Воспитание ☀ 3 летнего ребенка
Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.
Кривляние в 3 года — один из способов выражения протестаМалыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.
Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.
Маленький упрямец
Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.
Кризис 3-х лет — симптомыВоспитание малыша в период с 3-х лет в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.
Истерика в 3 года — способ заявить о своем мненииСуществуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:
- Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
- Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
- На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
- Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
- Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.
Настоящее «мужское» воспитание
Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».
На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.
Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчикиМать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.
Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.
Маленькие принцессы
Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.
Упрямство — как проявляетсяОбиженная красавица
Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.
И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.
Негативизм — основное проявление кризиса 3-х летВоспитание детей после трехлетнего рубежа
После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.
После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.
Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.
Ролевые игры в 3 года — любимое занятиеРебенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.
Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».
Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?
Совет родителям — не надо наказывать малышаПолезные советы родителям
- Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет. Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
- Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
- Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
- Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.
Воспитание ребенка 3-4 года: психология, советы
Часто маленький ребенок может проявлять непослушание истерикой и скандалом. Он плачет, топает ногами, разбрасывает игрушки, а мама не знает, как успокоить его и провести в чувство.
Что предпринять в этом случае: запретить что-либо, чтобы наказать маленького проказника, оставить его одного на какое-то время, чтобы он перестал капризничать и как вообще правильно воспитывать и развивать ребенка в возрасте 3-4 лет.
Почему дети не слушаются или кризис 3 лет
Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.
В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.
Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.
Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.
Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:
- Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания. Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
- Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.
- Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).
- Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.
Родительские запреты и что за ними кроется
Следует понимать, что запрет представляет собой некую границу, которая ставится перед ребенком, для его же собственной защиты.
Запреты несут важную воспитательную функцию: они помогают формировать в ребенке восприятие действительности. Малышу необходимо научиться понимать, когда следует остановиться в выражении своих капризов, что можно делать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.
Безусловно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок зачастую реагирует на них протестом, раздражением, злостью или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяет малышу ощутить заботу родителей о себе, успокоиться и развивать дисциплину.
К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, росшие сами в большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку нужно разрешать абсолютно все. Постепенно, с взрослением малыша, у него начинает формироваться стойкая зависимость к манипуляциям, ребенок прибегает к различного рода провокациям, растет инфантильным и капризным. Второй распространенной ошибкой родителей является чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок растет несмелым, робким, нерешительным, так как у него формируется другая поведенческая проблема: перед принятием какого-либо своего решения он будет искать одобрения родителей.
Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что все запреты должны иметь причину и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя вести себя тем или иным образом, и какие последствия может иметь тот или иной его поступок.
Все запреты по своим первопричинам делятся на две категории: осознанные и неосознанные.
- Осознанный запрет – это такой, при котором родитель стремиться защитить ребенка от чего-либо. Например, запретив мороженное, он защитит его от появления ангины, запретив переходить улицу в неположенном месте, он защитит ребенка от попадания в ДТП и прочее.
- Также в эту категорию входят такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, так как без запретов воспитание не принимает нужной формы (формируется вседозволенность, баловство, капризы и прочее).
- Третьей первопричиной осознанных запретов, как ни странно, является привычка. Родители словно перенимают опыт в воспитании от своих родителей: если в свое время многое запрещалось им самим, то теперь, став родителями, они все запрещают своим детям.
Первопричины неосознанных запретов несколько сложнее.
- Прежде всего, за ними родители могут скрывать какие-то свои чувства и переживания, обиды и раздражения. В этом случае запрет выглядит как наказание: «ты не сделал(а) то-то, а я тебе говорил(а), значит это не получишь, нельзя».
- Второй первопричиной родительских неосознанных запретов является банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель может сам мысленно возвращаться в свое детство и сравнивать ту свою жизнь с нынешней жизнью сына или дочки. Отсутствие достаточного количества игрушек, множества красивых платьев и прочего, может неосознанно вызывать подобное чувство, результатом которого будет запрет.
Здесь следует понимать, что в этом случае никакой защитной функции он не несет, а, следовательно, и воспитательной составляющей.
- Тревога родителей является следующей первопричиной родительских запретов. В этом случае проявляется излишняя забота о детях, чтобы с ними не случилось ничего опасного.
Например, ребенок хочет завести собаку, и в этом нет ничего плохого. Забота о четвероногом друге будет воспитывать в малыше чувство ответственности, долга, развивать дисциплину. Но мама может чрезмерно волноваться, что от домашнего питомца у ребенка появится масса неприятностей (вдруг укусит, мало времени на занятия и прочее) и о покупке щенка не может стоять и речи.
Запрещая что-либо трех-четырех летнему малышу, родители допускают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, досада, чувство вины – вот то, что чувствует ребенок в это время. Очень важно, занимаясь воспитанием, не переусердствовать с запретами.
Нельзя делать запретным предметом какое-либо увлечение ребенка, будь-то любимая игрушка или компьютерная игра. Воспитывая малыша даже в таком раннем возрасте, важно достигать с ним диалога.Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания
Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.
Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.
Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы. Такие родители не пытаются выстроить доверительные отношения с ребенком, а просто ломают его психику под себя и какие-то свои стандарты и стереотипы.
Дети, которые в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода (алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.). Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.
В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент»
Существует четыре типа темперамента: меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик.
Идеально чистых типов практически не бывает, поэтому в большинстве случаев происходит смешение типов в соотношении примерно 70 на 30 процентов. То, какой тип будет доминировать, зависит от того, как родители будут общаться с ребенком.
Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.
Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает. Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:
- у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
- это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
- имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
- он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.
Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно. Ошибкой родителей, воспитывающих сангвиника является то, что они верят на слово своему ребенку. В результате ребенок вынуждает родителей идти у него на поводу.
Если не обращать внимания на подобные мелочи, то ребенок вырастет вруном и аферистом. Чтобы предотвратить возможные последствия, в воспитании родители должны придерживаться того, чтобы малыш выполнял их требования. Делать это нужно спокойно, без криков и нотаций.Тип темперамента меланхолик относится к одному из наиболее требующих к себе внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.
Особенностями этого типа темперамента являются:
- чувствительность;
- сложность адаптации к новым условиям;
- быстрая утомляемость.
Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими. Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.
Флегматики уравновешены и спокойны. Их основными чертами является:
- безэмоциональность;
- медлительность;
- способность спать около 10-12 часов.
Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.
Холерики – это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются:
- эмоциональность;
- активность, подвижность и шумность;
- обладают тревожным сном.
Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению. Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека. С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном. Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).
Подводим итоги
Занимаясь воспитанием ребенка, родители должны проявлять бдительность и внимательность, чтобы уметь отличать причины непослушания своих детей и вовремя на них реагировать. Отношения родителей с детьми является непрерывным ежедневным процессом. Если в семье два и больше малышей, то часто возникает ситуация, что с кем-то родителям удалось построить доверительные отношения на интуитивном уровне, а с кем-то нет. Если определить тип темперамента у своих детей, то и общение, и воспитательные моменты будут проходить намного легче и правильнее, а значит, получится вырастить гармоничную личность.
психология, советы. Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет
Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье – огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить – вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.
Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов
Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.
Проверка родителей на крепость
В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят — перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.
Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением
Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.
Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис
В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.
Так же, как взрослый
Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. Нравственное воспитание детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.
Терпение – залог успеха
В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.
Воспитание детей 3-4 лет
Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.
- Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
- Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
- Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
- Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
- Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
- Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
- Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.
Будьте готовы к экспериментам
Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов – это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.
Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно
Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод – уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять хрустальную вазу, аналогично – спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).
Психология, советы и практические рекомендации
Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.
Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения с родителями, беседы становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.
Пополняйте запасы знаний
Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.
Воспитать ребенка – важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума – это в ваших руках.
Как правильно воспитывать девочку: советы родителям
Содержание статьи
С появлением ребёнка родителям необходимо в корне пересмотреть свои привычки, распорядок дня и многое другое. Потому что от их поведения зависит тот факт, каким вырастет чадо. Если речь идёт о девочке, ей необходимо с раннего возраста прививать манеру правильно разговаривать, вести себя женственно и быть смелой. С мальчишками всё обстоит иначе, их призвание быть непоседами. Давайте рассмотрим основные аспекты, которые затрагивают воспитание девочки. Итак, начнём.
Воспитание девочки возрастом до 3 лет
- Специалисты в сфере детской психологии считают, что данный возрастной период мало влияет на последующее формирование личности. Например, в Японии не воспитывают девочек, которым ещё не исполнилось 6 лет. Но такое мнение считается ошибочным и опасным.
- Когда малышке исполнится годик, начинается её знакомство с окружающим миром. Ваша задача, как родителя, — обеспечить полное ознакомление и исключительно положительные эмоции. Важно, чтобы на данном этапе у девочки не сформировалось неправильного мышления.
- Наряду с познанием окружающей действительности малышка учится ходить на горшок, кушать собственными силами и полноценно ходить. Проводите с дитём незнакомые и сложные в достижении манипуляции сообща. Подбадривайте ребёнка и всячески помогайте.
- Именно после года и вплоть до 3 лет у девочки формируется психоэмоциональная среда, которая проявится в будущем. Делайте упор на развивающие спокойные игры. Учите чадо воображать, понимать человеческие эмоции, разбирать слова и интонацию, думать.
как правильно воспитывать детей
Воспитание девочки после 3 лет
- С наступлением трёхлетнего возраста начинается идентификация ребёнка собственными силами. Малышка впервые ощущает страх и переживания, испытывает эмоции, которых не знала раньше, чувствует свои гендерные признаки.
- После 3 лет ребёнку необходимо уделять больше заботы, внимания. Общайтесь, учите малышку быть нежной и спокойной, что и свойственно подрастающей леди. В данный период ребёнок гораздо лучше чувствует любовь и отношение к нему.
- После 4 лет можно выявлять у малышки творческие способности и в полной мере их развивать. Стоит задуматься о посещении специализированных кружков и секций, направленных, к примеру, на рисование, танцы или гимнастику.
- В период с 4 до 5 лет малышка начинает ощущать свою значимость в обществе и получает первые социальные контакты. Это очень кстати для детей, которым сложно находить общий язык с одногодками. На кружки ходят детки всех возрастов или близких к вашему.
- С наступлением 5 лет делайте акцент на женские навыки, которые присущи леди. Предлагайте малышке поиграть в куклы, сходить с вами по магазинам, осваивать правила использования детской косметики. Позвольте ей красить губы, как это делаете вы.
- Не нужно делать упор на игры для мальчиков, к примеру, гоночки, стрелялки, иные направления. Девочки должны проводить время в большей степени с представительницами своего пола.
- Когда малышке исполнится 6 лет, играйте с ней в дочки-матери. Развивающая игра, которая выявляет женские стороны и способствует проявлению заботы. С помощью обычных кукол вы научите чадо милосердию, состраданию и теплоте. В дальнейшем такие девочки вырастают хорошими матерями и жёнами.
- Примерно в 6 лет необходимо заложить в понимание девочки культурные нормы, чтобы дать начало формированию воспитанной личности. Если раньше «Спасибо» и «Пожалуйста» вы освоили, теперь следует научить малышку банальным правилам приветствия и прощания.
- Ближе к 7 годам специалисты в сфере детской психологии рекомендуют родителям закладывать основы полового воспитания. То есть, вам необходимо объяснить девочке, в чём её отличие от мальчиков, а также как нужно общаться с сильным полом.
как воспитывать гиперактивного ребенка
Воспитание девочки матерью-одиночкой
- Безусловно, мать оказывает доминирующее влияние на воспитание девочки. Но не стоит ошибочно полагать, что ребёнку не нужен отец. У малышек с папами особая связь, непонятная мамам.
- Именно в мужчине девочка видит опору, силу, поддержку, друга. Если она будет расти без отца, то с большим трудом построит отношения с противоположным полом в дальнейшем. Отношения имеются в виду не только семейные, но и дружественные.
- Мы живём в современном мире, где воспитание ребёнка матерью-одиночкой уже практически вошло в обиход. Семьи рушатся по разным причинам, но в этом не должны участвовать детки. Если вы правильно воспитаете малышку без отца, она не ощутит его отсутствия.
- Недавно проводимые исследования доказали, что женщина, которая развелась с мужем или по другим причинам воспитывает ребёнка одна, выплёскивает на малыша весь негатив. Впоследствии девочка чувствует себя виноватой в том, что у неё нет папы. Наряду с этим развивается комплекс неполноценности, потому что мать постоянно срывается.
- При регулярном негативе со стороны мамы у девочки формируется отрицательное отношение к сильному полу. Всё дело в том, что женщину обидел мужчина, девочка быстро это запоминает. Чтобы не допускать ошибок и психологически не калечить ребёнка, будьте бдительны.
- Для начала следите за своей манерой выражаться, не выставляйте мужчин в плохом свете, не приравнивайте всех под одну гребёнку. Не отзывайтесь плохо об отце, который ушёл и оставил семью. Если вина папы девочки очевидна, разделяйте в своих изречениях мнения касаемо него и всех остальных мужчин, не делая последних виноватыми.
- В процессе воспитания девочки, у которой нет отца, взывайте к примерам полных семей. Чаще зовите в гости семьи, которые состоят в счастливом браке. Пусть малышка смотрит на них и набирается азам общения. Стоит дать девочке надежду в будущем создать свою семью.
что делать, если ребенок нервный и непослушный
Воспитание девочки в переходном возрасте
- Не стоит полагать, что по мере взросления воспитанию нужно уделять меньше времени. Не нужно оставлять дочь на произвол судьбы и думать, что она сама вырастет хорошим человеком.
- Большинство родителей вспоминают счастливое время, когда они попросту меняли пелёнки и вовремя кормили кроху. В таком возрасте у девочки возникает гораздо больше проблем, с которыми нужно справляться всей семьёй.
- Особое внимание нужно уделять девочке, начиная с 12 лет. В этом возрасте у ребёнка появляются серьёзные физиологические и психоэмоциональные изменения. Щитовидка и гипофиза усиленно работают, синтезируя гормоны.
- Такие изменения зачастую отражаются на внешнем виде подростка. Ребёнок быстрее растёт, развиваются вторичные половые органы, проявляются проблемы с кожей. Такие события не могут не задевать психоэмоциональный фон подростка. Юной девушке нужно помогать бороться с комплексами.
- Матери необходимо в обязательном порядке больше внимания уделять дочери. Юной леди требуется колоссальная поддержка и дельные советы. Нужно стать для дочери подругой, тогда она сможет делиться с вами всеми страхами и переживаниями.
- Если у подростка не будет близкого человека, вы сможете наблюдать повышенную раздражительность, агрессию и депрессивное состояние. Обеспечьте дочери доверительные отношения. С подругой девушка будет чувствовать себя комфортно и спокойно. В такой обстановке легко справиться со многими насущными проблемами и вопросами.
- Не стоит упускать тот факт, что пришло время, когда необходимо обсудить все вопросы в плане интимной сферы. Такие дела нужно решать своевременно и правильно. Прежде чем приступать к диалогу, основательно подготовьтесь. Старайтесь деликатно разобраться с личными вопросами.
как воспитать из мальчика настоящего мужчину
Как воспитать хозяюшку
- Как только дочь дорастёт до сознательного возраста, её необходимо учить порядку и хозяйственности. Здесь не подразумевается, что малышку нужно заставлять убираться в квартире. Начинайте с личных вещей и игрушек. Говорите о том, что всё должно лежать на своих местах. Не стесняйтесь задействовать ребёнка.
- Старайтесь организовать игру, скучная уборка и рутина в большинстве случаев даёт обратный эффект. Ребёнок попросту будет избегать подобных действий либо процесс будет недоброкачественным. Приступайте к воспитанию дочки без давления.
- Начинайте с объяснений, почему мусор следует регулярно выбрасывать. Говорите о всегда чистой посуде, тарелки не должны накапливаться в мойке. Стоит в семье ввести правило: покушали, помыли посуду каждый сам за собой. Заодно и муж научится ответственности.
- В результате нехитрых манипуляций родные, в частности дочь, научатся ценить труд. Каждый раз благодарите ребёнка за помощь и не забывайте хвалить. До 5 лет конечно не стоит загружать чадо сложными заданиями, но убирать личные вещи следует научить.
- Начиная с 8-летнего возраста, девочку можно постепенно приучать к быту. Не лишним будет научить ребёнка некоторым простым кулинарным рецептам. Постепенно задания можно немного усложнять. Научите чадо пользоваться бытовой техникой и хозяйственными средствами.
- В подростковом возрасте с 12 лет девочке можно поручать практически все бытовые вопросы. У вас должна расти помощница, а не бесполезная лентяйка. Знайте меру, девочка не должна полностью вас заменять, распределите обязанности. Дайте подростку более лёгкие дела. У девочки также свои заботы в виде учёбы и возможных секций. Не перегибайте палку.
Пример родительских отношений
- Чтобы воспитать ребёнка правильно, в первую очередь, родители должны подать пример. У счастливой семьи, которая живёт в гармонии, проблем не возникнет. Дочери следует показать, что только счастье и любовь среди близких имеет место быть. Именно такие отношения идеальны и к ним необходимо стремиться.
- Важно понимать, что эмитировать идеальные отношения с супругом не получится. Дети почувствуют подвох, ситуация может сильно осложниться. Ни в коем случае не ругайтесь на глазах у дочери. Ссоры сильно травмируют детскую психику. Не допускайте таких ситуаций.
- Если дочь увидела что-то подобное, постарайтесь всё объяснить и сделать скидку на долгосрочный брак. Однако, стоит обсудить наедине с супругом все проблемы. Возобновите прежние отношения, старайтесь вместе. Растите ребёнка в гармонии и любви. Поддерживайте девочку во всём и старайтесь решать проблемы дружной семьёй.
Воспитание ребёнка — это тяжёлый процесс, который никогда не закончится. А потому вы должны следовать рекомендациям выше, приводить хороший пример, учить малышку быть хозяйственной и женственной. Немаловажно формировать творческие способности с раннего возраста. Всегда будьте для малышки опорой, поддержкой, лучшей подругой. Никогда не сдавайтесь, стремитесь быть лучшими родителями на свете!
как найти общий язык с подростком
Видео: как воспитывать мальчика и девочку
Как правильно воспитывать девочку 1, 2, 3, 4, 5 лет? – лечение
Каждый ребенок является индивидом, который принадлежит к роду человеческому. Однако люди делятся на два пола – женский и мужской. Это предполагает, что воспитание каждого ребенка будет в какой-то момент сдвигаться в сторону того, к какому полу он принадлежит и какие качества в нем нужно развить. Воспитание девочек отличается от воспитания мальчиков. Как правильно воспитать девочку в 1, 2, 3, 4 и 5 лет, расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru.
Почему девочку нужно воспитывать не так, как мальчиков? Это связано с теми ценностями, качествами характера и манерами поведения, которые ожидаются от каждого пола. Мальчики должны вести себя не так, как девочки. А в будущем дети станут взрослыми людьми, чье поведение должно отличаться по половому признаку. Женщины не должны открывать двери перед мужчинами, а мужчины не должны лить слезы, как это делает слабый пол. Таким образом, чтобы каждый человек усвоил свою роль, согласно половой принадлежности, его воспитанием нужно заниматься с детства.
Как воспитывать девочку?
Почему психологи поддерживают идею о том, что воспитание девочек и мальчиков должно отличаться, несмотря на то, что современный мир уже значительно сократил разницу между полами? Несмотря на то, что женщина должна работать наравне с мужчинами и быть независимой, она продолжает оставаться женщиной по своей физиологической природе. Воспитывать девочку нужно не так, как мальчика, поскольку душевно она более ранима и физиологически заточена на другие функции.
Каждый родитель озадачивается вопросом, как воспитывать своего ребенка. Здесь никто не имеет права настаивать на соблюдении конкретных правил. Психологи могут лишь дать советы, которые помогут взрастить своих чад счастливыми. Придерживаться их или нет, уже решать самим родителям, которые имеют свои планы и представления о том, как должно проходить воспитание.
Как правильно воспитывать девочку?
Девочка – это девушка и женщина в будущем. Когда дочка вырастет, все общество будет требовать от нее определенного поведения и качеств характера. Если она ими не будет обладать, то начнет страдать. Общество отвергнет ту женщину, которая не желает жить по его правилам. Вот почему важно правильно воспитывать девочку, постепенно ее готовя к взрослой жизни:
- К ней нужно относиться, как к принцессе. В первую очередь ваша девочка должна понимать, что она прекрасна и красива внешне. Ей сейчас может быть непонятным, зачем внешняя привлекательность так важна. Однако со временем она столкнется с тем, что все люди начнут ее оценивать в первую очередь по внешней привлекательности.
Девочка с самого детства должна знать и быть уверенной в том, что она красива. Родителям не следует подгонять ее под идеалы современной красоты. Если она физически полноценна, значит, красива. Если же существуют некоторые внешние изъяны, то можно их исправить различными способами.
Не следует родителям, особенно отцу, смеяться над желанием дочки покрасоваться перед зеркалом. Если она хочет изучать свою внешность, пусть изучает. Если она хочет учиться краситься, пусть мать ей в этом поможет. Приобретите специальную детскую косметику, чтобы девочка изучала искусство красивого макияжа.
- Учите дочку любви к себе. Это должно проявляться не только в принятии своей внешности, но и в адекватном отношении к своей личности в целом. Девочек нельзя судить очень строго и во всем отказывать, все запрещать. Это в итоге может привести к комплексу жертвы, когда ваша дочка, уже будучи взрослой женщиной, будет заслуживать любовь мужчины, а не получать. Она будете стараться и всегда обвинять себя в том, что мужчина ее не любит.
- Дочку нужно любить обоим родителям. Если кто-то из родителей или оба не дают ей ласки, внимания и заботы, то дочка начнет компенсировать данный недостаток во взрослом возрасте. Она будет влюбляться в первого, кто только обратит на нее внимание. А этим человеком может оказаться манипулятор, тиран или еще какой-то недостойный мужчина. Чтобы ваша дочь не цеплялась за первого попавшегося мужчину, ее нужно любить.
- Дочку должна воспитывать не только мать. Пример отца тоже очень важен. Во-первых, на примере отца дочка будет выбирать себе супруга. Она выберет того, кто поступает так же, как и ее отец. Во-вторых, дочка должна понимать, что такое семейные отношения. Это она наблюдает в семье своих родителей. Если мать воспитывает ее сама, то и дочка, скорее всего, повторит ее судьбу – будет матерью-одиночкой.
- Учите дочку реальному взгляду на людей. Поскольку девушки более эмоциональные и доверчивые, следует обучать их разбираться в людях. Отличайте два понятия: запугивать дочку страшными историями о том, как плохо себя могут вести парни, и обучать ее разбираться в поведении противоположного пола, понимая истинные намерения. Дочка должна понимать, что не все и не всегда будут к ней относиться по-доброму. Это не должно ее пугать. Просто она должна это замечать.
- Учите дочку женственности. В первую очередь это проявляется в доброте к ближним. Здесь не нужно переусердствовать, ведь быть добрыми – не значит быть жертвенными. Дочка должна уметь быть заботливой, порядочной, нежной и хрупкой, но при этом не позволять людям садиться ей на шею и использовать во благо своих прихотей.
- Обучайте дочку хозяйственности. Данное качество до сих пор ценится мужчинами. Ее будут звать в жены, если она будет способна сохранить очаг в доме. Если же она будет неряхой, то парни не захотят с ней жить.
- Обучайте лидерским качествам. Поскольку современные барышни тоже должны работать, то многим из них не помешают лидерские качества, которые помогут продвинуться по карьерной лестнице и достичь определенных высот.
- Поощряйте индивидуальность. Девочка может совершенствоваться, но она должна улучшать себя, а не становиться такой, как все. Пусть она будет индивидуальностью со своими уникальными качествами и манерами. А если ей что-то не нравится, то пусть это в себе меняет.
С первого года жизни девочку нужно приобщать к домашним делам, которыми занимается мама. Это поможет ей понять свою женскую роль в семье. Нужно развиваться женственность, что предполагает не обретение слабых качеств характера, а выработку черт, которые будут делать ее женщиной.
Если дочка интересуется какой-то одеждой или игрушками, то следует ее в этом поощрять, особенно если они относятся к тем, которыми обычно играются девочки.
Начиная со второго года жизни, дочке следует позволять играть в любые игры, даже если они не считаются «девичьими». Позволяйте ей оставаться свободной в своем выборе. Это позволит ей проявлять свои эмоции, что способствует развитию творческой натуре. Женщина – это эмоциональность и творчество, которые взаимосвязаны между собой.
Следует помнить о том, что дочки копируют поведение своих матерей. Если в поведении дочери проглядываются неприятные моменты, то следует отметить, от кого она набирается таких манер. Может оказаться, что она подражает соседке, маме своей подружки или даже мужчинам. Это следует корректировать, чтобы не упустить шанс все изменить.
По мере последующего взросления дочурки следует не забывать, что эталоном женственности является ее мама. Здесь очень важно не только на собственном примере показывать, какой женщиной нужно быть, но и демонстрировать эмоции, проявлять их. Позволяйте дочке быть эмоциональной и демонстрировать чувства различными способами. Это, естественно, потребует некоторой дозволенности, когда девочку не будут наказывать за малейшие провинности.
В 4-летнем возрасте малыши становятся менее активными, нежели в предыдущие года. Они все больше начинают интересоваться умственными играми, а также ролевыми занятиями. Девочка начинает играть с куколками, домиками, детской посудой и прочими принадлежностями. Это следует поощрять, поскольку таким образом она отрабатывает свои женские навыки.
В этом возрасте можно девочке предложить различные секции спортивного характера. Здесь идеальными станут танцы, плавание или гимнастика. Пусть она займется тем, что ее интересует. Не нужно вынуждать ее заниматься тем, что не нравится.
В пятилетнем возрасте девочки все больше научаются контролировать свое поведение. Данный возраст знаменуется окончательным осознанием того, кто такие девочки и мальчики, в чем их отличия. Начиная с этого возраста, у девочки начнут появляться подружки, с которыми она будет выступать против мальчишек.
Также девочка начинает сильно любить папу. Теперь она негласно начинает соревноваться с собственной матерью за то, чтобы получать его любовь. Таким образом дочка репетирует свои первые женские повадки, которые она будет отрабатывать, когда станет встречаться с парнями.
Единственный совет, который могут дать психологи, — родителям нужно быть едиными во мнении, как нужно воспитывать свою дочь и какие качества в ней развивать. Не нужны разбежности и противоречия, иначе дочка начнет этим пользоваться. Родители должны единым фронтом выступать, чтобы правильно воспитать дочь.
Как воспитывать подростка-девочку?
Если дочка достигла подросткового возраста, то родители непременно столкнулись с тем, что она уже стала не такой послушной, как раньше. Если раньше доченька была послушной и прислушивалась хоть к чьему-то мнению, то сейчас она вообще не слушается родителей. И это нормально. Подросток-девочка начинает все больше ориентироваться на мнение своих сверстников, становиться более независимой от родителей, отдаляясь от них, а также учится привлекать противоположный пол.
Чтобы воспитывать дочку в пубертатном возрасте, необходимо принимать ее желание быть модной и современной. Девочки больше ориентируются на свою внешность. Если девочка недовольна собой либо желает красиво одеваться, то следует поддержать ее в этом стремлении. Это больше не ее прихоть, а скорее требования ее круга друзей, которые начнут ее отвергать и высмеивать, если она будет не соответствовать им.
Девочка в данном возрасте наверняка будет чего-то хотеть. От родителей требуется поощрение интересов своей дочки, особенно если они являются вполне нормальными.
Как в итоге воспитывать дочь?
Воспитать дочь – это долгие годы длительного и утомительного процесса, который наверняка не будет лишен неприятностей и проблем. Родители не смогут везде и во всем поспеть. Здесь важно дать дочке все, что есть в ваших силах, а все остальное оставить на ее усмотрение.
Дочка должна в будущем стать настоящей женщиной, с которой мужчинам будет интересно, которой будут делать предложения жениться. Все зависит от самих родителей и их взглядов на то, какой должна быть их дочка. А дальше в действие вступают меры воспитания, которые и сделают из нее того человека, которым она станет в будущем.
Как воспитывать девочку | 5 правил
Может, кому-то покажется странной сама постановка вопроса «как воспитывать девочку», ведь в воспитании всех детей обычно придерживаются определенных правил и установленных педагогических канонов. Все это так, однако есть одно «но». Женщины в психологическом смысле отличаются от мужчин, а поэтому и воспитывать девочку нужно совершенно не так, как мальчика.
Девочки хотя и спокойнее, ответственней, добрее и мягче, чем мальчишки, но и требуют к себе особенного подхода. Ведь ошибки в их воспитании могут привести к тому, что будучи уже взрослыми женщинами, они всю жизнь будут чувствовать себя закомплексованными, неуспешными, несчастными и никому не нужными.
Особенности воспитания девочек
Согласитесь, что девочки – это тонкие, ранимые, фееричные, эмоциональные и удивительно непредсказуемые натуры. Поэтому их нужно воспитывать по особенным правилам, которые полезно знать родителям дочерей.
Девочка – это «маленькая принцесса»
Никогда не забывайте, что со временем (особенно в подростковом периоде) девочки начинают комплексовать по поводу своей внешности, и их переживания куда как глубже, чем у мальчиков. Так вот, чтобы этого не случилось, необходимо даже самой маленькой девочке:
- делать комплименты;
- всегда напоминать ей о том, что она для родителей самая красивая;
- подчеркивать достоинства внешности, а недостатки стараться не замечать;
- дефекты внешности (неправильный прикус, косоглазие, дефекты речи) при возможности выправлять в раннем возрасте;
- превратить все особенности внешности (веснушки или курносый носик) в очаровательные достоинства;
- поощрять изучение своей внешности в зеркале;
- объяснять, что красота женщины проявляется не только во внешности, но и в чувстве юмора, уме, обаянии, легкости характера, умении
общаться с людьми.
Все это, конечно же, не значит, что необходимо потакать любой прихоти или капризу малышки. Но строгость и запреты должны быть разумными и дозированными. Излишняя требовательность приводит к многочисленным девичьим комплексам в старшем возрасте.
Девочка должна уметь обслуживать не только себя, но и других
И мальчику, и девочке необходимо уметь самим одеваться, умываться, самостоятельно есть и пр. Но если в будущем мальчик как мужчина будет больше внимания уделять работе, то девочку стоит готовить к семейной жизни и научить ее тому, что такие вещи как мытье посуды, уборка по дому, ведение домашнего хозяйства – это естественные женские обязанности.
Конечно, не надо готовить малышку к тому, что она будет только домохозяйкой, обслуживающей мужа и детей, но элементарные навыки для ведения хозяйства у нее должны быть. И если она с раннего детства будет приучена помогать маме по дому, то в будущем это будет только
плюсом для ее семейной жизни.
Приучая девочку к помощи, постарайтесь сделать это без принуждения, в игровой форме, чтобы в будущем эта работа была ей не в тягость, а в удовольствие.
О том, как правильно прививать в девочке качества, необходимые ей во взрослой жизни, посмотрите видео.
Любовь и ласка для девочки – не пустые слова
Да-да. Девочки в силу своей эмоциональности и трепетности больше, чем мальчики нуждаются в любви и ласке, в поцелуях и объятиях со стороны взрослых. Не ограничивайте себя в проявлениях эмоций по отношению к дочерям. Особенно это касается пап. Ведь именно они
закладывают в девочке тот эталон мужчины, которому дочери будут следовать, выбирая себе во взрослом возрасте спутника жизни.
Правило четвертое – для мам: будьте примером для дочери
Правда, это правило касается не только девочек, но и мальчиков, но не забывайте, что девочки в силу своей эмоциональности более чувствительны ко лжи и всякого рода притворствам. Если вы будете с ней обращаться ласково, а с мужем или другими родственниками постоянно конфликтовать, ссориться или отзываться о них в ее присутствии негативно, то дочь, скорее всего, скопирует вашу манеру общения и начнет грубить чужим людям. Или, что еще хуже, станет эгоисткой, зацикленной только на себе.
Научите дочку правилам безопасности
Девочка априори слабее мальчика не только в физическом смысле, но и в смысле доверчивости. Необходимо научить ее правилам безопасности, которым она должна будет следовать, где бы ни находилась – дома, на улице, в детском саду, школе, за городом. Научите девочку разбираться не только в людях, но и в ситуациях. Анализируйте вместе с нею ее ошибки и промахи, которые могут привести к опасным ситуациям, приводите примеры из жизни, акцентируйте внимание на том, о чем пишут в интернете, газетах, говорят по телевидению.
Учите девочку доброте и милосердию
Женщина потому и женщина, что добра и жалостлива. Грубость и мужественность – не их стезя. А поэтому учите дочерей с самого раннего возраста быть терпимей к окружающим, не смеяться над недостатками других, быть внимательней к родным и близким, уважать чужое мнение, жалеть немощных и больных людей.
Чем воспитание девочек отличается от воспитания мальчиков, можно подробнее узнать, посмотрев видео.
Ошибки в воспитании девочек
Многие родители, особенно мамы, «желая добра» своим дочерям, совершают ошибки, которые приводят к тому, что девочки вырастают либо с кучей комплексов, либо совершенно эгоистичными особами. Как мы понимаем, ни то, ни другое, не способствует их счастливой жизни. Что же это за ошибки?
- Нельзя быть подругой для своей дочери и рассказывать ей (или обсуждать с ней) все проблемы как личного, так и семейного характера.
- Не требуйте от девочки быть тихоней и не играть в мальчишеские игры. Или наоборот, не требуйте от нее «мальчишеских» поступков и увлечений.
- Не старайтесь сделать из дочерей тех, кем вы мечтали стать сами, но по каким-то причинам не стали.
- Не отстраняйте отца от воспитания дочери.
- Не учите девочку рассчитывать только на свои силы и способности.
Родители, воспитывая девочку, обязательно должны помнить, что это будущая женщина – романтичная, добрая, умеющая любить и заботиться и о себе, и о близких. И неважно, какую профессию она выберет и кем станет, главное, чтобы она чувствовала себя счастливой.
советы родителям и особенности воспитания
Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Значение родительского запрета
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.
Осознанный запрет
Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.
Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.
Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.
Неосознанный запрет
Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:
- Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
- Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
- Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.
Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:
- использовать осуждающий тон;
- запрещать любимое занятие;
- злоупотреблять запретами.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, стремление к общению;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:
- чувствительностью;
- быстрой утомляемостью;
- сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
- безэмоциональностью;
- медлительностью;
- способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
- эмоциональностью;
- подвижностью и шумностью;
- тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Трудности воспитания
Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.
Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.
Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.
Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.
Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:
- Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
- Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.
Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.
Как правильно выйти из кризиса
Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:
- развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
- наблюдается подражание старшим;
- развивается социализация;
- формируется базовое понятие ощущения безопасности.
В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.
Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.
Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.
Использование положительного примера для воспитания
Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.
Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.
Психолог поможет
Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.