Как приучить аутиста к горшку: Как приучить ребенка с аутизмом к туалету? – Страница не найдена — АУТИЗМ и СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.

Содержание

Семь советов по приучению к туалету невербальных детей с аутизмом

 

 

toilet_visual_schedule

 

Нам нужна помощь в приучении к туалету нашего семилетнего ребенка. Его речь очень ограничена.

На вопрос отвечают психологи Кортни Апонте и Дэниель Мрузек из медицинского центра Университета Рочестера, США, который входит в Сеть лечения аутизма организации Autism Speaks.

Отличный вопрос! Многие дети с аутизмом учатся пользоваться туалетом намного позднее сверстников. Такая задержка может объясняться несколькими причинами.

— Многие дети с аутизмом имеют общую задержку психического развития. Это значит, что они учатся новым навыкам медленнее, чем другие дети.

— Многим детям с аутизмом трудно отказаться от привычной рутины, в данном случае, от подгузника. Кроме того, в течение дня у ребенка относительно мало возможностей потренироваться в использовании туалета, так как он нужен ребенку лишь ограниченное количество раз.

— Коммуникативные трудности, например, ограничения речи у вашего сына, однозначно усложняют ситуацию для многих детей в спектре аутизма.

— Довольно часто у детей с аутизмом развивается тревожность, связанная с туалетом.

Например, некоторые дети с коммуникативными трудностями не смогут понять вопрос: «Тебе нужно сходить в туалет?» Либо они могут не знать, как на него ответить, или как дать понять взрослому, что им нужно в туалет.

Даже невербальная коммуникация может быть затруднена для детей с аутизмом. В нашей практике родители часто рассказывают, что их дети не проявляют обычных признаков того, что им нужно в туалет. Например, дети не скрещивают ноги, не держатся рукой за пах и не начинают ерзать. Другими словами, некоторые дети «делают это без предупреждения», и родителям сложно вовремя отвести ребенка в туалет.

Хорошие новости в том, что есть несколько стратегий, которые могут помочь детям с аутизмом преодолеть проблемы с приучением к туалету. Вот наши любимые стратегии:

 

1. Когда дело касается коммуникации: лучше меньше, да лучше!

 

Используйте простые и понятные фотографии и изображения для визуального расписания или визуальных подсказок. Сопровождайте визуальные подсказки простыми и четкими фразами, чтобы ребенок понял, чего вы от него ожидаете. Например, покажите на изображение унитаза и скажите: «Пора в туалет», вместо того, чтобы спрашивать: «Ты сейчас не хочешь сходить в туалет?»

По нашему опыту, наиболее эффективный подход, когда родители дают устную инструкцию одновременно с визуальной поддержкой, а после этого тут же ведут ребенка в туалет без дополнительных дискуссий на эту тему.

 

2. Переходите на обычное нижнее белье как можно раньше. Не откладывайте!

 

Мы понимаем, что этот шаг пугает многих родителей. Но по нашему опыту это очень важно. Давайте признаем — современные подгузники слишком хорошо впитывают. Дети, в результате, совсем не чувствуют мочеиспускания. Переход на обычное нижнее белье помогает ребенку начать ассоциировать «оплошности» с дискомфортом от мокрого белья.

 

3. Не поднимайте шума из-за «несчастных случаев»

 

Если ребенок испачкался, то никак это не комментируйте, не обсуждайте, не стыдите, не уговаривайте, не дразните и вообще не акцентируйте на этом внимание. В противном случае, вы рискуете закрепить это поведение. Просто спокойно напомните ребенку, что в следующий раз нужно воспользоваться туалетом. Затем помогите ребенку переодеться с минимальной речью и вниманием. Приберегите все свое внимание и фанфары для тех случаев, когда ребенок воспользуется или хотя бы попытается воспользоваться туалетом.

 

4. Награждайте желательное поведение

 

Определите занятия, игрушки или лакомства, которые будут сильно мотивировать вашего ребенка. Приберегите их для успехов ребенка в освоении туалета, и не предоставляйте их ребенку в другое время — только за успехи в использовании туалета. С большой вероятностью, ваш ребенок будет больше стараться добиться успеха, если это станет для него единственным способом получить что-то желаемое.

Очень важно предоставлять награду сразу же после того, как ребенок воспользовался туалетом. Не ждите! Чем быстрее вы предоставляете награду, тем быстрее ребенок усваивает навык.

И не забывайте о визуальной поддержке. Например, если вы составляете расписание по использованию туалета в картинках, то включите в него изображение награды. Или используйте доску «Сейчас-потом» из двух изображений, чтобы проиллюстрировать основную идею: «Сначала воспользуйся туалетом, потом ты получишь свою награду». Пример такой доски находится ниже.

toilet_visual_schedule

На ранних этапах обучения награждайте ребенка за каждый маленький успех — даже за каплю мочи в унитаз. Это очень важное поведение, которое можно сформировать только во время последовательных походов в туалет.

 

5. Используйте награды для коммуникации

 

Иногда награды помогают вам сообщить ребенку, чего вы от него ждете. Это особенно важно для детей, которые с трудом понимают речь и правила «сначала, потом».

Например, ваш ребенок может не понимать слов: «Если пописаешь в унитаз, то сможешь поиграть на планшете». Возможно, ему станет понятнее, если вы увеличите его шансы на успех и получение награды. Как это сделать? Попробуйте следующее:

1. В день, когда вы оба находитесь дома, побуждайте его пить больше обычного. Это увеличит шансы, что когда вы отведете его в туалет, он действительно помочится в унитаз. Награждайте каждую струйку!

2. Проанализируйте закономерности «несчастных случаев» у ребенка. Полезно записывать время и места каждого такого случая в течение нескольких дней. Так вы сможете увидеть закономерность. Например, вы можете заметить, что после стакана воды, молока или другого напитка ребенок обычно писает примерно через полчаса. Используйте эту информацию, чтобы отводить его в туалет в наиболее подходящее время.

3. Помните, что награды должны быть немедленными и последовательными. Это повышает шансы, что ребенок поймет связь мочеиспусканием в унитаз и получением награды.

 

6. Развивайте возможности ребенка для коммуникации

 

Очень важно, чтобы дети с ограниченными речевыми возможностями, смогли сообщить о необходимости использовать туалет. Когда ребенок начнет пользоваться туалетом тогда, когда вы его туда приводите, пора учить его, как сообщить вам о том, что ему «надо».

Подумайте об использовании визуальной поддержки, например, изображения унитаза. Такое изображение можно прицепить на веревочке на пояс или в петлицу рубашки, чтобы он всегда мог с легкостью указать на него. Если ваш ребенок использует устройство для коммуникации, то вы можете включить в него соответствующее изображение, при нажатии на которое будет звучать просьба пойти в туалет.

В идеале вам нужно, чтобы ребенок пользовался этими подсказками каждый раз, когда у него полный мочевой пузырь. Для этого вы можете увеличить промежутки, через которые вы водите его в туалет без подсказки. Другими словами, вы предоставляете ему возможность почувствовать, когда у него полный мочевой пузырь, а также испытать облегчение от мочеиспускания в туалете. Как мы все знаем, это облегчение и является «естественной» наградой за использование туалета.

Как только ваш ребенок начнет лучше чувствовать, что у него полный мочевой пузырь или кишечник, он будет проявлять более явные признаки того, что ему нужно в туалет. Возможно, вы заметите, что он начинает раскачиваться, обнимать себя, чаще вокализировать, или как-то иначе показывать, что он готов сходить в туалет.

Иногда ребенок просто будет пристально смотреть на вас или в сторону туалета. Родителям и педагогам важно научиться замечать эти «знаки» и тут же подсказывать ребенку воспользоваться выбранным методом коммуникации, например, дать вам карточку с изображением туалета или нажать на соответствующую кнопку на коммуникативном устройстве. Обязательно награждайте ребенка за любые попытки коммуникации.

 

7. В случае необходимости обратитесь за профессиональной помощью

 

Родителям часто может пригодиться свежий взгляд специалиста, особенно если ваши усилия завели в тупик. Если несмотря на все старания ребенок все еще не научился пользоваться туалетом, то необходима помощь — поведенческого терапевта, специализирующегося на аутизме, врача или другого специалиста.

 

Также смотрите:

 

Как приучить ребенка с аутизмом к туалету

Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете

Что если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом

 

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Как приучать к горшку ребенка с РАС

Спокойствие, только спокойствие

Развитие этого навыка часто проходит нелегко и для обычных детей, поэтому нелепо ожидать, что у детей с аутизмом дела будет идти сколько-нибудь легче. Наоборот, многие факторы, которые помогают нейротипичными ребятам как можно раньше приучиться к горшку, для детей с РАС неприменимы (пример сверстников и их насмешки над теми, кто все еще ходит в подгузниках, желание быть независимым, потребность в чистоте и сухости).

Тем не менее, большинство детей с РАС можно научить справлять нужды на горшок или унитаз. Для этого родителям потребуется большой запас терпения, умение сохранять спокойствие и, конечно же, время. Поверьте в себя и ребенка – и не опускайте руки раньше времени.

Проверьте здоровье малыша

У многих детей с РАС есть гастроэнтерологические проблемы. Если ваш малыш страдает от поноса, запора, вздутия живота или других недугов, учиться пользоваться горшком ему будет нелегко.

Если частота и консистенция стула ребенка вызывает у вас вопросы, проконсультируйтесь с врачом педиатром. Возможно, вам придется сдать образец кала для анализа на дисбактериоз (аутичных детей часто отличает повышенное количество кандидозных грибков в микрофлоре кишечника, избыточный рост другой патогенной флоры, недостаток полезных бактерий).

Впрочем, нередко проблемы с пищеварением поддаются простому и быстрому лечению: при запоре может помочь обычный чернослив или льняное семя.

Когда начинать знакомить с горшком ребенка с РАС?

В случае с обычными детьми маркерами могут быть такие моменты как неудовлетворенность ребенка нахождением в мокром или грязном подгузнике, умение поднимать и стягивать штанишки, беспроблемное сидение на горшке. Для детей с РАС многое по-другому: некоторые американские педиатры считают, что если ребенок с аутизмом может ходить, подниматься и садиться – его следует приучать к использованию горшка или унитаза.

Насыщаем ребенка водой

Проконсультируйтесь с педиатром, чтобы узнать, какой объем воды ребенок может выпивать за сутки — без вреда для себя. После этого начинайте жидкостное насыщение – лучше всего давать малышу большие количества разведенного водой сока. Повышение объемов выпиваемой жидкости означает, что ребенок будет мочиться чаще – и тем больше у вас будет возможностей показать ему, зачем нужен горшок.

Проводим на горшке целый день

Соберите все вещи, которые могут понадобиться, чтобы малыш просидел на горшке или унитазе как можно дольше. Это могут быть книги, игрушки, телевизор или портативный компьютер. Также подготовьте «мотиваторы» — то, чем вы будете награждать ребенка за каждый момент, когда моча будет попадать по назначению.

Убедитесь, что ему удобно сидеть – возможно, вам понадобится заменить сидение или обмотать его полотенцем. Многие дети любят, когда у горшка есть по ручке с каждой из сторон – так они чувствуют себя в большей безопасности.

Начинаем процедуру

Приступаем к самому главному – постоянно находясь рядом с малышом, побуждаем его к непрерывному сидению на горшке. Выполняйте это так долго, как только можете (каждые полчаса можно делать небольшой перерыв). Повторимся: еда, питье и игра – все эти виды деятельности происходят, когда ребенок сидит на унитазе или горшке. Рано или поздно малыш помочится в горшок, ваша задача в это момент – отметить это выдающееся событие при помощи мотиватора: конфеты, песни, любимого блюда, стука в барабан, гудения в трубу. Сделайте паузу и снова седлайте горшок.

Пробуем сходить по-большому

У многих детей не особо много проблем с мочеиспусканием, но сходить по-большому на горшок для них – целое событие, которого они стремятся избежать. Этому может быть множество объяснений: от простых (запор) до весьма неочевидных (ребенку не нравится звук, с которым фекалии соприкасаются со стенками горшка или падают в воду в унитазе). Преодоление индивидуальных предпочтений и страхов потребует дополнительного приложения усилий.

Некоторые дети упорно предпочитают ходить по-большому только в подгузник. С ними можно и нужно работать – делая это при помощи такого алгоритма:

§  Находясь рядом с малышом, заметьте время, когда ему нужно опорожнить кишечник – подведите его в специальный укромный уголок, в котором поставьте горшок. (Можно также сразу приучать ребенка к туалету и унитазу). Пусть это место станет для него привычным для такой процедуры.

§  Следующим шагом не снимайте с ребенка подгузник и штаны, но садите на горшок.

§  Теперь пусть малыш сидит на горшке без штанов, но в подгузнике.

§  Последний этап – учим ребенка снимать с себя и штаны, и подгузник – и садиться на горшок.

Эти шаги могут даться ребенку не слишком быстро, возможно, какие-то из них вам придется дополнительно разбить на под-этапы. Но ничего принципиально невозможного вы от ребенка не требуете.

Что делать родителям, занятым на работе

Если вам нужно присутствовать на работе, и вы не можете посвятить многих суток сидению рядом с горшком, можно использовать упрощенный подход. Заметьте время, когда малыш с наибольшей вероятностью помочится (чаще всего – после сна), опорожнение кишечника тоже обычно происходит с некоторой регулярностью (обычно – после еды). Основываясь на своих наблюдениях, садите малыша на горшок именно в эти критические моменты. Чем чаще вы это будете делать – тем лучше. Схема проста: ребенок успешно справил нужду в горшок – вы выдали ему поощрение – у него появилась мотивация продолжать поведение.

Что делать, если малыш обмазывается фекалиями

Встречаются случаи, когда дети с РАС размазывают фекалии по себе, стенам или одежде. Это происходит по одной из четырех причин: чтобы привлечь к себе внимание, чтобы получить что-то, чтобы избавиться от чего-то неприятного или чтобы получить или наоборот прекратить испытывать какой-то особенный сенсорный опыт. Проанализируйте всю ситуацию: что происходит, когда кал размазывается по стенам? Значит ли это, что неприятные ребенку занятия автоматически прекращаются? Получает ли он, что хочет?

Если ни один и ответов не подходит, скорее всего, дело в разладе в сенсорной сфере – ребенку нравится получать новое для себя ощущение. В этом случае, постарайтесь насытить сенсорную нехватку – массажем, играми с пластилином, песком или пальчиковыми красками.

Источник: http://autism.about.com/od/parentingautismhowtos/ss/toilettrain.htm

Что делать, если ребенок с аутизмом сопротивляется приучению к туалету?

07.12.18

Рекомендации родителям, чей ребенок боится и сопротивляется попыткам приучить его к туалету

 

 

Нашей дочери 6 лет, и у нее аутизм. Я пытаюсь приучить ее к туалету, но каждый раз, когда я пытаюсь отвести ее в ванную, она начинает капризничать и сопротивляться. Помогите!

На вопрос отвечают поведенческий аналитик, доктор Дэниель Мрузек и психолог Ангелес Нунес из медицинского центра Университета Рочестера, США.

Спасибо за ваш вопрос! Приучение к туалету может вызывать тревожность (или просто неприязнь) у любого ребенка, но оно может особенно сложно проходить у многих детей в спектре аутизма. Мы предлагаем ряд стратегий, которые могут помочь вашей дочери.

Исключение медицинских проблем

Если вы еще этого не делали, мы настоятельно рекомендуем поговорить с педиатром дочери про ее сопротивление к приучению к туалету. Очень важно убедиться, что это не связано с какими-либо медицинскими проблемами.

Кроме того, может ли быть, что сопротивление дочери связано с болезненными запорами? Это распространенная проблема среди детей с аутизмом. Если болезненное опорожнение кишечника влияет на проблему, то, пожалуйста, поговорите с врачом. (Также смотрите: «Как справиться с запорами у ребенка»).

Определение «почему» для поведения

Как только вы исключили возможные медицинские проблемы, такие как хронический запор, нужно рассмотреть, почему именно ваша дочь сопротивляется походам в ванную. Поведенческие аналитики называют этот процесс «функциональная оценка поведения», потому что мы пытаемся определить, какую функцию выполняет поведение, то есть, в чем состоит его цель.

Для начала мы смотрим на историю обучения человека – на предыдущий опыт, который мог сформировать нынешнее поведение.

В случае вашей дочери, можно предположить, что какие-то элементы, связанные с туалетом, показались ей неприятными. Для некоторых детей в спектре аутизма, это может включать слишком сильные или иначе неприятные сенсорные ощущения. Распространенный пример – громкий смыв в унитазе, ощущения от холодного и жесткого сидения или подвижность сидения, которая приводит к страху упасть в унитаз.

Вы знаете свою дочь лучше всех. Вы наблюдали какие-либо реакции, которые предполагают, что у нее могут быть сенсорные проблемы, связанное с туалетом?

Также дети с аутизмом часто расстраиваются, когда их отвлекают от привычного распорядка дня или любимого занятия. Мы работали с детьми в коррекционных классах, которые ненавидят походы в туалет, потому что боятся пропустить перекус или время за компьютером. Опять же, вы знаете свою дочь лучше всего. Это может представлять для нее трудность?

Возможно повторяющиеся, безуспешные походы в ванную просто кажутся вашей дочери пустой тратой времени, а потому раздражают. Это особенно верно, если она пока не пользовалась туалетом по назначению.

Наконец, важно проанализировать, возможно ли, что вы или кто-то еще невольно подкрепили сопротивление вашей дочери. Если ее проблемное поведение позволяет ей избежать походов в туалет (хотя бы время от времени), то это вознаграждает и усиливает поведение. То же самое относится к вашим попыткам уговорить, подкупить или просто махнуть на все рукой. Как родители и педагоги мы все через это проходили. Но в подобных ситуациях наши реакции могут привести к эскалации, а не к уменьшению проблемного поведения.

Подводя итоги, мы должны посмотреть на те аспекты приучения к туалету, которые могут не нравится вашей дочери, а также на ваши реакции на ее протесты, которые могут невольно усиливать ее поведение.

С помощью функциональной оценки мы можем разработать предположение, гипотезу, о том, что делать с «почему» проблемного поведения. Теперь мы можем разработать стратегии и поощрять функциональное, полезное поведение, которое поможет ей научиться пользоваться туалетом.

Два взаимодополняющих подхода

Мы рекомендуем комбинацию двух подходов.

– Во-первых, то, что мы называем «поддержкой с помощью антецедентов». Это стратегии, которые сделают опыт более терпимым, даже приятным для ребенка.

– Во-вторых, это то, что мы называем «формирование реакции». Как предполагает название, это значит поощрение того поведения, которое все ближе и ближе напоминает нужный навык.

Формирование реакции

Как родители и учителя, мы уже представляем конкретное поведение как цель для ребенка. Однако намного полезнее награждать ребенка за каждый маленький шаг в сторону нужного поведения.

В случае вашей дочери, возможно, лучше начать с того, чтобы попросить ее подойти к ванной и прикоснуться к двери или включить в ванной свет. Тихо и спокойно хвалите ее, пока она продолжает выполнять задачу – даже если она будет не до конца успешна. Может быть, стоит вознаграждать ее за усилия – любимой игрой, игрушкой или лакомством.

Практикуйтесь в этой упрощенной задаче в течение нескольких дней. После этого объясните дочери, что следующий шаг – зайти в ванную комнату. И снова, награждайте ее за каждый успех, даже за частичную попытку.

После того как этот шаг будет полностью освоен, вы можете попросить ее присесть ненадолго на закрытую крышку унитаза в одежде. Как можно больше хвалите и награждайте ее за этот шаг. Практикуйтесь в нем в течение нескольких дней, пока она не будет выполнять его с легкостью каждый раз.

И так очень постепенно, шаг за шагом продвигайтесь к тому, чтобы она села на сидение унитаза, приспустив белье – хотя бы на одну секунду.

Когда она без проблем сможет «правильно» садиться на унитаз, начинайте постепенно увеличивать время сидения на унитазе. В идеале, она должна без протестов сидеть на унитазе в течение нескольких минут – но не дольше пяти минут.

Главный принцип: начинайте с того уровня, который относительно комфортен для вашей дочери, и тут же награждайте и хвалите ее за любые попытки выполнить нынешний шаг в использовании туалета.

Если ваша дочь посещает психолога или поведенческого консультанта, то он может составить для нее подобную программу, с учетом ее индивидуальных особенностей. Такой подход обычно называется «систематическая десензитизация».

Улучшение опыта

В случае вашей дочери поддержка с помощью антецедентов может включать один или несколько следующих пунктов:

– Если она чувствует, что теряет опору на унитазе, то используйте подставку для ног у унитаза и/или мягкое и комфортное сидение для приучения к туалету.

– Поддерживайте в ванной тихую и спокойную обстановку. Это особенно важно в маленькой ванной или в ванной, где может быть эхо. Помните, напряжение мешает использовать туалет по назначению.

– Вы считаете, что ваша дочь боится, что пропустит какие-то веселые занятия, пока находится в ванной? Попробуйте заверить ее, что интересные занятия никуда не денутся. Многие дети с аутизмом хорошо реагируют на визуальные подсказки. Можно сделать карточки «НА ПАУЗЕ» или «В ОЖИДАНИИ» со смайликом, чтобы показать, что видео или игра будут ждать ее возвращения.

– Используйте визуальную поддержку, чтобы показать ей, что после визита в ванную комнату она тут же получит любимую игрушку или игру. Например, вы можете использовать для этого визуальную подсказку «Сейчас-потом». (Также смотрите: «Как использовать визуальную поддержку при аутизме»).

– По нашему опыту, многие дети с аутизмом легче воспринимают любое задание, если они понимают, когда оно закончится. Подумайте о том, чтобы составить для ребенка визуальное расписание с отдельными шагами для посещения туалета. В конце расписания обязательно должна быть картинка той награды, которую получит ребенок после посещения туалета. (Также смотрите: «Что такое визуальные расписания для ребенка с аутизмом»).

– Когда девочка садится на унитаз, попробуйте устанавливать визуальный таймер, чтобы она могла наглядно представить, сколько еще времени нужно сидеть на унитазе. Дайте ей понять, что, когда время выйдет, она сможет вернуться к более интересным занятиям. По нашему опыту, время сидения на унитазе не должно быть больше 5 минут. После этого успех уже крайне маловероятен, а ситуация, скорее всего, превратится в спор с ребенком.

– Во время следования расписанию о посещении туалета мы рекомендуем говорить очень простые и прямые фразы. Например, «пора в туалет». Старайтесь улыбаться, говорить спокойным и позитивным тоном, сопровождать фразу простым жестом. Это лучше, чем долгие объяснения или уговоры.

Не подкрепляйте нежелательное поведение

Очень важно спокойно и мягко хвалить дочь за ее попытки в нужном направлении, но также важно не реагировать, если она начинает скандалить и сопротивляться. Помните, что негативное внимание, например, если вы ругаете, дразните, спорите или уговариваете ее, может невольно поощрять проблемное поведение.

Лучшая стратегия – спокойно игнорировать проблемное поведение, но при этом внимательно наблюдать за ней. Если ваше внимание в такие моменты подкрепляло ее поведение, то, когда вы начнете молчать и игнорировать его, нежелательное поведение может усилиться – это нормальная попытка вернуть вашу реакцию.

Наконец, обязательно предоставляйте очень много позитивного подкрепления за любой прогресс в нужном направлении, даже самый маленький. Помните, что поощрение нужного поведение должно предоставляться немедленно, без задержки. Улыбки, объятия, «дай пять», маленькие ощутимые награды – все это будет поощрять ее участие в обучении.

Также смотрите:

Семь советов по приучению к туалету невербальных детей с аутизмом

Если ребенок с аутизмом не пользуется туалетом вне дома

Если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом

Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Как аутиста приучить к горшку — Все о детях

Как приучить ребенка к горшку в 1, 2, 3 года - полезные советы родителям. Приучаем ребенка к горшку за 7 дней - интересная методика.

Как порой хочется молодым мамочкам поскорее избавиться от надоевших памперсов и гордо похвастаться на прогулке: — «А мы уже на горшок просимся!». Однако более опытные прекрасно знают — всему свое время, а процесс приучения малыша к этому необходимому предмету обихода может затянуться надолго. И все же, когда нужно приучать ребенка к горшку и как это сделать наиболее эффективно?

Содержание статьи:

Когда начинать приучение ребенка к горшку

Многие родители считают, что 7-8 месяцев — вполне подходящее время для вырабатывания устойчивых навыков пользования горшком. Однако в этом возрасте уместнее говорить о знакомстве с горшком, а случайный положительный результат может свидетельствовать лишь о рефлексивном исполнении. От шести до двенадцати месяцев непоседа с упоением знакомится с собственным телом и его возможностями. Отсутствие памперсов делает этот процесс еще увлекательнее и результативнее — постепенно приходит понимание назначения половых органов. Не случайно детки, которые были избавлены от подгузников, приучаются к горшку быстрее и успешнее.

В этом возрасте уже можно познакомить кроху с новым предметом, разрешить посидеть на нем, однако ни в коем случае не удерживать насильно, дожидаясь результата. Один раз испытав отрицательные эмоции, ребенок категорически откажется пользоваться столь нужным предметом в течение длительного времени. Если мамочке не терпится результативно подружить свое годовалое чадо с горшком, придется набраться терпения, так как еще долго проситься самостоятельно и осознанно ребенок не будет. При отсутствии возражений со стороны малыша, можно усаживать его на горшок после пробуждения, сытного обеда, перед сном, но действия его будут базироваться лишь на рефлексах. Таким образом, если ребенку всего лишь год, маме придется еще немного подождать.

Оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку

Гораздо успешнее проходит попытка родителей подружить малыша с горшком в возрасте 18-24 месяца. Столь большой временной промежуток объясняется индивидуальными особенностями психологического и физического развития детей. Мама может самостоятельно определить наличие признаков, которые свидетельствуют о готовности чада к обретению новых навыков. Если малыш без труда выполняет следующие действия, самое время приучать его к горшку:

— уверенно ходит, нагибается, садится на корточки;

— поднимает мелкие предметы с пола;

— отлично понимает разговорную речь, мамины объяснения и просьбы;

— словесно выражает свои желания;

— испытывает дискомфорт от мокрых трусиков и изъявляет желание их поменять;

— в течение примерно двух часов остается сухим во время бодрствования и после дневного сна;

— испражняется примерно в одно и то же время.

Малыш начинает связывать процесс опорожнения с чувством переполнения мочевого пузыря или кишечника, и по некоторым признакам можно понять, что он хочет в туалет. От мамы требуется спокойно и доходчиво объяснить, что пописать на горшок гораздо комфортнее, чем ходить потом в мокрых штанишках, и ненавязчиво предложить посидеть на уютном сидении. Однако не стоит задерживаться на горшке дольше 4-5 минут — если не удалось добиться результата, можно попытаться сделать это позднее. Приучая к полезным навыкам, нужно взять за правило предлагать малышу воспользоваться горшком после сна, еды, подвижных игр, после и перед прогулкой. Главный результат — добиться осознания того, что в чистых и сухих штанишках находиться намного приятнее.

Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку

Как упоминалось выше, для детей, носящих памперсы, привыкнуть к горшку будет сложнее. Для них не так очевидна связь между наполнением мочевого пузыря и последующим его опорожнением. Мамино терпение вполне способно справиться с этими временными трудностями, но с памперсами придется все же расстаться. Существует несколько нехитрых советов, которые помогут ускорить процесс и получить великолепный результат:

1. Как и договаривались, памперсы складываем подальше в тумбочку. Малышу не придется снимать его с себя, чтобы побыстрее сесть на горшок при позывах к мочеиспусканию. Конечно, луж не избежать, но без этого не обойтись.

2. Внимательно наблюдаем за любимым чадом — при появлении кряхтения или других характерных признаков следует ласково предложить ему «сделать свои делишки» в горшок. Если попытка увенчалась успехом — малыш заслуживает похвалы, а вот в противном случае ругать его не стоит.

3. Горшок, теплый и чистый, должен находиться в доступном для крохи месте.

4. Если трусики малыша предательски наполнились влагой, нужно акцентировать его внимание на том, что теперь ему сыро и неприятно, а горшочек помог бы избежать этого. Не нужно ругать кроху, в крайнем случае, мама может выразить свое сожаление, и в который раз объяснить, что удобнее было бы воспользоваться горшком.

5. Высаживать ребенка на горшок необходимо после сна и сытного обеда, после возвращения с гулянья, на ночь. А вот в незнакомой обстановке, при наличии множества посторонних людей и шуме, рассчитывать на хороший результат не приходится — у малыша просто не получится расслабиться и сходить на горшок.

При должном внимании и старательности мамы, двухлетнему крохе для надежного закрепления навыков понадобится одна-две недели, тогда как годовалому малютке на это требуется один-два месяца. Необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей, и не ожидать полного соответствия стандартам. Может быть, ваш малыш начнет самостоятельно использовать специфический предмет интерьера уже через несколько дней, а возможно, для этого ему понадобится и целый месяц.

Если мамочка была слишком настойчива, и у ребенка выработалось стойкое отвращение к горшку, нужно просто на время отказаться от нелюбимого предмета, повторив попытку через несколько дней. За это время, не настаивая на сидении на горшке, можно просто попробовать приучить малыша к необходимости его существования. В крайнем случае, можно приобрести новый, красивый и яркий, горшочек, и попробовать все сначала.

Новая методика — приучаем малыша к горшку за семь дней

Множество мамочек на практике испытали новую методику «Добровольный малыш», разработанную Джиной Форд и обещающую гарантированный результат всего через неделю. Если вашему непоседе уже исполнилось полтора года, он выполняет простые действия и отлично общается с мамой, попробуйте!

День первый — решительно снимаем памперс, с радостью сообщая малышу, что он уже большой и будет ходить просто в трусиках. Усадив его на горшок, нужно постараться удержать его там в течение 10 минут, вполне достаточных для утреннего опорожнения. Посидите рядом, рассказывая о пользе этой процедуры. Если результат отрицательный — повторите попытку через 15 минут, организовав за это время экскурсию в туалет и рассказав, для чего он предназначен. Не отчаивайтесь, если штанишки все же стали мокрыми — у вас все получится, просто запаситесь терпением.

День второй — закрепляем вчерашние успехи и продолжаем следить за поведением малыша, предлагая горшок при первых признаках его желания справить нужду. Во время длительных игр ваше чадо может слишком увлечься и сделать лужу — постарайтесь не допустить этого.

День третий — памперсы не одеваем даже на прогулку, чтобы не сбивать малыша с толку. Перед выходом желательно дождаться положительного результата от сидения на горшке, а на прогулке предлагать крохе присесть на взятый с собой горшок в случае желания пописать. Не пугайтесь, горшок на прогулке — это ненадолго.

День четвертый — с этого дня ваши общие успехи будут очевидны, малышу достаточно будет лишь напоминать сходить на горшок, так как он может заиграться и забыть. Помните, необходимо хвалить его за каждую удачную попытку, это весомая поддержка в закреплении навыка.

Существуют и другие подобные методики, однако они похожи, поэтому не стоят отдельного рассмотрения. Главное правило для их эффективного применения — возможность полностью посвятить малышу эти несколько дней для внимательного закрепления полезного навыка. Хорошо, если одежда ребенка будет удобна и просторна, позволяющая быстро раздеться в случае необходимости. Если иногда кроха допустит оплошность и сядет на горшок прямо в трусиках — ругать его не нужно, он просто недостаточно освоил пока порядок необходимых действий.

Как правильно выбрать горшок для ребенка

Широкий ассортимент детских горшочков для разных возрастов позволяет выбрать самый привлекательный и удобный вариант. При покупке воспользуйтесь общими рекомендациями, чтобы процесс приучения к горшку прошел более успешно:

— лучше выбирать изделия из пластика — они яркие, комфортные и, самое главное, теплые. Прикосновение к холодному горшку может надолго отбить охоту садиться на него;

— устойчивость — непременное условие, падение при неловком движении ребенка тоже вряд ли вызовет привязанность к коварному изделию;

— музыкальные эффекты, бесспорно, привлекут внимание малыша к горшку, но только лишь, как к новой игрушке;

— удобство и комфорт, наличие спинки — немаловажные факторы при покупке изделия, малыш обязательно оценит мамины старания и вознаградит ее безропотным исполнением своих «делишек» только в горшок;

— если предполагаются поездки, лучше приобрести модель с крышкой.

Покупая горшок, обратите внимание — для девочек предлагается круглая форма изделия, для мальчиков — овальная, с выступом спереди.

Доктор Комаровский — полезные советы о приучении ребенка к горшку:

  • лучше всего воспользоваться наступлением лета — одежды на крохе минимум, можно даже голышом побегать;
  • кроме готовности ребенка, должна присутствовать готовность и родителей;
  • желательное условие — отличное самочувствие всех членов семьи и хорошее настроение;
  • безмерная похвала ребенка в случае удачи, в противном случае — тщательное сокрытие огорчения;
  • внимание малыша фиксируется не только на процессе оправления, но и на сопутствующих действиях — снятии трусиков, выливании содержимого горшка и возвращении его на постоянное место;
  • обязательное усаживание на горшок после сна, еды, на ночь, после прогулки;
  • первое время подгузники допустимо использовать на прогулке и для ночного сна, акцентируя внимание малыша на сухом памперсе утром и не жалея одобрительных слов.



Source: zhenskoe-mnenie.ru

Читайте также

Как научить ребёнка-аутиста самостоятельно ходить в туалет?

Навыки опорожнения не вырабатываются сами собой: здоровый ребёнок учится ходить в туалет так же, как приучают к лотку котят или щенят. Как правило, этот процесс занимает от нескольких недель до месяца, после чего ребёнок может либо начать предпринимать определённые действия самостоятельно (например, снимать бельё и садиться на горшок), либо проситься в туалет, когда чувствует необходимость. Это происходит естественным образом, если функции общения, усвоения и обработки информации у ребёнка не нарушены. Чего, к сожалению, нельзя сказать об аутистах.

Однако в том, чтобы научить ребёнка-аутиста пользоваться туалетом, нет ничего сложного. Приблизительно неделя требуется на то, чтобы он смог самостоятельно справлять малую нужду в течение дня, чуть дольше (от одного до трёх месяцев, в зависимости от степени развития аутизма) — чтобы он смог делать то же самое в остальное время суток, когда бы ни почувствовал необходимость. Иными словами, чтобы аутист перестал ходить под себя ночью. Ношение подгузников в ряде случаев способствует ночному недержанию у аутистов.

Как и в остальных случаях, в данном на помощь родителям приходит поведенческая терапия, которая развивает и укрепляет определённые рефлексы у аутиста. В первую очередь родители должны научиться замечать ориентировочное время естественных отправлений ребёнка или его характерные признаки (что происходит, когда ребёнок готовится справить нужду). Самое простое и очевидное — когда он начинает тужиться, но могут быть и другие, специфические признаки: например, ребёнок может внезапно утихать, уходить к себе в комнату, гримасничать и т.п.

Уловив этот момент, следует отвести ребёнка в туалет, помочь ему опорожниться и тогда же, на месте, посредством некоего эмоционального стимула закрепить совершённую последовательность действий. Важную роль при этом играют гендерные стереотипы поведения. То есть желательно, чтобы помогал и направлял действия ребёнка родитель того же пола: так ему будет значительно легче перенять действия, сопровождающие поход в туалет.

Подобных обучающих совместных походов в туалет может быть несколько, но во всех случаях ребёнок-аутист должен получать эмоциональное подкрепление, способствующее развитию навыков естественных отправлений и управления своим поведением.

Немного сложнее дела обстоят с опорожнением кишечника, которое изначально обусловлено несколькими факторами:

  • рационом питания, который должен содержать достаточное количество клетчатки (овощей и фруктов). А дети-аутисты, как известно, могут отказываться употреблять определённую пищу из-за её специфической текстуры — в ряде случаев это могут быть некоторые фрукты и овощи.
  • сам процесс дефекации требует хоть и незначительных, но целенаправленных физических усилий: чтобы опорожнить кишечник, мы должны сознательно напрячься, стимулируя прямую кишку. Такое сознательное волевое усилие может быть недоступно некоторым аутистам.
Отсутствие клетчатки в рационе может сделать стул достаточно твёрдым для того, чтобы процесс дефекации оказался болезненным для ребёнка. Поэтому вместо знакомого нам облегчения после похода в туалет, аутист получает так называемое отрицательное подкрепление, которое формирует у него подсознательное убеждение в том, что намеренное опорожнение кишечника — это неприятно и больно. Зачастую это способствует образованию запоров, и родителям приходится использовать слабительное, чтобы помочь ребёнку сходить в туалет.

Изменить такое положение в той или иной степени можно, постепенно меняя рацион аутиста. В ряде случаев для этого придётся пойти на некоторые ухищрения: например, если ребёнок отказывается употреблять в пищу клетчатку, родители могут добавлять её в небольших количествах в ту пищу, которую аутист воспринимает нормально. Бывает и так, что неприятие определённых пищевых продуктов носит временный характер. Это сложно объяснить, ещё труднее отследить. Поэтому остаётся только продолжать попытки предлагать (но ни в коем случае не навязывать!) ребёнку те или иные продукты, которые он отказывался есть до сих пор.

Этот процесс требует внимательности и упорства. Среди повседневных хлопот, в особенности тех, что касаются ухода за ребёнком-аутистом, у родителей попросту не хватает времени на наблюдение за ним и его инстинктивными потребностями. А это и есть ключ к тому, как научить ребёнка-аутиста реализовывать их самостоятельно.

Как приучить ребёнка с аутизмом к туалету. Подборка материалов.

1. Как приучить ребенка с аутизмом к туалету?
http://outfund.ru/priuchenie-k-tualetu-i-autizm-u-detej-me…/

2. Туалетный тренинг для упрямца — часть первая
http://specialtranslations.ru/toilet-training-the-reluctan…/

3. Туалетный тренинг для упрямца — часть вторая
http://specialtranslations.ru/toilet-training-the-reluctan…/

4. Если ваш малыш не может ходить в туалет «по-большому»: 
http://specialtranslations.ru/when-your-child-wont-poop-on…/

5. Семь советов по приучению к туалету невербальных детей с аутизмом
http://outfund.ru/sem-sovetov-po-priucheniyu-k-tualetu-nev…/

6. Пять распространенных ошибок при приучении аутичного ребенка пользоваться туалетом:
http://autism-aba.blogspot.ru/2012/07/potty-trainig.html

7. PECS. Карточки для визуального расписания «туалет». Пошаговая инструкция поможет ребенку выполнить все действия в правильной последовательности.
http://pecs.in.ua/kartochki-pecs-skachat/kartochki-tualet/

8. Туалетный тренинг по методике ТЕАССН:
http://chudesa-byvayut.ru/perevod/tualetnyy_trening_teacch/

9. ПРИУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТУАЛЕТУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ
http://mchildren.ru/montessori-approach-to-toileting/…

10. 7 заблуждений о туалетном тренинге:
http://specialtranslations.ru/seven-misconceptions-of-toil…/

11. Что делать, если ребенок с аутизмом не пользуется туалетом вне дома?

Пять рекомендаций для родителей на время поездок
http://outfund.ru/chto-delat-esli-rebenok-s-autizmom-ne-po…/

12. Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете?

Рекомендации родителям детей, которых никак не удается приучить пользоваться туалетом для опорожнения кишечника:
http://outfund.ru/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-oporozhny…/

13. Что если ребенок с аутизмом «забывает» воспользоваться туалетом?
http://outfund.ru/chto-esli-rebenok-s-autizmom-zabyvaet-vo…/

14. «Как научить ребенка правильно вытирать попу». Перевод англоязычной статьи:
http://lib.komarovskiy.net/kak-nauchit-vashego-rebenka-prav…

15. Отучение от подгузников — как понять в чем проблема?
http://autism-aba.blogspot.ru/2010/07/blog-post_27.html

16. Как справиться с запорами у ребенка?
Руководство для родителей по проблеме, которая очень часто встречается у детей с аутизмом:
http://outfund.ru/kak-spravitsya-s-zaporami-u-rebenka/

17. Рубрика «Туалет» на сайте: http://autism-aba.blogspot.ru/…/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0…

18. Рубрика туалет на сайте «Особые переводы»: http://specialtranslations.ru/…/%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D…/

19. Мультфильмы в помощь родителям:
https://www.youtube.com/watch?v=aajIWEFlWg8&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=5WJbf3Dbhbc&feature=youtu.be

20. Диарея. Если вы ищете способы безопасного и естественного лечения диареи у вашего аутичного ребенка, прочитайте эти советы и приемы, которые могут помочь вам в данной ситуации:

http://autism-aba.blogspot.ru/2013/05/treating-diarrhea.html

21. Книги для малышей:
«Будь здоров, малыш!» Т. Матвиенко
«Макс и горшок» Барбру Линдгрен
«Время идти на горшок» книжка-игрушка мягкая
Анжела Берлова рассказ «Горшок для Феди»
«Все какают» Таро Гоми
_______________________________________
#ТыСможешь, #youcanautism, #autism, #аутизм

 

Подборка предоставлена Ольгой Вастьяновой, автором социального проекта в поддержку аутичных детей и взрослых #ТыСможешь

Источник https://www.facebook.com/groups/youcanautism/

Группа в контакте https://vk.com/youcanautism

 


Как научить ребенка с аутизмом опорожнять кишечник в туалете?

08.12.14

Рекомендации родителям детей, которых никак не удается приучить пользоваться туалетом для опорожнения кишечника

 

 

Дети с аутизмом страдают от запоров значительно чаще, чем типичные дети. Это может быть связано с различными причинами, в том числе с ограниченным рационом, в котором не хватает клетчатки. Одна из таких причин — неумение пользоваться туалетом для опорожнения кишечника и длительное удержание стула, что приводит к серьезным запорам.

Наилучший способ научить детей использовать туалет при позывах к опорожнению кишечника — выделить время в расписании дня, когда ребенок будет сидеть на унитазе. Как только ребенок привыкнет к сидению на унитазе как к таковому, у него может получиться расслабить мышцы, удерживающие стул. Если выделять на это определенное время каждый день, то ребенок будет все реже удерживать стул. Когда ребенок перестанет удерживать стул, то толстый кишечник вернется к нормальным размерам и станет более чувствительным, и тогда ребенку будет проще пользоваться туалетом.

Приучение ребенка к продолжительному сидению на унитазе состоит из следующих шагов:

1. Будьте терпеливы с собой и с ребенком. Обучение новому навыку, особенно этому навыку, не бывает простым.

2. Начинайте с приучения ребенка к сидению на унитазе, даже если он при этом не испражняется:

— Начинайте с 1-2 минут. Очень медленно увеличивайте время до 10-12 минут.

— Используйте визуальный таймер, чтобы ребенок понимал, сколько ему нужно сидеть.

— Предложите ребенку какое-нибудь тихое занятие, пока он сидит на унитазе. Например, чтение книги, рисование, карманную компьютерную игру, прослушивание музыки или аудиокниги.

— Постарайтесь приберечь любимое занятие ребенка до времени сидения на унитазе и не предлагайте его в другое время.

— Хвалите ребенка даже за небольшой прогресс.

— Никогда не заставляйте ребенка сидеть на унитазе и никогда не удерживайте его на нем силой, если вы не работаете со специалистом по поведению, который поможет вам делать это безопасно.

3. Выберите время, когда ваш ребенок будет пользоваться туалетом.

— Если использование туалета станет постоянной частью ежедневного расписания ребенка, то это поможет выработать нормальный режим опорожнения кишечника.

— Дети с аутизмом часто любят рутину. Если сидение на унитазе станет частью ежедневного расписания, то это снизит риск сопротивления ребенка.

— Попробуйте использовать визуальное расписание из картинок, одним из пунктов которого будет время в туалете.

— Если ребенок чаще всего опорожняет кишечник в какое-то время суток, то постарайтесь запланировать сидение на унитазе на это время.

— Для большинства людей наилучшим временем будет утро, но оно может не подойти ребенку, которого будут торопить по утрам в детский сад или школу.

— Для некоторых детей наилучшее время — после прихода домой из школы или детского сада.

4. Позаботьтесь, чтобы ребенку было комфортно.

— Подберите сидение для унитаза или горшок, который будет наиболее удобным для вашего ребенка.

— Используйте детское сидение для унитаза, если обычное сидение слишком велико для ребенка.

— Используйте подставку для ног, если ноги ребенка не касаются пола.

Как научить опорожнять кишечник в туалете

1. Убедитесь, что ваш ребенок продолжительное время сидит на унитазе 1-2 раза каждый день.

2. Учите ребенка, что «какашки отправляются в унитаз», опорожняя туда грязные подгузники или белье.

3. Постарайтесь, чтобы время для сидения на унитазе было тогда, когда, по вашему мнению, у ребенка наиболее вероятен стул.

4. Перед сидением в туалете постарайтесь стимулировать гастроколический рефлекс. Этот рефлекс наступает после еды или питья и позволяет мышцам кишечника избавиться от стула после еды. Чтобы стимулировать этот рефлекс, постарайтесь, чтобы ребенок поел или перекусил, а также выпил теплый напиток перед тем, как сесть на унитаз.

5. Наблюдайте за возможными признаками в поведении ребенка. Если вы заметите, что он хочет в туалет, то отведите его туда. Признаки могут включать:

— Изменения в мимике.

— Попытки уйти в тихую часть дома.

— Мышечное напряжение.

Положительное подкрепление

— Начинайте с наград для ребенка за то, что он просто сидит на унитазе.

— Когда ребенок начнет опорожнять кишечник на унитазе, начинайте награждать его за это.

— Лучше всего работают небольшие награды, которые ребенок получает сразу же после нужного поведения.

— С течением времени давайте награды реже.

Постарайтесь не использовать еду в качестве награды. Вместо этого можно наградить ребенка с помощью:

— Пения любимой песенки вместе с ребенком.

— Объятий, щекотки, устной похвалы.

— Любимой игры с ребенком.

— Наклеек, которые позволят ребенку отслеживать свои успехи.

— Времени за любимым занятием.

— Жетонов (в виде наклеек, звездочек или других предметов), которые потом можно обменять на очень большие награды, например, на поход в кино или в парк.

У многих детей с аутизмом есть особые интересы. Их можно использовать при планировании наград. Например, если ребенок интересуется машинами, то в качестве награды он может просматривать автожурналы. Если ребенок любит поезда, то в качестве награды он может получать наклейки с поездами.

Положительные награды намного быстрее приводят к нужным изменениям в поведении, чем любые наказания или критика.

Если ребенок испачкался

— Скажите что-то вроде «Я заметила, что ты испачкался» или «Пожалуйста, переоденься».

— Помогите ребенку это сделать по мере необходимости.

— Не ругайте ребенка и не привлекайте к случившемуся внимания.

Если ребенок не хочет сидеть в туалете

— Постарайтесь, чтобы ребенок был как можно ближе к туалету, когда он начинает опорожнять кишечник. Если ребенок делает это в подгузники стоя, то старайтесь, чтобы он делал это стоя в туалете.

— Когда ребенок испражнился в подгузник, то выбросите содержимое подгузника в унитаз на глазах ребенка.

— Приучайте ребенка сидеть на опущенной крышке унитаза в одежде. Дайте ребенку какую-нибудь игрушку, которая может занять его на какое-то время.

— С течением времени переходите к тому, чтобы ребенок сидел на унитазе с поднятой крышкой, но в подгузнике.

— Когда ребенку будет комфортно сидеть на унитазе с поднятой крышкой, вырежьте отверстие в подгузнике и увеличивайте его с течением времени. Постарайтесь, чтобы ребенок сел на унитаз в подгузнике во время опорожнения кишечника.

Помощь специалиста

Очень часто семье трудно изменить то, что происходит дома. Приучение к туалету может стать очень сложной поведенческой проблемой. Некоторые семьи нуждаются в дополнительной поддержке специалиста. Признаки того, что семье нужна дополнительная помощь, включают:

— Ребенок сильно расстраивается, когда его отводят в туалет.

— Ребенок все дольше удерживает стул.

— У ребенка прогрессируют запоры.

— Все, что связано с туалетом, вызывает у ребенка истерики или агрессию.

Специалисты могут включать детского психолога, поведенческого аналитика, педиатра. Иногда сотрудники детского учреждения, которое посещает ребенок, могут помочь в поиске подходящего специалиста.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *