Модель сюжетно ролевой игры – Материал на тему: Разработка модели сюжетно-ролевой игры «Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры» Средний дошкольный возраст

Моделирование сюжетно-ролевых игр | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Моделирование
сюжетно-ролевых игр

Содержание

Введение
4

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду
5

Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми
6-9

Модели сюжетно-ролевых игр детей 3-5 лет:

Банк
10-11

Моряки. Рыбаки. Подводная лодка
12-13

Лётчики
14-15

Семья
16-17

Супермаркет. Магазин
18-19

Экологи. Садоводы
22-23

Строители
24-25

Скорая помощь. Поликлиника. Больница
26-27

Телевидение
28-29

Водитель. Гараж. Дорожная полиция
30-31

Ателье. Дом Мод
32-33

Школа
34-35

Цирк
36-37

Театр
38-39

Исследователи
40-41

Почта
42-43

Редакция
44-45

Корпорация Билайн
46-47

Зоопарк
48-49

Кафе. Макдоналдс. Пиццерия
50-51

Библиотека
52-53

Агентство недвижимости
54-55

Космос
56-57

Химчистка
58-59

Служба спасения
60-61

Олимпиада
62-63

Музей
64-65

Дизайнерская студия
66-67

Парикмахерская
68-69

Введение

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» писал В.А.Сухомлинский.
Современная система дошкольного образования находится в состоянии обновления и развития. Новый Государственный стандарт подчёркивает, что основу образовательной деятельности в дошкольной организации определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребёнок как субъект педагогического процесса. Постепенно усложняющиеся задачи игровой деятельности позволят ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, развивая свои творческие способности, а игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни.

Свободная сюжетная игра самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра д

Моделирование сюжетно-ролевых игр Авторы-составители

Моделирование

сюжетно-ролевых игр

Авторы-составители:

Артюшина Л.И. – заведующая кафедрой «Дошкольное воспитание» Костанайского педагогического колледжа

Лойко В.А. – заведующая учебным управлением

Костанайского Гуманитарного института

Калашникова Т.М. – завкабинетом дошкольного воспитания и обучения облИПКиПРО

Рецензенты:

Бектурганова Р.Ч. – директор Костанайского педагогического колледжа

Шибельгут А.Е. – директор детского сада № 12 г. Костанай

Настоящее методическое пособие, адресовано воспитателям дошкольных учреждений, студентам педагогического колледжа и института, предлагает оригинальный материал моделирования комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми детей 3-5 лет.

Содержание


Введение

4

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

5

Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми

6-9

Модели сюжетно-ролевых игр детей 3-5 лет:

10-11

  • Моряки. Рыбаки. Подводная лодка

12-13

14-15

  • Семья. День рождения Карлыгаш

16-17

  • Супермаркет. Магазин на Джайляу

18-19

  • Праздник Наурыз. Той Асхата и Сауле

20-21

  • Экологи. Садоводы

22-23

24-25

  • Скорая помощь. Поликлиника. Больница

26-27

28-29

  • Водитель. Гараж. Дорожная полиция

30-31

  • Ателье. Дом Мод

32-33

34-35

36-37

38-39

  • Исследователи

40-41

42-43

44-45

  • Корпорация Билайн

46-47

48-49

  • Кафе. Макдоналдс. Пиццерия

50-51

52-53

  • Агентство недвижимости

54-55

56-57

58-59

  • Служба спасения

60-61

62-63

64-65

  • Дизайнерская студия

66-67

  • Парикмахерская

68-69

Введение
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» писал В.А.Сухомлинский.

Современная система дошкольного образования находится в состоянии обновления и развития. Новый Государственный стандарт подчёркивает, что основу образовательной деятельности в дошкольной организации определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребёнок как субъект педагогического процесса. Постепенно усложняющиеся задачи игровой деятельности позволят ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, развивая свои творческие способности, а игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня. Как любая деятельность, игра не возникает стихийно, а формируется взрослыми. Для того чтобы дети могли играть, в их сознании должен отстояться набор эпизодов-действий. Дети должны знать, какие действия они должны производить, и уметь выбрать из суммы полученных знаний именно такие моменты, «обрастить» их новыми, сконструированными фантазией. В этом им помогает воспитатель. Поэтому проблема овладения воспитателем технологией организации детской игры является чрезвычайно актуальной.

В данных методических рекомендациях предлагается новый подход к организации сюжетной игры путём её моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников ранее наблюдаемых событий, точно восстановить, кто в них участвует, обязанности каждого действующего лица, содержание их взаимоотношений. Задача воспитателя в процессе моделирования заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребёнка возможностей. Таким образом, происходит результативное и энергичное планирование игры, передача постепенно усложняющихся игровых умений.

Предлагаемые модели включают разнообразную тематику, охватывающую все сферы современной жизни: бытовую, производственную и социальную.
Каждая модель содержит следующие этапы:


        1. Организационный этап

        2. Собственно технологическая карта

Данный подход к планированию руководства и организации игры в детском саду позволит значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников.

Методические рекомендации будут полезны для педагогов, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важным факторам развития детей.

Педагогические принципы

организации сюжетной игры в детском саду
Дошкольное детство — от 3 до 6-7 лет — совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда и не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы, и т. п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Сюжетная игра, независимо от темы в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий.

На основе многочисленных исследований установлено, что ребёнок в 3-5 лет должен уметь принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Становясь старше, он должен уметь развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

Воспитатель должен играть вместе с детьми.


  1. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

  2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому и сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Современные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми
Для воспитателя ориентиром развития сюжетно-ролевой игры на протяжении детства являются выделенные Д.Б.Элькониным четыре ее уровня.

Первый уровень. Центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Фактически роли в игре есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребенком действий. Как правило, нет предварительного планирования игры: дети не называют ролей, а обозначают их только после совершения игрового действия. Действия однообразны и обнаруживают тенденцию к многократному повторению, их логика легко нарушается. Сложная последовательность действий, составляющих ролевое поведение, ребенком в игре не воспроизводится.

Второй уровень. Основным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. В игре воспроизводится достаточно сложная цепочка действий. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется диапазон видов игровых действий. Возможности замещения ограничены. Игровое переименование предметов нестойкое, новое значение предметов-заместителей быстро теряется. Дети называют роли, однако принятие ребенком той или иной роли решающим образом определяет выбор игрового предмета и само игровое действие.

Третий уровень. Основным содержанием игры является выполнение ребенком роли и связанных с нею действий. Возникает предварительное планирование игровой деятельности, контроль за выполнением ролей и его коррекция. Роли ясные, четкие, определяются детьми до начала игры и обусловливают логику и характер действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Эти действия становятся разнообразными, обобщенными, часто выполняются только в речевом плане (называются). Возникает специфическая ролевая речь, отражающая отношения между персонажами; расширяются возможности замещения: новое игровое значение предмета достаточно устойчиво, но лишь тогда, когда предмет-заместитель не имеет четко фиксированной предметной функции, т.е. в случаях неоформленных предметов-заместителей. Правило в явной, открытой форме не представлено, но фактически регулирует выполнение ролей и актуализируется при нарушении логики игровых действий.

Четвертый уровень. Центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование: формулируется замысел игры, распределяются роли и игровые предметы, иногда определяются правила игры. Роли ясные и четкие, их выполнение регулируется правилом. Речь выразительна, развернута и носит явно ролевой характер. Действия логичны и разнообразны, развертываются в четкой последовательности. Удельный вес речевых действий возрастает. Ребенок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение им в игре. Широко используется замещение. Дети обнаруживают способность к устойчивому сохранению новых игровых значений, даже когда в качестве заместителей используются предметы, имеющие четко фиксированную функцию.

На протяжении дошкольного детства наблюдается динамика развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвертому (в старшем дошкольном возрасте). Но, как показывают данные массовой практики, лишь небольшой процент детей к концу дошкольного детства достигает четвертого уровня развития игры. Такое положение, безусловно, сказывается на общем психическом и личностном развитии дошкольников.

При анализе особенностей творческой игры главной анализируемой характеристикой является ее содержание. Содержание развивается от игр, где основным является отражение реальных действий взрослых, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношениям.

Содержание игры является тем существенным фактором, который определяет развитие “хорошей” игры.

Критериями такой игры можно назвать следующие:


  • наличие нравственно и умственно развивающего содержания;

  • развитие воображения и творчества;

  • дружелюбие во взаимоотношениях;

  • радость от осознания своих сил.

Однако, как свидетельствуют данные исследований (Артемова Л.В., Гаспарова Е.М., Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л. и др.) у детей, воспитанников детского сада, творческая игра часто носит стереотипный характер. Она часто является жестко регламентированной деятельностью, однообразна и больше напоминает фронтальные занятия, где все заранее определено воспитателем и нет простора для творчества ребенка.

Среди причин такого состояния игры можно выделить следующие:


  • отсутствие в сознании взрослых – родителей и воспитателей – понимания ценности детской игры.

  • позиция воспитателя как пассивного наблюдателя или как диктующего действия и поведение ребенка в игре;

  • наличие одинаковых игрушек и атрибутов во всех группах детского сада, которые слишком детализированы и наталкивают детей на один и тот же способ их использования;

  • недостаточное количество неоформленного игрового материала, стимулирующего воображение ребенка.

От воспитателя в определенной мере зависит не только моделирование процесса воспитания, но и его творческая позиция в проведении игры, так как именно воспитатель подбирает средства воздействия на ребенка. Поэтому главным в педагогической деятельности является изменение характера взаимодействия взрослого и ребенка. Взрослый должен занять позицию не пассивного наблюдателя, а активного партнера в игре.

Для обеспечения этого, на наш взгляд, необходимо:


  • умение откликаться на детскую игру, осознавать эмоциональное состояние каждого участника;

  • способность изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с развитием сюжета игр. Для этого используются проблемные игровые ситуации, которые создаются путем изменения предметно-игровой среды и активизирующего общения взрослого с детьми;

  • знание воспитателем явлений действительности, являющихся источником содержания детской игры, его готовность и умение определенным образом передать доступные для детского понимания сведения, стимулировать проявления разнообразных творческих способностей детей и детскую деятельность;

  • умение подбирать наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития сюжета игры) средства педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому он стремится подражать;

  • моделирование возможных результатов игры.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную детскую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразное содержание, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, помочь ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации ребёнка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции, она должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным «языком» игры – общими способами её осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.

Воспитатель, включаясь в свободную детскую деятельность и принимая позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Ребенок в такой ситуации будет чувствовать себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущать себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции), если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

Материал (старшая группа) на тему: Сюжетно-ролевая игра «Модельное агенство»

Программное содержание

Продолжать учить детей распределять роли. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединять в единый коллектив. Учить создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать уважение к труду швеи, художника — модельера, закройщика, дизайнера, визажиста, модели и расширять представление о том, что их труд коллективный. Учить разрабатывать весеннюю коллекцию детской одежды. Продолжать учить моделировать ролевой диалог, развивать диалогическую речь, расширять словарь детей.  Воспитывать дружеские отношения друг к другу. Отображать в игре явления общественной жизни.

Игровые действия

— распределение ролей между детьми;

— выбор моделей для показа;

— выбор  и обсуждение модели с модельером, подбор материала;

— закройщики снимают мерки, делают выкройки;

— дизайнеры по рекламе оформляют витрину;

— швейный цех вырезает из тканей силуэт одежды, и приклеивают на альбомные листы – делая коллекцию;

— визажисты делают подбор причёсок, украшений и аксессуаров;

— показ мод. 

Предварительная работа

Знакомство с профессиями: художника – модельера, дизайнера, швеи, закройщика, визажиста, модели. Просмотр СД с показом записи работы модельного агентства, уточнить действия которые выполняет человек каждой профессии. Знакомство с тканями. Изготовление с родителями эксклюзивных сумочек для показа мод.

Словарная работа:

дизайнер, модель, цех, витрина, реклама, подиум, дефиле, макияж, маникюр.

Предметно – игровая среда.

 Оборудование:

швейная машинка, сантиметр, модели одежды, ткани и материалы для аппликации. Цветная бумага, картон для изготовления рекламы, ножницы, карандаши. Наборы визажистов – расчёски, фены, заколки, маски для лица из ткани и т.д. Ремни,  пояса, головные уборы. Фотоаппарат, декорации в стиле агентства, музыкальное сопровождение. Полиэтиленовые пакеты разных цветов и размеров, скотч. Коллекция эксклюзивных сумочек, аксессуары.

Перспектива обогащения предметно игровой среды: создание альбома с фотографиями,  портфолио с моделями.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, наступила весна. И у меня появилась проблема, я не знаю какую одежду можно купить моей дочери, чтобы она была элегантная и модная. Вы сможете мне помочь в этом? Давайте создадим новую детскую коллекцию весенней одежды. Согласны?

Воспитатель. А что нам понадобиться для этого?

Воспитатель. Мы создадим новую коллекцию детской весенней одежды. Ребята предлагаю вам открыть самое настоящее модельное агентство. Давайте вместе придумаем ему название и будем там работать. Что скажете? (предложения детей)

Воспитатель: Итак, наше агентство будет носит название  «Модная весна».

Но если мы открываем модельное агентство, людей каких профессий нам необходимо пригласить?

Ответы детей (швея, визажист, дизайнер, художник – модельер, закройщик, модель).

Воспитатель. Нашему агентству нужна витрина, это лицо компании и наша реклама. Кто хочет стать дизайнером – оформителем витрин?

По желанию выбираются дети.

Вам надо изготовить надпись «МОДНАЯ ВЕСНА». Можно буквы вырезать из бумаги картона или ткани и разместить надпись у входа в наше агентство. Разместить на витрине кукол  и сделать нарядные костюмы (детям предлагаются разные материалы для работы). 

Ваша профессия называется – дизайнеры – оформители витрин.

Воспитатель размещает табличку с названием профессии.

Воспитатель. Кто сможет быть в нашем агентстве художником – модельером?

Дети выбираются по желанию.

Воспитатель приглашает детей за их рабочее место. Вам понадобиться: бумага, цветные карандаши, коллекция тканей, из которых можно сшить одежду  (кусочки кожи, и т.д). Ваша задача нарисовать новые модели одежды и подобрать для них ткань. Ваша профессия называется художники – модельеры.

Воспитатель размещает табличку с названием профессии.

Воспитатель: Ребята, у нас ещё нет моделей, как же быть?

Дать детям возможность ответить на вопрос.

А я, кажется, знаю, я сейчас позвоню на конкурс «Вольская красавица», и попрошу отправить к нам на работу в агентство моделей, и они помогут, покажут нашу коллекцию одежды. Все согласны?

Воспитатель звонит по телефону. Здравствуйте! Это конкурс моделей «Вольская красавица»? Не могли бы вы прислать к нам на работу пятерых девочек, для показа  нашей коллекции? Уже едут! Спасибо.

В группу заходят девочки – модели.

Воспитатель: встречайте моделей аплодисментами. Уважаемые модели, вы можете пройти к визажисту, можете просто отдохнуть в кресле. 

Воспитатель:  Уважаемые визажисты, займите свои рабочие места.

Дети по желанию проходят к креслам.

Воспитатель:   Ребята, а вас я приглашаю со мной в пошивочный цех. Мы будем шить одежду по эскизам наших художников – модельеров.

Воспитатель: с нашего склада доставили много разных материалов, посмотрим, что у нас есть? Достаёт: полиэтиленовые пакеты, бумагу, коробки.

Дети с воспитателем рассматривают, обсуждают, и решают, из какого материала будут изготавливать одежду.

Бумага – намокает, рвётся, не прочная, не подходят размеры листочков и т.д. Коробки – не годятся для пошива одежды.

Воспитатель: ребята предлагаю вам использовать полиэтиленовые пакеты. Рассматриваем их, выясняем, что могло бы получиться из них (шуршащий, мягкий, с рисунком, такие вещи будут устойчивы к влаге). За дело!

Воспитатель с детьми вырезают из пакетов пройму для головы и рук. Добавляем аксессуары: ремни, пояса, головные уборы. Приглашаем моделей.

Воспитатель: Ребята, нам надо одеть моделей в нашу модную весеннюю  коллекцию одежды и добавить аксессуары.

Одетые девочки – модели выходят в другую комнату, все усаживаются для просмотра.

Воспитатель:

Что сегодня происходит,

В зале нет свободных мест!

Вдоль по подиуму кто – то ходит,

Гордо голову подняв,

Зрители, нас поддержите,

Восхищённый взгляд дарите!

Дефиле моделей под музыку. Модели проходят по предполагаемому подиуму.

Воспитатель: Друзья!  Рождению нашей прекрасной коллекции мы обязаны людям разных профессий, встречаем их бурными аплодисментами. Приглашаем художников – модельеров,  визажистов, дизайнеров – оформителей витрины, закройщиков, швей, дизайнеров. Воспитатель представляет работников разных профессий и называет детей по именам.

Используемая литература

·        Н.Я.Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва.1997г.

·        О.А.Шорохова «Играем в сказку»,  Т.Ц.»СФЕРА» Москва 2006г. с. 134;  143;  155.

·        Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова «Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников»,Айрис Пресс Москва 2008г.С. 50; 53; 68; 91; 101.

·        В.В.Коноваленко «Развитие связной речи» Москва 2002г.   с. 17 – 24.

·         Н.В.Волчкова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Интегрированные занятия» Москва пресс  2000г.    с. 143

·        Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», Москва  пед. общество России 2007г. С. 7; 47; 94; 125.

·        Под ред. О.С.Ушаковой «Развитие речи и творчества дошкольников» Москва. Т.Ц.  Сфера 2007г.   с. 75

·        О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет»,  Москва. Т.Ц. Сфера 2007г.    с.189

 

Модель развития сюжетно-ролевой игры «Кафе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44

Модель развития и обогащения сюжетно-ролевой игры «Кафе»

Подготовила воспитатель:

Зайцева С.А.

Саров-2017

1.Повар

Повар: готовит еду, накладывает на тарелки, «наливает» напитки в чашечки, передаёт официантам.

Повар: заказ готов.

1.Фратуки, колпаки

2. Наборы посуды

3. Наборы продуктов

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Поварята», «Вежливые слова», «Сервируем стол»

1.День рождение в кафе.

2.Официант

Официант: сервирует стол, встречает и рассаживает гостей, предлагает меню, советует выбрать блюда, относит заказ повару и рассказывает о нем, подает на стол выполненный заказ, предлагает включить музыку, рассчитывает посетителей, предлагает посетить кафе еще раз, убирает столы после ухода посетителей.

Официант: добрый день. Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь, пожалуйста. Познакомьтесь с нашим меню. Что желаете покушать… Я могу вам предложить…. Я бы вам посоветовал…Приготовьте, пожалуйста… С вас… До свидания. Приходите к нам еще.

4. Меню

5.Салфетки

6.Скатерти

7. Подносы

8. Блокнот, карандаш

9. Касса

режиссерская игра «Официант встречает посетителей»

2. Кафе «Макдоналдс»

3.Посетители

Посетители: приходят в кафе, присаживаются за столами, заказывают меню, ждут заказ, разговаривают между собой, едят, рассчитываются с официантом, благодарят работников кафе

Посетители: добрый день Мы бы хотели….. Мы выбрали… Все было очень вкусно. До свидания.

10.Сумочки

11. Кошельки

12. Деньги

речевой тренинг «Я делаю заказ»,

Создание проблемных ситуаций

образец ведения диалога

3. Открытие нового кафе

4.Директор

Директор: принимает заказы на проведения праздников, покупает продукты.

Какие продукты нужно заказать в магазине, на базе.

Беседы: Что такое кафе? Что там делают? Что едят? Кто работает в кафе? Что такое меню? Что делает официант, повар?

3.Кафе-пиццерия семейное кафе.

Методическая разработка на тему: Использование моделирования в процессе руководства и развертывания сюжетно-ролевой игрой.

Использование моделирования в процессе руководства и развертывания сюжетно-ролевой игрой.

Н.В.Богомолова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Детский сад № 21» муниципального образования «Лысьвенский городской округ»

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, социализация, метод наглядного моделирования, модель, среда.  

Аннотация: проблема организации игровой деятельности в ДОУ является одной из основных в современном дошкольном образовании. В статье мы показываем один из подходов к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Задачи образовательной Программы решаются  через организацию сюжетно-ролевой игры. В качестве средств развития и руководства сюжетно-ролевой игрой предлагается использовать наглядные модели и действия замещения.  

«Вся жизнь игра, а люди в ней актёры, и каждый не одну играет роль…!», сказал Вильям Шекспир. «Исполняя» различные роли дети познают мир, учатся, усваивают социальный опыт. Сюжетно-ролевая игра всегда была школой социализации для ребенка, в которой он примерял на себя и осваивал разные социальные роли, обретал опыт взаимодействия с другими детьми. Все мы знаем, что игра важна для детей, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в детском саду не эффективно без игры. Но в тоже время мы вынуждены констатировать, что игре не уделяется должного внимания ни в детском саду, ни дома. В нашем детском саду причин несколько:

 — в образовательном процессе не определено специального времени для организации сюжетно-ролевой игры. В связи с чем, педагогам проще  организовать регламентированную деятельности, а не игру;

— ежегодно проводя опросы родителей, в графе профессия мы видим широкий их спектр: менеджеры, риэлторы, агенты и другие — детям  не понятны сами профессии и их названия;

—  педагогам трудно перестроиться, заменить  традиционные профессии на современные и отразить их в среде.  

Осознание проблем в игровой деятельности, натолкнули нас на необходимость пересмотра организации образовательного процесса в  ДОУ. Мы начали с того, что вновь изучили знакомые нам раннее технологии и руководство игровой деятельностью, таких авторов Н.Я.Михайленко, Н.В.Краснощекова, Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф.

После этого мы вновь вернулись к основополагающим идеям нашей Программы, разработанной на основе комплексной программы «Развитие», Л.А.Венгера. «Развивающее значение игры состоит в действиях во внутреннем, воображаемом плане; в использовании предметов заместителей; взятии на себя роли; замещении игровых действий; согласовании действий взрослых и детей в процессе игры. Развивающее значение игры реализуется только в процессе руководства со стороны взрослого»[3,С.5].  В этом учебном году мы выстраиваем образовательный  процесс в ДОУ на основе данной идеи. Что сделано на данный момент?

  1. В образовательном процессе ДОУ игре выделено время и место.
  2. Сюжеты игр подбираются с учетом интересов детей.

Организованы игровые центры «салон красоты», «торговый центр», «центр здоровья». Преобразована развивающая предметно-пространственная среда.

  1. Сюжеты игр подбираются с возможностями родителей.

Родители нам помогают организовать наблюдения, экскурсии, беседы  о профессиях. Таким образом, дети  знакомятся с различными сторонами жизни взрослых и получают дополнительные сведения и впечатления.

  1. Совместно с детьми мы создали наглядные модели для развития сюжетно-ролевой игры.

Модели  мы начали создавать с детьми со средней группы, так как именно в этом возрасте у детей складывается способность к наглядному моделированию. Возрастной период 3-4 года соответствует 1 этапу овладения действиями моделирования. На этом этапе дети сопоставляют готовые модели с самой моделируемой действительностью — игрой. Готовые модели предлагаются детям для развертывания сюжета. Дети используют модели  в качестве подсказки. Так же на данном этапе дети используют действия замещения. Любой игровой предмет (кирпичик, мяч) может служить орудием труда. На 2 этапе модель создается совместно с детьми. Она способствует обогащению игровых сюжетов и игровых действий. Появился «салон красоты». Он пополняется новыми ролями: «мастер маникюра», «визажист», «стилист». В «торговом центре» появляется «аниматор», «охранник», «менеджер». В «центре здоровья» новые профессии «массажист», «инструктор лечебной физкультуры», «диетолог». На 3 этапе дети самостоятельно строят разнообразные модели и развертывают сюжет. На этом этапе игры имеют интегрированный характер.

Мы увидели первые результаты своей деятельности, дети с удовольствием берут на себя роли и играю. Наглядные модели и атрибуты игр пополняют игровые Центры.

Таким образом, мы пришли к выводу, что возвращаясь к прошлому, мы делаем уверенный шаг в будущее.

Список литературы:

  1. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост.: Е.Н.Тверитина, Л.С.Барсукова; под ред.М.А.Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.-112 с.
  2. Спецкурс: «Воспитание детей в игре». — М.:А.П.О.,1996-56 с.
  3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Модель сюжетно-ролевой игры «Ждём гостей»

Конспект сюжетно-ролевой игры

«Ждем гостей»

Задачи образовательных областей:

Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игру. Учить играть дружно, не ссориться. Помочь выбрать роли. Прививать элементарные навыки социального общения.

Обогащать словарь детей: механик автосервиса, фермер, директор овощехранилища,  продавцы;  микроволновая печь, миксер, кассовый аппарат, курьер.

Развивать интерес к профессиям. Использовать игру для формирования разнообразных интересов и  творческих способностей детей;  прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог.

 Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль,  инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

Предварительная работа:

Беседы о профессиях с использованием иллюстраций.

Наблюдение за тем, как привозят продукты в детский сад, соседние магазины, рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы», «Магазин», «Овощная база»; Конструирование овощехранилища из напольного строителя; Сюжетно –ролевые игры: «Угостим кукол чаем», «Фруктовый ларек», «Ремонтируем машины»; Экскурсия в  продуктовый магазин.

Оборудование:  Большое дерево, гриб для полянки, посылка, афиши в игровые зоны.

Игрушки: белка, заяц, еж.

Для магазина: «одежда продавцов»,  муляжи: «овощи — фрукты», «грибы -ягоды», сумочки, корзинки с кошельками, деньги, телефоны, картинки с изображением лесных гостей, касса; листы –заявки, ручка, блокнот ( для директора)

Для автосервиса: «одежда механика»,   набор «Юный механик», машины

Для шоферов: «одежда шоферов», тряпочки, машины, заправка.

Для кафе: «одежда поварят», гриб – мухомор , стол, салфетки, картинки с изображением лесных жителей, посуда. микроволновая печь, миксер, доски для нарезки, стаканы, кормушка, сено.

Для продуктовой  базы: «одежда директора база», ящики с продуктами, стол, телефон, блокнот, ручка.

Ход:

Музыкальное сопровождение: Волшебные звуки природы.

Звучит музыка про лес. Дети заходят в группу, здороваются.

В. Мы попали в лес чудесный

         И хотим здесь помечтать

         А еще повеселиться

         И с друзьями поиграть!

 Вы любите играть? ( раздается стук)

— Ребята, смотрите, это Луиз («беседую с попугаем»)

А вы знаете, мне Луиз по секрету  рассказал, ему очень нравится наблюдать за тем, как вы играете. А особенно, когда готовите разные блюда, и угощаете ими  кукол.  Луиз даже  хочет пригласить к нам  в гости  своих друзей – лесных жителей. Вы разрешаете?

 Тогда пусть Луиз летит и приглашает своих друзей.

 В. Ребята каких вы знаете лесных жителей ( белка, ежи, зайцы, медведи, птицы…).   Скажите, какими лакомствами  можно угостить лесных гостей?

  ( белку орешками, грибами,  медведя медом, ягодами,  ежика яблоками, грушами…)

А давайте  на лесной опушке мы как будто бы  откроем магазин: «Лесная сказка» и «Лесное кафе», где  будем покупать, а потом  приготавливать   угощение для лесных жителей.

Какие роли  у нас будут?

 Дети: директора  магазина и  овощехранилища, продавцы,   шоферы, механики автосервиса, повара.

В. Можно я буду директором магазина, буду  следить за тем, чтобы товар был качественным, договаривается с базами, фермерами, чтобы закупить нужный товар.

(Получившие дети роли,  одевают соответствующие одежду, приготавливают  рабочие места)

Кто хочет быть продавцами в отделах: «Овощи — фрукты» и «Грибы- ягоды» (с помощью считалки) .

Катилось яблочко вокруг огорода, мимо частокола, кто его поднимет, тот продавцом выйдет –

 В. Павлик,  посчитай с помощью считалки,( сидел петух на лавочке…) кто будет шоферами. (сильные и крепкие, которые  не только привозят продукты с базы, но загружают, выгружают там,  где скажет директор базы или директор магазина), механиком автосервиса, который ремонтирует поломавшиеся машины  будет ..

   Звонит телефон: Ребята,  извините, я отвечу на звонок. Это белочка, она просит,  чтобы поварами  были  …. И приготовили для нее грибы в микроволновке, а для зайчика морковный сок и капусту..

  Избирается директор овощехранилища, где хранятся продукты.

 У вас, ребята, тоже очень ответственная роль —   вы покупатели. Вам предстоит выбрать такие лакомства, которые  понравятся не только зверям, но и птицам. Покупатели берут корзинки, кошельки.  В корзинках лежат картинки с изображением животных и птиц  (Белочка, ежик, медведь, заяц, синичка, лось, мышка, попугай) для которых будут покупать угощения.

  Директор: Внимание, внимание открыт новый магазин «Лесная сказка».

Уважаемые посетители, здесь мы можете приобрести орешки для белочки, свежую морковку, капусту для зайцев, ягоды для медведей и очень многое другое. Не проходите мимо.

 Возможные действия , происходящие в игре:

Директор магазина

 Организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца, беседует с покупателями

 (нравится ли им магазин, какие покупки хотят сделать и т.д.). звонит поварам, приобрели ли нужные  продукты для белки, птичек, ежика.  Выдает шоферам Лист – заявку (картинки с изображением  морковки, грибов, груш, орехов)

Обращает внимание детей,  но то, что видит за окном синичку, которая наблюдает за приготовлением их встречи.

Обращается к покупателю: А теперь, давай как будто ты будешь директором магазина, а я буду покупателем.

Объявляет, что сегодня в магазине не только большие скидки, но бесплатные подарки от магазина. ( воспитателям)        

Продавцы

Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, выдаёт чек, даёт сдачу. Курьеры по поручению продавцов угощают гостей –(воспитателей орехами – презент от магазина)

Зав. базой

 До приезда шоферов красиво расставляет ящики, вытирает пыль со стола. Выдаёт товар по накладной, внимателен к шоферам.

Шоферы

 В гараже проверяют исправность машины. Выезжают –заправляются. Доставляют определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина. В пути  замечают поломку – едут в автосервис. Сгружают полученный товар

Механик

 До прихода посетителей – ремонтирует имеющиеся машины.   Вежливо встречает шоферов – интересуется поломками

Покупатели

 Берут корзинки, в которых кошельки, телефоны, картинки с изображением лесных гостей. Устанавливают очередь. Общаются. Перечисляют продавцу, что они хотят купить и сколько, расплачиваются «деньгами», получают чек.

Здравствуйте, сколько стоят яблоки для ежика? Взвесьте, пожалуйста,  2 яблока. Возьмите деньги. Спасибо, до свидания.  А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? Беседуют с поварами по телефону о покупке. Приносят в кафе – отдают поварам. Это грибы для белочки – поджарьте их пожалуйста,  Из этой морковки приготовьте сок для зайчика..

Скажите, правда ли в магазине бесплатные подарки?

Повара

кафе

Готовят блюда для лесных жителей ( грибы жарят, сок морковный,  Расставляют  блюда под соответствующей картинкой для каждого лесного жителя

      Используются разные типы отношений между различными ролевыми позициями( управления, подчинения, равноправия)            

На протяжении игры воспитатель из директора магазина превращается в покупателя, интересуется о скидках, подводит нового «директора  магазина» к необходимости назначения новой роли – курьера.

В заключении  игры:

Ой, ребята, прислушайтесь, какой то шум. Может быть, это лось к нам шагает или медведь бежит?

Давайте закроем глазки и замрем – чтобы не спугнуть гостей. ( появляется за столом белка и заяц, посылка)

Открываем глаза и видим первых посетителей в нашем Лесном кафе.

Катя сфотографируй их тихонечко, а мы не будем шуметь, чтобы гости не сбежали. Уважаемые повара!  Расскажите, чем вы их хотите угостить, что приготовили.  Ребята,  а что наши повара приготовили для остальных гостей?

          Это посылка от лесных гостей (печеные орешки)

 По-моему опять какой – то шум, наверное опять гости собираются – закрываем глазки..

           

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *