Как разговаривают дети – Как разговорить ребенка? — запись пользователя Ксения (id2120467) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Говорилки

Содержание

Как разговорить ребенка. 5 идей для родителей

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Многие родители мечтают, чтобы малыш поскорее начал говорить. Детские слова — это смех и счастье. От того, что малыш может выразить словами свои желания, что он растет и все больше понимает мир вокруг. Вот 5 идей, как можно вдохновить маленького ребенка на общение.

Приглашайте гостей

Многие родители отмечают, что ребенок начинает активно разговаривать, когда идет в садик. В группе всегда бывает несколько детей, которые постарше остальных, хорошо говорят и хотят общаться. Другие малыши, глядя на сверстников, начинают повторять слова, озвучивать просьбы, называть предметы именами и так далее. У детей в саду возникает необходимость говорить, чтобы отвоевать игрушку, привлечь внимание воспитателя, контактировать с другими во время игр. Если ребенок еще не ходит в сад, попробуйте просто приглашать говорящих малышей к себе в гости. Сначала игры может не получиться, но постепенно дети научатся взаимодействовать и вы услышите, как лексикон вашего ребенка значительно обогатился.

«Я тебя не понимаю»

Создавайте ситуации, чтобы ребенок понял: говорить — это необходимость. Но действуйте мягко. Например, ребенок показывает на яблоко и «говорит»: «Мммм…» Не стоит сразу бросаться и давать ему это яблоко. Спросите: «Что ты хочешь? Тарелку? Игрушку? Чашку? Я тебя не понимаю… Ах, ты хочешь яблоко? Так и скажи: „Я хочу яблоко. Мама, дай“. Держи, яблоко».

Лиана Хазиахметова
Источник

Однако не стоит доводить ребенка до истерики, если он начинает нервничать после двух вариантов, остановитесь на этом и просто произнесите: «Это яблоко».

Подключите эмоции

Дети любят повторять забавные, эмоциональные выражения. Паровозик гудит «ту-тууу», машина сигналит «би-биии», кошка говорит «мяууу». Постарайтесь произносить эти звуки театрально, нараспев и громко. Не настаивайте на том, чтобы ребенок повторял за вами. Просто играйте увлеченно, и со временем малыш тоже будет «тутукать» и «бибикать».

Главное — не нервничайте и не принуждайте к говорению. Иначе ребенок будет избегать таких игр и может замкнуться в себе.

Виммельбухи

Это книжки, в которых главное — картинки. Их не столько читают, сколько смотрят. Например, наша новинка «Курьер». С совсем маленькими детьми можно просто обсуждать иллюстрации и попросить показать тот или иной предмет. Это здорово развивают логику и навыки говорения. С детьми постарше можно выполнять задания, которые даются в книге: посчитать что-то, найти конкретные объекты. Все картинки связаны единой линией: курьер Чуня доставляет посылки всем на свете: морским обитателям, летающим друзьям, даже в космосе у него есть клиенты.

Лиана Хазиахметова


Курьер

Лиана Хазиахметова
Разворот из виммельбуха «Курьер»

Логопед, дефектолог, автор пособий и игрушек для развития речи детей Евгения Ершова посмотрела книгу и поделилась мнением, насколько иллюстрации способны разговорить ребенка.

«Ребенок открыл книгу и сразу же тычет пальчиком: „Мама, смотри!“. Вот такие иллюстрации и развивают речь:

  • понятные и близкие детям. Картинки того, что они любят и хорошо знают;
  • смешные и необычные. Дети любят шутить и фантазировать, с удовольствием поддерживают эту творческую игру;
  • динамичные и сюжетные. Если уж и надо посидеть на одном месте, то хотя бы на словах можно подвигаться, поучаствовать в чем-нибудь интересном.

На картинках книги „Курьер“ много движения, все куда-то едут, летят, плывут! Поэтому хочется не только называть кто это или что это, а скорее рассказывать, кто куда спешит! Сами собой складываются фразы, сочиняются истории».

Разговаривайте с ребенком

Специальные занятия по развитию речи ребенку не нужны, достаточно просто разговаривать с ним в быту. Озвучивайте все его действия и вовлекайте в диалог: «Ты принес машинку, дай посмотреть!», «Ты ешь кашу. Вкусная?».

Каждая игра должна строиться прежде всего на общении. Изображайте, как разговаривают игрушки, называйте их характеристики (мягкий мячик, желтая машинка), вводите в речь глаголы («смотри, кукла ходит»).

Читайте каждый день книги. Если ребенок пока не привык, рассматривайте картинки и рассказывайте, что на них изображено.

Вы можете придумать свой способ, как разговорить ребенка. Если уже придумали, делитесь в комментариях 😉

Обложка поста: pixabay.com

Как разговорить ребенка?

Нужны ли специальные занятия, если у ребенка маленький словарный запас или он вовсе не говорит? Каждый малыш развивается индивидуально, но он научится говорить быстрее, если ему немного помочь. Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Речь — жизненная необходимость.

К счастью, младенцы рождаются общительными. Поскольку их ранние потребности ограничиваются едой, сном и уютом, первые несколько недель всё это может выразить плачь, за которым следует грудь или бутылочка, ласковые руки, сухая пеленка. Вскоре, когда младенцы начинают испытывать потребность во внимании и обществе, к плачу добавляется воркование. Со временем стремление к общению усиливается и воркование сменяется ясными звуками, потом группой звуков, произносимых отдельно (большинство детей к году пользуется одним или двумя слогами), затем похожим на слова «детским жаргоном», потом настоящими словами, группами слов и, наконец, целыми предложениями. За 2 года плачущий младенец превращается в разговаривающего малыша, который используется

в среднем 200 слов (норма — от 20 до 400 и более слов), — почти половину из 500 слов, которые наиболее часто звучат в обычном разговоре взрослых. К трём годам словарь ребенка в среднем увеличивается в пять раз, достигая примерно 1000 слов, а к тому времени, как малыш из ясельного возраста переходит в детсадовский, словарный запас снова удваивается.
Это эволюция происходит в соответствии с особенностями индивидуального развития ребёнка. По какому пути не шёл ребёнок, он научится говорить быстрее, если ему немного помочь. Для этого существуют следующие методы.

Как помочь ребенку заговорить?

  • Накопление опыта.
    Дети понимают много слов и выражений до того, как начинают использовать их в разговоре. Они накапливают в голове слова и выражения, постепенно создавай словарный запас. Показывайте малышу окружающий мир в разных проявлениях (магазин, игровая площадка, библиотека, лужайка, музей, автобус, лодочная станция, ферма) говорите о том, что вы с ним видите, используя самые простые выражения. Новые переживания хорошо закрепить книгой, в которой об этом написано. Например, чтение книжки про зоопарк сразу после визита туда («Помнишь, мы видели обезьянку?») поможет запомнить новые слова. Научите ребенка простым парным понятиями: большой — маленький, мокрый — сухой, вверх — вниз, внутри — снаружи, пустой — полный, стоять — сидеть, плохо — хорошо. И причинно-следственными связями: мы ставим воду на плиту, и она становится горячей, мы ставим воду в холодильник, и она замерзает. Постоянно развивайте чувства, рассказывая о цветах, звуках, запахах и других свойствах предметов, которые окружают вашего ребёнка.

Обобщение.

В основном первые слова, которые произносят малыши, это «имена» людей и вещей. Но из-за отсутствия опыта маленькие дети склонны «обобщать» (учёные называют это «избыточное распространение»). Если седоволосый человек с морщинками в уголках глаз — «деда», то все седые люди будут «деда». Если корова — «му», то прочие домашние животные на ферме тоже «му», а если четвероногое домашнее животное с хвостом — «ав», то кошки тоже «ав». Исправлять? Не обращать внимания? И то и другое. «Очень хорошо. У этого животного четыре ноги и хвост, совсем как у коровы. И оно живет на ферме. Только это овца. Она говорит не «му», а «бя». «Ты прав седой человек похож на дедушку, только его зовут по-другому. Может быть, он тоже чей-то дедушка». Со временем ваш малыш начнет улавливать разницу между похожими вещами и людьми, но вряд ли это произойдет прежде, чем Вы успеете сотни раз сгореть от смущения, когда он будет показывать в парке на любого сидящего на скамейке мужчину и кричать «Па-па!».

Хотя большинство детей «обобщают», некоторые, напротив, начинают постигать речь с «ограничения». Вместо того чтобы называть всё, что напечатано (газеты, журналы, письма), словом книжка, такой ребёнок может использовать это слово только для той книги, которую ему читают на ночь; коляска относится только к его личной коляске. «Обобщение» и «ограничение» исчезает, как только язык ребёнка становится более развитым.


  • Говорите, говорите, говорите. Чтобы понять язык, ребёнок должен слышать, как на нём говорят — снова и снова, чтобы ваш ребёнок заговорил, говорить должны вы, даже если вам кажется бессмысленным вести односторонний разговор, даже если вы чувствуете, что ваш ребёнок не обращает не малейшего внимания на то, что вы говорите. На прогулке по парку рассказывайте про голубое небо, про девочек, которые играют в мяч, про мужчину, который катит детскую коляску. Когда готовите обед, объясните малышу, что вы чистите морковку, мешайте суп, режете помидоры. Если вы с ребёнком сидите в очереди, опишите ему людей, которые перед вами. Одевая малыша утром, называйте ему части тела, которые при этом обнажаются и снова скрываются под одеждой. Называйте предметы одежды, их цвет и качество.

Однако, стремясь научить ребёнка говорить, не болтайте постоянно. Детям нужна возможность спокойно усвоить услышанное, послушать не только других, но и себя, самим, без чьей-либо помощи, понаблюдать за тем, что происходит вокруг.

  • Читайте, читайте, читайте. Неоценимое знакомство с языком оказывает чтение книжек с картинками. Не забывайте останавливаться, чтобы показать малышу на каждой картинке знакомые предметы и объяснить, что на ней изображено. Сначала выбирайте простые истории и легко запоминающиеся стихи. Малыши любят вновь и вновь слушать одну и ту же книгу, возможно потому, что интуитивно сознает пользу повторения.
  • Пойте, пойте, пойте. Дети любят музыку с рождения и внимательно слушают простые песенки. Пойте их просто так или в сопровождении магнитофонной записи или музыкального инструмента, если вы умеете на нем играть. Малышам очень нравятся песенки, при исполнении которых нужно хлопать или делать другие движения руками. Не забывайте, что повторение увеличивает словарный запас ребенка, поэтому без всяких колебаний пойте одну и ту же песенку снова и снова. (возможно, вас даже будут заставлять делать это, нравится вам или нет.) И не беспокойтесь по поводу отсутствия голоса или неумения петь: малыш будет охотно слушать вас, даже если вы переврете мотив.

  • Называйте, называйте, называйте. В языке — тысячи слов, а ваш малыш должен запомнить их чуть ли не одновременно. Лучший способ выучить слово — назвать предмет, который оно обозначает. Делайте это на улице (грузовик, велосипед, светофор, мужчина, женщина, собака), дома (стол, стул, диван, сок, чашка, ложка), когда читаете (корова, девочка, ферма, утка, лягушка). Назвав предмет, попросите малыша повторить: «Это книга. Скажи: книга».

  • Не говорите на «детском» языке. Из раннего детства приходят слова типа «бяка» (плохо), «нака» (вкусно). Велико искушение произнести их в разговоре с ребенком, однако это только запутает вашего малыша и никак не поможет, ему овладеть правильной речью. Впрочем, использование слов с уменьшительными суффиксами, например «собачка», таких проблем не вызовет.

  • Старайтесь выслушать. Малыши, играя, любят разговаривать сами с собой. Аудитория им при этом не нужна. Однако, когда они адресуют кому-нибудь свою «болтовню», им, как и любому человеку, необходимо, чтобы их слушали. Когда ребенок обращается к вам, выслушайте его с тем вниманием, которого он заслуживает. Не хватайтесь за телефон, не отвлекайтесь, читая газету или глядя на экран телевизора, не уходите в другую комнату. Остановитесь, поймайте его взгляд и выслушайте, даже если вы толком не поняли, что сказано.

  • Учите малыша слушать. Способность различать звуки поможет малышу улавливать нюансы языка. Слушать речь важно, но не менее важно умение слушать звуки: пение птиц, телефонный звонок, журчание воды и даже гудение электробритвы. Привлекайте внимание ребенка к самым разным звукам и слушайте их вместе с ним.

  • Говорите, когда с вами говорят. Даже если вы совершенно не поняли, что сказал ваш ребенок, ответьте ему, например, так: «хм-м, это очень интересно» или «неужели?» но прежде попытайтесь разобраться, что же он имел в виду, с помощью языка его тела, выражения лица и прочих визуальных подсказок. Если малыш направляется к двери со свитером в руках, правильный ответ будет: «ты хочешь гулять? Мы выйдем через несколько минут». Он трет глаза и плачет? Тогда спросите: «ты устал? Хочешь спать?» он что-то лопочет и при этом показывает на холодильник. Поинтересуйтесь: «ты хочешь пить? Хочешь кусочек сыра?» иногда вы угадываете правильно, а если нет, ребенок все равно будет рад, что вы отвечаете. Но не исключено, что вы совсем не поняли его, и тогда могут последовать разочарование и слезы. Но в любом случае немедленный отклик поощрит малыша к продолжению попыток говорить.

  • Дайте ребенку возможность поговорить. Иногда маленькие дети не говорят, потому что у них нет такой возможности: либо все желания заранее предупреждаются, либо кто-то рядом с ними говорит безостановочно, так что ребенку некогда открыть рот. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у малыша оставалось время для беседы.

  • Еще раз и с чувством. Повторяйте то, что сказал малыш, другими словами («Ты хочешь молока?», «Да, это собачка», «Ты хочешь выйти?»). Вы сразу убьете двух зайцев: покажете ребенку, что вы его поняли, и естественным образом, без осуждения и насмешки, исправите его произношение. Говорите четко, ясно и выразительно, чтобы вызвать у малыша интерес к вашим словам.

  • Спрашивайте. Проверенный способ разговорить ребенка — вопросы. Исследованиями установлено, что задавать детям вопросы, даже когда они еще не способны отвечать, — лучший способ развития их речи. Если малыш оперирует только несколькими словами, но может в ответ кивнуть или покачать головой, пробурчать и показать на предмет, начните с простых вопросов, например: «Хочешь есть?», «Покажи, какую книжку ты хочешь почитать?».

Когда ребенок начинает отзываться более активно, попробуйте разговорить его. Если малыш показывает на мяч или машет рукой в сторону книжки, не давайте желаемый предмет сразу. Сначала спросите: «Что ты хочешь?» если ответа не последовало, рассматривайте это как просьбу и добавьте: «А, ты хочешь мяч» или «тебе нужна эта книга?» бурчание, кивок или указывающий палец можно счесть за ответ, только немедленно переведите это в слова: «Ага, ты хочешь книжку? Вот она».
Когда разговор начинает ребёнок, вместо простого согласия с ним потребуйте дополнительной информации. «Ты хочешь гулять?» Пауза для ответа. «Куда ты хочешь пойти?» Снова пауза. «Ты хочешь пойти в парк?» Только не давите на ребенка и ни в коем случае не настаивайте на ответе. Если малыш сердится, когда вы задаете вопросы, значит, Вы перестарались.

  • Пусть ребёнок осмыслит слова. Разговаривая с малышом, старайтесь использовать каждое слово в разных формах и комбинациях. «Видишь велосипед? Мальчик на велосипеде. Мальчик едет на велосипеде». Или «Посмотри на птиц в небе. Видишь, птица летит. Птица летит высоко в небе». То же самое делаете, когда ребёнок произносит какое-нибудь слово. «Да, это цветок. Цветок розовый. Цветок красивый. Цветок хорошо пахнет (понюхайте). Тебе нравятся цветы?» Обогащайте речь с помощью прилагательных («лохматая собака», «толстая книжка», «смешная песенка») и наречий («он едет быстро», «они говорят громко», «она ест медленно»).
  • Говорите просто. Немногие малыши способны следить за длинными предложениями и улавливать связь между словами. Дети также обычно теряются, когда слова сыплются на них слишком быстро и громко. Вы можете понять французский фильм, если едва выучили несколько слов по-французски? Помните, что ваш ребёнок изучает язык всего один год. Говорите внятно, медленное и просто — тогда малышу легче уловить смысл слов. Постепенно ваш «попугайчик» начнёт отвечать и говорить.
  • Действуйте как переводчик. Может быть, Вы не всегда понимаете своего малыша так хорошо, как вам хотелось бы, однако вы делаете это всё-таки лучше, чем кто-либо. Поэтому, когда ваш ребёнок пытается говорить с кем-нибудь, выступаете его переводчиком: объясните ему, о чём его спрашивают, объясняйте так, чтобы он быстро понял, и » переведите» ответ. Однако без необходимости не вмешивайтесь. Пусть сначала собеседники попытается понять друг друга сами.
  • Поощряйте. Если малыш произнес слова, которые вы поняли, или показал на собаку в книжке, сказав: «Ав-ав», — не забудьте похвалить это несколькими одобрительными фразами («Очень хорошо! Это собака). Только не перебарщивайте, иначе ребёнок начнёт сомневаться в вашей искренности. Некоторых детей ошеломляют, когда их попытки говорить встречает слишком бурно, и они умолкают. Помните, пройдёт несколько лет, прежде чем малыш научиться говорить правильно. Исправлять ошибки в их речи, конечно, необходимо, однако тон при этом должен быть не осуждающий, а дружелюбным и одобрительным. Не наказывайте ребенка за неверно составленную фразу («Я не дам тебе эту куклу, пока ты не попросишь как следует!»). Дети, которых все время одергивают и поправляют, приходят к выводу, что лучше вообще молчать. Малыш скорее научиться говорить, если будет слышать правильную речь при благожелательном отношении.

«Общаться с ребенком — как?» — Гиппенрейтер Ю.Б.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

 

Можно ли что-то поправить? Как? Предисловие к 1-му изданию

– Как построить нормальные отношения с ребенком?

– Как заставить его слушаться?

– Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Стиль общения, с которым вы познакомитесь в этой книге, базируется на таких знаниях.

Прежде чем приступить к основному содержанию, сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной практическими психологами.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», – говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

Этим и стали заниматься практические психологи.

Обучаться, конечно, лучше всего в живом общении. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» для родителей. Только в США через такие курсы прошли сотни тысяч матерей, отцов, а также учителей. И снова откры

Как разговорить ребенка: рекомендации для родителей

Как разговорить ребенка: несколько проверенных способов

Еще пару десятков лет назад ребенок, начавший осознанно разговаривать в год, не вызывал у окружающих ни удивления, ни восхищения, ни оголтелой гордости родителей. Потому что это было нормой. Прошло совсем немного времени, и наблюдается совершенно иная картина — дети начинают говорить все позже. С чем это связано и что делать?

Возможно, дело не в малышах. Не они начинают произносить речь все позже, а взрослые общаются все реже, как между собой, так и с ними. Речь заменили машины — люди общаются не словами, а СМС-ками, постами в интернете, твитами, лайками, репостами. Они привыкли слушать не тех, кто рядом, а телевизор, телефон.

Так как разговорить ребенка? Ответ лежит на поверхности — Никак! Не ребенка надо учить, а самих себя. Учиться общаться, использовать живую человеческую речь. И не от случая к случаю, а постоянно, окрашивая ею свою жизнь. И, главное, взрослым придется учиться общаться с ребенком. Для этого им необходимо будет узнать много нового, интересного о нем. А вернее сказать, вспомнить. Ведь и они были когда-то такими же веселыми, румяными, толстощекими карапузами. И родителям знакомы все его потребности, страхи, интересы. Нужно только немного напрячься и вспомнить.

Общайтесь через игру

Игра — основная форма общения для ребенка. Через нее он входит в этот огромный мир, познает его, учится жизни, общению. Поэтому играйте! Вспоминайте, как это было, учитесь играть заново, открывайте этот мир вместе с ребенком.

Мама играет с сыном в игрушкиПридется сделать усилие, чтобы вырваться из ставшего привычным мира взрослых, забот, трудностей, важных и неотложных дел. Придется научиться временно выгонять из своей головы «всех тараканов», выключать свою взрослость и серьезность. Вспомните, как здорово стучать крышками от кастрюль, кидаться бумажками или, может, катать в кузове машинки игрушечных любимцев, возиться с куклами — придумывать им имена, прически, наряды. Возможно, получится не с первого раза. Но получится обязательно.

Игра должна быть интересной, увлекательной как для взрослого, так и для малыша. Если он не хочет участвовать в игре, которую мама ему предлагает, то надо присоединиться к той, которая его в данный момент по-настоящему увлекает. И обязательно комментируйте, облекайте в словесную форму все, что делаете, видите, чем манипулируете во время игры.

Пользуйтесь обычными словами и короткими фразами. Например:

  • «Вот зайка. Он прыгает по дорожке. Прыг-скок, прыг-скок — вот как прыгает зайка».
  • «Вот кукла Маша. Она купается — куп-куп. Маша топает ножками топ-топ. Она упала — бух».

Используйте прием звукоподражания

Один из самых эффективных способов разговорить любого ребенка. Это подражание голосам животных (гав-гав, мяу, муу, бее), звукам транспорта (ту-ту, би-би), звучанию музыкальных инструментов (динь-динь, ду-ду) и так далее.

Развивайте мелкую моторику

Об этом сейчас пишут практически в каждом пособии по воспитанию ребенка и твердят в один голос многие врачи. И на то есть причины. Для развития мелкой моторики существует множество приемов — пальчиковые игры, массаж рук, специальные упражнения на подражание движениям, пособия (шнуровки, лабиринты) Пальчиковые игры — отличный способ пробудить дремлющие речевые центры мозга. Пользуйтесь им. Начните с простейших и всем известных народных потешек — пальчиковых игр («Сорока», «Ладушки», «Капуста»).

Для развития моторики также полезны игры с пластилином. Покупной пластилин можно заменить соленым тестом для лепки. Незаменимым подспорьем может стать и рисование специальными пальчиковыми красками. Чем старше ребенок, тем больше работы требуется его пальчикам.

Пользуйтесь опытом предков

Чтение потешекНе стоит забывать о том богатейшем наследии, которое оставили поколения наших предков, мам, бабушек и прабабушек. Речь, конечно, о народном фольклоре. Это поистине бесценное сокровище, веками бережно хранимое и накапливаемое народом для детей. Игнорировать его было бы преступлением. Это колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, прибаутки, небылицы, считалки, скороговорки, загадки и игры. Все это богатство передавалось из поколения в поколение, из рода в род, помогало детям во все времена входить в эту жизнь, познавать ее. Каждое действие, каждый новый шаг, открытие находили свое отражение в речевом творчестве. Голос матери, бабушки или нянечки плавно и ритмично озвучивал каждое движение малыша, сопровождая его повсюду. Пользу от народного наследия невозможно переоценить.

Вовлекайте ребенка в диалог. Это не значит поминутно требовать от него: «Скажи: ма-ма, повтори: ба-ба». Малышу нужно чувствовать не натиск и давление, а искреннюю заинтересованность взрослых в общении с ним. Без нажима и непринужденно необходимо задавать вопросы, пусть даже формально, когда мама сама отвечает на них после непродолжительной паузы. Например:

  • «Построим башенку? Где синий кубик. Да, вот этот, синий кубик. Теперь возьмем красный кубик. Какой у тебя кубик?» — выдерживая паузу, чтобы дать малышу возможность почувствовать свою причастность к разговору, — «Да, это красный кубик! У нас получилась башенка!».

В том случае, когда малыш не хочет или пока не может ответить, отвечая за него после короткого молчания, взрослый дает ему образец речи, которому в дальнейшем он сможет подражать. Для вовлечения его в разговор можно использовать и так называемый прием договаривания. Делайте паузы при очередном прочтении хорошо знакомого ребенку стишка или потешки, как бы призывая его закончить фразу.

Озвучивайте повседневные дела

Рассказывайте обо всем. Используйте игрушки, чтобы наглядно объяснить такие понятия как цвет, форма, размер. Подробные комментарии к ежедневным ритуалам (умывание, одевание, прием пищи и так далее) также дают огромные возможности заметно обогатить речь малыша.

Чем больше глаголов в речи, тем она более развита.

Не тараторьте

Игры с деревянными кубикамиГоворите внятно, четко выговаривайте все звуки. Такая речь кажется непривычной и нудной, но она лучше всего воспринимается детским мозгом и способствует ее правильному воспроизведению.

Не торопитесь

Каждому ребенку присущ свой темп освоения навыков и спешка ни к чему хорошему не приведет. К тому же, периоду активной речи предшествует фаза формирования пассивного словарного запаса. Малыш запоминает много слов и выражений, понимает их, но пока не говорит.

Как бы ни был загружен график родителей, сколько бы неотложных дел ни накопилось, ежедневно надо выделять несколько десятков минут для того, чтобы просто поболтать с ребенком. Желательно, чтобы это происходило в одно и то же время, тогда он будет точно знать, когда может рассчитывать на ваше внимание.

Все перечисленные в статье методы помогут разговорить даже самого стеснительного ребенка.

Просмотров: 491.

tipy-temperamentov-kartinki — запись пользователя GoldYlocks (GoldYlocks) в сообществе Раннее развитие в категории Разное (если затрудняетесь с выбором)

По многочисленным просьбам поделюсь опытом нашего успешного речевого развития…

Примерно в 8 месяцев в речи моего сына стали появляться не только лепетные слова, но и слова, несущее значение. В год в нашем словаре было 17 слов, включая звукоподражательные. В 1,5 - говорил чуть больше 50 слов нормально, а другие слова - сокращенно (например, начало и конец слова). В 2 года он говорил полными предложениями, рассказывал короткие сказки и пел песни. В принципе, все это норма. Но все детки разные. Отличаются их физиологические особенности, темперамент, среда... С нашей родительской стороны, мы обязаны помочь ребенку в освоении речи.
Как известно, определяющим для развития речи является период до 3 лет. Чем больше говорят с ребёнком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Важно, чтобы ребёнок слышал в этот период ясную, чёткую, правильную речь. Произносите слова чётко, не прибегайте к «сюсюканью» и сокращениям типа «би-би». Важно представлять значения слов. Например, показали слово на карточке, показали его значение на картинке, показали реальный предмет, показали жестом, показали на диске, показали в книжке и т.п.. Чем разнообразнее будут формы представления одной и той же информации, тем лучше. Этим вы помогли ребенку обобщить значение того или иного слова.
Пассивная речь в этот период может опережать активную. Самое главное, чтобы ребенок понимал то, что ему говорят. Вслух он может заговорить и позже. Но для того, чтобы речь стала активной, нужно не только развивать мелкую моторику ребенка (этим вы стимулируете речевые центры коры головного мозга), необходимо выполнять простые логопедические упражнения (высовывание языка, жевание пищи, упражнения с дудочкой, пузырек (вы развиваете артикуляционный аппарат). Надо обязательно расширять словарный запас ребенка, давать ему правильный образец речи, говорить четко для вычленения фонем (звуков), учить подражать (например, пропевать потешки так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию, стремился повторить), петь песни, учить диалогу.
Сформировать правильную речь, расширить словарный запас, провести связь между словом и его значением нам помогли вот эти пособия.
Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию - всё это способствует развитию моторики рук и повышает умственную деятельность ребёнка, развивает его речевые способности. Мы с рождения поем, плаваем, творим).
И еще: не советую понимать ребенка по «мычанию». Ребенок в этом случае не стремится к общению, у него нет такой потребности. Его понимают. С ребенком, особенно молчуном, нужно вести диалог.
Есть детки, которые не любят читать книги. У нас любовь к книгам с рождения. Как мне кажется, можно начать просто с отдельных картинок, их обсуждения. Например, показали «бегемота» на картинке (у нас Мир на ладошке), можно про него что-то рассказать. Изобразить бегемота. Позадавать вопросики: «Кто это?», «Где ушки?». Выждать паузу. Ответить, если ребенок сам пока не может этого сделать. Так вы ведете диалог. Так ребенок – активный собеседник.
Как только проявится интерес к рассматриванию картинок, можно подключить и книги. Сначала рассматривание и обсуждение иллюстраций, потом уже чтение. Лучше начать со стихов и потешек. Меняющиеся интонации и ритм маленький ребенок воспринимает лучше.

Конечно, об этом много пишут. Но может кому-то это будет полезно и интересно).

Советы психолога, как общаться с ребенком

Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?

Дружеское общениеДружеское общениеДружеское общение — основа родительской любви

Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.

Общение с грудничкомОбщение с грудничкомОбщение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Непослушание ребенкаНепослушание ребенкаЕсли ребенок не хочет слушать — надо выяснить причину

Как правильно общаться с ребенком – советы психолога

Не повышайте голос на ребенка, он может не понять смысл вашего высказывания, но отлично распознает ваш негатив в интонации, в помощь вам книга «Общаться с ребенком. Как?»

Книги Юлии ГиппенрейтерКниги Юлии ГиппенрейтерКниги Юлии Гиппенрейтер о общении

Любовь, забота и неравнодушие

Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.

Безусловное принятиеБезусловное принятиеЧто такое безусловное принятие

Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

Методы личного общения со своим ребенком

Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.

Английская пословицаАнглийская пословицаРебенок берет пример с родителей

Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.

Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.

  • Не связывайте наказания с личностью ребенка. Принимайте к рассмотрению каждый поступок ребенка. Высказывайте свои мысли без негатива, сдержанным и спокойным тоном. Ребенок должен понимать, что ваше недовольство не относится к нему, как к личности, если он изменит ситуацию, то ваша позиция переменится.

    Гуманное наказаниеГуманное наказаниеНаказания должны быть гуманными и дать ребенку возможность обдумать свое поведение

  • Наказания не должны быть связаны с негативом, скорее вам нужно организовать отсутствие позитива. Это не позволит развиться злобе и агрессии со стороны ребенка. Так ребенок будет стремиться к выполнению обещаний, он будет знать, что за все усилия его ждет приз, а не наказание в случае провала. Так вы создаете у чада положительную мотивацию.

    Литература по общениюЛитература по общениюРекомендуемая литература

И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи — дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.

( Пока оценок нет )

Как разговаривают наши дети – Семья и дети – Домашний

Как разговаривают наши детиКазалось бы, воспитываешь ребенка, день за днем пытаешься дать ему самое лучше, учишь правильно говорить, а потом раз – и он в ответ тебе как ляпнет фразочку, что даже не знаешь, как на это реагировать. Но при этом точно знаешь: дома его таким словам не учили! Как же так получается?

Следим за языком

Взрослые ошибочно считают, что пока малыш совсем кроха или увлечен своим делом, он ничего другого не видит и не слышит. А если и слышит, то не обращает внимания. Еще как обращает! Просто пока не считает нужным довести это до вашего сведения. Поэтому если вы в разговоре с подругой допускаете оскорбительные эпитеты, не удивляйтесь, если первое слово вашего малыша будет отнюдь не ласковое. Возьмите за правило, что ребенок впитывает все, что слышит, и никогда не знаешь заранее, что и когда он воспроизведет.

Следить за своей речью нужно не только при разговоре с подругой, разумеется. Думать о том, что говоришь, нужно всегда. И особенно – как говоришь. Если вы только что нежно ворковали с сыном, какой он зайка и рыбка, а на пришедшего с работы мужа вылили поток гневной брани, потому что он не купил хлеба или молока, можете готовиться – скоро ваш ребенок «отомстит за папу». Примите за правило: ребенок слышит и слушает все, а не только то, что говорят ему. Соответственно, со временем повторить он также может это «все».

Другие родители

Встав на ноги в буквально смысле слова, малыш попадает в социум. Сначала это детская площадка, потом детский сад, далее школа. Если раньше мама в основном возила его спящим по улице, то теперь он копается в песочнице наравне с другими такими же детками, видит и слышит, что говорят они и их родители.

Вот тут кроется следующий подвох. У каждого родителя свой стиль воспитания, круг общения,  свой словарный запас, набор ключевых фраз в общении с ребенком. И не факт, что они прекрасно совпадут с вашими вкусами и интересами. А как известно: что говорит родитель – потом говорит ребенок. Поэтому постарайтесь выбрать себе достойный круг общения еще во время «колясочного периода».

Разговорчики в строю

Если на детской площадке еще можно выбрать, с кем общаться, а с кем нет, то в саду и школе сделать это уже сложнее. Хотите вы или нет, но ребенок «варится» в определенной среде пять дней в неделю. Здесь опасность исходит не только от деток, родителей которых вы не знаете,  но и от воспитателей и преподавателей.

Ребенок копирует те фразы, которые слышит чаще всего или те, что произносятся наиболее ярко – строго, криком, со смехом. То есть эмоционально. Причем копирует он их ровно с той же интонацией и жестами, как слышал и видел в саду. По речи малыша вы легко сможете понять, как общается с ними воспитатель, и при необходимости вмешаться в процесс.

 Что такое хорошо и что такое плохо

К сожалению, если с воспитателем еще и можно поговорить на тему правильной речи, то чужих деток не переделаешь и не перевоспитываешь. Что же делать? Как говорится, хочешь изменить мир – начни с себя. Объясняйте ребенку, что есть слова некрасивые и нехорошие, которые не надо произносить.

Не морщитесь, не устраивайте скандал и не делайте трагедию – постарайтесь просто объяснить спокойно на примере. «Вот если я тебе скажу «дура!», тебе понравится?» Малыш отрицательно покачает головой. «Вот и другим тоже не понравится. Это же обидно и неприятно». Ребенок должен понять, что не надо произносить те слова, которые ты не хочешь сам слышать в свой адрес.

Если же дело обстоит хуже, и в саду «завелись» ругательства общего плана, характеризующие любые предметы или служащие для связи слов в предложении, то применять их на ребенка в объяснении не стоит. Лучше вспомнить про плохих людей и героев, с которыми вы уже успели столкнуться в книжках, мультфильмах и в жизни. Скажите, что это некрасивые и нехорошие слова, их говорят только такие же нехорошие люди. А у вас ведь хороший ребенокк, верно?!

Важно: говорите спокойно и объясняйте. Не запрещайте голословно! Этим вы лишь раззадорите ребенка продолжать говорить «плохие» слова. И чаще всего вы будете их слышать в конфликтных ситуациях, как способ выразить свой протест. Плохие слова – как подводные камни – обходить их нужно плавно и аккуратно.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о