Новая программа развития детских способностей Менар завоевывает мир — Российская газета
Менар — это уникальная программа развития умственных способностей детей от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета.
Программа стартовала в Азии в 1993 году. Сегодня действует 5 тыс. центров обучения в 50 странах, наиболее активно в США, Британии, Канаде, Австрии, Испании, Австралии, Малайзии, Таиланде, Китае и странах Ближнего Востока.
Как оно работает?
В основе Менар — интенсивное использование ребенком счетов (абак). На начальной стадии обучения он использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все 4 вида математических операций, а также вычисление квадратного и кубического корней.
Пройдя эту стадию, дети переходят к счету в уме. Каждая тренировка ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует воображение, благодаря чему впоследствии он сможет производить расчеты в уме, лишь представляя абак перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счетами).
Ребенок, обучаемый Менар, решает математическую задачу, воспринимая числа как картинки, т.к. каждое конкретное число вызывает у него ассоциацию соответствующего изображения на косточках счетов.
Почему именно этот возраст?
Наиболее интенсивно головной мозг развивается у детей до 12 лет. Вот почему рекомендуется с малых лет изучать иностранные языки, играть на музыкальных инструментах, развивать другие виды деятельности, ведь именно такого рода активность стимулирует работу мозга, и обучение проходит легче.
Что получает ребенок?
Он может сложить 10-значные числа за несколько секунд и решать арифметические задачи в уме быстрее, чем с помощью калькулятора. Кроме того, развиваются концентрация внимания, фотографическая память, творческое мышление, слух и наблюдательность, воображение.
Сколько длится обучение?
3-4 года с частотой 2 часа раз в неделю: 10 уровней по 3-4 месяца или 12 уровней по 3-4 месяца, если занятия начинаются до 7 лет.
Компетентно
Борис Давидович, заслуженный учитель РФ, замдиректора школы N 57, Москва
Как я знаю, абак — это древние счеты с камушками. Есть и понятие «русский абак» — это обыкновенные русские счеты. Да, есть разные довольно занятные приемы работы на счетах. Есть устные приемы без применения счет, позволяющие ускорить процессы проведения арифметических действий. Владение этими приемами позволяет школьнику развивать чувство числа, что, конечно, очень полезно с точки зрения общей математической культуры. Но вот утверждать, что какая-то методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на общее развитие ребенка, на развитие его логического мышления, я бы не рискнул. Честно говоря, тем 4 годам, которые планируются на освоение методики абака, можно найти лучшее применение с точки зрения развития ребенка. И вообще, умение быстро считать в уме — вовсе не проявление математических способностей. Они больше связаны с логикой, чем с устным счетом.
Комментарий
Рустам Арифджанов, публицист
Мы разучились считать на счетах. Меня в 1-м классе учили. И хотя это было чуть меньше полувека назад, что-то я помню. Но смутно. А переспросить практически некого.
Сегодня даже мои немолодые ровесники вертят прямоугольник с 11-ю (или 8-ю) прутьями между длинными сторонами, и не знают, что с этим простым предметом делать. Передвигают приятные на ощупь (вишня!) деревянные пуговки, на эти прутья нанизанные, туда-сюда, а потом смущенно качают головой. Не знают. Почему пуговки так окрашены? На каждом прутике их 10: 4 светлых, 2 — темных, и снова 4 светлых. Но на самой верхней проволочке — 11-й, и на 8-й — левые крайние пуговки также черные. Чудно!
Почему на 4-й проволочке не 10 пуговок, а 4? Нет, непонятно.
А в моем детстве в сотне магазинчиков на длинной улице в центре Баку сидели маленькие старички в нарукавниках и ритмично постукивали пуговками на счетах. После чего они слюнявили химический карандаш — тот оставлял на бумаге чернильный след, — и записывали в толстых тетрадях результаты подсчетов.
Да в каждом сельпо (это такая сельская лавочка со всякой всячиной на прилавках, от хлебных буханок до отрезов ситца и кусков мыла без обертки) пышногрудая продавщица в доли секунды высчитывала сдачу. Не быстрее калькулятора, но и без ошибок. В общем, я из времени чернильниц, серых гимнастерок школьной формы и русских деревянных счет.
Ну и чего ностальгически выдавливаю теперь слезу? Сидел бы в кресле-качалке, поправляя сползающий плед и берет на мерзнущей голове, и шамкал внукам о диковинных предметах, отвлекая от айпада.
Но тут недавно мне рассказали, что это — будущее. Красивая молодая женщина из Баку Тунзала Агаева (там она — звезда и заслуженная артистка) достала из модной сумочки компактный прямоугольничек, похожий на счеты. Это и был абак. Популярный школьный предмет в сотнях учебных заведений Турции, становящийся модным и в азербайджанских школах.
С чего вдруг в стремительно развивающейся стране, где число пользователей Интернета в процентном отношении заметно превышает российские показатели, возвращаться к счетам? Что в том абаке, который появился еще в древнем Вавилоне 5 тысяч лет назад? Он отличается от русских счет, ну хотя бы отсутствием проволочки с 4 пуговками-костяшками. 4 — это потому, что в старой России в ходу еще были и полушки-четвертаки. 4 полушки и дают единицу.
Но принцип сложения — вычитания на абаке и на счетах одинаков. И он отличается от арифметических действий в столбик, которым уже много десятилетий обучают в школе. Он другой — по идеологии, по философии, по ментальности. Это другая по ментальности арифметика.
«Менар» — ментальная арифметика, — так называется обучающая программа, придуманная турком Шеном на основе дальневосточных методик (вы знаете, что в Китае и Японии не считают в столбик?) и умении пользоваться абаком.
Красавица Тунзала показала несколько роликов, где турецкие детишки — десятки, сотни — молниеносно считают, в уме складывая и перемножая огромные цифры, одновременно при этом напевая песенки, читая стихи или отвечая на вопросы собеседников. Это поражает! И у этого явления есть объяснение. Во всяком случае, Шен и его последователи объясняют, что до 12 лет мозг человека стремительно развивается. И если в это время и в этом развитии ему помочь, дети, прошедшие обучение с помощью ментальной арифметики, начинают не просто быстрее считать, но и быстрее мыслить. А оба полушария человеческого мозга развиваются пропорционально. И дети — внимательнее, работоспособнее, лучше и логичнее анализируют. Их память — фотографична. Всего-то абак!
— Но тысячи лет практики счета! — возражает Тунзала. — И использование всех возможностей человека. К примеру, мелкой моторики.
И тут же приводит слова Конфуция «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Абак — не калькулятор, предполагающий леность ума, он заставляет шевелить мозгами и пальцами.
Юные турки, киприоты и литовцы, а теперь и юные азербайджанцы тренируют мозг, готовясь к будущим интеллектуальным задачам. К прорыву. Японцы и китайцы делают это давно, особенно не распространяя методик. Понятно, кто же захочет терять стартовое преимущество.
— А в России? — спросил я у Тунзалы.
— Нет пока. Но знаешь, два директора школ уже заинтересовались методикой, обращались ко мне. Правда, это не центральные школы, а наоборот, с московских окраин. С Рублевки и, сейчас вспомню, откуда-то из Серебряного Бора.
Кто бы сомневался.
Кстати
И еще о нетрадиционных методах обучения. Как считают японские школьники?
Вопросы и ответы | МЕНАР
Часто встречаемые вопросы:
1. Для чего нужно эта методика?
Программа ментальной арифметики позволяет развивать двухполушарное мышление, в результате обучения у Вашего ребенка улучшается: концентрация внимания, долговременная и кратковременная память, ассоциативное мышление, быстрый и точный счет, появляется уверенность в себе. Это своего рода тренажер для мозга.
2. Сколько длится обучение?
Методика рассчитана на 2 года, в течение которых дети учатся сложению, вычитанию, умножению и делению в уме.
3. Нужно ли делать домашнее задание?
Для достижения максимального результата мы рекомендуем выполнять домашнее задание ежедневно. Вам предоставляется личный кабинет на онлайн платформе, где Ваш преподаватель будет присылать индивидуальное домашнее задание, на выполнение которого требуется 7-10 минут. Задача родителей организовать ребёнку возможность для ежедневной короткой тренировки.
4. Мешает ли методика школьной программе?
Наоборот, после обучения ментальной арифметики у детей улучшаются результаты обучения по всем предметам за счёт улучшения внимания и сосредоточенности, которые тренируются в процессе освоения ментальной арифметики. Методика обучения ментальной арифметике строится вокруг состава числа 5 и состава числа 10, так же как и в школе.
5. Не скучно ли будет ребенку 7 лет в дальнейшем в школе, ведь он уже будет уметь хорошо считать?
В школе Ваш ребенок будет учиться считать другим способом, а ментально перепроверять себя. У ребенка будет преимущество перед другими детьми в быстроте выполняемых задач по любым предметам, не более того. Мы не учим математике, мы, опосредованно, через быстрый счет, развиваем мозг.
6. Откуда данная методика?
Методика пришла к нам из Юго-Восточной Азии. В Японии, Китае и в Сингапуре ментальная арифметика включена в программу начальных школ.
7. Как она работает?
Сначала ребенок учится считать на абаке, благодаря ему каждое число воспринимается как картинка. Постепенно привязка к счетам уменьшается, и ученик выполняет вычисления в уме, на воображаемых счётах.
8. Через какое количество времени Мы увидим первые результаты?
Первые результаты вы заметите уже через 1.5-2 месяца обучения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
9. Что будет после прохождения обучения? Какова конечная цель?
Развитие умственных способностей ребенка, тренировка мозга – является основной целью занятий ментальной арифметикой. Навык быстрого счета в уме остается с ребёнком на всю жизнь.
10. Не устают ли дети за 3 часа?
В течение занятия происходит постоянная смена деятельности. А также у нас 2 перерыва, во время которых дети общаются со сверстниками и могут отдохнуть.
11. С какого возраста нужно заниматься?
Методика рассчитана на освоение её детьми 4-14 лет.
12. Почему именно с 4 до 14 лет?
В этот период происходит развитие головного мозга, наиболее подходящее для обучения арифметики. Мозг наиболее пластичен в этом возрасте, что способствует лёгкому восприятию нового. Позднее, когда происходит гормональная перестройка организма, человеку становится сложнее воспринимать новую информацию. Освоение ментальной арифметики во взрослом возрасте возможно, но оно идёт медленней.
13. Улучшатся ли результаты по математике в школе?
Хотя основной целью методики является развитие мозга, опосредованное через счёт в уме, ребёнок, освоивший методику, получает преимущество перед одноклассниками в скорости выполнения домашних и тестовых заданий, связанных с арифметикой. Кроме того, успехи в арифметике позволяют ребёнку почувствовать первый успех и полюбить математику.
14. Сколько человек учится в группе?
Занятия проводятся в группах от 6 до 8 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку.
15. Должен ли мой ребенок закончить всю программу или можно остановиться на определенном уровне?
Для достижения устойчивого эффекта от методики необходимо не только узнать, как именно происходит счёт, но и закрепить навык, сформировав прочные нейронные связи. Поэтому мы рекомендуем освоение полной программы.
16. Какова квалификация педагогов?
У всех преподавателей педагогическое образование и опыт работы с детьми. Все наши педагоги обязательно проходят курсы по преподаванию методики МЕНАР, и имеют сертификаты международного образца.
17. Могут ли родители посещать занятия?
Присутствие родителей в классе во время урока нежелательно, так как оно отвлекает группу от процесса обучения.
18. Можно ли взрослым освоить методику?
Да, это возможно. В странах Европы эту методику используют для профилактики болезни Альцгеймера, старческого слабоумия. Можно рассматривать эту программу, как фитнес (зарядку) для мозга.
19. Подскажите, а чем ментальная арифметика в центре Менар отличается от других центров?
С каждым днем, на рынке все больше компаний предлагающих ментальную арифметику. Мы не можем судить о каждой из них, но мы можем рассказать об особенностях подхода Менар:
- Важным элементом нашей методики является работа на счётах одновременно двумя руками.
- В наших центрах мы тщательно контролируем качество работы наших преподавателей – Вы можете быть уверены, что в центрах Менар с детьми работают настоящие профессионалы;
- Безопасность и комфорт – важные приоритеты центров Менар. Оснащение наших центров позволяет родителям быть спокойными за своего ребёнка.
- Мы ценим индивидуальность и ищем сильные стороны в каждом ребёнке. Так же мы тщательно подходим к контролю над освоением методики. В конце определённых циклов обучения дети делают зачётные работы и получают сертификат и значок, как свидетельство пройдённого материала;
- Все центры Менар оснащены современной техникой: в процессе обучения, дети работают за индивидуальными партами, часть времени детьми используются ноутбуки.
- Наша методика — это отработанная 17 странах мира система, имеющая более 75 000 выпускников. В нашей сети регулярно проводятся Всероссийские и Международные олимпиады по ментальной арифметике.
Центры МЕНАР — не только обучение. Это возможность присоединиться к сообществу с ярким досугом, мероприятиям которые мотивируют к учёбе!
Учебные пособия и материалы | МЕНАР
Слово «абак» происходит от латинского «аbacus», греческого «аbax» и переводится как «доска». Это устройство для арифметических вычислений появилось в 3 тыс. до н. э. в Вавилоне. К 5 в. до н.э. распространилось по странам Древнего Востока, а затем было завезено в Грецию.
Первоначально абак имел вид дощечки, присыпанной песком и разделенной на борозды. Вычисления производились с помощью камешков и ракушек.
Мраморная табличка-абак, размером 150х75 см, была найдена в 1846 году на греческом острове Саламин. Она считается единственным греческим абаком, который дошел до наших времен.
Абак постепенно совершенствовался: римляне, например, вместо деревянных дощечек стали использовать мраморные. Борозды заменили выточенными желобками, а камушки — мраморными шариками.
![]() |
![]() |
Реконструкция греческого абака | Реконструкция римского абака |
Благодаря длительной эволюции сформировались три разновидности абака: китайские, японские и русские счеты.
Китайский счеты «суан-пань» появились в 12 в., а японские счеты «соробан» — в 16 в. Благодаря таким счетам можно совершать все 4 вида математических вычислений и даже определять квадратные и кубические корни. До сих пор японские школьники обучаются с помощью соробана, который развивает устный счет, помогает усвоить десятичную систему вычисления и азы математики.
![]() |
![]() |
Суан-пань | Соробан |
Русские счеты появились в 15-16 веке и активно использовались до появления калькуляторов. Они позволяли работать не только с целыми числами, но и четвертями, десятыми и сотыми дробными долями.
Русские счеты
Ментальная арифметика основана на изучении принципов работы абака.
Мы используем абак, состоящий из 5 костяшек на каждой спице. Костяшки — это числа, идущие в определенном порядке. С помощью абака дети овладевают всеми 4 видами арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление.
Сначала ребенок учится считать на абаке, но постепенно привязка к счетам уменьшается, и ученик выполняет вычисления в уме.
Каждое число воспринимается как картинка: ребенок видит цифру и представляет соответствующее изображение на счетах. Ученик, мысленно совершая движения косточками, молниеносно находит ответ на арифметические задачи с многозначными числами.
Благодаря этому развиваются оба полушария мозга, и ребенок в совершенстве овладевает навыками устного счета.
Левое полушарие — рациональное и аналитическое, поэтому отвечает за логику и вербальное мышление. Правое полушарие преобладает у людей творческих, полагающихся на интуицию и мыслящих визуально. Уникальность методики МЕНАР состоит в том, что мы развиваем левое полушарие с помощью правого. Именно благодаря абстрактному мышлению, навыку восприятия числа как картинки на воображаемом абаке, ребенок выполняет сложные математические задачи. Таким образом, происходит гармоническое взаимодействие обоих полушарий мозга.
Изучение ментальной арифметики на абаке развивает:
- концентрацию внимания;
- память;
- ассоциативное мышление;
- быстрый и точный счет;
- уверенность в себе;
- способность принимать самостоятельные решения.
Ментальная арифметика — это лучший тренажер для мозга!
Обучение ментальной арифметике на абаке проводится в комфортных и современных классах, оборудованных компьютерами и большим экраном.
Для программы МЕНАР разработаны учебники, специальные числовые карточки и картинки.
Новый материал выводится на большой экран при помощи компьютера. Примеры показываются на учительском абаке, висящем на доске. Затем дети выполняют упражнения из учебников на своем абаке, на каждую спицу которого нанизано по 5 костяшек.
Развитие мозга осуществляется через тактильные ощущения и визуальное восприятие, когда пальцы дотрагиваются до костяшек и перебирают их. Постепенно учащиеся начинают выполнять вычисления в уме без физического использования абака, лишь представляя костяшки.
Помимо этого, учащиеся пользуются планшетами или компьютерами, на которых установлена программа «МЕНАР Анзан». С помощью тренажера они выполняют различные упражнения, играют и участвуют в конкурсах.
Дома ученики тренируют свои навыки с помощью он-лайн платформы. Каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание, сложность которого зависит от уровня знаний и умений. У каждого воспитанника есть свой личный кабинет, с помощью которого они всегда могут решать задачи он-лайн, даже во время летних каникул, путешествий или болезни.
На занятиях ученики регулярно просматривают, обсуждают, поясняют и комментируют учебные видеозаписи. Это развивает наблюдательность, навыки словесного выражения и умение оценивать.
Таким образом, в процессе обучения задействованы:
- абаки для учителя и каждого из учеников
- специальные учебники, числовые карточки, картинки;
- компьютеры, большой экран, видеозаписи;
- программа «МЕНАР Анзан»;
- он-лайн платформа с личным кабинетом ученика.
Действенный и быстрый процесс развития мозга ребенка осуществляется при помощи искусной, живой и увлекательной программы и уникальных учебных пособий!
Менар издевается над детьми
Привет всем участникам этого замечательного сайта отзывов! Я здесь совсем недавно, но уже активно начала экспериментировать с заработком на комментариях. Это мой первый отзыв и посвящен он ментальной арифметике, курсы о которой так активно сейчас рекламируют. Мне попалась реклама курсов по ментальной арифметике от компании «МЕНАР». Кто не знает, это курс для детей младшего возраста и посвящены обучению быстрому арифметическому счету.
Честно говоря, не очень понимаю, стоит ли изводить ребенка и отдавать его в подобную школу. Там учат по необычной методике, за счет каких-то костяных счёт. Дети считают за счет передвижения косточек на этом «приборе», а потом делают это в уме, образно представляя как делали бы это с помощью учебного приспособления. Методика не наша, как буд-то бы даже заиместована у Турции или других потусторонних стран.
На курсах обещают рост скорости мышления ребенка, развития его умственных способностей в целом, сообразительности и развитие памяти. Не знаю как именно учат в школе «Менар», но в целом отзывы о методике разные и противоречивые. Преобладает негатив. Сначала эта методика оказалась модной, а сейчас пишут бывалые, что никаких результатов на самом деле нет. Да, ребенок может научиться быстро считать, но зачем это ему в принципе? В наших школе всё равно учат по другой методике и скорость совершения арифметических действий не имеет такого важного значения.
Учить ребенка сообразительности и скорости мышления можно и в домашних условиях. Развивающие игры. Кружки по интересам. Те же курсы иностранного языка для малышей, намного полезнее, так как учат практическим навыкам, а не просто перегружают мозг ненужными действиями. Зачем мучить ребенка и заставлять учить его считать быстро? Для чего этот навык ребенку в 4 года???
МНЕ РЕКЛАМИРОВАЛИ КУРСЫ В ШКОЛЕ МЕНАР
Мне случайно на глаза попалась реклама курсов по метнтальной арифсетике именно от школы МЕНАР. Я не совсем поняла сути названия компании, но попыталась разузнать побольше о школе и о методике этих вычислений в целом. Методика древняя и по большей части развита в арабских странах. По сути, это совершенно чуждая нашему образованию методика. Если начинать обучать детей по этой системе, то потом в школе возникнет просто напросто конфликт двух образовательных направлений.
Ребнку в школе будут объяснять наши методы ведения арифметических расчетов, а ребенок начнет считать в уме и выдавать готовый результат из головы, без необходимых по программе последовательных раскладов, которым учат в школе 🙂 Что подумает учитель? Ребенок умнее его, раз так ловко считает в уме? Или ребенок все посчитал на калькуляторе своего мобильного телефона? Да, дети младших классов уже имеют собственные мобильные телефоны и прекрасно с ними обращаются.
Мне кажется, если у вас мальчик, то намного эффективнее и полезнее отдать его в шахматную школу. Намного интереснее, увлекательнее и полезнее для развития умственных способностей. Школа «Менар» развивает франшизу, но по отзывам тех, кто её приобрел, никакого дохода она не приносит, одни проблемы. Мода на этот вид ментальной арифметики уже прошла и люди поняли, что это напрасная трата времени и денег.
Думаю, что в школах преподаватели математики и других точных наук, активно против подобных заморских методик образования, вводящих детишек в заблуждение. Переучивать ребенка намного сложнее, чем научить правильно складывать числа по нашей, проверенной временем методике. Наше образование считается (считалось) одним из самых лучших в мире. Мне кажется, что не стоит портить его подозрительными и неоправданными чужеземными методиками.
Порылась в сети, почитала и передумала отдавать ребнка в школу Менар. Да и другим не рекомендую обучение этой метнтальной арифметике. Даже слова какие-то трудновыговариваемые. Всем спасибо за внимание и буду рада мнению участников сайта.
Ментальная арифметика: как и зачем решать 10 примеров в секунду
Ментальная арифметика: как и зачем решать 10 примеров в секунду
Родители часто ищут эффективные методики, способные раскрыть потенциал ребенка. Одна из самых популярных программ сегодня – ментальная арифметика. Способна ли она дать конкурентное преимущество в будущем? Станет ли она шагом к успешной жизни или просто отнимет драгоценное время? Будем разбираться.

Ментальная арифметика (менар) – программа развития умственных и творческих способностей, основанная на системе устного счета. Освоив ее, ребенок сможет решать арифметические задачи в уме всего за несколько секунд. Методика рекомендована для детей от 4 до 12 лет. Однако современные развивающие центры готовы обучать и более взрослых людей, как правило, с одной оговоркой – чем позднее начнешь, тем больше усилий потребуется.
Ментальная арифметика зародилась в Японии в ХVI веке. На начальных этапах обучения используются специальные счеты – абак или соробан. Счеты состоят из рамки, разделительной полосы, вертикальных спиц, верхних («небесных») и нижних («земных») косточек. Одна «небесная» косточка равна пяти «земным». Количество спиц варьируется от 13 до 31. При работе ребенок использует только большой и указательный пальцы. Все движения доводятся до автоматизма. Через некоторое время ребенок совершает вычисления на воображаемом абаке, а задачи решаются с помощью образов.
Формула интеллекта: логика плюс интуиция
Известно, что левое полушарие отвечает за логику, рациональность и анализ, а правое – за образность, целостность, интуицию, фантазию и воображение. Современная система образования уделяет больше внимания точным наукам. Время на танцы, рисование или занятие музыкой выделяется по остаточному принципу. Но даже если родителям удается найти золотую середину, возникает вопрос – как развить взаимосвязь работы обоих полушарий, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка?
Программа обучения метальной арифметики направлена на формирование устойчивых нейронных связей левого и правого полушарий. По мнению педагогов, именно этот факт помогает людям выбирать наиболее эффективные решения и добиваться успеха в жизни.

Как проходит обучение
Обучение состоит из 10 уровней, каждый из которых занимает до четырех месяцев. Полный курс длится 2-3 года. Занятия идут по два академических часа один раз в неделю, кроме этого дети должны потратить 15 минут на выполнение домашних заданий. Как правило, у каждого развивающего центра есть онлайн-платформы, которые позволяют более эффективно работать самостоятельно.
Самый главный инструмент – это абак. Также в процесс обучения включают настольные, подвижные игры, просмотр мультфильмов и физминутки. На первом этапе детей учат складывать и вычитать числа на абаке. В этот период тренируется мелкая моторика, пространственное и логическое мышление. Далее переходят на ментальную карту – картину с изображением абака. И на следующем этапе дети производят арифметические действия с помощью визуализации процесса. Таким образом, уже через год ребенок может делать вычисления в уме.
Как выбрать школу ментальной арифметики
Результат обучения будет зависеть от трех участников процесса – ребенка, учителя и родителей. Но самое главное – правильно выбрать образовательный центр, где будут преподавать менар. Вот несколько простых правил:
- Запишитесь на пробное занятие. Оцените, насколько комфортно ребенку в новых условиях. Не упустите возможность пообщаться с другими родителями.
- Познакомьтесь с педагогом. Спросите, как готовят преподавателей ментальной арифметики? Контролирует ли головной офис методику преподавания, уровень знаний педагогов, проходят ли преподаватели аттестацию на профпригодность?
- Обратите внимание на количество учеников в группе. Только в небольших группах преподаватель может уделить необходимое время каждому ученику. Поэтому в младших группах занимаются 5-7 человек, в старших – 8-10.
- Сделайте анализ рынка. Стоимость обучения в пределах одного региона не может сильно отличаться. Слишком низкая цена может быть показателем недобросовестного подхода к подготовке персонала и разработке методики. Слишком высокая цена может быть связана с издержками, дорогой арендой или рекламой.

Екатерина Цыбуля, руководитель центра «Учусь на 5», логопед, тренер по ментальной арифметике
Самое главное – чтобы ребенку нравилось. Ему должно быть интересно считать, несмотря на то что считать – скучное занятие. Если ребенку нравится, значит, преподаватель грамотный. Кроме этого, чтобы оценить преподавателя, обычно спрашивают: через сколько появятся первые результаты? На какие способности влияет обучение? Что делают, чтобы ускорить обучение? Хороший педагог ответит на все вопросы.
Плюсы и минусы ментальной математики
Самый очевидный результат обучения – способность совершать арифметические действия с шестизначными числами за несколько секунд. Но сложно представить, зачем сегодня ребенку может понадобиться этот навык. Как утверждают педагоги по ментальной математике, быстрый счет в уме – это побочный эффект, а не цель. Основная задача обучения – добиться эффекта синергии от синхронной работы обоих полушарий мозга, который превосходит эффект от работы каждого полушария по-отдельности. Тогда вместе с математическими способностями в ребенке будут развиваться:
- усидчивость
- концентрация внимания
- фотографическая память
- воображение
- творческое мышление
- скорость обработки информации
Кроме возрастных ограничений, никаких противопоказаний к занятиям нет. Однако отзывы родителей говорят о том, что не все ученики наблюдают улучшение памяти и концентрации внимания, а у некоторых детей возникают проблемы с решением элементарных задач на логику.
Здесь стоит вспомнить простую истину о том, что каждый ребенок уникален. Менар – это одна из методик развития интеллекта, которая помогает выявить и раскрыть уникальные способности ребенка. Ребенок учится быстро усваивать новую информацию, формулировать мысли и делать выводы. Тем не менее, не стоит пренебрегать традиционными играми – шахматами, головоломками, ребусами. Поэтому, наблюдайте, пробуйте, анализируйте и выбирайте то, что подходит именно вам.
Читайте также:
11 полезных советов для родителей от педагога по английскому языку
5 познавательных передач для самых маленьких
Текст: Наталия Фролова
Фото: granata68/Indigo Photography in JP/Shutterstock.com
Ментальная математика. Возможности нового поколения детей: system_psiholog — LiveJournal
Умный век требует умных детей. Везде успевать, мгновенно считать, знать несколько языков. И все это желательно лет с четырех.
Безусловно, на этом фоне ментальная арифметика, как способ развития познавательных способностей и математических навыков ребенка, востребована во многих странах мира.

Сегодня во многих сферах человеческой деятельности большой спрос на хорошо образованных, интеллектуально развитых работников. И естественно, что большинство родителей ставят в приоритет умственное развитие детей.
В обществе популярно мнение, что не каждый ребенок имеет способности к точным наукам, а значит, не стоит уделять внимание развитию ребенка в области математики или физики, а лучше формировать его, например, творческие способности. Но это не так. Точные науки необходимы всем детям без исключения.
Разница в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Одних детей надо вовлекать, а других — принуждать.
В этой статье мы объясним, каким образом это осуществить, руководствуясь знаниями «Системно-векторной психологии» Юрия Бурлана. А также расскажем, как занятия по ментальной математике помогут вашему ребенку вырасти успешным развитым человеком.
Ментальная арифметика. Что это такое?
Ментальная арифметика или ментальная математика — это старинная методика обучения ребенка счету на абакусе. Сегодня эта дисциплина приобрела большую популярность, в том числе и в нашей стране.
В России издавна пользовались аналогом древнейшего вычислительного инструмента абакуса (соробана) — счетами. Русские счеты широко использовались при обучении арифметике в начальной школе в качестве наглядного пособия.
В основном обучение ментальной математике занимает от 2 до 3 лет, в некоторых школах Японии, Китая — до 7 лет. В среднем через год многие дети начинают считать довольно быстро. Урок обычно длится с перерывом 1-2 часа. Иногда дети занимаются 2-3 раза в неделю. Для развития навыков быстрого счета важно, чтобы ребенок хотя бы 15 минут занимался на абакусе и считал ментально ежедневно.
Дети, занимающиеся ментальной арифметикой, производят в уме сложные математические вычисления за несколько долей секунды. Каким образом это происходит и зачем это нужно?
Ментальная арифметика — лучший тренажер для мозга
На занятиях по ментальной арифметике с помощью абакуса ребенок осваивает действия с числами сначала на физическом абакусе, а затем на воображаемом.
Главный принцип обучения счету рассчитан на зрительную память: благодаря логическому мышлению и навыку восприятия числа как картинки в виде косточек абакуса ребенок ментально (в уме) решает сложные математические задачи.
То есть работают оба полушария головного мозга. Всем хорошо известны данные исследований нейрофизиологии о том, что у человека доминирующим является одно полушарие. У левшей — это правое, а у правшей — левое.

Правое полушарие отвечает за творчество, а левое — за логику. При обретении постоянного навыка ментального вычисления у ребенка одинаково развивается весь мозг.
Что это за дети, которые считают быстрее калькулятора?
Что помогает ребенку освоить ментальный счет? Каким детям легче всего заниматься ментальной арифметикой? Это напрямую зависит от особенностей психики ребенка.
Перед новым поколением детей стоят грандиозные задачи: развитие современных технологий, построение общества будущего.
Клиповое мышление как бич нашего времени заставляет ребенка скользить по поверхности, мешая сосредоточению на одной определенной мысли. Тогда как именно сосредоточение ума — залог развития талантов любого ребенка. Особенно это актуально для человека со звуковым вектором, который от рождения наделен свойством генерировать завершенные идеи, совершать новые научные открытия. Идея и ее воплощение — это жизненная задача таких людей.
Обладатели звукового вектора имеют мощный абстрактный интеллект от природы. Математика и другие точные науки — это лучшее применение их способностей. Представители зрительного вектора имеют образный интеллект. Таким детям необходимо развиваться в творчестве. Ребенку с такими психологическими особенностями легче всего будет усвоить ментальную математику и счет на абакусе, то есть использовать свой интеллектуальный потенциал в полной мере.
Поэтому звуковых детей необходимо вовлекать в занятия математикой, а всех остальных ребят — мягко принуждать.
Что могут дать родители детям?
Современные дети обладают высоким потенциалом, но вместе с этим они и более уязвимы к травмирующим воздействиям, поэтому к воспитанию талантливых детей нужно подходить тщательно. Иначе очень легко упустить развитие их способностей и интеллекта.
Развитие ума с помощью ментальной математики — это одна сторона реализации возможностей детей нового поколения, а воспитание чувств — другая. Лучшее, что могут дать родители детям для воспитания их чувственности, — это совместное выразительное чтение классической литературы, общие трапезы, приятное общение всей семьей за красиво сервированным столом.

Таланты детей развить возможно только при условии, что родители не мешают, а помогают ребенку расти, взрослеть.
Когда родители не понимают природу ребенка, давят на его психику, заставляют делать то, что от природы ему не дано, то вместо гения у таких родителей может вырасти эгоист или социальный неадаптант.
Чтобы этого не произошло, очень важно вовремя распознать таланты ребенка и развить их.
Эффективна ли ментальная арифметика в домашних условиях?
Многие родители интересуются возможностью обучения ребенка в домашних условиях. Такие предложения есть в интернете, но польза от них может быть сомнительной. В разных центрах ментальной арифметики разные подходы к формированию навыков счета. Когда приходит на занятия ребенок, обученный дома по другой методике счета, то его очень трудно переучивать. Желательно пользоваться, как и в питании, одежде, известными своим качеством брендами и обучать ребенка у специалиста, владеющего эффективными методиками ментального счета.
Лучшие школы ментальной математики для детей находятся в Японии, Китае и Малайзии. Известна своими успехами развития двух полушарий мозга методика МЕНАР.
По японским методикам обучение счету с помощью абакуса является обязательным предметом в начальной школе.
В малазийской системе большое внимания уделяется обучению дошкольников, в том числе применяются оригинальные методики по развитию памяти, внимания, мышления.
Многие российские центры ментальной арифметики обучают своих педагогов по методикам этих стран.
Регулярно проводятся международные соревнования, олимпиады по ментальной арифметике, на которых часто лидируют учащиеся школ вышеназванных стран.
Многие учреждения дополнительного образования, частные школы России сегодня вводят в программы обучения занятия с элементами ментальной арифметики. Создаются центры, развивающие арифметические навыки и способности ребенка. Занятия с подготовленными специалистами будут эффективнее, чем ментальная математика в домашних условиях.

Как влияет ментальная арифметика на успеваемость детей в школе?
Обычно в центрах ментальной математики для детей создаются очень комфортные условия. Занятия проходят в малых группах от 2 до 7 человек. Группы формируются по возрастным категориям: дошкольники, младшие школьники, подростки. В таких группах ребенок быстро включается в работу.
Родители приводят детей на занятия чаще всего по двум причинам: хотят гордиться своим ребенком или хотят, чтобы ребенок подтянулся в обучении по математике. По отзывам родителей, особенно если дома они мотивируют ребенка и поощряют его, успехи превосходят их ожидания.
Дети, которые любят занятия по ментальной математике, получают свои результаты, постепенно успеваемость их улучшается, они становятся увереннее в себе.
Многие школы ментальной математики параллельно с обучением на абакусе используют специальные упражнения для тренировки психомоторики ребенка, в том числе и виртуальные тренажеры мозга такие, как Викиум.
Большинство хороших школ ментальной математики проводят регулярное тестирование и отслеживают индивидуальные успехи ребенка.
Все это способствует тому, чтобы каждый ребенок развивался в комфортном для него темпе.
Конечно, такие систематические занятия ментальной арифметикой дают свои плоды. Особенно когда они попадают на благодатную почву природных способностей ребенка.
Дети, натренировавшие возможности работы мозга с помощью ментальной математики, в будущем легко сосредотачиваются на любой задаче, к выполнению которой подходят нешаблонно. Они способны находить неординарные решения в любой сфере деятельности, поэтому эти занятия необходимы всем детям без исключения.
Базовых условий для развития способностей детей два: обеспечение детям чувства защищенности и безопасности и знание особенностей их психики.
Тренинг «Системно-векторная психологии» Юрия Бурлана раскрывает устройство психики человека до мельчайших нюансов, показывает, как она работает. Специально для родителей подготовлены уникальные занятия о том, какое влияние психика оказывает на развитие и обучение ребенка в зависимости от наличия у него тех или иных свойств, желаний, особенностей характера.
Многие родители и преподаватели после тренинга изменили свое отношение к детям, стали лучше понимать их потребности и способности.
«…Любого ребенка можно научить решать задачи по математике. Это было совсем не очевидно, когда моя младшая сестренка подходила ко мне, неся учебник по математике и тыкая пальцем на задачу, которую просила меня ей объяснить. Из-за того, что мне это давалось в школе легко, я начинала на нее злиться, когда она не понимала решение. Думала, что она такая же, как я, но очень ленивая. И начинала ее упрекать в лености и видела в ее глазах не интерес к математике, а ненависть и страх провалить экзамены. Так мы и жили, пока я не прошла тренинг «Системно-векторная психология».
После тренинга я поняла, что она далеко не такая, как я, что мне от природы дали абстрактный интеллект, которому нравится решать задачи, и не надо было мне себя заставлять учить математику. А ей он не достался, поэтому ей нужен абсолютно другой подход к учебе, ведь она у нас очень эмоциональная, а эти все страшные закорючки ей не интересны и скучны, ей бы что-нибудь такое эмоциональное и позитивное.
И я начала ей объяснять задачи более эмоциональным тоном, давая ей примеры на те вещи, которые она может представить перед глазами, делая решение задачи более интересным и увлекательным, а не как «обязанность» и «необходимость».
И вот ребенок преобразился на глазах: «измученный» взгляд превратился во взгляд «веселый, и довольный собой». После того, как я заканчивала объяснять задачу, ей уже не терпелось приступить к другим задачам, и она с радостью находила, что у нее получается их решить! Она мне говорила: «У вас получается объяснять намного лучше, чем у учительницы в школе! Вот бы все учителя были как вы!»…»
Регистрируйтесь.
Автор Лариса Пересыпкина, кандидат психологических наук, методист, преподаватель ментальной арифметики компании SOROBAN International
Редактор Елена Матенова
Корректор Амир Сетдиков
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Как избавиться от чувства вины? Или совесть взяла за горло
Почему я одинока
Как разлюбить человека, если он стал смыслом жизни
Ментальная арифметика | Психология
Если вы хотите идти в ногу со временем, освоить самостоятельно или научить детей сложным математическим расчетам без использования калькулятора, узнайте что такое ментальная арифметика (менар), ее принцип и способы обучения.
Менар — альтернатива школьной программе
Таланты и интеллектуальные способности лучше всего развивать еще с малых лет и это всем известно. Школьная программа, безусловно, дает базовые знания и умения, но зачастую основана за зазубривании информации.
В каждом ребенке скрыт огромный потенциал. Не всем достаточно изучить учебную основу школьной программы. Отличный способом развить интеллект малыша — это обучение устному счету.
Что такое ментальная арифметика
Впервые эту методику обнародовали в 1993 году в Азии, далее идея быстрого счета начала распространятся на другие страны. На данный момент развивающие интеллект центры для детей существуют в 50-ти странах.
Главная цель ментальной арифметики заключается в выполнении вычислений, которые в основном совершаются на калькуляторе, при помощи устного счета
Достигается подобное за счет вовлечения в процесс как левого полушария мозга, отвечающего за логику, так и правого полушария мозга, которое активируется в период творческой деятельности.
Обучение навыку позволяет задействовать сразу весь мозг и добиться не только отличных успехов в устном счете, но и комплексного улучшения его работы
Обучение ментальной математике
Методика включает в себя два этапа.
- В самом начале ребенок учится считать при помощи абакуса. Приспособление представляет собой несколько спиц с косточками, символизирующее единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Ребенок перебирает их руками и наглядно видит принцип устного счета. За счет тактильных ощущений дополнительно усиливает эффект усвоения материала.
- На втором этапе все вычисления производятся с применением воображения. Ребенок представляет визуально абакус и совершает на нем действия, лишь визуализируя его в пространстве.
В итоге левое полушарие производит вычисления, а правое позволяет представить предмет для совершения арифметических действий
Способы изучения методики
Методика под названием «ментальная арифметика», обучение которой становится все более востребовано, теперь доступна для изучения в трех вариантах:
- Самостоятельное изучение в домашних условиях;
- Онлайн и в виде специальных курсов;
- В группе на курсах.
Приступать к освоению навыков рекомендуется в период от 4 и до 12 лет, когда наблюдается наибольшая мозговая активность. Но, как показала практика, и взрослым будет чрезвычайно полезно развивать в себе навыки устного счета.
Учебные учреждения по менар
Естественно эта методика дается не быстро. Всего существуют 10 уровней абакуса, на каждый из которых потребуется 2-3 месяца. Лучше всего в освоении новых навыков поможет квалифицированный специалист в данной области и работа в группе со сверстниками.
Перед началом проведения занятий, будущие педагоги-психологи проходят обучение и соответствующую аттестацию
Во многих крупных городах уже функционируют школы по обучению менару (ментальной арифметике). Длительность освоения навыка составляет от 2 до 3 лет, а группы формируются исходя из возраста и индивидуальных способностей детей к восприятию материала.
Ментальная арифметика в домашних условиях
При отсутствии возможности записаться на курсы отчаиваться не стоит. На данный момент выпущено значительное количество учебных пособий для педагогов и учеников, которые готовы изучить ментальную арифметику. Для лучшего освоения навыков в домашних условиях учебники дополнены дисками с видео уроками и брошюрами.
Также в мире, где практически у каждого человека есть доступ к интернету, доступны онлайн курсы по ментальной арифметике, скачать которые не составит труда. Зато вы получите знания, не выходя из дома, просто и доступно.
Польза и результаты занятий
Ментальная арифметика, отзывы о которой уже могут высказать многие родители по всему миру, дает спустя время абсолютные положительные результаты. У взрослых и детей наблюдается:
- улучшение памяти;
- развитие творческих способностей;
- повышение внимательности;
- выработка дедукции;
- хорошо развитое абстрактное мышление.
Благодаря раскрытию интеллектуального потенциала и задействованию сразу двух полушарий мозга, отмечается улучшение общей успеваемости детей и по другим предметам
Ментальная математика является доступным и уникальным в своем роде способом достичь невероятных умственных возможностей. Это позволяет развить интеллектуальные способности не только детей, но и взрослых.
comments powered by HyperComments