Мелкая моторика рук это – Статья на тему: «Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»

Содержание

Мелкая моторика — это… Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.

[2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

Литература

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Ссылки

Статья (младшая группа) на тему: Мелкая моторика рук

«Мелкая моторика рук»

Тема родительского собрания

Младшая группа

Докладчик: воспитатель

Куцеволова Ольга Ивановна

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и пазлов

Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

17.Заяц ищет свою морковку

На кусок плотной однотонной ткани (поле) наклеить изображение зайца и морковки. По всему полю пришить восемь-десять пуговиц с ножкой, а рядом с зайцем — тонкий цветной шнур. Ребенок должен пройти от зайца до морковки, обертывая шнуром ножку каждой пуговицы.

18. Путешествие по дорожкам

На полоску плотной ткани параллельно пришить два ряда пуговиц среднего размера. Ребенок шагает по дорожкам, меняя указательные и средние пальцы.

19.Солнышко

Из желтой или оранжевой ткани вырезать круг – солнышко и прямоугольные полоски с прорамкой на одном конце – лучи. По краю солнышка пришить пять – семь пуговиц. Ребенок пристегивает лучики к солнышку.

20.Чудесный мешочек

В мешочек, сшитый из яркой ткани, положить несколько продолговатых косточек и два – четыре грецких ореха. Ребенок должен на ощупь выбрать из мешочка только грецкие орехи.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Как развить мелкую моторику рук у взрослого и у детей

   Одним из жизненно важных навыков для любого человека является мелкая моторика. Развивать её важно как ребенку, так и взрослому, ведь именно с помощью рук мы выполняем большинство действий, например, держим вилку, успеваем схватить падающий стакан, ловим мяч, пишем, рисуем и т.д. Существует множество упражнений, которые помогают стать более ловким, но перед тем как их использовать, давайте разберемся детальнее, что это такое «мелкая моторика рук», кому нужно её тренировать и с какого возраста начинать заниматься.

Что это такое?

развитие моторики

   То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук — это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

   Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Виды нарушений мелкой моторики

   В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:

  •     заболеваний органов зрения;
  •     повреждений головы и сосудов;
  •     аутизма, ДЦП и СДВГ;
  •     болезней нервной системы.

   В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.

Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых

что развивает моторика

   Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:

  •      стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
  •     научиться принимать нестандартные решения;
  •     стать внимательнее и аккуратнее;
  •     быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
  •     говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
  •     быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм; 
  •     улучшать память и реализовать себя в творчестве.

   Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.

Когда начинать развитие у детей?

   Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет. Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами. Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.

   Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике. Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать. Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия  в игру и делать упражнения регулярно.

   На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:

  •         Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
  •         Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
  •         Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
  •         Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).

   Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.

Эффективные упражнения

упражнения моторика

   Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит. Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества. Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:

  • Рисование мелками, красками и карандашами.
  • Массаж и поглаживание ладоней.
  • Лепка из пластилина.
  • Пальчиковые игр.
  • Сборка паззлов.
  • Вырезание из цветной или обычной бумаги.
  • Вышивание.
  • Обучение игре не музыкальных инструментах.
  • Создание моделей самолетов, машинок и т.д.

   Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.

 

что это и рекомендации по развитию моторики

Многие современные мамы и папы уже успели познакомиться с понятием «мелкая моторика рук». Стараясь положительно повлиять на развитие ребенка, родители упорно подсовывают малышу сортеры и пальчиковые лабиринты, а с детками постарше рисуют и лепят целыми днями.

Но как узнать, верны ли предпринятые действия? Соответствует ли степень нагрузки возрасту малыша и приносят ли упражнения нужный эффект? Чтобы ответить на эти и прочие вопросы, следует отнестись к теме развития мелкой моторики более внимательно.

моторика рук

Общее понятие

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Психологи классифицируют двигательную активность, выделяя несколько ее видов:

  • Общая, или крупная, моторика отвечает за движения группы мышц. Пример подобной активности – бег или приседание.
  • Мелкая моторика – движения кисти рук или пальцев. Развитые двигательные реакции рук помогают нам шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ. К мелкой моторике относятся действия, в которых необходимо совмещать движения глаз и рук, как в рисовании, например.
  • Артикуляционная моторика – это умение координировать работу речевого аппарата, то есть говорить.

мелкая моторика рук у детей

Немного физиологии

Занимаясь исследованием вопросов детской психологии и педагогики, ученые пришли к ошеломляющим выводам. Оказывается, около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Кроме того, эта треть расположена максимально близко к речевому центру. Сопоставление этих фактов дало основания считать двигательную активность кистей и пальцев ответственной за речь человека.

В связи с этим развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста является одной из основополагающих задач при обучении речевым навыкам. Разумеется, наряду с совершенствованием артикуляционной активности. Результаты многолетнего опыта доказывают, что выводы ученых оказались верными.

Помимо вышеуказанной зависимости, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации. Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются.

игрушки для моторики рук

Календарь развития мелкой моторики

В каждом возрасте ребенок способен выполнять некоторые действия. Новые возможности появляются у него по мере созревания нервной системы. Каждое новое достижение появляется благодаря тому, что был успешно освоен предыдущий навык, поэтому за уровнем формирования моторики необходимо следить.

  • 0-4 месяца – ребенок умеет координировать движения глаз, пытается дотягиваться до предметов руками. Если удается взять в руки игрушку, то сжимание кисти происходит, скорее, благодаря рефлексам, которые угасают до полугода. Доминантных предпочтений, позволяющих выполнять действия более «удобной» рукой, у малыша пока нет, и появятся они нескоро – он пока и «правша», и «левша».
  • 4 месяца — год – навыки ребенка активно совершенствуются, теперь он может перекладывать предметы из руки в руку, совершать несложные действия вроде переворачивания страниц. Теперь двумя пальчиками малыш сможет схватить даже мелкую бусинку.
  • 1-2 года – движения все уверенней, теперь ребенок активнее пользуется указательным пальцем. Появляются первые навыки рисования – малыш выводит точки и кружки, а скоро сможет начертить на листе линию карандашом. Теперь он начинает предпочитать одну руку другой.
  • 2-3 года – моторика рук позволяет держать ножницы и даже разрезать ими бумагу. Манера рисования меняется вместе со способом удержания карандаша, и на листке появляются первые осознанные фигуры.
  • 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминантной рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам.
  • 4-5 лет. Мелкая моторика рук у детей этого возраста уже напоминает движения взрослых. Обратите внимание: во время рисования или разукрашивания ребенок двигает не всей рукой сразу, а только кистью. Движения более отточены, поэтому вырезать из бумаги предмет или разукрашивать, не выходя за контуры, уже не так сложно.
  • 5-6 лет. В этом возрасте у дошкольника кисти должны быть отлично скоординированы, ребенок уже держит ручку тремя пальцами, рисует мелкие детали, как взрослый, умеет пользоваться ножницами. Все навыки малыша говорят о том, что он не будет испытывать трудностей в школе.

доска для развития моторики своими руками

Низкий уровень развития моторики – чем это чревато?

Недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков. Такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. Если это дошкольник, то ему необходимо срочно помочь, ведь к школе он окажется абсолютно не готовым. У такого ученика возникнут трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать.

Когда и как начинать заниматься с малышом?

С самого рождения можно начинать уделять внимание развитию малыша. Разумеется, новорожденного не заинтересовать сортером или игрушкой со шнуровкой. Но можно начинать вкладывать ему в ручку погремушки, давать прикоснуться пальчиками к тканям разных фактур, сделать малышу массаж ручек.

Определен возраст, в котором важно активное развитие моторики пальцев рук, – 8 месяцев. Если до этого момента данному вопросу не уделялось внимания, то теперь самое время предпринимать какие-либо действия.

развитие моторики пальцев рук

Упражнения

Чтобы устраивать настоящие занятия с собственным малышом, маме не нужны профессиональные педагогические навыки. Для упражнений подойдут самые простые предметы, которые всегда найдутся в любом доме. Главный принцип, на котором построено развитие моторики рук, – «от большого к маленькому». В чем это выражается?

  • Начните катать с ребенком шарики из пластилина. Пусть малыш слепит что-нибудь. Если ему это под силу – можно постепенно перейти к более мелким и сложным деталям.
  • Можно просто порвать бумагу. Сначала на крупные кусочки, затем на маленькие. Чем более мелкие детали в итоге получатся, тем более высокий уровень развития моторики у ребенка.
  • Можно вместе с малышом нанизать бусины на нитку, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.

развитие моторики рук

Пассивная гимнастика (массаж)

Отличный помощник в развитии координации ребенка грамотный массажист. Опытный специалист поможет и с моторными навыками ручек малыша. Начинать занятия можно уже в первые 3-4 месяца ребенка, при этом сеансы могут проводиться по 5 минут до нескольких раз в день.

Сеансы массажа лучше доверить профессионалу, но при необходимости некоторые упражнения допустимо выполнять самостоятельно. Так, ручки малыша нужно погладить с минуту, после слегка растереть. Затем произвести вибрирующие постукивания пальцами по кистям и ладоням. Еще одно эффективное упражнение при массаже – сгибание и разгибание пальцев с последующим массированием каждого.

развитие мелкой моторики рук ребенка раннего возраста

Игрушки

Игрушки для моторики рук в огромном количестве продаются в магазинах детских товаров. К ним даже инструкция прилагается с указанием рекомендуемого возраста и описанием процесса игры. Но покупать что-либо вовсе не обязательно. Играть можно с любыми предметами – для развития моторики подойдет практически любая вещь в доме (безопасная для ребенка).

Доска для развития моторики, своими руками сделанная, или бизиборд по методике Монтессори, – отличный подарок для малыша в возрасте от года до 3 лет. Такую игрушку сможет смастерить папа. Для этого понадобится лист фанеры и самые опасные предметы в доме: розетка с вилкой, мебельная фурнитура, выключатели, шпингалеты и прочие бытовые детали. Смысл игрушки заключается в познании ребенком подобных вещей в их безопасном виде. После знакомства с розеткой на стенде, малыш не станет интересоваться настоящей, а ощупывая эти предметы пальчиками, он разовьет моторику пальцев.

моторика рук

Если любимому чаду уже стукнуло 3 года, то можно предложить игру в «Золушку». Для этого в мешочек высыпаются разные крупы или бобовые, а ребенку дается задание все перебрать.

Почему бы не поиграть в «Угадайку»? Можно завязать малышу глаза и по очереди вкладывать в его руки домашние предметы – пусть он их угадает.

Помимо этого, ребенок одобрит игры в мозаику, пальчиковый театр, совместные аппликации. Помочь любимому чаду самосовершенствоваться совсем не сложно, главное — слегка применить собственную фантазию.

Развитие мелкой моторики — Психологос

Фильм «Американо»

Развитие мелкой моторики способствует развитию интеллекта. При этом нет данных, что выдающееся развитие мелкой моторики гарантирует развитие выдающегося интеллекта.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

​​​​​​​По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Надеяться, что само по себе развитие мелкой моторики подарит вашему ребенку высокий интеллект — нельзя, для развития интеллекта вашему ребенку нужны хорошие учителя, которые будут учить его думать. Однако помним: при прочих равных люди с развитой мелкой моторикой имеют преимущество перед теми, у кого она не развита. С этой точки зрения умение быстро печатать на клавиатуре — навык полезный, хотя игра на фортепьяно для развития дает больше. Проверьте: люди, жестикулирующие ладонями-лопатами, всегда менее развиты в плане эмоционального интеллекта в сравнении с теми, у кого во время выступления «играют» и выразительное лицо, и живые умные пальцы.

С другой стороны, «тупые» жесткие ладони могут быть у сильного волевого человека, который прет как танк и сметает всех этих тонко чувствующих интеллигентов.

Статус, авторитет, влияние

Статья на тему: «Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста»

«Мелкая моторика руки и ее значение

для развития речи детей дошкольного возраста»

    

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и
дарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение,  наблюдательность. Связная речь, так же  напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.  

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.

   В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

       В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

   Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

        Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

    Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Рамки и вкладыши — способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Мозаика — способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Переборка круп — насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Попросите ребенка искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:

— «Сорока-сорока…»,

— «Ладушки-ладушки…»,

— «Идет коза рогатая…»,

— «Пальчик-мальчик, где ты был?…»,

— «Этот пальчик дедушка… «и другие.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка,  движения его руки будут более уверенные. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.  

 Задача педагога  – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывая хвалить ребенка. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет получен результат…

Литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Рисование и раскрашивание картинок – хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание – отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги – по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Переборка круп – насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Попросите ребенка искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Все пальчиковые игры и упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. 

«Кулак-ребро-ладонь». На плоскости стола три положения руки  последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. 

«Сидит белка…» 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. (Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)

«Дружба» 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

 Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).  

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»), 

Ну а к дому путь закрыт («ворота»). 

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), 

В этот домик приглашаем («дом»).  

«Кольцо» 

•    кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; 

•    то же упражнение выполнять пальцами левой руки; 

•    те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;  

«Пальцы здороваются» 

Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.     

«Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один.
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа, 
Эта долька – для котят,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для бобра,
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

 «Тесто»
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, 
Шлёп, шлёп.
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Консультация по теме: Что такое мелкая моторика, и зачем ее нужно развивать

«Что такое мелкая моторика и зачем её нужно развивать?»

В последние годы наблюдается увеличение роста детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью некоторых детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?

      Выявляется следующая закономерность: если у ребенка нарушена речь, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития речи у детей  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за образное и пространственное мышление, за концентрацию внимания, зрительную и двигательную память.

Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже грудному малышу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, так же не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.). Ну и конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

         Нам взрослым, воспитателям и родителям необходимо превратить обучение в игру, так как игра является основным видом деятельности для ребёнка дошкольника.

Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Однако даже если у ребенка речь в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой  рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается огромной нагрузкой на ребенка, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Маленький ребёнок больше всего на свете хочет двигаться, для него движение – это способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание,  память, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

         Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия,  может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому огромное значение  для развития дошкольника имеют игры на развитие мелкой моторики. Уважаемые родители, вы должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Игры и упражнения:

Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.

Лепка из различных материалов (обычное тесто, соленое тесто, пластилин, глина). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.

«Сухой бассейн» – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки (от киндер сюрпризов) и размешать. Ребёнок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы (рис, гречку), пересыпать и перемешивать крупы.

Мозаика – игры с разными мозаиками (крупными, мелкими) также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла нам из глубины веков «Сороку-сороку», «Ладушки», «Козу — рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию. А еще можно устроить пальчиковый театр.

Пазлы – яркие картинки разовьют внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Рвите, сминайте бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки. Учите одеваться самим. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.

Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите ребенка обводить рисунки и предметы по контуру, заштриховывать их. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – треугольник, квадрат, круг, потом можете вырезать сложные картинки.

Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр – шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви. Игры с пуговицами и бусинами – нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребенок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой — маленький. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.

Конструирование из различных конструкторов, счетных палочек, бумаги (оригами), также развивают мелкую моторику, внимание, мышление.

На прогулке стройте из песка или камешков горки, замки и другие постройки. А дома можно использовать кинетический песок, который продается в детских развивающих магазинах. Крупный песок и камни развивают ладошки.

 Привлекайте ребенка помогать вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитьё, собирание ягод – отличная альтернатива играм. Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком в детский сад,  держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведерко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек.

И, конечно же, много говорите с ребенком, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!  И какое бы Вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз. Чаще одобряйте и хвалите детей, подбадривайте и обнимайте!!! Результат не заставит себя долго ждать!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *