Конспект по ИЗО на тему «Лепка.Борцы» (3 класс)
Тема: Лепка «Борцы»
Цель: — сформировать представление о взаимодействии фигур в скульптурной композиции.
Задачи: — актуализация представлений об особенностях передачи движения при лепке человека;
-формирование умений составлять небольшие скульптурные группы из вылепленных фигур;
-развитие пространственного мышления, воображения.
Оборудование: иллюстрации с изображением разных видов скульптур; ТСО; пластилин, инструменты для работы с пластилином.
Литература: Методика ИЗО в начальных классах (Москва 1984 г.) В.С.Кузин
Ход урока
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2.Вступительная беседа
-Ребята, сегодняшний наш урок посвящён лепке. Какое же удовольствие лепить! Видеть как пластилиновая или глиняная масса превращается в колобка, змею, рожицу, зверюшек, человечка.
Многие взрослые делают то же самое, что и дети, вот только материала у них больше и лепят они лучше. Эти художники называются скульпторами, а их произведения скульптурами. Скульптура – объёмное изображение.
-Ребята, а где в жизни можно увидеть скульптуры?
Множество скульптур украшают улицы города, парки. Среди них встречаются фигуры стоящих, сидящих людей, животных.
Наши дома украшают маленькие скульптуры – статуэтки.
-Ребята, как вы думаете, с какого времени люди стали заниматься скульптурой?
Скульптурой люди занимаются с давних пор.
-Как вы думаете, с чего лепили первобытные скульпторы?
Из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или из кости. Они были очень примитивными, так как не было ни удобных инструментов, ни удобных материалов, таких как мрамор, воск, глина, металлы и сплавы.
-Но шло время, и люди осваивали этот вид искусства.
Так появилось «ваяние» — это способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала и удаляет лишнее. Под умелыми руками мастера мёртвая толща чудесно оживает.
Впервые эту технику освоили древнегреческие скульпторы. Одним из них был Пигмалион. Он создал скульптуру девушки, и настолько она была красива, что сам скульптор в неё влюбился. Тогда он попросил Афродиту, оживить её и женился на ней.
-Другой способ создания скульптуры – лепка. Лепят из мягкого материала – он послушен, но не прочен.
-Что это за материал? (пластилин)
-Ребята, вы на прошлых уроках уже работали с пластилином. Вам известно, что фигуры из пластилина быстро ломаются, но чтобы сохранить работу, скульпторы придумали «отливку». При её помощи произведение переводится в твёрдый материал или гипс и при этом очертания становятся лёгкими и мягкими.
Монументальная – больших размеров.
Станковая – не превышает изображаемый предмет.
Малых форм – миниатюрная пластика – из стекла, фарфора, камня, бронзы, мрамора, дерева, керамики, метала. Её место на полке в шкафу.
-Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора, но для начала давайте вспомним, чему вы учились на прошлом уроке.
-Кто расскажет, как правильно из пластилина выполнить фигуру человека?
3.Объяснение нового материала
(рассматриваем готовую скульптуру)
-Из каких частей состоит фигура?
-Каким образом голова соединена с туловищем?
-Насколько в фигуре человека длинные руки?
-Какую форму имеет туловище? (цилиндр)
-Каким способом мы его получаем? (раскатывание)
-Сегодня на уроке вы будите создавать скульптурную композицию «Борцы».
-Кто такой борец? (человек, который занимается спортом, борьбой)
-Из вас кто-нибудь занимается борьбой?
-Сегодня вы будите работать в парах. Так каждый из вас вылепит фигуру человека, затем предаст ей форму и составит композицию со своим товарищем.
4.Физкультминутка
Выполняется по запись «Мы танцуем буги-вуги»
5.Самостоятельная работа
-Ребята, вы можете рассмотреть уже готовую скульптуру, и изображение скульптуры Микеланджело. Приступайте к работе.
(учащиеся выполняют самостоятельно работу)
6.Анализ работ
-Давайте рассмотрим ваши работы.
(осуществляю анализ работ, провожу выставку)
7.Итог урока
-Ребята, с каким видом искусства мы сегодня познакомились? (скульптура)
-Что такое «ваяние»?
-Назовите виды скульптур.
Урок по технологии в 3 классе по теме: «Лепка птиц из глины».
Урок по технологии в 3 классе.
Тема: «Лепка птиц из глины».
Учитель : Бородченкова М.М.
Задачи урока:
— знакомство с новыми терминами: «глина», «декоративный», «расплющить»;
— закрепление приемов лепки и освоение нового приема «расплющить»;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; наблюдение и сравнение; воспроизведение по памяти размещения на рабочем месте матери-
алов, инструментов и приспособлений; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданными эталонами; формирование социально-ценностных качеств: любознательность.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся:
беседа, работа с учебником, наблюдение и опыт, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Оборудование для детей: пластилин, глина, стека, баночка с водой, салфетка.
Ход урока
1.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Прочитайте тему урока: «Лепка птиц из глины».
-«с каким новым материалом предстоит сегодня учиться работать?» («Учимся работать с глиной».)Предлагаю с помощью словаря объяснить, что такое глина. («Природный материал, используемый для гончарных изделий и скульптур».)
2.Опыт и наблюдение
Обращаю внимание детей на условное обозначение рядом с заданием, предлагаем объяснить его значение («опыт»). Прошу прочитать содержание опыта («сравни свойства пластилина и глины, которые лежат у тебя на столе. Обрати внимание на цветного и другого материала, на их способность впитывать воду, пластичность — способность принимать любую форму и сохранять её»).
Дети исследуют свойства пластилина и глины, которые принесли на урок, рассматривают в учебнике рисунки, иллюстрирующие этапы наблюдения.
Вывод: пластилин — разного цвета, глина может быть коричневой, серой, синей. если на пластилин капнуть водой, то она скатится с его гладкой поверхности. сухая глина быстро впитывает воду, при увлажнении становится липкой массой.
Пластилину и сырой глине можно придать любую форму. Под воздействием тепла изделие из пластилина изменяет форму, а из глины — сохраняет, становится прочным.
наблюдения помогают сделать вывод, что лучшим материалом для лепки является глина.
3.Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Зачитываем задание на урок: «слепи декоративную игрушку для школьной выставки: птицу, рыбку и ёжика». Просим объяснить, что значит «декоративный» («служащий для украшения»).
Просматриваем условные обозначения, дети объясняют их значение («Технологический процесс изготовления поделок»).
Читаем этапы лепки игрушки и рассматриваем рисунки к ним (« выбрали птицу, скатаем из куска глины большой столбик так, чтобы один конец был толще другого. Формируем из толстой части голову и клюв птицы. Слегка расплющиваем
тонкую часть, чтобы получились туловище и хвост»; «скатаем маленький столбик и шарик. Расплющим столбик, чтобы получились крылья.
Детали приложим к туловищу птицы и прижмём их»; «высушим изделие и раскрасим его»).
Предлагаю назвать знакомые приемы лепки и объяснить новый прием, используя словарь учебника. ( «знакомые приемы лепки — скатай, сформируй, приложи, прижми.Новый прием «расплющи» — то есть сделай плоским давлением».)
Поясняею, что на уроке дети слепят игрушки и оставят в классе, чтобы они высохли ,а на следующем уроке раскрасят игрушки.
4.Организация рабочего места
Прошу вспомнить и объяснить, как рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления для лепки. ( «Перед собой располагаем подкладную доску. Около подкладной доски кладем стеку, перед подкладной доской ставим открытую коробку с пластилином, рядом — чашку с водой, около чашки располагаем салфетку для вытирания рук».)
5.Практическая работа
По ходу выполнения детьми практической работы, внимательно слежу за точностью выполнения приемов лепки. Тем, кто затрудняется в работе демонстрирую приемы.
6.Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По окончании работы оцениваю в готовых работах умение точно передавать форму предмета и его величину. Объясняю перечень материалов, инструментов и приспособлений, которые необходимо готовить на следующий урок: пластилин, глина, стека, баночка с водой, салфетка.
Ученики убирают рабочие места: укладывают пластилин в коробку; соскребают стекой пластилин, оставшийся на подкладной доске; протирают стеку и подкладную доску салфеткой; моют руки. Говорю детям :спасибо за урок.
Конспект урока ручного труда на тему «Лепка пирамиды»(3 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа № 61 для детей с ОВЗ»
Лепка. Пирамида.
Открытый урок ручного труда в 3 классе
Подготовила
учитель-дефектолог
Л.Р.Хайретдинова
2017 год
Урок ручного труда в 3 классе.
Тема урока. Лепка пирамиды.
Цель урока. Учить лепить из отдельных частей пластилина пирамиду.
Задачи:- формировать представление о предметах рукотворного мира группы «игрушки»;
-корригировать и развивать мелкую моторику пальцев через закрепление приемов лепки: скатывание в ладонях шара, раскатывание до овальной формы, сплющивание, примазывание;
-воспитывать положительную мотивацию к трудовой деятельности через изготовление поделки.
Оборудование урока: игрушки пирамид (2-3 шт. разных видов), готовая пирамида из пластилина, доска, пластилин.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
3. Изучение темы урока.
4. Физкультминутка.
5. Практическая работа.
6. Итоги урока.
Ход урока.
Организационный момент.
— Сообщение темы урока.
— Пальчиковая гимнастика.
Введение в тему.
Беседа учителя, о том, что сегодня на урок он принес игрушки и говорит загадку: Деревянный человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
Давай рассмотрим игрушки. Демонстрации пирамидок из дерева, пластмассы и пластилина. Эти игрушки, хоть и разные, но носят одно название «пирамида».
Изучение темы урока.
— Фронтальная работа с образцом.
Из какого материала будем лепить пирамиду? (пластилин)
Сколько деталей будет в нашей пирамиде? (5 деталей: 4 диска и 1 конус)
Давай рассмотрим последовательность изготовления нашей пирамиды.
Идет демонстрация частей готовой пластилиновой пирамиды с объяснением по технологической карте.
Рассказ учителя о делении пластилина в соответствии с выбранными цветами, размерами и количеством частей.
Физкультминутка. Выполнение упражнений для рук под спокойную музыку.
Практическая работа.
Работа выполняется с помощью учителя. Операции выполняются рука в руку с учителем. Все этапы работы проговариваются учителем: делим, разминаем, скатываем, сплющиваем, примазываем. Обязательное словестное стимулирование этапов работы в сочетании с похвалой и озвучиванием получения конечного результата – поделки.
Итог урока с оценкой работы перед родителем.
Конспект урока по технологии по теме: «Лепка животных» (3 класс)
Конспект урока по технологии по теме: «Лепка животных»
Способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: практическая работа
Методическая цель: формировать практические умения и навыки у школьников; научить лепить предметы комбинированным способом, сочетая конструктивный и пластический способы лепки при изготовлении одной фигуры.
Задачи:
Познакомить с анималистическим жанром
Совершенствовать и закреплять навыки грамотного изображения животных, их пропорций и характера, пространственного положения.
Развивать у учащихся творческое воображение
Оборудование и материалы:
ХОД УРОКА
Организационный момент
Кто такие анималисты (беседа)
Беседа о животных
Объяснение конструктивного строения животных ( показ презентации).
Практическая работа
Рефлексивный анализ
План урока:
Учитель входит в класс, приветствует учеников.
Все учащиеся рассаживаются произвольно по группам (как стоят парты)
Учитель: Прошу приготовиться к уроку. Подготовить пластилин, инструменты, доски для лепки. Сегодня у нас тема «Животные». Мы должны попытаться по памяти и представлению вылепить некоторых из них (кролика, кошку и лису)
Изображение животных и птиц в живописи, скульптуре и графике получило название анималистического жанра (записано на доске). А человек (художник) их изображающий называется
А-Н-И-М-А-Л-И-С-Т.
Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания. Декоративная выразительность фигуры, силуэта животного важна во всех видах искусства – в парковой скульптуре, живописи, мелкой пластике. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве
(Приложение 2 – первобытное искусство
Ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в том числе у скифов).
Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В 19 — начале 20 вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя определяется стремление к точному изучению животных и их изображению. Творчество анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристикой и декоративной выразительностью образов.
Просмотр иллюстраций
Учитель: Кто может назвать художников или скульпторов анималистов ?
Ученики: В. А. Ватагин, Е. И. Чарушин.
Учитель: Хорошо, а также П. К. Клодт, Е. А. Лансере, И. С. Ефимов и др.(Приложение 2)
– Итак, сегодня мы с вами будем говорить о наших соседях – животных.
– Многие птицы и животные оказывают неоценимую помощь человеку.
Помимо практической пользы, они имеют не менее важное эстетическое значение. Своим живым и веселым нравом птицы и животные домашние или дикие доставляют людям искреннюю радость, пробуждают интерес и любовь к природе.
В народе образы некоторых представителей животного мира послужили поводом для сравнений, символов, ассоциацией:
Например, храбрых и гордых людей называли – орлами, соколами.
Учитель: Филин – олицетворение чего?
Ученики: – мудрости.
Учитель: – Лиса?
Ученики : – хитрости
Учитель: Голубь?
Ученики: – символ мира.
Учитель: А заяц?
Ученики: – трусости
Учитель: Ну а кошка?
Ученики: – независимости
Учитель: Правильно.У каждого животного есть свои повадки, характер и выразить их можно не только словами, но и позой, движением присущими именно этому животному (Приложение 2 – характер животных)
Учитель: Животные живут в разных местах – лес, поле, пустыня. По виду и по характеру они очень разные. А ещё какие отличия?
Ученики: Клюв, лапы, крылья, хвосты, размеры, цвет.
Показ презентации
Слайды 1-2
Учитель: Действительно. Отличий много. Но если внимательно рассмотреть форму тела – туловища, крыльев, хвоста, конечностей, головы, шеи, мы убеждаемся, что в основе их лежат простейшие геометрические фигуры (овал, окружность прямоугольник и т. д.), которыми можно обобщить сложную форму. (Приложение 1)
Слайд 3
ШАР, овал, конус, цилиндр, яйцо, вытянутое яйцо – это основные формы подобные тем, что можно найти на контурных эскизах любого животного. Они являются фундаментальными составляющими и для скульптуры
Слайд 4
Лепка крольчонка
Лепка туловища: Сначала из целого куска пластилина лепится спина (овоид). Один край туловища слегка вытягиваем (это шея). Затем лепим голову и лапы.
Слайд 5
Лепка головы: голова формуется в виде сужающегося яйца.
Скатать круглый шарик, а затем, раскатывая на ладони, придать ему форму капли.
Прикрепить подушечки усиков (два маленьких диска ) по обе стороны головы
Сформировать маленький цилиндр сплющить его и прикрепить по центру головы от затылка до кончика мордочки (это нос), разровнять стыки.
Два шарика сплющить и прикрепить по бокам головы (это щёки), два шарика меньшего размера, поместить их позади площадок для усиков и вдавить их (это глаза).
Тонким стеком выдавить на кончике носа букву «Y»,расширить ротовое отверстие.
Прикрепить голову к суженому концу туловища. Пользуясь стеками разровнять стыковые швы.
Слайд 6
Лепка задних лап.
Задние лапки лепятся из двух частей – диска и вытянутого яйца.
1. Формируются два диска в форме капли.
2. Присоедините их так, чтобы сужающийся конец примыкал к задней части кролика.
3.Заровняйте стыки в месте соединения бедра и туловища.
4.Сформируйте из пластилина вытянутое яйцо. Нужно расплющить большой конец и слегка защепить носок ступни. Изогнуть заготовки так, чтобы получились левая и правая ступни.
5.Используя стек, наметить по четыре пальца на каждой ступне.
Передние конечности:
Каждая из передних лапок изготавливается из такого же шарика, что и задняя лапка.
1.Шарик вытягивается в яйцо и далее в колбаску.
2.Намечаются четыре пальца.
3.Верхняя часть лапки сплющивается в направлении, перпендикулярном основанию лапки.
Слайд 7
1. Прикрепить заднюю ступню к основанию бедра
2. Передние конечности присоединяются к туловищу сразу за головой, сместив пластилин на спину кролика и вылепив тем самым плечи.
Слайд 8
Уши:
1. Слепить вытянутые яйца, расплющить их.
2. Посередине между глазом и затылком закрепить уши и придать им нужную форму.
Хвост:
1. Слепить яйцо и заострить оба конца.
2. Присоединить хвост к основанию крестца.
Слайд 9
Заровнять все швы при помощи стеков и нанести длинные гладкие штрихи имитирующие шерсть.
Слайд 10
Кошка
Рассмотрев фигурку кошки, желательно определить, характер движений ( в спокойном она состоянии или приготовилась к прыжку), обратить внимание на туловище(оно имеет овоидную форму, выделить переходы от грудной клетки к спине и тазу (голова округлой формы, нос и подушечки усов похожи по форме на кроличьи, но чуть шире, в то время как глаза и уши напоминают части тела лисы.Уши у кошки короткие и острые, лапы тонкие и высокие.
Надо обратить внимание на то, что некоторые части тела кошки не видны, они скрыты густой шерстью, однако общую форму их можно увидеть. Например, когда кошка сидит, задние ноги лишь слегка просматриваются.
Сначала лепится исходная форма, она напоминает цилиндр, мысленно она сопоставляется с пропорциями кошки, затем отдельно вылепливаются остальные части тела голова, передние и задние ноги (аналогично частям тела крольчонка, но со своими пропорциями), ещё раз проверяются пропорции туловища, ног головы.
В работе используются пластический и конструктивный способы лепки.
Все части соединяются, швы заглаживаются, стекой намечается шерсть.
Слайды 11-12
Лиса
У лисы маленькая круглая головка, заострённая к носу, острые уши, удлиненное туловище и примерно такой же по длине хвост, ноги короткие и тонкие.
У бегущей лисы голова, туловище и хвост вытянуты в одну линию, поэтому лепить их лучше из одного куска. Наметив основные части нужно присоединить ноги.. После того как основные части найдены по форме и пропорциям производится окончательная доводка фигурки и нанесение фактуры шерсти стекой.
Итак, данные фигурки зверей удобнее всего лепить комбинированным способом, сочетая пластический и конструктивный
Практическая работа
Ученики делятся на 3 группы (по желанию) и лепят 3-х зверей : крольчонка, лису, кошку.
Этапы работы (показаны на доске):
1. Определение длины и толщины туловища, размеры головы, хвоста, положение лапок.
2. Уточнение характера всей формы.
3. Финишная проработка ( нанесение фактуры)
Желаю творческих успехов!