Как детей приучить к порядку – Консультация на тему: Памятка для родителей «Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине»

Содержание

Как приучать ребенка к порядку: в комнате, советы, дисциплина

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Почти все родители мечтают, чтобы их чадо отличалось трудолюбием, соблюдало распорядок дня, было знакомо с дисциплиной и любило порядок. По сути, без этих качеств вряд ли возможен какой-то успех и счастье в жизни. Поэтому они весьма желательны, для каждого человека.

И прививать их нужно, как говорят, «с младых ногтей». Как приучать ребенка к порядку? Как сделать так, чтобы он добровольно убирался и в комнате у себя, и в шкафу? Здесь, в этой статье – мудрые советы, мнения психологов, интересные приемы и более глубокий взгляд на этот вопрос.

Ученые нашли причину!?

Оказывается, нельзя наказывать подростка, у которого в комнате откровенный бардак! Он в этом почти не виноват. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Института психических заболеваний. Они изучали мозг с применением томографии.

И  выяснили, что лобовая часть мозга, отвечающая за последовательность и порядок действий, у подростков лишь только развивается. И полностью созревает она лишь к 19 годам. Так что, возможно, ваш подросток просто не способен наводить и поддерживать идеальный порядок – пока!

8 советов как приучать ребенка к порядку

как приучить к порядку, картинкаОднако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

Итак, 8 рекомендаций:

  1. Есть  пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
  2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
  3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
  4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
  5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате.  Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
  6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
  7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
  8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!

История из жизни

Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее…

Мальчик очень любил конкретную книжку. как приучать ребенка к порядку, картинкаИ мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

Необычный подход

Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

— Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

— Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

— Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но  если до того как ложиться спать ты  сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

отец и сын, как приучать ребенка к порядку, картинка— Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе.  Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

Советы психолога

Кроме того, предлагаю посмотреть  советы  на видео, как приучать ребенка к порядку:

Дисциплина и порядок

Понятие дисциплины

Что такое дисциплина и как к ней приучить?

Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

Дисциплина и возраст

Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать.  контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании.  И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

Да, и расскажите, пожалуйста, в комментариях, какие методы вы применяете для своих детей? Удачи вам, новых креативных идей и терпения! Если статья была для вас полезной и интересной поделитесь ею в социальных сетях, со своими друзьями, у которых есть дети. До новых встреч!

«+»ipt>»; scArray[1] = []; scArray[1][«blockId»] = 86795; scArray[1][«adId»] = 318722; scArray[1][«fetched»] = 0; scArray[1][«text»] = «

Как приучить ребенка к порядку: рекомендации и советы

Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

0 323 1 Сентября 2018 в 10:22

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Редактор: Тамара Ткаченко

Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын — аккуратным и чистоплотным человеком. Но приучить ребенка к чистоте и порядку бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

Как приучить ребенка к порядку картинка

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

  • Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

  • Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.

Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге. А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.

  • Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.

Приучить ребенка к чистоте и порядку картинка

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога заботливым родителям

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения. Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
    Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки вы сможете легко и быстро:

Корректор: Наталья Коновалова

Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Редактор: Тамара Ткаченко

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога

🏠 » » Советы как приучить ребенка к порядку и чистоте

Повседневные дела ребенка и порядок.

В каждой семье существуют определенные правила, гласные и негласные. Они касаются домашнего рас­порядка, режима, норм поведения и многого другого. Приучение к ним ребенка — важная часть, если не ска­зать основа, его воспитания.

Слово «приучать» имеет особый смысл, отличный от слова «учить». Когда мы говорим «научить», то име­ем в виду передачу знаний ребенку: мы что-то расска­зываем, показываем, объясняем, одновременно он учится сам. Слово же «приучать» означает наше намерение добиваться от него регулярного поведе­ния. Например, чтобы он мыл руки перед едой, убирал игрушки, вовремя делал уроки, наводил порядок в вещах и т. д.

Неприученный к порядку и правилам, ребенок ока­зывается во власти минутных желаний, неуправляе­мых эмоций, случайных влияний.

развитие дисциплины у детей

Мы говорим, что он  не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время.

Правила дают ребенку ощущение не только по­рядка, но и уверенности в жизни.

Как  приучить детей  к порядку дома.

Приучение к порядку и правилам — специальная ра­бота, работа длительная, ежедневная и ежечасная! Часто она проходит трудно, с обидами и конфликта­ми. Хорошо известные «поля сражений» с детьми любого возраста — это еда, приготовление уроков, помощь по дому, укладывание спать и др. Говорит мать одиннадцатилетней девочки:


У нас с ней все вроде бы хорошо, но есть один «ка­мень преткновения»: беспорядок в ее комнате. И не то чтобы она не умела убираться. Когда должны прийтм подружки, наводит идеальный порядок.
А обычно войти в комнату невозможно: вещи «раз­мазаны» по всей комнате, все валяется где попало!
Меня уже заранее трясет, когда я просто прибли­жаюсь к ее двери. А она грубит: «Отстань, надоела,сама знаю!». Если бы не это, мы бы жили мирно.

Вообще она неплохая девочка, учится хорошо. Но такой изъян в воспитании и я не могу с ним при­мириться! В этом вопросе меня просто заклинило!


Мать права: действительно «изъян» и действитель­но «заклинило» , между прочим, не только ее, но и дочь. Что-то было упущено, а сейчас уборка комнаты стала для обеих «камнем преткновения».

К сожалению, такие упущенные случаи могут при­вести и приводят к серьезным семейным разладам. Вот один пример.


В знакомой семье с двумя подростками появляется отчим. В прошлом он морской офицер и в силу своей бывшей профессии, да и по характеру человек, приученный к порядку и организованности. Подро­стки, наоборот, привыкли находиться «в свободном полете». Их мать, обремененная работой и учебой по вечерам, не могла обращать должного внимания на их «приучения». Неубранные вещи, оставленные на столе тарелки, разбросанная в прихожей обувь это еще «мелкие» дискомфорты, с которыми стал­кивается новый человек в семье. Накапливаются и более серьезные неприятности, потому что «про­спали, забыли, потеряли…». Так, девица теряет ключ от дома, лазает в окно, и в один прекрасный день «по проторенной дорожке» в дом забираются воришки и уносят что-то ценное. Из школы сообща­ют, что сын не успевает, так как прогуливает уроки… и т. д. Отчим пытается помочь матери ввести ребят в рамки они обсуждают, догова­риваются, даже составляют письменные соглаше­ния. Но ситуация запущена, дети плохо поддают­ся исправлению, а бывший морской офицер, конечно, не А. С. Макаренко. Отношения портятся, накап­ливается глухая вражда. Мать оказывается между двух огней. Все в проигрыше. Печально, но планы создания новой семьи «разбиваются о быт»!


Итак, как же его приучать? Одного рецепта, конеч­но, нет, так как причины непослушания или неоргани­зованности ребенка могут быть разные. Лучше всего помнить о некоторых общих методах и закономер­ностях. Их довольно много, и они разные для разно­го возраста. Обсудим некоторые наиболее важные.

как организовать ребенка

Начинать как можно раньше приучать к порядку.

Не могу не поделиться одним впечатлением.


Дело происходило в Америке, на перроне пригород­ной электрички. На скамейке сидела юная мама негритянка с малышом на коленях. Маме на глаз можно было дать не больше лет шестнадцати, а малышу не больше одного года. Оба общались улыбками, жестами и короткими словами. В ка­кой-то момент разыгравшийся малыш, шлепнул маму по лицу. «Stop itстрого сказала мать, подняв указательный палец. Но малыш скоро по­вторил свой шлепок. «Stop itснова строго по­вторила мать. После третьей попытки малыша дотянуться до лица матери, она сня­ла его с колен и поставила на ноги около себя (стоять он уже умел), пе­рестав обращать на него внимание. Малыш, захныкал; подождав не­много, мать снова посадила его на колени. В какой-то мо-__   мент на его подозритель­ный жест она просто под­няла палец с серьезным лицом и инцидент был исчерпан. Общение снова вошло в мирное русло.


Эта сцена запомнилась, наверное, потому, что было удивительно видеть такое необычное сочетание юности мамы и ее мудрого поведения. Молодая мать интуитив­но действовала абсолютно грамотно. Она четко и в то же время мягко сообщала малышу решительный запрет на недружелюбное действие по отношению к себе. Какими запущенными случаями на этом фоне выглядят подчас агрессивные выпады наших подростков в адрес матери!

Дело, конечно, не в географии или культуре стра­ны. В наших семьях можно найти сотни примеров еже­дневной, казалось бы, незаметной и в то же время не­обычайно важной воспитательной работы родителей. Эти примеры хочется собирать и приводить, они крас­норечивее любых умных слов. Вот один из них.


Семья сидит за столом. Все пьют чай и разговаривают. Бабушка испек­ла печенье; оно лежит на большой тарел­ке, посыпанное сахаром, и выглядит очень при­влекательно. Пока разливают чай, полуторагодо­валая девочка под шумок уже добыла себе печенье и с удовольствием его ест. Все тепло улыбаются ее находчивости. Мать, освободившись от чайни­ка, берет ее к себе на колени. Съев первое, девочка просит второе печенье, и мать позволяет его взять. Не доев второе, девочка тянется за треть­им печеньем. «Нет, говорит мать, я тебе не позволю, пока не доешь вот это», указывая на недоеденную половинку. Но та продолжает тя­нуться к тарелке с печеньем. «Нет, нет, мяг­ко, но настойчиво повторяет мать, ни в коем случае нельзя! Нет, нельзя», это повторяется еще несколько раз: девочка живая и упорная, ма­ма мягкая, но непреклонная. До возможных слез дело не доходит, так как мать поднимается и уносит дочку в другую комнату. Через минуту она спокойно возвращается с девочкой на руках.

Чаепитие мирно продолжается, а тарелка, между прочим, уже отодвинута на другой конец стола.


Эта история может показаться очень обыденной, но именно поэтому она поучительна. На таких по­вседневных «уроках» ребенок осваивает беспреко­словность родительского «нет».

Так с самого раннего его возраста по золотым крупинкам собирается опыт послушания и овладения правилами поведения.

как родители могут помочь ребенку выполнять свои обязанности

Как организовать ребенка?

Организованность ребенка зависит от порядка вокруг него. Необходимо, чтобы вещи, посуда, игрушки имели свои места и возвращались на место. Чтобы ребенок, как и остальные члены семьи, спал в своей кровати, по возможности сидел за столом на своем месте, ел из своей тарелки. Хорошо, когда в семье соблюдают­ся некоторые постоянные «ритуалы» — укладывания спать, прогулок, приема гостей.

Невозможно перечислить все то, к чему приходит­ся приучать ребенка.

Важно чтобы то, что вы от него ждете, регулярно вами отслеживалось, внимательно и настойчиво.

Ведь постоянные нарушения и отклонения могут тоже закрепляться и грозить стать «правилами».

Очень важны правила, связанные с едой: что, как и когда ребенок ест, как он себя при этом ведет. Обыч­но еда — испытание не только для ребенка, но и для родителей. К сожалению, родители не всегда выдер­живают эти испытания.


В семье двухлетней девочки тяжелая проблема: дочка «ничего не ест» (эти традиционные слова родителей всегда удивляют — непонятно, как ре­бенок при этом выживает, да еще неплохо выгля­дит?). Девочку кормят отдельно от всех, так как нужны особые условия. Чтобы она открывала рот на ложку с кашей, мама должна петь, а няня тан­цевать (или наоборот). Эти песни и пляски про­исходят по нескольку раз в день и совсем измота­ли домочадцев.


А вот другой пример.

Мать пятилетнего мальчика озабочена его неор­ганизованностью. Правда, в доме есть дядя маль­чика, который умеет «приводить племянника в норму». Например, если тот вышел из-за стола, а потом возвращается, чтобы схватить кусок, дядя ему этого не разрешает. Мама довольна дей­ствиями дяди, считает их правильными. Но на вопрос: «А сами вы делаете так же?» отвеча­ет: «Нет, что вы, я ведь мама! Он пришел из са­дика, может быть голодный, надо дать покушать сколько захочет».


Так оказывается на разных чашах весов забота, ус­ловно говоря, «о желудке» и о нормах поведения. К со­жалению, первая чаша у родителей порой перевеши­вает, и, конечно, действуют они «из самых лучших со­ображений».

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться?

Как помочь ребенку?

Вернемся к моментам, когда ситуация еще не так за­пущена. Заметим, что просто отслеживать выполне­ние правил недостаточно. Очень важно, чтобы роди­тель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.


Недавно я наблюдала мать, гуляющую с двухлет­ней дочкой. Девочка играла в песочнице. Подходи­ло время обеда.

«Давай, моя хорошая, обратилась к ней мать, будем потихоньку собираться домой. От­ряхнем руки, соберем формочки, положим их в па­кет… Куколку и совок тоже не забудем» (все это она приговаривала и делала не спеша, давая воз­можность девочке принимать участие).

«Сейчас пойдем домой… Ой, как хорошо ты мне помогаешь!.. Придем домой, разденемся, помоем ручки, будем есть вкусный супчик…»


Казалось бы, что особенного делала мать? На са­мом деле, очень многое! Во-первых, она говорила очень доброжелательно (моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь!), поддерживая приятный тон обще­ния. Во-вторых, подстраивалась под темп девочки, ко­торой надо было оторваться от игры и начать соби­раться — что всегда не просто дается ребенку (гово­рила потихоньку собираться, и сама действовала не спеша). В-третьих, «озвучивала» и организовывала действия ребенка, помогая ему и в то же время со­храняя его инициативу — предлагала отряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие. В-четвертых, она планировала следующие ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными (вкусный супчик).

В результате следовало естественное послушание ребенка, а вместе с ним — приучение его

к порядку и дисциплине.

Многие родители интуитивно ведут себя так же. Им нравится приговаривать, когда они занимаются с ма­лышом, и тем более обсуждать занятия и дела с деть­ми постарше.

С дошкольного возраста приходится приучать детей и к более сложным вещам. Например, важно, чтобы они научились держать свое слово, выполнять взятые на себя обязательства. Когда дети умоляют за­вести щенка, купить хомячка или аквариумных рыбок, они горячо заверяют, что будут заботиться о своих пи­томцах и все делать сами. Но потом многое «забыва­ется», так что заботы ложатся на взрослых.

ребенок не хочет убирать за собой

Бесконфликтно приучать ребенка выполнять свое обе­щание — важная задача, но она, как и остальные «приучения», требует терпения и изобретательности родителей.

Сошлюсь на интересный случай из воспоминаний замечательного американского психотерапевта Миль­тона Эриксона. У него было восемь детей, и каждый из них испытал на себе умелое, часто нетрадицион­ное обращение отца с их детскими проблемами. При­вожу его рассказ:


У детей короткая память, но я отлично запоми­наю, что они делали или говорили.

Роберт однажды заявил: «Я достаточно взрос­лый, большой и сильный, чтобы каждый вечер вы­носить мусор». Я выразил сомнение в этом, но он горячо защищал свою точку зрения. Тогда я ска­зал: «Хорошо, со следующего понедельника мы по­пробуем».

Он вынес мусор в понедель­ник и во вторник, но в среду за­был это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятни­цу и в субботу. Поэтому в суббо­ту я дал ему возможность как можно больше поиграть в ак­тивные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем в качестве осо­бого исключения я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. В час ночион сказал: «Пожалуй, я пойду спать».

Я отпустил его. По какой-то «странной слу­чайности» я проснулся в три часа ночи и разбу­дил Роберта. Я очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напом­нил ему, и он понес мусор.

Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и за­брался в кровать. Когда он крепко заснул, я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще боль­ше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он вынес его в мусорный контейнер у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному контейнеру, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта.

Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор.

Фактически, Роберт запомнил этот урок так крепко, что у него, теперь уже взрослого, вырвал­ся тяжелый вздох, когда я сказал ему, что опишу этот случай в своей книге.


В этом эпизоде отец повел себя, действительно, несколько необычно. Однако все, что он делал, было четко продумано и рассчитано на безусловный ре­зультат. Во-первых, он разбудил сына поздно ночью (причем дважды!), дождавшись, когда тот крепко за­снул. Для чего? — Чтобы дать ему сильнее прочувст­вовать, что держать слово — дело важное, во всяком случае, важнее ночного сна. Во-вторых, он провел всю «воспитательную операцию» в интересном тоне: не­прерывно сожалея и извиняясь. Почему? — Чтобы, сочувствуя и беря на себя часть вины, установить дру­жеский тон и тем самым предотвратить возможную негативную реакцию сына. Расчет оказался точным: мальчик не только добросовестно сделал все, но больше никогда не забывал о своем слове.

Использовать  «внешние средства»

Организовать себя дошкольникам и младшим школьни­кам помогают и так называемые внешние средства. Это наглядный материал в виде картинок, списков, инструк­ций, расписаний и т.п., которые напоминают ребенку что, когда и в какой последовательности надо делать. Они замещают «руководящие указания» взрослого и по­могают самостоятельно справляться с делами. Хочется особенно подчеркнуть «гениальность» этого способа.

Введение внешнего средства помогает  «убить сразу двух зайцев»:

  1. снять нагрузку с родителей
  2. делегировать ответственность ребенку.

К сожалению, родители не всегда готовы переда­вать свою роль такому неодушевленному «заместите­лю». Вот один из многих примеров.


Мать будит по утрам сына-второкурсника, кото­рый отчаянно сопротивляется всем ее усилиям. На вопрос:

—      А что, у вас нет будильника?
Мать отвечает:

  • Конечно есть, он его каждый день ставит, а когда тот звенит, затыкает и продолжает спать!
  • И что вы делаете?
  • Ну, я иду его будить. Иногда приходится де­лать это по нескольку раз. Он говорит: «Сейчас встану, не приставай!» А сам снова засыпает. Пока не разозлится на меня, тогда действитель­но просыпается и встает.
  • А что, если вы не станете его будить?
  • Так ведь он лекцию проспит!

Дальше можно было бы поинтересоваться, чья это забота, но ответ и так ясен: мать продолжает остав­лять эту заботу себе, мешая сыну взять на себя ответственность за свои учебные дела, а заодно на­учиться пользоваться вполне подходящим «вспомога­тельным средством».

недисциплинированный ребенок

Не бояться «уроков жизни»

Всем известны естественные следствия неоргани­зованности или непослушания — это наказания, кото­рые исходят от самой жизни.

В тех случаях, когда ребенку не хватает «сознательно сти», стоит не мешать ему столкнуться с негативными результатами его действий

Тогда ему некого будет винить, кроме самого себя, и он приобретет ценный опыт. Только что мы говорили о вста­вании или невставании по будильнику. Посмотрим на другую ситуацию, где мать повела себя более разумно.


Девятилетний школьник не сложил с вечера портфель, утром впопыхах не нашел тетрадку с домашним заданием, провозившись, опоздал в шко­лу, получил двойку. Приходит домой расстроен­ный и сообщает матери о случившемся.

МАТЬ. Жаль, что так получилось. Ты думал, что утром успеешь собраться.

СЫН. Вот именно, подумаешь, сложить какие-то две    (Ищет тетрадь.) Куда же она за­пропастилась!? Главное,    сделал домашнююработу, а она мне двойку!

МАТЬ. Тебе кажется, эта двойка несправед­ливая.

СЫН. Конечно! Если бы за знание, а то, го­ворит, «за несобранность»! За это надо ставить по дисциплине… (Обнаруживает тетрадь за столом.) Да вот же она! Смотри, я все правильно решил! Сейчас вот сделаю сегодняшний урок и на­рочно сразу положу все в портфель, чтобы знала…

МАТЬ. То есть, хочешь положить все заранее.

СЫН. Ну да, не собираюсь лопухаться второй раз!


Мы видим, что мать действовала очень мудро. Во-первых, она позволила сыну столкнуться с возмож­ными неприятными последствиями — не стала напо­минать о несобранном портфеле. Во-вторых, когда неприятность случилась, она сочувственно отнеслась к его переживаниям. Ее активное слушание позволи­ло сохранить дружескую атмосферу и помочь мальчи­ку извлечь полезный урок.

Жизнь порой учит лучше, чем родитель. И когда за неправильные действия ребенок наказывается «самой жизнью», то не стоит добавлять еще родительские назидания.

Мы обсудили несколько основных методов и законо­мерностей, учет которых помогает родителю и ребенку в нелегкой задаче приучения.

  • начинать по возможности рано и де­лать это систематически. Важно помнить о естествен­ных законах организма: любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку.
  • помогать ребенку в сложных для него задачах (напоминать, подстраховывать, делать вместе), затем постепенно отпускать его на самостоятельность.
  • В «переходный период» стоит помнить о внешних средствах
  • Исключительно важно следить за доброжелательные тоном общения, особенно если приучение идет трудно.
  • Полезно помнить правило: «На ошибках учатся». Не следует «стелить соломку» везде, где ребенок может «упасть». Важно оставлять ему возможность встре­титься с неприятными последствиями своих действий.

Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника

Как приучить ребенка к порядку? Научить самостоятельно складывать игрушки, помогать маме с уборкой? Думаете, это нереально? Все возможно, если следовать нашим рекомендациям и проявить терпение и настойчивость.


olga-krav4enko.livejournal.com 

О, сколько неприличных слов было сказано родителями, которые сотню раз спотыкались об игрушки, наступали ночью на мелкие детальки конструктора. Чем старше становится ребенок, тем больше «богатства» накапливается в квартире. Глядя на картинки с веселым дизайном детской комнаты, вы просто не можете поверить, что у кого-то в доме игрушки сложены в шкаф, и не мамой, а улыбающимся малышом. Как приучить ребенка к порядку, чтобы он складывал свои вещи без криков и истерик? Думаю, подобный вопрос задают себе ежедневно миллионы родителей.

С какого возраста начинать?

Современные мамы и папы иногда излишне оберегают свое чадо. «Наработается еще за жизнь». В итоге, ребенок, который не приучен работать, не только отказывается выполнять поручения старших, но впоследствии не хочет делать уроки, следовать требованиям воспитателя и учителя. Вопрос не только в чистоте.

Вы учите ребенка быть самостоятельным и ответственным,
он привыкает проявлять усилие, даже, когда не очень хочется.

Если вы все делаете за ребенка, он скоро к этому привыкнет. Он просто не будет знать, что может быть иначе. Вам нужны лишние капризы и избалованность? Нет. Поэтому начинать прививать навык убирать свои игрушки и вещи стоит в возрасте 2 – 3 лет. Не ждите стремительных успехов, ваш малыш еще маленький, но годам к четырем — пяти вы сможете оценить свои старания.

Как приучить ребенка к порядку?

Для начала минимализируйте масштаб уборки – проведите ревизию детских игрушек. Часть из них уже давно не пользуется популярностью у ребенка: надоели или не соответствуют возрасту, что-то давно сломано и восстановлению не подлежит. Не складируйте на балконе и в подвале детское богатство. Еще пригодные игрушки отдайте маленьким родственникам или занесите в «Дом ребенка», предварительно обработав.

gidgood.ru

Малыш подражает вам во всем. Воспользуйтесь этим. Сами кладите вещи на место, обязательно проговаривайте это. Подобное поведение должно быть у всех остальных членов семьи. В этом чаще всего и загвоздка. Папа спешил на работу и оставил двери шкафа открытыми и пр. Все! Вольная жизнь закончилась. Теперь строгие требования к самим себе. И только после этого беремся за воспитание своего чада. Старайтесь не высказывать при ребенке, что вы устали от уборки. Пусть в его представлении это будет обязательным и естественным пунктом режима. Настройте малыша, что пить чай с конфетами вы будете только после того, когда все игрушки будут сложены в контейнер или в шкаф. И никаких компромиссов!

Если вашего примера недостаточно, посмотрите мультфильмы, в которых учат убирать за собой вещи и игрушки. Вот некоторые варианты: «Федорино горе», «Нехочуха», «Лунтик и его друзья. Необычная уборка» серия 356, «Мусти – большая уборка»


www.kraskizhizni.com

Вряд ли малыш будет с энтузиазмом убирать свои игрушки, если вы в это время заслуженно бездельничаете на диване. Уборка должна изначально проходить совместно. Покажите, куда лучше складывать игрушки. Объясните, зачем вы это делаете. В процессе уборки можно вместе петь любимые песни или читать стихи.

Когда работа закончена, похвалите малыша, наградите чем-нибудь вкусненьким, но действуйте аккуратно, т.к. маленький хитрец быстро научится этим пользоваться.

Не стоит ругать ребенка за неубранные игрушки при чужих людях. Выведите его в другую комнату и тихонько объясните, что вам стыдно за бардак, сами вы не справитесь, а вот с маленьким помощником дело пойдет значительно быстрее. Вы – команда единомышленников.

Превратите уборку в увлекательную игру. Машинки не просто складываются в коробку, а едут в гараж.


deti86.ru

Устройте соревнование: кто быстрее соберет детальки от конструктора, кто первый сложит вещи: мама детские или дочка кукольные.

Попробуйте устроить уборку на время. Поставьте на видное место песочные часы, которые будут стимулировать ребенка.

Заинтересовал опыт одной мамы, которая читала книжку вслух в то время, когда малыш убирал свои вещи. Как только труженник останавливался, мама тоже прекращала чтение. Польза от такой уборки очевидна.

Если ребенок отказывается убирать игрушки, во время сна просто спрячьте их. Предварительно прочитайте сказку на эту тему. Расскажите, куда сбегают игрушки, если их не расставить по местам. Проснувшись, юный неряха изрядно перенервничает, когда узнает, что от него сбежали все, даже колесики от сломанной машинки.

Не получилось? Что ж, пусть лентяй оценит весь дискомфорт, связанный с беспорядком. Когда ему понадобится деталька от машины или конструктора, не помогайте и не ищите вместе с ним. Пусть он почувствует, насколько сложно сориентироваться в бардаке. Это вариант для детей постарше, т.к. малыш двух — трех лет просто закатит истерику.


vskormi.ru

Предложите ребенку самостоятельно определить место для игрушек. Пусть он сам в магазине выберет контейнеры. Ваша задача помочь определиться с размерами и количеством емкостей. Как бы потом не возникла проблема с уборкой самих контейнеров. 

С ребенком постарше рассортируйте игрушки по коробочкам, которые можно подписать. Например, «Одежда для кукол», «Детали от машинок», «Конструктор». Важно, чтобы ребенок сам наклеил надписи или подписал коробочки – ответственность усиливается.

Если ваш юный помощник достиг возраста семи-восьми лет, стоит определить ему ежедневные или еженедельные обязанности. Предложите несколько вариантов на выбор. Хорошо, когда у вас будет дружная команда: мама моет пол, а дочка вытирает пыль. Учитывайте физические возможности ребенка и возраст. Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним. Подчеркивайте его достижения и не забывайте хвалить.

Не расстраивайтесь, если у вас в доме по-прежнему нет идеального порядка. Его и не должно быть, когда в доме есть маленький исследователь. У Ивановых двое детей и собака и всегда чистота? Тщательнее убирайте в доме перед приходом Ивановых, чтобы не комплексовать. Не старайтесь воспитать малыша маниакальным педантом, просто объясняйте ему, зачем нужен порядок в доме, как это красиво и удобно.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы приучаете своих детей к порядку? Какую работу по дому выполняет ребенок? Убирает ли сам игрушки? Ждем ответов в комментариях.

Как приучить ребёнка к порядку?

Как приучить ребёнка к порядку так, чтобы это не стало для него мучением, и он не воспринимал уборку как наказание.

Часто разногласия между детьми и родителями возникают из-за беспорядка в комнате и вещах ребёнка. Родители, видя бардак и разбросанные вещи, стыдят своё чадо, ругают, хотя это не приносит желаемого результата.

На самом деле дети не замечают беспорядка, задача взрослых – научить их видеть грязный пол, неубранную постель, разбросанные книги или игрушки и понять, что беспорядок, это неудобно. А порядок поддерживать, это удобно, так как все вещи лежат на своих местах, их легко найти; порядок – необходимость, потому что за аккуратное оформление домашнего задания в тетради, учитель обязательно поставит отличную оценку; порядок – приятно, потому что пригласить друзей приятнее в чистую комнату, общаться приятнее с аккуратным человеком.

Когда начинать приучать и как

  • Для маленького ребёнка  — интересная игра.

Уборку игрушек можно воспринимать, как игру в «уборку игрушек». Важно не отбить у дочери или сына охоту следить за порядком слишком завышенными требованиями. Приучать малыша убирать игрушки можно лет с двух — трёх, тут родители должны понять, когда это действие доступно для их сына или дочки.

Малыши любят подражать взрослым и вместе с ними мыть посуду, вытирать пыль, убирать игрушки. Последнее занятие им по силам, но нужно преподнести его в игровой форме: то есть убрать машинки в «гараж», животных на «ферму» и т.п. Можно заранее приготовить коробки для «гаражей», «ферм», «спален». Почаще нужно детей хвалить, а ругать и выговаривать за неправильно выполненную работу не стоит, они ещё малыши.

  • Детям постарше: лет пяти – восьми, можно уже доверить полив цветов, мытьё посуды.

Нужно составить список доступных для ребёнка дел: он может выносить мусор, застилать свою постель. Если цель родителей воспитать нормального, уравновешенного человека, а не педантичного, помешанного на чистоте, то не загружайте его чрезмерной работой. У ребёнка должно быть время и на более интересные занятия. Важно назначить ему дела, которые выполнять будет только он и никто другой, конкретные его обязанности в семье.

  • Начинать приучать к порядку в возрасте от 9 до 14 лет – поздновато.

Здесь потребуется значительно больше сил и нервов, такта и сдерживания эмоций. Прибегая к унижающим замечаниям, родители добьются полного отказа от выполнения требований и просьб, лучше просто и конкретно указать на то, что и когда должно быть выполнено. Пусть уборка совмещается с включенным телевизором, прослушиванием музыки.

Идеальный порядок в доме не всегда гарантирует, что ребёнок вырастет таким же аккуратным, как его родители. Врождённая аккуратность, это всё же редкое качество, поэтому нужно прилагать усилия для воспитания детей, быть для них образцом и начинать приучать детей к порядку пораньше, заниматься этим постоянно.

Начни с себя – самый главный принцип, который работает везде и всегда, лучший воспитательный фактор — личный пример родителей.

Ребёнок с самого рождения должен жить в чистоте и порядке; не нужно мешать малышу «помогать», пусть даже он не понимает, для чего это нужно, обязательна похвала за «помощь»; всегда нужно считаться с возможностями ребёнка, непосильные в его возрасте задания в дальнейшем отобьют всякую охоту заниматься уборкой; не требовать больничной стерильности или абсолютного порядка, так как нормальная активность ребёнка, его занятия, игры подразумевают некоторый беспорядок, будет достаточно, если нетерпимость к неряшливости и бардаку станет нормой; никогда уборка не должна быть наказанием за проступки.

Аккуратность, порядок — важные составляющие в жизни человека и его семьи, но не самые главные.

Как приучить ребенка к порядку. Психология и воспитание от 1 до 3 лет

Реклама
Реклама

Моему сыну 4 года. Он растет веселым и смышленым мальчиком. Нам с мужем приятно наблюдать за ним, когда он играет с машинками, конструкторами, мягкими игрушками. Словом, не можем нарадоваться, глядя на Митю, до той самой минуты, пока не просим его убрать в детской и отправляться спать. Одно мгновение — и ребенка словно подменили: горькие слезы, крики, отказ подчиняться… Он забивается в угол дивана и рыдает, а на полу громоздятся мячи, машины, самолеты и плюшевые звери.

У нас с мужем тоже портится настроение, потому что мы ощущаем себя злыми великанами, которые вторглись в детский мир и нарушили гармонию. Кроме того, мы хотим, чтобы у сына было хотя бы минимальное чувство ответственности: поиграл — убери за собой. Мы объясняем это Мите, но он отказывается слушать нас. Практически каждый вечер заканчивается так: папа теряет самообладание, кричит на Митю, пугает его, что выбросит все игрушки в мусорный ящик, и силком тащит его спать, а я складываю игрушки.

Может, мы слишком много требуем от 4-летнего малыша? Когда и как следует приучать его убирать за собой? Есть ли хоть какая-то возможность избежать детских слез и родительских криков, когда речь заходит о том, чтобы ребенок помогал старшим?

Ольга Краснова, Москва

Ситуацию комментирует детский психотерапевт, семейный консультант Мадлена Санчук

Ребенок начинает помогать родителям примерно с года. Он может откликнуться на просьбу передать салфетку, дать маме игрушку. Примерно в это же время стоит приучать его убирать в ящик ту игрушку, с которой он наигрался, и только после этого разрешить ему заняться другой. Малыш рассматривает книжки? Ему будет удобнее и спокойнее, если вы поможете ему взять одну, а остальные чуть отодвинете в сторону. Если он потянулся за следующей, предложите ему вначале вернуть на место ту, с которой он играл. Впрочем, если ребенку важно играть сразу с двумя-пятью книжками, не старайтесь его переубедить. А вот если он готов заняться строительством башни, необходимо сказать: «Митя наигрался с книжками и хочет играть с кубиками. Молодец, Митя! Ну-ка, давай поставим книжки на место, а затем мама даст Мите кубики». Он хочет рисовать? Прекрасно. «Митя, сперва нужно собрать все кубики в эту корзинку, а потом мы вместе непременно будем рисовать».

Чем старше ребенок, тем сложнее его игра. Уже в два года ему нужна и книжка, и кукла: он «читает» кукле книжку. Или — зверюшки, поезд и посуда: зверюшки едут в поезде, а на остановках Митя их кормит. Сколько игрушек можно давать ребенку одновременно? Ровно столько, сколько необходимо ему для его игры. Это может быть набор из ста кубиков. Или тридцать машин, гараж и водители с механиками. Или кукла, весь ее гардероб, ее кухня, коляска и набор юного доктора.

Когда вы попросите полуторагодовалого ребенка убрать за собой книжки или машинки, то вряд ли услышите бурные протесты. А вот ребенок постарше может начать капризничать из-за того, что убирать ему не хочется. Произойти это может по двум причинам. Первая — он просто чуть повзрослел и теперь испытывает вас: что, мол, случится, если я не подчинюсь? Твердо и спокойно настаивайте на выполнении поручения, спросите, нужна ли ваша помощь. Если он заартачился — не вступайте в бой. Отступите. Через пять минут он непременно прискачет к вам за соком. Доброжелательно и твердо скажите, что дадите ему сок, как только он закончит незавершенную работу: «Я налью тебе соку после того, как ты соберешь кубики. Тебе помочь или ты сам?»

Вторая причина, по которой малыш может отказаться убирать, это страх не справиться с задачей. Вспомните себя: вы выходите на кухню после того, как у вас на Новый год гуляли все тридцать ваших друзей и родичей. Знакомо вам раздражение и минутный приступ слабости — с чего начать уборку этих авгиевых конюшен? Такое же ощущение подавленности и страха испытывает маленький ребенок при виде холмов из кубиков, мишек, зайцев и машин. Игрушек много, они раскиданы по всей комнате. Ребенку не справиться с работой. Здесь ваша помощь неоценима. Сядьте на пол, помогите малышу разделить непосильную проблему на простые и выполнимые задачи: «Давай мама положит этот кубик в ящик. А ты принеси вон тот, красный. Теперь мама положит этот маленький синий, а ты принеси вон тот большой желтый. Теперь дай мне два зеленых! Ах, молодец! Вот какой у меня хороший помощник!»

Так вы учите сразу нескольким вещам: порядку, солидарности, взаимопомощи, а заодно ведете очень важное занятие, где ребенок постигает концепцию цвета, размера, зачатки счета. Если вас раздражает это занятие, то оно будет раздражать и вашего ребенка. Вы цедите указания сквозь зубы — он протестует. Вы спокойны, тверды и доброжелательны — он спокойно выполняет задание. Уверена, что вы не станете проявлять настойчивость, но сами незаметно все приберете, если малыш болен или очень расстроен.

Если все же ваши попытки призвать ребенка к порядку позитивными методами провалились, не беспокойтесь: есть на него управа! «Убери, пожалуйста, игрушки, иначе я сама соберу их и спрячу до послезавтра». Он не внял вашим словам, притворился глухим. Не выходите из себя. Соберите все игрушки с пола в одну коробку и спрячьте на два дня. А что, если у малыша уйма игрушек и он не хватится тех, что вы спрятали? Повторите процедуру на другой день. Рано или поздно он хватится своих книжек и машинок. Тут-то его и ждет серьезный урок: «Ты не убирал игрушки, я спрятала их, как и обещала, так что ты получишь их только послезавтра».

Вам придется проявить твердость и не поддаться на уговоры, что ему вот только книжку про «Теремок» или маленький конструктор. Послезавтра. Перед тем как вернуть игрушки, непременно договоритесь, что после игры вы ожидаете, что он уберет игрушки на место.

Один из вариантов этой действенной методики — штрафной ящик, в который отправляются все игрушки, которые не убраны к определенному часу. Заранее напомните о том, что приближается час икс, после которого вы отберете до послезавтра все, что осталось неприбранным.

И не забывайте хвалить ребенка за каждый добрый поступок.

Статья предоставлена журналом

мне кажется советы в статье очень правильные, просто дети разные — с кем то дольше это происходит, с кем то быстрее. у меня старшая дочка — 2г.4м. просто не может находиться в квартире если все игрушки не превернуты, «не ввалены» из коробок и шкафов. к вечеру страемся вместе. свекровь говорит и папа так же делал, потом прошло. вот и у нас потихоньку проходит, какие-то другие интересы появляются. а вот с года, когда они просят попылесосить с вами, посуду помыть или пол или пыль протереть, не надо отгонять. конечно вы это быстрее сделаете, но так ребенок приучается. мы отгоняли от пылесоса, теперь не хочет и не заставишь:(. страться надо вместе делать все по дому.

07.02.2008 12:48:13, валерика

Зачастую читая советы психолога — могу сказать — уж оченьмягкие методы у них:) Моему сыну 2 года и впервые убирая игрушки с ним я объяснила что нужно ложить все на место. Второй раз пришдлсь сказать это повышенным тоном — зато теперь проблем пока не возникает. И рассыпав что-то он тоже понимает, что я рассержусь и начинает убирать сам. Обертки от конфет он тоже сам выбрасывает в мусор. Этим хочу сказать, что воспитание начинается с рождения:) Я не тираризирую своего сына — но «пряником» и иногда «кнутом» приучаю к порядку и помощи:)

08.12.2005 09:43:46, Yase4ka

Родители со мной когда-то намучились в этом вопросе. А я до сих пор не понимаю, для чего было убираться: моя комната, мои игрушки, где лежат, там им и место. Лет в 10 попросила их не убираться на моем столе, потому что ничего не могла найти. До сих пор так и поступаю со всеми вещами, никому это не мешает.
Возможно, стоит объяснить ребенку, что есть веская причина убирать игрушки? И какая?

07.12.2005 22:40:32, Иракез

Всего 7 сообщений Прочитать обсуждение полностью.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Как приучить ребенка к порядку и чистоте

На игнорирование ребенком просьбы собрать игрушки, можно услышать слова:

— Ну лентяй! Весь в папу… Да, гены пальцем не задавишь.

Родители часто перекладывают неудачи в воспитании ребенка на характер малыша и обвиняют «некачественные» гены. Что это за гены и почему они виноваты? А может дело в другом?

Ребенок не взрослый! В силу несовершенной психики и неразвитой силы воли дети требуют особого подхода. Хитростью и небольшими уловками можно добиться большего результата, чем приказами, упреками и наказаниями. Итак, как приучить ребенка к порядку в доме.

8 заповедей для родителей

Никакие приемы и способы не помогут приучить к порядку маленького неряху, если взрослые не соблюдают следующие правила.

  1. Обязательно: Показывайте личный пример. Маленькие дети любят подражать взрослым. Родители для них образец поведения. Невозможно научить ребенка убирать за собой вещи, если мама и папа сами не поддерживают порядок. Чтобы привить малышу привычку, ее нужно сначала воспитать в родителях.
  2. Будьте последовательны. Не делайте поблажек. Пожалев ребенка, и позволив ему один, другой раз не убрать за собой, он поймет, что маму можно уговорить. И такие уговоры-договоры станут нормой: «А можно потом?», «Давай уберем позже».
  3. Не забывайте хвалить. Похвала — мощный стимул. Без нее привить привычку достаточно сложно. Иногда стоит лишь поблагодарить малыша, чтобы у него появилось стойкое желание «помогать».
  4. Воспитывайте регулярно. Нельзя закрепить привычку, занимаясь этим от случая к случаю. Ребенок не понимает, почему вчера можно было, а сегодня уже нельзя. Другими словами — не ленитесь! Приучайте малыша к порядку ежедневно.
  5. Никогда: Не заставляйте и не наказывайте работой. Насильственными методами воспитать привычку невозможно. Она формируется в добровольном порядке. Вынуждая и обязывая убираться в доме, вы отобьете всякое желание ребенка помогать.
  6. Не делайте за него. Малыш не должен видеть, что убраться в комнате вместо него могут другие. Иначе он поймет, что самому делать необязательно. Даже когда кроха устал или болен, лучше отложить уборку, но, ни в коем случае не убирать вместо него.
  7. Не кричите на ребенка. Не нужно делать из него неврастеника. Криками и скандалами вряд ли добьетесь положительного эффекта. Ребенок станет бояться и при вас убирать в комнате. Но как только родители за порог — вещи будут «раскладываться» где попало.
  8. Не критикуйте и не ругайте за неудачу. Малыш старался, хотел помочь… С каждым бывает… Поддержите малютку. Скажите, что в другой раз обязательно получится. Нельзя, чтобы он разочаровался. Иначе в следующий раз всячески станет отказываться помочь.

Приучаем к порядку

Чаще всего родителей тревожит бардак в комнате малыша. Только наведешь порядок, через 30 минут его как не бывало. Но на этом кавардак не заканчивается. После завоевания детской наглые игрушки начинают оккупировать другие комнаты. Скажем «СТОП!» беспределу, или…

Хитрые способы для маленького лентяя

Игрушки, пора домой.

Соорудите для игрушек и детских предметов домики. Желательно, чтобы жилища были яркими и красочными. Малышу будет гораздо интереснее отправлять игрушки по домам, нежели наводить «серьезный» порядок в комнате.

Машинам можно сделать гараж из картона. Обклеить его цветной бумагой, вырезать ворота и придумать вывеску. Кукол удобно убирать в домик-шкаф, где полки — это кроватки. Сшить туда кукольные подушки и одеяльца. Снаружи двери шкафчика тоже нужно преобразить: нарисовать окно и крышу, облака, солнышко.

Мелкие предметы практично хранить в коробках-домиках. Обклейте их пестрой бумагой, обозначьте окошки и смастерите из картона треугольную крышу.

Читаем также: как хранить ЛЕГО

Давай поиграем.

  1. Вариант 1. «Кто быстрее?». От такого развлечения не откажется ни один ребенок. Предложите малышу соревнование. По команде взрослый и ребенок собирают разбросанные игрушки в коробки. Кто быстрее соберет — тот выиграл.
  2. Вариант 2 «Разложи правильно!». Смысл игры рассортировать предметы по одному признаку. Например, в одну коробку мягкие игрушки, в другую — твердые, мелкие — крупные, деревянные — металлические, красные — синие и т.д.

Сказочная уборка.

Навести порядок в комнате помогут персонажи из сказок. Предложите ребенку перевоплотиться в сказочного героя. Девочка, надев крылышки, превращается в фею порядка или волшебницу детской комнаты. Мальчик может стать роботом-уборщиком или с помощью игрушек (ракеты-полицейского, грузовика-помощника) развозить предметы по местам. Играючи малыш с удовольствием уберёт в детской и еще наведет порядок в маминой спальне, в гостиной и других комнатах.

Поезд. Взрослый — диспетчер.

Он координирует действия малыша. Ребенок изображает поезд, который ездит по комнате и внимательно слушает, что скажет диспетчер. На слова «Станция роботов» (кукол, грузовых машин, кубиков) малыш собирает названые предметы и отвозит их по местам. Таким образом убирает всю комнату.

Объявляется генеральная уборка!

Собираясь навести кардинальный порядок в квартире, не забудьте про малыша. Принимают участие все жильцы! Торжественно объявите о начале мероприятия. Распределите объем работы и включите энергичную музыку. Еще интереснее, если за каждую уборку участники будут накапливать баллы, а затем обменивать их на приз. Предварительно договоритесь, какое количество баллов нужно собрать.

История игрушек.

Обнаружив в очередной раз разбросанные игрушки, спрячьте самые любимые. Через какое-то время ребенок заметит пропажу. Расскажите малышу историю о сказочной стране, где живут игрушки, которых обижали, забывали, не убирали в домики. Теперь его любимцы ушли туда искать себе новый дом. Можно написать им письмо, попросить вернуться. Однако нужно пообещать, впредь, убирать их на свои места.

Воспитываем помощника

  • Маленький «Помогайка». Приобщайте малыша к любой посильной для него работе ежедневно. Собираясь в магазин, прихватите пакетик и для ребенка. Поможет нести покупки. Попросите поднести сумку, помыть чашку, игрушку. Намочите тряпочку, пусть вытирает пыль с доступных мест. Вместе пропылесосьте ковер. Поблагодарите маленького помощника, и ни в коем случае не переделывайте работу ребенка в его присутствии. Иначе он подумает, что маме не понравилось, разочаруется и в будущем не станет помогать;
  • Небольшая обязанность. Придумайте для крохи маленькое, но постоянное задание. Например, менять поилку попугаю, кормить хомячка или следить, чтобы не было пыли в определенных местах. В зависимости от возраста он может развешивать небольшие вещи после стирки, раскладывать продукты, прибывшие из магазина или вымытые ложки и кастрюли на места. Обязанность воспитывает в детях ответственность и дает почувствовать себя нужным и полезным;
  • Ритуал. Отличный способ поддерживать порядок в комнате — это ввести обычай. Например, перед тем, как отправиться на прогулку, обед или лечь спать — малышу нужно прибраться в комнате. Сперва ритуал поддерживают родители и ребенок. Со временем помощь взрослого уменьшается, а церемония уборки всецело передается младшему члену семьи. Он привыкает и через какое-то время самостоятельно наводит порядок, стоит лишь ему напомнить, что скоро на прогулку, или обед уже готов.

10 шагов как приучить ребенка к порядку

Родителям на заметку!

  • Приучайте с раннего возраста. Чем меньше ребенок, тем проще закрепить привычку. Малыш привыкает убирать за собой. Порядок в комнате для него становится нормой. Это оградит вас в будущем от ненужных: «не хочу», «устал», «потом»;
  • На позитиве. Обращаясь к ребенку, включайте яркие позитивные эмоции. Дети заражаются хорошим настроением, и тогда с ними легче договориться. Работа пойдет быстрее, веселее и интересней;
  • Выбирайте правильно время. Навести беспорядок в комнате гораздо легче, чем его устранить. Уставший, сонный ребенок — не помощник. Находите время на уборку до того, как малыш утомится или захочет спать;
  • Поддерживайте интерес малыша. Другими словами, не отбивайте с раннего возраста стремления юного помощника. Как часто можно услышать: «Не трогай! Ты еще маленький!», «Поставь на место. Я сама уберу!». Именно с этих слов начинает гаснуть желание ребенка помогать. Пусть он мал, неуклюж, неважно, что разольет… Помогите ему, поддержите, но не запрещайте!
  • Приучайте постепенно. Привлекая кроху к уборке, не переусердствуйте. Дети не должны перетруждаться. Пока ребенок мал, ему помогают родители. Чем старше чадо, тем меньше участие взрослых;
  • Не требуйте и не ждите идеальной уборки. Невозможно сразу научиться быстро и аккуратно убирать. Чтобы оттачивать свои умения, ребенку нужно время и практика. На первых порах достаточно того, что малыш просто разложит вещи по местам. Постепенно учите складывать аккуратно, расставлять красиво;
  • Не приучайте к вознаграждению. Иначе в будущем, даже за небольшую работу, с вас будут требовать плату. Конфетка или мультфильм в качестве поощрения могут быть в исключительных случаях. Наградой за наведение порядка в комнате должна стать похвала.

Малышам нравится копировать и помогать взрослым. Нужно просто вовремя заметить их стремления и поддержать интерес.

Читаем также:

Как приучить ребенка к домашней работе

Психолог Дмитрий Карпачев

Как приучить ребенка убирать игрушки? Сразу хочу сказать, что вам мой ответ не понравится. Я объясню его, обосную, почему так должно быть

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *