

Конспект по технологии на тему «Мозайка из семян»(1 класс)

Тема урока : Мозаика из семян.

1 класс. Технология.

Цель – Познакомить с новой техникой аппликации — мозаикой с использованием круп и семян; научить приему приклеивания семян на бумажную основу, выполнять мозаику-поделку «Собачка».

Материалы и оборудование:

У каждого ребенка на парте: Манная и гречневая крупы, семена подсолнечника, клей ПВА, картон матовый, пластилин, копировальная бумага, карандаш.

Инструменты: ватная палочка или кисточка для клея.

Организация рабочего места: клеенка, бумажные салфетки или тряпочка для рук, контейнер для мусора.

Ход урока:

Вступительная беседа.

Мы уже начали увлекательное путешествие, которое открывает нам тайны природы. Но впереди еще много открытий. (Хорошо читающий ученик читает название урока: Мозаика из круп и семян).

Мозаика — одна из видов аппликации. Как искусство мозаика известна давно. Изображение составляется из отдельных кусочков мрамора, стекла, цветных камней. В качестве исходного материала при изготовлении мозаики часто используются семена деревьев и цветов, различные крупы. Для мозаики подойдут крупы (греча, рис, пшено, манка), зёрна (горох, чечевица, бобы, кукуруза, пшеница, овес), специи (зернышки перца, семена кунжута, гвоздика), семена (подсолнуха, тыквы, арбуза).

Посмотрите какие красивые и оригинальные работы сделаны детьми из круп и семян. (показ работ, сделанных учениками). Сколько возможностей дарит нам природа. Многие из нас даже не задумывались, что можно творить шедевры из обычных круп, семечек или специй. Такие простые природные материалы превращаются в оригинальные картины.

Практическая часть.

Сегодня и мы с вами потрудимся над созданием мозаики из круп и семян. Сделаем собачку из семян подсолнечника манной и гречневой крупы (ее понадобилось совсем немного).

Для работы нам понадобятся: 

  1. Лист плотной тонированной бумаги или матового картона (глянцевый не подойдет, к нему плохо приклеивается крупа и остаются следы от пальцев и клея).

  2. Клей ПВА (берите для этой работы густой)

  3. Кисть для клея

  4. Семена подсолнечника, гречневая крупа, манная крупа.

Ход работы.

1. На бумаге с помощью копировальной бумаги нарисуем контур предмета-собаки

2. Наносим клей на отдельный участок- хвост. Щедро насыпаем манную крупу на участок, покрытый клеем. Разравниваем ладошками крупу…

3. Глазки и носик, ротик  сделать из пластилина.

4. Смажем клеем остальную часть рисунка.

5. Мордочку и лапки выложим гречневой крупой. Остальные детали — семенами подсолнечника.

6. Вот какая красота получилась! 🙂

Показ слайдов аппликация из семян.

Несколько советов:

  1. Наклеивайте крупу не на весь рисунок сразу, а по частям.

  2. После того как посыпали крупой участки изображения, слегка прижмите его ладонью.

  3. Ссыпать крупу с работы можно минут через 10, как вы ее насыпали.

  4. После наклеивания риса лучше дать работе несколько часов просохнуть, положив лист с крупой под пресс (достаточно несколько толстых книг).

  5. Если есть такие детали, которые нужно выделить (например, крыло у цыпленка), наклеивайте на них крупу в первую очередь, оставляя небольшой промежуток (2-3 мм) вокруг.

Рефлексия

Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.

Вам нравиться? Что именно? Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Всем спасибо!

Читать книгу Мозаика из крупы и семян Е. А. Каминской : онлайн чтение

После того как наклеенные участки фона полностью высохнут, можно приступать к выкладке элементов мозаичного изображения. Если при выкраивании и наклеивании деталей фона были допущены какие-либо ошибки или небрежности на их границах, то это легко закрыть мозаичным контуром, как в византийской мозаике.

Очень интересны мозаичные панно с многоцветным фоном. Ведь фон способен не только подчеркивать красоту и выразительность материала, который используется в мозаике. Он сам может быть активным элементом, участвующим в цветовом решении композиции. В этом случае детали из семян станут исполнять роль перегородок, разграничивающих участки фона.

После того как все элементы мозаики наклеены, остается только подождать, пока работа высохнет. Затем покрыть ее бесцветным акриловым лаком. Полностью готовую работу надо вставить в рамку и повесить на заранее подготовленное место.

Мозаика и развитие мелкой моторики рук у детей

Современные родители в последнее время довольно часто слышат о мелкой моторике рук и необходимости ее развития у маленьких детей. Начало работы по развитию мелкой моторики рук должно приходиться именно на первый этап развития речи ребенка, на самый ранний его возраст.

Игры с крупой и семенами занимательны и доступны даже для 2-летнего малыша. Они включают перебирание и сортировку крупы на начальном этапе с постепенным переходом к созданию в будущем вместе с родителями мозаичных панно из природных материалов.

Различные семена и косточки являются легко доступным материалом для трудовой деятельности ребенка. Однако выполнение работ из них не столь просто, как кажется на первый взгляд. Это, без сомнения, содействует развитию мелкой моторики, но в то же время требует усидчивости, терпения и кропотливого труда.

Если укладывать семена и другой подобный материал на клей, то ребенку надо ждать, когда он схватится. Ведь, нечаянно задев композицию, можно запросто разрушить весь рисунок и огорчить маленького творца.

Во Флоренции, в Уффици, 1580 г. был ознаменован замечательным событием. Здесь основали мастерскую – собственность семьи Медичи. В ней были созданы лучшие образцы мозаичных произведений, которым подражали во всех странах Европы и в России.

Но все дети очень нетерпеливы и хотят видеть результат немедленно. Поэтому к работе над мозаикой, которая обладает явными плюсами в деле развития мелкой моторики, ребенка нужно приучать постепенно. Ни в коем случае нельзя ставить перед ним те задачи, которые недоступны ему в силу возрастного развития.

Для начала вниманию малыша следует предложить простые игры на развитие мелкой моторики, которыми легко заниматься дома. Рисовать на крупе или муке способен достаточно маленький ребенок – кроха 9—12 месяцев. Малыша такого возраста трудно чем-то занять на довольно долгое время. Любая игрушка надоедает ему спустя пару минут.

На начальном этапе занятий с крупами нужно взять яркий поднос, насыпать на него тонким равномерным слоем любую мелкую крупу (можно манную) или муку. Малыша надо посадить на высокий стульчик с приставным столиком, на который поставить поднос с крупой. Если нет подноса, можно просто положить на стол лист цветной бумаги. После чего интересно понаблюдать за действиями малыша. Вначале он осторожно потрогает муку пальчиком, затем непременно попробует ее на вкус. Потом малыш с упоением станет возить ручками по крупе, создавая затейливые узоры. Этого веселья хватит ему как минимум на 15 мин.

Если же ребенок сам не приступит к созданию шедевров, то взрослому надо провести по крупе произвольную линию пальчиком малыша. Крупа раздвинется, и перед ребенком яркой контрастной линией откроется дно подноса. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотических линий – столько, сколько ему захочется. После чего нужно попробовать вместе нарисовать какие-нибудь предметы: волны, дерево, дождик, забор или буквы из имени малыша.

Такие игры требуется сопровождать понятным малышу разговором, обязательно четко называть все предметы, которые будут нарисованы крупой. И не стоит переживать, если какая-то часть крупы окажется на полу, – будущее здоровье ребенка дороже этого.

Для другого упражнения понадобятся 2 кружки, небольшое количество сухого гороха и любые четверостишия. Горох надлежит насыпать в одну из кружек. Взрослый должен читать стихи, а малыш – на каждый ударный слог перекладывать 1 горошину в другую кружку. Сначала ребенок станет подбирать горошины одной рукой, затем будет делать это одновременно двумя руками. Затем – попеременно: большим и средним пальцами, или большим и безымянным пальцами или большим пальцем и мизинцем.

Каждый народ, создавая образцы декоративно-прикладного искусства, отыскивает свои материалы и методы работы. Лаосские мастера изготавливают колоритные мозаики из кусочков цветных зеркал. Сияя и переливаясь на солнце, такая мозаика несет радость и вызывает восторг.

Постепенно ребенок приучится брать пальчиками достаточно мелкие предметы, ощущать их как материал. Можно предложить ему еще одно упражнение с горошинами, насыпав их теперь на блюдце. Затем попросить малыша взять горошину большим и указательным пальцами, а потом удержать остальными пальцами, как это делается при сборе ягод. Далее ребенок должен брать пальчиками горошины одну за другой, пока не наберет полную горсть. Он может делать это одной или двумя руками.

Во время игр с горошинами, семенами и другими мелкими предметами нужно понаблюдать за ребенком: не отдает ли он предпочтение какой-либо из рук?

Ребенку-левше целесообразнее предлагать такие упражнения с крупами или горошинами, которые ненавязчиво позволяют развивать навыки мелкой моторики в обеих руках. Можно насыпать в кастрюлю 1 кг сухого гороха или фасоли. Затем показать малышу, как нужно месить тесто. Пусть он запустит в горох обе руки и показывает, как он умеет месить. А взрослый должен в это время произносить следующее четверостишие:

 
«Месим, месим тесто,
А в печи есть место.
Выйдут-выйдут из печи
Булочки и калачи».
 

Можно придумать и другие подобные игры, исходить нужно из предпочтений каждого ребенка – однозначных советов не бывает. Каждый ребенок уникален, а крупа – это универсальный материал. Малыш способен просто повозиться с ней или создать настоящий шедевр. Но прежде следует показать ему самые простые действия.

Игра «Путешествие из Петербурга в Москву», наверное, стара, как мир. В нее играли многие поколения детей, помогая своим бабушкам перебирать гречку или пшено. Крупу нужно рассыпать по столу и поручить малышу выборку черных зернышек из гречки. Причем черные зернышки можно отправлять в Москву или Петербург, или в какой-либо другой город, порой меняя их местами. Благодаря такой игре происходит усиленное развитие мелкой моторики и тренируется память.

Разнообразить занятия по совершенствованию мелкой моторики рук можно с помощью игры в цветные дорожки. Для чего желательно застелить стол плотной бумагой, разметить на ней 3 дорожки. Затем аккуратно высыпать на размеченные дорожки крупу 3 разных видов. Малыш должен научиться распределять материал равномерно. Когда он сумеет хорошо выполнять эту задачу, можно несколько ее усложнить. Пусть он попробует выложить из крупы или семян узоры, силуэты различных предметов. По окончании игры малыш обязан убрать рассыпанную крупу с помощью совочка и губки. Для игры с крупами желательно приобрести специальную пластмассовую лопатку, но не брать ее в песочницу.

Предлагая ребенку игры и различные занятия по совершенствованию мелкой моторики, в которых используются небольшие предметы, нужно строго соблюдать технику безопасности. Поэтому все такие игры должны проводиться только под строгим контролем взрослых.

Из крупы, семян, ореховой или яичной скорлупы можно составить веселую мозаику. Для чего следует вместе с ним раскатать пластилин не очень толстым слоем, придать ему любую форму и выложить на картон. Далее малыш способен самостоятельно в любом порядке вминать в пластилин элементы мозаики. Взрослый может поддерживать его советами: как сделать глазки и носик у зайчика, как выложить чешую у рыбки или листья на дереве. Первой «картине» маленького художника надо обязательно найти подходящее место на стене. Пластилиновую основу несложно закрепить на крышке от картонной коробки или крышке от упаковки мягкого масла.

Когда ребенок немного подрастет, то вместе с взрослым он сможет создать уже настоящее панно, но не на пластилине, а на хорошей основе с применением клея ПВА. Разнообразные окраски пшена, гречки, сушеного гороха или фасоли, арбузных и тыквенных семечек сделают картину яркой и нарядной.

Благодаря занятиям с крупами кисти рук малыша приобретут хорошую подвижность и гибкость, скованность движений останется в прошлом.

В городах Средней Азии имеет широкое распространение мозаика из кирпичей, которые покрыты глазурью синего, белого, голубого, серо-желтого цветов. Такие мозаики служат богатым украшением старинных мечетей, мавзолеев, дворцов.

Развитие навыков мелкой моторики рук имеет очень большое значение для ребенка. Ведь успех всей его дальнейшей жизни в определенной степени будет зависеть именно от правильной координации движений кистей и пальцев. В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию мелкой моторики и координации движений рук должны стать непременной частью подготовки ребенка к школе.

Хорошо разработанные пальцы в будущем позволят малышу без особого труда овладеть навыками письма. Большим плюсом станут полученные навыки в рисовании и составлении мозаичных коллажей из круп и семян. Такие коллажи в состоянии составить ребенок 5–6 лет, в особенности если взрослый набросает на листе бумаги композицию в цвете. Тогда ребенку будет проще вообразить осуществляемую работу. Возможно, он дополнит ее чем-нибудь из копилки своей фантазии, а ловкие пальчики без труда вставят семена на нужное место.

Римская мозаика отличается удивительной легкостью восприятия и необычайным впечатлением роскоши, богатства. Она достаточно обыденна, но вместе с тем обладает значительной декоративностью, нарядностью и праздничностью.

Теперь, когда малыш научился управлять и своими пальчиками, и горошинами, и семенами, взрослым останется перейти к поиску идей, цвета и композиции будущего произведения.

Идеи, цвет, композиция

Мозаичное настенное панно вне зависимости от материала, из которого оно создано, способно изменить геометрию пространства, стать центром притяжения внимания в интерьере, создать настроение и стилистику помещения. Темой для мозаичного произведения в состоянии быть любой пейзаж или натюрморт, портрет или букет цветов, мифологические сцены или мифические животные.

Для мозаики доступны и реалистичная картина, и флористический модерн, и абстрактный узор, и геометрический ампир. При желании можно выполнить точную копию всемирно известных мозаичных произведений.

Мозаичное панно способно стать воплощением любой идеи: от картин великих живописцев до фотографии любимого домашнего питомца. Работа над мозаичной картиной начинается с идеи, возникающей в голове мастера, или с материала, который имеется у него под рукой. Кстати, особенности технологии флорентийской мозаики привели к созданию небольших картин с аллегорическими сценами, морскими и пасторальными сюжетами, архитектурными и природными пейзажами.

Толчком для возникновения идеи для мозаичной картины может стать все что угодно: полотно известного мастера, фотография красивого пейзажа, просмотренный фильм и многое другое (собственные наброски на природе).

Иногда думается, что достаточно оцифровать выбранный рисунок и создать на компьютере с помощью специальных программ схему будущего панно, подобрать размеры элементов мозаики и их цветовое решение – и приступать к работе. В конце концов можно просто нарисовать эскиз собственноручно и самостоятельно подобрать для него семенной материал.

В действительности же каждая идея нуждается в творческом осмыслении, над ней всегда нужно сначала хорошо подумать. Потому что не каждая красивая картинка в состоянии превратиться в настоящую мозаичную картину. Сюжет изображения не должен быть не в меру сложным. Он требует специальной подработки под возможности мозаичной техники. В готовом эскизе не должны оставаться лишние элементы, которые, по всей вероятности, станут перегружать мозаичное «полотно».

Главное состоит в том, что мозаичное произведение обязано получить свое интересное место в интерьере. Приступая к работе, нужно тщательно продумать, где именно будет висеть мозаичное «полотно», которому суждено стать изюминкой интерьера.

Очень важно правильно определиться с цветом будущего произведения, которое должно точно вписаться в окружающий интерьер. Даже самое прекрасное произведение, если оно попадает в диссонанс с окружением, постепенно начинает вызывать раздражение. Мозаичные картины из семян и прочих натуральных элементов создают по общей теории композиции, как и все остальные произведения живописи или архитектуры.

Теория изобразительных искусств объясняет, что цветовая композиция обязана строиться на 2 принципах: субординации и координации.

При построении цветовой композиции по принципу субординации главным, преобладающим избирается одно цветовое пятно. Все же остальные цвета подбираются или в гармонии с ним, или на контрасте.

Если же цветовая композиция строится по принципу координации, то он выражается через изображение объектов, включающих бесконечное множество переливающихся тонов одного и того же цвета и тяготеющих к монохромности. В таком случае все градации цвета непременно увязываются друг с другом. Однако цветовая композиция того или иного изображения всегда должна быть увязана и подчинена смыслу сюжета. Она является лишь средством выражения смысла произведения и определяет его колорит, т. е. тональное сочетание различных цветов.

Колорит любого произведения изобразительного искусства выражает гармоничное сочетание тонов и их нюансов в любой картине. В такой картине правильно определено сочетание теплых и холодных, светлых и темных тонов, благодаря чему ни одно цветовое пятно не вызывает неприятного чувства раздражения. Колорит определяет связь тонов и красок художественного произведения с тем, чтобы подчинить их общему тону всего творения. Колорит зависит от преобладания в нем определенных тонов. Он способен быть светлым или темным, ярким или приглушенным, мрачным или бодрым, холодным или теплым.

Выбор колорита имеет большое значение при подготовке проекта будущей мозаичной картины, потому что внимание зрителя вначале привлекает цветовая гамма произведения декоративно-прикладного искусства или живописи. Цветовая гамма точным сочетанием тонов и полутонов делает рисунок объемным и выразительным. Удачно подобранная, она существенно умножает выразительность самого слабого рисунка. Тогда как неудачный цветовой подбор элементов мозаичного произведения в состоянии безнадежно испортить рисунок, незаурядный по композиции и замыслу.

Человек живет на Земле в живописном цветном мире, даже в краях со скудной растительностью можно встретить удивительные сочетания естественных красок природы. Четырежды в год природа предстает перед человеком в разном цветовом обличии. Краски лета и зимы, весны и осени, складываясь в различные сочетания, определяют цветовое настроение каждого из времен года. Вероятно, глядя на постоянную смену природных красок, замечательный немецкий поэт Иоганн Гете говорил: «Цвет – это язык души природы». Чередование времен года, сопровождаемое постоянной сменой цветовой гаммы, оказывает некоторое влияние на человека, на его психику. Каждый человек имеет свои любимые тона и собственное представление о цвете.

Европейские мастера самым тщательным образом оберегали полученные от византийцев секреты по варке смальты, передавая их по наследству из поколения в поколение. Они долгое время были монополистами в этой области.

Человека, окруженного с момента его прихода в мир природной цветовой гармонией, неизменно радует естественное сочетание тонов. Цветовая гармония – это такая степень равновесия теплых и холодных цветов, когда все они воспринимаются как оттенки одного цвета. Стройность натуральных сочетаний красок человек воспринимает безотчетно, благоприятность такого восприятия кроется именно в этой неосознанности. Встреча с необычными цветовыми эффектами порой смущает или раздражает человека.

В естественной природе не встречается гладких, равномерно окрашенных поверхностей. Все ее объекты: кора деревьев, листва, цветки, почва и камни – имеют рифленую или зернистую поверхность. Отражая под разными углами свет, неровности на поверхности природных объектов отбрасывают всевозможные тени и живописуют их контуры неожиданными цветовыми эффектами. Именно поэтому в природе редко встречаются абсолютно чистые цвета. Всем природным краскам свойственны бесконечная многосложность и живость.

Мозаике из традиционных материалов – природного камня и мрамора – свойственны естественные натуральные тона. Ранняя римская мозаика зиждилась на гармоничном сочетании природного камня. Флорентийская мозаика создавалась именно на использовании цветовых сочетаний различных ценных пород камня: мрамора, яшмы, родонита, лазурита, кремня, порфира и др. Камень подбирался в соответствии его цвета и рисунка живописному образцу или эскизу будущей мозаики. Флорентийские мастера использовали оттенки разных пород одного камня, расположение и плотность в нем всевозможных прослоек, прожилок и включений, присутствие пятен иного цвета. Все это делало палитру флорентийской мозаики более насыщенной, ее разнообразие возрастало с увеличением числа различных камней и пород для составления рисунка.

При выборе цвета, создавая мозаичное произведение из семян и иных растительных природных материалов, по всей вероятности, следует ориентироваться на опыт ранних римских и флорентийских мастеров мозаики. Ведь различные семена имеют своеобразные формы и окраски. Правильное их сочетание способно сделать мозаику из семян неповторимой и удивительной. Применение бесцветного лака лишь защитит и усилит красоту натуральных красок.

Этот же принцип можно использовать и при выборе цветовой гаммы для насыпной мозаики из круп. Такие произведения несложно сделать монохромными, применяя бесконечное множество оттенков одного и того же цвета. Если же при создании мозаичного произведения из семян или крупы используется прием колорирования, то тона окраски желательно подбирать из одной цветовой гаммы.

Для весенних красок природы свойственно доминирование над всеми цветами желтого – это цвет стремящегося в зенит солнца, самого светоносного из всех цветов радужного спектра. Его радость и оптимизм затрагивают все производные от него оттенки. Он способен придать тепло даже холодному зеленому цвету. Поэтому весенней цветовой гамме свойственна теплота.

Дымчатая вуаль знойного марева и слепящего света слегка размывает яркость и сочность летних красок. Она обеспечивает летом преобладание голубого цвета, который придает остальным цветам слабый голубоватый оттенок и некоторую блеклость тонов. Создается впечатление, что яркое солнце слегка обесцветило великолепные летние краски. Поэтому летней цветовой гамме свойственна голубизна.

Осенью красное невысокое солнце делает богатые и выразительные природные краски сочными и теплыми. Его лучи придают осенней цветовой гамме красноватые оттенки.

Зимой земля укрывается сверкающим белоснежным покрывалом, и тогда в природе наступает царство черно-белых контрастов. Его оживляют холодноватые цветные мазки нежных и прозрачных зимних тонов. Однако зимой господствует холодный синий цвет глубоких теней на белом снегу.

Именно на эту сезонную тональность следует ориентироваться при подборе оттенков для мозаичной композиции.

Тон, насыщенность и яркость, свойственные хроматическим цветам, выгодно оттеняют ахроматические цвета – белый, серый и черный. Они различаются только степенью их светлоты, например – светло-серый цвет.

Термин «тон» характеризует цвет. Он определяется на основе цветового спектра, который образуется в момент преломления луча света, когда тот проходит через стеклянную призму. В живой природе цветовой спектр можно увидеть благодаря радуге.

Мерцание и цветовые нюансы мозаичной композиции помогают выразить самые разные интерьерные и эстетические задумки.

Свет разделяется на главные спектральные цветовые тона: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Три главных цвета: красный, желтый и синий – в границах радужного спектра образуют производные, промежуточные цвета.

Тона радужного спектра: желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, оранжево-красный, оранжевый и желто-оранжевый – это промежуточные цвета. Между тонами спектра нет резких границ. Они плавно переходят один в другой, и число этих переходов бесконечно.

Каждый цвет распространяет световую энергию разной силы, определяющую уровень воздействия цвета. Желтый сильнее остальных излучает световую энергию – это самый светлый цвет. Слабее всех прочих излучает свет фиолетовый цвет, напротив, он сам активно поглощает свет – это самый темный цвет в радужном спектре.

В практической работе многие художники зачастую называют тоном градацию цвета по его оттенкам – от самого светлого к самому темному. В действительности градация цвета от светлого к темному определяется иным его признаком – светлотой, или яркостью, что позволяет рассматривать тот или иной цвет как светлый или темный. В границах каждого тона цвета как раз по этому признаку отличаются друг от друга.

По степени светлоты синий может варьироваться от прозрачного бледно-голубого цвета выцветшего неба до бархатного темно-синего цвета ясного ночного неба.

Не менее широк по светлоте диапазон зеленого цвета: от нежно-зеленого цвета листового салата до темно-зеленого цвета еловой хвои. Отличие по светлоте присуще всем цветам.

Густота, или насыщенность, – это степень наполнения того или иного цвета своим основным тоном. Иногда равные по светлоте цвета могут совершенно различаться по степени насыщенности. Этот признак ярче других выражает представление о цветовом тоне, который намного слабее в ненасыщенных или слабонасыщенных цветах. Степень сочности того или иного хроматического цвета изменяется в зависимости от присутствия в нем ахроматического серого цвета. В быту степень насыщенности цветового тона объясняется так: мягкий, или неяркий, цвет, серовато-зеленый или серовато-голубой.

В мире художников принято условно делить хроматические цвета на теплые и холодные. Красный и желтый цвета, выражающие представление о солнечном свете или о цвете пламени, – это теплые цвета. Деление остальных промежуточных цветов определяется степенью присутствия в том или ином цвете желтого или красного – оранжевый и желто-зеленый цвета. Все краски весны и осени – это теплые тона, они всегда стремятся вырваться вперед.

Определение «холодные цвета» ассоциируется с талой водой, снегом и льдом. Холодные цвета – голубой или синий – придают некоторую холодность всем краскам лета и зимы. Они всегда стремятся отступить вглубь. Холодными цветами считаются также голубовато-зеленый, зеленый и фиолетовый. А вот пурпурный цвет является пограничным – в зависимости от присутствия в нем голубого цвета он способен быть или холодным, или теплым.

Вперед всегда выступают светлые ахроматические цвета, тогда как темные отступают вглубь изображения. Это свойство цветов обязательно учитывается при подборе цветовых сочетаний в мозаичной картине.

Свойство тех или иных цветов выступать вперед или уходить вглубь произведения позволяет оптически изменять размеры и формы предметов, вызывать или даже усиливать пространственные иллюзии.

Черный цвет заставляет ярче светиться хроматические цвета, тогда как серый выдвигает их вперед. Белый фон, придавая глубину ярким краскам, делает хроматические цвета темнее. Все эти свойства цветов непременно следует учитывать при подборе разноцветных мозаичных элементов.

Составляя многоцветную композицию, всегда нужно подбирать элементы мозаики или из одной, или из родственной цветовой гаммы. Весенние краски иногда можно дополнять соответствующими красками осенней палитры. Холодные летние краски неплохо сочетаются с подходящими красками зимней палитры. Некоторые тонкие весенние краски удачно дополняют прозрачные зимние. Однако блеклые летние краски гаснут среди сочных и выразительных красок осени. Также насыщенные осенние тона неуместны рядом с ясными зимними красками.

Фон мозаичной картины является второстепенным элементом, он не может быть ярче основного изображения, а должен дополнять его.

Достижение цветовой гармонии, равновесия между разными цветами – основной фактор успеха при создании мозаичного произведения. Такая гармония возникает при сочетании 2 близких друг другу цветов или же при использовании цветового контраста, если дополняющие друг друга цвета заполняют площадь рисунка в должном соотношении.

Византийская мозаика приобрела особую изящность благодаря использованию в наборе полутонов, что усиливало цветовую гармонию. Мозаичные панно Византии благодаря этому до сих пор кажутся живыми и объемными.

Для достижения общей цветовой гармонии мозаичной картины непременно следует учитывать взаимное влияние друг на друга цветов, расположенных рядом. Два цвета в соседстве или становятся подобными друг другу, или подчеркивают свое различие. Взаимное воздействие цветов сказывается на восприятии того или иного цвета светлым или темным, холодным или теплым.

Определяя гармоничные сочетания, дополнительный цвет следует искать на противоположной стороне цветового круга – это лента радужного спектра, на которой цвета расположены в виде круга. Цветовой круг делится пополам на теплые и холодные цвета, а замыкает его пурпурный цвет.

В созданной в середине XIX века мастерской по изготовлению смальты при Российской академии наук смогли получить новые оттенки розового и фиолетового цветов путем добавления в сырье солей золота.

Теплую половину круга составляют пурпуровый, карминно-красный, киноварно-красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый цвета.

На противоположной холодной стороне круга расположены зеленый, голубовато-зеленый, циано-голубой, синий ультрамарин, голубо-фиолетовый и пурпурно-фиолетовый цвета. Два дополнительных цвета можно подобрать на цветовом круге через 5 цветов друг от друга. Точное сочетание 3 дополнительных цветов можно найти на цветовом круге через 3 цвета друг от друга. Если нужно сочетать 4 дополнительных цвета, то их следует искать через 2 цвета друг от друга.

Любая картина неизменно имеет успех, если создается на базе удачного эскиза. Когда в качестве образца используется копия какого-либо известного произведения, то обычно не бывает особых проблем с композицией рисунка. В переводе с латыни понятие «композиция» означает «связь, соединение». Именно композиция делает картину единственной и неповторимой.

В самостоятельном эскизе для мозаичной картины нужен точный и четкий рисунок, в котором не должно быть ничего лишнего.

Согласно теории живописи процесс создания картины делится на 2 основных этапа. Сначала художник легким контуром намечает на будущем полотне расположение фигур. Он устанавливает их взаимосвязь друг с другом, а также связь между ними и фоном. После чего живописец, взяв в руки кисть и палитру с красками, воплощает задуманное на полотне.

Композиция мозаичной картины строится по тому же принципу, мало чем отличаясь от живописного полотна. Мастер мозаики, собирая картину из мельчайших элементов, передает зрителю свои чувства и впечатления от увиденного предмета или вида, или бытовой сценки так же, как это делает живописец кистью и красками. Мозаичная живопись отличается от обычной лишь большей стилизованностью изображаемых предметов.

Творчески правильная выверенная композиция связывает на полотне в единое целое различные элементы изображения и отдельные части будущей картины. Точная композиция помогает ясно сформулировать содержание художественного образа.

Правильно выстроенная композиция при взгляде на полотно вызывает у зрителя чувство гармонии, картина доставляет ему эстетическое удовольствие.

Хороший художник, выстраивая композицию своей картины, со знанием дела группирует фигуры и предметы. Он сочетает и отдельные цветовые пятна, и всю цветовую гамму, характер линий, силуэтов и форм.

Художественный образ лучше воспринимается с помощью нужного освещения отдельных частей произведения. Поэтому живописец умеет усиливать или ослаблять цвет, иногда он жертвует отдельными деталями или обобщает их. Хорошо скомпонованное произведение красноречиво сочетает все элементы изображения. Тогда картина выглядит красочной, прекрасной, убедительной и содержательной. Она вызывает доверие зрителя к мастеру.

Композиция сочетает все средства изображения художественного образа. Она подчиняет их друг другу, выстраивает их в гармонии или сталкивает в контрастах. Композиция передает художественный образ через собственные средства: форму и контур, цвет и светотень, пластику и движение.

Выдающиеся художники прошлого много сил отдавали поискам вечных законов композиции, которые в состоянии навсегда определить местоположение и подчинение фигур и предметов. Они пребывали в уверенности, что достаточно только одного правила, которое поможет выделить в изображении его главную составляющую, отделить ее от всего второстепенного, несущественного.

Они и в самом деле открывали некие определенные законы композиции, создавая свои бессмертные произведения. Парадокс состоит в том, что эти законы не могли оставаться незыблемыми.

Личный подход к своему творчеству любого великого мастера неизменно отвечал содержанию его искусства. Композиция произведений была великолепной и удивительной, потому что были превосходны и содержание, и форма их живописи. Великие мастера создавали свои композиции, опираясь на принципы, которые соответствовали эстетическому идеалу эпохи и формировали стиль живописи того времени.

Композиция картины выстраивается в зависимости от выбора темы изображения, или сюжета. Сюжетные картины всегда живописуют фигуры многих людей, которые связаны общим действием или общим делом. Свой сюжет присущ и изображениям природы, когда взгляд выхватывает какую-то часть пейзажа. Также сюжет присущ и натюрмортам – красивые цветы или фрукты помещены в вазу, листья, 1 или 2 цветка, или несколько ягод лежат на скатерти.

В мастерской по производству смальты при Российской академии наук смогли получить в XIX в. собственные оттенки красного и зеленого цветов путем добавления солей меди, а также синего и голубого путем ввода в стеклянную массу солей кобальта.

Сюжет неразрывно связан с композицией, потому что его смысл выражается только через определенное сочетание отображенных на картине объектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *