Как научить ребенка вырезать ножницами и правильно их держать
Содержание статьи
Дети начинают интересоваться ножницами примерно на третьем году жизни. Они с любопытством наблюдают за теми манипуляциями, которые проводит взрослый с малознакомым предметом. Большинство родителей допускают ошибку, не позволяя крохе начать использовать ножницы. Ведь именно это умение тесно связано с чувством уверенности в себе и своих действиях. Главное — научить малыша правильной технике и, разумеется, не оставлять его наедине с ножницами, пока он не подрастет.

Как выбрать «правильные» ножницы?
Есть три главных критерия, которым должны соответствовать ножницы, которые вы покупаете ребенку.
- Безопасность. Они обязательно должны быть с притупленными концами и лежать в футляре.
- Удобство. Материал, из которого сделаны ручки, лучше выбирать нескользящий. По размеру они должны подходить ребенку: не слишком маленькие, но и не большие, чтобы ребенок мог спокойно держать их.
- Ножницы должны нравиться малышу. Обычно детки выбирают что-то яркое и красочное.
Исходя из этого, стоит покупать ножницы вместе с ребенком. Пусть он примет в покупке активное участие, тогда и желания заниматься у него будет больше.

Техника безопасности
Беззаботным малышам трудно осознать волнения родителей, которые те испытывают, давая ребенку режущие предметы. Чтобы кроха понимал ваши требования, правила обращения с ножницами следует повторять ему неоднократно. Хорошо, если вы сможете проиллюстрировать эти правила.
- Ножницами нельзя размахивать, их нельзя кидать и передавать лезвиями вперед. Покажите малышу, где лезвие, а где ручки.
- Ножницы нельзя брать без разрешения, особенно если рядом нет взрослых.
- Нельзя проводить ножницами по телу или трогать лезвия пальцами.
- Когда закончишь работу с ножницами, их нужно закрыть и убрать в футляр.
Обязательно закрепите данные правила на практике. Чтобы малыш хорошо их запомнил, вам будет нужно повторять их каждое занятие.

Как научить ребенка правильно держать ножницы?
Все вы, скорее всего, помните, как в детстве в темной комнате на фоне горящей свечи или лампы устраивали театр теней. Помните, как тень собаки из руки открывала пасть? Такой же прием можно использовать, чтобы научить ребенка держать ножницы правильно и работать ими.
Покажите ему, как собака или птица, а может, даже динозавр, умеет открывать пасть. Сначала сделайте это рукой. Затем покажите, как вы просовываете большой палец в верхнее кольцо ножниц, а указательный в нижнее, и сделайте первое движение, раскрыв ножницы.
У вас должны быть отдельные ножницы, чтобы малыш сразу мог имитировать ваши действия. Дайте ребенку время привыкнуть к инструменту. Он должен уверенно закрывать и открывать их, только после этого приступайте к вырезанию из бумаги.

Примеры упражнений
Занятия стоит начинать с элементарных упражнений. Для начала нужно научить ребенка резать ножницами бумагу хаотично. Малышу, несомненно, понравится сам процесс. К тому же, будет развиваться мелкая моторика, внимание и усидчивость. На этом же этапе попробуйте вырезание полосок. Можете сложить бумагу вдвое, чтобы уплотнить, и показать малышу, как вырезать полосы. Из них можно будет сделать бусы или гирлянды, склеив между собой. Постепенно усложняйте упражнения.
Можно сделать сборную аппликацию.
- «Травка». Используйте цветную бумагу зеленого цвета для этого упражнения. Прочертите карандашом линии перпендикулярно основанию. Покажите малышу, как резать по линиям. Сначала у него будет плохо получаться попадать строго на линию, но подобие травки все же удастся вырезать. Похвалите его и приклейте травку к альбомному листу. Это будет начало композиции.
- «Домик». Он будет состоять из квадрата, который малышу нужно будет вырезать по двум линиям. Для этого дополните один край листа линиями так, чтобы вместе с углом образовался квадрат. Малышу нужно будет сначала вырезать по одной линии, а затем по другой. Приклейте получившийся квадрат поверх травки.
- «Крыша». Вырезание по диагонали сложнее, поэтому помогайте ребенку, слегка направляя его движения. Проведите две линии от основания, формируя треугольник. Пусть малыш вырежет по линиям крышу для домика, а затем приклеит ее к квадрату.
- «Солнышко». Круг — это самое сложное упражнение для такого маленького ребенка. Разумеется, вырезать ровный круг у него не получится. Это сделать удается даже не всем взрослым, поэтому задача такова: вырезать фигуру, максимально похожую на круг. Поверьте, даже корявый кружок, но желтого цвета, будет напоминать крохе солнышко. Здесь важно показать ребенку, как вращать бумагу по мере движения ножниц. Он будет делать это очень медленно и сосредоточенно, поэтому данное упражнение следует проводить, когда у малыша хорошее настроение и он не сильно устал. Получившееся солнышко приклейте над домиком. Готовую аппликацию повесьте на видное место, чтобы малыш мог радовать своему новому умению.

Заключение
Существует множество различных упражнений для работы с ножницами. Продаются специальные журналы, где уже прорисованы линии и фигуры для вырезания. Их можно сделать и самостоятельно, опираясь на картинки из интернета. Отдавайте предпочтение крупным фигурам и следите, чтобы малыш не уставал и не терял концентрацию, иначе он может пораниться. Также ребенок может вырезать из журналов любимых героев, машинки или цветочки, из которых можно создать аппликации и плакаты.
Не откладывайте данные упражнения: чем раньше вы начнете учить ребенка пользоваться ножницами, тем скорее он станет справляться с этим самостоятельно. Это развивает творческое мышление, мелкую моторику, усидчивость и внимательность, что непременно пригодится малышу, когда он пойдет в школу.
Как правильно держать ножницы? Полезные советы
Как правильно держать ножницы? Неужели для этого необходимы особые умения и навыки? Конечно же, ничего сложного… Если вам с детства всё хорошо объяснили! Итак, как правильно держать ножницы? Попробуем разобраться.
Как правильно держать ножницы: учимся с детства
Итак, подробнее. Как правильно держать ножницы, необходимо учиться еще будучи ребёнком. Чем меньше рука, тем сложнее. Хотя многие малыши готовы к этим действиям уже в три-четыре года. Ну а к шести годам, конечно же, каждый ребёнок обязательно должен знать, как правильно держать ножницы. Во взрослой жизни об этом задумываться уже никто не будет. Там всё происходит на автомате.
Качественный инструмент
Прежде чем разобраться с тем, как правильно держать ножницы детям, необходимо определиться, какими именно они должны быть вообще. Инструмент должен очень хорошо и удобно лежать в руке у ребёнка. Важный момент — заточка. Одна сторона должна быть заточена как можно лучше, чтобы малыш мог легко резать бумагу или картон. Тупые ножницы резать не будут, они будут «жевать». Инструмент должен иметь закруглённые кончики. Кроха в этом случае не сможет уколоться или поранить соседа. Если ваш ребёнок — левша, найдите ножницы, изготовленные специально для таких детей. Иначе он не будет видеть линию разреза при работе с обычным инструментом.
Правила пользования
С чего начать? Начинайте рассказывать поэтапно, как правильно держать ножницы, детям. Для начала объясните им то, что использовать инструмент можно только для работы с бумагой (чтобы малыши не резали волосы, пальцы, скатерти или одежду). Если вы вдруг увидите, что ребёнок хочет отрезать что-то не то, отберите у него ножницы. Не возвращайте их до тех самых пор, пока он сам не скажет, что будет использовать их лишь по назначению.
Расскажите малышу о том, что с ножницами нельзя ни ходить, ни бегать, ни прыгать. Научите его правильно передавать ножницы товарищам – вперёд ручками.
Но прежде чем вы дадите крохе в руки ножницы, поиграйте с ним в специальные игры, созданные для усовершенствования зрительно-моторной координации. Такие игры помогают также сделать пальчики малыша сильнее.
Учим ребёнка
А что же дальше? Как научить ребёнка правильно держать ножницы? Проследите за тем, чтобы кроха держал ручку особым образом – так, чтобы большой палец смотрел вверх. Наденьте на него одно из колечек. После этого малышу необходимо продеть кончик среднего пальчика в другое кольцо. Указательный палец ребёнка поместите снаружи на второе кольцо. Мизинец и безымянный подогните и уприте в ладонь. Иногда безымянный может уместиться во второе колечко вместе с указательным и средним. Положите перед ребёнком лист бумаги немного выше уровня его глаз. Разрезая её в направлении наверх, он автоматически будет брать ножницы правильно.
Следите за развитием навыков
Научили? Продолжаем! Покажите своему ребёнку, как вы режете бумагу самостоятельно, как вырезаете треугольники или круги. Проявляйте терпение, поддерживайте малыша даже в том случае, если надрез ему сделать не удалось. Со временем кроха будет овладевать навыками всё лучше и лучше. Не забывайте о том, что ему необходима практика. Рассмотрим процесс овладевания навыками поэтапно:
— малыш проявляет интерес к работе с ножницами;
— ребёнок начинает правильно держать ножницы;
— кроха произвольно открывает и закрывает ножницы;
— малыш отрезает кусок бумаги;
— ребёнок режет бумагу, делая два или более надрезов;
— малыш разрезает бумагу пополам;
— кроха самостоятельно вырезает квадрат;
— ребёнок вырезает более сложные фигуры.
Как только малыш всему этому научился, остаётся только продолжать совершенствовать свои умения. Возможно, в дальнейшем его профессия будет связана именно с ножницами? То есть? Парикмахер? Ну а как правильно держать ножницы при стрижке?
Для парикмахеров
Об этом – отдельный разговор. Как правильно держать ножницы парикмахеру? Начнём с того что ножницы являются самым важным инструментом парикмахера. Поэтому перед тем как начинать работать над стрижками, необходимо освоить азы.
Каждый человек, взявший в свои руки парикмахерские ножницы, сразу же признает, что ими орудовать намного труднее, чем ножницами обыкновенными. Пальцы новичка неопытны, движения неуверенны. Но всё же рука ко всему этому привыкает очень быстро.
Для того чтобы справляться с данным инструментом, держите его правильно. Возьмите ножницы в правую руку (для правшей). Пусть они лягут в ладонь так, как самая обыкновенная модель. Но! Один нюанс! Парикмахерами здесь вместо среднего пальца используется палец безымянный, который и помещается в нижнее кольцо.
Всегда держите перед собой ножницы лезвиями вперёд. Не напрягайте свои пальцы. И не вставляйте их слишком глубоко в колечки. Приучите сразу же свой большой палец упираться в колечко лишь подушечкой. Это необходимо для удобства, ведь при стрижке именно этот палец является ведущим.
Следующий вопрос – положение ножниц. Оно может быть рабочим или нерабочим. При стрижке ножницы держит расслабленная кисть. Мизинец при этом лежит на специальном хвостике нижнего кольца. В месте пересечения инструмент поддерживает указательный палец. В нерабочем положении вы можете удерживать расчёску, ножницы в сторону не откладывая. Это экономит немало времени. Метаться между тумбочкой и креслом не приходится. При этом безымянный палец остаётся в кольце, большой палец вынимается и прижимается к ладони. Начинающим парикмахерам требуется некоторая сноровка для того, чтобы привыкнуть как можно быстрее менять положение ножниц без помощи левой руки.
Не забывайте после каждой стрижки ополаскивать ножницы проточной прохладной водой. Важно это не только с точки зрения гигиены. Каждый человек имеет свою, уникальную ауру. На чужие волосы её переносить нельзя!
Консультация: Как научить ребёнка пользоваться ножницами
Консультация для родителей: «Научим ребёнка пользоваться ножницами».
Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несинхронно, поэтому так важно маме оказаться рядом.
В каком возрасте можно давать ребенку ножницы
Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 3 – 4 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате».
Пора ли давать ребенку ножницы?
Если Ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому! Как это сделать?
Шаг 1. Купите качественные детские ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.
Приступая к работе в первый раз, а также каждый следующий раз повторять, пока знания не превратятся в привычку.
1. Ножницы — это НЕ игрушка. Ножницы — это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться.
Итак, с ножницами не играют, с ними работают.
2. Ножницами МОЖНО: резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций — кружочки, квадратики и т.д.
3. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
4. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
5. С ножницами нужно работать, сидя за столом.
6. Каждый раз после работы положить ножницы на место в шкаф!
Как научить ребенка вырезать ножницами (резать ножницами)
Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее.
Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья).
Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) – это сделает его руки сильнее.
Наберите в резиновую игрушку воду. А малыш пусть выдавит всю воду – также поможет сделать пальчики сильнее.
Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает крохе научиться использовать руку, работая разными пальчиками одновременно).
После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.
Как правильно держать ножницы
1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.
Далее покажите ребенку, как Вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика). Вот как развиваются у малыша навыки использования ножниц:
1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
2. Ребенок держит ножницы правильно.
3. Ребенок открывает и закрывает ножницы произвольно.
4. Ребенок может отрезать кусок бумаги.
5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза.
6. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам.
7. Ребенок может вырезать квадрат.
8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм.
Дорогие родители, не оставайтесь в стороне, помогите ребёнку! Научите его пользоваться ножницами!
как правильно держать их детям? Тонкости выбора безопасных ножниц для левшей. Особенности ножниц с закругленными концами и других моделей

Ножницы – полезный инструмент. Пока ребенок находится в младенческом возрасте, правильно подобранные ножницы позволяют маме без труда поддерживать ногти на ручках и ножках крохи в порядке. С двух лет ориентировочно ребенок и сам начинает тянуться к этому предмету, ему становится интересно вырезание из бумаги, картона. Но многие мамы и папы с ужасом смотрят на попытки ребенка взять в руки ножницы, ведь с детства они сами научены тому, что этот инструмент представляет собой опасность.
Нет повода отказывать ребенку в знакомстве с этим инструментом, если ножницы выбраны правильно.

Особенности
Прошли времена, когда ножницы обозначались детской загадкой про два конца, два кольца и гвоздик в середине. Сегодня существует великое множество самых разнообразных моделей, а изделия для малышей выведены в отдельную категорию – детские ножницы. Их можно применять для домашнего творчества, для использования на занятиях в детском саду, на уроках труда в начальной школе. Выбор инструмента для детей не терпит халатности, ведь речь идет о безопасности ребенка.
Правильные детские ножницы легкие, безопасные, имеющие закругленные концы.
Не самым правильным вариантом для ребенка является инструмент с пластиковым лезвием – они тупые и тяжелые. А также стоит держаться подальше от изделий с широкими лезвиями, которые выглядят обычно в детском исполнении очень симпатично, но они непрактичны.У детских ножниц должно быть надежным место крепления колец к лезвиям – это обычно самое слабое место. По поводу колец стоит отметить, что сегодня выбор очень велик, есть даже инструменты с невиданной формой колец. И тут никто заранее не скажет, подойдут они ребенку или нет, все зависит от того, насколько удобно такие кольца «лягут» в детскую ручку. А поэтому специалисты рекомендует отправляться за покупкой инструмента вместе с ребенком, взяв с собой кусок бумаги, картона или ненужной ткани, чтобы, не отходя от кассы, чадо могло опробовать будущее приобретение в действии.
Часто родители могут столкнуться с ситуацией, когда ножнички упакованы так надежно, что достать их и проверить нет возможности. Есть два выхода – либо настаивать на вскрытии упаковки и «тест-драйве», либо заведомо отказаться от такой покупки, подобрав не упакованные варианты.


Важно! И двухлетнему малышу, и детсадовцу, и школьнику в начальных классах подойдут варианты не с длинными лезвиями, длина которых не превышает 12 сантиметров, с кольцами небольшого размера, чтобы детским пальчикам было удобно в них.
Какие бывают?
Ножницы, как и любой другой инструмент, бывают разного предназначения – есть ножнички для ногтей, которыми удобно поддерживать чистоту, нужную форму и длину детских ноготков. Совсем другое дело – инструмент для творчества, для бумаги или картона, для ткани и природных материалов. Есть среди детских изделий и особая группа товаров – ножницы для левшей.
Обычными детскими ножницами леворукому малышу будет проблематично вырезать что-то аккуратно, ведь в обычных стандартных инструментах верхнее лезвие всегда находится немного правее, чем нижнее (это своего рода рычаг для правой руки). Линия разреза левой рукой такими ножницами скрывается от глаз юного творца, получается неровной. Справиться с задачей помогают специальные инструменты, созданные для детей с преобладающей левой ручкой.
Важно! Не стоит верить рекламе, которая утверждает, что перед вами лежат «универсальные» ножницы – таких не бывает. Производители лукавят, называя универсальными обычные «праворукие» ножницы.
Все детские ножницы имеют определенную возрастную классификацию. Так, изделия, предназначенные для 3–4 лет, не подходят для детей в начальной школе, а изделия для 5–8 лет не всегда подходят для малышей в 2 года. Специалисты, работающие в детских садах, без восторга относятся к инструментам, предназначенным для категории 3–4 года, поскольку они в большинстве своем имеют пластиковые лезвия, которыми резать неудобно, они мнут и рвут бумагу.
Часто дети сами отдают предпочтение ножницам, в которых конструктивно предусмотрена возможность продеть в одно кольцо сразу два пальца, средний и указательный. Им так удобнее. Педагоги против такого выбора не возражают.
Отличия от обычных ножниц
Специальные детские ножницы отличаются от обычных в первую очередь повышенными мерами безопасности – они имеют тупые и скругленные концы, чтобы ребенок не травмировался. А также у них иначе заточено лезвие, чтобы малыш не порезался. Отличия есть в форме лезвий и колец, а также в весе готового изделия.
Детские ножницы облегченные и более короткие, если сравнивать со взрослыми. Ножницы для взрослых имеют массу предназначений – есть портняжные ножницы и медицинские, для работы с бумагой и ножницы по металлу. Детские изделия такого богатого ассортимента целевых назначений не имеют.


Требования
Наиболее опасной частью ножниц считаются концы. Именно ими дети наносят себе и окружающим самые тяжелые травмы. Поэтому от остроконечных ножниц следует отказаться. Главное требование к детским инструментам – безопасность. Только безопасные ножницы с закругленными концами подходят для детей, и никакие другие. Пользоваться остроконечными ножницами ребенка следует постепенно, поэтапно, начиная с 4–5 класса школы.
Избавить детские пальчики от мозолей и натертостей после долгой работы ножницами поможет соблюдение требований к кольцам – лучше, если они будут прорезиненными. Особое внимание следует уделить ширине лезвий – слишком широкие лезвия плохо режут, юный творец не сможет ими воплотить в бумаге или картоне все свои творческие задумки. Такими ножницами сложно вырезать фигурные поделки, и с этим ничего не поделаешь. Ручки, украшенные персонажами сказок и мультфильмов, очень нравятся детям.
Но не стоит обольщаться – чем больше на кольцах украшений, тем менее удобными они являются в эксплуатации. А также не стоит выбирать слишком тугие ножницы, ребенку будет сложно ими работать.
Если ребенок левша, для него нужно покупать специальные ножницы. Если чадо — амбидекстр (одинаково хорошо справляется с едой и рисованием двумя руками), купите ему оба варианта – и обычные ножницы, и для левшей. Он сам выберет, какими ему будет удобно работать. Не исключено, что применение найдут и те, и другие.

Правила пользования
Важно понимать, что даже безопасные детские инструменты могут представлять опасность, если ребенку не рассказать и не показать, как правильно ими пользоваться. Даже при работе с детскими ножницами существует техника безопасности, о которой детям должны рассказать родители сразу после покупки ножниц. Техника безопасности при работе с детскими ножницами подразумевает следующие нехитрые правила, с которыми ребенка знакомят в первую очередь:
- инструмент должен всегда храниться в сухом месте, его нельзя бросать в ванной, обливать водой, оставлять на улице, на балконе при перепаде температур и влажности воздуха; если игнорировать это требование, ножнички быстро заржавеют;
- во время вырезания ребенок должен быть сосредоточенным и очень внимательным, одновременно вырезать и смотреть мультфильмы нельзя, ведь это может привести к травме;
- если ножницы передают другому, правильно держать их за закрытые лезвия и никак иначе;
- с ножницами в руках не ходят, не бегают, не играют и не балуются, это может привести к тяжелой травме, даже если инструмент детский и казалось бы безопасный;
- стоит организовать рабочее пространство ребенка так, чтобы он не ронял ножницы на пол – от частых падений инструмент может выйти из строя.
Приучать ребенка работе с ножницами можно не раньше, чем малышу исполнится 2 года. Некоторые родители предпочитают делать это ближе к 3 годам, но тут все довольно индивидуально. Ребенок должен использовать инструмент только в положении сидя за столом. И первым материалом, с которым ему стоит познакомиться, должна быть бумага. Попытки малыша порезать что-то другое должны пресекаться до определенного (обычно шестилетнего) возраста.
Малыш должен всегда спрашивать разрешения мамы или папы, чтобы воспользоваться инструментом, и ни в коем случае он не должен оставаться с ними один на один. Данное ограничение касается не только двухлетних детей, но и всех деток дошкольного возраста. Перед обучением желательно убедиться, что ручки малыша довольно сильные, чтобы справиться с ножницами. Для этого можно дать ему кусок бумаги и попросить порвать на мелкие кусочки, а потом на другом листе сделать много дырок дыроколом (все – под присмотром обучающего взрослого).
Важно! Правильно держать ножницы – не то умение, с которым люди рождаются, этому чадо предстоит обучить. Большой пальчик должен быть направлен строго вверх. Во второе кольцо помещают либо средний палец, либо и средний, и указательный, если конструкция инструмента подразумевает такой захват.

После того как малыш научится брать в руки и держать ножнички правильно, покажите ему, какие способы резки существуют. Например, можно порезать лист бумаги на полосочки. Когда он это освоит, переходите к простым геометрическим фигурам – квадрату, прямоугольнику, треугольнику. Помните, что круг и овал – самые сложные в вырезании, за них берутся в последнюю очередь. И только после этого можно предлагать чаду фигурки для вырезания.
Практические задания для обучения детей вырезанию приведены далее.
Как правильно держать ножницы: учимся с детства
На чтение 5 мин.
Как правильно держать ножницы? Неужели для этого необходимы особые умения и навыки? Конечно же, ничего сложного… Если вам с детства всё хорошо объяснили! Итак, как правильно держать ножницы? Попробуем разобраться.
Как правильно держать ножницы: учимся с детства
Итак, подробнее. Как правильно держать ножницы, необходимо учиться еще будучи ребёнком. Чем меньше рука, тем сложнее. Хотя многие малыши готовы к этим действиям уже в три-четыре года. Ну а к шести годам, конечно же, каждый ребёнок обязательно должен знать, как правильно держать ножницы. Во взрослой жизни об этом задумываться уже никто не будет. Там всё происходит на автомате.
Качественный инструмент
Прежде чем разобраться с тем, как правильно держать ножницы детям, необходимо определиться, какими именно они должны быть вообще. Инструмент должен очень хорошо и удобно лежать в руке у ребёнка. Важный момент — заточка. Одна сторона должна быть заточена как можно лучше, чтобы малыш мог легко резать бумагу или картон. Тупые ножницы резать не будут, они будут «жевать». Инструмент должен иметь закруглённые кончики. Кроха в этом случае не сможет уколоться или поранить соседа. Если ваш ребёнок — левша, найдите ножницы, изготовленные специально для таких детей. Иначе он не будет видеть линию разреза при работе с обычным инструментом.
Правила пользования
С чего начать? Начинайте рассказывать поэтапно, как правильно держать ножницы, детям. Для начала объясните им то, что использовать инструмент можно только для работы с бумагой (чтобы малыши не резали волосы, пальцы, скатерти или одежду). Если вы вдруг увидите, что ребёнок хочет отрезать что-то не то, отберите у него ножницы. Не возвращайте их до тех самых пор, пока он сам не скажет, что будет использовать их лишь по назначению.
Расскажите малышу о том, что с ножницами нельзя ни ходить, ни бегать, ни прыгать. Научите его правильно передавать ножницы товарищам – вперёд ручками.
Но прежде чем вы дадите крохе в руки ножницы, поиграйте с ним в специальные игры, созданные для усовершенствования зрительно-моторной координации. Такие игры помогают также сделать пальчики малыша сильнее.
Учим ребёнка
А что же дальше? Как научить ребёнка правильно держать ножницы? Проследите за тем, чтобы кроха держал ручку особым образом – так, чтобы большой палец смотрел вверх. Наденьте на него одно из колечек. После этого малышу необходимо продеть кончик среднего пальчика в другое кольцо. Указательный палец ребёнка поместите снаружи на второе кольцо. Мизинец и безымянный подогните и уприте в ладонь. Иногда безымянный может уместиться во второе колечко вместе с указательным и средним. Положите перед ребёнком лист бумаги немного выше уровня его глаз. Разрезая её в направлении наверх, он автоматически будет брать ножницы правильно.
Следите за развитием навыков
Научили? Продолжаем! Покажите своему ребёнку, как вы режете бумагу самостоятельно, как вырезаете треугольники или круги. Проявляйте терпение, поддерживайте малыша даже в том случае, если надрез ему сделать не удалось. Со временем кроха будет овладевать навыками всё лучше и лучше. Не забывайте о том, что ему необходима практика. Рассмотрим процесс овладевания навыками поэтапно:
— малыш проявляет интерес к работе с ножницами;
— ребёнок начинает правильно держать ножницы;
— кроха произвольно открывает и закрывает ножницы;
— малыш отрезает кусок бумаги;
— ребёнок режет бумагу, делая два или более надрезов;
— малыш разрезает бумагу пополам;
— кроха самостоятельно вырезает квадрат;
— ребёнок вырезает более сложные фигуры.
Как только малыш всему этому научился, остаётся только продолжать совершенствовать свои умения. Возможно, в дальнейшем его профессия будет связана именно с ножницами? То есть? Парикмахер? Ну а как правильно держать ножницы при стрижке?
Для парикмахеров
Об этом – отдельный разговор. Как правильно держать ножницы парикмахеру? Начнём с того что ножницы являются самым важным инструментом парикмахера. Поэтому перед тем как начинать работать над стрижками, необходимо освоить азы.
Каждый человек, взявший в свои руки парикмахерские ножницы, сразу же признает, что ими орудовать намного труднее, чем ножницами обыкновенными. Пальцы новичка неопытны, движения неуверенны. Но всё же рука ко всему этому привыкает очень быстро.
Для того чтобы справляться с данным инструментом, держите его правильно. Возьмите ножницы в правую руку (для правшей). Пусть они лягут в ладонь так, как самая обыкновенная модель. Но! Один нюанс! Парикмахерами здесь вместо среднего пальца используется палец безымянный, который и помещается в нижнее кольцо.
Всегда держите перед собой ножницы лезвиями вперёд. Не напрягайте свои пальцы. И не вставляйте их слишком глубоко в колечки. Приучите сразу же свой большой палец упираться в колечко лишь подушечкой. Это необходимо для удобства, ведь при стрижке именно этот палец является ведущим.
Следующий вопрос – положение ножниц. Оно может быть рабочим или нерабочим. При стрижке ножницы держит расслабленная кисть. Мизинец при этом лежит на специальном хвостике нижнего кольца. В месте пересечения инструмент поддерживает указательный палец. В нерабочем положении вы можете удерживать расчёску, ножницы в сторону не откладывая. Это экономит немало времени. Метаться между тумбочкой и креслом не приходится. При этом безымянный палец остаётся в кольце, большой палец вынимается и прижимается к ладони. Начинающим парикмахерам требуется некоторая сноровка для того, чтобы привыкнуть как можно быстрее менять положение ножниц без помощи левой руки.
Не забывайте после каждой стрижки ополаскивать ножницы проточной прохладной водой. Важно это не только с точки зрения гигиены. Каждый человек имеет свою, уникальную ауру. На чужие волосы её переносить нельзя!
Учим дошкольников пользоваться ножницами – Развитие ребенка
![]() | Рейтинг Советы родителям и различные занятия, которые помогут ребенку безопасно использовать ножницы |
Умение пользоваться ножницами зачастую дается маленьким дошкольникам нелегко. Ведь для того чтобы овладеть этим навыком, ребенок должен уметь использовать указательный, средний и большой пальцы отдельно от безымянного и мизинца. Несмотря на то что дети начинают пользоваться ножницами уже с трех-четырех лет, полностью этот навык развивается у них только к шести годам. Вы можете помочь вашему дошкольнику овладеть умением вырезать ножницами с помощью специальных упражнений, развивающих мелкую моторику.
Как научить ребенка дошкольного возраста пользоваться ножницами
1. Развивайте навыки моторики
Существует много интересных идей для развития навыков мелкой моторики и двусторонней координации ребенка, применять которые необходимо с самого раннего детства, еще до того, как он начнет пользоваться ножницами.
- Пусть ребенок перемещает кубики или другие предметы с помощью кухонных щипцов, ему это непременно понравится.
- Попросите ребенка выжимать воду из водной игрушки или губки во время купания.
- Наполните пипетку для закапывания глаз краской и попросите ребенка нарисовать картину, понемногу выдавливая краску из пипетки.
- Предложите ребенку пробивать дыроколом отверстия в листе картона, это укрепит его мышцы рук.
- Пусть ребенок почаще играет с пальчиковыми куклами-марионетками. Это великолепный способ научиться использовать пальцы по отдельности.
- Ребенку также понравится рвать бумагу на мелкие кусочки. Это поможет развить сноровку и ловкость.
- Закрепление прищепок по краям бумажной или пластиковой тарелки идеально подходит для развития двусторонней координации.
2. Выбирайте правильные ножницы
Обдуманно подходите к выбору подходящих ножниц для вашего малыша. Не существует универсальных ножниц, которые подходили бы всем. Попросите ребенка опробовать ножницы, чтобы убедиться, что они достаточно остры и подходят ему по руке.
- Ножницы для правшей и левшей. Ножницы, которые вы покупаете ребенку, должны соответствовать доминированию одной из его рук. Большинство ножниц рассчитано на правшей. Тем не менее ребенок-левша должен пользоваться ножницами, предназначенными специально для левшей. У ножниц для левши верхнее лезвие расположено слева, чтобы ребенок мог видеть линию отреза. Существуют ножницы, которые рекламируются как универсальные, но такие модели могут не дать левше четкий обзор данной линии.
- Адаптивные ножницы. Детям со слабыми мышцами рук, особыми потребностями или любыми другими ограничениями требуются адаптивные ножницы. Существует несколько форм и конструкций таких ножниц, которые соответствуют определенным потребностям. Бывают ножницы с пружиной, которые сами раскрываются после сжатия; настольные ножницы для работы пользователей с одной рукой и учебные ножницы, которые прекрасно подходят для обучения ребенка правильно располагать ножницы в руке.
- Безопасные ножницы. Некоторые специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, предпочитают пользоваться ножницами с тупыми (закругленными) концами для начинающих. Их обычно называют безопасными ножницами. Покупать нужно такие, которые будут хорошо резать бумагу, так как некоторые из ножниц данного типа практически не режут. Если ребенку будет слишком трудно резать бумагу, у него может пропасть желание обучиться навыкам вырезания ножницами.
3. Обучайте ребенка правилам безопасного использования ножниц
Важно обучить ребенка правилам безопасного обращения с ножницами и повторять эти правила перед каждым занятием с ними. Есть два основных момента, которые следует особо подчеркнуть. Во-первых, дети должны знать, что ножницами можно резать только бумагу и больше ничего. Во-вторых, следите за тем, чтобы ребенок не ходил и не бегал с ножницами. Если малышу необходимо куда-то пойти, покажите ему, как нужно правильно держать ножницы при ходьбе, то есть с сомкнутыми лезвиями, в кулаке и кольцами сверху. Его руки должны находиться рядом с телом.
4. Научите детей правильно держать ножницы
Начните с правильного положения рукоятки в руке. Продемонстрируйте малышу правильный способ держать ножницы и попросите его повторить ваши действия. Вам, возможно, придется помочь ребенку разместить пальцы в соответствующих отверстиях. Учите и показывайте, что большой палец всегда идет в меньшее отверстие, а указательный и средний – в большее отверстие. В этом вам могут помочь рисунки со схематичным изображением правильного положения ножниц в руке. Пусть ребенок также тренируется разжимать и сжимать ножницы. Это поможет ему обрести силу, необходимую для работы с ними.
5. Вырезайте с детьми по линии
Для того чтобы ребенок научился управляться с ножницами, он должен сначала научиться резать по линии. При этом используйте относительно плотную бумагу, а не слишком тонкую и легкую, которая легко складывается и сгибается. Помогите малышу, на первых порах направляя его руку своей рукой, пока он не освоит это умение на должном уровне.
6. Вырезание форм
После того как ваш ребенок освоится с предыдущими этапами, он может переходить к вырезанию различных форм. Вы можете сами рисовать разные формы и фигуры фломастером с толстым наконечником или использовать цветные напечатанные изображения треугольников, кругов или квадратов, а также других изображений.
7. Вырезание с поворотом бумаги
Покажите ребенку, как нужно вырезать, поворачивая бумагу. Помогайте ребенку, когда он будет пробовать одной рукой вырезать, а другой поворачивать лист. Это поможет ему научиться не переворачивать ножницы вверх «дном» (что происходит довольно часто). Научите его вырезать не спеша, постепенно, при этом контролируя положение и ножниц, и бумаги.
8. Вырезайте весело
Превратите обучение работать с ножницами в веселую и творческую игру. Держите под рукой клей и фломастеры, чтобы ребенок мог вырезать, наклеивать и раскрашивать.
Вот еще несколько интересных идей:
- Вырезание змейкой. Пусть ваш ребенок сложит бумагу так, чтобы получилась большая и длинная змейка, а затем разрежет ее на более мелких змеек.
- Бахрома. Пусть ребенок надрезает края цветной бумаги, чтобы сделать стильную подставку или шляпу с бахромой.
- Искусство коллажа. Вырвите страницы из старых журналов и попросите ребенка вырезать из них различные формы, а затем наклеить их на бумагу и создать свое собственное произведение искусства.
Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
06.10.2016
Как научить ребёнка пользоваться ножницами
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ?
ЗАЧЕМ?
Умение вырезать ножницами – очень полезное занятие. Оно хорошо развивает двустороннюю координацию (то есть слаженную одновременную работу двух рук), мелкую моторику и, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша. Резание ножницами укрепляет руку ребёнка, готовя её к письму. Задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша.
КОГДА?
Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. В детских садах систематически вырезать ножницами начинают со средней группы в возрасте 4 – 5 лет. На занятиях по аппликации дети впервые знакомятся с ножницами. Сначала они учатся резать полоску бумаги по прямой линии, затем начинают вырезать простейшие геометрические фигуры.
В этом деле важна практика – чтобы достичь успехов, необходимо тренироваться не только в детском саду, но и дома.
КАК?
ШАГ 1. Купите качественные детские ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. «Правильные» детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) – тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее.
С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми – они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше, если одно колечко будет круглое (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны.
ШАГ 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы – это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Вот основные правила безопасности использования ножниц:
♦ Ножницы нельзя брать без разрешения.
♦ Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
♦ Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
♦ Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться.
♦ Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.
♦ Ножницы нужно хранить ручками вверх.
♦ Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.
♦ Ножницами нельзя вырезать на ходу.
ШАГ 3. Как правильно держать ножницы?
1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колец ножниц.
2. Средний палец расположите внутри другого ножничного кольца.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе кольцо (снаружи). Если кольцо удлинённое, то можно поместить указательный палец в него, перед средним. По мере укрепления мышц руки, в связи с накоплением практики вырезания, сменой инструмента, указательный пальчик может занять другое место – расположиться с внешней стороны кольца (как описано выше в пункте 3).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь).
5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.
ШАГ 4. Что и как режем?
♦ В процессе приобщения к искусству вырезания используйте бумагу не очень толстую, но плотную, например, картон. Однако если картон будет слишком твёрдым, ребенку будет трудно резать его и это занятие быстро начнет раздражать малыша. Идеальная толщина картонных листов – как у обложки журнала.
♦ Позвольте малышу разрезать разные и необычные материалы. Такими являются не только бумага разных фактур, но и ткани, нитки, трубочки от напитков, листья с дерева, фольгу. Представьте себе, какой огромный запас новых тактильных впечатлений получит малыш в процессе такого упражнения.
♦ Не выбрасывайте бумажные нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках, аппликации.
♦ Как только ребёнок освоится с простым отрезанием кусочков бумаги от целого листа, начинайте ставить перед ним более сложные задачи. Например, попросите его нарезать полоски. Покажите ребёнку лист бумаги длиной 25 и шириной 2 сантиметра и предложите превратить его в макароны для куклы или деньги для игры в магазин.
♦ Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник и, наконец, круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок.
Желаем вам удачи и творческих идей!
Весёлых и полезных занятий с детьми!