Методика домана методика обучения – Глен Доман: Великий и… Ужасный? — метод домана критика — запись пользователя Синди (LybovZla) в сообществе Я ФАНАТКА своего ребёнка в категории Раннее развитие

Содержание

Метод Домана — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дуглас Доман рассказывает про профиль развития ребёнка.

Метод Домана — серия реабилитационных (методика Домана-Делакато, «паттернинг»[1]) и развивающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленном Доманом и основанным им Институтом Развития Человеческого Потенциала (англ. The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).

В сороковые года XX века молодой физиотерапевт Гленн Доман начал разработку программы восстановления умственно отсталых детей. Основной целью программы была активизация умственной деятельности больных детей через обучение. В своей системе он использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребёнку на короткое время, но много раз за день. Постепенно количество карточек увеличивалось. По теории Домана, карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга. В результате длительной работы, после многомесячных повторов, наступало улучшение в развитии детей. Умственно отсталые дети начинали развиваться, двигаться, говорить ранее ожидаемого срока и в своём развитии догоняли обычных детей.

Впоследствии методику Домана стали применять как развивающую для обучения здоровых детей.

В Институте Развития Человеческого Потенциала под руководством Гленна Домана были разработаны различные восстанавливающие методики для умственно отсталых детей, и обучающие, развивающие методики для обычных детей. В серию методик входит необычно раннее (с первого года жизни) обучение чтению и математике, а также методики физического развития.

По методикам Домана рекомендуется начинать обучение уже в 3-6 месяцев, поскольку «с 6-7 лет у детей начинается Обучение, а Познание — идет с самого рождения», и поскольку ребёнок в первые 6 лет жизни получает больше знаний, чем за остальную жизнь.

Обучение чтению по методике Домана[править | править код]

Раннее (в два года и даже раньше) обучение чтению при помощи специального набора карточек (карточки Домана) — пожалуй, наиболее распространённое применение методик Гленна Домана. Основной идеей обучения является запоминание ребёнком слова целиком, вместо складывания его из букв и слогов, основным приемом — многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.

Методики Домана являются предметом критики некоторых специалистов. В частности, в журнале Американской академии педиатрии (англ. American Academy of Pediatrics) были опубликованы статьи[1][2], утверждающие, что методики основаны на устаревших и упрощенных представлениях о психологии развития, а эффективность методик была поставлена под сомнение.

» Методика Глена Домана

Методика Глена Домана является одной из наиболее известных методик раннего развития детей с интеллектуальной и физической точки зрения. Глен Доман, американский врач-нейрофизиолог, утверждал, что в каждом ребенке скрывается большой потенциал, способный максимально развиться, открывая перед ребенком неограниченные возможности в дальнейшем. К такому выводу автор методики пришел после детального изучения особенностей развития детей.

 Принципы обучения по методике Домана

  • Обучение следует начинать как можно раньше. Чем ребенок младше, тем легче его научить чему-либо.
  • Непременно нужно хвалить кроху и радоваться его успехам.
  • Необходимо доверять своему ребенку и уважать его как личность.
  • Процесс обучения должен приносить удовольствие
  • Для обучения должна быть создана подходящая обстановка
  • Необходимо закончить занятие прежде, чем ребенок этого захочет сам
  • Нужно как можно чаще вводить новый учебный материал
  • Быть последовательными, организованными, занятия проводить регулярно
  • Знания ребенка проверять не нужно
  • Учебные материалы нужно готовить тщательно и заранее
  • Если ребенку или вам стало неинтересно, занятие следует прекратить

 Физическое развитие ребенка согласно методу

 Раннему физическому развитию ребенка в методике Домана уделяется значительное внимание, поскольку автор убежден, что оно непосредственным образом связано с развитием интеллектуальных способностей малыша.

Ребенку с младенчества необходимо предоставить свободу движения, поощрять его естественные потребности в плавании, хождении, хватании, ползании. Эти потребности заложены в детях природой, их нужно развивать, чтобы в дальнейшем ребенку не пришлось учиться ходить, ползать и плавать заново. Сохраняя детские рефлексы, родители предоставляют малышу возможность вести активный образ жизни, «умнея» и «взрослея» раньше ровесников. Следовательно, необходимо обеспечить условия для физического стимулирования крохи.

Младенца помещают в специальный трек для ползания, который располагается под небольшим уклоном. Малыш располагается между бортиками этого трека, так стимулируется врожденный рефлекс, благодаря которому он выбрался из маминого живота. По треку ребеночек способен проползать достаточно приличные расстояния. Автор методики рекомендует, чтобы младенец проводил в треке ежедневно по 3-4 часа, причем одежды на ребенке должен быть минимум. Лучше, чтобы поверхность трека была гладкой, без одеял или мягких матрасов. Если грамотно все организовать, то к четырем месяцам ребеночек уже начнет ползать на четвереньках.

Также в методике делается акцент на развитии чувства равновесия и баланса (крутить и вертеть кроху), на преодолении преград (различные валики на полу), помощи ребенку в хождении, беге, плавании.

Доман выделяет семь стадий в развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста, эти этапы соответствуют периодам созревания мозга. На первом этапе слух, зрение, мануальные навыки и движения управляются верхними отделами спинного мозга, на последнем этапе – верхними отделами коры головного мозга. Каждый новый уровень, развиваясь, вытесняет предыдущий и начинает контролировать различные функции. Переход от одного этапа к другому сопровождается, согласно методике, массой определенных движений. Обычный малыш, с которым не занимаются специально, проходит эти стадии за шесть с половиной лет, но, если действовать согласно методике Домана, их можно пройти за три с половиной года!

 У вас есть 30 секунд: чему вы успеете научить ребенка?

 Глен Доман сравнивает человеческий мозг с самым совершенным компьютером, который извлекает тем больше выводов, чем больше знает фактов. Не стоит забивать голову ребенка ерундой, напрасно ожидая затем от него грамотных поступков и умных высказываний. Необходимо обеспечивать малыша отчетливой, точной, понятной информацией. Приводится следующий пример.

Представьте, что ребенок увидел собаку и подошел к вам поинтересоваться насчет нее. У вас есть следующие варианты действий:

  • Сказать: «Отстань, мне некогда»
  • Сказать: «Это гав-гав»
  • Сказать: «Это собака»
  • Сказать: «Это собака породы сенбернар»
  • Показать ребенку картинки с собаками
  • Показать картинки с собаками и сказать: «Посмотри, малыш, на всех этих картинках изображены животные, которые называются собаками, здесь есть разные собаки – пудель, немецкая овчарка, боксер, болонка, спаниель, колли, чау-чау, ротвейлер, доберман, лабрадор».

Доман утверждает, что последний вариант поможет ребенку самостоятельно сделать выводы о том, что у всех собак есть лапы, хвост, шерсть, но они могут иметь разный рост, размер, окрас, форму ушей, длину хвоста и т.д. Так за 30 секунд развитие детского мозга значительно ускорится.

 Как научить малыша читать (по методу Домана)

 Ребенок видит написанные слова, но их значения не понимает. Если ребенок будет одновременно видеть и слышать написанное слово, то мозг механически его запомнит, интерпретировав полученную информацию. Так с течением времени законы чтения станут понятные ребенку по таким же принципам, по каким ему стала понятна устная речь. Глен Доман убежден, что с шестимесячного возраста можно начинать учить ребенка чтению.

Для этого применяются карточки 10х50 см, на них написаны красные печатные буквы, высота букв составляет 7,5 см, толщина шрифта составляет 1,5 см. Для начала должны быть подобраны хорошо известные ребенку слова (названия членов семьи, одежды, игрушек, частей тела, любимых блюд). Можно придерживаться следующей программы.

В первый день показывать ребенку 5 карточек (по 5-10 секунд каждую) и внятно произносить написанные на них слова («мама», «папа», «бабушка»). На этом занятие должно быть окончено. В награду малыш получит объятия и поцелуи. В течение первого дня необходимо эти же карточки показать еще дважды.

На второй день вчерашние карточки повторить и добавить к ним 5 новых. У малыша, таким образом, будет шесть коротеньких занятий, 3 занятия по старым карточкам и 3 по новым.

На третий день добавляется еще 5 карточек – имеем 9 занятий в результате.

К пятому дню вы доходите до 25 карточек и 15 занятий. На шестой день добавляются пять новых карточек, но в изученных комплектах вы убираете по одному слову.

 Как обучить ребенка счету по этой методике

 Когда мы говорим «два», ребенок представляет две точки, а взрослый – цифру. То есть, согласно Доману, ребенок мыслит фактами. Предоставив малышу такие факты, взрослые дадут ему возможность определять количество предметов сразу, без пересчета, а также познакомиться с базовыми математическими правилами – сложением, вычитанием, умножением, делением. Для обучения ребенка счету используются карточки в количестве 100 штук, размер каждой – 27х27 см. На каждой карточке изображены точки в хаотичном порядке (от 1 до 100), диаметр точек – чуть менее 2 см.

Математические карточки демонстрируются по тем же принципам, что и карточки для чтения. Только на начальном этапе используются лишь два набора (точки от 1 до 5 и от 6 до 10). На первом этапе обучения ребенок осваивает понятие «количество», на втором – «уравнение», на третьем решает задачи, на четвертом осваивает понятие «цифра» и запоминает цифры, на пятом этапе малыш знакомится с цифровыми уравнениями.

 Получение энциклопедических знаний

 Согласно Глену Доману, приобретение разносторонних знаний о мире, который нас окружает – это и есть цель человеческой жизни. Не нужно ничего объяснять и разъяснять детям, их мозг может воспринимать только факты. Чтобы карточки давали малышу действительно энциклопедические знания, они должны отвечать определенным требованиям:

  • Детали изображения отчетливо видны
  • На одной карточке – один предмет
  • Предмет имеет специальное название
  • Это незнакомый ребенку предмет
  • Размер карточки – 28х28 см, то есть она достаточно большая
  • Карточка чистая

Каждое занятие с карточками должно продолжаться примерно 30 секунд.

 Разделы знаний согласно методике Домана

  1.  Биологические (и различные категории, например, птицы)
  2. Исторические (и различные категории, например, правители)
  3. Географические (и различные категории, например, российские города)
  4. Музыкальные (например, композиторы)
  5. Искусствоведческие (например, картины Айвазовского)
  6. Математические (например, количество)
  7. Анатомические (например, человеческий скелет)
  8. Общие знания (например, орудия труда человека)
  9. Языковедческие (например, французский язык)
  10.  Литературные (например, немецкие писатели)

 Спорные моменты в направлении

 Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.

  1. Мозг человека сравнивается с мощным компьютером, который может похвастаться практически неограниченным запасом памяти. Но живой ребенок – это не машина. Если мы заполним его голову тысячами байтов информации, мы не сделаем его образованнее или умнее, ведь факты мало знать, необходимо уметь их использовать. Если этого не уметь, то ненужная информация, которую малыш никак не фильтрует, накапливается в детской головке в качестве хлама.
  2. Изобилие информации истощает и перегружает нервную систему ребенка, что в дальнейшем грозит психическими нарушениями, резкими перепадами настроения, эмоциональной нестабильностью, проблемами в общении, чувствительностью, ранимостью, тревожностью. Возможны проблемы и со здоровьем – например, нарушение аппетита, утомляемость, головные боли. Если ваш ребенок устойчив к перегрузкам, то все может закончиться великолепными результатами, но стоит ли так рисковать?
  3. Стимулирующее обучение должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. В первую очередь, как известно, у детей развивается наглядное мышление. Увидев собаку, малыш соотносит ее со словом «собака». Изучая же окружающий мир по карточкам Домана, у ребенка формируются абстрактные образы, то есть слово сопоставляется с конкретной карточкой. Ребенок может не узнать в зоопарке слона или верблюда, хотя видел их до этого на картинках.
  4. При обучении по данной методике малыш пассивен, то есть получает информацию только для дальнейшего воспроизведения. Отсутствует момент творчества, ребенку не нужно самостоятельно находить информацию, нет никаких вопросов. Задача ребенка – лишь просмотр картинок и выслушивание бесстрастных фактов. Это притупляет заложенную в каждом ребенке с рождения любознательность.
  5. У ребенка не остается времени на эстетическое, творческое, эмоциональное, нравственное развитие, на игры, общение со сверстниками. Карточки Домана отнимают много сил у родителей, ведь их необходимо изготовить, грамотно рассортировать, подобрать и т.п.
  6. На занятиях задействуются только слух и зрение, не уделяется внимание тактильным ощущениями, запаху и вкусу, то есть целостного восприятия ребенок не получает.
  7. Обучаясь чтению по карточкам Домана, ребенок машинально запоминает слова. Книги с незнакомыми словами он читать не сможет, как не сумеет проанализировать прочитанный текст. Все, что может в данном случае малыш – воспроизвести ранее заученный материал. Связь между заученными словами и реально звучащей речью дети не улавливают. Им приходится заново учиться читать.
  8. Не всегда чтение должно сопровождаться демонстрацией изображений, как того требует методика Домана. Малыш должен учиться самостоятельно на основе текста выстраивать зрительный ряд, иначе обычный текст в книге без иллюстраций он будет воспринимать с большим трудом и не захочет учить то, что ему неинтересно или тяжело дается.
  9. Подача материала в методике Домана ведется только через карточки, а ведь известно, что детьми лучше запоминается тот материал, который включен в активную деятельность и различные игры.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Методика Домана. Карточки Домана.


Глен Доман (1920 г.р.) — американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.


Методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг –  первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».  

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию». С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.Методика Домана 

Основные тезисы методики Глена Домана

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1.  Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2.  Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3.  Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4.   Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5.  Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6.  Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8.  Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11.  Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана,  можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!

Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление — трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) — 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды. Методика Домана

Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок

Методика Домана

Рейтинг: Нет рейтинга

Каждый ребенок уже с самого рождения обладает неограниченными возможностями в развитии интеллекта и приобретении знаний. Понимание этого – один из основных принципов методики Домана, которая помогает научить малыша считать и читать еще до того, как он сделает первые шаги.

Почему важно заниматься именно ранним развитием ребенка и как должны проходить такие занятия?

Методика Домана: что это такое

Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор специальной обучающей методики интенсивного раннего развития, которую используют для занятий с детьми по всему миру.

Согласно методике Домана считается, что чем большей будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем выше потом будут его интеллектуальные способности.

Буквально с первых дней с ребенком активно занимаются физическими упражнениями. Считается, что это ускоряет развитие.
При этом предлагается использовать несколько принципов:

  • предоставить ребенку неограниченное движение уже с первых дней;
  • не пеленать малыша;
  • учить ребенка разным движениям.

Одна из самых популярных методика домана

Параллельно с физическими упражнениями рекомендуется развивать и другие способности малыша (лингвистические, математические). Ребенку начинают регулярно показывать специальные карточки, которые помогают научиться читать сразу целыми словами, считать и получить другие знания из разных областей.

Знаете ли вы? Изначально методика Домана применялась для лечения детей с задержкой развития. При этом было отмечено, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности всего мозга. Со временем систему, которая была разработана для больных, Доман применил для занятий со здоровыми детьми.

Методика Домана – как заниматься в домашних условиях

Методика Домана «Чтение с пеленок» активно практикуется в некоторых детских садах и яслях, но вы можете подготовить карточки и самостоятельно заниматься с ребенком дома.
Есть несколько основных правил, как проводить обучение:

  • по методике Глена Домана для занятий используют карточки большого размера;
  • слова должны быть написаны крупным шрифтом красного цвета;
  • картинка-изображение должна быть четкой, цветной и располагаться на белом фоне;
  • карточки показывают ребенку 1-2 секунды и четко называют то, что изображено;
  • занятия проводят регулярно.

Популярна методика домана в домашних условиях

Считается, что именно в таких условиях информация будет восприниматься ребенком на подсознательном уровне и запоминаться автоматически.

Обучение чтению по методике Домана начинают с показа карточек с отдельными словами. Для начала выберете простые имена существительные, которые будут близкими и понятными ребенку: «мама», «папа», «семья», «дом» и др. Через некоторое время можно будет изучать карточки с глаголами и прилагательными.

Следующим этапом в методике обучения чтению по принципу Домана станет добавление карточек со словосочетаниями. Проанализируйте тот материал, который уже выучен, и составьте для ребенка понятные комбинации слов. Завершающий этап – чтение сразу целых предложений.

А методика обучения математике по Доману заключается в том, что ребенку в первую очередь предлагают освоить цифры и числа. При этом на обучающих карточках показывают не значок цифры, а крупные красные точки и называют их количество. Считается, что через некоторое время ребенок сможет открыть для себя возможность сложения, вычитания и тд. После изучения первых 20 карточек ребенку предлагают изучать примеры.

По методике Домана кроме чтения и математики рекомендуется изучать с детьми и другие области знаний: животные и растения, иностранные языки, научные факты, исторические события и др.

Готовьтесь к каждому занятию заранее:

  • разложите карточки по темам и в нужном порядке;
  • подпишите их с другой стороны, чтобы вы могли быстро называть изображение.

Занятия с карточками старайтесь проводить в комфортное для ребенка время: когда он сытый, не капризничает. Если ребенок не хочет заниматься, не настаивайте и предложите посмотреть карточки позже.

Согласно методике Домана начинать обучение ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего – еще до 1 года, когда мозг начинает ускоренно развиваться и расти. Эффективными считаются также занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет.

Методика Домана – с чего начать

Первый день занятий
  • Заранее подготовьте несколько наборов карточек Домана на разные темы. Карточки можно изготовить самостоятельно или купить в магазине.
  • Во время первого занятия покажите ребенку 5 карточек на одну тему.
  • Каждую карточку показывайте 1-2 секунды и громко называйте то, что изображено (комментировать изображение не нужно).
  • В первый день такой урок можно повторить несколько раз.
    Одна из самых популярных методика домана

Важно! Обязательно хвалите ребенка после каждого занятия.

Как продолжать занятия
  • Продолжая занятия по методике Домана, покажите ребенку карточки из первого набора (5 штук) и добавьте еще один набор (5 штук) другой тематики. За один урок используйте не больше 10 карточек.
  • Таких уроков за один день может быть несколько (желательно, не больше 12).
  • Старайтесь не повторять одни и те же карточки больше трех раз в день. Меняйте их порядок.
  • Через несколько дней можно вводить новый материал. Убирайте одну любую карточку из набора, который ребенок уже видел, и добавляйте одну новую. Желательно фиксировать, когда и какие карточки вы показывали, чтобы не повторяться.
  • Периодически меняйте наборы карточек.
  • Когда ребенок уже хорошо усвоил предложенную информацию, можно перейти к изучению дополнительных фактов по теме, а потом – к играм с карточками.

Старайтесь проводить занятия с карточками регулярно. Если вы сделаете большой перерыв, ребенок может забыть информацию, и придется начинать все заново.

Плюсы и минусы методики Домана

Методика раннего развития Домана имеет различные отзывы, и, как в любой другой методике, тут есть свои плюсы и минусы.

Минусы методики Домана

Одна из самых популярных методика домана

  • Ребенок не является активным участником процесса обучения. Во время занятий он пассивен. Работает только зрительное и слуховое восприятие.
  • При занятиях по методике Домана не предусмотрено время для игр, творчества и общения.
  • Ребенка не учат воспринимать информацию другими путями и не рассказывают, где можно применить полученные знания.
  • Ребенок запоминает предложенную информацию автоматически и не умеет ее анализировать.
Положительные стороны методики Домана
  • ребенок может запомнить очень много различной информации за короткий период;
  • обучение занимает совсем немного времени;
  • методика подходит для занятий с малышами в домашних условиях.

Знаете ли вы? Многие признанные в мире ученые в детстве занимались именно по методике Домана.

Методика Домана-Маниченко

Педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для занятий с русскоязычными малышами и усовершенствовал ее. Благодаря этому обучение стало более интересным для ребенка, познавательным и качественным.

Чем отличается методика Домана-Маниченко:

  • Словарная адаптация для малышей, которые растут в русскоговорящей среде.
  • Игровой подход. Ребенок не просто рассматривает карточки, но и вовлекается в игру.
  • Наравне с карточками используются различные дополнительные инструменты: интерактивные книги, диски и др.

Важно! Не бойтесь экспериментировать. Вы можете придумывать новые игры с карточками Домана или изменять предложенные игры так, чтобы занятие было интересно именно вашему ребенку.

Методика Глена Домана – видео

В этом видео вы узнаете: как начать заниматься с ребенком по методике Домана и в каком возрасте это лучше делать; как достичь максимально успешных результатов и почему важно активно развивать ребенка уже в первый год жизни. Также вы узнаете о положительных и отрицательных сторонах методики.

В своих принципах обучения Глен Доман показал, что потенциал развития каждого ребенка огромен. Уже с первых дней дети обладают способностью запоминать предложенную информацию. Занятия с карточками по методике Домана сделают процесс обучения максимально быстрым и помогут эффективно развивать память вашего ребенка.

Существуют такие методики как: Методика Зайцева, Методика Никитиных, Методика Монтессори, Педагогика Вальдорвская.

Используете ли вы методику Домана для занятий со своим ребенком? Какие плюсы и минусы методики вы можете отметить при этом? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Обучение чтению: методика Глена Домана

Основатель: Глен Доман — ученый — нейрофизиолог

Самое важное правило при обучении ребёнка чтению по системе Глена Домана — ни в коем случае не забывайте о том, что обучение — это не работа, а увлекательная игра.

Материалы Домана были созданы на основе многолетней экспериментальной работы группы учёных. Его методика состоит из пяти основных этапов.

 

Этапы обучения:

Отдельные слова

Он начинается с использования 15 слов. И только после этого можно продолжать развитие словарного запаса по Доману. Заниматься рекомендуется исключительно, когда малыш находится в хорошем настроении, когда он полон энергии и восприимчив. Помещение для занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.

Для начала покажите вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не выпуская ее из рук, 1-2 секунды. В этой методике не рекомендуется как-то комментировать слова, Не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.

За первый день обучения повторите показ карточек Домана ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. Общее количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить трёх минут.

В течение второго дня нужно будет повторить основное задание 3 раза, а также трижды продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.

На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот раз вы будете использовать три набора по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.

Как же выбрать первые 15 слов? Они должны быть самыми близкими и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, занятий, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.

Скука – сигнал опасности. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек больше трёх раз в день, малышу это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может привести к потере интереса ребёнка к обучению.

Вот какие результаты обещает вам Глен Доман после 3 дней следования его рекомендациям:

  • малыш разовьет зрительный аппарат и научит мозг отличать один письменный знак от другого;
  • он сможет прочитать слова.

Выучив 15 слов, можете приступать к следующей группе, обозначающей, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.

Каждый раз вам нужно добавлять новые слова и убирать старые. Как это правильно сделать? Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже освоенного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.

Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие.

Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5 новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.

Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день, при максимуме в 10 слов.

Словосочетания

Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.

Итак, вам нужно проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём, некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.

Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие от узнавания. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить ему простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».

Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда познакомьте маылша с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».

И снова, в зависимости от возраста и опыта ребенка, вы можете дополнить показ слов яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» — это очень простые понятия даже для малыша. Они тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.

Простые предложения

На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения. К этому момент малышу следует знать около 75 слов.

Для этого нужно составить набор из 5 предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем удалите по 2 старых предложения и вставьте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.

На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке 2-3 слова.

Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть заполнена фотографиями самого ребенка.

Распространённые предложения

К этому этапу ваш ребёнок уже сможет сделать второй по значимости шаг, после того, как впервые научится различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.

Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают — это первый и основной шаг на пути обучения чтению.

В этом разделе Глен Доман пользуется теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «кот спит» нужно дополнить: «кот крепко спит».

На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек с предлогами и наречиями, однако, не стоит слишком ими увлекаться.

Не стесняйтесь писать также и смешные предложения, вроде «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.

Продолжайте показывать ребенку новый учебный материал, читая вслух отдельные предложения, тексты из книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить разные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.

Когда вы приступите к освоению более длинных предложений, вам, без сомнения, потребуется увеличить размеры карточек, поэтому сейчас стоит:

  • уменьшить размер шрифта;
  • увеличить количество слов;
  • изменить цвет букв с красного на черный.

Очень важно соблюдать такое правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не стоит писать слишком маленькими буквами и неразборчиво.

Книги

На последнем этапе малышу предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.

Если же вы приступили к чтению книг ребёнку, которому нет еще и 2 лет, можно с уверенностью предположить, что вам понадобятся книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает — прекрасно, поскольку такое чтение поможет скорейшему развитию и созреванию мозга. Если малышу уже исполнилось 3 года – то у вас, скорее всего, не возникнет проблем.

Большое значение на этом этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить малыша читать. Чтобы не ошибиться в ее выборе, приведём несколько правил:

  • она должна содержать от 50 до 100 слов;
  • состоять из слов и предложений, уже знакомых ребенку;
  • в ней должно быть не больше 1 предложения на страницу;
  • высота печатного шрифта — не менее 1 см;
  • текст должен предшествовать иллюстрациям и располагаться отдельно от них.

Содержание книги — очень важный аспект. Если она покажется вам интересной, почти наверняка она понравится и вашему малышу. Если при этом вы сочтёте понравившуюся вам книгу трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе чтения, чем занимать его слишком простой задачей, которая может ему наскучить.

Есть несколько рекомендаций родителям, которые хотят научить своего малыша читать книги по методу Глена Домана:

  • прежде чем приступать к чтению, разучите с малышом все новые словам, которые в ней встречаются;
  • текст должен быть крупным и разборчивым;
  • убедитесь, что вашему ребенку придется сначала прочесть текст, а уже потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации,
  • сядьте вместе и откройте книгу. Если малыш захочет прочитать некоторые слова сам — прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем младше ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает;
  • прочитанную книгу ставьте к нему на полку — пусть он потом читает её сам столько раз в день, сколько захочет.

Плюсы методики Глена Домана

  • обучение происходит в игре;
  • ваш ребенок будет готов к требованиям и ритму современной жизни,
  • у малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации;
  • метод Домана помогает приобретать энциклопедические знания.

Минусы

  • изготовлениение карточек занимает очень много времени, но этот минус преодолим. Загляните на родительский форум в интернете, и вы обязательно найдете готовые наборы карточек;
  • зачастую малыши, читающие карточки, не узнают эти же самые слова, написанные, предположим, другим цветом;
  • многие учителя отмечают, что ребенок, учившийся читать по Доману, не справляется потом со школьной программой, у него чаще возникают проблемы с грамотностью.

Дело в том, что для овладения русским языком нужно уметь разбивать слова на слоги, выделять части слова. Именно на этом базируются законы правописания. Ребенок же привык воспринимать слова целиком, он не видит те части, из которых оно состоит.

Скачать карточки Домана:

Карточки Домана / Учимся читать с рождения
Карточки со словами по методике Домана (сборник, 8 подборок)
Карточки Глена Домана / О методике Домана

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

Методика Глена Домана — Солнечный Город

Все родители стремятся дать своим деткам все самое лучшее, воспитать их умными, образованными людьми. В наше время молодые родители имеют куда больше возможностей заниматься со своими детками по разнообразным методикам, чем имели наши бабушки и мамы, ведь в сети интернет можно найти практически любую интересующую нас информацию. Так, сегодня на слуху у молодых мам и пап множество всевозможных методик раннего развития детей, среди которых большой популярностью пользуется методика Глена Домана. Так что же это за методика и в чем ее суть?

Методика Глена Домана

Глен Доман – лучший из специалистов в области изучения детского мозга

Глен Доман (Glenn Doman) – великий врач-нейрохирург из американского города Филадельфия. Глен Доман родился в 1920 году. В 1940 году Доман окончил Пенсильванский университет в родном городе, после чего устроился на работу в больницу физиотерапевтом. С 1941 года работа молодого врача была прервана в связи со Второй мировой войной. По окончании войны Доман вернулся к своей работе. Именно в это время молодой и предприимчивый врач организовал вместе со своими коллегами работы по восстановлению деток, которые имели повреждения головного мозга и тяжелые поражения нервной системы. Эти работы имели большой успех и уже в 1955 году Доман открыл институт Развития Человеческого Потенциала.

Годы ежедневной изнурительной работы в изучении свойств детского мозга, случаях его повреждения и составления восстановительных методик сделали Глена Домана одним из крупнейших специалистов всего мира в этой области.

Методика Глена Домана

Суть и принципы методики Глена Домана

Изначально методика Глена Домана была направлена на развитие умственно отсталых деток, а также детей, которые имели травмы или другие поражения мозга. Но по ходу своей работы и ежедневных исследований, Доман заметил, что под воздействием упражнений в процессе психической деятельности активно участвовали и здоровые клетки головного мозга. Именно благодаря этому открытию он пришел к выводу, что данная методика подходит также и для раннего развития здоровых детей. Со временем он ее адаптировал под здоровых деток, и она получила название, под которым известна и сейчас – методика раннего развития Глена Домана. Сегодня данная методика пользуется большой популярностью не только в разнообразных специализированных дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах, но и среди родителей.

Итак, методика Глена Домана основана на том факте, что малыши лучше всего воспринимают информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Именно этот принцип и положен в основу данной методики. Начинать занятия с ребенком по методике Домана можно уже в трехмесячном возрасте.

Суть методики заключается в том, чтобы показывать деткам специальные карточки с изображением животных, фруктов и многого другого, а также написанные на специальных карточках слова и четко их произносить (для обучения малыша чтению). Для первых занятий нужно использовать наиболее простые и понятные для малыша слова, такие как мама, папа, каша, кот, собака. Каждое слово должно быть распечатано крупными красными буквами на отдельном листе или карточке. Со временем упражнения усложняются тем, что слова делятся на такие категории, как продукты питания, овощи, фрукты, животные, природа и так далее.

Методика Глена Домана

Как проходит обучение по методике Глена Домана?

Как и любые другие занятия, упражнения по методике Домана можно проводить только тогда, когда малыш спокоен, его ничего не беспокоит и он не хочет спать. Ребенка нужно положить или посадить в удобном для него положении и начинать ему демонстрировать карточки со словами от самого простого к более сложному. За одно занятие используется пять карточек, которые используются на протяжении пяти дней. Каждая карточка показывается всего пару секунд, в течении которых взрослый четко проговаривает то, что на карточке написано или изображено. Отвлекаться и объяснять что-либо не нужно, просто показываете и четко проговариваете одну за одной все пять карточек. Карточку необходимо держать на расстоянии 50-60 сантиметров от лица ребенка.

Карточки из одной серии все время необходимо показывать и произносить в другой последовательности. Проводить занятие необходимо три раза в день в течении пяти дней. После этого одна карточка убирается и добавляется новая, через пять дней на смену второй карточке приходит новая и так все время.

 

Цели занятий по методике Глена Домана

Основной целью занятий по методике Домана является максимально задействовать детский мозг, который до шести лет все время растет и способен воспринимать огромное количество информации. Доман доказал, что чем больше мозг работает, тем лучше развивается интеллект ребенка. Если же показывать ребенку карточки не с изображениями, а со словами, то можно довольно рано научить ребенка читать. Также с помощью карточек Домана можно учить и математику, показывая карточки, на которых будут изображены красные точки, которые нужно сосчитать.

Методика Глена Домана

Необходимые материалы

Именно благодаря тому, что данная методика не требует никаких специальных дорогостоящих материалов, она и пользуется такой популярностью. Все, что нужно для занятий – это карточки с изображениями, словами или точками. Можно вместо них также использовать обычные листы формата А4, главное, чтобы все изображения и слова на них были четкими и цветными.

Методика Глена Домана

Особенности методики раннего развития Глена Домана

Главной особенностью методики Домана является то, что с ее помощью можно развивать мозг ребенка сразу в четырех основных направлениях – чтение, математика, энциклопедические знания и физическое развитие.

  • обучение малышей чтению по методике Домана происходит с помощью карточек со словами;
  • обучение математике происходит с помощью карточек, на которых изображены большие красные точки в количество от одной до ста;
  • получение ребенком энциклопедических знаний по методике Домана происходит с помощью карточек, отсортированных по темам и категориям;
  • физическому развитию Глен Доман отдавал едва ли не главное место в своей методике. Малыш должен постоянно двигаться, ведь основой умственного развития является именно движение.

Методика раннего развития Глена Домана считается одной из самых успешных и наиболее эффективных среди всех остальных. Немаловажным является тот факт, что многие нобелевские лауреаты учились в детстве именно по методике Глена Домана.

Методика Глена Домана: описание

Методика Глена Домана предназначена для обучения детей раннего возраста и их развития. Сейчас стало модно учить детей счету, чтению чуть ли не с пеленок, расширять их кругозор. Иногда родители делают это даже в ущерб себе и своим малышам. Трехлетние крохи уже участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, порой даже не осознавая, зачем это им нужно. С одной стороны, это не плохо. Родители проводят с ребенком много времени, ребенок активно развивается, у него формируется мышление, память, логика. С другой стороны обучение «наукам» в столь раннем возрасте больше похоже дрессировке цирковых собачек. Во всяком случае, методика Домана существует и это повод узнать о ней подробнее. Об этом и пойдет речь.

Правила обучения по методике Домана

Прежде всего, нужно объяснить, чем хороша методика Глена Домана и на каких принципах она базируется. Тогда будет понятно, кому она подходит, чего ожидать от нее и какие результаты можно получить, если заниматься с ребенком по данной методике.

Итак, основные правила методики Глена Домана:

  • обучение следует начинать с раннего возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем легче и с большим удовольствием он будет учиться;
  • ребенка обязательно необходимо поощрять похвалой и проявлять искреннюю радость за его достижения;
  • родителям самим очень важно чувствовать доверие и уважение к ребенку;
  • развивающие занятия должны быть приятны для ребенка и обучающего;
  • чтобы информация лучше усваивалась детским сознанием, занятия должны проводиться в подходящей для этого атмосфере;
  • процесс обучения необходимо прерывать до того момента, как ребенку станет скучно;
  • необходимо максимально часто привлекать новые материалы;
  • родителям очень важно быть собранными и последовательными, проводить систематические занятия с ребенком, а не только тогда, когда на это есть время и желание;
  • ребенка нужно освободить от проверки знаний;
  • учебные материалы должны быть подготовлены скрупулезно и заблаговременно;
  • в случае потери интереса к изучению материала у ребенка или обучающего следует закончить занятие.

Физическое развитие ребенка согласно методу

Глен Доман определяет семь стадий созревания мозга ребенка от рождения до шести лет и считает, что этот процесс можно ускорить. По его мнению, успешное умственное и физическое развитие взаимосвязаны. Чем раньше родители позволят малышу беспрепятственно двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.

Важно не упустить возможность изначально, поскольку в самый ранний период жизни мозг развивается наиболее активно, и все стадии его развития проходят последовательно. Уже само положение тела ребенка после рождения влияет на то, насколько быстро он начнет самостоятельно двигаться и интеллектуально совершенствоваться.

Малыша необходимо класть на живот, чтобы он мог свободно шевелить руками и ногами. Важно, чтобы на ребенке было минимальное количество одежды, не стесняющей движения. В комнате нужно поддерживать достаточно высокую температуру, комфортную для легко одетого младенца. Чтобы ребенок мог свободно ползти, его необходимо класть в специальный трек, который можно сделать с небольшим уклоном для облегчения передвижений. Когда малыш будет уверенно ползать, можно отпускать его на ровный пол, предварительно подготовив поверхность и соблюдая все меры предосторожности. Для развития у ребенка хватательного рефлекса нужно класть его на спину, чтобы он ухватился на пальцы взрослого и осторожно приподнимать.

Тренировка вестибулярного аппарата заключается в покачивании, перекатывании и вращении младенца. На протяжении прохождения ребенком семи стадий развития необходимо создавать подходящие условия для последовательно расширяющихся двигательных навыков: от ползания на четвереньках до выполнения гимнастических программ.

Как заниматься с ребенком при дефиците времени

Глен Доман утверждает, что работа интеллекта основывается на фактах. Чем больше точных и полезных фактов поместить в мозг ребенка, тем больше правильных выводов он сможет сделать. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: ребенок смотрит в окно и, увидев во дворе собаку, спрашивает маму «что это?». За 30 секунд взрослый может отреагировать одним из вариантов:

  • «Извини, я занята»
  • «Это гав-гав»
  • «Это собака»
  • «Это собака породы сенбернар»
  • Продемонстрировать ребенку десять рисунков с собаками различных пород
  • Показать ребенку те же карточки с собаками, но попутно объясняя: «на всех картинках изображены собаки: овчарка, спаниель, болонка, колли, чау-чау…»

Доман считает, что последняя стратегия ответа самая правильная. Так ребенок научится устанавливать связи между фактами. При просмотре картинок его мозг сам сделает выводы, что собаки бывают разного окраса и размера. Впоследствии, увидев на улице любую из показанных пород, малыш без труда сможет определить, что это собака.

Автор методики утверждает, что на любой из ответов ребенку тратится около 30 секунд, но результаты развития его интеллекта, будут существенно различаться.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Как научить ребенка читать по методике Домана

Глен Доман считает чтение одним из наиболее важных новыков. Автор, утверждает, что ребенка можно учить чтению с момента рождения. Из белого картона необходимо изготовить полоски 10х50 см и написать на них слова красным фломастером. Все буквы должны быть печатными, высотой 7,5 см и толщиной 1,5 см. Слово должно быть окаймлено полями по 1,5 см. Необходимо демонстрировать ребенку карточки по 5-10 секунд, четко проговаривая написанные на них слова.

В первый день малышу дается на изучение пять слов. Занятие повторяется три раза, не чаще, чем с получасовыми перерывами. На второй день младенцу следует повторить трижды показ вчерашних слов и добавить к ним еще пять карточек с новыми словами, так же показав их три раза. Второй день должен состоять из шести занятий. В конце каждого занятия важно хвалить и обнимать ребенка.

Первые 15 слов, которые малыш увидит, должны быть ему приятны и хорошо знакомы. Например, это могут быть имена членов семьи или домашних животных. Обучаясь, ребенок поэтапно будет осваивать словосочетания, предложения и книги.

Как обучить ребенка счету по методике Домана

Глен Доман задается вопросом, почему дети могут мгновенно считать. Ответ заключается в том, что ребенок мыслит фактами и, увидев определенное количество точек на бумаге, он в отличие от взрослого представляет предметы не в виде написанной цифры, а воспринимает их действительное количество.

Для обучения нужно изготовить из белого картона минимум 100 карточек размером 27х27 см. На каждую карточку необходимо хаотично наклеить красные точки от 1 до 100, диаметром около 2 см. В первое занятие следует показать ребенку пять карточек, на которых расположено от одной до пяти точек и отчетливо называя их количество. Нужно повторить этот процесс трижды за день, по меньшей мере, с получасовым перерывом. Занятие должно занимать в общей сложности не более трех минут.

Завершив обучение, важно поощрить ребенка похвалой и объятием. Во второй день необходимо добавить к ранее пройденным карточкам еще пять штук с количеством точек от 6 до 10, увеличив время занятий до 6 минут. Нужно продолжать занятие, пока не будут показаны все 100 карточек. Этого достаточно, чтобы ребенок усвоил идею количества. Основываясь на этой базе, ребенок в дальнейшем сможет поэтапно освоить цифры, уравнения и решение задач.

Получение энциклопедических знаний

Программу получения энциклопедических знаний можно начинать при условии успеха в обучении чтению. Она позволяет ребенку приобрести многогранные знания о мире в виде фактов. Каждый факт эквивалентен одному биту информации, который следует разместить на карточке «бит интеллекта». Карточка должна содержать отчетливый рисунок или фотографию, изображающие только один предмет, то есть иллюстрирующие один факт.Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования Предмет должен быть незнаком ребенку и иметь недвусмысленное информативное название. Карточки следует разделить по категориям. Например: «птицы», «писатели», «животные». В каждой категории должно быть не менее десяти карточек. По мере обучения можно разделять карточки на более мелки подкатегории. Категоризация важна и помогает ребенку систематизировать полученные знания с помощью проведения закономерностей. Демонстрация карточек из одной категории должна длиться 10-15 секунд.

Начинать можно с трех разных категорий, в каждой из которых по 10 карточек. Постепенно, когда ребенок усвоит около 1000 карточек, можно будет переходить к составлению «интеллектуальной программы».

Спорные моменты в направлении

Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.

  1. Автор методики утверждает, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, дети мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет способствовать его образованию и развитию.
  2. Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физических проблем, таких как: замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
  3. Развивающее воспитание должно производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, узнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Поэтому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
  4. Каждый ребенок от природы стремится к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний. Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения состоит лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
  5. Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с окружающими.
  6. Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны запах, вкус и тактильные ощущения.
  7. Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может понимать только то, что выучил. Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
  8. Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не всегда должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и читать книги без картинок.
  9. Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение только посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
  10. Изготовление карточек требует от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.

Вместо заключения

Мода на раннее развитие детей растет в геометрической прогрессии. Как сторонник идеи, что все в жизни должно быть своевременным, пожалуй, не соглашусь со всем вышесказанным. Учить чтению ребенка, который еще не выговаривает все буквы достаточно хорошо или дрессурой учить его устному счету, пусть даже в пределах 10, мягко говоря, не совсем умно. Но у каждого родителя на этот счет свое мнение, и если кто-то считает, что развивать ребенка по всем новомодным методикам нужно, значит, так тому и быть. Самое главное в этом процессе, не забывать, что обучение должно приносить удовольствие всем участникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *