Как пережить адаптацию в детском саду: Как пережить адаптацию к детскому саду… – 3 этапа, 4 фактора влияния на рабенка, 8 советов родителям

Содержание

Как пережить адаптацию к детскому саду…

 Адаптация — это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Отдавая ребенка в детский сад, помните, что ребенку надо дать время на то, что бы привыкнуть и приспособиться к новой обстановке и новому общению. Выделяют три фазы адаптации: 1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. 2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение. 3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психических процессов. Как выглядит адаптация? Родители должны понимать, что адаптация это не зло с которым нужно бороться, не проблема, это её решение, позитивный процесс подстройки человека к новым условиям. Поскольку это процесс он должен проходить некие стадии, вы регулярно должны видеть движение. Если процесс никак не меняется на протяжении 2-3 недель значит есть проблема, механизм адаптации не справляется со своей задачей. К большому сожалению родителей определить заранее как у ребенка пройдет адаптация невозможно. Дети активные, оптимистичные, общительные могут также тяжело проходить этот период как и нежные и стеснительные. Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей по которым можно дать верный прогноз чего же ожидать родителям в этот период. Для каждого ребенка этот процесс очень индивидуален и зависит от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы, типа детско-родительского взаимодействия и др. Адаптационные процессы затрагивают все сферы жизни — аппетит, ночной сон, утомляемость, восприимчивость к новой информации, психическая лабильность, гибкость реакций, устойчивость к раздражителям. Ребенок может вполне весело проводить время в саду, с радостью бежать туда после выходных, но дома стать капризным, раздражительным, «тормозным» — это тоже форма адаптации. Для каждого ребенка этот процесс будет очень индивидуальным. В целом можно сказать, что у человека, и у ребенка в частности, активный адаптационный период к изменениям подобного масштаба длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточный (не заметный невооруженному взгляду) период. Внутри этих 2-х месяцев у разных детей процесс может протекать по-разному, но можно условно, очень приблизительно выделить некоторые основные группы. Активная адаптация. Сопровождается бурной эмоциональной реакцией. Ребенок плачет при расставании с мамой, нервничает, переживает, отказывается завтра идти в садик. Хоть такая адаптация может вас напугать, но это вполне нормально. Бурная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса может длиться до 2-х недель. Отложенная адаптация Ребенок с удовольствием и радостно идет в садик. Легко прощается и бежит в группу. Такая реакция может быть от 3-х дней до 3-х недель. Далее может наступить резкая смена настроения, ребенок скандалит, отказывается идти в сад. Около 35-40% детей адаптируются именно таким образом. Пассивная адаптация Протекает не за счет психического ресурса, а за счет соматического. Ребенок может спокойно и даже радостно ходить в детский сад, но при этом появляются изменения в других областях. Поэтому внимательно следите за проявлением элементов пассивного соматического реагирования: аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами и в саду, обязательно интересуйтесь был ли у ребенка стул и какой). Проваленная адаптация. Адаптация это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Бывает так, что человек не ко всем условиям может адаптироваться и виновен тут не организм и не протекание самой адаптации, а внешние обстоятельства к которым приходится приспосабливаться. В таком случае, надо менять условия к которым ребенок адаптируется. Если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев обязательно обратитесь за помощью к психологу. Быстрая адаптация. Самый редкий вид адаптации. Скорее всего это или отложенная адаптация или пассивная. Но если все же такое с вами случилось, считайте, что вам очень повезло. Как уже говорилось выше, нормальная адаптация, не зависимо от того какого она типа, занимает до 2-х месяцев. За это время от своей острой фазы ребенок должен перейти к полной адаптации. Но даже пройдя этот период, смены настроения не избежать. Возвращаясь в садик после болезни возможно придется начинать все заново,хотя не так остро и долго. Как помочь ребенку во время адаптации к детскому саду? Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то первое, что необходимо, это ваша внутренняя уверенность в ваших действиях. Если родитель нервничает, не уверен, испытывает чувство вины, то это может сильно осложнить процесс адаптации, т.к. дети чувствуют и транслируют ваше состояние во вне! Если ваше решение основано на рациональной необходимости, то следует убедить себя в этом и общаться с людьми, поддерживающими ваше решение. Самое главное, родители должны быть спокойны, уверены в себе, в правильности того, что они делают. Именно по реакции родителя ребенок ориентируется что хорошо, что плохо, что приятно, что противно и что должно происходить, а что не должно. Если с ребенком происходит то, что должно, он проще и быстрее мирится с тем, что ему не очень нравится. Чего не делать: Что делать: Не отрицайте чувства ребенка. «Не бойся», «не плачь», «не расстраивайся» — вы говорите ребенку эти слова, желая ему добра, хотите, что бы он не испытывал эти неприятные чувства. Но он УЖЕ переживает это. Может ли человек перестать плакать только от того, что ему сказали «не плач»? Нет, он продолжит плакать. Чаще всего это усугубляет негатив ребенка. Мама говорит: «не плач, не бойся». Ребенок чувствует: «Я боюсь» и слышит: «я плохой, я трусливый, не оправдываю мамины ожидания». Посочувствуйте ребенку, обнимите его. «Я понимаю, что тебе страшно, но ты справишься», «Я вижу что тебе грустно, зайка, я тебе очень люблю». В этих словах ребенок услышит принятие и понимание, вашу поддержку. Поговорите с ребенком, когда он обеспокоен «Что тебя беспокоит, малек? Ты чего-то боишься? — Нет. — Тебе грустно? — …» Но не давайте малышу увлекаться себяжалением, мягко выводите его из плохого настроения, предлагайте новые идеи как можно справиться с тревогой. Если вы начинаете сравнивать с собой «я тоже …», «у меня тоже …», «мне тоже …», не увлекайтесь, иначе разговор получится не о ребенке, а о ваших проблемах. Не надо излишнего энтузиазма. «Там весело, чудесно, замечательно, игрушки, детки и т.п.». Излишняя воодушевленность может напугать ребенка, т.к. ему то лучше всего с мамой. Адаптация так или иначе сопровождается тревогой. Ребенку нужно время, что бы привыкнуть и начать радоваться. Придя в садик ребенок в первую очередь переживает разлуку с мамой, он не может начать радоваться и веселиться, когда понимает, что ее рядом нет. Получается, что вы его обманули. Доверие потеряно. Расскажите о «плюсах». Всегда и везде можно найти что-то положительное. Вы были в садике, в группе — расскажите о том, что вам понравилось, что показалось интересным. Если вы думаете, что вашего ребенка заинтересуют игры с другими детьми, новые игрушки, занятия — говорите об этом. Не сравнивайте сад с работой. Сравнивая сад с работой вы нагружаете ребенка лишней ответственностью и обязанностью. «Ты взрослый, теперь ты должен ходить в сад…». Если ребенок ходит в сад, то он однозначно не взрослый. «Взрослость» — довольно расплывчатое понятие, даже если вы говорите об этом с гордостью. Незрелая психика ребенка еще не способна понять суть «быть взрослым», зато легко может сформироваться убеждение, что быть взрослым это трудно и неприятно, слишком ответственно и тяготно. Вы рискуете затормозить развитие ребенка, пугая его такой «взрослостью».. Объясните как есть «Мама с папой ходят на работу, а за тобой должен кто-то присматривать, я же не могу оставить тебя дома одного. Поэтому мы идём в садик». Если у вас есть более интересное оправдание — излагайте его. Когда ребенок слышит честный уверенный ответ, он может не придет немедленно в восторг, но ему будет проще принять предлагаемые обстоятельства. Если уж вы хотите применить аргумент «взрослости». То подкрепите его какими-то явными и значимыми для ребенка преимуществами, которые оно даёт. Хотя это является аргументом для детей после 5 лет. Не обманывайте. «Я вернусь через минуточку», «тебе там обязательно понравится». Вообще никогда не говорите того, что не сделаете. Ребенок наверняка запомнит. Не стоит из-за страха слез терять доверие ребенка. Оно вам очень пригодится, когда придет время сказать, что наркотики — это вред. Говорите правду Говорить правду легко и выгодно. Вы не накопите огромным груз тревоги и вины перед ребенком. Не обсуждайте тему сада с другими членами семьи и знакомыми Если у ребенка трудно проходит адаптация, разговоры об этом могут быть для него очень болезненны. А если в ваших словах будет звучать много негатива, то он вообще не поймет, почему мама отдала его туда где плохо — это похоже на предательство. Просто пообщайтесь с ним, эмоционально, тепло Дайте ребенку разобраться самому нравится ему в саду или нет. Не навязывайте ему свои темы и вопросы и не настаивайте на ответах. Если ребенок говорит «неправду», не поправляйте его, это его видение на данный момент, пусть оно таким будет. Когда придете домой, обязательно уделите внимание тому, что ему интересно, во что он хочет поиграть, о чем поговорить. Не подкупайте ребенка «Если ты пойдешь в садик, я куплю тебе игрушку/конфетку/включу мультик…». Подкуп — это всегда плохой путь. Если вы пошли этим путем, то готовьтесь к тому, что размеры подкупа будут увеличиваться. Мама любит своего малыша и никогда не бросит, он ей очень-очень важен. Держите ребенка на ручках, смотрите ему в глаза, трогайте, гладьте, целуйте. Разговаривайте с ним ласково и терпеливо. Это то, что скрывается под «купи-купи-купи». Если хотите порадовать малыша подарком, пусть это будет сюрприз, спонтанная радость которую вы предлагаете ребенку от чистого сердца, а не результат торга или способ задобрить малыша или попытка загладить свою вину за утренние слезы. Как компенсировать разлуку? Как уже упоминалось выше необходимо понять и принять, что ребёнок в садике сильно переживает, что ему может быть плохо, страшно, обидно, но он ещё не может этого осознать. Скорее всего накопленные переживания после садика будут выливаться в агрессию, эмоциональные вспышки, «странности» поведения. Свои чувства ребенок должен где-то пережить, и безопаснее всего это сделать дома. Ни в коем случае не ставьте запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Плакать в любящих объятьях гораздо приятней и быстрее успокаивает. Создавайте дома тёплую и заботливую атмосферу. Относитесь с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, заботьтесь о нём. После садика поменьше ходите на разные мероприятия и занятия, побольше сидите дома или вместе гуляйте, но подальше от других детей (дети очень устают друг от друга). Давайте как можно больше физического контакта. Очень хороши телесные игры с папами. Если чувствуете, что ребенку мало, желательно поспать вместе. И если инициатива будет исходить от вас, то ребенку вдвойне будет приятно, т.к. он почувствует, что мама понимает его. Как облегчить ребенку пребывание в садике? Выберете утром вместе с ребенком какую игрушку, книжку или вещь он возьмет сегодня в сад. Дайте ему в для садика «кроватную» игрушку, которая будет лежать в его садовской кроватке. Об этом всегда можно договориться с воспитателем. Покупайте красивую сменную одежду и тапочки, которые понравятся ребенку, специально для садика. Эти вещи будут лежать в его шкафу, вместе с другими. Зафиксируйте внимание ребенка на том, что это его шкаф. Расскажите ему про каждую вещь, которую кладете туда — носовые платки, сменные трусы, запасную футболку — «это твои чистые трусики, они будут лежать в твоем шкафчике». Малышу тревожно в чужом месте. Пока оно не станет своим он будет тревожиться. Свой шкаф, своя кровать значительно приближают этот момент. Создайте дома максимально стабильную обстановку. До тех пор пока не закончится адаптация в идеале дома не должно быть никаких перемен — отъезда-приезда родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребенку). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе. Уменьшите нагрузку на нервную систему — отмените на время развивающие занятия, сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к вам и ваши к ним. Не стоит во время адаптации ходить в зоопарк, кино, цирк и т.п. Уделите особое внимание не тому, как вы отводите ребенка из садика, а тому, как забираете его. Можете придумать какой-нибудь ритуал-игру для возвращения домой, сделайте этот момент особенным, приятным. Обратите внимание на утро дома перед садиком. Постарайтесь что бы утренние сборы проходили в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, упрекая его, что опаздываете, это усиливает тревогу. Лучше будите его пораньше, пусть у вас останется лишнее время на игру, это поможет сохранить благоприятный настрой. Хорошо, если на период адаптации вы сможете устраивать ребенку внеплановые «выходные». Такая разгрузка будет очень полезна для детского организма. Но решить это должна мама или папа, а не клянчущий ребенок. Постарайтесь понять, что именно ребенку больше всего тревожит в вопросе садика — другие дети, новое место, расставание с мамой, страх, что она не придет его забрать. Разобравшись постарайтесь нивелировать опасения малыша. Помните, что ведущая деятельность у ребенка дошкольного возраста это игра. Любую проблему ребенка можно и нужно решать только через игру, а не наставления и порицания. Оденьте на руку игрушку, и он вам все расскажет.))) Главное не бойтесь сами, тогда и с ребенком все будет в порядке. Садик — это очень хорошо и для ребенка, и для мамы. Многое зависит от воспитателей и от их отношения к ребенку. В свою очередь отношение воспитателя к ребенку зависит от отношения родителей к воспитателю. Если у вас возникают вопросы или сомнения, не молчите, обращайтесь к воспитателю или психологу, мы всегда рады с вами сотрудничать и помогать.

Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. Поведение ребенка в детском саду: как помочь быстрее адаптироваться?

Содержание:

Если ваш ребенок этой осенью идет в детский сад, вы, вероятно, уже изменили режим его жизни, приблизив его к режиму сада, много разговариваете о садике. Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.

Капризы во время адаптации к детскому саду

Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад

Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож. Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся. Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.

Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.

Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.

В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д. Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.

Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.

Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.

Как говорить с ребенком о детском саде

В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.

Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.

Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.

Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.

Адаптация ребенка и плохое поведение

Адаптация к детскому саду и новый режим дома

Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.

Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.

Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше.

Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями.

В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.

Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.

Адаптация ребенка в детском саду: как пережить этот период

В этой статье мы для Вас несколько советов, которые помогут Вашему чаду быстрее пережить сложный период адаптации и даже полюбить детский садик.

Первые дни в детском садике для малыша нередко превращаются в настоящее испытание. Ведь приходиться утром расставаться с мамой и папой, а видеть их только вечером. Поэтому в ход идут слезы и крики. Малыш не хочет отпускать свою маму и продолжает держать ее за руку. А когда родной человек идет на работу, оставив кроху с воспитателями и другими детками, он постоянно тоскует, плачет и не хочет играть.

Как помочь ребенку привыкнуть в детскому саду

  • Адаптация ребенка в садике: привейте крохе навыки самообслуживания 
  • Соблюдайте детсадовский режим, находясь дома 
  • Играйте со своим крохой в «детский сад»
  • Адаптация ребенка в детском саду: научите малыша общаться и дружить

А у многих малышей после прихода домой из садика наблюдается апатия, плохое настроение и даже чрезмерная активность. Дело в том, что поход в дошкольное учреждение – это огромная перемена в жизни крохи, которую он тяжело переносит. На это указывает увеличение в его крови кортизола – гормона стресса.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Для того, чтобы поход в детский сад не превратился для малыша в настоящую пытку, нужно уделить особое внимание адаптации ребенка к дошкольному учреждению. И лучше этим вопросом заняться за несколько месяцев до начала посещения садика.

Адаптация ребенка в садике: привейте крохе навыки самообслуживания

Навык самообслуживания крайне необходим в детском саду. Ведь, если за кроху делает все мама, после того, как он окажется в стенах дошкольного учреждения, он будет чувствовать себя некомфортно и неуверенно среди самостоятельных детишек. И как результат, адаптация ребенка пройдет не очень хорошо.

Поэтому, пока малыш еще не пошел в детский сад, прививайте ему навыки самообслуживания. Научите свою дочку или сына самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом, сидеть на горшке, есть вилкой или ложкой, одеваться и раздеваться.

Психологи не рекомендуют отдавать свое чадо в садик тогда, когда дитя переживает «кризис 3 лет». Ведь именно в этот период дитя еще не обладает навыками самообслуживания и ему будет сложно в социуме. Лучше отдавать свое чадо в дошкольное заведение чуть раньше – в 2 годика или чуть позже – в 4 года, когда кризис пройдет.

Для того, чтобы маленький человечек не испытывал трудностей при одевании и раздевании, находясь в группе, подберите для крохи ту одежду, которая не сковывает движений и не имеет множество сложных застежек.

Оптимальный вариант – вещи на кнопочках, которые застегиваются спереди, трикотажные изделия и одежда на резинке. А обувь лучше выбирать на липучках. Правильно подобрав вещи и обувку, малыш с легкостью сам будет одеваться и раздеваться. И ему не придется просить помощи у своих сверстников или воспитателя.

Соблюдайте детсадовский режим, находясь дома

Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла мягко и легко, за пару месяцев до первого посещения дошкольного заведения соблюдайте тот режим, который установлен в садике.

Распорядок дня маленького человечка должен выглядеть следующим образом:

  • 7:00-7:30 – подъем; 
  • 8:30-9:00 – завтрак; 
  • 10:30-11:30 – прогулка на свежем воздухе; 
  • 12:00 – обед; 
  • 12:30-15:00 – дневной сон; 
  • 15:30 – полдник.

Очень важно строго следовать такому режиму и не отступать от него больше, чем на 30 минут. То же самое касается и питания. Заранее поинтересуйтесь у воспитателя, чем кормят детей в садике и готовьте подобные блюда дома.

Приучив свое чадо к детсадовскому режиму и питанию, Вы тем самым облегчите привыкание малыша к незнакомым для него условиям.

Играйте со своим крохой в «детский сад»

Ребенок еще не знает, что такое детский сад. Самое время познакомить его с этим миром, в котором он проведет несколько лет. Поэтому еще до начала посещения яселек или детсада, объясните своему крохе в деталях, что это такое, что детки там делают и что там очень интересно.

Воспитатели и педагоги утверждают, что адаптация ребенка к детскому саду должна быть постепенной.

В первые дни приводите кроху на час. Потом с каждым днем время пребывания малыша в группе увеличивайте. На привыкание маленького человечка к новому образу жизни должно уйти от 2 недель до нескольких месяцев. Все зависит от воспитателя и самого малыша.

Оптимальный вариант – поиграйте с сыночком или дочкой в «садик». Возьмите несколько разных кукол и распределите роли между ними. Например, одна кукла барби – это воспитательница, а вторая – это мама. Кен пускай будет папой, а маленькие куколки – это детки. Разыграйте сценку, что мама или папа утром отводит ребенка в детский сад, где малыш там играет, ест, гуляет и спит. А вечером приходит мама и забирает его домой.

Адаптация ребенка в детском саду: как пережить этот период

Адаптация ребенка в детском саду: научите малыша общаться и дружить

В дошкольном учреждении кроха наверняка будет находиться в группе с другими детьми и воспитательницей. Поэтому так важно ему привить навыки общения и дружбы.

Расскажите чаду, как нужно общаться с взрослыми, а как – с детками. Также покажите малышу, как нужно делиться игрушками, как просить сладости, машинки, куклы и прочие предметы у других детей и как вести себя в конфликтной ситуации.

Очень полезным является посещение группы раннего развития. Там ребенок привыкнет к детскому коллективу, а также научиться слушать взрослых.

Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла успешно, соблюдайте все рекомендации, о которых мы говорили в статье. Также в этот сложный период уделяете своему чаду особенное внимание.

Если возможно, не работайте, пока ребенок не втянется. Чаще проводите время со своим сыном или дочкой, а также дарите малышу больше внимания, ласки и тепла, обнимайте его и показывайте, что Вы его любите. Таким образом, малыш не будет бояться, что оставив его в детском саду, Вы больше за ним не вернетесь.

А чтобы было ощущение, что Вы всегда рядом, дайте ему с собой в детский сад его любимую игрушку. Видя кусочек чего-нибудь своего в чужом пространстве, малыш нормально адаптируется и ему наверняка понравится пребывание в группе. estet-portal.com

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Статья на тему: Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

Только вчера ребенок делал первые шаги, учился держать в руках ложку и пить из кружки. Время пролетело быстро, закончился декретный отпуск, и вот уже мама собирается на работу. Это означает, что настало время отдавать сына или дочку в детский сад. Говорят, что в этот момент у ребенка заканчивается беззаботное детство. Наступает новый, важный период в становлении его «Я». Это событие всегда волнительно, независимо от того, есть ли у родителей такой опыт или нет. Они переживают о том, что ждет ребенка за стенами садика, как быстро он к нему привыкнет, насколько часто будет болеть. Со временем детский сад станет вторым домом, во многом от созданных в нем условий будет зависеть здоровье, развитие, душевное состояние малыша. Очень важно, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла благополучно и максимально безболезненно.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание «неспящим» детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как воробушки», «походим, как мишки». Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

10 советов, которые помогут ребенку адаптироваться в детском саду

 1. Установите дома такой режим дня, как в детском саду. Неукоснительно соблюдайте его даже в выходные.

 2. Пересмотрите рацион питания, сделав его максимально приближенным к детсадовскому.

3. Научите ребенка основам общения в песочнице, ходите с ним в гости, приглашайте друзей к себе.

4. Перед первым посещением детского сада несколько раз прогуляйтесь туда с ребенком, понаблюдайте за детьми и воспитателями, увлекательно прокомментируйте то, что видите. Можно обратить внимание ребенка на то, что воспитатель играет с детьми в интересную игру, как дружно они построились парами и идут на обед.

5. Играйте с детьми в «детский сад» дома. Пусть родители-зверушки водят своих детишек в детский сад к куклам-воспитателям. Покажите, как они умываются, кушают, играют, гуляют, спят, а вечером уходят домой. Благодаря сказочным историям у ребенка сформируется позитивное отношение к детскому саду, он будет знать, что его ожидает.

6. Путь каждое утро ребенка будит любимая игрушка, которая «расскажет», какой сегодня будет замечательный и интересный день. Пусть он возьмет игрушку в садик, это поможет снизить уровень тревожности.

7. Постарайтесь отдать ребенка в группу, где у него есть знакомые дети, с которыми он раньше играл.

8. Выберите для ребенка удобную одежду, в которой он будет чувствовать себя свободно и раскованно.

 9. Уходя из сада, не устраивайте долгого прощания, обозначьте ребенку время вашего прихода (например, после сна или прогулки). Если ребенок очень трудно переживает расставание с мамой, пусть первое время его приведут в детский сад папа или бабушка.

 10. Вечером придите за ребенком в хорошем настроении, не показывая обеспокоенности. Говорите, как сильно за ним соскучились, интересуйтесь, как прошел день, хвалите за успехи. Не забывайте также о том, что в семье должен быть создан спокойный климат, без конфликтов и нагрузки на нервную систему ребенка.

Препятствия на пути к детсадовской адаптации

Ни в коем случае нельзя:

Запугивать ребёнка детским садом и воспитателями – это может стать серьезным препятствием на пути его успешной адаптации. Забудьте фразы: «Вот пойдешь в садик, а там уж тебя воспитают!» или «Если не успокоишься, я отведу тебя назад в детский сад!». Нельзя формировать образ сада как места, где наказывают.

Ругать ребенка за то, что он плачет, когда расстается с родителями или слышит о необходимости идти в садик! Лучше еще раз напомните, что обязательно за ним придете.

Не сдерживать обещаний, данных ребенку. Нельзя говорить, что вы скоро придете, планируя оставить ребенка в саду на длительное время.

 Обсуждать при ребенке то, что вас не устраивает в работе детского сада, плохо отзываться о воспитателях.

Без уважительных причин делать большие перерывы в посещении садика в период адаптации.

 Очень трудно бывает детям, для которых поход в дошкольное учреждение стал неожиданностью. Это происходит тогда, когда родители не посчитали нужным заранее поговорить с ним об этом или по объективным причинам (например, маме срочно нужно выходить на работу).

Если ребенок не хочет ходить в сад спустя год и больше

Если в течение года и более адаптация к детскому саду не наступила, это говорит о наличии проблемы. Задача родителей – выяснить, в чем или в ком причина. Если она в ребенке, нужно поговорить с воспитателем, попросить уделять малышу чуть больше внимания. А может, другие дети дразнят и обижают? Пусть воспитатель защитит и подскажет ребенку, как себя лучше вести. Бывает так, что причиной нежелания ребенка ходить в садик является личность воспитателя. Возможно, он так и не смог найти подход к малышу, или, еще хуже, позволяет себе запугивать, кричать или грубо высказываться в его адрес. Если причина в этом, следует рассмотреть вариант перехода в другую группу или садик.

Адаптация в детском саду: информация для родителей

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого ребенка.

Степени адаптации ребенка

Можно выделить три степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.

Легкая

легкая степень адаптации

Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки: в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим признакам:

  • малыш спокойно заходит в детский сад и группу, без плача и истерик;
  • с радостью общается с воспитателями, не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о своей потребности в данный момент;
  • успешно контактирует с ребятами из группы;
  • адекватно реагирует на словесные поощрения или порицания со стороны педагогов;
  • если уже умеет говорить, то эмоционально рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.

Средняя

Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится, когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень адаптации указывают признаки:

  • ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
  • тяжело расстается с мамой, не хочет ее отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
  • через короткое время успокаивается и начинает играть с другими детьми;
  • соблюдает распорядок учреждения;
  • адекватно реагирует на положительные и отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.

Тяжелая

тяжелая степень адаптации

Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью. Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет, иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:

  • отсутствие контакта с воспитателями и сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
  • плач, ступор или агрессия длительное время после ухода родителей – более часа;
  • отказ от принятия распорядка детского сада: не ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не играет с детьми;
  • слезы, испуг или агрессия в ответ на слова педагогов.

Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.

В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.

Виды адаптации детей

Виды адаптации в детском саду также бывают разные в зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.

Активная

активный вид адаптации

Адаптация к детскому саду этого вида встречается наиболее часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает, когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет на контакт с воспитателями и ребятами.

Пассивная

Такая адаптация ребенка к детскому саду часто остается незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму. Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду: портится сон и аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят через несколько недель и состояние ребенка налаживается.

Отложенная

Адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно разочаровывает родителей. В первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией: рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу активной адаптации детей к детскому саду.

Проваленная

проваленный вид адаптации

Этот вид предполагает, что ребенок так и не смог привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Малыш не успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник очень тяжело привыкает к новой роли.

От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.

Факторы влияющие на адаптацию ребенка

Анализ адаптации ребенка к условиям детского сада показывает, что она зависит сразу от нескольких факторов. Чем благополучнее будет каждый из них, тем быстрее и легче малыш привыкнет к новым условиям.

Возраст ребенка

Возраст ребенка

Адаптация к детскому саду детей раннего возраста происходит по-разному:

  • В годовалом возрасте малыш очень сильно привязан к маме, не самостоятельный, иногда еще даже не умеет ходить. Эти крохи переносят разлуку очень тяжело, долго не могут успокоиться после маминого ухода. Имеют недостаточно сформированный иммунитет, поэтому болеют еще более часто, чем более старшие ребята.
  • Адаптация к детскому саду в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, окружающий мир постепенно становится для него более интересным, чем мама. Поэтому чаще всего малыш быстро привыкает, включается в режим и взаимодействие с воспитателями.
  • Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли уже ребенок главный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не успел начаться, то привыкание происходит легко и быстро: малышу интересен окружающий мир, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, уже достаточно отделился от мамы. Если же привести ребенка в учреждение в период кризиса, то адаптация в детском саду в 3 года может затянуться, так как на внутреннее негативное состояние накладывается стресс, связанный с поступлением в садик.

Состояние здоровья

Как проходит адаптация в детском саду, зависит также от того, здоров ли малыш. Если у ребенка есть какие-либо соматические заболевания при поступлении в группу, то привыкать он будет сложнее: помимо стресса от незнакомой обстановки, он испытывает физическое недомогание.

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду будет в том случае, если он имеет психические или неврологические нарушения – например, не переносит громких звуков или панически боится контактов с чужими людьми. Если у малыша есть какие-либо хронические заболевания или особенности развития, то об этом лучше сразу сообщить воспитателям, чтобы они могли создать для него подходящие условия.

Степень психологического развития

При слишком низкой или высокой степени психологического развития, могут возникнуть свои особенности адаптации ребенка в детском саду. В первом случае, малыш не будет успевать за обучающей программой детского сада, у него возникнут трудности с коммуникацией и взаимодействиями. Для ребят с серьезными психологическими проблемами в учреждении обычно составляется адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей.

Одаренным детям часто бывает скучно со сверстниками, они не могут найти с ними общий язык, им неинтересно друг с другом взаимодействовать. Поэтому у детей с очень высоким уровнем психического развития происходит поздняя адаптация к садику, они долго приспосабливаются к непохожим на них детям.

Уровень социализации

Уровень социализации детей

Сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, а также, какого вида она будет, зависит и от уровня социализации. Если малыш до поступления в учреждение очень мало общался с другими детьми и взрослыми, не оставался ни с кем, кроме мамы и папы, не посещал детских площадок, то привыкнуть к детскому саду ему будет сложнее. Большое количество других детей вокруг, недостаток внимания со стороны взрослых в детском саду могут привести его в состояние стресса.

Когда в садик приходит малыш, имеющий опыт взаимодействия с любыми детьми, легко идет с ними на контакт и умеет договариваться хотя бы на самом простом уровне, то его привыкание к садику, скорее всего, произойдет быстро и легко.

Состав семьи

Адаптация ребенка раннего возрастав детском саду иногда зависит от того, с кем живет ребенок. Сложнее всех обычно бывает тем малышам, которые являются единственным ребенком в семье или живут с одним родителем: у них очень крепкая психологическая связь, крохе очень трудно оставаться одному в незнакомом месте, в окружении чужих людей.

Дети, проживающие в больших семьях, где они привыкли оставаться с разными взрослыми, взаимодействовать с братьями и сестрами, в детский сад, скорее всего, пойдут без серьезных адаптационных проблем. Но бывает и иначе: слишком активный ребенок из маленькой семьи устает от одиночества и с радостью бежит в детский сад, а малыш, испытывающий недостаток внимания в многодетной семье, труднее привыкает к большой группе детей.

Темперамент ребенка

В зависимости от типа нервной деятельности, адаптация детей к условиям детского сада также будет проходить по-разному. Маленькие сангвиники быстро привыкают к учреждению, сверстникам и воспитателям, хороши идут на контакт, включаются в деятельность. Холерикам может быть труднее: они взрывные, могут часто конфликтовать, уживаются не со всеми ребятами. При этом, они отходчивые и к новым условиям также привыкают достаточно быстро. У флегматика может быть два варианта: или он сильно привык к дому и трудно адаптируется, или он равнодушно идет в детский сад, не сильно обращая внимания на изменения в его жизни. Тяжелая степень адаптации к детскому саду встречается чаще всего у меланхоликов: они все принимают близко к сердцу, их легко обидеть и расстроить.

Атмосфера в семье

Если ребенок идет в детский сад из благополучной семьи, в которой он чувствует себя нужным и любимым, то его адаптация проходит легче. Он быстро понимает, что родители уходят не навсегда, и обязательно его заберут, что они его защитят от любых невзгод и поддержат при неудачах.

