Методика доска сегена – Досочки Сегена — запись пользователя Chairys (Chairyss) в сообществе Раннее развитие в категории Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)

«Доски Сегена»

Эта методика может быть применена для исследования на­глядно-действенного мышления.

Используются доски с пазами различной геометрической фор­мы и соответствующими им вкладками. Имеются варианты этих досок различной сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с 2-летнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкла­док) предъявляется детям старше 3 лет.

Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ре­бенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жес­тами предлагает вернуть их на место.

«Сюжетные вкладки»

По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена».

Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов. На вкладках рисунки, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, на­сколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ — ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей ме­сто. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ, когда ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

Интеллектуально полноценные дети (5-6 лет) способны правиль­но понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Сле­дует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использо­вать более рациональный способ работы. Однако при направляю­щем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

Методика дает возможность выявить также целенаправлен­ность деятельности при большом объеме работы.

Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хоро­шей способности к осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии охватить все изображен­ные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок. Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество предъявляемых вкладок) приводит к улуч­шению ее качества, то можно сделать вывод о том, что причиной ошибок являются не трудности осмысления, а сужение объема вос­приятия.

Методика Кооса

Эта методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фи­гуры (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков). 16 ку­биков Кооса имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, жел­тую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей сложности. Черте­жи могут быть составлены из 4, 9 или всех 16 кубиков.

Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент» или использована как материал для исследования уровня притязаний.

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесооб­разно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диаг­ностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь опреде­ленными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий, отдельных черте­жей: при «обучении» предъявляется аналогичный чертеж для само­стоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как ана­лиз и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятель­ности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит об­ращенной к нему речи либо по каким-то другим причинам отка­зывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, воз­никающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное поврежде­ние сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает заинтересованность, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.

Доски сегена

1. Методика направлена на исследование доступности очень прос­тых целенаправленных действий. Предложена одним из осново­положников олигофренопедагогики Э. Сегеном.

2. Для исследования используются разные варианты досок, среди которых есть совсем простые и более сложные. Простые представляют собой фанерные или выполненные из органического стекла доски с выемками разной формы и вклад­ками, которые точно соответствуют этим выемкам. Более слож­ные варианты отличаются тем, что выемки в доске могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок. Самая про­стая доска пригодна при исследовании слабоумных больных стар­ческого возраста и умственно отсталых детей.

  1. Задание может быть предложено даже без словесной инст­рукции или с очень простыми, не фиксированными словесны­ми объяснениями. Экспериментатор показывает больному дос­ки с правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах опрокидывает доску так, что вкладки падают на стол. В некото­рых случаях, для того чтобы больной начал действовать — вкладывать вкладки и выемки, экспериментатор должен на­чать работу сам, т. е. вставить в нужные места 2—3 вкладки. После этого, как правило, даже слабоумные больные пытают­ся продолжать эту работу.

  1. Истолкование этого очень простого опыта возможно в са­мых различных направлениях. Во-первых, иногда оказывается важным установить, что простую работу, не требующую усвое­ния инструкции, больной выполняет охотно, старательно, ис­пытывая видимое удовольствие от удачи. Это удовольствие про­является у некоторых больных так явно, они так рады, что получили задание по силам, что по собственной инициативе вновь и вновь выбрасывают и вкладывают вкладки. Это не ха­рактерно для личностного слабоумия.

Некоторым показателем глубины интеллектуальной недоста­точности служит способ работы. Так, например, более сохран­ные больные, отыскав взором нужную выемку, сразу подносят к ней вкладку и вкладывают ее. Более слабоумные берут вклад­ку и пытаются поочередно втиснуть ее то в одно, то в другое отверстие (так называемым методом проб и ошибок).

Обнаруживается плохая дифференциация форм. Так, напри­мер, овальную форму больные пытаются втиснуть в круглую выемку, вкладку в виде звезды — в крестообразную выемку (наблюдается при сосудистой деменции, при имбецильности).

Интересными могут быть наблюдения за особенностями мо­торики больных.

Методика кооса

1. Обычное применение методики Кооса направлено для выяв­ления конструктивного праксиса, пространственной ориенти­ровки, сообразительности, внимания.

  1. Для проведения опыта нужно иметь 16 одинаково раскра­шенных небольших кубиков и 18 карточек с изображением об­разцов разнообразных по форме и цвету фигур-орнаментов, ко­торые могут быть составлены из кубиков.

  2. Инструкция очень проста. Больному показывают первую или иную из карточек и предлагают сложить из кубиков такую же фигурку. Складывать нужно на столе, не накладывая кубики на образец, а рядом с ним.

Если задание оказывается для больного трудным, то экспе­риментатор накладывает на образец сетку из слюды, и тогда, становится гораздо понятнее, как складывать фигуру.

В зависимости от цели исследования можно различными спо­собами применять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предлагать задачи-образцы в порядке возрастающей трудности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохранности пространственной ориентировки, экспериментатору при­ходится зарисовывать расположение кубиков. Методику Кооса некоторые патопсихологи используют как материал для иссле­дования «уровня притязаний».

Возможны еще и иные разнообразные способы использова­ния этой методики — для выявления локализации поражений мозга, для обнаружения особенностей эмоциональной сферы {в экспериментах с прерванным действием).

4. Истолкование результатов такого эксперимента может быть разнообразным. Выявляются, прежде всего, элементарная сооб­разительность больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу.

При построении нескольких фигур, особенно более слож­ных, выявляется также степень внимания больного, поскольку построение сложных фигур требует устойчивости внимания.

Попутно при исследовании данной методикой обнаружива­ются тонкие нарушения пространственной ориентировки. И на­конец, данная методика позволяет выявить работоспособность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в достижении правильных решений.

Первые номера таблиц Кооса очень легки. Поэтому наблюде­ния за тем, как взрослый интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отноше­ние к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, кото­рое именуется установочным поведением, или аггравацией.

Иначе обстоит дело при исследовании маленьких детей-оли­гофренов, которым может быть недоступна сама задача постро­ения фигуры по образцу. Для исследования таких детей методи­ка Кооса была преобразована А.Я. Ивановой в обучающий экс­перимент. Были взяты лишь четвертая и третья фигура и разработаны виды помощи, которые экспериментатор оказывает ребенку, обучая его складыванию фигур. Больному предлагают сложить фигуру № 1 по образцу и дают кубики. Если это не удается, объясняют, как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают № 1 по образцу. Это еще не обуче­ние, это делается для ориентировки в задании. Обучение начи­нается с фигуры № 3. Если задание не выполняется, больному дают «уроки» (т. е. регламентированную экспериментом помощь) в следующем порядке. Урок № 1 — экспериментатор поворачи­вает кубики нужной стороной кверху. Предлагает выполнить за­дание и регистрирует действия больного. Если этот урок не по­могает выполнить задание, дается урок № 2 — экспериментатор сам складывает фигурки на глазах у больного и, разрушив сде­ланное, предлагает ему самому выполнить задание.

Урок № 3 представляет собой подробное словесное объясне­ние того, как нужно складывать фигуры («два носика друг к другу повернуты»), сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагается конт­рольное задание (выявляющее возможность «переноса способа действия»), т. е. больному предлагают сложить фигуру № 4.

«Доски Сегена»

Эта методика может быть применена для исследования наглядно-действенного мышления.

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими

им вкладками. Имеются варианты этих досок различной сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с 2-летнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.

Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

«Сюжетные вкладки»

По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена».

Во время эксперимента используется большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазов. На вкладках рисунки, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по смыслу.

При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысливает изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ребенка. Первый способ — ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ, когда ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

Интеллектуально полноценные дети (5-6 лет) способны правильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут самостоятельно использовать более рациональный способ работы. Однако при направляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при большом объеме работы.

Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хорошей способности к осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии охватить все изображенные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок. Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество предъявляемых вкладок) приводит к улучшению ее качества, то можно сделать вывод о том, что причиной ошибок являются не трудности осмысления, а сужение объема восприятия.

Методика Кооса

Эта методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке и анализу фигуры; (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков). 16 кубиков Кооса имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей сложности. Чертежи могут быть составлены из 4, 9 или всех 16 кубиков.

Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент» или использована как материал для исследования уровня притязаний.

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесообразно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий, отдельных чертежей при «обучении» предъявляется аналогичный

чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операции, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи, либо по каким-то другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает заинтересованность, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.

Литература

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.

Родионова С. А. Методика исследования распада навыков у психически больных. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

Рубинштейн С. Я. Исследование распада навыков у психически больных позднего возраста. В сб.: Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1965.

Доски Сегена

1. Методика направлена на исследование доступности очень простых целенаправленных действий. Предложена одним из основоположников Олигофренопедагогики Э. Сегеном.

2. Для исследования используются разные варианты досок, среди кото­рых есть совсем простые и более сложные. Простые представляют собой фанерные или выполненные из органического стекла доски с выемками разной формы и вкладками, которые точно соответствуют этим выемкам. Более сложные варианты отличаются тем, что выемки в доске могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок. Самая простая доска пригодна при исследовании слабоумных больных старческого возраста и умственно отсталых детей.

3. Задание может быть предложено даже без словесной инструкции или с очень простыми, не фиксированными словесными объяснениями. Экспе­риментатор показывает больному доски с правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах опрокидывает доску так, что вкладки падают на стол. В некоторых случаях, для того, чтобы больной начал действовать—вкладывать вкладки в выемки, экспериментатор должен начать работу сам, т. е. вставить в нужные места 2-3 вкладки. После этого, как правило, даже слабоумные боль­ные пытаются продолжать эту работу.

4. Истолкование этого очень простого опыта возможно в самых раз­личных направлениях. Во-первых, иногда оказывается важным установить, что простую работу, не требующую усвоения инструкции, больной выполня­ет охотно, старательно, испытывая видимое удовольствие от удачи. Это удо­вольствие проявляется у некоторых больных так явно, они так рады, что получили задание по силам, что по собственной инициативе вновь и вновь выбрасывают и вкладывают вкладки. Это не характерно для личностного слабоумия.

Некоторым показателем глубины интеллектуальной недостаточности слу­жит способ работы. Так, например, более сохранные больные, отыскав взо­ром нужную выемку, сразу подносят к ней вкладку и вкладывают ее. Более слабоумные берут вкладку и пытаются поочередно втиснуть ее то в одно, то в другое отверстие (так называемым методом проб и ошибок).

Обнаруживается плохая дифференциация форм. Так, например, оваль­ную форму больные пытаются втиснуть в круглую выемку, вкладку в виде звезды — в крестообразную выемку (наблюдается при сосудистой деменции, при имбецильности).

Интересными могут быть наблюдения за особенностями моторики больных.

Методика Кооса

1. Обычное применение методики Кооса направлено для выявления конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, сообрази­тельности, внимания.

2. Для проведения опыта нужно иметь 16 одинаково раскрашенных небольших кубиков и 18 карточек с изображением образцов разнообраз­ных по форме и цвету фигур-орнаментов, которые могут быть составлены из кубиков.

3. Инструкция очень проста. Больному показывают первую или иную из карточек и предлагают сложить из кубиков такую же фигурку. Скла­дывать нужно на столе, не накладывая кубики на образец, а рядом с ним.

Если задание оказывается для больного трудным, то экспериментатор накладывает на образец сетку из слюды, и тогда, становится гораздо по­нятнее, как складывать фигуру.

В зависимости от цели исследования можно различными способами при-

менять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предлагать задачи-образцы в порядке возрастаю­щей трудности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохранности пространственной ориентировки, экспериментатору приходится зарисовывать расположение кубиков. Мето­дику Кооса некоторые патопсихологи используют как материал для иссле­дования «уровня притязаний». Возможны еще и иные разнообразные спосо­бы использования этой методики — для выявления локализации поражений мозга, для обнаружения особенностей эмоциональной сферы (в экспериментах с прерванным действием).

Истолкование результатов такого эксперимента может быть разнооб­разным. Выявляется прежде всего элементарная сообразительность больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу. При построении нескольких фигур, особенно более сложных, выявля­ется также степень внимания больного, поскольку построение сложных фигур требует устойчивого внимания. Попутно при исследовании данной методикой обнаруживаются тонкие нарушения пространственной ориен­тировки. И, наконец, данная методика позволяет выявить работоспособ­ность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в дос­тижении правильных результатов. Первые номера таблиц Кооса очень легки. Поэтому наблюдения за тем, как взрослый, интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отношение к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, которое именуется устано­вочным поведением или аггравацией. Иначе обстоит дело при исследовании маленьких детей-олигофренов, которым может быть недоступна сама задача построения фигуры по образцу. Для исследования таких детей методика Кооса была преобразована А.Я.Ивановой в обучающий эксперимент. Были взяты лишь четвертая и третья фигура и разработаны виды помощи, которые эксперимента­тор оказывает ребенку, обучая его складыванию фигур. Больному предлагают сложить фигуру № 1 по образцу и дают кубики. Если это не удается, объясняют, как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают № 1 по образцу. Это еще не обучение, это делается для ориентировки в задании. Обучение начинает­ся с фигуры №3. Если задание не выполняется, больному дают «уроки» (т.е. регламентированную экспериментом помощь) в следующем порядке:

Урок № 1 — экспериментатор поворачивает кубики нужной стороной квер­ху. Предлагает выполнить задание и регистрирует действия больного. Если этот урок не помогает выполнить задание, дается урок № 2: экспериментатор сам складывает фигурки на глазах у больного и, разрушив сделанное, предлагает ему самому выполнить задание.

Урок № 3 представляет собой подробное словесное объяснение того, как

нужно складывать фигуры («два носика друг к другу повернуты»), сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагает­ся контрольное задание (выявляющее возможность «переноса способа действия»), т. е. больному предлагают сложить фигуру № 4.

ЛИТЕРАТУРА.

Лурия А. Р. и Цветкова Л. С. Вопросы психологии. 1965,2. Kohs S.C. Intelligence measuiement: a psychological and statistical study based upon the block-design tests. New-York, 1923.

описание, эффективность 🚩 Воспитание и обучение ребенка

Методика досок Сегена представляет собой картинки, вырезанные и расположенные на специальной доске. Детям предлагается разбирать и собирать данные картинки. При этом уровень сложности выполнения задания может быть разным. Сложность может зависеть от подбора цвета, формы и сортировки картинок по предметной классификации (животные, фрукты и другое). Сначала педагог показывает ребенку, как вынимаются фигурки из доски и в каком порядке картинки вставляются обратно. При этом используется наглядный способ демонстрации без обращения к речи, что особенно важно при работе с детьми-олигофренами.

Пособие Сегена помогает оценить уровень развития ребенка. Оценка заключается и зрительном воспитании, и в степени зрелости наглядно-действенного и пространственного мышления, и навык составления сложных элементов. Также методика Сегена помогает оценить уровень обучаемости и понимания предложенного задания. Кроме того, при выполнении задания ребенок испытывает положительные эмоции и удовольствие.

Доски Сегена можно использовать не только для работы и диагностики умственно-отсталых детей, но и в качестве развивающего пособия для малышей. Поскольку использование такой доски вместе с мамой помогает развить у ребенка логическое мышление и мелкую моторику, что стимулирует развитие речи и обучение чтению и письму в перспективе.

При использовании досок Сегена малыш получает первые навыки по цвету и форме предметов. Доски Сегена очень разнообразны. Их размер может быть и большим, и маленьким. Также доски Сегена различаются по тематике: животные, деревья, транспорт, погода, цифры и другое. Также существует доска Сегена в виде паззла, который необходимо собрать в единый целый рисунок. Изготавливают доски Сегена из дерева, пластмассы и мягкой ткани. Яркая игрушка привлекает внимание детей от года.

Ценность методики Сегена заключается в том, что она предельно проста. Она может быть применена для исследования детей, начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест может быть использован при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера.

Досочки Сегена — запись пользователя Chairys (Chairyss) в сообществе Раннее развитие в категории Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)

У нас с Алешей появилось новое пособие! Досочки Сегена. Какой же милый у них принт! Посмотрите! Да?

Кстати!

Эдуард Сеген родился в 1812 году в семье потомственных бургундских врачей. Медицину изучал в Париже. В 1837 году молодому врачу предлагают поработать со слабоумными детьми в психиатрической лечебнице в Биссетре. А через год, в 39-м, назначают руководителем детского отделения для слабоумных при этой больнице.

Эдуард Сеген первым попытался вычленить наиболее существенные дефекты при умственной отсталости, подчеркнул определяющую роль нарушений волевой активности ребёнка в формировании этих дефектов. Особое значение он придавал развитию органов чувств у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Им разработана целая медико-педагогическая система воспитания и обучения умственно отсталых детей. Она предусматривала применение специальных упражнений-тренировок для развития сенсорных функций и движений.Эта система оказала огромное влияние на формирование других педагогических концепций, например, знаменитого итальянского психолога Марии Монтессори.

Сегодня психологи всего мира широко используют «доски Сегена» для исследования особенностей зрительного восприятия, моторики, зрительно-моторной координации.

Для диагностики и коррекции сенсорно-перцептивных процессов автор метода использовал различные геометрические фигуры, среди которых были и совсем простые, и довольно сложные. Фигуры располагались в специальных выемках на специально выточенной доске. Более сложные варианты отличались тем, что выемки в досках были заполнены комбинацией нескольких форм. Например, квадрат можно было сложить только из двух или более треугольников.

Психолог показывает ребёнку доску, на его глазах опрокидывает её и предлагает расположить фигурки на доске. Выполнение этого простого задания даёт возможность психологу проследить, как ребёнок понял инструкцию, его отношение к выполнению задания, какие способы работы решил использовать и правильно ли он дифференцирует форму.

Мы с Алешей не только вставляем нужную фигуру на свое место (то есть действуем по принципу "заплаток"), но и конечно стараемся подобрать соответствующий паттерн. Сортируем по цвету, форме, по узору (полосочки, клеточки, цветочки и тп).

Еще я выкладываю ему последовательность из двух карточек, затем меняю одну и прошу показать, какая исчезла.

Но как вы понимаете, эти досочки - неиссякаемый источник самых разных игр!. Поэтому рекомендуем)

коррекция фигуры после родов

Методическая разработка по теме: Альбом методик по изучению мышления

Название

методики

Вид мышления

Возрастной диапазон

Инструкция

Оборудование,

стимульный материал

Критерии оценки выполнения задания

«Доски Сегена»

Наглядно-действенное

С 2-х лет и старше

Экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

Доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты досок различной сложности).

Оценивается  способ действий ребенка, трудности при выполнении заданий (указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления). Самокритичность.

Складывание пирамидки

Наглядно-действенное

С 2-х лет и старше

Ребенку сначала предлагается разобрать пирамидку (если ребенок не приступает к разбору, экспериментатор сам разбирает пирамидку), затем собрать. В первой попытке ребенку предлагают помощь, в следующий раз экспериментатор не вмешивается в ход работы.

Пирамидки, состоящие из 4, 6, 8 колец и колпачка (количество колец зависит от возраста).

Отмечается состав пирамидки, объяснения и действия экспериментатора, действия ребенка. Также отмечается способ работы ребенка.

Коробочка форм

Наглядно- действенное

С 2-х до 4.5 лет

Давай поиграем! В коробочку тебе нужно опустить все фигуры (показывают все геометрические фигуры). Только запомни, что для каждой фигуры существует специальное отверстие, в которое она может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку и ищи то, которое для нее предназначено.

Деревянная или пластмассовая коробочка, в крышке которой отверстие в форме основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). В наборе имеются трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры (шар, куб, параллелепипед).

Для ребенка 2-х лет в норме еще не характерно выделение ориентировочной фазы деятельности, они стараются засунуть фигурку в любое отверстие, не разглядывая их и не соотнося. Способные дети и более обучаемые быстрее схватывают новый материал и сразу после показа действуют самостоятельно. Если дети в 3-4 года пытаются с силой втиснуть фигурку в неподходящее отверстие, то это свидетельствует о возможных нарушениях в интеллектуальном развитии. Важно проверить обучаемость ребенка, т.к  хорошая обучаемость помогает быстро скорректировать это отставание.

«Сюжетные вкладки»

Наглядно- действенное

5-6 лет

Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствующую по-смыслу.

Большая доска, на которой изображены 10 различных ситуаций с недостающими элементами на месте вырезанных пазлов, и вкладки с рисунками, изображающие эти или намеренно неподходящие элементы.

Обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание.

Складывание разрезных картинок

Наглядно-образное

С 3-х лет

Сначала ребенку предлагают сложить на прямоугольном фоне картинку из 3-х частей. Части картинки в беспорядке  кладут перед ребенком на стол и, не называя предмета, изображенного на картинке, предлагают: «Сложи цельную картинку». Если ребенок не знает с чего начать, экспериментатор сам складывает одну основную часть и побуждает ребенка продолжить работу. Если ребенок снова действует неправильно, беспорядочно, экспериментатор складывает картинку сам, обращает на нее внимание испытуемого, вновь перемешивает части рисунка и предлагает: «Теперь сложи сам!»

Разрезные картинки различной сложности: от самых простых, до состоящих из 4-6 частей различной конфигурации. Большинство картинок на прямоугольном фоне.

Способ действий ребенка, в процессе складывания картинки (метод проб и ошибок, зрительное соотнесение). Обращают внимание на то, принимает ли помощь ребенок или нет.

Тест Ровена

Наглядно-образное

Серия А   4-5 лет

Серия АВ 6-8 лет

Серия В

до 10 лет

Посмотри внимательно на картинку – нужно помочь починить коврик, и для этого тебе надо наитии такую заплатку, которая не отличалась бы по рисунку от этого коврика. Внизу даны разные варианты – выбери правильный.

Серия карточек (матриц) с заданиями возрастающей сложности.

Подсчитывается количество ответов,  каждое верное решение- 1 балл.

1 уровень — 95%- особо высокоразвитый интеллект;

2 уровень — 75-94%- интеллект выше среднего;

3 уровень — 25-74%- средний интеллект;

4 уровень — 5-24%- интеллект ниже среднего;

5 уровень — ниже5%-интеллектуальный дефект.

Кубики Кооса

Наглядно-образное

От 5-ти лет и старше

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят составить из кубиков, изображенную на чертеже фигуру. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

16 штук кубиков, имеющих одинаковую окраску.

18 комплектов чертежей с изображениями фигур  разной (постепенно возрастающей) сложности, составленных из 4, 6, или всех 16 кубиков.

Методика позволяет выяснить, насколько развит анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Также методика помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга.

Нелепицы

Наглядно-образное

Для детей 4 — 6 лет

Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

Заранее готовится картинка.

При оценке учитываются:

а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
б) понимание и оценка ситуации в целом;
в) планомерность описания картинки;
г) характер словесных высказываний.

Классифи-кация предметов.

Вербально-логическое

От 6-ти лет и старше.

Всегда в одном и том же порядке предлагают 20 заранее пронумерованных картинок. Перед ребенком кладут 5 непронумерованных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца. Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разложи по группам, что к чему подходит». Затем предлагают ребенку первую картинку-яблоко: «Куда мы положим яблоко?» Если ребенок показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукт» Если попытка испытуемого не удалась, экспериментатор объясняет сам. Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет раскладывать сам.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок.

Задание позволяет разобраться в особенностях  протекания процессов анализа и синтеза, понять доступно ли ребенку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам. Решающее значение приобретает число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода.

Четвертый лишний

Вербально-логическое

5-10 лет

Карточки заранее располагаются в порядке возрастающей сложности и складываются стопкой на столе. Берем легкую карточку и инструктируем: «Здесь нарисовано 4 предмета. 3 похожих, и  их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?» Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить почему

Набор карточек, разных по степени сложности.

С помощью вопросов выясняют мотивацию ребенка.

Установление последовательности событий

Вербально-логическое

5-10 лет

Ребенку показывают пачку перемешанных и пронумерованных картинок: «Вот здесь на картинках один рассказ. Найди, с чего все началось, что было потом, чем закончилось. Положи все картинки по порядку. »

Серия сюжетных картинок, каждая из которых состоит из 3-5 карточек, и отражает какое-либо событие несложного сюжета.

Особое внимание обращается на количество помощи (этапы-подсказки), оказываемой ребенку, как он ее принимает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *