Читать онлайн Лепка с детьми 5 6 лет. Конспекты занятий страница 4
Тема недели «Профессии»
Занятие 12. Клоун (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму головы, туловища, ног, рук, пропорциональное соотношение частей; плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку. Учить лепить фигуру человека в движении. Учить использовать цветной и смешанный пластилин, показывая особенности яркой необычной одежды. Закреплять умение украшать одежду налепами. Развивать фантазию и воображение. Развивать точность и координацию движений.
Материал. Пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Начните занятие с физкультминутки:
Веселый цирк у нас в гостях. (Хлопки в ладоши.)
Жонглер бросает шарики, (Подбрасывание воображаемых шариков.)
И клоун зрителей смешит, (Большой палец раскрытой ладони приставить к носу, большой палец другой ладони приставить к мизинцу первой руки.)
Смешит больших и маленьких. (Показать рукой выше – ниже.)
Предложите детям вылепить веселого клоуна, используя лепку из одного куска и отдельных частей. Научите детей делать смешанный пластилин (соединять пластилин разных цветов в одной детали).
Объясните последовательность работы: смешать несколько цветов пластилина в одном большом куске и скатать из него толстый валик, один конец надрезать стекой на две равные половины и раздвинуть их для устойчивости (это будут ноги), загнуть вперед небольшие ступни-подставки. Вылепить отдельно голову в виде шара, руки-столбики и прикрепить их к верхней части валика. С помощью налепов сделать клоуну яркое лицо, пышные волосы; украсить одежду шариками, колбасками из пластилина.
Разместить клоуна на подставке.
Тема недели «Зоопарк»
Занятие 13. Жираф (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить детей лепить животное из пластилина пластическим способом (из одного куска), передавая форму, пропорции, характерные детали. Учить комбинировать в поделке пластилин с дополнительным материалом; объединять готовые поделки в коллективную работу и дополнять ее композиционными решениями. Учить соотносить слово и выразительное движение рук и пальцев.
Материал. Картинка с изображением жирафа. Пластилин, коктейльные трубочки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Начните занятие с пальчиковой гимнастики:
У жирафов пятна, пятна, пятна,
Пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
Пятнышки везде. (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. (Указательными пальчиками обеих рук дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
Предложите детям вылепить жирафов.
Объясните последовательность работы: стекой отделить большой кусок пластилина, из него скатать толстый валик, слегка заузив один конец. Толстый конец надрезать стекой на две равные половины, загнуть вниз и раздвинуть их для устойчивости (это будут передние ноги), острую часть бруска также разрезать на две половины и загнуть, получив задние ноги. Вылепить отдельно голову и насадить ее на соломинку (шею), соломинку воткнуть в переднюю часть туловища. Раскатать тонкий хвост-колбаску и прикрепить к телу-валику.
Остается украсить жирафа темными пятнышками.
Затем 2–3 детей объединяют своих жирафов на общем листе картона и дополняют композиционными решениями, например, скатывают колбаски и из них делают загон-ограду как в зоопарке.
Тема недели «Театр»
Занятие 14. Белка песенки поет (Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом)
Программное содержание. Учить детей создавать образ из капсулы от киндер-сюрприза и пластилина. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Закреплять умение лепить мелкие детали.
Материал. Капсулы от киндер-сюрпризов, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям отрывок из произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд…
Предложите детям вылепить такую белку, сидящую на задних лапках. Объясните последовательность работы: к капсуле киндер-сюрприза надо прикрепить сделанные из оранжевого пластилина овальные лапки, загнутый хвост, острые ушки; оформить мордочку.
В лапки белочке можно дать орешек, а вокруг выложить горку орехов.
Тема недели «Готовимся к празднику»
Занятие 15. Украшаем елку (Налеп из пластилина)
Программное содержание. Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски и составлять из них на плоскости елку: прямой ствол и идущие в разные стороны ветви, удлиняющиеся книзу. Продолжать учить украшать изделие мелкими деталями. Развивать творчество.
Материал. Картон, пластилин, стеки, доски для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:
Елка в блестках
Ледяных,
В теплых слезах
Смоляных.
Свежая, зеленая,
Солнцем озаренная.
Скажите: «Сегодня на занятии мы тоже сделаем такую зеленую елку и украсим ее новогодними шариками. Из коричневого пластилина нужно скатать столбик, слегка заузив его верхнюю часть и прикрепить в центре картона. Затем скатывать зеленые тонкие колбаски разных размеров и располагать их с двух сторон ствола, начиная с маленьких ветвей, удлиняющихся книзу. Затем из пластилина скатать много разноцветных шариков и прикрепить на ветки елки в виде новогодних украшений. Внизу под елкой можно расположить вылепленные мешок или коробки с подарками».
Дети приступают к лепке.
Тема недели «Новый год»
Занятие 16. Разноцветная елка (Рисование на пластилине)
Программное содержание. Закреплять технику контррельефа (рельеф, который углубляется в пластилиновую поверхность). Учить сочетать в работе несколько техник (нанесение пластилина и прорисовывание рисунка при помощи стеки). Развивать воображение. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Вырезанные из белого картона елки, восковые мелки, пластилин, тонкие палочки или стеки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям отрывки из стихотворения К. Чуковского «Елочка»:
Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки —
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
Спросите у детей: «Какие в этом стихотворении елка и игрушки на ней? (Живые.) Почему они как живые?» (Потому что наступил Новый год, а в новогоднюю ночь могут происходить необычные вещи.)
Предложите детям закрасить вырезанные силуэты елок восковыми мелками разноцветными пятнами и штрихами (кроме зеленого цвета и темных цветов).
Затем дети наносят на силуэты елок тонким слоем зеленый пластилин и рисуют на нем тоненькой палочкой разные маленькие игрушки: шарики, домики, матрешки, гирлянды и т. д. Под пластилином появятся разводы восковых мелков и игрушки станут разноцветными.
Тема недели «Белоснежная зима»
Занятие 17. Снегурочка (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить лепить фигуру девочки в длинной шубке, правильно передавая формы, пропорции и строение. Продолжать учить плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку. Закреплять умение лепить детали одежды: шапку, шубку и украшать их тонкими пластилиновыми колбасками и шариками. Развивать творчество и воображение.
Материал. Картинка с изображением Снегурочки. Пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Н. Артюховой:
Я – веселая Снегурка,
Поиграю с вами в жмурки.
Но боюсь напиться чаю:
От горячего растаю!
Поговорите с детьми о Снегурочке, рассмотрите картинку, обращая внимание ребят на то, как она выглядит, во что одета. Скажите, что Снегурочка не любит теплых тонов, от них она может растаять. Посоветуйте детям использовать в работе холодную гамму цветов (голубой, синий, фиолетовый, изумрудно-зеленый).
Объясните последовательность работы: начать можно с туловища – скатать толстый валик, слегка заузив его сверху. Нижним концом валика надо постучать о дощечку, придавая поделке устойчивость. Отдельно вылепить круглую голову и руки-столбики и прикрепить в верхней части валика. Остается украсить Снегурочку – нарисовать стекой глаза, рот; валиками и шариками из пластилина украсить шубку Снегурочки, сделать ей нарядную шапочку или корону.
Читать онлайн Лепка с детьми 5 6 лет. Конспекты занятий страница 5
Тема недели «Дикие животные»
Занятие 18. Обитатели зимнего леса (Коллективная работа. Лепка из пластилина)
Программное содержание. Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных (зайца, волка, медведя, лисы). Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движении и в разных положениях (стоя, сидя, лежа). Учить составлять коллективную композицию, объединенную одним сюжетом, используя разнообразные материалы. Развивать самостоятельность. Учить договариваться между собой, кто что будет делать.
Материал. Крышка от коробки из-под обуви, картон синего цвета, небольшие веточки деревьев, полуовальные баночки, например, из-под йогурта (для каждой группы из 6 детей). Вата, пластилин, жесткие кисточки, клей, белая гуашь, баночки с водой, стеки, клеенки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Загадайте детям загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…
(Колобок)
Спросите у детей: «Если бы Колобок оказался в зимнем лесу, каких зверей он там встретил бы?» (Белого зайца, голодного волка, спящего в берлоге медведя, хитрую лису.)
Объедините детей в группы по 6 человек. Расскажите, что сегодня на занятии они сделают зимний лес, по которому будет путешествовать Колобок. Крышка коробки превратится в лес с помощью закрепленных на пластилине веток деревьев. На синем картоне надо нарисовать белой гуашью методом тычка сухой кистью несколько заснеженных елок и деревьев, солнце. Перпендикулярно приклеить картон к заднему бортику коробки, чтобы создать панораму леса. Закрепить на пластилине берлогу (полуовальную баночку, например, из-под йогурта). Выложить вату в виде снега на дне коробки и на ветках деревьев.
Пока двое детей будут оформлять лес, остальные ребята могут вылепить по одному животному – обитателю леса: туловище из валика; лапы и хвост из столбиков, из скатанного шара вытянуть мордочку и, где нужно, затупить пальцами; защипнуть уши. Тот, кто справится с этим заданием быстрее, успеет вылепить Колобка (пластилиновый шар). Остается расположить героев в зимнем лесу, спящего медведя спрятать в берлогу.
Тема недели «Домашние животные»
Занятие 19. Овечка (Декоративная пластина из глины)
Программное содержание. Учить детей изображать рельеф животного в виде декоративной пластины. Учить обводить шаблон стекой, удалять с ее помощью лишнюю глину. Продолжать учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа при помощи различных инструментов. Развивать образное мышление.
Материал. Предметная картинка с овечкой. Глина, шаблоны силуэта овечки, скалки, чесночница, стеки, колпачки от фломастера, миски с водой, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Загадайте детям загадку:
Кто ни в жару,
Ни в стужу не снимает шубу?
(Овечка)
Рассмотрите с ребятами картинку с изображением овечки. Опишите ее внешний вид. Обратите внимание детей на кучерявую шерсть овцы. Предложите вылепить такую овечку из глины.
Объясните последовательность работы: на дощечку положить хорошо размятый однородный кусок глины, расплющить его руками и раскатать скалкой до толщины примерно 1 см. На полученную лепешку положить шаблон овечки и обвести его стекой. Дальше стекой убрать лишнюю глину – весь фон, чтобы остался только силуэт овечки. Овечка получается плоской.
Далее нужно нарисовать глаза и рот овечки. Шерсть сделать сначала из приплюснутых шариков, а затем колпачком от фломастера сделать оттиски в виде маленьких кругов. Овечку можно закрепить на раскатанной глиняной пластинке.
Готовые глиняные овечки просушиваются и раскрашиваются.
«Гроздь винограда»
«Разноцветная елка»
«Фрукты в вазе»
«Цветок в горшке»
«Жирафы»
«Забавные животные»
«Овечка»
«Кошкин дом»
«Танк»
«Робот»
«Украшенное яйцо»
«Филин»
«Еж»
«Веселый гном»
«Божья коровка»
«Рыбка»
Тема недели «Живой уголок»
Занятие 20. Черепашка (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (каштан, скорлупу от фисташек) с пластилином. Учить наносить пластилин на округлый предмет. Учить самостоятельно доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность (черепаха ползет, ест, смотрит и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Плоды каштана, скорлупа от фисташек, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Р. Десноса «Черепаха»:
Я – черепаха,
Поэтому ясно,
Что я и умна
И собою прекрасна.А то, что как ласточка,
Я не крылата,
Так в этом не я,
А судьба виновата.Но быть недовольной
Своею судьбою
Не значит ведь быть
Недовольной собою.
Спросите у ребят: «О ком это стихотворение? (О черепахе.) Что думает о себе черепаха?» (Что она умна и прекрасна.)
Предложите детям сделать черепаху из каштана. Объясните последовательность работы: орех обмазывается пластилином со всех сторон. Затем на нем сверху закрепляется фисташковая скорлупа, образуя панцирь черепахи. Голова с шеей, ноги и хвост создаются из отдельных частей пластилина и прикрепляются к нижней части туловища черепахи. Остается оформить мордочку.
Тема недели «Мой дом»
Занятие 21. Кошкин дом (Лепка из глины)
Программное содержание. Закреплять умение лепить из глины плоские изделия методом барельефа. Учить самостоятельно оформлять поделку и доводить задуманное до конца. Закреплять умение лепить мелкие детали. Продолжать учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Материал. Глина, шаблоны домов, мисочки с водой, скалки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям потешку:
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила!
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
Спросите у детей: «Что случилось у кошки? (У кошки загорелся дом.) Кто помогал кошке тушить огонь?» (Курочка, лошадка, собачка, заюшка.)
Предложите ребятам помочь кошке – выстроить для нее новый крепкий домик, да такой, который не сгорит – глиняный.
Дети берут кусок глины и раскатывают его скалкой. Затем накладывают бумажный шаблон домика, вырезают и убирают лишнюю глину. Из тонких колбасок выкладывают окна, двери, оформляют контуры крыши.
Домик для кошки готов!
Читать онлайн Лепка с детьми 5 6 лет. Конспекты занятий страница 6
Тема недели «Мой город»
Занятие 22. Деревянная Москва (Коллективная работа. Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом)
Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Учить конструировать дом из спичек и пластилина. Продолжать учить плотно соединять детали. Развивать глазомер. Учить самостоятельно оформлять поделку. Закреплять умение пользоваться стекой.
Материал. Большой лист картона, спички, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Расскажите детям о строительстве древней деревянной Москвы: «Очень давно на месте нашего города текла чистая светлая река, виднелись заливные луга, росли непроходимые дремучие леса. Это место понравилось князю Юрию Долгорукому, проезжавшему здесь со своею дружиной. По его приказу возникло на Боровицком холме поселение. Невысокие дома делали из деревянных бревен, а вокруг холма был построен высокий забор. Крепость имела треугольную форму. Назвали выстроенный из дерева город Москва».
Можно прочитать детям отрывки из стихотворений Н. Кончаловской:
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь…Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом
И решили: «Места много,
Есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу
Стали строиться и жить.
Предложите детям сделать деревянную Москву, которую построили наши предки.
Объясните последовательность работы: на маленькую картонку-подставку нанести зеленый пластилин (трава), затем скатать четыре столбика и закрепить перпендикулярно к картону в четырех углах на расстоянии спички. Затем спички прикрепляются с четырех сторон, образуя стены дома. Один конец спички должен располагаться на одном столбике, а второй конец – на другом. Крышу можно сделать плоскую – из сплющенного в диск шарика, обрезанного по краям. Окна и дверь вылепить из пластилина и прикрепить на стены дома.
В конце занятия объедините дома на картоне в общую композицию. Вокруг домов из спичек можно выстроить забор, имеющий форму треугольника.
Тема недели «Родная армия»
Занятие 23. Танк (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передавая их форму и пропорции. Упражнять в приемах скатывания, раскатывания и приплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их методом примазывания. Развивать самостоятельность. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Предметная картинка с танком. Пластилин, стеки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте ребятам стихотворение В. Степанова «Наша армия»:
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.Шелестят березы,
Распевают птицы.
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
Спросите у детей: «Кто охраняет нашу страну? (Солдаты.) Как охраняют солдаты нашу родину? Правильно, они плавают на кораблях, летают на самолетах и следят, чтобы никто не проник на нашу территорию. А на чем еще могут передвигаться солдаты, кроме кораблей и самолетов?» (На танках.)
Рассмотрите с детьми картинку с изображением танка, выделите его части (корпус, гусеницы с колесами, пушка) и предложите вылепить из пластилина эти части, а затем соединить их в танк. Корпус можно сделать в форме приплюснутого шара, колеса из шариков, гусеницы из длинных раскатанных колбасок, пушку из столбика.
Тема недели «Транспорт»
Занятие 24. Грузовая машина (Нанесение пластилина на поверхность)
Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Развивать мышление, творчество. Воспитывать аккуратность.
Материал. Игрушки или предметные картинки (транспорт и другие предметы). Картон с контурным изображением грузовой машины, пластилин, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Положите перед детьми предметные картинки, попросите найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний:
– корабль, трамвай, кукла; (Кукла лишняя, это игрушка; а корабль и трамвай перевозят людей – это транспорт.)
– огурец, самолет, грузовик. (Огурец лишний, так как его едят – это овощ, а самолет и грузовик – это транспорт.)
Предложите ребятам покрыть тонким слоем пластилина грузовик, нарисованный на картоне, при этом используя разные цвета.
Примечание. Можно предложить детям не наносить пластилин на рисунок, а выложить грузовик по контуру тонкими пластилиновыми колбасками (барельеф).
Тема недели «Моя семья»
Занятие 25. Мама в платье (Лепка из глины)
Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавая форму головы, ног, рук, пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение плотно скреплять части и придавать фигурке устойчивость. Упражнять в использовании знакомых приемов лепки. Развивать творчество.
Материал. Глина, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение К. Тангрыкулиева:
Прожила на свете мама
Уж немало лет,
Никого дороже мамы
В целом мире нет.
Позже всех она ложится,
Раньше всех встает,
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много-много лет.
Никого тебя роднее
В целом мире нет!
Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О маме.) Как вы думаете, как относится автор стихотворения к своей маме? (Он ее очень любит.) Почему вы так решили?» (Автор говорит, что никого роднее мамы нет; и хочет, чтобы мама жила очень долго.)
Предложите детям слепить из глины маму.
Объясните последовательность работы: кусок глины нужно разделить на три части (одну большую и две одинаковые). Из большой части лепится конус (скатывается цилиндр, слегка зауженный с одной стороны), его основание выравнивается о доску. Из другого куска скатывается круглая голова и присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, раскатать столбики (руки) и присоединить по бокам конуса.
Стекой можно прорисовать глаза, нос, рот; украсить платье узорами.
Когда глина подсохнет, фигурки можно раскрасить гуашевыми красками.
Тема недели «Женский праздник»
Занятие 26. Филимоновский олешек (Лепка из глины)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толстые ноги; длинные, вытянутые шеи и маленькие головы. Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали. Учить обмакивать пальцы в воду и сглаживать неровности вылепленной фигуры. Продолжать закреплять умение украшать изделие при помощи стеки.
Материал. Филимоновские глиняные игрушки: петушки, куры, олешки, кони, коровы, барашки. Глина, мисочки с водой, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
В начале занятия расскажите детям о филимоновской игрушке: «Эта игрушка родилась в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее и стали делать игрушки. (Покажите детям различные глиняные филимоновские изделия.) Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, округлое сзади. Филимоновские игрушки сразу можно узнать по коротким и толстым ногам, длинным и вытянутым шеям и маленьким головам у животных».
Рассмотрите с детьми филимоновского оленя. Предложите вылепить такого олешка, а затем раскрасить его гуашевыми красками и подарить маме.
Объясните последовательность работы: скатать валик, слегка сузить с одной стороны, и согнуть его дугой. Надрезать стекой каждую сторону пополам и округлить при помощи пальцев – получатся ноги. С толстой стороны валика оформить хвост-свистульку. Отдельно вылепить шею, голову и рога. Прищипывая, выделить пальцами ушки. Глаза сделать из крошечных шариков. Чтобы фигурка олешка была устойчивой, его ножки нужно слегка расставить.
Когда глина подсохнет, вылепленных олешков покрывают желтой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА.
На занятии по рисованию фигурки олешков расписывают красной и зеленой гуашью.
Тема недели «Мои друзья»
Занятие 27. В детском саду (Коллективная работа. Лепка из пластилина)
Программное содержание. Развивать умение согласованно выполнять общую работу. Продолжать учить лепить фигуры людей в движении, передавая их пропорциональное соотношение. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Развивать творчество, умение работать коллективно.
Материал. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
«Осень. Дары осени. Осенняя ярмарка» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Тема (форма работы) | Программное содержание | Связь с другими видами деятельности | Развивающая среда/методическое обеспечение | Взаимодействие с семьями воспитанников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | «Осеннее дерево» | Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали. Развивать творчество. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Словарная работа: разноцветный, жгутики. | Коммуникативная: чтение стихотворения Л.Шевченко «Осень» Цель: закреплять знания детей об осенних изменениях. Двигательная: Физкультминутка — совершенствовать умения детей выполнять движения в соответствии с текстом. | Демонстрационный материал: Картинка с изображением осеннего дерева. Пластилин, стеки, дощечки для лепки. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» стр. 21 Занятие № 5 | Рекомендовать родителям развивать сенсорные способности детей через лепку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«В гостях у животных (домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы, животные жарких стран)» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | «Котёнок» | Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приёмы. Развивать фантазию. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения. Воспитывать любовь к животным. Словарная работа: мордочка. | Коммуникативная: чтение стихотворения «Котёнок» Цель: развивать знания детей о домашних и диких животных. Двигательная: физкультминутка «Кто как передвигается» Цель: совершенствовать умения детей имитировать движения животных. | Демонстрационный материал: Картинки с изображением ёжика, сосновые шишки, сосновые иголки. Пластилин, стеки, дощечки для лепки. Т.С Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в ст.гр» стр.39. Занятие №39 | Рекомендовать родителям совместно с детьми лепить поделки с природного материала и пластилина. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Безопасность дома и на улице» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | «Грузовая машина» | Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Развивать речь, мышление, творческие способности, воображение. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Словарная работа: транспорт, грузовая. | Игровая: «Найди лишний». Цель: развивать мышление, внимание, умение правильно отвечать на вопросы. Двигательная: физкультминутка: Цель: формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. | Демонстрационный материал: Игрушка грузовая машина, предметные картинки (транспорт и другие предметы). Пластилин, стеки, дощечки для лепки. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» стр. 52 Занятие № 24 | Рекомендовать родителям побеседовать с детьми о соблюдении ПДД. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Мой дом, мой город, моя страна. День народного единства. Дружат дети всей земли» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | «Мой посёлок» | Познакомить детей с историей родного посёлка. Учить конструировать дом из спичек и пластилина. Продолжать закреплять умение плотно соединять детали. Развивать глазомер. Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать интерес к занятиям, дружеские взаимоотношения. Словарная работа: одноэтажный дом, многоэтажный дом. | Коммуникативная: Беседа с детьми о родном посёлке. Цель: развивать речь детей. Двигательная: физкультминутка. Цель: совершенствовать двигательные навыки детей. | Демонстрационный материал: Большой лист картона, спички, пластилин, стеки, картонки – подставки. Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет» стр.48 Занятие №22 | Рекомендовать родителям по дороге в детский сад обратить внимание на дома, их строение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Читать онлайн Лепка с детьми 5 6 лет. Конспекты занятий страница 2
2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.
Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:
• умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;
• умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
• умеет сглаживать поверхность поделки;
• умеет делать поделки устойчивыми;
• умеет работать стекой;
• умеет передавать в лепке выразительность образа;
• умеет лепить фигуры человека и животных в движении;
• умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;
• умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;
• умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;
• умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;
• использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;
• умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;
• умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.
Желаем успеха!
Годовое тематическое планирование занятий по лепке
Конспекты занятий
Тема недели «Ягоды»
Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)
Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.
Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.
Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.
Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.
Тема недели «Плоды огорода»
Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.
Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.
Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)
Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.
После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.
Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.
Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.
Тема недели «Плоды сада»
Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.
Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)
Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.
После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.
Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.
Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.
Тема недели «Берегите лес»
Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад —
Два фонарика горят.
Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)
Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.
Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.
Тема недели «Деревья и кусты»
Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)
Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.
Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:
Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья —
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.
Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».
Дети приступают к лепке.
Дарья Колдина — Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий
Тема недели «Мой город»
Занятие 22. Деревянная Москва (Коллективная работа. Лепка из пластилина в сочетании с дополнительным материалом)
Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Учить конструировать дом из спичек и пластилина. Продолжать учить плотно соединять детали. Развивать глазомер. Учить самостоятельно оформлять поделку. Закреплять умение пользоваться стекой.
Материал. Большой лист картона, спички, пластилин, стеки, картонки-подставки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Расскажите детям о строительстве древней деревянной Москвы: «Очень давно на месте нашего города текла чистая светлая река, виднелись заливные луга, росли непроходимые дремучие леса. Это место понравилось князю Юрию Долгорукому, проезжавшему здесь со своею дружиной. По его приказу возникло на Боровицком холме поселение. Невысокие дома делали из деревянных бревен, а вокруг холма был построен высокий забор. Крепость имела треугольную форму. Назвали выстроенный из дерева город Москва».
Можно прочитать детям отрывки из стихотворений Н. Кончаловской:
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит наш Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь…Поселялись люди редко
На реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков
Появились тут весной.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом
И решили: «Места много,
Есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу
Стали строиться и жить.
Предложите детям сделать деревянную Москву, которую построили наши предки.
Объясните последовательность работы: на маленькую картонку-подставку нанести зеленый пластилин (трава), затем скатать четыре столбика и закрепить перпендикулярно к картону в четырех углах на расстоянии спички. Затем спички прикрепляются с четырех сторон, образуя стены дома. Один конец спички должен располагаться на одном столбике, а второй конец – на другом. Крышу можно сделать плоскую – из сплющенного в диск шарика, обрезанного по краям. Окна и дверь вылепить из пластилина и прикрепить на стены дома.
В конце занятия объедините дома на картоне в общую композицию. Вокруг домов из спичек можно выстроить забор, имеющий форму треугольника.
Тема недели «Родная армия»
Занятие 23. Танк (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передавая их форму и пропорции. Упражнять в приемах скатывания, раскатывания и приплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их методом примазывания. Развивать самостоятельность. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Предметная картинка с танком. Пластилин, стеки, дощечки-подкладки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте ребятам стихотворение В. Степанова «Наша армия»:
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.Шелестят березы,
Распевают птицы.
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
Спросите у детей: «Кто охраняет нашу страну? (Солдаты.) Как охраняют солдаты нашу родину? Правильно, они плавают на кораблях, летают на самолетах и следят, чтобы никто не проник на нашу территорию. А на чем еще могут передвигаться солдаты, кроме кораблей и самолетов?» (На танках.)
Рассмотрите с детьми картинку с изображением танка, выделите его части (корпус, гусеницы с колесами, пушка) и предложите вылепить из пластилина эти части, а затем соединить их в танк. Корпус можно сделать в форме приплюснутого шара, колеса из шариков, гусеницы из длинных раскатанных колбасок, пушку из столбика.
Тема недели «Транспорт»
Занятие 24. Грузовая машина (Нанесение пластилина на поверхность)
Программное содержание. Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Развивать мышление, творчество. Воспитывать аккуратность.
Материал. Игрушки или предметные картинки (транспорт и другие предметы). Картон с контурным изображением грузовой машины, пластилин, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Положите перед детьми предметные картинки, попросите найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний:
– корабль, трамвай, кукла; (Кукла лишняя, это игрушка; а корабль и трамвай перевозят людей – это транспорт.)
– огурец, самолет, грузовик. (Огурец лишний, так как его едят – это овощ, а самолет и грузовик – это транспорт.)
Предложите ребятам покрыть тонким слоем пластилина грузовик, нарисованный на картоне, при этом используя разные цвета.
Примечание. Можно предложить детям не наносить пластилин на рисунок, а выложить грузовик по контуру тонкими пластилиновыми колбасками (барельеф).
Тема недели «Моя семья»
Занятие 25. Мама в платье (Лепка из глины)
Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавая форму головы, ног, рук, пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение плотно скреплять части и придавать фигурке устойчивость. Упражнять в использовании знакомых приемов лепки. Развивать творчество.
Материал. Глина, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение К. Тангрыкулиева:
Прожила на свете мама
Уж немало лет,
Никого дороже мамы
В целом мире нет.
Позже всех она ложится,
Раньше всех встает,
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много-много лет.
Никого тебя роднее
В целом мире нет!
Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О маме.) Как вы думаете, как относится автор стихотворения к своей маме? (Он ее очень любит.) Почему вы так решили?» (Автор говорит, что никого роднее мамы нет; и хочет, чтобы мама жила очень долго.)
Предложите детям слепить из глины маму.
Объясните последовательность работы: кусок глины нужно разделить на три части (одну большую и две одинаковые). Из большой части лепится конус (скатывается цилиндр, слегка зауженный с одной стороны), его основание выравнивается о доску. Из другого куска скатывается круглая голова и присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, раскатать столбики (руки) и присоединить по бокам конуса.
Стекой можно прорисовать глаза, нос, рот; украсить платье узорами.
Когда глина подсохнет, фигурки можно раскрасить гуашевыми красками.
Тема недели «Женский праздник»
Занятие 26. Филимоновский олешек (Лепка из глины)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толстые ноги; длинные, вытянутые шеи и маленькие головы. Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали. Учить обмакивать пальцы в воду и сглаживать неровности вылепленной фигуры. Продолжать закреплять умение украшать изделие при помощи стеки.
Материал. Филимоновские глиняные игрушки: петушки, куры, олешки, кони, коровы, барашки. Глина, мисочки с водой, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
В начале занятия расскажите детям о филимоновской игрушке: «Эта игрушка родилась в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее и стали делать игрушки. (Покажите детям различные глиняные филимоновские изделия.) Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, округлое сзади. Филимоновские игрушки сразу можно узнать по коротким и толстым ногам, длинным и вытянутым шеям и маленьким головам у животных».
Рассмотрите с детьми филимоновского оленя. Предложите вылепить такого олешка, а затем раскрасить его гуашевыми красками и подарить маме.
Объясните последовательность работы: скатать валик, слегка сузить с одной стороны, и согнуть его дугой. Надрезать стекой каждую сторону пополам и округлить при помощи пальцев – получатся ноги. С толстой стороны валика оформить хвост-свистульку. Отдельно вылепить шею, голову и рога. Прищипывая, выделить пальцами ушки. Глаза сделать из крошечных шариков. Чтобы фигурка олешка была устойчивой, его ножки нужно слегка расставить.
Когда глина подсохнет, вылепленных олешков покрывают желтой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА.
На занятии по рисованию фигурки олешков расписывают красной и зеленой гуашью.
Тема недели «Мои друзья»
Занятие 27. В детском саду (Коллективная работа. Лепка из пластилина)
Программное содержание. Развивать умение согласованно выполнять общую работу. Продолжать учить лепить фигуры людей в движении, передавая их пропорциональное соотношение. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Развивать творчество, умение работать коллективно.
Материал. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Дарья Колдина — Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий
2 способ. Смешать 1 стакан муки, 1 стакан воды, 0,5 стакана соли, 1 столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты. Варить, помешивая 2–3 минуты.
Готовые изделия следует просушить с двух сторон, а потом раскрасить гуашью.
Предполагаемые навыки и умения ребенка к 6 годам:
• умеет лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности;
• умеет лепить пластическим, конструктивным и комбинированным способами;
• умеет сглаживать поверхность поделки;
• умеет делать поделки устойчивыми;
• умеет работать стекой;
• умеет передавать в лепке выразительность образа;
• умеет лепить фигуры человека и животных в движении;
• умеет объединять вылепленные предметы в сюжетную композицию;
• умеет дополнять предмет вылепленными мелкими деталями;
• умеет сочетать в лепке пластилин с природным и дополнительным материалом;
• умеет наносить пластилин внутри контура на заданную поверхность;
• использует в своих работах метод барельефа и контррельефа;
• умеет лепить птиц и животных по типу народных игрушек;
• умеет украшать вылепленные игрушки налепами и углубленным рельефом.
Желаем успеха!
Годовое тематическое планирование занятий по лепке
Конспекты занятий
Тема недели «Ягоды»
Занятие 1. Гроздь винограда (Налеп из пластилина)
Программное содержание. Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать мелкую моторику рук; мышление, внимание.
Материал. Предметные картинки (ягоды). Ветка винограда (по возможности). Половинки листов картона, пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Покажите детям предметные картинки с ягодами, предложив назвать каждую ягоду. Можно поиграть с ребятами в игру «Какая ягодка пропала?» Среди пропавших ягод в последнюю очередь спрячьте виноград.
Затем рассмотрите с детьми веточку винограда. Отметьте, как расположены на ней овальные ягодки, как красивы резные листья – они похожи на кленовые листья, только поменьше.
Предложите вылепить веточку винограда на картоне. Для этого надо скатать колбаски зеленого цвета и выложить из них на картоне ветку; скатать зеленый шарик, расплющить его между ладонями и вырезать стекой контуры листика. Прикрепить листик на картон. От пластилина светло-зеленого или фиолетового цвета отрывать маленькие кусочки, скатывать их между ладонями в овалы и прикреплять на ветку рядами: первый ряд самый длинный (5–6 ягод), второй короче и т. д.
Тема недели «Плоды огорода»
Занятие 2. Овощи на тарелке (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить детей лепить с натуры сложные по форме овощи разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных овощей. Учить подбирать в процессе работы нужный цвет пластилина, размер поделки. Закреплять умение лепить тарелку на основе пластилинового шара. Развивать мелкую моторику.
Материал. Муляжи овощей, сложных по форме: баклажан, перец, свекла, репа и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Н. Нищевой:
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко.
И вернемся по дорожке.
Спросите у детей: «Какие овощи встретились нам в этом стихотворении? (Морковь, картошка, капуста, щавель.) А какие еще овощи вы знаете?» (Ответы детей.)
Предложите детям рассмотреть муляжи баклажана, перца, свеклы, репы, лука и других овощей. Обратите внимание на их форму, цвет.
После этого каждый ребенок выбирает овощи, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвет пластилина и лепит овощи нужного размера.
Ребенок может вылепить по 2–3 овоща, а затем сложить их в вылепленную тарелку.
Для изготовления тарелки раскатывают большой шар, сплющивают его в диск, вдавливают середину, пальцами оттягивают и подравнивают края.
Тема недели «Плоды сада»
Занятие 3. Фрукты в вазе (Лепка из пластилина)
Программное содержание. Учить лепить с натуры сложные по форме фрукты разных размеров, применяя лепку пальцами для получения вмятин, сужения формы, характерных для тех или иных фруктов. Учить подбирать соответствующий цвет. Закреплять умение лепить вазу. Развивать образное мышление, мелкую моторику.
Материал. Муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Пластилин, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Загадайте детям загадки:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)На островок налетел ураган,
На пальме остался последний…
(Банан)
Рассмотрите с детьми муляжи фруктов, сложных по форме: банан, груша, персик, абрикос и т. д. Обратите внимание на их форму, цвет.
После этого каждый ребенок выбирает фрукты, которые он будет лепить, самостоятельно подбирает цвета и лепит фрукты соответствующих размеров.
Затем ребенок складывает вылепленные фрукты в вазу. Для изготовления вазы скатывают большой шар, затем большим пальцем вдавливают отверстие с одной стороны, пальцами делают углубление и сравнивают края.
Отдельно лепят подставку для вазы – скатывают шарик и расплющивают в лепешку.
Тема недели «Берегите лес»
Занятие 4. Филин (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Программное содержание. Продолжать учить сочетать в поделке природный материал и пластилин; соединять части, прижимая их. Учить добиваться выразительности образа, соблюдать пропорции частей и их различия по величине. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Пластилин, еловые шишки, небольшие ветки деревьев, стеки, картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Г. Сапгира:
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин – прыг, филин – скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад —
Два фонарика горят.
Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О филине.) На что похожи глаза филина?» (Ответы детей.)
Предложите ребятам рассмотреть еловую шишку и подумать, как можно ее превратить в филина: расположить шишку острым концом вниз, вылепить из пластилина большие овальные глаза, нос, уши-кисточки и прикрепить в верхней части шишки. Лапы в виде шариков расположить снизу шишки.
Можно вылепить из пластилина пень и закрепить на нем филина.
Тема недели «Деревья и кусты»
Занятие 5. Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)
Программное содержание. Учить детей выкладывать на картоне силуэт дерева из пластилиновых колбасок. Закреплять умение раскатывать тонкие колбаски и лепить мелкие детали: скатывать шарики из пластилина и украшать ими изделие. Развивать творчество.
Материал. Картон, пластилин, дощечка для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение Л. Шевченко «Осень»:
Тихо. Все застыло
В свете сентября.
Где же ты, художник?
Как зовут тебя?
Кто раскрасил листья —
Непонятно мне:
Все деревья леса
В золотом огне.
Предложите ребятам вылепить осенние деревья: «Давайте изобразим лесные деревья с разноцветной листвой. А деревья будем делать из тонких пластилиновых жгутиков (раскатанных колбасок). Для этого надо раскатать много коричневых колбасок и выложить из них на картоне дерево с ветками, а на кончиках веток расположить листья в виде шариков из пластилина красного, желтого, оранжевого, зеленого цветов».
Дети приступают к лепке.