Математический планшет. — математический планшет волшебная отзывы — запись пользователя Юлия (id1463749) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Развивающие игры
развивающие игры воскобовича своими рукамиПришло время, и я купила-таки Тимоше Математический планшет. Давно заглядывалась на него, но понимала, что рано. Конечно, можно было придумать игры и на 2 года, но сейчас, считаю, самое время. Итак!
Что такое математический планшет
Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик".
Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.
Что входит в набор
- квадратный планшет с 25 штырьками
- комплект цветных геометрических фигур ( 2 квадрата, 2 треугольника, 2 круга)
- комплект цветных резинок
- книжка с заданиями
Это пособие, конечно можно сделать самим. Для этого нужен кусок фанеры размером 30х30см с закругленными краями. Расстояние между штырями должно быть 5 см. В качестве штырей можно взять силовые кнопки с длинным стержнем, лучше посадить их на клей. Резинки продаются в любом канцелярском магазине, а фигуры можно вырезать из цветного картона.
Что развивает математический планшет
Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.
С чего начать
Сначала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а потом, взяв резиночки, (небольшое количество) показать, как натягивать резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.
Варианты игр
В книжке-инструкции приводится много интересных заданий. Вместе с ребенком можно изобрести свои собственные развивающие игры, а также найти новые решения предложенных задач.
С детьми 3-5 лет:
· Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).
· «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами.
· Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.
Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).
С детьми 6-8 лет:
· Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.
· Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.
· Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Что получилось?
Это лишь примеры возможных заданий. Самостоятельно, вместе с детьми, можно придумать еще больше занимательных игр.
Для мам, имеющих iPhone, IPAD советую установить приложение Geoboard, by the Math Learning Center. В нем можно прорисовывать задания, а ребёнок будет выполнять его на реальном пособии.
Можно использовать он-лайн приложение на любом компьютере, планшете без скачивания. Нарисуйте большое количество заданий, сохраните их (наведите указатель мыши на картинку и нажмите правую кнопку мыши, далее выберете пункт "сохранить изображение как...") и распечатайте, тогда на листе он будет крупнее, чем если распечатывать с сайта. В приложении есть приятная функция заливки цветом, что удобно при составлении заданий, т.к. при накладывании одного цвета на другой (там где линии совпадают, например, у фигур общая сторона) ребёнок не видит всех линий, поэтому включайте эту функцию. Если вы рисуете на бумаге, то в таких случаях штрихуйте или закрашивайте фигуры целиком.
Вот такая развивающая игрушка появилась у нас дома. Осваиваем потихоньку)
Купить книгу Математический планшет (ОПИ-003) можно здесь.
Скачать приложение для iPhone, IPAD можно здесь.
Приятных игр и плодотворных занятий).
Игры с математическим планшетом | Страна Мастеров
Поделиться:
Математический планшет (другие названия: математическая доска, геометрик — русс., Geoboard — англ.) — придумал и популязировал математик из Александрии (Египет) Калеб Гатеньо (Caleb Gattegno — англ.) в конце 1950-х гг. Также результатом его труда стала популяризация палочек Кюизенера. Это пособие помогает развить мелкую моторику рук, пространственное и ассоциативное мышление, воображение, умение действовать по заданному образцу. На игровом поле можно конструировать буквы и цифры, и все, что в голову придет. Пособие помогает объяснить такие геометрические понятия, как отрезок, угол, периметр, площадь, многоугольники и т.д.
Это пособие, конечно же можно сделать самим. Для этого нужен кусок фанеры вырезать размером 25х25 см, края закруглить и вбить в него 25 гвоздей (5х5). Растояние между гвоздями 5 см. Но МНЕ гвозди НЕ нравятся, т.к. они очень тонкие (с них тяжело резиночку снимать) и они имеют очень острые шляпки и будут ранить маленькие ручки. Поэтому я советую обратить внимание на пластмассовые кнопки с длинным стержнем. Продаются в любом канцелярском отделе, а играть и использовать их можно по-разному.
Например их можно аккуратно приколотить к разделочной доске молотком. Тогда и из фанеры ничего выпиливать не нужно, обрабытыват края не нужно. Конечно, при прибивании есть некоторый процент боя, но если такое случится, то гвоздь (а внутри этого кнопки/штырька гвоздь) можно легко вытащить плоскогубцами.
Вставляю эту фотографию для примера (это другое пособие!!! https://stranamasterov.ru/node/499414), чтобы вы видели, как красиво это кнопка смотрится на разделочной доске. Приколачивайте до тех пор, пока между доской и штырьком перестанет пролезать ноготь. Я использую в работе покупной планшет, он была нам подарен, поэтому колотить свой не имело смысла. Вот что у вас должно получиться.
В продаже к нему есть пособие, в котором есть примеры/картинки, также к нему можно нарезать из бумаги цветочки, треугольники, круги, квадраты с отверстиями в середине, чтобы можно было делать человечеков, машины, цветы и т.д. тут вашей фантазии есть где разгуляться.
Пособие нужно дополнить цветными резиночками, которые тоже продаются в канцелярком отделе и именуются, как «банковские резинки» и упакованы в пакетиках. Они бывают однотонные и разноцветные, понятно, что нам нужны разноцветные. Мне посчастливилось купить резиночки, упакованные в коробку в которой лежит клубок из резинок, натянутых друг на друга. Это была замечательная покупка, т.к. сегодня имея их, мы играем в планшет уже пол-дня, хотя до этого месяц он был нам не интересен. Этот клубок имеет отличные цвета, которых у нас до этого не было.
Также для тех у кого есть iPad и Iphone советую установить приложение для него Geoboard, by the Math Learning Center. Так в нем можно прорисовывать задания, а ребёнок будет выполнять его на реальном пособии.
Распечатайте большое количество образцов бумаги для рисования заданий, они тоже вам пригодятся, скачайте его (наведите указатель мыши на картинку и нажмите праваую кнопку мыши, далее выбирите пункт «сохранить изображение как…») и распечатайте, тогда на листе он будет крупнее, чем если распечатывать с сайта:
Как играть? С чего начать?
Сначала нужно дать ребёнку доску, посчитать штырьки, а потом взяв резиночки (небольшое количество) показать как натягивать резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх либо слева направо (пишем мы именно так!, пусть привыкает). Понятно, что резинки тугие, нужно будет помогать. В процессе игр постоянно практикуйте счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.
Игра 1. Взять резинку и натянуть сбоку какую либо фигуру. Попросить ребёнка повторить.
Игра 2. Дайте ребёнку небольшое количество разных резиночек и задание: натянуть по 2 (или 1, или 3) резиночки каждого цвета.
Игра 3. Рисуете на бумаге (той, что с точками), либо на iPade задание и просите ребёнка повторить. Далее ребёнок создаёт на бумаге, либо на iPade задание ВАМ и вы повторяете. Конечно же в это время вы активно просите ребёнка помочь вам, а как же вы же ему помогали:)), т.е. вы играете по очереди, таким образом можно играть достаточно долго, чем ребёнок, ребёнок и ребёнок, не интересно же и вообще, я уже устал. А так весело, мама тоже играет!
Я сдела точки специально пустыми, поэтому вы помогая можете закрасить их определённым цветом и попросить соединить две точки. Делать это лучше по линейке, заодно научиться это делать ровно.
Мы уже давно играем с этим пособием, поэтому можем далать разные картины.
Трава, солнце и цветок. Нарисовано на бумаге дочкой:
Трава, солнце и цветок. Повторено на iPadе ей же.
Трава, солнце и цветок. Повторено на планшете:
Цветок в вазе стоит на окне (синее — это занавески). Придумано и нарисовано ребёнком. Я только помогала держать линейку, когда ребёнок рисовал зановески
Повторено на iPadе
В приложении iPadа есть приятная функция заливки цветом, что удобно при соствалении заданий, т.к. при накладывании одного цвета на другой (там где линии совпадают, например у фигур общая сторона) ребёнок не видит всех линий, поэтому включайте эту функцию. Если вы рисуете на бумаге, то в таких случаях штрихуйте или закрашивайте фигуры целиком.
Повторено на планшете:
Кораблик. Нарисовано на бумаге моей дочкой
Кораблик. Повторено на планшете
Рис. 1 Верёвочная лестница, рис. 3 Телевизор, который не работает, рис. 4 четырёхместная кровать:)). Нарисовано на бумаге моей дочкой. Рис. 2. Истребитель, который нарисован папой Лидочки
Истребитель, выполнен на планшете Лидочкой, с моей помощью
Эту игру нужно играть и наоборот, т.е. придумываете на доске картинку и перерисовываете её на бумагу. Следите, чтобы рисунок был сообразен возможностям рисования. Тут опять делаете очерёдно, то вы, то он, т.к. дети ОЧЕНЬ любят давать задания взрослым. Ясно, что в этом случае мы дополнительно мотивируем ребёнка для игр. Для того,чтобы ребёнку было легче рисовать, можно брать квадраты меньшего размера:
или такого
Кстати, если кто то знает подскажите: «КАК загружать картинки, удобные для дальнейшей печати, чтобы небыло размытия и нечеткостей?»
Игра 4. Создать много (можете сказать сколько именно) фигур которые опираются на 4 (3, 5, 6) штырька; внутри которых 1 (2,4 и т.д.) штырька
Игра 5. Практически начало программирования. Делаете ребёнку задание на бумаге с точками, рядом с которым стоят цифры, т.е. нужно создать картинку соединяя линии по цифрам. Чертим с помощью линейки (отрабатываем навык!)
Если картина сложная и встречаются одинаковые цифры (числа), то вводим дополнительные символы цветовые линии, например:
После того как поиграли, всё аккуратно складываем. Мы храним резиночки связанными вот так:
ЗАХОДИТЕ! Буду сюда выкладывать ещё игры, т.е. дополняя этот пост
Математический планшет с резиночками
Пришло время сделать математический планшет с резиночками для ребенка. Уже давно встречали такую полезную игрушку, ее можно купить в магазине или сделать самостоятельно. «Геометрик» по праву можно назвать многофункциональной игрушкой, она может пригодиться ребенку как в 2 годика так и в 5-6 лет. Математический планшет с резиночками поможет развивать логическое мышление, мелкую моторику, координацию, воображение и творческие способности ребенка.
При помощи резинок, которые растягивает малыш между гвоздиков, можно «рисовать» различные изображения и схемы. Ведь на математическом планшете можно изображать геометрические фигуры, цифры, буквы, дом, елку, машину и т.д.
Делаем математический планшет с резиночками самостоятельно
Для своего ребенка мы решили сделать геометрик своими руками из коробки для обуви. Для изготовления математического планшета нам пригодилась коробка из-под обуви, канцелярские гвоздики и супер-клей. Верхний слой коробки заклеили белым листом бумаги. Нанесли разметку для гвоздиков-кнопочек. Далее приступаем к изготовлению: берем гвоздик, макаем его в супер-клей и вставляем в коробку. Вот и получился у нас математический планшет. Коробка должна закрываться, чтобы ребенок не поранился, ведь внутри остаются острые края.
Наши схемы для математического планшета
Готовый геометрик сразу заинтересовал ребенка (ему сейчас 2,4 года). С удовольствием сын стал с ним знакомиться, брал и растягивал резиночки. На помощь в игре пришел папа и старший сын. От простых фигур мы сразу перешли к созданию транспорта. Ребенок просто обожает все, что связано с машинами. Он растягивал одну-две резиночки, а дальнейшую схему создавал брат.
Какие схемы можно делать при помощи математического планшета?
Начинающим игрокам покажите, что можно сделать геометрические фигуры. Простые схемы для геометрика — домик, заборчик, кубик, снежинка, цветок, цифры, буквы. Сложные фигуры создавайте вместе с ребенком. По ходу игры можно рассказывать сказки или стихотворение об этой схеме. В составлении схем подключайте фантазию!
Игры для математического планшета
«Угадайка» — взрослый рисует с помощью резинок картину, а ребенок угадывает, что же это получилось. Можно усложнять игру по мере взросления ребенка.
«Большой-маленький». В этой игре ребенок закрепит понятия большой и маленький. Один из участников игры (папа или мама, например) делает большой треугольник или квадрат, ребенок должен сделать такой же, но маленький. Потом игроки меняются местами. Постепенно усложняем игру, делаем елочку, домик, кораблик и переходим к более сложным рисункам.
«Собери схему». Предложите ребенку готовую схему на листе бумаги, его задача — научиться читать эту схему и воспроизвести ее на математическом планшете. Можно так изучать буквы или составлять транспорт.
«Счет и чтение» на математическом планшете легко изобразить цифры и буквы. Используя цифры, можно научить ребенка делать простые математические действия — складывать или отнимать. А при помощи букв можно читать слоги из нескольких букв.
«Часть и целое». На геометрике изобразите математическую фигуру, например равнобедренный треугольник, квадрат, трапецию. Ребенку предложите разделить эту фигуру на две равные части, позже на три, четыре части. Обсудите с ребенком из каких частей состоит геометрическая фигура. На сколько частей можно разделить эту фигуру. Назовите полученные фигуры.
Графический диктант. Ребенку диктуют задание — две клеточки в правую сторону, две клеточки вниз, еще три клеточки вправо и т.д. — получается собачка. Такие задания часто встречаются в начальных классах школы. Но вы можете использовать этот принцип и для математического планшета. Научитесь с ребенком строить простые геометрические фигуры под диктовку. Например, 4 гвоздика вправо, 4 гвоздика вниз, 4 гвоздика влево и 4 гвоздика вверх. Получился квадрат. Игру постепенно можно усложнять. Тут схемы для слухового графического диктанта.
Математический планшет с резиночками можно применять для различных тематических игр, составлять всевозможные схемы, что мы и планируем в дальнейшем делать.
Сделай МИР ЯРЧЕ| Сделай МИР ЯРЧЕ
Игра «Геометрик» предназначена для развития пространственного и ассоциативного мышления, воображения, способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Это пособие было изобретено М. Монтессори, его можно найти в продаже, но сделать его самостоятельно, гораздо проще, чем обойти детские магазины 😉 Данная игра подойдет для развития детей от 1-3 лет и до … , в зависимости от сложности задания.
Зададитесь вопросом, почему игра «Геометрик» развивающая? С помощью данного планшета можно учить цифры, буквы, геометрические фигуры, «рисовать» различные предметы, узоры, стоить лабиринты, знакомиться с понятиями большой-маленький, научить ребенка ориентироваться в пространстве и выполнять задания по образцу и т.п.
Сделайте данную игру своими руками!
Вам понадобится: Деревянная дощечка, силовые кнопки, линейка, карандаш, резиночки.
Ребенку от 1 года можно предложить планшет 3 на 3 кнопки (всего 9 кнопок).
Ребенку от 2 лет лучше предложить 5 на 5 кнопок (всего 25 кнопок).
Детям старше 3 лет можно не ограничивать пространство и сделать планшет любого размера.
Так же можно сделать планшет «на вырост», лишь ограничивать рабочее пространство согласно возрасту и развитию.
Так как нашей доченьке практически 4 года, с размером планшета мы не заморачивались, взяли остаток фанеры (закруглили края, покрыли лаком) и разметили его весь!
И так, по порядку:
1. Приготовьте все необходимое (деревянная дощечка, силовые кнопки, линейка, карандаш, резиночки).
2. С помощью линейки и карандаша разметьте деревянную дощечку на квадраты (у нас 5*5 см, можно больше, но делать меньше не советую).
3. В места пересечения линий вставьте силовые кнопки. Для надежности, можно капнуть клей «Момент». Если не хватает сил, чтоб утопить кнопку, воспользуйтесь молотком, но помните, пластмассовая часть кнопки может расколоться. Лишние линии сотрите ластиком.
4. Возьмите резиночки для денег, попробуйте натянуть между штырьков и сразу же зовите ребенка! Играйте, изучайте вместе!!!
Такой развивающий планшет сделал нам папа минут за 20-30, дочка сразу начала его опробовать! В течение недели, каждый вечер она сама изучала его, играла, что-то рисовала. К концу недели её фантазия иссякла. Тут необходимо предложить ребенку схемы рисунков, с помощью которых он будет учиться действовать по заданному образцу и ориентироваться на плоскости.
Что можно изобразить на схеме?
— Различные геометрические фигуры и рисунки из геометрических фигур.
— Буквы, слова и цифры с примерами.
Используйте готовые знаки «+», «-» и «=». Их сделать можно из толстого картона (гофрокартона) или из листа ДВП, или фанеры. Так же сделайте разные геометрические фигурки, которые помогут точнее передавать желаемый рисунок и чтоб появилось больше возможностей для новых идей.
— Различные предметы и узоры. Начните рисовать какой-либо узор одним цветом (например, красным), а ребенок должен продолжить узор другим цветом.
— Лабиринты и симметричные рисунки.
— Подберите загадки, сделайте схемы-отгадки, которую ребенок будет рисовать на планшете. Например такие загадки:
От ветра он не прячется,
А, грудь подставив, Катится.(Парусник)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть — нет головы.(Гриб)
Летом вырастают, осенью опадают.(Листья)
Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он… ( ключ) !
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.( Бабочка)
Мягкие лапки,
А в лапках — цап-царапки.(Кошка)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(Цветы)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.(Рыба)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(Морковь)
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари — Фонарики
Меньше, чем комарики.(Звезды)
— На данном фото показано, как можно на примере геометрика изучать понятия больше-меньше, низкий-высокий
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке.(Снежинки)
Количество схем и сложность зависит от возраста и развития вашего ребёнка.
Если нет желания возится со схемами, то условно поделите готовый планшет пополам, с одной стороны рисуете вы, с другой стороны ребенок должен повторить то, что нарисовано вами. Дайте ребенку возможность тоже побыть учителем, пусть он дает вам задания, а вы будите выполнять. Не забывайте всегда хвалить ребенка, даже за небольшие успехи!!!
Данный планшет можно использовать не только для занятий, но и для игры! Нарисуйте с помощью резиночек лабиринт-дорожку и пару домиков-гаражей. Возьмите машинки, фигурки зверей, человечков и, повторяя правила дорожного движения, играйте!
Для данной развивающей игры мы используем два вида резиночек: большие и маленькие. Маленькие резинки растягиваются только между двумя ближними кнопками. Задания пробуем выполнять сначало маленькими, затем большими резинками, растягивая и огибая кнопки. Некоторые фигурки рисуем одной большой резинкой. Если вы не можете найти канцелярские резинки, можно использовать резиночки для волос!
Сделайте такой развивающий планшет «Геометрик», порадуйте своего ребенка!!!
Существует развивающая игра «Геоконт Воскобовича», по форме это квадратная дощечка с нанесенной координатной сеткой и штырьками, которые хитро расположены. Суть такая же, как и у геометрика: ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу и т.п. Данный планшет так же можно изготовить самостоятельно. С помощью геоконта можно придумывать более сложные задания и учить ребенка находить координаты, но для этого нужно выучить буквы и цифры. Так как буквы с дочкой ещё не выучили, мы остановились на геометрике.
Думайте сами, решайте сами играть или не играть 😉
Спасибо за внимание!
Методическая разработка по развитию речи на тему: Математический планшет — классическое учебное пособие для развития логики и мелкой моторики
Математический планшет — классическое учебное пособие для развития логики и мелкой моторики
Подготовка к школе – это неторопливое и увлекательное знакомство ребенка с теми науками, которые ему предстоит изучать. Как сделать процесс обучения наиболее эффективным и легким? Конечно, с помощью игры!
Наша новая игра соединяет традиционные для любого ЛОТО задачи развити я внимания,быстроты реакции, соревновательности с новыми умениями переносить заданную схему на планшет, развитие м речи, умением работать в команде
Игра была изобретена в середине XX века Калебом Каттергно и мгновенно стала популярна у педагогов и детских психологов.
Могофункциональное пособие позволяет эффективно решать задачи
· познавательно-речевого развития детей
· содействовать развитию фонематического слуха, интереса к чтению, успешности ребёнка в целом.
Развивающее игровое обучение детей дошкольного возраста является составной частью педагогического процесса в детском саду и направлено на формирование развитой личности. Это сложный и длительный процесс, планомерно осуществляемый на занятиях и в повседневной жизни: в играх, труде, быту.
Ведущее место в дошкольном обучении занимают наглядные и практические методы, а также игровые приемы в сочетании со словом воспитателя.
Развивающий потенциал математического планшета
Игры с математическим планшетом влияют на правильное развитие мелкой моторики ребенка, его логическое и творческое мышление, а также развивают сенсомоторную память, воображение, усидчивость и внимание, что немаловажно для будущего школьника. Уникальная развивающая игра научит ребенка работать по предложенным схемам, которые можно найти в специальных пособиях. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, малыш совершенствует мелкую моторику рук.
Что такое математический планшет?
Математический планшет — это дидактическая игра в виде квадратного поля со столбцами, на которые натягиваются разноцветные резиночки. Некоторые производители называют данную развивающую игру иначе, например,»Геометрик» или «Волшебная доска».
Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое.
Математический планшет становится полем для исследований ребенка, реализации его собственных идей. Кратко возможности планшета можно разделить по трем направлениям:
• Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения. Форма работы: зрительные и слуховые диктанты; задания на дорисовку.
• Развитие интеллектуально-творческих способностей. Моделирование математических свойств и отношений; моделирование пословиц и поговорок, загадок, стихотворений, сказок; составление узоров.
• Развитие коммуникативных качеств. Выполнение коллективных работ (на основе объединения планшетов). Развитие навыков сотрудничества.
Как играть с математическим планшетом?
Игры с математическим планшетом должны соответствовать возрасту ребенка.
Для ребенка 2-4 лет важно уметь с помощью линий изображать простые предметы и сюжеты, например, зонтик, мячик, капающий дождик, домик и т.п. Для этого не обязательно использовать готовые схемы. Просто дайте ребенку задание с помощью трех-четырех резинок изобразить домик с трубой или без. Выполняя задание, ребенок одновременно развивает и творческое мышление, и логику, и мелкую моторику. Также в этом возрасте можно играть в творческую игру «Дорисую фигуру»: на поле изобразите фигуру, у которой не будет доставать одной стороны (квадрат или треугольник), ребенок должен «дорисовать» фигуру.
Детям в возрасте 5-7 лет стоит давать более сложные задания, например, нарисовать на планшете с помощью разноцветных резинок какую-либо историю или сказку, а затем рассказать ее. Математический планшет можно использовать для изучения чисел и алфавита: изобразить на нем буквы и цифры, посчитать сколько для изображения той или иной буквы/цифры было затрачено резинок.
более разнообразными и яркими.
Варианты игр
В книжке-инструкции приводится много интересных заданий. Вместе с ребенком вы можете изобрести свои собственные развивающие игры, а также найти новые решения предложенных задач.
С детьми 4-6 лет:
· Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).
· «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник – в вазу с цветами.
· Отгадываем загадки – а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.
· Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).
С детьми 6-8 лет:
· Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.
Учебно-методическое пособие на тему: Математический планшет «Геометрик»
Математический планшет «Геометрик» — пособие для детей от 3 до 7 лет. В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей
Цель игры:
Способствовать познавательно – математическому развитию детей.
Задачи:
1. развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат;
2. развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;
3. развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
4. развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;
5. развивать индуктивное и дедуктивное мышление, дать представление о симметрии, трансформации размера, формы, числа, формирование логико-математических представлений у детей;
6.способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертеж, но не спешите показывать его ребенку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с задачей.
Для изготовления планшета вам понадобятся:
— прямоугольный кусок фанеры или обычная разделочная доска;
— цветные силовые кнопки;
— карандаш и линейка для разметки доски;
— дрель и суперклей или молоток;
— разноцветные резиночки (банковские или для волос).
Порядок работы: наносим на доску разметку в виде квадратов со стороной 3-4 см. В углы квадратов забиваем силовые кнопки, либо сверлим отверстия тонким сверлом и сажаем «гвоздики» на клей. Готово!
Игры с использованием математического планшета:
1. «Угадай, что это?»
«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку
предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать»
изображения по очереди.
2. «Нарисуй мне…»
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на геометрике. Начинайте с
самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере
развития навыков конструирования у вашего крохи. Можно усложнить игру, если не
давать задание не прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен
«нарисовать» с помощью резиночек.
3. «Продолжи узор»
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите
малышу продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся
поверхности по образцу.
4. «Большой-маленький»
Вы «рисуете» на геометрике маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете
ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.
5. «Угадай и проверь»
Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на геометрике?
Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу
практически. Придумайте разные задания этого типа в зависимости от того, какого
цвета гвоздики вы использовали.
6. «Часть и целое»
Выложите на геометрике большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков,
например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку
поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на
максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки —
геометрические фигуры.
7. «Самая длинная змейка»
Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), постарайтесь сделать самую длинную
змейку одного цвета.
8. «Дорисуй»
У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет,
используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен
составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не
сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка
превращений: полоска-крестик-снежинка-цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в
домике-заборчик-крыльцо и т.д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на
проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы
становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный
замысел в зависимости от действий другого игрока.
Вот такая развивающая игрушка появилась у нас в группе. Осваиваем потихоньку. Всем спасибо за внимание!