Японская методика обучения счету в уме Соробан
Если ваш ребенок не может освоить решение математических задач и запомнить необходимые формулы, а подготовка домашних заданий превращается в кошмар, японская методика счета Соробан может стать спасением. Данный способ удивительным образом помогает развивать детское мышление.
Уникальная методика ментального счета позволяет даже тем ребятам, которые вовсе не имеют способностей к арифметике, уже спустя короткий отрезок времени научиться легко решать задачки, получая удовольствие от процесса.
Особенности ментального счета
Японская методика быстрого счета является уникальной системой развития малышей и преображения детского мышления. Этот метод позволяет одновременно задействовать оба полушария мозга, что обеспечивает даже ярким гуманитариям возможность быстро научиться решать различные примеры.
Обучение счету по японскому методу основывается на использовании специальных счетов, называемых соробан, – данное нетрадиционное устройство нечасто встречается в нашей стране. Это своеобразный калькулятор, демонстрирующий только однозначную систему численного представления, что гарантирует ясность и понятность системы.
В соробане всегда применяется нечетное число спиц, расположенных по вертикали, при этом каждой из них отведено обозначение одной цифры. Любая спица имеет пять костей, где четыре нижних отведены под единицы, а верхняя – под «пять».
Ребенка увлекает данная японская методика устного счета и сами счеты, что позволяет очень быстро освоить процесс, а основным достоинством способа можно назвать невероятно оперативное развитие мышления.
Основные принципы способа
Система ментальной арифметики по японскому методу предназначена не только для обучения учеников оперативному счету в уме, но также для общего развития их интеллектуальных навыков. Известен факт, что полушария человеческого мозга работают неравномерно, и ребенок 5-8 лет использует, в основном, правую часть, которая отвечает за творчество и эмоциональные образы.
Когда происходит обучение счету, повышается нагрузка на левую часть, идет развитие рациональности и логики, что планомерно снижает творческие способности. Японская методика счета в уме позволяет уравновесить работу мозга, обеспечивая полноценную развитость.
С помощью работы на счетах дети интеллектуально развиваются, начинают быстрее соображать и легко достигают успеха в любом обучении. Подобные результаты обеспечиваются главными принципами методики Соробан:
- Ручная моторика путем тренинга. Головной мозг контролирует действия человека, но существует и обратный процесс, так что работа со специальными счетами при помощи пальцев обеих рук позволяет улучшать детское мышление.
- Систематичность работы. Никто из нас не рождается лучшим, и чтобы добиться вершины в любом деле, необходимо регулярно тренироваться. По этому принципу работает и японская методика счета.
- Визуализация. Обладая наглядными материалами, выраженными в счетных костях соробана, ребенку значительно проще понимать числа и понять смысл вычислений.
Что необходимо для обучения ментальному счету?
Соробан окажет помощь в обучении ребенка счету только в том случае, если обучение было начато своевременно, в возрасте порядка 4-8 лет. Родители должны запастись терпением и двигаться постепенно, ведь данная процедура нуждается в определенном времени. Также важными условиями успеха будут:
- Обучение ребенка по методу «от простейшего к сложному». На первом этапе необходимо освоить счет до десяти, после чего обратный счет.
- Малыша необходимо обучать счету с двух лет, но обучение числам и цифрам можно начать около четырех лет, когда кроха способен осознанно посчитать находящиеся в поле его зрения предметы.
- Упражнения стоит проводить в непринужденной обстановке, но не в форме лекций. Лучше всего дети учатся посредством игрового процесса, что обеспечивает подключение эмоционального восприятия и рост эффективности обучения.
- Сложность заданий следует постепенно увеличивать. Также обучите малыша отличиям между знаками «больше», «меньше», «равно».
При наличии данной начальной подготовки можно свободно отправлять ребенка в школу изучения японской ментальной арифметики соробан, где профессиональные преподаватели изучат личные особенности малыша, учтут его способности и навыки.
Чтобы освоить методику Соробан, можно обратиться в онлайн-школу японского языка Дарьи Мойнич. Узнать дополнительную информацию можно на нашем сайте.
Достоинства ментальной арифметики из Японии
Детки довольно быстро развивают свои навыки использования соробана, что оказывает невероятно благоприятное воздействие на развитие мышления. Обучающиеся счету на соробане малыши могут в мгновение ока осуществлять тяжелые вычисления в уме, при этом настоящие профессионалы методики способны выполнять их даже без соробана. Всего пары секунд будет достаточно для того, чтобы сложить 3-значные числа, а далее, когда навыки отточатся, ребенок сможет оперировать и 5-значными числами.
Данная методика гарантирует ребенку успех не только в арифметике, но и в других сферах получения знаний. Согласно мнению преподавателей и психологов, японские счеты повышают детскую сосредоточенность и концентрацию, позволяют улучшить память, находчивость и фантазию, а также улучшить творческие навыки. Детишки начинают налету схватывать информацию и быстро анализировать ее.
Некоторые родители полагают, что их чадо может запутаться при совмещении традиционной и японской арифметики, что приведет к падению успеваемости в школе. Тем не менее, практический опыт демонстрирует, что уже спустя несколько месяцев ребенок, занимающийся соробаном, начинает проявлять талант в точных науках и опережает своих сверстников в развитии.
Все упомянутые преимущества ментального счета являются только основой ключевого достоинства – ментальная арифметика позволяет раскрыть и питать интеллект ребенка, а также воспитать личность, привив малышу уверенность, самостоятельность, способность к достижению успеха в любых ситуациях.
Отличный старт в изучении японского языка вы можете получить, заполнив форму ниже ↓ После этого вам на почту придут 5 бесплатных уроков!
Как работает уникальная японская методика обучения детей
Лариса Парфентьева
В 1954 году жил-был в Японии учитель математики Тору Кумон, и однажды его сын Такеши принес из школы двойку по арифметике. Г-н Кумон не растерялся и стал каждый день давать сыну простые задания на сложение, которые умещались на одном листочке. Вскоре Такеши стал лучшим в классе, а родители одноклассников повели своих детей на занятия к его отцу.
…Прошло 60 лет. Теперь обучающие центры KUMON расположены почти в 50 странах мира. Более 4 миллионов детей в них занимаются по специальным рабочим тетрадям.
Тору Кумон
О том, как работает эта методика развития детей, мы поговорили с Анастасией Креневой — руководителем детского направления «Манн, Иванов и Фербер».
Анастасия Кренева
— Что такое KUMON и в чем их «фишки»?
— KUMON — это японская методика развития навыков, которые обычно должно быть сформированы у ребенка к школе. В центрах KUMON учат держать карандаш, проводить линии, вырезать, клеить, считать, писать цифры и буквы.
Всего в серии, которую мы издаем, более 50 рабочих тетрадей — каждая для конкретного навыка и возраста. В тетрадях по 40 заданий, и они рассчитаны на месяц-два занятий. Главное — заниматься каждый день, последовательно и понемногу. Это очень важно. Ключевой принцип всей методики — последовательное усложнение. Сначала всегда самое простое, потом сложнее и сложнее. Именно этим они отличаются от большинства отечественных изданий.
Так, например, нередко можно встретить такое: открываешь тетрадь для подготовки руки к письму, а там одним из первых задание — обвести по пунктирной линии цветочек или солнышко. И сразу возникает вопрос: как 2-летний ребенок, который еще даже карандаш толком держать не умеет, сможет это сделать?
Это же сложно — нужно окружность нарисовать и прямые линии, выходящие под разными углами. Не каждый взрослый хорошо справится. В KUMON по-другому. Все начинает с очень и очень простых вещей. Сначала ребенок учится вести короткую линию, в следующем задании линия удлиняется, потом появляется один изгиб, затем несколько и т. д. То есть, по логике японцев, задание с солнышком стояло бы в самом конце тетради…
Другая особенность в том, что KUMON — это не только механическая отработка навыка. Эти тетради приучают ребёнка к самостоятельности. Участие родителей здесь сводится к нулю. Благодаря иллюстрациям, дизайну страниц все задания интуитивно понятны ребенку. Он открывает тетрадь и сам все делает, без подсказок.
Плюс японцы постоянно повторяют родителям, что детей нужно обязательно хвалить. Когда вы хвалите детей, это повышает их самооценку, они начинают верить в свои силы, а сами занятия вызывают у них только положительные эмоции. Они сами хотят заниматься каждый день. А это очень важно — ведь так у ребенка еще и вырабатывается полезная привычка к занятиям.
Тетради Kumon
— Я слышала, что японцы продумывают даже толщину бумаги для детей. Это так?
— Да, они продумали все, что только можно. Тетрадки для детей 2 лет — маленького формата; тетрадки для детей постарше — большого. Плотность бумаги тоже разная. Например, в тетрадках для малышей используется самая плотная бумага. Чем старше ребенок, тем бумага тоньше. Всё делается для того, чтобы ребенку было удобно писать.
В 2 года ему еще трудно держать карандаш и вести линию, поэтому он сильно давит на бумагу. Если бумага будет тонкой, она порвется, а это расстроит малыша. Удовлетворения от выполненного задания не будет. И в следующий раз ему не захочется заниматься.
Другой пример продуманности, причем далеко не очевидный, в иллюстрациях к заданиям. В начале тетради задания очень простые, а иллюстрации к ним яркие, со множеством деталей. Ребёнок воспринимает это всё как игру и погружается в неё. Чем дальше, тем задания сложнее. А картинка при этом становится менее насыщенной и красочной. Почему? Тут тоже очень просто: чем сложнее задание, тем сильнее ребенку нужно концентрироваться. Его ничто не должно отвлекать.
Одно из заданий из тетради
— То есть причины популярности KUMON в том, что там все очень продумано?
— Да, но не только. Дело еще и в эмоциях родителей, которые видят реальный результат. Ребенок не умел, например, держать карандаш или пользоваться ножницами. Сделал 40 упражнений — и теперь у него это прекрасно получается.
Кстати, мы сделали для себя открытие. Выяснилось, что у наших детей проблемы с вырезанием. Самая популярная тетрадка во всей серии — «Учимся вырезать». В принципе, этому есть объяснение. Аналоги, которые предлагают сегодня на рынке, — тетради с аппликациями.
Но как ребенок вырежет кружок или квадрат для аппликации, если он еще резать бумагу не умеет? В KUMON все последовательно: сначала учимся делать просто разрезы, короткие, по толстым линиям, потом линии становятся тоньше и длиннее, появляются углы, дуги, волны и только потом окружности и линии сложных форм.
Еще одна фишка в том, что в тетрадях на вырезание ребенок не просто вырезает — в конце у него получается какая-нибудь игрушка, с которой он потом может играть. Например, какая-то змейка, которую он вырезал по спирали. Или, например, ты вырезаешь одеяло, и накрываешь нарисованную девочку этим одеялком.
Тетрадь KUMON «Учимся вырезать»
— Какие типы развивающих тетрадей есть в России?
— Развивающие детские тетради можно разделить на два типа. Первый — это тетради комплексного развития. Это такие развивалки общего характера. Здесь в рамках одной тетради или серии может быть всё: и математика для малышей (формы, противоположности, соответствия и т. д. ), и общее развитие речи (группы слов по тематикам), и творческие задания (дорисовать, слепить, приклеить). Ребенок, развивается, узнает новое, конечно. Но процесс совсем другой, это интеллектуальное развитие. Такие тетради не “ставят руку” и не учат именно вырезать, как делает это KUMON.
Или, например, сейчас довольно популярны тетради с наклейками. Они по-своему замечательны и интересны. Задания здесь тоже на общее развитие и параллельно на развитие мелкой моторики. То есть обычно сначала нужно подумать, решить, что и куда клеить, и только потом клеить.
В аналогичных же тетрадях KUMON нужно просто клеить. И все. Полная концентрация только на этом задании. Там будет нарисовано, к примеру, яблоко с пустым кружком. И ребенок должен аккуратно в этот белый кружочек вклеить круглую наклейку. Суть не в том, чтобы он узнал, что это яблоко и что оно зеленого цвета. Или чтобы он узнал, чем большой “большой” отличается от “маленький”. От начала и до конца тетради его учат приклеивать наклейки и бумагу на бумагу. Главное, что к концу занятий он делает это идеально!
— Понятно. А какой второй тип тетрадей?
Второй тип тетрадей с уклоном именно в математику, вроде пособий Людмилы Петерсон для дошкольников. Или, например, у Жени Кац есть интересные тетради на развитие математического мышления. Там представлены всякие головоломки, игровые задания на логику, внимательность.
Работая в такой тетради, ребенок даже не понимает, что занимается математикой, цифр там очень мало. Женя, кстати, считает, что раньше 5 лет не стоит мучить ребенка цифрами. Он, конечно, запомнит, как они выглядят, но что именно эта цифра обозначает, он в 2-3-4 года не понимает. У него еще не развито математическое мышление.
— Получается, базовым навыкам у нас никто и не учит?
Получается, что так. Целенаправленно не учат, опосредованно — учат. Исключение — тема подготовки руки к письму. У многих издательств есть такие тетради. Правда, опять же, большинство из них построены по принципу “обведи заштрихованные линии и продолжи сам”.
С точки зрения японцев, в таких заданиях нет особого смысла. Например, ребенку 2-3 лет предлагают обвести и дорисовать зубчики на расческе. Но как как ребенку их нарисовать? Куда поставить карандаш? Где остановиться? Ребенок 2-3 лет еще не понимает этого.
Да, это, конечно, механическая отработка. Но так ребенок никогда не научится проводить линии осознанно. Если мы возьмем аналогичную тетрадку KUMON, то увидим, что каждое задание будет представлять собой лабиринт — от очень простого (вроде прямого туннеля) до сложного. В лабиринте всегда обозначены его начало и конец.
Эти подсказки нужны ребенку для того, чтобы он понимал, куда поставить карандаш и где остановиться. Ребенок сначала продумывает маршрут, а потом сам осознанно ведет линию по чистому листу туда, куда ему нужно. Именно этот навык поможет ему потом писать и рисовать.
Одно из заданий
— И последнее. Какой основной принцип воспитания есть у японцев, который неплохо бы перенять и нам?
— Японцы очень просят родителей не вмешиваться в то, что делает ребенок. В чем проблема многих наших мам? Например, ребенок начинает проводить линию и у него не получается. Мама тут же вырывает у него ручку и говорит: «Подожди, ты все не так делаешь!». Это неправильный посыл. Даже если ребенок вообще ничего не сделал, его обязательно нужно похвалить. Хотя бы за то, что он постарался.
Подобрать тетрадь KUMON для своего ребенка можно тут
Вот так японских детей учат быстро считать в уме
Педагог, руководитель Центра развития интеллекта «Пифагорка» в Москве Елена Клещёва рассказала «Летидору», что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.
Ментальная арифметика — это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета
На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.
Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем — умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения — от простого к сложному.
Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.
Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет
Дети учатся считать на специальных счетах. Известно, что их использовали еще в Древнем Риме. В современном мире счет на абакусе распространен в Японии, Китае, Индии, Малайзии, а также других странах.
В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу
Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.
Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память
Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.
Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.
У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.
Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.
Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий — 5-14 лет
Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.
Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.
Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.
Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия — 6 и 7 лет.
Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома
Обязательное условие занятий — ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.
Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности
Основной вид деятельности на ментальной арифметике — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).
Помимо счета есть и другие упражнения на развитие памяти, внимания и мышления — задания с таблицей Шульте (таблицы со случайно расположенными объектами, на которых ребенок ищет предметы в определенном порядке; используют для улучшения периферического зрения), головоломки, лабиринты, рисование двумя руками, нахождение отличий и прочие.
Эти дополнительные задания дети воспринимают как отдых. Кричат «ура» и с радостью проходят лабиринты разной сложности. Также на занятиях ребята учатся скорописи, чтобы рука успевала записывать ответы так же быстро, как их выдает мозг.
Фотографии предоставлены Еленой Клещёвой.
Источник — http://letidor.ru/obrazovanie/a456-vot-tak-yaponskih-detey-uchat-bystro-schitat-v-ume-11117.shtml
Развитие ребенка и японский счёт — Соробан™
Развитие ребенка и японский счёт
В процессе развития ребенка и его знакомства с миром задействованы всеми доступными методами оба полушария. Чтобы малыш был умнее и не отставал в творческом развитии, существует уникальный принцип японского счета. Благодаря ему можно совершать в уме сложные вычисления и оперировать огромными числами.
Но такой “калькулятор” в голове – это не цель, а лишь приятный бонус. Вот на что направлена методика:
- нетривиальное мышление и креативный подход к любому делу;
- развитие памяти, концентрации, логики и внимания;
- повышение скорости усваивания и обработки информации;
- уверенность в собственных силах;
- программирование ребенка на успех в школе.
Основной инструмент, на котором основана методика, – абакус (специальные счеты соробан).
Первое упоминание об этих счетах появилось в Китае еще в начале минувшего тысячелетия – здесь их называли суаньпань. В XVI веке необычный принцип вычислений вызвал интерес в Японии, и результатом активного усовершенствования китайских счетов стал соробан. Это название на японском означает “счетная доска”.
Устройство абакуса довольно простое и удобное, что привело к его применению в повседневной жизни и даже государственных расчетах. Была сформирована новая программа “ментальная арифметика”, включенная в процесс образования.
Расположение косточек на счетах соробан является оптимальным – каждую цифру можно набрать единственным способом, что исключает ошибки из-за путаницы в вычислениях. Это делает счеты самым быстрым и удобным механическим счетным устройством.
Благодаря японскому счету детям легче понять цифры и состав числа – ведь все это можно увидеть при помощи косточек. Это идеальный способ разъяснить малышам десятичную систему вычислений и научить их визуально понимать числовые конструкции.
Обучение японскому счету проходит в 2 этапа:
1. Дети усваивают технику счёта на абакусе.
2. Происходит переход к ментальному счету – действия производятся в уме.
На каждом занятии, включающем в себя творческие и логические задания, происходит стимулирование детского воображения, постепенно ослабляя привязку к счетам.
Устный счет в Японии широко популярен. В небольших поселениях, где нет широкого образования, на занятиях спортом, при обучении слепых, стремящихся научиться считать , – везде эта методика полезна и у неё нет “противопоказаний”. Японский счет задействован во многих сферах жизни и является к тому же популярным видом развлечения и спорта.
Соробан на сегодняшний день дает серьезные преимущества и признан в Японии ценным инструментом вычислений.
В начальной японской школе техника устного счета входит в обязательную программу обучения. Но чтобы научиться считать не только на соробане, но и в уме, традиционная методика японского счета требует 5 лет упорных занятий. И достичь серьезных успехов могут только очень талантливые дети.
Благодаря энтузиазму Юрия Новосёлова в 2013 году японская методика была доработана и улучшена. Собрав всё самое ценное и отбросив ненужное, была создана усовершенствованная ментальная арифметика – методика устного счета “Соробан”, ставшая основой для любого обучения.
В программу занятий по ментальной арифметике не входит деление, так как оно повторяет стандартные математические приемы, изучаемые в школе. Умножение же существенно отличается – действия производятся без каких-либо таблиц по методу Якова Трахтенберга, который переложили на счеты соробан. И освоить его может каждый ребенок.
Вначале дети обучаются основам работы со счетами, затем визуализируют их и начинают производить вычисления в уме. Не прикасаясь к счетам и не глядя на них, ребенок с невероятной скоростью считает в уме – такие тренировки активно развивают оба полушария. Занятия включают в себя 2 урока в неделю и от 15 до 25 минут ежедневных домашних тренировок с компьютерной программой с внедренным искусственным интеллектом.
Методы обучения в школе Соробан – зрительные, слуховые и тактильные. Выполнение заданий, уровень и успехи каждого ученика находятся под контролем тренера. В итоге всего лишь за 2 года дети получают стойкие навыки счета по усовершенствованной ментальной арифметике, что является надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития. И эти чудеса происходят благодаря Методике устного счета Соробан!
Японские счеты Соробан — Аутизм — LiveJournal
Что такое Соробан?
Соробан был преобразован из китайских счетов и представляет собой деревянные счеты в которых всего 5 косточек в одном ряду. Четыре из них онзначают по единице а пятая означает «пять». Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на линейке всех цифр от 0 до 9. Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс т.к. соответсвует форме записи чисел слева направо, кстати вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов.
Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам. Соробан занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран. Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана.
Соробан — оптимальный по своим свойствам калькулятор. Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление цифр. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами. Именно это делает его доступным для понимания.
А феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике японские участники традиционно занимают призовые места.
Почему русские счеты проигрывают?
Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы получили «русский соробан», в надежде, что он не уступит японскому. Да, удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10 можно отложить двумя способами). Полученные счеты с 9 косточками развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к десятично-позиционной форме записи чисел. Казалось, успех обеспечен, но с увеличением скорости счета стали появляться трудности определения «на глаз» количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше «изобретение» не приспособлено под психологические особенности зрительного внимания человека так, как японский соробан.
Так мы отказались от своего «изобретения» и признали, что схема японского соробана 4+1 является оптимальной.Правила счета на Соробане
1. Сброс производится стряхиванием косточек вниз (легким ударом о стол), затем указательным пальцем проводят по верхним косточкам, отодвигая их от перегородки.
2. Откладывается первое слагаемое. Поразрядно набирается число, причем, все операции на соробане делаются слева — направо, т. е. сначала откладывается старший разряд, и по порядку до младшего. Повторим что «стоимость» каждой из нижних косточек — 1, каждой верхней — 5.
3. Поразрядно, также слева- направо производим прибавление второго слагаемого. Прибавление интуитивно понятно, надо лишь помнить, что при переполнении разряда — добавляется 1 к старшему (слева) разряду.
Вычитание производится аналогично сложению, слева направо, но при нехватке косточек их занимают у старшего (слева ) разряда.
Хотите узнать как это работает?
Группа активистов из Кабардино-Балкарии создали электронный вариант счет Соробан. Пройдя по ссылке, можно испробовать технику работы загадочных японских счет.Школа устного счета Соробан в Днепропетровске
Школа для детей 4-11 лет для обучения устному счету. В результате ребенок может в уме складывать и умножать многозначные числа.
Один из главных вопросов, которым задается практически любой человек , впервые слыша о данной системе: «А зачем моему ребенку так считать?»
Конечно, приятно похвастаться необычными умениями перед друзьями. Конечно, за всю последующую долгую жизнь мастера соробан ни кто не обсчитает – и не нужно будет проверять подозрительно большой счет за обед в ресторане. Это все мило и даже полезно – но стоит ли оно таких трудозатрат. На что позвольте привести аллегорию – мы каждый день пользуемся автомобилями, автобусами и другим транспортом. И ни кто в наше время не совершает путешествия исключительно пешком (туристы и альпинисты тоже едут к начальной точке маршрута). Но ведь ни кто не отрицает пользу, которую дает бег по утрам.
Представьте себе, что вам понадобится точно, на бумаге, описать внешность человека. Машине (фотоаппарату) для этого нужен 1 мегабайт памяти или человеческим языком 1 миллион слов и чисел. А мы с этим справляемся за 1 секунду. Почему так происходит?
Очевидно что запомнить ни за секунду ни за год 1 миллион слов человек не в состоянии. Но разве это означает что мы не можем запоминить лицо человека?. Разгадка в методе запоминания. Образами ведает правое полушарие и так его работать научили миллионы лет эволюции. Это знание нам передается с рождения. А цифрами ведает левое полушарие. И это знание нам передает школа. Так почему же не найти метод при котором наше быстрое правое полушарие научится оперировать точными данными. У нас в голове суперкомпьютер, но мы им не пользуемся.
Наша задача состоит в том чтобы переучить наши полушария. Заставить их работать слаженно и одновременно. Настроить наш мозг непривычным способом. Но возможно ли это?
Можно ли научиться свободно говорить по китайски за 2 года? А один миллиард китайцев справились с этим не напрягаясь.
Мы подошли к ключевому вопросу — возрасту ученика. К сожалению взрослого человека научить этой технологии практически невозможно. И чем раньше начать обучение тем лучше. Единственное что нужно ему уметь это считать до 10. Самый оптимальный возраст от 4 до 7 лет. Верхний предел 11 лет.Источник
Как японцы на счетах считают
Чемпионат по счету на СЧЕТАХ.
Оказывается эти счеты называются СОРОБАН и во как на них считают…
Соробан был преобразован из китайских счетов и представляет собой деревянные счеты в которых всего 5 косточек в одном ряду. Четыре из них означают по единице а пятая означает «пять». Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на линейке всех цифр от 0 до 9. Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс т.к. соответствует форме записи чисел слева направо, кстати вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов.
Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам. Соробан занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран. Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана.
Соробан — оптимальный по своим свойствам калькулятор. Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление цифр. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами. Именно это делает его доступным для понимания.
А феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике японские участники традиционно занимают призовые места.
Правила счета на Соробане
1. Сброс производится стряхиванием косточек вниз (легким ударом о стол), затем указательным пальцем проводят по верхним косточкам, отодвигая их от перегородки.
2. Откладывается первое слагаемое. Поразрядно набирается число, причем, все операции на соробане делаются слева — направо, т. е. сначала откладывается старший разряд, и по порядку до младшего. Повторим что «стоимость» каждой из нижних косточек — 1, каждой верхней — 5.
3. Поразрядно, также слева- направо производим прибавление второго слагаемого. Прибавление интуитивно понятно, надо лишь помнить, что при переполнении разряда — добавляется 1 к старшему (слева) разряду.
Вычитание производится аналогично сложению, слева направо, но при нехватке косточек их занимают у старшего (слева ) разряда.
Японская методика для быстрого обучения ребёнка счёту в уме
Быть может, вы не знаете, но на сегодняшний день ментальная арифметика используется в качестве обучающей дисциплины большинством стран мира. Теперь мы хотим рассказать вам о том, как она реально работает. Начнём с того, что ментальная арифметика представляет собой программу, которая оказывает комплексное воздействие на интеллект и мышление ребёнка, а также прививает ему навыки быстрого счёта в уме.
В ходе занятий дети быстро учатся считать благодаря специальным счётным доскам. Кроме того, педагоги показывают им, как нужно правильно делать вычисления при помощи костяшек, чтобы решить даже сложную задачу. Со временем зависимость от счётов будет ослабевать, а дети будут представлять все операции с ними в своём уме. Для полного освоения программы детям понадобиться около 2,5 лет. На первом этапе ребята учатся складывать и вычитать, а на втором – умножать и делить. Приобретение и развитие навыков происходит за счёт их многочисленных повторений однотипных операций. Данная методика не имеет ограничений и прекрасно подойдёт любому ребёнку. Занятия построены по принципу «от простого к сложному».
Специфика проведения занятий на протяжении недели
Дети занимаются по данной методике один-два раза в неделю в течение одного-двух часов. В ходе занятий используются специальные счёты абакус, которые известны человечеству более 2,5 тысяч лет. Есть данные, что их использовали в Древнем Риме. Если брать наши дни, то активное использование абакуса зафиксировано в таких странах, как Индия, Китай, Япония, Малайзия и некоторых других.
Ментальная арифметика более полувека является неотъемлемой составляющей японского государственного образования. В этой стране люди, даже окончив школу, продолжают оттачивать мастерство быстрого счёта. Здесь занятия ментальной арифметикой становятся практически одной из спортивных дисциплин, по которой даже проводятся соревнования. Турниры по ментальной арифметике каждый год проводятся и в России.
Развитие механической и фотографической памяти
В процессе счёта дети пользуются обоими полушариями головного мозга. Благодаря ментальной арифметике у детей развивается не только механическая, но и фотографическая память. Кроме того, происходит улучшение наблюдательности, воображения и концентрации внимания, а также повышается интеллектуальный уровень. Ребятам с такой подготовкой намного легче усвоить за короткий период большой объём информации. Прогресс наблюдается у них и в сфере изучения иностранных языков. Кроме того, они становятся способными быстро заучивать стихи и прозу.
Развитие реакции
Если школьник не отличается быстротой реакции, то после курса ментальной арифметики она у него заметно повышается. Дети становятся способны не только молниеносно считать, но и быстро думать, что значительно улучшает их достижения в арифметике. В некоторых случаях занятия ментальной арифметикой помогают детям достичь успехов в спорте за счёт улучшения общей координации движений.
Стоит отметить, что взрослым труднее освоить ментальную арифметику. Начинать заниматься ею лучше всего с 5-14 лет. Конечно, благодаря этому методу происходит развитие мозга в любом возрасте, но наилучшие результаты показывают подростки. Мозг ребёнка обладает повышенной пластичностью и подвижностью, так как в это время идёт формирование нейронных связей. С возрастом мозг всё меньше способен к развитию и образованию новых нейронных связей, а потому считать на абакусе ему становится намного сложнее. У людей, которым исполнилось 45 лет, во время занятий ментальной арифметикой всё время возникают сомнения: «Правильно ли я считаю? Не допускаю ли я ошибок?». Конечно, для таких людей ментальное обучение сопряжено со значительными трудностями.
К успеху через трудности
Когда в процессе обучения возникают трудности, то они ещё больше стимулируют человека на развитие. Даже мозг зрелого человека, имеющий множество стереотипов, способен развиться, если занятия ментальной арифметикой будут регулярными. Впрочем, взрослый не может добиться тех же самых результатов, что и ребёнок. Даже при хорошем освоении методики человек, который давно окончил школу, вряд ли сможет сделать подсчёт быстрее, чем ученик второго класса. Практика показывает, что наибольших результатов в ментальной арифметике ребёнок может добиться в 6-7 лет.
Регулярные занятия на дому
Главным условием хорошего освоения методики являются ежедневные занятия с абакусом, в том числе и на дому. Они должны длиться хотя бы 10-15 минут в день. Тот материал, который преподаватель даёт детям на уроке, они закрепляют ещё и дома, делая свой навык автоматическим. Лишь в этом случае ребёнок станет считать по-настоящему быстро. Понятно, что поддержать на этом пути учащегося должны его родители.
На занятиях ментальной арифметикой дети не устают, так как постоянно меняют вид деятельности. В домашних условиях у них отлично получается закреплять добытые на уроках знания. Считать дети учатся самыми разными способами – на бумаге, вслух, возле доски, при помощи электронного тренажера, а также на ментальной карте. Во всех этих упражнениях в том или ином виде задействован абакус.
В компании «Менар» ваши дети освоят множество интересных игр и упражнений. Так, например, благодаря таблице Шульте они смогут развить зрительно внимание. А лабиринты, головоломки и рисование при помощи обеих рук не только научит их быстро мыслить, но и развлечёт.
Ждём вас и ваших детей на наших занятиях по ментальной арифметике!