Как приучить ребенка к порядку и дисциплине (Добсон)
Позвольте обозначить шесть основополагающих положений, которыми, думаю, вы сможете воспользоваться. В предлагаемых принципах выражена сущность моих взглядов (автор статьи Дж. Добсон) на порядок и дисциплину, а также на наказания за их нарушения.
Первый принцип
Определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Самый важный этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!
Второй принцип
Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить. Большинство детей, как мы уже говорили, пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства предпочтет их не исполнять. Как генерал перед битвой будет прикидывать опасность потенциального риска, мобилизует и расставит свои силы и после этого бросится в атаку на врага с оружием наперевес. Когда такие столкновения «нос к носу» случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно. Ребенок ясно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений. Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком. Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности.
Третий принцип
Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью.
Четвертый принцип
Увещевание, утешение и наставление ребенка должны происходить после того, как столкновение закончилось. Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а возможно, и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.
В семьях, исповедующих христианство, очень важно помолиться в такие моменты вместе с ребенком, признаваясь перед Богом, что все мы грешны и нет среди нас совершенства. Возможность почувствовать способность Бога прощать приносит чудесные плоды в воспитании даже совсем маленького ребенка.
Пятый принцип
Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны. Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого не видно выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.
Шестой принцип
Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.
Какова наиболее распространенная ошибка, которую совершают родители в процессе воспитания у детей послушания и дисциплины?
Считаю совершенно неприемлемым проявление вспышек гнева при попытке регулировать поведение ребенка. Нет более неэффективного метода воздействия на человека, причем в любом возрасте, чем гнев и раздражение. Тем не менее взрослые полагаются в первую очередь на собственную эмоциональную реакцию, как на способ добиться послушания ребенка. Один педагог, выступая по национальной программе телевидения, сказал: «Мне нравится быть профессиональным работником в сфере образования, но я терпеть не могу повседневную преподавательскую работу с ее обязанностями и задачами. Дети, с которыми я занимаюсь, такие непослушные, что ради поддержания порядка в классе мне приходится быть грубым и рассерженным». До какой глубины разочарования может дойти человек, заставляющий себя из года в год проявлять гнев и раздражение в качестве элементов повседневного долга учителя! А ведь многие педагоги и родители не признают других способов, чтобы заставить детей вести себя правильно. Поверьте мне, этот способ только опустошает вас самих и ничего не дает!
Посмотрите на популярную систему мотиваций. Предположим, человек едет на машине домой вечером после работы и превысил скорость. А на углу стоит одинокий полицейский, у которого нет возможности остановить эту машину. У него нет ни патрульного автомобиля, ни мотоцикла. У него нет пистолета, и он не может выписать квитанцию за получение штрафа. Все, что он в состоянии сделать, это стоять на повороте и, когда нарушитель проносится мимо, выкрикнуть вслед ему оскорбительные слова. Наверное, тот не станет тормозить только потому, что полицейский размахивал кулаками в возмущении? А водитель может, проезжая мимо, с улыбкой помахать ему рукой. Пользы от гнева полицейского никакой, а выглядит он нелепо и смешно.
Однако может быть другая ситуация, которая произведет на нарушителя более сильное впечатление, — это зрелище черно-белой полицейской машины в зеркале заднего вида, которая преследует его, мигая девятнадцатью красными огнями. Тогда он вынужден будет остановиться. К окошку его автомобиля приблизится уверенный в себе, очень воспитанный патрульный. Он под два метра ростом, у него спокойный голос, а на бедре висит пистолет. «Сэр, — скажет он твердо, но вежливо, — наша радарная установка зафиксировала, что вы едете со скоростью 65 миль в чае в зоне, где допускается скорость не более 25 миль. Не могу ли я взглянуть на ваши водительские права?» Он откроет свою кожаную книжку с правилами движения и протянет ее нарушителю. Он не проявит никакой враждебности, не выскажет никаких критических замечаний, но водитель будет в полной растерянности и замешательстве шарить по карманам в поисках маленького документа, который должен быть в бумажнике. Почему его руки стали влажными, а во рту сухо? Почему сердце пытается выскочить из груди? Потому что направление действий, которые собирается предпринять представитель закона, чрезвычайно неприятное. Его действия могут серьезно повлиять на привычки водителя в будущем.
Именно действие, связанное с наказанием, оказывает влияние на поведение. Но не гнев! Убежден, что гнев со стороны взрослых порождает в мыслях детей идею о возможности непослушания и неуважения. Дети чаще всего понимают, что раздражение родителей основано на неспособности контролировать ситуацию. Мать и отец для них являются представителями правосудия — и вдруг они готовы разразиться слезами, размахивают руками, выкрикивают пустые угрозы и предостережения. Позвольте вас спросить, будете ли вы уважать верховного судью, который ведет себя так же эмоционально при исполнении правосудия? Конечно нет! Именно потому над системой судопроизводства и установлен такой тщательный контроль, чтобы она всегда была объективной, рациональной, вызывающей уважение.
Я не собираюсь советовать родителям и учителям скрывать от детей свои эмоции. Я не предлагаю превращаться в холодных и ни на что не реагирующих роботов. Бывают ситуации, когда наши мальчики и девочки начинают вести себя настолько оскорбительно или непослушно, что наше раздражение вполне оправданно. Действительно, возмущение даже порой следует проявить, иначе мы будем казаться бесчувственными и глухими. Однако смысл моего утверждения заключается в том, что гнев для многих родителей становится инструментом, который сознательно используется для влияния на поведение ребенка. Этот инструмент весьма неэффективен, чаще всего он наносит большой вред отношениям между поколениями.
Как приучить ребёнка к порядку
В каждом доме, где есть подрастающий малыш, возникает момент, когда становится актуальным вопрос «Как приучить ребёнка к порядку?»
Возраст «периода порядка»
Большинство детских психологов и специалистов в области раннего развития считают, что оптимальным возрастом, когда можно начинать приобщать малыша к уборке своих игрушек и вещей, является возраст 1,5 года. По мнению известного педагога и физиолога Марии Монтессори, это возраст «периода порядка» — сенситивный период жизни ребёнка от 1-го до 3-х лет, когда ему можно легко привить привычку к чистоте и аккуратности. В более позднем возрасте придется уже не приучать, а переучивать. А в 1,5 года малыш только начинает постигать этот мир и, словно чистый лист, лишен условностей и психологических установок. Карапуз стремится подражать нам, взрослым, впитывая те нормы, принципы и обычаи, которые мы ему передаем, формируя его личность.
Понятно, что в 1,5-2 года ручки еще плохо слушаются, поэтому иногда при уборке что-то проливается, просыпается или даже разбивается. В таком возрасте это неизбежно, так что не будьте слишком строги и требовательны. Не посмеивайтесь над неумелостью малыша. У вас будет время, чтобы отточить его мастерство, а пока ваша цель — привить крохе привычку самостоятельно убирать игрушки, чтобы это занятие стало его естественной потребностью.
Таким образом, эффективнее всего приучать ребёнка к порядку до достижения им 3-х лет. Если по каким-либо причинам этот благоприятный в жизни малыша период упущен, для формирования данной привычки вам потребуется проявить упорство, настойчивость и даже изобретательность.
Игры, приучающие к порядку
Известно, что дети быстрее овладевают новыми навыками, если обучение и воспитание проходят в игровой форме. Чтобы привить малышу аккуратность, придумывайте различные игры. Например, «Сбор лесного урожая», где игрушки будут играть роль грибов и ягод. Или «Найди монетку», суть которой — помочь кукле или другому игрушечному герою отыскать потерянную монету, что станет возможным лишь после уборки всех игрушек (монетку следует незаметно подложить).
Мальчикам понравится игра «Переезд», во время которой игрушки грузят в игрушечный грузовой автомобиль и перевозят «жить» в другой «дом» (большой контейнер).
Другая интересная игра, придуманная мамой с богатой фантазией — «Стихийное бедствие». Со страшными глазами объявите крохе о произошедшем в мире игрушек стихийном бедствии (наводнении, пожаре, землетрясении). Задача малыша — срочно «спасти» игрушки, «эвакуировав» их в безопасное место.
Быстро собрать игрушки стимулирует игра «Кто быстрее», в которой мама и ребёнок соревнуются в скорости уборки игрушек в своей части комнаты.
Эффективному воспитанию способствует ведение календаря наклеек. Приобретите красочные наклейки, которые нравятся вашему малышу, из расчета одна наклейка в день. Если за прошедший день ребёнок сам убирал в своей комнате, выдайте ему одну наклейку, которую он приклеит на соответствующий день в календаре наклеек (для этой цели подойдет обычный настенный календарь).
Забавную причину, позволившую приучить ребёнка всегда убирать свои игрушки, нашла одна сообразительная мама: чтобы кошка ночью не игралась.
Будьте готовы к тому, что в 2-3 года полностью сформировать привычку к чистоте и аккуратности не удастся. Как показывает опыт, умелыми действиями родителей этого можно достичь лишь ближе к 5-летнему возрасту малыша.
Ребёнок не убирает игрушки: что делать
Многие родители задаются вопросом: как приучить малыша убирать за собой игрушки и вещи, если он категорически отказывается это делать. И главное, как побуждать его к наведению порядка без лишних ссор и скандалов.
Прежде всего, поговорите с ребёнком. Если ему больше 3-х лет, скажите, что он должен быть ответственен за свою комнату и свои игрушки. Сообщите, что у каждого есть свои обязанности, приведя в пример ваши обязанности по дому.
Если в какой-то день малыш все же отказывается наводить порядок, сделайте это за него, но только в обмен на одну из ваших обязанностей. Можете поручить за вас полить цветы, подмести пол, вымыть посуду, вытереть пыль и т. п.
Возможно, такой обмен обязанностями не будет равноценным или побудит ребенка в дальнейшем «торговаться» с вами и капризничать, чтобы заполучить более простую работу вместо уборки вещей в своей комнате. В таком случае следует решить проблему кардинально: заклеить коробок с игрушками скотчем и не позволять его вскрывать несколько дней, пока малыш не даст обещание впредь убирать игрушки сам. Как вариант, можно их спрятать, сообщив, что они ушли жить в Страну брошенных игрушек (потом надо будет придумать убедительный повод для их возвращения).
Формирование устойчивой привычки
Для многих родителей стремление заставить малыша убирать после себя игрушки и вещи становится головной болью. Даже если уговорить его это делать не удается, ни в коем случае не кричите на кроху, не угрожайте ему ремнем и не принуждайте наводить порядок насильно.
- Побуждайте ребёнка наводить порядок каждый день (вечер), регулярно: перед прогулкой, после занятий, перед сном. Тогда легче будет это занятие превратить в устойчивую привычку. Пусть кроха знает, что вы будете заниматься с ним его любимым делом (например, рисованием, чтением ему книжки) только в убранной комнате.
- Если малыш убрал игрушки плохо (не всё), сделайте ему замечание и укажите на недостатки. Только после их исправления позвольте ему заниматься своими делами.
- Не давайте новую игрушку, пока не будет убрана старая.
- Не требуйте от крохи слишком многого, учитывайте его возраст и возможности. Будьте терпеливы, не ругайте малыша, а подскажите, как исправить ошибки.
- Не забывайте хвалить малыша за заслуги и правильные действия. Некоторые родители за промахи с готовностью наказывают, а достижения и хорошие поступки как бы не замечают.
- Будьте примером для своего чада, постоянно поддерживайте в доме чистоту и порядок.
- Не практикуйте материальное поощрение за сделанную работу по дому. Домашние обязанности должны выполняться бесплатно (проведите аналогию с другими членами семьи).
Желательно, чтобы приучением ребёнка убирать игрушки занималась его мать, а не отец. Папам часто недостает такта, они склонны действовать строго и жестко. В качестве примера можно привести неудачно придуманную отцом малыша игру «Сумка-хватушка». По его задумке, Сумка спрашивает кроху: «Можно я тебя съем, или ты меня покормишь игрушками?» В результате игра обернулась для малыша стрессом: 2-летний карапуз воспринял все всерьез и, зарыдав, в панике убежал, не на шутку испугавшись быть схваченным и съеденным Сумкой-хватушкой.
Старайтесь, чтобы выполнение обязанности по наведению порядка не было сопряжено с отрицательными эмоциями. Не дожидаясь позднего вечера, предупредите чадо о необходимости уборки заранее, когда у него еще остаются силы. Если малыш слышит об этом регулярно, изо дня в день, просьба воспринимается как сама собой разумеющаяся, то есть перерастает в привычку.
Стихотворения о порядке и самостоятельности
Очень помогают в воспитании детей показательные примеры аналогичных ситуаций в художественных произведениях. Например, дошкольнику очень понравятся стихотворения из книжки С. Гордиенко «Секреты поведения в школе», где автор учит будущих учеников самостоятельности, хорошему поведению и бережному отношению к вещам:
Волчонок нынче разгулялся:
На люстре весело качался,
Свалил три стула, дверью хлопал,
По партам бегал, громко топал,
Погрыз на глобусе Чукотку,
А на столе отбил чечётку!
Портфель бросал, цветок сломал,
Потом на стенах рисовал…
И тут заходит в класс Учитель:
— Кто хулиганит здесь, скажите?
С. Гордиенко в ироничной, но доступной для понимания малышей форме приводит ситуации, в которые попадают зверята, если не держат вещи на своих местах:
— Где штаны? — кричит Лисёнок. —
Не найти никак спросонок!
— Где носки? Не понимаю!
Я же в школу опоздаю!
Мама, где моя одежда?
На тебя лишь вся надежда!
Всё семейство суетится:
Мама, папа и сестрица
Ищут майку и рубашку.
Дед принёс свою фуражку,
Брат — боксёрские перчатки,
Тётя — юбку на подкладке —
В общем, полный ералаш!
Уф! Оделся школьник наш.
Привить малышу привычку убирать игрушки — значит сделать так, чтобы он сам стремился жить в порядке.
Разучите вместе стихотворение О. Сердобольского «Всё в порядке»:
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
— Был на квартиру налёт?
— Нет.
— К нам заходил бегемот?
— Нет.
— Может быть, дом не наш?
— Наш.
— Может, не наш этаж?
— Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
— Значит, это не обвал?
— Нет.
— Слон у нас не танцевал?
— Нет.
— Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Любовь к чистоте прививается сызмала. Зато ваше чадо вырастет аккуратным, организованным и успешным человеком.
Запаситесь терпением, так как на приучение к порядку может уйти достаточно много времени. Придерживайтесь выбранной линии поведения и верьте, что всё у вас получится. Удачи!
Как приучить ребенка к порядку
Гармония жизни не будет нарушена, если приучить всех членов семьи, в том числе и ребенка к порядку. Привить детям аккуратность, порядок и чистоплотность нужно еще с детства. Они с ранних лет видят все, что происходит в их окружении и копируют привычки родителей.
Всему свое время
Ребенок, видящий красоту, чистоту, уют, обязательно будет стремиться к ней. Малыш прекрасен в каждом возрасте. Когда приучить детей к порядку?
- К режиму, чистоте, аккуратности можно приучить ребенка с двух лет. Малышу не запрещайте помогать в работе даже в том случае, если его работа скорее напоминает убыток чего — то. В таком возрасте крохи любят подметать, вытирать пыль. В таком процессе большое значение имеет не итог работы, а общение с родителем. Поэтому лучше повторно вытереть пыль и не отбивать желание малютки работать.
- К результатам не придираться, потому что со многими вещами кроха не может сам справляться. Поэтому помогите ему, когда он хочет положить на место конструктор.
- На провокации не отвечать. В три года ребенок экспериментирует все и выясняет, каким образом можно «действовать» с мамой или папой. Такие эксперименты заключаются в капризах без причин, в преднамеренном разбрасывании игрушек. Если вам показалось, что беспорядица намеренная, не кричите и не ругайте, поскольку это можете спровоцировать новые «проверочные» капризы. Объясните им мягко или подождите, когда все это у ребенка пройдет.
- Не сравнивайте детей. Детки бывают разными. Все зависит от психических особенностей ребенка. Один любит разбрасываться игрушками, а другой убирать их сосредоточенно и в медленном темпе.
Совет: Если неаккуратность и заторможенность настораживает, обратитесь к невропатологу для исключения вероятности патологий.
Приучить ребенка к порядку — это классно и комфортно
Кроха должен знать, зачем нужна та или иная вещь.
- Чтобы карапузик убрал свою комнату, нужно заинтересовать его. Объясните ему, что если каждая вещь лежит на месте, ее легче найти.
- Измените интерьер, отведите место для хранения вещей. Систематизируйте хранение и приготовьте яркие корзины, книжные полки или нанесите на комоды наброски вещей, которые там хранятся.
- Ребенок с удовольствием поучаствует в процессе работы, если будете комментировать свою работу и делать пометочки ярким и красочным маркером. Дайте ребенку для пометок цветные карандаши или кисточки. Каждая работа должна преследовать цель. Если детке станет скучно во время этой работы, вернитесь к обозначениям после отдыха.
Как систематизировать уборку
Следующие действия помогут приучить ребенка к порядку.
- Совместный труд. Интереснее помогать родителям, чем делать утомительные действия. Поэтому начинайте с совместной уборки.
- Разделение работы. Элементарная усталость часто бывает причиной нежелания установить порядок. Поэтому сделайте следующее: разделите комнаты на зоны, каждую из которых необходимо убрать в какой-то определенный день.
- Убавление игрушек. Множество машинок, кукол, мячей производит само по себе впечатление беспорядка. Разделите игрушки на несколько групп и разложите их в разные коробки. Разрешите брать деткам новые игрушки тогда, когда остальные положили в надлежащую коробочку.
- Систематизировать вещи. Если кроха будет знать место брюк или кофточки на соответствующей полке, ему легче будет их убирать.
- Уточнение каждодневных задач. Ребенок должен привыкнуть к наведению порядка. Конечно, при возможности выбора, он предпочтет игру. Если ребеночек будет знать, что до отхода ко сну игрушки должны находиться на местах, он сразу их отнесет туда.
- Приучите к порядку малышей играми. Пусть уборка будет ритуалом, когда приятно общаться и с мамой, и с папой.
Дети быстро перенимают привычки, и если папа поставит обувь на место, они также положат свои туфли туда же.
Порядок в подростковом возрасте
Подростки стремятся к индивидуальности. Они склонны к бунтарству и советы родителей нередко принимают за желание подавления. Поэтому приучать порядку в переходной период можно, но учитывая некоторые особенности. Итак, какие рекомендации стоит им давать?
- Уборку не превращайте в наказание. Дайте им простые задания. Ни в коем случае они не должны быть наказанием за содеянный проступок. Главное сохранить легкость мировосприятия. Родители для подростка — это друзья и советчики, а не надзирателями.
- Необходимо определиться с взглядами на вещи. Так, подростки считают, что комната чистая, если книги лежат на столе, а на ковре находится творческий набор. Поэтому, чтобы не было проблем, поговорите с ними о критерии уборок: нет грязных тарелок на столе, постель убрана, брюки и юбки не лежат на стульях. Другие вещи оставьте на решение подростка, и поскольку его характер начинает формироваться, его подавлять не надо.
- Мотивировать детей на уборку поощрениями неправильно, поскольку, например новые вещи или лишний час с друзьями является плохим стимулом. В другой раз ребенок взбунтуется и потребует поощрение.
- Подростка следовало приучить полезным привычкам раньше, поскольку в таком возрасте характер воспитывается под воздействием гормонов. Они же являются не лучшими советчиками в конфликтных ситуациях.
Самое главное не перестараться в воспитательном процессе. Чтобы у детей характер не сломался, никогда не подстраивайте их под себя. Они должны быть в первую очередь счастливыми.
Посмотрите на нижеследующих видео советы от ФлайЛеди о том, как приучить ребенка к порядку.
Как приучить ребенка к порядку
Начинаем с себя
А начать нужно как всегда с себя. Не секрет, что маленький человечек, словно губка, впитывает в себя все, что происходит вокруг. И основное влияние в первые годы жизни на него, конечно же, оказывает семья. Для того чтобы ребенок понимал, что такое порядок, он должен наблюдать его изо дня в день. И для начала давайте разберемся, что мы будем понимать под словом «порядок». Для этого стоит просто окинуть взглядом квартиру после генеральной уборки: чистый пол, блестящие зеркала и сияющая сантехника; стройные ряды книг и аккуратные стопки бумаг; посуда вымыта, одежда в шкафу, игрушки в коробках, пыль отсутствует и все на своих местах. Ну а для того, чтобы порядок «был» — его нужно поддерживать. А это значит – регулярно убирать вещи, мыть посуду после еды, чистить обувь и вешать одежду в шкаф. Желательно, чтобы стремление содержать свой дом в чистоте и аккуратности исходило в равной степени ото всех членов семейства, и носило систематический характер. В этой ситуации малышу будет легче усвоить подобного рода правила, со временем он начнет воспринимать домашние обязанности, как сами собой разумеющиеся. Однако, для достижения заветной цели этого недостаточно.Совместная деятельность
Приучение к порядку с самого раннего детства должно происходить в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого. Не стоит тешить себя надеждой, что однажды ваше сокровище, вдруг ни с того ни с сего, воспылает страстью к чистоте. С другой стороны, если неустанно твердить ему: «Ты должен убраться!», «Убери игрушки!», «Ты – будущая хозяйка! Ты должна помогать маме!», «Как тебе не стыдно?», «Ты меня не любишь, если бы любил – вымыл бы посуду!» и т.п., у ребенка не только выработается стойкая неприязнь к уборке в частности и к порядку вообще, но он также рискует заполучить на свою голову увесистый комплекс вины, который будет сопровождать его всю оставшуюся жизнь. А это, в свою очередь, уже серьезная психологическая проблема. К тому же, наблюдая за вами и понимая, что уборка — это привилегия взрослых, ребенок может элементарно испугаться того, что он не справится со столь ответственным поручением, когда однажды ему предложат убрать самостоятельно собственные вещи. Именно поэтому необходимо помогать малышу, поддерживать его на пути освоения все новых и новых навыков. И лишь после того, как вы поймете, что малыш уже достаточно хорошо справляется с порученными ему делами, можно постепенно перекладывать ответственность за них на его хрупкие плечики. Часто родители допускают следующую ошибку: «Ты должен сам убирать свои игрушки!» — говорят они малышу. Но если мама или папа ни разу не показали как это делается, не попробовали вместе с ребенком сложить их в коробку, то как же тогда малыш поймет, что от него требуется? Нельзя забывать, что наши детки – существа в высшей степени консервативные, все новое и неизвестное их как правило пугает и настораживает. Ребенок приходит в незнакомый мир, и единственный доступный ему способ познания – это наблюдение за тем, как ведем себя мы – взрослые. Подражание является основой социального поведения ребенка. Это означает, что малышу необходимо показывать, как и что нужно делать и как можно подробнее пытаться объяснять свои действия. Многие родители скажут: «Но ведь он же совсем маленький! Все равно ничего не понимает!» Но поверьте, если вы на минуту отвлечетесь от детских песенок и потешек, а с серьезностью физика-ядерщика попытаетесь рассказать ему, откуда берется пыль, внимание даже полугодовалой крохи вам гарантировано. К тому же это станет отличной гимнастикой для вашего воображения и тренировкой на будущее – кто знает, возможно, через пару лет вы получите в лоб тот же самый вопрос?! Ваш карапуз рассыпал что-нибудь или пролил? Не ругайте его, он наверняка сделал это не специально. Вместо этого объясните, что мусору на полу не место, покажите ему веник, дайте за него подержаться, растолкуйте — для чего он нужен, или позвольте вместе с вами повозить по полу мокрой тряпкой – ведь это такое удовольствие! Расскажите, почему вы складываете разбросанную по дому одежду на полки в гардероб и зачем убираете разложенные на кухонном полу кастрюли, сковородки и половники обратно в шкаф, или что за странная штуковина — утюг. Разумеется, подобные «светские беседы» не научат вашего малютку в одночасье стирать, подметать и гладить, однако они позволят ему воспринимать заботы по дому как неотъемлемую часть повседневной жизни, область, доступную и понятную не только «Всемогущим Взрослым», но и ему тоже. К тому же, давно известно, что чем раньше мы начинаем общаться с малышами, чем богаче и насыщеннее это общение, тем благоприятнее это сказывается на дальнейшем развитии маленького человека. Начав вместе с малышом убирать его разбросанные игрушки, вы однажды заметите, что у него неплохо получаться. Тогда попробуйте под каким-либо предлогом ненадолго отлучиться и понаблюдайте за ребенком. Если кроха не растерялся и продолжает заниматься совместно начатым делом, значит он уже вполне готов к тому, чтобы уборка игрушек стала его полноценной обязанностью. Ваша задача теперь заключается в том, чтобы постепенно и незаметно для малыша отстраниться от этого занятия. И когда, наконец, он от начала и до конца уберет свои игрушки – похвалите его, подчеркните, какой он стал самостоятельный и взрослый. Торжественно объявите ему, что отныне это его почетная обязанность.Когда начать?
Родителей конечно волнует вопрос о том, когда же лучше всего начинать приучать ребенка к порядку? Вы можете понемногу заниматься с малышом уже с того момента, как он научился хорошо сидеть и совершать простейшие манипуляции с предметами: удерживать погремушку, разглядывать ее, перекладывать из одной ладошки в другую. То есть уже в 7-9 месяцев. Сядьте рядом с ним. Вооружитесь коробкой и несколькими небольшими предметами, удобными для захвата маленькой детской ручкой. Покажите малышу, как это здорово и весело – бросать их в коробку . Желательно, чтобы выбранные вами игрушки были хорошо знакомы ребенку. Это будет способствовать концентрации внимания на самом процессе игры, а не на предметах. Пока еще малыш не способен активно участвовать в уборке, пусть каждый вечер становится свидетелем того, как его игрушки убираете вы. Не торопясь показывайте ему, как и что вы делаете, при этом, комментируя каждое свое действие, повторяя ключевые слова, такие как «убираю», «порядок», «игрушки», «ящик» и т.д. В педагогической психологии существует единая схема, которую принято использовать при обучении ребенка тому или иному умению. Сначала нужно объяснить малышу, что вы от него хотите, затем – продемонтстрировать действие на собственном примере, после чего проделать то же самое вместе с ним. Обучение можно считать успешным, когда ребенок сам, без посторонней помощи справится с заданием. Остается лишь закрепить полученный навык. Можно настоятельно рекомендовать этот алгоритм поведения родителям, желающим приучить свое чадо к порядку и чистоте. Приблизительно к концу первого года жизни у малыша появляется интерес к складыванию и доставанию различных предметов. Этот период и можно считать оптимальным для того, чтобы перейти к активной фазе приучения ребенка к порядку. Попробуйте вместе с ним собрать разбросанные на полу игрушки в коробку, сложить в стопку газеты и журналы. Первый день рождения уже позади, и вот кроха уже вовсю топает ножками! Как вам первые пешие прогулки на свежем воздухе? Вернулись домой – не забудьте вытереть ноги! Кстати, это отличный повод, для покупки нового красочного коврика! В полтора года или чуть раньше малыш несомненно придет в восторг, если вы позволите ему выбросить что-нибудь в мусорное ведро считавшееся доселе неприкосновенным. Правда, необходимо будет учесть два момента: во-первых, чтобы доверенный ребенку «мусор» не оказался для него чересчур привлекательным; во-вторых, проследить, чтобы малыш не воспринял это ответственное поручение как зеленый свет для обратных действий – ведь в мусорном ведре наверняка таится множество соблазнов! Регулировать действия малыша в подобной ситуации, как и во многих других, вам поможет интонация: например, как только ребенок опустил в ведро ненужный обрывок газеты – щедро похвалите его, обнимите, погладьте по головке; однако, если его хитрые глазки заблестели, а ручки потянулись обратно – строго скажите, что так поступать нельзя, мягко, но настойчиво отведите его в сторону. Используйте простые слова-антонимы «хорошо»/«плохо», «можно»/«нельзя». Покажите, что вы недовольны. К полутора годам вы можете научить малыша относить свои мокрые штанишки в ванную или доставать из стиральной машинки выстиранное белье. Как раз от таких милых и забавных мелочей в конечном счете и будет зависеть то, насколько опрятным вырастет ваш ребенок. Покажите, крохе, где должна лежать его одежда, и каждый раз, возвращаясь с прогулки, обращайте на это его внимание. Желательно, чтобы отведенное под детские вещи место было доступно для малыша – это может быть нижняя полка гардероба, низкая тумбочка или ящик комода. Предложите крохе самостоятельно убрать свою одежду, если он недоуменно смотрит на вас – покажите, как это надо сделать. Для начала продемонстрируйте сами, а затем, вложив кофту в ладошки малыша, проделайте весь путь заново вместе с ним, направляя и комментируя каждое его движение. В два года ребенок уже способен не просто убирать вещи на свои места, но и, например, складывать свою одежду или развешивать ее на детском стульчике. В этом возрасте вы также можете доверить ему мытье своей тарелочки и кружки. Большинство детей любят возиться в воде, и вашему малышу это занятие наверняка придется по вкусу. Для этого поставьте его на скамеечку или невысокую табуретку, вооружитесь губкой, подберите подходящую посуду – она должна быть небьющейся и удобной для захвата маленькой детской ручкой, и – вперед! Принцип здесь тот же – сначала необходимо объяснить что к чему, затем показать как это делать на своем примере, после чего выполнить тоже самое совместно с малышом, не забывая при этом комментировать ваши действия. В 2,5 года маленький помощник вытрет пыль и польет из лейки комнатные растения, а если нечаянно прольет воду на пол, то самостоятельно возьмет тряпку и вытрет лужу. Мечта, скажете вы? Нет, вполне реальная действительность! Просто не бойтесь привлекать ребенка к работе по дому, дайте ему почувствовать, что без него вам никак не обойтись. Нелегкий период приучения к горшку уже позади? Отлично! Тогда попытайтесь научить малыша этот самый горшок за собой убирать! Ну а дальнейший путь вам подскажет собственная фантазия! Наблюдайте, экспериментируйте и ваши старания не окажутся бесплодны. Если раньше кроха с интересом наблюдал за вами, то теперь настал черед понаблюдать за ним. Вы заметите, что малыш начинает проявлять первые признаки самостоятельности, он становится более активным, инициативным и настойчивым. И лучший способ познакомить его с уборкой, это сделать ее интересной для малыша. А что еще может заинтересовать маленького ребенка, если не предложенная вами увлекательная игра?Как сделать уборку интересной?
С помощью игры можно не только приучить ребенка к порядку, но и выстроить целую систему воспитания. Не зря выдающийся русский психолог Даниил Борисович Эльконин придавал игре важнейшее значение в развитии ребенка и считал ее началом собственных интеллектуальных форм видения и понимания мира. Замените нудные ежевечерние уговоры убрать игрушки на волшебную историю о том, как мишка, зайка и слон отправляются в далекое путешествие – на дно «Большой Коробки», а машинки спешат наперегонки под кровать, чтобы помочь выбраться оттуда заблудившемуся кубику. Если ваше чадо еще слишком мало, и подобного рода истории его пока не увлекают – устройте семейное состязание в меткости на скорость; конкурс «Кто быстрее» или «Чья игрушка громче упадет». Годовалому малышу вполне может подойти такое развлечение. Победитель, само собой разумеется, получает приз. Если ребенок постарше решил проявить самостоятельность и уже тащит со стула вашу блузку, чтобы старательно размазать по полу раздавленный помидор, не спешите падать в обморок и постарайтесь не срываться на крик. От души похвалите его – ведь он действительно молодец — и спокойно предложите для продолжения этого увлекательного занятия более подходящую тряпочку. Зачастую хочется в такой ситуации сказать: «Отойди! Я сама вытру!». Но прежде чем произнести эти слова, поставьте себя на место малыша: захочется ли вам после таких слов снова взяться за дело? Возможно, стоит давать ребенку не слишком сложные поручения. Ведь ваш карапуз растет и набирается важности – он уже почти как взрослый, поэтому может протереть пыль, полить цветы, отправить белье в стиральную машинку. В таком ответственном деле, как привитие крохе любви к порядку, необходимо понять одно: сама по себе уборка – дело скучное и неинтересное. Ведь малыш не получает удовлетворения от вымытой тарелки или от аккуратно сложенного в коробку конструктора; ему в первую очередь важна положительная оценка его действий, одобрение со стороны взрослых и подтверждение своей «хорошести». Потешьте лишний раз его самолюбие, скажите какой он молодец. Маленький человек еще слишком неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомом ему мире и постоянно нуждается в нашей поддержке и одобрении. Не бойтесь избаловать ребенка щедрой похвалой даже за незначительное достижение! Поверьте, вы не останетесь без ответа: он обязательно запомнит и постарается порадовать вас в следующий раз. Не будет баловством, если кроха за прилежно выполненную работу получит небольшое вознаграждение. Ну и конечно, немаловажную роль играют любовь и понимание. Помните о том, что малышу пока очень трудно управлять своим вниманием – поэтому пусть ваши занятия не превышают нескольких минут. Впоследствии лучшим ориентиром для вас станет сам малыш: если вы заметили, что ваши действия заинтересовали его – продлите игру настолько, насколько это возможно. Если у ребенка плохое настроение, или, напротив, он слишком возбужден, находится под впечатлением какого-либо яркого события – лучше оставить его в покое, и отсрочить уборку. Большинству родителей знакомы целые города и государства, которые маленькие архитекторы возводят в течение нескольких часов, а то и дней. Здесь несомненно стоит проявить должное уважение к творчеству малыша – даже если «Космическая Страна» больше напоминает «Космический Бардак». В подобной ситуации стоит заранее обговорить место, которое может быть отведено «под постройки». Вообще, с самого начала самостоятельной жизни вашего малыша возьмите себе за правило уважать его территорию и независимость. Если у крохи есть своя комната, или хотя бы свой уголок – не стоит производить там генеральную уборку без его ведома. Пусть этот совет может показаться абсурдным в отношении годовалого малыша, но поверьте, не нужно им пренебрегать. Наверняка опытным родителям знакомы грандиозные скандалы с детьми-школьниками из-за несанкционированной уборки на письменном столе или в комнате. Маленький человечек, как и каждый из нас, нуждается в капельке одиночества, небольшой области внутреннего и внешнего пространства, где он сможет почувствовать себя полноправным хозяином – не лишайте его этого удовольствия! Если же вы, дорогие родители, перепробовали все мыслимые и немыслимые способы превращения вашего поросенка и неряхи в аккуратного и опрятного малыша, и труды ваши оказались бесплодны – не отчаивайтесь. В конце концов, очень многие из нас приходят к осознанному желанию порядка лишь с обретением собственной семьи. Вспомните о том, что большинство талантливых и гениальных людей отличались катастрофической неприспособленностью к быту. Ведь несмотря ни на что, ваш малыш – самый необыкновенный и самый лучший ребенок на свете!Основные ошибки
- Даже если все члены вашей семьи отличаются завидной аккуратностью и чистоплотностью, не следует надеяться, что ваш малыш уже с рождения окажется чистюлей.
- Многие родители придерживаются мнения о том, что уборка – это естественная обязанность каждого члена семьи, и не считают нужным поощрять ребенка за помощь по дому. Это неверно, на этапе приучения малыша к порядку похвала должна являться одним из важнейших элементов ваших действий.
- Одна из самых распространенных ошибок – это попытка заставить ребенка убираться. Для того чтобы воспитать в малыше любовь к порядку, нужно его заинтересовать.
- Не стоит наказывать ребенка за отказ убрать за собой игрушки или вымыть посуду. Лучше пойти на хитрость и в свою очередь «отказаться» читать книжку на ночь, или играть с ним.
- Не пытайтесь научить малыша всему сразу. Постепенное и поэтапное овладение новыми умениями будет гораздо эффективнее.
Как приучить ребенка к порядку?
Порядок в доме или его отсутствие заметно влияет на настроение всех членов семьи и атмосферу в доме. Привычка одного из членов семьи разбрасывать свои вещи, сваливая заботы о поддержании чистоты на чужие плечи, может стать основанием для постоянных ссор и недовольств. Давно замечено, что преимущественное большинство родительских упреков напрямую связаны с тем, что ребенок не хочет убирать игрушки или личные вещи, разбрасывает их и т.д. Чаще всего родители не знают, как правильно действовать в такой ситуации, ругают и стыдят детей, запугивают, грозят наказаниями, но результат таких действий очень кратковременный – можно заставить ребенка убраться в комнате, но на поддержание постоянного порядка надеяться не приходится. Ведь дети (как и подростки) не нуждаются в порядке, они попросту не замечают беспорядок.
Рассмотрим эффективные методы, как приучить ребенка к порядку:
- Прежде всего, не забывайте о личном примере. Никакие нравоучения не заставят детей быть аккуратными, если они ежедневно видят неаккуратность родственников. Родители должны думать не о том, как заставить ребенка убирать игрушки, а о том, как научить его аккуратности, сделать порядок жизненной нормой и потребностью.
- Помогайте детям и учите их. Это не значит, что вы должны все сделать сами, просто включитесь в процесс. Можно разделить обязанности: к примеру, вы протираете пыль на высоких полках, куда дети не дотягиваются, в то время как они складывают свои игрушки, книги и личные вещи по местам.
- Объясняйте детям, почему важно убирать. Расскажите им о вреде пыли, о том, как правильно хранить вещи, объясните, что разбросанные игрушки могут потеряться или сломаться, когда на них кто-то случайно наступит. Дети должны понимать, что уборка – не прихоть или наказание, а необходимость.
- Одним из важнейших методов, как приучить ребенка к аккуратности, является создание условий для легкого поддержания порядка. Это значит, что в детской лучше использовать мебель и материалы, которые не нуждаются в сложном уходе.
- Помогите детям найти место для вещей. Вместе с ребенком решите, что и где должно лежать, выберите полки в шкафах для каждого типа предметов, заведите ящики для игрушек, белья и т.д.
- Не превращайте уборку в наказание. Принуждение, упреки и агрессия способны вызвать лишь протест и отвращение.
Отбросьте перфекционизм и постоянные размышления о том, как приучить ребенка убирать игрушки. Не превращайте беспорядок в трагедию. Помните, что время от времени любая детская, даже в самых организованных семьях с самыми аккуратными детьми, остается неубранной, и это не причина для ссор или обид.
Как приучить ребенка к порядку: опыт мам
Здравствуете, дорогие родители! Сегодня с Вами Алена Борцова. Любители Вы порядок, как люблю его я? Навряд ли, так как кристальная чистота и стоящие по размеру чашечки с ручками, повернутыми в одну сторону, для меня не главное.
Главное, чтобы в доме был уют, чтобы порядок был комфортным. Но даже такой равнодушный к чистоте человек, как я, иногда задумывается, как приучить ребенка к порядку? Давайте разбираться вместе.
Мало того, что я абсолютно спокойно отношусь к некоторому беспорядку, я ещё и лентяйка! Притом, классическая, мне интереснее отправиться на каток, чем полировать зеркало до хрустальной прозрачности. Именно поэтому, признаюсь честно, мои дети умеют убирать за собой максимально быстро без высоких затрат сил.
Как я научила сына собирать игрушки
С Андрюшей я начала именно с игрушек. Неопытная, молодая мама всегда больше волнуется за чистоту пола, целостность посуды, обоев, чем за новые впечатления малыша. Жалею, что пересмотрела свои принципы так поздно, только начав работать в саду.
Я и сейчас часто натыкаюсь в интернете на возгласы:
- «Я его ругаю-ругаю, а он не убирает игрушки!»
- «Говорю, что выброшу все, а он отвечает, что ему все равно, ведь бабушка новые купит»
- «Собрала и высыпала все лего в ведро. Ночью, конечно, достала, спрятала. Но толку все равно нет: по дому валяются машинки, трансформеры. Как научить сына убирать за собой?!»
Ответ пришел очень просто, крайне неожиданно. Кто убирает в саду игрушки, после того, как разойдутся дети? В младшей группе многие малыши могут бросить на месте то, с чем играли и побежать к маме. Не каждая остановит и попросит «Отнеси куклу на место», а мы, не останавливали, пусть ребенок радуется.
Но отмечу, что обычно действует правило «взял игрушку, поиграл, отнеси на место, возьми другую».
Так вот, как то ползала я по ковру, собирала конструктор, мозаику, пазлы, устала и легла. А сын ждал, так как последний ребёнок, который идет домой – воспитателя. Ждать ему надоело, жалко стало маму и он начал помогать. Именно помогать.
Как озарение. Это же так просто! Мы все хотим быть для кого-то хорошими, лучшими, умницами. Поэтому оказывать помощь так приятно. Зачем же заставлять наводить порядок, если можно просто попросить помочь?
Труд – не наказание, а привилегия!
И я стала пользоваться этим на всю катушку. Мою посуду и сыну предлагаю помочь вытереть тарелки, потом хвалю. Дальше – больше: подмел в комнате, вытер пыль – хвалю.
Не бойтесь захвалить! Это же так приятно! Но не просто обезличено бросайте «Молодец», указывайте действие: «О, как ровно стоят машинки, удивительно, они даже так лучше смотрятся. У тебя отлично получается, сынок!»
Ещё лучше, если Вы можете разрешить помогать. На этот интересный факт мне указал муж. Вообще, я натренировалась ещё, когда училась устранять слово «Нельзя» из своей речи, а тут оказалось, что и к порядку ребенок приучается таким образом.
Итак, у Вас стоит полное мусорное ведро. Вынести его – дело трех минут. Говорим: «Андрюша, можно вынести ведро». Вынес – благодарим.
Удобно выдавать труд как привилегию. Сын очень хотел мыть посуду, просто бредил водой, мыльной пеной. И я разрешала – за хорошее поведение. Думаете, что мыло, расплесканная вода, расколоченные тарелки долго убирать? Зато за пять подходов ребенок научился мыть аккуратно.
Приучая к порядку и чистоте, соблюдайте правила:
- Не ругать за разбитые тарелки.
- «Переподметать» в отсутствии ребенка.
- Учите: демонстрируете способ действия перед тем, как за дело возьмется малыш.
Невозможно соблюдать порядок, если родители не показали как это делать, поэтому всегда нужно держать в порядке свои вещи.
Дочка уже сейчас привлечена к труду
Даже наша малышка уже вовсю помогает маме. Началось все с луж. Памперсы мы не носим, до полутора лет случались аварии. Написала дочка, я взяла швабру – затерла. Сделала так пару раз и… дочка описалась, взяла швабру и затерла. Мало того, сейчас она не писается, но тоже подтирает воду, если обнаруживает ее на полу.
Лизка много чего делает вместе со мной в доме: мнет тесто, перекладывает ложки. Если я мою шкафчики, девочка протирает их своей тряпочкой. Я поощряю и хвалю ее за помощь. Мы даже летом пололи вместе! Я вырывала сорняки на морковке, а дочка копала яму в грядке – помощница!
И с игрушками мы выработали определенную тактику. Так как раньше все игрушки были только сына, я вообще ими не занималась. Где то лет с пяти мальчик сам составляет их на полки. Что-то определяет на время в коробки, что-то отдает.
И Лизиными игрушками заведует Андрей. Он собрал денег и купил специальный комод «Пластишка», как он пояснил, «Чтобы игрушки не валялись».
Теперь после игр они вместе собирают игрушки на место. Братик показывает сестричке, куда класть пирамидки, мячики, как составить конструктор компактно.
Конечно, многое здесь замешано на дисциплине. Все-таки сын меня слушается, старается помочь. Но я знаю, что моя система работает: когда ребенок приезжает к бабушке, мама мне нахвалиться не может. И сумки ей нести помогает, и продукты выгружает, и кровать за собой застилает, посуду моет. Хотя там это делать никто не напоминает.
Только что муж достал мятые бумажки из сапог: помощница напихала, чтобы быстрее сохли. Правда, это так приятно, когда о тебе заботятся?
Еще один полезный опыт мамы:
Жду Вас на страницах блога. Обязательно подписывайтесь, вдруг пропустите что-то важное? Всем хорошего настроения!
Как приучать ребенка к порядку и привить ему аккуратность
Когда же нужно приучать ребенка к порядку и прививать ему аккуратность? Как это ни странно звучит, но делать это нужно с самых первых дней жизни малыша. Посудите сами — если карапуз всегда находится в комнате, где господствует хаос из вещей и книг; посуда на кухне накапливается и не моется по нескольку дней; мокрая пеленка ребенка сушится на батарее, вместо того, чтобы быть постиранной, а малыш ходит в одной и той же одежде неделями, — абсолютно бесполезно будет объяснять немного подросшему ребенку, что он должен быть чистеньким и умытым, что игрушки должны быть всегда убраны, а кровать застелена. Малыш быстро привыкает к той среде, в которой он живет, а также имеет абсолютно нормальное свойство подражать своим родителям.
Поэтому в первую очередь, родители должны быть аккуратными и опрятными, они должны следить за тем, чтобы ребенок всегда был сух и чист, чтобы в его комнате был какой-никакой, но все-таки порядок. Со временем, когда малыш станет немного самостоятельнее, его будет гораздо проще приучить к чистоте.
Тем более, что маленькие детки очень активны и всегда стремятся делать то же самое, чем занимаются взрослые. Поэтому если ребенок выдирает у вас из рук пылесос и кричит «я сам!» — не препятствуйте его желанию, пусть попытается помочь вам. Даже если такая уборка затянется на неопределенное время. Родители, тем не менее, должны помнить, что ребенок в младшем возрасте, как правило, не понимает цели, которая достигается путем его поступков. Пока что, малыш только копирует действия родителей, не задумываясь о результате. Вспомните, как ребенок тщательно и с удовольствием «вытирает пыль», размазывая ее мокрой тряпкой, или сгребает игрушки в одну кучу. Самое главное для малыша — помахать тряпкой, а не убрать пыль.
Ребенку нельзя давать какие-либо по возрасту невыполнимые задания и требовать безукоризненной чистоты в комнате. Также не нужно ругать малыша за пятнышко на одежде или за замурзанное личико. Если на это слишком бурно реагировать, то ребенок может даже устраивать истерику, для того, чтобы избежать наказания или дать маме понять, что ему самому не нравится полученный результат.
Нет смысла и даже вредно мучить ребенка серьезным приучением к порядку в возрасте до полутора лет. Малыш еще слишком маленький, чтобы до конца осознать разницу между порядком и бардаком. Кроме того, у ребенка еще не развита до конца координация движений, чтобы все делать аккуратно. При попытках малыша кушать самостоятельно — не исключено, что вы будете убирать не только с его столика и пола, но и также поменяете ему всю одежду, и даже будете вытаскивать из волос кашу. Ошибки и детский беспорядок — это неизбежно в процессе обучения ребенка любым новым привычкам и навыкам.
В возрасте от двух до трех лет, дети часто пытаются бросить родителям вызов, и проследить, насколько далеко они могут зайти в своих капризах и нарушениях запретов. Если вы видите, что ваше чадо специально устраивает беспорядок, не нужно сразу же кричать на него и запрещать это делать — результатом будет еще большее усердие по устройству хаоса из предметов.
Часто, в семье, где двое или больше детей, один ребенок аккуратен и собран, а другой рассеян и забывчив. Причем старший ребенок может чаще огорчать родителей, чем младший. Не нужно сравнивать деток или ставить друг друга в пример, потому что это чревато воспитанием в ребенке комплекса неполноценности или обиды на брата или сестру. Чаще всего, это просто особенности ваших детей. Они не обязательно должны быть похожими друг на друга. Бывает, что дети заведомо пытаются обратить таким образом на себя внимание, особенно если им не хватает родительского тепла и ласки. Если уж вас действительно насторожила сильная рассеянность и «леворукость» вашего чада — обратитесь к невропатологу, возможно у ребенка проявление одной из форм минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это не страшно, и поддается лечению.
В то же время, чрезмерная зацикленность на чистоте может воспитать в вашем ребенке педантичного и одержимого чистюлю, который будет раздражаться от малейшего вида грязи, соринки на полу, какой-либо помятости. Такие люди очень тяжело переносятся окружающими, и им трудно принять какое-либо решение, чтобы не нарушить привычный священный порядок.
Кстати, не нужно ставить аккуратность на первое место в воспитании ребенка. Главное, подать ребенку нужный пример, а не тыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенные по комнате. Поиграйте с ним в игру, например, кто быстрее соберет книги в стопку или кто аккуратнее сложит игрушки. Похвала за порядок или дизайн будет лучшей наградой для ребенка, и рано или поздно, малыш поймет, что убирать в своем уголке выгодно и очень приятно.
Задача родителей — непрерывно и настойчиво приучать своих детей к порядку, воспитывать в них нетерпимость к бардаку и неряшливости. Пока у детей не выработаются устойчивые привычки, нужно напоминать обо всех правилах поддержания порядка.