Методика домана при аутизме: Аутизм и расстройства аутистического спектра – Методика обучения Глена Домана для детей с ограниченными возможностями

Методические рекомендации для родителей «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. МЕТОД ГЛЕНА ДОМАНА»

«ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.

МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА»

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману.

Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин. Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу. Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут. В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий. На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов. Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов. Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений. Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый». И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль. Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению. В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;

  • увеличить количество слов;

  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице. Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;

  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;

  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;

  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;

  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Содержание книги — очень важный аспект. Если она покажется вам интересной, почти наверняка она понравится и вашему малышу. Если при этом вы сочтёте понравившуюся вам книгу трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе чтения, чем занимать его слишком простой задачей, которая может ему наскучить.

Есть несколько рекомендаций родителям, которые хотят научить своего малыша читать книги по методу Глена Домана:

  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;

  • текст должен быть крупным и разборчивым;

  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,

  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;

  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;

  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,

  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;

  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

2

Лучшие методы коррекции аутизма: пошаговая программа для родителей [Ирины Воронова] | Складчина

1 МОДУЛЬ. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
  1. Общие сведения, симптомы и причины развития аутизма у детей.
  2. Особенности работы пищеварительной системы у детей с аутизмом.
  3. Диеты при аутизме. Принципы БГБК диеты.
  4. Кому нужна диета? Низкая информативность стандартных анализов на глютен и казеин, и какие анализы действительно информативны.
  5. Чем заменить нежелательные продукты. Рекомендации по успешному вводу БГБК диеты.
  6. Где покупать безглютеновые и безказеиновые продукты. На что обращать внимание.
  7. Другие важнейшие принципы питания для оптимальной работы мозга.
  8. Что нужно пить ребенку и в каком количестве для оптимальной работы мозга.
  9. Что делать, если ребенок отказывается от еды.
  • + 5 ПРИЛОЖЕНИЙ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
2 МОДУЛЬ. ПРИНЦИПЫ БИОМЕДИЦИНСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ (БИОМЕД)
  1. Что такое биомед? Витамины, минералы и другие добавки, необходимые при аутизме.
  2. Где покупать качественные БАДы.
  3. Методы восстановления работы кишечника у детей с аутизмом.
  4. Кандида и антикандидные протоколы.
  5. Вирусы и антивирусные протоколы.
  6. Бактериальные инфекции и антибактериальные протоколы.
  7. Паразиты и антипаразитарные протоколы.
  8. Чем опасны тяжелые металлы?
  9. Что такое хелирование и зачем оно нужно?
  10. Анализы перед началом хелирования и их правильная расшифровка.
  11. Самые безопасные протоколы хелирования.
  12. Поддержка печени.
  13. Как правильно вводить добавки.
  • + 3 ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
3 МОДУЛЬ. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

  1. Генетика и аутизм.
  2. Генетические обследования при аутизме. Какие анализы можно сдать бесплатно?
  3. Что такое «экспрессия» генов? Как ее можно подавить или стимулировать?
  4. Последствия каких мутаций можно скорректировать и как это сделать.
  5. Генетический тест Яско.
  6. Первый этап программы восстановления Яско.
  7. Второй этап программы восстановления Яско.
  8. Третий этап программы восстановления Яско.
  • + 2 ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
4 МОДУЛЬ. ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ГЛЕННА ДОМАНА
  1. Особенности нарушений работы мозга при аутизме и суть метода Домана для устранения этих нарушений.
  2. Строение мозга и принципы его работы.
  3. Тестирование состояния ребенка по Профилю развития Г.Домана.
  4. Определение неврологического возраста ребенка.
  5. Физическая программа для целевого воздействия на поврежденные участки мозга. Какие именно упражнения необходимы.
  6. Паттернинг и как его правильно делать.
  7. Суть дыхательной программы по обогащению мозга кислородом.
  8. Принципы легкого, правильного и безопасного выполнения дыхательных программ.
  9. Сенсорные стимуляции.
  • + 7 ПРИЛОЖЕНИЙ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
5 МОДУЛЬ. УНИКАЛЬНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГЛЕННА ДОМАНА
  1. Как научить ребенка читать (даже если он не умеет говорить).
  2. Как обучить ребенка математике.
  3. Что такое биты интеллекта и как их правильно показывать.
  4. Как обучить ребенка множеству фактов об окружающем мире и сделать его эрудированным.
  5. Социальные программы.
  • + 4 ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
6 МОДУЛЬ. СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
  1. Что такое сенсорная интеграция и как это должно быть в норме.
  2. Нарушения сенсорной интеграции при аутизме.
  3. Нарушения работы вестибулярной системы.
  4. Нарушения в системе проприоцепции и диспраксия развития.
  5. Нарушения тактильного восприятия.
  6. Нарушения зрительного восприятия.
  7. Нарушения слухового восприятия.
  8. Нарушения вкусового восприятия.
  9. Нарушения восприятия запахов.
  10. Рекомендации родителям по диагностике и занятиям.
  11. Занятия дома.
  • + 7 ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПО КАЖДОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЕ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
7 МОДУЛЬ. ABA-ТЕРАПИЯ И FLOORTIME
  1. Основные принципы ABA-терапии и зачем она нужна.
  2. Схема правильной организации занятий ABA дома.
  3. Способы тестирования ребенка и составление программы занятий.
  4. Поощрения в АВА. Как организовать эффективные занятия в домашних условиях.
  5. Использование подсказок в АВА.
  6. Формирование учебного поведения.
  7. Основные методы обучения. ABA «за столом» и в жизни.
  8. Функции поведения и методы коррекции нежелательного поведения.
  9. Floortime: основные принципы и правила.
  • + 2 ПРИЛОЖЕНИЯ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
8 МОДУЛЬ. БОНУС! ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АУТИЗМА
(БОНУСНЫЙ модуль для всех участников!)
  1. Перечень и краткая характеристика других методов коррекции аутизма.
  2. Социализация ребенка с аутизмом.
  3. Будущее трудоустройство ребенка с аутизмом.
  4. Основные принципы тайм-менеджмента для родителей для максимально эффективной организации занятий с ребенком.
  5. Самое важное.
  • + 1 ПРИЛОЖЕНИЕ С НЕОБХОДИМЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
  • + ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ
9 МОДУЛЬ. БОНУС! МЕТОДЫ КОММУНИКАЦИИ С НЕГОВОРЯЩИМ И ПЛОХО ГОВОРЯЩИМ РЕБЁНКОМ
(дополнительный модуль, только для участников пакетов «Премиум» и «Люкс»)
  1. Карточки PECS (краткое руководство по вводу и использованию).
  2. Жесты.
  3. Доска выбора.
  4. Метод FC (Facilitated Communication): как научить ребёнка печатать, выражать свои мысли и общаться с помощью этого навыка.
10 МОДУЛЬ. БОНУС! О ВАЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РОДИТЕЛЕЙ
(дополнительный модуль, только для участников пакетов «Премиум» и «Люкс»)
  1. Как минимизировать риск возникновения аутизма у второго и последующих детей: последние научные рекомендации, начиная с этапа планирования беременности.
  2. Меры по сохранению оптимального здоровья родителей и продлению жизни для максимально эффективного восстановления ребёнка: научные данные и пошаговая программа.

Методика глобального чтения для аутистов

глобальное чтение для аутистовУже давно было установлено, что человек способен обучаться с самых малых лет, причем малыши все хватают на лету. Именно поэтому очень важно уделять внимание развитию ребенку с младенчества. Одна из методик в этом вопросе – методика глобального чтения — принадлежит Глену Доману. Особенно эффективно глобальное чтение для аутистов (результаты применения данной методики можно посмотреть на видео ниже).

По данной методике малышам показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрацию карточек нужно проводить в быстром темпе, меняя их одну за другой. При этом ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне.

Сам процесс демонстрации не должен утомить ребенка либо наскучить ему. Поэтому в течение одного занятия достаточно показать 10 карточек одного тематического характера. Тематические наборы картинок нужно демонстрировать, озвучивая название объектов на них, по три раза в день на протяжении 10 дней. Затем можно вводить новые элементы, углублять и расширять тематику картинок.

Очень важно не забрасывать занятия, однако, через силу заставлять малыша делать то, чего он не хочет, также не стоит. Ведь уже в раннем возрасте у него может появиться ассоциативная неприязнь к учебе. Помните, главное правило успеха в том, что вашему ребенку  занятия должны быть интересны.

Предлагаем вам просмотреть два видеоролика:»Методика глобального чтения» и «Глобальное чтение для аутистов». И поверьте, приложив усилия, вы в любом случае сможете добиться результата!

 

Карточки Гленна Домана – АУТИЗМ? Будущее есть!

 

Создание методики Домана

Свое детище мистер Доман создал в пятидесятых годах двадцатого века, и оно в то время произвело огромный ажиотаж в рядах молодых американских семей. «Карточки Домана» благотворно повлияли на малышей, имеющих повреждение головного мозга в той или иной степени. Сейчас занятия по методике Глена Домана проводятся во многих реабилитационных центрах. И самое важное – методика является доступной для применения родителями дома.

 

Что будут давать карточки Домана?

 

  1. Ребенок будет идентифицировать многие понятия и предметы с помощью специальных рисунков.
  2. Такие карточки размещают в комнате ребенка. По ним он сможет научиться выполнять последовательно все действия: встать, застелить кровать, умыться, позавтракать и т.д.
  3. Имея в руках такие же карточки меньшего размера, ребенок сможет с их помощью показать, что он хочет.
  4. Но главное, он чуть ли не с пеленок сможет научиться читать сразу же словами. Ведь известно, что многие аутичные детки очень талантливы. А эта система обучения им поможет не только выработать умение общаться, но и способность читать.

Гленн Доман в результате многолетних исследований пришел к выводу, что ребенка необходимо учить читать не по буквам, как это обычно делается, а целыми словами. Наш мозг готов воспринимать таким образом информацию. При этом детям такой метод обучения дается очень легко. Ведь, как утверждает Гленн Доман, мы же не учимся слышать и говорить по звукам, а целыми словами? Значит, и читать можно научиться тоже целыми словами. Такая методика полностью себя оправдала. Особо ярким примером может служить реклама, которую дети хорошо воспринимают, а те слова, которые там звучат и написаны, они считывают легко.

На карточки можно просто смотреть и проговаривать. Но хорошим обучающим методом могут стать карточки Домана в видеоформате, которые сопровождаются озвучкой. Включая их аутичному ребенку, можно стимулировать его к тому, чтобы он обратил на голос и изображение внимание и прослушал весь материал. Карточки для детей подобраны по темам. Слова написаны четкими и большими буквами. Голосовое сопровождение ровное и спокойное. Благодаря карточкам Домана можно реально обучит ребенка основным коммуникациям.

  

Просматривайте видео-презентации на нашем сайте, они специально адаптированы для детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания, за счет быстрого переходя от одного слайда к другому. Родителям бывает сложновато выдержать такой темп, используя бумажные карточки.

Понимайте своего ребенка, желаете, чтобы он вырос здоровым, крепким и счастливым, любите его, познавайте его и подавайте личный хороший пример.

Развивая и обучая ребенка с помощью методики Гленна Домана, вы даете своему ребенку будущее!

 

Методика домана при аутизме — Детишки и их проблемы

Методика воспитания детей Глена Домана

Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка – методику Глена Домана

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)

Пространство неограниченных возможностей

Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.

Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.

Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.

Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.

Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

Правое полушарие и минусы обучения

Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.

Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.

В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.

Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.

Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.

Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.

Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.

Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.

Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.

Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.

Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.

К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Заповеди Глена Домана

♦ Начинайте как можно раньше.

♦ Учите с удовольствием.

♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.

♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

♦ Почаще вводите новый материал.

♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.

Похожие статьи:

Как обучать ребенка

Как развивать интерес к обучению у ребёнка

Как обучать ребенка чтению и математике

Методика раннего развития детей. Методика Никитина

Как развивать двигательную активность ребенка



Source: razdeti.ru

Как и чему учить ребенка аутиста — 100 программ

Часто родители, воспитывающие особенного ребенка, не знают, чему и как учить ребенка аутиста. Безусловно, необходимо искать квалифицированную помощь и поддержку, выходить на специалистов. Сегодня родители могут пройти программы обучения онлайн и получить доступ к специализированной литературе.Программа Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов» может разобраться и понять, как и чему обучать ребенка с аутизмом, определить для себя, какие навыки стоит развивать в первую очередь, на чем сосредоточить свои усилия. Вы можете скачать книгу в электронном виде, в которой описано 100 программ обучения различным навыкам — от простых, таких как установка зрительного контакта и имитация движений, до сложных — обучения социальным навыкам, развития логического мышления, использования ролевых игр.

Привожу оглавление, подробное описание всех занятий в файле (ссылка в конце статьи)  :

В пособии авторы не только предлагают пошаговый план обучения аутичного ребенка, но и дают рекомендации и описывают стратегии обучения. В книге есть глава, посвященная выбору важных навыков, организации условий обучения, мотивации и обращению с ребенком, который сопротивляется обучению.

Важно помнить, что что обучающая программа для ребенка с аутизмом должна не просто состоять из обучения определенным навыкам (выполнение инструкций, различие предметов и т.д.), но и включать работу над усилением коммуникативных навыков ребенка и обучению его использованию полученных знаний в повседневной жизни. То есть, к примеру, важно не просто научить ребенка смотреть в глаза, но и уметь обратиться с просьбой  и выразить свои желания, проявлять инициативу,  получить возможность общаться с окружающими.

Не обязательно следовать программе пошагово, необходимо учитывать возможности ребенка. Прежде чем приступить к работе над определенными навыками, подумайте, насколько они нужны вашему ребенку, сможете ли вы найти им практическое применение, и стоит ли сейчас уделять внимание обучению данного навыка или выбрать более полезные с практической точки зрения цели.

Скачать пособие

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о