Лепка из нетрадиционных материалов: Сторінку не знайдено – Мастер – класс на тему «Нетрадиционная техника лепки»

Мастер – класс на тему «Нетрадиционная техника лепки»

Мастер – класс

«Нетрадиционная техника лепки»

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

Цель мастер- класса: Дать знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования.

Задачи мастер класса:

• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;

• развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

Оборудование:

• плотный картон размер А4;

• набор пластилина;

• салфетка для рук;

• доска для лепки;

• стека.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография и для родителей:

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

Ход мастер- класса:

-Для начала нам нужно раскатать пластилин в колбаску нужного цвета.

-Затем, с помощью стеки разрезать колбаску на равные части.

-Теперь раскатываем пластилин в шарики.

-Прилепляем шарики на изображение методом втирания.

hello_html_m3406ab50.jpg

hello_html_m49ceeef5.png

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике «Миллефиори» в рамках конкурса «Педагог года-2018»

Педагог дополнительного образования, МБДОУ ЦРР — д/с «Золотой ключик», Ростовская область, город Зерноград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чижевская Е.В. Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике «Миллефиори» в рамках конкурса «Педагог года-2018» // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 01.02.2020).

Заказ № 73564


ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к мастер-классу


 

Тема: Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция».

Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

— познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «миллефиори»;

— донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

— рассмотреть «миллефиори» как один из видов изобразительной деятельности и его значение для развития ребенка;

— создать условия для плодотворной творческой деятельности участников

мастер-класса;

Форма проведения мастер-класса:

— с педагогами и для них без участия детей;

— лекция с элементами презентации + практическая работа.

Материалы для работы:

 — заготовка панно;

 — пластилин;

 — доска для лепки;

 — емкости с водой;

 — резачок, чеснокодавилка;

 — скалка для раскатывания;

 — стека, деревянная палочка;

 — влажные салфетки;

 — бабочка для декора;

Оформление:

— презентация по теме мастер-класса;

— работы детей и педагога в технике «миллефиори»;

— методические материалы, книги по нетрадиционным техникам лепки.

Оборудование: 3 стола, расставленных полукругом. На каждом столе –материалы и приспособления для лепки.

Структура мастер – класса:

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически — демонстрационная часть.

Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка.

Миллефиори — как вид нетрадиционной лепки в изобразительной деятельности.

Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори».

  1. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори». Выполнение панно «Цветы» в технике миллефиори.

  1. Рефлексия участников мастер-класса
    . Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Начать я хотела бы с японской пословицы:

«Расскажи мне — и я услышу,

покажи мне — и я запомню,

 дай мне сделать самому — и я научусь!»

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори. Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Здесь она получила название от английского кейн – трость. Я применяю эту технику в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста

Сейчас я попрошу выйти желающих 5 человек для участия в

мастер – классе. Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Педагоги под музыку начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: (будьте внимательны)

• 1хлопок — здороваемся за руку;

• 2хлопок — здороваемся плечами;

• 3хлопок — здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры во время игры.

Педагог: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места за столами.

Сидим красиво, спины держим ровно. На столе у вас имеются все необходимые инструменты и приспособления при работе с которыми соблюдаем технику безопасности. Об этом я всегда напоминаю своим детям.

Начнем с трости лепестка.

Алгоритм действий:

Возьмем заготовку – белую трость, стекой делаем надрез по всей длине трости, разрезаем не до конца, примерно чуть больше середины. Вставляем в разрез узкую пластину яркого цвета. Выступающие части обрезаем стекой, немного раскатываем трость по рабочей поверхности. Заворачиваем в заготовку – пластину яркого цвета (сиреневый, красный) нашу трость не внахлест. Если края немного не соединились их можно соединить руками, все лишнее обрезаем. Формируем из трости лепесток, для этого сторону, где сделали вставку, по всей длине делаем немного уже. Берем приспособление — резачок, которое я сама изготовила, трость держим вертикально и нарезаем ее. Делать это нужно аккуратно, проволоку фиксировать пальцем на толщине 1,5 мм и протягивать ее плавно параллельно трости. Нарезанные детали откладываем на тарелку.

Теперь берем кусочки пластилина зеленого и желтого цветов, смешиваем их. Во время манипуляции с пластилином у нас происходит естественный массаж —

Су-Джок терапия. Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений. Раскатали колбаску. Какого цвета остались пластины? — (зеленого).

Их мы используем для приготовления трости листа. Складываем пластины друг на друга, темную пластину вниз, в центр кладем нашу заготовку и соединяем края, лишнее обрезаем стекой. Формируем лист, он уже чем лепесток, для этого трость с обеих сторон заостряем. Нарезаем таким же способом. Скатываем маленький шар для сердцевины цветка.

Нам осталось составить с вами цветочную композицию на заготовке по собственному замыслу, подключив свое творческое воображение и фантазию. Если композиция готова, приступаем к декорированию. Деревянной палочкой делаем в сердцевине точки. Стекой по краю лепестка делаем насечки, это придаст ему объем и, прорисовываем прожилки на листе.

Замечательные получились цветы, на них непременно должна сесть бабочка – делаем последний штрих!

Наводим порядок на рабочем месте, вытираем руки влажной салфеткой

Теперь рассмотрим ваши работы, замечательные получились панно, вы можете их забрать с собой, они украсят любой интерьер

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса.

• Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

• Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно — воспитательного процесса?

В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам

. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашимидетьми.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо:

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!

Желаю Вам творческих успехов!

Материал: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Доровская М. А.

МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 188»

Одной из главных целей в развитии ребенка — дошкольника является развитие его познавательной активности. Дети активно исследуют окружающий мир, это заложено в них от рождения.

Познавательная активность ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

Ребенок не проявляет активность в неинтересной деятельности, действие по принуждению вызывает у него только негативные переживания. Но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно, это  повышает познавательную активность дошкольников.

Важным средством развития познавательной активности  дошкольников является занятие. На занятиях  должен присутствовать нетрадиционный материал, так как он является одним из средств развития познавательной активности.

Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности. Она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится общаться и осознавать себя как личность. К тому же нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства.

Нетрадиционные материалы используют на занятиях по аппликации и моделированию-конструированию. Материалы очень разнообразны.

Все нетрадиционные материалы можно классифицировать на группы:

  1. Бумага и картон (наждачная бумага, обои, однослойный и гофрированный картон, коробки, упаковки кондитерских и др.)

Работа с изделиями из бумаги и картона даёт дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно кругозор. Она развивает представление о возможностях предметов, обучая  конструировать и моделировать.

  1. Природные материалы: древесные опилки, стружки, шпон, спички, срезы веточек дерева, кожа, мех, перья птиц, яичная скорлупа, крупа и т. д.

 Поделки из природного материала с детьми дошкольного возраста – это прекрасный способ обучения малышей. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

  1. Металлы: проволока, жестяные банки, фольга.

Процесс практической работы с проволокой, фольгой и жестью обеспечивает элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при обработке. Основные приёмы обработки металлов, с которыми знакомятся дети, — резание, сгибание, скручивание, плетение.

  1. Пластмассы и синтетические материалы: трубочки для фломастеров, стержни авторучек и коктейлей, капсулы «Киндер-сюрпризов», упаковки с ячейками в коробках для конфет, парниковая пленка,  пуговицы, пенопласт, пробки.
  2. Волокнистые материалы: ленточки, тесьма и шнуры, губки для мытья посуды, синтепон, вата, ватные диски, ватные шарики.

Наиболее доступны в обработке ватные диски, ватные шарики, поролон и синтетические салфетки, их всегда можно найти в каждом доме.

Ватные диски – это плоские ватные круги. Их можно использовать в аппликации и оформлять объемные поделки.

Из поролона и ватных шариков можно смастерить объемные игрушки, пригодятся они и в аппликации.

Цветные синтетические салфетки очень удобны для аппликации и шитья мягких игрушек, так как салфетки достаточно прочные и мягкие, их легко разрезать, склеивать и сшивать, скреплять за счет прорезей в деталях. Детям с салфетками работать проще, чем с тканью и даже с бумагой.

Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).

С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски, выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения.

Пластиковые крышки – это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Пластиковые крышки различны по величине и по цвету. И это предоставляет безграничный простор для творчества. Крышки от пластиковых бутылок – хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр.

Начинать надо с простого. Например, распределить крышки по цвету. Далее учить закручивать и раскручивать крышки от пластиковых бутылок различных размеров и форм.

Выкладывать «дорожки», «бусы», «змейки», «паровозики с вагончиками», «елочные гирлянды». Затем пробовать выкладывать из крышек фигуры (квадрат, круг, треугольник, спираль).

Крышки можно использовать и как «сухой бассейн», а также для различных настольных игр.

Не обычный  материал — губки для мытья посуды. Использование губок значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве  Губки приятные на ощупь, их можно сжать в кулачке – они вновь расправятся. Их можно намочить и провести эксперимент (мокрые, сухие), впитывают и отдают  воду.  Губки можно использовать в конструирование (постройки из губок).

Из губок для мытья посуды легко сделать мягкую мебель — кресла, диван или кровать, так как материал мягкий, имеет ровную поверхность, хорошо режется ножницами, прекрасно принимает необходимую форму с помощью ниток или тонких лент. Губки бывают поролоновые и в виде мочалок с большими отверстиями, они более твердые и хорошо держат форму.

Это далеко не полный список материалов,  для некоторых перечисленные материалы не являются редкими и новыми.

Непременным условием развития детского познания является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также нетрадиционный материал. Основная цель использования нетрадиционного  материала — формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крашениников Е.Е, Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика – синтез,2012.
  2. Новикова И. В.,  Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон.  Академия развития – 2012.
  3. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2009.

Консультация «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности: «Нетрадиционные техники в лепке»

Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности:

«Нетрадиционные техники в лепке»

«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

И.Я. Гинцбург

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы — глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления — это тесто и бумажная масса.

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью.

Тестопластика: Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. Однако есть определенные отличия — тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце.

Бумажная масса: Бумажную массу можно использовать в работе над декоративными панно, рельефами, для украшения детских костюмов. Накладывать массу нужно на картонную основу, постепенно увеличивая толщину слоя, максимальная высота которого может составлять 1,5 см. Высыхая, работа становится легкой, что позволит оформить ее, например, как картину.

Поделки из мятой бумаги: Работа с мятой бумагой является промежуточным звеном между лепкой и ручным трудом, и организовывается с детьми от 3-х лет. Тематика и сложность поделки определяются наличием ручных умений. Материалом для выполнения поделок может быть бумага белая и цветная, для ксерокса, оригами, офисная, упаковочная, кофра. Она не должна быть слишком толстой и жесткой, чтобы с ней могли справиться пальцы ребенка.

В обучении дошкольников лепке особое значение имеет выбор способов лепки. Среди традиционных способов лепки различают пластический способ лепки (из цельного куска) и конструктивный, при котором изделие составляется из отдельных деталей, прилепленных друг к другу.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении.

Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

Кроме обычного способа лепки (поочередное выполнение отдельных элементов изделия и последующая сборка), еще и скульптурный метод — лепка из куска путем отсечения «лишнего» и вытягивание деталей.

К нетрадиционным способам лепки относятся:

  • модульная лепка ( используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка…)

  • пластилиновая аппликация

  • мозаика из мелких шариков

  • выкладывание жгутиками (витражная техника)

  • пластилинография: создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

  • миллефиоре: это длинный многослойный цилиндр с рисунком поперечного сечения, который тянется по всей длине цилиндра и виден только на срезах.

  • отпечатки различными предметами на пластилиновой основе

  • торцевание на пластилине

  • рельефы (декоративные пластинки):барельеф, горельеф, контррельеф

  • сграффито (многослойное процарапывание)

  • раскатывание пластилинового листа

  • рисунок из пластилиновой ленты

  • смешивание цветов: белый пластилин добавляется для осветления красок, а примесь черного, синего, коричневого придает темный оттенок. Часто используется цвет охры, который получается смешением коричневого и желтого цветов. Чтобы добиться эффекта «мраморности», т. е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей. Для создания резного края срез пластилиновой пластинки надрезается ножницами, скальпелем или придавливается стекой под углом к оформляемой линии.

Нетрадиционным методом является также использование игр на занятиях лепкой. Широко используется сюжетная лепка, требующая от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;

  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

  • навыков контроля и самоконтроля.

Таким образом, специфика работы по использованию нетрадиционных методов лепки заключается в том, что при проведении занятий необходим высокий уровень инновационных умений воспитателя.

Литература:

  1. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М., 2003

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000

  3. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз — дидактика», 2007.

Презентация «Нетрадиционная техника лепки в детском саду»

Нетрадиционная техника лепки  в детском саду

Нетрадиционная техника лепки в детском саду

Приемы работы с пластилином 1.Рисование пластилином 2.Шаблоны 3.Контур 4.Мозаика

Приемы работы с пластилином

1.Рисование пластилином

2.Шаблоны

3.Контур

4.Мозаика

Пластилинография 1112222. 1.Релаксирует и успокаивает . 2. Развивает мелкую моторику рук, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

Пластилинография

1112222.

1.Релаксирует и успокаивает

.

2. Развивает мелкую моторику рук, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка.

Шаблоны

Шаблоны

Жгутики

Жгутики

Мозаика

Мозаика

Трафареты

Трафареты

Рисование

Рисование

Контур

Контур

Семена, крупы, зерна

Семена, крупы, зерна

Ватные палочки

Ватные палочки

Нитки, перья,  мучные изделия

Нитки, перья, мучные изделия

Коктейльные палочки

Коктейльные палочки

Вместе с мамой

Вместе с мамой

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *