Как детей наказывали раньше – С какого возраста нужно наказывать детей, и какие поступки в раннем возрасте заслуживают наказания? — Воспитание детей

Содержание

История детских наказаний от Древней Руси до наших дней

Буквально на днях патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призвала не считать побоями физические наказания детей в воспитательных целях. Церковь и ранее оправдывала такие воспитательные меры и порой даже настаивала на них. Но у государства сейчас другие представления о воспитании: с новыми поправками в Уголовный кодекс за причинение физической боли детям россияне могут отправиться в тюрьму сроком до двух лет. Тем самым власти закрепили окончательный поворот в традиции воспитания — детей больше бить нельзя.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Традиционное наказание

Со времён Древней Руси наказание детей воспринималось как благо. Ребёнка били и держали в строгости из любви к нему. Способы наказания на Руси сохранились в народной памяти через пословицы. «Дать бы тебе ума с заднего двора» — высечь. «Такую заушину дам, что троё суток в голове трезвон будет» — дать подзатыльник. «С черта вырос, а кнутом не стёган» — о пробелах в воспитании. «Жену учи до детей, а детей без людей» — о времени и месте проведения воспитательной работы. «Кого журят, того и любят» — о выборе тех, кого нужно наказывать. «По дважды и Бог за одну вину не карает» — о количестве наказаний за одну провинность.

Похвала ребёнка считалась опасной: «Хвала в очи хуже порчи». Хвалящий якобы рисковал оговорить ребёнка, поэтому суеверная мать должна была после положительных слов трижды плюнуть. Эта боязнь дошла до наших дней во фразе-предупреждении «не перехвали».

С распространением православия к наказаниям как необходимой мере добавились религиозные установки об изначальной греховности человека

Воспитательные наказания готовили детей не только к земной, но и к небесной жизни. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его, — гласят Притчи Соломоновы в Библии. — Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт».

В самом известном своде правил средневековой России — Домострое — наказанию детей были отведены отдельные пункты и несколько строк.

Домострой, XV–XVI века. Перевод В. В. Колесова:

«А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей, кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей».

Рекомендовалось «сокрушать ему рёбра» и «бить жезлом». Под «жезлом» понимался прут. От его ударов ребёнок «не умрёт, но здоровее будет», и его душа точно спасётся. Строгое воспитание в будущем «мужественного» человека подкреплялось, в частности, отсутствием улыбок во время игр.

Процедура наказания в семьях была спрятана от посторонних глаз. В школах при монастырях и церквях дети могли «получить» не только от отцов и старших братьев

Неотъемлемость жёстких мер для контроля за обучением даже попала в первый московский иллюстрированный печатный букварь. На гравюре-фронтиписе в начале книги был изображён класс, в котором учитель бьёт розгами одного ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в типографии Василия Бурцева в 1637 году. К розгам можно добавить и такие методы воспитания, как стояние коленями на горохе и удары верёвкой.

Азбука Василия Бурцева, 1637 год

Уставное наказание

Во второй половине XVIII века наказания по-прежнему были распространены, но стали не столь популярны. Жалованная грамота дворянству 1785 года постановила, что к благородным сословиям не надо применять телесные наказания. Отменили этот запрет через десяток лет при Павле I и вернули после восхождения на престол Александра I.

Как прекрасное образование не помогло Александру I изменить Россию

При создании в конце XVIII века системы народных школ, которые должны были охватить относительно большое количество населения, тема наказания детей была закреплена в правилах. Так, в «Руководстве учителям первого и второго класса народных училищ» 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году в новом положении запрет был сохранён, а в 1820 году — отменён.

В этот период воспитываются «непоротые поколения». Словосочетание приписывают Александру Пушкину. Представители этих поколений в декабре 1825 года вышли на Сенатскую площадь. Восстание декабристов стало точкой начала общественных «заморозков» правления Николая I. В 1828 году устав гимназий и училищ постановил разрешить физически наказывать учеников первых трёх классов. В 1838 году к ним добавились все гимназисты.

Решение о наказании розгами принималось попечителями учебных заведений.

Существовала так называемая шкала наказаний — за каждый проступок следовало конкретное наказание

Из-за этого могли не учитываться реальные обстоятельства. В зависимости от настроений и методов, следящих за ученическим порядком, частота наказаний различалась. Известный противник телесных наказаний XIX века педагог Николай Пирогов приводил цифры, что от 13 до 27% всех учащихся Киевского учебного округа в 1857–1859 годах подверглись битью розгами.

В 1864 году «Уставом гимназий и протогимназий» телесные наказания были отменены. Годом ранее запретили физические наказания в отношении детей-преступников. Любопытно, что, как и сейчас, против либерализации тогда выступало руководство церкви. Общий гимназический устав не означал отмену физических наказаний во всех школах большой империи.

Бывало, что общество родителей возмущалось методами воспитания приезжих в города и сёла учителей, выступая против наказаний как таковых или передачи этого права посторонним. В мужских и военных учебных заведениях насилие применялось чаще, чем в женских.

При домашнем обучении в привилегированных сословиях наказание тоже зависело от конкретной среды

В семьях российских императоров взгляды на дозволенность физического наказания не стояли на месте. При Екатерине II гуляли свободные идеи Просвещения и Жан-Жака Руссо. При Павле I юного будущего императора Николая и его брата Михаила воспитатель Матвей Ламсдорф бил розгами, линейками, ружейным шомполом, ударял их об стену.

Из записок Николая I, 1931 год:

«Граф Ламсдорф и другие, ему подражая, употребляли строгость с запальчивостью, которая отнимала у нас и чувство вины своей, оставляя одну досаду за грубое обращение, а часто и незаслуженное. Одним словом — страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении я видел одно принуждение, и учился без охоты».

Будущему Александру II Николай такого жестокого воспитателя определять не стал — Карл Мердер отличался рациональностью и вниманием к характеру ученика. К тому же ко двору был приглашён поэт Василий Жуковский. Вместо физических наказаний применились ограничения во встречах с родителями (дети жили в отдельной половине дворца), в питании (есть за обедом один суп) и, например, вправе входить в учебную комнату в воскресенье.

Обязательное для мальчиков военное обучение однажды отправило Александра на домашнюю гауптвахту за проскок на параде галопом вместо рыси

Дети Александра II тоже воспитывались без жестокости: выговоры, угрозы не пустить повидаться с родителями и пожаловаться императору, запрет есть сладкое, стояние в углу, не разрешение идти развлекаться. Известный семьянин Николай II, бывало, лично наказывал своих детей. Императорских детей шлёпали. Не доставалось только цесаревичу Алексею. Из-за гемофилии любой удар мог стать очень болезненным.

Советские наказания

В советской школьной системе бить детей было запрещено. Телесные наказания назывались буржуазным пережитком. Сторонники свободного воспитания, начавшие создавать свои общества ещё до революции, получили поддержку на правительственном уровне.

Нельзя было применять насилие не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях педагог или руководитель могли неформально отвесить непослушным детям подзатыльники. В 1930-х свободные порядки в школах первых лет советской власти уступили место догматизации и унификации образования.

Поманский Н.Н., 1928 годФёдоров А., 1926 годЛаптев А., 1929 год

Те наказания, что использовались в школах, касались определения места ребёнка в социальной системе. За проступки могли позже обычного принять в пионеры или вовсе исключить из них. За плохое поведение — вызвать родителей в школу. Увеличение общественной нагрузки — тоже способ наказания. Например, назначить нерадивому школьнику дополнительное дежурство. В отличие от российских школ советские не боялись ставить «двойки» и оставлять учеников на второй год.

Многое из этого применяется до сих пор. С поправкой на ослабление дисциплины и технический прогресс

Теперь учителя пытаются сконцентрировать внимание учеников, отбирая мобильные телефоны, а на несерьёзные нарушения делового стиля в одежде не обращают сильного внимания.

В семьях в XX веке ситуация продолжала оставаться разной. В одних семьях детей часто били, в других нет. Но со стороны власти насилие не поощрялось. Напротив, физические наказания воспринимались чем-то старорежимным и спорным.

Уголовные наказания

В наши дни вопрос о наказании детей обсуждается среди родителей, психологов и педагогов. Битье детей окончательно перестало быть нормой для большинства. Это закреплено и в Уголовном кодексе. Согласно 116 статье, за «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль» в отношении близких родственников можно получить от 360 часов обязательных работ до двух лет лишения свободы.

8 правил наказания непослушных детей

Принятие поправки в эту статью в июле 2016 года вызвало недовольство Патриаршей комиссии РПЦ. Ссылаясь на Священное Писание и Священное Предание православной церкви, она заявила, что «разумное и любовное использования физических наказаний» — право родителей, установленное Богом. Несогласные были и среди сенаторов, принимавших закон. Поэтому спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила создать рабочую группу для обсуждения принятых поправок.

Кроме попирания традиций предков, многие опасаются прихода диктатуры ювенальной юстиции

Этим страхом овеяны противники западных тенденций, когда сотрудники социальных служб могут забрать ребёнка из семьи за действия, которые в России считаются в порядке вещей. Зачастую страх основан на преувеличениях и пересказах уехавших за рубеж обиженных русскоговорящих родителей. При этом статистика по убийствам детей в России показывает угрожающие цифры, которые должны наоборот призывать усилить контроль за жизнями детей. Детей, в отношения которых совершено насилие, тоже много. По словам уполномочённого по правам детей Павла Астахова, только за один 2014 год потерпевшими были признаны почти 100 тысяч детей.

В 2008 году ФОМ провёл опрос об отношениях к физическим наказаниям. Оказалось, что только половину россиян (старше 18 лет на момент опроса) в детстве наказывали физически. С мужчинами это случалось чаще, чем с женщинами: 42% опрошенных признали — наказание было заслуженным. Но сами они считают, что физическое наказание для школьников со стороны родителей недопустимо (таких 67% против 26% сторонников), а в стенах учебных заведений такого не должно быть вообще (считают 90%). 63% из тех, кто имел детей, такие методы наказаний не применяли. Причём соотношения мало отличаются в зависимости от возраста, образования и местожительства респондентов. Самым популярным способом физического наказания были названы удары ремнём.

Наказания учеников в школах царского периода

Наказания были неотъемлемой частью воспитания и обучения на Руси. В «Домострой», созданный в эпоху царя Ивана Грозного в середине XVI века, даже включили отдельные пункты:
«Как воспитать своих детей в страхе Божьем»
и «Как детей учить и страхом спасать».

«Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом (то есть прутом. Прим. ред.) накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. <…> Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. <…> Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»
«Домострой»

Общество принимало суровые нормы, и в народной памяти осталось множество красноречивых приказок: «Какой ты есть батька, коли твоей детенок и вовсе тебя не боится», «За дело побить — уму-разуму учить», «Ненаказанный сын бесчестье отцу», «С черта вырос, а кнутом не стеган». Подобные традиции были сильны и в духовных школах XVII века, и в первых светских школах, и в закрытых дворянских учебных заведениях первой половины XVIII века — и учеников там наказывали очень жестко.

Ситуация изменилась в XVIII веке. В Российскую империю начали проникать популярные в Европе идеи Просвещения. Считалось, что новое общество может возникнуть лишь тогда, когда воспитает человека «нового типа» — просвещенного, гуманного, действующего согласно разуму. Императрица Екатерина II писала в своем «Наставлении к воспитанию внуков» в 1784 году:

«Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселён от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь, и никто их не похвалит».

И в 1785 году вышла «Жалованная грамота дворянству», которая запретила применять телесные наказания к представителям благородных сословий. В созданных по Школьной реформе народных училищах, согласно Уставу 1786 года, также был введен полный запрет на такие виды наказаний.

В начале XIX века мягкий подход к детскому воспитанию сохранялся. Например, в Царскосельском лицее, созданном в 1811 году, провинившихся учеников отсаживали на задние парты, или лишали на день лицейского мундира, или отлучали из класса. Редко сажали в карцер на хлеб и воду, где с учениками проводили воспитательные беседы.

Все изменилось после выступления декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года. Говорили, что бунтари выросли из «непоротого поколения», и эту проблему решил Николай I. Школьный устав 1828 года, по которому дети низших сословий стали учиться в одноклассных приходских училищах, мещан и купцов в трехклассных училищах, а дворян и чиновников в семиклассных гимназиях, вернул право телесных наказаний. Как наказывать провинившихся, решали попечители самих учебных заведений.

Ученика могли ударить линейкой, поставить коленями на сухой горох, высечь розгами. Список шалостей, за которые следовали такие наказания, был чрезвычайно велик. Лень, ложь, невнимательность на уроках, брань, драки, подсказки, небрежное ведение тетрадей, отсутствие письменных принадлежностей, провинности на переменах, курение, неуважение к учителям, отказ носить форму и даже пропуск богослужений. Но далеко не за все проступки учащимся грозили розги. За более мелкие провинности виновные получали мягкие наказания. К девочкам же телесные наказания не применялись совсем.

Свидетельства этой эпохи сохранились в многочисленных произведениях русской классики. Например, писатель Николай Помяловский признавался, что его самого в семинарии высекли не меньше 400 раз, и он еще сомневался «пересечен я или еще недосечен?». А в «Очерках бурсы» он описал всевозможные формы наказаний:

«…Пьянство, нюханье табаку, самовластные отлучки из училища, драки и шум, разные нелепые игры — все это было запрещено начальством, и все это нарушалось товариществом. Нелепая долбня и спартанские наказания ожесточали учеников, и никого они так не ожесточили, как Гороблагодатского.
<…>

Гороблагодатскому, как отпетому, часто доставалось от начальства; в продолжение семи лет он был сечен раз триста и бесконечное число раз подвергался другим разнообразным наказаниям бурсы
<…>
Наказание было до такой степени дело не позорное, лишенное смыслу и полное только боли и крику, что Гороблагодатский, сеченный публично в столовой, пред лицом пятисот человек, не только не стеснялся сряду же после порки явиться перед товарищами, но даже похвалялся перед ними.
<…>
Ставили его коленями на покатой доске парты, на выдающееся ребро ее, заставляли в двух шубах волчьих делать до двухсот земных поклонов, приговаривали держать в поднятой руке, не опуская ее, тяжелый камень по получасу и более (нечего сказать, изобретательно было начальство), жарили его линейкой по ладони, били по щекам, посыпали сеченное тело солью (верьте, что это факты) все он переносил спартански: лицо его делалось после наказания свирепо и дико, а на душе копилась ненависть к начальству».

«Попадало» не только обычным ученикам, но и наследникам императорской семьи. Николая I и его брата Михаила нередко бил линейками, ружейным шомполом и розгами воспитатель Матвей Ламздорф. Александра II и его детей воспитывали уже более либерально: вместо физических наказаний применяли ограничения в еде, досуге и встречах с родителями. Возможно, поэтому император-освободитель в 1864 году издал Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений.

Хотя на деле такая практика сохранялась, особенно в сельских и приходских училищах. Ученика могли потаскать за уши или волосы, ударить по пальцам линейкой, поставить в угол. А в гимназиях стали заносить проступки школьников в специальный журнал-кондуит. Провинности отражались на оценке по поведению, а самой жесткой формой наказания стало исключение из учебного заведения: либо временное отлучение, либо с правом дальнейшего обучения в другом месте, либо «с волчьим билетом» — без права на продолжение обучения где бы то ни было. Константин Паустовский описал такой случай в рассказе «Далекие годы»:

«Я видел только одного гимназиста-старшеклассника, исключенного с «волчьим билетом». Это было, когда я учился уже в первом классе. Рассказывали, что он дал пощечину преподавателю немецкого языка Ягорскому, грубому человеку с зеленым лицом. Ягорский обозвал его при всем классе болваном. Гимназист потребовал, чтобы Ягорский извинился. Ягорский отказался. Тогда гимназист ударил его. За это он и был исключен с «волчьим билетом».

На следующий день после исключения гимназист пришел в гимназию. Никто из надзирателей не решился его остановить. Он открыл дверь класса, достал из кармана браунинг (название пистолета. — Прим. ред.) и направил его на Ягорского.

Ягорский вскочил из-за стола и, закрывшись журналом, побежал между партами, стараясь спрятаться за спинами гимназистов. «Трус!» — крикнул гимназист, повернулся, вышел на площадку лестницы и выстрелил себе в сердце».

Окончательно телесные наказания отменили после Октябрьской революции 1917 года. Родителей и детей советская власть приучала к новым традициям воспитания. Стали популярны агитлозунги: «Не бей ребенка — это задерживает его развитие и портит характер», «Школа — друг детей», «Долой избиение и наказание детей в семье», «Не бей и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить» и другие.

Розги, горох, ложкой по лбу и другие методы, за которые сегодня лишили бы родительских прав

 

На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко. Современных омбудсменов по правам ребёнка Такие методы воспитания ввели бы в ступор, а раньше это воспринималось как само собой разумеющееся. Потери сознания или продолжительный голод — лишь часть наказаний, которым мог подвергнуться провинившийся ребенок.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Скамейка для порки и бочонок с розгами./Фото: virtnn.ru


Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу. 

И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года

Розги./Фото: argumenti.ru


Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников. 

Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание. 

Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или о том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Телесные наказания детей в старину были распространены./Фото: i.ytimg.com


Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию

Художник П. Ковалевский. Порка.


Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Сегодня розги заменил ремень./Фото: znaj.ua


Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа. 

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Телесные наказания в школе — Википедия

Телесные наказания в школе — официальные наказания учеников школ за плохое поведение, подразумевающие церемониальное нанесение ученику заданного количества ударов согласно общепринятой методике. Удары обычно наносятся по ягодицам[1] либо по ладоням[2], с использованием специального инструмента, например, трости, деревянного паддла или кожаного ремня. Менее обычно шлёпание, однако и оно применяется, особенно в начальной школе.

Сторонники применения школьных телесных наказаний утверждают, что они обеспечивают немедленное послушание, наказанный таким образом ученик быстро возвращается к учёбе, что лучше, чем дисциплинарные наказания, такие как отстранение от занятий или исключение из школы. Оппоненты уверены в том, что другие дисциплинарные методы не хуже или более эффективны. Некоторые расценивают телесные наказания школьников как эквивалентные насилию над ними или брани.

Во многих местах телесные наказания в государственных школах регулируются постановлениями правительства или местных властей[3], определяющими такие вещи, как орудие наказания, число ударов, которое может быть назначено, кто может быть исполнителем и надо ли извещать родителей наказуемого или совещаться с ними. В зависимости от того, как подробно описаны эти правила и насколько тщательно они исполняются, наказание может принять облик торжественной церемонии, юридически защищённой и не дающей персоналу возможности злоупотреблять властью.

Телесные наказания применялись в школах во многих частях света.

Система образования Древнего Египта предполагала телесные наказания учеников. Дисциплина и послушание прививались через физические наказания розгами, «ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют» (из Папируса Ани, ок. 1250 г. до н. э.)[4][5].

Впервые в мире порка детей в школе была запрещена в Речи Посполитой в 1783 году[6].

В последние десятилетия телесные наказания в школах запрещены в большинстве стран Европы, в Канаде, Японии, Южной Африке, Новой Зеландии и многих других странах (см. список стран ниже). Они остаются обычным явлением во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

В США Верховный суд во время процесса Ингрэхэм против Райта (1977) постановил, что телесные наказания в школах не нарушают федеральной конституции. «Паддлинг» в значительной мере продолжает применяться во многих южных штатах, хотя его использование резко снизилось в последние 20 лет.

В некоторых странах Азии и Африки телесные наказания продолжают применяться, хотя и запрещены по закону.

Телесные наказания в школе распространены во многих традиционных культурах. При этом, их стилистика в англоязычных странах ведёт своё происхождение от британской практики XIX и XX веков, это особенно касается порки тростью мальчиков[7]. Имеется множество литературы на эту тему, как популярной, так и серьёзной[8][9]. В самой Великобритании наказания были запрещены в 1987 году в государственных школах[10][11].

Адам Джоан Браун: Школа для девочек, 1789

Многие школы Сингапура и Малайзии, как и некоторых африканских стран, используют наказание тростью (для мальчиков) в качестве обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание. В Южной Корее порке в средней школе подвергаются как ученики, так и ученицы.

В большинстве стран континентальной Европы школьные телесные наказания запрещены уже в течение нескольких десятилетий, в некоторых намного дольше. Как формальная и продуманная церемония телесное наказание было более обычно для северных/протестантских стран германской культуры, чем для южных/католических, романских и православных-славняских. Битьё палкой не было полностью запрещено до 1967 года в Дании и до 1983 в ФРГ.

В России розги в гимназиях были запрещены в 1864 году[12]. Коммунистические режимы следовали примеру СССР: например, телесные наказания запрещены в Северной Корее[13] и (теоретически) в континентальном Китае[14]. При этом коммунисты в других странах, таких как Великобритания, возглавляют кампании против телесных наказаний в школах, которые они объявляют симптомом упадка капиталистической системы образования[15].

Директор начальной школы им. Джона Кэлхуна в Кэлхаун Хиллс, Южная Каролина, Дэвид Никсон, поддерживая идею телесных наказаний в школе, говорит, что как только ученик был наказан, он может идти в класс и продолжать учиться[16], в отличие от отлучения от школы, которое выключает его из учебного процесса[17] и может быть воспринято как дополнительные каникулы[18].

Филипп Берригэн, католический священник, преподававший в высшей школе святого Августина в Новом Орлеане, также выступает за применение телесных наказаний. Берригэн говорит, что телесные наказания сохраняют массу времени преподавателей, которые в противном случае были бы потрачены на поддержание дисциплины с помощью наблюдения за «арестованными» классами или за выгнанными из класса (но не из школы) учениками и на связанную с этими наказаниями бюрократию[19]. Родители тоже зачастую жалуются на неудобства, доставляемые такими видами наказания, как задержание в классе или субботняя школа[20].

Одним из аргументов против телесных наказаний является то, что некоторые исследования показали их не настолько эффективными при управлении поведением учеников, как считают их сторонники. Эти исследования связывают телесные наказания с рядом неблагоприятных физических, психологических и образовательных последствий, включая «повышенную агрессивность и деструктивное поведение, повышенно деструктивное поведение в классе, вандализм, нежелание идти в школу, невнимательность, повышенный уровень количества бросающих школу, избегание школы и боязнь школы, низкую самооценку, боязливость, соматические заболевания, депрессию, самоубийства и месть учителю»[21].

Медицинские, педиатрические или психологические организации, выступающие против телесных наказаний в школах: Американская медицинская ассоциация[22], Американская академия педиатров[23][24][25], Общество подростковой медицины[26][27], Американская психологическая ассоциация[28], Королевская коллегия педиатрии и детского здоровья[29][30], Королевская коллегия психиатров[31][32], Канадское педиатрическое общество[33] и Австралийское психологическое общество[34] Школьные телесные наказания отвергаются также американской Национальной ассоциацией директоров средних школ[35].

Законность телесных наказаний в различных странах Европы      Телесные наказания запрещены и в школах, и дома      Телесные наказания запрещены в школах      Телесные наказания не запрещены

Австралия[править | править код]

В Австралии телесные наказания запрещены законом во всех школах Австралийской столичной территории[36], Нового Южного Уэльса[37] и Тасмании[38]. В Виктории телесные наказания запрещены законом в государственных школах, но разрешены в частных. Правительство штата в настоящий момент сделало их исключение из учебного процесса условием регистрации школы[39]. Телесные наказания запрещены в государственных школах нормативами министерства образования или местными законами по образованию, но остаются законными в частных школах в Западной Австралии[40], Квинсленде[41] и Южной Австралии. На Северной территории в настоящий момент запрета нет[42][43].

Австрия[править | править код]

Телесные наказания в школах были запрещены в 1975 году[44].

Аргентина[править | править код]

Телесные наказания запрещены в 1813, но были восстановлены в 1817 году и практиковались в этой стране до 1980-х годов. Применялись пощёчины и различные инструменты для порки[45][46].

Великобритания[править | править код]

Карикатура 1888 года

В государственных школах и частных школах, где государству принадлежит хотя бы доля капитала, телесные наказания с 1987 года поставлены парламентом вне закона. В других частных школах такие наказания были запрещены в 1999-м (Англия и Уэльс), 2000-м (Шотландия) и 2003 годах (Северная Ирландия)[7]. В 1993 году Европейский суд по правам человека слушал дело Костелло-Робертс против Великобритании и постановил 5 голосами против 4, что нанесение семилетнему мальчику трёх ударов кедом сквозь штаны не было запрещённым унизительным обращением[47].

Что характерно, телесные наказания применялись исключительно к мальчикам, в школах-пансионах для девочек телесные наказания практиковались лишь до 1830 года[48].

Орудием наказания в школах Англии и Уэльса изначально были розги. В дальнейшем им на смену пришла гибкая ротанговая трость (или кейн, англ. rattan cane), используемая для ударов по рукам или (особенно в случае мальчиков) по ягодицам. В качестве менее формальной альтернативы широко использовалось битьё обувью: тапком, ботинком. В некоторых английских городах вместо трости применялся ремень[49].

Одним из самых жестоких применений телесных наказаний славился Итонский колледж. За каждыми 40 учениками значился т.н. тьютор (англ. tutor, прим. наставник, староста), у которого ученики не только обучались, но и жили; и который также имел право наказывать своих подчинённых. Для проведения наказаний учителя обращались за помощью и к старшим ученикам. Так, в 1840-х годах на 700 учеников в Итоне приходилось всего 17 учителей, так что старосты были просто необходимы. Таким образом, старшие ученики могли вполне официально пороть младших. Помимо «официальных» телесных наказаний в виде порки (которой могли быть подвергнуты даже 18-летние юноши), также практиковались буллинг и дедовщина. Собственно сами телесные наказания проходили публично или в кабинете директора (также бывшего библиотекой), и были ритуализированы: наказуемого привязывали к специальной колодке и секли метлообразными розгами по голым ягодицам, за руки и ноги его придерживали более крепкие ученики. Зачастую итонцы приходили на порки как на шоу, чтобы злорадствовать. Поначалу ученики, которых до отправки в Итон никогда не секли дома, приходили в шок от такого зрелища, но и они вскоре привыкали. Судя по воспоминаниям выпускников, со временем они переставали бояться или даже стыдиться порки. Способность выдержать её без криков было показателем храбрости. Довольно часто телесные наказания проводились в пятницу. «Расцвет» применения телесных наказаний в Итоне пришёлся на период с 1809 по 1834 годы, когда одним из т.н. Head Master’ов (руководителей школы) был Джон Кит (англ.)[50]. В 1911 году розги для старшеклассников заменены тростями, чем вызвали возмущение у многих выпускников Итона[51]. С 1964 года розги были заменены тростью и в младших классах, а в 1984 году было проведено последнее телесное наказание за всю историю колледжа[52].

Тоуси (англ.) и иллюстрация их применения на выставке в музее

В Шотландии в государственных школах применялся тоуз или тоуси (англ.) (англ. tawse) — кожаный ремень с деревянной ручкой с одной стороны и раздвоенным концом с другой, предназначенный специально для телесных наказаний, в основном для ударов по ладоням[53], но некоторые частные школы предпочитали трость[54]. Также тоуз использовался в школах в некоторых английских городах.

Спустя более чем 30 лет после запрета в государственных школах существует заметное расхождение по взглядам на проблему телесных наказаний. Опрос 2008 года 6162 британских учителей, проведённый Times Educational Supplement установил, что каждый пятый учитель и 22 % учителей в средних школах хотел бы вернуть практику использования трости в крайних случаях[55][56], а в то же время правительственное исследование показало, что многие британцы верят, что отмена телесных наказаний в школах стала значимым фактором, обусловившим заметное общее ухудшение поведения детей[57].

Факты[править | править код]
  • В викторианскую эпоху была распространена поговорка «пожалеешь розгу — испортишь ребёнка» (англ. Spare the rod and spoil the child), обосновывавшая необходимость телесных наказаний. Она является цитатой из сатирической поэмы «Гудибрас» (1664 год) Сэмюэла Батлера. В данном контексте упоминание порки скорее связано с эротическими играми, а не с поркой детей[51].

Германия[править | править код]

Телесные наказания в немецких школах были исторически широко распространены. Например, в школе для мальчиков при аугсбургском женском монастыре (его члены были известны как «Stifel Nonnen», нем. монашки в сапожках) наказывали следующим образом: провинившегося засовывали в топку печи головой, а нижнюю часть тела полностью обнажали, после чего секли розгами. Во многих немецких гимназиях за телесные наказания был ответственен так называемый «синий человек» (нем. der blau Mann), в то время, как в иезуитских школах учеников порол непосредственно учитель. Наказаниям подвергали, как и мальчиков, так и девочек. Тем не менее, уже в XIX веке во многих германских государствах, особенно в Гессене, телесные наказания рассматривались как политическое преступление. Неожиданно в высший государственный совет Пруссии было внесено предложение об обязательном введении телесного наказания, но оно было отвергнуто большинством голосов[58]. На протяжении XX века они были запрещены административными законами различных земель в разное время. Повсеместно они были запрещены в 1983 году[59]. С 1993 года применение телесных наказаний учителем является уголовным преступлением — в этом году было опубликовано постановление Верховного суда Германии (NStZ 1993,591), заменившее бывший в употреблении правовой обычай и отменившее решения апелляционных судов некоторых земель (нем. Oberlandesgericht) даже в 1970-е годы. Эти решения подразумевали, что право на наказание было оправданием против обвинения в причинении телесных повреждений, Section 223 Strafgesetzbuch.

Греция[править | править код]

Телесные наказания запрещены в греческих начальных школах с 1998 года, в средних школах — с 2005 года[60].

Израиль[править | править код]

Телесные наказания в любой форме строжайше запрещены Верховным судом Израиля. В прецедентном решении суда от 25 января 2000 года любое физическое наказание, включая даже «лёгкий удар по ягодицам или руке» со стороны родителей, признаётся уголовным преступлением, наказываемым двумя годами тюремного заключения. Этим суд устрожил и усилил предыдущие прецедентные решения в том же духе от 1994 и 1998 годов[61].

Индия[править | править код]

В Индии нет школьных телесных наказаний в западном смысле этого слова. По определению, школьные телесные наказания «нельзя путать с обычными побоями, когда учитель набрасывается на ученика при внезапной вспышке ярости, что является не телесным наказанием, а жестокостью»». Верховный суд Индии запретил жестокость такого типа в школах с 2000 года и 17 из 28 штатов заявили о применении этого запрета, хотя введение его в действие пока вяло. В 2009 году всё ещё имеют место проявления жестокости[62]. Ряд общественных и культурных организаций, включая Шукрачакра, проводят кампании против телесных наказаний в Индии.

Ирландия[править | править код]

В ирландских школах телесные наказания запрещены законом в 1982 году, а с 1996-го года преследуются как уголовное преступление[63].

Испания[править | править код]

Запрещены в 1985 году[64].

Италия[править | править код]

Запрещены в 1928 году[65].

Египет[править | править код]

Исследование 1998 года установило, что телесные наказания широко практиковались учителями в Египте для наказания за поведение, которое они считали неприемлемым. Около 80 % мальчиков и 60 % девочек были биты своими учителями с помощью рук, палок, ремней, обуви и пинками. Самыми обычными повреждениями были синяки и ушибы; открытые раны, переломы, потери сознания и сотрясения мозга были менее обычны.[66]

Канада[править | править код]

В результате судебного процесса «Канадский фонд за детей, молодёжь и закон против Канады» (2004) Верховный суд Канады объявил школьные телесные наказания вне закона[67]. В общественных школах обычным орудием наказания был резиновый или брезентовый ремень, который наматывали на руку[68], в то время как в частных школах часто использовался паддл или стек[69][70]. Во многих частях Канады ремень не применялся в общественных школах с 1970-х или даже раньше: так, утверждалось, что он не использовался в Квебеке с 1960-х[71], а в Торонто он был запрещён в 1971 году[2]. Однако, некоторые школы в Альберте продолжали использовать ремень вплоть до запрета в 2004 году[72].

Запреты школьных телесных наказаний в канадских провинциях[править | править код]

Во всех провинциях, за исключением Онтарио, Альберты и Саскачевана телесные наказания в общественных школах до общего запрета 2004 года, но только в Британской Колумбии и Манитобе телесные наказания были запрещены как в общественных, так и в частных школах.

Китай[править | править код]

Все телесные наказания были запрещены после революции 1949 года. На практике в некоторых школах учеников бьют палкой или паддлом[73][74].

Коста-Рика[править | править код]

Все телесные наказания запрещены с 2008 года как в школах, так и дома.

Малайзия[править | править код]

След от удара учительской тростью на ладони малайзийской школьницы

Наказание с помощью палки — обычная форма дисциплины во многих малайских школах. По закону оно может применяться только к мальчикам, но идея ввести такие же наказания для девочек обсуждалась в последнее время. Девочек предлагается бить по кистям рук, в то время как мальчиков обычно бьют по ягодицам через брюки[75].

Мьянма[править | править код]

Обычно как наказание в школах используется битьё палкой, в то время, как правительство издало директивы против телесных наказаний. Учеников бьют тростью по ягодицам, икрам ног или кистям рук перед всем классом. К другим формам телесных наказаний в школах относятся приседания со скрещенными руками с оттягиванием ушей, стояние на коленях и стояние на скамье в классе. Обычные причины для наказаний включают в себя разговоры на уроках, невыполненное домашнее задание, ошибки во время работы в классе, драки и прогулы. Большинство учеников относятся к наказаниям с пониманием, полагая, что учителя наказывают их из добрых побуждений[76][77] (без уточнения, как это выяснялось).

Нидерланды[править | править код]

Запрещены в 1920 году[78].

Новая Зеландия[править | править код]

Запрещены в 1989 году[79].

Польша[править | править код]

Первая страна, запретившая телесные наказания: в 1783 году. Ныне запрет телесных наказаний гарантируется статьёй польской конституции[80][81]:

Никто не может быть подвергнут пыткам ни жестокому, бесчеловечному или унизительному обращению и наказанию. Применение телесных мер наказания запрещается.

Республика Корея[править | править код]

С 2010 года в провинции Кёнгидо, а с 2011 года — в провинции Северная Чолла и городских округах Кванчжу и Сеула телесные наказания запрещены. Тем, не менее, во многих консервативных провинциях телесные наказания законны и широко используются в тамошних школах. Иногда для дисциплинирования учеников применяется палка, которая слишком толста и тверда, чтобы быть названной розгой-тростью в традиционном британском понимании. Также используются такие «инструменты», как отпиленный кусок бильярдного кия и хоккейные клюшки. Часто они применяются к ученикам в виде ударов по одетым ягодицам, но могут также применяться для ударов по икрам, пальцам ног, по передней или задней стороне бёдер. Мальчики и девочки одинаково часто бывают наказывают таким образом учителями за любой проступок в школе. Правительственные рекомендации заключаются в том, что палка не должна быть толще 1,5 см в диаметре, а число ударов не должно превышать 10[82]. Такие наказания обычно проводятся в классе или коридоре в присутствии других учеников, а процедура менее формальна и подготовлена, чем в других странах, таких как Сингапур. Обычны одновременные наказания для нескольких учеников вместе[83], а иногда бьют весь класс за одного ученика. Обычные причины телесных наказаний включают в себя неудачи при выполнении домашних заданий, разговоры на уроках, когда учитель приказал молчать и получение плохой оценки на экзамене.

