Логические блоки дьенеша это – Консультация на тему: Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников.

Логические блоки Дьенеша. Читайте на портале Ya-roditel.ru

Золтан Дьенеш (1916–2014 гг.) – знаменитый венгерский математик, психолог и педагог. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

Золтан Дьенеш, основываясь на богатом личном педагогическом опыте и результатах исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий.

Теория основана на шести стадиях математического познания

  1. Свободная игра. Малыш получает задание и решает его путем проб и ошибок, хаотичного перебора вариантов.

  2. Правила игры. Невозможность продолжать игру без изучения ее правил – важнейший педагогический «трюк».

  3. Сравнение. Поставленная задача обыгрывается на пуговицах, бумажных снежинках, куклах и т. д., что подводит ребенка к необходимости мыслить абстрактно. Можно использовать картинки к блокам Дьенеша для игр с другими предметами.

  4. Репрезантативная стадия. Для зрительной визуализации применяются таблицы, диаграммы, схемы к блокам Дьенеша, карты игр и т. д.

  5. Символическая. Экспериментируя с символами, ребенок вплотную приближается к творчеству.

  6. Формализация. Педагоги называют ее переходом от аксиомы к теореме. Основываясь на возможных вариантах решения задачи, ребенок самостоятельно делает выводы.

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий.

Логические блоки Дьенеша

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.

Сами фигуры – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов – от двух до восьми лет. Главное предназначение блоков – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится отличать и объединять объекты, классифицировать их.

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, и что будет интересно детям четырех- или шестилетнего возраста?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:
  • сначала учим детей выявлять свойства;
  • затем сравнивать предметы по найденным свойствам;
  • переходим к классификации, обобщению;
  • осваиваем логические операции и язык символов.

Как играть (варианты занятий)

Теоретически первые самые простые варианты подходят для самых маленьких, а последние – для детей постарше. Но не обязательно привязывать варианты к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу. Снова и снова играйте в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей двух-четырех лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме: скажем, не просто разбирать блоки по цветам, а собирать «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанную ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать для мышки «мостики» через речку.

Знакомство со свойствами

  1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.

  2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим ребенка, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.

  3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим малыша отделить все круги, затем все синие предметы и т. д.

  4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем просим найти «не такой же».

    Более сложный вариант этой игры – показываем ребенку блок и предлагаем ему найти такие же, как этот, блоки, но уже по двум свойствам (например, размер и цвет). То есть: «Найди такие же, как этот, блоки: все синие и квадратные».

    Еще одна «ступенька вверх» – усложнение критериев поиска. Просим найти все такие же, как этот, блоки, но с двумя одинаковыми свойствами и одним отличающимся. То есть, например, нужно выбрать блоки одной формы и цвета, но разного размера.

  5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться от остальных по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, какой именно блок лишний, и обязательно спрашиваем, почему.

Сравнение по свойствам

  1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

    Более сложный вариант игры – взять четыре игрушки: две похожих пары, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького, а также двух медведей – большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. То же самое и с зайками.

    После раскладывания фигур у малыша можно спросить: какие фигуры достались большому медведю – большие желтые (или большие прямоугольники)? А что получил маленький зайчик?

  2. «Кто быстрей». Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями: кто быстрее соберет больше красных блоков или кто быстрее соберет блоки своего цвета. Например, вы собираете все желтые, малыш – все синие.

    Более сложный вариант – собрать на скорость все блоки одного цвета, за исключением, например, треугольных или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки, у которых один общий признак, но и исключить из них часть «неподходящих».

  3. «Цепочки» – выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

    Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, сначала ребенок кладет желтый круг, но следующей фигурой должен быть желтый блок, но не круг, либо круг, но не желтый (к примеру, синий квадрат). Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

    Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого по всем четырем свойствам.

    Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало (один блок) и конец (абсолютно другой блок). Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.

  4. «Не свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Правильный ответ: не красный, не квадратный, не тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не блоки»: все не синие или не треугольные.

  5. «Угадай-ка». Для этой игры нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, родитель) берет один блок и так, чтобы ребенок не видел, прячет его в мешочек. Малыш должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура желтая?», «Она прямоугольник?» и т. п.

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д., и спрашиваем, чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом ребенок учится разделению на классы и сравнению.

  1. Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки два-три (можно начать с двух) не пересекающихся пространства, например круга. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, а во второй – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этими понятиями.

    Следующее задание – работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а, например, все треугольные – вне его.

    И еще одна игра с областями. Рисуем (или выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков, например, разного цвета. Просим все синие блоки расположить в левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом. А все синие квадратные – в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить: все не синие и не квадратные блоки (какие именно – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так-то просто, между прочим, как кажется!

    Если ребенку тяжело поначалу справляться с этим заданием самому, можно начать с другого конца. Вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагаете назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, внутри второго круга, внутри двух кругов одновременно и вне их. Когда малыш поймет, о чем идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.

  2. «Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и не свойств. Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не желтых прямоугольных блока, на них стоят не круглые и не синие блоки. Затем – желтые не треугольные, не тонкие, а на вершине – не квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). Можно устроить соревнование: вы одновременно рисуете чертежи друг для друга и строите замки на скорость, и правильность исполнения тоже учитывается при оценке.

Логические блоки Дьенеша предполагают бесчисленное множество игр, которые можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции – все это позволяют развивать чудесные кубики и треугольники. А если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самых разных возрастов.

По материалам открытых источников

Консультация по теме: Логические блоки Дьенеша

       

         

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

        В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

        В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

        Что же представляет собой этот материал?

        Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.  

  

      Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

        В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

        Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

        Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

        В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

        С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

        Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

        Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

        Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Примерные варианты игр с блоками

Поиск одинаковых фигур.

Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

Угости игрушку.

Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

Домик.

Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Найди такой же.

Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам ( толщине и цвету).

Что лишнее.

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Игра с кругом.

Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

Дорожки.

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

Покажи мне.

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок,  не круглый и не красный и т. п.

Игра «Цепочка»

Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.

Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.

Угадай-ка!

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Группы.

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий  треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

Магазин.

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Архитектор.

Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ребенок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы . Этот блок может использоваться при постройке.

По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту  варианты игр.

Статья по теме: Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки Дьенеша –

универсальный дидактический материал.

           В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры.  Наиболее эффективным пособием являются Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.  

           Золтан Дьенеш — венгерский теоретик и практик так называемой «новой математики» («new mathematics»). Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.

            Золтан  Дьенеш создал  теорию шести стадий изучения математики.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов,  обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачу. Это стадия свободной игры,  по мнению Дьенеша, — необходимое начало обучения. Так будущий ученик знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить.

 После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, «правила игры». Это символизирует переход на вторую стадию. Как только становится понятно, что интересные занятия можно превратить в игру с помощью правил, человек делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца.  Изучение правил — важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах — то и закодировала «математическая», самая сложная часть обучения. Та информация, которую учитель хочет донести до учеников непременно.

Третья стадия — стадия сравнения.  Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту же задачу то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в «классики». «Сердцевина» таких игр будет в таком случае очевидна, играющие со временем поймут, что то, чем и как играем в конечном итоге не так важно. Гораздо важнее, что у занималок похожая структура. Понимание это — непременный шаг на пути к понимаю абстракций.

На четвертой — репрезентативной стадии ученик  понимает абстрактное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя кстати приходятся разного рода диаграммы и таблицы, помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.

Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической. На ней ребенок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспериментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.  

И, наконец, шестая стадия формализации  длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить определенные правила, которые позволят сделать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть АКСИОМАМИ, а другие — выводы к которым мы пришли, — ТЕОРЕМАМИ, и как, собственно, переходить от аксиом к теоремам.

             Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные.   Логические блоки представляют собой эталоны форм  и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

             В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Маленьких детей больше привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

           В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения,   кодирования – декодирования.  А так же логические операции:  «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

         

            Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала учатся выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам. При этом  в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей

детей. Например: несколько детей строят дорожки от избушки Бабы Яги, чтобы помочь Машеньке убежать домой. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету

(два свойства) и т.д.

            В играх можно пользоваться плоскими логическими фигурами, но их развивающие возможности несколько уже. Они позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами.

           Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, толщине или величине предметов, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

           Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

А корточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

        Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал: игрушки, обручи, веревочки и пр.

           В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть.

           Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.

-для развития действий классификации и обобщения,

— для развития способностей к логическим действиям и операциям.

          Все игры, за исключением четвертой группы, не адресуются какому-либо конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии. Поэтому, прежде, чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одну — две игры. Если он не справился с заданием, предложите более простые и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение будет той ступенькой, от которой следует начинать движение вперед.

           Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, предложите ему игры следующей группы сложности. Но делать это можно только в том случае. если ребенок «вырос» из предыдущих,  т.е. когда они для ребенка не составляют для  труда. Если передержать ребенка на определенной ступени или преждевременно дать более сложные задания, интерес к занятиям исчезнет.

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того, что бы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра содержит несколько игровых и практических задач. Например:  проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку, помочь Буратино найти только красные фигуры (конфетки, печенюшки…), положи  для бабушки Красной Шапочки в корзинку только большие пирожки и т.д.

           Надо всегда помнить, что интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если помнить, что взрослый должен быть равноправным участником игр. Ни в коем случае не спешите указывать детям на их ошибки. Дайте ребенку время подумать и найти правильное решение.

            Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно познакомится с блоками:  рассмотрит их, обследует, использует по своему усмотрению в разных видах  деятельности. Заострять внимание ребенка на термине «блок» не имеет смысла, проще пользоваться словом «фигура».

Затем начинаются  игры на преобразование, группируют и классифицируют блоки. В играх на группирование дети разбивают множества по какому-либо одному признаку (по размеру или толщине и т.д.) на группы.

Постепенно усложняя задачи, надо дойти до игр на группирование по наличию/отсутствию трех-четырех  свойств.

Примерные логические игры  и упражнения с  блоками Дьенеша.

1. Давайте познакомимся!

В гости к детям пришли блоки и называют свои «имена» (свойства). (Не подходит для знакомства с младшими дошкольниками, т.к. вызовет затруднения)

2.Что изменилось?

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую или две   фигуры  меняются  местами. Ребенок должен заметить изменения.  

3. Волшебный мешочек.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Что лишнее?

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

5. Найди такие же (не такие).

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

 Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же    фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по   цвету.

 6.Игра с кругом.  Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры  красные внутри круга, а все синие – снаружи.

7.Покажи «не». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок,  не круглый и не красный и т. п.

8. Строим дорожки и цепочки.

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.    

                

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Выкладываем дорожку  по заданным условиям

( по схеме ).

9. Найди пару. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

10. Найди клад.

Выкладываем перед ребенком несколько блоков и незаметно под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, маленькую картинку). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под желтым блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку или мешочек одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

11.Посели жильцов в домики

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

12.Домино.

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

13.Составь картинку.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

14.Уберем кубики.

Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

15. Группы.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура  принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

16. Угости игрушку. Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки  были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.  «Например: медвежонок любит синие печенюшки (кусочки колбаски…), а зайчик красные. Положи медвежонку печенье в красную тарелочку, а зайке в желтую.

17.Домики. Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Варианты: Поселите жильцов( например: инопланетян, которые прилетели на ракете) в домики, которые построили: Пятачок, Лиса и Заяц и т.д.

18.«Найди домик для игрушки». У дорожек, ведущих к домикам, лежат кодовые карточки с обозначением свойств (н-р: большой — маленький). Можно использовать готовые схемы разного уровня сложности. Дети расселяют блоки в соответствии с заданными свойствами.

   

Варианты игры: группирование по цвету, по толщине, форме.

Далее можно вводить игры на группирование по одному признаку с отрицанием. Лучше начинать с альтернативных свойств: большой-маленький (большой – не большой), толстый-тонкий (толстый – не толстый).  

По аналогии можно организовать игру «Поставь машины в гаражи», «Отвези грузы на стройку» и т.д., добавив заданные условия для определенных машин, грузов.

 19.Угадай-ка. Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

 20.Разгадывание фигуры по знаково  –  символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру. (Кубики есть в наборе «Давайте поиграем»)

Сейчас  издается достаточное количество иллюстрированных пособий  на разный  возраст  для игр с блоками Дьенеша, которые помогут воспитателям и родителям организовать и разнообразить игровой процесс.

Родителям следует помнить, что если у Вашего ребенка что-то не получается или он не понял задания,  ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сердиться на него. Тогда занятия принесут больше вреда, чем пользы!

 Не относитесь к игре с ребенком, как к тяжелой обязанности! Пусть лучше игра будет короче, но принесет радость открытий вам и вашему ребенку. Игра должна быть желанной «конфетой» для малыша. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте разных детей. Сравнивать можно только успехи своего ребенка. Будьте доброжелательны и терпеливы. И тогда ребенок сам попросит: «Давайте поиграем!»

Материал на тему: Педагогическая технология «Логические блоки Дьенеша»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

        В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

        В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

        Что же представляет собой этот материал?

        Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

       

        Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

        В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

        Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

        Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

        В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

        С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

        Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

        Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

        Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о