Конспект занятия по пластилинографии в средней группе – План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе по пластилинографии «Цветочная фантазия».

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: занятия по пластилинографии

Совместная деятельность по проекту «Пластилиновая Сказка»

                                                (средняя группа),

                          провела Садовникова Ирина Вячеславовна

ТЕМА:        «ВИННИ  ПУХ»

Цель: Воспитывать художественный вкус, нравственные качества, доброту, дружбу.

 Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

Учить детей рисовать в нетрадиционной технике пластилином по мотивам знакомых мультфильмов, самостоятельно выбирать позу героя и сюжет, придавать персонажам внешние узнаваемые черты, обдумывать декорации сюжета.

Учить преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания и размазывания по поверхности основы.

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Предварительная работа:

Просмотр  мультфильма:  Винни Пух.

Чтение книги: Винни Пух и все все все.

Беседа по-прочитанному:  определение характера, пересказ интересных моментов.

Рассматривание иллюстраций в книжке. Сравнение внешнего вида Винни Пуха в русском мультфильме и в английском.

Материал:

Пластилин, стеки, цветной картон, салфетка, игрушка Винни Пух, красный надувной шар.

Ход занятия:

Звучит  песенка Винни Пуха из мультфильма.

Воспитатель обращает на это  внимание детей.

Воспитатель: Ребята, я слышу  какую – то песенку, интересно, кто ее может петь?

Дети: Винни Пух.

Воспитатель: И правда у нас сегодня в гостях Винни Пух герой вашего любимого мультфильма.

 Воспитатель вносит в группу игрушку.

Воспитатель: Смотрите ребята, Винни Пух принес воздушный шарик. Как вы думаете зачем?

Дети отвечают, что, наверное, он на нем полетит за медом.

Воспитатель: А какого цвета шар? Какой формы?

Винни Пух: Ребята, а на красном шарике можно мне за медом полететь?

Дети: Нет, его будет видно. Надо на зеленом лететь или на синем, как тучка.

Винни Пух: Помогите мне слетать за медом.

Воспитатель: Давайте изобразим сцену из мультфильма, где Винни Пух летит на шарике за медом.

Практическая часть:

Воспитатель помогает детям:

— Определить формы тела Винни Пуха:  Голова- круг, тело-овал,

 форма шара по желанию детей, можно круглый, можно овальный.

— Выбрать цвет для Винни Пуха и для шарика.

— Раскатать шар нужной формы, получившийся шарик положить на основу и равномерно нажимая пальчиками расплющить его от середины к краям, получая то голову Винни Пуха, то тело, то шарик.

-Раскатать колбаски нужной длины и толщины и, примазав, получить лапы и веревочку к шарику.

Во время работы рекомендуется сделать физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Руки подняли и покачали –             (плавно покачивать поднятыми вверх

Это деревья в лесу                                                                     руками)

Руки нагнули,        

Кисти встряхнули-                                           (встряхивать руки перед собой)

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,        (Горизонтальные движения руками

 плавно помашем-                                         вверх-вниз)

это к нам птицы летят.

Как они сядут-                                    ( присесть , руки отвести назад)

Тоже покажем-

Крылья сложили назад.

После выполнения работы Винни Пух хвалит всех детей и дарит воздушный шарик детям, спрашивает,  не будут, ли они ссорится, ведь шарик-то один.

Воспитатель и дети заверяют Винни Пуха, что они дружные и воспитатель читает стихотворение З.Александровой:

Подарили нашей Варе шарик с красным петушком,

Ой, какой красивый шарик! Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг, шарик выхватил из рук.

Улетает легкий шарик высоко под облака.

Чуть не плачет наша Варя: очень жаль ей петушка.

Ребятишки собрались, все кричат и смотрят ввысь.

Подошла к подружке Таня: ну чего же мы стоим?

Шарик твой мы не достанем, так давай играть с моим.

Посмотри: цветок на нем, будем с ним играть вдвоем!

Винни Пух прощается с ребятами и обещает еще придти.

А воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Пузырь».

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе.

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе.

Тема: Снегири на веточках рябины.

Цель занятия: Формировать интерес детей к работе с пластилином.

Задачи:

1. Расширить представление детей о зимующих птицах;

2. Научить детей изображать снегирей;

3. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, размазывание на основе;

4. Развивать мелкую моторику, фантазию, воображение.

5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережное отношение к пернатым друзьям.

Материал и оборудование:

Картинки с зимующими и перелетными птицами, пластилин, доска для лепки, стеки, шаблон снегири на ветке рябины.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, когда я шла к нам в садик, то увидела на дереве грустного снегиря. Он мне сказал, что ему грустно, потому что он один, у него нет друзей. А какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: Давайте поделимся хорошим настроением с снегирем.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Я улыбаюсь вам,

А вы улыбнитесь друг другу

Чтобы у всех весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята снегирь мне рассказал, что он не знает какие птицы зимующие, а какие перелетные. Поможем снегирю.

Дети: Поможем.

Воспитатель: Ребята я буду вам загадывать загадки и показывать картинки, а вы будете называть какая это птичка зимующая или перелетная.

Воспитатель:

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик — Чирик»

(воробей)

Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждет.

(Скворец)

Непоседа, невеличка, с жёлтым животом та птичка.

Любит сало и пшеницу. Кто узнал её?

(синичка)

Длинный хвост и с белым боком,

А летает не высоко.

Хочет всё стащить с наскока!

Это хитрая. (сорока).

Яблоки на ветке

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это…. (снегири)

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки (Руки слегка в стороны,)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь мы с вами сделаем снегиря из пластилина, чтобы нашему гостю не было скучно.

Практическая часть.

Веточка рябины. -Из пластилиновых колбасок коричневого цвета выложить основную ветку и отходящие боковые веточки. Скатаем из красного пластилина маленькие шарики, расплющим, превращая в ягоды рябины.

Снегирь. — Отщипываем кусочек красного пластилина, раскатываем тонкую колбаску и выкладываем по контуру грудки снегиря. Начиная от края, тонким слоем пластилина закрашиваем всю грудку птицы.

Итог.

— Как называется эта птица? (Снегирь)

— Назови, что есть у птицы? (Туловище, крылья, голова)

— Какого цвета перышки у снегиря? (Красные и черные)

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе по пластилинографии «Цветочная фантазия».

Конспект НОД в средней группе по пластилинографии «Цветочная фантазия».

Цель: Развитие творческих способностей детей, творческого воображения, мышления. Воспитание интереса к творчеству в целом и к нетрадиционным видам творчества.

Задачи:        

1.Формировать умение размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, скатывать из пластилина жгутики и выкладывать из них лепестки.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук; чувство формы;

3.Воспитывать интерес к природе, поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления. Приучать детей выполнять коллективные композиции;

Предварительная работа:

— беседа о цветах и их особенностях.

— коллективное изготовление картины с ростками цветов и фоном природы.

Материалы, инструменты, оборудование:

-пластилин восковый;

-стеки, влажные салфетки;

-листы белого картона по количеству детей с трафаретом цветка;

-картинка Цветок;

— шаблоны выполненных цветов;

-пол листа ватмана с изображением ростков цветов, выполненных в технике пластилинографии;

-кукла «Фея цветов»;

— блестки, пуговицы, бусинки.

Ход:

(Дети заходят в группу, на ковре разложены трафареты  цветов).

В: Мы с вами оказались на лесной полянке.

В: Я вам загадаю загадку, и вы узнаете, что растет на лугу среди травы.

Кто пчеле подарит мед,

Кто на солнышке растет,

И душистый, и цветной

Нам кивает головой?

(Цветок)

 (сюрпризный момент появляется кукла)

В: Ребята вы слышите какой-то звук, это кто-то плачет? Да это же Фея Цветов. Давайте спросим у нее что случилось?

Фея цветов: (плачет) Здравствуйте, ребята! Я – фея цветов. Я слышала, как вы сейчас рассказывали о моих любимых цветах. Только на моем лугу произошло несчастье, злой волшебник заколдовал все мои цветы. Посмотрите, какие они стали бесцветные. Что же делать, ведь без цветов умрет мой луг.

В. Ребята, что же делать, как помочь фее расколдовать цветы? (ответы детей) Может, в игру поиграем?

Физкультминутка. Цветок.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Лепестки расправил вверх. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Наш цветочек улыбнется. (Улыбнуться.)

В: Что то все равно не веселая наша фея. Что ещё можно сделать?

Д: (ответы детей)

В: Правильно можно раскрасить, а чем? красками, но я не знала, что нам понадобятся краски.

Д: Пластилином.

 Правильно, молодцы! Сегодня я предлагаю вам нарисовать цветы. Но прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, из чего состоит цветок (пестик – середина цветка, лепестки, стебель, листик) (рассматривание картинки)

Ребята, помните мы, сделали красивую весеннюю полянку, что на ней есть, а чего не хватает? Мы можем дополнить ростки нашими яркими цветами и порадовать Фею Цветов. Сейчас я предлагаю вам нарисовать цветы пластилином разными способами.

 Выберите, какой цветок вы будите раскрашивать (выбор цветка). Возьмите 1 цветок и занимайте места за столами.

Дети садятся за столы.

Воспитатель подсказывает разные способы рисования. Расплющиванием или скатыванием жгутиков из пластилина (Показ 2 картин цветов). Вспомните, как мы с вами раскрашивали подарок мамам на 8 марта и нашу полянку.

В: Выберите цвет пластилина, который вам понадобиться для лепестков цветка. Отщипываем пластилин маленькими кусочками и размазываем по трафарету, не выходя за контур, или скатаем небольшие колбаски, приложим и расплющим, приклеивая к трафарету (Дети выполняют)

(Индивидуальные указания)

В:Пальчики устали, отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Цветок» (стоя у столов)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головой кивают.

А теперь я предлагаю украсить наши серединки цветов блестками, бусинками, пуговицами, чем вы захотите.

Воспитатель проверяет законченность работ, подсказывает и помогает придать завершенность каждой поделке.

В: Можете принести свои красивые цветы на весеннюю полянку и порадовать Фею Цветов (дети прикрепляют цветы к стеблям).

В: Ребята, цветы у вас получились, как настоящие на весенней поляне.

Ф: Спасибо, теперь злой волшебник не сможет больше заколдовать мой лужок, он будет всегда такой красивый.

Прощается с детьми и уходит.

Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:

Прямая пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы ( в виде колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

Контурная пластилинография — изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Пластилинография

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию

 «Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии»

Выполнила :


Воспитатель  Шаравина А.Е.

   Дошкольное детство   – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

    Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.

   С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.

   Пластилинография   – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

   Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.

 Я начала свою работу по обучению детей отдельной технике нетрадиционного рисования – пластилинографии или рисование пластилином в сентябре  2018 года

 Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед.

   Например, такие: ● Важные секреты по работе с пластилином.● Как выбрать пластилин, его разновидность.● Занятия с пластилином в домашних условиях.● Пластилиновая картина – процарапывание по пластилину.

 Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке своих.

   Мой небольшой, пока еще, опыт по работе над данной темой уже показывает, что одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а так же необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

   Исходя из этого, я выделила себе основные цели и задачи обучения детей пластилинографии:

 ●  Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

 ●  Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин).

 ●  Обучение умению ориентироваться на бумаге.

 ●  Развитие мелкой моторики рук.

 ●  Ознакомление с окружающим миром.

 ●  Развитие эмоций и фантазий.

 В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:

   Наглядные   – наблюдение, показ, образец;

 Словесные   – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;

 Практические   – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

   В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.

   Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:● рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;● рисование мазками;● заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.

 Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:● процарапывание по пластилину● вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

 Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку. Дети с удовольствием занимаются, но еще больше удовольствие получают от выполненной своими собственными руками поделки.  

�Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению — художественно –прикладной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной.

Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручнойумелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности — обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности- индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности — развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности — решение поставленных задач в системе кружковой работы.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

— развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

— способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

— формировать и развивать навыки ручного труда;

— воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

— воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИобразовательной программы «Пластилинография»- 1 год.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

— Освоить прием надавливания.

— Освоить прием вдавливания.

— Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

— Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

— Научиться не выходить за контур рисунка

— Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

— Использовать несколько цветов пластилина

— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

— Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

— Научиться доводить дело до конца

— Научиться аккуратно, выполнять свои работы

— Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

— Научиться действовать по образцу воспитателя

— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

— Самостоятельно решать творческие задачи.

— Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

— Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;

создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)

одной темы многократно и поэтапно;

нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

1.Вводная часть:организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть:объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть:пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (11-12 человек), индивидуальная.

По дидактической цели — комбинированные формы занятий.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Занятия проводятся 4  раза  в месяц  с сентября по май, длительностью для детей

средней группы- 20 мин;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др

Работа с родителями .

В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.

1. Индивидуальные консультации

2. Родительское собрание

3. Стендовая информация

4. Раздаточная информация (брошюра)

5. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии  
с детьми средней группы

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1-я

«Вылепи игрушку»

Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

2-я

«Северное сияние»

Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой

3-я

«Яблоки поспели»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.  Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

4-я

«У меня в цветнике звездочки зажглись»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы

Октябрь

1-я

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и   изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму

2-я

«Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)

3-я

«Божья коровка,  
улети на небо»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы

4-я

«Золотая рыбка»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал.  Развивать детское творчество

Ноябрь

1-я

«Подарок для Хрюши» (И. А. Лыкова «Лепим сказку» Г.Н. Давыдова » Пластилинография.  Анималистическая живопись»)

Закреплять представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида. Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать желание дарить подарки

2-я

«Осень золотая»

Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.  Развивать мелкую моторику рук

3-я

«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»

Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета.  Стимулировать активную работу пальцев рук

4-я

«Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка»

Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных –   кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы и т. д. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет.  Продолжать учить пользоваться стекой, передавать структуру шерсти животного

Декабрь

1-я

«Белая снежинка мне на ладошку села»

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира,   реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина

2-я

«Снеговик»

Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук.  Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал

3-я

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика

4-я

«Елка новогодняя огоньками светится»

Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки.  Развивать мелкую моторику рук

Январь

1-я

«Зимняя картина»

Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам.  Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого

2-я

«Яблоки на тарелочке»

Ознакомить детей с понятием «натюрморт». Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку.  Развивать глазомер и цветовосприятие

3-я

«Вот что я умею»  
(самостоятельная  
деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

4-я

«Белая, ах какая белая зима!»

Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине

Февраль

1-я

«Кактус в горшке»

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

2-я

«За окошком снегири»

Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер

3-я

«Галстук для папы»

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

4-я

«Сердечки» (самостоятельная работа детей)

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы.  Развивать мелкую моторику рук

Март

1-я

«Мы веселые матрешки»

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память.  Закреплять представления о цвете и размерах предметов

2-я

«Мир похож на цветной луг» (коллективная работа детей)

Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков.  Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие

3-я

«Подводное царство» 
(коллективная работа)

Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта.  Развивать эстетическое и образное мышление

4-я

«Розы для принцессы»

Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности

Апрель

1-я

«Душистый снег»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином

2-я

«Волшебное яичко»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

3-я

«Весна идет, весне дорогу»

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук

4-я

«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей.  Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

Май

1-я

«Не стареют душой ветераны»

Провести беседу с детьми о защитниках нашей Родины. Предложить выполнить портрет ветерана в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин

2-я

«Веселый зоопарк»

Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ «Наш веселый зоопарк»

3-я

«Незабудки»

Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями.  Стимулировать активную работу пальцев рук

4-я

«Земляника»

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины.  Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

 

 Литература:

 1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.

 2 Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.

 3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.

 4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. — 111 с.

 5 Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.

 6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.

 7. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.

 8. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание: дети!» 2009.

 Заключение

Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии как средства развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста.

Результатом выполненной работы считаю следующее:

1. На основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего  дошкольного возраста.

2. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей среднего  дошкольного возраста.

3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста подтвердились.

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «Верба»

Конспект занятия «Верба»

Цель: Учить передавать в работе характерные особенности вербы. Упражнять в ощипывание мелких деталей, катание длинной колбаски. Развивать композиционные умения, моторику

Материал: плотный картон оранжевого цвета; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрации с изображением вербы, веточек вербы.

Ход занятия

  1. Организационная часть

1.2. Чтение стихотворения Фет А. А. «Верба»

-Ребята, посмотрите в окошко. Как ярко светит солнышко, согревая нас своими лучиками. Скажите, пожалуйста, для какого времени года характерно такое солнышко? (Для весны.)

Послушайте стихотворение.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

  1. Основная часть

2.1. Беседа с детьми о весне

-Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? Расскажите, как природа просыпается весной? (на ветках набухают почки, появляются листочки и т.д.)

-А сейчас мы с вами посмотрим картинки о весне.

-Ребята, что вы увидели на слайдах? (проснулась травка, солнышко не только светит, но и греет, птички прилетели ит.д.)

 -Да, весна очень красивое время года. Весной всё просыпается от холодной зимы.

2.2. Рассматривание вербы

-Ребятки, посмотрите на веточку, которую я держу в руках. Скажите, пожалуйста, эта веточка какого дерева? (Верба.)

-Правильно, это веточка вербы.

-С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки.

2.3. Показ выполнения работы

 — Ребята, а теперь я предлагаю вам с помощью пластилина изобразить веточку вербы. У вас на столах лежать листы бумаги и пластилин.  С помощью нескольких жгутов выкатанных из пластилина мы будем делать ветку, и прикреплять его к картонной форме. Посмотрите, для начала нам потребуется несколько тонких и длинных жгутиков (колбасок). Я беру их в руки и начинаю скручивать — это основание ветки, нижняя часть её утолщенная.

К основным веточкам прикрепим веточки потоньше. 

-Ребята, а чего же не хватает нашей вербочке. (Серёжек.)

— Молодцы! Конечно же серёжек. Мы берём белый пластилин и делаем небольшие овалы. Прикрепляем к веточкам и получаются белые, пушистые серёжки.

 А сейчас чтоб нам размяться нужно немножко позаниматься.

2.4. Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)

2.5. Самостоятельная работа детей

 3. Заключительная часть

3.1. Рефлексия

— Ребята вам понравилось наше занятие? 

-Что нового вы узнали о весне?

-Какие изменения происходят весной?

-Ребята, посмотрите, какие у нас получились красивые ветки вербы. Сегодня вы все постарались, молодцы.

— Каким способом мы сегодня лепили? (Рельефным способом.)

-Какой прием мы использовали для прикрепления дополнительных деталей? (Мы прикрепляли листья нелепом.)

-Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо поработали, на этом наше занятие закончено, всем спасибо. Молодцы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *