Лепка портрета живой модели
Рассмотрим примерный сценарий работы над портретом.
Для начала нам нужен каркас.
Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.
Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.
Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.
Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.
Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.
Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек — анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).
Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.
Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.
Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных «трех-четвертных» (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.
С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции — соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),
так и сбоку (вид в профиль)
Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.
Согласно классическим пропорциям, «слезник» (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.
Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.
Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:
Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка — надбровные дуги — кончик носа — низ подбородка.
Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.
Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.
Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.
Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).
Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.
Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые «планами» или «плоскостями» и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть «поворотами формы» или «переломами формы».
Условно, систему «планов»(плоскостей) и «поворотов формы» в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены «переломы формы») :
Однако следует учитывать, что «планы» или «плоскости» вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а «повороты» или «переломы» формы как правило очень мягкие, плавные.
Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря — формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:
При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.
Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.
Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как «голова = лицо + нечто неопределенное». Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.
На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову — объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.
В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот — с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.
Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.
И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих — не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.
В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.
Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.
При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как «действие слева — действие справа». Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.
На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.
Как и с самого начала, работаем со всех точек поочедно.
Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.
При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.
Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.
И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.
Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.
Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа…
Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.
В данном случае, нам вполне удобно провести формовку «на три куска» — одна часть формы спереди и две сзади-побокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом — два спереди-сбоку и один сзади-посредине.
Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.
Часто первая, так называемая «черновая» формовка производится «в расколотку», то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.
Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.
В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.
Готовим гипс.
Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый «скульптурный». Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.
На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.
Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам — там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.
Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.
Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные «клинышки» — они понадобятся нам для раскрытия формы.
Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха — их тоже залепляем глиной.
Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.
Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.
Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем «клинышки».
Заполняем гипсом оставшуюся треть.
Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат «клинышки» из глины.
Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.
Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.
Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.
Один из традиционных вариантов разделительного состава:
Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.
Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.
Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.
Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.
Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.
Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.
Что с ней делать дальше?
Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии.
P.S.:Статья ориентирована на начинающих скульпторов, если вам есть, что добавить, можете отправлять ваши ценные мысли по адресу — info(a)skulptu.ru
Олег Торопыгин
Немножко анатомии. Лепка и роспись кукол-детей
Многие сейчас лепят кукол. Но те зачастую превращаются в существа с отталкивающей внешностью.Происходит это от незнания возрастных анатомических признаков, характерных для различных возрастных категорий и неумением грамотно стилизовать. Ведь как говорит Елена Кунина, чтобы утрировать пропорции надо их хорошенько изучить. В связи с этим проследим возрастные изменения у человека. Так как недавно было несколько вопросов по анатомии младенцев, личка это скучно и лениво, а для комментария слишком много и лениво, остановлюсь на них поподробней в этом топике.
Безусловно, все люди разные.
Но лица и тела людей подчиняются определенным пропорциям.
Наш глаз и мозг просчитывает пропорции. Так быстро, что мы с одного взгляда можем сказать кто перед нами, мальчик или девочка, мужчина или женщина, старик или младенец, сколько лет ребенку. Мозг просчитывает расстояние между глазами, надбровными дугами, форму, размер носа, расстояние от носа до подбородка, линию роста волос. Говорят что младенцы одинаковые, не различишь. Если младенец не лысый, то по линии роста волос можно определить кто там у нас, мальчик или девочка:)
Человеческое тело, форма черепа с течением времени очень меняется. Очень. Гляньте:
Разные части тела меняются по разному. Отдельные части тела ребенка растут неравномерно, а следовательно, с возрастом меняются и соотношения между ними: например, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, длина верхних конечностей — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а высота головы — только в 2 раза.
Анатомия ребенка сильно отличается от взрослого человека, и чем он младше, тем сильней. Не зря детям нужны отдельные врачи, они же как инопланетяне, другие.
Лепить, ориентируясь на учебники анатомии, где не останавливаются подробней на анатомии ребенка, или книги типа «История одной куклы» Гнесицкой, считаю фатальной ошибкой. Получаем гномиков, эльфов, пикчи, старичков, милых, но странных, домовых и прочую нечисть, но никак не человеческих младенцев.
на уроке анатомии мы все изучали скелет взрослого
А вот так выглядит скелет новорожденного. Как инопланетянин, правда?
череп взрослого
череп ребенка
Пропорции детских лиц определяют по-разному. В зависимости от возраста, хотя для всех возрастов существует ряд общих закономерностей.
Верхняя половина радужных оболочек глаз находится приблизительно посредине между макушкой головы и подбородком или чуть ниже. Для начинающих художников характерна ошибка располагать глаза слишком высоко на рисуемом лице.
Ноздри детского носа находятся чуть выше средней точки между глазами и подбородком.
Нижний край нижней губы находится чуть выше средней точки между ноздрями и подбородком.
Максимальная ширина детской головы (в самом широком ее месте) составляет ширину пяти глаз.
Нос приблизительно равен по ширине промежутку между глазами.
Центральная линия обозначает расположение глаз.
Нижняя линия обозначает местоположение нижнего края лица взрослого человека.
Срединная линия лица. У младенцев проходит по бровям, и ко взрослому возрасту срединная линия проходит через зрачок у мужчин и по верхнему краю глаза у женщин. Кстати глаза у людей совсем не растут, но глазницы при рождении меньше, не говоря уже о черепе. Поэтому малыши такие лупоглазые и большеглазые)
Как проходит срединная линия:
смотрите как меняется ребенок с возрастом, если смотреть в профиль. Как меняется лицевой угол. Как меняется соотношение черепной коробки и лица. У ребенка профиль характерный S образный. Чем старше, тем более он более прямой. Какой маленький носик и маленькие ушки.
У детей крупная мозговая часть черепа, лицевая часть мало развита, скулы и выступы надбровных дуг еще не видны, лоб, щеки и подбородок имеют округлую, обобщенную форму без каких-либо резких между собой переходов, характерных для более поздних возрастов. Рост лицевой части черепа начинается с восходящей ветви нижней челюсти, что уже значительно изменяет пропорции лицевой части черепа. Это можно легко заметить, понаблюдав годовалого ребенка и сравнив его с шести-, семилетним ребенком. Постепенно увеличиваются и средняя часть лица, скулы и т. д.
По мере развития всего организма в пропорциях черепа происходят существенные изменения, в частности в соотношениях между мозговой частью черепа и лицевой: растет весь череп, т. е. и его мозговая часть и лицевая, но последняя растет интенсивнее и становится по отношению к мозговой части более крупной. Одновременно выявляется более четкий рельеф костных выступов и более заметными делаются очертания мимических и жевательных мышц лица. Но туго натянутая молодая кожа еще сглаживает мышечный рельеф. Последующие изменения внешней формы головы вызываются главным образом за счет работы мышечного аппарата, влияющего на кожный покров, ибо костный остов коробки сохраняется в неизменном виде.
С возрастным увяданием кожного покрова связаны морщины, глубокие складки, довольно резкое обозначение костных выступов и мышечных групп на поверхности лица. С течением времени складки и морщины становятся еще резче, костные выступы превалируют во всем рельефе головы, волосы начинают редеть. Развивающаяся атрофия мышечных тканей и почти полное исчезновение подкожного жирового слоя вызывают одрябление кожи лица и образование большого количества складок на поверхности лица и шеи. В глубокой старости все признаки распада мышечных и кожных тканей выявляются с предельной ясностью. Выпадение зубов сокращает расстояние между подбородком и носом; износившиеся мышцы не в состоянии удержать в напряжении верхние веки и нижнюю челюсть, вследствие чего веки непроизвольно опускаются, а нижняя губа отвисает. Таков примерный ход нормальных возрастных изменений внешней формы головы человека.
Волшебный квадрат: размер рук маленького ребенка. В то время как руки взрослого равны длине от подбородка до линии линии роста волос у мужчин, и от подбородка до бровей у женщин, ручки у малышей маленькие.
А то часто вижу новорожденных ООАКов с от-такенными кулаками, Алеша Попович позавидует.
пропорции лица взрослого — пропорции лица ребенка.
если кто не знает там написано: пополам, пополам и еще раз пополам.
Лепите опираясь не только на анфас, но и постоянно сравнивайте профиль. Пропорции стремятся сместится, утечь на лоб. И тогда вроде, если снимать в анфас, особенно лежа, куколка нормальная, то во всех остальных ракурсах откровенный ахтунг. Ога. Овал, лежащий на земле, кажется кругом. За шеей тоже надо следить. Она не должна крепиться к затылку.
Измеряйте и сравнивайте пропорции во всех направлениях. Измерять удобно распечатав как можно больше ракурсов в нужном масштабе, с помощью циркуля с двумя иголками.
Нет у детей носогубных складок. Нет! Это признак возраста. Как только у вас появляются носогубные складки — скоро на пенсию, внуков няньчить. Даже у полненьких, даже у смеющихся не складки, там впадинки, рельеф плавно перетекающий со щек на губы.
вот это
совершенно не это
часто вижу как у младенцев ООАКов лепят губы совсем как у людей с недоразвитием челюсти, под самым носом с ориентацией вверх либо совсем снося подбородок.
на рисунке — слева недоразвитие верхней челюсти, справа- нижней
недоразвитие нижней челюсти у ребенка
часто пропорциям черепа ООАКов придают вид черепа взрослого, в уменьшеном виде, получая микроцефалию ООАКа
микроцефалия у ребенка
еще один вид аномалии черепа который любят ооакеры:
Кстати. Ушки. Посмотрите верхние фото где, как и под каким углом располагаются уши у ребенка.
Ушки бывают разные.Такие.
такие
такие
и такие
Милашка. На эльфа похож.
главное это тонкий хрящ. Тонкий.
У каждого уши индивидуальны как отпечатки пальцев или рисунок радужки.
но все они построены по одному принципу.
наружная граница, завиток, противозавиток, козелок, мочка, слуховой проход.
Первым делом, говорит DrLutz в своем уроке, я прилепляю кусок заготовки на место будущего уха, обычно на месте уха есть смысл просверлить углубление в голове, для увеличения площади соприкосновения головы и уха, чтобы материал лучше держался. Далее, прикрепляю шарик материала и начинаю формовать нечто почкообразное на месте уха. Затем на заготовке формирую четыре линии: первая линия — наружная граница, вторая — выделяет границы завитка. Третья отграничивает противозавиток. Четвертая — выделяет козелок и создает углубление для вставляния пальца при ковырянии в ухе, называется наружный слуховой проход.
После всего этого, как правило, требуется снова вернуться к внешней границе уха и снова ее перепроверить, поскольку материал имеет свойство расползаться в разные стороны, пока ты работаешь над линиями 2, 3 и 4.
Лепя своей кукле этакий толстый пельмень без уточнения где там завиток и плюя на противозавиток и козелок, получается что у вашей куклы или тяжелая степень отита,
или патология развития
Может некоторым не дают покоя лавры американки Конни Феда из Пенсильвании, которая решила сделать целую линейку кукол с синдромом Дауна, когда дочь Ханна пожаловалась, что у нее нет похожих на себя игрушек? Девочка просмотрела огромный каталог кукол, но не увидела ни одной, которая бы напоминала ее, что сильно огорчило ребенка. Тогда на помощь и пришла мама, оказавшаяся превосходным мастером кукол
или не поэтому?
Надеюсь, хоть кому-то это поможет избегнуть основных ошибок при лепке.
Бонус. Из книги Елены Куниной.
Голова человека из пластилина. Урок лепки.
Конечно, чтобы быть настоящим скульптором, нужно иметь художественный вкус и долго учиться, но простейшие поделки из пластилина сможет выполнить каждый при желании. Взрослые должны помочь детям в такой работе. Очень часто перед юными творцами стоит задача создания головы человека из пластилина. Кажется, что черты лица воспроизвести сложнее всего. Но работа эта не такая уж и сложная. В данном уроке лепки приведена подробная инструкция по созданию головы человека из пластилина.
1. Подберите правильный цвет для создания лица. Это может быть белый, бежевый или нежно-розовый пластилин. Разомните его в руках, а затем скатайте шарик.
№1
2. Вытяните одну сторону, чтобы обозначить овал лица. Внизу будет подбородок, вверху – лоб.
№2
3. С помощью стеки обозначьте центральную часть, места расположения глаз, носа и рта.
№3
4. Сделайте ямки в местах дислокации глазных яблок. Область переносицы разгладьте.
№4
5. Из того же бежевого пластилина сделайте бугорки, вместо бровей. Заполните глазные впадины белым пластилином.
№5
6. Еще немного бежевого пластилина налепите в качестве носа, разгладьте его и пластилин вокруг, зубочисткой проткните ноздри.
№6
7. Капельку пластилина потратьте также на формирование пухлых губ человека.
№7
8. Теперь пришло время подобрать пластилин для создания прически. Подойдет белый, черный, коричневый или желтый цвет. В зависимости от этого получится седой человек, брюнет, шатен или блондин. Прикрепите выбранный кусочек на заднюю часть головы и макушку, прорисуйте волосинки инструментом.
№8
9. Наконец, прикрепите два уха, чтобы закончить голову человека.
Итоговый вид поделки. Фото 1.
Итоговый вид поделки. Фото 2.
Естественно, это не единственный вариант подобной поделки. При необходимости можно менять цвет кожи, оттенок глаз, длину волос, форму носа и прочие отличия.
Занятие по изодеятельности рельефная лепка «Портрет моей мамы»
Образовательной деятельности
Цель: учить детей создавать образ, передавая некоторые черты облика ( цвет глаз, волос, причёска).
Задачи: сравнивать разные способы изображения; передавать полуобъёмное изображение;
Приучать правильно располагать части лица;
Использовать стеку для отделки формы;
Продолжать освоение рельефной лепки;
Совершенствовать приёмы лепки;
Развивать воображение, ручную умелость, мелкую моторику;
Развивать чувство удовлетворения при успехе;
Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины- матери. Воспитывать художественный вкус, вызывать эмоциональную отзывчивость в процессе работы.
Словарная работа: активизировать речь детей прилагательными: дорогая, золотая,
родная, ненаглядная, прекрасная и т. д.
Предварительная работа: беседы с детьми о маме, чтение сказки « Кукушка», рассказа Ю.
Яковлева « Мама», стихов М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина
« Мамин день», Г. Виеру «Мамин день», с\р игры «Мама на работе»,
«Мама заболела», д\и «Найди лицо с таким же настроением»,
рассматривание фотографий мам, альбома « Восславим женщину-
мать».
Предполагаемый результат: у детей появится желание самостоятельно создавать образ человека,
передавая черты облика.
Оборудование и материал: фотовыставка «Мама», пластилин( белый, оранжевый, чёрный,
красный, коричневый, синий), картон, стеки, салфетки
индивидуальные, доски для лепки на каждого ребёнка,
стихотворение И. Косякова « Мама», лирическое музыкальное
произведение.
Замечали ли вы, как появляется огорчение в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду?
Так, что нужно делать, чтобы не огорчать маму?
( ответы детей)
И мы будем заботиться о маме, постараемся её не огорчать, помогать, беречь и любить её.
А сейчас рассмотрим фотографии ваших мамочек.
( рассматривают фотографии на стенде)
— вглядитесь в лицо своей мамы. Какое оно?
— что выражает взгляд?
— о чём сейчас она думает?
— какие глаза у мамы?
—какой цвет волос?
— какие у вас мамы?
Да, мамы ваши красивые, милые, ласковые, нежные. А хотите, я вам покажу, как из пластилина сделать портрет мамы. Но прежде чем приступить к работе, нам нужно размять пальчики, давайте сделаем для них гимнастику.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
И Никитушка – ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Сергею блин,
И Матвею блин, и Степану блин,
А Никитушке мятный пряничек.
Теперь можно приступать к работе.
( дети садятся за столы )
Первое, что мы сделаем – это фон. Он может быть любого цвета. Вы выбираете цвет, который вам нужен. На картонную основу наносим тонкий слой пластилина. Размазываем его по всей поверхности.
( дети выполняют работу )
Затем выполняем детали для портрета и прикрепляем к фону. Далее лепим лицо.
Какого цвета лицо?
( ответы детей )
Как вы думаете, пластилин какого цвета нам нужен?
Я подскажу – нам необходимо взять белый и оранжевый пластилин, смешать его – получится телесный тон для лица.
Далее вылепляем овальную лепёшку для лица и чуть потоньше – прямоугольник для шеи. Прилепим их к основе.
Лепим 2-ую лепёшку и стекой вырезаем плечи из неё.
Скатаем из пластилина телесного цвета шарик – подбородок,
Огурец – нос,
Дуги – надбровья.
Слегка размажем пластилин, чтобы сгладить границы. Глаза у моей мамы голубого цвета, поэтому я возьму белый, голубой и чёрный цвет. Сделаю маленькие шарики. Прилеплю их друг на друга, а затем на овальную лепёшку. Вы возьмите пластилин того цвета, какого глаза у вашей мамы.
Скатаем красные колбаски – губки.
Пластилин для волос вы выбираете сами. Какого цвета волосы у мамы, такой используйте пластилин.
В конце работы дети раскладывают портреты мам на столе.
Проводится игра с мячом « скажи маме ласковое слово».
В нашей группе стало ещё светлее и теплее. Почему?
( ответы детей )
Да, свет добра и тепла исходит от ваших работ.
Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портрете?
( ответы детей )
Как ты думаешь, Влад, почему?
( называет те или иные качества, отличительные черты)
( ответы детей )
Каждый из вас старался сделать портрет мамы. Они будут довольны. Но и папы хотели бы получить свой портрет, дома вылепите портрет пап самостоятельно.
Лепим очаровательного совенка из пластилина
1. Нам потребуются:
- пластилин;
- стеки;
- зубочистки;
- фольга;
- 2 стеклянных шарика.
2. Берем 4 кусочка пластилина: серый, белый, светло-коричневый, фиолетовый.
3. Фольгу не сильно скомкаем в шар.
4. Делаем отверстие для глаз, с помощью стека.
5. Вставляем стеклянные глаза.
6. Смешиваем серый пластилин с белым.
7. Делаем брови совенку.
8. Далее облепляем пластилином.
9. С помощью стека, формируем брови, делаем их более четкими.
10. Также формируем ножки совенка.
11. Дальше делаем клюв. Берем кусочек серого пластилина и скатываем шарик.
12. Пальцами формируем пирамидку из шарика.
13.Прикрепляем клюв.
14. Делаем ноздри на клюве зубочисткой или острым стеком.
15. Далее делаем крылья. Для этого смешиваем белый и серый пластилин.
16. Скатываем 2 одинаковых шарика.
17. Из этих шариков делаем крылья в форме капель.
18. Прикрепляем крыло так, чтобы оно немножко выступало.
19. Если нужно, то снова смешиваем белый с серым.
20. Из этого кусочка будем делать перья. Берем маленький кусочек серого пластилина, лепим шарик. Заготовки для перьев должна получиться капелька. С помощью зубочистки посередине делаем углубление.
21. Зубочисткой прилепляем перо к брови совенка.
22. Заготовьте побольше перышек, чтобы потом покрыть ими голову и крылья совенка.
23. Прикрепляя перья на крылья, начинаем с кончика и делам большие перья.
24. Заканчиваем крыло маленькими перьями.
25. Делаем лапки.
26. Смешиваем светло-коричневый пластилин и белый. Получается более бежевый цвет.
27. Делаем 6 одинаковых «колбасок» для пальчиков и 2 шарика для основания лапки.
28. Прикрепляем пальчики.
29. С помощью зубочистки делаем фактуру на лапках.
30. С помощью стека или зубочистки делаем небольшие углубления. Начиная от бровей до конца.
31. Совенок готов. По желанию можно покрыть акриловым лаком.