Минусы и плюсы ментальной арифметики – Ментальная арифметика. За и против — запись пользователя Анна (id2212369) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Внеурочная деятельность. Предложения и отзывы.

Содержание

Ментальная арифметика: плюсы и минусы

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился в школе, а в будущем получил хорошую работу и сделал карьеру. Поэтому еще в дошкольном возрасте родители стремятся отдать малыша на занятия, которые способствовали бы его раннему и всестороннему развитию. Неудивительно, что все большую популярность приобретает такое интересное направление как ментальная арифметика.


Как появилась ментальная арифметика?


Ментальная арифметика отнюдь не новшество. Появилась она много столетий назад вместе с самыми обычными счетами. Родиной ментальной арифметики считается Япония, где она развивалась с 16 века. А к 20-му веку в этой стране сложилась целая система тренировки мозга с помощью счет (в Японии их называют соробан).
В наше время о счетах заговорили не только в Японии — во многих странах мира, в том числе в России, с их помощью педагоги обеспечивают раннее развитие умственных способностей детей (взрослым, кстати, такое занятие тоже пойдет на пользу).
Современная программа обучения была впервые запущена в 1993 г., а сейчас образовательные центры существуют уже в 50 странах.


Что такое ментальная арифметика?


Первый этап занятий ментальной арифметикой заключается в том, что ребенок учится считать на счетах, используя для этого обязательно две руки. Дело в том, что правое полушарие мозга отвечает за образное мышление и творчество, а левое — за логику. Задействуя при счете обе руки, ребенок тем самым задействует оба полушария, заставляя их работать синхронно. А это обеспечивает усиленное развитие мозга. таким образом ребенок учится не только арифметике — он активизирует свой мозг для других знаний.
Далее ребята начинают учиться счету в уме, т.е. на ментальном уровне (отсюда и название — ментальная арифметика). Постепенно они отходят от счета руками и начинают все больше проводить расчеты в уме. При этом мысленно они должны представлять счеты. Левое полушарие мозга при этом проводит расчеты, а правое — представляет изображение счетов.


Когда лучше начать обучение?


Лучший возраст для начала занятий — 4 — 16 лет. Разумеется, чем раньше начать занятия, тем легче они будут даваться и тем больших результатов можно добиться. Обучение по программе ментальной арифметики, как правило, разбито на 3 группы по возрастам. Обучение длится 2-3 года, обычно по 2 занятия в неделю.


Плюсы занятий ментальной арифметикой


Вычисления на счетах помогают развить оба полушария мозга. Это способствует улучшению памяти и развитию творческих способностей одновременно. Родители отмечают, что довольно быстро после начала занятий их дети начинают учиться лучше по всем предметам, а не только по математике, как можно было бы предположить. Дети одновременно могут полноценно выполнять несколько действий — например, разговаривать и считать при этом.


Минусы ментальной арифметики


На первый взгляд кажется, что у такого занятия как ментальная арифметика минусов просто не может быть. Однако многие, особенно психологи, с этим не согласны. Они говорят, что дети 4-5 лет еще не готовы к столь интенсивному обучению и могут потерять интерес к занятиям. Есть и другая проблема такого доведенного до автоматизма счета: стоит создать нетипичную задачу, перестроить привычную логическую цепочку — и наступает ступор.

И главное — человеческий мозг пока слабо изучен, нет никакой гарантии, что оба полушария мозга действительно будут равноценно развиваться. Были отмечены случаи, когда при таких занятиях левое полушарие вовсе отказывалось работать.
В общем, отдавать ребенка на ментальную арифметику или нет — вопрос немного спорный, но попробовать все же стоит!

 

Читайте по теме:

Как выбрать профессию Что делать, если ваш ребенок мечтает стать звездой? Танцевальный кружок для детей

Плюсы и минусы японского метода «ментальной арифметики»

Сегодня, в сфере детского образования, во всём мире наблюдается ажиотажный спрос на японский метод «ментальной арифметики». Психология детей раннего развития получила мощнейший толчок в сторону гениального ребёнка. Ещё вчера, достаточно популярной была тема одарённых детей, в плане развития конкретного таланта. О детской гениальности говорили мало, считая это вершиной развития таланта ребёнка. Проскакивали книги о «меленьких гениях», но сама тема гениальности человека, считалась прерогативой взрослых людей.

Так было до возникновения в мировом пространстве «ментальной арифметики». Связь, между особой арифметикой на специальных счётах (абакусах) и гениальностью ребёнка, первыми заметили вездесущие японцы. Само слово «абакус», латинского происхождения, означающее «счётная доска». Эта «доска» первоначально была изобретена в Китае, где получила название «абак» (поэтому латинское – «абакус»). Перекочевав в Японию «доска» стала «соробан». В тексте я использую китай-латинский вариант. Японцы являются новаторами в развитии детской психики. То они повсеместно в садиках тренируют у детей правое полушарие мозга по методу Макото Шичиды. То вдруг, до конца не поняв явление, переключились на «ментальную арифметику». В Японии наблюдается явная тенденция создания нового человека феноменальных возможностей.

Техника счёта на японских абакусах имеет давнюю историю. Пишут о том, что абакусы появились две тысячи лет тому назад. Действительно в то время когда по земле ходил Иисус Христос, арифметика на абакусах была революционным событием. Упражнения на абакусе могли делать только очень просвещённые люди, поскольку сама техника счёта имела достаточно сложную схему. Поэтому в то время, арифметика на абакусах не получила всемирного распространения. В Риме, в самом начале новой эры, пользовались римскими цифрами. Потом римские цифры были заменены боле простыми арабскими. Что-то наподобие абакусов появилось в начале 20-го века, когда в простой арифметике стали использовать бухгалтерские счёты. Бухгалтерские счёты имели ограниченную возможность и вскоре были заменены на механические арифмометры, а потом появились современные калькуляторы. Наступила эра компьютеров, и проблема счёта перестала волновать людей. Сегодня в любом IT-и устройстве (компьютер, ноутбук, мобильный телефон, смартфон) есть часы и калькулятор.

Возникает вполне закономерный вопрос: « Зачем в мире электронной цифровой техники возвращаться к древним японским абакусам (соробанам), имеющим сложную технику счёта?» Действительно, на калькуляторе значительно проще, быстрее и надёжнее считать, чем все арифметические операции выполнять на бухгалтерских счётах, не говоря уже о более сложном абакусе.

В мире компьютерных технологий никто бы не говори об абакусах, если бы японские новаторы не вышли на развитие феноменальной памяти в детской психике. Решали арифметические задачи на сложных абакусах и в качестве побочного эффекта, получили феноменальную память. И пошёл по миру гулять метод японского устного счёта. Не столько счёта, сколько развития феноменальной памяти. У обычного ребёнка при устном счёте, задействовано только левое полушарие мозга. А вот у ребёнка прошедшего обучение по программе «ментальной арифметики», при операции счёта на абакусе работают одновременно оба полушария мозга. Левое считает, а правое в это время «видит» воображаемую картинку этого счёта. Когда вы такому ребёнку даёте задание 85+97+43, то он не считает всё это логически, а мгновенно (интуитивно) «видит» на воображаемом абакусе, как «пляшут» косточки на счётах и в результате мы имеем феноменальный ответ. Скажу больше, при таком устном счёте, формируется феноменальная память, и ребёнок выходит на уровень гения в своих умственных возможностях.

Здесь необходимо дать существенное пояснение, в плане непосредственной работы с абакусом, иначе многие умные родители, вместе с педагогами и психологами, до конца не понимают, что они могут получить в результате. Я сам в Интернете встречал ошибочное мнение о том, что после трёх месяцев занятий, улучшилась успеваемость ребёнка. Успеваемость может и улучшилась, но до феноменальной памяти ещё далеко. Лучше и быстрее научить ребёнка работать с калькулятором, чем дружить с абакусом. Это для всех тех, кто хочет вырастить умного ребёнка с доминантой левого полушария мозга. Если вы хотите развить в детской психике феноменальную память, то знать ребёнку как работать с абакусом, является всего лишь начальным этапом обучения. Необходимо долго и упорно тренировать, тренировать и ещё раз тренировать мозг ребёнка в устном счёте на абакусе.

Поймите тонкость момента. Феноменальная память формируется в детской психике очень долго (от шести месяцев и до двух лет). Не главное для ребёнка научиться общаться с абакусом. Лучше всего привить у ребёнка интерес к этому занятию. Дело в том, что однотипные упражнения ребёнку быстро надоедают. Он вначале теряет интерес, после чего начинает испытывать стресс, если мы его заставляем заниматься тем, что ему давно знакомо (не имеет новизны). А заниматься на абакусе, повторяю, придётся минимум шесть месяцев, для того чтобы два полушария вышли на когерентный (слаженный) режим работы. Поэтому родителям вместе с психологами, должны проявить незаурядные способности для того чтобы на занятиях с абакусом, держать психику ребёнка на пике его интереса.

Кстати, часто в Интернете вместо «ментальной арифметики» (умственного счёта), можете увидеть «ментальную математику», что не совсем верно, так как в «математику» входит: арифметика, алгебра и геометрия. Если вы в центре раннего развития будете говорить о «ментальной математике», то тренер по работе с абакусом вас поправит и скажет о том, что речь идёт не о «математике», а только об «арифметике».

Из всего этого вышесказанного, вытекают три достаточно глубоких минуса при занятии ребёнка на абакусе. О первом минусе я уже говорил. Это длительное время для того чтобы выйти на феноменальный формат памяти. Есть ли у вас терпение, время и деньги, для того чтобы вырастить будущего гения? Если вы будете три-пять месяцев заниматься с ребёнком на абакусе, а потом всё забросите, то живя в «интелобусе» (интеллектуально-обучающей среде), ваш ребёнок достаточно быстро перейдёт на слабо-эффективную аналоговую память.

Второй минус, широко сегодня пропагандируемой «умственной арифметики», значительно сложнее первого. Связан он с тем, что сама техника счёта на абакусе очень сложная. Поэтому ею советуют заниматься с четырёх лет. И это те центры, которые рассчитывают на детей вундеркиндов. Другие, более осторожные центры, предлагают заниматься «умственным счётом» начиная с пяти лет. В пять лет ребёнок уже способен осознавать сложную инструкцию по технике исполнения и быть более внимательным к самому процессу обучения.

Но с увеличением возраста ребёнка возникает другая проблема. Если в три года, развивая разговорную речь, ребёнок лишь только начинает обучаться интеллектуальной памяти. То в четыре, а тем более в пять лет, эта память уже достаточно развита. При занятиях на абакусе приходиться тратить больше усилий для того чтобы переформатировать сознание с левополушарного центрирования мозга (свойство интеллектуальной памяти), на когерентную работу двух полушарий (феноменальная память). Чем слабее у ребёнка интеллектуальная память, тем быстрее он выйдет на феноменальный результат. Самый быстрый результат мы получаем у детей больных аутизмом, которые не разговаривают до четырёх лет. В четыре года такого ребёнка обучаем работе с абакусом и буквально через месяц-два, можно выйти на феноменальный результат.

Это говорит о том, что ранним восприятием разговорной речи, мы развиваем интеллектуальную память в психике ребёнка и тормозим феноменальные возможности будущего гения. Запомните, все гении имеют феноменальную память в том направлении, в котором они работают. Годами, а то и десятилетиями они тренируют свои два полушария мозга работать в когерентном (голограммном) режиме. Это не значит то, что у гения феноменальная память во всём. Гений шахматист может быть профаном в бытовых вопросах. Но как только он садится возле шахматной доски, включаются его феноменальные возможности. Он не думает. Он интуитивно чувствует разворачивание событий на шахматной доске.

Шахматист- любитель усиленно думает над очередным ходом. Шахматист, достигший уровня мастера, в процессе обдумывания, включает интуитивный опыт. А шахматист-гений — феноменально «видит» всё поле сражения. Из этого следует гениальный вывод. Прежде чем учить ребёнка шахматной игре, научите его два полушария мозга работать феноменально, например, упражняясь на абакусе. И уже на этом феноменальном базисе, учите ребёнка с гениальной возможностью шахматной игре. То же самое касается будущего гениального футболиста. Для того чтобы феноменально видеть поле и интуитивно чувствовать ситуацию, прежде всего необходимо научить два полушария мозга, работать в сверхбыстром (феноменальном) режиме.

Третий минус «ментальной арифметики» ещё сложнее двух первых. Большинство центров «ментальной арифметики» предлагают три возрастные категории: а) от 4 до 8-ми лет, б) от 8 до 12-ти лет и в) взрослый вариант. Как я уже говорил выше, переформатировать память в психике ребёнка в четыре-пять лет довольно сложное задание. Если взять ученика школы (8-12-ть лет), то в его мозгу уже доминирует левое полушарие мозга. Сделать из однополушарного ученика, двуполушарного, значительно сложнее в 12-ть лет, чем в четыре года. А у взрослого человека, живущего в интеллектуально насыщенной среде, вообще отсутствует возможность двуполушарной работы мозга. Процесс переформатирования может затянуться на годы.

Спрашивается в задачнике: «Зачем ученику школы, а тем более взрослому человеку, такой длительный процесс переформатирования сознания?» В рекламе центра «ментальной арифметики» вы можете встретить то, что феноменальная память (а некоторые говорят даже о фотографической памяти), позволят; значительно увеличить объём запоминаемой информации и ускорить сам процесс запоминания: стихов, алгебраических формул, физических законов, исторических событий и т.д. Но ни один центр не даст вам гарантии того, достигните вы такой памяти или нет. Технологию по развитию феноменальной памяти вы получите, но когда выйдете на приемлемый результат, не знает никто. И выйдете ли вообще?

Это один аспект минуса развития феноменальной памяти для человека в возрасте. Второй аспект третьего минуса связан с реализацией феноменальной памяти в условиях, когда кругом все люди имеют интеллектуальную память. Допустим, человек прошёл курс «умственного счёта» и вышел на формат феноменальной памяти. Что дальше? А дальше – «один в поле воин». Все люди живут в «интелобусе» (интеллектуально-обучающей среде) и после средней школы получают аттестат именно интеллектуальной зрелости. Теперь в это море интеллектуальных людей попадает человек с феноменальной памятью. У такого человека два пути. Оставить это море интеллектуалов и жить на необитаемом острове, совершенствуя свои феноменальные возможности. Йоговские гуру так и делают. Достигая йоговской зрелости, они уходят высоко в горы, где в одиночестве доводят до совершенства своё феноменальное здоровье. Потом спускаются с гор и создают свою йоговскую школу. Второй вариант более простой. Быть как все и лишь только изредка использовать свои феноменальные возможности.

Вывод напрашивается сам собою. Наше современное общество людей в мировом масштабе, ещё не готово нашествию расы гениальных людей. Объясняю, гениальный человек – это тот, в психике которого в полной мере сформирована феноменальная память и его два полушария мозга работают когерентно. Это человек нашего ближайшего будущего. Сегодня нет социальных условий (садиков, школ, вузов) для развития гениальных людей. Мы ещё не выросли из «интеллектуальных штанишек» чтобы говорить о человеке новой формации.

Для меня, как разработчика феноменально памяти одарённых детей, все эти три минуса покрывает большой плюс. Мне приятно видеть то, что наконец-то японские новаторы затронули тему детской гениальности, связанной с развитием феноменальной памяти. Раньше, среди японских педагогов-новаторов была популярная тема развития правого полушария мозга у детей. С приходом детей Индиго, центр восприятия детской гениальности сместился в сторону феноменальных детей. И в японском менталитете «прорвало». Они взяли старинный «абакус» («соробан»), и вышли на гениальный формат развития феноменальной памяти в психике ребёнка. Все учёные педагоги мира, стали ясно понимать то, что в самой передовой стране (в части детского образования) под названием Япония, идёт поиск формата человека нового сознания. В Интернете появилось много статей и видеороликов о чудо-детях (чудо-полиглотах, чудо-счётчиках) с феноменальной памятью. Японцы стали ездить по миру в поисках таких детей, для того чтобы выйти на новую концепцию феноменально-одарённых детей в своей стране. Задача ставилась, не только предложить новую концепцию гениальных детей, а и выйти на технологию развития феноменальной гениальности.

В то время когда японские дети упражнялись на абакусах, в западном мире широкое распространение получила «квантовая психология». Всё чаще стали появляться статьи о квантовой работе мозга в режиме «суперпозиции» (резонанс двух полушарий). Это когда левое полушарие считает, а правое видит то, что считает. И между этими двумя моментами нулевое (квантовое) время или интуитивное (мгновенное) восприятие ситуации. Самоё интересное то, что эти квантовые моменты в работе нашего мозга, мы наблюдаем не только при феноменальном счёте на абакусе, а и при запоминании большого количества информации у детей-полиглотов, при технике быстрого (интуитивного) чтения, при фотографической наблюдательности и при восприятии психической энергии у йогов.

Большой плюс японского метода «ментальной арифметики» состоит в том, что это «первые ласточки» глобального прорыва в новое качество сознания. Интеллект умных людей уже не устраивает. В век информационного бума, интеллектуальная память стала слишком примитивной в сравнении с феноменальной. Креативным сознанием японцы переболели вчера. Сегодня на повестке дня, развитие феноменальной памяти на базе старинной японской методики под названием «счёты на соробане». «Ментальная арифметика» уже завоевала мир своей оригинальностью. Появились дети чудо-счётчики. На различных уровнях проводятся ментальные соревнования. Такое впечатление, что мир разделился на «гениев-менталов» и всех тех, которых мы называем «интеллектуалами». Нетрудно предвидеть то, что завтра в системе детского, а потом и школьного образования, произойдёт революционный переворот. Передовые страны станут отказываться от интеллектуального образования и перейдут на формат феноменального ума. Выращивать гениев в своей стране, станет первостепенной задачей всей нашей цивилизации. Появятся школы гениев, где «ментальная арифметика» займёт своё достойное место, при получении аттестата феноменальной зрелости.

Автор: Александр Гален, г. Киев, разработчик проекта «Дети чудо-цветов».

понятие, плюсы и минусы методики

Плюсы методики

Выделают как минимум 5 важных достоинств данной методики.

  • Способность быстро вычислять в уме.

На практике это умение полезно не только на уроках в школе, но и в обычной жизни. Например, при походе в супермаркет за покупками.

  • Она развивает мышление и мелкую моторику.

Перебирание косточек счет – это массаж и развитие детских пальцев. В свою очередь мелкая моторика рук стимулирует умственную активность.

  • Хорошая память.

Натренировав память в математических расчетах, школьник будет легко запоминать материал по другим учебным предметам.

  • Мотивация к получению знаний.

Освоив непростой метод вычислений, узнав много интересной информации, ребенок приобретет уверенность в своих успехах. Начнет интересоваться другими науками. Так можно подстегнуть интерес малыша к учебе.

  • Внимательность и сосредоточенность.

Концентрируясь на каждом занятии ментальной арифметикой, ученик приобретает важное умение слушать и слышать учителя. Что полезно и в школе и в подготовке домашних заданий.

Пара минусов

В каждой бочке меда найдется капля дегтя, так и у чудо-методики есть недостатки.

  • Решая, обучающийся торопится и ошибается

Это явление временное, с каждым днем, тренируясь, дети разовьют навык до автоматизма. А в начале в пылу азарта они торопятся решить всё быстрей, поэтому иногда ошибаются.

  • В ходе занятий возможны перегрузки.

Несмотря на то, что метод интересный и необычный – это сложный умственный труд. Поэтому в тренировках нужна мера и режим. Долгие занятия могут отбить у детей интерес к счету надолго. Лучше немного недодавать, чтобы ребенок с нетерпением ждал следующего урока.

Особенности обучения ментальному счету и первые результаты

Если занятия проводятся с детьми раннего возраста от 4 лет, то информация преподносится в игровой форме. Цель первых дней – увлечь ребенка миром чисел, мотивировать его к дальнейшим упражнениям.

Заметные результаты появляются не сразу, примерно месяца через 3 после старта. Уроки проводятся каждую неделю, кроме того ежедневно ученик должен выполнять небольшие задания на дом. Полное освоение методики происходит к концу 2-го года тренировок.

Первый год занятий посвящается сложению и вычитанию, на втором году задача усложняется – дети учатся делить и умножать в уме.

Решив отдать свое чадо в класс по обучению ментальной арифметике, не поленитесь побеседовать с педагогом. Проведя тесты, он подскажет, готов ли малыш к математическим занятиям, есть ли у него задатки в этом направлении. Чтобы в будущем ваш ребенок смог достичь больших результатов и успешно окончить школу, прогрессивная методика ментальной арифметики — хороший помощник.

Математика «ментальная арифметика»: плюсы и минусы изучения

И снова всем привет! Блог досугового центра «Подсолнух» продолжает свою работу. Математика и ментальная арифметика — вот тема нашего разговора.

В одной из прошлых статей мы обмолвились о плюсах и минусах ментальной арифметики.

Заранее заметим, что всё сказанное ниже — мнения различных людей. Несмотря на то, что арифметика — область технически точная, её применение детьми из разных семей, с разными способностями и в разных обстоятельствах никак одинаковым быть не может.

Поэтому и относитесь к этим плюсам и минусам как к отзывам о применении. На доказательства они не тянут.

Плюсы и минусы изучения математики как ментальной арифметики

Плюсы таковы:

  • развитие воображения и логики. Ребёнок изучает счёт на соробане, современном аналоге счётов, а затем переходит к чисто умственным вычислениям. В уме он двигает те самые кости соробана, рассчитывает комбинации, делает выкладки и т. п.;
  • разделение мозга на творческое и логическое полушария — всего лишь теория без достаточного количества доказательств. Однако если это так, то ментальная арифметика побуждает к развитию оба полушария мозга;
  • улучшает память: ведь данные вычисления это постоянная её тренировка;
  • тренировка концентрации внимания;
  • развитие математических способностей и умения считать в уме.

А вот что некоторые люди считают минусами:

  • спешка при решении задач в уме поначалу приводит к ошибкам. Да, это случается. Однако важно понимать, что чем больше ребёнок тренируется, чем меньше будет ошибок, как и при обычном счёте;
  • перегрузка ребёнка излишним количеством ментальных операций с числами. Это действительно интеллектуальный труд. Чтобы избежать этого, нужно дать ребёнку достаточное количество времени за соробаном и не гнать его в умственные вычисления.

Первые результаты работы будут видны после 2-3 месяцев работы над ментальной арифметикой. Полное же освоение технологии происходит обычно через пару лет. Если вам кажется, что это долго, — напомним, что многие из нас и за 10 лет в школе не смогли научиться быстро и правильно считать.

Эти результаты действительны для детей младшего школьного возраста: они наиболее восприимчивы к таким вещам. Если ребёнок взрослый — 16 или 18 лет, — его можно научить ментальной арифметике, но за более долгий срок.

Присоединяйтесь к нам и считайте правильно и быстро!

Смотрите также

Почему детям важна ментальная арифметика

Многие родители понимают, что мир быстро меняется и детям необходимо развивать новые навыки, но далеко не все школы удовлетворяют эту потребность. Поэтому во многих странах активно развиваются современные программы дополнительного образования, например, такие как ментальная арифметика. Вопрос актуальности развития подобных курсов и того, как ментальная арифметика сможет помочь ребенку в мире будущего, уже давно волнует умы передовых преподавателей. И вот какие аргументы мы можем привести в пользу абакуса, второго инструмента по силе влияния на формирование человеческой цивилизации.

Для детей от 5 до 7–8 лет можно выделить условно три основных направления развития. Это родной язык, иностранный язык, а также математика. Эти три направления во многом определяют потенциал ребенка. Конечно же, есть спорт, но это уже физическая составляющая. Заметим, что математика для этой возрастной категории включает в себя прежде всего четыре основные операции (сложение, вычитание, умножение, деление), что и изучается в курсе ментальной арифметики. Однако главная цель курса состоит не только в том, чтобы улучшить отметки по математике, хотя это достигается автоматически.

Программа ментальной арифметики формирует у ребенка навык быстрого устного счета, развивая при этом оба полушария. Методика обучения способствует развитию и улучшению концентрации внимания, нестандартного мышления, увеличению скорости мыслительных процессов. Все перечисленное помогает повысить собственную эффективность детей в современном мире. Любой счет, как известно, делает наш мозг активным и более гибким. Благодаря данной программе мы с ранних лет закладываем навык обработки большого по количеству и разновидности (метапредметность) объема информации, что крайне необходимо в наш век информационных технологий.

В программу по ментальной арифметике также включены логические и нестандартные задачи, интеллектуальные и групповые игры для развития необходимых навыков критического мышления и комплексного решения проблем. Большинство детей в рамках школьной программы испытывают проблемы с геометрией. Решая во время занятий по ментальной арифметике «простые» математические задачи в уме, ребенок развивает образное и пространственное мышление.

Мы верим, что все дети по-своему особенные, одаренные и талантливые. Именно благодаря такому подходу ребенок может развиваться без стресса, раскрывая свой потенциал. Все дети — гении, с этим никто не поспорит! Но, как говорил Эйнштейн, если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой. Массовое образование зачастую не считается с индивидуальными особенностями ребенка. Маленькие группы в Абакус-классах дают нам возможность учитывать эти особенности и, полагаясь на них, развивать необходимые навыки и умения будущего. А благодаря неформальной обстановке обучения в наших центрах, игровой форме и гуманным методам преподавания, детям легче привить интерес к математике и логическим задачам в целом (например, в естественных науках, программировании и т. д.). А интерес и любовь — это и есть самые главные мотиваторы в учебе и деятельности детей сегодня и в будущем.

Что плохого в ментальной арифметике? | Материнство

Изначально ментальная арифметика использовалась японскими торговцами для быстрых расчетов со своими покупателями. Не случайно в ней используется абакус, старинный аналог калькулятора.

Абакус содержит четыре костяшки на каждой линеечке и отдельно костяшку, обозначающую пятерку. Таким образом, любое число до 10 может быть обозначено как набор единиц, либо как пятерка и ещё сколько-то единиц.

Абакус - японские счеты для торговцев

От привычных счётов с десятью костяшками в ряду, которые и сейчас ещё можно увидеть в магазинах, абакус отличается тем, что помимо структуры числа в десятичной системе, одновременно добавляется структура внутри десятка. Чем нам помогает деление на пятерки? Это заставляет нас считать так, как если бы мы считали на пальцах. Это делает расчёты молниеносными. То есть абакус идеально подходит торговцам, как и было задумано.

Спорный инструмент обучения

Адепты ментальной арифметики преподносят её как подходящий детям способ освоить устный счёт на «отлично». Так ли это? Скорее нет. 

Обучение, в отличие от бытовой задачи быстрого расчёта, подразумевает, что нужно научить ребёнка понимать, как он считает. Любое понимание математики – это освоение математических понятий, которые подаются через наглядные пособия, затем иллюстрации и затем абстрактные образы. В ментальной арифметике всё так – счёты с костяшками, затем мнемонические карточки, затем счёт в уме. Но проблема в том, что ученику даётся только один алгоритм и не предлагается вообще никаких других моделей, кроме абакуса.

Кроме того, ментальная арифметика предполагает, что ребёнок уже умеет быстро раскладывать в уме семь как 5+2, девять как 5+4, знает состав всех чисел, может легко сложить 8 и 5, разложив 5 на 2 и 3, и прибавив 3 к 10. 

Нет наглядного изучения состава чисел до 10, только до 5, а от 6 до 10 приходится зубрить, что совсем нездорово. Ментальная арифметика не дает понимания арифметических действий, ее цель – получение быстрого ответа.

Недостатки раннего обучения 

Предположим, что ребёнок научился быстро считать до семи лет с помощью ментальной арифметики. Что происходит дальше? Он попадает в школу, объяснения учителя ему уже не интересны, потому что считает он быстро – и шансов понять математику очень мало.

Ментальная арифметика не дает возможности делать приближенные вычисления, так как ребенок будет автоматически обращаться к одному алгоритму, который для него прост и понятен. В то время как в жизни требуется гибкость, использование разных способов эффективного счёта. Хороший устный счёт означает, что сначала мы выбираем метод счёта, который лучше подойдёт в данном случае.

Помните про взаимосвязь математических операций и их многомерность

Ребёнку, рано освоившему ментальную арифметику, будет сложнее понять, что существует не только десятичная система строения числа, но и двоичная, восьмеричная, двенадцатеричная и так далее. Привязка к десятичной системе значительно усложнит жизнь ученика в дальнейшем.

Также этот метод хуже готовит к освоению корней, степеней, логарифмов. Он делает трудным освоение дробей, переход от десятичных дробей к обычным. Десятичные дроби после ментальной арифметики даются легко, а вот обычные дроби – одна из основополагающих тем школьной программы — станут проблемой.

Лобные доли, которые отвечают в мозгу за функции программирования и контроля, окончательно созревают к 20 годам. Даже в 10 лет они находятся в стадии формирования. Поэтому та нагрузка, которую дает на мозг ментальная арифметика, для детей начальной школы, а тем более дошкольников, может оказаться чрезмерной. 

Абакус - японские счеты для торговцев

Урок математики в школе. Фото — фотобанк Лори

И все же – когда ментальная арифметика полезна? 

Обучать детей ментальной арифметике до школы я бы точно не рекомендовала. Это может быть полезно тем детям, которые уже в школе испытывают трудности. Знание этого метода даст им уверенность и свободу в вычислениях. При этом школьную программу ментальной арифметикой лучше не предварять и не обгонять. Она может быть также полезной в 3-4 классах, когда в школе проходят умножение в столбик.

Ментальная арифметика может помочь детям 9-11 лет, когда они уже обладают определенными навыками и знанием, но столкнулись с какими-то трудностями или отстали.

Абакус полезен тем, что он нагляден, ребёнок может «посчитать руками». Она также развивает функции программирования и контроля: нам нужно сделать одну операцию в рамках другой, помнить предварительный результат, использовать его в следующей операции и так далее. Это даёт высокую нагрузку на рабочую память, на зрительно-пространственные функции и это неплохо. 

Вообще же я скорее бы рекомендовала ментальную арифметику пожилым людям, просто как гимнастику для мозга.

Ментальная Арифметика в Домашних Условиях (Методы и Занятия)

Как научить ментальной арифметике дома?

Вы решились научиться считать на счетах абакуса или соробана? Как научить ребенка ментальной арифметики дома?

Ментальная арифметика обучение дома?  Как именно считать и с чего начинать? Чтобы ответить на эти вопросы Вам просто необходимо прочитать азы ментальной арифметики.

Занятия в домашних условиях для ребенка будет сразу не так просты. Нужно будет набраться терпению и огромного усердия

Занятия не должны быть в хаотичном режиме! Постарайтесь решить в какое время будет проводиться систематические уроки. Теперь давайте ответим на вопросы:

Что же такое Ментальная Арифметика?

Это уникальная методика интеллектуального развития от 4 до 14 лет, в основе которой лежит многовековая система арифметических действий с помощью счета- абакус, соробан. На сегодняшний день действует около 6000  центров по более чем в 54 странах мира, основные из них: Китай, Казахстан, Япония, Турция, Малазия …

Открывать в человеке гения необходимо в детском возрасте, когда ум ребенка гибок и способен к трансформированию задатков в способности, те, в свою очередь, в таланты, и только тогда Вы получите гениального, успешного в любых делах и начинаниях ребенка!

Давайте составим  план урока:

  1. Что такое абакус, соробан?
  2. Расположение чисел
  3. Как складывать?
  4. Дополнительная литература

Что такое абакус?

Это внешний вид Абакуса.

Внешний вид Абакуса

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. Принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

Абакус и счеты

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

расположение чисел на абакусе

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере.

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на  рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

число-3-на-абакусе

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

Получилось число 15!

Покажем теперь число для примера -53-на-абакусе На линейке десятков опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая означает 50. А на линейке единиц поднимаем с верху 3 костяшки. Получилось число 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Как складывать на абакусе?

А теперь переходим к сложению и посмотрим, что из этого получится. Предлагаю взять что-нибудь попроще, чтобы не взорвать себе мозг) Например, сложим 33 и 14.

Откладываем на абакусе 33.

К трем десяткам прибавим еще один. Получим 4 десятка или 40.

прибавление одного десятка на абакусе

Теперь единички. К трем единицам прибавим еще 4. Так как четырех свободных единиц снизу на спице нет, то сначала прибавим пять, опустим верхнюю косточку. А потом отнимем 1, опустим одну нижнюю. Получилось у нас 7 единиц.

В результате получилось 47! Результат мы получили верный!

Развить навыки быстрого счёта вы можете на бесплатном онлайн тренажёре здесь

Ментальная Арифметика научиться дома — Дополнительная литература

Вот по такой схеме на абакусе и считают. Показ был самого простого.  А ведь можно еще и вычитать, и умножать, и делить, и в степень возводить. И работать с огромными числами. Хотите знать больше? Пожалуйста!

Обратите внимание на книгу «Ментальная арифметика. Школа волшебников»  Она ориентирована на обучение детишек.

Рекомендуем вам приобрести:

Учебный материал для занятий дома

или

Методический комплект для родителей и педагогов 

Ментальная арифметика домашнее задание

Самая главная составляющая часть в обучении, не игнорируйте систематические каждодневные домашние задания, обязательно давайте их детям! Желательно заниматься дома не только Ментальной Арифметикой, но еще и Скорочтением. У нас Вы можете найти упражнения для скорочтения. Более подробнее о скорочтении, Вы можете узнать  у нас в темах.

Ментальная математика в домашних условиях скачать бесплатно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *