Лепка в начальных классах – Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс): Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Лепка из пластилина торта»

2.1 Изучение лепки в начальной школе

Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, – лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете».

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

История развития скульптуры.

Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первых предметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая новая раскопка свидетельствует о том, что резец, которым человек высекал изображение зверей и птиц на скалах и костях, на стенах своих пещер, был собратом молоту, огниву, луку с тетивой.

До сих пор над песками Египта рядом с пирамидами, залитые жгучими лучами солнца, возвышаются колоссы – львиные тела, увенчанные человеческой головой. Это сфинксы, высеченные из скал, загадочные и прекрасные.

От времен эпохи Древнего царства Египта к нам дошла безупречно выполненная скульптура – знаменитый портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира».

Но самое великое чудо, созданное около трех с половиной тысяч лет назад скульптором Тутмосом, – портрет жены фараона Эхнатона царицы Нефертити. К этому времени человечество уже несколько веков слагало хвалы образу вечной женственности.

Мифы Древней Греции рассказывают о художнике Пигмалионе, который, ненавидя женщин, в своем уединении однажды создал из слоновой кости статую девушки Галатеи. Она поразила художника своей красотой. Пигмалион влюбился в созданную им статую, и богиня красоты Афродита, вняв мольбе Пигмалиона, оживила Галатею.

В этой легенде большой смысл. Все пластическое искусство от мертвых схем всегда шло к жизни, к человеку, к его самым сокровенным думам.

Ближе по времени к нашей эпохе искусство древних греков, достигшее своего расцвета две с половиной тысячи лет назад. Греческий историк Плутарх писал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Эти статуи были «прекрасны, казалось, они живые, они дышат». Образы греческой скульптуры проникнуты духом ясной гармонии, ваятели воспевали красоту человеческого тела, отожествляя красоту тела с красотой души. Искусство древнегреческих скульпторов вечно, оно, как и тысячи лет назад, продолжает «доставлять нам художественное наслаждение». Греческие скульпторы прославляли – жизнь, человека, мужество. А это и есть высшее назначение искусства.

Самым гениальным скульптором Возрождения был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).

Славу лучшего скульптора утвердила за Микеланджело статуя Давида, поставленная на площади Синьории во Флоренции в начале 16 века.

К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли, монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга, трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены к современникам и будущим поколениям.

Древнейшие памятники возводились в честь богов, земных владык, полководцев; затем появились памятники творческим людям, деятелям искусства. Существуют памятники любимым героям литературных произведений. В Копенгагене на камне у моря сидит бронзовая Русалочка, в городе Ханнибале (США) установлен памятник Тому Сойеру и Гекльбери Финну, в Смоленске поставлен памятник Василию Теркину, любимому герою военных и послевоенных лет. Совсем недавно в Санкт-Петербурге на мосту, перекинутом через реку Фонтанку, появилась птичка – памятник «Чижику-Пыжику». Скульптурные памятники посвящаются и животным. В Риме на Капитолийском холме поставлена этрусская фигура волчицы как памятник той, которая вскормила легендарных основателей Рима – Ромула и Рема. В Париже есть памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему в горах 40 человек.

Скульптура может быть опорой в архитектурной конструкции, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композицию мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).

Таким образом, скульптура занимает важное место в жизни людей, начиная с ранних эпох возникновения человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли архитектурные памятники и по сей день, мы восторгаемся их красотой и величественностью. Одной из разновидностей скульптуры считается народная глиняная игрушка.

Народная глиняная игрушка.

Народная глиняная игрушка является одной из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом – «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике – «Свистопляске» (позднее его стали называть «Свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями, Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А. Мазурина, Е.3. Кошкина, 3.В. Пенкина. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках – краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы педагога том, где и как их делают.

Филимоновские игрушки..

Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отливаются игрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушке забаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,– свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь – древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. большей частью они делали обливную посуду, горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

Однако в 1930г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например. Полкан – полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. В каждой местности создавались свои глиняные игрушки. Отличались игрушки особенностями лепки и росписью.

Таким образом, народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Народные глиняные игрушки следует изучать, учитывая возрастные особенности детей.

Презентация «Лепка и виды лепки» (для начальной школы)

Даннная презентация является дополнением к докладу «Лепка и виды лепки»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Лепка и виды лепки» (для начальной школы)»

Исполнитель: Колотовкина Анастасия 2 «А» группа Лепка. Виды лепки.

Исполнитель:

Колотовкина Анастасия

2 «А» группа

Лепка.

Виды лепки.

Содержание      Понятие пластического творчества Виды пластического творчества Пластические материалы Виды лепки Особенности пластического творчества Особенности обучения лепке в младшем школьном возрасте. Список литературы.          

Содержание  

  • Понятие пластического творчества
  • Виды пластического творчества
  • Пластические материалы
  • Виды лепки
  • Особенности пластического творчества
  • Особенности обучения лепке в младшем школьном возрасте.
  • Список литературы.

 

1) Понятие пластического творчества   Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведения искусства, художественное слово.

1) Понятие пластического творчества

Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведения искусства, художественное слово.

2) Виды пластического творчества

2) Виды пластического творчества

Объемная и рельефная лепка  Вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами.

Объемная и рельефная лепка

  • Вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами.
Пластилинография Одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности.

Пластилинография

  • Одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности.
Бумагопластика Способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим образом.

Бумагопластика

  • Способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим образом.
Папье-маше  Одна из художественных техник, заключающихся в создании силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением получившейся копии.

Папье-маше

  • Одна из художественных техник, заключающихся в создании силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением получившейся копии.
3) Пластические материалы

3) Пластические материалы

Глина Изделия из необожжённой глины очень хрупкие и боятся воды. Для работы нужна глина средней жирности. Перед лепкой глину необходимо очистить. ы. Для ее упрочнения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА

Глина

  • Изделия из необожжённой глины очень хрупкие и боятся воды. Для работы нужна глина средней жирности. Перед лепкой глину необходимо очистить. ы. Для ее упрочнения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА
Пластилин Искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Различают пластилин скульптурный и детский

Пластилин

  • Искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования.
  • Различают пластилин скульптурный и детский
Пластика (суралин) Разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина.

Пластика (суралин)

  • Разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина.
Мукосоль, или солёное тесто . Его можно получить несколькими способами: Первый : 1 стакан муки + ½ стакана соли + ¼ стакана воды. Второй : 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли + 1,5 чашки воды. Третий  (без соли): 1 стакан муки + ¼ стакана воды + 1 ст. ложка клея ПВА.

Мукосоль, или солёное тесто .

Его можно получить несколькими способами:

Первый : 1 стакан муки + ½ стакана соли + ¼ стакана воды.

Второй : 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли + 1,5 чашки воды.

Третий (без соли): 1 стакан муки + ¼ стакана воды + 1 ст. ложка клея ПВА.

Бумажная масса. Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из неё можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Одна из разновидностей бумажной массы – газеты и листы , обычно писчей бумаги.

Бумажная масса.

  • Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из неё можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными.
  • Одна из разновидностей бумажной массы – газеты и листы , обычно писчей бумаги.
Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами –достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму

Снег и песок.

  • Одно из условий работы с этими материалами –достаточная влажность.
  • Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму
Репейник.  Это соцветие сорного растения – лопуха. Использовать репейник нужно сразу! Как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт.

Репейник.

  • Это соцветие сорного растения – лопуха. Использовать репейник нужно сразу! Как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт.
Вспомогательные материалы  К ним относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность.  Иногда лепные работы украшают инкрустацией (бисер, бусинки, камешки, ракушки и т.д.)

Вспомогательные материалы

  • К ним относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность.
  • Иногда лепные работы украшают инкрустацией (бисер, бусинки, камешки, ракушки и т.д.)
4) Оборудование:   Дощечки; стеки разного размера и формы; настольные станки, с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

4) Оборудование:

  • Дощечки; стеки разного размера и формы; настольные станки, с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.
5) Виды лепки

5) Виды лепки

По содержанию:      Предметная; Сюжетная; Декоративная.

По содержанию:  

Предметная;

Сюжетная;

Декоративная.

По характеру:     Реалистичная; Стилизованная; Абстрактная.

По характеру:

  Реалистичная;

Стилизованная;

Абстрактная.

По форме:     Круглая; Рельефная.

По форме:  

Круглая;

Рельефная.

   6) Особенности пластического творчества   Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируется навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук. Очень активно развивается мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление.

  6) Особенности пластического творчества

Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает у них наблюдательность. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон.

Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируется навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук. Очень активно развивается мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Список литературы   С.Е. Погодина «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА». 4 –е издание

Список литературы

С.Е. Погодина «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА». 4 –е издание

Мастер-класс Слепить три фигурки насекомых поэтапно, как показано на схеме.

Мастер-класс

Слепить три фигурки насекомых поэтапно, как показано на схеме.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Конспект урока по технологии для начальных классов «Лепка композиций на зимние темы. Скульптура пластилина»

МБОУ – лицей № 1 имен6и М.В. Ломоносова города Орла

Конспект урока технологии

в 1 классе

УМК «Гармония»

Учитель высшей категории Деулина И.М.

Тема: Лепка композиций на зимние темы.

Скульптура пластилина.

Цель урока: развивать навыки лепки из пластилина.

Задачи:

— способствовать развитию мелкой мускулатуры рук

-знакомство с правилами работы с пластилином

-знакомство со свойствами пластилина

— работа над развитием мышления, творческого воображения

— развитие бережного отношения к материалам

Оборудование: пластилин, баночки с водой, дощечки, учебники, стеки, влажные салфетки, рабочая одежда.

Ход урока

1.Организационные моменты:

С каким материалом будем работать?

Давайте проверим, готово ли ваше рабочее место?

У вас на столах должны быть:

  1. Учебник на подставках

  2. Коробка с пластилином

  3. Стеки

  4. Дощечка для работы с пластилином

  5. Влажные салфетки

  6. Баночка для смачивания рук

  7. Коробка для готового изделия

2. Вступительная беседа.

Пластилин производят из порошка глин, к которому добавляют воск, сало, красящиеся вещества, и другие вещества, которые позволяют пластилину обладать многими свойствами:

— мягкость

— клейкость

— пластичность

-водонепроницаемость

-непрочность

-сохранение придаваемой формы

— размягчение при воздействии тепла

3. Правила работы с пластилином:

— смочи руки перед работой

-не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды

— работай только на доске

-будь аккуратен со стекой

4.Беседа.

Как называют человека, который лепит из пластилина, глины, высекает из камня или дерева?

(1 слайд Скульптор

2 слайд Изделия скульптора)

Язык его искусства – форма. Он передает задуманное неплоским, как на картине, а объемным.

Сегодня на уроке будем скульпторами. А у скульптора очень хорошо развиты пальцы. И мы сделаем несколько упражнений для этого:

— перекатывание карандаша между ладонями

-перекатывание карандаша кончиками пальцев

5. Работа с учебником.

Отгадайте загадку:

По округе славится

Зеленая красавица.

Сарафан – как колокол,

По земле да волоком.

Шапочка – с опушечкой,

С острою макушечкой.

Что это? ( елка)

( 3 слайд ель в лесу)

Сегодня будем выполнять скульптуру новогодней елки. ( 4 слайд новогодняя елка)

Елка – символ Нового года. А традиция встречать Новый год елкой пришла к нам из Германии.

Откройте учебник на стр. 71

Скоро Новый год. Уже в магазинах новогодние подарки, сувениры, украшения. И мы выполним декоративное изделие, которое украсит ваш дом, поднимет вам настроение.

( показ изделия)

Прочитаем вопросы и ответим на них.

Этапы работы с показом действий учителя.

1.Выбери для работы нужный цвет.

2.Учебник стр. 72 (подсказка)

Скатать 3 шарика

Почему три и все разного размера?

Для нижнего (самого большого) яруса потребуется половина бруска:

— надо взять брусок, стекой разделить на 2 равные части

-одну часть отложить в сторону

-вторую часть размять пальцами до рабочего состояния, это когда кусок становится мягким и податливым

— скатать круговыми движениями между ладонями шар

-взять оставшуюся часть бруска

— разделить стекой на 2 равные части

-скатать еще 2 шара

Посмотрите на вторую подсказку.

Как можно получит вторую заготовку?

(вдавить внутрь большим пальцем)

Посмотрите на третью подсказку.

Как сделать эту заготовку? (надо верхнюю часть вытянуть, получить готовый ярус)

Посмотрите на четвертую подсказку (Стр.73)

Как изобразить «ветки»?

Сборка изделия ( надеваю заготовки одну на другую с нижнего яруса ( все этапы с показом учителя)).

6.Составим план работы:

— выбрать цвет

-разрезать на 2 равные части

-одну из частей разрезать на 2 неравные части

— скатать 3 шара, разных по размеру

-придать форму конуса

-собрать изделие

7.Самостоятельная работа учащихся.

Перед работой смочите руки водой, опустите руку в баночку, разотрите между ладонями, чтобы ладони стали влажными.

Если необходимо сделать поверхность гладкой и даже слегка блестящей, смочите пальцы водой и аккуратно прогладьте поверхность.

8.Итог урока

Составим композицию «Зимний лес»

( С незапамятных времен из уст в уста передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветали среди зимы. В честь этой легенды в Германии стали устраивать праздники. Ветви елки украшали фонариками, блестками, чтобы всем казалось, будто она и на самом деле расцвела).

9.Правила уборки своего места:

-собери со стола и пола пластилин, убери в коробку

-протри стеку, убери в коробку

-положи готовое изделие в коробку для изделий

-тщательно протри руки влажной салфеткой

-сними фартук и нарукавники

10.Урок окончен

Рабочая программа (1 класс) на тему: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лепка из пластилина»

Пояснительная записка

       Лепка –это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но не настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так интересно играть и даже ставить маленькие спектакли. Кроме того, лепка -это самая экспериментальная техника. Ребенок берет в руки кусочек пластилина и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия.

      Лепка -самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную фору и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала). Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле. Внеурочная деятельность –это не работа с отстающими или одарёнными детьми. Внеурочная деятельность школьников –понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Главное при этом –осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизмов обеспечения полноты и цельности образования.

      Цель программы:  раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством занятий художественной лепкой.

      Основная задача обучения – познакомить детей с основными способами работы с пластилином, с рельефными изображениями и лепкой по мотивам народных игрушек, побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, пробудить стремление ребят к творческому познанию и самовыражению. 

      I. Основные методы и технологии

 Методы работы можно объединить по следующим признакам:

∙словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный, используемый чаще всего на занятиях по закреплению или при выполнении творческих работ).

∙наглядные

-демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, схем, таблиц.

∙практические

-различные упражнения в приобретении умений, показ последовательности действий, индивидуальная отработка и т.д.

Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учётом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания.

Занятия проводятся в форме бесед, лекций (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть).

Методы реализуются в единстве познавательной деятельности обучаемых и педагога, усвоении учащимися знаний, овладении навыками и умениями. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика или технология. В процессе обучения используются такие педагогические технологии, как: игровая, здоровьесберегающая, проектная. Реализация данной программы предполагает соблюдение следующих принципов:

*Содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого к сложному» в соответствии с возрастными возможностями детей.

*Учебный курс опирается на умение фантазировать, видеть необычное в простых вещах и своими руками создавать настоящие картины. В работе используются образцы изделий, таблицы, схемы, иллюстрации, дидактические игры; просматриваются лучшие работы мастеров, специальная методическая литература.

*Материал даётся постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них навыков и умений;

*Учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

*Осуществляется связь с другими общешкольными дисциплинами. Для лучшего усвоения материала и развития творчества используется просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, раздаточный материал.

      II..  Результаты освоения программы

1. Личностные универсальные учебные действия:

-формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, стремиться к совершенствованию собственной поделки;

2. Регулятивные универсальные учебные действия:

-способность справляться с жизненными задачами;

-планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;

-контролировать своё время и управлять им;

-решать задачи; принимать решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

-формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества;

-владение различными техниками работы с материалами;

-приобретение практических навыков различного вида мастерства.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение устанавливать рабочие отношения, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов;  

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

5. Предметные результаты:

-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий.

Конкурсы и выставки способствуют формированию и поддержке ситуации успеха для каждого обучающегося, а также и процессу обучения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-итоговое занятие;

-самоанализ;

-опрос;

-презентация творческих работ.

    С целью отслеживания результатов внеурочной деятельности применяется мониторинг участия детей в выставках, викторинах, соревнованиях.

           III. Содержание программы «Лепка»

1. Игрушки и звери (12 часов)

    Вводное занятие «Введение в курс «Лепка»: инструктаж по ТБ. С чего начать? Рыбка. Мышка. Ежик. Бабочки. Гусеница на листике. Зайчик.  Поросенок. Кошка. Петух. Лягушка. Тюлень. Божья коровка .                      

2. Новогоднее настроение (5 часов)

    Ветка рябины. Новогодний талисман.  Новогодняя ветка ели . Дед мороз с мешком. Снеговик.

3. Украшения и подарки. (7 часов)

    Плюшевый  мишка.  «Валентинка». Медальоны. Самолет для папы. Роза. Ветка мимозы. Печенье и пряники.

4. Космический  и подводный мир. (3 часа)

   Космонавт. Ракета в космосе. Подводный мир.

 5. Пластилиновые сказки. (3 часа)

     Курочка Ряба. Репка. Муравей.

6. Рельефная композиция (3 часа)

    Пасхальное яйцо. Лето» Ромашка». Выставка работ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛЕПКА» (33 часа)

1 класс   

Дата

Тема

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оборудование

Предметные

Метапредметные

Личностные

Игрушки и звери ( 14 ч. )

1

Вводное занятие «Введение в курс «Лепка»: инструктаж по ТБ. С чего начать?

Рыбка.

Историческая справ-ка о пластилине. Его виды свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие техник работ с пластилином.

Приобретение базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, стека, нож и т.д.), знакомство с историей данного вида декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

 Анализ свойств используемых в работе материалов и их применение

Учатся анализировать изделия, определять основные формы Основные формы “шар”“овал”, “диск”, “оттягивание частей”  из пластилина;

Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах.

 Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

Регулятивные:

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, формулировать и удерживать учебную задачу,

 применять установленные правила,

контролировать и оценивать процесс и результат  деятельности

Познавательные:

поиск и выделение информации, исполь-зовать общие приёмы решения задач,

самостоятельно выделять и формули-ровать познавательную цель, осознанно и произвольно строить свои сообщения.

Коммуникативные: уметь просить о  помощи,

обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

ставить вопросы, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности,

слушать собеседника, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Адекватная

мотивация, личностная внутренняя позиция, самооценка. Адаптация поведения в детском коллективе, здоровьесбере-гающее поведение, осознание ответственности. Устойчивое следование

в поведении социальным нормам.

Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, пластилин, картинки

2

Мышка.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета.

Лепка из целого куска

3

Ежик.

4

Бабочки.

Понятие симметрия. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.  

5

Гусеница на листике.

Понятие контраст. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе.  

6

Зайчик.

Создание выразительного образа посредством объема и цвета.

Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

7

Поросенок.

8

Кошка.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, иллюстративный материал

9

Петух.

10

Овечка.

11

Лягушка.

12

Тюлень.

13

Божья коровка.

Лепка из целого куска

Новогоднее настроение (4 ч. )

14

Ветка рябины.

15

Новогодний талисман.

Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей.

Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, открытки

16

Новогодняя ветка ели

17

Дед мороз с мешком.

18

Снеговик.

Украшения и подарки (8 часов)

19

Плюшевый мишка.

Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином.

Создание знакомого образа, с опорой на иллюстрации. Реализация выразительного, яркого образа

Формирование композиционных навыков.

Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах.

 Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, книги со сказками

20

Моя любимая игрушка. Лепка по памяти.

21

Валентинка.

22

Медальоны.

23

Самолет для папы.

24

Роза.

25

Ветка мимозы.

26

Печенье и пряники.

Космический  и подводный  мир (3 часа)

27

Подводный мир.

Доски для лепки, стеки, клеенки, демонстрацион-ный материал

28

Космонавт.

29

Ракета в космосе.

Пластилиновая сказка (3 часа)

Репка.

Курочка «Ряба».

Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания.

 Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

Доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки, зубочистки, демонстрационный материал

Репка.

30

Путешествие муравья.

Рельефная композиция (3 часа)

31

Пасхальное яйцо.

Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

Формирование композиционных навыков.

Формирование умения представлять, фантазировать.

доски для лепки, стеки, ножи, клеенки, салфетки,

32

Открытка к 9 мая.

33

Лето «Ромашка».

Наглядная демонстрация готовых изделий.

Работы  ребят

Внеурочная деятельность занятие на тему «Лепка животных из пластилина»

Тема занятия: Лепка животных из пластилина.

кружок «Весёлый художник» 2кл

выполнила учитель изо МОУ Ховринская ООШ Новикова Н.В.

Цели:

Учить детей формировать из пластилина объёмные геометрические фигуры.

Развивать у детей мелкую моторику.

Воспитать любовь и интерес к животным.

Ход занятия:

Организационный момент

— Здравствуйте ребята!

Похлопайте девочки!

Похлопайте мальчики!

Похлопайте, те кто готов к занятию!

Молодцы ребята!

Наша сегодняшняя тема лепка животных из пластилина.

Ребята, а попробуйте отгадать, кого мы с вами будем сегодня лепить.

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, кур в деревне крадёт.

(Лиса)

Правильно ребята мы попробуем вылепить с вами бурого медведя, а у нас есть и такие ребята кто работает быстрее всех, тот ещё и вылепит лисичку.

Беседа о животных ( медведь)

-Бурый медведь очень крупное и сильное животное. Голова массивная с небольшими ушами и глазками. Лапы сильные. Стопы ног бурого медведя очень широкие, пальцы вооружены длинными когтями. Шерсть длинная густая. У бурого медведя 40 зубов. Длина европейского бурого медведя обычно 2м, а масса от 135 до 250кг . Хвост короткий едва выделяющийся из шерсти. Бурый медведь всеяден. Питается, в основном, различными растительными кормами, личинками насекомых.

Но мы сегодня с вами будем лепить декоративного, игрушечного медведя.

Скажите ребята, а какие сказки вы знаете где персонажем является медведь? ( Теремок. Три медведя. Мужик и медведь и другие.)

Анализ образца

Из каких деталей состоит медведь? (туловище, голова, верхние и нижние лапы, уши, глаза, нос, рот.)

Назовите самую большую часть медведя?( туловище)

Какие лапы у медведя большие нижние или верхние? (нижние)

Практическая работа

— Ребята, а сейчас, мы приступим к работе. Будем лепить декоративного медведя.

– С какими материалами мы сегодня будем работать на уроке? (Пластилин.)

Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином:

Работать пластилином на клеенке.

Руки вытирать тряпкой.

Стеком пользоваться осторожно.

Работу надо выполнять не только правильно, но и аккуратно.

Технология изготовления изделия.

Вспомните, как из куска пластилина скатать шарик для головы?

Как сделать туловище? (Прием вытягивания.)

Каким приемом скрепляем детали головы и туловища? (Примазывание.)

Какие еще детали примазываем к туловищу?

Каким приемом сделать на голове ушки? (Прищипыванием.)

Как из целого куска пластилина вылепить птицу? (Прием вытягивания.)

Как будем прикреплять лапки и крылья к туловищу? (Примазывать.)

Возьмите коричневый цвет пластилина.

Слепите из коричневого пластилина туловище медведя такой формы, как показано на рисунке.

Скатайте две одинаковые короткие колбаски для лап и прилепите их к туловищу.

Прилепите ступни к лапам и сделайте на них карандашом по пять точек — пальцы с когтями.

hello_html_m53f03b2f.png

Для головы скатайте два шарика — один большой, а другой немного поменьше.

Маленький шарик немного сплющите и прилепите к большому, как показано на рисунке.

На морде нарисуйте карандашом перевернутую букву «Т» и налепите маленькие глазки-шарики.

Прилепите на мордочку маленький черный нос и уши из небольших сплюснутых шариков коричневого цвета.

Прилепите голову к туловищу.

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сядь

hello_html_72b460f2.png

Прилепите лапы к туловищу. А чтобы мишке не было скучно, слепите ему горшочек с медом.

hello_html_m273ff2be.png

hello_html_6f308c77.png

Итог занятия

Дети вызываются к доске, показывают свои работы одноклассникам.

Рефлексия

Изображение цветочного стебля

Понравилось занятие, интересно, узнал много нового — красный цветок.

Не очень понравилось, было трудно – жёлтый цветок.

Не понравилось – синий цветок.

Спасибо за занятие!

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс): Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Лепка из пластилина торта»

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                           

Пояснительная записка

Лепка из пластилина очень нравится детям. Этот материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать сувениры, настенные украшения, панно, разные интересные фигурки. Работа с пластилином увлекательна и полезна, так как развивает у ребёнка моторику, усидчивость, терпение и фантазию.Лепка из пластилина способствует развитию художественного творчества у детей, развивает умение лепить с натуры и по представлению персонажей литературных произведений, животных, человека. Развивается мелкая моторика, так как дети моделируют форму кончиками пальцев, сглаживают места соединения, украшают созданные изображения с помощью рельефных налепов. В ходе работы с тестом развивается воображение детей, так как дети стремятся к созданию оригинального изображения, придумывают разные варианты одной и той же темы, следуют определённому замыслу, внося некоторые коррективы.

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок скульптуры для 1 класса по теме: «Лепка из пластилина торта»

Тип урока: комбинированный.

Цельурока: Вылепить торт «из пластилина».

Задачи:

-обучающие: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, расширять кругозор учащихся;

-развивающие: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-воспитывающие: положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью, развитие навыков аккуратности.

Планируемые результаты освоения темы:

— Личностные:осознанно относиться к изучаемой теме и проявлять к ней                                                                                                  интерес; достигнуть поставленной личностной цели, готовность к саморазвитию                                                               ивоспитанию вкуса.

— Метапредметные умения:

позновательные — Анализировать, сравнивать, обобщать информацию,  полученную на уроке, создавать творческий продукт.

регулятивные — Умение действовать по алгоритму, планировать этапы ведения работы, ставить цель и достигать ее.

коммуникативные — участвовать в диалоге, уметь работать в коллективе, адекватно отвечать на поставленный вопрос.

-Предметные:учащиеся овладеют способностью лепки, освоят понятие профессии кондитер,  получат новые теоретическиезнания на уроке во время практического задания (лепка торта), научатся чувствовать форму предмета и цвет

Технология обучения: развивающая

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы:.Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке, Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке, Конышева Н.М. Лепка в начальных классах, Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла,Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом»,И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей»

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Умения

Организационный момент

1. Приветствие учащихся:

— Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!                            И я вам улыбаюсь.

2. Проверка готовности класса к уроку, визуальный контроль:                                           — К любой работе нужно тщательно подготовиться и правильно организовать свое рабочее место. Посмотрите все ли у вас на месте?

Я надеюсь, что наш урок мы проведем интересно и продуктивно. Желаю удачи в работе.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Регулятивные:самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Личностные:развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

1.Естественное действие

1.Актуализация знаний

Формулируем тему урока: «Лепка торта»

-Ребята отгадайте загадку.

Вкусный торт он приготовит,

Кекс с изюмом испечет,

Симпатично все украсит

И воздушный крем взобьет.

(Кондитер)
-Ребята, а вы знаете, что  существует замечательная профессия кондитера. Торты и пирожные, испеченные кондитерами, украшают столы грандиозных праздников. И сегодня мы с вами возьмём на себя роль кондитеров. В честь замечательного праздника «Новый год» мы испечём чудесный торт. Если говорить о том, что такое торт, то необходимо вспомнить происхождение данного слова. Торт, или torta, – слово итальянского происхождения, которое переводится как круглый кондитерский пирог (дословный перевод – «закрученный», «замысловатый»).

Отгадывают загадку.

Слушают учителя.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.Самоопределение к деятельности

— Ребята давайте мы с вами все станем кондитерами.

-Сегодня мы с вами будем делать то, что делает кондитер.

Учитель предлагает ученикам обсудить, какой они хотят сделать торт, как украсить, какие цвета пластилина выбрать.

Обсуждают проблему,   предлагают свои варианты решения.

Формируют цель изучения темы для себя.

Личностные: определять потребность в освоении учебной темы.

Познавательные: создавать самостоятельно способы решения практикоориенти-рованного задания.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге, уметь выражать свои мысли.

2. Освоение  информации по проблеме

1.Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Ребята, а еще у кондитера есть специальная одежда. Это – халат, фартук, колпак или косынка.

— Как вы думаете, зачем надевают специальную одежду?

— А чем занимается на работе кондитер? (ответы детей). Молодцы!

А еще кондитеры пекут вкусные пирожки. Давайте сыграем с вами в игру. Я буду называть продукт, а вы называете начинку

«Назови правильно»

Из слив – сливовая

Из яблок – яблочная

Из груш – грушевая

Из меда – медовая

Из черники – черничная

Из малины – малиновая

Из вишни – вишнёвая

Из клубники — клубничная

Участвуют в обсуждении.
Определяют для себя правила, чтобы не испачкать свою одежду и чтобы ворсинки от одежды и волосы не попали в еду.

Играют в игру

Познавательные:усвоение информации, знакомство с новыми понятиями.

Коммуникативные:отвечать на поставленный вопрос. Работать в группе. Внимательно слушать учителя.

Личностные:формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметные: способствовать развитию навыков аккуратности.

2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Конечно, кондитер — большой мастер своего дела. Но у него есть помощники – это рабочие инструменты, которые помогают делать, выпекать, и украшать пирожные и торты.

— Какую форму может иметь торт?

— С помощью чего можно придать торт оригинальную форму?

— А сейчас, ребята, давайте мы с вами будем учиться делать торт.

Торт мы будем лепить из пластилина. Кушать их нельзя, но зато с ними можно играть в «Кафе» и в «Магазин».

Предметные:расширять кругозор учащихся, развивать эстетический вкус.

3.Улучшенное действие

1.Интелектуально-преобразовательная деятельность

-Ребята посмотрите какой тортик дома сделала я.

-Из чего состоит торт из каких частей?

1. Повторение правила при работе с пластилином.

-Работай на клеёнке или на дощечке.

-Бери для работы нужный цвет пластилина.

— Отрежь стекой нужное количество пластилина.

— Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

— По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Внимательно и запоминает как делаю я.

Этапы работы:

1. Делаем шар

2. Делаем лепёшку.

3 придаем любую форму, такую которую вам нравиться.

4.укарашаем

Учащиеся самостоятельно выполняют задание — слепить из пластилина торт, используя инструкционную карту. (Учитель наблюдает за работой, при необходимости оказывает помощь в выполнении задания).

Личностные: проявлять позитивное отношение к чувствам одноклассников и готовность к сотрудничеству, проявлять творчество при выполнении задания.

Метапредметные:Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.

Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия

Учитель предлагает поставить все работы на стол.

Подводит итог работы:

-Ребята, да вы настоящие кондитеры. Какие красивые тортики сделали!

Представите, что магазин хочет продать ваш торт ему важно знать название на этикетке  и цену.

-Предложите название и цену.

-Давайте вспомним:

— Как называется человек, который выпекает торт?

— А кем вы сегодня на уроке были?

— Какую одежду он надевает, придя на работу?

— Какие инструменты он использует в своей работе? Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Делают выводы

Регулятивные: осознают важность освоения новых знаний.

Позновательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Комуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли.

Домашнее задание

Учащимся предлагается выполнить красками рисунок на тему «Моя будущая профессия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.