Методики обучения самостоятельному засыпанию – Методики обучения ребенка самостоятельному засыпанию — запись пользователя Ма-Ма (id1834225) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Всё о сне

Содержание

Как приучить ребенка засыпать самостоятельно

Хныканье, переходящее в требовательный плач, укачивание на руках и уговоры, уговоры, уговоры – ситуация, когда ребенок плохо засыпает самостоятельно, может основательно потрепать нервы всем домочадцам. Ведь вместо того, чтобы заниматься домашними делами (или друг другом) мама и папа вынуждены нести вахту у детской кроватки. Знакома ли вам эта проблема?

Ответьте предельно честно:

  1. Часто ваш ребенок плохо засыпает, и в результате вы сами не высыпаетесь?
  2. Кроха не желает отправляться вечером спать или укладывается долго и утомительно?
  3. Ваш ребенок отказывается спать днем?
  4. Вы уже давно ломаете голову над вопросом, как научить ребенка засыпать самостоятельно?
  5. Вы считаете, что пришло время «переселить» малыша в отдельную кровать, но не знаете, как это сделать?

Если хотя бы на два вопроса вы дали утвердительный ответ, пора переходить от слов к действиям. Есть целых четыре очень эффективных метода, подробно объясняющих как научить ребенка засыпать самостоятельно! Но чтобы узнать, какой из них подходит именно вам, пройдите простой тест.

1. По вашему мнению, малыш должен спать «по расписанию» или по желанию?
а) Мой ребенок должен спать по своему личному графику (если вы выбрали этот вариант, тогда переходите сразу к вопросу № 3).
б) Потребности моего ребенка важны, но он должен начинать подстраиваться под семейный распорядок жизни (переходите к вопросу № 2).

2. Вам легко переносить плач своего ребенка?
а) Это непросто, но я справляюсь (переходите к вопросу № 5).
б) Я не могу слышать, как он плачет (переходите к вопросу № 7).

3. Как ведет себя ребенок, если вы оставляете его одного в другой комнате?
а) Спокойно. Он уже довольно часто остается в своей комнате один (переходите к вопросу № 4).
б) Он начинает плакать, если я его не держу на руках или не нахожусь поблизости (к вопросу № 5).

4. Вы хотели бы спать вместе со своим ребенком как можно дольше?
а) Да, я верю, что это позволяет сохранять между нами особую связь (переходите к методу успокоения «Без слез»).
б) Нет. Я очень люблю своего ребенка, но считаю, что он должен становится самостоятельным как можно раньше (переходите к вопросу № 6).

5. В отдалении от вас ваш ребенок больше плачет?
а) Да. Как только он понимает, что мама далеко, сразу начинает хныкать (переходите к вопросу № 8).
б) Нет. Например, днем он может спокойно спать в другой комнате (переходите к методу Фербера).

6. Вы давно думаете над тем, как научить ребенка засыпать в одиночестве, и готовы переселить его в собственную комнату?
а) Нет. Когда мы спим вместе, это удобнее нам обоим: ему спокойнее, а мне не приходится вставать и куда-то идти, чтобы покормить его (переходите к методу «Без слез»).
б) Да, я готова к этому (переходите к методу «Долгое прощание»).

7. Как вы реагируете, когда кроха начинает плакать?
а) Я сразу же беру его на руки, чтобы успокоить его (переходите к методу «Долгое прощание»).
б) Некоторое время я жду и даю ему возможность успокоиться самостоятельно (переходите к методу «самоуспокоения»).

8. Вы и ваш супруг имеете один взгляд на то, где ночью должен спать ребенок?
а) Да (переходите к методу Фербера).
б) Нет (переходите к методу «самоуспокоения»).

Метод Фербера — метод Фербера как научить ребенка спать самостоятельно, описание

   На форумах и в социальных сетях мы видим много вопросов от родителей, которые хотят научить ребенка спать по методике Фербера. Этот подход в обучении детей самостоятельному засыпанию всегда вызывает неоднозначные и противоречивые комментарии. Кто-то считает, что это отличный, очень эффективный и действительно работающий способ, а некоторые делятся негативным опытом и даже предостерегают других родителей от его применения.

   Давайте разберемся, в чем же особенность данной методики, какие у неё есть плюсы и минусы и как относимся к ней мы, команда консультантов «Спи, Малыш»

 

 Кто такой Фербер?

Способ работы с детским сном, предложенный американским ученым Ричардом Фербером, носит название «Метод Контролируемого Плача». Эта методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «cry it out» или «проплакаться до засыпания». Подход к обучению сну был немного изменен и популяризирован

Ричардом Фербером в его книге для родителей, изданной в 1985 г.

 

 Исследования эффективности методики

   Результаты исследований эффективности Метода Контролируемого Плача показывают положительный эффект после применения.

   Различные варианты методики оценивались в 14 исследованиях, суммарно на 748 детях. Все работы продемонстрировали снижение проблем при укладывании ребенка  спать и/или частоты ночных пробуждений.

   Подобная статистика несомненно может воодушевлять родителей на работу по улучшению сна по методике Фербера.

 

 Описание методики

   Методика Фербера основана на поведенческой психологии и заключается в том, что родители кладут ребенка в кроватку и дают ему плакать и успокаиваться в течение определенных интервалов времени. Родители подходят к малышу через определенный интервал времени, находятся рядом с кроваткой малыша не более 1-2-х минут и снова уходят. С каждой ночью интервалы времени, через которые родители заходят к малышу, увеличиваются — так ребенок учится самоуспокоению.

   Дети достаточно быстро улавливают ассоциативную взаимосвязь – отсутствие реакции родителя на крик и отказываются от плача, в силу того, что он не приводит к желаемым последствиям -родитель не подходит. Ребенок перестает плакать, засыпает быстрее и спит без пробуждений.

 Схема применения методики

   Первая ночь. Время укладывания на ночной сон увеличивается на полчаса-час, при этом время последующего утреннего пробуждения остается тем же. После ритуала, нужно положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты на 3 минуты, в независимости от того, плачет он или нет.

   Если после этого времени он все еще плачет, нужно подойти, но не брать  малыша из кроватки на руки. После этого нужно выйти и побыть вне комнаты уже 5 мин. Далее снова войти и снова выйти. В следующий раз интервал увеличится до 10 минут, в независимости от того, плачет ли ребенок в кроватке или нет.

   Продолжать обучать малыша спать нужно по этой же схеме, с 10 минутными интервалами, пока он не уснет. Когда ребенок просыпается ночью, нужно не помогать ему успокоиться сразу, а подождать 5-10 минут.

 

   Вторая ночь. Схема повторяется, но интервалы времени, через которые родители заходят к малышу увеличиваются по схеме:

  • 5 минут для первой проверки
  • 10 минут для второй проверки
  • 12 минут – для всех последующих заходов до засыпания.

 

   Третья и последующие ночи. Схема: 10 минут – для первой проверки, 15 минут – для второй, 20 минут  – для последующих, даже если ребенок не спит все это время.

   Методика Фербера может применяться к здоровым детям старше 4-х месяцев. При условии, что ребенок не обладает повышенной возбудимостью и не переживает скачок роста.

 Плюсы и минусы в методики Фербера

   Несмотря на то, что противников, выступающих против Метода Контролируемого Плача достаточно, у него есть

объективный плюс: такой подход демонстрирует быстроту и высокую эффективность — на 2-5 день уже можно заметить выраженный эффект, ребенок засыпает быстрее в своей кроватке.

   В некоторых случаях именно эта методика может быть показана как самый эффективный способ научить малыша засыпать. Например, если мама совсем не спит, находится на грани нервного срыва и даже боится навредить малышу. Или когда кто-то из родителей является негативной ассоциацией на засыпания ребенка.  Или мама совсем не выдерживает работы по медленной методике. При условии, что все близкие согласны на применение методики, можно рекомендовать ее применение.

 

   Но очевидных минусов этого подхода гораздо больше:

  • Ребенок много плачет и может накопить усталость из-за затяжных укладываний
  • Методика категорически не подходит легковозбудимым детям.
  • Чтобы последовательно применить методику родителям и научить ребенка спать необходимо много терпения и воли, что тяжело в условиях общего переутомления.
  • Много вопросов вызывает методика в отношении привязанности и ее нарушения.

 

   При обучении сну по методике, предложенной Фербером, родители выходят из комнаты, оставляя малыша плакать одного. Для малыша, особенно в возрасте до 12 месяцев, плач – это единственный способ заявить о своей потребности. Ребенок может выражать плачем потребность в тепле, в ласке, в безопасности. Малышу может быть одиноко, страшно, неуютно.

   Игнорируя эти потребности, родители невольно транслируют ребенку посыл «твои потребности не интересны, не нужны миру. Будь удобным, тогда мир заметит и одобрит тебя». Этот посыл, конечно, негативно отражается на формировании базового доверия к миру и может выражаться в последствии двумя полярностями: либо чрезмерной привязкой малыша к матери и его несамостоятельности во многих вопросах, как компенсации «самостоятельности», приобретенной в более раннем возрасте. Так и высокой самодостаточностью, но наряду с этим и высокой тревожностью и повышенной эмоциональной ригидностью – отстраненностью, холодностью.

 

 Методика Фербера или методика Ким Вест?

   Команда Спи, Малыш представляет мягкую методику Ким Вест в России — Метод Медленного Отдаления. Методика Ким Вест с успехом применяется во всем мире уже 20 лет и доказала свою безопасность и эффективность.

   Обойтись без единой слезинки в процессе обучения невозможно – и даже в самом мягком способе обучения слезы ребенка возможны. Главное отличие методик в том, что по Ким Вест плач не является реакцией, которую надо оставлять без внимания, игнорировать. Родители, обучающие ребенка  спать самостоятельно по технике Медленного Отдаления помогают малышу и не оставляют его плакать в одиночестве.

 

 Какие же основные отличия методик?

   ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ.

   По технике Ким Вест родители помогают ребенку, если видят, что он не может справиться сам, уменьшая свою помощь последовательно, постепенно, раз в несколько дней, дожидаясь, пока малыш привыкнет к уменьшению объема помощи. Подход Фербера же подразумевает самостоятельное успокоение малыша с первого дня обучения.

 

   РЕБЕНОК В КОМНАТЕ.

   По Ким Вест родители не оставляют малыша одного в комнате, пока он не будет к этому готов. Выход из комнаты происходит по прошествии нескольких дней обучения, когда ребенок уже привык к постепенному сокращению помощи и не плачет. По Ферберу родитель выходит из комнаты с первого дня обучения, несмотря на плач.

 

   СКОРОСТЬ ПЕРЕМЕН.

   Скорость перемен  по методике Ким Вест индивидуальная и плавная. В методике Фербера есть достаточно жесткая универсальная схема, подразумевающая увеличение интервалов выхода из комнаты с первого дня применения.

 

   МЕСТО СНА.

   Обучение засыпанию по методике Ким Вест возможно и при совместном сне, и в детской кроватке. При использовании метода Фербера ребенок обучается засыпанию без помощи родителей  только в кроватке.

 

 Какой же метод выбрать?

   У каждого родителя, у каждой семьи есть гласная или негласная «философия родительства». Прежде, чем приступать к обучению по любому способу, родителям важно обсудить взгляды друг друга и прийти к общему видению, чтобы быть последовательными и уверенными, реализуя обучение на практике.

   При выборе той или иной методики одно из главных условий, являющимся фундаментом обучения, становится настрой родителей на этот формат обучения. Если методика подходит по своей философии и маме и папе, у них нет разногласий, оба они настроены решительно – это гораздо более здоровая ситуация для всей семьи, нежели спорящие и тем более ссорящиеся родители. В случае разногласий  может не только снижаться или вовсе не достигаться эффект от обучения, но и в целом ухудшаться внутрисемейная атмосфера, что в свою очередь, также негативно влияет и на качество сна всех членов семьи.

   Обучение малыша засыпать  и спать самостоятельно имеет прямую связь с развитием самостоятельности на протяжении дня. Если малыш очень привязан к маме днем, обучение сну, где мама резко оставляет его одного будет достаточно травматичным для него.

   Умение засыпать и спать самостоятельно – это навык, а ребенку требуется время, чтобы этот навык освоить. Задача родителей помочь своему малышу научиться засыпать самостоятельно, проведя соответствующую подготовку: наладив условия сна, сформировав режим сна и бодрствования, организовав вереницу ритуалов перед сном. При отсутствии подготовки, резкое обучение сну может вести за собой переутомление, недосып, и, как следствие плохое самочувствие в течение дня и ослабление иммунитета малыша.

   При выборе любой из методик очень важна последовательность действий, чтобы ребенок учился и привыкал к определенной схеме. Важно не нарушать ее, «не выдержав плача» — это только усугубит и эмоциональное состояние малыша и переживания родителей, а также снизит эффективность работы со сном.

   Родителям важно определиться сразу, что и в каком подходе обучения приемлемо для них, а что нет, и, исходя из этого, начинать подготовку к работе со сном и приступать к ее реализации. При положительном настрое и уверенности родителей, они смогут прийти к договоренности и выбрать оптимальную для их семьи стратегию обучения малыша сну.

   

Метод Ким Вест — метод самостоятельного засыпания Ким Вест, описание

   Методика, который команда Спи, Малыш использует в своей работе, разработана ведущим специалистом по детскому сну Ким Вест The Sleep Lady ™ и называется The Sleep Lady Shuffle. Это мягкий подход к обучению сну, который предусматривает комплексную корректировку режима сна и бодрствования, условий гигиены сна, а также корректировку ассоциаций на сон, учитывает бытовые и эмоциональные аспекты, имеющие большое значение в раннем возрасте. Методика Ким Вест уже почти 20 лет с успехом применяется во многих странах мира и доказала свою безопасность и эффективность.

   Ким Вест является официальным партнером и куратором проекта Спи, Малыш в России.

   В этой статье, мы подробно расскажем о подходе К. Вест к обучению сну и о том, почему мы выбрали именно его для работы с русскоязычными мамами. 

 

 Кто такая Ким Вест?

   Ким Вест или Леди Сон (The Sleep Lady TM) – специалист с мировым именем по поведенческим проблемам детского сна, автор метода Медленного Отдаления (The Sleep Lady Shuffle ТМ), который уже более 20 лет с успехом применяется по всему миру.

   Ким Вест — автор трех книг-бестселлеров для родителей, переведенных на несколько языков, автор программы обучения консультантов по детскому сну Gentle Sleep Coach http://gentlesleepcoach.com, основатель Международной Ассоциации по Детскому Сну www.IACSC.com.  

   Ким Вест – основатель Школы Консультантов Gentle Sleep Coach. Уже более 150 сертифицированных консультантов по всему миру носят звание GSC, среди них и все члены команды консультантов по детскому сну Спи, Малыш.

   Ким Вест помогла тысячам семей по всему миру наладить сон своих малышей. Ким разработала методику Медленного Отдаления и подробно описала ее в своей книге «Спокойной Ночи, Сладких Снов», которая стала бестселлером.

 Исследования эффективности методики

   Научное исследование эффективности методики Медленного Отдаления запланировано на начало 2019 года. Исследовательская группа ученых (Wendy Middlemiss, PhD, Sarah Blunden, PhD, Macall Gordon, M.A.) планирует сравнить 2 группы родителей детей в возрасте 6 месяцев, где в одной группе будет использована методика Фербера, а в другой группе методика Ким Вест (или Методика Медленного Отдаления). Выдвигается гипотеза, что в группе родителей, применяющих методику Медленного Отдаления, будет выше процент % последовательных действий родителей и количество случаев доведения методики до завершения.


 Описание методики

   Методика Ким Вест или The Shuffle TM была создана более 20 лет назад на основании огромного запроса от родителей, связанного с детским сном. В ответ на этот запрос в тот момент времени врачами предлагалось 2 пути:

   1) подождать, пока ребенок перерастет проблемы со сном

   2) применение методики Cry It Out (CIO или «проплакаться до засыпания»), которая активно продвигалась Доктором Марком Вайсблутом.

 

   Но ни один из этих двух путей не решал проблему не высыпающихся родителей на 100%. Тем более, что Методика CIO вызывал опасения на тему психологической и физиологической безопасности ребенка, обучающегося самостоятельному засыпанию с таким подходом. И не все родители решались на применение CIO.

   К. Вест была проведена огромная работа по изучению физиологии и психологии детского сна. На основании этих знаний и большого опыта работы с поведенческой коррекцией, и как альтернатива методике CIO, была создана мягкая методика обучения самостоятельному засыпанию, которая носит название Метод Медленного Отдаления.

   Подход Ким основан на мягком и последовательном обучении ребенка самостоятельному засыпанию. Методика реализуется через постепенное сокращение помощи ребенку в засыпании, когда родитель минимизирует свое непосредственное участие в этом процессе.

   Методика осуществляется в присутствии родителя (малыш не остается один в кроватке/комнате) и с максимальной помощью ребенку при обучении засыпанию.

Методика Мягкого Отдаления:

  • Может применяться к здоровым детям старше 6 месяцев
  • Родители не вмешиваются там, где ребенок может справиться сам, и помогают там, где пока не может!
  • Мама или папа остаются с малышом в комнате, пока он не заснет
  • Взрослые постепенно снижают степень своей помощи, пока малыш не освоит навык. Скорость перемен индивидуальна.
  • Обучить ребенка самостоятельному засыпанию можно как в отдельной кроватке, так и при совместном сне.

 

 Схема применения

   ПОДГОТОВКА

   Методика Медленного Отдаления комплексная и предполагает обязательный этап подготовки. Что важно сделать до начала применения методики:

  • Приведите в порядок условия сна. Доказано, что качественные условия сна напрямую влияют на качество сна.

 

  • Подберите комфортный режим сна и бодрствования. Переутомленный ребенок не сможет быстро расслабиться и заснуть из-за действия «гормона стресса» кортизола. Именно поэтому комфортный режим сна и бодрствования напрямую влияет на скорость засыпание и непрерывность сна. Проверьте, достаточно ли малышу сна, следите, чтобы малыш не переутомлялся. 

 

  • Найдите «окно в сон». «Окно в сон» — начало выработки «гормона сна» мелатонина и идеальное время для укладывания на сон. Наблюдайте за малышом и записывайте признаки усталости.

 

  • Уберите все негативные ассоциации на засыпание. Ассоциации на засыпание – все те действия, которые помогают малышу засыпать. Например, укачивания и кормления. Если малыш, пробуждаясь между циклами сна, не сможет воспроизвести свои ассоциации на засыпание самостоятельно, он будет звать родителей на помощь, а сон станет прерывистым.

 

  • Получите «Зеленый свет» от педиатра. Важно получить подтверждение от педиатра, что плохой сон не связан с медицинскими проблемами. Все вопросы со здоровьем должен решать врач!

 

  • Выберите реалистичную дату для старта: 2-3 недели сна на одном месте. Для формирования правильных привычек на сон важно дать малышу привыкнуть к условиям, в которых он засыпает и оставить их неизменными хотя бы на период обучения и закрепления привычки.

 

  • Заручитесь поддержкой родных. Утомленной маме сложно будет придерживаться правил. Если поддержки от родных нет, важно хотя бы восстановить силы и выспаться самой маме. Иначе ресурса на изменения у нее не будет. А эмоциональное состояние мамы непременно отразиться на детском сне.

 

   ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ

   Начинайте применение методики с ночного сна. Ночью вам будет помогать «гормон сна» мелатонин и способствовать засыпанию. Подготовьте ребенка ко сну, проведите ритуалы, положите ребенка в кроватку «готовым ко сну», но не спящим. Важно, чтобы малыш понимал, что его положили в кроватку. Находитесь рядом и успокаивайте ребенка. Не выходите из комнаты. На следующий день начинайте применение методики на дневной сон. Каждые три дня отодвигайте стул дальше от кроватки, пока совсем не окажетесь за дверью.

 

   КАК СКОРО РЕБЕНОК ОТКЛИКНЕТСЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ

   Однозначно ответить на этот вопрос сложно, потому что у каждой семьи и у каждого ребенка свои особенности. Некоторым детям достаточно 3 дня, чтобы освоить навык самостоятельного засыпания, у кого-то это растягивается на 4 недели. Методика, которую мы используем не может быть универсальной, потому что у каждой семьи и каждого ребенка есть свои особенности.

   Эффект от применения методики зависит от нескольких факторов:

  • реалистичности ожиданий и целей на программу обучения сну
  • особенностей и темперамента ребенка
  • родителей, их настроя, терпения и последовательности в выполнении всех необходимых действий.

 Как и почему мы адаптировали подход Ким Вест в России

   Методика Ким Вест является одним из самых мягких подходов в обучении сну. Его автор – американка, и, конечно, работая по этой методике, мы адаптировали ее под российские условия и нашли отклик у многих семей.

   Нужно понимать, что детский сон не «живет» сам по себе, а является органичной частью жизни, взаимоотношений родителей с детьми. Поэтому способ укладывать малышей сильно разнится в разных культурах, так же, как скажем, возраст и способ прикорма, время начала походов в детский сад, отношение к болезням, выход мамы на работу и так далее. Особенно различается то, что считать «нормальным», что приветствуют, а что осуждают.

   Наша команда семейных и перинатальных психологов, консультантов по сну, работая с русскоговорящими мамами, учитывает эти культуральные особенности. Мы, как специалисты, не стремимся «подогнать» наших клиенток под некие стандарты, а интересуемся философией родительства каждой обратившейся к нам семьи. В нашей работе мы не призываем мам следовать только за инструкциями по применению методики, а обращаем внимание на взаимоотношения между мамой и малышом, и стараемся направить работу на укрепление привязанности между ними. На наш взгляд, спокойная мама, чувствующая себя и свои потребности сможет более внимательно и бережно подойти к вопросам обучения сну, нежели мама, действующая согласно инструкции, но игнорирующая психологический контекст.

 

Kim West (The Sleep Lady) и Ксения Антипова (Спи, Малыш)

 

   Мы понимаем, что в раннем возрасте очень важно сформировать полезные навыки, не навредив при этом маме и ребенку. Мы знаем, как этого достичь и практикуем комплексный и системный подход.

   Специалисты Спи, Малыш учитывают все причины, влияющие на плохой сон малыша:

  • здоровье,
  • организацию сна и бодрствования,
  • семейную атмосферу,
  • отношения в паре «мама-ребенок»
  • и, конечно, настрой и самочувствие самой мамы.

 

   Последнему мы уделяем наибольшее внимание. В процессе налаживания сна, мы помогаем маме находить собственные комфортные решения, прислушиваться к своим желаниям и потребностям малыша, спокойно относиться к текущим трудностям.

   Помимо этого, мы активно привлекаем ближайшее окружение, тех родных и близких, на которых мама может опереться в работе, ищем доступные способы восстановления сил. Ведь от ее отдыха и позитивного настроя в полной мере зависит качество заботы о малыше, а значит, и качество его сна.

   Стиль нашей работы: гибкость и индивидуальный подход, ведь каждые мама и малыш неповторимы! Мы стараемся идти маленькими шагами, действуя аккуратно и бережно. Мы всегда предупреждаем о всех возможных рисках, даем полную информацию о вариантах действий в случае выявления медицинских проблем и работаем только в рамках своей профессиональной компетенции.

   

Метод Эстивиля — метод Эстивиля или как научить ребенка спать, описание

   Когда уложить ребенка спать становится тяжело, когда почти каждое укладывание сопровождается капризами, когда ночью ребенок пробуждается около 10 раз, мама устает, теряет всякую надежду и думает, как изменить ситуацию. Как научить спать малыша лучше, как обучить его самостоятельному засыпанию? Ведь ребенок растет, становиться тяжелее его укачивать и сложнее удержать на месте. И тогда родители ищут в интернете всевозможные способы укладывания ребенка спать с минимальным участием взрослого.

   В этой статье речь пойдет об одном из методов обучения сну детей – о методе доктора Эстивиля или методе контролируемого плача.

 

 Кто такой Эстивиль?

   Эдуардо Эстивиль – это испанский доктор, профессор барселонского центра исследований и лечения нарушений сна, который доработал метод Фербера и выпустил свою книгу по детскому сну «Спите спокойно» (1996 г.). Мы попробуем рассказать объективно про суть данного метода, про его плюсы и минусы.

 

 Исследования эффективности

   Был проведен ряд исследований, в рамках которых изучалось использование поведенческих методик для лечения первичной детской инсомнии (бессонницы/ нарушения сна). «Метод исключения плача» («дать проораться»/ «cry it out») признали неэффективным, т.к. он вызывает стресс как у родителей, так и у ребенка.

   Одной из тем изучения эффективности обучения ребенка самостоятельному засыпанию был и «метод контролируемого плача». Методика была впервые предложена Амосом Ролидером и Роном Ван-Хоутеном как более подходящая родителям альтернатива «методу CIO».  «Cry it out» был немного изменен и популяризирован Ричардом Фербером в его книге для родителей (1985 г.) и Дугласом (1989 г.).

   Чуть позже подход Фербера был немного доработан доктором Эстивилем. Различные варианты «метода контролируемого плача» оценивались в 14 исследованиях на 748 детях. Результаты изучения действия метода показали снижение проблем при укладывании ребенка или сокращении частоты ночных пробуждений. Также 5 исследований были посвящены подобному принципу (игнорирование ребенка и выход из комнаты), но без четкой процедуры проверки ребенка. И все-таки исследователи пришли к выводу, что «метод контролируемого плача» не уступает по эффективности «методу исключения плача».

 

 Описание метода Эстивиля

   Доктор Э. Эстивиль заявляет, что с 6 месяцев ребенок может спать один в отдельной комнате, когда вокруг абсолютная темнота, и не пробуждаться до утра. По мнению автора 6-7 месячные здоровые дети должны уметь:

  • идти в кроватку без плача и с радостью
  • засыпать одни в комнате без посторонней помощи
  • спать в своей кроватке в темноте без ночников-светильников
  • спать ночью около 10-12 часов без пробуждений.

 

 Схема применения

   Автор уделяет много внимания ритуалам и последовательным действиям перед сном, к которым малыш постепенно привыкает. Говорит, что можно оставить игрушку и соску – они могут помочь малышу справиться с отсутствием поддержки взрослого. И далее предлагает укладывать малыша спать примерно в одно и то же время вечером, указывая на то, что именно в это время ребенок заснет легче.

   Согласно подходу Эстивиля, мама должна положить ребенка в кроватку без укачиваний и лишней помощи. Справедливо, что ребенок, почувствовав уход мамы, будет стремиться удержать ее: может начать капризничать, вставать в кровати, тянуть ручки к маме.

   При этом предлагается не бежать к малышу, чтобы вновь укладывать ребенка спать, а присесть к нему и успокоить голосом, объяснить, что «мама будет учить тебя спать». И после этого мама должна выйти, набраться терпения и выждать время, пока малыш находится один.

   По предложенному методу мама начинает выход с 1 минуты, и в этот же день последующие выходы должна быть по 3-5 минут. После возвращения к ребенку в комнату рекомендуется ни в коем случае не брать его на руки, а просто показаться «вот она я, я никуда не делась, я возвращаюсь». И далее опять выйти. Так с каждым заходом в комнату время за дверью увеличивается на 2-4 минуты в день по предложенной автором схеме – до 7, 10, 12 минут и так далее. При пробуждении ночью предлагается делать все также, как вечером при засыпании.

 

 Плюсы и минусы метода Эстивиля

   Плюсы:

  • Применение с 6 месяцев
  • Учитывается состояние здоровья ребенка
  • Уделяется внимание ритуалам для засыпания
  • Срочная помощь для семей, где мама уже теряет контроль над эмоциями и боится навредить ребенку.

   Минусы:

  • Резкая смена условий
  • Почти нет помощи взрослых
  • Методика не подходит для детей, у которых повышенная возбудимость и которые не склонны к самоуспокоению
  • Сон в отдельной комнате, что до 1 года небезопасно
  • Часто вызывает стресс у родителя, который не может долго игнорировать плач ребенка
  • Плохо влияет на формирование привязанности между мамой/ папой и ребенком.

 

 Сравнение методик Эстивиля и Ким Вест

   Представьте, что малыш привык засыпать с укачиванием, а тут мама резко меняет план действий. Она просто кладет малыша в кроватку. Но он не готов еще к такому, он ждет привычных условий укладывания. Поэтому, если вы использовали укачивания всегда, то для начала необходимо их сократить.

   Допустим мама уделила внимание сокращению укачиваний в течение определенного периода времени. И уже укладывает малыша в кровать и решает выходить, не дождавшись, пока он уснет. Что происходит с малышом в этот момент? Ему страшно, непонятно, почему мама его «бросила», почему ушла и не возвращается. В такие стрессовые моменты подрывается, мягко сажем, доверие к миру. Ребенок учится делать сам что-то, чтобы справиться со своими эмоциями… Но какой ценой? Ведь новая ситуация или условия воспринимаются как стресс. В таких случаях ребенок больше всего нуждается в маме: ее внимании, взгляде, успокоении, голосе. Это то, что знакомо, привычно, а потому стабильно и безопасно. Важно даже не то, что ребенок плачет. А что его никто не утешает, не поддерживает в такую «трагическую» для него минуту.

   Психологи считают, что для формирования здоровой и безопасной привязанности очень важно находится с малышом во время стресса и помочь ему справиться со своими эмоциями. Мама является тем, кто перерабатывает эмоции, отзеркаливает, понимает, сочувствует и помогает малышу с ними справится, находясь рядом.

   А мама выходит из комнаты и на плач, истерики, капризы малыша не возвращается и никак не реагирует. Как будто приучает его к тому, что время ее отсутствия будет увеличиваться. Поэтому кричи-не кричи, а ты должен будешь уснуть когда-то. Но что происходит, когда близкий значимый взрослый не реагирует на потребности ребенка и при этом выходит, то возникает вполне логический вопрос: а как же будет формироваться привязанность (эмоционально близкие отношения) между мамой и малышом? Если ребенок зовет, а мама уходит. И тут не про то, что нужно скакать вокруг малыша или сразу же мчаться и брать его на руки. Но хотя бы участие, сопереживание, утешить голосом, пожалеть…Это действительно важные элементы в детско-родительском взаимодействии.

   По методу мягкого отдаления, который представляет команда Спи, Малыш в России — мама находится рядом и постепенно помогает малышу учиться засыпать с минимальной ее помощью, и только потом увеличивает дистанцию.

   Испанский ученый уделяет отдельное внимание психоэмоциональному состоянию мамы в момент укладывания. И это, действительно, важно. Ведь малыш в таком раннем возрасте очень чувствителен к эмоциям мамы: он их отслеживает, чувствует и заряжается ими. С этим мы тоже согласны. Потому так важно уделять больше внимания своему отдыху и стараться контролировать свои переживания в момент укладывания.

   Что касается возраста обучения самостоятельному засыпанию. Действительно, детские специалисты не рекомендуют обучать самостоятельному сну детей до 6 месяцев, так как ребенок еще физически к этому не готов – ему еще нужна помощь мамы, чтобы успокоиться и уснуть. К тому же нервная система еще не настолько развита, чтобы самостоятельно справляться с успокоением. Мы также рекомендуем начинать обучением самостоятельному засыпанию после 6 месяцев и после предварительной подготовки.

   Эстивиль пишет о том, что по его методу малыш может с 6 месяцев спать в своей комнате, отдельно от взрослых. Мы считаем, что это небезопасно в таком возрасте. И мы рекомендуем: все-таки до 1 года лучше спите в одной комнате с малышом. Во-вторых, сон в отдельной комнате с 6 месяцев встречается в некоторых культурах и это нормально, но нашим мамам это не подходит. Потому как есть культурные различия и особенности воспитания. На западе ребенок быстрее становится самостоятельнее, у наших мам более теплые отношения с детьми и более опекающие. Потому для наших мам резкое дистанцирование от ребенка ведет к внутренним противоречиям и часто к отсутствию результата. Потому команда «Спи, малыш» адаптировала американскую методику медленного отдаления для славянских мам. Мы уделяем много внимания психологической готовности мамы и малыша.

   Эстивиль утверждает, что дети могут спать без пробуждения всю ночь. Да, действительно, могут. Но с небольшой оговоркой. Автор упорно исключает психологические причины трудностей со сном. Но все-таки сон – это комплексное состояние, оно зависит от многих факторов и причин, которые важно учитывать. Дети в периоды стресса (уход от ГВ, выход мамы на работу, переезд, начало посещения детских занятий или детского сада), скачка роста/ регресса, во время обострения страха разлуки с мамой (в периоды психологической сепарации), в периоды болезни или плохого самочувствия могут просыпаться ночью и нуждаться во внимании мамы или показывать так называемые «периодические проверки» по поводу «рядом ли мама». И это нормально!

 

 Как выбрать метод для своей семьи?

   Важно понимать, что волшебства в обучении самостоятельному засыпанию нет. Тут важны подготовительные шаги, терпение и последовательность действий взрослого. НО обучить спать малыша с минимальной помощью взрослого возможно, если подойти к этому вопросу основательно. И для начала важно пройти все подготовительные шаги перед тем, как Вы решитесь на применение метода мягкого отдаления с консультантами Спи, Малыш или самостоятельно (например, прочитав наши статьи на эту тему и посмотрев наши вебинары). Для начала нужно:

  • Наладить условия сна и создать приятную атмосферу для засыпания: темнота, тишина, проветривание и т.д.
  • Уделить должное внимание подготовке ко сну и ритуалам для засыпания.
  • Выстроить режим (утренний подъем, укладывание на ночной сон, дневные сны), подобрать для своего малыша комфортное время бодрствования, учитывая его признаки усталости.
  • Уйти от стойких ассоциаций на сон: сократить укачивания, уйти от сна на руках или в коляске, снизить ассоциацию «еда=сон».
  • Обучить спать в своей кроватке. Уйти от сна в движении (машине, коляске). Пробовать малыша укладывать в его кроватку не только спящим, но иногда и сонным.
  • И только последний шаг перед обучением самостоятельному засыпанию (по методика мягкого отдаления) – постепенное сокращение помощи взрослого при засыпании. Уже тут ребенок может стать спать лучше.

   После подготовки можно переходит к этапу обучения самостоятельному засыпанию и стартовать методику мягкого отдаления. Это постепенное обучение малыша успокаиваться с минимальной помощью взрослого. Да, тут тоже могут быть слезы. Но они не про то, что малышу больно, а про его протест новым непривычным условиям. При этом самое главное – мама на момент обучения находится рядом и своим присутствием, голосом и дозированными прикосновениями помогает малышу привыкнуть к тому, что уже он будет засыпать в своей кроватке с минимальной ее помощью.

   В любом случае, выбор метода всегда за мамой. Но помните, что детства не вернуть. И пока мы можем помочь нашим деткам справляться с эмоциями, постепенно они научатся в таких безопасных условия – рядом с мамой – справляться со стрессом. А это также важный навык для детского развития.

   

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *