Мелкая моторика осень – Рабочая программа по теме: Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Осень»

Картотека (старшая группа) по теме: Игры для развития мелкой моторики на тему «Осень»

Игры для развития мелкой моторики на тему «Осень».

Пальчиковые игры.

«Гриб грибочек»

Главная цель: развитие мелкой моторики.

Дополнительные цели: развитие координации между движениями и речью.

                                Ход игры

Дети надевают на указательный палец шапочку грибочка (остальные пальцы собраны в кулачок). Поворачивая руку, показывают грибок. С окончанием музыки опускают шляпку грибка вниз.

Гриб-грибочек под кусточком,

Гриб-грибочек под листочком.

Если в лес грибник придёт,

Сразу спрячется грибок.

                        Л.Б. Гусевой

«Звонкие капельки»

Главная цель: развитие мелкой моторики.

 Дополнительные цели: развитие чувства ритма.

                        Ход игры

Вступление. Играет треугольник.

Капли звонкие звенят,                Дети стучат по столу каждым пальцем

Поиграть зовут ребят.                по очереди или всеми пальцами вместе

Поиграть зовут ребят,                (один удар на каждую четверть).

Напевают: «Кап да кап».

Дождик, дождик, припусти,        На каждую шестнадцатую стучат по

Дай грибочкам подрасти.        столу всеми пальцами одновременно с

                                        продвижением рук по столу.

«Хитрый ёжик»

Главная цель: развитие мелкой моторики.

Дополнительные цели: развитие внимании, чувства ритма.

Ход игры

Хитрый ёжик, хитрый ёж,                Дети показывают кулачки, вытянув руки

На клубочек он похож.                        и вращая кистями (клубочки).

На спине иголки                                Резко распрямляют (выбрасывают)

Очень, очень колки.                        пальцы рук и снова собирают в кулачки.

                                                (8 раз.)

Хоть и ростом ёжик мал,                Вытянув руки, работают попеременно

Нам колючки показал.                        пальцами, шевелят ими.

А колючки тоже                                 Руки согнуты в локтях и подняты, дети

На ежа похожи.                                поворачивают кисти рук (фонарики).

На ежа мы поглядим,                        Дети соединяют ладони рук «черпачком»

Молочка ему дадим,

Но не тронем колкие                        Грозят пальчиком.

На спине иголки.                 

«Маленький ёжик» (Пальчиковый театр).

Главная цель: развитие мелкой и крупной моторики.

Дополнительные цели: развитие координации речи и движения, развитие творческих способностей, стимуляция позитивной модели общения в парах.

                        Ход игры

Педагог: —  Где живёт ёжик? /В лесу/

— А какие в лесу растут деревья? /Ёлки, берёзы, сосны …/

Дети показывают руками «Ёлку», «Берёзу».

Педагог: — А вот и сам ёжик бежит!

Изображают руками «Ёжика».

Все дети сидят и поют песню, одновременно выполняя движения руками.

Маленький ёжик-                1-й ребёнок составляет «Ёжика».
Четверо ножек, 
На себе листок несёт,                2-й кладёт «Листок» на «Ёжика».
Песенку поёт :
  Фуфти-фуфти-фуфти-фу,
  На себе листок несу,
  Самый сильный я в лесу
  И боюсь одну лису.

Маленький ёжик-                1-й — фигура «Ёжика».
Четверо ножек, 
На себе грибок несёт,                1-й ставит «Грибок» на «Ёжика».
Песенку поёт :
  Фуфти-фуфти-фуфти-фу,
  На себе грибок несу,
  Самый сильный я в лесу
  И боюсь одну лису.

Маленький ёжик-                1-й — фигура «Ёжика».
Четверо ножек, 
На себе ЛИСУ(!!!) несёт,        2-й ставит фигуру «Лисы» на
Песенку поёт :                        фигуру «Ёжика».
  Фуфти-фуфти-фуфти-фу,
  На себе ЛИСУ(!!!) несу,
  Самый сильный я в лесу
  Победил саму лису!!!

Фуфти-фу!

В. Москвин

«Ёлка»: Руки согнуты в локтях – перпендикулярно полу, пальцы растопырены.

«Берёза»: Руки согнуты в локтях перпендикулярно полу и скрещены, кисти рук смотрят вниз.

«Ёжик»: Правая рука в кулаке, к ней со стороны груди приставляют растопыренную левую руку.

«Листик»: Ладошка со сжатыми пальцами.

«Грибок»: Левая рука согнута в локте перпендикулярно полу, пальцы сомкнуты в кулаке, правая рука – ладошка ложится сверху на кулак – шляпка.

«Лиса»: Левая рука сжата в кулак и располагается параллельно полу, большой палец поднят вверх – уши, мизинец выпрямлен – нос. Правая рука приставляется к левой, у локтя, пальцы растопырены – хвост.

Игрушки для развития мелкой моторики.

Игрушка «Ёжик»
Эту игрушку сделать в двух экземплярах, а для этого :
— закупите обыкновенные пластмассовые прищепки 2-3 цветов,
— вырежьте из картона 2 силуэта ёжика в профиль, дорисуйте носик и глаза,
— для каждого ёжика по две прищепки снизу, это будут ножки, остальные 10 — сверху- иголки. 

Задания могут быть различные : от «собери такого же», «сколько у ёжика иголочек, а из них зелёненьких?»,  до весёлого соревнования «кто быстрее».  

Игрушка «Ёжик»: 
— на плотном картоне нарисуйте ёжика,
— нашейте пуговки на ножке(штук 6-7),
— вырежьте из картона грибочки, яблочки, листочки, 
— из шнура или тесьмы сделайте петельки к грибочкам, листочкам,
— помогите ёжику собрать листочки, грибочки на свои «иголочки».


Эта игрушка пользуется у нас большой популярностью. А простая детская песенка, является хорошим дополнением.

 

Пальчиковая гимнастика на тему «Осень»

пальчиковая гимнастика на тему осеньУже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков.

В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь. Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически подключается и соседний.

Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж. Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный, успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Гимнастика для пальчиков в стихах не только поспособствует развитию ручек, но и станет приятной на слух. Стихотворную форму проще запомнить, она мелодична и легче воспринимается. Такие упражнения для рук учат сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, а также воспитывают внимательность и стимулирует развитие ЦНС. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» обязательно придется по вкусу и детворе, и их ручкам.

Такая гимнастика поможет ребенку расслабиться во время занятий. Не важно, учитесь ли вы дома или уже в школе, — гимнастика полезна всем. Она стимулирует нормальное кровообращение в руках, учит координации движений, тренирует память, в том числе восприятие на слух.

Развитая мелкая моторика (гимнастика для пальчиков этому поможет) и подготовит руки к школе. мелкая моторика гимнастика для пальчиков

Письмо, рисование, чертеж – для неподготовленных деток становятся настоящим испытанием. Если же заранее приучить руки ребенка к нагрузке — это значительно снизит уровень стресса от школьных занятий. Если предварительно заниматься пальчиковой гимнастикой, осень после первого сентября у первоклашки будет значительно проще. Почерк будет ровным, рука твердой, ответы четкими, а внимание сконцентрированным.

Делая перерыв для пальчиковой гимнастики, вы дадите деткам возможность морально расслабиться. Веселые стишки и забавные движения, дадут отдохнуть и с новыми силами приступить к получению знаний.

Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, — трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, — движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, — по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, — разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, — скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: — похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. — кулак, ребро, ладонь

«Осенние листья»

гимнастика для пальчиков в стихахРаз, два, три, четыре, пять, — загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. — сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, — загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.

«Осень»

Ветер северный подул, — подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. — ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, — постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, — плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. — ладони прижать крепко к столу

«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес. — маршируем на месте

А в лесу полно чудес! — разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо. — хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. — сводят руки перед собой в «корзинку»

гимнастика для пальчиковВот сидят маслята, — загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички. — делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок, — грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок!

– присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор, — встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

 

Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему: Картотека. Пальчиковые игры на тему «Осень»

Картотека.

Пальчиковые игры на тему

«Осень»

«Осень».

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

«Осень»

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем

ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук разовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

Листья осенние тихо кружатся

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по — очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

«Хозяйка»

Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем

пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем «ковшом», левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели, кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)

«Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.

Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.

«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)

Зайке беленькому (отгибаем мизинчик,

Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)

Рыжей лисичке (отгибаем средний палец,

Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец,

А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

«Капуста»

Так капусту мы рубили (ребрами ладоней «рубим» капусту)

И вот так ее солили, (щепотками обеих рук «солим»)

Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)

Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)

В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)

Пальчиковая игра «Сороконожка»

Шла сороконожка по лесной дорожке. (Дети маршируют)

Вдруг закапал дождик кап (Дети имитируют как капает дождик, стучат пальчиком по ладошке)

Ой, промокнут сорок лап.

Насморк мне не нужен, обойду я лужи (Изображает. Как обходят лужи0

Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу.

И потопаю потом (дети топают)

Ой, какой от лапок гром.

Пальчиковая игра «Осень»

Осень, осень листопад, листья жёлтые летят (Дети изображают, как падают листочки)

Ветер дует, задувает (Дети дуют)

Дождик капает с утра.

Осень грустная пара (Дети изображают грустное настроение)

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Листья берёзы, листья осины, листья тополя, листья рябины (Дети поочерёдно загибают пальцы).

В вазу осенний букет соберём, листья поставим на праздничный стол.

Игра «Осенняя прогулка»

Мы по парку все идём (Дети маршируют)

Листья сыплется дождём

Под ногами шелестят, всё летят, летят, летят.

Ветер снова набежал и листочки те поднял.

Налетел, закружил и на землю опустил

Игра «Мухомор»

Мухомор на тонкой ножке вырос на лесной дорожке. (Дети изображают гриб)

Ждёт прихода лесников, кто его собрать готов

Знаем мы прекрасно (Грозим пальчиком)

Мухоморы есть опасно.

Пальчиковая игра «Дождик»

Капнул дождик на дорожку, на цветок и на ладошку

Льётся дождик ой, ой, ой убежали мы домой

Пальчиковая игра «Лес»

Утром дети рано встали, за грибами в лес пошли. (Дети маршируют).

Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли.

Наклонились 1,2, 3

И в лукошко собери.

Вот на дереве орех, кто подпрыгнет выше

Чтоб, до орех дотянуться, нужно сильно подтянуться (Дети тянуться)

Три часа в лесу бродили все тропинки исходили. (Дети маршируют)

Картотека по развитию речи на тему: Пальчиковые игры по теме «Осень»

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»

«Осенние листья» 

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы,

(Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди).

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

«Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).

«Ветер северный подул»

Ветер северный подул: «С-с-с-с», (дуем)

Все листочки с веток сдул…(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

 Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

 Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

 «Осень, осень к нам пришла…»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

(Трём ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

Подождем их до весны.

«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал, 

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик, 

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали 

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем «фонарики»)

«Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

 

Картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Картотека «Осенние пальчиковые игры для дошкольников»

 

              КАРТОТЕКА

                                               

                                           ВРЕМЕНА ГОДА

Круглый год, круглый год!

(сжимают пальцы в кулачок и

вращают большим пальцем правой руки)

За зимой весна идет, а за весною следом

Торопится к нам лето. И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

(поочередно соединяем пальцы на левой с пальцами на правой руке, начиная с больших пальцев)

И за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

    ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья берёзы,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины, листики тополя,

Листья осины, листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

ОСЕНЬ, ОСЕНЬ К НАС ПРИШЛА…

Осень, осень к нам пришла, дождь и ветер принесла.

(стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад, листья кружатся, летят. (трём ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны, подождем их до весны.

(кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Чик-чирик, чик-чирик,

                                                     Подождем их до весны.

ОСЕНЬ

Солнышко греет уже еле-еле,

(поочередно соединяем пальцы, начиная с большого на обеих руках)

Перелетные птицы на юг улетели,голы деревья, пустынны поля,

Белым снежком принакрылась земля.

 Река покрывается льдом в ноябре –

(сжимаем руки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводим руки в стороны)

ОСЕНЬ

Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый, вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(спокойно укладываем ладони на стол)

                                                  Ветер бросил на тропинку.

ОСЕНЬ

Ветер северный подул (подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза, (постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.(ладони крепко к столу)

ОСЕННИЙ ДОЖДИК

(Дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения  пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу)

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том! Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!

ОСЕНЬ

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи!        (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди!        (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,        (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.        (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,        (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,        («птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.         (барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем        (имитируем)

И ботинки обуваем        (топаем ногами)

Знаем месяцы:        ладони (стучат по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь).

ЗАЯЦ И КОЧАН КАПУСТЫ

Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)

Вышел на поляну. По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)

И большой кочан нашел (кулак другой руки)

Стал зайчишка с хрустом

Грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…

Сладко потянулся (c усилием растопыриваем все пальцы)

А домой добрался –долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)

ПИРОЖКИ

Пирожки мы испечём с разною начинкой (пекут пирожки),

И с капустой – (загибают большие пальчики на обеих руках),

И с морковкой –(загибают указательные пальчики),

С луком – (загибают средние пальчики),

И с картошкой – (безымянные пальцы),

И остатков теста – (мизинцы),

Кренделя мы слепим – (сгибают мизинцы и соединяют их).

В КОРЗИНОЧКЕ

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке. (делают ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец, (сгибают пальчики, начиная с большого)

Наша Зина молодец! (показывают большой палец)

ХЛЕБУШЕК

Бублик ,    (большой и указательный пальцы образуют круг)

Баранку,    (большой  и средний пальцы образуют круг)

Батон       (большой и безымянный)

И буханку    (большой и мизинец)

Пекарь из теста   (имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?

Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают пальчики)

А из теста мы слепили: (прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –( поочерёдно разгибают

пальчики, начиная с мизинца).

Всё мы испечём в печи. (обе ладошки разворачивают)

вверх)

Очень вкусно! (гладят живот)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)

Мы капусту жмем, жмем!

(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)

Мы морковку трем, трем!

(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

ВАРИМ КОМПОТ

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держим «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешаем»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок (загибаем пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ! (опять» варим» и «мешаем»)

ЗА ГРИБАМИ

Мы идём дорожкам

Мы идём тропинками,

(сжимать и разжимать пальчики на обеих руках в кулачки)

Мы идём с лукошками, мы идём с корзинками.

(указательным и средним пальцами правой руки «шагать» по столу)

Прямо за опушками вдруг нашли волнушку мы

И пенёк с опёнками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберёзовик вырос под берёзою,

Красный подосиновик вырос под осинкою.

(на каждую строчку загибать по очереди пальцы на обеих руках)

ЛИСТЬЯ

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга)

 ГРИБЫ

Я корзину в лес беру,

(указывают на себя, делают ладошки корзинкой)

Там грибы я соберу.

(разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг:

(показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг?!»

Подосиновик, масленок,

(поочередно сгибают пальцы).

начиная с мизинца правой руки)

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь,

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу домой.

А мухомор не понесу,

(грозят указательными пальцами)

Пусть останется в лесу!

(машут, прощаясь)

ОГОРОД. ОВОЩИ

Вышла Люба в огород – (ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот!

(поднимают руки к щекам и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке (разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку: (указательным пальцем правой руки

пересчитывают все овощи)

Помидоры, лук, капуста

(поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща)

И горошек очень вкусный. Репа, огурец, чеснок,

Свекла, редька и укроп.     И. Михеева

В НАШЕМ ОГОРОДЕ

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Снова осень наступает.

(касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

И до следующей весны

(касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.)

В птичьих стаях улетают

(касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого)

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

(касаться стола подушечками пальцев

левой руки, начиная с большого)

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла

Листик клёна (загнуть большой палец с листочком клена)

Лист березы,  (загнуть указательный палец с листочком березы)

Лист осины, (загнуть средний палец с листочком осины)

Лист дубка. (загнуть безымянный палец с листочком дуба)

Чудо-осень! Хороша! За листком летит листок,

Набегает холодок. Только елочка в лесу

Не оставила красу — Не листики на елочке —

Зеленые иголочки.(загнуть мизинчик)

БЕЛКА

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит желуди, орешки.

(на каждую стихотворную строчку загибают пальцы, начиная с большого. Сначала на правой, затем на левой руке)

Разбирает все без спешки.

Вот закончился запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нем тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей, поживать,

Никаких забот не знать.

(поочередные ритмичные удары кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Н. Антонова

УРОЖАЙ

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох –

Урожай у нас не плох.

(поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок)

Консультация (младшая группа) на тему: Пальчиковая гимнастика на тему: «Осень».

Пальчиковая гимнастика на тему «Осень».

Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти ощущения, движения рук, буквально приводят в действие мыслительные процессы у ребенка. Для того чтобы быстро и правильно развить мелкую моторику рук подойдет гимнастика для пальчиков. В коре головного мозга значительные области выделены под зоны для рук. Эти зоны расположены в тесном соседстве с другими, отвечающими, к примеру, за речь. Таким образом, при возбуждении одного участка мозга, автоматически подключается и соседний. Если во время гимнастики использовать дополнительные предметы, тогда можно совместить приятное с полезным: развитие мелкой моторики и приятный массаж. Перекатывание в ладошках шарика или карандаша окажет благотворный, успокаивающий и расслабляющий эффект. Особенно плотно расположены друг к другу акупунктурные точки на ладонях и кончиках пальцев.

Пальчиковая гимнастика в стихах.

Гимнастика для пальчиков в стихах не только поспособствует развитию ручек, но и станет приятной на слух. Стихотворную форму проще запомнить, она мелодична и легче воспринимается. Такие упражнения для рук учат сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, а также воспитывают внимательность и стимулирует развитие ЦНС. Пальчиковая гимнастика на тему «Осень» обязательно придется по вкусу и детворе, и их ручкам. Такая гимнастика поможет ребенку расслабиться во время занятий. Не важно, учитесь ли вы дома или уже в школе, — гимнастика полезна всем. Она стимулирует нормальное кровообращение в руках, учит координации движений, тренирует память, в том числе восприятие на слух. Развитая мелкая моторика (гимнастика для пальчиков этому поможет) и подготовит руки к школе. Письмо, рисование, чертеж – для неподготовленных деток становятся настоящим испытанием. Если же заранее приучить руки ребенка к нагрузке — это значительно снизит уровень стресса от школьных занятий. Если предварительно заниматься пальчиковой гимнастикой, осень после первого сентября у первоклашки будет значительно проще. Почерк будет ровным, рука твердой, ответы четкими, а внимание сконцентрированным. Делая перерыв для пальчиковой гимнастики, вы дадите деткам возможность морально расслабиться. Веселые стишки и забавные движения, дадут отдохнуть и с новыми силами приступить к получению знаний.

Цель: развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Осень.

В.: Правильно, умнички. А, что происходит с природой осенью?

Д.: На улице стало прохладно. С деревьев опадает листва.

В.: А как называется одним словом, когда падают листья?

Д.: Листопад.

В.: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю. Сейчас я вам предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Листопад» .

«Листопад»

Листопад, листопад!                         Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:                    Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                                                  медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и максимально развести в                   стороны.

С дуба – дубовый,                                 Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,                          Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!        

В.: Ребята, давайте вспомним стихотворение про осень.

Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, Осень, спросим 
Что в подарок принесла?

В.: Умнички, давайте покажем нашим гостям, что же нам осень в подарок принесла?!

«Урожай».

Осень в гости к нам идет,
Урожай с собой несет,
Капусту круглую,
Картошку смуглую,
Морковку сладкую,
Свеколку гладкую.

В.: А сейчас мои хорошие, давайте покажем про яблоньку.

 «Осенью»

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

В.: Ребята, а скажите пожалуйста, осенью очень часто идёт…

Д.: Дождь!

В.: Правильно, а под чем мы прячемся от дождика?

Д.: Под зонтиком.

 Зонтик.
Если дождик проливной,
Зонтик я беру с собой,
Очень яркий и большой,
Жёлто-красно-голубой.

Дождик.

Осень хоть красивая,

Но пора дождливая.

Вроде тучек не было –

А теперь полнеба их.

В.: Детки, осенью так же зачастую бывают очень сильные ветра, покажите пожалуйста пальчиковую гимнастику про ветер.

«ОСЕННИЙ ВЕТЕР»

Ветер воет: «У-у-у,
Листья с веток оборву!»
(Руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы разведены в стороны,
подуйте на пальцы («у-у-у») и медленно пошевелите ими.)
Ветер листики сдувает,
(сильнее подуть на пальчики и быстрее пошевелить ими), 
Их он по двору гоняет.
(Руки лежат на столе, пальцы расслаблены, Дуя на ладони, переворачиваем 
их, перемещая по столу, как будто ветер уносит листья.)
Я листочки подмету,
Я порядок наведу.
(Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу, изображая метлу.)

Воспитатель: Ребята, сегодня вы много рассказали. Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Во что вы сегодня играли? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии, и королева Осень решила вам подарить свои дары осени.

        

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

В. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Начало развитию мышления дает рука.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского языка – это движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т. д.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать  мелкими предметами и выполнять более точные действия.

Застегивание пуговиц, завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка и другое – это все мелкая моторика.

Одно из самых важных направлений в занятиях с ребенком – это развитие мелкой моторики.

Главные помощники в этом деле: упражнения для пальчиков, массаж рук, ну и конечно, игры.

Есть определенные возрастные особенности развития мелкой моторики рук:

  • 1-2 года. Ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

  • 2-3 года. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.

  • 3-4 года. Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.

Условия и организация детской деятельности

Для полноценного развития малыша и для развития моторики ребенка существенное значение имеют условия и организация деятельности ребенка. В связи с этим значительную роль играют детские игрушки. Они должны быть разнообразными, яркими, интересными.

В играх – занятиях взрослый знакомит ребенка с предметами, их особенностями и признаками, учит действовать с ними и называть.

Игра – удивительная деятельность, над изучением которой трудились многие ученые. Не смотря на то, что игра действительно кажется вполне свободным времяпровождением, она является исключительно ценным видом деятельности детей.

В жизни малыша игра имеет чрезвычайное значение, которое ни с чем нельзя сравнить. Ребенок, который не играет, не может хорошо и быстро развиваться.

Эффективные условия для развития моторики у детей дошкольного возраста.

Необходимо задействовать все пальцы на обеих руках. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.

Для развития моторики кистей ребенка важно тренировать обе руки. Важно в играх так же развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики рук

Игры и упражнения для развития моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с низшими структурами.

Одновременно у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, формируется усидчивость, игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

hello_html_m455cc931.jpg

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Наша группа» Развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Рисование «Солнышко» (рисование ладошками) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток ладошками, учить печатать ладошками, развивать интерес к творчеству.

4. Закручивание и откручивание крышек.

5. Игра «Найди клад» (крупы). Развивать мелкую моторику рук.

2 неделя

Тема «Ягоды»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками.

Закрепить умение детей массажировать пальцы, ладони, наружные стороны кистей рук

2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Учить детей сплетать пальцы в виде корзинки, развивать мелкие, точные движения кистей рук.

3. Рисование в н/т «Ветка рябины» (пальчиковые краски) Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, прививать интерес к нетрадиционным видам рисования.

4. Игра «Найди клад» (манка). Развивать мелкую моторику рук.

5. Игры с кинетическим песком.

3 неделя

Тема «Осень»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Осень». Учить детей выполнять сложные элементы пальчиковой гимнастики, развивать плавность и координированность движений.

3. Разрезные картинки «Осень» (4-6 частей) Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза.

4. «Идет Дождик»- проводить линии от тучки в лужу

5. Игра «Найди клад» (рожки). Развивать мелкую моторику рук.

4 неделя

Тема «Осень»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

Учить детей слегка прищипывать кончики пальцев прищепками.

2. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять»

Учить детей рисовать в воздухе контуры листьев, соблюдать ритм гимнастики.

3. Рисование в н/т «Дождь идёт» (пальчиковыми красками)

Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике, учить рисовать аккуратно, развивать мелкую моторику.

4. Упражнение «Собери пальцы в щепотку»

5. Складывание матрешек

Октябрь

1 неделя

Тема «Овощи»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Базар», «У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла». Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Овощи»

Учить детей работать с трафаретами овощей, обводить точно по контуру.

4. Выложи овощ из семян

5. Прокати пальчиками бусинку

6. Работа с вкладышами

2 неделя

Тема «Фрукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Компот», «В сад за сливами». Учить детей имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать, выдерживать ритм гимнастики).

3. Трафареты «Фрукты». Учить детей работать с трафаретами фруктов, обводить точно по контуру.

4. Выложи фрукты из камушек

6. Нанижи бусы на шнурок

3 неделя

Тема «Грибы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком. Формировать у детей умение катать мячик между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Грибы»

Учить детей складывать пальцы корзиночкой, легко массировать их.

3. Игра «Выложи грибок» (мозаика) Учить детей составлять из мелких частей изображение грибка, развивать терпение и настойчивость.

4. Нанижи грибочки на шнурок

5. Закрути крышку на бутылке

6. Застегивание молнии

4 неделя

Тема «Игрушки»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая гимнастика «Весёлый шарик»

Закрепить умение детей сгибать и разгибать поочерёдно пальцы на обеих руках.

3. Трафареты «Игрушки»

Продолжать формировать умение детей работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш.

4. Собирание матрёшки

5. Игры с напольной мозаикой

Ноябрь

1 неделя

Тема «Одежда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. Формировать умение детей катать фасоль между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Рукавицы», «Магазин одежды», «Обновки», «Стирка». Учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого пальца.

3. Шнуровка «Завяжи шапочку» Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование.

4. Игры с прищепками «Развесь одежду»

5. Обведение одежды по контуру

2 неделя

Тема «Обувь»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком. Формировать умение катать мячик между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Ботинки» Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать координированность и плавность движений.

3. Шнуровка «Зашнуруй ботинки» Формировать умение зашнуровывать ботинки, развивать мелкую моторику.

4. Игра «Найди клад» (крупы). Развивать мелкую моторику рук.

5. Игры с кинетическим песком.

3 неделя

Тема «Мебель»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение детей прокатывать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Стол, стул». Развивать мелкую моторику детей.

3. Игра «Выложи стол, стул» (счётные палочки)

Формировать умение выкладывать предметы мебели по словесному образцу.

4. Сделай «Стульчик» (кулачок — ладошка) меняя положение рук

5. Штриховка мебели разными способами (слева- направо, сверху вниз).

4 неделя

Тема «Посуда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Продолжать формировать умение катать карандаш между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Помощники». Формировать у детей умение совершать разнообразные движения кистями рук (вращение, потряхивание, хлопки).

3. Игра «Поможем Золушке» (сортировка семян фасоли и гороха). Формировать умение действовать по указанию педагога, учить детей брать большим и указательным пальцами фасоль, развивать гибкость пальцев

4. Закрути крышки.

5. Игра «Найди клад» (рожки). Развивать мелкую моторику рук.

Декабрь

1 неделя

Тема «Зима»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком. Учить детей прокатывать мячик между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Погреем ручки». Упражнять детей в самомассаже отдельных частей тела (нос, шея, предплечья, плечи, колени, развивать мелкую моторику).

3. Рисование в н\т «Снежинки» (пальчиками)

Учить детей рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость.

4. Лепить снежки из бумаги (Мять бумагу).

5. Застегивать кнопки и пуговицы

2 неделя

Тема «Зимняя одежда»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками.

Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками.

2. Пальчиковая игра «Варежки». Продолжать учить детей поочерёдно загибать пальцы, начиная с большого.

3. Разрезные картинки «Одежда» (4-5 частей).

Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать глазомер, усидчивость.

4. Раскрашивание одежды (штриховка)

5. Нанизывание пуговиц на шнурок.

3 неделя

Тема «Зимние забавы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Зимние забавы». Учить детей имитировать лепку снежков, развивать крупную моторику детей.

3. Игры с прищепками «Снежинка». Учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.

4. Шнуровки по выбору детей.

5. Игры с кинетическим песком.

4 неделя

Тема «Новый год»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Наряжаем ёлочку». Учить детей «шагать» пальцами по столу, соблюдать ритмику гимнастики.

3. Рисование «Украсим ёлочку» (рисование пальчиками). Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, учить рисовать кончиками пальцев.

4. Выкладывание ёлочки из счётных палочек.

5. Рисование пальчиком на манке.

Январь

2 неделя

Тема «Домашние птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку.

2. Пальчиковая игра «Петушок» Упражнять детей в самомассаже пальцев рук в сочетании с проговариванием потешки.

3. Рисование в н/т «Зёрнышки для курочки» (рисование пальчиками) Познакомить детей с одним из видов нетрадиционного рисования – рисованием кончиками пальцев, развивать мелкую моторику, усидчивость.

4. Намотай клубочек (левой, правой)

5. Выложи узор из мозаики

6. Застегни пуговицу

3 неделя

Тема «Домашние животные»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук. Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошки.

2. Пальчиковая игра «Котята». «Коза». Формировать умение детей точно следовать наглядному образцу при выполнении движений.

3. Разрезные картинки «Домашние животные» (4-5 частей). Учить детей собирать из отдельных частей картинку, развивать наблюдательность, мелкую моторику

4. Сделай из пальчиков «лошадку», «собачку»

5. Игры с кинетическим песком.

4 неделя

Тема «Дикие животные»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение детей прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Белочка», «Ежик». Упражнять детей в поочерёдном сгибании пальчиков на руках.

3. Разрезные картинки «Дикие животные» (4-5 частей). Продолжать учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.

4. Обведи трафарет животного

5. Развяжи узелки.

Февраль

1 неделя

Тема «Семья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком. Учить детей вращать мячик между большими и указательными пальцами обеих рук.

2. Пальчиковая игра «Семья». Учить детей по очереди распрямлять пальцы на обеих руках, проговаривая слова гимнастики.

3. Игра «Человечек» (выкладывание фигуры человека из пуговиц). Учить детей выкладывать фигуру человека из пуговиц.

4. Шнуровки по выбору детей.

5. Игра «Найди клад» (Манка). Развивать мелкую моторику рук.

2 неделя

Тема «Профессии»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Продолжать учить детей мягкими массирующими движениями разминать пальцы, ладони, наружные стороны кисти.

2. Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

Учить детей имитировать движения швеи, развивать тонкие движения пальцев рук.

3. Игра «Завяжи узелки». Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук формировать навыки шнуровки.

4. Расстегивание застегивание пуговиц

5. Обведи предметы по точкам

6. Накручивание бумаги на карандаш

3 неделя

4 неделя

Тема «Праздник пап»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Формировать умение катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики-бойцы». Упражнять детей в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки)

Продолжать учить детей рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству.

4. Шнуровки по выбору детей.

5. Игра «Найди клад» (крупы).

Март

1 неделя

Тема «Весна»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Продолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Весна». Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать плавность движений.

3. Рисование в н/т «Первая травка» (рисование пальчиками). Учить детей рисовать кончиками пальцев прямые и наклонные линии, развивать мелкую моторику, внимание.

4. Упражнение «Пальчики здороваются» — пальцы правой руки с большим пальцем левой руки и наоборот.

5. Застегивание и расстегивание молний, пуговиц.

2 неделя

Тема «Мамин праздник»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. Формировать умение прокатывать орехи между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Мамочка». Закрепить умение детей поочерёдно загибать пальцы на руках.

3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки). Продолжать учить детей рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость.

4. Бусы для мамы из соломинок. Надень на шнурок.

5. Игра с прищепками «Развесь белье»

3 неделя

Тема «Весенние цветы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Алые цветы» Учить детей поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.

3. Игра «Выложи цветок» (мозаика) Формировать умение детей составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.

4.Шнуровки по выбору детей.

5. Игры с кинетическим песком.

4 неделя

Тема «Весенние изменения в природе»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Весна», «Птицы». Формировать умение детей точно следовать наглядному образцу при выполнении движений.

3. Игра «Первая травка» (выкладывание из мозаики)

Формировать умение выкладывать весеннюю травку по образцу.

4. Игра «Найди клад» (Манка). Развивать мелкую моторику рук.

5. Игры с кинетическим песком.

Апрель

1 неделя

Тема «Деревья»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук желудями.

Формировать умение детей катать жёлуди между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Деревья», «Дождь прошёл», «Осенний букет», «Осенние листья». Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях.

3. Игры с прищепками «Дерево». Учить детей располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координации движений.

4. Выложи елочку из спичек.

5. Игра «Найди клад (рожки).

2 неделя

Тема «Мой город»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. Формировать умение прокатывать каштаны между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Дом», «Забор», «Замок».

Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Игра «Собери домик» (мозаика) Продолжать учить детей составлять из мелких частей изображение дома, проявлять сообразительность.

4. Рисуем пальцем на манке.

5. Игры с кинетическим песком.

3 неделя

Тема «Перелётные птицы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. Формировать умение прокатывать орехи между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Кукушка», «Грачи». Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Птицы» Учить детей рисовать с помощью трафаретов птиц, развивать графические навыки.

4. Собери пирамидку.

5. Шнуровка «Бусы из соломинок».

4 неделя

Тема «Насекомые»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между пальцами.

2. Пальчиковая игра «Пчела».Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Шнуровка «Бабочка». Продолжать формировать навыки шнуровки, развивать творческие способности, усидчивость.

4. Игры с кинетическим песком.

5. Рисуем на манке.

Май

1 неделя

Тема «Рыбы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком. Продолжать формировать умение прокатывать мячики между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Рыбки» Учить детей совершать плавные волнообразные движения кистями рук.

3. Рисование в н/т «Рыбки» (рисование ладошками)

Продолжать учить детей рисовать с использованием нетрадиционных техник рисования – отпечаток ладошкой.

4. Игра «Поймай рыбку».

5. Игра «Поймай мышку за хвостик».

2 неделя

«Наш город»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Домик» Развивать умение детей имитировать процесс надевания перчаток.

3. Игры с пуговицами. Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы, формировать движения пальцев рук.

4. Шнуровка «Бусы».

5. Игры с кинетическим песком.

3 неделя

Тема «Весенние цветы»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Формировать умение катать карандаши между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Мак», «Ромашка». Учить детей поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев, образуя цветок.

3. Игра «Выложи цветок» (мозаика) Формировать умение детей составлять из мелких частей изображение цветка, развивать мелкую моторику.

4. Рисование цветов на манке пальцами.

5. Игра «Найди клад».

4 неделя

Тема «Продукты»

1. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. Продолжать формировать умение детей катать шишку между ладонями.

2. Пальчиковая игра «Каша», «Салат из капусты». Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию.

3. Трафареты «Продукты» Продолжать формировать умение детей работать с трафаретами, обводить аккуратно, правильно держать карандаш.

4. Сложи картинку из частей.

5. Шнуровки по выбору детей.

Игры с крупами.hello_html_m113736ac.jpg

Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.

hello_html_1dab94f4.jpg

Для таких игр подойдет любая крупа — фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны.

1. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.

2. Нанизать макароны с широким просветом на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет.

hello_html_2d47aefe.jpg

3. Сортировать: смешать, например, макароны и фасоль, а затем предложить малышу разложить их по разным мискам.

4. Муку, манку или соль насыпать на поднос ровным слоем и рисовать на ней пальчиком или палочкой образы или дорожки между игрушками.

Игры со шнуровкой.

Шнуровка – это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка. Наиболее распространенными материалами для этой игры являются: дерево вспененный полимер и пластик.hello_html_6e1a7854.jpg

Среди шнуровок наблюдается огромное разнообразие:

  1. Цельные шнуровки в виде: ягод, овощей, фруктов, сыра, предметов быта и т.д.

  2. Шнуровки в виде бусов: животные, транспорт, фигуры и формы, растения и т.д. и т.п.

  3. Сюжетные шнуровки: На лугу, В лесу, Дерево, Ежик…

Шнурование является прекрасным способом выработки внимательности, усидчивости и трудолюбия, научит малыша в завязывание шнурков.hello_html_1fb973b6.jpg

играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Задачи:

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Игры с прищепками.

Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Но развивают они не только мелкую моторику. Однако об этом ниже.hello_html_77988281.jpg

Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры.hello_html_66049a2a.jpg

Сначала мы учим ребенка снимать прищепки, это под силу полуторагодовалым малышам. А вот ближе к двум годам ребенок может сам их прицеплять. С начала с вашей помощью, а потом и самостоятельно.

Задачи пособия с прищепками:

1. Обогащать сенсорный опыт детей 3-4 лет

2. Развивать познавательную активность детей

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей

4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость

5. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию

Перед выполнением заданий, несколько дней потратьте на обучение ребенкаhello_html_2d9ed8a4.jpg

пользованию прищепкой.

Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую.

Игры с пробками от пластиковых бутылок.

Цель игры: развитие у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития. Можно использовать для индивидуальной работы и групповых занятий с детьми.hello_html_m6910c843.jpg

Дети охотно играют, им очень нравится раскручивать и закручивать крышки. При этом дети запоминают основные цвета (красный, жёлтый, синий, зеленый, развивается мелкая моторика пальцев рук. Воспитывается усидчивость у ребенка, желание играть вместе.

Игры с бусинами.hello_html_m65db679f.jpg

Упражнения с красивыми и разнообразными бусинами — пожалуй, самое лучшее, что только можно найти для развития мелкой моторики. Самые разные наборы бус (деревянные, пластиковые, металлические, разных цветов, форм и размеров) очень нравятся детишкам, и мальчикам, и девочкам. Девочкам — особенно, потому, что есть специальные наборы бусин для создания украшений.

Года в 3-4 дети нанизывают бусины все подряд (под присмотром взрослого, без распорядка; дети более, старшего дошкольного возраста уже собирают разные узоры, стараются сделать «красиво» и правильно.

Игры с мозаикой.

Игра в мозаику тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики малыш воспитывает целенаправленность деятельность, внимательность и наблюдательность. hello_html_747e4540.jpg

Ребенок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определенным правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата.

А самых маленьких еще знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.

Самомассаж пальцев рук.hello_html_m60079f39.jpg

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Кроме того, самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Выполнение ребёнком самомассажа кистей рук позволяет достигать хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, а также подготавливает ребенка к письму.

Игры с песком.hello_html_406bd78.jpg

Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций, — все это дает игра с песком. Что немаловажно, на песке дети выражают свои переживания, страхи, тревоги — все то, что так трудно сказать словами. Это помогает избежать и решить многие психологические проблемы.

Песок для детей наиболее притягательный материал. Игры с песком не требуют специальной подготовки. А для педагога это ещё один способ развивать мелкую моторику рук ребёнка.hello_html_m592112bf.jpg

Песок — это детская забава, ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?. А ответ очень прост: дети стремительно развиваются в процессе игры с песком, они познают этот мир в песочнице. Все игры проводятся в форме сказки. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *