Карточки PECS – система альтернативной коммуникации
Что такое PECS
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Статья в тему: Основные правила для обучения аутичного ребенка
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Работа с карточками PECS
Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.
Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.
Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.
Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.
Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.
Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.
Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.
Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.
Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.
Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.
Статья в тему: 6 вопросов о самостоятельности ребенка с аутизмом
С какого числа карточек PECS стоит начать?
У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.
Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.
Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Как сделать карточки PECS своими руками
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом
Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Здесь можно ознакомится методами лечения аутизма.
Развивающие карточки для детей «Азбука действий».
Используя карточки можно не только изучать различные глаголы и изучать кто что делает, но и составлять небольшие описательные рассказы для каждой картинки. Вы также можете задавать малышу различные вопросы по каждой карточке. К примеру, следующие вопросы:
- Какое действие изображено и кто его выполняет? (На картинке нарисовано, как заяц качается на качелях)
- Для чего выполняется действие? (Зубы чистят для того, чтобы они были крепкими)
- Где выполняется действие? (Ежик собирает грибы в лесу)
- В какое время суток оно может выполняться? (Просыпаемся — утром, обедаем в обед, ложимся спать — вечером)
- Выполняешь ли ты это действие, когда и зачем? (Я тоже купаюсь, чтобы быть чистым)
- Можно ли выполнять это действие без использования других предметов? (Чтобы нарубить дрова нужен топор. Чтобы почистить зубы нужна зубная щетка и паста).
Скачать карточки — по ссылке
ИЗОБРАЖЕНИЯ КЛИКАБЕЛЬНЫ!
Возраст 2+
Возраст 3+Возраст 4+
Возраст 5+
52 – 24 : 6 • 8 =_______ 94 – 45 : 9 • 8 =_______ 58 + 56 : ( 14 – 7 ) =______ 94 – ( 12 – 3 ) • 6 =_______ 72 – ( 38 + 26 ) : 8 =_____ 45 : 5 + 4 • 9 =________ 7 • 7 + 6 • 6 =________ 28 : 7 + 18 : 2 =_______ 7 • 8 + 24 : 3 =________ 80 – 56 : 7 – 72 =______ 9 • 7 – 60 – 3 =________ 27 – 4 • 3 + 5 • 4 =_______ 8 • 2 + 35 : 5 – 4 • 5 =______ 6 • 3 : 2 + 7 • 7 – 36 =_____ 2 • ( 28 : 7 ) • 5 – 6 =_____ 99 –3• (18 – 12): 9–24 :4 =__ 63 : 9 + (54 – 47) • 6 =____ ( 14 + 3 • 7 ) : 7 + 37 =____ 48 : 8 + ( 65 – 56 ) • 5 =____ (36 : 9 +23)–3 • 6 +20 : 5=__ | 100 – 81 : 9 • 5 =_______ (64 : 8 + 24) : 4 =_______ ( 63 : 9 • 3 + 4 ) : 5 =______ (45 + 9 ) : 9 • 7 =_______ 90 – 36 + 42 : 6 =_______ ( 73 + 27 ) : 10 • 6 =______ 54 : 6 • 2 : 3 =_______ ( 7 + 5 • 7 ) : 7 + 43 =______ 6 • 6 + 6 • 8 – 42 =_______ (5 • 5 + 15 ) : 8 + 12 =_____ ( 70 – 9 + 2 ) : 9 • 8 =______ ( 15 + 15 ) : 5 • 9 =_______ ( 54 : 6 • 9 + 9 ) : 10 =_____ ( 72 : 8 ) • 4 + 44 =______ 6 • 2 : 3 • 9 + 71 =______ ( 57 + 18 : 6 ) : 10 =_____ ( 3 • 8 + 12 ) : 6 =____ 52 + 9 • 3 – 4 • 8 =_____ 5 • ( 71 – 68 ) + 6 • 9 =____ 8 • 5 + 3 • 6 =______ | 8 • 8 + 2 •7 =_______ 5 • 9 + 6 • 4 =_______ 7 • 8 – 4 • 7 =_______ 9 • 6 + 5 • 8 =_______ 7 • 7 + 6 • 8 =________ 6 • 7 – 81 : 9 =________ 54 : 9 + 7 • 7 =_______ 48 : 8 • 7 =________ 9 • 7 – 4 • 5 =_______ 8 • 9 – 4 • 7 =_______ 3 • 8 – 6• 3 =_______ 8 • 4 – 9 • 2 =_______ 9 • 9 – 6 • 7 =______ 4 • 5 – 54 : 9 =______ 63 : 9 + 6 • 8 =_______ 64 : 8 • 9 =______ 8 • 7 + 4 • 3 =_____ 3 • 9 + 7 • 7 =_____ 4 • 6 + 6 • 6 =______ 3 • 5 + 4 • 9 =______ |
Карточки PECS, важная роль для жизненных навыков детей РАС
Коррекция коммуникативных нарушений детей с РАС играет важную роль для приобретения им нужных жизненных навыков. Оптимальным и проверенным вариантом для этого являются карточки PECS, разработанные в 80-х годах. С их помощью, а также правильно подобранных стимулов родители обучают ребенка взаимодействовать. Причем не стереотипно, а спонтанно.
Содержание:
Как работает коммуникативная система PECS
Здесь мы кратко рассмотрим суть данной методики, для того чтобы перейти к последующему описанию изготовления и использования карточек.
Назначение PECS
Не стоит преуменьшать назначение метода и сводить его лишь к развитию навыков речевого контакта. Так как выявляемые у детей с аутистическим спектром нарушения выражаются, в том числе, в невозможности осознания ценности и смысла общения и в отсутствии полноценной речи, то приобретение всевозможных навыков для них максимально затруднено. Здесь идет речь не только о навыках взаимодействия в общепризнанных рамках, но и отклонениях в понимании социально-бытовых норм.
Объясняется это тем, что все необходимые нормы человек усваивает с младенчества, начиная подражать элементарным проявлениям коммуникации, исходящей от родителя. Если изначально дети подражают мимическим выражениям лица с постепенным усвоением их смысла, то по мере взросления они повторяют более сложные действия по самообслуживанию, ведению бытового хозяйства и поведению в обществе. При нарушениях аутистического спектра наблюдаются полное или частичное отсутствие данного периода развития и соответственно невозможность вести полноценный и самостоятельный образ жизни во взрослом состоянии. То есть коррекции подвергается коммуникативная и речевая составляющая, всесторонне влияющая на жизнь человека.
Здесь также стоит развеять опасения родителей по поводу того, что PECS усугубляет стереотипность поведения и сводит все действия к поддержке картинками. При правильном применении системы наоборот развивается способность ребенка действовать спонтанно.
Специфика коррекции детей с РАС и актуальность PECS
Помимо указанных причин для введения коррекционных программ стоит учесть и специфику обучаемости детей с РАС. Дело в том, что их умственные возможности, не являясь изначально заниженными, развиваются в рамках усиленного внимания к деталям и сенсорного восприятия, а также узконаправленных интересов. Зачастую схематичность и визуализация конкретных объектов и действий является крайне важной для их обучения. Поэтому система коррекции при помощи визуальных картинок является наиболее приемлемой.
Как указывалось, ранее, отсутствие подражания и соответственно обучения социально-бытовым нормам объясняется непониманием наполненности коммуникации из-за изначального подражательного сбоя. Происходит это, в том числе, из-за отсутствия мотивации для таких детей. Мотивации в виде родительской радости, а затем и общественного одобрения при соблюдении общепринятых норм. Поэтому для введения обучения при помощи PECS необходим поиск стимулов или действенных поощрений для конкретного ребенка. В данном случае поощрения изначально будут иметь элементарный характер в виде любимой еды, игрушек и т.д., приобретая более сложный уровень в процессе взросления и обучения. Для этого следует периодически проводить оценку подкрепляющих стимулов.
Не стоит думать о том, что мы занимаемся некой дрессурой. Все используемые нами поощрения действенны и применимы родителями в обыденной жизни при полном здоровье ребенка. Мы просто делаем больший акцент для эффективной работы с ребенком.
Что представляют собой карточки PECS
Как мы уже поняли PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.
Картинки можно приобрести в готовом виде. Они могут несколько отличаться в зависимости от производителя. В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах. Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.). Однако, лучше использовать интернет возможности для поиска нужных картинок, сохраняя изображения на носителе. Дело в том, что карточки становятся постоянным инструментом общения и действий. Они используются в течение каждого дня, поэтому могут приходить в негодность. В связи с этим лучше иметь возможность распечатать данную картинку вновь или иметь заготовленные изображения на хранении. Подмена изображения карточки (особенно на первых этапах) не рекомендована.
Итак, карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, поездка в бассейн, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Однако, запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др.
Используемые в процессе обучения материалы:
Система коммуникативного обучения подразумевает не только наличие самих картинок, но и сопутствующих материалов и инструментов.
Изготовление карточек
Из-за постоянного использования карточек лучше распечатывать их на плотной бумаге либо приклеивать распечатанные (или подготовленные иначе) изображения на картонку. Многие принтеры могут распечатывать изображения на достаточно плотной бумаге. Оптимальный размер для изделий — 5 на 5 сантиметров.
Кроме того, в качестве карточек могут быть использованы различные логотипы и символы. Эффективными карточками могут выступать и реальные фотографии с участием ребенка, отображающие какие-либо действия (необходимость идти обедать, прием ванны и т.д.). Они максимально приближены к реальности, и ребенок воспринимает их легче.
Для лучшей сохранности карточек и соответственно долговременного использования рекомендуется их заламинировать. Сделать это можно на платной основе в соответствующих организациях (например, в фотосалонах). Услуга достаточно распространена. Альтернативой этому является приобретение собственного ламинатора, так как обучение при помощи карточек может длиться годами.
Если Ваш ребенок занимается при помощи PECS и вне дома на групповых занятиях со специалистом, а карточки при этом недостаточно уникализированы, то можно их подписать.
Хранение и использование
Использовать карточки PECS лучше вместе со специально изготовленной для этого папкой. Карточки могут быть разделены в ней на категории для более быстрого поиска. К тому же структурированность, как мы помним, является плюсом при работе с такими детьми. При этом лучше использовать актуальный на этапе обучения набор картинок с возможностью добавления новых страниц. Для этого нужно приобретать папку с подходящим креплением.
Размещение в папке осуществляется при помощи липучки, прикрепляемой к странице и к карточке. Это позволит быстро и просто вынимать карточки PECS из папки и использовать их для занятия на столе или для того, чтобы принести родителям при спонтанной коммуникации. Данную липучку можно приклеить к странице полосками по всей длине или ширине. Такой способ будет более удобен ребенку для самостоятельного крепления карточек. Приобрести липучку можно в отделах галантереи, швейных магазинах и т.д. Далее в папке будет необходимо выделить отдельную страницу или две для формирования ребенком предложений при помощи картинок. Данные страницы могут использоваться для занятий, а также содержать постоянные на действующем этапе шаблоны предложений для ежедневных действий.
Кроме формирования папки, актуальным является использование доски для обучения. Она может быть также сделана самостоятельно с установкой на ней липучек. В данном случае необходимо внимательно следить за тем, чтобы липучки были везде размещены нужными сторонами.
Этапы введения
- Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.
- Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.
- Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).
- На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».
- Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:
- изучение по ним сезонов года, времени суток;
- объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;
- развитие способности классификации предметов по признаку;
- обучение смысловой нагрузке эмоциональных проявлений других людей и т.д.
- Шестой этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.
Практические советы и типичные ошибки родителей
- Ваша папка с картинками, которую условно можно назвать коммуникативной книгой, должна использоваться постоянно. Для этого ее необходимо брать с собой за пределы квартиры на улицу и в общественные места.
- Только четкое следование последовательности этапов и тщательная работа на каждом из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Не нужно торопить ребенка и требовать от него желаемых результатов.
- Необходимо понимать, что мы до последнего ждем от ребенка самостоятельности в ответах. Подсказка, которая также необходима при затруднениях ребенка, не должна становится основой обучения. Иначе мы не достигнем продвижения.
- Запрещается убирать из книжки карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием. Следует реагировать также, как и при ответе полноценно разговаривающего ребенка. В этом случае мы не отбираем возможность общаться, а учимся обоснованно отвечать «Нет».
- Следует своевременно проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PECS и развиваются также от менее к более сложным.
Как заниматься с карточками: от простого к сложному
Про форматы, размеры и самые популярные издательские варианты читайте здесь>>. Подробнее об играх с самодельными карточками — здесь>>.
Сейчас поговорим, как же собственно использовать карточки в занятиях. Постараюсь давать игры по мере усложнения: сначала активничает мама, потом все большая роль отводится самому ребенку. Или так: сначала развиваем представления о предметном и окружающем мире, нарабатываем пассивный словарь, а затем на этой базе развиваем все остальное: мышление, логику, цветовосприятие, углубляем знания о мире. Начинать можно с первых месяцев жизни ребенка и усложнять игры хоть до школьного уровня.
Предполагается, что у вас в наличии имеются сначала карточки демонстрационного формата (на листах от А4 до А6 – «фотографии»), а со временем, с взрослением ребенка и игровые добавляются – мелкие, из настольных игр, откуда-то вырезанные или напечатанные.
1. Демонстрация и называние изображенного — первый и очевидный способ работы с карточками.
Он подойдет для занятий с малышами и нескольких месяцев от роду, и усидчивых 1-2-3-леток. Наши «просто демонстрации» карточек закончились где-то в 9 месяцев, когда дочь начала выхватывать у меня карточки из рук. Тогда я сделала из них книжки и перешла к другим видам карточной активности. А созерцание мы оставили для электронных презентаций.
Демонстрировать тоже можно по-разному. Можно «по Доману» — это в идеале 3-5 наборов по 5 карточек за день, каждый день заменяется одна карточка. Карточки показываются как можно более быстро, на разглядывание у ребенка несколько секунд. На 2-м, 3-м и последующих кругах, кроме называния предмета, сообщаются некоторые сведения о нем («биты информации»). Подробнее о классической схеме (с которой мы пробовали начинать) я писала здесь>>.
Можно показывать карточки в своем, спокойном темпе, в разнобой или по темам (что логичнее), и столько, сколько комфортно вам с ребенком: по 5, по 10, по 20 штук за раз.
К называнию изображенного можно добавлять какие-то сведения. По Доману с каждым кругом это один факт, который повторяется всю серию, но кто мешает рассказывать каждый раз разные вещи: например сегодня, что лиса рыжая, а завтра, что она живет в лесу, в норе.
Еще один вариант демонстрации – устроить выставку из карточек (1-3-5 шт.) и подводить/подносить к ней ребенка время от времени.
2. Следующий этап – рассматривание карточек и показывание разных частей изображения или отдельных признаков с переходом к вопросам.
Так, можно обращать внимание ребенка:
- на части изображения: вот у собаки лапы, вот хвост, вот уши; вот у машины колеса, вот кузов и т.д.
- на форму: яблоко круглое, а дыня овальная, телевизор квадратный, а пирамидка похода на треугольник и т.д.
- на цвет и окрас: лимон желтого цвета, шоколад – коричневый, медведь – бурый, попугай – разноцветный, болгарский перец бывает желтым, оранжевым, красным и зеленым.
Все это мама может проговаривать, демонстрируя карточки по очереди или разложив пред ребенком сразу несколько.
После нескольких проговариваний пробуем задавать ребенку вопросы: «Где?», «Покажи!» (Где у кошки уши, покажи у машины кабину).
3. Соотнесение картинки и предмета.
К некоторым карточкам легко подобрать их вещественные аналоги, особенно просто это сделать с бытовыми предметами, игрушками, продуктами питания, одеждой – всем тем, что окружает ребенка каждый день. Мы делали по-разному: иногда я предъявляла сразу и предмет, и карточку с его изображением, иногда мы сначала просматривали карточки, потом шли по квартире искать то, что только что видели (могли и карточку с собой прихватить, чтобы сличить), а когда ребенок уже запомнил, где что в доме находится, мы просматривали карточки, и я задавала вопросы «А где у нас холодильник? Мячик? А помнишь, мы на улице собачку видели? Или в зоопарке зебру?»
Следующие задания проводятся одновременно с несколькими карточками.
4. Выбор из 2-х, из 3-х карточек.
— где белка, где изображено желтое яблоко, на какой картинке изображен предмет красного цвета? Сложность вопросов напрямую зависит от уровня развития речи ребенка – активного и пассивного словарного запаса. К слову, карточки как раз и являются одним из средств развития и того, и другого.
5. Обобщение.
Даем общее название нескольким карточкам. Например, выкладываем 2-3-5 карточек из раздела «фрукты» и объявляем ребенку, что все это – фрукты, также поступаем со следующим набором. Все это придется проделывать маме довольно долго, прежде чем ребенок сам сможет назвать обобщающее слово, т.к. это довольно сложная мыслительная операция.
6. «Найди лишнее».
Эту игру все знают! Подкладываем к 2-3-м карточкам, имеющим общий признак, еще одну, отличную от них, и просим найти лишнее, а детей постарше – еще и объяснить, почему.
7. Рассказы по картинке.
Любую карточку можно использовать как повод рассказать ребенку много интересного. Столько, сколько он согласен слушать. У дочери интерес к животным начинался с того, что мы брали карточку, скажем, с медведем, и я рассказывала все, что могла про него вспомнить, а также где мы еще медведя встречали (в сказках, в книжках, есть игрушечный мишка). Вообще актуализация опыта очень важна для ребенка. Многие отвергают карточки, потому что они якобы заменяют ребенку действительность. По мне так это отличное средство как раз подготовить или обобщить реальный опыт, полученный ребенком. Например, перед походом в зоопарк логично сначала показать животных на картинках, а после возвращения оттуда закрепить их образы карточками, видеороликами или презентациями.
8. «Экзамен для мамы».
Не знаю, как побудить к этому ребенка, но моему с определенного возраста стало очень нравиться задавать по карточкам вопросы мне или другим взрослым. Естественно, дочь при этом копировала меня и то, что спрашивала у нее я: «Это что? Это какого цвета? Это съедобное? Это фрукт?» Чтобы придать забаве развивающий смысл, я время от времени давала неправильные ответы, чтобы ребенок мог меня поправить.
9. Инсценировки с карточками.
Можно проводить как с крупными (формата А4 и А5), так и с мелкими, вырубными. При помощи стандартного набора карточек с такими темами как «дом», «продукты», «животные», «деревья» легко разыграть как большинство любимых сказок малышей, так и сочинять собственные истории или отыгрывать различные бытовые сценки. Например, берем карточку с изображением дома – это теремок, вокруг ставим несколько картинок деревьев – это лес. К домику по очереди подбегают зверушки-карточки. Маленькие, конечно, удобнее, это уже полноценный домашний театр, но если вы, к примеру, сейчас как раз «проходите» тему лесных зверей на определенном наборе карточек, для обобщения и включения их в опыт ребенка полезнее именно их для ближайшего сказочного представления использовать.
10. Отбор карточек по какому-либо признаку.
Это очень обширный пласт игр с карточками и не только. Берется несколько карточек: 5,7,10 – сколько ребенок в состоянии обозреть, чем их больше, тем сложнее. Приведу только несколько примеров:
- из всех животных отбираем тех, кто живет в море/имеет копыта/рычит/видели вчера в цирке/живут у бабушки на подворье/полосатые/имеют длинную шею.
- из всех продуктов отбираем те, из которых можно приготовить суп/салат/торт. Тут же можно и символически приготовить, накрыть стол.
- из всех предметов выбираем те, что есть в этой комнате
- классические «летает-не летает», «съедобное-несъедобное»
- из всех предметов выбираем те, что возьмем с собой на прогулку/в лес/на море.
- выбираем вещи для мальчиков (мужчин, пап, дядь) или для девочек (женщин, теть, мам).
В качестве усложнения можно предлагать делать отбор сразу по 2-3-м признакам (добавлять цвет, форму, критерий «больше нравится» и т.д.). Кстати, отличная игрушка для отработки навыков выделения предметов по ряду признаков – «Блоки Дьенеша». О них будет отдельная статья.
11. «Чем похожи? Что общего?»
Хорошая игра для развития наблюдательности и тренировки мышления.
От предыдушей отличается тем, что берутся 2 карточки и формально, в общепринятом смысле, их вообще может ничего не объединять. Например, если взять стул и стол, ответ напрашивается сам собой – и то, и другое – предметы мебели. Можно подметить и то, что у них по 4 ножки. Для малышей, конечно, карточки можно подбирать попроще. Например, волк и бегемот – серые, а также они оба – животные, имеют 4 ноги и т.д. Для того, чтобы игра стала азартной и интересной и маме, и ребенку, лучше всего вообще брать 2 карточки не глядя из совершенно разных сфер или тем. Например, зонт и утка. Вот тогда будет полет фантазии! Связующими тут могут быть: вода (утка любит воду, зонт, в силу его назначения — тоже), число букв (в словах «зонт» и «утка» — по 4), общая буква «Т», польза для человека (и зонт, и утка, однозначно, могут быть полезны). Дети могут находить совершенно поразительные сходные черты, до которых ни один взрослый не додумается.
12. Строим ряды «от … до»
Игра универсальная, карточки как средство тут хороши тем, что позволяют поработать именно с образами и представлениями. Например, если выбрать несколько карточек со зверями и предложить расположить от самого маленького (мышь, насекомое какое-нибудь) до самого крупного (бык, слон, кит), ребенку придется ориентироваться исключительно на свои знания и представления, на прошлый опыт, а никак на размер картинки, т.к. на карточках все звери примерно одинаковые.
Какие еще ряды можно построить?
- радужные (от красного к фиолетовому, как считалочке),
- от быстрого к медленному (для транспортных средств и животных),
- кто что/кого ест (пищевые цепочки – для соответственного возраста).
- количественные, по числу изображенных предметов («больше-меньше»), например, на примере фруктов и ягод. Арбуз обычно изображают один, слив или вишен уже бывает несколько, виноград или смородина – гроздьями, а лесные ягоды – целыми полянами.
13. Строим последовательности.
Похожая игра, однако тренируется главным образом логическое мышление. Например, берем 2 набора карточек, размещаем в ряд карточки то из одного набора, то из другого. Ребенок должен догадаться, какую карточку положить следующей. Можно усложнять, введя в игру большее число наборов.Чтобы придать игре смысл, можно взять последовательности «мамы и детки» или «цвет-предмет», «дерево-цветок/плод» — все зависит от имеющихся у вас карточек.
14. Различные загадки и «угадайки».
Прячем карточку (для упрощения можно сначала просмотреть набор, чтобы ребенок знал, из чего будет выбор), загадываем о ней загадку, заученную или взятую из книжки. Самое простое, это когда завершение стиха – и есть разгадка. Угадавшему ребенку предъявляется карточка как правильный ответ. Загадки также можно составлять самим, из набора признаков, и замечать, со скольки признаков ребенок угадает (и за это начислять баллы, если участвует несколько детей). Например, загадали помидор: «1.Это овощ. 2. Он круглый. 3. Он красного цвета. 4.Из него делают соус. И так далее. Еще один вариант – к загаданной карточке ребенок должен задавать наводящие вопросы. «Это съедобное? – Да. – Это овощ или фрукт? – Овощ. Он растет у нас на огороде? – Да. – Он круглый или продолговатый? – Скорее круглый. И т.д. Совсем сложный вариант, когда загадывающий может отвечать только «да» и «нет» — взрослые вариации таких игр вы все знаете. Трехлетки и старше могут сами выбирать карточки и отвечать на вопросы, а мама угадывает.
15. Составление предложений из карточек.
Здесь потребуются карточки с обозначением действий, хотя можно обойтись и без них. Берутся 2-3 карточки с изображением предметов, животных или людей, карточка с обозначением действия, в продвинутом уровне одна из карточек может обозначать прилагательное (цветовая табличка или характерный признак: лиса – хитрая, подушка – мягкая). Ребенку предлагается составить по ним предложение. Например, карточки «Заяц», «бежать», «волк» — предложение «заяц убегает от волка». Или карточки «роза», «платье», «кукла», «одеть» — «кукла одела розовое платье».
16. Тема «цвета» — продвинутый уровень.
Когда дочь уже довольно хорошо знала цвета и даже некоторые оттенки, я предлагала ей карточки, взятые из разных тем, разложить по цветам или построить ряд от светлых к темным. Интереснее всего такие игры проводить с фотографическими изображениями, у которых имеется фон, потому что при этом бывает довольно сложно определить доминирующий цвет. Занимательно было наблюдать, куда она отнесет, к примеру, карточку с рыжей лисой на фоне зеленой травы, то есть что она определит как основу – центральную фигуру или окружающий фон, который занимает по площади большую часть изображения. Можно и с более простыми, рисованными картинками такие эксперименты ставить. В любом случае, для любых неоднотонных изображений это будет задание на «подумать».
17. Тема «формы» — продвинутый уровень.
Требует предварительной подготовки по отбору подходящих карточек. Среди всего множества имеющихся нужно отобрать такие, где в картинках и очертаниях угадываются различные фигуры, причем чем старше ребенок, тем менее явными должны быть такие очертания. Вариация игры — берем карточку и загадываем «на что похоже».
18. «Лото».
Если у вас есть наборы карточек и крупного, демонстрационного, и мелкого, игрового формата (например, животные на листах и маленькие вырубные карточки), их можно объединить в импровизированное лото. В классических лото картинка на игровой карточке обычно в точности соответствует тем, что вытягиваются и раздаются, и задача — соединить одинаковые. Тем интереснее самодельно-карточный вариант: да, маленькая, вырезанная из рекламного буклета машинка может не походить на машинку из дидактического набора, но признаки-то у них общие, задача ребенка – уловить, что то и другое – изображение одного и того же предмета. И такие лото можно создавать новые хоть каждый день. Моя дочь с недавнего времени очень полюбила лото, и чтобы не зеленеть от скуки, в 10-й раз раскладывая одни и те же 24 фишки по 6 игровым картам, самодельные лото из карточек очень выручают.
19. Картины из карточек.
Создаем из карточек условные картины — воспроизводим экосистемы (кто где живет, где что растет), характерную обстановку квартиры/города/деревни/огорода. Плюс — в комплексном подходе, различные наборы можно смело перемешивать. Например, создаем условный фон — лес, и выбираем из множества карточек (мелкие удобнее, но в целом формат не имеет значения) лесных зверей, птиц, лесные ягоды, грибы, деревья и травы. Если это водоем, выбираем пресноводных рыб, водных насекомых, растения, живущие в воде. Огород — это не только овощи-ягоды-фрукты, но и садовые инструменты, насекомые, лягушки, ежики тоже заходят… То же и с различными континентами: Африка — это и характерные животные, и растения, и достопримечательности. Сначала мама все раскладывает «как надо», помогает, а потом может и провоцировать ребенка на ошибки — это тоже очень полезная составляющая таких занятий.
20. Настольные игры из карточек.
Здесь гораздо удобнее карточки мелкого формата. Можно заранее их отобрать, придумав конкретную тему и правила игры, а можно ринуться в полную импровизацию. Суть во многих настольных играх сводится ко все тем же выстраиваниям последовательностей, объединениям предметов по парам, по признакам сходства и различия, к группировке однородных предметов, обмену фишками. Все это нужно использовать для создания собственных, и, что ценно, каждый раз новых, настольных игр. Полет фантазии ничем не ограничен. Со временем я постараюсь описать некоторые наши игрушки, а пока пара примеров «из головы» на тему «продукты».
Берем карточки с изображением продуктов питания, перемешиваем, делим на 2 кучки – себе и ребенку. Далее карточки по очереди выкладываются в ряд или по парам по заранее оговоренным признакам. Например, только сладости или фрукты, «мясо-гарнир», по цветам, «еда-напиток» и так далее. Победитель тут не так важен, но если без победы игра теряет соль, то его можно определять так: кто последний положил подходящую карточку, у кого карточки в кучке закончились раньше, кто больше собрал пар и так далее.
Игра «мясо-гарнир». У каждого по 7 карточек. Я выкладываю «котлету». Если у ребенка есть карточка с гарниром («макароны», например), он выкладывает пару. Тогда его очередь выкладывать первым блюдо. Можно целые комплексные обеды создавать – добавлять к каждому столу суп, салат, десерт. Тот, кто первым закончил такой стол, получает очко. Побеждает набравший больше очков. Тут и гастрономические пристрастия ребенка можно выяснить, и культуру питания преподать.
Только ли с карточками можно так заниматься? Конечно же, нет! Игрушки, предметы обихода, сенсорные наборы (различные камешки, трубочки), природные материалы тоже подойдут. Карточки хороши тем, что позволяют малышам сконцентрироваться на чем-то одном тогда, когда им еще нужно помогать наблюдать, разглядывать правильно. А для подросших деток карточки – это просто удобный в обращении игровой и познавательный материал. Я целиком за то, чтобы ребенок постигал жизнь в «реале», а не только по карточкам, однако помочь ему получить впечатления, образы, чувственный опыт, которые он еще не в состоянии сам добыть, разглядеть в окружающей действительности, помочь переработать всю эту информацию — вот как-то так я понимаю «раннее развитие», и карточки мне в этом помогали и продолжают помогать до сих пор.
К слову, данная статья является развернутой версией шпаргалки «игры с карточками», которую я уже давно составила для облегчения своей мамско-игрательной доли, когда вдохновение покидает, а старые игры уже наскучили. Занимает такая шпаргалка листок размером 5х7 см, в ней только переписаны все виды игр, и этого обычно вполне хватает, чтобы «включить мысль».
Желаю вам новых увлекательных игр и многих радостных часов совместных забав!