Конспект занятия по математике «Величина. Высокий. Низкий»
Конспект занятия по математике.
Тема: Величина. Высокий – низкий.
Цель: формировать у детей представление о свойствах предметов о величине: высокий- низкий.
Образовательная задача: Учить детей сравнивать два предмета по величине: высокий- низкий, формировать умение сравнивать предметы по высоте при помощи приема приложения, учить детей выполнять движение согласно словам.
Развивающая задача: развивать мышление, внимание, речь детей.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к математике, умение заниматься вместе с другими детьми.
Словарная работа: высокий, низкий.
Методы и приемы обучения:
Словесный — объяснение, вопросы к детям, указания.
Игровой- создание игровой ситуации, игра.
Практический- выполнение упражнений детьми, дидактическая игра.
Наглядный- показ, использование наглядностей.
Оборудование: карточки с изображением высоких и низких домиков, двух кукол, набор карандашей различных по высоте.
Ход занятия:
Организационный момент:
В: Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие. Все сели на стульчики за столы. Мы будем сравнивать предметы по высоте.
I часть:
В: К нам в гости пришли Вини-Пух и Пятачок.
В: Они пришли к нам за помощью. Им нужно по советовать кто будет жить в высоком доме, а кто в низком. Давайте им поможем! А как это сделать? Я вас научу. Вини-Пух у нас большой, давайте приложим его к высокому домику. Он ему подходит. А Питачок маленький. Его мы приложим к низкому домику. И так, Вини-Пух у нас большой, поэтому он будет жить высоком доме. Пятачок маленький он будет жить в низком домике. Вот мы и помогли Вини-Пуху и Пяточку.
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!II часть
В- А теперь все сели за свои столы. У вас на столах лежат разные по высоте « карандаши» из цветной бумаги. Давайте их распределим по высоте. В одну сторону мы положим высокие карандаши, в другую- низкие. Молодцы, дети! Все справились с заданием.
III часть
В- Давайте поиграем в игру «Карлики-Великаны». Когда я скажу «карлики», вы должны присесть, а когда я скажу «великаны», вы должны встать на носочки и поднять руки вверх. (Выполняю движения вместе с детьми).
Итог занятия:
В- Вам понравилась занятия?
Д- Да
В- Кто приходил к нам в гости сегодня?
Д- Вини-Пух и Пятачок
В-Молодцы, дети, Вини-Пух и Пятачок благодарят вас, за помощь.
В- Давайте попрощаемся с ними.
Высокий — низкий, широкий — узкий, большой — маленький, длинный
ПОУРОЧНЫЙ МАТЕМАТИКА
Тема. Высокий — низкий, широкий — узкий, большой — маленький, длинный — короткий.
Цель занятия.
Научить детей сравнивать предметы по величине: высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький; познакомить с этими величинами, выработать умение сравнивать и правильно обозначать параметры: выше, ниже, шире, уже. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Познакомить с математикой, как наукой;
Рассказать, чему будут обучаться дети на занятиях по математике.
2.Сообщение темы и целей занятия.
3. Работа над новой темой.
а) Сравнение предметов по величине.
— Что можно сказать о классной комнате? (Она большая, широкая).
— Какие окна? (Большие, широкие).
— Какой коридор в детском саду? (Длинный, широкий).
— Какое здание школы? (Высокое, большое).
б) Работа с наглядным материалом.
Педагог предлагает сравнить по величине два дома, задает вопросы, помогающие детям установить параметры домов.
Сравнивая их, дети устанавливают, что один из домов высокий, большой и окна в нем широкие по сравнению с другим домом — низким, маленьким, с узкими окнами.
Далее дети сравнивают высоту деревьев вокруг дома.
С помощью рисунка в тетради дети сравнивают широкую дорогу с узким тротуаром, закрепляя понятия «широкий», «узкий».
Дети сравнивают друг друга по росту и называют свой возраст. Этот высокий и выглядит старше, а другой — ниже, меньше и, следовательно, он младше.
Ребята сравнивают и уточняют, что одежда старшего мальчика будет большой и широкой для младшего, а одежда маленького будет тесной для большого-старшего мальчика. Большим мячом играет старший, а маленьким — младший. Большим мячом играют в футбол, волейбол, баскетбол, а маленьким — в другие игры — в выбивало и т.д.
Педагог предлагает сравнить мячи по величине (большой, маленький), назвать материал, из которого они изготовлены. Уточнить, какой мяч тверже — кожаный или резиновый, почему? Завершая работу с мячами, дети определяют, какую форму они имеют.
Затем сравнивают одежду по длине, ширине, толщине, различают и сравнивают по величине ручки и карандаши.
4. Работа в тетради.
5. ИГРА «ПОСТРОИМ ДОМ.»
Цель. Учить детей сопоставлять предметы по величине, выбирать по образцу предмет определенной величины.
Материал. Два набора домов: один из них используется в качестве образца. В каждом наборе по 4 дома разной величины, части дома (крыша, дверь, окно, рама) вырезаны из цветного картона, и вставляются в соответствующие отверстия.
Задания ребенку. Построить дом, найти его части по образцу, вставлять их в соответствующие отверстия.
Содержание игры. Педагог рассказывает детям, что плотники построили четыре дома различной величины, показывает их. Дети отмечают форму частей дома, их величину, устанавливают пространственные отношения между домом и его частями. По мере надобности педагог использует прием обведения контура частей. Затем даст задание построить дом по образцу. Дети сравнивают найденные части с образцом и вставляют их в соответствующие отверстия. Определяют лучших «плотников».
Игра проводится в течение 3-4 минут.
6.Анализ, итог занятия.
На этом занятии дети научились различать, сравнивать предметы вокруг по величине и правильно обозначать их параметры: высокий-низкий, большой-маленький, широкий-узкий.
План-конспект занятия по математике (средняя группа): Конспект НОД «Величина. Высокий-низкий. Выше-ниже»
Конспект НОД «Величина. Высокий-низкий. Выше-ниже»
Цель: формировать представление у детей о свойствах предметов по величине.
Учить сравнивать и называть: Высокий – низкий. Продолжать знакомить с геометрической фигурой «Квадрат», учить называть и выделять его из других геометрических фигур. Учить сравнивать предмет по высоте при помощи приема приложения, учить работать и выполнять задание по словесному руководству педагога, умение работать самостоятельно.
Повторение цветовой гаммы (красный, желтый, синий)
Развивающая задача; развивать мышление, память, речевые навыки, учить работать не мешая друг другу, воспитывать интерес к математическим задачам.
Методы и приемы: Словесное – объяснение, обсуждение (вопрос, ответ)игровой, наглядный.
Оборудование и материал: изображения разных по величине домов, кукол. Квадраты из цветной бумаги, лист А-4, клей.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на большие и маленькие кубики на ковре.
Воспитатель: Дети, посмотрите какие большие и маленькие кубики, (красные, синие и желтые). Кто мне подскажет, какой они геометрической формы?
Дети: Квадрат
Воспитатель: Давайте рассмотрим их и построим из них постройки разной высоты. (башни или дома)
Дети: Да! (строят постройки разной высоты.)
Воспитатель: строит наглядную постройку Башни и предлагает детям сравнить по высоте каждую из построек.
Дети: называют самую высокую и самую низкую постройку.
Воспитатель: Вот вы молодцы!
Я даже и не знала, что бывают такие высокие и низкие башни и дома.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята теперь я предлагаю Вам немного передохнуть и поиграть в игру, которая называется «Великаны и гномы»
Дети: Давайте!
Воспитатель: предлагает встать в круг и слушать внимательно!
Физическая минутка:
Воспитатель: (объясняет правила игры)
Великаны — дети встают на цыпочки и тянут руки вверх.
Гномы– дети садятся на корточки
Великаны – дети встают на цыпочки и тянут руки вверх
Гномы– дети садятся на корточки
Великаны – дети встают на цыпочки и тянут руки вверх
(слова «великаны и гномы» можно менять местами, проверяя внимательность детей.
Упражнения повторить 4-5 раз)
Воспитатель: А теперь ребята мы садимся за стол на свои места. У вас на столах лежат белые листы бумаги и цветные геометрические фигуры квадраты и треугольники из которых мы будим делать башню большую и маленькую.
Дети: садятся на свои места
Воспитатель: Воспитатель показывает детям, как можно построить башню или дом на листочке. Ребята чем больше мы поставим кубиков друг на друга, тем выше будет наша башня а чем меньше кубиков тем ниже будет наша башня или дом.
Дети: пробуют построить. Воспитатель: Ребята вы молодцы! Получились большие и маленькие постройки (дома и башни).
Воспитатель: Ребята давайте попробуем теперь приклеить наши постройки чтобы они не упали и покажем их друг другу.
Дети: Старательно приклеивают свои постройки на лист бумаги.
Воспитатель: Да, у всех получились большие и маленькие постройки. А теперь давайте повесим их на стенд и рассмотрим их.
Дети: Вешают и рассматривают свои работы. Обговаривая, какая постройка выше или ниже.
План-конспект занятия по математике (старшая группа): Конспект занятия по ФЭМП для детей 5-6 лет с ЗПР «Понятия «высокий» – «низкий», «выше» – «ниже», «одинаковые по высоте».
Занятие по ФЭМП для детей 5-6 лет с ЗПР «Понятия «высокий» – «низкий», «выше» – «ниже», «одинаковые по высоте».
Цель: учить сравнивать предметы по высоте.
Задачи:
Образовательные:
— Формировать у детей представления о параметрах величины — высоте.
— Продолжать отрабатывать количественный и порядковый счет до 2, закреплять умение соотносить заданное количество от 1 до 2 с количеством пальцев.
Развивающие:
-Развивать активный словарь ребенка, вводить слова высокий, средний, низкий.
-Развивать связную речь.
— Развивать мыслительные операции сравнения, группировки, обобщения.
Воспитательные:
-Воспитывать учебные навыки: умение внимательно слушать задание, аккуратно пользоваться раздаточным материалом; слушать, не перебивая, ответы сверстников.
Здоровье сберегающие:
— физкультминутка, развитие мелкой моторики.
Образовательные области:
«Познание» (обобщение и систематизация знаний детей о параметрах величины- высоте)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми)
Демонстрационный материал. Набор картинок с контурным изображением фруктовых деревьев разной высоты.
Раздаточный материал. Набор одноименных предметов разной высоты (палочки Кюизенера).
Детская активность: Игровая, интеллектуальная, коммуникативная.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись». Высокий—низкий, низкий— высокий, высокий—высокий—низкий, высокий—низкий — высокий, низкий—высокий—низкий.
Основная часть
Игра «Высокий—низкий»
Дефектолог просит детей закрыть глаза и выставляет на доске два демонстрационных дерева (контурные изображения,вырезанные по шаблону): например, высокая груша и низкая
яблоня.
- Сколько деревьев? (Два.)
- Какие это деревья? (Груша и яблоня.)
- Как вы определили? (На дереве груши висят груши, на яблоне—яблоки.)
- Одинаковой ли высоты эти деревья? (Разной.)
- Как это можно проверить? (Наложить одно на другое.)
- Яблоня—низкое дерево. Груша—высокое дерево. Как можно сказать по-другому? (Груша выше, чем яблоня. Яблоня
ниже, чем груша.)
— Назовите высокие предметы (в группе, на улице).
— Назовите низкие предметы (в группе, на улице).
Работа с демонстрационным материалом
Работа по картинке (рис. 1).
Дефектолог. Перечислите игрушки, которые находятся выше (ниже). Мы можем сказать, что машинки, крокодил, пирамидки находятся на верхней полке.
- Что можно сказать про полку, которая располагается ниже? (Это нижняя полка.)
- Перечислите игрушки, которые стоят на нижней полке.
- Какие игрушки стоят на верхней полке?
Игра «Найди одинаковое по высоте»
На доске одно дерево, например, высокое. В коробке рядом лежат вырезанные по контуру деревья разной высоты. Дети по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают из коробки дерево, прикладывают к образцу на панно, сравнивают и делают вывод: «Это дерево ниже, его нужно отложить. Это дерево выше, его нужно отложить. Это дерево такой же высоты, его нужно оставить на панно рядом с первым деревом».
Дефектолог. Как об этих деревьях можно сказать по-другому? (Эти деревья одинаковые по высоте.)
Аналогичная работа по подбору пары деревьев другой высоты.
Физкультминутка
Дети разбегаются по групповой комнате. На команду: «Высоко!» дети должны подпрыгнуть высоко; на команду: «Низко!»— слегка подпрыгнуть.
Работа с раздаточным материалом
Игра «Подбери пару по высоте». Перед каждым ребенком набор одноименных палочек разной высоты. Ребенок должен выбрать из этого набора высокий и низкий предметы и объяснить, как он определил, что это— высокий и низкий предметы. Затем к высокому и низкому предметам нужно подобрать одинаковые по высоте предметы.
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.
рис. 1