Какие компоненты сюжетно-ролевой игры использует воспитатель
Рада приветствовать вас, коллеги и читатели моего блога! С вами ваша Сухих Татьяна с исключительно научным вопросом о структуре ролевых забав современных детей. Какие же компоненты сюжетно-ролевой игры обеспечивают ее максимальную результативность? Я уже столько знаю на тему сюжетных мероприятий в детском саду, но, видимо, мне еще учиться и учиться.
Содержание статьи:
Компоненты — где их искать?
Честно, приставала ко всем коллегам, пытаясь выяснить, что такое эти самые составляющие, но толком ничего не добилась. Многие просто спрашивали: «Зачем это тебе?» – весьма оригинально, правда?
Конечно, теория быстро забывается в практической деятельности педагога. Мы делаем какие-то вещи, но затрудняемся сказать, как это называется. Придется задать вопрос «дяде Гуглу», пусть назовет компоненты сюжетно-ролевой игры…
Понятно, что составные ролевых детских забав – это все, что связано с организацией этих мероприятий с дошкольниками. Например, игровое пространство, которое обеспечивается подходящими атрибутами.
К слову, мой любимый интернет-магазин Озон предлагает множество вариантов атрибутов для сюжетных забав, которые чрезвычайно разнообразят тематические уголки в группе. Что говорить, если ребенок видит классную игрушку – он сразу воспылает желанием найти ей творческое применение. Да, картонные поделки – штука полезная, как ни крути. Но насколько же эффектней смотрятся настоящие детские кухни, скажем, либо прилавки магазина с красочным товаром!
Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Итак, что подразумевается под компонентами (структурой) сюжетных забав дошкольников?
Основные компоненты деятельности сюжетно-ролевой игры содержат:
- Сюжет;
- Содержание;
- Правила;
- Роль;
- Действия;
- Взаимоотношения;
- Предметы-заместители;
- Воображаемые ситуации;
- Партнеры.
В общем, так я и думала, но четко сформулировать было трудно. Может, кому-то пригодится мой труд по обобщению информации?
Это главные компоненты стандартной сюжетно-ролевой детской игры по Д.Б. Эльконину – советскому психологу, который занимался вопросами именно детской психологии, в частности психологии игры. Он выделил уровни сюжетных детских забав, которые отражают их развитие на протяжении дошкольного периода детства.
Стоит ли расписывать, каждый пункт списка? Уверена, все воспитатели знают, что такое роль, сюжет, действие… Мне нужно было просто представить вам четкий ответ на конкретный вопрос: какие, собственно, компоненты любой сюжетно-ролевой социализирующей игры выделяет педагогика?
Поделюсь лишь собственными наблюдениями об особенностях ролевых забав наших с вами деток. Вы же понимаете, что сюжеты, роли и прочие составляющие игр современных ребят кардинально отличаются от тех забав, в которые играли наши бабушки (если играли вообще в их труднейшее голодное военное время).
Немного конкретики…
Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:
Бытовые – семья, детсад;
Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;
Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.
Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.
Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.
Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.
Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…
Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.
Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.
Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.
Дети в игре
Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.
Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.
На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.
А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!
Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.
С уважением, Татьяна Сухих
До новой встречи!
Кстати, рекомендую прочитать:
Опубликовано: 20.05.2015
Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…
Опубликовано: 22.07.2015
Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…
Опубликовано: 13.11.2016
Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…
Опубликовано: 11.12.2016
Здравствуйте, снова с вами Татьяна Сухих, столько бумаг накопилось и…
Опубликовано: 06.01.2017
Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на…
Тестовые задания по предмету «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
Тестовые задания по предмету «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
ВАРИАНТ 1.
1.Определите, о каком виде деятельности идет речь:
Деятельность, особо проявляющаяся в детские годы и сопровождающая человека на протяжении всей его жизни: а) труд, б) учение, в) игра.
2. Определите по описанию структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
— средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры
а) правила, б) роль, в) игровые действия.
— сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих
а) игровой замысел, б) сюжет, в) роль.
а) дидактических, б) строительно-конструктивных, в) подвижных.
4. Из перечисленных приемов руководства развитием игровых умений и навыков дошкольников выберите приемы косвенного воздействия:
а) ролевое участие в игре,
б) обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций;
в) участие в сговоре детей;
г) использование игрушек и создание игровой обстановки;
д) показ образца игрового действия;
е) предложение готового сюжета игры;
ж) напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели;
з) совет по ходу игры;
и) разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей;к) помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов;
л) обучение ролевому поведению;
м) организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.
5. Назовите основные компоненты дидактических игр:
а) воображаемая ситуация, б) дидактическая задача, в) игровые взаимоотношения, г) правила, д) роли,
е) игровые действия.
6. Из перечисленных видов игр выберите творческие:
а) режиссерские, б) подвижные, в) сюжетно-ролевые, г) дидактические, д) театрализованные,
е) игры со строительным материалом.
7. Расставьте по порядку этапы развития игровой деятельности, представляющие собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссёрской игры:
2. отобразительная игра, 1. ознакомительная игра, 3. сюжетно-отобразительная игра.
8. Определите главный компонент режиссёрской игры:
а) игрушка, б) речь, в) предметы-заместители.
9.Определит вид конструирования:
— подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой:
а) по заданной теме, б) по замыслу, в) по условиям , г) по образцу.
— проводится после того, как дети научились строить тот или иной предмет, задаются определенные параметры:
а) по заданной теме, б) по замыслу, в) по условиям, г) по образцу.
10. Какие потребности удовлетворяются в игре:
а) в движении, б) в общении, в) в действиях с предметами, г) биологические потребности, д) потребность в познании окружающего мира
11. Выделите характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:
а) цепочка из 1-2 действий б) роли не осознаются в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых
12. Назовите основную цель творческих игр:
а) насладиться процессом б) реализация замысла в) принять роль г) действия с предметами
д) организация досуга
ВАРИАНТ 2.
1. Дополните фразу: «Основными компонентами игры как деятельности являются»:
а) цель б) мотив в) результат г) действия д) воображаемая ситуация е) роли
2. Определите по описанию структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
— общее определение того, во что и как будут играть дети:
а) правила б) сюжет в) игровой замысел г) роль
— устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих, придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений:
а) правила б) сюжет в) игровой замысел г) роли
3. Содержанием этих игр является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. О каких играх идет речь?
а) театрализованных б) сюжетно-ролевых в) строительно-конструктивных
4. Из перечисленных приемов руководства развитием игровых умений и навыков дошкольников выберите приемы прямого воздействия:
а) ролевое участие в игре,
б) обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций;
в) участие в сговоре детей;
г) использование игрушек и создание игровой обстановки;
д) показ образца игрового действия;
е) предложение готового сюжета игры;
ж) напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели;
з) совет по ходу игры;
и) разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей;
к) помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов;
л) обучение ролевому поведению;
м) организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.
5. Перечислите основные структурные элементы строительно-конструктивной игры: а) мотив, б) игровой замысел, в) роли, г) правила, д) игровые действия, е) результат, ж)воображаемая ситуация.
6. Из перечисленных видов игр выберите игры с правилами:
а) режиссерские, б) подвижные, в) сюжетно-ролевые, г) дидактические, д) театрализованные, е) игры со строительным материалом.
7. Какая игра в жизни ребенка возникает раньше?
а) сюжетно-ролевая б) режиссерская
8.Особенностью этих игр является то, что партнеры по игре – неодушевленные предметы. О каком виде игр идет речь?
а) дидактические б) игры с природным материалом в) режиссерские
9.Определит вид конструирования:
— самый распространенный вид конструирования
а) по заданной теме б) по замыслу в) по условиям г) по образцу
— ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел
а) по заданной теме б) по замыслу в) по условиям г) по образцу
10. Выделите верное утверждение:
а) «игра дитя труда» б) игра социальна по содержанию в) игра социальна по происхождению
г) «труд дитя игры» д) игра имеет биологическое происхождение
11. Назовите основные игровые средства:
а) игрушки б) воображаемые предметы в) предметы-заместители г) роли д) игровые действия
12. Основа игр с правилами:
а) свод формализованных правил б) воображаемая ситуация в) набор игровых действий г) выигрыш
Ключ к тестовым заданиям по предмету «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
ВАРИАНТ 1.
1.Определите, о каком виде деятельности идет речь:
Деятельность, особо проявляющаяся в детские годы и сопровождающая человека на протяжении всей его жизни: а) труд, б) учение, в) игра.
2. Определите по описанию структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
— средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры
а) правила, б) роль, в) игровые действия.
— сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих
а) игровой замысел, б) сюжет, в) роль.
3. В основе этих игр лежат конструктивные умения и способности. О каких играх идет речь?
а) дидактических, б) строительно-конструктивных, в) подвижных.
4. Из перечисленных приемов руководства развитием игровых умений и навыков дошкольников выберите приемы косвенного воздействия:
а) ролевое участие в игре,
б) обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций;
в) участие в сговоре детей;
г) использование игрушек и создание игровой обстановки;
д) показ образца игрового действия;
е) предложение готового сюжета игры;
ж) напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели;
з) совет по ходу игры;
и) разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей;
к) помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов;
л) обучение ролевому поведению;
м) организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.
5. Назовите основные компоненты дидактических игр:
а) воображаемая ситуация, б) дидактическая задача, в) игровые взаимоотношения, г) правила, д) роли,
е) игровые действия.
6. Из перечисленных видов игр выберите творческие:
а) режиссерские, б) подвижные, в) сюжетно-ролевые, г) дидактические, д) театрализованные,
е) игры со строительным материалом.
7. Расставьте по порядку этапы развития игровой деятельности, представляющие собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссёрской игры:
2. отобразительная игра, 1. ознакомительная игра, 3. сюжетно-отобразительная игра.
8. Определите главный компонент режиссёрской игры:
а) игрушка, б) речь, в) предметы-заместители.
9.Определит вид конструирования:
— подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой:
а) по заданной теме, б) по замыслу, в) по условиям , г) по образцу.
— проводится после того, как дети научились строить тот или иной предмет, задаются определенные параметры:
а) по заданной теме, б) по замыслу, в) по условиям, г) по образцу.
10. Какие потребности удовлетворяются в игре:
а) в движении, б) в общении, в) в действиях с предметами, г) биологические потребности, д) потребность в познании окружающего мира
11. Выделите характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:
а) цепочка из 1-2 действий б) роли не осознаются в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых
12. Назовите основную цель творческих игр:
а) насладиться процессом б) реализация замысла в) принять роль г) действия с предметами
д) организация досуга
Ключ к тестовым заданиям по предмету «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
ВАРИАНТ 2.
1. Дополните фразу: «Основными компонентами игры как деятельности являются»:
а) цель б) мотив в) результат г) действия д) воображаемая ситуация е) роли
2. Определите по описанию структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
— общее определение того, во что и как будут играть дети:
а) правила б) сюжет в) игровой замысел г) роль
— устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх – взрослыми, призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих, придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений:
а) правила б) сюжет в) игровой замысел г) роли
3. Содержанием этих игр является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. О каких играх идет речь?
а) театрализованных б) сюжетно-ролевых в) строительно-конструктивных
4. Из перечисленных приемов руководства развитием игровых умений и навыков дошкольников выберите приемы прямого воздействия:
а) ролевое участие в игре,
б) обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций;
в) участие в сговоре детей;
г) использование игрушек и создание игровой обстановки;
д) показ образца игрового действия;
е) предложение готового сюжета игры;
ж) напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели;
з) совет по ходу игры;
и) разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей;
к) помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов;
л) обучение ролевому поведению;
м) организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.
5. Перечислите основные структурные элементы строительно-конструктивной игры: а) мотив, б) игровой замысел, в) роли, г) правила, д) игровые действия, е) результат, ж)воображаемая ситуация.
6. Из перечисленных видов игр выберите игры с правилами:
а) режиссерские, б) подвижные, в) сюжетно-ролевые, г) дидактические, д) театрализованные, е) игры со строительным материалом.
7. Какая игра в жизни ребенка возникает раньше?
а) сюжетно-ролевая б) режиссерская
8.Особенностью этих игр является то, что партнеры по игре – неодушевленные предметы. О каком виде игр идет речь?
а) дидактические б) игры с природным материалом в) режиссерские
9.Определит вид конструирования:
— самый распространенный вид конструирования
а) по заданной теме б) по замыслу в) по условиям г) по образцу
— ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел
а) по заданной теме б) по замыслу в) по условиям г) по образцу
10. Выделите верное утверждение:
а) «игра дитя труда» б) игра социальна по содержанию в) игра социальна по происхождению
г) «труд дитя игры» д) игра имеет биологическое происхождение
11. Назовите основные игровые средства:
а) игрушки б) воображаемые предметы в) предметы-заместители г) роли д) игровые действия
12. Основа игр с правилами:
а) свод формализованных правил б) воображаемая ситуация в) набор игровых действий г) выигрыш
Картотека (средняя группа) на тему: Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.
Организуя и направляя игры детей, следует также обязательно учитывать характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, например, подвижные игры, связанные с большой интенсивностью движений, не должны проводиться перед дневным или ночным сном детей, а также после приема пищи. Во время прогулки, на которой можно организовать разные игры, нужно учитывать погодные условия. В жаркую летнюю погоду предпочтение отдают играм малой и средней подвижности, а игры, связанные с бегом, прыжками, требующие интенсивных движений, лучше проводить во второй половине дня.
В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.
Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для детей это игры чаще всего индивидуального порядка.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.
Творческие игры возрастной группы:
1.Игры с правилами;
2.Творческие игры детей средней группы;
3.Театрализованные – Теремок, Колобок;
4.Сюжетно – ролевые – бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (в библиотеку, полет на Луну).
5.Игры со строительным материалом – напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», природный (песок, снег, глина, камни).
Игры с правилами детей средней группы:
6.Дидактические – игры с предметами (например, отобрать все игрушки, сделанные из дерева), настольно-печатные игры (например подбор картинок по одному признаку (классификация), словесные игры (например игра – Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем).
7.Подвижные – «Кошки-мышки», «Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.
Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Презентация по игре «Сюжетно-ролевая игра»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Сюжетно-ролевая игра Выполнила: Емельянова О.И. воспитатель МБДОУ №4 «Уголек» г.Мыски Кемеровской области
2 слайд Описание слайда:Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
3 слайд Описание слайда:Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры Сюжет Роль Игровые действия Правила Игровое употребление предметов (замещение) Реальные (партнерские) отношения между играющими детьми
4 слайд Описание слайда:Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
5 слайд Описание слайда:Игровые действия – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Они способствуют выполнению роли: «врач делает укол больному», «учитель учит учеников писать» и т.д. Правила – регламентируют действия ребенка, эти правила говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли.
6 слайд Описание слайда:Игровое употребление предметов (замещение) – необходимо для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре. Ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
7 слайд Описание слайда:Реальные (партнерские) отношения между играющими детьми — выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.). Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё.
8 слайд Описание слайда:Виды сюжетно-ролевых игр Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. (школа, магазин, библиотека, колхоз и т.д.) Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
9 слайд Описание слайда:4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку и др. 5 «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет кукол говорить, выполнять разнообразные действия. Действует он при этом в двух планах – за куклу и за себя, направляя все действия.
10 слайд Описание слайда:Уровни развития сюжетно-ролевой игры 1-ый этап: Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна.
11 слайд Описание слайда:2-ой этап: Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра может многократно повторятся. Игрушки заранее не подбираются. В игре уже могут объединиться 2-3 человека.
12 слайд Описание слайда:3-ий этап: Основное содержание игры – также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
13 слайд Описание слайда:4-ый этап: Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время. В игре четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. В игру вовлекается до 5-6 человек.
14 слайд Описание слайда:Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры воспитатель должен играть вместе с детьми Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре. Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений
15 слайд Описание слайда:Руководство сюжетно-ролевой игрой на 1-ом этапе (3-4 г): Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий. Развитие и обогащение сюжетов игры. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе. Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх.
16 слайд Описание слайда:Руководство сюжетно-ролевой игрой на 2-ом этапе (4-5 лет): 1. Обогащение содержания игр, возникающих в группе. 2. Формирование умения организованно играть небольшими группами, сговариваясь по поводу игры. 3. Поддерживать в игре дружелюбные отношения. 4. Использование косвенных приемов руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. 5. Возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
17 слайд Описание слайда:Руководство сюжетно-ролевой игрой на 3-ем этапе (5-6 лет): 1. Развитие у детей самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. 2. Обогащение содержания игр 3. Расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. 4. Время от времени предлагает новую тему, при этом педагог не навязывает тему, а старается лишь возбудить к ней интерес.
18 слайд Описание слайда:Руководство сюжетно-ролевой игрой на 4-ом этапе (6-7 лет): Прямое воздействие воспитателя на игры детей если возникают устойчивые группировки. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры. Педагог редко берет на себя ту или иную роль.
19 слайд Описание слайда:Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
20 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала: ДБ-188872
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийМатериал: Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. В.В. Давыдов, В.А. Недоспасова, Н.Я. Михайленко и другие исследователи видят опасную тенденцию превращения детского сада в мини-школу. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Сегодня педагоги и психологи указывают на то, игровая деятельность детей претерпевает существенные изменения. Это обстоятельство позволило сформулировать проблему исследования, выраженную в виде цели – на основе сравнительного анализа изучить особенности сюжетно-ролевой игры (на примере структурных компонентов игры) детей старшего дошкольного возраста на современном этапе и этапе 60 – 70-х годов, что позволит объективно и конкретно высказаться относительно изменений, происходящих в игровой деятельности современных дошкольников. Кроме того, полученные сведения о современной игре дошкольников позволяет определить необходимые психолого-педагогические мероприятия по совершенствованию игровой деятельности.
Экспериментальная работа реализовывалась с детьми старшего дошкольного возраста на базе МДОУ №162 (Кировского района г. Красноярска). Для экспериментальной работы использовалась методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной и методика М.В.Хозиевой. Наблюдение проходило в часы свободной деятельности детей в течение восьми недель. Анализировались ситуации где игровая деятельность детей носила самостоятельный характер.
Изучались структурные компоненты игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину) на основе анализа протоколов наблюдения. Анализировались следующие компоненты игровой деятельности: особенности темы и сюжета игры; роли; игровые действия; выполнение правил.
Аналогично изучались особенности реализации структурных компонентов игры детей в период 60 – 70-х годов на основе контент-анализа психолого-педагогической литературы 60 – 70-х годов по проблеме игровой деятельности детей.
При сопоставлении результатов изучения компонентов сюжетно-ролевой игры детей в 60 – 70-х годах и современных дошкольников были выявлены следующие особенности.
Источник темы, сюжета игры. Наиболее популярными источниками тематики детских игр, как в наше время, так и в 60 – 70-х годы, являются жизнь и взаимоотношения взрослых людей. Дети выбирают наиболее знакомую сферу жизнедеятельности, т.к она доступна и понятна им. Но в настоящее время доля игр, отражающих жизнь взрослых снизилась. Это связано с тем, что деятельность современных взрослых стала мало понятна ребенку, и он не всегда знает, чему подражать. Кроме того, на сегодняшний день появились новые источники тем для игр детей: компьютерные игры, телевизионные передачи т.д.
Относительно произведений киноискусства и анимации можно сказать, что за прошедшие годы дошкольники значительно чаще стали использовать их сюжеты в качестве тем игровых действий. Возможно, это связано со стремительным развитием киноиндустрии. Нельзя не заметить тот факт, что на сегодняшний день дети крайне редко стали «черпать» тематику игр на основе произведений художественной литературы. Данная ситуация является свидетельством того, что взрослые не занимаются литературным образованием детей, что и приводит к обеднению игрового опыта детей.
Развернутость сюжета. Анализ параметров «развернутость сюжета» свидетельствует, что существенно (почти вдвое) сократилось количество игр, в которых сюжет классифицируется как развернутый.
Ролевое партнерство в игре. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сопряженных ролей, а, значит, партнеров. Сегодня дети все чаще партнером по игре выбирают игрушку, чем сверстника, что может негативно сказаться на развитии общения ребенка. Возможным объяснением выявленного факта может быть несформированность коммуникативных навыков из-за: а) ограниченности контактов детей со сверстником в силу замкнутости современной семьи; б) малодетности современной семьи.
Наличие ролевой речи, развернутость ролевого диалога и использование предметов-заместителей. Относительно этих показателей значительных изменений не выявлено.
Содержание игровых действий. Относительно содержания игровых действий следует отметить, что в 60 – 70-х годы дети старшего дошкольного возраста больше внимания уделяли действиям, передающим социальные отношения. В настоящее же время увеличилось количество игровых ситуаций, в которых преобладают предметные действия. Они становятся основными в сюжетно-ролевой игре современных дошкольников. Этот факт заставляет задуматься, так как преобладание предметных действий характерно для младшего и среднего дошкольного возраста.
Разнообразие и развернутость игровых действий. Следует отметить, что в игре современных дошкольников мала доля действий, характеризующихся развернутостью и разнообразием, что свидетельствует об обеднении игровой деятельности дошкольников.
Согласованность игровых действий с партнером по игре. Частые конфликты, непродолжительный характер игровой деятельности современных дошкольников свидетельствует о несогласованности действий и о неумении участников игры договариваться между собой.
Игровые правила. По литературным сведениям, в 60 – 70-х годы правила практически во всех случаях выполняли функцию регулятора игры. В настоящее время лишь в 60% ситуаций дети сознательно используют правила игры в качестве регулятора деятельности.
Выводы.
- Выявленные особенности структурных компонентов игровой деятельности детей отражают своеобразие сюжетно-ролевой игры на современном этапе.
- Особенности, к которым следует отнести: а) недостаточно наполненное содержание сюжетно-ролевой игры; б) низкий уровень развития сотрудничества со сверстником; в) преобладание предметных действий над действиями, передающими социальные отношения; г) однообразие игровых действий, свидетельствуют о дефицитарном развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
- Сравнительный анализ реализации компонентов сюжетно-ролевой игры детьми старшего дошкольного возраста и характером этих же компонентов игры по литературным сведениям 60 – 70-х годов, показал существенные различия по таким параметрам, как: а) развернутость сюжета; б) сотрудничество в игре; в) содержание игровых действий; г) разнообразие и развернутость игровых действий; д) согласованность игровых действий с партнером; е) соблюдение игровых правил.
- Выявленные дефициты сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста указывают на необходимость усиления внимания со стороны воспитывающих взрослых к совершенствованию игровой деятельности, т.к. игра является тем видом деятельности, который обеспечивает развитие целого ряда значимых личностных качеств ребенка.
Данные исследования не претендуют на полный и достаточный анализ игровой деятельности, но могут быть основой для дальнейшего изучения данной проблемы и определенной отправной точкой для последующего мониторинга развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Тест по МДК 02.01 Теоретические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»
Тест
по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации
игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель: Темерева Л.П.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 60 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 15 заданий.
Часть А включает 14 заданий. К каждому заданию приводятся варианты ответов. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.
Часть В содержит 13 задания более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 13.
Часть С содержат 3 задания со свободным ответом. За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть — 12.
Максимальное количество баллов за всю работу –52 балла
Перевод баллов в оценку:
80 % правильных ответов — «отлично» (52—42 баллов)
70 % правильных ответов — «хорошо» (41-36 баллов)
50 % правильных ответов – «удовлетворительно» (35-26 баллов)
менее 50 % правильных ответов – «неудовлетворительно».
Часть А
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите правильный ответ.
1. Назовите педагога, впервые разработавшего дидактические игры.
А. Фребель Ф.
В. Бондаренко А. К.
Г. Макаренко А.С.
Д. Эльконин Д.Б.
2. Назовите автора классификации дидактических игр: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
А. Фребель Ф.
Б. Бондаренко А. К.
В. Макаренко А.С.
Г. Эльконин Д.Б.
3. Назовите автора классификации дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
А. Бондаренко А. К.
Б. Подъяков Н. Н.
В. Аванесова В. Н.
Г. Сорокина А.И.
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выберите правильные ответы.
4. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, связанные с обогащением детей знаниями.
А. Наблюдения
Б. Экскурсии
В. Рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования;
Г. Встречи с людьми разных профессий
Д. Непосредственное участие воспитателя в творческой игре;
Ж. Использование фотографий детских построек, схем, таблиц;
З. Поручения
И. Чтение художественной литературы
К. Беседа
Л. Беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала
М. Индивидуальная беседа с детьми
5. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.
А. Наблюдения
Б. Экскурсии
В. Непосредственное участие воспитателя в творческой игре
Г. Поручения
Д. Задания
Ж. Чтение художественной литературы
З. Разъяснения
И. Вопросы
К. Использование фотографий детских построек, схем, таблиц
Л. Использование тематических заданий
М. Привлечение иллюстративного материала
Н. Изготовление вместе с ребенком элементов костюма для его роли
6. Методы руководства сюжетно-ролевыми играми, связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек.
А. Экскурсии
Б. Непосредственное участие воспитателя в творческой игре
В. Совместное выполнение воспитателем и детьми построек;
Г. Рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования;
Д. Задания
Ж.Чтение художественной литературы
З. Беседа
И. Поручения
К. Использование фотографий детских построек, схем, таблиц
Л. Использование тематических заданий.
Инструкция для студентов: Найди неправильный ответ.
7. Структурные компоненты дидактической игры.
А. Дидактическая задача
Б. Игровая задача
В. Роль
Г. Игровые действия
Д. Игровые правила
8. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
А. Сюжет игры
Б. Дидактическая задача
В. Содержание игры
Г. Роль
Инструкция для студентов: Найди неправильные ответы.
9. Виды игр-драматизаций.
А. Игры-имитации
Б. Ролевые диалоги на основе текста
В. Настольный театр
Г. Инсценировки произведений
Д. Плоскостной театр
Е. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Ж. Театр игрушки
З. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
И. Пальчиковый театр
10. Виды режиссерских игр
А. Игры-имитации
Б. Ролевые диалоги на основе текста
В. Настольный театр
Г. Инсценировки произведений
Д. Плоскостной театр
Е. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Ж. Театр игрушки
З. Пальчиковый театр
Инструкция для студентов:
Найди правильные ответы
11. Приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой.
А. Обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни
Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре детей
В. Разъяснение
Г. Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры
Д. Обновления игровых материалов
Ж. Помощь
З. Совет по ходу игры
И. Предложение новой темы игры
12. Приемы прямого руководства сюжетно-ролевой игрой.
А. Обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни
Б. Ролевое участие в игре, участие в сговоре детей
В. Разъяснение
Г. Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры
Д. Обновления игровых материалов
Ж. Помощь
З. Совет по ходу игры
И. Предложение новой темы игры
13. Виды игрушек для сюжетной игры
А. Атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)
Б. Предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
В. Маркеры пространства (обозначающие игровое пространство)
Г. Спортивный инвентарь
Д. Плоскостные конструкторы
14. В конструкторских играх используются типы игрового оборудования
А. Строительный материал
Б. Конструкторы
В. Детали конструктора
Г. Атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи),
Д. Плоскостные конструкторы
Ж. Предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
З. Бумага, природные и бросовые матери
Часть В
Инструкция для студентов: установите соответствие.
15. Установите соответствие между названием структурного компонента дидактической игры и его характеристикой.
А. Дидактическая задача
Б. Игровая задача
В. Игровые действия
Г. Игровые правила
1.Содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения, имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер.
2. Определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
3. Реализуется детьми в игровой деятельности, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия.
4.Это сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминание раннее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.
16. Установите соответствие между видом дидактической игры и ее характеристикой.
А. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной»
Б. Игры с загадыванием и отгадыванием
В. Сюжетно-ролевые дидактические игры
Г. Игры с прятаньем и поиском
Д. Игры-поручения
Ж. Игры-соревнования
1. Игры, основанные на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать.
2. Игры, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай». «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона — или животных: волка, гусей и т.д.
5. Игры, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
6. Игры, связанные с интересными игровыми моментами — избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку.
17.Установите соответствие между структурным компонентом сюжетно-ролевой игры и его характеристикой.
А. Сюжет игры
Б. Содержание игры
В. Роль
1. Это игровая позиция ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
2. Это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
3. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
18. Установите соответствие между этапом развития сюжетно-ролевой игры и его характеристикой.
А. Первый этап развития сюжетно-ролевой игры
Б. Второй этап развития сюжетно-ролевой игры
В. Третий этап развития сюжетно-ролевой игры
Г. Четвертый этап развития сюжетно-ролевой игры
1. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Игры носят совместный, коллективный характер.
2. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Цепочка действий носит сюжетный характер. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки.
3. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом или одиночная игра.
4. Основное содержание игры — также действия с предметами, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Дети отражают в игре быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
19. Установите соответствие между видом театрализованной игры и ее характеристикой.
А. Игра-драматизация
Б. Режиссерская игра
1. Артистами являются игрушки или их заместители. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности.
2. Ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
20. Установите соответствие между требованием к организации предметно-игровой среды и его характеристикой.
А. Вариативность среды
Б. Полифункциональность материалов
В. Насыщенность среды
Г. Доступность среды
Д. Безопасность предметно-пространственной среды
Ж. Трансформируемость пространства
1. Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей
2. Соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
3. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
4. Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
5. Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
6. Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
21. Установите соответствие между названиями видов игрушек для сюжетно-ролевой игры и названиями игрового оборудования для сюжетно-ролевой игры.
А. Атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи)
Б. Предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа)
В. Маркеры пространства (обозначающие игровое пространство)
1. Куклы
2. Кукольный стол, крупный
3. Животные, звери и птицы объемные и плоскостные
4. Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи
5. Набор мебели для кукол
6. Набор плоскостных фигурок на подставках: сказочные персонажи
7. Набор кухонной посуды (крупной и средней)
8. Ведерки
9. Руль на подставке
10. Молоток (пластмассовый)
11. Набор овощей и фруктов (объемные — муляжи)
12. Гладильная доска
13. Универсальная складная рама
14. Комплект кукольных постельных принадлежностей
22.
Установите соответствие между типом оборудования для строительной игры и названиями игрового оборудования для строительных игр.
А. Строительный материал
Б. Бумага, природные и бросовые материалы
В. Детали конструктора
Г. Конструкторы
Д. Плоскостные конструкторы
1. Конструкторы из серии «LEGO- DACTA» («Город», Железная дорога»)
2. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины)
3. Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы
4. Комплект больших мягких модулей
5. Конструкторы для игр с песком и водой
6. Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
7. Коврики — трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и другие
8. Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности
9. Шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, кусочки меха, ткани,
пробки, сухоцветы, орехи
10. Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности.
Инструкция для студентов: Вставить пропущенное слово.
23. ___________ — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью _______________игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. _________________________- это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26.________________- предмет, используемый или специально изготовленный для игры.
27.________________ __________________ ________________ — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28. Назовите виды сюжетов в сюжетно-ролевых играх.
29. Назовите группы методов воспитания, используемые при руководстве дидактическими играми.
30. Сформулируйте дидактическую и игровую задачу в игре «Путешествие в Цветочный город».
Игра «Путешествие в Цветочный город»
Ход игры: дети вместе с воспитателем идут по кругу и произносят заклинание, закрывают глаза, открывают глаза и оказываются в Цветочном городе. Можно использовать игрушки или цветные изображения жителей Цветочного города. В цветочном городе детей встречает Незнайка. Дети вместе с воспитателем вспоминают (или знакомятся с жителями Цветочного города) как зовут жителей Цветочного города. Незнайка просит ребят помочь ему найти клад. Дети рассматривают нарисованную Незнайкой схему, (сначала идём налево, затем идём вперёд, потом сворачиваем направо, потом идём вперёд, затем налево). Дети, воспитатель и Незнайка находят клад.
Дидактическая задача: ________________________________________________
Игровая задача: _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ответы на тестовые задания
Тест по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
(ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей)
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель: Темерева Л.П.
Часть А
1. А
2. В
3. Г
4. А, Б, Г, И, К, Л, М
5. В, Г, Д, И. М
6. В, Г, Д, К, Л
7. В
8. Б
9. В, Д, Ж, И
10. А, Б, Г, Д
11. А, Г, Д
12. Б, В, Ж, З, И.
13. Г
14. Г, Ж
Часть В
15.
22.
- 23. Игровая деятельность — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. Дидактические игры — это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26. Игрушка — предмет, используемый или специально изготовленный для игры.
27. Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28. Бытовые, социальные, производственные.
29. Методы формирования социального опыта, методы осмысления социального опыта, методы стимулирования.
30.
Дидактическая задача: продолжить учить детей определять направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо — налево), обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня стол).
Игровая задача: Помочь Незнайке найти клад.
Бланк ответа
МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации
игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
(ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей)
по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Преподаватель: Темерева Л.П.
Ф. И. студента_________________
Дата ________ Группа________
Часть А
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Часть В
15.
22.
- 23. ___________ ______________ — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности.
24. Основной особенностью ________________________игры является наличие в ней воображаемой ситуации.
25. ______________________________- это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
26.________________- предмет, используемый или специально изготовленный для игры.
27.________________ __________________ ________________ — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Часть С
28.
29.
30.
Дидактическая задача: ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Игровая задача: _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- 23. ___________ ______________ — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности.
Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников
Комплексный метод включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:
Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности.
Обогащение игрового опыта.
Организация предметно-игровой среды.
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.
Психологи определили, что в своем развитии игра проходит три этапа:
1 этап – сюжетно-отобразительная игра /ранний и младший дошкольный возраст/;
2 этап – сюжетно-ролевая игра (сюжетно-ролевая игра первой фазы) /младший и средний дошкольный возраст/;
3 этап – собственно-ролевая игра (сюжетно-ролевая игра второй фазы) /старший дошкольный и младший школьный возраст/.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности
Сюжетно-отобразительная игра.
На данном этапе развития игры ознакомление с окружающим идет через знакомство с предметами и действиями с ними. В центре ознакомления с трудом взрослых должны быть орудия труда, а не сам человек. Например, знакомя с трудом няни, мы должны показать детям посуду, различные действия с ней. Нужно сделать так, чтобы дети познакомились с предметами, активно подействовали с ними. Дети не должны быть пассивными наблюдателями, а включаться в активную деятельность – умственную, трудовую.
Сюжетно-ролевая игра первой фазы.
Роль обучающих игр не снижается, но проводятся они в других ситуациях. Например, воспитатель подходит к ребенку с больной куклой и просит поставить горчичники. Ребенок в затруднении. Тогда воспитатель отрывает сама листочек: «На тебе горчичник». Другой пример: воспитатель просит у ребенка таблетку, а тот дает листочек, что никак не может быть заместителем таблетки. Воспитатель: «Я возьму из коробочки таблетку» (дает катышек из бумаги). Эта работа проводится индивидуально.
Большое значение в обучении детей ролевым способам имеют фронтальные формы работы. Например: проведение подвижных игр с сюжетным содержанием, игр имитационного характера. В игре следует предусматривать связь имитационных игр с общеразвивающими упражнениями по содержанию. Например, ознакомление с трудом шофера параллельно с игрой «Воробушки и автомобиль». В процессе фронтальных форм работы дети усваивают средства выразительности: жесты, мимику, движения, и в дальнейшем переносят их в игру.
Одной из эффективных форм обогащения игрового опыта являются совместные игры воспитателя с детьми. Действуя с ребенком на равных (как подружки, соседки) воспитатель показывает, как надо играть, знакомит с ролевыми высказываниями, жестами.
Необходимо помнить: если мы хотим, чтобы наши дети играли, надо включать их в активные действия на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Сюжетно-ролевая игра первой фазы
При проведении занятий по ознакомлению с окружающим следует учитывать, что центральной фигурой на этом этапе становится человек. Прежде, чем познакомить детей с действиями человека определенной профессии, важно вызвать у детей чувство симпатии к нему. Это необходимо для того, чтобы дети захотели в него поиграть.
Экскурсия в медицинский кабинет: «Это врач Анна Ивановна. Посмотрите, какая она веселая, добрая. Ласково улыбается она вам. Посмотрите, как она одета».
На занятиях по ознакомлению с окружающим мы решаем еще одну задачу. Необходимо создавать условия для того, чтобы зародить у детей мысль о переносе увиденного в игру. Например, в конце экскурсии врач может спросить: «Ребята, а у вас все куклы здоровы? Нет больных? Мне кажется, вам их надо посмотреть. Дать витамины». Хорошо, когда человек. За трудом которого дети наблюдали, подарит детям что-то, связанное с его трудом: медсестра может подарить пустые коробочки из-под витаминов, шофер – пластмассовый гаечный ключ для починки машины в группе и т.д.
На занятиях по ознакомлению с окружающим в конце 4-го – начале 5-го года жизни важно показать детям процесс общения взрослых с детьми, друг с другом. Это необходимо для того, чтобы дети вступали во взаимодействие в игре. Например, во время экскурсии в медицинский кабинет специально подготовленный ребенок входит в кабинет: «Здравствуйте, у меня сильно заболело горло». – «Дети, постойте тихо-тихо, а я полечу девочку».
Сюжетно-ролевая игра второй фазы
В процессе ознакомления с окружающим основное внимание следует уделять содержательному общению взрослых, что сказывается на развитии и обогащении сюжетов детских игр. Обучение воспроизведению окружающей действительности, игровым действиям, способам игрового поведения должно быть постоянным и проходить не только на занятиях. На этом этапе роль обучающих игр снижается. В старшем дошкольном возраста большое внимание отводится планированию сюжета перед игрой.
Организация предметно-игровой среды
Сюжетно-отобразительная игра
В группе должны быть крупные игрушки. Куклы подбираются с хорошо гнущимися конечностями, с лепными париками. Хороши плоскостные игрушки. В игровом уголке должна находиться коробка с заместителями: они должны быть крупными, небьющимися. У кукол тоже могут быть заместители: например, свернутое полотенце, платочек – получается новая кукла.
Сюжетно-ролевая игра первой фазы
Весь материал к сюжетно-ролевым играм вносится постепенно, по мере ознакомления детей с окружающим. В оформлении игровых уголков нужны ролевые атрибуты. Но увлекаться ими не следует. Нужны 1-2 элемента. А остальное дети могут сами сделать из заместителей.
Для совместных игр удобны крупные макеты. Например, макет машины, где есть место шофера и пассажира. Надо обращать внимание на то, чтобы машина была красивой не только с наружи, но и внутри.
Интересно для развития сюжета и нарисованное панно. Например, мальчик пришел в детский сад и рассказал детям о работе водолазов. Дети очень заинтересовались рассказом. Воспитатель. Заметя интерес, сразу же изобразила на съемном панно море. Водолазов и тем самым поддержала интерес детей.
Нельзя работать без учета игровых интересов группы. В работе мы должны идти от необходимости. Поэтому не нужны громоздкие костюмы. В группах должны быть атрибуты для выполнения роли мамы, папы – взрослого человека. Это юбки, бусы, сережки (можно из пуговиц, шариков) – для мамы; кепки, галстуки, бабочки – для папы.
Нужен обобщающий материал – «эвристические коробки» с заместителями (палочки от мороженого, поролон, трубочки от коктейля и т.д.). очень часто в качестве заместителей дети используют мозаику, бумагу – не следует запрещать этого детям. Очень важно привлекать детей к использованию в играх игрушек-самоделок, своих рисунков, аппликаций.
Сюжетно-ролевая игра второй фазы
В старших, подготовительных к школе группах куклы (куколки по профессиям, солдатики и др.) должны быть маленьких размеров (10-15 см), в игре с ними дети выступают в качестве режиссеров. Дети с интересом используют в играх бумажные куклы.
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры
Сюжетно-ролевая игра первой фазы
Задача формирования активизирующего общения – одна из главных задач на этом этапе. Самый эффективный прием – поощрения («Какая нежная, заботливая у нас мама!»). Первая беседа возникает тогда, когда воспитатель задает серию вопросов. А ребенок вынужден отвечать на них. Например, дети играют в больницу. Воспитатель, приняв роль мамы, приходит к врачу: «Здравствуйте, моя дочка заболела». Доктор-ребенок молча начинает слушать ребенка-куклу. Воспитатель: «Вы сразу прослушаете, а может у него что-то другое болит. Вы спросите меня, а я вам скажу, ведь я его мама», т.е. наталкивает ребенка на разговор. Далее воспитатель задает вопросы, требующие ответа ребенка, подводит ребенка к беседе: «А витамины полезно давать?», «Скажи моей дочке, что ей необходимо делать зарядку по утрам, а то она не хочет».
Задача воспитателя – поддержать беседу, правильно её направить. Только в этом случае может появиться активизирующее общение детей друг с другом. Для того, чтобы возникла ролевая беседа, нужна инициатива взрослого. Например, во время игры в больницу воспитатель принимает на себя роль мамы больного ребенка. Своими вопросами она наталкивает ребенка – «врача» – на разговор. Использование телефона помогает воспитателю включиться в игры детей, способствует развитию ролевого одщения между детьми.
Сюжетно-ролевая игра второй фазы
Значение активизирующего общения взрослых с детьми снижается. В анализе, беседе взрослый намечает перспективу дальнейшего развития игры.
Литература:
Материалы Всероссийского совещания по совершенствованию игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. — № 1; Руководство играми детей / под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.
Анищенко. Игра в плане воспитателя. // Дошкольное воспитание. – 1984. — № 4.
Материалы областного совещания по игровой деятельности. – 1985.
Опыт работы городского актива по родному языку по теме «Организация самостоятельной художественной деятельности».
Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.
Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в играх.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.
Спиваковская А.С. Игра – это серьезно.
Коломинский Я. Социально-психологические аспекты руководства игрой.
Качественные изменения игровой деятельности
К трем годам:
Дети принимают игровые задачи, предлагаемые в прямой и косвенной форме.
Игровые действия повторяются и видоизменяются. Игровые действия развернутые, детализированные.
Одно и то же игровые действия адресуют разным игрушкам, взрослым.
Самостоятельно передают в игре интересные действия людей, небольшие жизненные ситуации.
Умение самостоятельно играть 10-15 минут.
Использование в игре 3-5 игрушек, отображение нескольких взаимосвязанных по смыслу действий.
Используют сюжетные сценки.
Охотно используют предметы-заместители, воображаемые и нарисованные предметы.
Называют действия, свойства.
Играют рядом, не мешая друг другу, взаимодействуют друг с другом.
К пяти годам:
Игра относительно длительная и развернутая.
Самостоятельно ставят 3-5 взаимосвязанных игровых задач, объединяя общим замыслом несколько разных, иногда контрастных эпизодов.
Легко принимают воображаемую ситуацию.
Умеют договариваться, прислушиваются к мнению сверстников по содержанию, постановке и способам решения игровых задач.
Владеют способами предметно-игрового действия (играют с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами).
Обозначают эпизоды речью, без наглядной опоры на предмет.
Используют разные ролевые способы поведения в игре.
Эмоционально, выразительно (с помощью жестов, мимики, движений, интонации) передают роль.
Ведут ролевую беседу в совместной игре.
К семи годам:
Самостоятельно организуют сюжетно-ролевую игру: выбирают тему, создают предметно-игровую среду, выполняют соответствующие игровые действия и правила поведения.
Творчески реализуют замыслы.
Игровые сюжеты развернуты, разнообразны. Содержание сюжетов отражает жизнь людей ближайшего окружения. Игра насыщена событиями. Появляются романтические, героические, фантастические сюжеты.
Предпочитают играть вместе. Объединяются в группировки по 3-7 человек.
Удается совместная постановка задач. Обговаривают замысел игры, распределение ролей и их разыгрывание.
Наличие общей игровой цели, осознанное подчинение ей. Решают до 8 взаимосвязанных по смыслу игровых задач.
Освоены способы предметно-игровых действий: свободно играют игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами. Легко дают словесные обозначения.
Передают характерные особенности роли с помощью средств выразительности: движения, мимика, жесты, интонация; выразительность роли через атрибуты.
Вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Завязывают содержательную ролевую беседу. Яркие ролевые диалоги.
Игровые интересы устойчивы. Игровые замыслы отличаются новизной, богатством.
Самостоятельная игра продолжается в течение достаточно длительного времени.
Младший дошкольный возраст
Воспитатель передает игровой опыт незаметно, выступая в роли товарища по игре. Исполняет роль с достоверной выразительностью (используя движения, мимику, интонационную выразительность речи).. взяв роль, воспитатель организует нескольких детей для совместной игры. Вступает в ролевую беседу.
Методические приемы руководства:
Создание игровых проблемных ситуаций.
С помощью игрового материала (игрушки, предметы-заместители, воображаемые предметы, съемные панно-картины, крупные игрушки, строительный материал, игрушки-самоделки, предметы одежды для ряжения).
Усложнение способов отражения одного и того же события.
Наблюдение за играющими, обращение к детям, направляющее на поиски новой роли, постановку новых игровых задач.
Поощрение (своевременная поддержка в роли).
Похвала за согласованность игровых действий.
Приглашение в игру пассивных детей.
Выражение восхищения игровыми действиями детей.
Игровые приемы, побуждающие принять роль.
Эмоциональное комментирование игровых действий, соотнесение их с названием роли.
Вопросы, побуждающие к постановке личных игровых целей.
Образец ролевого поведения, ролевого диалога.
Старший дошкольный возраст
Методические приемы руководства:
Косвенные приемы руководства (совет, вопрос, подсказка, изменение игровой среды).
Роль «диспетчера» («волшебницы»):
Выяснение разыгрываемых ролей.
Установление правильности понимания детьми взаимосвязи ролей.
Помощь в отражении простых ролевых связей и отношений.
Побуждение к разыгрыванию ролевых взаимоотношений на фоне интересных событий.
Предложение введения недостающей роли.
Подсказ дальнейшего развития возможных событий (проблемные ситуации).
Активизация всех участников игры «подбором» событий.
Включение в игру для связи отдельных игровых моментов.
Совместные игры с одним ребенком.
Участие в детских играх с целью показа речевого образца.
Коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры.
Подведение итога игры.