Ребенок, проживающий в семье, в которой часто ссорятся, не замечают его, не прислушиваются к нему и друг к другу, постоянно критикуют и ругают, будет труднее привыкать к новым условиям. С одной стороны, в связи с низкой самооценкой, он будет переживать, что его, такого плохого, родители могут оставить здесь навсегда. С другой, он будет бояться критики в детском саду, неадекватно реагировать на замечания и испытывать трудности во взаимодействиях.

Этапы адаптации ребенка к детскому саду

Этапы адаптации ребенка к садику

Можно выделить три этапа адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Острый. Малыш пребывает в постоянном напряжении, испытывает беспокойство, плачет, капризничает, иногда даже закатывает настоящие истерики.
  2. Умеренный. Напряжение постепенно ослабевает, ребенок начинает более спокойно реагировать на расставание с родителями, быстрее успокаиваться после их ухода. Потихоньку налаживаются аппетит и сон.
  3. Компенсированный этап характеризуется стабилизацией состояния малыша. Он вливается в общение со сверстниками и воспитателями, начинает активно участвовать в играх и успешно учиться новому в стенах учреждения.

Полезные навыки для детсадовца

навык самостоятельно кушать для ребенка

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Один из самых важных моментов – это самостоятельность в как можно больших сферах его жизни. Чем больше малыш будет уметь делать, тем легче будет в саду и ему самому, и воспитателям.

  • Самостоятельно одеваться и раздеваться, хотя бы частично. Если ребенок научен делать это с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, когда его переоденут, никто не будет ругать его за несамостоятельность, он будет учиться нести ответственность за свои вещи.
  • Самостоятельно есть. Умение держать ложку и доносить еду до рта малыш должен освоить до того, как пойдет в детский сад. Иначе он рискует оставаться голодным в течение всего дня или ему придется ждать, пока до него дойдет очередь и его покормят.
  • Отказ от подгузников. Хорошо, если к поступлению в детский сад малыш может каким-либо словом сообщить взрослым о своей потребности сходить в туалет. В этом случае у него в шкафчике будет минимум мокрых штанишек к приходу родителей.
  • Взаимодействовать с детьми и со взрослыми. Никого не бояться, не обижать, уметь договариваться на простом уровне. Общение в детском саду – неизбежно, а при отсутствии умений возникают серьезные проблемы с коммуникацией и адаптацией.
  • Есть разную еду. Трудно привыкнуть к детсадовской пище тем детям, кто привык питаться только едой пюреобразной консистенции или полуфабрикатами.

Рекомендации для родителей как облегчить расставание с малышом

Информация для родителей про адаптацию к детскому саду часто располагается на стендах в раздевалке и выдается в виде памяток и буклетов. Будет хорошо, если родители подготовятся и настроят ребенка на новые условия жизни задолго до того, как он окажется на пороге группы.

Необходимые действия

ритуал прощания с ребенком

  • Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
  • Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
  • Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
  • Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.

Ненужные действия

  • Никогда не уходить от ребенка в тот момент, когда он отвлекся. В этой ситуации он сильно пугается, что мама исчезла неизвестно куда. В следующий раз он будет всеми силами стараться не отпустить маму от себя ни на шаг.
  • Не пытаться оставить ребенка одного дома, отправившись даже в магазин, располагающийся в соседнем доме. Во-первых, это повысит у малыша уровень тревожности, а во-вторых, он и за несколько минут может попасть в опасность в собственной квартире.
  • Не нужно каждый раз после расставания покупать малышу вкусное или игрушки: если у него закрепится понимание, что после разлуки его ждет что-то материальное, подобные покупки придется делать каждый день, когда ребенок пойдет в детский сад.

Советы от Комаровского для родителей по адаптации ребенка в садике

Евгений Комаровский

Про адаптацию ребенка раннего возраста в детском саду говорит и известный доктор. Евгений Олегович считает, что успешное привыкание в ДОУ – это одно из условий гармоничного развития ребенка. Он дает следующие советы родителям, касающиеся адаптации ребенка к детскому саду:

  • Не выходить на работу в тот же день, когда ребенок первый раз идет в детский сад. Комаровский считает, что адаптация в детском саду пройдет лучше, если у мамы в запасе будет несколько недель для того, чтобы посидеть несколько дней с малышом в случае его недомогания, при этом не создавая себе проблем на работе.
  • Привыкание к детскому саду лучше проходит зимой и летом, в межсезонные периоды более высокая вероятность отправиться на больничный, отходив в сад лишь несколько дней. В этом случае после болезни адаптация в детском саду, по мнению Комаровского, начнется заново.
  • Обязательна подготовка иммунитета к столкновению с новыми вирусами и бактериями: закалять, есть свежие фрукты и овощи для витаминизации организма, чаще и дольше гулять.
  • По совету Комаровского, адаптация в детском саду пройдет легче, если на ее начальных этапах снизить уровень требований к малышу: позволять ему немного больше, чем обычно, снисходительнее относиться к его капризам и просьбам.

Что делать если адаптация к детскому саду уже началась

Правила адаптации ребенка в детском саду, если он уже начал туда ходить, также следует соблюдать для того, чтоб привыкание прошло как можно менее травматично для малыша. План адаптации ребенка в детском саду лучше составить заранее, предварительно обсудив его с педагогами и, при необходимости, с психологом.

Во-первых, нельзя приводить кроху в садик сразу на целый день. Лучше, если привыкание начнется с совместных прогулок: во время них малыш успеет познакомиться с воспитателем и ребятами на нейтральной территории, находясь рядом с мамой. Поняв, что воспитатель – это безопасный, знакомый для мамы человек, в группу к нему кроха пойдет легче. Отправившись в группу, начинать необходимо с двухчасового пребывания.

Постепенно время можно увеличивать, но не форсировать события. Это касается адаптации к детскому саду в любом возрасте – и в 2, и в 4 года.
Во-вторых, важно проявлять искренний интерес к тому, что кроха делал в детском саду, как прошел его день. Даже если малышу 2 года, адаптация ребенка к детскому саду будет проходить легче, если он увидит, что мама действительно проявляет участие в его новой жизни.

В-третьих, регулярно поддерживать контакт с воспитателями, чтобы легко понимать, как проходит адаптация в детском саду. Они ведут специальные карты развития, по которым виден прогресс привыкания.

В-четвертых, особенно для тех детей, у которых есть проблемы адаптации к детскому саду, стоит ограничить на период привыкания сильные эмоциональные переживания, как отрицательные, так и положительные.

Родителям тоже приходится адаптироваться к саду: расставаться с малышом, который долгое время был только дома, контейнировать его эмоции, переживать за состояние ребенка. Чем спокойнее будут себя вести и чувствовать мамы и папы, тем скорее малыш почувствует себя в безопасности в стенах ДОУ.

Ошибочные действия по адаптации ребенка к детсаду: памятка родителям

Ошибочные действия по адаптации ребенка

Иногда мамы и папы, стремящиеся помочь своему малышу, допускают ошибки, которые делают адаптацию в детском саду сложной. Что не стоит предпринимать в этот сложный период?

  • Сравнивать своего ребенка с другими, тем более – вслух. У всех детей разные уровни адаптации к детскому саду. Одни спокойно расстаются с родителями и играют, другие –плачут, не желая их отпускать. И тот, и другой вариант являются нормальными, поэтому нет смысла сравнивать. Этим можно лишь нанести ребенку обиду.
  • Обманывать. По рекомендациям психологов, в период адаптации к детскому саду не стоит говорить ребенку, прощаясь, что мама лишь сходит в магазин на 5 минут, и вернется, если в планах оставить его на более длительное время. В этом случае родители подрывают доверие ребенка, он чувствует, что его предали.
  • Наказывать детским садом, оставляя там на более длительное время за какой-либо проступок. Любовь к садику в этом случае будет только слабеть. Памятки родителям по адаптации обычно советуют, наоборот, говорить об учреждении только хорошее и убеждать малыша, что ходят туда только самые замечательные дети.
  • Подкупать материальными предметами: игрушками или чем-то вкусным за то, что кроха побудет в саду. Есть риск, что в будущем ребенок будет шантажировать родителей, ежедневно требуя от них подкрепления.

Личная практика с детьми, адаптирующимися к детскому саду

  • Арсений пришел в садик в возрасте трех с половиной лет. Был очень привязан к маме, громко кричал по приходу в детский сад, лежал на полу и отказывался вставать – так было с первого дня. Мама через несколько дней после первого посещения, совершила главную ошибку: зашла в группу вместе с ним и стала с ним играть. Когда он отвлекся, быстро убежала из детского сада. Поняв, что мама пропала, Арсений стал заходиться в истерике: воспитатели никак не могли его успокоить, он бросал игрушки в детей, в педагогов, кричал, бил по полу руками и ногами. Педагогам пришлось обратиться к штатному психологу. Увидев нового человека в группе, малыш замер. Воспользовавшись моментом, его удалось разговорить. Он отвечал на простые вопросы: как его зовут, какая из игрушек ему нравится, что он любит делать. Мальчик был сильно напряжен физически и психологически, было видно, что ему трудно находиться в группе. Поэтому психолог отвел его в свой кабинет и постарался снять эмоциональное напряжение с помощью игр на песке, лепки и рисунка. Дополнительно были проведены консультации с педагогами и с мамой. Малыш ходил на занятия в течение 3 месяцев, на протяжении которых психолог сначала снимал эмоциональное напряжение, а потом проводил постепенную работу по адаптации его в группе.
  • Была девочка Катя трех лет с неблагополучной обстановкой в семье: мама родила ее в 17 лет, а после этого, оставив малышку на бабушку, уехала в другой город. Катя видела ее не чаще, чем раз в полгода. Кроме Кати, на бабушкином попечении был дедушка без обеих ног. Женщина старалась для внучки изо всех сил. Относилась к ней с любовью, но внимания девочке, видимо, не хватало. В детский сад она с первого дня пошла очень спокойно: не плакала, сразу побежала играть с ребятами и игрушками, а когда бабушка пришла за ней через 2 часа, не хотела уходить. На следующий день малышка по своему желанию осталась на дневной сон. Через пару недель, в течение несколько дней она капризничала по приходу в садик, но быстро успокаивалась и, в конечном итоге, хорошо адаптировалась.

Формы адаптации к детскому саду зависят от многих факторов: состояние и личностные особенности ребенка, обстановка в семье, уровень социализации и многое другое. Родители могут помочь крохе тем, что заранее научат его самостоятельности, не будут торопить события в процессе привыкания. Если прислушиваться к воспитателям и другим педагогам ДОУ, а также слушать своего ребенка, то его адаптация пройдет легко и без сильного стресса.

Анастасия Аникиева

Высшее образование программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Окончила Северный Государственный Федеральный университет. Автор статей по детской и подростковой психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *