оптимальный возраст и советы родителям
Рано или поздно перед родителями встает вопрос, как научить ребенка писать в горшок. Сложнее всего приходится мамам первенцев, которые не знают, с какого возраста нужно отказываться от подгузников и как это лучше сделать.
Тем, кто находится в такой же ситуации, стоит ознакомиться с советами педиатров и детских психологов.
С какого возраста можно начинать?
Представители старшего поколения рекомендуют делать это, начиная с 7-8 месяцев, когда ребенок уже умеет сидеть. Однако педиатры советуют приступать к обучению при формировании полноценного сознательного контроля над выделительной функцией (в 1,5-2 года).
Спешка в этом деле не только бесполезна, но и опасна. Настойчивость родителей может привести к тому, что у малыша выработается негативное отношение к горшку.
Дети 7-8 месяцев, справляющие нужду в отведенном для этого месте, руководствуются рефлексами (мама посадила на горшок, значит, нужно писать или какать). Однако задача родителей заключается в том, чтобы ребенок справлял нужду осознанно.
Признаки, которые свидетельствуют о готовности малыша пользоваться горшком:
- ребенок самостоятельно нагибается, садится на корточки и встает;
- хорошо понимает речь взрослых людей;
- произносит некоторые слова, может сказать о своих потребностях;
- поднимает с пола мелкие предметы и складывает их на места;
- чувствует дискомфорт в запачканном или мокром белье;
- после дневного сна остается сухим, не писается во время бодрствования около 2 часов.
Ребенок, будь то мальчик или девочка, должен научиться контролировать физиологические позывы. Появляется эта способность в разном возрасте к 1,5-3 годам. Поэтому Комаровский и другие педиатры советуют ориентироваться не на цифры, а на поведение малыша.
Этапы приучения
Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка писать в горшок.
Процесс достаточно простой, если поделить его на 3 этапа:
- подготовка;
- обучение;
- закрепление навыков.
Первый включает покупку горшка. Он должен быть удобным, функциональным, устойчивым (если ребенок хотя бы раз упадет с него, это отобьет желание пользоваться «опасным» предметом на несколько недель или даже месяцев).
Рекомендуется выбирать пластиковые модели, т. к. они являются менее холодными, чем керамические и железные. Девочкам подойдут горшки круглой формы, а мальчикам – имеющие в передней части специальную перегородку, выступ. Покупать изделия со световыми и музыкальными эффектами не рекомендуется, т. к. дети воспринимают их как игрушки.
Поставить горшок нужно в пределах досягаемости и видимости, например, на полу в детской комнате. Ребенок может изучить его, посидеть на нем. Задача родителей – рассказать малышу, для чего нужен этот предмет.
Во время второго этапа ребенок учится идентифицировать сигналы организма, говорить родителям о своих естественных потребностях, задерживать дефекацию и мочеиспускание, самостоятельно садиться на горшок и справлять там свои дела.
В первое время нужно внимательно следить за малышом (особенно после того, как он поел или попил) и сажать его на горшок тогда, когда это необходимо. Вначале ребенок может совершать ошибки, но ругать его за это не стоит.Через несколько недель или месяцев навык закрепляется, и малыш привыкает справлять свои дела в отведенном месте. Обычно это происходит к 2,5-3 годам. Чтобы ускорить процесс, необходимо хвалить ребенка во время обучения и поощрять каждый осознанный поход в туалет.
Через некоторое время можно перейти к нижнему белью. Мальчику можно сказать: «Если будешь ходить на горшок, станешь взрослым и сможешь носить трусы, как у папы». Девочку можно поощрить совместным походом за покупками.
Что делать, если малыш боится горшка?
Если ребенок боится горшка, лучше оставить попытки до тех пор, пока страх не уйдет. Не стоит настаивать на использовании горшка, т. к. это только усугубит ситуацию.
Страх возникает по следующим причинам:
- неспособность осознанно контролировать дефекацию и мочеиспускание;
- малыш не успел привыкнуть к новому предмету;
- некорректное поведение воспитателей в детском саду;
- запоры, наличие в подсознании связи между болью и дефекацией;
- чрезмерная требовательность родителей, отсутствие поддержки, лишение ребенка самостоятельности;
- застенчивость;
- собственные фантазии малыша.
Побороть страх поможет обучение в игровой форме. Родители могут «водить» на горшок любимые детские игрушки: «Вот медвежонок захотел писать, давай пойдем вместе с ним». Некоторые рассказывают сказки с таким посылом: горшочку грустно стоять без дела, он плачет, когда в него не какают и не писают.
Если страх вызван стеснительностью, стоит переставить изделие в укромное место, защищенное от посторонних глаз. Если ребенок страдает запорами, нужно показать его врачу и установить причину их появления.
Рекомендуется купить новый горшок (тот, который малыш выберет самостоятельно) и предложить ребенку познакомиться с ним – пощупать, перевернуть, посмотреть, из чего он сделан.
Советы родителям
Чтобы обучение прошло максимально успешно и быстро, стоит придерживаться следующих рекомендаций:
- приучать ребенка к горшку лучше в теплое время года;
- от памперсов желательно отказаться. Одежда должна быть такой, чтобы малыш мог легко снять ее в нужный момент;
- нельзя начинать процесс обучения, когда ребенок капризничает или болеет;
- нет смысла приучать малыша к горшку, если он протестует против этого – кричит, плачет, выгибается. Старания родителей в таком случае окажутся бессмысленными;
- высаживать на горшок нужно после сна и еды, а также до и после прогулки;
- если малыш сходил в туалет, стоит похвалить его и сказать: «Ты молодец. Видишь, как приятно ходить в чистых и сухих штанишках»;
- если обучение вызывает стойкое отторжение, нужно сделать перерыв. Каждому ребенку требуется разное время для того, чтобы привыкнуть к горшку. Ускорить процесс поможет покупка нового изделия или обучение в игровой форме.
Задача родителей – заинтересовать малыша процессом. Если ребенок отказывается ходить на горшок или совершает ошибки, нужно быть спокойным и терпеливым. Ни в коем случае нельзя наказывать и ругать его: агрессия родителей может стать причиной энуреза, хронических запоров и стойкого неприятия горшка.
Приучать малыша стоит постепенно. Родители могут рассказывать о детях, которые уже ходят на горшок и чувствуют себя как взрослые. Со временем ребенок начнет проявлять интерес к новому предмету и станет использовать его по назначению.
Видео по теме
О том, как научить ребенка писать в горшок, в видео:
Дети быстро учатся новому, но только в том случае, если они к этому готовы. Не стоит форсировать события и приучать к горшку с младенчества. Ребенок в возрасте 2 лет скорее освоит новый навык, чем годовалый малыш.
Как научить ребенка писать в горшок — Детишки и их проблемы
В России принято начинать приучение к горшку после года (а некоторые начинают процесс даже раньше). Есть ли смысл в раннем приучении, и на что нужно ориентироваться родителям?
Отучение от памперса — это путь от зависимости к самостоятельности, поэтому очень важно, чтобы ребенок был готов к этому процессу на трех уровнях:
Физически — детский мозг созрел для контроля над сфинктером. ребенок может сам снять и надеть трусы / штаны, сесть на горшок или залезть на унитаз по ступенькам;
Когнитивно — ребенок понимает и осознает, когда хочет писать и какать, и знает, что надо при этом делать.
Эмоционально — ребенок созрел для того, чтобы нести ответственность за отправления своих потребностей.
Родители, начинающие приучать ребенка к горшку в раннем детском возрасте, должны понимать, зачем они это делают. Если они хотят сэкономить на подгузниках или заботятся об экологии, то в отказе от «памперсов» есть смысл. В других случаях — нет. Ребенок до года и в год еще не может сам руководить процессом. Родители могут его выдрессировать, но писаться и какаться он все еще будет. И следить за тем, чтобы не было проколов, придется именно родителям.
Оптимальный возраст приучения к горшку — 2-3,5 года (важно ориентироваться на ребенка, это очень индивидуально). В это время дети, как правило, уже готовы сами следить за своими физическими потребностями и хотят быть «как большие».
Что вы думаете о высаживании младенцев? Насколько это правильно и нужно?
Единственное, что может дать маме высаживание младенца, — более тесную связь с ним. Мама приучается видеть и различать знаки, которые малыш подает прежде, чем покакать или пописать. Она более внимательна к его потребностям, лучше знает в какое время ее ребенок хочет в туалет. Когда мама должна пристально наблюдать за ребенком, она больше «настроена» на него. Но есть и ряд ограничений, с которыми придется столкнуться: прогулки в холодное время, высаживание в общественных местах, общественная жизнь матери.
С точки зрения приучения к горшку, в раннем
высаживании нет смысла, разве что ребенок будет лучше осознавать свои ощущения с этим связанные.
Возможно, тем, кто начинает раннее высаживание, будет легче впоследствии. В любом случае до 2 и более лет маме все равно придется следить за ребенком и контролировать процесс самостоятельно. Многие семьи, изначально настроенные на отказ от подгузников, впоследствии все-таки начинают надевать их на ребенка во время прогулок, походов в поликлинику или в другие общественные места, что в общем-то подтверждает факт: младенческое высаживание не работает.
Когда лучше приучать к горшку: зимой или летом? На что ориентироваться: на время года или на возраст?
Здесь нет твердых законов, но гораздо удобнее начинать процесс в теплое время года. Многие думают, что зимой, «благодаря» неприятным ощущениям от мокрых трусов, у ребенка будет больше мотивации не писаться. Но отрицательная мотивация не продвигает обучающие процессы, поэтому зимой лучше не начинать: холодно, можно застудить нежные места, больше мороки с переодеваниями, больше одежды. В теплое время года ребенок может часть времени бегать голышом, ему будет более понятно, что происходит с его телом. Процессы, скрытые памперсом, теперь будут на виду. А родители в какой-то мере могут сэкономить на стирке.
Ориентироваться надо, конечно, на ребенка. Иногда дети сами говорят: «Хочу писать, как большой», снимают подгузники и проколов у них нет. Это значит, что мозг дозрел, и уже неважно — зимой это происходит или летом. Но иногда случаются и фальстарты. Например, ребенок посмотрел в яслях на других детей и тоже захотел ходить без памперса. Но не может: постоянно писается и не доходит до горшка. В этом случае мотивация уменьшается, и малышу может быть неприятно. Родителям стоит отложить приучение к горшку на месяц-два. В этом нет ничего страшного. Ребенку нужно сказать: «Мы попробовали, но сейчас не получилось. Это не страшно, мы попробуем еще и все получится!». На промежуточном этапе помогут трусы-подгузники.
Но есть случаи, когда ребенок, снявший подгузники, может контролировать процесс, но ему лень. Вот тут маме и папе нужно мягко настоять на продолжении. Малыша нужно мотивировать: хвалить, рассказывать всем вслух, как хорошо он умеет ходить на горшок, поощрять (желательно нематериально, например, давать ему больше самостоятельности в других вопросах, чтобы он почувствовал выгоду быть «взрослым»).
Возраст играет роль, но смотреть нужно на ребенка и семью: насколько все готовы переключиться на другой ритм жизни и перейти к большей самостоятельности ребенка.
Статья о неумеющем пользоваться горшком трехлетке, опубликованная не так давно на нашем сайте, возмутила читателей. Есть ли крайний возраст, когда точно нужно снять памперсы ребенку (если не брать в расчет особые случаи проблем со здоровьем)?
Важно понимать, что вреда от подгузников как такового нет. В итоге все овладевают этой «наукой». Если у ребенка нет проблем, то подгузники, как правило, становятся не нужны в 2,5-3,5 года. Четырехлетки в памперсах — это скорее исключение, чем правило, и тут стоит искать причины, по которым ребенок все еще не контролирует свои отправления. Вред от долгого ношения подгузников в основном может быть эмоциональный и социальный: дети сравнивают себя с другими детьми и расстраиваются, если не могут доказать свою самостоятельность доступным способом. А умение контролировать свой организм и отвечать за процесс — это подтверждение самостоятельности. Родители должны это учитывать.
Какой должна быть тактика отучения от подгузников?
Я советую родителям относиться к приучению ребенка к горшку как к проекту, который требует времени и внимания. Если в семье есть что-то, что сильно отвлекает от этого занятия (много работы у родителей, какой-то стресс или что-то важное, что не позволяет полноценно уделять ребенку время), лучше перенести отучение от памперсов на месяц-другой. Важно понимать, что процесс принадлежит ребенку, отправление потребностей — это его контроль. При этом ему еще трудно руководить процессом, поэтому ответственность родителей — ему помогать и направлять.
Еще один совет: начать подготовку ребенка заранее. Возможно, показать малышу одного с родителем пола, как мама или папа писают. Посмотреть книжки («Макс и подгузник», «Макс и горшок», «Чик и Брики: Лужица», «Каю пора на горшок» и другие) или мультфильмы. Показать горшок, объяснить, для чего он нужен. Или отвести в туалет, где уже заранее подготовлено все для того, чтобы малышу было нестрашно и удобно (либо переходник на унитаз, либо сиденье с ручками и ступеньками). Обязательно поговорить с ребенком заранее о том, что ему предстоит. Обо всем говорить только позитивно, например, «ты у нас уже такой вырос большой, скоро будешь сам ходить в туалет, как мама\ папа\ старший брат или сестра». Можно также предложить ему сообщать, что он хочет писать или какать, еще до снятия памперса, чтобы он лучше осознавал свои ощущения..
Дальше необходимо понаблюдать за малышом 2-3 дня, отмечая, в какое примерно время ребенок какает и писает, после чего снять памперс. Для начала только в дневное время, в том числе и во время прогулок (может, за исключением длительных поездок поначалу). А вот на дневной и ночной сон подгузники нужно оставить, пока родители не заметят, что малыш все чаще просыпается сухой.
Родителям нужно следить за знаками, которые
подает ребенок, и проговаривать, что он чувствует. Наблюдение увеличивает шансы на удачные попытки и сильно повышает мотивацию ребенка.
Как следить за знаками? Например, если малыш уже «танцует» от желания сходить в туалет, но при этом отказывается, так как «не хочет», родитель должен:
— присесть перед ним, чтобы оказаться на уровне детских глаз;
— спросить: «Ты чувствуешь, как что-то давит на твой животик?»
— после утвердительного ответа сказать: «Когда ты так чувствуешь, значит, что ты хочешь писать. Побежали! Чем быстрее добежим, тем быстрее вернемся к игре!».
Родителям стоит ненавязчиво напоминать малышу о необходимости пописать перед мультфильмами, игрой, прогулкой или предложить покакать через некоторое время после еды. Это выработает в ребенку набор привычек и поможет обращать внимание на свои ощущения.
Но даже в этом случае родители должны быть готовы к отказу, потому что именно ребенок управляет своим организмом, а не взрослые. Так что малыш вполне может описаться, даже если ему незадолго перед этим предлагали сходить в туалет.
В таком случае его ни в коем случае не нужно ругать. Но и оставить без внимания этот факт нельзя (если сказать: «Ничего страшного!», то ребенок вполне продолжит так делать). Лучше всего подойти и назвать вещи своими именами: «Ты написал в штаны, это неприятно и тебе мокро. Теперь нам нужно прервать игру и поменять одежду!». Логическое последствие выбора может помочь ребенку в следующий раз согласиться с доводами родителя и прервать игру или просмотр мультфильма.
Когда этот этап начинает работать, то есть ребенок спокойно идет в туалет и у него всегда или почти всегда получается, важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться дальше, в сторону самостоятельности. Когда ребенок хочет писать или какать, нужно отвести его в туалет, оставить там и попросить позвать, когда закончит. На следующем этапе родители отводят только до половины пути, а дальше малыш идет сам. Дневная часть процесса окончена, когда ребенок сам идет в туалет, делает свои дела и зовет кого-то только для помощи в вытирании попы.
Ответственность родителя: напомнить ребенку
вовремя сходить в туалет, предупредить о последствиях и помочь поменять одежду (важно дать им максимальную самостоятельность и в этом), если малыш вовремя не сделал, что нужно.
Ответственность ребенка: пописать или покакать, осознавая свои желания.
Если ребенок 10 дней из двух недель просыпается в сухом подгузнике, значит, можно снимать памперс и на ночь.
Есть ли лайфхаки, которые помогут ребенку не бояться приучения к горшку?
Я советую до момента отучения от подгузников рассказать ребенку про процесс пищеварения на доступном ему языке. И лучше, как ни странно, делать это во время еды. Пока малыш ест, мама может комментировать его действия: «Вот сейчас твоя еда во рту, а затем она начнет путешествовать по организму. По трубочке пройдет в мешочек, а потом спустится ниже» и так далее. Успокойте ребенка, расскажите, что организм не выбрасывает ничего лишнего, все полезное остается в нем. А вот мусор — это и есть какашки. Дети иногда боятся того, что от них отделяется и падает какая-то часть. Если они будут понимать, что ничего важного не теряют, и это не от них самих отвалился кусок чего-то, страхов перед туалетом будет меньше.
Кроме того, можно придумать сказку или песенку, которая поможет малышу «приказать какашке выйти» и сходить в туалет. На первых порах это поможет ребенку понять, что именно он управляет процессом.
Обязательно хвалите ребенка за результат, а
еще давайте ему самому спускать воду.
Лучше, если горшок будет стоять в туалете или в ванной, не стоит высаживать ребенка перед телевизором или на кухне. И не сажайте его ждать результата. От сидения на унитазе по полчаса с мультфильмами только вред: ребенок перестает понимать, зачем сидит, а когда наконец начинает какать или писать, так увлечен мультфильмом, что не осознает, что делает. Кроме того, после каждой неудачной попытки интерес падает. Задача родителей не столько сохранить одежду сухой, сколько научить малыша понимать, что он делает, и управлять организмом.
Всем взрослым членам семьи и няне нужно договориться о последовательной реакции и общей для всех схеме приучения к горшку.
Что лучше: горшок или унитаз?
Плюсы горшка в том, что он маленький. Ребенок не чувствует себя неуютно. От него ничего не отваливается с плеском и не уходит в никуда. С другой стороны, привыкший к горшку ребенок обрекает родителей еще как минимум полгода везде носить этот предмет с собой.
Унитаз, оборудованный специальными приспособлениями, удобнее в техническом плане: ничего лишнего не нужно убирать и мыть. Но смотреть нужно все равно на ребенка: как ему комфортнее. К тому же приучение к унитазу в обход горшка экономит время приучения к туалету после горшка.
Как родителям сохранять спокойствие во время приучения ребенка к туалету, если проколы случаются слишком часто?
Родителям тоже нужно подготовиться. Если один из родителей слишком брезглив, значит, что задача снять с ребенка памперс должна перейти к другому. Дети очень чувствительны, они считывают родительские эмоции и могут начать относиться к процессу настороженно. Кроме того, они могут очень быстро понять, что это легкий способ «управлять родителями», а это весьма нежелательно.
Обязательно нужно подготовить дом: убрать ковры, которые жалко испортить. Застелить клеенками диваны, положить специальную простынь в детскую (а иногда и во взрослую) кровать.
Купить детскую одежду, которую легко надевать и снимать, чтобы при постоянной смене белья не раздражаться на процесс.
Не реагировать на все мгновенно (мы не в реанимации). Подышать глубоко и переключиться на что-нибудь другое: описанные штаны, вполне возможно, не будут так сильно раздражать через минуту.
Помнить о том, что все проколы, неудачи — только уроки, трудности, которые необходимо пережить, чтобы чему-то научиться.
Помнить о том, что дети делают все не назло родителям. Это просто с ними происходит, надо дать время и терпеливо обучать. Например, поначалу у детей еще нет опыта, и они могут неправильно рассчитать время, которое у них есть, чтобы добежать до туалета от момента, когда уже сильно хочется писать. Тогда они просто застывают на месте и писают, потому что понимают, что уже не успеть. В таких случаях нужно спокойно объяснить, что именно произошло и как успеть в следующий раз, подчеркивая более выгодный выбор. Постепенно дети научатся слышать свое тело и выберут поведение, которое приведет к успешной попытке.
Помнить, что это не навсегда.
Что делать, если ребенок противится приучению, демонстративно не хочет садиться на горшок или в идти в туалет?
Хвалите ребенка. Чем больше удачных попыток он сделает, тем быстрее семья придет к желаемому результату. Но если все сделано правильно, а ребенок все равно противится, нужно искать причину. Возможно, родители «пережали» или «недожали» в смысле контроля. Родителям нужно помнить, что еда, сон и горшок — это три вещи, которые они не могут делать за детей, а дети чувствуют ассоциативную связь родительского настроения с тем, покакали они или нет, сыты или голодны. Доктор Карлос Гонзалес писал: «Одно из редко упоминающихся, но тем не менее повсеместно признаваемых прав человека — право испражняться, когда нам этого хочется». Поэтому иногда надо просто вспомнить об этом и отпустить ситуацию. Ребенок может не садиться на горшок, потому что мама показывает, насколько ей это важно. Не специально, но дети могут контролировать таким образом всю семью. В этом случае, скорее всего, малышу нужно больше выбора и самостоятельности в чем-то другом, больше контроля над своей жизнью. И главное — сохранять спокойствие.
Очень важно, чтобы процесс не вызывал отрицательных эмоций, ведь речь идет о контроле вообще, а не только над работой соответствующих отверстий — контроле над чувствами, над эмоциями, над поведением. Неудачно начавшееся приучение к горшку может спровоцировать на физическом уровне проблемы с недержанием или, наоборот, запоры; а на эмоциональном — вызвать излишнюю импульсивность или чрезмерную сдержанность, притормозить развитие самостоятельности и повредить самооценке и уверенности в себе.
Детям нужна стабильность и уверенность в спокойных заботливых взрослых рядом. Тогда все получается!
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Source: chips-journal.ru
Как научить ребенка писать в горшок? — Малинка
10 сентября 2014| Яна|
Как научить ребенка писать в горшок?
Каждые родители по достижению их малышом определенного возраста сталкиваются с проблемой, как научить ребенка писать в горшок. Есть детки, которые осваивают эту нехитрую процедуру уже в 10-12 месяцев, а есть те, кто до 2-х лет и даже дольше продолжают писать в памперсы и никак не хотят воспринимать горшок.
Когда начинать приучать ребенка к горшку?
Большинство педиатров сходятся во мнении, что 10-12 месяцев – это уже достаточный возраст для того, чтобы начинать вводить в обиход ребенка горшок и постепенно отучать от памперсов. Есть конечно и те, кто придерживается мнения, что всему свое время и торопить малыша не стоит – как захочет, сам начнет проситься.
Мы рекомендуем начинать приучать малыша писать и какать в горшок уже после года, когда он может спокойно сидеть без посторонней помощи и уже многое понимает. Если по какой-то причине он наотрез отказывается это делать, сделайте перерыв на пару месяцев, а затем попробуйте вновь. Если вы немного затянули и ребенку уже 2 года или даже больше, а он до сих пор не ходит в горшок, то ничего страшного. Все детки индивидуальны и все поправимо, начните приучать его прямо сейчас, и вы вскоре наверстаете упущенное.
Определить, готов ли ребенок ходить на горшок, можно по его поведению. Например, если он уже хорошо и уверенно сидит без посторонней поддержки или присаживается на корточки, когда собирается в туалет, то время пришло.
Как научить малыша ходить в горшок?
Современные достижения облегчили мамам даже эту задачу. Если раньше горшки были почти без рисунков, исключительно металлическими или эмалированными, на которые холодно садиться, то сейчас детские горшочки похожи на красивые игрушки и сделаны в основном из пластмассы, которая совсем не холодная. Бывают музыкальные горшки, те, которые меняют свой цвет, как только малыш сделал свое дело, в форме машинок, лошадок, утят и даже королевских тронов. О том, какие бывают горшки и как их выбирать, можно почитать подробнее по этой ссылке. Но даже если у вас нет возможности прикупить что-то из таких новинок, можно украсить обычный пластиковый горшок. Наклейте на него яркий рисунок любимого мультяшного героя, или вырежьте кучу блестящих звездочек из фольги и расклейте их. Это можно делать вместе с ребенком, чтобы лучше познакомить его с «новым другом». Все психологи рекомендуют любое обучение детей, в том числе и приучение к горшку, проводить в форме игры, не настаивать, не ругать, а пытаться заинтересовать. Можно устроить игру с куклами, показав, как они «ходят на горшочек».
Для начала нужно, чтобы ребенок смог уловить связь между своим писанием-каканием и горшком. Для этого каждый раз, когда вы замечаете, что он собрался сделать свои дела, тут же доставайте горшок и присаживайте его туда, приговаривая всем известное «пис-пис-пис». Если не успели, и малыш описался – ничего страшного, все равно посадите его хотя бы на 10-15 секунд, обязательно приговаривая, что писать теперь нужно в горшочек и что так делают все детки.
Заметить, что малыш захотел в туалет, очень просто – достаточно внимательно наблюдать. Обычно у него меняется настроение, он может теребить или спускать штанишки, издавать какой-то определенный звук или произносить определенное слово и т.д. У каждого дитя свои признаки. Если постоянно делать так, то вскоре ребенок уловит: когда он хочет писать – мама сразу достает горшочек и усаживает на него, и тогда каждый раз при желании в туалет он уже будет сам вспоминать про этот волшебный атрибут.
Девочку приучают писать на горшке сидя, мальчиков можно сидя, а можно стоя, в зависимости от возраста. Кстати, на мальчуганов хороший эффект дает поход в туалет вместе с папой для примера. Важно, чтобы приучение проходило без слез и криков. Нельзя ругать ребенка, если он сделал свои дела мимо и пока не может усвоить такую простую, казалось бы, процедуру. Это только породит обратный рефлекс, и ребенок начнет бояться горшка и делать свои дела втихаря от вас где-нибудь мимо.
Обычно ребенок в нужный момент сам начинает бежать в поисках горшочка, если носит не памперсы, а, например, обычные трусики или подгузники, которые сразу становятся мокрыми и липкими, если описаться. Несколько раз описавшись и поняв это неприятное чувство, ребенок будет перед туалетом сам стягивать штанишки и тут уже важно подоспеть с горшком. Ношение памперсов немного затрудняет приучение к горшку, так как ребенок не чувствует дискомфорта, если пописает в них, ведь все также остается сухо.
Так как научить ребенка писать в горшок не сложно, на это обычно требуется 1-2 недели, иногда месяц. Бывает, что дитя наотрез отказывается, значит, нужно подождать еще немножко, возможно, время пока не пришло. Помните, что все индивидуальны и если у кого-то сынок или дочка уже в 6-8 месяцев делали свои дела в нужное место, то это не значит, что все должны быть такими же. У каждого свое время для этого. Будьте терпеливы и не ругайте своего малыша, тогда все обязательно получится!
Навигация по записям
Легкая дорога к горшку без памперсов или Как я мучилась с высаживанием))) — запись пользователя Anna (id1943239) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Дорога к горшку
Я изучала большое количество форумов и статей (дочка почти всегда спала на руках). Мне попадалось много шокирующих меня историй, я категорически не хотела такого для себя и своего ребенка. Причем негативные истории не надо было искать, их полно. Я окончательно убедилась в том, о чем догадывалась - памперсы хороши только в рекламе. Итак, «ужасы нашего городка»:
1. 1. Как обычно пишут, «памперсное» детство проходит без осложнений. Примерно в два года ребенок отказывается от подгузника и сам садится на горшок в тот же день. Сейчас для меня это сомнительно, но в 2015 я еще могла в это поверить. Но не поверила, потому что полно случаев, когда ребенок в три года не может какать никуда, кроме памперса и непременно стоя, усадить нереально. Плачет, терпит несколько часов или суток, над ним плачет мама, говорит, что памперсов нет, и в магазине нет и нигде, но снова сдается и надевает. Другие мамы и даже доктора в этом случае говорят, ребенок «не дозрел». Но позвольте, как это не дозрел? Почему-то в нашем детстве все к трем годам дозревали (да ну к каким трем?)))), а сейчас нет? Ребенок такой нежный и ранимый, что боится собственных какашек?))) А чего их бояться, кто их раньше боялся?))))
Хорошо, мне писали, что такой номер может случиться, даже если ребенок носил штаны, а не памперс. Сомнительно, ну пускай 1 на миллион. А с памперсами статистика гораздо круче… Нет, однозначно, даже малейшая вероятность, что такое случится с моим ребенком, меня не устроит.
2. 2. Не секрет, что многие дети годика в полтора-два сами снимают с себя памперс и какают и писают, где придется, пока мама не видит, либо утром приносят добро маме в постель. Ну соответственно тут уж что пострадает - ковер, диван, подушки, игрушки, мамины нервы… Это из начитанного. А из реального:
Соседка-подружка по даче на полтора года младше моей. Было ей в прошлом году 1,7-1,11 летом значит. Если сравнить такой же возраст моей дочери, то разница была очевидна. Ухаживал за ней дедушка по мере сил. Кусал локти по поводу горшка. Какала она раз 8 в день (ягоды, яблочки с участка, моя тоже))))). Из-за привычки снимать некстати памперс, каюсь, я не пускала ее в дом((( Естественно, такое поведение не для моего ребенка.
3. 3. Собственно грязная попа (очень грязная попа) после памперса или очень грязные штаны при отсутствии оного. Я даже не думала, что этого можно избежать, оказалось, можно.
4. В продолжение грязной попы. У меня дочка, соответственно, по своему разумению (возможно ошибочному) я предполагаю, что «добро» может попасть, куда не следует… Что там у нас из начитанного? Синехии, заращение, операция, разрывание наживую (реальная история), гормональные мази. О нет, ни за что!
Из реального: как-то раз на прогулке девочка 2,5 годика покакала в памперс (родители-чехи, временно проживали), поиграла и поездила на беговеле. Н-да…
Сюда же многоразовый подгузник. Я думала их купить, но увидев на картинке нечто размером больше самого ребенка, на огромных кнопках, я снова сказала нет. Плюс парниковый эффект. Возможно, я не видела хороших многоразовых, я это допускаю.
5. 4. Наблюдая за дочкой, еще полуторамесячной, я заметила, что какание дается с трудом. (Блин, ну как я сразу не догадалась, что какать лежа неудобно!) В моем воображении уже маячило из начитанного: газоотводная трубочка, градусник в попу, ор, слезы мамы, выковыривание какашек из попы. Слава богу, ничего из этого не случилось.
6. 5. Скажите мне честно, как взять анализы у памперсного ребенка? Нет, не в два-три месяца, а когда уже ползает и ходит? Надо говорить про просрочивание сроков, ухищрения с водой, едой, мочеприемниками, которые отклеиваются, ор, тонны нервов часами, а «как только наденешь памперс, он писает!»? Взять анализ у высаживаемого ребенка - пара пустяков в любом возрасте.
7. 6. Экономия памперсов. Не надо «фу», актуально для многих, для гораздо большего числа родителей, чем можно себе представить. К тому же у детей часто (ну может не у всех часто, но бывает) расстройство желудка. Также есть противопоказание к ношению памперсов - высокая температура (некоторые это противопоказание игнорируют). Встает дилемма: зарплату на памперсы или зарплату на химчистку мебели и уборку квартиры (самый жесткий вариант в активно ползающем-ходячем возрасте).
8. 7. Экология. В 2015 я еще не была настолько сознательна в этом вопросе, как сейчас, но все же меня слегка передергивало.
9. 8. Собственно «приучение к горшку». Из начитанного: сопли-вопли не желающего садиться на горшок двухлетнего ребенка, нервы мамы, пытающейся усадить, неделя без памперса (зона поражения - вся квартира, см. п.7), мама, писающая в горшок, куклы, писающие в горшок, советы «знающих» как под копирку «отстать от ребенка, дозреет, сам пойдет» и… снова надетый памперс! Хорошо, отстать можно. Для меня был актуален вопрос - до какого возраста? «Дозревать» лет до трех и более меня не устраивало ни в какой мере. Тогда нависало насилие над ребенком. Нет, не смогу. В воображении маячил п.1…
Что же делать? А что там пишут? Реально, я полезла искать, как сэкономить на памперсах, честно, потому что не ожидала большего))) Конечно, я понимала, как - пеленки, штанишки, но было неохота. Ну ладно - писать, а какать?.. А вдруг есть кто-то умный?))) И внезапно… Нет, правда, я очень благодарна тому человеку, который первый выложил в сеть информацию о высаживании. Очень благодарна, желаю ему и его семье благополучия и процветания во всем.
Я даже не думала, что есть очень легкий и незатратный (в том числе и нервных клеток) способ!
Итак, основной инструмент - это тазик. Небольшой, компактный, удобный. Как раз такой у нас и был)))) Но как? Я не представляла - ловить, держать… Когда, в какое время?.. Ребенку ведь всего два месяца! Оказалось, все гораздо проще. Держать во время еды.
Да, во время еды часто случались дела. Я даже убрала памперсы на время еды, т.к. это были просто деньги на ветер))) Пыталась приспособить одноразовую пеленку, но было неудобно и мне и дочке (потом я поняла, почему дети перестают какать во время еды месяцев в шесть - потому что их сажают на стул, об этом позже). Мыть, опять же, приходилось внушительную площадь попы, балансируя с малышкой под краном. И тут такое простое решение! Дальнейшие мои действия были очевидны))) Как очевидно и то, что в них не было никакого напряга. Скорее всего мне было так удобно, потому что было ИВ. Но делают так и при ГВ. Я продолжала делать так и при введении прикорма)))
Бонусы:
а) вылить тазик - это просто и экологично, помыть почти чистую попу легко и приятно, про практическое отсутствие стирки именно испачканного белья я даже и не говорю))
б) вдруг куда-то исчезли «колики». В два месяца))))
в) никакого насилия при пресловутом приучении к горшку в дальнейшем! Все было настолько легко и классно, что превзошло все мои ожидания.
г) понос, температура - это состояния, которые скорее всего не предполагают ношения памперса. Никаких проблем, больной ребенок с полутора лет (иногда и раньше) отлично просится.
д) анализы! Вместо тазика можно подставить любую емкость, ребенок не будет против)) Если время выбрано неурочное (ну мало ли, несильно хочет))), дать выпить водички (грудь, смесь), и усё будет.
е) напишу сюда лично наше: писать я легко пересадила на горшок в год и пять, получился игровой момент с выливанием горшка)), попросила пописать и вылить (никакую воду и кукол я не использовала), первый раз я помогла, второй раз она сама)) С тех пор так и повелось))) Выливала она с недельку, потом пришлось выливать мне, ну иногда царевна снисходила до этого, бывало))) Какала в тазик почти до двух с половиной, конечно уже не во время еды. Этот вопрос отпал сам, примерно в год и четыре или чуть раньше я кормила, как все, в стульчике, без штанов на одноразовой пеленке. Дочка с удивлением писала под себя, если хотела какать, просилась, мы шли на тазик, потом продолжали еду. Так было недолго, вскоре ходить под себя во время еды она перестала. Малышка с полутора до двух с половиной лет тащила тазик мне сама, напрочь отказываясь в горшок (ешкин кот, а если б она так же привыкла к памперсу??) Я была не против, ну не в штаны же))) Недовольствовал муж (не знаю, почему, бурчал))), ему тоже приходилось держать над тазиком))) Недовольство достигло апогея во время ротавируса. Меня не было дома, муж насильно усадил дочку на горшок. Деваться некуда, все сделала))) Вечером со мной - опять тазик, и утром. Вечером следующего дня под грозным взглядом папы - горшок. Потом на тазик сказала «не надо». Всё.
ж) еще личного: как я уже упоминала, дочка днем спала на руках, переложить было практически нереально, через 20 минут просыпалась. Самая жесть началась в 4 месяца. До этого спала в памперсе более-менее. Раз уж я все равно сижу, как истукан, я решила попробовать подставлять тазик во время сна на руках. Определить было легко - дочка начинала сильно ворочаться. Прекрасно получилось.
з) я поставлю в плюсы высаживания неподдельный интерес, который оно у меня вызывало. Особенно примерно в 8-15 месяцев. Я видела, как ребенок изучает, как теряет интерес к изучению, озвучивает во время процесса, озвучивает и ждёт))), делает это в разных позах - сидя, стоя, лежа на животе!
Раз уж сказала «А», нужно было говорить «Б». Итак, правила высаживания (это кроме еды):
1. 1. Культура туалета. Всегда высаживать (держать над тазиком) до и после прогулки, до сна и после. Если на прогулку или сон надеваем памперс, высаживаем до надевания и сразу после снятия независимо от того полный или пустой. Озвучиваем пись-пись, ка-ка, это понятно. В процессе я еще комментировала, что Танюша делает - писает или какает. В год она озвучивала уже сама))
Если результата нет - ничего, отпускаем)))
2. 2. Часто можно встретить советы высаживать после еды. Мне было очевидно, что это лишнее, ведь я высаживала во время еды, а в дальнейшем этот совет отпадает вовсе, т.к. ребенок в полтора года отлично просится.
3. 3. У мамы есть право высадить по требованию. Это когда вы, например, куда-то идете, и по логике вещей ребенок вот-вот должен сходить в туалет (давно не ходил). Пока совсем грудничок, Вы просто следуете п.1 правил, но с возрастом это право приобретает актуальность. Ребенок может упрямиться. Бывает период (это 5-12 примерно месяцев (может чуть больше)), когда ребенок хочет делать это сам. Он хочет изучать. Возможность изучения нужно давать, ребенок должен пройти этот этап, он его скорее всего (не берем здесь идеальных детей, которые в один день снимают памперс и садятся на горшок, вероятность того, что именно Ваш такой, невелика) пройдет в два и больше года (см. п.2 «ужасов»), но лучше дать этому свершиться до года (объемы не те))). Здесь добавлю от себя - я, кажется, поняла откуда «страх какашек»))
Ок, хочешь сам - у тебя будет такая возможность, сколько угодно времени, но сейчас мы идем гулять, и будь любезен, сделай то, о чем я прошу. Маленькие секреты: дать попить водички, соску или опустить ручку ребенка в емкость с водой. Если сильно упрямится, ладно, настаивать не будем, но не стоит забывать, что это и элемент воспитания тоже.
Для чего это нужно? Я оценила практическую пользу, лишь когда услышала рассказ знакомой мамы о сборах на прогулку. 2годика, 3месяца, они уже давно без памперса (девочка сообразительная, лето без памперса), сборы, комбинезон (на дворе осень), «писать хочешь?», «неть», захотела тут же на лестнице! Дальнейшее все представляют. У нас не было такого никогда.
4. 4. Раз уж мы решились на такое дело))), нужно подумать о мебели. Ведь ребенок начинает ползать в 5 месяцев (я не ошибаюсь?), ну по крайней мере по кровати уж точно, а переворачивается и писает на животике он уже давно. Кровать придется застелить клеенкой под покрывало или простынь. Я купила штору для ванной. Она не очень хороша тем, что протирается на складках и рвется. Я заклеивала скотчем. Возможно, есть материалы получше, на втором диване мы использовали большой кусок искусственной кожи, остаток от работы. Да, это неудобно, смеяться можно, пожалуйста, но мы помним о п.2 «ужасов» и делаем все, чтобы эти ужасы не стали реальностью.
Во-первых, объем в год не равно объему в два и больше, а во-вторых в два клеенки на мебели нам больше не понадобятся, как и памперс.
5. 5. Когда ребенок переходит на пол, ребенок в своем праве))) Штанишки, либо их отсутствие (лучше) и вперед. Во-первых, покаки почти все у нас в тазике, а пописы, ну что пописы - мелочи жизни, ИМХО, да и объемы маленькие, пускай играется, скоро надоест))) А во-вторых мама помнит свои права и высаживает на сон, на прогулку и после. Можно высаживать в любое время, когда Вам просто захочется иметь меньше описаных штанов))
6. 6. Ребенок научился залезать на диван. На диване, конечно, клеенка, но приучение к порядку и воспитательный момент прежде всего! Можно легко научить не писать на диван. Когда только начинает писать, нужно озвучить, чего делать нельзя и ссадить с дивана на пол. Моей дочке хватило пары раз, было в год.
Таким же образом можно объяснить, что нельзя писать у Вас на руках, это еще раньше, некоторые так делают с рождения, гуляют в слинге без памперса. Ребенок терпит, либо начинает сильно возиться, если невтерпеж, мама понимает и высаживает. В процессе обучения ссаживаем конечно не на пол, а просто откладываем с рук.
Почему я отказалась от памперса на ночь? Ну Вы уже поняли, почему)))) Опять же из начитанного:
1. 1. Со временем ночной памперс у многих детей протекает. Смысл в нем теряется, а ребенок еще «не дозрел».
2. 2. Некоторые дети (таких мало) не дают надевать на себя памперс на ночь либо стаскивают его с себя еще до засыпания.
3. 3. Некоторые дети имеют проблемы с ночным писанием (я намеренно не употребляю слово «недержание») до 5 и более лет, а многие - до трёх, четырёх. Для меня это было сомнительной перспективой.
4. 4. Многие дети плачут и возятся ночью из-за того, что хотят в туалет. Мне попалась именно такая дочка! Я задавала вопрос на тематическом форуме, мне ответили люди, которые зарабатывают на консультациях по высаживанию, что тут памперс-не памперс, а вставать будешь. Многие мамы так и встают, не понимая в чем дело, ну почему же он плачет!
Отказ от ночного памперса - это просто))) Это ночь в движении)) Тут уж как повезет: многие высаживаемые дети начинают терпеть уже до года или в крайнем случае переходят на один раз. Мне не повезло)))) но я не жалею! Сейчас в 3,9 она писает ночью один раз. Всегда на ночь пьет прилично. Высаживает ночью давно муж, я сдулась)))) Его это не напрягает.
Еще немного про «дозревание». По моему скромному мнению это понятие ввел популярный доктор Комаровский или подобные ему доктора. Дети не тупые, чтобы «дозревать» до горшка в два с половиной года. Стоп! Когда-то упомянутый доктор говорил про «возраст дозревания» полтора года! Сейчас говорится уже про два с половиной! В том числе и на форумах. Перспектива понятна?
Про голую попу на полу. У доктора Комаровского такие зверские методы закаливания, что голая попа на полу при наличии отопления - детский лепет. На самом деле - это прекрасное мягкое закаливание, укрепляющее иммунитет ребенка.
И моё личное наблюдение, убедившее меня в негативном влиянии памперса на детей. Когда дочка освоила горшок в части пописов (в год и пять), я использовала памперс на прогулку. Было начало холодной осени (писать на улице у нас нельзя с сентября по апрель - холодно). Памперс первое время оставался сухой. Все по правилам - высаживание до и после прогулки. Если дочка хотела писать на улице, она просилась, мы шли домой, но иногда пойти домой возможности не было. В один прекрасный день она написала в памперс и… стала делать это почти постоянно! Ничего мне не говоря. Уходило два памперса в день - две прогулки, иногда один. Высаживание до и после прогулки никто не отменял, горшок без косяков, но… Я молча дожидалась тепла. Когда тепло пришло, хватило пары раз мокрых штанишек! С каким же удивлением дочка их разглядывала))) Было около двух лет, снова начала проситься на улице. В следующий холодный сезон (в два с половиной года) я легко смогла объяснить, что писать на улице теперь нельзя. Проколы были, когда видимо было невтерпеж, но это были не насквозь мокрые штаны, а чуть-чуть мокрые))
Я постаралась осветить все нюансы. На вопросы отвечу. Всем удачи!
Ребенок не хочет писать-какать в горшок! Что делать?
Ребенок, с которого только что сняли подгузник, с удивлением смотрит на водичку, текущую у него между ног, вызывает у родителей умиление и восторг: «Вот как вырос наш малыш, уже и «памперс» с него сняли, скоро на горшочек будет садиться, а там, глядишь, и на унитаз — вот время летит», умиляются взрослые. Однако сам малыш может быть иного мнения по вопросу садиться ли ему писать-какать на горшок или делать свои дела в более интересные места.
Как это бывает?
Много информации можно найти в специализированных журналах и в интернете на тему того, как приучить ребенка к горшку. Изучив все очень внимательно, мамы часто морально готовы к тому, что их ребенок психологически «созреет» к осознанному пониманию и восприятия горшка к двум годам. И если до этого возраста знакомство с горшком было более менее нерегулярным и откладывалось, если у ребенка не получалось попроситься снять штанишки и сесть на горшок, то после двух мама уже точно знает (ведь написано же в умных журналах и сайтах!) «Пора!»
Хорошо, когда все получается «как по писанному», показали малышу горшок, показали, что писать нужно туда, и он спокойно и без возражений, ну может быть несколько раз ошибившись, принял, что писать и какать нужно на горшок или в унитаз.
Несколько более сложный вариант, когда что-то не получается или ребенок не понимает, что от него хотят. Творческие родители могут придумать интересную игру с призами и подарками, мотивирующие сына или дочь на то, чтобы писать в горшочек, и какать тоже. Можно купить интересный горшочек, писать в ванну или смывать самому — все это может приучить ребенка рано или поздно писать-какать в специально отведенное для этого место.
Бывает и третий вариант. Когда ребенок уже давно перерос свой двухлетний возраст, но к нему никак не приходит устойчивое желание писать-какать в горшок или унитаз, несмотря на то, что использовано множество способов, игр, подарков, слов. Малыша ругали, наказывали, объясняли, он стирает сам свои испачканные штанишки и вытирает мочу или какашки — все бесполезно. У родителей может возникнуть мысль, что за все это время, что они вложили в то, чтобы добиться от своей детки писать-какать в специально отведенное для этого место даже самое глупое животное давно этому научилось бы. И видно, что ребенок прекрасно понимает и знает, что от него хотят и как это делать, но он НЕ ХОЧЕТ писать-какать на горшок и отстаивает это свое право с отчаянным упорством, даже понимая (или понимая), что ему оно очень вредит.
Если родители не воспринимают нежелание малыша садиться на горшок или унитаз как намеренно вредное или злое, то очень быстро мама понимает, что есть веская причина почему у ребенка не может сформироваться условный (привитый) рефлекс писать и какать в специально отведенное для этого место. Возможно ребенок тяжело болел или перенес сильный стресс или что-то еще и эта причина всегда присутствует в жизни ребенка, если он долго не может освоить и понять, что все люди ходят в туалет и не писают и какают где попало. Неумение и нежелание делать это является симптомом чего-то другого, что было или есть в жизни малыша. Это понимание, что проблема – не ребенок, который не хочет, а у ребенка, который не может сделать то, что от него просят, может помочь семье и малышу преодолеть этот кризис, который кстати говоря, может затянуться не на один месяц и даже год.
Что делать?
Самое главное правило: быть на стороне ребенка!
Это правило помогает преодолевать любые детские кризисы, проблемы, сложности в любом возрасте и состоянии. Без этого главного правила не действуют все остальные рекомендации и приемы или действуют не так эффективно, как могли бы. В действительности легко сказать: «Я на стороне своего ребенка!», но трудно делать. Не в какой-то один момент, а каждый день, каждую секунду, каждый миг жизни и на протяжении всей жизни. Когда малыш не слушается, не понимает, что ему говорят, когда он делает все по-своему, не так как можно и нужно. Когда мама устала, когда накатывает злость и раздражительность. Но лишь через это правило проявляется безусловная любовь родителей к своему ребенку. Оно одно может изменять очень многое, если не все. «Быть на стороне ребенка» означает давать и себе и своему ребенку быть таким какие мы есть. Не идеальными и совершенными, которых и в природе не существует, а обычными людьми со своими особенностями, слабостями и сильными сторонами своей личности.
Правило желательное: быть всей семьей на стороне ребенка!
Мама может сколько угодно понимать истинные причины нежелания ребенка осваивать горшок. Но если она не перетянет на свою сторону понимания всех остальных родственников, которые общаются с ребенком, не расскажет почему так происходит, не научит их правильно реагировать на несдержанность малыша, то процесс выхода из этой ситуации может стать болезненным для всех и затянуться надолго.
Когда мама и/или вся семья на стороне ребенка, то это чувствуют окружающие люди и уже много проще договориться с другими людьми, которые смотрят за ребенком (няней, воспитателем в детском саду), чтобы они не фиксировали негативное внимание на том, что у малыша не получается сделать.
Правило очевидное: свет клином не сошелся на этой проблеме.
Хорошо бы всем участникам действия расслабиться, забыть, отпустить, позволить быть этому и не переживать и тогда все может очень быстро измениться 🙂 Сильное и страстное желание осуществить что-либо является первейшим препятствием для достижения этого желания. И не стоит забывать, что, абсолютно каждый ребенок к своей собственной свадьбе умеет писать-какая в унитаз…
Также, мама может взять на заметку и другие возможные способы, которые могут помочь преодолеть нежелание ребёнка проситься какать-писать в горшок:
Привлечь знающих людей.
Детский психолог, врач-гомеопат — вот специалисты, которые могут помочь маме и ее малышу разобраться и решить эту проблему. Профессионал по решению детских проблем всегда понимает, что нежелание ребёнка ходить на горшок или унитаз — это вершина айсберга, следствие, а не причина. Ребенок всем своим существом хочет быть хорошим для своих родителей. И если малыш делает что-то, что взрослые воспринимают как «плохо», то на это всегда существуют веские основания. Если специалист сможет разобраться, что скрывается за несдержанностью ребенка и грамотно поработает с этим – нежелание писать-какать где попало у малыша отвалится само собой.
Работать с ребенком самостоятельно или совместно со специалистом.
Если мама выбирает способ самостоятельно разбираться с этим вопросом, то для начала стоит понять не является ли такое поведение ребенка протестом против чего-либо. Иногда взрослые так строго регламентируют жизнь малыша, что не оставляют ему место для его собственного Я, его спонтанности и возможности выражать и проявлять себя так, как ему хочется. И у взрослеющего человечка не остается ничего, кроме выделительных функций и приема пищи, чем он реально может управлять и протестовать против существующего (иногда, почти тюремного) режима его жизни. Любой протест означает, что у человека, который его выражает, не зависимо от возраста, возможности и желание не соответствуют тому, что позволяется и разрешается им самим, взрослыми, системой. Остановить протестное поведение у ребенка могут, очевидно, только взрослые (иногда совместно с детским психологом) через расширение зоны возможностей и прав в семье маленького человека.
Если фактор протеста исключен или проработан, то есть два полярных способа с помощью которых мама может добиться от ребенка желаемого:
Через заперт
Самое плохое, что могут сделать для своего ребенка родители — это заставлять его любыми способами ходить на горшок. Делать клизмы, силой удерживать на унитазе, наказывать за то, что снова лужа в неположенном месте, кричать на ребенка. В этом случае легко может возникнуть то, что психологи называют «война за горшок». Как известно, если начинаются любые военные действия — проигрывают все. Применяя этот способ, родители могут нанести ребенку сильнейшие психологические травмы. И тогда уже точно придется прибегать к помощи специалистов, но уже для того, чтобы исправлять те проблемы, которые возникли у ребенка в результате «войны за горшок».
Родители могут формировать запрет через навязывание ребенку чувства стыда за то, что он не писает-какает, где ему говорят взрослые. Чувство стыда формирует травму мазохиста, которая в свою очередь отображается на теле в виде большого количества жира. Подробно об этом можно почитать в книге Лиз Бурбо «Пять травм…».
Через разрешение
Самое хорошее, что могут сделать для ребенка родители — это разрешить ему писать и какать так как он хочет, но при этом активно показывать ему как это делают они сами. В ребенке так сильно стремление подражать и делать так как взрослые, что через этот инстинкт ребенок сам придет к тому, чтобы писать и какать в специально отведенное место. Мама может также словами или поведением показывать малышу, как неудобно в бытовом смысле, когда писают и какают где попало: можно поскользнуться, упасть и больно удариться, можно испачкать ковровое покрытие и тогда его придется стирать.
Когда родители позволяют и разрешают ребенку иметь свою уникальность не только в «хорошем» обывательском смысле — знать буквы в три года, рассказывать стихотворения наизусть, петь песенки перед гостями, но и «плохом» смысле, в частности не писать-какать на горшок, то у ребенка не возникает фиксация на этом «плохом», не появляется желание удерживать его, чтобы управлять и манипулировать взрослыми. Способ «разрешение» труден и часто даже невозможен для тех, кто сам вырос в семье, построенной на системе запретов и наказаний. Это трудно еще и потому, что у взрослого возникает ощущение несправедливости, почему его, взрослого, в своем время жестко пресекали по любому поводу, а его ребенку должно все прощаться и разрешаться.
Хочется закончить эту тему каким-нибудь позитивным абзацем типа “все обязательно получится” или “все просто, надо лишь правильно сделать” 🙂 но не пишется что-то у меня такое… Тема эта чрезвычайно деликатная, в социуме сильно заряжена стыдом, запретами и неловкостью. Мама, которая сталкивается с этой проблемой своего малыша, часто не может преодолеть ощущение вины и стыда за своего ребенка и обратиться за профессиональной помощью. И остается она один на один с неумением и невозможностью гармонично ее разрешить. Ведь и ребенка жалко и перед людьми стыдно. Да еще посторонние “подливают масла в огонь”, мол это все от детской вредности. А доступной информации на эту тему чрезвычайно мало и часто она противоречива и не дает работающих педагогических приемов. Я написала, что я знаю про то, что можно делать, когда ребенок не хочет ходить в туалет или садиться на горшок. Но каждой маме стоит опираться на свое чутье, понимание своего ребенка и любовь к нему.
Like this:
Like Loading…
Related
23.06.2011. Tags: 3-5 лет, общение с трудным ребёнком. Мама трудного ребенка.