Россия[править | править код]

В первых дворянских гимназиях, а также в народных училищах (см. «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ» 1786 и 1804 годов[84]) телесные наказания не применялись, но в уставе гимназий, выпущенным Комитетом устройства учебных заведений в 1828 году, в правление Николая I, уже вводил телесные наказания в виде сечения розгами. Первоначально телесные наказания были предусмотрены лишь для первых трёх классов, позже — для всех классов[84]. Несмотря на это, масштабы их проведения в разных гимназиях различались, многое зависело от личных предпочтений их директоров. Так, согласно наблюдениям Пирогова, убеждённого противника телесных наказаний, в киевском учебном округе порке розгами подвергалось от 13 до 27% гимназистов, а в то время, как в 11 гимназиях в течение года высеченным был каждый седьмой ученик, то в одной только житомирской гимназии — каждый второй[85][86]. Помимо розог, учеников били линейками и драли за уши (бывали случаи, что драли до крови). В государственных гимназиях, духовных семинариях и кадетских корпусах телесные наказания практиковались и до этого, и соответственно, никогда не отменялись. Художественно яркое и исторически достоверное описание семинарских нравов дал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский, который во время обучения в семинарии сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или ещё недосечен?» Согласно выписке из штрафного журнала учеников гимназии и воспитанников пансиона, где указаны лишь виды взысканий, наложенные в 1851 г., учеников могли выпороть за присвоение чужих вещей, обмен книгами без разрешения, лень и плохую успеваемость, прогул, курение табака, пьянство, драку в классе или на улице, обман отца, нескромность в классе и свист на уроке.

Противником телесных наказаний в школах был, в том числе, и Александр Пушкин:

Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении…

…уничтожение телесных наказаний необходимо. Надлежит заранее внушить воспитанникам правила чести и человеколюбия. Не должно забывать, что они будут иметь право розги и палки над солдатом. Слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников.

«О народном воспитании» (Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М.: ГИХЛ, 1963, стр.358)

Стоит отметить, что телесные наказания применялись только к мальчикам, в учебных заведениях, где обучались девочки (например, институтах благородных девиц или школах-пансионах), они не применялись.[85] Но были единичные случаи таскания непослушных учениц за волосы и отрезание кос.

В 1864 году, уже через год после отмены телесных наказаний для взрослых, был издан «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений», запрещавший телесные наказания в школах. Положения указа были внедрены в новом школьном уставе того же года.

Несмотря на это, во многих сельских и приходских школах телесные наказания сохранялись и после этого. 11 августа 1904 года были отменены телесные наказания для детей-учеников ремесленников. Окончательно телесные наказания были запрещены после революций 1917 года. Советские педагоги на протяжении всего существования Советского Союза относились к телесным наказаниям негативно. Даже в военные годы, когда проблемы школьной дисциплины, особенно в мужских школах, стали чрезвычайно острыми, телесные наказания всё так же были запрещены.

…поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение….. У учителей должна быть разумная строгость и требовательность, педагог сам должен быть последовательным до конца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобы требования были выполнены. При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство.

В начальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно — на не свыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.

Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором и Педагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступка и от условий, его вызвавших. … необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитывать возраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка, в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковы последствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группу учащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело ли место добровольное признание или сокрытие и пр.

Приказ Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года «Об укреплении дисциплины в школе»

Согласно статье 336 Трудового кодекса РФ трудовой договор с педагогом, совершившим в отношении ребенка телесное наказание, подлежит расторжению[87]. Несмотря на запрет, единичные случаи избиения учителями учеников всё же встречаются. Чаще всего подобное практикуют физруки. Иногда учителя применяют к ученикам подзатыльники, щипки и шлепки[88].

Сингапур[править | править код]

Телесные наказания в сингапурских школах законны (только для мальчиков) и полностью одобряются правительством для поддержания строгой дисциплины[89]. Может использоваться только лёгкая ротанговая трость[90]. Наказание должно происходить в виде формальной церемонии, после вынесения решения руководством школы, а не учителем в классе. Большинство средних школ (как независимых, автономных, так и государственных), а также некоторые начальные и одна или две гимназии после средней школы, применяют наказания палкой для борьбы с непослушанием мальчиков[91]. В средней школе и последующей гимназии удары ротанговой тростью всегда наносятся ученикам по ягодицам, не снимая одежды. Министерство образования установило максимум в шесть ударов за один случай проступка. Иногда церемония проводится перед другими учениками.

Соединённые Штаты Америки[править | править код]

Отдельные штаты США имеют власть запретить телесные наказания. В настоящее время такие наказания запрещены в государственных школах тридцати штатов[92]. В двух из этих штатов, Нью-Джерси[93] и Айове[94], телесные наказания незаконны также и в частных школах. 20 штатов, в которых телесные наказания не запрещены, расположены в основном на юге страны. Телесные наказания продолжают применяться в значительных (хотя и снижающихся)[95] масштабах в некоторых общественных школах Алабамы, Арканзаса, Джорджии, Луизианы, Миссисипи, Оклахомы, Теннеси и Техаса[92].

В 1867 году Нью-Джерси стал первым из американских штатов, запретившим телесные наказания в школах. Вторым был Массачусетс 104 года спустя, в 1971 году. Последним на данный момент штат стала Северная Каролина, в 2018 году в самом последнем округе штата, где ещё практиковались телесные наказания, путём голосования они были отменены.

Частные школы большинства штатов свободны от этого запрета и могут избрать орудием воспитания паддл. Большинство частных школ, идущим таким путём, также находятся в южных штатах. В основном, но не только, это христианские евангелические или фундаменталистские школы[3][96][97].

Большинство городских школьных систем отказались от телесных наказаний даже в штатах, где это разрешено. Собираемая федеральным правительством статистика свидетельствует, что использование паддла последовательно снижается во всех штатах, где он разрешён, на протяжении как минимум последних 20 лет. Направленная против порки кампания Центр эффективной дисциплины, основываясь на данных федеральной статистики, оценивает количество выпоротых или избитых паддлом учеников в 2006 году в государственных школах США примерно в 223 тысяч[95].

Статистика показывает, что чернокожие ученики и ученики латиноамериканского происхождения избиваются паддлом чаще, чем белые[95], возможно по той причине, что родители, принадлежащие к этим группам населения, более склонны к использованию подобных методов воспитания[98][99]. Однако исследование в Кентукки показало, что относящиеся к меньшинствам ученики вообще непропорционально часто становятся объектами применения дисциплинарных правил, не только телесных наказаний[100].

Федеральная статистика свидетельствует, что примерно в 80 % случаев в США паддл применяется по отношению к мальчикам, скорее всего потому, что они намного чаще, чем девочки, демонстрируют такие виды плохого поведения, когда применяются телесные наказания[101].

В одном из исследований утверждалось, что ученики с физическими или психическими недостатками «в некоторых штатах становятся объектами телесных наказаний в непропорционально высокой степени, приблизительно в два раза чаще, чем все ученики»[102].

Телесные наказания в американских школах производятся ударами по ягодицам учеников или учениц изготовленным специально для этого деревянным паддлом. Часто наказание происходит в классе или холле, но в наши дни это делается обычно в закрытой обстановке в кабинете директора школы.

Большинство публичных школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и в некоторых случаях эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей[3].

В 1983 году администратор школы подрался с ученицей, пытаясь заставить её нагнуться над стулом для удара паддлом. Во время борьбы ученица упала спиной на стол и получила серьёзную травму спины[103]. Во избежание подобных инцидентов районное школьное управление приняло правило, по которому «телесное наказание не применяется, если требует удержания ученика или борьбы с ним»[104].

В возрастающей степени телесные наказания в школах США становятся вопросом выбора ученика, по правилам или фактически. Так, правила школ Александер сити в Алабаме говорят, что «ученика не спрашивают об одобрении телесного наказания»[105]. Многие школьные руководства утверждают, что если ученик отказывается от «паддлинга», то ему или ей назначается наказание иным способом, таким как временное отстранение от занятий.

Многие школы предлагают родителям возможность разрешить или запретить телесные наказания к своим сыновьям или дочерям. Как правило, родители заполняют соответствующий формальный документ в школьном офисе. Во многих школьных управлениях такие наказания не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это прямо.

Законопроект о прекращении использования телесных наказаний в школах представлен в Палату представителей США в июне 2010 года[106][107]. Законопроект, согласно резолюции 5628[108], передан для рассмотрения Комитетом образования и труда Конгресса США. Предыдущий законопроект «об отказе финансирования образовательных программ, допускающих телесные наказания»[109] был внесён на рассмотрение Палаты представителей в 1991 году депутатом Мэйджором Оуэнсом и не был принят согласно резолюции 1522.

Штаты, запретившие школьные телесные наказания[править | править код]
Законность телесных наказаний в различных штатах США      Телесные наказания запрещены в школах      Телесные наказания не запрещены

Всего использование телесных наказаний в государственных школах запрещено в 32 штатах и в округе Колумбии.

Таиланд[править | править код]

Телесные наказания в образовательных школах незаконны согласно постановлениям Национального комитета защиты ребёнка «О наказаниях учеников Министерства образования» (2005) и «О рабочих процедурах защиты ребёнка следящего за поведением учеников персонала» (2005), по статье 65 Акта защиты ребёнка[114]. Несмо

Как наказывали провинившихся детей на Руси / Научный хит

На Руси детей воспитывали строго. За проступки и шалости принято было наказывать, причём порой достаточно жестоко. Современных омбудсменов по правам ребёнка такие методы воспитания ввели бы в ступор, а раньше это воспринималось как само собой разумеющееся. Потери сознания или продолжительный голод — лишь часть наказаний, которым мог подвергнуться провинившийся ребенок.

Ложкой по лбу получи, если правил не учил

Сегодня вряд ли кому-то из родителей придёт в голову ударить ребенка ложкой по голове. Это кажется странным и не слишком приличным. А раньше, когда во время еды на стол ставили чугунок, и вся семья черпала из него еду по старшинству, такой метод наказания считался обычным. Если ребёнок решил опередить отца или деда и зачерпнул первым, значит, он неуважительно относится к старшим, не знает правил поведения. За это нарушитель (кстати, это мог быть не обязательно ребёнок, а любой, кто младше старшего в семье) получал удар деревянной ложкой по лбу.

И не только за это. Следили за аккуратностью — накапал на чистый стол, забыв подстраховаться кусочком хлеба — получи по лбу. Громко чавкаешь и торопишься, болтаешь во время еды — снова ложкой! В общем, если хотелось сохранить свое лицо в целости и сохранности, без шишек и синяков, следовало есть аккуратно, не нарушать правила, вести себя скромно.

Розги на обложке букваря 1637 года

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.

Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.

В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.

Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников.

Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание.

Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

На горох, или О том, как в старину не задумывались о здоровье коленных суставов

Поставить ребенка коленями на горох — это наказание было очень распространено на Руси. Получали его по самым разным причинам: ребёнок не слушался или не сделал то, что ему поручили по дому, грубо ответил, просто шалил. Кажется, что тут такого — постоять на горохе, однако сушеные зёрна так сильно впивались в колени, что за несколько часов доводили ребёнка до состояния полного изнеможения.

За неумение прилично себя вести ребенка могли посадить на хлеб и воду на несколько дней. Например, за громкий смех или разговор, недовольное выражение лица, комментирование слов старшего.

Семь лет уже есть — пожалуйте в колонию

Сегодня это покажется невероятным, но в конце 18 века можно было привлечь к уголовной ответственности ребёнка, если ему исполнилось 7 лет. Это было прописано в Уложении о наказаниях. Если родители отчаивались перевоспитать свое чадо, считали его настолько непослушным, что справиться с ним просто невозможно, они могли отправить его в специальный смирительный дом на несколько месяцев (до полугода). Родители сами определяли длительность наказания и проступки, за которые ребёнок уезжал в казенное учреждение. В качестве причины чаще всего указывалось «неповиновение взрослым», «очевидные пороки», «разврат». Что под этим имелось в виду, сегодня сказать сложно.

Строптив – получи пощечину и голодай

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.

Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех и получение прощения от Господа.

Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Розги и горох: как раньше наказывали детей

У наших предков не было проблемы с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый проступок полагалось то или иное наказание. Даже за вполне безобидное по сегодняшним меркам поведение стоило ожидать хорошей взбучки.

На горох

Не найти было в старину ребенка, который не постоял бы на горохе. Это наказание было одним из самых распространенных, а получить его можно было, например, за проявление злобы по отношению к родне, невыполнение обязанностей по дому, непослушание.

Несмотря на кажущуюся незатейливость карательной меры, она была очень болезненной и символичной. Многочасовое стояние должно было подтвердить готовность к смирению, а боль от впивающихся в колени твердых зернышек заставляла прочувствовать неправильность собственного поступка особенно глубоко.

Розги

К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».

И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!

Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.

Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».

Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.

Моральное унижение

Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.

Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.

Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.

Ложкой по лбу

Получить деревянной ложкой по лбу от главы семейства любой находящийся за столом мог за нарушение правил поведения за столом. Из стоявшего в центре стола чугунка все черпали согласно старшинству и положению в семье: сначала пробу снимал отец (или дед), а затем остальные. Полез ложкой вперед батьки – проявил неуважение к кормильцу.

Отправлять в рот кашу или похлебку следовало аккуратно, вдумчиво и неспешно. Не подставил под ложку хлеб и капнул на стол? Подставляй лоб! Задал кому-то невинный вопрос! Опять готовься к удару! Семьи были большими, поэтому некоторым отцам приходилось частенько доставать новый столовый прибор.

Детская колония

Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).

Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.

Три дня сухомятки

Умение контролировать собственные эмоции – ценнейшее качество, которое обязан был взращивать в себе с малолетства каждый. Конечно, взрослые не запрещали детям веселиться и играть. Сделал дела, бегай с колесом по двору хоть до посинения. Требовалась малость – уметь вовремя остановиться. Например, смейся, но не так, чтоб из глаз слезы брызгали. Прослезился? Три дня на воде и хлебе.

Коленопреклонение

«Что-то сегодня слишком жарко», или «Как же этот дождик надоел», – за подобные фразы ребенок мог поплатиться независимо от возраста. К ежедневной молитве добавлялись 25 земных поклонов. А это совсем не то же самое, что преклонить голову или сделать малый поясной поклон. Медленно опуститься на колени, а затем неспешно встать, – и так 25 раз.

Наказание символизировало падение человека во грехе (опускание на колени) и его прощение Господом (подъем с колен). Оно не только позволяло прочувствовать вину, но и избавляло от лени. Родители строго следили, чтобы епитимья не превращалась в некий комплекс гимнастических упражнений, выполняемый наскоро и бездумно.

Лишение сладкого

Собственно, лишали не только сладкого. Быть готовым выдержать 12-дневный строжайший пост с сотней (!) ежедневных земных поклонов следовало тому, кто во время церковной службы позволил себе хотя бы перешептывание с соседом. Для молодых суставов, может, и не слишком суровое испытание, но на голодный желудок, думается, не слишком простое для выполнения.

Ограничения в еде были и самым популярным видом наказания в императорских семьях. Так, детей Александра II могли лишить сладкого или поставить в угол за съеденный до обеда пирожок или вопросы по поводу меню.

Пощечина

Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.

Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.

Читайте также:

Розга ум вострит: как наказывали детей на Руси — Статьи — Дети старше 7 лет

wikiart.org, Николай Богданов-Бельский «Дети на уроке», 1918

В середине XVI века установленный веками порядок был, наконец, зафиксирован письменно: на свет появились особые книги, которые буквально пошагово расписывают весь жизненный уклад русского человека. «Великие Минеи Четии» – чтение для всей семьи на каждый день года; «Стоглав» – сборник религиозных догм и правил, и «Домострой» – тщательная регламентация всего повседневного быта, четкий свод жизненных правил для каждой семьи.

Монах Сильвестр – духовный наставник царя Иоанна Грозного и составитель «Домостроя» – не только давал советы о том, как, например, солить рыжики или принимать гостей. Особое внимание он уделил взаимоотношениям супругов, хозяев и слуг в семейном доме и, конечно же, родителей и детей. В своем прототипе Семейного кодекса он четко говорит о том, что главная задача любого родителя – забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Эта забота должна быть деятельной, и не концентрироваться на одной лишь финансовой составляющей. Ответственные отец и мать обязаны, прежде всего, прививать ребенку полезные качества, необходимые тому для дальнейшей праведной жизни: такие как страх Божий, уважение к старшим, вежливость, трудолюбие и соблюдение «всякого порядка». Родителям предписывается не баловать детей, а «страхом спасать, наказывая и поучая», и – «осудив, побить».

Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.

Монах Сильвестр

Сильвестр учит: «Любя сына своего, увеличивай ему раны, и потом не нахвалишься им». Кстати, те же правила, только сформулированные проще, нашли свое отражение в многочисленных народных пословицах и поговорках. Например, такой: «Дать бы тебе ума с заднего двора».

В то же время составитель канонического текста предостерегает взрослых от излишней жестокости: он отмечает, что физическое воздействие должно быть умеренным и оправданным. К примеру, сечь детей предписывается в строго определенный день, например, в субботу, запрещается наказывать ребенка слишком сурово и калечить его, а также идти на поводу у своего гнева – решение о телесном воздействии должно приниматься взвешенно и объективно. Особое внимание Сильвестр уделяет тому, чтобы поберечь самооценку чада: «Жену учи до детей, а детей без людей». Этим правилам русское общество следовало веками. Невероятно, но и в просвещенном XIX веке находилось немало семей, которые жили по домострою.

wikiart.org, Владимир Маковский «Игра в бабки», 1870

За одного битого двух небитых дают

Розги, плети, палки, батоги – все это применялось в «воспитательных целях» не только в семьях, но и в учебных заведениях. Еще ребенка могли отхлестать веревкой с узлами, или поставить голым коленями на горох – наказание не только болезненное, но и очень унизительное. Все это делалось совершенно легально. Существовал даже специальный регламент в данном вопросе. Кстати, не стоит думать, что подобные порядки были заведены лишь в учебных заведениях для простонародья: и дворянские, и купеческие дети также не понаслышке были знакомы с розгами. В различных воспоминаниях часто повторяется один и тот же красноречивый момент: во время традиционной субботней порки часто попадало не только провинившимся детям, но и тем, кто всю неделю вел себя прилежно, – «чтоб неповадно было».

Несложно догадаться, что система физических наказаний для детей была точным слепком со взрослых правил игры. В Воинском уставе великого императора Петра I перечислены не только порка кнутом и битье шпицрутенами, но и отсечение руки и пальцев, отрезание языка. По сравнению с этими пытками наказания для детей казалось просто невинной забавой. Все попытки смягчить систему, предпринимаемые Екатериной II и Александром I, убедительными не выглядели. И в XIX век в России вырастали «поротые поколения»: битье кнутом отменили лишь в 1845 году, а плети, шпицрутены и розги оставались в ходу вплоть до XX века. Удивительно, но против такого уклада никто всерьез не протестовал.

wikiart.org, Василий Перов «Мальчик, готовящийся к драке», 1866

Их били в детстве

Император Николай I

Николай I, будучи еще наследником престола, терпел регулярные побои… от своего воспитателя, графа Ламсдорфа. Тот в порыве ярости неоднократно даже бил цесаревича головой об стену. Впоследствии, став императором, Николай I запретил любое телесное наказание для собственных детей: вместо этого их ограничивали во встречах с родителями, и в питании (вместо полноценного обеда – один лишь суп).

Наталья Гончарова

Биография Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина, не так проста, как может показаться. С одной стороны, эта блистательная красавица получила отличное для своего времени образование, а с другой – в юности была необычно молчалива, за что ее считали простушкой. Объяснялось все просто – авторитарная мать Натальи за малейшее неповиновение жестоко хлестала своих дочерей по щекам. Позже детские переживания вылились в юношескую замкнутость. Кстати, муж Натальи, Александр Сергеевич, собственноручно сек розгами их детей.

Иван Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев сам подвергался в детстве домашнему насилию. Его мать – Варвара Петровна – происходила из богатой дворянской семьи, была начитанна, образованна и эрудированна, что совершенно не мешало ей быть настоящим домашним тираном. Иван Сергеевич вспоминал: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день…без всякого суда и расправы». Впоследствии писатель «передал привет» своей матери, увековечив ее в образе барыни-самодурки из пронзительно-горькой повести «Муму».

Масштабное протестное движение за отмену телесных наказаний развернулось в Российской империи лишь на рубеже XX века. Да и то, прогресс в этом непростом вопросе продвигался маленькими шажками. К примеру, сначала запретили пороть гимназистов, потом – женщин и, в конце концов, каторжан. Но окончательная точка невозврата была пройдена лишь после Октябрьского переворота 1917 года. Большевики активно выступили против телесных наказаний, называя их «буржуазным пережитком», порка в советской школе была решительно запрещена. Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд». При всей неоднозначности системы воспитания и образования в СССР, один принцип действовал там непреложно: трещины воспитания затрещинами не загладишь. 

Читайте также: Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *