Математические игры для детей 4 5 лет в детском саду – Картотека по математике на тему: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ВЕСЕЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Материал по математике (средняя группа) по теме: Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике

для детей 4-5 лет

 «Матрешки»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.

Дидактическая игра

«Мальчики»

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Кто теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

Дидактическая игра

«Разговор по телефону»

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Дидактическая игра

«Конструктор»

Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга…

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса — Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

Дидактическая игра

«Муравьи»

Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.

Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок о где стоит?

двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Дидактическая игра

«Заполни пустые клетки»

Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с игрой 7), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Дидактическая игра

«Где какие фигуры лежат»

Цель. Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столбца), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Дидактическая игра

«Правила движения»

Цель. Формирование представлений об условных разрешающих и запрещающих знаках, использовании правил, о рассуждениях методом исключения, направлениях «прямо», «.налево», «направо».

Игровой материал. Комплект фигур четырех форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и трех цветов (красный, желтый, зеленый).

Правила игры. На рисунке цветной таблицы 10 приведены два варианта игры.

Вариант 1 . Сначала все фигуры движутся к своим домикам по одной дороге. Но вот на пути первый перекресток. Дорога раздваивается. Прямо могут идти только прямоугольники, так как в начале дороги стоит разрешающий знак (прямоугольник). Вправо прямоугольники идти не могут, так как в начале этой дороги стоит запрещающий знак (перечеркнутый прямоугольник). Значит, методом исключения прямоугольника заключаем, что вправо могут идти все остальные фигуры (круги, квадраты, треугольники). Дальше дорога опять раздваивается. Какие фигуры могут идти направо? Какие налево? А на последнем перекрестке какие фигуры могут идти прямо, какие направо?

После такой подготовки начинается движение фигур к своим домикам. После окончания движения фигур нужно указать, в каком из четырех домиков какая фигура живет, т.е. найти хозяйку каждого домика (А — прямоугольники, Б — круги, В — квадраты, Г — треугольники).

Вариант 2 . Во втором варианте игры, проводимой по таким же правилам, учитываются лишь цвета фигур (красная, желтая, зеленая) и не учитывается их форма.

По окончании игры здесь также указывается хозяйка каждого домика (Д — красная, Е — зеленая, Ж — желтая).

Пример рассуждения методом исключения.

ЕСЛИ К домику Ж запрещено проходить красным и зеленым фигурам, то к нему проходят только желтые. Значит, в домике Ж живут желтые фигуры.

Каждая ошибка при прохождении фигур к их домикам наказывается штрафным очком. Поочередно проводя фигуры к их домикам, тот из игроков считается победителем, который набрал меньшее число штрафных очков.

Дидактическая игра

«Третий лишний»

Цель. Научить детей объединять предметы во множества по определенному свойству. Продолжение работы по закреплению символики. Развитие памяти.

Правила игры. На странице изображены дикие животные, домашние животные, дикие птицы, домашние птицы.

Игра допускает множество вариантов. Возьмите, например, большой зеленый квадрат (он обозначает слона), большой красный треугольник (он обозначает орла) и маленький красный круг (он обозначает корову). Поместите выбранные фигуры в нужные места: диких зверей можно помещать только к диким зверям, домашних животных — к домашним, диких птиц — к диким, домашних — к домашним. Куда попадет зеленый квадрат? Красный треугольник? Маленький красный круг?

Затем можно взять другую партию животных (тигра, лису, чайку, собаку, индюка и т. д.), обозначить их фигурами из набора и найти им нужное место на странице.

Игра постепенно усложняется: вначале дополняют рисунки одним животным или одной птицей, затем двумя, тремя и самое большее — четырьмя. Трудность решения возрастает в связи с необходимостью запомнить, что представляют фигуры.

Дидактическая игра

«Рассеянный художник»

Цель. Развитие наблюдательности и счет до шести.

Игровой материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной»

Один художник жил

И иногда рассеянный

Неделями он был.

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».

Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?

Дидактическая игра

«Сколько? Какой?»

Цель. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».

Игровой материал. Цифры.

Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,… десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка — первая, дед — второй, бабка — третья и т. д.).

Решить простейшие задачи.

1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?

Можно составить и другие задачи.

Дидактическая игра

«Почини одеяло»

Цель. Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть блые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежа

Дидактическая игра

«Торопись, да не ошибись»

Цель. Закрепить знания состава чисел первого десятка.

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Игру можно продолжить, заменив числа в круге (начиная с пяти).

Дидактическая игра

Дидактическая игра

«Сколько осталось?»

Цель. Развитие навыка счета предметов, умение соотносить количество и число; формирование у детей конкретного смысла действия вычитания.

Игровой материал. Числовые карточки, набор геометрических фигур.

Правила игры. Один из играющих кладет определенное число предметов в красный круг, затем в зеленый. Второй должен сосчитать общее количество предметов (внутри черной линии) и закрыть карточкой с соответствующим числом первый квадратик, между первым и вторым квадратиками положить знак «минус», затем пересчитать, сколько предметов удаляется (они расположены в красном круге), и обозначить числом в следующем квадратике, положить знак «равно».

Затем определить, сколько предметов осталось в зеленом круге, и также отметить. Карточку с соответствующим числом поместить в третий квадратик. Игроки могут меняться ролями. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

Картотека по математике (средняя группа) на тему: Дидактические игры для развития элементарных математических представлений детей 4-5 лет с элементами сказок

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений детей 4-5 лет с элементами сказок

 «Подбери по форме и цвету»

Цель:

— Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.

— Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.

— Закреплять названия и признаки геометрических фигур.

— Развивать глазомер.

— Воспитывать умение действовать в команде, помогать друг другу.

Оборудование:

«Коврик» с отверстиями для геометрических фигур, геометрические фигуры разного цвета и разной формы.

Ход игры:

На столе (на полу) лежит коврик с отверстиями для фигур. Воспитатель объясняет, что у зайчика (собачки, лисички) случилась беда. Лежал возле его домика коврик, но подул сильный ветер и растрепал коврик, вон какие дыры получились. Воспитатель предлагает починить коврик. Дети берут по 1 фигуре. Воспитатель задает следующие вопросы:

— Какая у тебя фигура?

— Какого цвета у тебя фигура?

— Сколько углов у треугольника?

— Сколько сторон у квадрата?

— Какие стороны у прямоугольника? И т. д.

Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.

Затем воспитатель предлагает детям поставить свои фигуры в отверстия на коврике что бы починить его. Дети выполняют задание.

«Отгадай»

Задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники  разных цветов.

Ход игры.

Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.

Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет,  который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что  этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.

Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например,  на блин, на солнце, на тарелку…

Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…

В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

«Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;  формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

Оборудование:  карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и  размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки,  шестиугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в  нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

      Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

 Размести «жильцов» в домики.

-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

-По форме (в красном домике – круги и т.д.).

-По величине (в красном домике–большие треугольники и т.д.).

Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.

«Найди пару»

Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из        геометрических    фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и  справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том  же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие, разные, одинаковые)

Оборудование:  Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает  парную карточку только тогда, если правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

«Сложи узор»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру;  развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с геометрическим узором, набор  геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют — какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.    

Картотека по математике (средняя группа): Математические игры в средней группе

Средняя группа

«Количество и счет»

1.Дидактическая игра. «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку

2. Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?


3. Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т.д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

4. Дидактическая игра:«Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

5.Дидактическая игра: «Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Оборудование. счетные палочки.

Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Геометрическая форма.

1.Дидактическая игра: «Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Оборудование. по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

2.Дидактическая игра: «Лото»

Цель: освоение умений выделять различные формы.
Оборудование. карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

3. Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Оборудование. круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.
Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, — к обручу с квадратом. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

4. Дидактическая игра:«Отгадай»

Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.
Оборудование. мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.
Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку…Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

Величины.


1.Дидактическая игра: «Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.ма 09

Оборудование. яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

2.Дидактическая игра:»Раз, два, три — ищи!»

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Оборудование. Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание. Дети усаживаются на стульчики полукругом. В. раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, В. предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!» Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

3. Дидактическая игра: » У кого хвост длиннее?»

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий.
Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

4. Дидактическая игра: «Кто скорее свернет ленту»

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

Ориентирована в пространстве

1.Дидактическая игра: «Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование. игрушки.

Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

2. Дидактическая игра: «Бегите к цифре»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты.

Содержание: Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.
Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.


3. Дидактическая игра: «Лифт»

Цель: закреплять прямой и обратный счет до 7, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй…)
Содержание: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.

4.Дидактическая игра: «Три шага»

Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.
Содержание: Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

Ориентирована во времени

1.Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Оборудование. картинки по временам года.

Содержание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года .Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

2. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Оборудование: мяч.

Содержание:Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: — Мы завтракаем утром, а обедаем… Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

3. Дидактическая игра: «Кто раньше? Кто позже?»

Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

4. Дидактическая игра: «Светофор»

Цель: закреплять представления детей о временах года.

Содержание: Педагог говорит, например, «Кончилось лето, наступила весна». Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки исправляются.

5. Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия — вчера, сегодня, завтра.
Содержание: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: «Солнышко светит днем, а луна ….». Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую «Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …», «Если вчера была пятница, то сегодня …», «Зиму сменяет весна, а весну …».

Методическая разработка по математике (средняя группа) на тему: Использование дидактических игр в математическом развитии детей 4-5 лет

Использование дидактических игр в математическом развитии детей 4-5 лет

       Работая в детском саду, я заинтересовалась проблемой: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Надо помнить, что математика — один из наиболее трудных учебных предметов. Проверка знаний показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, внимание и память развиты слабо, допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие неправильно называли геометрические фигуры

       Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

       Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

       При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например

Мы делили апельсин
Много нас, а он …(один).

       К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы

       При подготовке к занятиям, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

       Все дидактические игры я разделила на группы:

I. Игры с цифрами и числами

II. Игры путешествие во времени

III. Игры на ориентировку в пространстве

IV. Игры с геометрическими фигурами.

       Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.

1. “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”

— Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)

— Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)

— Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)

2. “ЗАЖГИ ЗВЕЗДЫ”

       Игровой материал: лист бумаги темного цвета, желтая краска, числовые карточки до 5-10. Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено фигур на числовой карточке.

       Познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник — первый день после окончания недели, вторник — второй день, среда – середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

«ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ” Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

       В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили. Это вызывало интерес у детей и организовывало их на занятие. Например, игра «НАЙДИ ИГРУШКУ», — “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т.д.”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:

·        «НАЙДИ ПОХОЖУЮ»

·        «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР»

·        «МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК»

·        «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ»

       С помощью следующих  игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него — желтый треугольник, слева — желтый квадрат, выше — красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”. Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

       Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги?

 Игра “Сказочный городок”.

      Цель: развитие мелкой моторики, сенсорного воспитания, пространственных представлений.

       Игровой материал: фигуры гномиков — большие красные и маленькие зеленые, домик высокий, красный, состоящий из прямоугольника, треугольника, домик низкий, состоящий из квадрата, трапеции, используется предварительно окрашенная в разные цвета крупа (манка).

       Игру начинаем с рассказа: “В одном городке жили-были большие красные и маленькие зеленые гномики. Красные гномики могли ходить только по широким, длинным красным дорожкам, а зеленые по узким, коротким зеленым дорожкам. И вот встретились гномики, у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый гномик, и покажи ему дорогу. Дети соответственно посыпают дорожки крупой красного и зеленого цвета.

       Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Методическая разработка Дидактические игры математического содержания для детей 4-5 лет

Дидактические игры математического содержания для детей среднего возраста (4-5 лет),

Образовательная область «Познавательное развитие»

Дидактические игры математического содержания

для детей среднего возраста (4-5 лет)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие зрительно-моторной координации, развитие внимания к звуковой стороне речи. Развитие слухового внимания.

Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-либо из детей мяч, задает вопрос (например: «Утро. А за ним что?»). Поймавший отвечает («День») и отбрасывает мяч воспитателю.

Вопросы:

– Ночь, что следует за ней? – Что делают дети утром?

– Что следует за днем? – Что в это время делают дети? И т.д.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 23.

2

«Назови предмет»

Цель: закреплять умение детей узнавать и называть предметы прямоугольной формы.

Развитие дистанционного восприятия. Развитие глазодвигательных функций.

Детям предлагается назвать как можно больше предметов прямоугольной формы. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 32.

3

«Назови кто больше?»

Цель: учить сравнивать две группы предметов (Больше, меньше, поровну).

Развитие звукового внимания, мелкой моторики. Развитие внимания к звуковой стороне речи.

Дети встают в круг, воспитатель становится в центр круга, бросает мяч кому-нибудь из детей и спрашивает, например: «Кто больше: корова или коза?». Ребенок отвечает на вопрос. Бросает мяч воспитателю. Возможные вопросы: «Кто больше: птица или пчела? Муравей или муха?» Так же можно спросить \: у кого больше ног: у коровы или теленка? У щенка или собаки? И т.д.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 32.

4

«Найди свою пару».

Цель: учить детей соотносить количество предметов с цифрой.

Развитие зрительно-двигательной координации, слухового внимания. Активизация фиксации взора.

Дети строятся в две шеренги друг напротив друга. У одной команды – цифры, у другой – карточки с кружочками. По сигналу взрослого дети находят свои пары, количество кружков должно соответствовать цифре – и объясняют, почему они так встали. После обмена карточками игра повторяется.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 34.

5

«Сделай лесенку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине. Отражать в речи результаты сравнения, упражнять в счете.

Развитие глазомера, мелкой мотрики. Развитие концентрации и устойчивости внимания.

Дети сидят парами за столом. Перед ними по 5 разноцветных палочек разной длины. Воспитатель предлагает построить лесенку: вниз положить самую длинную палочку, на нее палочку покороче и т.д.

– Посчитайте: сколько ступенек у лесенки? Какого они цвета? Какая самая длинная ступенька? Самая короткая?

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 45.

6

«Не промочи ноги»

Цель: упражнять в счете в пределах 5.

Развитие зрительно-двигательной координации, слухового внимания. Активизация фиксации взора.

На полу разложены «кочки» для двух команд – по 5 белых кругов на некотором расстоянии друг от друга. На «кочках» написаны цифры от 1 до 5. Дети стоят за чертой. Воспитатель предлагает им «перебраться на другой берег»: идти нужно по «кочкам» в соответствии с написанными на них цифрами. Если ребенок сбился, он выбывает из игры. В конце игры подводится итог: у какой команды было меньше ошибок.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 49.

7

«Автогонки»

Цель: учить сравнивать предметы по величине.

Развитие глазомера, мелкой моторики. Формирование анализирующего наблюдения.

Двое ребят держат в руках палочки, к которым на ленточках (длина 7-8 м) привязаны машинки. По сигналу они начинают наматывать ленточки на палочки, постепенно подтягивая автомобили к себе. Выигрывает тот, чья машина приедет первой.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет,с56.

8

«Расставь по порядку»

Цель: упражнять детей в счете.

Развитие глазомера, активизация фиксации взора. Развитие слухового внимания, мелкой моторики.

На столе игрушки: слоненок, утенок, паук, божья коровка, змейка. Предлагается расставить их по порядку: первым должен стоять тот, у которого меньше всего ног, а последним – у кого больше всего ног.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 63.

9

«Разложи фигуры»

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры по цвету, величине.

Развитие глазодвигательных функций, формирование анализирующего наблюдения, развитие мелкой моторики.

Воспитатель предлагает детям назвать геометрические фигуры, которые лежат перед ними на столе, а потом сгруппировать: по цвету, величине. Каждый раз необходимо уточнять, по какому принципу сгруппированы фигуры. Каких фигур больше?

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 64.

10

«Найди свое место»

Цель: упражнять детей в счете в пределах 5.

Развитие зрительно-двигательной координации, слухового внимания. Развитие дистанционного восприятия.

Начертите на асфальте или земле прямоугольник, разделите его на шесть частей. Напишите в них цифры по порядку. У каждого ребенка карточка с цифрой. Дети бегают под удары бубна. Как только бубен замолкает, они должны найти свое место в числовом ряду.

В.П. Новикова «Математика в детском саду» Сценарий занятий с детьми 4-5 лет, стр. 69.

11

«Где правое, где левое?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать лево и право.

Развитие зрительного и слухового восприятия, ориентировка в пространстве. Развитие зрительно-двигательной координации.

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные стороны. По команде «Налево» (или «Направо») играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Выигрывает та команда, у которой меньше детей выбыло из игры. Если будет благоприятная погода, игру можно провести на свежем воздухе.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

12

«Подумай и ответь»

Цель: формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.

Развитие слухового внимания. Развитие внимания к слуховой стороне речи. Развитие счетной деятельности.

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два. Старайтесь получить от них разные ответы, поэтому задайте вопрос: «А ты как думаешь, что у тебя по два?» (Два уха, две руки, две ладони, два колена, две пятки и т.д.) После чего сказать, чего сколько по одному. (Один рот, нос, живот, лоб; одна шея, спина; одно лицо.) Следите за тем, чтобы дети согласовывали числительное «один» с существительным. За каждый правильный ответ ребенку дается фишка. В конце игры воспитатель вместе с детьми выясняет у кого больше всего фишек, кто победил.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

13

«Что в мешочке»

Цель: знание предметов квадратной и круглой формы.

Развитие зрительного восприятия. Развитие глазодвигательной функции и мелкой моторики.

Дети делятся на две команды. Каждой дается мешочек с игрушками. По сигналу взрослого один ребенок из первой команды достает из мешочка игрушки круглой формы: ребенок из второй команды достает игрушки квадратной формы. Кто-нибудь из детей каждой команды называет игрушки. Например: «Наташа достала кубик, жвачку, коробку. Они квадратной формы»; «Сережа достал шарик, мяч, Колобок – они круглой формы». Воспитатель с другими детьми проверяет, все ли игрушки названной формы достали дети. Определяется команда-победитель, которая правильно выполнила задание и больше достала игрушек определенной формы. В мешочки кладутся новые игрушки. Игра повторяется 3-4 раза.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

14

«Куда пойдешь и что найдешь?»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Развитие слухового внимания. Развитие зрительного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации.

Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разных местах группы. Играющий выбирается с помощью считалки. Затем воспитатель говорит: «Направо пойдешь – куклу найдешь; налево пойдешь – зайчонка найдешь; вперед пойдешь – мышонка найдешь; назад пойдешь – мячик найдешь. Куда ты пойдешь?» Ребенок выбирает направление , называет его и то, что должен найти. Когда игрушка будет найдена, он рассказывает, куда пошел и где ее нашел. Игра повторяется 4-5 раз со сменой играющего.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

15

«Что изменилось?»

Цель: числовой ряд от 1 до 3, умение называть «пропавшую цифру в числовом ряду».

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

На доске – числовой ряд от 1 до 3. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает цифру 2. Открыв глаза, дети называют «пропавшую» цифру и ставят ее в ряд. При повторном проведении игры цифру убирает кто-нибудь из детей. Обращаем внимание на то, что в первый раз надо убрать именно цифру 2, так как дети должны увидеть границы числового ряда.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

16

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить название геометрических фигур: учить находить предметы такой формы.

Развитие сохранных анализаторов. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

В мешочке находятся знакомые детям геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разной величины. Вызванный ребенок на ощупь определяет форму первой попавшейся ему фигуры, называет ее и достает из мешочка. Дети определяют правильность ответа. Затем ребенок должен назвать любой предмет такой же формы. После того, как ребенок выполнил задание, фигура снова кладется в мешочек. Воспитатель вызывает 5-6 детей, чтобы были названы все пройденные геометрические фигуры.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

17

«Отгадай»

Цель: упражнять в счете на слух в пределах трех, соотносить с количеством предметов.

Развитие слухового анализатора, развитие зрительного восприятия.

У детей по две карточки с разным количеством предметов. Воспитатель хлопает три раза. Дети считают, потом поднимают карточки с таким же количеством предметов и объясняют, почему они ее показали. Например: « У меня три мяча, и Вы хлопнули три раза». Усложнения игры: считать с закрытыми глазами; задание дает ребенок.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

18

«Что за чем?»

Цель: закрепить представление о последовательности частей суток.

Развитие слухового внимания, развитие внимания к звуковой стороне речи.

Дети образуют круг. Взрослый в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос (например: «Утро. А за ним?»). Поймавший отвечает на него («День») и бросает мяч воспитателю. Старайтесь задавать вопросы о частях суток. Варианты вопросов: ночь, что за нею?; что делают дети утором?; что следует за днем?; что делают в это время дети и т.д.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

19

«Что бывает такой формы?»

Цель: учит называть предметы квадратной формы.

Развитие зрительного внимания. Развитие глазодвигательной функции.

Воспитатель показывает детям геометрическую форму, а дети называют предметы такой же формы. За каждый правильный ответ ребенку выдается фишка. Побеждает тот, кто соберет больше всех фишек. Вначале педагог показывает квадрат. Дети говорят, на что он похож, например на плитку, коробку, стол и т.д.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

20

«Назови цифру»

Цель: упражнять в счете в пределах четырех.

Развитие зрительного восприятия, мелкой моторики. Активизация фиксации взора.

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Каждому по очереди показывают одну цифру (от 1 до 4). Ребенок должен назвать ее. Если он называет неверно, переадресуйте вопрос следующему. В игре каждый ребенок должен быть опрошен 2-3 раза.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

21

«Что бывает по 4?»

Цель: умение соотносить числительное с каждым из предметов.

Развитие внимания к звуковой стороне речи.

Дети называют: «четыре крыла у бабочки, четыре ножки у стола, четыре кармана на одежде, четыре этажа в доме, четыре ножки у скамейки и т.д. За каждый правильны ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается, сколько фишек получил каждый игрок, кто из них стал победителем.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

22

«Найди свою пару»

Цель: закреплять представление о геометрических фигурах.

Активизация фиксации взора, ориентировка в пространстве, развитие слухового внимания.

Воспитатель предлагает детям взять по одной геометрической фигуре. После этого дети могут побегать, попрыгать, поплясать, а по сигналу «Найди свою пару» встать в пару с тем, у кого в руках такая же геометрическая фигура. Выигрывают те дети, которые раньше всех встали в пару. Затем дети меняют фигуры и игра повторяется.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

23

«Что стало не так?»

Цель: упражнять детей в счете.

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.

Дети образуют круг. Перед ними слоненок, мишка, лошадка, котенок. Дети пересчитывают их, запоминают, кто за кем стоит. Затем им предлагают закрыть глаза. В это время убирается одна игрушка. Открыв глаза, дети должны ответить на вопросы: «Больше стало игрушек или меньше? Какие игрушки убрали?». Варианты игры: оставить то же количество игрушек, но поставить их на некотором расстоянии друг от друга; можно заменить одну игрушку, но только ту, которая стоит в середине; увеличить количество игрушек на одну.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

24

«Найди свой домик»

Цель: умение классифицировать предметы по признаку цвета и величины.

Развитие глазомера, цветоразличие, ориентировка в пространстве.

На полу в разных местах комнаты три обруча. В одном обруче лежит красный круг, в другом – желтый, в третьем – зеленый круг. У детей по одной геометрической фигуре (не круглой). Дети бегают по комнате, по сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, воспитатель просит назвать, какие фигуры возле обруча и почему. Варианты игры: на полу два обруча, в одном большой круг, в другом – маленький. Дети должны сгруппироваться по признаку величины, назвать свои фигуры и объяснить, почему они так встали.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

25

«Пройди в ворота»

Цель: упражнять в счете в пределах четырех.

Развитие зрительно-двигательной координации, развитие слухового анализатора.

В центре комнаты установлены ворота. На столе лежат перевернутые кверху рубашками карточки с цифрами и карточки с кружками. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы будете двигаться под музыку. Как только она остановится, берете со стола по одной карточке. Затем каждый находит себе пару: у кого цифра 1, тот подходит к тому, у кого карточка с одним кружком, и проходит в ворота». Найдя пару, дети проходя в ворота, говорят: «Один и один, три и три» и т.д.

В.П. Новикова «Математика в детском саду». Средний дошкольный возраст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.