Ментальная арифметика методика – Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы

Важные отличи ментальной арифметики от методики Никитиных

В последнее время большую популярность приобретают развивающие курсы, которые эффективно дополняют школьное обучение и восполняют пробелы общепринятой образовательной системы. На сегодняшний день сильнее всего востребованы занятия ментальной арифметикой и так называемая педагогическая методика Никитиных. По незнанию многие думают, что большинство курсов такого рода в принципе похожи и предлагают примерно одно и то же. Но разница есть, и порой она колоссальная – сейчас вы убедитесь в этом сами.

методика развития никитиных, методика развития детей никитиных

Суть методики Никитиных

Бориса и Елену Никитиных можно смело назвать пионерами новой отечественной педагогики. Они воспитывали своих детей еще в советское время и уже тогда смогли доказать, что нестандартный подход к обучению дает поразительные результаты.

Методика развития Никитиных – это описание их личного педагогического опыта, который они проанализировали и разложили по полочкам для других родителей.

Принцип системы Никитиных

  1. Родители должны соблюдать баланс в воспитании ребёнка, минуя 2 крайности: излишнее внимание и гиперопеку («заорганизованность»), а также игнорирование ребёнка («заброшенность»).
  2. Нужно предоставить ребёнку максимальную свободу – пусть играет, занимается спортом или рисует, когда хочет и только когда это будет ему интересно. Никакого насилия и принуждения.
  3. Важно сохранять легкость, непринужденность и естественность. Это касается как домашней обстановки (комфортная одежда, атмосфера уюта и простоты), так и близости с природой (прогулки и игры на свежем воздухе, походы).
  4. Родители должны принимать непосредственное участие в развитии ребёнка: гулять, играть, помогать делать уроки и т. д. Вовлеченность и искренний интерес родителей – обязательные черты сторонников никитинского метода.

Никитины разработали и специальные развивающие игры для детей. Для их проведения нужны кубики, квадратики, кирпичики, детали конструкторов и др. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и креативности.

методика развития никитиных, методика развития детей никитиных

Как вызвать желание заниматься

Методика развития детей Никитиных поможет ответить на вопрос, который так часто задают родители: «Как заставить ребёнка заниматься?» На самом деле нет ничего сложного. Нужно просто сформировать для ребёнка такую ситуацию, при которой условия развития идут впереди самого развивающего процесса. Например, не стоит давать малышу игрушки, которые подходят его возрасту. Будет лучше, если вы подарите ему игры, больше подходящие для детей старшего возраста. Тогда мозг у вашего сына или дочери заработает ускоренным образом. С младенчества дети идут к тому, что им пока непонятно, но интересно. Поэтому нужно создать такие условия, при которых ребёнок будет постоянно познавать что-то новое.

Интелектуальное развитие по системе Никитиных

Интеллектуальное развитие играет одну из важнейших ролей в данной системе. Никитины разработали множество игр, которые заставляют работать мозг. Но у всех у них есть один общий момент: правила игры не разглашаются. Поначалу это может показаться странным и даже нереальным. На самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд. Когда ребёнок начинает играть, он следит за родителями и в самом процессе вникает в суть происходящего. За наблюдением следуют выводы. Анализируя действия других участников, ребёнок активно задействует свой интеллект.

методика развития никитиных, методика развития детей никитиных

Ментальная арифметика – рычаг для развития 

Сама система ментальной арифметики как способа быстрого счёта появилась очень давно – еще более 2 тысяч лет назад. Конечно, на курсах AMAKids используется усовершенствованная и адаптированная система. Но от древнего метода остались специальные счёты – абакус. Мы уже описывали особенности и преимущества ментальной арифметики, но вкратце напомним, о чем идет речь.

На ранних этапах обучения дети выполняют все математические расчеты при помощи абакуса – они складывают, отнимают, делят и умножают, перемещая разноцветные кости. Важно, что в процессе этих действий в мозгу ребёнка формируются четкие ассоциации между визуальной картинкой и отдельными числами. Поэтому через некоторое время счёты становятся не нужны – ребёнок считает прямо в уме. В ходе дальнейших тренировок его способности заметно возрастают – он считает все быстрее и с легкостью оперирует многозначными числами.

Основная фишка ментальной арифметики, которая отличает ее от множества других систем обучения, заключается в одновременном задействовании двух полушарий головного мозга. Практически вся образовательная система построена на использовании левого, «логического» полушария, в то время как ментальная арифметика пробуждает еще и правое, «творческое».

методика развития никитиных, методика развития детей никитиных

Основные факты о ментальной арифметике

  • оптимально начинать обучение с 5 до 12 лет, но существуют отдельные курсы и для подростков с 13 лет;
  • чтобы учиться ментальной арифметике, ребёнку достаточно уметь считать до 10;
  • в ходе занятий активизируются и заметно улучшаются многие умственные процессы: память, быстрота реакции, концентрация и внимание;
  • благодаря активизации правого полушария ребёнок раскрывает свои творческие способности и умение нестандартно решать любые задачи.

Важно, что уже в ходе обучения повышается успешность практически во всех школьных дисциплинах, ведь ребёнок активно использует оба полушария головного мозга, а значит, все его умственные способности заметно возрастают.

Как сопоставить две системы

Очевидно, что сравнивать метод Никитиных и ментальную арифметику просто бессмысленно. Никитины предложили действительно хорошую и работающую систему воспитания детей, придумали множество полезных игр и на личном примере продемонстрировали, что ломать привычные стереотипы не только можно, но и нужно. Обязательно возьмите на вооружение их принципы воспитания и педагогические разработки – возможно они полностью изменят ваше представление о правильном воспитании.

Ментальная арифметика – это специальный курс, направленный на повышение умственных способностей ребёнка посредством снятия дисбаланса в развитии полушарий головного мозга. Занятия помогают даже самым отстающим детям научиться быстро считать и думать, принимать творческие решения и держать ум в тонусе. И такие практические занятия нельзя сравнивать с описательной методикой Никитиных – это совершенно разные вещи.

Ментальная Арифметика Обучение Для Педагогов и Варианты обучения для Родителей

Что включает в себя ментальная арифметика?

Хотите познакомить ребенка с Ментальной Арифметикой? Обучить быстрому счету? Что включает в себя ментальная арифметика для педагогов? Тогда эта статья для Вас.

Прежде всего Вам необходимо знать первоначальные азы, и дать учащимся представление о том, что такое ментальная арифметика, познакомить их со счётами Абакус или Соробан, мотивировать детей в учебный процесс.

Давайте попробуем составить 1 занятие.

Как и во всех обучающих программах, первоначальное обучение должно быть со Знакомства, продолжительность знакомства не должно быть минимум -5 минут.

Целью данного занятия во знакомстве должны является разрушение барьеров между учениками, поэтому важно сыграть в нее уже на первом уроке.

А также в задаче данной игры должны быть — развитие навыков концентрации у игроков, быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, поэтому данную игру необходимо играть по ходу всего курса. Для игры веселой раскрепощающей игры понадобится мяч. Все образуют большой круг.

Начать можно:

«Сейчас брошу мяч одному из вас (желательно тому, кто максимально отдален), называя имя этого ребенка, который, в свою очередь, бросает мяч другому участнику, называя его имя.

И так продолжается до тех пор, пока все не привыкнут к данному порядку. После чего учитель бросает мяч, называя имя того, кому бросает, и того, кто стоит справа. Игра продолжается.

После игры начинаем углубляться в ментальную арифметику: знакомство детей с историей счётов, просмотр видео о том, как дети считают в уме, мотивация учащихся на вовлечение в учебный процесс продолжительность знакомства не должно быть минимум -10 минут

Как построить урок по ментальной Арифметики?

Начать можно:

«Ребята, обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как работает продавец в магазине? Что помогает ему посчитать стоимость всех товаров, которые вы покупаете? (калькулятор)

Очень давно в азиатских странах для этого использовались специальные счёты. Люди применяли их не только в торговле, но и тогда, когда нужно было произвести какие-то серьезные научные вычисления. Когда появились калькуляторы, счетами не перестали пользоваться, поскольку на них работали быстро и безошибочно, а после постоянного использования счет люди могли держать любые большие числа в уме.

Какое самое большое число вы знаете? (старайтесь не пропускать все ответы детей)

Работая со счётами, люди с легкостью складывали и умножали бы такие числа!

И вот, совсем недавно, в эпоху компьютеров, человек вновь обратился к древним счётам. Теперь на них учатся считать современные дети, и они настолько хорошо овладевают счетом, что могут решать сложнейшие задачи в уме! Посмотрите, как считают современные дети.

Покажите детям как дети могут считать быстро в уме (данное действие — показ возможности человека)

Задайте вопросы, например:

«Здорово? Вам хочется так же быстро и правильно считать, как этот мальчик?

На занятиях по ментальной арифметике мы будем учиться работать со счётами, решать интересные задачи, играть, и в скором времени вы сможете так же удивлять своих мам, пап, бабушек, дедушек и друзей, как и мальчик на видео.»

Далее познакомьте с абаку сом или с соробаном: расскажите учащимся о составных частях абакуса, соробана, о том, как с ним работать, и попробовать приступить к развитию моторики рук, продолжительность знакомства не должно быть минимум 10 минут).

Предлагаем начать со слов:

«А теперь давайте познакомимся со счетами. Они называются Абакус ,Соробан. Он состоит из рамы, расчётной линейки, вертикальных стержней, на каждом из которых находятся бусины. Нижний ряд бусин мы называем «друзьями». Верхний ряд бусин – «братья». [по ходу рассказа каждую часть необходимо демонстрировать]

Ребята, у вас друзей много?

А братьев поменьше?

Посмотрите на самый первый стержень. Чтобы отложить на нём 1, мы поднимаем 1 бусинку. Чтобы отложить 2 – соответственно 2 бусины. [показать до 4‑х]

«Друзей» мы поднимаем большим пальцем, а с «братьями» мы будем работать указательным пальцем. Когда мы научимся работать с первым стержнем, мы перейдём к работе со вторым, третьим и последующими. Тогда нам понадобятся уже две руки. С первым стержнем мы всегда работаем правой рукой, а со вторым – левой.

Учитель показывает на большом соробане, дети работают с маленькими. Подойти обязательно к каждому ученику, проследить, как он работает пальцами, если нужно — подкорректировать.

Посчитайте, сколько бусинок находится под расчетной линейкой, а сколько – над? (считаем на одном стержне).  Чтобы отложить на соробане число 5, нам нужно ОПУСТИТЬ «брата» (чтобы объяснить детям, почему верхняя бусина означает число 5, можно сказать, что внутри этой бусины находится 5 маленьких бусинок)

Если вы хотите показать на соробане новое число, обязательно нужно его обнулить. Это значит, что «друзья» должны быть опущены, а «братья» — подняты, а расчётная линейка – пустая. Как мы можем обнулить соробан? Сложите 2 пальчика [большой и указательный] в виде клювика и проведите «клювиком» по расчётной линейке между бусинками справа налево. Бусинки разошлись в разные стороны? Попробуем еще раз!

После познавательного выступления желательно опять раскрепостить детей в подвижной игре: важно вовремя переключить детей на другой вид деятельности, чтобы не утомлять их; подвижные игры дают детям возможность ощутить свободу движений, а также делают занятие более динамичным и придают ему непринужденность.

Ментальная Арифметика, предлагает начать игру РОБОТ

Робот (на первых занятиях эта игра особенно хороша тем, что сплачивает детей как единый коллектив, а также дает возможность лучше запомнить имена друг друга) продолжительность знакомства не должно быть минимум 5 минут

Игра:

Все образуют круг, учитель — в центре круга.

Правила игры:

Я робот. Вы – куклы. Выбрав одну, я МЕДЛЕННО иду в её сторону, подняв руки на 90 градусов. Кукла, видя это, подмигивает другому участнику, прося тем самым помощи, чтобы не встретиться с роботом, спаситель называет имя одного из участников (но не свое имя). Если за это время робот не дошел до первой куклы, то он перенаправляется к тому участнику, имя которого назвал спаситель. Если же робот успел коснуться куклы, то они меняются местами, она становится роботом. Игра продолжается.

Далее после игры попробуйте работу с учебником: закрепите знания о составных частях соробана, продолжительность знакомства не должно быть минимум -4 минуты.

Начать можно со слов:

«У вас на столах лежат учебники. Посмотрите, что и кто на них изображен?

Откройте книгу на странице 4. Этого мальчика зовут Андрей. Он так же, как и вы хочет научиться работать с соробаном. Будем учиться вместе?

— Посмотрите на пятую страницу. Что вы видите в центре? (соробан)

— Кто запомнил, как называются части, из которых состоит соробан? «(соотносим каждую часть в учебнике с большим и маленькими соробанами)

Для образного закрепления советуем воспользоваться интерактивной доской (составленной для ознакомления счетов) или воспользоваться тренажером: закрепление навыков первоначального счета на абакусе, соробане, не должно быть минимум -7 минут.

Начать можно со слов:

«Посмотрите на доску. Что на ней изображено? (соробан)

— Сейчас бусинки отдыхают, а расчетная линейка пуста. Посмотрите, что происходит, если я начинаю работать с бусинками (они оживают, открывают глазки).

— Давайте поиграем с бусинками. Наберите 1 на соробане. (каждый ученик должен побывать у доски)

— Что мы должны делать каждый раз, когда хотим показать новое число на соробане?» (обнулять его – открывать — закрывать клювики)

После плодотворной работы советуем задать вопросы и дать домашнее задание продолжительность знакомства не должно быть минимум -4 минуты

Начать можно со слов:

  • — Ребята, на каком уроке вы сегодня побывали?
  • — Как называются такие счёты? (показать)
  • — Где находятся «друзья»? А «братья»?
  • — Что вам запомнилось больше всего на занятии?

Домашнее задание: нарисовать соробан и рассказать о нём родителям.

Если останется время

  • Задайте вопросы к картинкам, это будет проверкой развития фотографической памяти.
  • Начать можно со слов:»Посмотрите на эту картинку. Запомните, что на ней. Сейчас я её уберу, а вы попробуйте рассказать, что на ней изображено.
    (Желательно опрашивать каждого ребёнка)
  • Кого вы видели на картинке?
  • — Какое время года изображено на ней?

  • — Почему вы так подумали?

  • — Расскажите, что делают дети.

  • — Если сможете, опишите одного ребёнка: во что он одет, какого цвета у него волосы, какая у него игрушка.

  • — Есть ли животные на этой картинке?- Кто из взрослых изображён на картинке?

Старайтесь задавать детям много вопросов, ведь благодаря ответам самих учеников, дети раскрепощаются, что способствует еще более быстрому взаимопониманию между взрослым и ребенком, и быстрой адаптации к обучению, а самое главное повышается скорость мысли!

Обязательно похвалите всех учеников, т к  похвала успеха – это намного более сильный стимул по сравнению с критикой.

Ментальная Арифметика педагогам

Как Вы видите ментальная арифметика для педагогов отличается ходом занятий от обычной школьной математики. Но, уникальность методики Ментальной Арифметики — в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. В обычных программах основной упор идет на левое полушарие, которое у 95% и так опережает правое. Развивая оба полушария, ребёнок становится уверенней в себе, сконцентрированным, внимательным к деталям, с легкостью изучает иностранные языки и успешно реализовывает себя в учебе и в дальнейшей работе. Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. Они участвуют в развивающих играх. Выполняют упражнения на развитие памяти, внимания, воображения и даже для глаз и осанки.

Уже через 2-3 месяца занятий в нашем детском центре развития ребёнка, вы заметите успехи в учебе по математике, иностранным языкам и другим предметам.Программа разработана с учетом развития вашего ребёнка. Каждый ребёнок осваивает программу со своей скоростью, но в среднем полный курс дети осваивают за 2 года. Занятия проходят в классе 1 раз в неделю – по 2 урока. В течение недели необходимо уделять 15 минут в день для выполнения домашнего задания.

Чтобы уделить каждому нужное время и проработать урок, в школе устного счета инструктор работает в группах обычно 10 человек.

Занятие по ментальной арифметике можно начинать с 5 лет в отличие от обычной школьной программы. Но при обучении необходимо, чтобы ребёнок умел считать до 10 и пришел на первый пробный урок-тестирование.

Давайте теперь поговорим об обучении педагогов.

Ментальная арифметика обучение для педагогов или ментальная математика курсы для педагогов. Очень актуальная тема на сегодняшний день, в принципе, как и обучение детей Ментальной Арифметике. При выборе обучающих курсов, советуем Вам задать вопросы организациям предоставляющие курсы по ментальной арифметике для педагогов.

А именно:

  • Какое обучение ? (дистанционное или нет)
  • Что включает в себя данное обучение? (какие подразделы обучают — прибавление, вычитание, умножение, деление и т п)
  • Сколько часов в обучении?
  • Есть ли поддержка после обучения?
  • Предоставляется ли литература для обучения по Ментальной Арифметике?
  • Какие методические пособия предоставляются по Ментальной Арифметике?
  • Сколько страниц в учебниках Ментальной Арифметики?
  • Какие подразделения в учебниках по Ментальной Арифметике?

Совет: многие преподающие курсы по Метальной Арифметике, дают методику Скорочтения, не стесняйтесь, спрашивайте также какие дают упражнения для скорочтения.

Желаем Вам больших успехов Ваша Ментальная Арифметика.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Ментальная арифметика для детей — Как обучить самому

Ментальная Арифметика или сокращенно (М.А) означает — счёт в уме, или ментально — то, к чему мы стремимся, занимаясь ментальной арифметикой, к развитию памяти у детей, концентрации внимания и как результат быстрый счет.
счет

Если вы сами попробуете вообразить соробан или абакус и произвести несколько действий на нём, вы поймёте, что сделать это не так просто. У детей более развито воображение, поэтому они всегда опережают взрослых в устном счёте. Но не у всех это получается сразу и легко, поэтому мы должны помочь им настроиться и научить работать с воображаемым соробаном или опять же абакусом .

Начинать ментальный счёт в ментальной арифметики можно с самых первых уроков. Сразу скажем, что ментально мы выполняем более простые задания, чем на счётах, решая только примеры по хорошо закреплённым темам. Как научитьв ментальной арифметики ментальному счёту?

Начнем с того, что во второй части урока, мы предлагаем детям хорошо рассмотреть свои соробаны, или абакусы описать их подробно. Затем мы соберём счёты, объяснив детям, что нам необходимо научиться считать без них — ведь мы не будем брать соробан или абакус в магазин для того, чтобы посчитать сдачу.

Самым маленьким можно придумать другую историю, например, про волшебника-хулигана, который прибежал и забрал все счёты. Но мы не будем расстраиваться, ведь хулиган только этого и ждёт. Мы сможем считать и без них! После этого предложите детям закрыть глазки и взять в руки воображаемый соробан или абакус.

Ментальный счет

Перед каждым ребёнком есть воображаемая полочка, на которую мы и поставим наши счёты. Теперь потрогаем по очереди раму, разделительную планочку, покатаем косточки. Всё время держите обратную связь. Просите детей описать всё, что они видят и чувствуют.

Если они захотят, у их воображаемых соробанов или абакусов могут быть особенные детали — косточки разных цветов, бабочки на раме, и т.д. Убедитесь в том, что они детально вообразили свои счёты. Теперь можно начать набирать числа от одного до девяти. Каждый раз спрашивайте, что они делают и смотрите на руки детей -для вас это будет индикатором правильно выполняемых заданий. Набирая число «восемь», они должны сказать, что опустили верхнюю косточку указательным пальчиком, а три нижних подняли к планке большим. Затем можно порешать самые простые примеры. В дальнейшем, начинайте ментальный счёт в ментальной арифметики с базовых упражнений. Торопиться в этом деле не стоит, поэтому оставьте достаточное количество времени до конца урока, и больше не выполняйте никаких заданий, ведь лучше всего мы запоминаем то, что делали последним.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Метод Комбинирования в Ментальной Арифметики

Вот, мы и закончили изучение всех правил на сложение и вычитание с помощью пятёрки и с помощью десятки. Осталась последняя группа правил, в которых сочетаются формулы и на помощь пятёрки и на помощь десятки. Этот метод называется «комбинированный», или сокращённо- «комби».

Метод Комбинирования. Сложение

Очень часто к тому моменту, когда мы приступаем к комбинированному методу, предыдущие формулы так хорошо отработаны, что даже не приходится объяснять принцип комби, так как все формулы нам уже знакомы.
Комбинированные формулы встречаются только в следующих действиях: ±6,±7,±8,±9
Первая формула:
+6=+10-4(-5+1)

Формула Базовые упражнения
+б=+Ю-4(-5+1) 5+6 6+6
7+6 8+6

Когда мы встречаемся с примером, который решается комбинированным способом, мы всегда вспоминаем только формулу на помощь десятки и проговариваем только её. Так, в этом случае, выполняя на соробане действие на сложение шести, мы говорим: «Плюс шесть — это плюс десять минус четыре». Но действие «минус четыре» мы не можем выполнить простым способом, поэтому правой рукой выполняем известную нам формулу на «-4 с помощью пятёрки» — минус пять плюс один. То есть, на соробане мы выполняем действие одним движением: указательным пальцем левой руки поднимаем первую косточку на спице десятков, одновременно поднимаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем одну нижнюю косточку на спице единиц. Все косточки в этом действии и во всех формулах комби идут в одну сторону. При сложении — вверх, при вычитании — вниз.

5+6 =+10-4(-5+1) 8+6 =+10-4(-5+1)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.

+7=+10-3(-5+2)

Формула Базовые упражнения
+7=+10-3(-5+2) 5+7 6+7
7+7

На соробане / абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки поднимаем первую косточку на спице десятков, одновременно поднимаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем две нижние косточки на спице единиц.

5+7 =+10-3(-5+2)
7 + 7 =+10-3(-5+2)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.
+8=+10-2(-5+3)

Формула Базовые упражнения
+8=+10-2(-5+3) 5+8 6+8

На соробане / абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки поднимаем первую косточку на спице десятков, одновременно поднимаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем три нижние косточки на спице единиц.

5+8 =+10-2(-5+3)
6+8 =+10-2(-5+3)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради на странице 67.
+9=+10-1 (-5+4)

Формула Базовые упразднения
+9=+10-1 (-5+4) 5+9

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.

На соробане/ абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки поднимаем первую косточку на спице десятков, одновременно поднимаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем четыре нижние косточки на спице единиц.

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.

Рассмотрим метод комбинирования в вычитании.

-6=-10+4(+5-1)

Формула
Базовые упражнения
-6=-10+4(+5-1)
11-6 12-6 13-6 14-6

На соробане / абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки опускаем первую косточку на спице десятков, одновременно опускаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем одну нижнюю косточку на спице единиц. Действие, обратное сложению.

11-6 =-10+4(+5-1)
14-6 =-10+4(+5-1)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.

-7=-10+3(+5-2)

Формула
Базовые упразднения
-7=-10+3(+5-2)
12+7 13+7 14+7

На соробане/ абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки опускаем первую косточку на спице десятков, одновременно опускаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем две нижние косточки на спице единиц.

7 =-10+3(+5-2)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.
-8=-10+2(+5-3)

Формула
Базовые упражнения
-8=-10+2(+5-3)
13-8 14-8

На соробане / абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки опускаем первую косточку на спице десятков, одновременно опускаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем три нижние косточки на спице единиц.

13-8 =-10+2(+5-3)
14-8 =-10+2(+5-3)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради на странице 71.
-9=-10+1(+5-4)

Формула
Базовые упражнения
-9=-10+1 (+5-4)
14-9

На соробане / абакусе это действие выполняется одним движением: указательным пальцем левой руки опускаем первую косточку на спице десятков, одновременно опускаем указательным пальцем правой руки верхнюю и большим пальцем четыре нижние косточки на спице единиц.

9 =-10+1 (+5-4)

Закрепляем правило решением упражнений из рабочей тетради.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Ментальная Арифметика Поурочное Планирование Урок 2

Мы уже познакомились с начальными базами знания по Ментальной Арифметике, разобрали первый урок , предлагаем познакомиться с поурочным планированием по Ментальной Арифметике второго урока.

Занятие 2

девочка математикЦель занятия: закрепление знаний детей о числах 1-4, умения откладывать на соробане числа от 1 до 4 и обратно, знакомство с цифрой 5 и развитие умения откладывать число 5 на Соробане, соотносить значение бусинки 5 с числом, а также количество предметов с числом и цифрой; развитие наблюдательности, воображения и памяти.

  1. 1. Знакомство и приветствие (3-4 минуты). Создание положительной атмосферы в аудитории.

— Добрый день, ребята! Рада Вас снова видеть на нашем занятии! Вы помните, как друг друга зовут? (Если ребята с первого занятия вместе , то имеет смысл такая игра: первый ребенок называет свое имя, потом имя своего соседа и так далее, можно в обратном порядке). Если появились новые ребята, то можно поиграть в игру, которая представлена ниже.

Игра на ассоциации (называть любое слово, а ребенок должен, не раздумывая, назвать первое слово, которое приходит ему на «ум»).

Например:

— Я называю (варежка)- ребенок отвечает (холодно)

— Я называю (апельсин)- ребенок отвечает (сок)

— Я называю (обезьяна) — ребенок отвечает (бананы) и т.д.

(ответы детей могут быть совершенно разными и неожиданными). Такая игра развивает воображение, память и быстроту реакции.

  1. 2. Повторение пройденного материала (5-7 минут)

-Повторяем цифры 1-4, считаем на счетах Соробан, откладываем на Соробане 1, 2, 3, 4 в восходящем и нисходящем порядке;

— повторяем термины «братья», «друзья», «расчетная линейка», «как можно обнулить Соробан».

Повторение пройденного материала можно провести в виде игры: В мешочек складываются карточки с разным количеством предметов, дети поочередно, не глядя, достают из мешочка карточку и сколько предметов изображено на карточке, такое количество ребенок у доски откладывает на главном соробане, остальные дети откладывают на маленьких соробанах.

Например:

— карточка с изображением 4 яблок — ребенок откладывает на соробане число 4;

— карточка с изображением 3 рыбок — откладываем на соробане число 2 и т.д.

Повторение пройденного материала в виде энергичной игры не только способствует закреплению навыков счета, но и раскрепощению атмосферы на занятии, чередованию умственных и физических способностей.

  1. 3. Работа с интерактивной доской (Abacus HD) ( 5 минут). Закрепление навыков счета на соробане и поддержание познавательного интереса.

— А теперь, ребята, обратимся к электронному соробану. Поиграем с ним?

По очереди вызывая ребенка к доске, инструктор показывает быстро карточку с числом (1-4) или картинку с количеством разных предметов (это усложнённый вариант, так как ребенок должен еще успеть в течение 1-2 секунд запомнить число или подсчитать, сколько предметов на картинке), а ребенок должен быстро отложить число на электронном соробане.

Обязательно отмечать самого активного, самого быстрого ребенка.

Навык счета

знаки в математикеЦель данной игры: закрепить навыки счета на электронном соробане, развить быстроту реакции, сообразительность.

  1. 4. Подвижная разминка под веселую музыку (2-3 минуты). Музыка «У оленя дом большой». Дети повторяют за инструктором все движения, далее идет ускорение музыки и движений. Данная разминка способствует развитию позитивного настроения, поддержанию физической активности и смены деятельности, а также концентрации внимания.

Слова и движения:

-У оленя дом большой (изображают руками над головой дом оленя)

-Он глядит в свое окно (подносим к глазам кулачки, как будто смотрим в бинокль)

— Заяц по полю бежит (изображаем бегущего зайца)

— В дверь он к нам стучит (складываем пальцы правой руки в кулачок)

— Тук-тук, дверь открой (изображаем стук в дверь, движение- открываем дверь)

— Там в лесу охотник злой (большим пальцем показываем назад, ч то сзади бежит охотник)

— Заяц, заяц, забегай (машем рукой, как бы зазывая зайца в дом)

— Лапку мне давай (складываем руки в ладошки)

Повторяем движения по мере ускорения музыки.

5. Знакомство с числом и цифрой 5.

— Давайте посмотрим, сколько бусинок находится над расчетной линейкой — ОДНА (считаем на одном стержне).

— Одна такая бусинка означает число 5

[чтобы объяснить детям, почему верхняя бусина означает число 5, можно сказать, что внутри этой бусины находится 5 маленьких бусинок]

— Итак, опускаем указательным пальцем «брата» ( бусинку 5) вплотную к расчетной линейке.

Инструктор демонстрирует это на большом соробане, дети повторяют на маленьких соробанах.

— А теперь давайте обнулим соробан и попробуем сыграть в такую игру:

— Я называю быстро любое число от 1 до 5, один из вас показывает это число на большом соробане, остальные повторяют на маленьких. Далее быстро меняемся местами и продолжаем игру.

Цель: закрепить счет от 1-5, развитие быстроты реакции и работы с соробаном, развитие мелкой моторики.

  1. 6. Работа с учебником и дополнительным методическим материалом (7-9 минут). Цел : закрепление изученного материала и развитие мышления, памяти.

Задание 1: дети работают только с цифрой и числом «5»

Задание 2:

— А теперь разукрасим столько лимонов, сколько показано на соробане (стр. 14, учебник «Ментальная арифметика. 4-6 лет».

— Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

— Посмотрите на верхний рисунок, какое число изображено? (Правильно, «5»)

— Сколько лимонов вы разукрасили? (дети отвечают, что пять)

— Правильно, молодцы!

— А какое число отложено на соробане? (дети отвечают, что «5»)

— Посмотрим на вторую картинку. Какое число здесь изображено? (Дети отвечают , что «6»).

— А сколько лимонов вы разукрасили? (6)

— А какое число отложено на соробане ? (6) и т.д.

Примечание: Если детям сложно откладывать на соробане числа 6, 7, 8, останавливаемся пока на значении числа «5».

  1. 7. Интерактивная игра на развитие внимания и памяти, познавательного интереса, усидчивости. (5-6 минут)

— Ни одно торжество не обходится без праздничного торта! Тортик может быть любым: большим или маленьким, слоёным или бисквитным, с шоколадной или кремовой начинкой, но он всегда очень вкусный и красивый! На торты, которые пекут по случаю Дня рождения, обычно ставят и зажигают свечи, причём их количество совпадает с возрастом именинника. А ещё тортик можно украсить разноцветной глазурью, шоколадом, сахарной пудрой, разноцветной посыпкой, благодаря чему каждый торт получается неповторимым. В игре на внимание «Кусочек торта» вам предстоит угадать, какой из четырёх кусочков тортика был от него отрезан, а затем выбрать правильный ответ. Будьте внимательны, ведь некоторые кусочки лакомства очень похожи друг на друга.

8 Итоги урока, домашнее задание (5 минут).

— Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

— Вы молодцы! Справились со всеми заданиями. А какое задание было самым сложным? С каким вы сразу справились?

— Давайте повторим:

— Где находится расчетная линейка? (Она разделяет верхние и нижние бусинки)

— Что находится под расчетной линейкой? Какие значения чисел? (1, 2, 3, 4)

— Что находится над расчетной линейкой? Какая бусинка? Что она означает? (число 5)

— Расскажите, как нужно обнулять соробан? (складываем клювиком указательный и большой палец и проводим по расчетной линейке, справа налево)

— Домашнее задание: расскажите своим родителям о том, чем вы сегодня занимались.

Экстра-задание (если останется время).

Развитие внимания

мозг девочкиЦель: развитие мышление, логических ассоциаций, внимания.

Задание 5

Обведи предметы, которые могут тебе понадобиться для прогулки весной.

Задание 6

Помоги девочке добраться до подснежника, минуя лужи и ручейки. Раскрась картинку

Задание 7

Среди отображений девочки в зеркале найди одно правильное. Раскрась его.

Задание 8

Определи, кому из ребят какая маска принадлежит. Раскрась рисунок.

Продолжение следует>>>> Ментальная Арифметика поурочное планирование урок 3 .…оставайтесь с нами.

Ментальная Арифметика.

Автор публикации

40 Комментарии: 15Публикации: 397Регистрация: 06-06-2017

Технология «Ментальная арифметика» в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы



Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. В статье особое место уделяется реализации технологии «Ментальная арифметика» в математическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Авторами представлен опыт работы.

Ключевые слова: технология «Ментальная арифметика», абакус, счеты, старшие дошкольники

В России о ментальной арифметике заговорили совсем недавно: к нам пришла новая уникальная методика развития умственных способностей. Родители обсуждают успехи детей на форумах, в крупных городах открываются центры обучения, на первом канале в программах А. Гордона, А. Малахова, М. Галкина выступают детишки и поражают зрителей своими умениями.

Кажется невероятным, но благодаря этой методике даже малыши детсадовского возраста решают задачи с трехзначными числами в уме, причем быстро и правильно! «Ментальная арифметика для дошкольников» за короткий срок стала крайне популярной.

Что же такое «Ментальная арифметика»: очередная бизнес-идея или полезная программа обучения? Кто ее придумал? Правда ли, что эта методика учит считать быстрее калькулятора? А есть ли от нее еще какая-нибудь польза? Этими вопросами задаются многие педагоги.

Главным инструментом обучения быстрому устному счету является абакус.

Аба́кус (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. Abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в древних странах Азии и Европы. Международное их название абак (по-латыни «абакус»). В Китае они называются суаньпань, в Японии — соробан, а в России — счеты. Счеты несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней [1].

Уже более 50 лет абакус входит в государственную программу образования Японии. Японский журналист Осаму Катаяма пишет о том, что если ученики школ в других странах начинают свой путь к знаниям с чтения, письма и арифметики, то японских детей обучают, прежде всего, чтению, письму и соробану. В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика».

Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад.

Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике». Появился анзан — компьютерный тренажер; флеш-карты и другие интерактивные программы обучения по данной технологии.

Чтобы научиться пользоваться счетами — абакусом, необходимо знать, что они из себя представляют. Счеты состоят из: рамки, разделительной перекладины, верхних и нижних косточек. Посередине находится центральная точка. Верхняя косточка — «королева» обозначает пятерку, а нижние «братья» — единицы. Каждая вертикальная полоса косточек (домики), начиная справа налево, обозначает один из разрядов: единицы, десятки, сотни, тысячи, десятки тысяч и т. д. Косточки в соседних «домиках» — разрядах, друг для друга, «друзья».

При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем. Дети запоминают стихотворение:

Что б прилежно посчитать —

Нужно пальчики размять:

Вверх — большой, вниз — указательный,

Вместе — крабик замечательный.

Малыши изучают 4 уровня сложения и вычитания (всего в ментальной арифметике 10 уровней) — простое сложение и вычитание (просто), помощь брата (братья), помощь друга (друзья) и комбинированный метод (брат + друг). На помощь опять приходят стихотворные строки:

Если «просто» мы не можем,

Значит «братик» нам поможет

Если «брат» не сможет вдруг,

То поможет добрый «друг».

Если «друг» не смог никак,

То поможет «друг + брат»!

Приведем пример — простое сложение: 237+ 252=489 (рис. 1.) Чтобы отложить число на счетах, необходимо придвинуть к разделительной перекладине косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 237, необходимо в разряде сотен придвинуть к перекладине 2 нижние косточки, в разряде десятков — 3 нижние, в разряде единиц — верхнюю косточку (5 ед. — «королеву») и 2 нижние (5+2=7). Так мы получаем нужное число [2].

Рис. 1. Простое сложение: 237+ 252=489

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по разрядам. При нехватке косточек воспользуемся верхней косточкой или нижней. Верхнюю косточку («королеву») применяем для двух групп чисел, которые в сумме дают 5: 1 и 4; 2 и 3 («братья»). Косточку из соседнего стержня (помощь «друга») применяем для пяти групп чисел, которые в сумме дают 10: 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5 («друзья»).

Ментальная арифметика дает объемное, фактически пространственное понятие числа и состава числа. Это — прекрасная база для дальнейшего обучения математике. Ведь маленькие дети не могут мыслить абстрактно. Поэтому дошкольникам любые числа сначала показывают на конкретных примерах: яблочках, кружочках. А ментальная арифметика дает конкретное представление, что 1 — это 1 косточка, а 7 — это косточка 5 и ещё 2 косточки. Их даже можно потрогать!!! «Объемные числа»!!! Дети быстро «схватывают» принципы быстрого счета, а также, что одно число можно составить из разных чисел.

Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка.

Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее [4].

Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.

Основной вид деятельности на занятиях по «Ментальной арифметике» — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, у доски, на демонстрационном абакусе, на интерактивном тренажере (анзане), на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.

Кроме счета, есть и другие дополнительные занятия для развития внимая, памяти, мышления. Это — рисование двумя руками (одновременно), различные головоломки (со спичками; «Колумбово яйцо» и др.), таблицы Шульте и т. д. Дети, дополнительные задания, воспринимают как отдых. Кричат «ура!» и проходят очередной лабиринт. Они постоянно вовлечены в процесс. На занятии дети успевают и попрыгать, и побегать, и поползать, и, при этом, успешно усвоить материал.

Сначала малыши знакомятся с арифметикой в игровой форме с помощью рисунков. Учатся писать числа и работать с абакусом. Дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу обе руки.

После этого дошкольники переходят от решения примеров на счетах к использованию формул, затем — к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения.

Левое полушарие воспринимает числа, правое — картинку косточек на счетах. Так, ребенок учится устному счету. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.

В результате: ребенок учится одновременно считать в уме и читать по памяти стихотворения, и / или прыгать на скакалке (дальше программа усложняется).

Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается 2–3 года.

Как правило, обучение начинается еще до школы — в 4–6 лет. В этом возрасте дети очень быстро привыкают не только к подсчетам на абакусе, но и к счету в уме [3].

Кроме того, выбор именно этого возрастного периода обусловлен тем, что к школе мы становимся право- или левополушарными, а восстановить нейронные связи, гармонизировав работу обоих полушарий можно лишь до 10 (иногда до 12) лет.

Технология «Ментальная арифметика» является одной из самых молодых и перспективных методик образования детей. Практика и отзывы родителей доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть, как сейчас, дополнительным, развивающим факультативом для детей.

Технология «Ментальная арифметика» стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.

Литература:

1. Ментальная арифметика для малышей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html

2. Софуоглу Эрташ Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://readli.net/mentalnaya-arifmetika-slozhenie-i-vyichitanie-chast-1/

3. Центр ментальной арифметики SmartyKids [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/smartykids

4. Школа СОРОБАН™. Развитие ребенка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/soroban.murmansk

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ментальная арифметика, число, счет, косточка, верхняя косточка, простое сложение, указательный палец, перспективная методика образования детей, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *