Кризис 3 лет петрановская: Глава 4 Кризис 3 лет. Нет, не хочу и не буду – Л. Петрановская про непослушание и кризис негативизма (кризис трех лет) — петрановская людмила кризис 3 лет онлайн — запись пользователя Эйприл (id1834731) в дневнике

Людмила Петрановская: «Трехлетки еще не умеют делать что-то назло» — Статьи — Дети 3-7 лет

Людмила Петрановская

Кризис может начаться раньше или пройти за пару недель

На самом деле, кризис трех лет может начаться в два года и продлиться до четырех. А у кого-то он умещается в несколько эпизодов, и в течение нескольких недель все прекращается. Все зависит от нервной системы ребенка.

Особенность кризиса этого периода в том, что тот ребенок, к которому родители привыкли, которого они понимают и знают, вдруг становится совершенно незнакомым. Он начинает реагировать на все иначе.

Важно понимать, что развитие ребенка не происходит плавно. Спокойные периоды «накопления» чередуются с периодами кризиса, чтобы помочь нам выйти на новый уровень. Эти изменения происходят как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Трехлетка чувствует себя таким же взрослым, как родители

В три года ребенок перестает быть «круглым и милым», он вытягивается, у него меняются пропорции тела. К трем годам он превращается в достаточно самостоятельного человека, который может сам что-то взять, поесть и одеться, выразить свои желания словами. Ребенок обретает автономию и думает, что теперь он на равных со взрослыми.

Ребенок обретает автономию и думает, что теперь он на равных со взрослыми.

Психологи проводили интересный эксперимент: спрашивали детей разного возраста, большие они или маленькие. Все трехлетки говорили, что они большие, а вот пятилетки заявляли, что они еще маленькие. Все потому, что ребенок в три года искренне верит, что если он берет ведерко и возит там палкой, то он точно так же варит суп, как и мама. А в пять лет дети уже могут сравнивать.

Ребенок не может отвлечься и не расстраиваться

Проблема в том, что у него ребенка еще не сформировалась эмоциональная регуляция. Когда его захватывает какая-то эмоция или желание, он не может с этим справиться: отвлечься и не расстраиваться.

У родителей на руках оказывается маленький домашний вулкан, который если начинает извергаться, то уже не может остановиться. Никогда не угадаешь, в какой момент он взорвется.

В это время ребенок уже начинает мыслить на перспективу: захотел пить и пошел на кухню, по дороге представил, как мама возьмет желтую чашку и нальет ему туда воды. А мама взяла белую чашку и налила ему молоко или сок. Трехлетка сложил целую картинку, и все должно быть именно так, как он себе представил.

Дети еще не умеют что-то делать назло

Трехлетке совсем не до взрослых, когда с ним случается такой эмоциональный шквал. Более того, он еще не умеет смотреть на ситуацию глазами других и понимать, как можно сделать что-то назло. Такая способность развивается у детей к пяти годам.

Ребенок капризничает несознательно. Очень важно, чтобы в процессе своих переживаний родители не забывали, что это просто негативная сторона очень важных позитивных изменений, происходит становление его личности, его воли.

Сохраняйте спокойствие и не нервничайте

Кризис трех лет не имеет никакого отношения к тому, как вы воспитываете ребенка, это просто возрастная особенность. Важно помнить: он не будет так капризничать всегда, не надо пугать себя этими фантазиями. Сохраняйте спокойствие и не нервничайте – так будет лучше и для вас, и для ребенка.

В ситуации столкновения с волей родителей важно, какой урок вынесет ребенок из этого опыта. Нет ничего хорошего в том, чтобы постоянно уступать, «лишь бы только не расстроился». Он должен научиться разрешать конфликты, понять, что в жизни случаются ситуации, когда мнения людей не совпадают.

Спор не должен быть важнее отношений

Еще одна крайность, когда родители пытаются прекратить капризы ребенка насилием. Какой вывод он может сделать из этой ситуации? Что можно быть грубым, бестактным, жестоким.

Когда родители идут на жесткую конфронтацию с ребенком, они дают ему понять, что этот спор важнее их отношений. Дети чувствуют угрозу привязанности.

Взрослые люди умеют взаимодействовать друг с другом, несмотря на разницу во мнениях или взглядах. Хотите ли вы вырастить человека, у которого вызывает ужас мысль заявить о своих желаниях или правах?

Задача трехлетки – научиться отстаивать свое мнение, сохраняя отношения. Это та модель поведения, которую родители должны привить ребенку. Нельзя воевать с ним и ругать за то, чего он хочет.

Если нужно в чем-то отказать – не забывайте сделать это с заботой.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».

Читайте также: Людмила Петрановская: «Развивашки – это развлечение для мам».

Л. Петрановская «Тайная опора» — запись пользователя oxana (oxisupergirl) в сообществе Все о детях от трех до шести лет. в категории Просто о детках)

Привет! От делать нечего в декрете я взялась за чтение умных книг про воспитание детей. Несколько книг я уже прочитала еще давно, еще больше хотела прочитать, но так и не дошли руки( Ну вот сейчас пришла очередь книги Людмилы Петрановской "Тайная опора". Книга посвящена изучению теории привязанности детей к родителям на протяжении всей жизни. Ну применительно к этому сообществу я сразу скажу, что вынесла для себя немало. Жаль, что не прочитала это пару лет назад. Книга о многом заставляет задуматься. Многое понять. Чего делать не надо. Жалко только, что непонятно, А КАК ТОГДА? Автор конечно пишет как надо, но я как мать уже 4,6 летнего ребенка понимаю, что все это... недостаточно в реальной жизни. Но все равно думаю каких-то ошибок лично мне удалось бы избежать, прочитай я эту книгу вовремя. Хорошо хоть сейчас все-таки еще не так поздно(( Кстати какие-то вещи я начала исправлять еще раньше, до прочтения этой книги, на каком-то интуитивном, что ли, уровне.

Ну в общем всем рекомендую. Предлагаю краткий (по возможности) обзор - о чем книга и какие мысли я особо для себя выделила.

Книга делится на главы - 8 глав по основным возрастным периодам.

1. От рождения до года

О природных инстинктах новорожденного и матери, благодаря которым он постоянно требует к себе внимания криком, а она стремится его успокоить. Для тех, кто еще сомневается, брать ли лишний раз на руки, успокаивать ли каждый раз плач, кормить ли по требованию, класть ли спать с собой и тд . Для меня эти вопросы решены в соответствии с позицией автора, поэтому особо нового я не вынесла.

Беременность - вынашивание - сменяется донашиванием , а роль пуповины постепенно начинает брать на себя психологическая пуповина - привязанность.Когда потребность щедро и с радостью удовлетворена родителем, ребенок освобождается от нее. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и к способности обходиться без помощи. С 3 месяцев общение, обмен взглядами, улыбками, звуками, жестами становится важнейшим содержанием жизни ребенка. И каждый акт этого общения, каждый взгляд и улыбка становятся еще одной тонкой нитью, связывающей ребенка со своим взрослым, нитью в прочном канате привязанности. Такое общение называют позитивным отзеркаливанием , то есть это неравнодушное, любящее, одобряющее зеркало, которое играет важную роль в формировании базового доверия к миру, и оно очень сильно определяет будущие отношения человека с собой и с жизнью. Позитивное отзеркаливание закладывает основы самооценки, становится стержнем внутри личности, образующим самую ее сердцевину.формируется волшебное свойство привязанности: успокаивать и утешать самим фактом присутствия «своего» взрослого . Рядом с ним - не страшно, потому что он всегда как-нибудь, да сделает так, что мне будет хорошо.благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится

2. Кризис 1 года.

О том, что к году у ребенка формируется круг привязанностей, он делит людей на своих и чужих, и нельзя искусственно заставлять ребенка общаться с чужими людьми,если он не хочет, и тд. Для меня не очень актуально.

3. От года до трех.

Самое главное, базовое желание маленького ребенка - оставаться рядом со «своим» взрослым. Начинает свое становление важнейшая поведенческая программа, которая обеспечивает безопасность ребенка, его развитие и взросление - поведение следования (и в прямом смысле везде ходить за матерью, и в переносном - подражать во всем).Готовность ребенка слушаться определяется не нотациями и поучениями, не наказаниями и призами, а качеством привязанности. Чем надежнее связь с родителями, чем больше они для ребенка «свои», тем естественней для него их слушаться, а незнакомых - нет.

Дети более уязвимы перед стрессом, чем взрослые. Их нервная система незрела, их способность к совладанию со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому фрустрацию они переживают очень остро, даже болезненно. Если ребенок чего-то хочет, или ему что-то не нравится, это захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям, другим возможным вариантам, разумным доводам. Но если у ребенка все хорошо с привязанностью, у него в доступе свой взрослый, и этот взрослый всегда готов принять его в объятия, "психологическая утроба" становится для него волшебным средством возрождения. Если вместо успокаивающих и утешающих объятий проявляет равнодушие или начинает стыдить ребенка, ругать его, угрожать? Так происходит «запечатывание» травматического опыта, стресс остается в психике.

Ну тут тоже в общем-то все понятно.Для меня тоже не особо актуально.

4. Кризис 3 лет.

вот тут начинается самое интересное. Автор отмечает, что именно в этот период легче всего "потерять" своего ребенка и нормальные отношение. Вот у нас этот процесс уже был запущен. Я поняла,что своим неправильным поведением, реакциями на поведение дочки привела к тому, что у нас стала теряться привязанность, Лида усомнилась в том что я тот самый однозначно "свой" взрослый, было подорвано базовое доверие, стали отдаляться друг от друга. Конечно, все это не может проходить бесследно для ребенка, появились страхи, которых раньше и в помине не было, какая-то нервозность, "бзики". Кстати автор пишет что именно в этом возрасте и возникают всякие неврозы, энурезы и вообще проблемы с психическим здоровьем. В какой-то момент (даже не знаю, в какой), я поняла, что что-то идет не так, кстати прочитала книгу Гиппенрейтер, может она дала толчок, и я стала хоть что-то предпринимать, чтобы вернуть это самое доверие и привязанность. И я реально почувствовала улучшения. Лида стала больше тянуться ко мне, мы в разговорах все больше используем ласкательные обращения, обнимаемся, целуемся, и я вижу в Лидиных глазах уверенность - она не одна, ей все-таки есть на кого положиться, хоть мама и такая и сякая, но она все-таки осталась мамой! Все эти мысли пришли мне еще до прочтения этой книги. Сейчас же я поняла, что еще мало сделано и надо дальше работать и работать... Сейчас наверное самый благоприятный период - я не работаю, второго ребенка пока нет, а впереди еще очень сложное испытание, как-то у нас все пройдет... пока надеюсь на лучшее.

Кризис проявляется в том, что если раньше взрослый всегда выполнял немногочисленные желания ребенка (кормил, переодевал и тд), то теперь вдруг появляются запреты. Для ребенка это стресс, появляются капризы. Один из способов бороться с капризами - создать ситуацию угрозы (пригрозить бабайкой, ударить и тд). при этом ребенок ничему не учится, он просто инстинктивно ищет защиты у взрослого и перестает капризничать. С каждым ударом и окриком происходит девальвация привязанности (вот что у нас и получилось, видимо).

Важно, чтобы в процессе столкновений с вами ребенок получал разный тип ответных реакций. Чтобы когда-то ему уступали, а когда-то не уступали, чтобы когда-то переводили в игру, а когда-то договаривались, а когда-то еще по-другому, чтобы как в жизни, были разные варианты. Иногда, если терпения не хватает и раздражение на ребенка или отчаяние при виде его слез, захлестывают, очень полезно спросить себя: «А сколько мне сейчас лет?». И если вы чувствуете, что явно не столько, сколько в паспорте, то самое лучшее в этот момент - отойти немножко в сторону от ребенка и заняться собой. Взять паузу, подышать, умыться, выпить чаю с шоколадкой, сделать несколько энергичных движений Если родитель остается заботливым взрослым, пусть даже он в процессе конфликта рассердился, он постарается дать понять ребенку, что ссора ссорой, но с привязанностью все в порядке. Обнимет, вытрет слезы, поможет умыться, собрать разбросанное. Такой опыт выхода из ссоры дает ребенку важнейшее знание: привязанность перекрывает конфликт ,она сильнее, ссоре ее не разорвать. Можно хотеть разного, можно поругаться, можно рассердиться друг на друга, наговорить обидных слов - но отношения никуда не делись, любовь мамы ко мне не разрушить, всего лишь сказав ей: «Ты дура!». Это плохо, маме это не понравилось, но меня она по-прежнему любит. И я теперь, когда уже не сержусь, тоже очень ее люблю. Важнейший посыл на всю жизнь, основа всех будущих прочных отношений: можно быть разными, можно сердиться, но все равно любить.


Это все очень хорошо и красиво, но... как решать реальные ситуации, особенно если они происходят постоянно? Где взять сил? Где напастись нервов?

5. С 5 до 7 - нежный возраст.

Очень важная глава, тк мы на пороге этого возраста.

Ребенок поворачивается к людям, начинает осваивать мир психический, мир отношений и чувств. Формируется способность к эмпатии - способности ставить себя на место других людей, сочувствовать им, а также к рефлексии - умению осознавать и озвучивать свои потребности и эмоции.

Важно!!! в этом возрасте особенно легко можно оскорбить, обидеть маленького человечка и создать глубочайшие психологические проблем одним каким-то оскорбительным словом, шлепком...

Тоже актуально - про стремление родителей "развивать и обучать" детей.

Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте - не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен. Не стремиться «занять» ребенка - пусть поскучает, помечает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камешки в пруд. Это не баловство, не пустое времяпрепровождение - это таинство развития. Если ребенок живет в душевно и духовно богатой, интересной, интригующей среде, если самим родителям все интересно, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, им не надо ничего специально в ребенке развивать. Следование и природная потребность учиться сделают свое дело - все само прекрасно разовьется, не удержишь.Ччтобы ребенок хорошо развивался и его познавательная активность цвела нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы. И все это, конечно, требует большой работы


Про детский сад - ну тут все ясно, для себя особо нового не вынесла. Конечно, лучше не травмировать ребенка лишний раз и держать рядом с собой, но ответа как быть если уже крыша едет и срываешься каждую секунду и не можешь просто сидеть дома ответа, наверное, не существует...

6. кризис 6 -7 лет.

Главный итог кризиса 6-7 лет с точки зрения развития привязанности: в душе ребенка поселяется внутренний родитель как целостный обобщенный образ родителя реального. Это не какой-то там абстрактный «родитель вообще», а именно тот, которого ребенок знает, несущий в себе самые разные черты и самые разные чувства. Внутренний родитель - психическое образование, которое формируется в результате обобщения всего опыта взаимодействия с реальными родителями, всех тех многих тысяч актов защиты и заботы (или, увы, чего-то другого), которые имели место за прожитые годы детства. Этот «родитель, который всегда с тобой», и формируется в целом примерно к 7 года


7. С 7 до 12

Эта глава, как и следующая, меня пока мало заинтересовала. До этого еще дожить надо. Тут в основном про учебу, школу, позицию родителей

8. От 12 до 15.

О подростках.

Главный вывод - образ родителей, сложившийся к этому времени у ребенка, как источник силы, веры в себя, хорошего отношения к себе - навсегда останется внутри человека, в самых сокровенных глубинах души. От того, каков этот психический образ внутреннего родителя, зависит в жизни человека очень многое. Помните, как ребенок возвращался в родительские объятия, если он не справлялся с жизнью, если стресс оказывался слишком сильным? Реальных объятий больше нет, но именно голос внутреннего родителя мы услышим из глубины души в минуту сильного стресса. Нас обидели, обманули, предали, мы потерпели неудачу или просто несправедливо наорал начальник - во взрослой жизни такое нередко. Тот, у кого история привязанности была благополучной, услышит изнутри: «Ничего страшного, ты у меня умница, все получится, все наладится, постараешься и сможешь». А другому внутренний голос скажет: «Да конечно, ты ни на что не способный идиот! Я всегда тебе это говорила, вот и всем стало видно!». Одному изнутри слышится: «Береги себя, будь осторожен, ты важен, ты дорог», а другому: «Да подумаешь, кому ты нужен?!». Кто-то слышит: «С тобой все будет хорошо», а кто-то: «Вечно с тобой все не слава богу, недоразумение ходячее». Кто же будет лучше справляться с жизнью? Кто окажется сильнее, успешнее, удачливее, да и просто целее будет? Ведь справляться с жизнью - значит справляться со стрессом

Ну и напоследок слова автора: Я очень уважаю родителей, которые прикладывают огромные душевные усилия, чтобы вернуться в своих отношениях с ребенком к нормальной, естественной связи, полной любви и заботы, а не насилия и страха. Задача их сложна, но выполнима, и тут в дело должна идти любая возможная помощь - книги, тренинги, общение с другими родителями, консультации психолога - все, что может помочь, что будет поддерживать и утешать


Надеюсь, кому-то окажется полезной информация!

тайное становится явным слушать

Глава 6 Кризис 6–7 лет. Вместе навсегда

Глава 6

Кризис 6–7 лет. Вместе навсегда

Во время нежного возраста привязанность ребенка к родителю достигает максимальной полноты и глубины, становится осознанной, наполняется множеством очень тонких оттенков. И, как мы видели, наполненный нашей защитой и заботой ребенок уже хочет заботиться о других. Собственно, так усваивается любое умение, что ни возьми. Сначала мы кормим ребенка с ложки, потом он делает это с нашей помощью, потом сам, потом начинает кормить маму и мишку. Сначала мы помогаем расстроенному или сердитому ребенку успокоиться, контейнируем его, потом он начинает справляться сам, а потом мы видим, как он утешает младшего брата. Это универсальный алгоритм: мы для него ? он сам для себя ? он для других.

Если мы видим желание заботиться о других, значит, в общем и целом привязанность созрела, состоялась. А значит, настало время для нового кризиса сепарации. Этот кризис не будет таким бурным и ярким, как кризис негативизма, в нем многое происходит в глубине, постепенно, без внешних эффектов. Но изменения идут очень серьезные. Многое меняется на физиологическом уровне: например, перестаивается вся иммунная система (поэтому дети на седьмом году довольно часто болеют). Созревают важнейшие участки мозга, ответственные за логическое мышление и за способность к произвольной деятельности, то есть за способность делать то, что нужно, а не то, что хочется. Без которой, конечно, учиться в школе невозможно, будь ты хоть сто раз вундеркиндом, умеющим читать и считать.

Вместе с созреванием лобных долей появляется способность к обобщению, к формированию и удержанию целостных образов. На уровне мышления это, например, способность отвечать на вопросы типа «Дуб, береза, тополь – как называются вместе?» или «Шкаф, стул, стена, вешалка – что здесь лишнее?». Если ребенок с ними справляется, значит, он уже способен выделить общее, важное, универсальное, объединять вроде бы разные предметы в классы, понимать разницу между постоянными и переменчивыми, случайными признаками. Это само по себе очень интересно, но у нас разговор не о развитии мышления вообще, а о том, что происходит с привязанностью, с отношениями.

Для развития привязанности созревание отделов мозга, отвечающих за способность к обобщению, имеет большое значение. Потому что родитель – важнейшая для ребенка часть мира, куда более важная, чем вешалка или береза. И его целостный, обобщенный образ тоже создается не сразу.

Бывает так, что в семье, где много детей, умирает мать или отец. И одним детям в это время меньше 6–7, а другим – больше. Когда потом, уже через годы, они вспоминают маму или папу, видно, как сильно отличаются воспоминания.

Тот, кто в момент потери был младше, может помнить отдельные яркие, как вспышка, эпизоды: вот папа меня поднимает на руки, вот мы с мамой идем куда-то, и уже темно. Или это могут быть отдельные, словно «нарезанные» по отдельным сферам восприятия следы в памяти: запах мамы, голос мамы, свое телесное ощущение от ее близости.

Совсем иначе помнит тот, кому на момент потери было уже 9 или 10. Перед ним образ родителя стоит целиком, он помнит внешний вид, голос, запах, свои чувства – все сразу. Он может ответить на вопрос: «что сказала бы мама в такой-то ситуации» «одобрил бы это папа?». То есть родитель, каким он был, словно живет у ребенка внутри, с ним можно разговаривать, сохранять контакт.

Ребенок после 7 лет уже способен удерживать целостный образ близкого взрослого, поэтому дети старше семи лет довольно редко ошибаются в прогнозе оценки взрослыми их поступков. Пятилетки часто попадают впросак: он хотел хорошего, сделать маме подарок к Восьмому марта – аппликацию, вырезал красивые цветочки. Ну, да, из вечернего платья, но нужны же были самые красивые! И что это мама так рассердилась? Дети после восьми лет обычно в такие ситуации не попадают, если делают что-то, то обычно реакцию взрослых себе представляют верно.

По этой же причине с ребенком до этого возраста абсолютно бесполезно разговаривать о том, как он должен вести себя завтра. Когда вы перед ним, смотрите на него он кивает головой и говорит: «Да, мамочка, конечно, я не буду завтра в садике драться, буду дружно с ребятами играть». Он не обманывает, он искренне с вами согласен, и хочет слушаться, ведь вы здесь, он смотрит на вас, слушает вас, у него работает следование. А завтра в садике вас нет, следования нет, и драться или мирно играть – это как уж там получится. Поэтому когда воспитательница детского сада говорит: «Поговорите с ним вечером, чтобы он…», надо понимать, что поговорить можно, отчего не поговорить, с детьми вообще полезно разговаривать, но не надо питать иллюзий, что раз сегодня вы ему объяснили, как надо или не надо, завтра он так и сделает.

Зато после семи лет это вполне может сработать: ребенок способен удерживать ваш образ в сознании, помнить ваши слова, он как бы следует за виртуальным родителем, поселившимся внутри, выполняет его предписания. Или, используя психологический термин, он интериоризирует установки родителя, присваивает их себе, как если бы они стали его собственными. Ему больше не нужно слышать внешний голос: «драться нехорошо», он как будто слышит его внутри самого себя. У него может не хватать сил ему следовать, или могут быть веские причины не следовать – это другой вопрос, но как вести себя правильно – он знает и помнит.

Способность к удержанию целостного образа важна и в конфликтах с родителем. Помните, мы говорили о том, что трехлетка не способен в тот момент, когда он в ярости из-за маминого запрета, помнить, что он маму любит? Отсюда все эти «Ты дура! Уходи!». Пятилетка пытается преодолеть это мучительное для него расщепление «люблю-ненавижу родителя» через сказки, в которых все отвергающие и жестокие действия приписываются мачехам – «неправильным», «испорченным» мамам, самозванкам, выдающим себя за родителя. Примерно так и видится ребенку мама, которая вдруг начала кричать, прогонять или обижать. А уже от шести-семилетнего можно услышать: мама ругала меня, потому что сердилась, но она меня любит.

В книге «Убить пересмешника» Харпер Ли показан этот процесс интеграции образа в сцене примирения Глазастика (ей 8) с дядей.

Он рассердился на нее за драку с двоюродным братом и отшлепал, и сначала она реагирует так: «До самой смерти и говорить с тобой не буду! Терпеть тебя не могу, ненавижу, чтоб тебе сдохнуть!». Но когда чуть позже дядя приходит мириться, девочка постепенно возвращается к контакту с ним и наконец заявляет: «Дядя Джек, ты хороший, и я, наверно, все равно даже теперь тебя люблю, только ты ничего не понимаешь в детях». Эта фраза содержит в себе одновременно и любовь к дяде, и обиду на него, Глазастик достаточно большая, чтобы не расщеплять образ, несмотря на противоречивые чувства.

Вот это и есть главный итог кризиса 6–7 лет с точки зрения развития привязанности: в душе ребенка поселяется внутренний родитель как целостный обобщенный образ родителя реального. Это не какой-то там абстрактный «родитель вообще», а именно тот, которого ребенок знает, несущий в себе самые разные черты и самые разные чувства. Внутренний родитель – психическое образование, которое формируется в результате обобщения всего опыта взаимодействия с реальными родителями, всех тех многих тысяч актов защиты и заботы (или, увы, чего-то другого), которые имели место за прожитые годы детства. Этот «родитель, который всегда с тобой», и формируется в целом примерно к 7 годам.

Попробуем осознать, что это означает. Родитель поселяется в душе ребенка, он теперь «стоит перед его внутренним взором». То есть психологически ребенок со своим виртуальным родителем больше не расстается. А это значит, что ребенок становится способным выдерживать разлуку с родителем реальным.

Если мама у меня внутри, я могу от мамы уехать на две недели, скажем, в лагерь, и не получить невроз, как это почти неминуемо случилось бы в пять лет. Поэтому заглянув в первый класс школы мы можем увидеть ребенка, рыдающего из-за сломанного карандаша, – но вот ребенка, который плачет из-за того, что вдруг очень захотелось к маме, – вряд ли. А в детском саду это довольно обычная история. Конечно и в восемь, и в десять можно скучать в разлуке, но это не тот разрушительный витальный ужас, который испытывают дети младшего возраста.

Интересно, что во многих культурах к этому возрасту приурочены сепарационные ритуалы и практики. Например, у мусульман в 7 лет мальчик переходит с женской половины дома в мужскую, считается, что к этому времени он уже «намамился», наполнился заботой матери и готов обходиться без нее.

Еще более радикальная традиция – кунакство – существует у некоторых горских народов: там вообще ребенок в 7 лет отправляется в дом своего дяди, брата отца, и дальше растет там, видясь с родителями лишь изредка.

В этом же ряду и православная традиция первого причастия по достижении 7 лет: смысл в том, что ребенок теперь сам отвечает за свои поступки, не родители за него, он сепарируется от родителей и теперь общается с Богом напрямую.

Мы помним, как после освоения речи привязанность стала способна перекрывать расстояние, о ребенке стало возможно заботиться, не совершая буквальных действий, с помощью указаний и предостережений. Теперь мы видим следующий шаг, нить привязанности становится еще длиннее: привязанность становится способной перекрывать время. Мы больше не должны предостерегать и советовать в режиме реального времени, теперь у него есть внутренний голос – наш голос, которые говорит ему в нужный момент: «А мама-то что говорила? Руки надо мыть. Со взрослыми надо здороваться. Перебегать улицу опасно». Мы у него внутри, поэтому мы можем о нем заботиться, вообще не находясь поблизости, с помощью указаний и предостережений, данных ребенку заранее. Ведь когда-то нас не будет рядом совсем, возможно, уже не будет на свете. Но наша защита и забота останутся с ним – на всю жизнь вперед.

* * *

После кризиса 6–7 лет ребенок встает на путь завершающей сепарации. Сейчас он к ней еще не готов, он похож на яблоко, которое уже почти созрело и даже зарумянилось, но отделяться от ветки ему рано, нужно еще набраться соков, дозреть.

А значит, в ближайшие годы ему все еще очень нужны родители, хотя основные события его жизни теперь будут происходить не в семье, а в социуме, в том большом мире, к выходу в который ему нужно успеть подготовиться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Кризис трех лет у детей — кризис 3 лет — запись пользователя Полина… (polyum) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие детей второго года жизни

Кризис трех лет у детей - взгляд изнутри: что это, что ему предшествует и как он проходит

Кризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии - переход из раннего детства в дошкольное. Этот кризис, так или иначе проявляется у каждого ребенка. Потому что, появление этого кризиса закономерно, оно проистекает из общих законов развития личности и предпосылки к нему возникают еще в раннем возрасте.

Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью психологи подразумевают прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.

Наверняка, Вы и сами не раз замечали, что ребенок, ударившийся в рыдания от того, что лопнул шарик, тут же успокаивается, стоит ему увидеть другой. А получив новую игрушку, малыш радуется ей, что совершенно не мешает ему бросать ее с силой на пол, не боясь разбить или потерять.

Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.

Постепенное увеличение самостоятельных действий ребенка, осознания им собственных сил и возможностей приводит к тому, что ребенок все чаще начинает произносить знакомое каждой маме: «Я сам». И именно эти слова, как правило, и открывают кризис трех лет.

Кризис трех лет – это время, когда на протяжении нескольких месяцев Вы можете наблюдать, как существенно меняется поведение ребенка, его желания, его отношения с окружающими.

В педагогике выделяют следующие "симптомы" кризиса трех лет:• Негативизм.

Негативизм – это не просто непослушание, это стремление ребенка сделать все наоборот, совсем не так, как ему говорят мама или папа. Пример: ребенок, который очень любит гулять, отказывается собираться на прогулку только потому, что об этом ему говорит мама. Как только мама перестает настаивать на выходе из дома, малыш тут же начинает требовать прогулки. Негативизм у ребенка, переживающего кризис трех лет, может доходить до крайних проявлений, он может утверждать, что красное – это зеленое, что яблоко – это огурец и т. д. Важно помнить, что действуя наперекор очевидному, а зачастую и наперекор собственным желаниям, ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности, а точнее, настаивает на своем праве иметь такое отношение.

• Упрямство.

Важно отличить упрямство малыша от настойчивости. Скажем, если ребенок настойчиво добивается желаемого предмета, это не упрямство. Если же он требует того, что на самом деле ему не слишком нужно, но ему должны это предоставить только потому, что он так сказал – это упрямство. Мотив упрямства в том, что ребенок не желает отступать от первоначального решения, он буквально связан им.

• Строптивость.

В некоторых источниках кризис трех лет называют «возрастом строптивости», поскольку именно эта черта становится одной из главных в поведении ребенка. Строптивость, в отличие от негативизма, направлена не на конкретного человека, маму, папу, бабушку или няню, она является протестом безличным. Ребенок бунтует против всего, он отрицает те действия, которые раньше являлись неотъемлемой частью образа жизни: не желает чистить зубы, одеваться, идти по улице, держась за руку взрослого.

• Своеволие

– желание ребенка делать самостоятельно все, даже то, с чем он не может справиться. Помощь взрослых яростно отрицается в каждом подобном случае. Это основные симптомы кризиса трех лет, но Вы можете заметить в поведении ребенка и другие, проявляющиеся не во всех случаях, но также свидетельствующие о наступившем кризисе. Среди таких «второстепенных» признаков, психологи выделяют следующие:• Бунт против других людей, агрессия, ссоры, конфликты.

• Обесценивание близких, обидные слова в адрес родителей, изменение отношения к ранее любимым игрушкам.• Стремление к подавлению окружающих

- чаще встречается в семьях, где один ребенок. Ребенок деспотически подавляет членов семьи, манипулируя с помощью истерик и скандалов.

•Ревность

Если в семье больше одного ребенка, кризис может проявляться в ревности к младшим, требовании неослабевающего внимания к себе.

Кризисы бывают разными...

Тем не менее, очевидно, что не у всех детей кризис трехлетнего возраста проявляется столь ярко. Кто-то вовсе не обнаруживает в поведении своего ребенка негативных проявлений. У кого-то кризис не наступает совсем, при этом личностное развитие малыша проходит нормально.

Если судить объективно - кризис трех лет – это закономерный и обязательный этап развития, который характеризуется появлением личностных новообразований. Вовсе необязательно сопровождение кризиса - негативными проявлениями, и порой, обнаружить его наличие можно по появлению тех самых личностных новообразований.

Личностные новообразования вытекают из осознания ребенком собственного «Я». Недаром именно в этом возрасте большинство детей перестают говорить о себе в третьем лице и начинают называть себя «я». Реализация и утверждение собственного «Я» проявляются, в том числе, и в появлении самооценки.

Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном - он может усложниться и затянуться на продолжительное время. О том, как пережить кризис трех лет мы подробнее напишем в следующей статье.

Внутренняя жизнь ребенка в этом возрасте серьезно усложняется:

- с одной стороны он утверждает себя, свои желания, свою личность,

- с другой стороны, появившаяся самооценка диктует необходимость «быть хорошим» для окружающих.

Эти двойственные тенденции приводят к перестраиванию поведения и отношений со значимыми взрослыми.

Но можно вывести некоторые общие черты в поведении детей трехлетнего возраста:

1. Ребенок стремится к получению результата своей деятельности. Неудача уже не приводит к отказу от действий вообще, ребенок продолжает искать решение задачи, поскольку результат становится крайне важен для него.

2. Достигнутый результат ребенок демонстрирует взрослым. Важно положительно оценивать эти результаты, поскольку безразличное или отрицательное отношение к ним, вызывает немалые переживания у малыша. Именно в этот период ребенок не просто демонстрирует достижения взрослым, он начинает активно искать оценки своих достижений.

3. Обострение чувства собственного достоинства в этом возрасте приводит к тому, что Вы можете заметить у ребенка не свойственную ему раньше обидчивость, бахвальство, преувеличение своих достоинств. Словом, именно в это время ребенок начинает видеть и оценивать себя, свою личность сквозь призму своих достижений, причем эти достижения должны быть признаны и оценены по достоинству другими людьми.

Новая система собственного «Я», где ребенок оценивает свою личность через достижения и оценки этих достижений окружающими, и становится результатом кризиса трех лет и знаменует переход в другой этап развития – период дошкольного детства.

http://u-sovenka.ru/Razvitie-1-3-goda/Sekretyi-vospitaniya/krizis-3-let-chto-eto-333.html

8 правил смягчения кризиса 3 лет у детей1. Спокойствие, только спокойствие.

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы, Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

2. Положительное отношение – залог успеха

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

4. Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.

5. Пускай сам решает

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому, например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.
Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

Давайте ребенку выбор. Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

6. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет… Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

Придумывайте ролевые игры, через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

7. Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок хочет за обедом съесть сперва второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно. Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

8. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, халите, поддерживайте. Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы. Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

В качестве заключения...

Кризис трех лет является очень важным периодом в развитии любого человека. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.

прибор для увеличения члена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *