Методика вальдорфская – история методики и ее суть, методы реализации и использование в современной педагогике, достоинства и недостатки системы

Содержание

вальдорфская система образования. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов, фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих. Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих. Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками, окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

5. Творчество каждый день

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни. Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями. Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка, не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек, после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет. Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Комментирует детский психолог Ирина Григорьева:

«Система сама по себе полезная, способствующая развитию свободной личности, уверенной в своих силах. Однако не стоит ее брать целиком, а лучше только частично применять в совокупности с другими методами. Потому что получение знаний как таковых в этих учреждениях все же второстепенно, тогда как первостепенным является адаптация и развитие личности.

В то же время вальдорфская педагогика идет «за ребенком», не опережая его развитие, то есть даже если ребенок может большее, сама система не будет его на это толкать, если он не проявит активность. Для детей дошкольного возраста это скорее полезный подход, а вот для школьников уже есть свои нюансы.

Например, и у подростков, и у младших классов в вальдорфской школе первый урок длится два часа без перерыва, что не является природосообразным. А будут ли выпускники приспособлены к жизни в «неидеальном» мире, который их ждет за пределами школы, остается открытым вопросом и гарантии успеха не дает. Выпускник может быть морально не готов к обучению в вузе, и первая же сессия станет для него шоком, гораздо большим, чем для выпускников обычных школ, поскольку в его школе не ставили оценок, не было понятия «на второй год», не было вообще никакого давления. Он просто плыл по течению, а теперь вдруг ему приходится прикладывать усилия, работать.

Междисциплинарные связи, наполненность культурными мероприятиями и практикой, индивидуальный подход к каждому ученику – очень сильные стороны этих образовательных учреждений. И именно ими можно было бы дополнить современные стандартные общеобразовательные школы, что пошло бы на пользу всем – и ученикам, и учителям, и родителям. Также неоспоримым плюсом этой системы является и разнообразное творчество, которое составляет чуть ли ни основу вальдорфской педагогики».

Что может дать родителям вальдорфская методика ~ Я happy МАМА

Вальдорфская методика подкупает своим бережным отношением к личности ребенка, своей неспешностью обучения, тем, что делает садики и школы очень уютными. Как и многие нетрадиционные системы обучения, эта методика также либо подвергается острой критике, либо удостаивается восторженных отзывов.

Немного истории

Вальдорфская методика обучения относится к альтернативным педагогическим системам. Была основана Рудольфом Штайнером (1861–1925), а первая школа была открыта в 1919 году по инициативе Эмиля Мольта, директора сигаретной фабрики “Вальдорф-Астория”. В первой вальдорфской школе было 256 учеников, 8 классов и 12 учителей, которые прослушали лекции Рудольфа Штайнера. Вскоре при школе был открыт детский сад, работающий по тем же принципам, что и школа. Новое воспитание вскоре стало приносить свои положительные результаты и на волне успеха стали открываться вальдорфские школы по всей Германии и Западной Европе. Сегодня насчитывается около 1000 школ и 2000 детских садов по всему миру.

В основе вальдорфской методики лежат философские взгляды Рудольфа Штайнера, которые он изложил в своем антропософском учении. Например, согласно этому учению, человек состоит из Духа, Души и Тела, поэтому в воспитании детей следует не забывать о духовном развитии ребенка. Само учение довольно интересное, в нем поиск человеком смысла жизни тесно переплетается с возможностью стать богоподобной личностью. Но многие нападки, особенно со стороны традиционных религий, связаны именно с этим учением, где мистика смешивается с религией. В школах и садах антропософия никак не преподается детям, но так или иначе стоит во главе угла вальдорфской педагогики.

Особенности вальдорфской педагогики

Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается “эпохами”, которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.

В детских садах группы разновозрастные, акцент также делается на творческое развитие ребенка, не поощряются магазинные игрушки, телевизор и компьютер. Дети много рисуют, лепят, выращивают овощи на участке возле детского сада, слушают сказки, смотрят спектакли и сами принимают в них участие.

Вальдорфские школы и садики очень гордятся своей душевной атмосферой, уважением к личности ребенка и к самому детству, тесным общением с родителями, отсутствием между детьми соревнований на звание “кто лучше”.

Претензии к вальдорфской педагогике

У вальдорфских школ за плечами огромный опыт и большие наработки, также в их пользу говорит то, что садики и школы до сих пор пользуются популярностью. Однако их очень часто обвинят в недостаточной умственной нагрузке для детей, их неподготовленности к суровым реалиям жизни, где все не так сказочно и душевно.

Что можно взять из вальдорфской педагогики родителям

Если вникнуть более детально в изучение вальдорфской педагогики, вы обязательно найдете информацию,как подтверждающую, что эта система – большая ошибка, так и утверждающую, что вальдорфский подход к воспитанию – один из самых гуманных и эффективных. Все будет зависеть от ваших взглядов и убеждений, а также личного взаимодействия с вальдорфским методом.

Однако вальдорфской методике есть чем поделиться с родителями, которые осознанно подходят к воспитанию.

  1. Не перегружать ребенка обучением, кружками и дополнительными занятиями. Детство – особый период в жизни человека, когда у него есть большие возможности раскрыть свой творческий потенциал.
  2. Ограничение на телевизор и компьютер. Никто не спорит об их вредном влиянии, но мало кто придерживается этого правила дома. А ведь ученые доказали, что информационный шум, создаваемый телевизором, и чрезмерная зависимость от гаджетов негативно влияют на умственное и эмоциональное развитие ребенка.
  3. Игрушки, сделанные своими руками или из природных материалов. Например, несравненные вальдорфские куклы многие психологи и педагоги рекомендуют использовать в играх с ребенка с самого раннего возраста. Покупайте или делайте игрушки из дерева, натуральных тканей или глины. Это положительно скажется на общем развитии ребенка.
  4. Больше внимания к ручному труду: лепка из глины, резьба по дереву, шитье, поделки – на все это в обычных школах и садах часто нет времени. Тем не менее, работа руками – это развитие творческого мышления, снятие стресса и возможность проявить себя.
  5. Свободное рисование. В вальдорфским садах не принято рисовать под копирку, детям даются кисточки, три основных цвета и возможность творить, как хочется.
  6. Хорошая идея – садить небольшой огород или выращивать цветы. Ребенок трудится, заботится о растениях, собирает урожай. Разве это не подготовка к реальной жизни? По крайней мере будет знать, что морковка не растет на деревьях.
  7. Инсценировки, спектакли. Такая деятельность полезна абсолютно для всех детей. Здесь и развите речи, и общение, и расширение кругозора.
  8. В вальдорфских школах очень много праздников. Отмечаются все религиозные даты (причем всех религий), придумываются свои. Все проходит очень красиво и торжественно. Дети чувствуют себя включенными в коллектив, чувствуют себя частью чего-то большего, приобщаются к традициям. Чем не повод дома придумать свой семейный праздник, его историю и оформление? Так и формируется детская привязанность и теплые воспоминания о доме.
  9. Меньше оценивайте, сравнивайте и критикуйте ребенка. Главный акцент – на развитие индивидуальности вашего ребенка, обучение должно соответствовать его собственному ритму.
  10. Экологичное воспитание. Это и бережное отношение ко всему живому, к человеку, к человеческому труду и наследию, это и развитие сочувствия, доброты, и целостное видение мира, где все его обитатели взаимосвязаны.

Смотрите также:
Монтессори-метод дома. Руководство для родителей
Методика обучения Глена Домана
Метод «переключателя»: как справляться с капризами

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.
 

Историческая справка

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.
 

Биография

Рудольф Штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) — немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

Ближайшей соратницей Рудольфа Штейнера была его жена — Мария фон Сивер

Вальдорфская методика развития детей: чем необычна и привлекательна

Здравствуйте, дорогие родители!

Продолжаем эту неугасаемую тему о раннем развитии наших детей. Учеными уже неоднократно установлено, что у детей в возрасте  от 2 до 4 лет обучаемость намного выше, чем у  7-летних и старше. В этом и заключается смысл раннего развития. Неотъемлемое место в рейтинге занимает вальдорфская методика развития детей.

Об авторе

Зародилась данная система в начале 20 века и автором ее является немецкий писатель, педагог, ученый — антропософ Рудольф Штайнер (годы жизни 1861—1925 гг). Он проводил множество лекций на темы изотерики,  философии, естествознания, о предназначении человека и познания мира.

ШтайнерВ 1922 году Штайнер приехал со своими идеями в Оксфорд по настоятельному приглашению профессора М. Маккензи. Проведенная им конференция и привела в дальнейшем к открытию первой вальдорфской школы в Британии.

Позже, пока он был жив, школы начинали появляться, как грибы в летний день, в разных городах и поддерживать его учения.

Штайнер является основателем учения (антропософии) о познании методов саморазвития и духовности человека, в данном случае ребенка.

В наши дни по всему миру насчитывается более 1000 вальдорфских школ и детских садов, занимающихся по этой программе. И они вовсе не похожи на обычные сады и школы.

Суть методики и ее особенности

Автор рассматривает детей со своей точки зрения: детский возраст — это уникальное время и его нужно как можно дольше продлить и получить массу полезного и интересного. О чем и должны позаботиться взрослые члены семьи и педагоги.

У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребенка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой.

Родители не должны заставлять или принуждать ребенка к занятиям, все должно проходить на добровольной основе.

дети рисуют в школеРебенок, в том числе маленький — это целый организм, в котором должно быть в равной степени присутствовать духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое начало.

И не предусматривает наличие искусственных звуков: телевизоров, телефонов, магнитофонов и прочей электроники, может в силу того времени в котором была основана данная методика. Тем не менее запрет на это наложен и по сей день.

Здесь все построено на мире и гармонии. Ребенок должен заниматься не тогда, когда захотите вы, а когда захочет он и поэтому для него в общей доступности размещается вся атрибутика для занятий.

Это могут быть детские столики, открытые шкафчики или полки, все, где ребенок может сам достать для себя необходимое. И детки играют в то, что они хотят, в основном это сюжетно — ролевые игры: доктор, продавец, повар.

Так же ребенок должен важное место уделять в помощи по хозяйству: уборке квартиры или помощь по двору или животными, если таковые имеются.

Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях.

Так же методика предполагает своеобразные игрушки. Они должны быть самодельными из природных материалов или ткани, не признаются современные электронные, заводные или пластиковые. Опять же это может быть в силу того, что методика была создана более 100 лет назад.

урок в школеЗдесь нет разделения детей на плохих и хороших, умных и глупых, здесь все равны и одинаково желанны. Нет лидеров, нет закомплексованных, нет стеснительных, нет соревнований, нет командных игр.

Так как вся их жизнь — это игра в одной команде. Чувствуется религиозный момент.

Главная суть методики в том, что мы не принуждаем ребенка заниматься. Даем ему право выбора, чем он хочет заниматься в данный момент.

Здесь дети — это пупок земли, вокруг которого все вращается. Здесь каждый имеет свое мнение и право высказать его другим.

Задача преподавателей и педагогов помочь ребенку в этом. И помочь осуществить свое желание, но чтобы это не шло в разрез с потребностями других ребят.

Плюсы и недостатки метода

Большую часть занятий направлена на творческий потенциал ребенка, это всевозможные поделки, рисунки, игра на музыкальных инструментах, хореография, песни.

Очень уж любят здесь праздники — Новый год, Рождество, Пасха и дни рождения ребят — это как говорится дело святое. Здесь и различные сценарии и постановки, и красивые самодельные костюмы, и тематические стихи и обязательно подарки и открытки, сделанные своими руками.

вальдорфские куклыЗдесь не задают домашку и не спрашивают материал за прошлый урок. Так и не ставят оценок за знания.

Но как же тогда оценивать успеваемость конкретного ребенка в данной школе? Да, никак, все равны и ни к чему кого-то выделять. Отсутствие оценок мотивирует ребят, никто не поставит двойку и ребенок не расстроится.

Все ребята дружны между собой. Никто не конфликтует. Казалось бы, слишком уж как-то сказочно все и безоблачно, просто идеально.

Но у каждой медальки, как известно, есть и другая сторона, давайте перевернем.

Так как запрещено использовать любые гаджеты, получается, что учащийся данной школы как бы оторван от реальности. Ребенку из такой школы будет довольно трудно общаться со сверстниками, они его не будут понимать, ведь довольно трудно в наши дни представить современного подростка хотя бы без телефона.

Трудно так же перевести потом ребенка в обычную нормальную общеобразовательную школу хотя бы потому, что у него нет оценок и аттестата.

До второго класса здесь не обучают детей чтению. Не преподаются точные науки, только гуманитарные.

Складывается двоякое представление об этой школе, здесь важно понимать, что для вас ближе и важнее: какие-то моральные принципы, религиозные.

Воспитать справедливого, уравновешенного, спокойного, неконфликтного ребенка, не умеющего стремиться к победе. Или лидера, сильного, целеустремленного, готового идти в современном ритме жизни. Подходит вашему ребенку подобная школа, решать только вам, дорогие родители.

Надеюсь, статья оказалась для Вас полезной.

Пишите в комментариях, что думаете про вальдорфскую школу.

До новых встреч!

 С уважением, Юлия Полонская

Вальдорфская методика: учить или не учить?

Многие родители с первыми «мама» и «папа» своих чад начинают скрупулезно продумывать стратегический план по взращиванию гениев. В три года дети таких родителей уже умеют читать и писать, а в пять решать уравнения. Профессор права китаянка Эми Чуа в начале 21 века буквально бросила всему миру «Боевой клич матери-тигрицы» и заявила, что детям нельзя заводить детей, нельзя не быть номер один в классе, ходить на вечеринки, смотреть мультфильмы, самостоятельно выбирать факультативы и вообще жить, а можно только учиться… Так вот таких родителей в мире не мало, но становятся ли от этого счастливее их дети? С этим аргументом в последнее время особую популярность набирают теории домашнего воспитания, которые большое внимание уделяют развитию личности ребенка. В данном материале мы расскажем вам о, так называемой, вальдорфвской педагогике.

Истоки
Вальдорфская методика воспитания детей была придумана австрийским философом, архитектором и художником Рудольфом Штейнером, тем самым, который повлиял на творчество Йозефа Бойса. В основу этой методики Штейнер заложил созданное им же «учение о духе» — антропософию, целью которого было открыть людям методы саморазвития посредством мышления. Кстати, среди последователей этого учения замечены Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Андрей Тарковский, Василий Кандинский, Альберт Швейцер и другие «великие умы человечества». Из антропософии в вальдорфвскую систему Штейнер перенес образное мышление, сопереживание и чувственное познание как способ обучения.

В чем заключается вальдорфская методика?
В вальдорфвских школах ребенку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без «опережения», это и есть основной метод педагогики и называется он — метод «экономии души». В период до полового созревания у ребенка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после — в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышление.
Например, ребенка учат запоминать не с помощью наблюдения за процессом, а посредством участия в нем, ставя на первое место эмоциональную память (ее эффективность не раз доказывал миру небезызвестный Жан-Поль Сартр).
В таких школах все направлено на развитие фантазии ребенка — пособия и игрушки как tabula rasa, готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учетом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы, а в возрасте 9 лет, когда ребенок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы, к примеру краеведение или зоология.
На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, а мышление — в старших классах. Все материалы в вальдорфвских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребенку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом же дается небольшой перерыв. В вальдорфвских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная — обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.
Большое внимание уделяется подбору педагогов, в частности потому что целью этой методики является избежать возможного отрицательного влияния на развитие ребенка, поэтому отсутствие контроля над собой у педагога исключает возможность его работы в системе. Кроме того, учителя должны уметь выстраивать общение с детьми таким образом, чтобы ученики становились самостоятельными, не привязывались к педагогу. В классах не существует духа соперничества, а чтобы исправить ребенка, его сажают за парту с таким же как он, давая возможность взглянуть на себя со стороны и самостоятельно осознать плохое поведение.

Особенность методики по сравнению с другими
Конечно, несомненным плюсом вальдорфской системы в современном обществе является тот факт, что в этой системе к ребенку и к детству относятся с уважением. К тому же подобная система обучения исключает проявление социальный различий внутри ее. Цель педагогики — развить природные способности каждого ребенка и укрепить у него веру в себя. В средней школе даже нет оценок (в конце года учителя просто составляют детальный отчет-характеристику). До старшей школы у детей нет учебников, только тетради, в которых они сами составляют учебные пособия.
В целом в методике вальдорфа описан междисциплинарный подход, который сегодня становится популярным. Здесь учат самостоятельно находить связи между явлениями в геометрии и истории, литературе и природоведении и при этом ценить и любить мир.
Многие считают, что подобное обучение не дает ребенку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфсвской педагогики прежде всего научить ребенка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение. Так же часто вальдорфвскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфвской методике ребенку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда найти способ социализации, а в обычных школах, кстати, этому тоже не учат.

текст: Екатерина Нехлюдова
фото: pokolenie.me

Вальдорфская система: что это такое

Гениальное – просто

Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа – природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п. Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике – в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки – намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение. Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, – парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка – лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо – в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов – веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

К доске

Несмотря на то, что популярной вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней – вплоть до 8 класса – школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста. Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители – пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично – через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения – накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет – чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте www.ruswaldorf.ru

Вальдорфская методика раннего развития детей

В нашей жизни есть вещи, которые имеют наивысший приоритет по сравнению с другими занятиями, и мы без размышления готовы оставить обычные дела, когда речь заходит о самом главном и важном. Именно таким чрезвычайно важным делом для каждого родителя является воспитание детей, а если быть точным — раннее развитие детей.

И начинать этим заниматься стоит как можно раньше, практически с первых дней жизни ребенка. Еще в середине 20 века ведущие кибернетики и нейропсихологи подсчитали, что заложенный в генах ребенка потенциал настолько велик, что его будет достаточно для получения нобелевской премии, причем сразу в нескольких областях. Так почему же дети не используют полностью свой потенциал? По мнению некоторых российских педагогов, ответ на этот вопрос заключается в том, что во всем виноваты устаревшие методики раннего развития детей. Кроме того известные психологи и педагоги всего мира придерживаются мнения, что детей гораздо легче учить в раннем возрасте (2-4 года), чем уже в 7-им возрасте. В этом и заключается смысл методики раннего развития детей многих авторов, т.е. ребенок должен активно учиться в раннем возрасте, когда для этого природой созданы все необходимые и тем более благоприятные условия. Так особое место среди такого рода методик занимает вальдорфская система.

Вальдорфская методика раннего развития была разработана Рудольфом Штайнером, который является основоположником антропософии. В настоящие дни у этой методики развития детей есть несколько названий: Вальдорфская методика, Штайнеровская и даже Вальдорфско-штайнеровская.

Сегодня в мире более чем 800 школ разделяют подход к образовательным идеям австрийского ученого Рудольфа Штайнера. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году в немецком городе Штутгарте. Именно тогда был применен совершенно новый подход в обучении детей, основанный на понимании их внутреннего мира.
Вальдорфская методика выделяет главную задачу, которая направлена на разностороннее образование и воспитание малыша. При подобном обучении затронуты голова, сердце и руки. Учебная программа сочетает академические предметы и художественно-практические навыки. Она основана на поощрении ребенка за искреннюю любовь к учению.

Вальдорфская методика старается сформировать у каждого ученика внутреннюю потребность к познанию. Это позволяет отодвинуть на второй план систему сравнительных оценок и показателей.
Вальдорфская школа – это школа, в которой нет оценок, здесь не ругают учеников. Здесь большую часть времени дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, изготавливают игрушки. Кроме того это школа в которой дети сами пишут себе учебники! Школа без ограничений.
Свободной ее называют не потому, что в ней творится беспорядок и анархия. Вальдорфская методика не ставит психологических и физических преград ученикам на пути развития в них высокодуховной, гармоничной, творческой личности.

Не пичкать знаниями

Сторонники Вальдорфского образования не согласны с тем, что с самого раннего возраста детей в буквальном смысле «пичкают» большим количеством сухих знаний, как принято это в большинстве традиционных школ. Согласно их постулатам, это противоречит природе развития ребенка. Теория Рудольфа Штайнера говорит, что человек — это особенная, индивидуальная маленькая цивилизация. Ребенок развивается постепенно. Жизнь человека поделена на условные этапы, перешагивать которые не следует.

В детских садах,в которых за основу развития взята Вальдорфская методика, введен запрет на раннюю интеллектуализацию детей. Ребенок должен естественным путем постигать мир. Как наиболее близкое существо к природе, малышу свойственно подражание. Познание происходит в действии.

Начальная школа основана на устном творчестве. С древних времен, задолго до изобретения письменности, человек передавал информацию (народное творчество, былины и др.) из уст в уста. Первые надписи были в идее рисунков, которые копировали действительность. Поэтому в Вальдорфской начальной школе обучение проходит в устной форме, уделяя повышенное внимание народному творчеству. Детей не учат по учебникам. Они изучают буквы, но не занимаются чтением. Буквы они «выводят» самостоятельно, рисуют, мастерят их. Делают, так как делали это наши предки, изобретая наскальные надписи.

Далее, в пятом классе главным в образовании ребенка становится социальное развитие. Согласно методике образования, история и мифология древних цивилизаций должна обеспечить данную потребность. На данном этапе уже вводятся некоторые из основных академических предметов. Однако знания по ним усваиваются не на основании учебников, а познаются опытным путем.

Считается, что ребенок должен самостоятельно пережить и пропустить через себя знания. Все науки изучаются в тесной взаимосвязи между собой. Свои впечатления, наблюдения и выводы ученики записывают в тетрадь. Подобным образом ученики сами пишут себе учебники.

Мышление старшеклассников, согласно Вальдорфской системе уже развито настолько, что ребенок самостоятельно может усваивать знания в академическом виде. Перед экзаменами в ход уже идут учебники. Они должны обобщить все, что было собрано и постигнуто на личном опыте.

На данном этапе развития ребенок должен определиться с более узкой сферой знаний. Старшеклассники по своему усмотрению выбирают более интересные для них или легче усваиваемые предметы, уделяя им большую часть учебного времени.

Искусство в себе

Вальдорфская методика выделила также и основополагающий момент – это искусство. В общеобразовательных школах искусству принято уделять весьма скромное значение. Для того чтобы воспитать по настоящему творческую личность, нужно развивать не только руки и голову, но и сердце. В творчестве особую потребность испытывают маленькие дети. Искусство находится в природе вещей. Ребенок воспринимает окружающий мир, получает от него импульсы, старается подражать тому, что видит. Свое видения мира дети выкладывает на бумаге, игре, танце.

В отличие от обычной школы, основными занятиями в Вальдорфской школе являются рисование, музыка, живопись, драматическое искусство, обучение игре на музыкальных инструментах. Художественные образы, созданные творцами всего мира, помогают ребенку глубже понять мировые процессы протекающие вокруг него.
В Вальдорфских детских садах и школах в обязательном порядке преподается такой вид искусства как эвритмия. Которая подобна танцу, в котором речь или музыка передается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным звукам или нотам. Эвритмию еще называют «видимой песней» или «видимой речью». Она часто ставит в затруднительную ситуацию родителей, однако дети с удовольствием пользуются данным видом общения. Ритмы эвритмии приводят в гармонию тело и жизненные силы. В старших классах ученики разрабатывают с помощью эвритмии целые поэзии, проникая глубже в содержание композиции.

Вальдорфская методика образования особенное место уделяет и ручному труду. Чтобы познать сущность мира в его целостности, ученик должен научиться созидать. Вальдорфская школа славится разнообразностью занятий: вязание, изготовление игрушек, лепка из глины, плетение корзин, шитье и многое другое. Ребята с помощью специального конструктора учатся строить дома и сооружения, работают на земле на приусадебных участках. Собственно поэтому на начальном этапе становления все Вальдорфские школы имели собственные приусадебные участки, парки, фермы и т.п.

Делу – время

Учебная программа данной методики развития детей очень ритмичная. Ребята занимаются в соответствии установленного графика. Каждый день в учебном году начинается с того, что учении и их учитель ставят перед собой определенную цель, и заканчивается обобщением усвоенного и подведением итогов.

Распорядок учебного дня построен таким образом, чтобы информация полученная учениками максимально эффективно усваивалась детьми. В начале дня учитель лично приветствует каждого ученика. Далее читают стихотворения, играют на флейте, т.е. дети плавным образом вникают в атмосферу урока, который длиться два часа. Расписание уроков построено на постулате, что с утра дети воспринимают и усваивают информацию лучше, т.е умственная активность находится на пике. Основной урок посвящается академическим знаниям и подается последовательно. Обычно первые 4 недели изучается, например история, следующие три- геометрия и так далее. Последующее время учебы уже разбито на более короткие промежутки – по 45 минут, посвященные изучению иностранных языков (с четвертого класса изучаются два языка), искусств (музыка, рисование, живопись), русского языка, математики и других предметов (в Вальдорфской школе эти предметы не относятся к основным). Вторая же половина дня, когда у ребенка заметно снижается концентрация внимания, а физическая активность наоборот, максимально высокая, отдана танцам, играм и ручному труду.

Вальдорфские педагоги уверены что похвалы, оценки и воспитание примером приводят лишь к развитию в ребенке «зацикленного» внимания на собственной персоне (личности), эгоцентризму и соревновательности.

Именно по этой причине учеников и не хвалят и не ругают. Вальдорфская методика направлена на то, чтобы стимулом к познанию были не поощрение и похвала, а сам процесс получения знаний. Не концентрируясь именно только на себе, дети адекватно учатся воспринимать деятельность окружающих. Это значит, что ребенок интересуется и творчеством одноклассников, а также помогает и оценивает с положительной стороны работы других. Такие дети способны легко работать в коллективе, придерживаясь общих интересов, но и в то же время, внося в общее дело и свой личный вклад (у меня лучше получается это, у тебя – другое, а у него – третье, а вместе у нас получится все).

Только на контрольных экзаменах, которые проводятся в общей системе образования, выпускных экзаменах в старших классах ставятся оценки. Внутри же школы баллы абсолютно никакой роли не играют. Вальдорфская методика построена таким образом, что каждый педагог отлично знает практически каждого ученика, уделяет внимание его личности, способностям, а также следит за процессом развития, подстраивается под темпы усвоения ребенком информации. Вальдорфские начальные классы не предусматривают домашних заданий, так как в этом возрасте ребенок еще не в силах справиться самостоятельно с любой письменной работой. Домашние задания начинают задаваться только с 4-го класса.

Таким образом, в результате обучения, ребенок становится личностью с широким взглядом на жизненные явления и понятия, хорошо развитой фантазией. Кроме того становится дисциплинированным, уважительно относится к окружающей среде и природе, а также и свободным в творческой реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *